История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Г. Кузнецов

УБЕЖДЕННОСТЬ В ПРАВЕ ЛЮДЕЙ НА СЧАСТЬЕ

К юбилею А. Р. Беляева

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Г. Кузнецов, 1984

Рабочее слово (Новосибирск). - 1984. - (?)

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2006

16 марта исполнилось 100 лет со дня рождения одного из крупнейших советских писателей-фантастов – Александра Романовича Беляева (1884–1942). Родился он в Смоленске. В детстве увлекался Жюль Верном, техникой, театром. Но учиться ему пришлось в духовной семинарии. Впоследствии получил высшее юридическое и музыкальное образование. Не менее 15 лет отдал театру. Был актером и режиссером, присяжным поверенным, музыкантом и театральным критиком, журналистом. С 1916 по 1922 год тяжело болел костным туберкулезом позвонков, четыре года провел в постели, в гипсе. Затем работал в уголовном розыске, детском доме, на почте, плавал на рыболовном траулере. Много путешествовал.

Во время болезни Беляев упорно работал над собой, изучал новые языки, много читал по абонементам четырех библиотек. Круг чтения был очень широк. В это время появляются многочисленные записи, папки с вырезками из журналов и газет о новейших научных открытиях. Впоследствии все это пригодилось будущему фантасту. С 1925 года Александр Романович занялся исключительно литературной деятельностью.

Александр Беляев – первый советский писатель, полностью посвятивший свое творчество научной фантастике (далее НФ). Этот факт, а также некоторые преемственные черты творчества обусловили традиционное отношение к Беляеву, как к «советскому Жюль Верну». Такой подход к творчеству писателя, а также тенденция в 30-е годы свести НФ к сухой «занимательной» науке, исказил представление об этом интереснейшем авторе. Беляев писал: «НФ нельзя превращать в скучную научно-популярную книжку, в научно-литературный недоносок». И в ответ на предложение написать роман о колхозе или гигантских фарфоровых изоляторах Беляев откровенно высмеивал такие «социальные заказы», добавляя, что «ежели НФ займется подобными, с позволения сказать, темами, то ей грош цена! Цель НФ служить гуманизму в большом всеобъемлющем смысле этого слова».

В то же время Александр Романович придавал огромное значение научному материалу в своих произведениях. С Жюлем Верном его роднят: умный гуманизм, энциклопедическая разносторонность, вещественность вымысла, богатая, но научно-дисциплинированная фантазия. Но, в отличие от французского писателя, Беляев не «шпиговал» научным материалом свои романы, а включал научное содержание в разработанный психологический контекст и подтекст. НФ тема при этом получала индивидуалистическую психологическую окраску.

У Беляева – прирожденный талант фантаста, он подхватывал новую идею на лету, иногда задолго до ее признания. Особенно эффективно это сказалось в творческом контакте с Циолковским. Но кроме этого Беляев принес в советский фантастический роман высокое сознание его общекультурной ценности, утвердил его как новый род искусства, более высокий, чем авантюрный роман или роман приключений.

Александр Романович большое значение придавал литературной форме своих произведений, был критически настроен к своему языку, перерабатывал свои романы, уделяя внимание и остроте сюжета, и художественным деталям. Его романам свойственны внутреннее действие, романтика неведомого, интерес исследования и открытия, интеллектуальная ситуация и социальное столкновение.

Жизнь Александра Беляева – литературный подвиг. За 15 лет работы им написано более 200 печатных листов. Болезнь, война и ранняя смерть не дали ему возможности выполнить давнюю мечту – написать многоплановый роман о будущем человечестве и человеке, на подступах к которому он находился накануне трагических для страны и для него событий.

Свое первое НФ произведение Беляев создал в 1925 году. В это время наиболее крупными фигурами в мировой фантастике были: Г. Уэлс [Уэллс – Ю. З.] в Англии, К. Чапек в Чехословакии, Ж. Рони-ст во Франции, Г. Мейринк и Г. Доминик в Германии. В США НФ переживала эпоху «пульп-продукции», и типичным ее представителем был небезызвестный Э. Берроуз. В нашей стране за семь лет советской власти мало кто из писателей регулярно публиковал НФ: В. Гончаров, Я. Окунев, В. Язвицкий. Реже публиковались: Н. Карпов, И. Келлер и В. Гиршгорн, Н. Муханов. Исключением является лишь А. Грин, который за этот период сделал чрезвычайно много для развития жанра фантастической новеллы. Весьма характерным для этого «добеляевского» периода было то, что наиболее крупный вклад в историю советского НФ романа сделали писатели-нефантасты: В. Итин, А. Толстой, М. Булгаков, В. Катаев, В. Обручев, И. Эренбург. В период с 1925 по 1930 годы наблюдалось значительное оживление струи НФ в литературе, и наиболее значимые произведения принадлежат перу Александра Беляева. 1930 год условно разбивает творчество фантаста, на две части. До 1930 года: «Голова профессора Доуэля», «Последний человек из Атлантиды», «Остров погибших кораблей», «Борьба в эфире», «Вечный хлеб», «Человек-амфибия», «Золотая гора», «Властелин мира», «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо», «Светопреставление». И с 1930 года: «Подводные земледельцы», «Земля горит», «Прыжок в ничто», «Воздушный корабль», «Звезда КЭЦ». «Чудесное око», «Небесный гость», «Лаборатория Дубльвэ», «Под небом Арктики», «Замок ведьм», «Человек, нашедший свое лицо», «Ариэль». Это только романы и повести. Но выходило еще множество сборников, рассказов и очерков под разными псевдонимами...

В первый период А. Беляев показал себя блестящим мастером НФ романа, содержащего в себе элементы социального, политического памфлета. Он с беспощадной ясностью изображал антигуманистический характер многих научных открытий в буржуазном обществе.

С 1930 года тематика произведений меняется – кончился период отрицания, начался период утверждения. Теперь Беляева интересуют будни советского трудового народа, преодолевающего многочисленные опасности и трудности как в борьбе с классовым врагом, так и в борьбе со стихиями в процессе переделки лика Земли («Земля горит»). Подводится окончательный приговор сбежавшим с планеты капиталистам («Прыжок в ничто»). В этот период большое значение для Беляева имели научные и философские идеи К. Э. Циолковского.

Александр Беляев сумел показать в своих романах картины преображенной Земли, триумфальное шествие НТР, новые отношения между людьми. С техникой и наукой все было в порядке, но с людьми было сложнее... Беляев писал: «Самое легкое – создать занимательный, острофабульный НФ роман на тему классовой борьбы. Тут и контрасты характеров, и напряженность борьбы, и всяческие тайны и неожиданности... И самое трудное для писателя – создать занимательный сюжет в произведении, описывающем будущее бесклассовое коммунистическое общество, предугадать конфликты положительных героев между собой, угадать хотя бы две-три черточки в характере человека будущего...»

Глобальную задачу поставил перед собой Беляев и пытался ее разрешить. Он обращался за консультацией к десяткам авторитетов, вплоть до Луначарского. Но общие слова, получаемые в ответ, не давали базы для работы. Конкретизируя, приходилось экстраполировать законы диалектического развития и предугадывать сюжетно-конфликтные формы проявления борьбы противоположностей... Задачу эту ни Беляеву, ни его современникам-писателям разрешить не удалось. Так уж случилось, что первые удачи НФ в этом плане совпали по времени со вступлением человечества в космическую эпоху. Но поиски Александра Беляева приблизили этот виток спирали литературного процесса, и мы благодарны ему за это. До него наша фантастика не знала ни такого тематического диапазона, ни такого многообразия форм. Он связал советскую НФ с мировой традицией и оказался в числе немногих, кто спас ее для большой литературы. В своих книгах Беляев провозгласил и воплотил гуманистические идеалы советской фантастики – одушевленность идеями человеческой и социальной справедливости, взволнованное обличение всех форм угнетения, веру в величие человека, его разума, в его неограниченные возможности, убежденность в праве людей на счастье.

Материал подготовил Г. Кузнецов,

ст. инженер ОКБ.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001