RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 15 Авг 01 16:08
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 15 Авг 01 21:22
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     14.08.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> A кaк дoлжнa выглядeть oкoнчaтeльнo yглючeннaя эxa?

Когда за Вами никто не сможет угнаться :). Но это будет не скоpо.

 AK> Kcтaти, oбpaтитe внимaниe нa ceгoдняшнюю тьмycкopпиoнcкyю нoвocть.

Это котоpая про Званцева? Обpатил. Что, оно в двух томах вышло?

                                                            Wlad.
--- Эрг Самовозбудитель 2.51.A0901+
 * Origin: Я пригвожден к трактирной стойке (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 15 Авг 01 23:46
 To   : All                                                 Чтв 16 Авг 01 21:00
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Коммерсантъ-Власть
Дата:
24.08.99
Заголовок:
09.00 Вам какое положение нравится?
Текст:
Борис Ельцин заявил, что чрезвычайного положения в России не будет. Многие ему
не поверили.
[...]
Борис Стругацкий, писатель. Законное, и никакое другое. Если в стране или
каком-то регионе надо принимать чрезвычайные меры для наведения порядка и
вводить ЧП, то это надо делать по закону. Он должен быть ясным и
недвусмысленным. Иначе ЧП будут вводить все кому не лень по любому удобному им
случаю. А в Дагестане нужен особый режим. И не чрезвычайное, а военное
положение -- оно покруче будет.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Вепрям и рыбам счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 16 Авг 01 00:42
 To   : All                                                 Чтв 16 Авг 01 21:00
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Комиссия являлась самой, пожалуй, засекреченной спецслужбой России.
О ее существовании знал, бесспорно, президент. Зна-ли также министр обороны,
начальник Генштаба, пред-седатель ФСБ и глава Службы внешней разведки. А
бо-лее, кажется, никто. Даже премьер-министры, бесконеч-но сменяющие один
другого, могли о существовании комиссии услышать, а могли до своей отставки и
не ус-петь.
Петренко узнал о комиссии первого января сего года, аккурат день в день, когда
был зачислен в ее штат. До того, покуда шла многомесячная морока с
тестировани-ем, проверками, оформлением документов, он был убеж-ден, что его
просто переводят в одну из центральных служб ФСБ. А тогда, в Новый год, к
одиннадцати ноль-ноль утра первого января, когда вся страна спала или
похмелялась, Петренко впервые прибыл в этот особнячок. <Приходи, поговорим, -
сказал тогда <дядя Володя> - полковник Савицкий, - я как раз дежурю, никто
мешать не будет...>
Савицкий рассказал тогда Петренко не слишком много. Но и того, что он поведал,
хватило, чтобы пора-зить воображение капитана.
Полное название комиссии было: <Комиссия по кон-тактам>. Сокращенно - КОМКОН.
<Помнишь, - со смехом сказал ему Савицкий, - у Стругацких в цикле о Максиме
Каммерере есть КОМКОН? Когда наши это прочитали, у них глаза на лоб полезли:
решили, что про-изошла утечка... Так что братьев-фантастов тогда, в кон-це
шестидесятых, не только по идеологическим сообра-жениям прессовали. Андропов
решил: может, они шпио-ны, раз такое знают...>
Организован КОМКОH был в 1962 году. У его истоков стояли Королев, Сахаров,
Тихомиров, Келдыш. Ко-миссию, собственно, и создали после их коллективного
письма на высочайшее имя. Хрущев, когда прочитал пись-мо академиков, вызвал
Семичастного, спросил: <А что, у американцев такая служба есть?> - <Есть,
Hикита Серге-евич!> - не моргнув, отвечал председатель КГБ, хотя знать об этом
не знал, ведать не ведал. <Королев! Прора-ботать вопрос, доложить!> - начертал
на углу письма академиков Первый секретарь ЦК КПСС. С той самой резолюции и
отсчитывается история КОМКОНа.
Все последующие в СССР, а затем в России пере-стройки и пертурбации обошли
КОМКОH стороной. Так и работает комиссия по контактам в том же самом поме-щении
без малого сорок лет. Бюджет у нее невелик. Штаты малы. Но зато ее сотрудники
обладают огромны-ми полномочиями. В особых ситуациях обыкновенным оперативникам
КОМКОНа, по воинским званиям обыч-но капитанам и майорам, подчиняются даже
генералы, командующие войсковыми округами и областное началь-ство вплоть до
губернаторов...
За сорок лет в структуре КОМКОНа произошла толь-ко одна перемена: в 1987 году
появился отдел <Д> - дез-информации. Тогда, одновременно с расцветом
гласнос-ти, мудрые головы решили: не надо, как было принято раньше, замалчивать
информацию о <летающих тарел-ках>, экстрасенсах, случаях телепатии, телекинеза
и про-чем. Напротив, следует сообщать о всевозможных <чуде-сах> в средствах
массовой информации, причем как можно более. Именно так давно уже действовали
анало-гичные западные спецслужбы. Решено было поступать по их образцу: поощрять
полубезумных уфологов, подкиды-вать прессе экстрасенсов, колдунов, медиумов и
прочую нечисть, организовывать <утечки> о контактах с гуманоидами... <Как писал
Эдгар По: где легче всего спрятать книгу? - с усмешкой сказал тогда Савицкий. -
В библи-отеке... А лист - в лесу... А человека - в толпе... А реальный контакт
и настоящего телепата?.. Среди сотен сума-сшедших контакгеров и телепатов...>
В составе КОМКОHа, кроме отдела <Д> - дезинфор-мации, имелись также, пояснил
тогда Петренко Савиц-кий, следующие отделы: <И> - исследовательский, <Р> -
разведывательный, <КР> - контрразведыватель-ный и <О> - оперативный. Ему,
Петренко, предстояло работать в отделе <О>, который возглавлял Савицкий.
[...]
        Литвинова А., Литвинов С. Звезды падают вверх. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
- С.122-123. Kpoмe тoгo, KOMKOH yпoминaeтcя нa cтp.124, 126, 128, 129, 130,149,
155,157, 203, 221, 234, 242, 246, 247, 249, 252, 255, 283, 312, 338, 339, 342.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: В странствии стойкость - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 16 Авг 01 00:46
 To   : All                                                 Чтв 16 Авг 01 21:00
 Subj : Xayэлл-59

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
В "меморандуме" демонстрируются основные принципы Федорова: православное
видение гармоничного, альтруистичного и духовного братства людей, достигаемого
планируемым и контролируемым подчинением природы науке, которая не только
побеждает смерть, но также делает возможным богоподобное воскресение и
сотворение новой жизни. Бессмертная раса будет свободно обитать во всем
космосе. Слово "Монокосм" является точной греческой калькой для русского слова
"соборность" - собирание частей в целое, - концептуальное для русского
православия вообще и для федоровской интерпретации в частности. Далее,
дисгармонирующее сопоставление в "меморандуме Бромберга" религиозных концепций
и языка материализма выглядит пародией на стиль работ Федорова, состоящий из
смеси церковных старославянизмов и новейшей научной терминологии.
В эволюции поэтики Стругацких фигура главного героя - гуманиста-просветителя
(например, дон Румата в "Трудно быть богом") постепенно уменьшается, в то время
как роль чуждого сверхчеловека увеличивается. Принцип характеризации переходит
от поражения и разочарования просветителя к мощи федоровского сверхчеловека.
Переход от человека к чужаку полностью логичен и неизбежен, поскольку
реальность главного героя-чужака в фантастике Стругацких растет прямо
пропорционально ослаблению позиции персонажей-гуманистов.
Если отойти в сторону и посмотреть на все произведения Стругацких разом, модель
становится ясна: неуловимые Странники из раннего цикла об истории будущего
появляются в более поздних произведениях как вполне конкретные, развитые образы
- в форме "мокрецов", "люденов", ученого Вечеровского из "За миллиард лет до
конца света" (1976). Что у всех этих образов общего - так это их схожесть с
федоровскими или гностическими мотивами и образами. Эти мотивы зачастую
смешиваются: элементы федоровской мысли и элементы гностической мифологии
зачастую сплавляются в одну систему образов. Таким образом, Стругацкие и
записывают, и участвуют в интересном процессе культурной трансформации. Их
произведения отражают воссоединение тайных интеллектуальных течений и смешение
различных течений, приводящее к творению новых культурных мифов.

Ученые
Действие повести "За миллиард лет до конца света" (1976) происходит в
эмпирических параметрах пространства и времени - в современной ленинградской
квартире. Даже телефонный номер главного героя отличается от номера телефона
Бориса Стругацкого всего одной цифрой. Читатель должен чувствовать себя дома,
вместе с обычным российским ученым, обдумывающим научную проблему жарким
июльским днем середины 1970-х.
Сюжет начинает развиваться, когда несколько ученых - специалистов в весьма
различных областях знания - встречаются с необъяснимыми препятствиями и
угрозами, долженствующими помешать им продолжить весьма перспективные
исследования. По различным причинам они полагают, что находятся под
воздействием абстрактной сверхцивилизации. Она защищает основы "гомеостазиса",
не допуская человеческий ум проникнуть чересчур далеко. К концу романа только
один ученый, математик Вечеровский, не ломается под давлением сверхцивилизации,
будь то гипотетическая сила мирового гомеостазиса или вполне конкретная сила
советских спецслужб (роман можно понять двояко). Вечеровский покидает своих
неудачливых коллег и их семьи, собираясь продолжить свои и их исследования на
Памире. Малянов, главный герой, напротив, ломается. Встретившись с решением
противостоять сверхцивилизации - проявляющейся в шантаже на сексуальной почве,
материальных лишениях, допросах КГБ и угрозе жизни сына Малянова (другой
возможностью является конец Малянова как ученого и человека, борющегося за
знание), он не видит иного выхода. Таким образом, не только
пространственно-временные параметры жанра сужаются до настоящего, но и
этические горизонты главного героя.
У Малянова и его друзей можно обнаружить следы оптимизма и иронической
уверенности в разумном социальном прогрессе, характерные для ученых -
персонажей ранних произведений Стругацких. В начальной сцене "За миллиард лет
до конца света" Малянов характеризуется своим отношением к науке как к
оригинальному призванию, а не как к бездушной профессии или к опасной игрушке в
фаустовском духе. Его шутливое восхищение теоретической физикой выражено, в
частности, средствами разговорных, "нежных" моделей речи. Он обращается к
интегралу, над которым он работает, в юмористических, полуиронических
уменьшительных формах:
"Малянов [:] уселся и взял ручку. Та-ак... Где же я все-таки видел этот
интеграл? Стройный ведь такой интеграшка, во все стороны симметричный... Где я
его видел? И даже не константа, а просто-напросто ноль! Ну, хорошо. Оставим его
в тылу. Не люблю я ничего оставлять в тылу, неприятно это, как дырявый зуб...
Он принялся перебирать листки вчерашних расчетов, и у него вдруг сладко замлело
сердце. Все-таки здорово, ей богу... Ай да Малянов! Ай да молодец! Hаконец-то,
кажется, что-то у тебя получилось."5
-+-
  За миллиард лет до конца света // Стругацкий А., Стругацкий Б. Избранное. -
М.: Московский рабочий, 1990. - С.5.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Свершение) (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 16 Авг 01 00:48
 To   : All                                                 Чтв 16 Авг 01 21:00
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
В том, что научная фантастика есть <литература гипо-тез>,   нам не приходится
сомневаться. Произведения Ж. Верна, Г. Уэллса, Р. Брэдбери, А. Беляева, И.
Ефремова, А. и Б. Стругацких, Г. Гора ... - роман-мечта ли это или
роман-предостережение, утопия или простое техническое предвидение-все они
представляют собой в той или иной форме научные или социальные гипотезы. Они
<фантастичны>, поскольку они рассказывают о том, что еще не сущест-вует, а
<научность> их проявляется в том, что эти гипотезы построены научно, т. е.
построены на основе логических выводов из явлений современности и поэтому
вероятны. Конеч-но, у каждого писателя есть свои предпосылки для этого
проецирования, что различает как писателей, так и направле-ния. Так, Р.
Брэдбери, например, рисует пессимистические картины будущего на основе
отрицательных черт современ-ности, в то время как И. Ефремов берет в основу
своих гипо-тез положительные начала современности. Поэтому, хотя картины двух
фантастов совершенно противоположны, они обе логично проецированы и обе
вероятны. Но в зависимости от того, будут ли развиваться отрицательные стороны
жизни (как у Брэдбери) или положительные (как у Ефремова), любая из этих
гипотез может оказаться правдой. В отличие от этого в обычной фантастике (где
порой разговор идет о сверхестественных силах, например, в романе М. Булгакова
<Мастер и Маргарита>), события, описанные в них, не могут превратиться в
реальность ни при каких условиях. Поэтому определение, данное нами, более
широко и более точно опре-деляет границы этого жанра.
[...]
Hесмотря, однако, на некоторые эти недостатки, <Туман-ность Андромеды> сыграла
важную роль в развитии научной фантастики. Споры, которые вызвал этот роман,
оконча-тельно привели к спорам вокруг самого научно-фантастиче-ского жанра,
которые велись на страницах печати в течение последнего десятилетия. Выяснились
как достоинства этого жанра, так и его ограниченность. Но все же победу одержал
этот жанр, он смог пробить стену недоверия вокруг себя. Теперь появляются и
новые талантливые писатели-фантасты.
Такими являются, например, писатели-соавторы Аркадий и Борис Стругацкие,
относящиеся к наиболее талантливым представителям современной советской научной
фантастики. Тема первой повести Стругацких <Страна багровых туч> - полет на
Венеру-весьма традиционная. Но даже в ней чувствуется свежесть, отличие от
других произведений на эту же тему. Это стремление сосредоточиться не на
препят-ствиях на пути человека, а на самом человеке, преодолеваю-щем эти
препятствия. В определенном смысле первые про-изведения Стругацких напоминают
хорошие военные рас-сказы, где изображается человек в борьбе с врагом. Здесь же
он показан в борьбе со стихиями природы. Следователь-но, раскрываются одни и те
же душевные качества чело-века - смелость, отважность, решительность,
находчивость и т. п.
Кроме того, если обычно принято было изображать космонавтов только как
<необыкновенных> людей, то герои Стру-гацких - смелые, отважные люди, но они
далеко не необык-новенные люди. Трудности и переживания сделали их героя-ми.
Авторам удалось изобразить и веселый, дружный коллек-тив.
Но все же в первых произведениях Стругацких можно отметить и черты традиционной
научной фантастики. Но научно-популяризаторские элементы и приключенческие
мо-тивы в их произведениях постепенно исчезают. Появляется новая тема - тема
человека будущего. Показывая мир будущего, авторы подробно описывают трудовую
жизнь людей, их идеалы, их стремления.
Рисуя людей коммунистического общества, они неизбежно сталкивались с вопросом о
путях формирования этого общества. Как и когда наступит эра мирового
коммунизма? Какие трудности могут встать на пути к мировому комму-низму? Эти
вопросы очень актуальны, и Стругацкие пы-таются поставить некоторые аспекты
этих вопросов в своих, до сих пор лучших, произведениях <Попытка к бегству> и
<Трудно быть богом>. Авторов волнует вопрос - как можно ускорить наступление
коммунизма в культурно-отсталых странах? Ведь для перехода к коммунизму нужен
определен-ный экономический и культурный уровень. Можно ли как-нибудь сократить
путь этих народов к коммунизму?
И, по нашему мнению, авторы приходят к правильному решению: для победы
коммунизма нужно жертвовать, пройти через ужасы других общественных строев,
чтобы почувство-вать необходимость этого гуманного строя. Развитое общест-во
может и должно оказывать помощь отсталому обществу по его просьбе, но
невозможно создать коммунизм за какой-нибудь другой народ, если этот народ не
подготовлен к этому. Для каждого народа крайне важен собственный исторический
опыт.
В повести <Трудно быть богом> вместе с такими пробле-мами авторы прекрасно
рисуют и психологическую борьбу человека из гуманного общества с самим собою.
Сложному философскому содержанию соответствует строгая продуман-ная
художественная форма.
Новаторство Стругацких состоит в том, что они в своих произведениях (<Хищные

вещи века>, <Второе нашествие марсиан>) создают фантастические модели

совершенно условных обществ (в реальной же жизни эти общества не могут
существовать), преднамеренно придавая им какие-то особые черты, и расследуют
естественные последствия этого отступления. Это важная сторона произведении
Стругацких, так как современная научная фантастика стала своего рода социальной
лабораторией, где рассматриваются результаты изменения разных социальных
факторов. В работе диссертант изучает специфику этого творческого метода.
В конце второй главы рассматриваются новаторские на-чала научно-фантастических
произведений Г. Гора, открыв-шего целую область интересных философских проблем
науки для художественного <исследования>.
Произведения Ефремова, Стругацких и Гора показывают возможности
научно-фантастического жанра. И благодаря произведениям таких талантливых
писателей, в последние годы (с конца 50-х годов) и критика начала обращать
внимание на этот жанр. Процесс этот еще далеко не завершился. Появились новые
талантливые писатели (А. Днепров, И. Варшавский, С. Снегов, А. Громова, Г.
Альтов и др.), нащупывающие пути к решению новых проблем и использо-ванию новых
художественных форм. Обстоятельства эти соз-дают весьма благоприятные надежды
на дальнейшее разви-тие этого жанра в советской литературе.

            Дхингра К. Пути развития научно-фантастического жанра в советской
литературе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филологич. наук. -
Л.,1968.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Хотели как лучше, а получилось как всегда (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 16 Авг 01 11:37
 To   : All                                                 Птн 17 Авг 01 21:12
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Я могу перечислить, не задумыва-ясь, десятка два сайтов, где не видно никакого
ущемления авторского пра-ва, свободы слова, где делается все профессионально,
читается с огром-ным интересом: Кирилл и Мефодий (и литература там,
развлекательная часть, умные интервью, блистатель-ная подборка справочного
материала); сайт Алексея Экслера (литература, публицистика, философия - все
есть у этого молодого литератора); Гей ру (не бесспорный сайт, во многом
вто-ричен, но ведь вполне приличный, ин-формационно наполненный, грамот-ный и
почти без пошлости); Библиотека Машкова (в представлении не нуждается); сайт
Стругацких...
[...]

        Шахиджанян В. Соло на клавиатуре: Еще раз о тупиках российского
Интернета // Литературная газета (М.). - 2001. - 15-21 авг. - С.7.
 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Созерцай скулы: они сами добывают то, что наполняет (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 16 Авг 01 11:43
 To   : All                                                 Птн 17 Авг 01 21:12
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Общая газета
Дата:
24.08.2000
Автор:
АНДРЕЙ НОВИКОВ
Заголовок:
09.00 Свобода, ты пятое время года
Текст:
ГОВОРЯТ о диктатуре. Тема заезженная, как старая пластинка. Более того:
провокационная. Подразумевающая ответ и - в силу этого - смену нравственных
оценок: а почему бы и нет, в конце концов?!!
Все намного печальнее, господа. Намного печальнее. Я бы предложил другой
термин: HЕСВОБОДА.
Диктатуру нужно устанавливать. Несвободу устанавливать не надо. Она - данность
в России. И потому: намного, намного страшней любой диктатуры.
В глубинке эта несвобода чувствуется сильнее (может быть, вследствие большей
бедности, но, я думаю, по другим причинам). В свое время меня поразило чувство
страха, которое я видел и ощущал в Рыбинске буквально на каждом шагу. Несвобода
была даже в походке людей, в их выражении лиц. Весенним солнечным днем на
набережной я сидел и читал свежий номер "Литературной газеты", открыв бутылку
пива. Прохожие озирались. Я не понимал, в чем дело. Потом подошла какая-то
женщина: "Молодой человек, вы бы убрали бутылку, там милиция". Я пожал плечами.
Через минуту на тихой скорости подкатила милицейская машина. В окне мелькнул
недоброжелательный взгляд. Проехала на такой же скорости еще десять метров,
затем дала задний ход, подъехала ко мне. Вышел человек в милицейской форме,
резким отрывистым тоном:
- Документы!
Я даю корреспондентскую карточку. Он вертит ее в руках и уезжает.
Тривиальная сцена, отпечатавшаяся в мозгу своей нелепостью. Через два дня после
этого происшествия в рыбинском медвытрезвителе избили в чудовищной форме моего
одноклассника. Я стал выяснять подробности. Опять мое удостоверение вертели в
руках, затем ни с того, ни с сего фраза:
- Вы на такой-то улице живете?
- Да, на такой.
- Мы знаем, где вы живете.
- Извините, какое отношение это имеет к разговору?
- Hикакого. Я просто вам говорю, что мы знаем, где вы живете. (???)
И все. Конец разговора.
Такое ощущение, что попал в роман Стругацких. Или Пелевина. Сюр в чистом виде.
Hепонятные фразы, непонятные действия. На набережной нельзя пить пиво.
Милиционер говорит мне, что он знает, где я живу.

[...]

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: (Двойная бездна) (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 16 Авг 01 12:12
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 17 Авг 01 21:12
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть?..

Пpивeт, Vladimir!

Лакмусовая бумажка интуиции показала мне, что на письмо Vladimir Borisov к Alla
Kuznetsova стоит отреагировать.

 VB> Да я таких, которые бы видели "Тропу", сам не видел. Может, все в
 VB> Шамбале?

"Oгoнeк" - нa Чyкoткe, "Tpoпa..." - в Шaмбaлe... Hy чтo зa жизнь!..

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: По первому гаданию - возвещу (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 16 Авг 01 12:19
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 17 Авг 01 21:12
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравия желаю, товарищ Borisov!

По агентурным данным, Vladimir Borisov писал 13 Авг 01 к Alla Kuznetsova:

 VB> Умгу. Понятно.

Интepecнo, чтo бyдeт в cлeдyющeм нoмepe...

 VB> Напишу, поинтересуюсь.

И кaк?

 VB> Ну, вообще-то это так не задумывалось, но интеpес имеется.

Лaднo, вcтpeчy - и нa Baшy дoлю зaкyплю... Baм вce нoмepa, или тe, в кoтopыx
эти "вapиaции нa тeмy" Cтpyгaцкиx, или кaк?

 VB>                                                             Wlad.
 VB>
 VB> --- Massaraksh 2.51.A0901+
 VB>  * Origin: Я бы взял частями. Но мне нужно сpазу. (2:5007/1.45)
Maкcимaлиcт, oднaкo... Bce или ничeгo...
Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Если есть куда выступить, то уж заранее будет счаст (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 16 Авг 01 12:26
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 17 Авг 01 21:12
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Здравствуй, Vladimir!

Письмо от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova, добавленное 13 Авг 01 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 VB> Я догадываюсь, что к Вам и Бромбергу имя Сеpёжа плохо подходит...

Ho oбpaтилиcь-тo Bы кo мнe...

 VB> А Бережной сейчас вpяд ли ответит, он ещё в Крыму пpохлаждается. У него
 VB> отпуск, видите ли.

Xopoшo eмy тaм! Teплo...

 VB> А от Бориса Натановича сегодня получил письмо -- пришлось ему веpнуться
 VB> из отпускной поездки, не удалась она, pазболелся...

Oй...

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Hеблагоприятно иметь куда выступить (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 280 из 1530 +368                    Rcv Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 16 Авг 01 12:36
 To   : Yuri Zubakin                                        Птн 17 Авг 01 21:12
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Здравствуйте, Yuri!

Однажды было послано сообщение от Yuri Zubakin к Alla Kuznetsova:

 YZ>     Спасибо! Постараюсь разобраться с микрофильмами.

Удaчи! Извинитe зa тaкoe пepeклaдывaниe пpoблeмы...
Kcтaти, тaк чтo бyдeм дeлaть c oтcкaниpoвaнными для Bac cтaтьями? Bы гoтoвы
пoлyчить пo e-mail'y apxив для двyx диcкeт?
Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Выдвинется он - заблудится, последует - найдет госп (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 16 Авг 01 22:25
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 17 Авг 01 21:12
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, Vladimir? Давай добавлю
парочку!

Лакмусовая бумажка интуиции показала мне, что на письмо Vladimir Borisov к Alla
Kuznetsova стоит отреагировать.

 VB> Когда за Вами никто не сможет угнаться :). Но это будет не скоpо.

Иcкpeннe нaдeюcь...

 VB> Это котоpая про Званцева? Обpатил. Что, оно в двух томах вышло?

B двyx. A чтo?

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: С правдой возглашай (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 16 Авг 01 22:27
 To   : All                                                 Птн 17 Авг 01 21:12
 Subj : Xayэлл-60

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Впрочем, теоретическому прорыву Малянова мешает серия разочаровывающих и
пугающих "совпадений", не дающих ему закончить работу. Несколько коллег
Малянова, специалистов в иных отраслях знаний, постигла та же судьба. Они
вскоре убедились, что стали мишенями враждебной сверхцивилизации, по каким-то
причинам желающей предотвратить научные открытия. Когда они обсуждают стратегию
защиты (выпив несколько бутылок водки), один из них демонстрирует знание
французского, говоря: ": А ла гер ком а ла гер". Весь диалог звучит вполне
натурально, но читается двояко: транслитерированное кириллицей, "ла гер"
повторяет русское слово "лагерь". Иными словами, "типичные" главные герои
Стругацких все еще едят, пьют и шутят в промежутках между научными открытиями,
но шутки стали мрачнее, отражая новое положение героев - маленьких людей,
борющихся с превосходящими силами, чтобы отстоять свое чувство свободы и личной
целостности в единственной области жизни, которую они могут назвать своей - в
науке. В конце концов Государство - сверхцивилизация - контролирует даже это.
Постепенно знакомый современный быт, которым живет главный герой, начинает
демонстрировать сюрреалистические очертания. Еще один из коллег Малянова,
находясь под невыразимым давлением, кончает той ночью жизнь самоубийством. По
ходу нарастающих кафкианских событий Малянов обнаруживает, что его допрашивают
как главного подозреваемого. После допроса он спасается бегством к соседу - за
успокоением:
"Слава богу, Фил [Вечеровский] был дома. И как всегда, у него был такой вид,
словно он собирается в консульство Нидерландов на прием в честь прибытия ее
величества и через пять минут за ним должна заехать машина. Был на нем какой-то
невероятной красоты кремовый костюм, невообразимые мокасины и галстук. Этот
галстук Малянова всегда особенно угнетал. Не мог он представить себе, как это
можно дома работать в галстуке.
[:]
Они отправились на кухню. [:] По кухне прекрасно запахло кофе. Малянов уселся
поудобнее. Рассказать или не стоит? В этой сверкающей ароматной кухне, где было
так прохладно, несмотря на ослепительное солнце, где всегда все стояло на своих
местах и все было самого высшего качества - на мировом уровне или несколько
выше, - здесь все события прошедших суток казались особенно нелепыми, дикими,
неправдоподобными... нечистоплотными какими-то." (С.33).
Все, что говорится о существовании Вечеровского, отделяет того от соседей и
коллег. Его экстраординарный уровень жизни добавляет неизвестности сюжета, хотя
он действует как одно из указаний на то, что сверхъестественные силы могут быть
вовлечены в положение героев. Тот факт, что все, связанное с Вечеровским,
превосходит нормальный советский уровень жизни, подчеркивает таинственный
ореол, окружающий его, словно бы высокий уровень его одежды и домашнего
хозяйства является материальным подтверждением его фантастического личного
положения.
Ясно, с другой стороны, что равенство между несоветским, западным, уровнем
жизни (для любого российского читателя очевидно, что "на мировом уровне"
относится к развитому, западному миру) и сверхчеловеком Вечеровским, ученым,
устойчивым к угрозам и искушениям, который будет продолжать исследования свои и
своих товарищей. С другой стороны, как раз для материального положения
Вечеровского, где все "самого высшего качества - на мировом уровне или
несколько выше", подходит ситуация, что материальный, эмпирический мир
подтверждает себя. Вне присутствия Вечеровского, в контексте повседневной
советской жизни, непрошеные визитеры Малянова и мертвый сосед кажутся частью
неудачной, но неизбежной цепи событий. На кухне Вечеровского события,
свалившиеся на Малянова, выглядят невероятными и абсурдными. Впрочем, вся
экстраординарность Вечеровского заключается в том, что он живет и работает на
уровне своих коллег из Западной Европы или Северной Америки; этот разрыв между
той нормой и положением советского интеллектуала позволяет проникнуть внутрь
сюрреалистическому и фантастическому.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Благоприятно возведение князей (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 16 Авг 01 22:28
 To   : All                                                 Птн 17 Авг 01 21:12
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Если бы о будущем мы взялись судить по произведениям фантастов резных стран,
то, боюсь, попали бы в весьма сложное положение. Судите сами. У Р. Бредбери XXI
век - это эпоха сожжения книг, над голо-вами проносятся со страшным грохотом
реактивные бомбардировщики, душа человека оглушена страшным грохотом,
подавлена, забита чудовищным телевидением, опустоше-на и обворована. А у
советских пи-сателей Стругацких XXI век - эпоха торжества коммунизма; люди
обжи-вают далекие планеты, открывают тайны природы, совершают подвиги во имя
дружбы, любви.
[...]
Нет, фантастика-вся!-из настоящего. И завтрашний день она кроит по образу и
подобию сегодняшнего. Такова логика художественного твор-чества. Современная
фантастика - прежде всего способ понять и по-знать настоящее, обнажив при
по-мощи отвлеченности конструкцию нынешнего движения. Разве не об этом писал
еще Г. Уэллс: <Фантасти-ческий элемент, странное свойство или странный  мир
используются только для того, чтобы оттенить и усилить наши естественные
реакции... Сама по себе выдумка-ничто. Эти выдумки могут быть интересны толь-ко
тогда, когда их сопоставляют с повседневным опытом и изгоняют из рассказа все
прочие чудеса>.
Право, стоит последовать совету Уэллса и попытаться сопоставить со-временную
фантастику с современ-ным же опытом. И в Стране Дураков, смоделированной
Стругацкими в <Хищных вещах века>, мы не станем отыскивать "социологическую
сторону". Не станем хотя бы потому, что авторы и не со-бирались отвечать на
этот вопрос. А собирались они <передать читателю... ненависть к сытому
мещанскому благополучию>,   собирались пока-зать, какую <реальную опасность
представляют последствия векового хозяйничанья капитализма в душах людей>. И
надо сказать, что сделали они это сильно.
Их герои - люди, отравляющие себя  праздностью, опустошенные, искалеченные, -
производят страшное впечатление. Может быть, именно эта повесть Стругацких
многих заставит задуматься о том, насколько опасен для человека слепой культ
машин и автоматов, призванных якобы освободть его от всех забот и тревог, от
необходимости трудиться.
ОЧЕВИДНО, не случайно тема опас-ности духовного самоуспокоения появилась за
последнее время в таких разных произведениях, как "Возвращение со звезд"
Станислава Лема, "Приговоренный к наслаждению" Емцева и Парнова, <Хищные вещи

века> Стругацких. И когда я вижу людей, для которых великие достижения

человеческого   гения всего лишь способ обрести еще одно житейское удобство,
людей, для которых вся жизнь сводится к поискам удовольствий и наслаждений, я
вспоминаю не только названные в этой статье произведения фантастов, но и совсем
не фантастический, а сугубо документальный роммовский фильм <Обыкновенный

фашизм>. Помните, как лихо отплясывают там всякие кэк-уоки, как самозабвенно

танцуют танго и  наслаж-даются жизненными благами? Нет, они не фашисты, эти
людишки. Но дорогу фашизму прокладывали они,
Правда, писатели социалистических  стран знают, что дорогу мещанству не только
нужно, но и можно пре-градить. Недаром же приезжает в эту Страну Дураков старый
герой Стругацких Иван Жилин. И герои Лема все-таки вновь прорываются к звездам.
Гораздо труднее быть опти-мистичным   американцу   Оливеру Чэду.

            Горловский А. О будущем или сегодняшнем: Заметки о фантаст. // Труд
(М.). - 1966. - 5 мая. - С.3.

[...]

 * Origin: Выходу и входу не будет вреда (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 17 Авг 01 22:38
 To   : All                                                 Вск 19 Авг 01 08:30
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя... Чacть 1

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Ямамото не испытывал счастья и упоения победой. Американцы отдали западную
часть Тихого океана, но, теряя корабли и страны, они так и не предоставили
адмиралу шанса спонтанно закончить войну. Он был обречен выигрывать в рамках
замечательного первоначально-го плана ограниченной войны, твердо зная теперь,
что эта война не будет ограниченной, и уже догадываясь, что <поддавки> в
Юго-Восточной Азии для чего-то нужны <американскому императору>.
"Кто сказал, что свои фигуры менее опасны, чем фигуры против-ника?"
[...]
Уже в самолете Первый с удовольствием осознал, что две радости, опрометчиво
открытые людям братьями Стругацки-ми, у него уже есть. Осталось найти себе
какую-нибудь Чийоко, и он будет совершенен.
[...]
(25) Семидесятые годы: остров Матуа
Из всех японцев, обитавших на исследовательском судне, Алексей запомнил только
этого. Он был самым старшим и по-настоящему ста-рым. Его звали Торо Ямагути, и
он сошел тогда вместе с русскими ребятами на остров Матуа, а остальные
правильные япошки остались в каютах, молодые, подчинившиеся Закону, за
выполнением которого здесь, на пустынных Курилах, было некому наблюдать.
По их японскому <прейскуранту> на Матуа им высадка не разре-шалась - только
нашим, но проверить это было, конечно, нельзя, и профессор высадился, оставив
себе право на модное в России словечко <интересно>. Мужик напомнил Алексею
сильно постаревшего Юлия Кима.
Остров Матуа - вулкан в вулкане - юный в древнем - представлял собой
стандартное каменистое плато, поднимающееся вверх кра-тером Сарычева.
Между двумя гребнями в узкой долине они набрели на странное место.
Японец сразу ушел со своими приборами - долины его не зани-мали, ребята
растерянно топтались около разрушенных сооружений, ос-тавшихся с какой-то
войны. Палеонтологи не то, чтобы в большой степе-ни пацифисты, но голыми
патриотическими руками их не возьмешь - они худо ли, хорошо ли владеют
временем, изучают следы исчезнувших Атлантид, а в связи с этим догмами их не
купишь, да и воображение у них пошаливает.
Алексей заподозрил <Зону> как-то сразу. Торжественно и явственно засосало под
ложечкой - вот оно, читаное, перечитанное, ан нет, живое, несбывшееся. Он сел в
стороне, потом прилег на куртку, наблюдая за воздухом вокруг, и от мелькнувшей
мысли <не заснуть бы здесь> незаметно крепко уснул. Ребята почувствовали
неладное, но ученый не может поддаваться мистике, опасности не учуяли,
запомнили место и разошлись недалеко, на расстояние крика, по своим делам.
Место для аэродрома было удобное, защищенное со всех сторон. Это был не Уруп,
конечно, готовый принять весь воздушно-десантный флот Империи, но значимый
секретный объект, построенный добротно и оснащенный прилично. Алексей, словно
бы впитав воспоминания покинутой недавно земли, одетый в военную форму, садился
в маленький старинный самолетик и взлетал, оставив в резерве только кромку
по-лосы. Речь, насыщенная праздничными нотками, незнакомая и тревож-ная, круг
над аэродромом, посадка... Силясь проснуться, Алексей испы-тал неподдельный
страх, что его увидят, опознают эти низкорослые люди в шлемах и касках, а еще в
каких-то дурацких шапочках; он ощущал нелепость своего возвращения на полосу,
дразнящий треск в рации и дыхание чужого штурмана за спиной.
Потом остров исчез, и какая-то мощная сила выпихнула Алексея далеко вверх, где
в чумном полете, жалкого и испуганного, его швыря-ли воздушные потоки, опуская
до океана, и океан дышал на него соле-ными холодными каплями. Мимо пролетал
легендарный <зеро> с улы-бающимся японцем, он медленно проплыл вокруг Алексея,
словно рассматривая диковинку; Алексей узнал это лицо, он видел в книжке: это
был Футида, тот самый, который вместе с Ямамото <сокрушил Перл-Харбор>, у
которого в предчувствии Мидуэя вдруг разразился аппен-дицит и который не погиб,
дождался трагической для Японии развяз-ки и написал после войны <Сражение у
атолла Мидуэй>.
Потом Алексей видел очертания радиолокационной вышки, и она показалась
знакомой, и летать просто так без самолета он уже попривык, но, подлетая к
земле, он вдруг увидел, что все приходит в запусте-ние, куда-то исчезли солдаты
и летчики и от вышки остался только подгнивший остов, а он сидит себе на краю
этого заросшего летного поля и видит, что уже смеркается и Боже сохрани ему
здесь еще когда-нибудь уснуть. Гайки, завернутой в марлечку, у него с собой не
было.
Ребята подняли на смех, согрели, дали водки, и на следующий день, улыбаясь и
немного гордясь своим провидением, он подошел к Ямагути и спросил, участвовал
ли тот в войне с американцами.
- Да, я был пилотом, <камикадзе>, - оскалился старик и захохотал.
Что-то кольнуло Алексея, неприятно повернулось в груди, так бы-вает, когда
кто-то прочтет твои мысли, а ты еще сам их не понял, не принял и не знаешь,
зачем они тебе.
Молодые япошки были одинаковые, вежливые, аккуратные и го-ворливые. Они были
почтительны с профессором, но никто из них не высказал сожаления по поводу
непосещения запретного русского ост-рова.
А профессор теперь не был похож на Юлия Кима, а напоминал Алексею давно
умершего Футиду. Но с этими глюками Алексей уже ни к кому не полез. Через
несколько лет он случайно узнал, что про-фессор Торо Ямагути во время войны был
криптографом на военной базе в бухте Кахили. Узнал из некролога.
[...]
ЭПИЛОГ ВТОРОЙ, ФАНТАСТИЧЕСКИЙ
"КТО ХОЗЯИНОМ ЗДЕСЬ? НАПОИЛ БЫ ВИHОМ..."
(Нетрадиционное исследование итогов Второй и Третьей мировых войн)
"Нужно быть очень большим параноиком, чтобы искать ежика на вершине елки".
П. Шумилов.
Политическую катастрофу конца 80-х - начала 90-х годов: распад Варшавского
Договора, разрушение Советской империи, переход европейской цивилизации в
монокультурную американскую фазу, - принято считать естественным следствием
экономических несооб-разностей и политических девиаций социализма. Проиграли,
потому что не могли не проиграть. Потому что коммунистическое варварство
обяза-но было уступить буржуазной демократической свободе. Историческая
необходимость. В смысле - психоисторическая. "Нападете вы или нет, используете
целый флот или одну эскадру, объявите войну или атакуете без предупреждения - в
любом случае вы потерпите по-ражение" .
И все-таки?
Я прекрасно сознаю всю слабость бывшей Империи, помню про ле-таргию ее
политических предводителей и интеллектуальную недостаточ-ность предводителей
военных. Однако, "позволю себе отнести после-днее высказывание на счет
привычки. Мы уже условились считать, что правительство - это мы" .
В конечном счете, исход конфликтов такого уровня, как межцивили-зационные или
межкультурные, лишь в самую последнюю очередь опре-деляется экономикой и в
предпоследнюю - стратегическими и поли-тическими талантами власть имущих. Они
всегда - полные идиоты. По-видимому, здесь кроется эволюционно закрепленная
психоисторичес-кая необходимость. Войны выигрываются и проигрываются "внизу": в
столкновениях (не обязательно вооруженных) конкретных людей, воо-руженных
менталитетом своей культуры и исповедующих ее ценности.
Оперативная информация: Брюс Стерлинг и Чарльз Браун
26 сентября 1997 г. "Странник", всероссийский конгресс фантастики.
Пресс-конференция трех приглашенных американцев - Роберта Шекли, Брюса
Стер-линга и Чарльза Брауна.
Шекли, этакий "гуру" из шестидесятых годов, был ироничен, парадоксален и
миролюбив, как его рассказы. Есть что-то общее между ним и Борисом Hата-новичем
Стругацким. Аристократизм, наверное. Тот истинный, который не броса-ется в
глаза. "...С высоты моего происхождения не видно никакой разницы даже между
королем и вами". Такие люди - с их подчеркнутым уважением ко всем людям данной
планеты вне зависимости от того, с какой стороны перимет-ра те живут, - всегда
как бы находятся вне игры.
Стерлинг, истинно современный американец "компьютерного поколения", приехал
интеллектуально развлекаться. Сейчас ему представилась великолеп-ная
возможность сыграть спарринг: один на одиннадцать.
С интересом и страхом я смотрел, как в мирной респектабельной пресс-конференции
употребляются приемы "оборонной магии", которые у пас в стра-не приберегаются
для самых ответственных словесных поединков. В жизни не видел такого
виртуозного владения приемами психологической агрессии. И это - с переводчиком,
когда 20-25% ментальной энергии теряются по определению - на процедуре
трансляции.
Не будь я диалектиком, нацепил бы защитное заклинание и переключил бы "локатор"
на сканирование. Впрочем, постепенно разовый страх сменился у меня глубоким
ужасом.
Двумя годами раньше мне случилось побывать в Италии, и я долго не мог забыть
ощущение полнейшей психологической безопасности, которое было у меня в этой
стране. Мы с рождения привыкли к формализму "боя всех против всех". Жизнь учила
не расслабляться, "ловить" внутренним взглядом угрозу впереди и за спиной, быть
готовым ответить, если вдруг "сельва спросит".
Там, в Италии, меня поражало отсутствие у людей включенных внутренних
локаторов. Они не ждали угрозы. Они не были мобилизованы. Потому нам среди них
было легко, а их наше присутствие стесняло и подсознательно пугало. Ночью на
окраине Рима мы наткнулись на компашку подвыпившей молодежи, высыпавшей из
ночного бара. Ситуация понятная и знакомая: радар на сопро-вождение,
определение самого слабого и самого опасного, выработка тактики боя, адреналин
на предбоевой режим, сближаемся - обычной туристской раз-болтанной походкой,
глазеем по окрестностям и ждем. Они испугались! Девчон-ки, подумав, юркнули
обратно в бар, парни перевалили на другую сторону ули-цы. "Заводиться" им явно
расхотелось: в конце концов, до них дошло, что численного превосходства всего
лишь три к одному явно недостаточно...
Так вот, в зале гостиницы "Русь" - на конференции фантастов я оказался в шкуре
этих молодых людей. С ужасом я понял, что, во-первых, мобилизованно-сти и
энергетике Стерлинга мне противопоставить нечего. "Как школьнику драть-ся с
отборной шпаной"? Во-вторых, помощи от других ждать не приходится: большая
часть народа даже не поняла, что их уже "сделали", что их психологи-ческая
оборона пробита, и минимум, которым они отделаются, - это острая головная боль
и депрессия, - а с оставшимися Стрелинг разберется шутя. И в третьих, что сам
он - лишь авангардная группа, вызывающая огонь на себя. А to втором эшелоне
действуют главные силы в виде редактора "Локуса" господинa Чарльза Брауна.
Загадочный человек этот Браун. Такой же загадочный, как его журнал, кото-рый
объективно нерентабелен, однако выходит уже двадцатый (или больше?) год.
Интересно, почему это американцы, которые никогда не платят лишнего, его
кредитуют? И почему сам этот, мягко говоря, незаурядный человек, отнюдь не
находящийся в психологическом статусе "ребенка", занимается неприбыльным и
малопрестижным делом? Очень интересно.
Браун говорил мало. Он вступал в разговор только тогда, когда Стерлинга
заносило (а того время от времени заносило) и "одним универсальным движе-нием
брови" ликвидировал возникающую проблему. Видимо, Браун считал, что следует
стремиться к 100% попаданий.
По окончании конгресса один из нас сказал:
"Ну, хорошо, может, эти двое "там" самые "крутые" .-Hо ведь из списке
американской писательской элиты их выбирали, в общем, случайно. Или это в США
средний уровень?"
"Грустно, господа..."

Постановка задачи
Эта встреча вынудила меня начать определенный "пересмотр баланса" сил на Земном
шаре. До сих пор в кругах военных историков принято с иронией относиться к
американским вооруженным силам. Собственно, все войны после-днего столетия
подтверждают тот факт, что воевать янки не умеют.
Первая мировая война: по численности американская дивизия превосхо-дила
английскую вдвое, а немецкую - втрое. По боеспособности они в лучшем случае
были одинаковы.
 Межвоенный период: анекдотический случай - семь американских эс-минцев днем,
вблизи собственной базы, строем садятся на камни в проливе Санта-Барбара -
абсолютный рекорд всех времен и народов.
Вторая мировая война: Япония, по своим экономическим возможностям стоящая
где-то между Голландией и Бельгией, поставила вооруженные силы США на грань
катастрофы. В Арденнах армии США потерпели поражение от уже разбитых
гитлеровских войск, о действиях в Африке и Италии я лучше умолчу.
Корея: более чем посредственные результаты при абсолютном преимуще-стве в
воздухе, да и эти результаты достигнуты, по преимуществу, австралийца-ми и
новозеландцами.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Hеблагоприятна княжичу стойкость (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 17 Авг 01 22:42
 To   : All                                                 Вск 19 Авг 01 08:30
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя.  Чacть 2

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Вьетнам: несмотря на все приложенные усилия, поставленная цель не дос-тигнута,
сухопутные части показали совершенно недостаточный уровень боевой подготовки.
Американский матрос сжег (правда, не до конца) авианосец "Форрестол" и с
десяток боевых самолетов, пытаясь потушить горящую магниевую ракету в ведре с
водой...
Анекдоты можно множить и множить, но, сколь ни печально это для наше-го,
самолюбия, должно вспомнить, что эти люди выиграли во всех военных конфликтах
столетия. В том числе - у нас с вами.
Итак, ставим задачу: "они" не умеют воевать, но почему же их неумение столь
многого стоит?
Сразу же придется отклонить ответ, объясняющий американские военные успехи их
экономическим могуществом. Это - лишь подмена одной задачи другой, ей
эквивалентной. "Опиум усыпляет, потому что в нем заключена снот-ворная сила".
О несуществующем, или об американской экономике
Государственный бюджет ничем принципиально не отличается от семейного. Доходная
часть его определяется тем, как вы работаете (для страны - это уровень
производительности труда). Расходная состоит из необходимых затрат,
желатель-ных затрат и "затрат на развлечения". Остаток, если он есть, идет в
фонд накопле-ния. Тратить больше, чем зарабатываешь, можно лишь взяв кредит,
что чревато. (Для государства, правда, есть возможность "нарисовать" внутренний
кредит, который можно и не отдавать - напечатать дополнительные деньги и
взвинтить инфля-цию. Последствия - за свой счет.) Ну, еще можно поторговать.
Однако невоспол-нимые ресурсы рано или поздно кончаются, а торговый баланс при
обмене продук-тами труда в конечном счете опять-таки определяется
производительностью этого труда. Короче, экономического "вечного двигателя" в
природе не существует.
Принято считать, что государственная валюта обеспечивается "всем достоя-нием"
нации, однако кто и когда видел и считал это достояние? Наверное, толь-ко в
фильмах о Джеймсе Бонде всерьез утверждается, что в подвалах Форт Нокса
действительно лежат золотые слитки...
Современные финансы - динамическая категория, устойчивая лишь при детальном
равновесии производства и потребления. Как интуитивные построе-ния, так и
конкретный анализ наводят на мысль, что данное равновесие в эконо-мике США
давно и необратимо нарушено.
Заметим, прежде всего, что производительность труда в США сегодня заве-домо
уступает японской и, скажем так, не превосходит западноевропейскую. Так что
уровень государственных доходов в США и, скажем, Великобритании, дол-жен быть
сравним (хотя бы по порядку величины). Разберемся в расходах.
Флот США отвечает "мультидержавному стандарту": он превосходит фло-та всех
остальных государств земного шара, вместе взятые. Только одних ядер-ных
авианосцев в этом флоте девять штук. С полными авиагруппами, с системой
базирования по всему миру, с высокооплачиваемыми наемными экипажами. Причем,
что характерно, последняя серия из пяти экземпляров строилась уже после распада
Союза, когда стало ясно, что реального боевого применения этим авианосцам не
найдется. Строили "с жиру". По уровню затрат (с учетом техни-ческого и
экономического прогресса) такой спурт - что-то вроде "дредноут-ной гонки"
начала столетия. "Дредноутная гонка", однако, была обусловлена по крайней мере
наличием реального противника. И она привела, сейчас это более или менее
очевидно, к разорению и упадку Великобритании.
Кроме надводного флота американцы полностью переоснащают подводный.
Одновременно авиация переходит на новые типы боевых самолетов, созданных по
Стеллс-технологии. Резко меняется техническое обеспечение сухопутных сил. Все
это требует денег и - с учетом очень высокого уровня жизни в США и
обусловленной этим значительной доли заработной платы в общем объеме рас-ходов
- денег немалых.
Но военными расходами дело не ограничивается.
США немало тратят на космос - "шаттлы", беспилотные аппараты для разведки
Большой Системы, станция "Альфа"; Клинтон что-то говорил своему народу
относительно планеты Марс...
В США очень дорогое (и, если верить исследователям ЮНЕСКО, порази-тельно
неэффективное) школьное образование. Кто-нибудь подсчитает доллары, валящиеся в
эту финансовую "черную дыру"?
И наконец - факт "на закуску". Дешевый бензин в Америке. Раза в два дешевле,
чем в Западной Европе. Это при том, что привозная нефть стоит столько же,
переработка в США - дороже (все тот же высокий уровень жизни), а сверх того США
часть нефти добывает у себя дома, и эта нефть стоит заметно больше привозной.
Иными словами, сырая нефть в США дороже, переработка тоже, а вот очищенный
бензин оказывается дешевле.
Заметим, что дешевый бензин Штатам необходим, поскольку вся их транс-портная
система основана на автомобильном транспорте. Но ведь даже страны-экспортеры
нефти разорялись, когда пытались поддерживать у себя цены на бензин много ниже
мировых. Пример СССР здесь достаточно показателен.
Но, может быть, американцы экономят деньги на сверхэффективности своей
экономики? Любая страна тратит часть своего труда совершенно
непроизводитель-но, поэтому КПД экономики всегда меньше единицы. (К примеру,
реальный про-дукт изготавливает рабочий, вытачивающий детали. Но предприятие не
может обой-тись без более или менее раздутого штата администрации, которая
деталей не делает, но необходима для регулирования процесса производства. В
данном примере КПД завода определяется долей затрат на содержание администрации
в общей стоимос-ти продукта. Для страны неизбежные, но непроизводительные - то
есть не удов-летворяющие никаких, даже самых извращенных человеческих
потребностей затра-ты связаны с содержанием государственных органов и налоговой
службы.)
Так вот, США имеет высокие прямые налоги, и ее фискальная система весь-ма
развита. Что же до администрации, то с учетом дублирования всех управляю-щих
органов на уровнях Штатов и Федерации она просто безобразно раздута.
Сверх того, в США очень и очень высокие и совершенно непроизводитель-ные
расходы на медицинское обслуживание и на поддержание безбедного суще-ствования
"паразитических" сословий юристов и психоаналитиков.
(Понятно, что я не призываю вернуться в каменный век и вообще отка-заться от
психологического и медицинского обслуживания или от правового обеспечения
общественной жизни. Речь идет о выходе за рамки здравого смыс-ла - когда,
обратившись к врачу по поводу элементарной ангины, получаешь назначение на
рентген позвоночника или операцию аппендэктомии.)
В этом разделе навязчиво повторяются слова "большие", "огромные",
"зна-чительные", "недостаточные" и им подобные эпитеты, хотя говорят, что
финан-сы любят конкретный счет, а не общие рассуждения.
С этим не приходится спорить, но у меня нет никаких оснований доверять
официально публикуемым бюджетным цифрам больше, нежели представлен-ному в
российскую налоговую инспекцию балансу очередного мертворожден-ного общества с
ограниченной ответственностью. Определить сколько-нибудь точно совокупный
общественный доход весьма трудно. На этом основано само существование
современной мировой финансовой системы, которая вся дер-жится на не
обеспеченных ничем, кроме доброго имени того или иного госу-дарства, кредитах.
Именно поэтому я предпочитаю эпитеты цифрам. Цифрами можно манипулировать
всегда. "Айн, цвай, драй" - и в до зубов вооруженном имперском Советском Союзе
самые низкие в мире оборонные расходы. "Эни-ки, беники" - и американский
ударный авианосец оказывается дешевле япон-ского сторожевика...
В общем, мы не можем подтвердить цифрами интуитивный вывод, согласно которому
Штаты не могут сводить концы с концами в экономике. Зато мы мо-жем подтвердить
это фактами. Фактами реального существования девяти ядер-ных авианосцев,
дешевого бензина и сотен тысяч никому не нужных юристов.

О невозможном, или о личной жизни белого американца
"По результатам социологического опроса, проведенного институтом Гэллапа, на
вопрос "хотите ли вы интимной связи с Биллом Клинтоном", 65% американок в
возрасте от 7 до 70 лет ответили: "Как, опять?". (Анекдот, однако.)
Разговоры о харрасменте и феминизме всем надоели, потому буду предельно краток.
За последние годы в Америке сложилась и оказалась закрепленной зако-нодательно
система личных отношений, основанная на отрицании традиционного разделения
половых ролей. Но это разделение потому и традиционно, что порож-дено
биологической эволюцией человека. В результате возникло и стало играть едва ли
не определяющую роль в личной и общественной жизни нарастающее противоречие
между биологическими и социокультуриыми императивами. Это вызвало стремительный
рост неврозов сексуального происхождения.
В США появление ребенка в семьях, где оба партнера - белые образован-ные
обеспеченные американцы - стало настоящим событием. Уже не сексуаль-ные
девиации и наркотики (как в шестидесятые годы), а психологическая им-потенция и
бесплодие определяют здоровье нации. Понять это нетрудно. Сексуальные отношения
(особенно в подростковом и юношеском возрасте) опи-раются на многие
традиционные "знаки": "Ho она же назвала номер каюты, - объяснил Лумис. - Это
вкупе со всеми остальными событиями сегодняшнего вечера может быть истолковано
только как приглашение, если не приказа-ние..."  Сейчас в США эта знаковая
система разрушена. А согласно современному американскому толкованию законов
практическое любое поведение мужчи-ны может быть истолковано женщиной как
сексуальное домогательство и по-влечь за собой уголовное наказание. Поскольку
же сроки давности по подоб-ным искам не определены, секс становится похожим на
хождение по минному полю - со всеми вытекающими последствиями.
Собственно, хотя харрасмент представляет собой несомненно новое явление, с
социально значимыми сексуальными девиациями человечество сталкивалось и раньше
(например, в эпоху упадка классической Греции). Всякий раз это было симптомом
тяжелого политического кризиса.
С точки зрения теории систем современная ситуация в США должна обозначать
взрывное увеличение социальной энтропии (доли труда, направленного на
достижение заведомо недостижимых либо взаимно несовместных целей) и
соответствующее падение производства. Должно. Однако же не обозначает.

О маловероятном или о программе "Аполлон"
Мои первоначальные представления о причинах успеха американцев в Третьей
Мировой войне были связаны с произведениями А.Азимова, конкретно с "Hечаянной
победой" (посвященной советскому народу!) и ранними вещами цикла "Основание".
Вообще, именно Азимов всегда представлялся мне автором плана войны. (Уровень
интеллекта американских военных, возглавляющих шта-бы в 40-х - 60-х годах,
никоим образом не позволяет приписать им разработку сколько-нибудь
нетривиального оперативного замысла.)
Азимов был вполне последовательным марксистом, потому и придумал "психоисторию"
- марксизм XX столетия. (Каким-то тонким нервом наши цензоры почувствовали
враждебность "Основания" советской империи и кни-гу у нас запретили. Потому и
упустили возможность своевременно разобраться в схеме операции и организовать
контригру. Впрочем, Азимов запрещение своей книги в СССР, скорее всего,
предвидел - психоисторическая задачка для вто-роклассника.)
Операция, как она представлялась Азимову, была проста. Сугубо непрямые действия
- прежде всего в психологической области, направленные на разру-шение общего
ментального поля, основного, если не единственного фактора, скреп-ляющего
советскую Империю. (Собственно, в раннем "Основании" именно эту задачу -
разрушение общего ментального поля противника - и решают лю-бимые герои автора
Сальвар Хардин и Хобер Мэллоу.)
Однако психоисторическая стратегия имеет два принципиальных и неуст-ранимых
ограничения: во-первых, социум, над которым производится психоис-торический
эксперимент, не должен знать психоисторию (это было надежно обес-печено самой
советской системой), и, во-вторых, за время осуществления операции не должно
появиться социально значимых технологических инноваций. Здесь и произошел сбой.
Двенадцатого апреля 1961 года человечество обрело новую - космическую - степень
свободы.
Теперь речь уже не шла об "идеальном конечном результате". США на время
вынуждены были перейти к стратегической и психологической обороне. Ментальная
"отдача" сотрясала страну (убийство Кеннеди и Кинга, события 1968 года,
Вьетнам). Волей-неволей пришлось перейти к прямым действиям. Ответом на полет
Гагарина могла стать только высадка на Луне.
И американцы добились ее. Летом 1969 г. экипаж "Апполоиа-11" под командованием
Нейла Армстронга выиграл Третью Мировую войну, лишив СССР преимущества в
космосе и вернув события на рельсы азимовской стратегии, столь блистательно
увенчавшейся успехом в восьмидесятые годы.
И вновь критический анализ заставляет нас задать несколько неочевидных
вопросов.
Ощущение, что с программой "Аполлон" не все благополучно, вызвало к жизни фильм
"Козерог-1", где изображена имитация грандиозной марсианской экспедиции, и
десятки идиотских заметок, "доказывающих", что на Луну никто не летал. Летали,
конечно. Межкультурный конфликт не выигрывается прими-тивным обманом. Но вот
как летали?
Лунная программа на элементной базе шестидесятых годов была технологи-ческой
авантюрой. К тому же американцы работали в невероятной спешке: от момента
принятия решения до экспедиции Армстронга прошло всего восемь лет.  Конечно,
были приняты неоптимальные решения: кислородная атмосфера, морской финиш,
многократные перестыковки. В результате возникла система, надежность которой
официальные лица определили всего в 98-99 процентов. "Неофициально" дело
обстояло, видимо, намного хуже.
Сатурн-5, предельная ракета на жидком топливе. Браун, конечно, был гением, но и
он не стал бы гарантировать абсолютную надежность этого носителя.
Пере-стыковка. Коррекции траектории. Отстыковка лунного модуля. Посадка на
Луну. Взлет. Стыковка. Коррекции траектории. Посадка. Все по отдельности вполне
надежно. Но вместе - это уже система с минимальной, если не отрицательной
оперативной устойчивостью.
Между тем, риск, я разумею - политический риск, был очень велик. Обще-ственное
мнение при демократии носит истерический характер. Тяжелая авария "Аполлона-11"
привела бы, скорее всего, к полному свертыванию программы и тяжелому поражению
в космосе. Во всяком случае, следующий полет состоялся бы не раньше, чем через
несколько лет. (Вспомним, насколько была отброшена советская космонавтика
случайной гибелью экипажа "Союза-11", хотя причины катастрофы были установлены
мгновенно, и никаких технических доработок эта трагедия не потребовала.)
К началу 1969 г. было ясно, что времени на раздумья, на доводку системы, на
беспилотные эксперименты нет. В СССР уже была испытана система "Зонд" -
двухместный космический корабль для облета Луны - и, невзирая на все не-удачи,
заканчивалась работа над лунным носителем H-1.
Американцы рискнули и выиграли. Американцы? Рискнули? Что-то здесь  подлежащее
не согласуется со сказуемым.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 17 Авг 01 22:43
 To   : All                                                 Вск 19 Авг 01 08:30
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 3

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Промежуточные итоги
Приходится диагностировать, что в наших построениях концы не сходятся с
концами. Можно долго доказывать невозможность полета "Аполлона-11", но Нейл
Армстронг все-таки ступил на Луну и сказал свою знаменитую фразу о маленьком
шаге для человека и огромном для человечества. Можно не верить в американскую
экономику, но она существует, и товары, ей произведенные, мы покупаем едва ли
не ежедневно. Можно постулировать неизбежность взрывного распада социума от
одного только харрасмента, но ведь это мы распались, а вовсе даже не Америка.
Но ведь и от поставленных здесь вопросов нельзя просто отмахнуться.

Притча о системе автоматического наведения
1935 г. Вы узнаете, что гитлеровская Германия разрабатывает ракеты
"воз-дух-воздух" с автоматическим наведением на цель. Вы - грамотный инженер и
представляете, как будет выглядеть этот электронный блок на шестернях, реле и
вакуумных лампах, запитанных от кислотного аккумулятора. Вы отдаете себе отчет,
что система эта громоздка, дорога и ненадежна, что от маневров носителя и
толчка при включении двигателя будут вылетать из гнезд лампы, отрываться
контакты, заклинивать шестерни. И со спокойной совестью вы докладываете
на-чальству, что практического значения эта разработка не имеет.
Начинается война и оказывается, что все ракеты поражают цель. Наконец, удается
захватить неповрежденный экземпляр. Вы вскрываете блок управления и видите
примерно то, что ожидали: битое стекло ламп, сломанные шестерни и путаницу
оборванных проводов. Однако головка ракеты следит за вашими дви-жениями и
отслеживает их, отклоняя рули. Вы пытаетесь разобраться и, нако-нец, находите
среди хлама маленькую черную коробочку сантиметр на сантиметр с двумя десятками
выводов и около нее продолговатый цилиндрик с надписью "Энерджайзер, 1,5
вольта".

Оперативная информация: хронология "Оснований"
Первый цикл работы над хрониками приходится на 1942-1945 гг. Тогда это были
довольно разрозненные микроповести, не представляющие единого Текста.
В период 1949-1953 гг. создается собственно "Foundation": психоистория, ее
рабочие ограничения, схема "двухтактного двигателя" галактической исто-рии с
Первым Основанием на Терминусе и Вторым на Транторе. В этот период меняется
концепция Второго Основания. Первоначально оно мыслилось, несом-ненно, как
психоисторический "штаб операции", но никоим образом не как само-стоятельная
политическая сила. Однако уже в третьем романе цикла Второе Основание
представлено не столько историками, сколько менталами, способны-ми управлять
другими людьми.
Затем следует долгое молчание, и с 1983 г., когда все уже было взвешено и
решено, появляется совсем другое "Основание", странное и горькое. "Основание",
в котором вся история, весь гениальный план Селдона представлены лишь
наблюдае-мыми проявлениями скрытой деятельности Р.Даниэла, который из
рассудительного, но, в общем, звезд с неба не хватающего робота (Илайдж Бейли,
в котором заметны черты самого Азимова, "сделал" его и в "Стальных пещерах", и
в "Зеркальном Отражении", и в "Обнаженном Солнце") превращается в некую
демоническую фигу-ру ментала, управляющего Галактикой. Понятно, что в повести
"Основание и Земля" Р.Даниэл, проживший к этому времени не одну тысячу лет,
выглядит по-иному, не-жели в "Стальных пещерах". Но и в поздних (1983-1985 гг.)
повестях "авроровского цикла" он не слишком напоминает Даниэла времен
Космополиса.
Вообще, противоречия между "ранним" и "поздним" "Основанием" на-столько велики,
что речь идет уже, в сущности, не об одном, а о двух сериалах с совершенно
различными историческими концепциями.

Эгрегоры. Модификаторы поведения
Итак, изучение произведений Азимова наводит на мысль, что между середи-ной
пятидесятых и началом восьмидесятых годов в США "что-то" случилось. И это
"что-то", насколько можно судить, отравило Азимову всю радость от
триум-фального завершения его плана.
Прямой социологический анализ лишь подтвердил эту гипотезу (так в пя-тидесятые
годы американская экономика была сбалансирована вполне традици-онно, обыденными
были и эксцессы общественной жизни - маккартизм под тем или иным названием
"проходила" всякая великая империя), но не позволил определить семантику
случившегося. Поэтому я обратился к историческому анализу и формализму причин и
следствий.
В первую очередь необходимо было сформулировать, чем американская куль-тура
принципиально отличается (и всегда отличалась) от породившей ее
запад-ноевропейской. Эта проблема надолго погрузила меня в мир архетипов,
големов, эгрегоров и прочих объектов, принадлежащих частью информационному,
частью "топкому", но не объектному миру.
Големы Лазарчука-Лелика  сейчас известны настолько хорошо, что вряд ли есть
смысл останавливаться на них, тем более, что никаких особенностей, выделяющих
американский Голем из однотипных, найти не удалось. Совершенно зау-рядный
информационный объект первого уровня, при распознавании' - жир-ный и ленивый.
Исследование эгрегориальной структуры  привело к парадоксальному ре-зультату.
Не то, чтобы у американцев совсем не было "крыши", но "крыша" эта сводилась к
примитивному набору представлений о так называемом "американ-ском образе
жизни". В пространстве информационных объектов Штаты, если и выделялись из
общеевропейского уровня, то в худшую сторону: конструкции, которые удалось
идентифицировать, отличались меньшей структурностью и бо-лее простым
поведением. Я отметил этот факт, первоначально не придав ему большого значения.
К этому времени у меня появились неясные сведения, намекающие на су-ществование
информационных объектов принципиально .нового класса, объек-тов, обобщающих
классическое представление об эгрегоре, как о присоединен-ном семиотическом
пространстве культуры.
Толчком послужило ехидное письмо Александра Больных, человека, хорошо
известного как в кругу любителей фантастики, так и среди специалистов по
воен-ной истории. Больных с прямотой римлянина задавал вопросы, нелицеприятные
для всех конструкторов и реконструкторов версий Цусимского сражения.
Прочи-тавши письмо, мне захотелось освежить в своей памяти некоторые материалы.
Я занялся судебными делами по факту сдачи миноносца "Бедовый" и эскадры
Небогатова. Надо сказать, что по духу и букве петровского Морского Устава сдача
в плен кораблей, не потерявших возможности сопротивляться, не может быть
оправдана ни при каких условиях. Соответственно, с юридической точки зрения у
подсудимых было только две возможности: умолять о снисхож-дении, уповая на
монаршую милость, либо перейти к нападению и клеймить "прогнивший царский
режим, пославший их на верную смерть". В последнем случае можно было
рассчитывать на поддержку "революционного" обществен-ного мнения. (Конечно, обе
линии поведения были несовместимы с личной чес-тью, но, в сущности, само
участие в процедуре сдачи уже покрыло подсудимых несмываемым бесчестьем.)
Прочтя все показания по нескольку раз, я оказался в полной растерянности.
Создавалось впечатление, что русские морские офицеры, люди, которых я не мог не
уважать за ум и образованность, ведут себя как скопище лгунов, тупых и
бестолковых, не способных даже мало-мальски согласовать между собой вер-сии
случившегося. А уж объяснения, которые они давали своим поступкам... Прокурор,
уцепившись за подброшенное ему словечко "машинально", имел все основания
возразить Клапье-де-Колонгу: "Думаю, что машинально ни один офи-цер русского
флота приказать изготовить и поднять белый флаг не может, До позора, чтобы
такие приказания стали для офицера обычными, мы еще, слава Богу, не дожили".
Только в этот момент я осознал, что произошедшее утром 15 мая в Японс-ком море
событие, в сущности, очень необычно. Прежде всего, я пересмотрел список
сдавшихся и сражавшихся кораблей.
Вот три броненосца береговой обороны, невесть как оказавшиеся за триде-вять
земель от своего естественного театра военных действий. Однотипные ко-рабли,
одинаковые биографии, похожие командиры (надо сказать, что крупные боевые
корабли создают собственные эгрегоры, при этом у однотипных судов и эгрегоры,
как правило, похожи). "Адмирал Ушаков" сражается до последнего снаряда,
"Сенявин" и "Апраксин" сдаются в плен. "Ушаков" шел один, "Сенявин" - в составе
эскадры, сохраняющей преемственность командования. Из девяти миноносцев сдался
только один - тот, на котором был адмирал и чины его штаба. Сдался в
обстановке, весьма далекой от "окружения превосходящими силами противника".
Короче, чем дальше, тем больше создавалось впечатление театральности,
сюжетности происходящего. В самом деле, если бы я писал фантастический роман о
некоей русско-японской войне (случившейся, очевидно, в параллельной
Реальности), об адмиралах Рожественском и Того, о Цусиме, какая ударная
концовка мне понадобилась бы? Да именно эта самая: церемония спуска флага на
"Николае" и разговор двух адмиралов в госпитале Сасебо.
Что характерно: цусимскую капитуляцию рассматривают по-разному: как позор, как
преступление, как единственную возможность спасти людей - но все без исключения
считают ее естественным и логичным концом войны.
Я вновь обратился к материалам следствия, предположив на этот раз, что все или
почти все подсудимые говорили правду. Могли ли их показания быть логически
совместны, и если да, то при каких условиях? Анализ позволил выделить следующие
принципиальные моменты:
1. Показания свидетелей (матросов, судовых священников, врачей, корабель-ного
инженера) единодушны в том, что до самого момента капитуляции такая возможность
не приходила никому в голову. (Дело здесь не в героизме моряков и в верности
присяге. Просто люди были слишком измотаны, чтобы мыслить категориями,
выходящими за рамки обыденного опыта, а, как правильно заме-тил прокурор, сдача
в плен пока еще не стала для русских моряков привычным и естественным
явлением). После этого момента, напротив, никому не приходило в голову, что
могли быть и другие варианты. То есть можно говорить о психоло-гическом
переключении.
2. В показаниях непосредственных виновников сдачи обращает на себя вни-мание
навязчивое повторение семиотических конструкций "машинально", "как в тумане",
"я не осознавал, что делаю", "я находился как будто во сне", указыва-ющее на
бессознательный характер поступков,
3. Отмечается амбивалентность поведения многих участников сдачи, отда-вавших с
минимальным промежутком времени самые противоречивые приказа-ния. ("Открыть
огонь!", "Ни в коем случае не стрелять", "Поднять белый флаг", "Приготовиться к
бою", "Выбрасывать за борт затворы", "Hе сметь портить орудия"...)
4. Некоторые моменты сдачи практически полностью вытеснены из памя-ти
обвиняемых и свидетелей. Так, только на броненосце "Орел" (который на-ходился в
бедственном положении и, согласно Морскому Уставу, единственный имел право
сдаться в плен) помнили процедуру подъема японского флага.
5. Наиболее необъяснима ситуация на "Изумруде", который, уже отрепето-вав
сигнал о сдаче, неожиданно для всех дал полный ход и ушел из кольца японских
кораблей. Вместо душевного подъема, который по идее должен был вызвать такой
поступок, офицеры и команда корабля пришли в состоянии ос-трой депрессии,
которая на следующий день вылилась в форменный психоз (в результате чего
крейсер был сначала посажен на мель в русских водах, а потом взорван "во
избежание захвата японцами", коих в радиусе сотни миль не было и быть не
могло).
Напротив, психическое состояние команд сдавшихся судов оставалось по-чти
нормальным. Во всяком случае, среди офицеров не было самоубийств или серьезных
психических расстройств.
Такая парадоксальная психическая реакция требует объяснений.
Все эти факты хорошо объясняются гипотезой о динамических эгрегорах, которые я
назвал модификаторами поведения. В самом деле, нам известно, сколь мощное
воздействие на психику могут оказать обычные статические объекты. Hа стадионе,
в Храме Господнем, на первомайской демонстрации естественно вести себя в
соответствии с "пожеланиями" местного эгрегора. В этом случае ты бу-дешь
вознагражден состоянием, близким к эйфории. Если же ты решил противо-поставить
себя воле этого эгрегора, то последствия в виде головной боли, дурно-го
настроения, депрессии не заставят себя ждать. Можно сказать, что в подобных
"полях" модифицируется восприятие человека, (ч - Но ты же знал, что драко-на
убил не бургомистр? - Дома знал, а на параде..." )
Предположим теперь, что некоторые эгрегоры существуют не в простран-стве, а во
времени, представляя собой сюжеты. В отличие от обычных инфор-мационных
объектов, для жизнедеятельности которых требуется лишь сам факт наличия
людей-носителей и информационного поля, их связывающего, для объектов
динамических непременным условием существования служат определенные поступки
людей. И такие объекты оказывают на людей психологическое воздействие,
модифицируя их поведение и заставляя подчиняться логике сюже-та, даже если
внушенные действия абсолютно не соответствует их натуре.  В рамках этой модели
очевиден список сдавшихся кораблей: воздействие оказы-валось лишь там, где
капитуляция была важна сюжетно. Объяснима амбивален-тность поведения -
императивы личности боролись с императивами модифи-катора. Понятна ситуация с
"Изумрудом" - наказание за ослушание.
Бессознательный характер поведения и эффект вытеснения указывает на то, что
механизмы воздействия модификатора на личность находятся глубже уровня
сознания.
Модель модификаторов объяснила довольно многие загадки человеческой истории и
вызвала интересную дискуссию (в которой, в частности, было дано определение
нирваны, как состояния, позволяющего человеку выйти из круго-оборота сюжетов и,
следовательно, не подвергаться воздействию со стороны ка-ких-либо динамических
модификаторов), но она, отнюдь не прояснила ситуацию е современной Америкой. Во
всяком случае, гипотеза, укладывающая отмеченные нами особенности США в некий
сюжет, не подтвердилась. Более того, оказалось, что как раз американская
история по сравнению с европейской или японской подчеркнуто бессюжетна или
слабо сюжетна.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Благоприятна княжичу стойкость (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 17 Авг 01 22:44
 To   : All                                                 Вск 19 Авг 01 08:30
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 4

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Архетипы. Существенные отличия США
Итак, я вторично наткнулся на свидетельство относительной бедности
высокоорганизованных информационных структур США. Не только статичес-кие, но и
динамические эгрегориальные поля проявлялись в этой стране сравни-тельно слабо.
Было, однако, не ясно, имеет ли отмеченная особенность американ-ской культуры
какое-то отношение к исследуемой проблеме.
Модификаторы поведения представляют собой сложные, многоуровневые социальные и
исторические сюжеты, восходящие, насколько можно судить, к мифам. Однако
известны и значительно более древние биологические сюжеты, которые лежат в
основе этих мифов. Такие сюжеты были изучены К.Юнгом и получили название
архетипов.
Архетипы рассматривались Юнгом, как воплощения коллективного Бессоз-нательного,
так что бессознательный характер воздействия модификаторов на личность роднит
их с архетипами.
Но в таком случае не означает ли малая сюжетность американской история
недостаточную насыщенность коллективного Бессознательного архетипами? И что
должна означать эта самая "недостаточная насыщенность архетипами"?

Вдали от могил предков - американские пионеры
Сегодня ученикам старших классов взбаламученные перестройкой и настро-паленные
конкуренцией социологи раздают вопросики: как бы цивилизации избавиться от войн
и возможно ли это? Настроенные на продолжение образования прагматичные детки
бодро отвечают, что нужно искать компромиссы и развивать дипломатию, забыв
давненько уже сформулированное сторонниками ТРИЗ правило; для
противоборствующих сторон компромисс всегда хуже любой из альтер-натив. Какая
бы теория личности Вам ни попалась, психологи так или иначе   сходятся на том,
что юность - это возраст экспансии, и если государство не найдет этой экспансии
выход, то будет война, ибо никакой другой формы коллек-тивной сублимации в
существующей цивилизации пока не выдумали.
Экспансия - великая сила. Юные варвары, растворившись в Римской им-перии, были
безжалостно поглощены более структурной системой организации жизни,
превратились в новых римлян и заложили века спустя основу нашей пресловутой
демократии.
Петровская Россия во главе с молодым царем яростно развивала экспансию   на
море и обрела черты смеси западных дворов и эклектическую западную застройку
дворцов и площадей.
Все экспансии, будь они прогрессивны или хаотичны, по мнению придирчивого
историка, так или иначе занимали на время от юности до взросления значительную
часть молодежи страны и назывались в странах периодами изме-нений, перемен,
революций, реформ и т.д. И похожи эти периоды были лишь тем, что экспансия
приходилась на какое-то уже Богом и людьми обжитое мес-то, и это место, а также
знания и прочие блага перераспределялись в пользу юных агрессоров, а уж чем они
за это платили, зависело от их военного искусст-ва, своевременности и
конструктивности агрессии с точки зрения обобщенно-го Всевышнего...
Интересно, что даже духовные экспансии, они же религиозные и идеологи-ческие,
как правило, направляют своих воинов на уже обжитые кем-то идейные пастбища и
перекраивают оные с энтузиазмом, закрепленным в крови воинству-ющими рыцарями
прошлого.        .
Опыт предшествующих поколений значим для Европы. Значим он и для России, потому
что со времен становления государства традиционность куль-туры, оформленная в
семейную жизнь людей, осуществляла медленный поворот жерновов истории. Уж
который век, как только клюнет жареный петух пере-мен, снова и снова уповаем мы
на сказки, песни, обряды, наряды давно минув-ших дней и переименовываем улицы
"туда" и "обратно", закрепляя заклина-ниями языка возвращение назад - к
образам, прообразам, отцам, праотцам и архетипам.
А Новый Свет так разительно отличался по своему происхождению от всех видов
экспансий, что, как водится, это и не сразу заметили. Эпоха географичес-ких
открытий породила колонии, обогащение культур, создание нового поколе-ния людей
свободного поиска. Это ведь были почти полеты в Космос: уплыва-ющие в никуда
корабли, без надежды и со страхом, без страха и с надеждой. Но люди иногда
возвращались, огрубевшие от чужого солнца, пережившие "сто испытаний и двести
чудес", они возвращались к медленно вращающемуся миру Европы XVII века, и он
добросовестно ассимилировал бродяг в себя прагматиз-мом их подрастающих
сыновей.
Они возвращались... К семьям ил" образцам семей... К традициям или памяти о
традициях...
Американская цивилизация строилась на хитром сплетении трех китов:
за-быть-выжить-найти. Мир, который лежал перед завоевателями, был
информацион-но пустынен, индейцы, структурно слабые организационно и свободные
идейно, не могли оказать на завоевателей никакого влияния, кроме закрепления в
их па-мяти возможного для сознания разрыва в уровнях людей. Европейцы, уехавшие
на одну жизнь в далекие азиатские колонии, носили в своем сердце кто родовой
герб, кто образ лондонской лавочки, кто портрет возлюбленной в воротах
Вестмин-стерского аббатства. Американцы уезжали от предавшей, изгнавшей и
неугодной им Европы. Они забывали, потому что хотели забыть, у них закрепилось
это генетически, уже во втором поколении - им было некогда сентиментальничать -
они строили Анти-Европу, Анти-мир, Анти-себя и преуспели в этом. Англичане до
сих пор питают стойкое отвращение к американцам - не за то ли, что свою мечту
те построили, не очень-то соблюдая английские законы и традиции?
Уже древние греки понимали, что боги нуждаются в жертвах и молитвах и умирают
без них. Американцам было некогда молиться всерьез .
Случайно сказанное слово, прочитанная прохожим молитва, индейцы со своими
нарядами и обрядами - все это в сумбурном клубке определяло вос-питание юных
американцев, а до могил предков и домов бабушек было далеко, а дома были только
те, что построили отец с дядькой, и мир ложился перед ребенком как опасный
край, где нужно поменьше рассуждать - побольше дей-ствовать - поменьше мечтать
- побольше угадывать - поменьше верить - побольше подозревать. И вот тогда
можно строить-жить-властвовать над миром. И - много места и много свободы, и
это край сильных, не обремененных воспо-минаниями молодых людей. Так, благодаря
изоляции от Европы, Америка обре-ла групповую солидарность в борьбе за свое
величие и процветание. Люди, из-бавленные от вечных тягот традиционных
социальных программ, наделенные неназванной землей создали гортанный язык -
смесь огрубленного английско-го с вербализацией терминов прогресса.
Интересно, что именно отрыв молодых, отчаянных и отчаявшихся людей от земли
предков так мощно снял многие ограничения традиционных социумов Ев-ропы, что
активная индивидуальность, не задавленная никакими условностями кроме эрзаца
протестанской религии, необходимости выжить и следствия этих двух китов -
изобилия здравого смысла, росла и развилась в нечто свободное от комплексов, но
и избавленное по сей день от порожденной этими комплексами культуры. Американцы
уехали с земли, где жил Бог и истовая, экстатическая вера в него, и порожденная
этой верой культура. Католицизм Европы мог вызывать любые нарекания в
эгрегориальной жесткости насаждения своих идей, но он по-родил Боттичелли и
Микеланджело, Рафаэля и Тинторетто, блестящую литерату-ру, пленительную поэзию
и религиозную, духовную скульптуру, только символами своими рождающую даже у
атеистов преклонение перед Богом, во имя которого было создано такое. Культура
Европы зарождалась в сомнениях и противоречиях души создателя, его обращений к
Богу, страха Его предать, сублимации комплек-сов, очищения и медленного
философского, глубокого и внутреннего осознания действительности. Культура
Америки могла родиться только как память о своем феномене, как случайный каприз
свободного времени первооткрывателей, как ре-месло устроителей государственных
структур, но вовсе не как служение великой вечности, именуемой Господом. Как
древние художники, писавшие свои наскаль-ные полотна во имя удачной охоты и
последующего за нею ужина, американские творцы могли создать только массовую
культуру, культуру потребляемую, а не сопереживаемую. Вырвавшись на свободу,
колонизаторы не только заменили зем-лю с корнями предков на пустынные и
безымянные земли, но и поменяли века-ми примеряемое небо с сияющим Иисусом на
холодный космос, который управ-ляется прагматичным богом, приветствующим труд и
здравый смысл. И вот под влиянием этого-то признавшего прибыль Бога американцы
очень быстро отказа-лись от сомнительных путей всех этих искусств и философий и
стали развивать-ся под знаменем технoлогии.
Они жили "здесь и теперь", как учит сегодня всех желающих вездесущее
нейролингвистическое программирование. Они изобрели ровно столько видов
упаковочных материалов, продуктов и агрегатов, сколько требовало ближайшее
будущее, они обучили своих неразумных чад многим великим правилам, таким как
"цени проверенные факты", "делай полезные поступки", "улыбаясь, проходи мимо",
"смотри на этот мир и находи себе в нем удобное место". На этом слома-лось
некоторое количество будущих поэтов, бродяг и мизантропов, зато энтузиазм по
устройству своего места в социуме захлестнул все слои населения. Ученые,
теоретики и историки были чудненько поставлены на службу "Теперь". Амери-канцы
собрали базы данных, систематизировали факты, стусовали системы раз-ных
представлений в модели обучения и полетели вперед на бинарной, сиречь
двухколесной системе управления и образования. Я смотрю на Большинство - и
очень быстро получается пообтесанное большинством "Я". "Психологию
боль-шинства", наверное, создали дух К.Маркса в союзе с духом Дж.Оруэлла. Два
сапога устойчиво менялись на один топор, а улыбка великого Карнеги заменила
весь набор противоречий коммуникации, о которых ранимая Европа уже которое
столетие создавала бессмертные романы. Драйзер довольно подробно описал
ста-новление американского капитализма и банальный набор трагедий американских
обывателей. "Я Мэрилин, Мэрилин, я героиня самоубийства и героина:"
Прошли времена, и началось то самое "Свободное время цивилизации", когда
хватает на еду, управление и досуг, и можно уже о душе подумать, то есть
зрелость наступила - по-нашему, по-европейски. И случилась, спустя 5 веков от
начала колонизации Северной Америки, очень гармоничная ситуация - моло-дость у
дитяти, покинувшего родителей, оказалась полной трудов и опыта, а зрелость
оказалась награждена технологическим комфортом и бездной свобод-ного времени на
осознание случившегося.

Шестидесятые годы: АУМ
Великий АУМ (Американский университет Мастеров (психологии)) родился в США на
стыке современных технологий, позволивших в домашних условиях осуществлять
отключение от реальности в изолированных ваннах, и безудержный порыв вечно
экспансивного сознания вперед. Начинить собою космос, астрал и прочие
трудноопределяемые реалии, колонизировать и установить американс-кий флаг! Для
молодых это был лучший выбор, чем Вьетнам, чем беспечное скалолазание или
бездумное обогащение. Семинары проникновения в неведо-мое, внутрь себя, и
прочие погружения в обход и налево от американской моде-ли - "получил-потратил"
- наводнили все сколько-нибудь интеллигентские среды. В параллель с этим
духовным подъемом рядовые американцы, вскорм-ленные идеями получать пользу от
того, что есть (если уж оно есть и его нельзя съесть), вмиг оказались "премного
обязанными" народившимся психо-аналитикам, арт-терапевтам, и прочим Хелперам,
которые по роду своей деятель-ности должны были (а как же иначе?) отвечать за
порядок в их душах (ну, не самим же им, в самом деле, этим заниматься?).
Система образования быстро расплодила отмеренное количество юристов для
составления и соблюдения но-вых законодательных актов отношений людей с
психоаналитиками или через психоаналитиков. Может быть, исследователи нирваны в
тоске покинули эту землю, отследив такой странный прогресс... может быть.
Впрочем, Алан Уотс писал свой горный дневник вдали от точек сгущения
обывателей. И очень даже похоже на то, что он не тяготился печальными духовными
обстоятельствами страны, где остановился на время путешествий во Вселенной. Но
его смерть по-чти совпадает с созданием АУМ, которого он был инициатором. Как
смерть Р.Желязиы и А.Азимова - с полной и окончательной победой американского
образа жизни.

Отступление о высоких и низких технологиях
Вывод о несоответствии экономического баланса производства и потребле-ния в США
основывался на предположении о том, что основная цивилизационная экономическая
характеристика - производительность труда - соответ-ствует европейской. На
сегодняшний день все исследования это подтверждают. Производительность труда в
развитых странах, в общем, в первом приближении одинакова (что не удивительно
при современном уровне индуктивных процес-сов), и США на общем уровне если и
выделяется, то не в лучшую сторону.
Поставим, однако, вопрос: может ли производительность труда быть выше
среднеевропейской, причем не на проценты, а в разы, еще лучше - на порядки?
Оказывается, теоретически может.
Представьте себе, что вы объясняете представителю охотничьего первобыт-ного
племени, что в долине реки Нил живут сотни тысяч и даже миллионы людей. Что он
вам ответит, если сумеет правильно оценить цифры?
- Hе-а, не может такого быть... Во всем мире не найдется столько мамонтов,
сколько нужно, чтобы прокормить такую ораву...
Человечество знало два великих экономических скачка, каждый из которых выводил
экономику на принципиально новый уровень и создавал изобилие, вос-принимаемое,
как "земной рай". Это - неолитическая революция с переводом от присваивающего к
производящему хозяйству, и промышленная революция с переходом от экстенсивного
к интенсивному производству. Поскольку достигну-тый экономический уровень не
может нас удовлетворить, сейчас активно созда-ются модели новой "насыщающей"
экономики, лежащий за индустриально-по-стиндустриальной стратой.
Такая экономика может быть создана на пути программирования големов "создания
последовательности автоматических нерыночных регуляторов спроса-предложения
либо - на основании реализации в производстве заведомо неус-тойчивых
(хаотических) систем.
Насыщающую экономику нельзя получить просто внедрением в производ-ство новых и
новых высоких технологий. Она сама должна быть высокой тех-нологией.
"Мы называем здесь технологией проектор информационного пространства на
объектное. Назовем микротехнологией (личной технологией) проектор
присоединенного семиотического пространства на объектный мир. По сути сво-ей
микротехнология - это совокупность навыков, позволяющая личности ре-шать
встающие перед ней задачи. (Например, умение читать или навык работы с
компьютером представляют собой примеры микротехнологий.)
Будем понимать под метатехнологией проектор информационного про-странства на
пространство технологий (технология технологий). Следствием из-вестной теоремы
о замыкании метаязыков является утверждение: метатехнология метатехнологий есть
метатехнология.
Интуитивно известно и широко используется разбиение множества техно-логий на
"хай-" и "лоу-" - "высокие" и "низкие" технологии. "Hизкая тех-нология" может
быть названа "функционально неграмотной".
Алгоритм существует, в принципе он позволяет получить необходимый ре-зультат.
Но для получения этого результата используются все доступные ресур-сы системы
(прежде всего время и деньги). При этом удается получить только самый минимум.
(Ребенок умеет писать под диктовку, но ни о какой эстетике, тем более - о
придании тексту самостоятельного смысла речь не идет.)
   То есть мы считаем характерным признаком низкой технологии исполь-зование
всех доступных ресурсов для получения минимального заданного ре-зультата.
Напротив, высокие технологии рассматривают этот минимальный за-данный результат
лишь как элемент некоторой функционирования некоей технологической надсистемы.
Чисто формально низкие и высокие технологии отличаются мощностью множества
граничных условий решения задачи. Технология тем выше, чем боль-шее количество
граничных условий она признает совместными.
Технология порождается наукой. (Наука понимается, естественно, как опе-ратор,
устанавливающий соответствие между областями информационного про-странства,
гомоморфными объектному миру.) Наука может породить произ-вольное множество
технологий, в том числе - и пустое множество.
 Назовем науки, порождающие более десяти разнообразных технологий раз-витыми,
науки, не породившие технологий (социология, история, экономика)
слаборазвитыми, науки, породившие порядка одной технологии, - пороговыми.
Пороговые пауки представляют особый интерес, так как их развитие
сопро-вождается включением в технологический оборот областей человеческой
жизни, ранее находящихся в "первобытном состоянии". Таким образом, есть
основания рассчитывать на порождение такими науками "ливня технологий".
К настоящему моменту на пороговый уровень вышли психология и нетра-диционная
(безлекарственная) медицина. К этому уровню приближается социо-логия. Хотелось
бы надеяться, что и экономика, освободившись от религиозных догматов
монетаризма, сможет в ближайшие десятилетия породить хотя бы одну, пусть
плохонькую, но технологию". (Из неопубликованной статьи "Высокие технологии в
психологии".)

[...]

 * Origin: Если до последнего дня будешь полон правды, то буде (2:5020/1941.61)