| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
В ясный октябрьский полдень 1862 года Жюль Верн заключил с парижским книгоиздателем Пьером Этселем договор: представлять ежегодно два однотомных романа или один двухтомный. Автору ежегодно уплачивалось 20 тысяч франков, сумма по тем временам весьма значительная. Срок действия этого уникального соглашения определялся в двадцать лет. К новому, 1863 году в книжных магазинах всей Франции появилась небольшая книга – «Пять недель на баллоне. Приключение ради науки». Через год эта книга была издана в Москве. Следующее путешествие читатели совершили к «верхней» точке земного шара. «Англичане на Северном полюсе. Приключения капитана Гаттераса». Такие две строки значились на титульном листе второго романа. Герои этих странствий – не удачливые и расчетливые купцы, не храбрые авантюристы без страха и упрека, возведенные за свои пиратские рейды против кораблей враждебной страны в дворянское звание. Нет, не о золоте и бриллиантах мечтают герои романов. В страну неизведанного они стремятся для того, чтобы обогатить науку, а значит, и все человечество. Когда ряд выдающихся авторов писал о завоевании Африки, о культуре, которую несут туземцам колонизаторы. Жюль Верн мечтал об исследовании черного континента. Давно пройдены тропы в дремучих джунглях, человек вступил на поверхность Луны. Романтика уступила место деловитости. Так в чем же секрет неувядаемой притягательности Жюля Верна? Почему многие его произведения читатели перечитывают по нескольку раз? В лучших романах Ж. Верна, например, в трилогии, которую составляют «Дети капитана Гранта», «20 тысяч лье под водой» и «Таинственный остров», мы отчетливо замечаем «многослойность» изложения. Школьники среднего возраста интересуются сюжетом, познают географию отдаленных районов. Юношей интересуют характеры героев, драма идей, пути открытий. Читатель постарше отмечает резкое осуждение колониализма и геноцида, интерес и уважение к культуре народов колонизуемых земель. Наука и техника идут вперед. Многие мысли, высказанные в 65 томах «Необыкновенных путешествий», устарели. Другие, казавшиеся нереальными, вдруг, неожиданно обретают вторую молодость. Есть, например, идея запускать грузы в космос на своеобразной огромной пушки типа жюльверновской колумбины, только пушки «многоступенчатой»: ствол в стволе. Но на первом месте у писателя неизменно – человек, открывающий неизведанное, создающий чудесные машины. Начиная с трилогии, в центре повествования часто оказывается борец за дело освобождения народа. Первый в галерее героев – капитан Немо. Жюль Верн сближается с социалистами. Среди его друзей в конце 60-х годов XIX века – многие деятели Парижской коммуны. До конца своих дней Жюль Верн верил в возможность мирного строительства социализма. Но на его глазах капитализм превратился в империализм. Приближалась мировая война. В одной из последних своих книг, «Пятьсот миллионов Бегумы», писатель поднимает свой голос против гонки вооружений, против недоверия, злобы, войн. Городу вооружений и военной промышленности Штальштадту великий гуманист противопоставляет мирный (хотя и, увы, патриархальный) сельскохозяйственный Франсевилль. После смерти Ж. Верна стало ясно, что возник новый жанр литературы – научно-фантастический роман. В нем наука, литература и вера в будущее могущество человеческого разума образуют благородный сплав.
Е. ВАСЯНИНА, библиотекарь читального зала краевой научной библиотеки. М. КОРШУНОВ.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Зубакин Ю. Мобильный «Viking 3» Зубакин Ю. Тайна планет Бурунди Ефремов И. Наука и научная фантастика
|
|
|
||