История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

«ЗАВОЕВАТЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ» ИЗ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ

Часть 1. Марки

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 1997-2025

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2025

Michel № 2003 A

Michel № 2004 A

Michel № 2005 A

Michel № 2006 A

20 мая 1980 года в Корейской Народно-Демократической Республике выпущена серия почтовых марок «Завоеватель Вселенной» (The Conqueror of the Universe). На почтовых миниатюрах многокрасочные фантастические рисунки: звездолёты, далёкие планеты, динозавры, инопланетяне, города будущего и многое другое.

Michel block № 75 A

В СССР эти марки появились вскоре после их выпуска, в том же 1980 году. Они поражали своим фантастическим великолепием и загадочностью. Да и надписи на хангыле (виде письменности в КНДР) казались таинственными инопланетными письменами. И сразу стали говорить, что на почтовых миниатюрах кадры из фильма «Звёздные войны». В это охотно верилось, потому что в Советском Союзе фильм не показывали по идеологическим соображениям, а в периодике и книгах были только невнятные ругательные статьи и немногочисленные фотографии.

«Звёздные войны» я посмотрел в кооперативном видеосалоне только в 1990 году. Смотрел с затаённым ожиданием, что вот-вот появится что-то, что изображено на северокорейских марках. Но в фильме не было ничего похожего.

В национальном северокорейском каталоге почтовых марок «Korean stamp catalogue» нет сведений о художнике, но указан дизайнер этого выпуска – Ким Чон Гил (Kim Chonggil (Kim Jong Gil)). И это не случайно, хотя рисунки марок кажутся цельными и оригинальными. Дело в том, что рисунки марок, блока, малого листа и штемпеля составлены из фрагментов рисунков нескольких художников – 49 фрагментов с 33-х рисунков. Мне удалось найти их все.

Рисунки марок небольшого размера, на них много деталей, всегда хотелось рассмотреть их подробнее. И оказалось, что это возможно, потому что на своих коллажах северокорейский дизайнер вскрыл мощные пласты научной фантастики из американских и британских книг, а также из итальянских выпусков детской энциклопедии. Эти марки своеобразная мини-энциклопедия фантастики 1950х – 1970х годов. Здесь престижные фантастические премии – «Хьюго», «Небьюла», «Локус». Фантасты Клиффорд Саймак, Роберт Хайнлайн, Фредерик Пол, Филип Дик, Пирс Энтони, Сэмуэль Дилэни, Роберт Силверберг, Джек Вэнс, Джон Браннер и многие другие. Художники Майкл Уэлан, Борис Вальехо, Эдди Джонс, Крис Мур, Эд Эмшвиллер, Тим Уайт, Питер Джонс, Винсент Ди Фейт, Джим Бернс, Патрик Вудрофф, Даррелл Свит, Фрэнк Келли Фрис и многие другие. Редактор сборников фантастики Терри Карр. Журналы фантастики «Galaxy», «Analog», «Galileo», «Starlog», «Vortex». Марсианская пустыня и космические проекты Вернера фон Брауна. И многое другое.

При анализе изображений выяснилось, что корейский дизайнер использовал два альбома фантастической живописи и обложки шести выпусков популярной детской энциклопедии. После долгих поисков удалось их найти:

– Ian Summers. Tomorrow and Beyond: Masterpieces of Science Fiction Art. – NY: Workman Publishing Company, 1978.

– Steven Eisler. Space Wars: Worlds and weapons. – London: Octopus Books Limited, 1979.

– Conoscere. Milano. – Fratelli Fabbri, 1961–1970.

В книге Стивена Эйслера не очень качественные иллюстрации. И хотя книга напечатана в Гонконге на хорошей мелованной бумаге, репродукции получились блёклыми и мутными, встречаются дефекты печати. Я не стал улучшать рисунки из книги и убирать дефекты печати.

А вот книга Яна Саммерса, напротив, напечатана на высоком уровне. Иллюстрации из неё я также постарался дать в том виде, в каком они напечатаны.

Специфика статей о филателии на почтовых марках в том, что они написаны и для филателистов, и для любителей фантастики. Поэтому поклонники фантастики могут пропустить филателистическую часть про размеры зубцовок, разновидности, дефекты печати, и сразу прочитать про рисунки марок, а также о том, откуда северокорейский дизайнер позаимствовал иллюстрации для своих коллажей.

Серия «Завоеватель Вселенной» выпущена в виде марок в марочных листах 3x3, малом листе 3x2 и блоке. Нумерацию укажу по филателистическому каталогу «Michel».

Марки выпущены государственным предприятием «Korea Stamp Corporation» для зарубежных филателистов, и продавались за валюту. И только некоторые зубцовые марки младших номиналов поступили в почтовое обращение КНДР. Беззубцовые марки этого периода предназначались только для зарубежных филателистов и не использовались для почтовых нужд внутри страны. В филателистическом каталоге «Scott» даётся пояснение: «Многие северокорейские выпуски с 1976 года также выпускались без перфорации. Эти беззубцовки выпускались для продажи за твердую валюту, в основном зарубежным коллекционерам, и не были предназначены для почтовых отправлений».

Чтобы придать значимость, «почтовость» и легитимность своим спекулятивным выпускам, «Korea Stamp Corporation» рассылала в редакции филателистических каталогов и крупным филателистическим дилерам конверты с наклеенными на них марками. Также в эти конверты вкладывались информационные листки с описанием новых марок. Вверху показан информационный листок выпуска «Завоеватель Вселенной».

Судя по описанию в листке, зубцовые марки, малые листы и блок изготовлены офсетной печатью тиражом 20 тыс., а зубцовые – тиражом 5 тыс. В официальной информации «Korea Stamp Corporation» нет тиража марок с фиктивным гашением (cancelled-to-order (CTO)). Также в листке ошибки в указании размера зубцовки и нет некоторых полиграфических параметров. Но мне удалось их определить:

Плотность полиграфического растра (линиатура): 300 lpi (линий на дюйм)

Углы поворота растра, градусы:

– Голубой (Cyan – C) – 15

– Пурпурный (Magenta – M) – 75

– Жёлтый (Yellow – Y) – 90

– Чёрный (Black – K) – 45

Все чистые марки с клеем на оборотной стороне, а CTO – без клея.

I. Чистые марки:

1. Марочные листы 3x3 (Michel №№ 2003, 2004, 2005, 2006):

– зубцовка 11,75:12,00

– беззубцовые

2. Малые марочные листы 2x2 (Michel №№ 2003, 2004, 2005, 2006, 2007):

а) Рамка каждой из двух марок (Michel №№ 2006, 2007) напечатаны одной смесевой краской:

– зубцовка 11,75:11,50 (встречается часто)

– зубцовка 11,75:12,00 (встречается намного реже)

– беззубцовые

б) Рамка каждой из двух марок (Michel № 2006, 2007) напечатаны двумя смесевыми красками:

– зубцовка 11,75:11,50 (встречается часто)

– зубцовка 11,75:12,00 (встречается намного реже)

– беззубцовые

3. Блок (Michel block № 75):

– зубцовка 11,75:11,50

– беззубцовые

II. Марки CTO:

1. Марочные листы 3x3 (Michel №№ 2003, 2004, 2005, 2006):

– зубцовка 11,75:11,50

– зубцовка 11,75:12,00

2. Малые марочные листы:

– зубцовка 11,75:11,50

– зубцовка 11,75:12,00

3. Блок (Michel block № 75):

– зубцовка 11,75:11,50

– беззубцовый

К филателистическим дилерам марочные листы и блоки поступали в пачках, причём каждый лист был переложен калькой. Это делалось для того, чтобы марочные листы и блоки случайно не склеились между собой.

Полное ощущение того, что северокорейские печатники, бодро взявшись за печать этого выпуска, в конце работали, закрывшись обоими руками от ужаса. Во-первых, использовалась очень высокая плотность полиграфического растра – 300 lpi, и печатники не сумели выдержать повторяемость оттисков, в результате чего в тираже получилась большая разнооттеночность. Во-вторых, было несколько проблем с настройкой печатной машины. В-третьих, случились что-то непонятное со смесевыми красками, которые нанесены на рамки вокруг многоцветных изображений. Рамки в части тиража выполнены одной краской, а в другой – двумя красками. В-четвёртых, для корректировки цвета были сделаны впечатки.

Статья получилась большой, поэтому пришлось разбить её на четыре части. Для удобства я составил оглавление:

Часть 1. Марки:

Вступление

Марка Michel № 2003

Марка Michel № 2004

Марка Michel № 2005

Марка Michel № 2006

Часть 2. Блок:

Марка Michel № 2007

Поле блока

Часть 3. Малый лист:

Купон

Левое поле

Правое поле

Часть 4. Конверты первого дня и надпечатки «Specimen» (Образец):

Конверты первого дня (КПД)

Надпечатки «Specimen»

МАРКА MICHEL № 2003

Сначала сейчас самое интересное для любителей фантастики – расскажу, из каких рисунков северокорейский художник создал свой коллаж.

Почтовые каталоги по-разному описывают изображённое на марке. Германский каталог «Michel» указывает: «Рисунок о будущем космических путешествий». Американский каталог «Scott» – «Космические корабли». А национальный каталог почтовых марок КНДР «Korean Stamp Catalogue» – «Космический корабль».

В журнале «Филателия СССР» (1980, № 11, стр. 33) тоже есть описание, но оно неинформативное: «Этапы покорения космоса».

В центре рисунка расположен большой космический корабль «P.200 X1», находящийся на орбите вокруг Земли.

Космический корабль «P.200 X1» позаимствован с рисунка итальянского иллюстратора Алессандро Федини (Alessandro Fedini).

В верхней части корабля расположен конусообразный спускаемый аппарат, а по бокам – параболические антенны связи.

В корпусе корабля открыт люк, видны три астронавта в скафандрах, выполняющие какие-то строительно-транспортные работы в космосе.

В нижнем левом углу рисунка расположена торообразная станция «101 X1». И космический корабль, и станция, выполнены по мотивам проектов американского инженера Вернера фон Брауна. Проекты разрабатывались в первой половине 1950-х годов. Впоследствии Фон Браун стал руководителем лунной программы США – именно при нём астронавты США высадились на Луну.

Алессандро Федини выполнил этот рисунок для обложки одного из выпусков энциклопедии для детей «Conoscere». Энциклопедия подготовлена итальянским издательством «Fratelli Fabbri» и состоит из нескольких частей, выпущенных в виде больших тонких книжек с красочными иллюстрациями. С 1958 по 1963 год выпущено 6 изданий энциклопедии на 14 языках.

Издание получилось очень интересным и популярным, поэтому вскоре во многих странах появились адаптации на других языках. Вверху показана обложка французской адаптации «Tout l'Univers: Entièrement en couleurs» (1961. – № 4. – 15 Novembre).

Вот как в энциклопедии объясняется рисунок:

«В центре: концепция футуристического космического корабля.

Внизу, слева: космическая станция».

Забегая вперёд, отмечу, что для фона рисунков всех 5 марок и поля блока выпуска «Завоеватель Вселенной» использовались рисунки шести обложки этой энциклопедии.

Мне удалось найти телевизионную рекламу именно этого выпуска энциклопедии, на картинке вверху четыре скриншота из неё. В рекламе показана португальская адаптация энциклопедии, которая называется «Conhecer».

В верхней части рисунка марки изображён космический корабль. Судя по крохотному размеру иллюминаторов на корпусе, корабль очень большой.

Космический корабль позаимствован с 12 страницы книги Стивена Эйслера «Космические войны: Миры и вооружение» (Eisler Steven. Space Wars: Worlds and weapons. – London: Octopus Books Limited, 1979).

Рисунок «Астарт» (Astarte) выполнил художник Эдвард Блэр Уилкинс (Edward Blair Wilkins). Вот как Стивен Эйслер объясняет изображённое на рисунке:

«Звездорез. Был наиболее значимым, в период после междуцарствования, пассажирским лайнером Мира Объединенных Федераций. Построен в то время, когда «Interworlds Thruspace Co.» захватила большую часть пассажирских и почтовых перевозок между колониальными мирами. Его конструкция должна была выполнять двойные требования: 17-дневного «межкосмического» межзвездного перелёта, и более удобного, зрительно более гостеприимного дальнего скоростного круиза. Общая длина 2500 футов; масса 230 000 тонн; космоизмещение 48 зименов; коэффициент C-удержания 26,8–33,3; максимальная скорость C x8, со смешением времени пять секунд/минуту».

Очень странное описание. Книга «Космические войны: Миры и вооружение» специфическая, в ней много научно-фантастических иллюстраций. Стивен Эйслер вольно интерпретирует иллюстрации, рассказывая свою фантастическую историю вымышленных им миров. Вот что он пишет в предисловии к книге:

«Это увлекательная коллекция футуристических визуализаций разных художников. Лично я придерживаюсь довольно прагматичного взгляда на будущее. Возможно, печально, что так много художников видят будущее войн и агрессивных территориальных пожаров – потому что по какой-то причине многие люди видят военные космические корабли ярко и неистово раскрашенными. Можно ли представить, что по мере колонизации космоса цивилизациям неизбежно придется объединиться против общего врага — самого космоса! Вам предстоит преодолеть страшные расстояния — внутри вы найдете описания аппаратов, предназначенных для пересечения космоса. Изолированные планеты и астероиды не будут иметь большой коммерческой ценности, но, возможно, станут местом поселения для поколений постоянных путешественников, которых создадут будущие технологии.

Что интересно в этой книге, так это то, что так много художников смогли вдохновились не очевидным, представляющим современные промышленные и социальные разработки. Здесь есть странные города и инопланетные галактики, далекие от сфер современных знаний, но удивительно реальные – такова убежденность художника. Марии Целесты, неподвластные времени, пересекают галактические коридоры, осознавая свое предназначение, но не признавая своего прошлого. Здесь есть скрупулезные концептуальные проекты и яркие реализации. Здесь есть красота и, конечно, уродство. У всех нас есть свои личные странности, и, возможно, здесь вы найдете что-то, что повлияет на ваш собственный проход во времени».

Эдвард Блэр Уилкинс выполнил свой рисунок к обложке сборника американской фантастики на немецком языке «На границе Солнца» (Im Grenzland der Sonne. – München: Heyne, 1978). В сборнике шесть фантастических произведений, в том числе «На окраине системы» Ларри Нивена (премия «Хьюго» (1976) в категории «Короткая повесть»), «Шторм в Гавани Ветров» Джорджа Мартина и Лизы Татл (премия «Локус» (1976) в категории «Повесть»), «Те, кто уходит из Омераса» Урсулы Ле Гуин (премия «Хьюго» (1974) в категории «Рассказ»), «Толпа теней» Чарльза Гранта (премия «Небьюла» (1976) в категории «Рассказ»).

В нижней части северокорейской марки, под космическим кораблём «P.200 X1», виден дом на астероиде.

Рисунок дома на астероиде позаимствован со страницы 17 книги «Космические войны: Миры и вооружения». Автор рисунка – британский художник Крис Мур (Chris Moore).

Стивен Эйслер по-своему объясняет рисунок, игнорируя содержание книги Саймака:

«УФ Пересадочная Станция. Владельцы Пересадочной Станции, «Rim Liners Galactic Ltd», небольшой дочерней компании Федерации, решили, что, она не может работать прибыльно на регулярных окологалактических рейсах, проходящих через свободные от пыли заливы между спиральными рукавами. Поэтому приспособили для люксового обслуживание рейсов между Старой Земли и звездным скоплением Абрейдеса (по общему мнению, самой богатой группой миров – 47 – в Галактике). Старомодный дизайн Пересадочной Станции делал её чем-то вроде диковинки – она была создана по образцу межпланетных солнечных крейсеров и грузовых перевозчиков XXII века – но это также означало, что она подвергалась гравитационному воздействию».

Вверху показана обложка романа Клиффорда Саймака «Пересадочная станция» (Clifford D. Simak. Way Station. – London: Eyre Methuen, 1976), для которой Крис Мур сделал свой рисунок.

Роман «Пересадочная станция» в 1964 году удостоен авторитетной премией фантастики «Хьюго» (Hugo Award) в категории «Лучший роман».

Закончив с рисунком марки, перейду к филателистической части.

Марочный лист CTO 3x3

Марка выпущена в двух видах: в марочных листах 3x3 (в листе марка одного вида), и в малых листах 3x2 (пять разных марок и один купон). Вверху показан лист CTO 3x3. О малых листал 3x2 будет подробно рассказано в отдельной главе этой статьи.

зубцовка 11,75:12,00

беззубцовая

CTO зубцовка 11,75:11,50

CTO зубцовка 11,75:12,00

Вверху показаны марки из листа 3x3. Оказалось, что часть марок CTO выпущена с размером зубцовки 11,75x12,00. Она отличается от зубцовки основного тиража. У всех чистых марок размер зубцовки одинаковый – 11,75x11,50.

Марки из листов 3x3 и 3x2 незначительно отличаются, поэтому нетрудно определить, из какого листа марка.

Малый марочный лист 3x2

зубцовка 11,75:11,50

зубцовка 11,75:12,00

беззубцовая

Вверху показаны марки из малого листа 3x2.

У большинства листов 3x2 зубцовка 11,75x12,00. И только небольшое количество листов выпущено с зубцовкой 11,75x11,50. Но в филателистических каталогах для листов этого выпуска указан только один размер зубцовки.

Надпечатка «Specimen», лист 3x3

Надпечатка «Specimen», лист 3x2

Редко встречаются марки с надпечаткой «Specimen» (Образец) тёмно-синего цвета. Вверху показаны марки из листов 3x3 и 3x2 с этой надпечаткой. Все надпечатки этого выпуска, поступившие на филателистические рынки от северокорейской филателистической компании «Korea Stamp Corporation» и Китая, являются фальшивками. Подробнее о всех фальшивках этого выпуска рассказано в конце статьи.

При изготовлении марок было допущено много нарушений технологического процесса. Вверху показаны только три из них: слабый накат краски, плохое совмещение красок, проблемы с увлажнением.

Также я нашёл беззубцовую марку с явным полиграфическим браком.

Судя по следу, что-то ударило по листу бумаги непосредственно сразу после или во время печати синей плашки, и сразу же это что-то отделилось от бумаги. Синяя краска смазалась и пошла «волнами». Это «что-то» содержало волокна – несколько из них прилипло к краске и направлены по ходу смазывания. Так же видно, что по бумаге провели чем-то грязным. Это заметно по следам под чёрным текстом – движение шло справа налево. Благодаря этому браку и анализу доступных тиражных марок становится понятна технология печати:

– сначала четырьмя красками CMYK напечатана полноцветная картинка, и, чёрным, напечатан текст и рамка с виньетками вокруг полноцветной картинки;

– после этого на чёрную рамку с виньетками напечатали синюю плашку.

На оборотной стороне марки клей не повреждён и нет следов красок и грязи.

Нужно отметить, что в КНДР того периода были два вида марок:

– для зарубежных филателистов. Напечатаны на хорошей бумаге, с перфорацией и без перфорации.

– для почтового обращения. Напечатаны на более простой бумаге другими красками. Также для почтового обращения использовалось небольшое количество некоторых зубцовых марок младших номиналов, выпущенных для зарубежных филателистов.

Мне удалось найти нефилателистические (которые не сделаны специально для филателистов) почтовые отправления с марками серии «Завоеватель Вселенной» номиналом 10, 20 и 30 чон (Michel №№ 2003, 2004, 2005). Такие отправления очень редкие.

Вверху показано простое почтовое отправление из Пхеньяна в Калькутту, Индия. Письмо отправлено 10 декабря 1982 года, отправитель – «Korea Stamp Corporation». Для франкировки использована спекулятивная (выпущенная преимущественно для зарубежных филателистов) марка «Завоеватель Вселенной» (Michel № 2003) и почтовая марка (Michel № 1243).

МАРКА MICHEL № 2004

Перейду к следующей марке «Завоеватель Вселенной» и расскажу, какие иллюстрации использованы на ней.

Американский каталог «Scott» в описании к марке указывает: «Космический корабль приземлился на другую планету». А национальный каталог почтовых марок КНДР «Korean Stamp Catalogue» – «Приземлился космический корабль с другой планеты».

На заднем плане видна спиралевидная галактика на звёздном небе.

Как оказалось, эта часть рисунка марки позаимствована с рисунка галактики Андромеды и схематичного изображения созвездия. Если внимательно сравнить марку с рисунком галактики, то на марке КНДР, справа от луны, можно заметить линию от схемы созвездия.

Рисунок галактики Андромеды выполнен для одной из обложек еженедельного выпуска детской энциклопедии. Сверху показана локализация на немецком языке (Wissen: Die große Bildungszeitschrift für die ganze Familie. – GmbH: Wissen Verlag. – 1970. – № 168. – 4 Juni).

Пояснительный текст к рисунку:

«Вселенная.

Термин «Вселенная» полностью охватывает всё. Её протяженность составляет миллионы световых лет. Земля, Луна и Солнце — лишь часть огромной системы Млечного Пути».

Не понятно, почему при упоминании Млечного Пути на обложке изображён не он, а совершенно другая галактика – Андромеда.

В правом нижнем углу изображён гуманоидный робот с оружием в манипуляторах.

Это фрагмент иллюстрации американского художника Эда Эмшвиллера (Ed Emshwiller) к рассказу Филипа Дика «Защитники» (Philip K. Dick. The Defenders). Северокорейский дизайнер позаимствовал рисунок Эмшвиллера со страницы 45 уже упоминавшейся книги Стивена Эйслера «Космические войны: Миры и вооружение». Эйслер по-своему объясняет изображённое на рисунке:

«Защитники. Типичный гуманоидный робот, использовался на военных установках (главным образом наземных) в первые годы Расширения, возможно, не ранее, чем в XXIII веке. Этот тип роботов устарел очень быстро, заменён более тяжелыми, быстрыми и более легко программируемыми разнообразными мезо-позитронными роботами сингоминоидного класса».

Обложка американского журнала «Galaxy Science Fiction» за январь 1953 года, в котором напечатан фантастический рассказ Ф. Дика «Защитники». Если судить по плохому качеству и обрезанному изображению в книге Стивена Эйслера, исходником была не оригинальная работа Эмшвиллера, а её репродукция на журнальной обложке.

Вверху показана ещё одна иллюстрация к этому рассказу из журнала «Galaxy Science Fiction» (January 1953. – Vol. 5, № 4).

В левом нижнем углу марки изображён крадущийся астронавт.

Астронавт – фрагмент иллюстрации британского художника Питера Джонса (Peter Jones). Рисунок позаимствован с 34–35 страниц книги «Космические войны: Миры и вооружение». На рисунке напечатано название раздела книги – «Межпланетные войны и вооружение», и высказывание:

«...ценность человеческой жизни равно нулю, когда машины становятся героями».

Рисунок большой, на весь разворот широкоформатной книги.

Питер Джонс выполнил этот рисунок для переиздания антологии научной фантастики «Глубокий космос», составленной Робертом Силвербергом (Deep Space / ed Robert Silverberg. – London: Corgi, 1977). Среди авторов антологии несколько лауреатов престижных фантастических премий.

Центральное место на марке занимает строение на сваях, стоящее на чём-то сине-зелёном.

На марке фрагмент иллюстрации американского художника Дина Эллиса (Dean Ellis) со 125 страницы книги Яна Саммерса «Завтра и далее: Шедевры научно-фантастической живописи» (Summers Ian. Tomorrow and Beyond: Masterpieces of Science Fiction Art. – NY: Workman Publishing Company, 1978). И сразу становится понятно, что на рисунке марки город возвышается над водой, а голубые дюны оказываются волнами. Получается, что астронавт и инопланетянин на коллаже марки стоят на воде. Пояснение к рисунку в книге Яна Саммерса: «Без названия. Из работ художника».

Дин Эллис выполнил этот рисунок для обложки американского журнала фантастики «Analog Science Fiction and Science Fact» (август 1978 года).

В верхней части марки КНДР изображён космический корабль, на его борту номер «715».

Это фрагмент иллюстрации Джона Берки (John Berkey) со 110 страницы книги «Завтра и далее: Шедевры научно-фантастической живописи». Пояснение к рисунку: «Звезда 2. Редактор Фредерик Пол», издательство «Ballantine Books», 1972».

В описании указывается, что эта иллюстрация выполнена для обложки сборника фантастики «Звезда 2» (Star 2 / ed. by Frederik Pohl. NY: Ballantine Books, 1972).

В левой части северокорейской марки изображена планета без атмосферы.

Это фрагмент рисунка Эдварда Блэра Уилкинса (Edward Blair Wilkins), который называется «Коперник-Сити» (Copernicus City). Рисунок позаимствован с 92 страницы книги «Космические войны: Миры и вооружение». Интерпретация Стивена Эйслера:

«Механистра. Звёздный город, показанный здесь, является одним из десяти «релаксационных центров» для двух миллионов сотрудников и жителей мини-мира».

Интересная деталь: внизу рисунка, на остановке № 27, изображены два человека в скафандрах. На табличке, под номером остановки, надпись: «Отправление такси».

Закончив с рисунком марки, перейду к филателистической части.

Марочный лист CTO 3x3

зубцовка 11,75:12,00

беззубцовые

CTO зубцовка 11,75:11,50

CTO зубцовка 11,75:12,00

Вверху показаны марки из марочного листа 3x3.

зубцовка 11,75:11,50

зубцовка 11,75:12,00

беззубцовая

Вверху показаны все разновидности марки из малого листа 3x2.

Надпечатка «Specimen», лист 3x3

Надпечатка «Specimen», лист 3x2

Очень редко встречаются марки с надпечаткой «Specimen» (Образец) тёмно-синего цвета. Вверху показаны марки из листов 3x3 и 3x2 с этой надпечаткой. Все надпечатки этого выпуска, поступившие на филателистические рынки от северокорейской филателистической компании «Korea Stamp Corporation» и Китая, являются фальшивками. Подробнее о всех фальшивках этого выпуска рассказано в конце этой статьи.

Лишь незначительное количество марок использовано не для продажи зарубежным филателистам, а для оплаты почтовых услуг.

Вверху показано заказное авиа отправление из Пхеньяна в Калькутту, Индия. Отправлено 5 ноября 1982 года. Отправитель «Korea Stamp Corporation». Помимо марки «Завоеватель Вселенной» (Michel № 2004), письмо франкировано ещё двумя марками (Michel №№ 1183, 2240).

Марка номиналом 20 чон использовалась как знак почтовой оплаты и на филателистических отправлениях. Дело в том, что «Korea Stamp Corporation» справедливо рассудила, что на КПД марки нового выпуска лучше размещать отдельно от марок, использующихся для оплаты почтовых отправлений в другие страны. Поэтому на северокорейских КПД того периода новые марки размещались на лицевой стороне конверта, а на оборотной стороне конверта – марки, использующиеся как знаки почтовой оплаты.

Вверху показан конверт первого дня 1982 года, на лицевой стороне которого наклеены зубцовый и беззубцовый блоки (Michel block № 120).

А на оборотной стороне конверта наклеены другие марки, использующиеся для оплаты почтового отправления. Это две одинаковые марки номиналом 20 чон из выпуска «Завоеватель Вселенной» 1980 года (Michel № 2004) и марка 1981 года с патриотическим сюжетом (Michel № 2140). Конверт оформлен заказным авиа отправлением. Отправлен 30 июня 1982 года из Пхеньяна в Париж, Франция. Отправитель «Korea Stamp Corporation», получатель – филателистическая компания «Philimex».

МАРКА MICHEL № 2005

Рассмотрю, из каких фрагментов составлен рисунок марки номиналом 30 чон. Несмотря на то, что рисунок выглядит как единое целое, это именно коллаж.

Американский каталог «Scott» в описании к марке указывает: «Космические корабли садятся на другую планету, встретили динозавров». А национальный каталог почтовых марок КНДР «Korean Stamp Catalogue» – «Космический корабль и динозавр».

Фон марки – доисторический пейзаж с ядовитыми испарениями, огромная луна в багровом небе и динозавры.

Автор рисунка – итальянский иллюстратор Алессандро Федини (Alessandro Fedini). По одной из гипотез, динозавры вымерли от большого количества вулканических газов. На рисунке изображены ядовитые испарения, убивающие гигантских рептилий. Испарения выходят из скал и разлома на плато, тянутся по кровавому небу с гигантской Луной.

В нижней части рисунка видны кости, а в правом нижнем углу изображён ещё живой, но уже обессиливший тираннозавр с налитыми кровью глазами, положивший голову на каменистую поверхность.

У подножия скал можно различить тушу ещё одного лежащего ящера.

Алессандро Федини сделал свой рисунок для детской энциклопедии «Conoscere». Вверху показан один из её выпусков. Это адаптации на испанском языке (Enciclopedia estudiantil. – 1962. – № 47. – 27 Marzo). Поясняющий текст к рисунку на обложке:

«Вид Земли, освещенной Луной, в конце мезозойской эры. Великие потрясения приводят к гибели множества животных.

На переднем плане: стегозавр (слева), тираннозавр (справа). В небе: птеранодоны, гигантские крылатые рептилии».

В нижней части марки изображён наездник на гигантской рептилии.

Как оказалось, это фрагмент ещё одной иллюстрации из книги «Космические войны: Миры и вооружения» – рисунок напечатан на 59 странице. Его автор – Питер Элсон (Peter Elson). Стивен Эйслер вольно интерпретирует рисунок, упоминая вместе фантастический роман «Далгрен» Сэмуэля Дилэни и серию книг «Всадники Перна» Энн Маккефри:

«Мир Дилэни. В системе Беты Далгрена, в мире Дилэни, есть полу-разумная жизнь, гигантские ящеры, известные как торонсы. Люди-колонисты сформировали симбиотические отношения с существами, подобные отношениям дракон-человек в соседнем мире планеты Перн».

Но Питер Элсон сделал этот рисунок не для романа «Далгрен» Дилэни, а совсем для другой его книги – «Пересечение Эйнштейна» (Samuel R. Delany. The Einstein Intersection. London: Sphere, 1977). В 1967 году роман получил престижную фантастическую премию «Небьюла» (Nebula Award).

Также на марке КНДР изображены космические корабли.

Рисунки космических кораблей позаимствованы со страницы 48 книги «Космические войны: Миры и вооружение». Автор рисунка – американский художник Борис Вальехо (Boris Vallejo). В книге «Космические войны: Миры и вооружение» даётся пояснение:

«Истребители класса «Мириад». Истребители для ближнего боя, с высокой маневренностью, могли действовать в атмосфере (уничтожая огневые цели сверху и снизу) или в космосе. Ограниченные огневой мощью до двух дней, и с командой только из четырех человек, истребители были бесценны в конфликтах на малых планетах».

Бориса Вальехо сделал этот рисунок для обложки книги Фредерика Пола «Врата» (Frederik Pohl. Gateway. NY: St. Martin's Press, 1977).

Отмечу, что фантастический роман «Врата» получил все три главные американские премии по научной фантастике: «Небьюла» (Nebula Award, 1977), «Хьюго» (Hugo Award, 1978) и «Локус» (The Locus Award Poll, 1978).

Закончив с рисунком марки, перейду к филателистической части.

Марочный лист CTO 3x3

Вверху показан марочный лист 3x3. Поля без рисунков и надписей.

зубцовка 11,75:12,00

беззубцовые

CTO зубцовка 11,75:11,50

CTO зубцовка 11,75:12,00

Вверху показаны все разновидности марки Michel № 2005 из марочных листов 3x3.

зубцовка 11,75:11,50

зубцовка 11,75:12,00

беззубцовая

Чистые малых листы 3x2 выпущены с двумя размерами зубцовки и в беззубцовом варианте.

Надпечатка «Specimen», лист 3x3

Надпечатка «Specimen», лист 3x2

Редко встречаются марки с надпечаткой «Specimen» (Образец) тёмно-синего цвета. Вверху показаны марки из листов 3x3 и 3x2 с этой надпечаткой. Все надпечатки этого выпуска, поступившие на филателистические рынки от северокорейской филателистической компании «Korea Stamp Corporation» и Китая, являются фальшивками. Подробнее о всех фальшивках этого выпуска рассказано в конце этой статьи.

Я сравнил между собой много марок номиналом 30 чон. И обнаружил, что на марке, выпущенной в марочных листах 3x3, есть впечатка чёрной краской, а на марке малого листа её нет. Впечатка сделана для того, чтобы пластины стегозавра выглядели более тёмными. Анимированный файл, в котором изображение марки без сдвига впечатки сменяется маркой со сдвигом впечатки, показан вверху.

Вверху фрагменты марок с сильным смещением пурпурной краски. Хорошо видно, что чёрная краска остаётся на месте, а впечатка сдвигается вправо и вверх. Из этого можно заключить, что чёрная краска наносилась на марку дважды – при печати изображения марки и позже, при нанесении впечатки.

Помимо впечатки, для ещё большей глубины теней, была выполнена печать растрового изображения с использованием дополнительной краски – той, которой отпечатана красная рамка марки. Это хорошо видно на некоторых марках со смещением цветов – на них дополнительная красная краска вместе с чёрной очень сильно смещена по отношению к голубой, жёлтой и триадной пурпурной краске.

Незначительное количество марок номиналом 30 чон использовалось для оплаты почтовых услуг.

Вверху показан конверт, прошедший реальную почту. На лицевой стороне смазанный оттиск почтового штемпеля, дата отправления не определяется. На оборотной стороне штемпеля получения нет – такое было частым в то время на почте Германии. Конверт отправлен в период с 1987 по 1992 год. Он франкирован маркой «Завоеватель Вселенной» (Michel № 2005) и маркой 1987 года с изображением спортивной школы (Michel № 2864).

МАРКА MICHEL № 2006

Перейду к следующей марке и расскажу, из фрагментов каких рисунков составлен коллаж марки номиналом 40 чон.

Американский каталог «Scott» в описании к марке указывает: «Космический корабль, динозавры». А национальный каталог почтовых марок КНДР «Korean Stamp Catalogue» – «Космический корабль, динозавр и птицы».

В верхней половине рисунка марки изображена капсула космического корабля «Меркурий» с работающими двигателями авариного спасения. Капсула летит в космосе над Землёй.

Это фрагмент рисунка Алессандро Федини.

Алессандро Федини сделал этот рисунок для обложки одного из выпусков детской энциклопедии (Tout l'Univers: Entièrement en couleurs. – 1963. – № 74. – 20 Mars.)

Поясняющая надпись к рисунку на обложке:

«Три продукта современных технологий:

вверху: капсула ракеты «Меркурий», облетевшая Землю несколько раз;

в центре: трансконтинентальный вагон «Транс-Европа-Экспресс»;

внизу: небоскребы из стали и стекла; в плане он в форме звезды».

В верхней части марки, около капсулы «Меркурия», изображены два странных крылатых существа.

Оказалось, что северокорейский дизайнер позаимствовал этих фантастических птиц с рисунка Пола Александра (Paul Alexander), а именно с 23 страницы книги Яна Саммерса «Завтра и далее: Шедевры научно-фантастической живописи».

В книге Яна Саммерса ошибочно указано, что рисунок выполнен к книге Марка Адларда «Волтефэйс» (Mark Adlard. Volteface) издательства «Ace Books». На самом деле это рисунок к антологии «Лучшее из Фэнтези и Научной Фантастики» (The Best from Fantasy and Science Fiction: A Special 25th Anniversary Anthology / Ed. Edward L. Ferman. NY: Ace Books, 1977). Помимо статей и библиографий, к книгу вошли фантастические повести и рассказы: «Когда любишь…» Теодара Старджона (повесть лауреат премии «Хьюго» за 1963); «Чикагский провал» Рэя Брэдбери; «Ключ» Айзека Азимова; «Корабль призраков» Фрица Лейбера (премии «Хьюго» 1970 и «Небьюла» 1969); «Царица воздуха и тьмы» Пола Андерсона (премии «Хьюго» 1972, «Небьюла» 1971, «Локус» 1972); «Век лета» Джеймса Блиша.

Также на марке изображён тираннозавр.

Этот динозавр позаимствован с рисунка Майкла Присли (Michael Presley) с 29 страницы книги «Завтра и далее».

Майкла Присли выполнил свой рисунок для обложки книги фантастики Терри Карра «Свет в конце Вселенной» (Terry Carr. Light at the End of the Universe. – NY: Pyramid Books, 1976).

Книга не получила никаких фантастических наград, но её автор, Терри Карр , за свою редакторскую работу два раза удостоен премии «Хьюго» (1985, 1987) и восемь раз – «Локус» (1972, 1973, 1974, 1976, 1978, 1979, 1982, 1983).

Слева от динозавра видна красная пустыня со скалами.

Эта местность позаимствована с рисунка Рона Миллера «На марсианском высокогорье» (Ron Miller. In the Martian Highlands (1977)), опубликованном на 127 странице книги Яна Саммерса «Завтра и далее». Марсианское небо изображено с зеленоватым оттенком и облаками, над красноватой поверхностью вьются пылевые смерчи.

Справа от тираннозавра находится вооружённый человек в массивном скафандре.

Это фрагмент рисунка Джона Шонерра (John Schoenherr). Рисунок опубликован на 46 странице книги Яна Саммерса «Завтра и далее». В описании сказано, что эта картина без названия.

Джон Шонерр выполнил эту работу для обложки седьмого номера американского журнала фантастики «Галилео», издававшегося в Бостоне (Galileo: Magazine of Science & Fiction. – № 7, 1978).

Динозавр и человек в скафандре изображены на фоне мегаполиса под куполом.

Это фрагмент картины Эдварда Блэра Уилкинса, о которой я подробно рассказывал, когда рассматривал коллаж на марке номиналом 20 чон (Michel № 2004).

Подробно рассказав о коллаже на рисунке парки, перейду к филателистической части.

Марочный лист CTO 3x3

зубцовка 11,75:12,00

беззубцовые

CTO зубцовка 11,75:11,50

Все разновидности марки из листа 3x3 показаны выше. Среди марок CTO встречаются марки с размером зубцовки, отличной от размера зубцовки чистых марок.

приладочная проба

другой цвет рамки

Чрезвычайно редко встречаются марки из листов 3x3, в которых рамка напечатана другой краской. Вверху показана марка из приладки и марка с другим цветом рамки.

зубцовка 11,75:11,50

зубцовка 11,75:12,00

беззубцовая

Встречаются малые листы 3x2, в которых рамки двух марок (Michel № 2006 и Michel № 2007) отпечатаны одной краской. Разновидности марки номиналом 40 чон из таких листов показаны вверху.

зубцовка 11,75:11,50

зубцовка 11,75:12,00

беззубцовая

Разновидности марки номиналом 40 чон, в которой рамка отпечатана двумя красками.

Надпечатка «Specimen», лист 3x3

Надпечатка «Specimen», лист 3x2

Редко встречаются марки с надпечаткой «Specimen» (Образец) тёмно-синего цвета. Вверху показаны марки из листов 3x3 и 3x2 с этой надпечаткой. Все надпечатки этого выпуска, поступившие на филателистические рынки от северокорейской филателистической компании «Korea Stamp Corporation» и Китая, являются фальшивками. Подробнее о всех фальшивках этого выпуска рассказано в конце этой статьи.

Почему-то не все обращают внимание, да и в каталогах это не указано, что у марки номиналом 40 чон (Michel № 2006) фон рамки в марочных листах – светлый (золотисто-зеленоватый), а в малых марочных листах – светло-коричневый. И хорошо видно, что у марки из малого листа надпись «40 чон» сдвинута вправо, и у «4» немного другое начертание.

Кроме того, я выявил нечастую и принципиальную разновидность малого листа, где фон рамок марок номиналом 40 и 70 чон напечатан не одной, а двумя красками.

Подробно о марке с рамкой, напечатанной двумя красками, я расскажу в главе о малых листах.

Я начал специально искать марки номиналом 40 чон с другими цветами рамки. И нашёл – увидел марку из марочного листа 3x3 с очень странным оттенком. Оказалось, что это ещё одна смесевая краска, у неё более высокая оптическая плотность, и она темнее. По всей видимости, такие марки очень редкие – за несколько лет целенаправленных поисков я нашёл только две. Вверху показано сравнение обычной марки из марочного листа с найденной маркой.

Учитывая, что марок с таким цветом очень мало, это похоже на пробу по цвету. Судя по несовмещению красок, это марка из листа приладки. Приладку делают для совмещения красок и регулировки плотности наката краски. Во время приладки через печатную машину проходит несколько десятков или сотен листов, пока печатник не добивается нужного результата. Приладка считается технологическими издержками и идёт в макулатуру. Но лист этой марки не пошёл под нож, а попал к филателистическим дилерам. Краска рамки не совмещена с другими красками на 0,5 мм, что является полиграфическим браком – в конце 1970-х норма допуска на совмещение красок при листовой офсетной печати составляла 0,08–0,12 мм.

Краска нанесена последней, поверх других красок. Это хорошо видно на оттиске.

На бумаге во многих местах видны брызги краски. Они слишком малы, чтобы считаться полиграфическим браком, но говорят о неправильной настройке печатной машины.

Наверное, можно сколь угодно долго рассуждать о том, что это не другая краска, а всего лишь странный оттенок, получившийся из-за большего наката краски. Но дело в том, что это именно другая краска, потому что у неё другая структура. На картинке слева показан фрагмент оттиска обычной марки, справа – марки с другой краской. Слева краска однородная, а справа в краске хорошо видны зёрна плохо перемешанного пигмента.

Также я нашёл ещё одну марку с такой же краской рамки. На ней хорошее совмещение красок и менее плотный накат краски плашки.

Я систематизировал цвета рамки марки номиналом 40 чон – результат показан вверху. Фрагменты марки Michel № 2006 с разными цветами рамок (слева направо):

– тиражная марка из марочного листа.

– редкая марка из марочного листа – фон напечатан другой краской.

– сверхредкая марка из марочного листа – приладочная проба. Краска та же, что и для редких марок, но накат краски намного сильнее.

– тиражная марка из малого листа – сначала напечатан светлый фон, потом запечатан тёмной краской.

– тиражная марка из малого листа – сначала напечатан светлый фон, потом запечатан тёмной краской.

– тиражная марка из малого листа.

Нужно отметить, что при печати всех марок в марочных листах 3x3 допущены многочисленные нарушения технологии печати.

Вверху показана только часть характерных дефектов печати марочных листов 3x3. Систематизировать дефекты нет смысла, потому что их слишком много. Слева на картинках показан фрагмент марки с дефектом, а справа – без него.

Также встречаются технологические ошибки постпечатной подготовки. Вверху показан фрагмент марки Michel № 2006. Слева фрагмент марки с дефектом, справа без дефекта. После печати краски высыхают не сразу, нужно время, чтобы они подсохли. Это относится и к смесевой краске, которую нанесли на рамку марки. Из-за того, что краска не подсохла, на сдвинутом листе появился след от непросохшей краски.

Краска светлая, поэтому след от неё малозаметен. На картинке сверху я усилил цвета, чтобы краска была лучше видна.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2025
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001