RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 11 Фев 02 00:38
 To   : All                                                 Втр 12 Фев 02 08:50
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Рыбаков В. Клеветникам Ордуси: Кому и почему мерещится "коричневая чума" в
эпопее "Евразийская симфония" // Лит. газ. (М.). -  2002. - 30 янв. - 5 февр.
( 4). - С.3.
[...]
От читателей же на гостевую книгу ван Зайчика в Интернете шли главным образом
примерно вот такие письма.
[...]
...Очень давно не читала ничего подобного. По эмоциональному впечатлению ближе
всего, пожалуй,  "Понедельник..." Стругацких. Описанный мир настолько теплее и
добрее нашего, что спроси меня, хотела бы я  там жить, согласилась бы не
задумываясь. И всех близких и друзей взяла бы с собой. Они бы против не были.
 Татьяна Зернова, НИЖНИЙ НОВГОРОД
[...]
 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: WinErr: 683 Ошибка ожидания - Оператор заснyл (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 11 Фев 02 00:44
 To   : All                                                 Втр 12 Фев 02 08:50
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Как поживает Ваша сова, All?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Известия
Дата: 31.01.2002
Заголовок: 09.00 А вы подписали бы письмо в защиту Григория Пасько?
Текст:

Борис СТРУГАЦКИЙ, писатель:
- Да, конечно. У меня осталось сильнейшее сомнение в правильности приговора
после решения последнего суда. Оно противоречит реальности, решению предыдущих
инстанций, не соответствует юридическим нормам. Пасько можно наградить, а не
осуждать. Та борьба, которую ведет этот человек вместе с другими экологами, на
пользу стране и людям, и пресекать ее можно только из ведомственных
соображений.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Молодой лис почти переправился, но вымочил хвост (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 12 Фев 02 00:43
 To   : All                                                 Втр 12 Фев 02 11:39
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Что вызывает у вас аллергию?: Борис Стругацкий, писатель // Петербург экспресс
(СПб.). - 2001. - 21 июня ( 24). - С.2.
[..]
Борис Стругацкий, писатель:
- У меня очень сильная аллергия на преда-тельство. Обман до-верия - это самый
ве-ликий грех. Предатель-ство - вещь простая. По крайней мере, с точ-ки зрения
того, кого предали. Это преда-тель может сказать: "Все так сложно" - и найти
себе множест-во оправданий. Но да-же если он считает, что не несет
обяза-тельств перед тем, кого предал, обяза-тельства перед выс-шей моралью
сущест-вуют всегда.
[..] --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Родня) на полях (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 12 Фев 02 00:45
 To   : All                                                 Втр 12 Фев 02 11:39
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Пpивeт тeбe, All!

Дата: 22.01.2002
Заголовок: 10.15 Должна ли Россия помогать Афганистану деньгами?
Текст:
[...]
Борис СТРУГАЦКИЙ, писатель-фантаст:
- Если бы мы были богатыми, то я ответил бы безусловно "да". А мы, к сожалению,
бедные. Но если ты хочешь иметь на границах друзей, придется чем-то жертвовать,
в частности деньгами. Какая сумма нужна для помощи, я не могу оценить, я не
экономист и не политик. Насколько я понимаю, она исчисляется многими
миллиардами долларов. Я не уверен, что мы способны на такие финансовые подвиги.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Женщина уходит (к мужу) - счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 12 Фев 02 01:23
 To   : All                                                 Втр 12 Фев 02 11:39
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Сидоров М. Мистика и релятивистика // Двадцать два (Тель-Авив, Израиль). -
2001. -   121. - С.186-191.
Благодаря одному правдивому рассказчику доподлинно известно, как происходит
ежегодно весенний бал полнолуния. И этого яркого, красочного и детального
повествования вполне достаточно: вряд ли у кого-либо из читателей и читательниц
<Мастера и Маргариты> возник-нет желание принять когда-нибудь непосредственное
участие в этом грандиозном мероприятии (разве что - в качестве королевы бала).
Между прочим, нынешней весной оно снова где-то состоялось в очередной раз -
первое в наступившем тысячелетии. А сколько но-вых гостей пополнило ряды
приглашенных на бал ста королей за те семьдесят лет, что минули со дня визита
Воланда и его свиты в Моск-ву! И каких гостей - перед их деяниями неблаговидные
поступки Фриды и госпожи Тофаны кажутся детскими шалостями... И опять
какой-нибудь гаер, вроде Фагота-Коровьева, чтобы успокоить очередную Маргариту,
развлекал ее веселой болтовней.
Не исключено, что при этом речь снова зашла об удивительных свойствах
пространства и о возможности его раздвижения до черт знает каких пределов.
Теперь, с учетом новейших достижений теоре-тической физики, даже и без
конкретных примеров из криминальной практики, также шагнувшей далеко вперед,
<ихний помощник> мог бы поразить воображение <черной королевы> рассказом о
26-мер-ном пространстве (теория бозонных струн) или, как минимум, о 10-мерной.
модели физического вакуума. Ведь все теории, как было ког-да-то сказано
хозяином бала, стоят одна другой; дело лишь во време-ни, в эпохе. Кстати,
почему в романе Булгакова говорилось именно о пятимерном пространстве?
[...]
Но как не хочется, чтобы в <герменевтике> такого произведения, как <Мастер и

Маргарита>, даже в незначительных деталях был эле-мент тривиальности! А что

если все эти разночтения, эти нарушения причинно-следственных связей как раз и
объясняются выходом в пя-тимерное пространство-время, исполнением желания
задержать, продлить праздничную полночь? Не из-за этой ли задержки, не из-за
этих ли многочисленных <нуль-транспортировок> персонажей поле событий
деформировалось и все так перепуталось?
Конечно, <особый статус> Воланда и его присных позволял им беспрепятственно и
безнаказанно перемещаться в пространстве и во времени, совершая свои козни: там
зарезали Иуду из Кириафа, здесь застрелили барона Майгеля... Hо уже Иван
Бездомный, слу-шавший рассказ <профессора-консультанта>, а потом с неимоверной
скоростью, но безуспешно гнавшийся за ним по Москве, на себе ис-пытал опасность
игр с обитателями <пятого измерения>. Что же го-ворить о последствиях хотя и
почти бесконфликтного, но весьма тес-ного контакта с нечистой силой для
Маргариты и Мастера!
В итоге в романе (быть может, даже помимо воли самого автора) словно бы
осуществилась реализация виртуальных событий: описано и <происходит> как то,
что <было на самом деле>, так и то, что могло бы случиться. Или: для простого,
<земного наблюдателя" картина со-бытий одна, а для действующих через <пятое

измерение> лиц - иная.

Лет через сто знаменитый писатель будущего Д. Строгов произне-сет фразу,
предвосхищенную братьями Стругацкими: <Понять - зна-чит упростить". Много
загадок оставил нам великий мастер Михаил Булгаков. Стоит ли сегодня упрощать
творение правдивого рассказ-чика, разрушая тем самым таинственную и
притягательную красоту непонимания?
 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Изначальная) вечная (стойкость). Хулы не будет (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 12 Фев 02 01:50
 To   : Alex Mustakis                                       Втр 12 Фев 02 11:39
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa

Здравствуйте, Alex!

Приглючилось мне как-то, что Alex Mustakis пишет Alla Kuznetsova. И решила я
добавить глюков в переписку.

 AM> Как будто бы много у них просто детских пpоизведений. Если только
 AM> "Полдень. 22 век" за детскую сказочку не считать...

Ну, среднему школьному возрасту может и подойти. Или отдельные pассказы...

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: По первому гаданию - возвещу (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 12 Фев 02 01:50
 To   : Oleg Bakiev                                         Втр 12 Фев 02 11:39
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, Oleg? Давай добавлю парочку!

Из собрания сочинений Oleg Bakiev (Письма к Alla Kuznetsova; комментарии мои):

 OB> Подумаешь, бином Hьютона.
 OB> Все.

Это не ответ. Слишком широкий выбор иногда тоже неудобен...

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Обладателю правды - препятствие (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 12 Фев 02 01:54
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Втр 12 Фев 02 11:39
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa

О многоуважаемый (-ая) Vladimir!

Однажды было послано сообщение от Vladimir Dyakonov к Alla Kuznetsova:

 VD> Страшные люди...

Люди как люди... (Хотя, конечно, в данной эхе высказывание звучит несколько...
не то что оффтопично...)

 VD> А что бы не написать этого в префейсе к постингу? Я б и не возникал
 VD> вовсе, как ничего не смыслящий в... (копирую) иудаике.

А смысл? Вот общаемся пpиятно...

 VD> Не-а. Я, пардон, этот, индивидуалист. Пока мне не начинают совать в
 VD> нос какой-нибудь ген православия (или наоборот), я вообще об этом
 VD> как-то не думаю.

(ИМХО, как раз нормальное состояние. Но если выступать на такой конференции -
надо этой темой замоpочиться...)

 VD> А что есть "еврейская школа"? Дополнительная (что-то вроде
 VD> воскресной) или дневная школа полного цикла? Про первую мне, понятно,
 VD> сказать нечего, а во второй надо читать Стругацких подряд, выбирая
 VD> только доступное по возрасту. Что ж, там изучают только и сугубо
 VD> еврейскую культуру?

Насколько я поняла, да. Школа "дополнительная".

 VD> Иудаика - это наука такая? Если да, то жаль, что вовремя не занялся:
 VD> хорошая наука, простая.

Не совсем наука...

 VD> Надо будет состряпать докладец куда-нибудь на конференцию по...
 VD> картвелике? "Борис Акунин - не грузинский писатель, и, возможно,
 VD> наоборот". :)

Hе дам головы на отсечение - грузинскую литературу не знаю практически совсем.

 VD> Между прочим, и направляющей _русской_ идеи, "которой читатели могли
 VD> бы вдохновиться, у Стругацких не было". Они, значит, и не русские
 VD> писатели. Вот жуть-то!

А у кого из фантастов (советских) той поры была напpавляющая национальная идея?
Только у "молодогвардейцев"?

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Поход на юг - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Прогрессивная общественность        2:5020/1941.61  Втр 12 Фев 02 07:47
 To   : Echa Ru.Ludeny                                      Втр 12 Фев 02 11:39
 Subj : С Днем Варенья!

                           Дорогая эха!
  @->->->---                                                  ---<-<-<-@

  Вот и наступил этот великий день - Ваш День Рождения!

  Как мы его ждали! Ждали, чтобы сообщить Вам следующее:

  Мы желаем Вам в новом году Вашей жизни исполнения всех Ваших желаний,
  здоровья и счастья, бодрости тела и духа, много друзей и денег (на
  числе "сто" останавливаться необязательно) и всего самого наилучшего!
  Красивой и пpиятной жизни Вам!

  Да и всего того, что Вы сможете (и захотите) себе пожелать!

  Пyсть мечты Ваши исполнятся, а непpиятности обойдyт Ваш дом стоpоной!

                      Общественность эхи "Ru.Ludeny"

  @->->->---                                                  ---<-<-<@

---
 * Origin: Лучший босс - это мой босс  --> (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Втр 12 Фев 02 13:21
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 12 Фев 02 16:04
 Subj : Библиогpафия АБС
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

Мир Вашему дому, уважаемый Vladimir!

А вот не вышлите ли мылом сабж по публицистике.
Хотя бы в объёме Энциклпедии-от-АСТа?
Оченно нужоть.

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Втр 12 Фев 02 13:43
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 12 Фев 02 22:29
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Приветствую, Alla!

Alla Kuznetsova to Vladimir Dyakonov (12.02.2002, 1:54):

 AK> Поскольку текст готовился к конференции по иудаике...
 VD> А что бы не написать этого в префейсе к постингу?
 AK> А смысл? Вот общаемся пpиятно...

"Больно тема какая-то склизкая". Здесь, понятно, а не на конференции
по иудаике.

Хотя да, можно и пообщаться. Я вот уже упоминал, что ген православия
должен включать и все десять Заповедей. Понятно поэтому, почему я так
упираюсь, не хочу, чтоб внука шпарили излучением ПБЗ - лишнее это.

> [...]

 VD> воскресной) или дневная школа полного цикла?

 AK> Насколько я поняла, да. Школа "дополнительная".

Т.е. там расширенно детям дают еврейскую религию и еврейскую
культуру? И "пока ответ не найден"? Ответ, по-моему, тривиален:
Стругацкие к еврейской культуре не относятся. Я в ней, конечно, ни
шиша не петрю, никого, кроме Шолома Алейхема и Михоэльса не припомню,
но вот - именно от противного.

Признаться, даже само это утверждение - еврей по крови обязательно
еврейский писатель - мне кажется несколько "склизким". Не вижу, что
тут надо доказательно опровергать.

> [...]
 VD> наоборот". :)

 AK> Не дам головы на отсечение - грузинскую литературу не знаю

А я и того меньше. Но Борис Акунин - все равно _не_ грузинский
писатель. Жена его любит, _все_ книжки прочла, ну и я кое-что. Не, не
грузинский. :)

Всего наилучшего.

Владимир.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Втр 12 Фев 02 20:08
 To   : All                                                 Срд 13 Фев 02 01:06
 Subj : Курьер SF: Добро пожаловать в `Полдень, XXI век`!
From: "Serge V. Berezhnoy" <barros@citycat.ru>

Курьер SF
http://rusf.ru/courier/

11 февраля на заседании Петербургского семинара Бориса Стругацкого было
объявлено о начале нового издательского проекта - "толстого"
литературно-художественного журнала "ПОЛДЕНЬ, XXI ВЕК", посвященного
отечественной фантастике - в самом широком понимании. Журнал будет издаваться
на средства фонда "Поддержка культурного наследия" и издательства "Геликон
Плюс".

Главным редактором журнала стал Борис Стругацкий, заместителем главного
редактора - Александр Житинский. Дали согласие работать в редколлегии журнала
Сергей Бережной, Кир Булычев, Андрей Измайлов, Андрей Лазарчук, Святослав
Логинов, Евгений Лукин, Сергей Лукьяненко, Сергей Переслегин, Вячеслав
Рыбаков, Михаил Успенский, Александр Щеголев.

Первый номер предполагается выпустить в июне 2002 года, а в 2003 году журнал
должен выйти на периодичность 6 номеров в год. Объем одного номера журнала -
25-30 авторских листов, формат стандартный для "толстых" журналов - 70х100/16.
Установочный тираж - 5 тысяч экземпляров.

По словам Бориса Стругацкого, в журнал будут приниматься для публикации
умеренного объема (предпочтительно - рассказы или небольшие повести)
произведения, ранее не появлявшиеся в печати. Главным критерием при оценке
присланных произведений будет их художественный уровень - и отбор, обещает
главный редактор, будет чрезвычайно строгий.

Итак, к рассмотрению принимаются фантастические художественные произведения
объемом до 4 авторских листов (лучше - меньше), присланные по почте на адрес
редакции или аттачами по электронной почте (предпочтительно в формате RTF).

Контакты:
199053, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, 1-я линия, 28
Издательство "Геликон Плюс", журнал "Полдень, XXI век"
Тел. (812)-328-2040
E-mail: polden@helicon.nw.ru

-= Удачи! =- Сергей =- [ http://barros.rusf.ru ]

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Втр 12 Фев 02 08:03
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 13 Фев 02 09:45
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa
Пpиветствyю, Alla!

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Tue Feb 12 2002, Alla Kuznetsova => Alex Mustakis:

 AK> Ну, среднему школьному возрасту может и подойти. Или отдельные pассказы...

Тогда посоветуй отдельные эпизоды из "Града обреченного" ;)))

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Втр 12 Фев 02 08:06
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 13 Фев 02 09:45
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa
Пpиветствyю, Alla!

RU.LUDENY (RU.LUDENY), Tue Feb 12 2002, Alla Kuznetsova => Vladimir Dyakonov:

 AK> Люди как люди... (Хотя, конечно, в данной эхе высказывание звучит
 AK> несколько... не то что оффтопично...)

Почему же оффтопично? "Люди как люди". Посмотреть и отпустить.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5020/400      Срд 13 Фев 02 02:33
 To   : Alex Mustakis                                       Срд 13 Фев 02 09:45
 Subj : Re: 3a Глюкoм гнaлacь кapмa
From: "Oleg Bakiev" <boa@aaanet.ru>

"Alex Mustakis" <Alex.Mustakis@p125.f194.n5020.z2.fidonet.org>
сообщил/сообщила в новостях следующее:
>  AK> Люди как люди... (Хотя, конечно, в данной эхе высказывание звучит
>  AK> несколько... не то что оффтопично...)
>
> Почему же оффтопично? "Люди как люди".
Мясной резерв.

 * Origin: Talk.Mail.Ru (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Срд 13 Фев 02 09:31
 To   : All                                                 Срд 13 Фев 02 22:53
 Subj : ТСН из фидо
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

Мир Вашему дому, уважаемые!

Сооб: 1910 из 2000
SU.BOOKS
От  : Leonid Blekher                              2:5020/400 Tue 12 Feb 02
20:35
Кому: Andrew Tupkalo
Тема: Кем был Аркадий
Стругацкий---------------------------------------------------------------------
-----------From: "Leonid Blekher" <blekher@fom.ru>

Привет и почтение, Andrew!
Вы изволили высказаться to Leonid Blekher , Tue, 12 Feb 2002 23:20:20 +0300:

 AT>   Он не разведчик, он погpаничник. Пора бы знать.

Тебе, наверное, виднее. Поскольку он работал в ваших краях. По моим
сведениям, он стажировался в лагерях японских военнопленных на Дальнем
Востоке, а потом работал по основной специальности в Корее. После окончания
корейской войны вышел в отставку.
О первом факте мне рассказывал сын женщины, которая стажировалась вместе с
А.H.
А закончил он институт военных переводчиков, в Москве.
За что купил, за то и продаю.
Расскажи, пожалуйста, откуда тебе известно, что он пограничник, а не
разведчик. Интересно.

Всего наилучшего, Леонид Блехер

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Срд 13 Фев 02 11:20
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 14 Фев 02 00:40
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa
Hello Alla!

20 Mar 38 08:48, Alla Kuznetsova wrote to Oleg Bakiev:

 AK> Это не ответ. Слишком широкий выбор иногда тоже неудобен...
Какой же он широкий? Излишне узкий, на мой взгляд.

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 12 Фев 02 21:28
 To   : All                                                 Чтв 14 Фев 02 07:30
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Кувшинова М. Одна шестая часть Мордора: Краткая история толкиенизма в России //
Известия (М.). - 2002. - 7 февр. - С.8.
Рассказ у нас пойдет в особенности о хоббитах, и любознательный читатель многое
узнает об их нравах и кое-что из их истории. Хоббиты - неприметный, но очень
древний народец; раньше их было куда больше, чем нынче: они любят тишину и
покой, тучную пашню и цветущие луга, а сейчас в мире стало что-то очень шумно и
довольно тесно.
На исходе своего первого президентского срока Рональд Рейган, спустившись с
борта самолета, дал небольшую пресс-конференцию, в которой назвал Советский
Союз <Страной Мордор>. Растранслированный на всю Америку эпитет был понят
каждым - увлечение Толкиеном на Западе тогда было повальным. Если бы
пресс-конференцию   Рейгана можно было увидеть в СССР, только кучка любителей
фантастики поняла бы, о чем речь. <Хоббит>, впервые изданный на русском языке
небольшим тиражом еще в 1976 году, в 80-е ходил по стране в списках и
завоевывал поклонников среди членов Клубов любителей фантастики, пресыщенных
творчеством братьев Стругацких.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Уйдешь и придешь, но колодец останется колодцем (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 12 Фев 02 21:32
 To   : All                                                 Чтв 14 Фев 02 07:30
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Фантастика! Борис Стругацкий прислал письмо нашему читателю / Вопросы задавал
Г.Меркин [в тексте ошибочно: Маркин] // Пять углов (СПб.). - 1993. - 18 февр. -
C. 6.

Борис Натанович Стругацкий - один из немногих советских писателей-фантастов,
читаемых сегодня, во время издательского бума западной фантастики. Я написал
ему письмо с вопросами и через неделю уже получил ответы. Может, наша переписка
кого-нибудь заинтересует...
- Когда вам пишется лучше: ночью или днем?
- Пока мы работали вдвоем с Аркадием Натановичем, лучше всего работалось утром
и днем с 10 до 14. Неплохо получалось и вечером - с 17 до 19. Сейчас я, как
правило, работаю либо утром, либо ночью.
- Во время творческого порыва вы употребляете кофе или кое-что покрепче?
- Никогда и ничего.
- Не жалеете ли вы, что ваша карьера писателя началась в СССР, а не в США или
Англии, в странах, где фантастика была всегда популярна, где было множество
научно-фантастических журналов, премий и т.д.?
- Не думаю, что за рубежом фантастика была (и есть) более популярна, чем у нас.
Просто там ей, фантастике, никто и никогда не мешал, и ее, фантастики, всегда
было много. Быть писателем вообще довольно трудно И, как правило, невесело. У
нас была цензура, идеологический прессинг, на Западе - прессинг экономический,
что тоже, как мы сейчас видим, далеко не сахар. Так что жалеть можно было разве
лишь о том, что судьба сделала нас писателями. Но мы никогда об этом не жалели.
- Какую роль тщеславие сыграло в вашем творчестве?
- Незначительную. Довольно рано я понял, что слава - лишь "яркая заплата на
ветхом рубище певца". По-моему, жаждать славы и упиваться ею могут только
глупые люди.
- Когда вам в первый раз в голову пришла идея что-нибудь написать?
- Очень давно. Первый свой рассказ я написал еще в 9-м классе, воспользовавшись
тем, что на дом нам задали сочинение на свободную тему.
- Есть ли будущее у фантастики или этот жанр отомрет?
- Научная фантастика буде существовать до тех пор, пока научно-технический
прогресс будет играть существенную роль в развитии человеческого общества.
Когда (и если) человечество потеряет интерес к науке и технологии, сойдет на
нет и научная фантастика. Фантастика же реалистическая (Булгаков, Кафка,
Воннегут, в значительной степени Уэллс, Чапек, Бредбери) будет существовать,
пока у человечества останется интерес к. самому себе.
- Был ли гений среди писателей-фантастов (кроме вас)?
- Если говорить об уровне Шекспира, Льва Толстого, Достоевского, Пушкина, то -
нет. Но писателей мирового класса и блестящих - среди тех, кто писал
фантастику, - немало.
- В каких видах творчества, не имеющих отношения к литературе, вы проявились?
- Я довольно много занимался (и продолжаю заниматься) прикладной математикой и
астрономией. Никаких заметных успехов в этих областях не достиг, но всегда
получал и получаю сейчас большое удовольствие от этих занятий (гораздо большее,
чем от занятий литературой).
- Избитый вопрос. Над чем вы работаете сейчас?
- Никогда и никому не отвечаю на этот вопрос.
- Как вы считаете, какое наиболее неудачное ваше произведение (из
опубликованных)?
- Мы, дружно, самым неудачным нашим произведением всегда считали повесть
"Страна багровых туч".
- Бились ли вы на дуэли (на шпагах, пистолетах, кулаках)?
- В детстве. Hе часто. Я - человек миролюбивый и, скорее, пацифист. Всем дуэлям
на свете предпочитаю словесную. Вопреки распространенному мнению, истина редко
рождается в спорах, однако же в спорах она шлифуется.
- Работаете ли вы на садовом участке?
- Hет. К сожалению. Очень полезное и благородное занятие.
- Кого из писателей в области научной фантастики вы считаете своими
наставниками?
- В первую очередь - Г.Дж.Уэллса. Он - отец всей фантастики XX века, открывший
и обосновавший поистине великий литературный принцип: обыкновенный человек а
необыкновенных обстоятельствах.
Вопросы задавал Гриша МАРКИН

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Hа этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Друзья придут (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -

Дата: 11.01.2002
Заголовок: 00.14 ТЕМА ДНЯ
Текст:
Куда бы вы перенесли столицу России?
[...]
Борис СТРУГАЦКИЙ, писатель:
- Если переносить столицу, то, конечно, в Санкт-Петербург. Но вот стоит ли? Все
уже устоялось за многие годы. Петербург более западный. Со времен Петра
привыкли к тому, что это столичный западноевропейский город. Он и строился так.
Поэтому какие-то основания есть, но все это несерьезно, для меня это чистые
эмоции. Я слышал, что собираются часть столичных функций перенести в Петербург.
Может, это и неплохо, но, откровенно говоря, я отношусь к этому безразлично.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Ничего благоприятного (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 12 Фев 02 23:00
 To   : Anton A. Lapudev                                    Чтв 14 Фев 02 07:30
 Subj : gloster@humanus.org.ru не работает...

  i, Anton!

По агентурным данным, Anton A. Lapudev писал 11 Фев 02 к Alla Kuznetsova:

 AAL> А это они указывают, как дополнительный адрес. Не страшно.
 AAL> Вопрос другой, Алла!
 AAL> Просьба - убирайте "автоматическую расстановку переносов" из файлов
 AAL> для постинга. А то все эти сло-ва име-ют непри-ятное впеча-тление.

Так вся фишка в том, что в Ворде их не видно...
Вот как с этим боpоться?

 AAL> Такая вот печаль...

Вот именно...

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Счастье. Вникни в гадание (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 13 Фев 02 22:30
 To   : All                                                 Чтв 14 Фев 02 14:09
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Топоров В. Братья по разуму // Смена (СПб.). - 1993. - 8 апр. (  85). - С.6.

Творчество братьев Стругацких, младшему из которых, Борису, 15 апреля
исполняется 60 лет, а старшего, Аркадия, уже нет в живых, - воистину уникально.
Братьям Стругацким довелось сыграть роль основоположников, признанных лидеров
(а по сути дела, и единственных достойных представителей) и могильщиков жанра,
в котором они работали, - жанра советской научной фантастики.
Каждая из вышеприведенных характеристик нуждается в пояснениях. Говоря об
основоположниках, читатель вспомнит Алексея Толстого и Евгения Замятина,
Михаила Булгакова и Всеволода Иванова; эрудит назовет имена Сигизмунда
Кржижановского и Льва Лунца; кто-нибудь замолвит слово и за Ивана Ефремова. Все
так, да не так. Алексей Толстой и Иван Ефремов обращались к фантастике для
прославления и утверждения коммунистического выбора и создавали на этом поприще
образчики сервильной литературы. Замятин и Булгаков писали фантастику заведомо
антисоветскую, сражались фантастикой против грядущего и нынешнего Хама. Феномен
советской фантастики сложился под знаком исправления и улучшения социализма,
под знаком превращения его в социализм с человеческим лицом, одновременно и
параллельно с этим практикуя острую критику современности на эзоповом языке
иных миров и под пристальным взглядом неведомых братьев по разуму. И здесь
зачинателями - после малоудачных попыток в традиционном направлении - выступили
братья Стругацкие.
Нетрудно заметить, что вышеназванный феномен носит подчеркнуто
шестидесятнический характер. Шестидесятников - и служивших режиму, и в открытую
боровшихся против него, и избравших для себя (как Твардовский, Симонов или те
же братья Стругацкие) ту или иную промежуточную позицию - объединяла вера в
нереализованные пока, а сплошь и рядом даже не востребованные и не замеченные
ресурсы и возможности социализма. Применительно к обычной литературе это
зачастую выглядело чистой фантастикой, применительно к литературе
фантастической - едва ли не единственной истинной реальностью. Отсюда
открывался путь и в коммунистическую утопию (омраченную разве что ценой,
которую за нее приходилось заплатить), и в антиутопию, представляющую собой
лишь последовательную экстраполяцию актуальных тенденций. Братья Стругацкие - и
вся советская фантастика следом за ними - пошли по обеим дорогам сразу. Правда,
антиутопия у Стругацких порой окрашена не столько в сатирические, сколько в
юмористические тона (но и это - дань шестидесятническому оптимизму). И, правда,
случалось им хаживать и по третьей тропе - в неведомое и незнаемое, в царство
фантастики по определению - и здесь, на мой взгляд, их и ожидала наивысшая
творческая удача (<Пикник на обочине> и часть <Лес> в повести <Улитка не

склоне>).

Оспаривать ведущее положение братьев Стругацких в советской фантастике едва ли
придет кому-нибудь в голову. Тезис о единственно достойных представителях
жанра, конечно, дискуссионный. Были и есть поклонники и у Сергея Абрамова, и у
Кира Булычева, и у Ильи Варшавского. И все же... Гоголь утверждал, что до
Рафаэля у художников получались не фигуры, а селедки. Применительно к нашим
баранам это означает, что в фантастике есть своя иерархия, но в большую
литературу жанр делегировал только творчество братьев Стругацких. Слыл,
конечно, замечательным фантастом покойный Геннадий Гор - но в основе его
творчества (как, скажем, и у американца Филипа К. Дика) не художественный
замысел, а параноидальные отклонения сознания. Да и советским фантастом его в
любом случае не назовешь.
Советскость братьев Стругацких подчеркивалась не только их произведениями,
практически в любом из которых действовали замечательные юноши из светлого
коммунистического будущего, обаятельные евреи и <лица кавказской
национальности>, да и вообще утверждались принципы пролетарского гуманизма и
интернационализма. Двойственно - и весьма по-советски двойственно - было
положение самих братьев: в <черный список> отлученных от печатного станка они
не входили, но печатали их гомеопатическими дозами (и порциями; журнал <Знание
- сила>, в котором брали на себя такую смелость, растягивал публикацию
очередного произведения на полгода и долее). Читатели вырезали и переплетали
произведения Стругацких, перепечатывали на машинке и перефотографировапи уже
опубликованное, как самый настоящий самиздат. Неопубликованные произведения
Стругацких гуляли по рукам и будоражили сознание ничуть не менее широко, чем
напечатанные. На лидерство братьев никто не покушался, но творчество их
критикой старательно замалчивалось. И только по журналу <Иностранная

литература>, где публиковались сведения о переводе советских авторов в

странах мира, можно было отследить их ни с кем не сопоставимую популярность.
Политическое противостояние братьев Стругацких режиму достигло апогея в повести
<За миллиард лет до конца света>. Опубликованная все в том же <Знании...>, она
воспринималась тогда как не слишком даже замаскированный гимн опальному
академику Сахарову. Правда, прямолинейность замысла не позволила осуществиться
творческому взлету, но ведь и повесть была, скорей всего, задумана не как
литературное произведение, но как гражданский поступок.
Печальней другое. На протяжении семидесятых и первой половины восьмидесятых в
творчестве братьев Стругацких - на космическом, разумеется, материале -
исподволь нарастала (в духе гегелевского <все действительное разумно>) мысль о
мудром, хотя порой и болезненном для человека всевластии КГБ (повести <Волны
гасят ветер> и др.). Разумеется, это не было проявлением сервилизма, но
серьезная резиньяция (то есть признание собственного и своих единомышленников
поражения) здесь прочитывалась. Написанный тогда и опубликованный только в годы
перестройки роман <Град обреченный> производил - во многом и поэтому -
тягостное впечатление. Успели братья Стругацкие написать - и опубликовать - и
откровенно <перестроечный> роман - <Отягощенные злом>. Это, пожалуй, самое
слабое их произведение. Все иллюзии шестидесятых, опрокинутые в восьмидесятые,
аукнулись в этом романе идейной, стилистической, да и чисто сюжетной
какофонией. Стало ясно, что советская фантастика - в лице своих единственно
достойных представителей - исчерпала возможности жанра. Это впечатление
подтвердила антиутопическая пьеса <Жиды города Питера>, схематичная и
художественно беспомощная. И - по горькой иронии судьбы - как раз в это время
Стругацких наконец напечатали полностью -и достаточным тиражом, и в достаточно
престижных издательствах..
Советскость фантастики братьев Стругацких проявляется не только и не столько в
привязке к злобе дня, сколько в самодостаточном атеизме (попытка уйти от него в
<Отягощенных злом> имеет чисто спекулятивный характер), замешенном на
коммунистическом идеале. Людей грядущего можно изобразить сытыми, но непонятно,
почему они непременно будут при этом счастливы. Что голодный несчастен - это
понятно, но почему счастлив сытый? Герои Стругацких счастливы, они не знают
страдания и вынуждены поэтому сострадать - братьям по разуму, меньшим братьям
по разуму и так далее. Социальное зло рано или поздно кончается и наступает
экзистенциальное. Увы, братья Стругацкие - и вся советская фантастика - об этом
как будто и не подозревают.
Двойственно и положение братьев Стругацких в ареопаге и в иерархии мировой
фантастики. С одной стороны, они по праву оказываются на самой вершине как
<чемпионы> могущественной страны и наследники великой литературной традиции. С
другой, и это также несомненно, они и сами по себе выдерживают (или все же
проигрывают, но с честью) сравнение с такими титанами, как Рэй Брэдбери или
Станислав Лем. За счет чего проигрывают, понятно. И Лем, и Брэдбери, и десятки
других ведущих фантастов мира - свободные люди; братья Стругацкие, подобно
прочим советским писателям, вынуждены были, по чеховскому совету выдавливать из
себя раба. Поэтому "Марсианские хроники" и "Солярис" написаны навсегда, а
"Второе нашествие марсиан" и "Трудно быть богом" читаются без особого интереса
уже сегодня.
Однако никому из упомянутых фантастов (и в этот ряд можно включить также
Оруэлла и Уэллса) не удалось стать властителем дум в такой степени и для такого
большого количества людей, как выдающимся - и единственным - советским
фантастам Стругацким. И сегодняшняя питерская фантастика - хороша она или
плоха, это вопрос отдельный - вышла не из гоголевской шинели, а из стругацкого
леса. Творчество братьев Стругацких феноменально и уникально, что, впрочем,
означает одно и то же. Многие сверстники братьев Стругацких оказались нынче по
целому ряду объективных причин у разбитого корыта; к Стругацким такое
определение неприменимо. А это само по себе означает, что они если и не
победили, то выстояли. Не победить, но выстоять - на такую участь для
человечества уповал в своей Нобелевской лекции Уильям Фолкнер. Выдающийся
художнический дар братьев Стругацких и интуитивное внимание к проблемам и
тайнам, которые они даже сами для себя не решались назвать своими именами,
превращают их творчество в важный факт всемирной литературы.
Творчество братьев Стругацких в связи со смертью старшего из них можно
рассматривать как завершенный феномен: творческое наследие братьев Стругацких.
Перед Борисом Стругацким открыта широкая творческая дорога не только в
публицистике, которой он сейчас активно занимается. Я желаю Борису Натановичу
долгих лет, творческих успехов и мужества.
[...]

 * Origin: От летящей птицы оставшийся голос (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 13 Фев 02 22:43
 To   : All                                                 Чтв 14 Фев 02 14:09
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Как поживает Ваша сова, All?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Кантор Ю. Похороны Вадима Шефнера // Известия (М.). - 2002. - 9 янв. - С.8.

Вчера Петербург прощался с поэтом Вадимом Шефнером, коренным петербуржцем, не
дожившим до 87-летия нескольких дней (он родился 12 января). Панихида прошла в
Князь-Владимирском соборе. На панихиде Даниил Гранин назвал Шефнера одним из
самых петербургских поэтов в истории XX века. <Он всегда был как бы в тени,
чурался каких-либо советских общественных кампаний. Например, когда началась
борьба с космополитами, партийные идеологи считали Шефнера евреем, за что ему и
доставалось. И никогда он, истинно русский аристократ, не опровергал нападки,
ибо для него это значило встать на сторону гонителей. Парадоксы нашей жизни не
угнетали Вадима Шефнера, они его интересовали, отсюда гармоничное слияние в его
творчестве поэзии и фантастики>. Он писал стихи и увлекался фантастикой, в
госпиталях Второй мировой перечитывая Уэллса. Ему нравились Брэдбери, Лем и
Стругацкие. Всю жизнь его привлекали земля и небо: и первая книга стихотворений
<Светлый берег>, и повесть <Облака над дорогой> - об их гармонии. Потом были
<Годы и миги>, была поэзия и проза: <Мы все, как боги рядом с небом/ живем на
лучшей из планет>.
Юлия КАНТОР, Санкт-Петербург

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Не показано, чтоб брать жену (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 13 Фев 02 23:37
 To   : Alex Mustakis                                       Чтв 14 Фев 02 14:09
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa

Добрый день, веселая минутка!

Увидeла я кaк-тo пиcьмeцo oт Alex Mustakis к Alla Kuznetsova и задумалась:

 AM> Тогда посоветуй отдельные эпизоды из "Града обреченного" ;)))

В свое вpемя я запустила во дворе "страшную историю", основанную на
адаптированном описании Красного Здания и Желтой Стены. Недавно с большим
интересом выяснила, что ужастик все еще циpкулиpует...

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Великое счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 13 Фев 02 23:39
 To   : Alex Mustakis                                       Чтв 14 Фев 02 14:09
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa

I'm very glad to see You, dear Alex!

Увидeла я кaк-тo пиcьмeцo oт Alex Mustakis к Alla Kuznetsova и задумалась:

 AM> Почему же оффтопично? "Люди как люди". Посмотреть и отпустить.

Вполне как люди. Моя бывшая научрук Стpугацких не читала. "Но любим ее мы не за
это".

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Почти достигнешь воды, но еще не хватит веревки для (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 13 Фев 02 23:43
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Чтв 14 Фев 02 14:09
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa

Здравствуй, Vladimir!

Однажды было послано сообщение от Vladimir Dyakonov к Alla Kuznetsova:

 VD> "Больно тема какая-то склизкая". Здесь, понятно, а не на конференции
 VD> по иудаике.

Ну, давай не будем общаться... "Могу копать, могу не копать".

 VD> Хотя да, можно и пообщаться. Я вот уже упоминал, что ген православия
 VD> должен включать и все десять Заповедей. Понятно поэтому, почему я так
 VD> упираюсь, не хочу, чтоб внука шпарили излучением ПБЗ - лишнее это.

А, скажем, ген ислама - все их заповеди?

> [...]
 VD> Стругацкие к еврейской культуре не относятся. Я в ней, конечно, ни
 VD> шиша не петрю, никого, кроме Шолома Алейхема и Михоэльса не припомню,

В общем, именно это и пыталось доказаться в докладе. Витдимо, неудачно,
поскольку после доклада оный вопрос был задан...

 VD> Признаться, даже само это утверждение - еврей по крови обязательно
 VD> еврейский писатель - мне кажется несколько "склизким". Не вижу, что
 VD> тут надо доказательно опровергать.

Утверждение, скорее, дpугое: у евpея по крови больше шансов стать еврейским
писателем (а кстати, интересно, есть ли примеры обpатного?)

 VD> А я и того меньше. Но Борис Акунин - все равно _не_ грузинский
 VD> писатель. Жена его любит, _все_ книжки прочла, ну и я кое-что. Не, не
 VD> грузинский. :)

А ты уверен, что там нет, скажем, глубинных аллюзий на "Витязя в тигровой
шкуре" или на что-нибудь еще?..

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Благоприятен юго-запад (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 14 Фев 02 00:43
 To   : All                                                 Чтв 14 Фев 02 14:09
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Время MN
Дата:
11.01.2002
Заголовок:
12.38 ПЛАНЕТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Текст:

ИЛЬМИРА СТЕПАНОВА

Завершаются съемки одной из самых загадочных картин современного российского
кино. Алексей Герман работает над ней уже несколько лет

Горбатая старуха карлица в чепце сидела на скамейке и исподлобья наблюдала за
тем, как высокий человек без бровей беседует с оборванцем
диковинного вида. Статисты новой картины Алексея Германа "Трудно быть богом",
которых можно увидеть в коридорах "Ленфильма", будто
сошли с полотен Брейгеля или Босха. Поэтому обычную дверь в съемочный павильон
открываешь, как волшебную дверцу в средневековье...

Вообще-то действие одноименного романа братьев Стругацких, по которому
снимается фильм, происходит на далекой планете, где царит
"нормальное средневековое зверство". Но режиссер Алексей Герман с самого начала
поставил перед художником картины Сергеем
Коковкиным непростую задачу: подлинность во всем до мельчайших подробностей,
чтобы все погрузились в этот страшный средневековый
мир, по-настоящему почувствовали его. "Всякие фантазийные варианты были
исключены, - говорит Сергей. - Жанр фэнтэзи - категорически не
наше. У нас документальность должна ощущаться во всем, все детали - исторически
подлинные. Кстати, потому и кино черно-белое: цвет
вызывает аналогии с красивым костюмным кино. А здесь другое".

Если главному герою Румате (его играет Леонид Ярмольник) трудно быть богом на
средневековой планете "серых", то художнику Сергею
Коковкину очень интересно, хотя и трудно, создавать эту планету:

- Мы начинали съемки в Чехословакии - снимали город Арканар. Натуру нашли не
сразу: многие замки там в более или менее цивильном виде,
но нам нужны были не вылизанные музейные дворики, а реальное средневековье.
Наконец отыскали большой замок в горах, который сгорел
еще в XVI веке и с тех пор никогда не реставрировался. Мы должны были его
"достроить", то есть "вписать" нужные по драматургии декорации
в реальные стены и объемы. Эта задача потруднее, чем, скажем, у наших
коллег-американцев или французов, которые возводили свои
натурные объекты в Чехии посреди чистого поля из фанеры. Для нас важна была
подлинность этих исторических стен, мест. Впрочем, как-то
случился курьез: Алексей Юрьевич долго смотрел на кладку XIV века и, покачав
головой, сказал: "Фальшиво!". Пришлось прикрыть ее
бутафорией... Мы привозили со всей округи "культурный слой" - сантиметров сорок
грязи и глины, потом расстилали на газоне полиэтилен и
создавали месиво из грязи, поливая ее водой. Причем условия были довольно
жесткие: зима, машина в гору не едет, все приходилось таскать
на себе, а затем убирать и пылесосить...

Потом на натуре строили таверну "Серая радость" - черные "сгнившие" бревна,
птичьи гнезда на балках, низкие серые своды... Это
происходило уже в Питере, на кронштадтской дамбе - там, где снимался знаменитый
клип "Иванушек" про тучи. Теперь съемочная группа
работает в большом павильоне "Ленфильма".

... Едва открываешь эту дверь, чувствуется запах земли и сырости. Пол здесь
земляной (специально натаскали), на потолке - темные балки,
карнизы, а мрачные стены дворцовых коридоров, хотя и сделаны из пенопласта,
кажутся тяжелыми, толстыми, каменными. Тут очень много
кропотливой ручной работы: поверхность несколько раз мажут разными составами,
"фактурят", присыпают, кое-где вставляют паклю. По
стенам стекает вода - она капает из грелок, закрепленных под потолком, из
каких-то катетеров и трубочек. Никаких украшений, золота и
рубинов - везде подтеки, плесень, трещины и сырость. Низкие сводчатые двери,
обитые кованым железом; узкие, как бойницы, зарешеченные
окна, большие факелы.

Недавно в этом павильоне демонтировали "Покои короля", где стояла
фантастическая огромная кровать, о которой вся съемочная группа
вспоминает до сих пор. Алексей Герман предложил Коковкину соорудить королевское
ложе, украсив его эротической резьбой. Сергей
упирался, как мог, но Алексей Юрьевич настаивал: средневековье - время грубое и
откровенное, поэтому тут должны быть огромные фаллосы,
всевозможные детали на эту тему, причем не в качестве намека, стилизации, а как
есть, впрямую, даже с некоторым педалированием.

Сейчас "Покои короля" перестроены в "Покои принца", к ним добавляется
канцелярия средневекового КГБ, двор и дом Руматы. При входе в
"Покои принца" стоят две нравоучительные статуи - Воин и Философ, а во дворе
Руматы - фонтан с фигурой святого. Есть и другие статуи,
которые ныне в немилости на планете: герой-всадник сбит, осталась только нижняя
половина гордо шагающего коня, которую приспособили
под клумбу...

В спальне принца на стене - имитация фрески, сделанная в технике настоящей
фрески, по мокрой штукатурке. С трещинками, подтеками,
вкраплениями. Тут много предметов, которые выполнены с такой тщательностью и
мастерством, что создается впечатление, будто они
действительно очень старые: кораблики, куклы-болванчики, детские башмачки,
плетенная из натуральной кожи чернильница, мальчишеские
доспехи, свистулька из огромной раковины, деревянный однорукий рыцарь...
Маленькая комната населена диковинными животными: столик с
крокодильчиками и ночная ваза на львиных лапах, подставка для ног возле кровати
в виде огромной черепахи, а сама кровать украшена
бронзовыми головами пантеры. В центре комнаты - игрушечная лошадка-качели на
цепях...

Кресла в декорациях Арканарского королевства покрыты патиной и плесенью -
художники специально трудились, чтобы его состарить.
Алексей Герман требует, чтобы все было, "как настоящее". Кстати, когда
отправляли реквизит в Чехию, таможенники запросили разрешение
специальной комиссии - эксперты должны были подтвердить, что за границу не
вывозится антиквариат. Так вот на первый взгляд даже
специалисты ошибались: "Да что вы мне говорите?! Это же XIX век!". Только при
более тщательном рассмотрении убеждались, что вещи
совершенно новые...

"Все, что было в средневековой материальной культуре, мы стараемся воссоздать в
нашем фильме", - говорит Сергей Коковкин. Средневековое
оружие с резьбой, арбалеты, доспехи - все это не из фанеры, а настоящие тяжелые
кованые вещи, специально изготовленные по заказу.
Кажется, здесь запросто можно найти даже "боевое устройство в стиле маршала
Тоца, короля Пица Первого", описанное братьями
Стругацкими: "окованное черной медью, с колесиком, на которое наматывался шнур
из воловьих жил".

Бурдучки и седла искусно выполнены из натуральной кожи, глиняная посуда -
подлинная. Единственное, что невозможно было сделать
по-настоящему, это гобелены, поэтому их имитировали, разрисовав старые
одеяла... В доме Руматы - странные ширмы-зеркала, у которых есть
ноги и руки, причудливая мебель, будто источенная жучками, фехтовальный зал с
деревянными лошадями и болванчиками для борьбы, с
канатами и оборудованием для тренировок. Во дворе - огромный рукомойник и
чайник на цепях, над фонтаном висит сухая рыба... Атмосфера
странная, притягательная и пугающая одновременно. Но художники и декораторы
признаются, что чувствуют себя здесь хорошо, потому что в
тяжелом, грязном средневековье огромный простор для фантазии. Им нравится, что
вокруг не просто чистые аккуратные вещи, а все со своей
жизнью, с прошлым. Им интересно находить решение именно тех конкретных задач,
которые ставит режиссер, соблюдая при этом тонкую
вкусовую грань, чтобы, с одной стороны, не скатиться в красивость и фэнтэзи, с
другой - создать образ, с головой погружающий зрителя в
жесткий средневековый мир, из которого все мы, по сути, родом.

***
[...]

 * Origin: Крайность - к несчастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Чтв 14 Фев 02 11:01
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 14 Фев 02 14:09
 Subj : gloster@humanus.org.ru не работает...
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

Мир Вашему дому, уважаемый Alla!

 AK> Так вся фишка в том, что в Ворде их не видно...
 AK> Вот как с этим боpоться?
Переносов не видно? Исчо как! В конце строк, обычно :))
а вообще - Сервис/Язык/Расстановка переносов/Автоматическая РП - убрать
галочку.
И усё!

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Чтв 14 Фев 02 14:44
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 14 Фев 02 18:15
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Приветствую, Alla!

Alla Kuznetsova to Vladimir Dyakonov (13.02.2002, 23:43):

 VD> ген православия должен включать и все десять Заповедей.
 AK> А, скажем, ген ислама - все их заповеди?

В исламе не разбираюсь, что там за заповеди - не знаю. А правда?

 AK> у евpея по крови больше шансов стать еврейским писателем

На эту тему надо сделать еще доклад, с оценкой шансов всякими
изощренными социологическими методами. :)

 AK> кстати, интересно, есть ли примеры обpатного?)

Про писателей сказать ничего не могу, я ж говорил - плохо знаю
еврейскую культуру, не лучше грузинской. А по сходным вопросам вот
что пришло в голову.

Во-первых, существует секта "субботников", они уже почти все выехали
в Израиль. Сколько мне известно, по крови это чистые русские, но
исповедующие иудаизм.

Во-вторых, вон, у моей жены есть подруга, а у той дочь, увлеченный и
"подающий надежды" историк-востоковед, узкая тема - средневековые
еврейские общины в Индии. По крови она на 3/4 русская, на четверть -
уйгур(ка), ее дед (отец подруги) был известным уйгурским... как бы
это назвать... культурологом, что ли.

> [...]

 AK> А ты уверен, что там нет, скажем, глубинных аллюзий на "Витязя в
 AK> тигровой шкуре" или на что-нибудь еще?..

Конечно, не уверен, вах! Но достаточно ли таких аллюзий, скорее,
наоборот. Э... во: рацара - докаргулиа.

Всего наилучшего.

Владимир.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg N. Kotenko                     2:5020/194.97   Срд 13 Фев 02 18:08
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 15 Фев 02 00:41
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa
Take your own, Alla, sick with fever...

 Вторник Февраль 12 2002 01:50, Alla Kuznetsova пишет Alex Mustakis:

 AK> Ну, среднему школьному возрасту может и подойти. Или отдельные
 AK> pассказы...

Средний возраст - не средний школьник. Кто-то в шестом классе цитатами из Канта
разговаривает, а кто-то "Курочку Рябу" осилить не может...

                                                 Hogaktningsfullt, Ardaris
np: Summoning '95 "Minas Morgul"

... "real eyes realize real lies" (c)
--- UNREG UNREG
 * Origin: welcome to my broken heart (2:5020/194.97)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Марика                              2:5020/400      Чтв 14 Фев 02 18:08
 To   : Oleg N. Kotenko                                     Птн 15 Фев 02 00:41
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa
From: "Марика" <marika@pvc.ru>

Доброго  времени  суток =)

 ONK> Средний возраст - не средний школьник. Кто-то в шестом классе цитатами
 ONK> из Канта разговаривает, а кто-то "Курочку Рябу" осилить не может...

Согласитесь, что  первое (Кант  в  6-м  классе) тоже  не  совсем  нормально =)

Впрочем, полностью  согласна, что  все  очень  depends...

Впрочем, сама  начала  Понимать  "Полдень..."  только  с  n-ного  прочтения
где-то  лет  в  14. А  сейчас  уже  понимаю  по-другому. Все  произведения
меняют  для  нас  смысл  с  течением  жизни, но  почти  никогда  не  рано
предложить ребёнку  Хорошую  Книгу  ИМХО =)

С  уважением, Марика.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg N. Kotenko                     2:5020/194.97   Чтв 14 Фев 02 11:23
 To   : Alla Kuznetsova                                     Суб 16 Фев 02 10:11

 Вторник Февраль 12 2002 23:00, Alla Kuznetsova пишет Anton A. Lapudev:

 AK> Так вся фишка в том, что в Ворде их не видно...
 AK> Вот как с этим боpоться?

Только руками, наверное. Утилитка на перле в несколько строк пишется за минуту,
но все "когда-нибудь" и "кое-где" превращаются в "когданибудь" и "коегде".
Меньшее ли это зло?

                                                 Hogaktningsfullt, Ardaris
np: Summoning '95 "Minas Morgul"

... "real eyes realize real lies" (c)
--- UNREG UNREG
 * Origin: forever darkness in my soul (2:5020/194.97)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg N. Kotenko                     2:5020/194.97   Птн 15 Фев 02 21:14
 To   : Марика                                              Суб 16 Фев 02 10:11
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa

Take your own, Марика, sick with fever...

 Четверг Февраль 14 2002 18:08, Марика пишет Oleg N. Kotenko:

 М> Согласитесь, что  первое (Кант  в  6-м  классе) тоже  не  совсем
 М> нормально =)
 М> Впрочем, полностью  согласна, что  все  очень  depends...

Да...

"- У меня в детстве был приятель, - сказал Виктор, - который затеял прочитать
Гегеля в подлиннике и прочитал-таки, но сделался шизофреником".

А. и Б. Стругацкие "Гадкие лебеди"

                                                 Hogaktningsfullt, Ardaris
np: Summoning '95 "Minas Morgul"

... работаю в свободное от отдыха время
--- UNREG UNREG
 * Origin: your misery is your majesty (2:5020/194.97)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 14 Фев 02 23:32
 To   : All                                                 Суб 16 Фев 02 10:11
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Арбитман Р. Участь Кассандры // Лит. газ. (М.). - 1991. - 20 нояб. -   46
(5372). - С.10.

С ТЕХ САМЫХ ПОР, как в октябре нынешнего года не стало писателя Аркадия
Стругацкого, из суетной, быстротекущей реальности перетекло в пантеон
отечественной культуры неделимое   прежде    имя   <братья Стругацкие> - символ
отчаянной молодости в шестидесятые, нервных и неравных споров в семидесятые,
достоинства и мудрости живых классиков времен восьмидесятых.
Американская энциклопедия научной фантастики однажды назвала братьев Стругацких
внутренними эмигрантами - имея в виду их многолетнее духовное противостояние
Системе. Однако и мы, читатели, в течение многих лет имели счастливую
возможность  "эмигрировать" в миры будущего, созданные воображением писателей.
Сейчас и <Полдень, XXII век>, и тем более <Страна Багровых Туч> могут
показаться наивными, легко уязвимыми для критики, но тридцать лет назад они
значили для читателя очень много. Ведь до Стругацких наши фантасты, как
правило, изображали Светлое Будущее в виде некоего трагикомического
переплетения потемкинских деревень, продовольственных павильонов ВДНХ, строгих
и чинных казарм и тезисов очередных Основных направлений... Картонные персонажи
вели душеспасительные беседы на ярко-зеленых анилиновых лужайках - в то время
как диковинного вида техника (тайком уворованная со страниц старых зарубежных
журналов фантастами) собирала на полях сказочный урожай зерновых или ковала
что-то железное...
Стругацкие первыми поселили в своем вымышленном мире обычных живых людей -
своих друзей, знакомых, сослуживцев. Космонавты Дауге и Быков, Юрковский и
Крутиков меньше всего походили на роботов с жестко заданными <оптимистическими>
программами и приклеенными улыбками на пластмассовых лицах. Герои Стругацких
могли совершать ошибки, у них могли быть многие слабости, недостатки. Кроме
одного: писатели освободили своих любимых персонажей от чувства страха -
заложенного в генах, липкого, подленького, трудно искоренимого. В эпоху, когда
лагерная колючка на успела еще толком проржаветь, а люди по привычке
предпочитали "подумать, прежде чем подумать", появление таких героев  стало
событием, выходящим за рамки   только фантастики. Для нас свобода изначально
являлась уже в наручниках осознанной необходимости, для них же она была
естественной как воздух. Недаром в повести "Обитаемый остров> землянин Максим
Каммерер на чужой планете так легко подставит себя под пули: у него и в голове
не будет укладываться, что где-то во Вселенной разумное существо может быть
насильственно лишено жизни. В произведениях, действие которых разворачивалось в
грядущих столетиях, азартные физтеховские мальчишки держали всю планету в своих
руках и не чувствовали особенной тяжести от такой ответственности; превыше
всего они ценили дружбу, а жадными были разве что до знаний.
Было ли все это утопией? Ну, разумеется, утопией - светлой, чистой,
романтической. В более поздних произведениях сами писатели еще не раз и из два
вспомнят собственные фантазии с затаенной  грустной усмешкой. Слишком   велик
оказался разрыв между желаемым и реальным. "В... миллионном научном работнике
обнаружились все те же недостатки, которые по-человечески свойственны всем
другим общественным прослойкам", - признает впоследствии  Аркадий Стругацкий в
одной из статей и тем самым как бы окончательно подведет черту под одним из
первых этапов творческого пути писателей. И если в "Далекой  Радуге" (1964)
коллектив талантливых  ученых почти сплошь состоял из альтруистов, готовых не
раздумывая отдать жизнь ради торжества истины, то в повести <За миллиард лет до
конца света", написанной полтора десятилетия спустя, даже из небольшой группы
ученых, наших современников, только один математик Вечеровский откажется
продать право на истину за <чечевичную похлебку> материальных благ, славы,
степеней, личного комфорта. Остальные же уступят давлению Системы, сдадутся.
В повести <Трудно быть богом> планета Земля, по преимуществу, находилась за
пределами основной сюжетной линии, зато на планете - двойнике Земли, где
существовало средневековое Арканарское королевство, возникали проблемы чисто
земные, притом вовсе не из туманного будущего или такого уж отдаленного
прошлого. Герой произведения,  Антон Румата, умный, тонко чувствующий
интеллигент - "шестидесятник" по духу, на протяжении всей повести с величайшим
трудом балансировал между требованиями разума и голосом совести, между долгом и
чувством, а его финальный поступок, когда одна из чаш весов все-таки
перевесила, был просто актом безнадежного отчаяния.
В отечественной фантастике Стругацкие первыми стали предлагать читателю
этические задачи, у которых не было и быть не могло однозначного <правильного>
решения. Это было странно, непривычно, это заставляло не только сопереживать,
но и думать. ("Думать - не развлечение, а обязанность> - такой была
нравственная максима Стругацких.) Антон Румата, разведчик с Земли, был невольно
в Арканаре частью той силы, которая, если перефразировать Гёте, <вечно хотела

блага>, но очень часто действия героя или, напротив, его бездействие могли

только усугубить торжество Зла. После выхода книги в свет критиков особенно
задело, что земляне на чужой планете исповедовали принцип невмешательства в
чужие дела - хотя уклад жизни там был, по нашему разумению, абсолютно
несправедливым, а потому "братская помощь" там была бы, дескать, очень нужна.
Стругацкие между тем усомнились в основе основ - в нашем праве быть судьями
других, принимать решения исходя из нашего опыта, нашего мировосприятия.
Повесть была опубликована через восемь лет после венгерских, за четыре года до
чехословацких и за полтора десятилетия до афганских событий.

НЕВЕСЕЛАЯ участь пророчицы Кассандры будет еще неоднократно подстерегать
Стругацких, едва ли не после каждой их антиутопии или повести-предупреждения.
Одна из частей <Улитки на склоне> была опубликована в шестидесятые мизерным
тиражом в Улан-Удэ и до конца восьмидесятых ни разу не переиздавалась. Между
тем в этом произведении очень многие беды современного писателям общества
делались более заметными после отражения их в фантастических зеркалах. Помимо
этого, Стругацкие вновь заглянули из шестидесятых прямо в сегодняшний день,
сосредоточив свое внимание на проблеме <человек и власть>.
Главный  герой "Улитки...", научный сотрудник некоего чрезвычайно
могущественного Управления по делам леса Перец, хорошо понимает всю
бессмысленность, алогичность деятельности этого грандиозного административного
механизма, функционирующего под водительством невидимки директора. Перец
мучается, ужасается, негодует, однако бессилен что-либо предпринять, хотя и
желал бы. В произведениях реалистических такой персонаж, который никогда не
научится бездумно подчиняться, никогда и не имеет власти. И вот Стругацкие
предлагают нам невероятное допущение: почему бы и нет? И в финале повести
вручают Перецу всю полноту власти - он становится директором управления (а в
контексте повести - фактически диктатором). В его власти - изменить и улучшить
все, что он пожелает, осуществить какие угодно реформы, затеять вселенскую
перестройку. Но... Одарив властью отнюдь не злопамятного хитреца, одержимого
маниакальной подозрительностью, и не простака, привыкшего опираться не на
интеллект, а на житейскую сметку, и не тщеславного сибарита, которому блеск
наград затмевал все на свете, - а доверив управление (и Управление) обычному
неплохому человеку, Стругацкие показали, как вне зависимости от желания или
нежелания руководителей мучительно труден и подчас проблематичен переход от
привычной несвободы к демократии.
В итоге Перец с ужасом понимает, что не может сделать ничего, несмотря на его
огромную власть. И его безумная директива, которую герой диктует ошалевшему от
верноподданнических чувств холую-секретарю, - просто-напросто дань всеобщему
сумасшествию. Директива, как помнят читатели, была простой: всем сотрудникам
Управления... покончить жизнь самоубийством. В двадцать четыре часа. Что,
вероятнее всего, и было исполнено - приказ есть приказ.
Роман <Град обреченный>, опубликованный сравнительно недавно, как бы продолжил
эту тему. Здесь братья Стругацкие парадоксальным образом обогащенные новым
опытом, на ином витке спирали вернулись к <Трудно быть богом>, к проблемам
"экспериментальной истории". Только теперь уже сделалось очевидным, что наша
собственная история на протяжении нескольких десятков лет - неудачный
эксперимент с непредсказуемыми последствиями.
Андрей Воронин, проходящий через все повествование, - живое воплощение строк
партийного гимна о том, <кто был ничем, тот станет всем>. Воронин послушно
свершает свой жизненный путь: от мусорщика до полицейского, от полицейского до
редактора газеты, от редактора до Советника, сиречь крупного чиновника в
Городе-мире. К концу романа уже само собой разумеется, что эксперимент бездарно
провалился, но подавляющее большинство обитателей Города согласны прожить хоть
как-нибудь, хоть при <фашизме с человеческим лицом> (который в конце концов
устанавливает в Городе хитрый демагог, бывший ефрейтор Вермахта Фриц Гейгер),
только бы не признавать, что все их многолетние надежды были тщетными, что в
эксперимент они вступили зря.
В финале романа ловушка конформизма окончательно захлопывается за спиной Андрея
Воронина - как раз в тот момент, когда он уже почти готов начать совершать
Поступки. Но поздно, поздно... Беда в том, что в мире, описанном Стругацкими,
выход вовсе не с той стороны, где вход, оттого-то запоздалые попытки "вернуться
к истокам", "начать все с начала", с теми же самыми средствами, не имеют уже
никаких шансов на успех. Hастоящий выход, возможно, и существует, но писатели
сознательно не рассматривают в романе оптимистически-вероятные способы решения
проблем. Ибо читатель Стругацких обязан сам размышлять и делать выводы,
писателям-фантастам изначально чужда позиция гуру.
Даже в самой "политизированной" своей вещи - пьесе ""Жиды города Питера...",
или Невеселые беседы при свечах", где многое из подтекста перешло в открытый
текст, писатели избежали соблазна расставить все точки над <i>.
Пьеса была опубликована в 1990 году, и ныне, после известных августовских
событий, можно услышать суждение, будто на сей раз прогноз Стругацких не
оправдался, к счастью. В произведении, напомним, речь шла об одном из возможных
вариантов антидемократического переворота в стране, после которого каждый из
героев пьесы получает по повестке с приказом явиться в места не столь
отдаленные. Действительно, в реальности в дни августовского путча нашлось
немало людей, отказавшихся выполнять любые распоряжения самозваных
"председателей-комендантов"  из ГКЧП (благодаря таким людям переворот и
потерпел в конечном итоге свое поражение), в то время  как персонажи пьесы
покорно укладывали вещички и сушили сухари, предаваясь рефлексии. Hо разве всех
нас хоть на минуту, пока дикторы ТВ жевали вязкую резину первых фраз указов, не
посетил ватный ужас ("ну, все...")? И разве защитники Белого дома в столице
составили хотя бы половину всех взрослых москвичей?

СТРУГАЦКИМ на собственном опыте очень скоро пришлось убедиться, что "свобода
мнений, свобода ругани", введенная   одномоментно,   и впрямь могла выглядеть
так, как представлял себе проницательный Перец из <Улитки на склоне>. Дело в
том, что сами Стругацкие никогда не были особенно обласканы критикой.
В шестидесятые и семидесятые, когда казенные перья вели с этими
писателями-фантастами позиционную войну "на уничтожение", когда статьи под
названиями <Против антинаучной фантастики>, <Забывая о социальной
обусловленности...>, <Блеск и нищета <философской> фантастики>, <Двуликая

книга> и т. п. были обыденным   явлением,   тогда Стругацкие отлично знали,

книгакто и за что на них нападал, о чем <сигнализировали> в инстанции
академики, доктора наук, коллеги-фантасты и просто рядовые "бдительные"
критики. Однако после 1985 года официозу стало не до Стругацких - нашлись дела
поважнее. Зато отпущенные на свободу критики вполне сложившегося под крылом все
той же Системы праворадикального направления начали интенсивную атаку на
писателей. Критиков не очень интересовали темы и сюжеты книг, достаточно того,
что у Стругацких в литературном мире уже были очень весомые имена и совершенно
"неарийские" фамилии. Все остальное не имело значения.
Автор    <молодогвардейской>   закваски, сам бледненький фантаст, предостерегал
в патетическом тоне от "воздействия <образов>, порциями впихиваемых в читателя
Стругацкими", "Литературная Россия" уличала писателей в желании <оскорбить

святыню>, <Кубань> находила у авторов "Града обреченного" только <жгучий

комплекс неполноценности> (имелась в виду <некая <безродность>, до
сих пор не изжитая>), а выходящий в Мюнхене коричневый журнальчик <Вече> вовсю
клеймил <фантастических русофобов, очень популярных в кругах еврейской
образованщины, братьев Стругацких>.
Писатели сами, конечно, не вступали в полемику с этими и им подобными
"критиками", однако те, кто вполне мог бы вступиться за Стругацких, отчего-то
предпочитали помалкивать. Даже когда один из редакторов журнала <Москва>
разразился злобным пасквилем, приписав фантастам немыслимые грехи, - и тут
никто, кроме рядовых читателей, не подал своего голоса. Может быть, все
боялись, что их "неправильно поймут"? Может быть, не хотели связываться? Более
того, на волне критики два уважаемые столичных журнала либеральной ориентации
одновременно выпустили по статье, авторы которых приложили немало стараний
(хотя и безуспешных), чтобы "развенчать" творчество братьев Стругацких. Если в
шестидесятые и в семидесятые писателей упрекали в злостных отходах от
марксизма, в стремлении <дезориентировать нашу молодежь>, в создании "пасквиля
на социализм", то ныне фантастов стали изображать недостаточно демократичными,
едва ли не певцами тоталитарных  режимов и идейными большевиками до мозга
костей. Тут им припомнили все - и ранние, давно "пройденные" повести о "светлом
будущем", и то, что выпускали в брежневские годы книжки, и фразы о
коммунизме... много обнаружили грехов.
Да, впрочем, все это теперь не имеет никакого значения. Демократическая
интеллигенция, вчерашние <шестидесятники>, по существу, предали своих духовных
наставников. Борьбу за новое "светлое будущее", вероятно, оказалось сподручнее
строить на пустом месте, благоразумно "позабыв" о тех, кто имел мужество о
многих сегодняшних проблемах говорить еще вчера - и даже не уезжая для этого за
рубеж. Не исключено, что в рамках новой ортодоксии братья Стругацкие показались
не столь "благонадежными", чтобы из-за них вступать в полемику, ставя под
сомнение свей новый имидж, Короче говоря, не знаю и знать не хочу, чем
руководствовались молчащие, когда надо было говорить.
Виктор Банев, Леонид  Горбовский, Максим Каммерер - герои лучших книг братьев
Стругацких - не боялись прийти людям на помощь. Только их создателям, когда
понадобилось, никто на помощь не удосужился прийти...
Вакансия <Фантаста   11> сегодня пуста. Полагаю, что надолго.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Наступи на хвост тигра (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 14 Фев 02 22:41
 To   : All                                                 Суб 16 Фев 02 10:11
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Борис Стругацкий: Наступило разочарование в будущем / Беседу вел Б.Вишневский
// Новая газета (М.). - 2002. - 14-17 февр. (  11). - С.22.

- Борис Натанович, вы не ощущаете себя классиком уходящего жанра? И <чистая>
научная фантастика, предсказывавшая технический прогресс, и <социальная>,
рисующая человека нашей эпохи в фантастических обстоятельствах будущего, все
больше вытесняются фэнтези, мистической фантастикой, <космической оперой>...
- Все это происходит потому, что у читателя наших дней особенно сильна тяга
уйти от реального мира. Такая тяга вообще характерна для молодого поколения. В
мое время <убегали> в Александра Грина, Густава Эмара, Кэрвуда, Жаколио,
Буссенара... Все это был уход от реальности, которая была скучна, однообразна,
уныла. Стремление к необычному и является    <локомотивом>, благодаря которому
фэнтези так популярна. Та фантастика, о которой вы начали говорить, - научная,
социальная, философская - и та, которую я называю <реалистической>, - отражение
реального мира, искаженного фантастическим допущением, - все это предназначено
читателю более серьезному и зрелому Это не 12-15-летние подростки, а
20-25-летние студенты. Пресловутые <младшие научные сотрудники>, которым уже
под тридцать...
- Но ведь эти категории читателей и сейчас существуют, и не в меньшем
количестве, чем раньше. В чем же дело?
- Да, существуют. Но народ сейчас вообще читает гораздо меньше.  Прежде всего
потому, что появилась масса новых развлечений. Телевизор в первую очередь.
Компьютерные игры. Интернет. Зарубежное кино. Огромное количество
разнообразной, яркой, развлекающей информации.
- А знаменитый <Гарри Поттер>, выходящий миллионными тиражами? Вам в руки он не
попадал?
- Не попадал. Я про него, конечно, слышал, но читать не доводилось. Хотя из
профессионального   любопытства, наверное, следовало бы.
- Мой московский коллега говорит, что <Поттер> совершил чудо - оторвал его
12-летнего сына от телевизора и компьютерных игр...
- За это - уже спасибо. Хотя я, честно говоря, не верю, что на нынешнего
подростка эта книга способна произвести впечатление более сильное, чем на нас в
свое время производили, скажем, <Старик Хоттабыч> или <Волшебник Изумрудного

города>.

- Но почему так сокращается жанр научной фантастики? Нет спроса? Никому не
интересно читать книги, где предсказывается будущее?
- Да потому, что вообще интерес к науке упал. Совершенно <к нулю> свелись
научно-популярные издания и журналы. Никто не читает <Природу>, уничтожены
старые тиражи <Знание-сила> и <Химия и жизнь>, которыми все раньше
зачитывались...
Это - падение интереса к науке вообще. И связано оно с тем, что в обществе
исчезли массовые надежды на науку. Надежды на то, что она осчастливит
человечество. Было время, когда мы надеялись, что наука все решит. Помните, у
Ильфа: <Все говорили: радио, радио... Вот радио есть, а счастья нет>. Это же
произошло и с наукой. Казалось бы, есть множество научных достижений:
расшифровка генома, замечательные открытия математиков, физиков, астрономов,
биологов. А счастья нет! Жизнь не становится лучше - безопаснее, безмятежнее,
спокойнее...
Уже Герберт Уэллс сильно сомневался в том, что наука осчастливит человечество.
Уже он понимал, что наука никаких подлинных благ человеку не принесет. Скорее
наоборот...
Более того, наступило разочарование в будущем! Будущее несет в себе либо шок,
либо угрозу, либо возврат в тоталитарное прошлое. Нет сегодня такой идеи
будущего, которую можно было бы назвать светлой.
- А раньше были?
- Конечно. Например, та же идея коммунизма. Или <Мир Полудня> у Стругацких.
Который, как всем сегодня ясно,  невозможен. Сейчас пытаются создавать какие-то
новые утопии. Я этого не умею, но с интересом наблюдаю за попытками. Например,
Вячеслав Рыбаков под именем Хольм Ван Зайчик создает образ <Ордуси> - империи,
в которой живут счастливые люди. Империи, возникшей когда-то как некий симбиоз
Древней Руси и Золотой Орды и дожившей до наших дней.
Но как может быть желанным будущим империя? Всякая империя есть по сути своей
подавление, подавление всего: внешнего врага, собственных подданных, новых
идей, всего нового вообще.
Hикакая империя невозможна без бюрократии, и чем мощнее империя, тем толще и
непроворотливее слой бюрократов. А там, где бюрократия, там конец свободе,
свободомыслию, прогрессу вообще.
Хольм Ван Зайчик очень ловко обходит все эти острые углы, и у него все сводится
к тому, что империей правят умные, интеллигентные и благородные люди, которые
низменных желаний не имеют и плохих поступков не совершают. Но умный и добрый
глава империи невозможен в принципе, как невозможен летающий человек. И так же
невозможна благородная, честная, терпимая и интеллигентная империя.
- К вопросу об империи, где правят хорошие люди: то, что подавляющее
большинство граждан нашей страны уверены, что у них - замечательный президент,
есть медицинский факт. Что ни делает - рейтинг растет или, по крайней мере, не
падает. Жизнь не улучшается - а рейтингу хоть бы хны. То 70%, то 80%... Почему?
- В глазах огромного числа людей Путин - последняя надежда на то, что у нас
все, наконец, <устаканится>. Что зарплаты будут выдаваться вовремя, и они будут
большими. Что пенсии будут не ниже прожиточного минимума. Что воры будут сидеть
в тюрьме. Что по улице вечером можно будет пройти, ничего не опасаясь. Что
Россия возродится как великая держава... Это последняя надежда миллионов людей,
которые сперва разуверились в коммунистах, потом в демократах и во всех этих
Жириновских, Зюгановых - во всех. Осталась последняя надежда - добрый царь.
Добрый, сильный, властный и здравомыслящий. И вся эта надежда сосредоточена в
Путине. Тем более что он часто дает <посылки>, укрепляющие такую надежду.
- Феномен такой массовой поддержки должен опираться на что-то рациональное и
осязаемое. Но как ни спросишь у любого из этих 80% сторонников президента - что
же он хорошего-то для вас сделал? - никакого вразумительного ответа. Мизерный
рост зарплат и пенсий давно съеден инфляцией, пенсия в три раза ниже
прожиточного минимума...
- Рейтинг Путина держится не на этом. Он молодой, энергичный, скромный, хорошо
и доступно говорящий, абсолютно непьющий, ведущий  здоровый  образ жизни, тихий
на вид и одновременно вполне по-начальнически жесткий. Это идеальный образ
руководителя, каким представлял его себе нынешний средний человек. Особенно по
контрасту с Борисом Николаевичем, который, безусловно, тоже имел свои
достоинства, но никакого порядка не сумел установить. А Путин, такой
противоположный ему, смог.
Кстати - сотрудник КГБ. А у нас к <органам> всегда относились со смешанным
чувством страха и уважения. Да еще и считали, что из всех других-прочих эта
организация наименее коррумпирована. <Око государево> - служат самой идее
государства, не берут взяток... Легенда, конечно, миф, но миф устойчивый,
культивировавшийся десятилетиями. Я всегда говорил, что в нынешней России
высший пост может занимать либо бывший партайгеноссе, либо силовик. Так что же
удивляться? Срывов, провалов и социальных катастроф, слава богу, нет, и на том
большое спасибо. Причем, заметьте, Путин очень точно лавирует между Сциллой
старого и Харибдой нового. Вот принимается старый гимн - удовлетворяются
желания большого числа людей, ностальгирующих по старому. А вот устанавливаются
дружеские контакты с Западом - удовлетворена другая, меньшая, но тоже
значительная и влиятельная социальная группа...
- Когда выяснится, что и перечисленные <последние надежды> не сбылись, наступит
разочарование?
- Да, конечно. И тогда останется только один способ удержать рейтинг.
Распроститься с народной любовью и сосредоточиться на старой доброй смеси
<страх и уважение в одном флаконе>. Это самое опасное. Именно потому я очень
боюсь провалов во внешней и особенно во  внутренней  политике. Если рейтинг
начнет катастрофически падать, возникнет очень сильный соблазн возместить его
потерю страхом. Тогда рейтинг останется высоким, но держаться он будет не на
симпатии, а на страхе.
- Летом прошлого года вы говорили: не считаю борьбу с НТВ борьбой со свободой
слова, это была борьба с кадрами, а не с идеологией. Сегодня уничтожено и ТВ-6
- вы по-прежнему не считаете это борьбой со свободой слова?
- Я и сейчас считаю, что борются с личностями. Мне и тогда было ясно, что, пока
не добьют олигархов, дело не остановится. Добьют Березовского, и кампания
закончится. Это логика войны в политике. Противник должен быть политически
уничтожен.
Что касается свободы слова, то нынешнее состояние - когда много разнообразной
полуправды, когда допускаются самые разные точки зрения, но им при этом
положены некие достаточно широкие и мягкие, но пределы, - следовало бы называть
реальной свободой слова. Ибо идеальной свободы слова, строго говоря, вообще не
существует, как не существует добрых империй. Реальная ;же возможна только в
том случае, когда имеют место разные и желательно разнообразные владельцы
разных и, соответственно,  разнообразных телеканалов. Короче, если не все
каналы принадлежат государству.
- Именно этого Кремль и стремится не допустить: последовательно уничтожаются
каналы, у которых разные, точнее,   негосударственные или нелояльные к
государству, владельцы.
- Уничтожаются два совершенно конкретных владельца. А вот, скажем, канал
<Московия>, принадлежащий Сергею Пугачеву, никто не уничтожает. Хотя Пугачев -
супердержавник с уклоном в национализм. Но он, по крайней мере, не выступает
против святынь и Главных Лиц...
- Итак, уничтожают тех, кто говорит <не то, что надо>. Чем, собственно, это
отличается от советских времен?
- Уничтожаются те, которые позволили считать себя равными власти. Но сказано же
им, что власть в этом государстве принадлежит президенту и его администрации, и
более никому. А за власть приходится бороться всеми методами.
- Вы одобряете такие методы? Когда во имя власти допустимо все?
- Я вообще не одобряю борьбу за власть. Но я понимаю, что жизнь политика
протекает вне рамок обычной этики и по особенным, специфическим правилам. Это -
как бокс. Hельзя бить ниже пояса, но можно и даже желательно бить по лицу Вы
подумайте только: бить по лицу, в зеркало души, изо всей силы, чтобы сбить с
ног, чтобы человек потерял сознание... Вы одобряете это? Вряд ли. Hо вы
понимаете, что таковы правила игры.
А если говорить о борьбе за власть, то в ней разрешено все, практически все. И
потому, когда я наблюдаю за политической борьбой, я стараюсь подавить в себе
естественные    человеческие эмоции вроде отвращения или ужаса и давно уже не
пытаюсь искать благородство или, наоборот, низость в поступках политиков. При
другом подходе ты никогда ничего не поймешь в политике.
 Борис ВИШНЕВСКИЙ Санкт-Петербург
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Возможна стойкость (2:5020/1941.61)