История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Фредерик Уэртхэм

ПРОИЗВОДСТВО ФЭНЗИНОВ

ФЭНЗИНЫ ФАНТАСТИКИ

© by Southern Illinois University Press, 1973; Пер. с англ. В. Фёдоров

Wertham F. The World of Fanzines: A Special Form of Communication.- Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1973.- p. 80-86.

Пер. в эл. вид Б. Завгородний, 2002

Назад Начало Вперед

Фэнзины зачастую производятся целиком или частично на дому, Даже когда настоящая печать производится на стороне, он базируются дома и работа редактора может требовать многих часов. Сделать тут нужно очень многое: отпечатать на машинке материалы, уложить, сшить их, вести переписку, отбирать авторов и произведения, уговаривать профессиональных интервьюеров, придумать макет, размножить, проставить адреса на конвертах при рассылке, наклеить марки, отправить по почте, вести бухгалтерию и так далее. Всё это связано с немалой долей "чисто нудной работы", пишет фэнзин "Ennui" ("Скука") № 2. Редактор "Comicaze" ("Камикадзе") подписывая редакционную статью называет себя: "редактор, издатель, машинистка, метранпаж и т. д. и т. п." ("Comicaze" № 1). Другой редактор, однажды вечером, "когда ему было нечего делать", подсчитал, сколько часов он должен стучать на машинке для выпуска одного номера и жалобно восклицает: "И вы при этом будете утверждать, что фэнзин издавать легко?" ("Varolika" ("Варолика") № 1). В ходе общего процесса, редактор-издатель много чего узнает не только о технических деталях, но и о том, как совладать со словами, идеями и людьми.

Для того чтобы отдать должное феномену фэнзинов, которое не легко поддаётся обобщениям, необходимо упомянуть некоторые конкретные детали. Ориентир мы можем найти в стихах Лао-Цзы в переводе Уиттера Биннера:

    Если б не обод, гужи и ступица
    Где бы была тогда колесница?

Обозначения фэнзинов данные редактором, или авторами других фэнзинов, говорят сами за себя: сатирзин, юморзин - а одни редактор добавляет к этому: но также и с некоторыми серьёзными статьями, фэнзин сатиры и юмора, рецензин, рокзин, худзин, толкинзин (один подобный - "Glyph" ("Глиф") издаётся с надписями на эльфийском), статьизин, новостизин - это определяется как фэнзин печатающий новости которые дадут возможность фэнам поддерживать связь, рекламзин, фанткнигзин и так далее до бесконечности. Многие обозначения подразумевают дискуссии на разные темы и обмен мнениями: трёпзин, письмозин или иначе: другзин, мнениязин - то есть фэнзин мнений и споров. Самый привычный и общий ярлык это мультизин, означающий всё, что не привлечёт интерес или обзин - общий интерес. Реалистическим обозначением будет забавзин - означающий, что он ставит своей целью "доставлять удовольствие".

Все эти ярлыки и обобщения не употребляются с учёным педантизмом, а лишь указывают на цели и усилия определённых фэнзинов. Существует сильная диффузия тем в фэнзинах и наблюдается общая тенденция охватывать множество тем. Некоторые говорят о таких издания и такой тенденции как о "всетемызине". Клубзины - это издания особых клубов фэнов. Рекламзины содержат в основном рекламу интересующих фэнов материалов. Они могут также содержать списки с очень краткими характеристиками книг. Некоторые из этих книг зачастую игнорируются профессиональными критиками. Вот несколько примеров, очень сжатых обобщений: "Пришелец берёт землян в галактическое путешествие"; "Стража из обученных в космосе Хранителей предотвращает войну"; "Космический Адвокат - юридические хитросплетения в будущем"; "Сын фермера мобилизуется инопланетянами управлять космической станцией"; "Открыто лекарство против старения" (взято из фэнзина "The Fantasy Collector" ("Коллекционер Фэнтези") № 131).

Иногда фэнзины классифицируют по способам печати и размножения. В этом плане проводится отличие между мимеозинами, ксерозинами и офсетзинами. Такая классификация может завести в технические подробности и тогда фэнзины могут обозначаться как "лито-офсетзин с ксероприложением" ("Oracle" ("Оракул") № 5 о "Comic Crusader" ("Комиксовом Крестоносце")). Первые выпуски фэнзина вроде "Comicology" ("Комикологии") могут размножаться на мимеографе, потом быть офсетными и в конечном итоге опят вернуться к мимеографу.

Мимеографическое воспроизведение получают напечатав экземпляр на трафарет, затем трафарет помещают на барабан (ротатор) мимеографа и через трафарет на бумагу наносятся чернила. Копир-печать это спиртовое воспроизводство, на бумаге обычно получаются более-менее фиолетовые чернила. Эти методы можно применить, и применяют в домашних условиях. С другой стороны, офсетные фэнзины печатаются профессиональными коммерческими типографиями. Здесь размножение происходит не набиванием, а фотографированием образца фэнзина и воспроизводством с негатива.

Эти методы, их вариации модификации, достоинства и недостатки часто довольно подробно обсуждаются в различных фэнзинах. Среди подымаемых тем есть такие практические вопросы как выбор нужной бумаги. Её толщина и цвет, намёки насчёт воспроизводства рисунков, разные виды макетирования, преимущества различных модификаций, методы которые можно применить лишь для одной стороны бумаги, тот факт что копии по всей вероятности со временем выцветут, вопрос о цвете обложки, возможная комбинация различных методов, и применение электрических копировальных машин. На основе собственного опыта, фэнзины предлагают улучшения и описывают, как они обнаружили нечто действующее не так как надо и как это исправить. Наблюдается определённая борьба за превосходство своего фэнзина, но нет при этом никакой конкуренции как в обыкновенных журналах. Редакторы фэнзинов искренне хотят помочь друг другу и дать возможность другим научиться на их ошибках. И они обсуждая фэнзины друг друга думают в частности об этом. Чтобы оценить новизну и ценность такого подхода, представьте себе на минутку как издатель "Таймса" даёт "Ньюсуику" советы об улучшение способов печати, а "Нью Рипаблик" предлагает "Нейшн" советы как он может улучшить свой макет, а "Нью-Йорк Ревью оф Букс" даёт "Нью-Йорк Таймс Бук Ревью" полезные советы насчёт лучшего способа воспроизводства рисунков. Производственные мелочи обсуждаются так подробно, что черпая в разных фэнзинах эту информации, запросто можно подготовить технический справочник.

Относительно желательности "обофсетования" фэнзинов выражались весьма и весьма несхожие мнения. "Это правда", - говорит "Leech" ("Лечебная пиявка") № 9, - "что офсет придаёт фэнзину куда более классный вид - резко чёрное на резко белом". Благодаря офсетному способу размножения фэнзин делается похожим на киосковые журналы. Но по мнению некоторых комментариев в фэнзинах, фото-офсет не всегда может быть здесь преимуществом. Даже в техническом плане. Иногда рисунки лучше выглядят будучи размножены на копире ("Fandom Newslatter" ("Бюллетень Фэндома") № 20), а иногда "можно произвести прекрасные вещи с помощью мимеографа и электро-трафаретного способа печати" ("Aleph Null" ("Алеф-Нуль") № 2). Эти вопросы настолько актуальны, что летом 1972 года на конвенции фэнов фэнтези специальное время было посвящено профессиональны авторам и художникам и мимеографическим и копир-фэнзинам.

Конечно, есть и такие фэны, кто думает, что без разницы, какой издатель фэнзина применяет способ размножения своего детище. "Я часто гадаю", - гласит одно письмо в фэнзин, - "почему это людям требуется быть такими разборчивыми по поводу того, как издаётся фэнзин. Ну и что с того, что он копируется, издаётся на мимеографе, ксерокопируется или изготовлен способом офсетной печати. Как он печатается совершенно неважно, если его можно без труда прочесть и это важнее - если его материалы стоит читать" ("Fanzation" ("Фэнзация") № 4). И это голос фэна звучит очень убедительно и разумно. Но в действительности такой подход оставляет без внимания важные ключи отношения редактора к своему изданию.

Существует определённая взаимосвязь между содержанием и способом издания. В некотором смысле верно, что более простые способы издания, вроде копира, приводят к более примитивной продукции. Но это своего рода положительная примитивность, специфическая оригинальность, а не нарочитая и предельно далёкая от глянцевости профессионализма. Произведённые на дому фэнзины обладают всевозможными изъянами и недостатками, вроде встречающейся иной раз плохой разборчивости текста и смазанности. Но как говорит Роберт Коулсон в "Yandro" ("Яндро") № 193, "энтузиазм помогает компенсировать это". Это относится и к форме и к содержанию. И в том и в другом случае попадается шелуха, но такое разнообразие с некоторыми изъянами может иметь преимущество над зачастую жуткой безъизянностью и монотонностью некоторых наших профессиональных литературных журналов. Вместо с офсетной печатью фэнзин приобретает "своего рода псевдостатус" ("Fan Focus" ("Фокус Фэна"), № 3). Относительно формы к содержанию Стэнли Хофман пишет в "Shamoob" ("Шамуб") № 3, что тонким мимеографическим фэнзинам не следует гнаться за коммерческоподобными офсетными эффектами, а наоборот им следует излучать тепло и не быть такими далёкими, им они должны быть "продолжение личности редактора". И в самом деле, по написанному в них видно каковы некоторые их этих редакторов - особенно молодые. Они производят впечатление "тепла" и спонтанности оказывающих здоровое сопротивление разлагающим влияниям.

При производстве фэнзинов редакторы вынуждены сталкиваться с проблемой деланья уступок. Некоторые фэнзины столь дорогостоящей выделки, и с таким профессиональным креном и печатают столько нелюбителей-авторов, в особенности художников что кажутся и непохожими на фэнзины. В этом и заключено противоречие: некоторые отдельные редакторы фэнзинов, писатели и художники со временем достигнут профессионального статуса, или уже достигли его. Но этот путь совершенно не похож на превращение в такие вот профессиональные, зависимые от рынка издания. По этому поводу было выражено два контрастных взгляда. Согласно одному фэнзинам следует приобретать всё более и более профессиональный вид, а согласно другому их величайшая ценность заключается именно в их любительском виде и статусе. Похоже чем профессиональнее фэнзин в финансовом, эстетическом и производственном плане тем меньше он соответствует образу-прототипу фэнзина.

Распространяется фэнзин нетрадиционно. Экземпляры рассылаются по множеству причин. Эти причины зачастую приводятся в фэнзине отдельным списком, с указанием почему конкретное лицо получает его. И эти списки дают хорошее представление о всей системе. Вот типичная схема взятая из фэнзина "Heroic" ("Героический") № 3:

Вы получили этот номер потому что:

- Вы заплатили за него
- Это экземпляр - образец
- Я бы хотел, чтобы вы прислали на него свой отзыв
- Вы один из авторов этого фэнзина или написали нам ПИСО
- Вы наш друг
- Его заказал для Вас друг
- Я послал его ошибшись адресом

В других схемах фигурируют такие причины как:

- Вы хороший парень и заслуживаете этого
- Пожалуйста, заткнитесь или дайте отзыв на фэнзин
- Мы хотели бы обмениваться с Вами номерами фэнзинов
- Это Ваш последний номер на основании Вашей подписки
- Вы получили этот экземпляр, потому что относитесь к числу наших любимых людей
- Мы подумали, что вас это может заинтересовать. И как?
- Я думаю, что Вы его заслуживаете
- Вы получаете его без всякой особой причины
- Подписка!
- Мы хотели бы получить от Вас рецензию на него, (Пожалуйста будьте любезны!)
- Вы мне нравитесь
- Вы симпатичный человек

Хотя большинство фэнзинов пытается издаваться регулярно и постоянно, вид их обычно постоянством не отличается. Редакторы объясняют это ссылаясь на трудности получения материалов, задержки со стороны авторов, технические трудности, экономические превратности, завал работы и так далее. Одна редакционная заметка конкретизирует: "Издавался то тогда, то сегда (этот номер больше походил на номер тогда)" ("Peter Press" ("Питер-пресс"), № 12). "Amra" ("Амра") № 50 сообщает: "издавался время от времени, иногда чаще, иногда реже". А ещё один фэнзин так прямо и бухает: "Ныне издаётся всякий раз, когда наберётся достаточно качественного материала" ("Fanzation" ("Фэнзация") № 4). Подобные нерегулярные выпуски, как ни странно, может быть некоторым преимуществом. Если бы наши коммерческие литературные и общественные журналы не выходили с такой абсолютной регулярностью - то есть раз в неделю или месяц, то иной раз они могли бы и подождать с выпуском как фэнзины, пока не накопится действительно хороший материал, и естественно журналы от этого только выиграли бы. Но конечно против этого тут же стали бы громко возражать рекламодатели.

Число отпечатанных экземпляров фэнзинов и число их читателей сильно варьируется. По сравнению с профессиональными журналами, тираж фэнзинов невелик. Но, судя по письмам в фэнзины и другим подобным критериям, у них есть немало преданных читателей. Между создателями фэнзинов и их читателями образуется настоящий контакт, истинная обратная связь доброй воли. В некоторые фэнзины требуется обязательно прислать письмо с отзывом иначе тебя не оставят в списке адресатов (цитируется по "Yandro" ("Яндро" № 187).

Можно проводить практические различия между фэнзинами с тиражом менее 200 экземпляров, или, как выражаются в "Unlimited" ("Нелимитированный") № 1 - до 200-ые фэнзины, и фэнзинами с намного большим тиражом. У некоторых фэнзинов тираж бывает вообще менее 100 экземпляров, но это совсем не значит, что ими можно пренебречь. Почему-то более многотиражные фэнзины склонны тяготеть к профессиональной ориентации. И конечно есть разница между тиражами, платными подписками и разными степенями известности, и распространения. Один фэнзин может понадеяться на успех и объявить о довольно большом тираже, а затем обнаружить, что распространяется он в куда меньшем числе. А другой опубликует точную цифру распространения тиража и объявит, что число читателей будет напечатано в следующем номере (On Steep Beyond" ("Шаг за пределы") № 1). Определительное заявление новичка-фэнзинёра такое: "Тираж: 200 экземпляров. Читателей: 25" ("Acruzil" № 1).

То, какой нужен тираж, чтобы редактор остался при своих, сильно варьируется в зависимости от разных обстоятельств. Поучительные цифры чтения такие: "Тираж 210 экземпляров +. Платящих за подписку (не считая обменов и т. п.) 60 человек. Круг читателей непосредственно по входу номера около 140-150 человек ("Crifanac" ("Крифэнак") № 8).

Самый низкий тираж, который я встречал, будет кажется 17 экземпляров. Наиболее распространённые тиражи от 50 экземпляров до 200: 125, 150, 200 или даже больше, например, несколько сот экземпляров, но это уже иная категория. А в ещё одной категории фэнзинов, особенно в рекламзинах и полупрофессиональных фэнзинах, тираж доходит до полутора тысяч и двух тысяч или даже больше.

В 1939-1940 годах цена за фэнзин "Fantasy News" ("Новости Фэнтези"), хорошо написанный и хорошо отпечатанный равнялась десяти центам за три экземпляра. Те времена давно миновали. В период шестидесятых годов цены сильно разнились: одни фэнзины вообще раздавались бесплатно, немногие стоили один доллар, а огромное большинство - в промежутке между ними. Ныне, в начале семидесятых, при инфляции подымающей цены практически во всех областях, и при возрастании почтовых расходов, цены намного выше. В то время как по-прежнему издаются бесплатные фэнзины, большинство стали стоить доллар, а немалое число фэнзинов стало стоить и дороже.

Конечно здесь здорово помогает подписка, но иногда она превращается в проблему, особенно потому что многие фэнзины издаются нерегулярно. Например одна заметка просит: "Пожалуйста! Хватит увеличивать подписку. Эта бухгалтерия просто убивает меня!" ("Comic Crusader" ("Комиксовый Крестоносец") № 7). Другая: "Пожалуйста, заказывайте лишь следующий номер и не подписывайтесь! Мы не можем справится с обвалом подписок обрушившейся на нас!" ("The Collector" ("Коллекционер") № 16). Представьте себе такие заявления на первой странице коммерческого национального журнала!

Стоимость производства фэнзина разнится в зависимости от эпохи, местности, способов печати и других подобных факторов. В конце шестидесятых самое дешёвое издание одного номера тиража, хорошо отпечатанного на дому фэнзина обходилось "около 10 долларов", да нужна была "ещё пара баксов на почтовые расходы" ("Schamoob" ("Шамуб") № 4). Это безусловно достижение! Другие называют цифру в 80 долларов для производства выпуска номера тиражом в 250 экземпляров. Свести концы с концами здесь трудно. Наоборот, легко потерять при этом на выпуске каждого номера 60 долларов ("Eon" ("Эон") № 3) или 80 долларов ("Comicology" ("Комикология") № 3). А за последние несколько лет стоимость производства фэнзинов ещё к тому же и возросла.

В фэнзинах осторожно указывалось, что все авторские права на материалы, рисунки, тексты, персонажи, позаимствованные из комиксов, журналов комиксов, научной фантастики, книг в мягких обложках и так далее принадлежат соответствующим издателям и правообладателям. Их же собственное содержание зачастую даже не имеет знак копирайта и не защищено авторским правом. Как выражается один редактор фэнзина после перечисления защищённых материалов во "Freon" ("Фреон") № 1: "Все другие произведения оригинальны и воспроизводить их определённо некультурно, хотя с другой стороны мы вам, конечно, ничем не можем помешать это сделать". Редакционная заметка в "Comicology ("Комикологии") № 3 гласит: "Этот фэнзин можно частично перепечатать или отрецензировать без письменного разрешения редактора, хотя его согласие ничем бы и не помешало". А ещё один редактор пишет: "Ничего не воруйте!" ("Fan Focus" ("Фокус Фэна") № 1). Это ещё один аспект общественного мышления во внекоммерческом пространстве, в котором действуют многие фэнзины. И это пространство космос, а не вакуум.

На некоторые особые разделы, такие как интервью, фэнзины иногда не слишком серьёзно воспринимают авторские права профессиональных журналов. Например перепечатывая большую часть интервью из "Плейбоя" редактор фэнзина реалистически замечает: "Поскольку тираж моего "Фреона" около ста экземпляров, а "Плейбоя" между шестью и семью миллионами, чересчур большого убытка от этого быть не должно, а Хью Хефнер, который не читает фэнзинов, всё равно никогда этого не заметит".

Принять решение о том что вы начинаете издавать свой фэнзин нелегко. Редактор-издатель прежде чем решиться на такой поступок должен прикинуть как ему реализовать свои основные интересы, есть ли у него время для этого начинания, как и где он навербует авторов, которые предоставят ему интересные и нужные материалы, как он добьётся чтобы ему сделали и напечатали рисунки (иногда он делает их сам), сколько ему нужно экземпляров тиража одного выпуска, как ему профинансировать такое предприятие и тому подобные мелочи. Некоторые из этих трудностей возникают после того как фэнзин уже запущен в работу. И это одна из причин, почему столь многим из них удаётся выпустить всего несколько номеров, а иногда и всего один - первый, он же и последний номер.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001