История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

А. Шмалько

АЛЫЕ КРЫЛЬЯ ШТУРМФОГЕЛЯ

Опыт необъективной рецензии

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© А. Шмалько, 2000

Любезно предоставлено творческой мастерской «Второй блин»

Бессонов А. И. Алые крылья огня: Фантастический роман. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО, 1999. - 400 с. (Серия "Абсолютное оружие)";

Лазарчук А. Штурмфогель: Фантастические романы./ Ил. П. Борзенца. - СПб.: "Стихия оЗон", "Terra Fantastica", 2000. - 384 с.; Ил. - ("Corona").

Имперский сон, в который все более впадает наша фантастика, порождает странных чудовищ. И далеко не всегда им хочется смотреть в глаза. Да стоит ли? И взгляд известный, и личина знакомым черепом кривится...

Но сначала о хорошем. Ведь новая книга знакомого автора - это всегда хорошо.

1.

Итак...

Всем любителям криптоисторических боевиков всячески рекомендуется. Новый роман на добротном ментально-документальном материале, причем только входящем в криптоисторический оборот. Вместо поднадоевших родных осин, увитых проволокой ГУЛАГа и пощербленных красногвардейскими пулями - Третий Рейх. Не будем покуда задумываться, отчего именно эта Империя, а не Британская, Римская или на худой конец Австро-Венгерская. Рейх себе - и Рейх. Тем более, там такое творилось!..

Представьте себе: некий офицер немецкой армии, характер нордический, к врагам беспощаден, грудь в крестах, голова же - отнюдь не в кустах (везучий!), вынужден спасать мир. А как не спасать-то? Некие супостаты не совсем людского происхождения (оберменши по-ихнему), своими оберменскими способностями пользуясь, решили нашу Землю вконец сгубить. И сгубили бы, ежели выжеизложеный ариец не вмешался. Он-то и сам не промах, и способностей (хитов по-нашенски) вдосталь имеет. Ну и друзья, камрады, то есть, при нем - тоже не унтерменши какие-то. Поднатужился герой и с пением "Дойче зольдатен а также официрен" упомянутый мир спас. В общем, аллилуйя, то есть, простите, хайль!

Ой!

Перечитал - и стыдно стало. Увлекся! Сюжетом необычным, ранее нигде не встречавшимся, увлекся - да и героем белокурым-бестиарным тоже. Увлекся - и не заметил, что разом пересказал интригу не одного, а целых двух романов: "Алых крыльев огня" Алексея Бессонова и "Штурмфогеля" Андрея Лазарчука. А посему будем считать вышеприведенный сюжет относящимся к роману Бессонова, а тем, кого интересует Лазарчук, рекомендуется перечитать написанное еще раз.

Перечитали?

И я перечитал - и в очередной раз иззавидовался. Круты мои коллеги, каждый раз чего-нибудь этакое находят! А говорят, в фантастике с идеями и сюжетами декохт!

Впрочем, я же хотел о хорошем. А хорошее в этом всем прежде все - сами авторы. Кое-что же прочее...

2.

И вправду, какой бес занес двух хороших писателей аккурат к Гитлеру-Шикльгруберу? Отчего из его черных аггелов спасателя искать принялись? Добро бы еще, антифашиста какого подобрали, так ведь нет! То ли детская память о мгновениях весны сработала, то ли посерьезнее причина.

Не в имперской ли идее, о которой так много ныне говорят и пишут, все дело? Дескать, мир спасти может лишь держава мощная, соответствующими службами укомплектованная. Им, службам этим, и Землю нашу спасать по чину. Гэбэшники уже спасали, и фэсэбешники спасали, и чекисты. А чем иные-прочие абверы-гестапы хуже? Да и эстетически арийцы смотрелись хоть куда: кудри белые, мундиры черные, руки на бедрах, бритый "золлингеном" подбородок - выше носа...

Так-то оно так, но ведь Рейх был препаршивой Империей. И даже препоганой. И даже процесс в городе Нюрнберге состоялся. А в моем родном Харькове этих белокурых бестий с бритыми подбородками по приговору трибунала вешали. За что? Да за шею. На Благовещенском рынке. Вот и думаю - вдруг там не того бы повесили? Он, ариец истинный, ножками дерг - а кому мир спасать? Вот ужас-то!

И снова перечитал, и снова стыдно стало. Не иначе - злобствую. Это во-первых. А во-вторых, явно не понимаю общечеловеческих ценностей. Так сказать, фашист - есть фашист, демократ - демократ, и не встретится им никогда, лишь у подножья престола Божья в день Страшного Суда. Но двое крепких парней из спецназа... И т.д.

Одно остается - не творить из двух хороших авторов одного (то ли Бессончука, то ли Лазарнова), а подойти, как и полагается, индивидуально. Может, и прояснится чего.

3.

С Алексеем Бессоновым, как мне кажется, понятнее. И книга его понятнее. И читать ее было приятнее (о себе лишь пишу, не о всем прогрессивном человечестве!). И герой его, обер-лейтенант Дирк Винкельхок, хоть и сволочь фашистская, а все же вызывает ежели не сочувствие, то опять-таки понимание. Сбежал парень с далекой планеты Саргон на Землю, обзавелся чужими документами, толком разобраться не успел - и уже в Испании воюет, Франко спасает. А там и вторая мировая на носу. Да и заплатил инопланетянин Винкельхок за все не головной болью, а просто головой. А ведь финал, добый-добрый, слащавый-слащавый, так и напрашивался. И мир спасен, и бабенка теплая под боком, и ошибка исправлена - разобрался парень в том, кому служить вздумал. Увы, как говорили древние египтяне, бог бьет грешника кровью его...

А вот что в книге хорошо, так это великолепное знание предмета. Точнее - артефактов далеких сороковых. Ежели самолет - то не просто самолет, а "Харрикейн", "Веллингтон", "Капрони" или "Бф-109" (для тех, кто не знает, это и есть "Мессершмитт", и нечего его обзывать "Ме-109"). Ежели автомобиль, то "Бентли 4,5L" или "Адлер". Ежели мотоцикл... А ежели эсминец... Да с описаниями, да с боевыми характеристиками...

Для любителей технического ретро - райский уголок. Заповедник всего, что заводилось, ревело, летало, плавало.

А воздушные бои! Жаль, сие мне не оценить до конца. Да и наши фэны, как известно, все больше по лошадями и по арбалетчикам конным спецы. Но - впечатляет. Да и сама угроза миру выглядит вполне логичной. Почему бы не попытаться сотворить примитивную ядерную бомбу еще в 1941-м? Тем более, дальше установки по обогащению урана дело так и не пошло...

Может, в этой машинерии и ответ? Любит автор древнюю технику - и эпоху, когда эта техника рычала-гремела, любит. А Рейх? Так ведь чьи самолеты лучшими были? А грузовики? А?..

Убрать (или слегка подсократить бы) всяких пришельцев-ушельцев, и получился бы превосходный историко-авантюрный роман с приятным привкусом криптоистории. Между прочим не только самолеты - многие герои тоже неплохи. Бог с ними,с главными, но просто немецкие летчики, просто французские маки, просто средиземноморские контрабандисты - просто хороши!

Так что, не в осуждение романа как такового, затеяна сия рецензия. "Алые крылья огня" - хорошая книга и явно лучшая у автора на настоящий день.

Вот правда, Третий Рейх...

4.

Анализировать роман Андрея Лазарчука мне как-то не по чину. В свое время иной мастер турбореализма писатель Ст.(я не Иосифа Виссарионовича имею в виду) возмущался непредставлением книг Лазаручка на Букера с Антибукером. Присоединяюсь к этому возмущению и по совету Секста Эмпирика от собственных суждений о самом романе (стиль-сюжет-язык-образы) воздержусь. Могу лишь констатировать, что все в романе есть. И супер (обер) герой, и иное небо, куда возноситься должно, и табуны фройлян, и, конечно, хэппи энд.

Ну, а ежели чуть подробнее...

А надо ли? Ну, существует некий астрально-ментальный мир-траквилиум с феями и эльфами-цвельфами, в котором (и за который) намертво сцепились мент-службы Рейха и Объединенных Наций. Ну, геройствует герр Штурмфогель, мир спасая и фей по щечкам поглаживая. Ну, спас, понятное дело (чтобы такой менш да не спас!), ну, кофе-пиво выпил, над Штирлицем-шпионом поязвил. И дальше пошел - спасать.

Так что о подробностях - лучше воздержусь, тем более, иных, не моих, суждений хватает. Хоть и недавно выпорхнул "Штурмфогель", но наслушаться уже пришлось.

Например:

1. Очень мило!

2. Лазарчук написал автопародию, решив нас всех разыграть, для чего собрал все собственные штампы в одной книге, экстракт, так сказать.

3. То же самое, но не автопародию, а просто пародию на турбореализм.

4. Лазарчук решил написать веселенькую легкую книжку, дабы все просто посмеялись вволю.

5. Писатель творил левой ногой, ибо правая была занята написанием очередного тома "Х-файлов".

С констатацией N1 спорить не буду (очень мило!), последнее утверждение (N5) с порога отвергаю, как провокационное (попробовали бы вы, критиканы, грамотно описать подвиги Малдера и Скалли!), а вот все прочие можно и обдумать.

Увы, порок суждений 2-4 в том, что книжка вышла не слишком смешной. Не то, чтобы совсем. Вот например, приходит пьяный Штирлиц 23 февраля на работу в СД и предлагает выпить "за нашу победу" (гогот за кадром, читатели катаются по полу). А в целом...

Не так давно во время виртуальной дискуссии по иному поводу писатель Л. укорил нас в том, что мы юмора не понимаем. Кончился, мол, ХХ век с его тоталитаризмом, а посему над фашистами-коммунистами только смеяться и можно. Вот и Лазарчук (тогда еще с Успенским) в "Глазах чудовищ" над Рейхом погоготали. Институт Анаэрбе, где на живых людях опыты ставили - ух, весело!

Каюсь, слабо у меня с юмором. Вот ежели бы авторы пару веселых историй из жизни Бухенвальда пересказали! А Треблинка и гетто Варшавское? А спортивно-оздоровительный лагерь Освенцим? То-то хохоту! Глядишь, и меня пробило бы.

Так что и "Штурмфогель" вышел для меня не очень смешным. И сам Штурмфогель, мир спасающий, не очень героическим. Бестия, конечно, и ариец истинный, и политику партии (НСДАП которая) понимает правильно. Но...

Не демократ я, наверно. Никак не забуду, сколько миллионов эти бестии в пепел превратили, чего стоил людям этот эстетически красивый Третий Рейх с его "Триумфом воли" и увлечением Гималаями.

- Как?! - праведно воскликнут демократы. - А сталинский режим лучше? А заокеанская плутократия? А британский империализм?

Не лучше, может быть. Но это не повод уравнивать ваффен и шварцен СС-ов с теми, кто защищал Вестерплатте, Брест или Тобрук. И я не хочу, чтобы меня вкупе со всем миром спасал герр Штурмфогель. Лучше меня от него спасите, а с миром мы уж сами как-нибудь...

Ох, чего написалось! А ежели это и вправду юмор? А ежели это игра литературная с загадками-отгадками? И вообще, разве можно путать политику с фантастикой? Вот Империя, коллегами моими воспеваемая (что с двуглавым орлом Империя, что с одноглавым) - это не политика. Утопии, похлеще Оруэлла и Клайва Льюиса - не политика.

И Третий Рейх - не политика.

Может, и вправду?

P.S. Довеском с "Штурмфогелю" в книге идет "Иное небо". Там тоже Рейх, а заодно - прекрасные рисунки чудо-техники. Видать, сговорились все-таки Алексей с Андреем! Или Андрей тоже всякое рычащее-гремящее любит, а про Рейх - это я зря?

P.P.S. "Андрей! Я тебя не очень обидел?" (Вячеслав Рыбаков, послесловие к "Штурмофогелю".)

    Андрей Шмалько.
    29.05.00



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001