История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

«ЗАВОЕВАТЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ» ИЗ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ

Часть 2. Блок

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 1997-2025

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2025

Часть 1. Марки:

Вступление

Марка Michel № 2003

Марка Michel № 2004

Марка Michel № 2005

Марка Michel № 2006

Часть 2. Блок:

Марка Michel № 2007

Поле блока

Часть 3. Малый лист:

Купон

Левое поле

Правое поле

Часть 4. Конверты первого дня и надпечатки «Specimen» (Образец):

Конверты первого дня (КПД)

Надпечатки «Specimen»

МАРКА MICHEL № 2007

На марках много фрагментов рисунков разных художников. Но больше всего их на блоке – 13 фрагментов из 12 рисунков. Поэтому, чтобы не запутаться, отдельно рассмотрю рисунок марки, и отдельно – рисунок поля блока. Начну с марки.

Марка номиналом 70 чон (Michel № 2007) выпущена в блоке и малом листе, в зубцовом и беззубцовом вариантах. Встречаются малые листы с разной зубцовкой. Также встречаются листы с разным количеством смесевых красок (одной или двумя), которые нанесены на рамку марки. О малых листах я расскажу в отдельной главе. Что же касается блоков, то зубцовка у них всегда одинаковая, и рамка нанесена одной краской.

Американский каталог «Scott» в описании к марке указывает: «Космонавт и драконы». А национальный каталог почтовых марок КНДР «Korean Stamp Catalogue» – «Бой между космонавтом и драконами».

В правой части марки видны две высокие скалы. Своим необычным видом они подчёркивают фантастичность сюжета марки.

Но оказалось, что это земные и совсем не фантастические горные образования. Скалы-Близнецы (Twin Rocks) находятся в историческом районе Блафф в Блаффе, штат Юта. На марку они попали с рисунка Алессандро Федини.

Рисунок выполнен для обложки одного из выпусков детской энциклопедии (Tout l'Univers: Entièrement en couleurs. – 1964. – № 60. – 5 Decembre). Поясняющий текст к рисунку:

«Вверху: «Скалы-Близнецы» в США являются ярким примером расслоения и эрозии горных пород.

Внизу: молоток геолога на куске вулканической породы».

В левой верхней части коллажа расположен аппарат странной конструкции.

Это фрагмент рисунка американского художника Винсента Ди Фейта (Vincent Di Fate) со 107 страницы книги Яна Саммерса «Завтра и далее».

Винсент Ди Фейт выполнил этот рисунок для обложки книги «Лучшее Филипа К. Дика» (The Best of Philip K. Dick. – NY: Ballantine Books / A Del Rey Book, 1977).

В верхнем правом углу марки виден летающий ящер с раскрытой пастью.

Это фрагмент рисунка американского художника Рэя Фейбуша (Ray Feibush) с 24 страницы книги «Завтра и далее». В пояснении к рисунку указано, что он без названия. Внизу видна дарственная надпись художника.

Рэй Фейбуш выполнил свой рисунок для обложки фантастической книги Кеннета Балмера «Накануне судного дня» (Kenneth Bulmer. To Outrun Doomsday. – London: New English Library, 1975).

Слева на марке гигантский полосатый ящер оранжевого цвета.

Это ещё одна иллюстрация американского художника Рэя Фейбуша (Ray Feibush), на этот раз к повести Дэвида Джерролда «Смертельный зверь» (David Gerrold. Death Beast). Рисунок опубликован на 24 странице книги «Завтра и далее».

«Starlog», 1978 № 15

Иллюстрация из журнала «Starlog»

Рэй Фейбуш сделал эту иллюстрацию для журнала фантастики «Старлог» (Starlog Magazine (NY). – 1978, № 15. – Aug. 1978, p. 19) к первой главе повести Дэвида Джерролда.

В повести рассказывается об охотниках из будущего, отправившихся в мезозойскую эру. Вот как описывается оранжевый динозавр:

«Крик существа был похож на скрежет металла, разбивающего сланец.

Существо было оранжевым и похожим на ящерицу, в красных полосах, два или три метра ростом — трудно было определить. Оно покачивалось — его хлещущий хвост был такой же длины. Его рот был оскаленной пастью, сплошь зубы. Оно полустояло на двух мускулистых ногах, перенося вес взад и вперед, как будто стоять на одном месте было для него неудобно. Существо использовало свой хвост для равновесия. Его голова дергалась из стороны в сторону, а глаза были пронзительно чёрными и казались без век. Но это было не так – оранжевые мембраны нервно скользили по глазам каждые несколько секунд.

У существа отсутствовало бинокулярное зрение, его глаза располагались по бокам головы, и ему приходилось поворачиваться вперед и назад, чтобы увидеть свою добычу. Его когти быстро дергались, его лапы были длинными и тонкими — они постоянно делал голодные хватательные движения. Существо — возможно, дейноних — запрыгнуло на вершину скал сзади, и теперь изучало группу охотников, как меню. Это была незнакомая ему добыча — но, похоже, существо не было создано для бега».

В журнале есть ещё одна иллюстрация Рэя Фейбуша. Надпись под ней: «Челюсти существа работали непрерывно; это было время обеда динозавра...»

В правой части марки изображён человек в шлеме и странным оружием в руках.

Это фрагмент рисунка британского художника Джима Бернса (Jim Burns). Рисунок опубликован на 66–67 страницах книги «Миры и вооружение». Вот как Стивен Эйслер объясняет изображённое:

«Танаш. Гротескный Лорд мира Нибонез, где правят Тарки. Люди-колонисты этого мира вернулись к примитивным мечами и не могут сравниться со своими повелителями по магическим способностям».

Джим Бернс выполнил этот рисунок для обложки книги Джека Вэнса «Свободные храбрые люди», второй книги из цикла «Дурдейн» (Jack Vance. The Brave Free Men: Durdane book 2. – London: Coronet books, 1975).

А теперь, по традиции, филателистическая часть.

Марка выпущена в блоке и в малом листе 3x2. В части малых листов рамка марки 70 чон напечатана одной краской, а в других – двумя красками.

зубцовка 11,75:11,50

зубцовка 11,75:12,00

беззубцовая

Вверху показаны разновидности марки номиналом 70 чон, рамка которой напечатана одной краской.

зубцовка 11,75:11,50

зубцовка 11,75:12,00

беззубцовая

Вверху показаны разновидности марки номиналом 70 чон, рамка которой напечатана двумя красками.

Надпечатка «Specimen», блок

Надпечатка «Specimen», лист 3x2

Редко встречаются блоки с надпечаткой «Specimen» (Образец) тёмно-синего цвета. Вверху показаны марки из блока и малого листа 3x2 с этой надпечаткой. Все надпечатки этого выпуска, поступившие на филателистические рынки от северокорейской филателистической компании «Korea Stamp Corporation» и Китая, являются фальшивками. Подробнее о всех фальшивках этого выпуска рассказано в конце этой статьи.

Вверху показано анимированное изображение, в котором марка с коричневым фоном (фон отпечатан одной краской) сменяется маркой с тёмным красно-коричневым фоном (фон отпечатан двумя красками). Подробнее об этих красках я расскажу в главе, посвящённой малым листам.

ПОЛЕ БЛОКА MICHEL BLOCK № 75

Рисунок поля блока не менее интересен, чем рисунок марки. Слева на поле надпись «DELUXE». Не понятно, для чего она. Возможно, северокорейский дизайнер ошибочно подразумевал один из видов печатной пробы, во франкоязычной терминологии называемой «épreuve deluxe», а в англоязычной – «deluxe proof». На таких пробах изображения марок напечатаны в тиражных цветах и расположены центре листа. Поля таких листов могут быть с надписями и рисунками, или же без них. В русскоязычной терминологии такие пробы называют «люкс-блоками». Но блок КНДР номиналом 70 чон – не проба, это тиражный экземпляр.

Для своего коллажа северокорейский дизайнер использовал семь разных рисунков – шесть фантастических, и один не фантастический. Начну с нефантастического.

На фоне блока изображена Земля, спускающиеся к ней из космоса прямые тонкие линии жёлтого цвета, и такого же цвета и ширины кривые на поверхности Земли.

Этот фрагмент позаимствован с рисунка уже не раз упоминавшегося Алессандро Федини.

Вверху показана обложка одного из выпусков детской энциклопедии (Tout l'Univers: Entièrement en couleurs. – 1963. – № 112. – 4 Decembre), для которой Федини выполнил свой рисунок.

Поясняющая надпись на обложке:

«Местоположение корабля можно определить, наблюдая за двумя звёздами. На нашей иллюстрации судно расположено на пересечении двух окружностей, центры которых представлены проекциями двух звезд».

В левом верхнем углу блока расположен звездолёт.

Космический аппарат позаимствован с рисунка британского художника Патрика Вудроффа (Patrick Woodroffe). Эта работа Вудроффа напечатана на страницах 24–25 книги «Космические войны: Миры и вооружение». Стивен Эйслер объясняет рисунок:

«Великий Взрыв. Крупная экспансия к звездам, так часто предсказываемая в примитивных выдумках XIX и XX веков, начала происходить в последних годах XXV века, когда была обнаружена критическая зависимость между смещением времени и энергией кварка. На этой картине современного художника Патрика Вудроффа показаны некоторые ранние межзвездные суда – громоздкие, уродливые корабли, нагруженные химическим топливом и ненужными припасами. Успешность ранних межзвездных путешествий составляла менее 25 процентов».

Вверху показана первая страница обложки восьмого выпуска антологии научной фантастики «Новые Миры» (New Worlds № 8 / Ed. Hilary Bailey. – London: Sphere, 1975). Именно для этой книги Вудрофф сделал рисунок. Если перевернуть книгу, то на последней странице обложки можно увидеть межзвёздный корабль, который попал на марку КНДР.

В правом верхнем углу блока изображён ещё один космический корабль.

Это фрагмент рисунка Эдди Джонса (Eddie Jones). Рисунок позаимствован со страницы 30 книги «Космические войны: Миры и вооружение». И сразу же становится понятно, почему на блоке обрезана струя из сопла ракетного двигателя – это край страницы.

Стивен Эйслер самым причудливым образом объясняет этот рисунок:

«Крейсер «Байрон Лиззард» компании «Межсистемный Общественный Транспорт» (МОТ). Прозванный «пауком», пассажирский крейсер МОТ «Байрон Лиззард» сдан в эксплуатацию примерно в начале XXIX-го века, когда межзвездные полёты еще только зарождались. Линейка пассажирских крейсеров была разработана для выполнения дешевых полетов вокруг Солнечной системы. Астрономические исследования и исследования привода так и не были по-настоящему приняты. Большой проблемой «Лиззарда» была в его тяжёлом управлении в космосе и его ужасных характеристиках в высоких слоях атмосферы: когда он находился на близкой планетарной орбите, ему требовался «подъемный буксир», показанный здесь, чтобы удерживаться на орбите. Через несколько лет его сняли с производства и заменили более эффективной и популярной серией крейсеров Сидэй «Пульс», которая сочетала обтекаемость с характеристиками маневрирования в глубоком космосе, необычными для невоенных солнечных кораблей. МОТ в конечном итоге стала «Trans Galactic Company», а не «Inter Worlds Thruspace», как принято считать».

С этой иллюстрацией пришлось разбираться. В книге «Космические войны: Миры и вооружение» очень невнятное описание источников иллюстраций и названия рисунков. В книге указано просто «Vortex 6». И не понятно, что это – то ли название рисунка, то ли какое-то издание, из которого взят рисунок. Я стал разбираться и выяснил интересные подробности.

Впервые на обложке этот рисунок появился в 1980 году. Это была книга «Омнибус научной фантастики» (The Omnibus of Science Fiction / Ed. by Groff Conklin. – NY, Bonanza Book, 1980). В книге указан год регистрации авторских прав на иллюстрацию – 1978 год.

«Vortex», 1977 № 4

«Vortex», 1977 № 5

Оказалось, что «Vortex» – британский ежемесячный журнал, выходил с января по май 1977 года. И хотя вышло всего 5 номеров, журнал сумел привлечь к созданию рисунков для обложек известных в мире фантастики художников – Родни Маттеуса и Эдди Джонса. Вверху показаны две журнальные обложки, рисунки для которых сделал Эдди Джонс.

В журнале была закономерность – на форзаце печатался рисунок художника, который должен был иллюстрировать обложку следующего номера. Рисунок обложки мог отличаться от рисунка на форзаце прошлого номера, но художник был тот же самый. В последнем, пятом номере журнала, на обложке была иллюстрация Эдди Джонса. Получается, что в следующем номере на обложке должна была быть его иллюстрация. «Vortex 6» – не название рисунки Эдди Джонса, указание, что рисунок предназначался для шестого, не выпущенного номера журнала «Vortex».

В последнем номере журнала напечатано интересное интервью с Эдди Джонсом. В частности, он рассказывает, как создавал рисунок обложки пятого номера:

«- Как вы подходите к созданию таких вещей, как обложки «Vortex», что вас вдохновляет, когда вы рисуете, не прочитав никаких фантастических произведений из журнала?

- Это было хорошее задание, когда редактор просто сказал: делай, что тебе нравится. Я знал, что мне это понравится. Поэтому я сел за чистый лист картона и поиграл с формой и цветом, и идеи пришли по мере того, как наносилась краска. По ходу дела я решил, что это будет фэнтези. Я думал о фэнтезийных темах и добавлял их по мере того, как они приходили в голову».

Слева на поле блока КНДР изображено лохматое красно-оранжевое существо с перепончатыми крыльями.

Оно позаимствовано с рисунка на 62 странице книги «Космические войны: Миры и вооружение». Автор иллюстрации американский художник Майкла Уэлана (Michael Whelan). Также указано название рисунка – «Хамелеон».

Майкл Уэлан, наверное, самый титулованный из всех иллюстраторов фантастики. Вот только часть его фантастических премий: «Хьюго» (Hugo Award) 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1988, 1989, 1991, 1992, 2000, 2002; «Локус» (Lokus Award) 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2002, 2004, 2005, 2006, 2009, 2010, 2013, 2014, 2016; «Небьюла» (Nebula Award) 2010.

Стивен Эйслер так объясняет рисунок:

«Хамелеон. Одним из результатов незаконного вмешательства в генетику и скрещивания видов стало создание популяции странных существ, известных под разными именами: Хамелеоны, Львы и Скорпионы. Они должны были охранять поместиья и плантации на плодородных мирах в системе Кроули из 27 миров земного типа (от -17 до +48 по шкале сравнения Крута), но их интеллект и чувственность привели к тому, что их высадили на их собственном мире, Лионесс, вращающегося вокруг желтого солнца Бетта Панокса».

На самом же деле Майкл Уэлан сделал свою работу для обложки книги Пирса Энтони «Заклинание для Хамелеона» (Piers Anthony. A Spell for Chameleon. – NY: Ballantine Books / A Del Rey Book, 1977). В 1978 году книга удостоена «Британской премии фэнтези» (British Fantasy Award).

В левом нижнем углу блока изображена безжизненная поверхность, изъеденная метеоритами. На ней расположено какое-то сооружение, обустроенное в большом кратере.

Это фрагмент рисунка с 43 страницы книги «Космические войны: Миры и вооружение». Автор – Эдди Джонс (Eddie Jones).

Пояснение Стивена Эйслера:

«Военная база «Проксион». «Баржа» между мирами (её функция – передача сообщений и официальная транспортировка) замечает приближающуюся наблюдательную идентификационную станцию на астероиде, ласково называемом «Гагара IV». База «Проксион» была основана в начале Первой Империи, хотя использование семи лун планеты прекратилось во время Междуцарствия».

Свою работу Эдди Джонс выполнил для обложки книги британского фантаста Джона Браннера «Полное затмение» (John Brunner. Total Eclipse. London: Orbit, 1976).

При сравнении рисунка в книге «Космические войны: Миры и вооружение» и обложки книги «Полное затмение» хорошо видно, что они зеркально повёрнуты.

Оказалось, что в книге «Космические войны: Миры и вооружение» размещён зеркально повёрнуты рисунок. Это можно понять, внимательно рассмотрев подпись Эдди Джонса – она отзеркалена. Вверху показан фрагмент рисунка из книги Эйслера. Для удобства восприятия я убрал из изображения полиграфический растр.

Эта же ошибка перекочевала на блок КНДР.

Самый драматичный рисунок – в правом нижнем углу блока: два астронавта откапывают мёртвого человека в красном скафандре.

Этот фрагмент позаимствован с рисунка, опубликованного на 44 странице книги «Завтра и далее». Автор рисунка американский художник Даррелл Свит (Darrell Sweet).

Даррелл Свит сделал этот рисунок для обложки книги Джеймса Хогана «Звёзды в наследство» (James P. Hogan. Inherit the Stars. – NY: Del Rey Book / Ballantine Books, 1977). В 1978 году книга была номинирована на премию «Локус» (Locus Award) и была девятнадцатой в списке. А в 1981 году книга получила японскую фантастическую премию «Seiun Awards».

Рисунок на обложке зеркально повёрнут по отношению к рисунку в книге «Завтра и далее». Чтобы выяснить, какой из рисунков расположен правильно, пришлось найти изображение предварительного эскиза рисунка обложки. Оказалось, что правильно расположен рисунок на обложке книги «Звёзды в наследство».

22 марта 2023 года на аукционе «Hake's» эскиз работы Даррелла К. Свита был продан за 798,27 долларов. Вверху показана проданный рисунок. В описании к лоту сказано:

«Плотный художественный картон размером примерно 6x9 дюймов содержит 4,25x7 дюймов нарисованного предварительного оригинального рисунка Даррелла К. Свита для романа в мягкой обложке «Звёзды в наследство», написанного Джеймсом П. Хоганом. Классическое научно-фантастическое изображение двух астронавтов, обнаруживших останки скелета другого исследователя космоса в скафандре. Очень красивая визуализация, которая выглядит как законченное произведение, но была улучшена для печатной обложки. На обороте подпись Свита».

Также на блоке изображены две гигантские башни, возвышающиеся за пределы земной атмосферы.

Это рисунок позаимствован с 84 страницы книги «Космические войны: Миры и вооружение». Рисунок называется «Башни по Периметру» (Perimeter Towers), его автор Эдвард Блэр Уилкинс (Edward Blair Wilkins). В дальнейшем рисунок не использовался для обложек книг и журналов.

Стивен Эйслер объясняет изображённое на рисунке:

«Грузовой порт, Трентор. Трентор был административным центром Великой Империи, миром, полностью покрытым сталью. Как полагают, первоначально город был совсем маленьким. Но он быстро расширился после того, как многие новые миры попали под защиту ранней Федерации. И скоро расширился за пределы всех горизонтов, пока практически не покрыл поверхность планеты. Грузовые порты представляли собой гигантские мини-города (мини-колонны), построенные над поверхностью планеты».

На блоке «Завоеватель Вселенной» больше нет фрагментов других картин, поэтому перейду к филателистической части.

зубцовка 11,75:11,50

беззубцовый

Блоки выпущены с зубцовкой 11,75:11,50 и в беззубцовом варианте.

CTO зубцовка 11,75:11,50

CTO беззубцовый

Интересно, что встречаются как зубцовые блоки CTO, так и беззубцовые. Но в этом выпуске «Завоеватель Вселенной» не выпускались CTO для марок в марочных и малых листах.

При печати блоков также допущены многочисленные ошибки допечатной подготовки и печати. Вверху показан только один дефект печати – «марашка».

Систематизировать многочисленные технологические ошибки, допущенные при изготовлении блоков «Властелин Вселенной», не имеет смысла – их очень много. Отмечу только, что на значительной части блоков слишком много пурпурной краски. Так много, что в некоторых местах она покрыла пробельные элементы. На трёх картинках вверху, слева, показаны фрагменты блоков с избытком пурпурной краски. Справа фрагменты правильно напечатанных блоков.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2025
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001