История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Г. Франке

ФАНТАСТИКА МОДЕЛИРОВАНИЕ МИРА

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© Г. Франке, 1970

Техника-молодежи.- 1971.- 1.- С. 56.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

ГЕРБЕРТ ФРАНКЕ (ФРГ) - в настоящее время наиболее известный фантаст Западной Германии. Основные книги: "Незавоеванное будущее" и "Люди в 2000-м".

Мысль о том, что не только прошлое, но и будущее достойно конкретных размышлений, становится все более распространенной. Доказательство тому - возрастающий интерес к футурологии и научной фантастике. Одна из них - плод науки. Другая - литературы. Однако их объединяет единая цель: исследование человека будущего, зажатого в тиски всесильной техники.

Как создается современное научно-фантастическое произведение? Обычно писатель заимствует из футурологии некое научное предсказание, затем изыскивает ситуацию или конфликт, который может привести к реализации этого предсказания. На этой основе и разворачивается действие. Таким образом, абстрактные термины облекаются в плоть и кровь художественного образа. Фантастика - это моделирование мира, неосуществимое с помощью научных методов. Иными словами: фантастика - это наука без постулатов и законов.

Парадоксально, но, по существу, две технические проблемы связывают, как сообщающиеся сосуды, фантастику и футурологию. Речь идет о звездоплавании и "разумных" машинах. Воображение человека, конечно же, пленяет звездоплавание, хотя судьба будущего зависит, как мне представляется, в большей степени от проблемы машинного "разума".

"Разумные" машины - это тоже путешествие в неизвестность.

Еще совсем недавно раздавались скептические голоса: машина не может и не будет мыслить. И как-то неожиданно выяснилось: может. Машина обладает, оказывается, и памятью, и логикой, и способностью и обучению, и - главное! - творческим мышлением. Разумеется, подобное творчество (машинная музыка, живопись, стихосложение) далеко от совершенства, но ведь речь-то идет, по существу, о механическом младенце, едва сказавшем первое "а".

"Вы хотите построить эквивалент человеческому мозгу. Пожалуйста. Но учтите: он будет размером с небоскреб. Он потребует такой энергии, что от внутреннего излучения изжарится, как бифштекс", - недоуменно пожимали плечами скептики. И вдруг выясняется: к 2000 году подобная ЭВМ уменьшится до размеров булавочной (!) головки, а лет через 50- 70 - до размеров молекулы. Невероятно? Во всяком случае, проблема неизмеримо проще путешествий к звездам.

И все же человек полетит к звездам. Кажется, это единственный способ не дать машине превзойти себя по уровню мышления. Общение с разумом иных миров - только так можно повысить к.п.д. нашей черепной коробки.

Чтобы увидеть лицом к лицу покуда еще не завоеванное нами будущее, писатель-фантаст должен оперировать как понятиями достижимыми, так и недостижимыми, даже иллюзорными. Ибо то, что порою кажется иллюзией, имеет свойство материализоваться, а реальное нередко облекается в самые фантастические черты.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001