История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Э. Русаков

ВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Э. Русаков, 1989

Красноярский рабочий (Красноярск).- 1989.- 9 июля.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Хотел начать с банальной фразы: мол, любителям фантастики повезло - в Красноярском издательство вышла новая книга Олега Корабельникова "К востоку от полночи". Но тут же и спохватился: а ведь разные есть любители. Одни предпочитают увлекательное, легкое чтиво с острым сюжетом - для них эта книга может показаться слишком серьезной и даже заумной. Другие, более искушенные, привыкли выискивать в произведениях фантастического жанра лишь намеки на современность, так называемые аллюзии, выраженные эзоповым языком, языком лукавых иносказаний. И эти читатели, вероятно, будут разочарованы, ибо не обнаружат в книге Корабельникова броской сенсационной злободневности. Не о сегодняшнем быстротекущем дне эта книга, вернее, не только о сегодняшнем - она о будущем, о прошлом, о вечном.

ПЕРЕД НАМИ трилогия, связанная общими темами и героями. Первая повесть - "Несбывшееся, ты прекрасно!" - наиболее достоверная, почти реалистическая, является как бы развернутой экспозицией. В этой повести описана утопическая попытка создать "новую семью", своеобразную домашнюю коммуну. Мы с вами часто употребляем фигуральное выражение: "проснулась совесть". Так вот, у врача-хирурга Чумакова совесть пробуждается в буквальном смысле слова. Метафора, конечно, остается метафорой - она лишь развертывается до размера главы, эпизода. Можно и всю повесть рассматривать как развернутую метафору. В этом, кстати, я вижу один из главных признаков поэтичности прозы Олега Корабельникова.

Врач Чумаков, потерявший родных и близких, пытается создать "новую семью", построенную "на началах свободы и ненасилия". Члены этой коммуны далеко не ангелы - тут и алкаш-художник, и грубоватый "братан" Петя, и чужая жена Ольга, - и дед-"язычник", и говорящий скворец, и щенок Василий Васильевич. Кроме этих явно гротескных персонажей, в повести существуют и вполне "нормальные" люди, современные врачи, достоверно и убедительно показан их быт, их нелегкая работа. Реальность и гротеск, элементы сказки и отголоски восточных философских учений - все это органично переплетается в художественной ткани произведения. Стремление совместить жажду счастья с жаждой справедливости, свойственное герою повести, может показаться наивным, недостижимым. Но ведь ради достижения этой гармонии и мучаются лучшие люди, ради этого и пишутся лучшие книги.

Повесть "К востоку от полночи" - о бесконечных поисках истины, о поисках собственной судьбы. Вечный поиск - быть может, в этом и заключается смысл человеческой жизни? Не случайно многие персонажи повести именуются общим словом:

Искатели, В основе сюжета - легендарная ситуация, напоминающая гетевского "Фауста": врач Оленев еще в юном возрасте подписывает собственной кровью договор с неким многоликим "Ванюшей" и в дальнейшем становится очевидцем и участником многочисленных превращений и чудес, происходящих с его родными и близкими, с ним самим. Словно карты в колоде, в повести тасуются разные "варианты судьбы". В каждом из этих вариантов сам Оленев практически ничем не рискует. И вот, спустя двадцать лет после подписания рокового договора, герой обнаруживает с горечью, что все эти годы он "пребывал в состоянии анабиоза" - он не жил полнокровной, активной жизнью, ведь он был избавлен, застрахован от страстей и страданий. А без страстей и страданий - какая жизнь?

В третьей повести - "И небо, как свиток", завершающей трилогию, достигают кульминационного развития нравственно-философские темы, волнующие автора. Усиливаются тут и элементы фантастики. Особенно мне запомнился жутковатый эпизод, где описано присущее герою повести свойство "билокации" - способность находиться одновременно в двух разных местах, сопровождаемая еще и расщеплением сознания, и перевоплощением. Герой, например, раздваивается и превращается в муху-жигалку - и кусает при этом сам себя! Подобные фантастические "аттракционы" не являются самоценными - они работают на основную идею повести: все в нашем мире связано, взаимозависимо, все едино. Герой повести, врач Веселов, тоже из породы Искателей. Он ищет Отца, ищет свои родовые корни. И постепенно он убеждается в правоте древней мысли о том, что все люди - братья. На протяжении многих веков люди нашей планеты, разные расы и нации так переплелись между собой, так перемешались, что постепенно генофонд стал общим и люди в буквальном смысле слова породнились. Эти идеи, идеи всемирного братства, родства, единства, отнюдь не кажутся мне утопическими или тем более фантастическими.

В наши дни, на фоне не стихающих межнациональных претензий и конфликтов, примиряющие мысли о братстве звучат особенно актуально. Ведь, казалось бы, аксиома: каждый писатель обязан служить не вражде, а единству. К сожалению, из опыта некоторых последних публикаций мы знаем примеры обратного. И об этом тоже приходится вспоминать, читая книгу Корабельникова. Взять хотя бы развенчание пресловутой идеи об "избранном народе". На этом, кстати, закручена основная сюжетная интрига. Автор выстраивает универсальную модель, помогающую в трудном деле разоблачения бредовых идей расизма, богоизбранничества, мессианства.

Герой повести с отвращением отвергает нелепые (но, к сожалению, доныне весьма распространенные) теории о различных коварных "заговорах", он осуждает проявления нетерпимости, экстремизма. Одним из таких экстремистов является "патриот" Алеша, который намерен бороться с неведомыми космическими пришельцами, давным-давно захватившими Землю. "Оказывается (при этих словах Алеша непритворно побледнел и снизил голос до шепота), они повинны во всех земных бедах: в бесчисленных войнах, в эпидемиях, в религиозных распрях, в чудовищных открытиях ученых и даже в том, что теперь Земле угрожает всеуничтожающая ядерная война...".

Согласитесь, что все это очень даже похоже на пресловутую теорию о всемирном "жидо-масонском заговоре". Казалось бы, азбучная истина: нет народов "Плохих" и "хороших", есть народы разные, равноправные, - а ведь приходится напоминать об этом снова и снова!

"Все живое на Земле - лишь ветви и листья одного дерева, ушедшего корнями в миллионолетия, в непостижимую глубину, где жила еще та, первая, молекула живого, давшая начало всему, что было, есть и будет"...

Закончить я хотел привычным призывом к читателям: спешите купить новую книгу Олега Корабельникова. Но вспомнил, что тираж ее ни в коей мере не соответствует читательскому спросу, и решил воздержаться от рекламных призывов. Зачем дразнить людей, и без того раздраженных всяческим дефицитом? Мы ведь давно, уже не покупаем, а достаем... И все-таки, попытайтесь достать книгу Корабельникова "К востоку от полночи". Быть может, вам это удастся.

    Эдуард РУСАКОВ.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001