История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Е. Васянина, М. Коршунов

НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ЖЮЛЯ ВЕРНА

Исполнилось 150 лет со дня рождения великого писателя-фантаста

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Е. Васянина, М. Коршунов, 1978

Молодой ленинец (Ставрополь). - 1978. - 11 марта. - 50 (8942). - С. 2.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2006

В ясный октябрьский полдень 1862 года Жюль Верн заключил с парижским книгоиздателем Пьером Этселем договор: представлять ежегодно два однотомных романа или один двухтомный. Автору ежегодно уплачивалось 20 тысяч франков, сумма по тем временам весьма значительная. Срок действия этого уникального соглашения определялся в двадцать лет.

К новому, 1863 году в книжных магазинах всей Франции появилась небольшая книга – «Пять недель на баллоне. Приключение ради науки». Через год эта книга была издана в Москве.

Следующее путешествие читатели совершили к «верхней» точке земного шара. «Англичане на Северном полюсе. Приключения капитана Гаттераса». Такие две строки значились на титульном листе второго романа.

Герои этих странствий – не удачливые и расчетливые купцы, не храбрые авантюристы без страха и упрека, возведенные за свои пиратские рейды против кораблей враждебной страны в дворянское звание. Нет, не о золоте и бриллиантах мечтают герои романов. В страну неизведанного они стремятся для того, чтобы обогатить науку, а значит, и все человечество. Когда ряд выдающихся авторов писал о завоевании Африки, о культуре, которую несут туземцам колонизаторы. Жюль Верн мечтал об исследовании черного континента.

Давно пройдены тропы в дремучих джунглях, человек вступил на поверхность Луны. Романтика уступила место деловитости. Так в чем же секрет неувядаемой притягательности Жюля Верна? Почему многие его произведения читатели перечитывают по нескольку раз?

В лучших романах Ж. Верна, например, в трилогии, которую составляют «Дети капитана Гранта», «20 тысяч лье под водой» и «Таинственный остров», мы отчетливо замечаем «многослойность» изложения.

Школьники среднего возраста интересуются сюжетом, познают географию отдаленных районов. Юношей интересуют характеры героев, драма идей, пути открытий. Читатель постарше отмечает резкое осуждение колониализма и геноцида, интерес и уважение к культуре народов колонизуемых земель.

Наука и техника идут вперед. Многие мысли, высказанные в 65 томах «Необыкновенных путешествий», устарели. Другие, казавшиеся нереальными, вдруг, неожиданно обретают вторую молодость. Есть, например, идея запускать грузы в космос на своеобразной огромной пушки типа жюльверновской колумбины, только пушки «многоступенчатой»: ствол в стволе.

Но на первом месте у писателя неизменно – человек, открывающий неизведанное, создающий чудесные машины. Начиная с трилогии, в центре повествования часто оказывается борец за дело освобождения народа. Первый в галерее героев – капитан Немо.

Жюль Верн сближается с социалистами. Среди его друзей в конце 60-х годов XIX века – многие деятели Парижской коммуны.

До конца своих дней Жюль Верн верил в возможность мирного строительства социализма. Но на его глазах капитализм превратился в империализм. Приближалась мировая война.

В одной из последних своих книг, «Пятьсот миллионов Бегумы», писатель поднимает свой голос против гонки вооружений, против недоверия, злобы, войн. Городу вооружений и военной промышленности Штальштадту великий гуманист противопоставляет мирный (хотя и, увы, патриархальный) сельскохозяйственный Франсевилль.

После смерти Ж. Верна стало ясно, что возник новый жанр литературы – научно-фантастический роман. В нем наука, литература и вера в будущее могущество человеческого разума образуют благородный сплав.

Е. ВАСЯНИНА,

библиотекарь читального зала краевой научной библиотеки.

М. КОРШУНОВ.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001