История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Александр Ефанов

ПОЕЗДКА В ЕКАТЕРИНБУРГ

«Аэлита» и другое в записках корреспондента

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© А. Ефанов, 2003

Городские новости (Красноярск).- 2003.- 14 авг.

Любезно предоставлено автором, 2003

В этом году Екатеринбург справляет двойной юбилей - 280 лет назад был подписан указ Петра Первого по которому поселение завод крепость на реке Исеть получала статус города, нареченного Екатеринбургом, и в двадцатый раз вручалась самая престижная премия в отечественной фантастике "Аэлита". На торжественные мероприятия связанное с этими событиями и отправился на корреспондент

Ну вот. Все тяготы связанные с поучением услуг от последнего монополиста страны, министерства путей сообщения позади, и я шагаю по ночному Екатеринбургу. Название это как-то выбивается из общего контекста. Область - Свердловская, станция находящаяся на 1667-м километре к востоку от Москвы на Свердловском отделении железной дороги, тоже называется Свердловск. А город - Екатеринбург.

Стольный град Екатеринбург

Возникновение Екатеринбурга в уральской летописи связано с двумя "птенцами гнезда Петрова": капитаном-поручиком Василием Никитичем Татищевым, определившим где стоять заводу-крепости, и генерал-лейтенантом Георгом Вильгельмом (Вилимом Ивановичем) де-Генниным, пустившем завод в действие 7(18) ноября 1723 года. Желая, вероятно, угодить царю, Геннин задумал назвать новый завод-крепость в честь императрицы Екатеринбургом, о чем и писал ей. От 28 августа 1723г. получен был Генниным собственноручный ответ императрицы: "...построенный на Исети завод именовали, до указу, Екатеринбург, и оное також Его Величеству угодно. И Мы как за исправление положенного на вас дела, так и за название во имя Наше завода новостроенного благодарствуем". Геннин при выборе имени не только вверял город покровительству властей земных, но и надеялся на милость небесных: святая Великомученица Екатерина считается покровительницей горного дела.

Празднуя 275-тилетие города, в его центре, неподалеку от плотины был поставлен памятник двум основателям города. У народа две чугунные фигуры ассоциируются с другими героями современности. Назначают свидание, как правило, возле "Чипа и Дейла", или "Бивиса и Батхеда"... А раньше, основным местом встреч было "Под варежкой". Центральная фигура в памятнике Добровольческому танковому корпусу так далеко вытягивала руку в танковой перчатке, что под ней легко могли встречаться десяток влюбленных.

Количество памятников и памятных мест в этом городе превосходит все ожидания. Памятники идут слоями - первый - исторические памятники XVII-XIX веков, затем связанные с революцией, и наконец, с кодами войны. Памятник Ленину по традиции выбрали своим символом коммунисты. Вот и в дни моей командировки с утра там собирались сторонники РКРП и крутили пластинки с пламенными речами дедушки вождя. А памятник тезки города, Якова Свердлова, почему то не любят, кто-то забрасывает статую в форме мальчика, кидающего камень, напротив здания УрГУ пакетами с краской. В этот раз голубое пятно находилось на "причинном месте". А памятник Кирову, стоящий неподалеку, охраняют солдатики.

Имя города навечно запечатлено и в музыкальных произведениях. Начиная от попсы советских времен - "Если вы не бывали в Свердловске, приглашаем к нам в гости и ждем", и заканчивая новиковскими "Я в Екатеринбу, я в Екатеринбу..." и "Город древний, город длинный, ты начат Екатериной...". В этом городе расцвел талант Вячеслава Бутусова. Родился он в Красноярске, но музыкантом, лидером группы "Нутилус Помпилиус" стал в Свердловске.

Есть памятники и нынешней эпохи. По центральной магистрали, неподалеку от вокзала стоит недостроенное здание 30-тиэтажной гостиницы. Начиналось оно еще в те годы, когда обком руководящей партии возглавлял Борис Ельцин. Денег хватил только на то, чтоб возвести коробку. Зато этому долгострою очень рады всевозможные товаропроизводители. Лучшего баннера для 60-тиметровой рекламы мальчика, пьющего кофе не найти. Нам бы так использовать здание КАТЭКНИИУгля!

Сразу за этой "кофейной свечкой" новая церковь - храм Спаса на крови. Встроен он на месте дома Ипатевых, где был расстрелян Царь со своей семьей. Кстати, дом этот был снесен по приказу Ельцина. Выстроен он по проекту храма Христа-спасителя, только немного меньше. Поражает еще и тот факт, что внутренний домик, в котором и живут служители Культа, отделан намного богаче, чем сама церковь.

Следом еще один памятник - бывший особняк Расторгуева-Харитонова, ныне в нем расположен Дворец творчества школьников. Во дворе озеро, сад с экзотическим растениями. Когда был назначен представитель президента по Уральскому федеративному округу, он сразу постарался отбить этот дворец под свою резиденцию, но справедливость восторжествовала.

На стене массивного здания на улице Ленина могучая чугунная пластина, повествующая о том, что в этом здании в 1924 году уральские рабочие решили переименовывать город в Свердловск - в честь известного большевика Я.М. Свердлова. Следов об обратном переименовании чего то не нашлось.

А произошло оно 23 сентября 1991 года. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за № 1674-1 на основании решения внеочередной сессии городского Совета народных депутатов 21 созыва, состоявшейся 4 сентября, городу было возвращено его историческое имя - Екатеринбург.

Так что как быть с годами, проведенными под чужим именем, еще не ясно. Но, тем не менее, Екатеринбург готовится к юбилею. Фонтанов хватает и там, но к этому празднику они взяли и вторую особенность Красноярска: и большинство мостовых получают брусчатое оформление. Так что пробираться по центру приходится через колдобины. Мы то уже давно прошли через эти неудобства.

Фестиваль фантастики

Идея о вручении премии за лучшее фантастическое прозвеение витала в воздухе начиная с конца семидесятых годов. Но воплотить в жизнь ее тогда смогла только редакция журнала "Уральский следопыт". Стараниями Санислав Мешалкина, Виталий Бугрова, Игоря Халымбажди через Союз писателей при активной поддержке областного комитета комсомола было решено учредить ежегодную премию. А поскольку в советской фантастике тех лет намечался большой раскол первых лауреатов было двое, а вернее трое. Это братья Аркадий и Борис Стругацкие за роман "Жук в муравейнике" и Александр Казанцев. Вручение первого приза, представляющего авторскую статуэтку из хрусталя, мельхиора и камня волосатика, венщающего сложную конструкцию прошло в 1981 году.

А уже через год, когда премию получал Зиновий Юрьев (роман "Дарю вам память") в Свердловск приехали первые любители фантастики со всей страны.

В те годы появлялись первые клубы любителей фантастики, начинались первые притеснения этих клубов, но Свердловский фестиваль от гда к году рос и ширился. Пик активности фэнов пришелся на год 1990-й, когда на турбазу "Хрустальная" собралось свыше 500 человек. В тот год статуэтку получил краснояский писатель Олег Корабельников. Считается, что поводом послужила трилогия "К востоку от полночи", но на самом деле так отметили изумительнейшую повесть "Башня птиц".

А первым красноярцем, ставшим лауреатом премии был автор дилогии "Лунная радуга" Сергей Палов. Наши земляки из года в год входили в число номинантов на премию. Но больше красивых статуэток в Красноярск никто не привозил.

Обиднее всего было Андрею Лазарчуку. В 1991-м году у него вышла первая часть романа "Мост Ватерлоо". Вещь, несомненно, заслуживающая большого признания, но в том же году первую книгу написал Вячеслав Рыбаков. К тому времени он уже был лауреатом Госпремии, за сценарий к фильму "Письма мертвого человека". Так что, с перевесом в несколько голосов, приз "Старт" отправился в Ленинград.

Количество призов, вручаемых на этом фестивале все время росло. Традицию положил "фэн номер один Советского Союза". Такой неофициальный титул носил волгоградец Борис Завгородний. Он предложил ввести премию от клубов любителей фантастики и первый приз был вручен в 1983-м году Александру Бушкову за повесть "Варяги без приглашения", одновременно опубликованную в журнале "Литературная учеба" и альманахе "Енисей".

Три последних года в пятерку номинантов входит и Михаил Успенский, но каждый раз компетентное жюри предпочитает ему других авторов. НЕ повезло Михаилу Глебычу и в этот раз. Хотя его роман "Белый хрен в конопляном поле" уже получил в этом году немало премий, в том числе и престижную "АБС-премию".

И хотя журнал "Уральский следопыт" уже давно почил в бозе, дело "Аэлиты" продолжается, и хотя в фестивале был двухлетний перерыв, стараниями местных авторов дело продолжается. Из-за этих двух лет и получилось, что фестиваль этот носит двадцатый порядковый номер.

В этом году конвент получился не таким уж и представительным. Десяток авторов, полсотни фэнов, но зато, как красиво все было сделано! Вручение премии проходило в Камерном театре, с участием первых лиц города и области. На носу выборы. Каждому хочется немного, но покрасоваться возле народа. А тут такая возможность. Но зал не смог принять всех желающих. Еще бы, ведь среди гостей сам Роберт Шекли. Нет, все таки переводчики и редакторы тех времен у нас действительно были профессионалами своего дела. Знали мы. в те годы, когда переводную фантастику печатало только издательство "Мир", совсем немного авторов. Но это были действительно, лучшие. И культовая фигура Шекли среди них! Его гениальные рассказы о похождениях космических бизнесменах, о демонах, об абсолютном оружии создали ему среди российской читающей публики славу великого автора. А когда издательства бросились в ущерб качеству за количеством, у нас появились и его романы. Нот лучше бы их не было.

- Я сам знаю, что являюсь автором короткой формы, романы лишу лишь по заказу. Знаю, что получается не так хорошо, зато на эти гонорары могу жить спокойно, и писать свои любимые рассказы, - сказал мне автор. - Меня удивило, что в России так хорошо знают мое творчество, когда же я увидел свой сборник, изданный тиражом в сто тысяч, понял, почему. Ведь в Америке тираж журнала в 3-5 тысяч считается нормальным. Но у нас два десятка журналов фантастики, в каждом раз в год выходит по одному моему рассказу. Но такие тиражи увидел только у вас.

Встреча с авторами проходила в центральном книжном магазине, и очередь за автографами к Шекли выстроилась на добрую сотню метров.

Итак, торжественная церемония в театре. Главный приз получил Владимир Савченко. Лауреат рассказал, что хотя и живет сейчас на Украине, писать начал неподалеку от Свердловска, на Урале. Первый его опубликованный рассказ был написан в 1943-м году в возрасте 9 лет. Там рассказывалось о том, как лисица языка привела в партизанский лагерь, опубликован он был в журнале "Мурзилка". И слава писателя так взяла за живое второклассника, что он решил посвятить этому всю жизнь. Ну что же, получилось.

Приз "Старт" получил Виталий Каплан, за роман "Корпус", опубликованный в серии

"Черная Луна". Приз им. Ивана Ефремова, вручаемый за популяризацию фантастики (его лауреатами были космонавт Георгий Гречко и журналист Дмитрий Байкалов) получил организатор сайта русской фантастики RUSF.RU Дмитрий Ватолин. А приз Виталия Бугрова получил один из основателей этого конвента Евгений Пермяков.

Вручались на "Аэлите" и "Орден рыцарей фантастики имени Игоря Георгиевича Халымбаджи". В этом году почетный приз получили патриарх свердловской фантастики, очень добрый автор и человек Владислав Крапивин, и культовый для нынешнего поколения читателей Василий Головачев.

Призы розданы, фэны разъехались. Но у каждого их участников этого фестиваля, что у гостей, что у организаторов в памяти наверняка останется теплая частичка от этих встреч. И уверенность в том, что "Аэлите" предстоят еще долгие, долгие годы. Ведь не такое уж и потерянное нынешнее поколение, раз посмотреть на авоторов любимых своих героев собираются такие юные ребята!

Обидно, только, что в Красноярске наш конвент, "Сибирь-XXI век" так и не прижился.

    Александр ЕФАНОВ



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001