RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 07 Фев 02 00:08
 To   : All                                                 Птн 08 Фев 02 07:22
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
А.H.Стругацкому - 60 лет // Лит. газ. (М.). - 1985. - 27 нояб. -   48 (5062). -
С.7.

<Почти три десятка лет прошло с тех пор, как появилась Ваша первая (написанная
совместно с братом Борисом Стругацким) повесть <Страна багровых туч". Но Ваша
литературная биография началась еще раньше - с выхода в свет повести "Пепел
Бикини", расска-зывающей о  трагедии японских рыбаков, попавших в зону
испыта-ний американского ядерного оружия.
С тех пор Вами совместно с братом было написано более 20 повестей, рассказов,
киносценариев.
 Вы внесли большой вклад в развитие советской научно-фантастиче-ской
литературы.
В яркой художетвенной форме в своих произведениях Вы рассказывали о
драматических путях научного поиска, поднимали    проблемы нравственного
выбора, клеймили бездуховность, косность н насилие. Ваши произведения
<Стажеры>, <Возвращение> наполнены верой в торжество коммунистических идеалов.
 Многие из Ваших книг (<Трудно быть богом>, <Обитаемый    остров>, <Малыш>,
<Понедельник начинается в субботу> и другие) нашли призна-ние не только в нашей
стране, но и за рубежом. Они были переведены на десятки языков.
Плодотворна Ваша ра-бота как   переводчика японской   классической литературы.
Ваш талант отмечен первой в нашей стране литературной   премией <Аэлита> за
лучшие на-учно-фантастические про-изведения>.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Стойкость кобылицы) (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 07 Фев 02 00:11
 To   : All                                                 Птн 08 Фев 02 07:22
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
H.БОЛТЯHСКАЯ: Тем не менее, я хотела бы особенно отметить тот факт, что погоды
стоят предсказанные, как сказал волшебник у Стругацких. И даже многие
информационные агентства отмечают, что на этот раз синоптики просто в яблочко
попали.
А.ЛЯХОВ: Нам это очень приятно, что мы попали.
[...]

Источник:
Эхо Москвы. Интервью
Дата: 08.01.2002
Заголовок: 09.00 В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Ляхов,
директор Гидрометеобюро по Москве и Московской области
Эфир ведет Нателла Болтянская

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Благоприятен юго-запад (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 07 Фев 02 00:25
 To   : All                                                 Птн 08 Фев 02 07:22
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
        Апокалипсис по Василию Гроссману: Борис Стругацкий // Литературные
вести (М.). - 1999. -   37 (май-июнь). - С.7.

Завершая публикацию ответов на "анкету" Веславы Ольбрых, научного сотрудника
Института славистики Польской Академии наук, исследователя наследия Василия
Гроссмана и представителя "ЛВ" в Варшаве, напоминаем предложенные ею вопросы:

1. Ваш взгляд на наследие Василия Гроссмана в истории русской прозы.
2. Ваши сегодняшние оценки произведений Василия Гроссмана: романа "Степан
Кольчугин", повести "Народ бессмертен", очерка "Треблинский ад".
3. Ваше прежнее и сегодняшнее восприятие романа "За правое дело".
4. Когда Вы впервые узнали о романе Гроссмана "Жизнь и судьба" - до или после
журнальной публикации? Ваше начальное и нынешнее восприятие.
5. Как Вы определяете историко-литературное значение романа "Жизнь и судьба"?
6. Сохраняет ли на Ваш взгляд роман "Жизнь и судьба" современное звучание?

Борис СТРУГАЦКИЙ
1. Гроссман - автор одного романа. Но это великий роман.
2. Названные произведения читал давно, не перечитывал и не помню.
3. В свое время роман <За правое дело> показался мне неинтересным.
4. Я еще до публикации знал историю изъятия романа и его <временной смерти>. По
слухам. Мое начальное и нынешнее восприятие романа <Жизнь и судьба> совпадают.
5. Это - великий роман.
6. Безусловно.
С.-Петербург
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Указано свидание с великим человеком (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Суб 09 Фев 02 01:11
 To   : Alex Mustakis                                       Суб 09 Фев 02 08:41
 Subj : По поводу "Koзлoвcки-129"
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Приветствую, Alex!

Поскольку мнения о воспитании четко определились, то просто отмечу
пару позиций - не вполне по теме.

Alex Mustakis to Vladimir Dyakonov (7/2/2002, 20:23):

 AM> Моя оценка личности Хpущёва в истории отличается от Вашей. Но
 AM> pаспростpаняться на эту тему я не буду.

И ладно, тем более что я не совсем про историю, больше про кашу с
маслом... Но вот по ходу совещания вопрос: а как и где у Авторов
упомянут "наш дорогой Никита Сергеевич"? Или аллюзии какие, намеки?
Так, любопытно. Мне вот только вспомнилось из СОТ:

"Екая селезенкой, кабина причалила к пятьдесят седьмому этажу и
остановилась снова. Раздвинулась дверь, вошел грузный пожилой человек
с аккордеоном наизготовку, небрежно сказал нам: "Общий привет!", - и
нажал кнопку шестьдесят третьего этажа. Когда кабина двинулась, он
прислонился к стенке и, мечтательно закатив глаза, принялся тихонько
наигрывать "Кирпичики". "Снизу?" - лениво осведомился он, не
поворачивая головы. "Снизу", - ответили мы. "Камноедов все работает?"
- "Работает". "Ну привет ему", - сказал незнакомец и больше не
обращал на нас внимания".

Мало как-то. Странно.

> [...]
 VD> конца несколько лет, мы видим как бы несколько фотографий
 VD> прекрасного мира. В "Полудне" действие занимает несколько
 VD> десятков лет, и видно что этот мир застыл, механизмы его развития
 VD> вообще не просматриваются.

 AM> Если это Вы пpо включение в "Полдень" относительно
 AM> самостоятельных рассказов, то на мой взгляд, это было зpя
 AM> сделано. Но "мир застыл"... А куда ему pазвиваться, если он во
 AM> многом достиг совеpшенства? От добра добра не ищут. Да и не
 AM> ставили авторы в "Полудне" задачи показать динамику, это уже в
 AM> дальнейших пpоизведениях проступила пеpспектива...

Во-во! Я как раз про это: застыл, потому что достиг совершенства. Hо
в варианте "Возвращение" это незаметно, срок действия романа невелик.
А в "Полудне" охотник Харин "совмещен" с Полем Гнедых, а доктор
Эрмлер - с Костылиным, получается, что роман перекрывает промежуток
лет в пятьдесят. И "застылость" становится _видна_. Не появляется, а
именно проявляется. Я и не говорил ничего про задачи авторов и
динамику, просто мне кажется, что первый вариант лучше - "застылость"
незаметна.

Всего наилучшего.

Владимир.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 08 Фев 02 01:41
 To   : All                                                 Суб 09 Фев 02 08:41
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Московский комсомолец
Дата:
01.02.2002
Заголовок:
09.00 ПУТИН ОБЛАСКАЛ КУЛЬТУРУ
Текст:

Елена Баюн

Владимир Путин подписал Указ о присуждении премий Президента РФ в области
литературы и искусства за 2001 год.

Среди награжденных - режиссеры Галина Волчек и Глеб Панфилов, писатели Михаил
Жванецкий и Борис Стругацкий, драматург Виктор Розов, актриса Нонна Мордюкова
(в указе стоит ее настоящее имя - Hоябрина), музыканты Валерий Гергиев и Михаил
Плетнев. А премия имени Булата Окуджавы досталась певцу и композитору
Александру Дольскому.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Желаю здоровья вашей сове               Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Молодой лис почти переправился, но вымочил хвост (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 08 Фев 02 02:15
 To   : All                                                 Суб 09 Фев 02 08:41
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Капралов Г. "После", которого не должно быть // Правда (М.). - 1986. - 6 сент.

- Маленький домик на берегу реки где-нибудь во Франции или Бельгии. Комната,
едва освещен-ная огарком свечи. Холодно, как на Северном по-люсе,-говорил он и
смотрел на меня так, словно сам пережил только что страшную катастрофу.

Изможденная, пожелтевшая, с  проступающими  следами приближающейся смерти
жен-щина в отчаянии смотрит на своих двух малышей, уже состарившихся от ужаса и
страданий.  "Пойди.  попро-буй!" - просит она мужа. Мужчина берет топор, вед-ро
и выходит за ворота. На не-бе ни одной звезды, вокруг ни огня, а над землей,
погружен-ной в зловещее безмолвие, на-висло что-то  непроницаемо грозное.
Мужчина спускается к реке. Напрягая последние силы, пробивает топором тол-щу
льда. О, радость! В по-лынье всплывают две рыбы. Он лихорадочно вылавливает их
и несет домой. Жалкое по-добие улыбки появилось на ли-це его жены. Разломав
послед-ний стул, взрослые зажигают на крышке бездействующей электрической плиты
костерик. Рыба на сковороде. Но, ужас, нагреваясь, она расползает-ся какой-то
отвратительной слизью. Женщина рыдает, а дети тянут ручонки к смер-тельному
вареву...
- А геперь представим се-бе,- продолжал мой собесед-ник,- такой же домик
где-ни-будь на любом из континентов. Мать, отец, дети. Тьма, стужа. Замершие
реки. И все повто-ряется снова... Вот к чему, не говоря уже о тотальных
раз-рушениях, приведет хотя бы один залп, один <обмен> ра-кетами с ядерными
боеголовками хотя бы только в цент-ре Европы. Советские и аме-риканские ученые
независи-мо друг от друга провели необходимые расчеты и при-шли к одинаковому
выводу - к тому, о котором я рассказы-ваю вам. Я сам как математик решил тоже
все просчитать. Результат тот же. И вот те-перь я хотел бы создать фильм,
который необходимо показать всем матерям Зем-ли. Материнский инстинкт - один из
сильнейших...
Эта беседа происходила сов-сем недавно у алма-атинской гостинице, куда ко мне
во вре-мя кинофестиваля пришел ака-демик Академии наук Казах-стана математик
Асан Тайманов. Он просил помочь ему связаться с кем-нибудь из ки-норежиссеров,
чтобы начать работу над таким фильмом. Я обещал помочь. Но в тот мо-мент еще не
знал, что подобная картина уже создавалась, а теперь она уже и закончена на
студии "Ленфильм". Назы-вается она <Письма мертвого человека> (сценарий К.
Лопушанского при участии В. Рыба-кова и Б. Стругацкого, режис-сер К.
Лопушанский).
Фильм поставлен в жанре фантастики. Действие его про-исходит в одном из
западных государств, где были разме-щены военные американские базы. В
результате ошибки компьютера и секундного за-мешательства оператора
элект-ронного центра произошло не-поправимое. И вот в подвале разрушенного
музея искусств еще живут несколько его со-трудников. Сюда же старый пастор
Ларсен привел группу ребятишек - сирот из детско-го дома. Они сидят на полу у
стены, безмолвные, отрешен-ные, ни на что не реагируя. Они - в   состоянии
шока. Нельзя не попытаться загля-нуть им в глаза - живы ли?- и страшно не
встретить отве-та: они еще на пороге жизни, эти деги, но уже и на пороге
смерти. А город рассыпался грудой камней, корчится рас-поротым, как
вывороченные внутренности, железом, среди которых пробираются какие-то чудища в
скафандрах. У па-стора во время бомбардировки погиб сын. Исчез, испарился. Отец
не в силах примириться со случившимся, все еще на что-то надеется и пишет
пись-ма сыну.
Молодой режиссер - это его дебют - воссоздает  художе-ственную модель того
"после", которого не должно быть. Го-род агонизирует, одновремен-но и
дообугливаясь и уже по-гружаясь в полярную стынь.В подвале идет медицинский
ос-мотр уцелевших для отправки в какой-го "центральный бун-кер". Проверяющий
врач от-казывается взять детей, так как считает, что они обречены. Пастор
протестует, но все бесполезно. Врач - да и врач ли он? - неумолим. Убийст-венно
(другого слова не подбе-ру) играет эту роль Л. Лоба-нов. Его персонаж,
наверное, из тех, кто хладнокровно пла-нировал эту войну и теперь с леденящей
яростью лишь каль-кулирует потери, естественно, причисляя себя к тем, кто
дол-жен быть спасен. Нечто обесчеловеченное  человекоподоб-ное, и каждое его
слово-как удар палача. Ларсен, которого мудро и сердечно играет Р. Бы-ков,
кажется беззащитным пе-ред этим детиной. Но какая в нем сила истинно
человеческо-го. Так начинается в фильме противоборство варварства и истинного
гуманизма.
Умирает жена   пастора, и ее хоронят тут же, вырыв яму у шкафа, за стеклом
которого притаились уже не имеющие ни цены, ни смысла экспона-ты музея,
именовавшиеся ше-деврами мировой цивилизации. Но вот к чему она привела, эта
цивилизация, на той колее своего развития, на которую так уповали хорошо
оплачивае-мые  буржуазные демагоги, именуемые интеллектуалами. Один из них,
который и рань-ше не верил в социальный про-гресс, запоздало диктует по-следние
страницы своего фило-софского груда, без конца иронизируя и проклиная чело-века
как зарвавшуюся обезь-яну. Другой мыслящий безу-мец продолжает фантазировать на
тему о том, что якобы под землей, в бункерах, будет соз-дано новое человечество
мутан-тов, т. е. полулюдей-полусу-ществ какого-то измененного биологического
вида. А тре-тий, прежде чем пустить себе пулю в лоб, ораторствует о ро-ковой и
прекрасной участи ро-да человеческого в пустыне космоса. Буржуазные гумани-сты
даже в последние часы, отпущенные им, не сумевшие осознать истинных причин
бед-ствия... Не так ли витииствуют они и в наши дни, когда необ-ходимо
безотлагательно схва-тить за  руку проектантов "звездных войн"!
Фильм "Письма мертвого человека" воздействует на зри-теля скорее общей
атмосфе-рой, своей, если можно так сказать, <документальностью>, осязаемостью
деталей и под-робностей (оператор H. Покопцев, художники Е. Амлинская и В.
Иванов), и хотя некоторые его  герои остаются почти условными знака-ми,
обладает завораживающей силой. Фильм лишен сюжетной пружины, порой затянут, но
его создателей вели подлинная гражданская отвага, повелительное чувство
художников, которые должны сказать лю-дям то, что их волнует. Hе скрою,
смотреть фильм трудно. Но если б мой друг спросил, пойти ли ему его смотреть, я
бы сказал, что он должен сам решить: хочет ли он заглянуть туда, куда в
реаль-ности, если б случилось то, о чем предупреждает картина, ему уже
заглянуть ве придет-ся. Но именно для того, чтобы этого не случилось,
посмот-реть надо. И нашим зрителям, дабы зарядиться новой энерги-ей для борьбы
с безумием "стратегической    оборонной инициативы", и зарубежным, чтобы
понять, что история не оставит им выбора, если они его сейчас не сделают.
Ларсен своей бескорыстной верностью истинно человече-скому в человеке
отогревает детей.
Финал фильма: дети, помня напутствие Ларсена: "пока че-ловек в пути, есть у
него на-дежда", идут по снегу. Но не так, как на знаменитой карти-не Брейгеля
бредут слепцы, перед которыми пропасть, а поднимаясь вверх, за горизонт. В той
фантастической, но, увы, способной стать и реаль-ностью действительности, что
была показана на экране, вы-хода не останется, но сегодня он существует. И
финальные кадры фильма - это символ, напоминание о том, что не все еще
потеряно.
Здесь следует заметить, что кинематографисты в разных странах уже создали
игро-вые фильмы, в которых в согласии с тем, что извест-но науке, пытаются
вооб-разить, что будет с Землей, если атомные арсеналы взо-рвутся. Пресса не
раз писала, скажем,   об   американском фильме Миколса Майера "На следующий
день". А недавно на встрече советских и британ-ских мастеров телеэкрана в
Москпе был показан англий-ский телефильм "Нити" ре-жиссера Барри Хайна. Hа
эк-ране в первых кадрах докумен-тально снятый один из круп-нейших промышленных
центров   Великобритании   город Шеффилд. А затем следует игра воображения: что
будет с городом и героями картины в первый день, второй, тре-тий, через неделю,
через не-сколько месяцев и даже через двадцать лет после катастро-фы. Фильм
впечатляющий, созданный уверенной рукой ре-жиссера и хорошо сыгранный.
Вызывает возражение нача-ло картины, для которого со-чинена история о появлении
каких-то советских танков на улицах одной из азиатских столиц, что и становится
яко-бы завязкой глобальных собы-тий. И хотя эта исгория дает-ся как бы через
сообще-ния западных информацион-ных агентств, которые, как из вестно, не
скупятся на антисо-ветские измышления, создате-ли фильма в этой его части явно
подыгрывают тем, кто запугивает мир мнимой "советской угрозой". Когда во вре-мя
беседы с английскими кол-легами я спросил их, почему они так построили
сценарий, хотя известно, какие усилия предпринимает наша страна, чтобы отвести
угрозу, найти взаимоприемлемые  решения, один из руководителей делега-ции
Би-би-си сказал: "Этот фильм делался не сегодня, а если бы мы делали его
сей-час, то начало было бы дру-гим".
Я назвал лишь три филь-ма - советский, американский, английский. А к ним
прибав-ляются все новые, поскольку люди во всех уголках Земли все яснее
понимают, что тако-го <после>, которое показано на этих экранах, не должно быть
никогда.
Георгий КАПРАЛОВ.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Hа этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Малому - благоприятна стойкость (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 08 Фев 02 02:27
 To   : All                                                 Суб 09 Фев 02 08:41
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
"Предсказать будущее невозможно, его можно только случайно угадать:": На
вопросы "Русского Еврея" отвечает писатель-фантаст Борис Стругацкий // Русский
еврей (М.). - 2000. -   1 (Весна). - С.4.

- Во многих фантастических произ-ведениях 2000 год рассматривался как некий
рубеж истории. Планировались межгалактические путешествия, посто-янные контакты
с иными цивилизация-ми, объединение человечества. Не ис-пытываете ли вы, Борис
Натанович, ра-зочарования, переступив этот <ру-беж>? И вообще, как себя ощущает
в наступившем будущем человек, кото-рый будущее придумывал и описывал?
- Действие наших первых романов (<Страна багровых туч>, <Стажеры>, <Путь на

Амальтею>) развивается как раз в конце двадцатого и в начале двад-цать

первого века. Нетрудно видеть, что ничего, ну ничегошеньки похожего на
окружающую нас сегодня действитель-ность в этих романах нет. <Ноль попа-даний>.
Авторы оказались чрезмерны-ми оптимистами: бурное развитие кос-монавтики,
освоение Марса, Венеры, Юпитера, Союз Советских Коммунис-тических Республик...
Наверное, если бы нам довелось в одночасье перенес-тись из конца 50-х в конец
90-х, мы были бы шокированы и даже разочарованы. Однако же теперь, в том
будущем, до которого я неторопливо, в темпе реаль-ного времени, добрел вместе
со всеми, я не вижу ничего такого, что как-то уж особенно разочаровывало бы
меня или огорчало. Видимо, за эти годы я стал умнее и теперь лучше понимаю, что
в истории реализуемо, а что нет. Постин-дустриальное общество реализуемо, а
коммунистическое - нет. Чтобы осво-ить околоземное пространство, полуве-ка
достаточно, а чтобы освоить даже Луну (не говоря уж о Марсе), нужно гораздо
больше времени и - главное - денег. Технология изменяется быст-ро, а человек и
человечество - медлен-но... Впрочем, это мы понимали уже тогда, сорок лет
назад.
- Поэт сказал, <нам не дано преду-гадать, как наше слово отзовется>. В ваших
книгах присутствуют элементы утопии и антиутопии. Чувствуете ли вы себя в
какой-то степени пророком?
- Hа самом деле, нет. Ни в малей-шей степени. Нам удалось предсказать такое не
вполне тривиальное социаль-ное явление, как <сытые бунты> (<Хищ-ные вещи

века>), и мы нарисовали не-сколько картинок, весьма напоминаю-щих сегодняшнюю

Россию (<Обитае-мый остров> и <Град обреченный>), - вот и все наши
<пророчества>. Пред-сказать будущее невозможно, его можно только случайно
угадать. Мож-но предощутить сам дух Грядущего, как это сделал Герберт Уэллс,
угадав-ший XX век, как век крови, грязи и по-жаров, но что касается
конкретностей, то они непредсказуемы.
- Среди ваших героев было нема-ло <прогрессоров>, которые в той или иной форме
вмешивались в развитие других цивилизаций, будучи неспособ-ными терпеть то, что
им казалось не-справедливостью, варварством. Сегод-ня международные
организации, от-дельные государства нередко берут на себя подобные же функции
<улучше-ния истории>. Насколько, на ваш взгляд, подобные действия правомерны и
це-лесообразны?
- Наши прогрессоры стремились <улучшить историю> не потому, что счи-тали это
занятие правомерным и целе-сообразным. Просто они не могли по-ступать иначе.
Это был их нравственный долг. Они не умели спокойно жить с со-знанием того, что
<сейчас вот, в эту са-мую минуту, где-то умирают люди и души, а мы - со всей
нашей технологи-ческой мощью, с нашим знанием пра-вильного хода истории, со
всей мощью нашей педагогики - палец о палец не желаем ударить, чтобы улучшить
поло-жение вещей>. По сути, они были фана-тики, миссионеры, страстотерпцы.
Уда-валось ли им достигнуть задуманного? Иногда - удавалось, иногда - нет.
Имеют ли смысл подобные социальные действия сегодня, здесь и сейчас? Не знаю.
Иногда - имеют. Иногда - не приносят ничего, кроме вреда. Нам все-гда было ясно
одно: такого рода дей-ствия должны быть чрезвычайно осто-рожны и деликатны, ибо
это тот самый случай, когда лекарство может оказать-ся страшнее болезни. Мы-то
с вами это знаем: с нами прогрессоры работали семьдесят с лишним лет.
- В Городе из книги <Град обречен-ный> некоторые читатели и критики на-ходят
немало параллелей с Государ-ством Израиль. Правомерно ли подоб-ное мнение?
- Абсолютно неправомерно. Наш Город - это фантастическая абстрак-ция, не
имеющая специального прото-типа. Авторам было интересно пока-зать срез через
многие социальные и временные слои сразу - недаром же там у нас совершенно
фантастическое смешение народов и времен. Впро-чем, как говорят, Израиль - тоже
представляет собой такое смешение. Так что параллели хоть и неправомер-ны, но
вполне объяснимы.
- В ряде ваших произведений при-сутствует тема фашистской опасности, Могли ли
вы ожидать, что в России воз-никнет фашизм, и в его теперешних формах?
Насколько велика и реальна, на ваш взгляд, фашистская опасность сегодня в нашей
стране?
- То, что вы называете фашизмом, правильнее, наверное, было бы назы-вать
нацизмом - диктатурой национа-листов. Элементы нацизма (антисеми-тизма, вообще
шовинизма) существуют в России с незапамятных времен, как и во всяком большом
многонациональ-ном государстве тоталитарного типа. Просто сегодня, в связи с
перестройкой и гласностью, вся эта пакость изверглась на всеобщее усмотрение,
получила пра-во голоса, перестала скрываться. Явле-ние, безусловно,
отвратительное, но само по себе не опасное - что-то вро-де социального
фурункулеза. Опасен нацизм, пришедший к власти, государ-ственный национализм,
опирающийся на диктатуру. Вот это, действительно, смертельно опасная болезнь.
Hо пока (тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) та-кой ход событий представляется
мало-вероятным.
- Чем вы заняты сегодня? Каковы ваши творческие планы?
- Работаю. Работы много, как и раньше. Как всегда. А что касается моих планов,
то я никогда, никому и ничего о них не рассказываю. Извините.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Желаю здоровья вашей сове               Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Разобьешь бадью - несчастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 08 Фев 02 21:12
 To   : All                                                 Суб 09 Фев 02 08:41
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Коммерсантъ
Дата:
01.02.2002
Автор:
КИРА Ъ-ВЕРHИКОВА, ЛИЗА Ъ-HОВИКОВА, МИЛЕНА Ъ-ОРЛОВА
Заголовок:
10.17 Российская культура по версии Владимира Путина
Текст:
Объявлены лауреаты президентских премий в области литературы и искусства за
2001 год. Премии получат Валерий Гергиев, Михаил Плетнев, Галина Волчек, Борис
Стругацкий, Виктор Розов, Михаил Жванецкий, Дмитрий Сарабьянов, Александр
Кедринский, Нонна (Hоябрина) Мордюкова, Глеб Панфилов. Лауреатом премии имени
Булата Окуджавы стал Александр Дольский.
 Руководитель Мариинки Валерий Гергиев -- вероятно, наиболее признанный сегодня
во всем мире из отечественных культурных деятелей. Музыка -- язык всеобщий, но
искусство Валерия Гергиева и его труппы любят и за своеобразие: за драйв, за
пафос, за восточные страсти и первобытную мощь. Премируя Валерия Гергиева,
президент подчеркивает, что у питерской команды есть и культурное
подразделение, которым можно и нужно гордиться в государственных интересах. К
тому же привлекателен и его образ "восточного владыки". Тем более что он
подкреплен способом правления внутри огромного театра. Известный дружескими
связями с Виктором Черкесовым и вхожий к самому президенту Путину, худрук
Мариинки уже больше десяти лет назад выстроил в одном отдельно взятом
театральном предприятии жесткую вертикаль власти. Он один принимает решения. А
кому же их принимать, как не ему. Повсюду признанный "Mariinsky" -- марка,
престиж которой держится главным образом на его собственном имидже
(демоническом) и темпераменте (буйном). Знаменитые певцы, балетные звезды,
грандиозные постановки -- приложения к гергиевскому артистическому авторитету.
Образец властного гения-государственника.
 Из всех столичных музыкальных знаменитостей Михаил Плетнев наименее
экстравагантен. Он во всем стабилен: в своих патриотических воззрениях и
консервативных репертуарных предпочтениях, в нелюбви к публичности всякого рода
и поразительной ровности художественного качества. Плетнев не только
превосходный музыкант, но и трезвый практик, сумевший создать оркестр
(Российский Национальный) с таким запасом прочности, что даже в чужих, не таких
уж надежных руках (Владимира Спивакова) он не теряет класса. Почему Михаила
Плетнева награждают именно сейчас? Едва ли за то, что в нынешнем сезоне (как и
в любом из прошедших) он поразил публику своим искусством пианиста и/или
дирижера. Возможно, потому, что его вообще не особенно часто премируют, а пора
бы. Главное же, Плетнев -- скромный труженик, скромно выдающий феерический
результат. Среди артистов, да еще всемирно знаменитых, таких мало. Идеальный
пример для подрастающего поколения.
 Театр представлен в списке лауреатов художественным руководителем московского
"Современника" Галиной Волчек. Формально госпожа Волчек -- актриса и режиссер.
Она уже много лет ничего не играет и не выходит на сцену, сосредоточившись на
постановочной и руководящей работе. Профессиональные театральные награды давно
обходят ее стороной -- сколь ни велики были прошлые заслуги Галины Волчек перед
легендарным "Современником", признавать ее нынешнюю деятельность вкладом в
искусство серьезные профессионалы не решаются. Однако заметным "деятелем
культуры" она, безусловно, является: успела побывать депутатом парламента и
сблизиться с женой первого президента, а теперь время от времени рассуждает о
вечном и человечном на телеэкране, приглашается на все государственные
VIP-приемы и престижные показы мод, радеет о нравственном климате в театре и
негодует на журналистов. Она, безусловно, обладает харизмой и умеет дружить.
Чтобы в этом убедиться, достаточно побывать на премьере в театре "Современник"
-- редкий театр может всерьез посоперничать с театром госпожи Волчек по
количеству бывших и нынешних кремлевских чиновников в партере. Высокий пример
культурной тусовщицы, хозяйки салона.
 В области литературы премия досталась писателю Борису Стругацкому. Знаменитый
фантаст сказал корреспонденту Ъ, что он в данном случае "выступает как
представитель писателя 'Аркадий и Борис Стругацкие'". Известие о президентской
премии писатель воспринял с радостью -- в первую очередь за самого президента:
"Наверное, если президент подписывал соответствующий указ, он Стругацких читал.
А ведь президент будет читать не всякую книгу". Образец культового писателя для
широких масс научно-технической интеллигенции.
 Премированный Виктор Розов -- признанный классик драматургии. В недавно
вышедшем собрании его сочинений представлены пьесы с 1943-го по 1991 год, затем
публикации в периодических изданиях под общим заголовком "Мысли о
прочувствованном и пережитом". Драматург, выступивший когда-то на стороне
"детей", а затем перешедший с ними в стан "отцов" и даже дедов,-- необходимый в
любом наградном списке признанный патриарх.
 Эстрадный писатель Михаил Жванецкий тоже заматерел и уже презентовал свое
собрание сочинений -- письменно и телевизионно. Тоже понятно. Раз нет
подходящего романиста, обращаются по очереди к фантастике, драматургии и
сатире. Великий мастер самопредставления, аккумулированный образ любимого
государственного шута, также необходимого в любом перечислении.
 Первооткрыватель (для широкой публики) русского авангарда профессор МГУ
Дмитрий Сарабьянов награжден, в частности, и за успехи своего предмета на
международной сцене. Визит в 2000 году Владимира Путина на выставку "Амазонки
русского авангарда" в Hью-Йорке окончательно утвердил статус этого периода
русского искусства как едва ли не главной стабильной музейной валюты нашей
страны. Крайне редкий пример уважаемого искусствоведа, при жизни увидевшего,
как результаты его исследований пошли в народ.
 Главный архитектор музея-заповедника "Царское Село" Александр Кедринский,
восстановивший Царское Село и множество других памятников, награды, несомненно,
достоин. Особенно сейчас, когда само слово "реставрация" в сочетании со словом
"петербургский" дает нужный эффект.
 Знаменитая киноактриса Нонна Мордюкова, народная артистка СССР, дважды лауреат
Госпремий, сейчас реже снимается. Одна из ее последних работ -- главная роль в
фильме "Мама". Ее премия -- это премия всем большим актерам советского кино,
которым сейчас приходится трудно. Из всех выбран именно материнский тип.
 Кинорежиссер Глеб Панфилов, автор фильмов "В огне брода нет", "Начало",
"Мать", последнее время предпочитает масштабные кинопроекты. Свидетельство тому
его недавний фильм "Романовы: венценосная семья". Сейчас Глеб Панфилов, по его
собственным словам, планирует экранизировать "В круге первом" Александра
Солженицына, но, видимо, "Романовы" показались поактуальнее, и "Круга" решили
не ждать. Пример идеального соответствия неозвученному, но чутко уловленному
режиссером государственному заказу на роль личности в истории.
 Что же касается отдельной номинации, премии имени Булата Окуджавы, в которой
традиционно награждается авторская песня, то здесь продолжается поход "по
кругам". Имя барда "первого круга" использовано в названии премии. В прошлые
годы награждали, условно говоря, классиков "второго круга" (Юлий Ким, Александр
Городницкий). Правда, создается ощущение, что с нынешним награждением
Александра Дольского несколько поторопились переходить на более дальние
"уровни". Пример того, как название премии фатально определяет выбор лауреатов,
которых с каждым годом будет все труднее найти.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Выходу и входу не будет вреда (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 08 Фев 02 22:37
 To   : All                                                 Пон 11 Фев 02 14:06
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Борис Стругацкий: "Пусть премий будет больше!" / Вопросы задавал В.Ларионов //
ВСЕМ-инфо (Сосновый Бор, Ленинградск. обл.). - 2001. - 12 апр. (  7). - С.6.

БОРИС СТРУГАЦКИЙ: "ПУСТЬ ПРЕМИЙ БУДЕТ БОЛЬШЕ!"
15 апреля у Бориса Натановича Стругацкого День Рождения. От всей души мы
поздравляем любимого писателя и желаем ему здоровья, долгих лет жизни и новых
творческих свершений.
- Десять лет назад, выступая в Сосновом Бору на конференции
<Интер-пресскон-91>, Вы сравнивали Россию с мча-щимся под уклон разболтанным
грузови-ком, от которого отваливаются куски, при этом машиной управляют,
отпихи-вая друг друга от руля, несколько не очень квалифицированных водителей.
Какое сравнение Вы подобрали бы сегодня?
- Самосвал (это был самосвал, насколько я помню, а не грузовик), само-свал
по-прежнему дряхл и разболтан, но куски от него больше не отваливаются, а руль
в крепких руках уверенного в себе, но, как и прежде, не слишком
квалифици-рованного водителя. Бешеная скачка по склону прекратилась, торная
дорога ци-вилизации совсем рядом, но вот покатим ли мы по ней или снова свернем
во вче-рашний день, - бог весть.
- Просматривая Ваши интервью разных лет, я заметил, что попытки не-которых
журналистов добиться от Вас подтверждения разнообразнейших мрач-ных прогнозов
относительно незавидного ближайшего будущего России, успеха не имеют. Вы
настроены в целом оптимистично, в крайнем случае - сдержанно. На чем основан
Ваш оптимизм?
- На очень простом соображении. Нам ничего не надо открывать заново. Все уже
известно, все уже опробовано несколькими десятками очень не похо-жих друг на
друга стран: ясно, что надо делать; ясно, как надо делать; ясно, чего надо
избеать. Только очень глупый и косный народ в этих условиях откажется следовать
по уже го-товому, проторенно-му пути. А я не счи-таю россиян - в массе своей -
ни глупыми, ни косными. (Хотя и глупости, и коснос-ти у нас, безусловно,
хватает, - откуда и мрачность некоторых прогнозов).
- Выявляетесь членом жюри цело-го ряда литературных, не обязательно
фантастических премий (<Странник>, <Северная Пальмира>, <АБС-премия>, <Честь и

свобода>, <АРТ-ТЕHЕТА>), лауреатов одной из них (премия <Бронзо-вая Улитка>)
свобода>определяете единолично. Таким образом, Вы пытаетесь влиять на
свобода>литературный процесс, как-то направляе-те его? Прокомментируйте,
свобода>пожалуйста.

- Нет, я не настолько высокого мнения о своих способностях, чтобы даже пытаться
<влиять> и <направлять>. Я про-сто считаю, что труд писателя очень тя-жел,
одинок и зачастую совершенно бес-просветен. И чем больше радости мы смо-жем
писателю предложить, тем легче ему будет переносить унылые сомнения
твор-чества. Премия - одна из таких радостей (наряду с умной рецензией,
неожиданно приличным гонораром, просто добрым словом). Пусть таких премий будет
боль-ше. Давайте увеличивать количество ра-дости во Вселенной - это в наших
силах!
- Недавно донецкое издательство <Сталкер> и питерская <Terra Fanlastica>
совместно выпустили первый том самого полного собрания сочинений братьев
Стру-гацких. (Кстати, даже в нынешние времена общедоступности практически
любого издания - были бы только деньги, я не смог найти книги на рынке, она
сразу же исчезла, хоть и стоил анедешево...). Пред-полагается, что собрание
будет одиннад-цатитомным, Расскажите об этом про-екте, людях его
осуществляющих.
- Это - титанический проект, ко-торый мне никогда не удалось бы реализовать в
одиночку. Нсколько лет назад донецкий издатель Александр Воронин предложил
выпустить максимально пол-ное собрание сочинений АБС. Чтобы все тексты были
исправлены (восстановлены после цензурных вмешательств); чтобы опубликовано
было все, что АБС когда-либо написали; чтобы издание сопровож-далось подробным
комментарием и сис-тематической подборкой критических статей, написанных в свое
время... Эту грандиозную затею удалось реализовать - если не стопроцентно, так,
как было задумано, то уж во всяком случае процен-тов на девяносто пять. И тут
уж руку приложили все: А.Воронин - издатель; Б.Стругацкий - комментатор;
С.Бондаренко и Л.Филиппов - въедливые и блис-тательные редакторы; группа
<людены> - чуть ли не в полном составе. В общем, читайте <Предисловие плюс> к
первому тому, там все и обо всех сказано.
- Не обойтись без вопроса о знаме-нитом семинаре фантастов Стругацко-го.
Несколько слов о ситуации на нем (се-минаре). Подрастает ли писательская смена
уже состоявшимся <драбантам> из первого и второго поколений семинарис-тов?
Выделяете ли Вы для себя кого-то из молодых авторов особо?
- Смена безусловно подрастает, новые-молодые-талантливые появляют-ся регулярно
и чуть ли не ежегодно, но что касается конкретных имен - увольте: эти было бы
непедагогично.
Что я не догадался спросить у Б.H. Стругацкого?
- Как, вообще, здоровье, БH?
Вопросы задавал Владимир ЛАРИОНОВ, участник семинара Бориса СТРУГАЦКОГО.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: От летящей птицы оставшийся голос (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 08 Фев 02 23:16
 To   : All                                                 Пон 11 Фев 02 14:06
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Евтушенко Е. Откуда эти письма в никуда: О фильме "Письма мертвого человека" //
Сов. культура (М.). - 1986. - 26 июля. -   89 (6189). - С.4.

Война - одна из самых страшных, пре-ступно дорогостоящих проверок человека на
человечность. Проверки атомной войной чело-вечество еще не прошло, и кто знает,
останет-ся ли хоть одна живая душа, способная про-анализировать эту проверку,
если такая вой-на, не дай бог, стрясется.
Но такую проверку можно и нужно делать воображением искусства. Проверка на
чело-вечность нуждается и в предпроверке. - пусть при помощи интуиции,
фантазии, гипотезы.
Начиная с момента Хиросимы, неизбежно возникла футурология потенциальной
ядерной катастрофы. Эта футурология породила и по-литическую спекуляцию, и
искренние, но сла-бые произведения. А все-таки родилось и на-стоящее искусство,
выходящее за рамки алар-мистских плакатов. В кинематографе первым сильным
фильмом такого рода была лента американца Стэнли Крамера <На последнем берегу>,
к сожалению, показанная у нас толь-ко в творческих клубах. Сенсацией стал
аме-риканский телевизионный фильм <День пос-ле...>, показывающий нашу планету,
разру-шенную ядерной катастрофой. Художественно он слабее крамеровского, но
публицистически действеннее. Благородные намерения авторов фильма несомненны,
хотя они не избежали односторонней трактовки в причине возникно-вения третьей
мировой войны.
В советском кинематографе таких футурологических попыток до сего времени не
было. В моей памяти детства, правда, сохранился предвоенный фильм <Если завтра

война>, лу-чезарно рисовавший нашу молниеносную по-беду в случае фашистского
война>нападения. Карти-на была запоздало раскритикована после су-рового урока
война>многомиллионных потерь. Не по-мешала ли нам эта картина, заодно с
война>другими проявлениями беспечности, должным образом подготовиться к
война>войне, не подействовала ли она размагничивающе не только на так
война>назы-ваемых <простых зрителей>, но и на тех, по чьему заказу она была
война>сделана?

Hаше искусство правильно не встает на путь нарочитой <кошмаризации> будущего,
но мы порой впадаем в другую крайность, избе-гая говорить о тех ужасах, которые
ожидают нас всех в случае, если угроза войны из пла-катного символа станет
опустошительной ре-альностью. Щажение нервов наших соотечест-венников может
превратиться в моральную неподготовленность.  Неподготовленный зна-нием или
предзнанием оптимизм ведет к ре-зультатам самым пессимистическим. Заметим, что
многие наши кинозрители избегают смот-реть фильмы и о прошедшей войне,
предпочи-тая им коммерческие развлекательные подел-ки. Нежелание знания
страданий прошлого, нежелание предзнания возможных страданий будущего
расслабляет, разрушает и сегодняш-нее гражданское мужество, и мужество
зав-трашнее.
В этой связи особое значение приобретает фильм молодого режиссера К.
Лопушанского "Письма мертвого человека", выпущенный "Ленфильмом". Фильм этот -
и личное граж-данское мужество режиссера, не побоявшегося непривычки наших
кинозрителей к изображе-нию возможной ядерной катастрофы, и муже-ство студии,
преодолевшей немало преград на пути от сценария до экрана. Признаться, шел я на
него с предубеждением - боялся или имитации американских фильмов, или
плакат-ного примитивно-агитационного героизма, шапкозакидательского
национального суперменства. К счастью, мои тревоги оказались на-прасными. В
фильме есть и затянутость, и лишние непроработанные сцены, но он нравственно и
художественно самостоятелен и сделан без малейшей оглядочной политической
спекуляции. Да, эта работа принадлежит к так называемым <тяжелым фильмам> и
требует от зрителя ответной работы ума и серд-ца. Зрителю придется немало
потерпеть, что-бы войти внутрь происходящего, чтобы не сбе-жать на середине или
равнодушно не пощел-кивать жвачкой под леденящий вой ветра над планетой,
замерзающей после атомной ката-строфы. Режиссер отважно показал домыслен-ные
последствия ядерного апокалипсиса, не заигрывая со зрителем, а обрушивая на его
нервную систему инфернальные видения, где над грудами навсегда споткнувшихся
автома-шин, развороченных зданий торчат лики свя-тых, чудом уцелевшие на
фресках.
В центре киноповествования - группа уче-ных, спасшаяся от гибели в музейном
подва-ле, среди великих произведений искусства. Метафора проста, но безусловно
оправданна: да, красота спасет мир, но как спасти красо-ту? Вместе с учеными в
этом подвале затрав-ленно забившиеся в угол, как зверьки,- об-лученные дети,
кажется, навсегда потерявшие понимание происходящего, дар речи. Где-то на-верху
над подвалом - обледеневающая пла-нета, где-то еще кружатся редкие военные
вертолеты, и, пробивая вьюгу светом фар, дви-жутся самоходки, но нормальная
пульсация жизни прервана - остались лишь инерцион-ные вздрагивания. Кажется,
что все вот-вот остановится навсегда, сдастся, обледенеет. Идут облавы на
спекулянтов, устроивших чер-ный рынок в руинах. Призраки в противога-зах,
скрючившись от холода, разогревают се-бя неизвестно где добытым алкоголем. Hа
сне-гу, покрытом атомным пеплом, крутится игор-ная рулетка. Представитель
медицинского контроля отбирает людей, еще не окончатель-но разрушенных
радиацией, в центральный бункер. Страшная личность - этот человек, называющий
себя врачом, но с которого от животного желания выжить слетело все жи-вое,
человеческое, оставив только безжалост-ность, уже не прикрывающуюся гуманизмом.
Роль его блистательно исполняет артист В. Лобанов.
Hа съезде писателей справедливо отме-чалось, что в погоне за созданием сильного
по-ложительного героя (в чем мы отнюдь не преуспели) наше искусство показывает
героев отрицательных слишком слабыми. Этого отри-цательного героя фильма слабым
не назо-вешь - такая самоуверенная сила в его отры-вистых вопросах, в его с
маху принимаемых палаческих решениях, в холодном поблескивании глаз, лишенных
даже искорки участливо-сти, в костистости неандертальского черепа с
настороженно торчащими волчьими ушами. Сущность его была волчьей еще и до
атомной войны, но тогда он был вынужден ее прятать, а сейчас распоясался,
раскрылся. Все микробы зла, живущие внутри людей в мирное время, при
экстремальной ситуации могут вырасти до размера змея-горыныча. Кто ему, этому
врачу-бюрократу, выдал медицинский диплом - ведь он же сам по себе воплощение,
нарушение клятвы Гиппократа? Обрекая детей, пораженных радиацией, на медленную
смерть, он даже не догадывается, что становится в чем-то похож на какого-нибудь
нового Менгеле.
Не оставить человека в беде - вот что такое остаться человеком. Проверку на
человечность выдерживают тогда, когда твой страх за самого себя не отбирает
священного страха за других.
Таков в фильме ученый, остающийся с деть-ми, роль которого с пронзительней
скупостью и точностью исполняет Р. Быков. Его письма в никуда и есть главная
ниточка фильма. Но писем в никуда нет. Нет писем мертвых людей. Пока все,
написанное нами, или хотя бы что-то из написанного, звучит в чьей-то памяти,
переходит из рук в руки - мы живы. Смерть не состоялась, если дух не истлел.
Кусочки нашего духа, ставшие книгами, тет-радочными листиками, реют, как птицы
на-дежды, свивая свои новые гнезда даже на руи-нах. Безнадежности нет, пока
есть надежды. Кто-то не выдерживает - стреляется, кто-то уходит в мрачное
мазохистское самоедство, кто-то амбициозно ораторствует в пустоту, а немолодая
женщина ищет спасения в полубез-умном нудизме, надеясь, что тело таким обра-зом
привыкнет к мировому холоду. Но спасе-ние от внешнего холода - это внутренняя
че-ловеческая теплота, а не что-то иное. Своей внутренней теплотой Р. Быков
потихонечку оттепляет, казалось, навсегда покрывшиеся ледяной коркой души
детей, вдувает в их отравленные радиацией легкие дыхание всемирной культуры,
истории, и чудо совершает-ся. Теплинки разума возникают в детских гла-зах.
Своими почти бессильными руками Быков надевает на детские души, как на
новогодние елки, блестиночки жизни. Отдав детям все свое тепло, он постепенно
холодеет сам, но остается неумирающим в них. Почти би-блейским образом
становятся пять крошечных детских фигурок в противогазах, бредущих по одичавшей
планете.
Да, тяжел этот фильм, подчас душеразди-рающ, а все-таки надо смотреть и думать.
Думание - есть великое действие. Hельзя сводить думание только к ежедневной
текучке, только к семейным и рабочим заботам. Судьба человечества должна быть
тоже нашей се-мейной и рабочей заботой. Если случится мировая катастрофа, она
будет катастрофой всех семей сразу.
Появление фильма "Письма мертвого человека" совпало с бедой в Чернобыле. Эта
беда заставила многих недавно беспечных людей призадуматься. Для того, чтобы
атом не сошел с ума, надо не сходить с ума нам самим. Беспечность - это тоже
своего рода опасное сумасшествие. Беспечность, доходящая до преступного
головотяпства, может перейти в самоуничтожение.
Я не навязываю никому своей точки зрения на фильм Лопушанского. Но - досмотреть
его надо. Многие сейчас недосматривают, недочитывают, недодумывают. Искусство в
всем мире сейчас резко раздвоилось на два русла. Первое русло - нравственно
усыпляющее,  второе - нравственно пробуждающее.
В этом русле - русле гражданского неравнодушия достойно быть не только большим
пароходом, но и предупредительным бакеном.
Евг. ЕВТУШЕHКО.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Наступи на хвост тигра (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 09 Фев 02 00:31
 To   : Anton A. Lapudev                                    Пон 11 Фев 02 14:06
 Subj : gloster@humanus.org.ru не работает...

Товарищ Lapudev, разрешите обратиться!?

Из собрания сочинений Anton A. Lapudev (Письма к Alla Kuznetsova; комментарии
мои):

 AAL> А это надо у Фидо-ондайн спрашивать.
 AAL> Они упорно считают Юса-нет бесплатным сервером.
 AAL> Хотя он уже давно платный.
 AAL> И за адрес в прошлом году я уже уплатил.

 AAL> Такая вот печаль...

Да уж... А почему я периодически встречаю в эхах людей с mаil.ru и т.д.?
Кстати, сабж опять.

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Hеблагоприятен брод через великую реку (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 09 Фев 02 00:33
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Пон 11 Фев 02 14:06
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, Vladimir? Давай добавлю
парочку!

Однажды (07 Фев 02) состоялся следующий диалог между Vladimir Dyakonov и Alla
Kuznetsova:

 VD> Глубокоуважаемая Алла! Прочитавши (twice) представленный текст,
 VD> счастлив, что имею возможность спросить автора:

согласовывался...

 VD> а что, собственно, автор хотел сказать?

Не сказать, а pассказать...

 VD> Может быть, этот текст - зародыш монографии?

Искренне надеюсь, что нет...

 VD> Как-то выводов маловато, и они малопонятны (мне). По сути, к выводам
 VD> можно отнести только последний абзац:

[Оставшаяся часть себя бегу поручила и спрятала в ближайших лесах]
В общем так и есть. Доклад pассчитывался на людей, с творчеством Стругацких
малознакомых...

 VD> "Еврейское присутствовало у них в актуальном сознании" - это, видимо,
 VD> означает нечто более глубокое, нежели простая констатация: Аркадий
 VD> Натанович и Борис Натанович - евреи. Но что именно? Далее, "оно
 VD> равным образом присутствовало и в сознании читателей" - может быть, в
 VD> этом тексте слово "читатель" следует воспринимать как
 VD> "читатель-еврей" (причем национально озабоченный)?

Скорее - да. Поскольку текст готовился к конференции по иудаике...

 VD> Или нет? То, что я сидел в школе за одной партой с Катей Либерман или
 VD> работал с Мишей Бененсоном - обеспечивает ли это присутствие еврейского
 VD> в моем актуальном сознании?

Наверное, да... Если ты замоpачивался их национальной пpинадлежностью...

 VD> Сплошные вопросы.

Извини...

 VD> Наконец, "направляющей идеи, которой читатели могли бы вдохновиться,
 VD> у Стругацких не было". Правильно ли я понял, что Стругацкие _не_
 VD> еврейские писатели? (Ну, не вдохновляют читателей, видимо, все-таки
 VD> евреев, направляющей еврейской идеей.) А что, были сомнения?

Не было. Но мне вот задали вопpос: какое бы произведение Стругацких могло бы
подойти детям в еврейской школе (т.е. условия: а)детское; б) с развитой
"еврейской темой")... Пока ответ не найден.

 VD> Если будет немного времени, очень прошу разъяснить мне, непонятливому
 VD> и подозреваемому в генетическом православии, что все-таки в этой
 VD> статье сказано. Так, прямо, без доказательной базы.

"Ну, что имел в виду - то написал" (хотя и не очень эхотажно...). Мой соавтор
более акцентиpуется на национальной теме (в сущности, именно он пристроил
доклад на конференцию и придумал тему)... Общий же вывод может быть таким:
писатель - еврей по крови - не обязательно еврейский писатель. И, возможно,
наобоpот.

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Молния пугает за сотни поприщ, но она не опрокинет  (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 06 Фев 02 16:55
 To   : All                                                 Пон 11 Фев 02 14:06
 Subj : ### Тьмускорпионские новости
       БВИ вновь с Вами, All!

>      Тьмускорпионские новости: Вып. 61

Он собирался добавить в шутку: "Я не дьявол и не бог, я просто дон
Румата, веселый дворянин...", но решил не накалять обстановку
непонятными цитатами.

Бушков Александр. Сварог. Чужие берега: Роман. -- Красноярск: БОHУС;
М.: ОЛМА-ПРЕСС; СПб.: Издательский дом "Нева", 2002. -- С. 15-16.

Ведает ли "ум, честь и совесть эпохи", что, скажем, книгу братьев
Стругацких "Град обреченный" экспедиция [Книжная экспедиция Управления
делами ЦК КПСС] получила в количестве 2000 экземпляров, а такой
немаленький столичный город, как Таллинн, всего 500?

Жучкова Т. "Искусство любви" принадлежит партии...//Совершенно
секретно. -- 1991. -- # 9. -- С. 19.

В советской литературе периода "оттепели" феномен щегольства был
весьма актуален, к нему проявляли интерес и официальная пропаганда
(борьба со "стилягами") и художественная литература молодого поколения
(проза Аксенова, "сказки для младших научных работников" Стругацких,
поэзия Вознесенского...).

Зенкин С. С-З, или Трактат о щегольстве//Литературное обозрение. --
1991. -- # 10.

3. Разве не сделал наш "Наполеон" [перед этим автор цитирует Герцена,
ссылавшегося на суждение Карлейля о "строгостях парижской ценсуры":
"Наполеон сделал им величайшее одолжение: им нечего сказать, а
говорить хочется... Наполеон дал им внешнее оправдание". -- К.Р.]
величайшего одолжения повести "От мира сего" Ю.Крелина, "Бессоннице"
А.Крона, "Альтисту Данилову" В.Орлова (чуть ли не наследником
Булгакова называли!), "Имитатору" С.Есина... В известной степени то же
можно сказать о многих сочинениях и Ч.Айтматова, и В.Быкова, и
Д.Гранина, и С.Залыгина, и В.Катаева, и Ю.Нагибина, и ДАЖЕ [выделено
автором -- К.Р.] Ю.Трифонова, братьев Стругацких и Б.Окуджавы...

Золотоносов М. Отдыхающий фонтан: Маленькая монография о
постсоциалистическом реализме//Октябрь. -- 1991. -- # 4. -- С. 174.

Долгое время они не знали, как себя называть. "Кладоискатели?" Слишком
длинно. "Кладисты?" "Кладовщики?" "Охотники за кладами?" "Оставим это
для Майн-Рида и Буссенара" -- улыбались самые начитанные. И --
продолжали жить "безымянно", пока... Пока не появилась повесть братьев
Стругацких "Пикник на обочине", а затем фильм Тарковского, и словечко
"сталкер". Это понравилось и прижилось, только именуют они себя все же
на свой манер, с ударением на последней, неправильной букве,
"сталкер".

Касьянов Hиколай. Сталкер//Союз. -- 1991. -- # 9. -- С. 24.

Тогда, в пору культа имен и тем, мы готовы были простить авторам
вкусовые провалы, публицистическую скороговорку. /.../ Пусть
"Отягощенные злом..." А. и Б. Стругацких -- не самый их вдохновенный
роман, однако сами братья -- литераторы еще недавно полузапретные.

Кузьминский Борис. Прокрустов престол. "Юность": маленькие
доказательства больших перемен//Лит. газета. -- 1991. -- 11 сент. --
С.  10.

В качестве иллюстрации уместно вспомнить переориентирование творчества
писателей Аркадия и Бориса Стругацких, начавших свой литературный путь
с произведений чистой "Сайенс Фикшн" типа "Страна багровых туч",
"Стажеры", "Возвращение или Полдень, XXII век", а впоследствии
перешедших к таким, как "Хромая судьба", "Время дождя", "Отягощенные
злом, или 40 лет спустя", "Град обреченный" -- произведения,
построение которых происходит не на основе Новой Фантастической Идеи,
а на основе проблем, связанных прежде всего с днем сегодняшним, черты
коего доведены до абсурда и гиперболизированы в сторону негативных
истолкований.

Не нужно быть человеком большого ума, чтобы догадаться, что
антиутопические произведения несут заряд отрицательных эмоций, в то
время как люди уже устали от зачерненной тематики, от безудержного
антиутопизма, от беспросветности собственного существования, от
"шоковой терапии", применяемой средствами массовой информации,
наконец.  Представляется, что искусство должно быть более гуманным,
нежели чем оно является в дне сегодняшнем. Особенно это касается
фантастики, поскольку она, самая разнообразная по темам и проблемам,
очень быстро находит своего читателя... /.../

В этой связи уместно вспомнить роман А. и Б. Стругацких "Отягощенные
злом, или 40 лет спустя". И хотя это произведение чрезвычайно
многопланово, проблемно и серьезно, не может восприниматься
однозначно, в нем имеются некоторые отрицательные моменты, о которых
хотелось бы сказать специально. Речь идет о композиции произведения, в
которой авторы допускают тенденцию к эклектике. Опубликовав роман в
двух плоскостях, он, с одной стороны, представляет собой рукопись
некоего С.К.Манохина "ОЗ", а с другой -- дневник И.К.Мытарина.

Hа мой взгляд, если бы роман выстраивался композиционно несколько
проще, авторский замысел только выиграл, обнажив всю проблематику,
идейную и конфликтную стороны в полном объеме, а также удалив в
отдельных местах излишнюю многозначительность и двусмысленность. /.../

И в то же время насколько жестокими, пустыми и бессердечными
представляются людены (т.е. Странники), описанные в романе А. и Б.
Стругацких "Волны гасят ветер". Сама идея существования на Земле
особой, специфической группы людей (нации, народности, расы?),
обладающей более широкими потенциями, заложенными на генетическом
уровне, по сравнению с остальным населеним планеты, представляется
антигуманной и порочной, не говоря уже о некоторых других особенностях
настоящего произведения.

Лавроненков Геннадий. Плодотворность и кризис жанра//Четвертое
измерение. -- 1991. -- # 2. -- С. 106, 110, 111.

Особый интерес представляет вопрос о том, как же представляют себе
писатели-фантасты иную мыслящую жизнь. И в этом вопросе еще с самого
начала возникновения фантастической литературы писатели разделились на
две группы. Первая из них считает, что мыслящая материя может
существовать только в антропоморфной форме. /.../

Первую линию развивали А.Богданов (романы "Красная звезда" и "Инженер
Мэнни"), А.Толстой (роман "Аэлита"), Г.Мартынов, А.Беляев, братья
Стругацкие (роман "Трудно быть богом") и др.

Лапшина Л.А., Синицкий В.В. Вопрос о различных формах мыслящей материи
в советской научно-фантастической литературе//Тезисы докладов и
сообщений Всесоюзной конференции, посвященной проблемам научной
фантастики: IV Ефремовские чтения. -- Николаев, 1991. -- С. 38.

[Hазвание статьи]

Лебедев А.А. Трудно быть богом, или о принципах, которые у нас в
крови//Вопросы философии. -- 1991. -- # 1.

Во-вторых, в одной из книг, привезенных с "Волгакона", попалась мне
такая цитата: "...Ему вдруг вспомнилась фраза из любимых им
Стругацких, кажется, из "Понедельника...": "Нормальный джинн может
либо строить дворцы, либо их разрушать. Хорошо выдержанный джинн,
конечно же, не будет строить".

Ленский Евг. Вокруг предела//Созвездие видений: Сб./Сост.
И.О.Игнатьева.  -- М.: Мол. гв.; ВТО МПФ, 1991.

Если вы вспомните или обнаружите в каком-нибудь произведении слова,
которые тем или иным образом ассоциируются с книгами АБС, присылайте
свои находки по адресу: bvi@rusf.ru. При этом присылаемые цитаты
обязательно должны соответствовать следующим условиям:

-- непременно должна быть точная ссылка на источник цитаты (книга,
журнал, год выхода, страницы);

-- если ассоциация неявная, пожалуйста, поясните, почему вы сочли
цитату связанной с творчеством Стругацких.

Один раз в год (ориентировочно -- в мае) я буду подводить итоги этого
маленького конкурса, и победителям (тем, кто пришлет самые интересные
и оригинальные цитаты) обещаю в качестве поощрения высылать книги
современных отечественных фантастов с автографами авторов. Призовой
фонд уже формируется.

Рассылка выходит еженедельно по понедельникам (каковой начинается
обычно в субботу).\\БВИ.

--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Да, он не умен. Но куртка его хоpоша. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 09 Фев 02 07:51
 To   : All                                                 Пон 11 Фев 02 14:06
 Subj : Библиогpафия АБС: Январь 2002
       БВИ вновь с Вами, All!

> Библиогpафия фантастики: Январь 2001

> Книги:

Витицкий С. Поиск пpедназначения, или Двадцать седьмая теорема этики:
Фантаст. pоман: В 6 кн. / Ред. по Брайлю H.Аничкова. -- СПб.: Изд-во
"Чтение" Всеpос. ордена Трудового Красного знамени об-ва слепых, 2001. --
495 с. 105 экз
[Издание шрифтом Бpайля для слепых]

Евлампиев И. Художественная философия Андpея Таpковского. -- СПб.: Алетейя,
2001. -- 348 с.

Стругацкий Аркадий, Стругацкий Борис. Собрание сочинений в 11 т.: Т. 8.
1979-1984. -- Донецк: Сталкер; СПб.: Terra Fantastica, 2001. -- 727 с.
10.000 экз. (п) ISBN 966-596-445-3; ISBN 966-596-453-4; ISBN
5-7921-0477-8.
Содеpж.:
С. 5-190: Жук в муравейнике
С. 191-530: Хpомая судьба
С. 531-688: Волны гасят ветер
Пpиложения
   С. 691-706: Б.а. Из критики тех лет
   С. 707-726: Стругацкий Борис. Комментарии к пройденному

Стругацкий Аркадий, Стругацкий Боpис. Собрание сочинений в 11 т.: Т. 9.
1985-1990. -- Донецк: Сталкер; СПб.: Terra Fantastica, 2001. -- 651 с.
10.000 экз. (п) ISBN 966-596-445-3; ISBN 966-596-454-2; ISBN
5-7921-0478-6.
Содеpж.:
С. 5-194: Отягощенные злом, или Сорок лет спустя
С. 195-242: Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах: Комедия в
двух действиях
Киносценарии
   С. 245-305: День затмения
   С. 306-358: Чародеи
   С. 359-404: Машина желаний
   С. 405-445: Сталкеp
   С. 446-503: Дело об убийстве ("Отель "У погибшего альпиниста")
   С. 504-568: Пять ложек эликсира
   С. 569-618: Туча
Пpиложения
   С. 621-632: Б.а. Из критики тех лет
   С. 633-650: Стругацкий Боpис. Комментарии к пройденному

Стругацкий Борис. Об авторе // Штерн Боpис. Пpиключения инспектора Бел
Амоpа; Вперед, конюшня!. -- М.: АСТ; Донецк: Сталкеp, 2002. -- С. 5-6.

> Пеpиодика:

Аникин Боpис. Филигранное "Толкование..."; [О II Чтениях памяти Аpкадия
Стpугацкого] // Книжное обозрение (М.). -- 2001. -- 8 окт. (# 41). -- С.
20. -- (Фантастика/Hовости)

Борисов Владимиp. Быть или не быть по-аpканаpски: [О кн.: Стругацкий А.,
Стругацкий Б. Трудно быть богом] // Если (М.). -- 2002. -- # 1. -- С.
277-282. -- (Судьба книги)

Владимирский Василий. АБС-Пpемия: Подводя итоги // Питеpbook плюс (СПб.).
-- 2001. -- # 7. -- С. 50-51. -- (Фэн-клуб)

Владимирский Василий. Одушевленное пространство Андpея Каpапетяна //
Питеpbook плюс (СПб.). -- 2001. -- # 9. -- С. 20-21
[В публикации приведены ил. к книгам В.Рыбакова и братьев Стругацких]

Панов Виталий. Комплекс вины: Андрей Тарковский и pусская философия: [Рец.
на кн.: Евлампиев И. Художественная философия Андpея Таpковского] // Ex
libris НГ (М.). -- 2001. -- 25 окт. (# 40). -- С. 4. -- (Кино и
фотогpафия)

Северова (Качмазова) Hаталья. Критика цинизма: [О творчестве братьев
Стpугацких] // Лит. Россия (М.). -- 2002. -- 18 янв. -- С. 14
[Цитата: "Проницательность братьев Стpугацких, способствующая точным
пророчествам, сказалась в том, что писатели, пpоигpывая в пространстве
цинизма возможности тоталитарного режима, дают точную картину тоталитарного
зла еще в 1960-е годы, до выхода всей гулаговской правды на поверхность".]

Чулаки Михаил, Гранин Даниил, Ботвинник С., Гордин Яков, Никольский Боpис,
Кушнер Александр, Стругацкий Боpис, Кузьмичев И., Фоняков И., Полякова H.,
Рубашкин Александр, Каралис Дмитpий. Памяти Вадима Шефнера //
Санкт-Петеpбуpгские Ведомости. -- 2002. -- 9 янв. (# 4). -- С. 2

Ярмольник Леонид. Я не жалею, что ушел с телевидения: [О съемках в к/ф
"Трудно быть богом"] / [Записала] Ю.Кантоp // Известия (М.). -- 2001. -- 11
авг. -- С. 10

Ярмольник Леонид. Я состою на 60 процентов из жены и на 37 процентов из
дpузей. Может, потому сыграю Бога: [О съемках в к/ф "Трудно быть богом"] /
Записала О.Кучкина // Комсомольская правда (М.). -- 2001. -- 17 мая (# 86).
-- С. 16-17

В обзоре использована информация, полученная от Владимира Колядина,
Аллы Кузнецовой, Александра Лукашина, Андрея Мешавкина, Юрия Флейшмана.

--- Buen retiro 2.51.A0901+
 * Origin: Виктуар, перестаньте бренчать (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5020/400      Вск 10 Фев 02 11:20
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 11 Фев 02 14:06
 Subj : Re: 3a Глюкoм гнaлacь кapмa
From: "Oleg Bakiev" <boa@aaanet.ru>

"Alla Kuznetsova" <Alla.Kuznetsova@p61.f1941.n5020.z2.fidonet.org>
сообщил/сообщила в новостях следующее:

> [...]
> подойти детям в еврейской школе (т.е. условия: а)детское; б) с pазвитой
> "еврейской темой")... Пока ответ не найден.
Подумаешь, бином Hьютона.
Все.

 * Origin: Talk.Mail.Ru (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Суб 09 Фев 02 19:08
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Пон 11 Фев 02 14:06
 Subj : По поводу "Koзлoвcки-129"
Пpиветствyю, Vladimir!

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Sat Feb 09 2002, Vladimir Dyakonov => Alex Mustakis:

> [...]
 VD> поворачивая головы. "Снизу", - ответили мы. "Камноедов все работает?"
 VD> - "Работает". "Ну привет ему", - сказал незнакомец и больше не

Это Хpущёв? Как-то непонятно. Ну, 63-й этаж. Сомнительно, в общем.

> [...]
 VD> именно проявляется. Я и не говорил ничего про задачи авторов и
 VD> динамику, просто мне кажется, что первый вариант лучше - "застылость"

Честно говоpя, из переделанных рассказов не видно отсутствия pазвития. Они
показывают маленький кусочек из мира "пост-50". Hо в целом я такую переделку не
могу признать удачной -- ну не вписываются П.Гнедых и Костылин в ту ситуацию,
чужды они ей... Переделка "Глубокого поиска" была более удачна. Вполне
возможно, что к моменту пеpеиздания авторы уже охладели к эпическим
перспективам и рассказы переделали чисто технически, заменив имена,
точь-в-точь, как до того меняли китайские на японские.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Вск 10 Фев 02 09:26
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 11 Фев 02 14:06
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa
Пpиветствyю, Alla!

RU.LUDENY (RU.LUDENY), Sat Feb 09 2002, Alla Kuznetsova => Vladimir Dyakonov:

 AK> Но мне вот задали вопpос: какое бы произведение Стругацких могло
 AK> бы подойти детям в еврейской школе (т.е. условия: а)детское; б) с
 AK> развитой "еврейской темой")... Пока ответ не найден.

Как будто бы много у них просто детских пpоизведений. Если только "Полдень. 22
век" за детскую сказочку не считать...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 09 Фев 02 22:28
 To   : All                                                 Пон 11 Фев 02 14:06
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Кривопалов А., Кищик H. Писатели-фантасты: Что ждет нас в XXI веке? // Известия
(М.). - 1987. - 30 авг. - С.3.

В   Брайтоне собралась многолюдная и весьма необычная   международная встреча.
Этот городок стал местом проведения своеоб-разного слете - любителей научной
фантастики со все-го света.
Звоню туда, чтобы разыскать кого-нибудь   из   устроителей <конвента> (как его
официаль-но именуют). У телефона Йен Соренсон:
- Программа <конвента> очень разнообразна.  На протяжении пяти дней идет
непрерывное действие. Все разворачивается под одной крышей - в Брайтонском
центре. В разных залах демонстрируются научно-фанта-стические кино- и
видеофильмы. Устроены разные выставки. Много всего развлекательного - для
участников <конвента> это пре-жде всего отдых. Они планиру-ют заранее свой
летний отпуск таким образом, чтобы попасть на ежегодный фестиваль люби-мого
жанра. Организуют его клубы энтузиастов научной фан-тастики. На этот раз -
британ-ские. Слеты собираются попере-менно в разных странах, в Брайтоне сейчас
свыше пяти ты-сяч человек. Из Англии - две тысячи. Примерно столько же
представляют США и Канаду. Пятьсот человек из Европы, в том числе из
социалистических госу-дарств. По сотне - из Австралии, Японии и так далее.
Обсуж-даем самые разные темы, вклю-чая и чисто научные -косми-ческие полеты,
астрономия, ме-дицина, метеорология,-и, можно сказать, общечеловеческие. Сре-ди
выступающих и писатели, пи-шущие в жанре научной фанта-стики. Мы очень рады,
что в Брайтон приехали браться Стру-гацкие - Аркадий   и Борис, Е. Парнов.
Звоню Аркадию Стругацкому.
- О существовании <конвен-та> узнали совсем недавно, хо-тя по счету он уже
сорок пя-тый. Это очень шумно и весе-ло. Много встреч с нашими за-рубежными
коллегами. Раздава-ли тут также ежегодные награ-ды Международной федерации
научной фантастики. Мы тоже удостоились одной из них - <За независимую мысль>.
Кол-леги проявляют большой инте-рес к конференции <Научная фантастика и будущее
челове-чества>, которая в начале сен-тября должна собраться в Мо-скве.
А. КРИВОПАЛОВ, соб. корр. <Известий>.
ЛОHДОH.

МОСКВА
Они приезжают к нам из разных стран. Различна и степень их известности, но все
они входят в одно сообщество. Это люди, пы-тающиеся заглянуть за го-ризонт
сегодняшнего дня, стремящиеся предугадать, что же произойдет а сле-дующем веке
- через сотни лет, через тысячеле-тия.

 Конференция фантастов от-крывается в Москве в первых числах сентября. Один из
ее инициаторов - известный  со-ветский писатель Еремея Парнов. Сейчас он с
группой совет-ских писателей в Брайтоне. Вскоре они вернутся в Москву. Перед
отлетом в Брайтон Е. Парнов дал интервью нашему кор-респонденту...
- На какие знания опирает-ся писатель-фантаст, конструи-руя будущее?
Действительно ли прав Рэй Брэдбери, уверяя, что фантастика - это реальность,
доведенная до абсурда? И по-тому, как правило, она - еще и предупреждение
людям?
- Я согласился бы с Брэд-бери относительно предупреждения. Сейчас положение в
ми-ре особенно сложное, и потому отдельных    предостережений, как нам кажется,
мало. Мы ду-маем, что настало такое вре-мя, когда нужны уже совмест-ные усилия,
совместные <про-екты> завтрашнего дня. На конференции на основе имею-щихся
научных знаний мы по-пытаемся создать   прообраз, <сценарий> будущего.
Совмест-ные усилия позволяют нам раз-вернуть <мозговую атаку> на крепость под
названием <гря-дущий день>.
-Такова    главная   тема встречи фантастов?
- Да. О ней говорит назва-ние конференции - <Hаучная фантастика и будущее
челове-чества>.
- Откуда ваша уверенность в том, что вы не нарисуете бу-дущее искаженным?
- Окружающий нас матери-ально-технический мир - это в  основном сбывшаяся
программа фантастики. Примеры? Вспомните: атомная, нейтронная бомбы, лазер,
пересадка органов чело-веческого тела, космические по-леты. К сожалению, и
"звезд-ные войны" тоже нарисованы людьми нашей профессии.
- Как часто проходят такие встречи?
- Международные   встречи писателей-фантастов традиционны. Существуют две
между-народные организации, объеди-няющие писателей этого жанра. Первая -
Всемирная организа-ция научной фантастики, в ко-торую входит около двух тысяч
человек из 30 стран: писате-ли, продюсеры, киносценаристы, художники,
преподаватели (ска-жем, в Соединенных Штатах в колледжах фантастику читают как
специальный курс).
Вторая организация - Еврокон - Европейская конференция. В ней -
писатели-фантасты из всех европейских стран (кроме Албании). Каждый год в
разных странах проходят конгрессы и Еврокона, и Всемирной организации научной
фантастики.
-Вы сказали, что к нам на конференцию приедут крупней-шие писатели... Кто
именно?
-: Приедут писатели-фантасты почти из двадцати стран. В списке - такие крупные
имена, как, Фредерик Пол из США, еще один    американец - Алантин Форстер, из
Англии - Джон Браннер, из Ирландии - Гарри Гаррисон, из Франции - Клод Авис, из
Польши -Конрад Фиалковский, из Чехословакии - Йозеф Несвадьба, из Японии - Сакё
Комацу... Это все фантас-ты, известные и нашему чита-телю. Советскую фантастику
будут   представлять   братья Стругацкие, Александр Шали-мов, Ольга Ларионова,
Карен Симонян... Приглашаем мы  и ученых   из разных   областей науки,
космонавтов.
И. КИЩИК.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Hа том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Если некуда выступить, то оно (=разрешение) наступи (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 09 Фев 02 22:55
 To   : All                                                 Пон 11 Фев 02 14:06
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Володихин Д. Как это делается в Москве: Скромное обаяние <Филиграни> // Книж.
обозрение "Ex libris НГ" (М.). -  2002. - 24 янв. - С.3.

[...]
В первом отделении камерного спектакля <Филиграни> проводятся Чтения памяти
Аркадия Натановича Стругацкого. Их поддерживает столичная
литературно-философская группа <Бастион>. Воспоминания о покойном зубре
перемежаются с докладами о сегодняшнем дне фантастики.
[...]

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: (Родня) на полях (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -

Дата: 01.02.2002
Заголовок: 09.00 от 30 января 2002 г. N 111
Текст: О присуждении премий Президента Российской Федерации в области
литературы и искусства 2001 года
Президент Российской Федерации В. Путин
 Рассмотрев предложения Комиссии при Президенте Российской Федерации по
Государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства,
постановляю:
 Присудить премии Президента Российской Федерации в области литературы и
искусства 2001 года:
 Волчек Галине Борисовне
 Гергиеву Валерию Абисаловичу
 Жванецкому Михаилу Маньевичу
 Кедринскому Александру Александровичу
 Мордюковой Hоябрине Викторовне
 Панфилову Глебу Анатольевичу
 Плетневу Михаилу Васильевичу
 Розову Виктору Сергеевичу
 Сарабьянову Дмитрию Владимировичу
 Стругацкому Борису Hатановичу.
 Президент
 Российской Федерации
 В. Путин

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Hеблагоприятно браться за оружие (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Вск 10 Фев 02 22:11
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Приветствую, Alla!

Alla Kuznetsova to Vladimir Dyakonov (9/2/2002, 00:33):

 AK> Доклад pассчитывался на людей, с творчеством Стругацких
 AK> малознакомых...

Страшные люди...

 AK> Поскольку текст готовился к конференции по иудаике...

А что бы не написать этого в префейсе к постингу? Я б и не возникал
вовсе, как ничего не смыслящий в... (копирую) иудаике.

 VD> обеспечивает ли это присутствие еврейского в моем актуальном
 VD> сознании?

 AK> Наверное, да... Если ты замоpачивался их национальной
 AK> пpинадлежностью...

Hе-а. Я, пардон, этот, индивидуалист. Пока мне не начинают совать в
нос какой-нибудь ген православия (или наоборот), я вообще об этом
как-то не думаю.

 AK> какое бы произведение Стpугацких могло бы подойти детям в
 AK> еврейской школе (т.е. условия: а)детское; б) с pазвитой
 AK> "еврейской темой")... Пока ответ не найден.

А что есть "еврейская школа"? Дополнительная (что-то вроде
воскресной) или дневная школа полного цикла? Про первую мне, понятно,
сказать нечего, а во второй надо читать Стругацких подряд, выбирая
только доступное по возрасту. Что ж, там изучают только и сугубо
еврейскую культуру?

 AK> Общий же вывод может быть таким: писатель - еврей по крови - не
 AK> обязательно еврейский писатель. И, возможно, наобоpот.

Иудаика - это наука такая? Если да, то жаль, что вовремя не занялся:
хорошая наука, простая. Надо будет состряпать докладец куда-нибудь на
конференцию по... картвелике? "Борис Акунин - не грузинский писатель,
и, возможно, наоборот". :)

Между прочим, и направляющей _русской_ идеи, "которой читатели могли
бы вдохновиться, у Стругацких не было". Они, значит, и не русские
писатели. Вот жуть-то!

Всего наилучшего.

Владимир.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Вск 10 Фев 02 22:48
 To   : Alex Mustakis                                       Пон 11 Фев 02 14:06
 Subj : По поводу "Koзлoвcки-129"
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Приветствую, Alex!

Alex Mustakis to Vladimir Dyakonov (9/2/2002, 19:08):

 VD> Мне вот только вспомнилось из СОТ

 AM> Это Хpущёв? Как-то непонятно. Ну, 63-й этаж. Сомнительно, в
 AM> общем.

H-да. Ну, можно (если это нужно) спросить общество.

> [...]
 AM> вписываются П.Гнедых и Костылин в ту ситуацию, чужды они ей...
 AM> Переделка "Глубокого поиска" была более удачна.

Да, наверно. И можно сказать, что мир, мол, меняется, просто это не
показано. Hо я просто даю свое ощущение. Вот цитата из "Возвращения":

"- Это привез один новичок[, Поль Гнедых. Он вообще-то агролог.]
Охотник с усмешкой рассматривал фотографию, где возбужденный новичок
горделиво попирал мертвое чудовище. - Ну ладно, а что у тебя дома?
[Эрмлер] махнул рукой:
- Сплошная матримония. Все выходят замуж. Марта вышла за гидролога.
- Это которая Марта? - спросил охотник. - Внучка?
- Правнучка[, Игорь]! Правнучка!"

(Скобками помечены правки "Полудня".) Так вот: новичок Поль Гнедых,
агролог. Действие, значит, происходит вскоре после прихода Поля к
Костылину на ферму "Волга-Единорог". Получается, что весь роман
перекрывает лет, ну, 20. А если внести правки, то у Костылина -
взрослая правнучка, ему, значит, около 100, а роман перекрывает лет
90, т.е. уже и не XXII век вовсе... А ничего не изменилось. Как
шлендал Контратьев на своей субмарине, так и поехал через сто лет на
рыбалку с Горбовским и Славиным.

Всего наилучшего.

Владимир.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Вск 10 Фев 02 23:32
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Пон 11 Фев 02 14:06
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa
Пpиветствyю, Vladimir!

RU.LUDENY (RU.LUDENY), Sun Feb 10 2002, Vladimir Dyakonov => Alla Kuznetsova:

 VD> Между прочим, и направляющей _русской_ идеи, "которой читатели могли
 VD> бы вдохновиться, у Стругацких не было". Они, значит, и не русские
 VD> писатели. Вот жуть-то!

Ну почему же жуть? Остаётся только признать, что Стругацкие коммунистические
писатели (в лучшем смысле этого слова), потому как такая идея у них есть. У
pанних...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5020/400      Пон 11 Фев 02 02:38
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Пон 11 Фев 02 14:06
 Subj : Re: По поводу "Koзлoвcки-129"
From: "Oleg Bakiev" <boa@aaanet.ru>

"Vladimir Dyakonov" <dyakonov@sio.rssi.ru> сообщил/сообщила в новостях
>  AM> Это Хpущёв? Как-то непонятно. Ну, 63-й этаж. Сомнительно, в
>  AM> общем.
>
> H-да. Ну, можно (если это нужно) спросить общество.
Мне кажется, что это предположение очень логично. Для советского цензора.

 From : Oleg Bakiev                         2:5020/400      Пон 11 Фев 02 02:54
From: "Oleg Bakiev" <boa@aaanet.ru>

"Alex Mustakis" <Alex.Mustakis@p125.f194.n5020.z2.fidonet.org>
> Ну почему же жуть? Остаётся только признать, что Стpугацкие
коммунистические
> писатели (в лучшем смысле этого слова), потому как такая идея у них есть.
> pанних...

А потом стали безыдейными?

 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Пон 11 Фев 02 10:21
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 11 Фев 02 15:00
 Subj : gloster@humanus.org.ru не работает...
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

Мир Вашему дому, уважаемый Alla!

 AK> Да уж... А почему я периодически встречаю в эхах людей с mаil.ru и т.д.?
 AK> Кстати, сабж опять.
А это они указывают, как дополнительный адрес. Не страшно.
Вопрос другой, Алла!
Просьба - убирайте "автоматическую расстановку переносов" из файлов для
постинга.
А то все эти сло-ва име-ют непри-ятное впеча-тление.

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 11 Фев 02 18:16
 To   : Oleg Bakiev                                         Втр 12 Фев 02 03:36
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa
Пpиветствyю, Oleg!

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Mon Feb 11 2002, Oleg Bakiev => Alex Mustakis:

Потом идеи изменились...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 10 Фев 02 16:32
 To   : All                                                 Втр 12 Фев 02 08:50
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Борис Стругацкий: "Я хочу говорить то, что я думаю..." / Беседу вели
Р.Арбитман, В.Казаков, Ю.Флейшман // Смена (Л.). - 1990. - 5 июля. (  144)
То же // Приоб. правда (Новосибирск). - 1990. - 22 сент. - С.3.

В одной из повестей братьев Стругацких рассказывалось про то, как человеку не
давали читать, и он умер... от голода.  [...] стране писателям успешно
"перекрывали кислород", а читателей сознательно держали на голодном пайке.
Сейчас, когда положение в обществе изменилось (хочется надеяться,
бесповоротно), нелишне будет перелистать некоторые страницы близкого прошлого.
Тем более, что многое из того, что уже сегодня кажется ирреальным, безумным,
химерическим, вчера еще было привычным, нормальным...
-Борис Натанович, в американской, кажется, энциклопедии фантастики о вас с
братом говорилось: "С такого-то времени братья Стругацкие - "внутренние
эмигранты"..." Ощущали ли вы себя действительно в таком состоянии?
-Да, безусловно. Я даже назвать достаточно точный момент: это осень 1963 года.
После того, как произошла знаменитая встреча Никиты Сергеевича Хрущева с
представителями творческой интеллигенции в Манеже, я впервые понял,
сформулировал для себя в ясных словах, что во главе государства стоят враги
культуры. До тех пор какие-то общие соображения на этот счет плавали у меня в
голове, но никогда еще они не оформлялись настолько четко. Я понял, что эти
люди - хорошие ли они, плохие, искренне заблуждающиеся или, наоборот,
сознательные карьеристы, хапуги, делающие из своей власти кормушку, - кто бы
они ни были - объективно они мои враги, враги того, что мне дороже всего, враги
того, чему я служу. И, начиная с этого года, естественно, мы в своих
произведениях не могли открыто говорить то, что думали.
-А вам самому никогда не хотелось сказать: "Все, дальше так жить нельзя,
невозможно"...
-Никогда. Было несколько случаев в моей жизни, когда мои не то чтобы друзья, но
хорошие знакомые говорили мне: "Борис! Хватит ваньку валять, что ты здесь
торчишь? Такой-то уехал, такой-то уехал, а ты чего - ждешь, что тебя посадят?"
Я ни в коем случае не хочу изобразить себя героем. Если бы я серьезно мог
предположить, хоть на секунду, что меня действительно посадят, может быть, я и
думал бы по-другому. Может быть.
Но поскольку так вопрос никогда не стоял, об эмиграции я просто никогда не
думал, неинтересно было рассуждать на эту тему. Понимаете, в этом было даже
этакое молодое фанфаронство. Я произносил слова типа: "Почему Я должен уезжать?
Пусть они уезжают. Моя страна, они ее оккупировали, насилуют, а я должен из нее
уезжать? Нет, не будет этого, "я это кино досмотрю до конца" (такая фраза была
у меня в ходу, я очень любил ее повторять, повторяю и сейчас). И сегодня очень
часто многие люди, можно сказать, ну как же все-таки? Сейчас реально можно
уехать. Может, все-таки?.. Пока не поздно, пока еще дорога открыта?.. Я отвечаю
им примерно так: я не уеду никуда, а вы решайте сами. У меня уже больше не
хватает мужества отговаривать. Дело в том, что в 73-м, по-моему, году это со
мной сыграло злую шутку. Один мой приятель пришел ко мне, показал вызов из
Израиля и сказал: что ты мне посоветуешь? И я имел неосторожность изложить ему
свою теорию. Я не знаю, сыграла ли моя речь какую-то роль, но во всяком случае
он никуда не поехал, а в 1974 году его посадили. Он отсидел, по-моему, четыре
года в лагере, год в ссылке и, вернувшись, немедленно эмигрировал. С тех пор я
советов "не надо ехать" не даю.
-Вы говорите, что прямой угрозы вы не ощущали. Но вас ведь, наверное, вызывали
в КГБ и неоднократно?..
-Какое там "неоднократно"? С ЯКГБ я имел дело всего два раза. Один раз, когда
посадили того самого моего приятеля, Мишу Хейфеца, о котором я вам сейчас
рассказывал. Ленинградское КГБ тогда пыталось создать мощный процесс, с явным
антисемитским уклоном, конечно. "Во главе" этого процесса должен был идти  Ефим
Григорьевич Эткинд, профессор Герценского института, вместе с ним - писатель
Марамзин, а "на подхвате" должен быть Миша Хейфец. Он не был членом Союза
писателей, но он хороший литератор, автор нескольких любопытных книжек,
прекрасный историк. Он имел неосторожность написать статью о Бродском. Написал,
имея целью переправить ее за границу, и там она должна была стать предисловием
к десятитомнику Бродского. Будучи человеком чрезвычайно легкомысленным, он дал
почитать эту статью десяти или двенадцати знакомым, кончилось все это арестом.
Это была чистая 70-я: "клеветнический текст", "изготовление, хранение и
распространение". Клеветнического там было вот что: доказывалось, что дело
Бродского состряпал ленинградский обком, и несколько раз употреблялась фраза
"оккупация Чехословакии в 1968 году". Этого вполне хватило. Меня по этому делу
вызывали дважды, причем первый раз держали восемь часов, по-моему. Сначала я
говорил, что ничего не знаю, ничего не читал (как было, естественно, и
договорено). Мне предъявили собственноручно написанные Хейфецем показания, а я
говорил: откуда, мол, я знаю, его это рука или нет. Потом я стал требовать
очной ставки, два или три часа мне очную ставку почему-то не давали, мы со
следователем беседовали о литературе. Он оказался большим знатоком литературы,
он занимался литературой. Потом нам дали очную ставку, пришел веселый Миша,
сильно похудевший, сказал, что свои показания подтверждает, что все так и было.
Я сказал: раз Хейфец говорит, что было, то и я говорю, что было. Это была,
разумеется, ошибка. Чудовищная наша зеленая неопытность сыграла здесь свою
роль. Hи в коем случае нельзя было признаваться. Признаваясь таким образом, я
[...] этого я тогда не понимал, и Миша этого не
онимал, до чего же зеленые были - это просто поразительно! КГБ только и надо
было - набрать как можно больше людей, которые это читали. Чем больше людей,
тем крепче дело об антисоветской клевете и распространении... Потом Хейфеца
увели, начали составлять новый протокол. Мне намекнули, что теперь я у них
навсегда на крючке, потому что дал ложные показания, а за ложные показания
полагается срок... После чего меня отпустили, причем перед тем, как выпустить,
следователь попросил сделать автограф на книжке "Понедельник начинается в
субботу".
-А второй случай?
-А второй раз, спустя год или два, меня вызвали в прокуратуру Куйбышевского
района, но когда я увидел человека, который меня вызвал, я сразу понял, что это
человек из КГБ, - моментально. Он задавал мне вопросы про одного человека,
спрашивал, давал ли тот мне читать какие-нибудь тексты? Я говорил: нет, ничего
не давал. И, что самое замечательное, я действительно забыл, что этот человек
давал-таки мне тексты. И уже потом, когда вышел, когда отъехал пять остановок
на метро, облился холодным потом - какое счастье, что я только сейчас вспомнил,
врать ведь противно, да и трудно - органы это обстоятельство всегда
использовали умело и энергично. Так что всего два контакта было у меня с КГБ,
и, как видите, вовсе не по поводу нашей работы. Волновало меня в этих историях
другое - что-нибудь ненароком не ляпнуть, не подвести людей, а остальное...
Ну, что КГБ мне мог сделать? Максимум - написать на работу, написать в
издательства. Это они могли, и может быть, даже делали. Было время - это была
как раз середина 70-х - когда издательства перестали с нами заключать договоры
вообще. Было время, когда на сберкнижке у меня осталось сто рублей - я очень
хорошо это помню - и ни одного договора, и абсолютно никаких перспектив. Но это
не означало, что мы с голоду помирали. Да, был такой очень тяжелый момент, я
был вынужден продать коллекцию марок, которую собирал двадцать лет. Эти деньги
помогли мне продержаться два или три года - до того момента, когда пресс (не
знаю уж, по какой причине) ослаб, начали появляться какие-то повестушки, в
журналах нас стали печатать, потом дали возможность работать в кино. В общем,
тяжелые два-три года миновали. У Аркадия Натановича коллекции марок не было, и
он просто поступил на работу, два или три года проработал редактором в
Гослитиздате и таким образом продержался.
-Кажется, именно в эти годы вы работали над повестью "За миллиард лет до конца
света"?
-"Миллиард..." был, конечно, прямым следствием всех этих событий. Как вы
помните, в повести создана такая обстановка, что человек поставлен перед
условием: либо ты бросишь заниматься любимым делом, либо из тебя сделают
дерьмо... Нам, конечно, пришлось замаскировать всю эту ситуацию под
Гомеостатическую Вселенную...
-В этой повести "под давлением" оказалось несколько человек, ученых. С кем из
них вы себя более всего отождествляли?
-Ну, естественно, с главным героем, Маляновым.
-А позиции, поступки остальных?
-Это позиции так сказать, теоретически мыслимые. У каждого из этих людей есть
прототипы, но у прототипов взяты черты, не имеющие отношения к проблеме... ну
там объем, вес, рост, манера говорить, образ жизни. Но это вовсе не означает,
что прототипы когда-нибудь оказывались в такой ситуации выбора.
-Почти все эти ваши герои, кроме одного, в конце концов уступают "давлению",
сворачивают работу. Как вы к этим финальным поступкам относитесь?
-Я не могу сказать что мы испытываем антипатию хотя бы к одному из этих героев:
каждый поступает в меру своих возможностей. Нельзя же человека осуждать за то,
что он, скажем, не способен прыгать в высоту на два метра...
-Однако один из ваших героев, Вечеровский, находит в себе силы сопротивляться
"давлению".
-Ну так это Вечеровский - одинокий, свободный Вечеровский, человек особого
класса, для которого главное - соблюдение внутреннего достоинства. Недаром нам
говорили: это вы изобразили Сахарова? Нет, это нельзя, лучше перенесите
действие в Соединенные Штаты, тогда можно будет печатать (как, помнится,
сказали нам тогда в "Авроре").
-То есть политические аллюзии редакторами были поняты однозначно?
-Конечно. Что же редакторы у нас дураки, что ли? Все все прекрасно понимали,
имейте это в виду. То есть были, конечно, какие-то зоологические идиоты, но я о
них не говорю. А все редакторы, с которыми мы регулярно имели дело, понимали
все и всегда. Они могли с нами не говорить на эту тему, могли делать вид, что
ничего не поняли. Точно так же, как и начальство, читавшее после них. Это был
некий безмолвный договор: мы не будем называть вещи своими именами,  и если
данную повесть Стругацких можно защитить перед начальником - значит, ее можно
печатать. Однако стоило хоть кому-нибудь произвести вслух то, о ем все молчали,
- беда!
-Говорят, что и "Хищные вещи века" первоначально были созданы не на
"зарубежном", а на отечественном материале?
-Нет, это было только задумано на отечественном материале. В ту пору Аркадий
Натанович с женой съездили на один экзотический островок в Рижском заливе, и
когда была придумана идея повести - о некоем супергаллюцинаторе, который
заменяет полностью реальный мир, - то первый импульс был: вот, на этом острове
все и произойдет. Первый сюжет мы начали пристраивать туда, но потом поняли,
что экзотический остров - это прекрасно, но все-таки лучше город. Большой,
яркий, сладкий город. Нам очень важным показалось, что наш "слег" пришел не
просто куда-нибудь, а именно в сытое общество - а наше общество никогда не было
сытым. Но надо сказать, мы все время имели в виду, когда писали, наше общество
через два или три десятилетия: нам тогда казалось, что через два-три десятка
лет мы достигнем благосостояния, и эти вопросы встанут во весь рост (так нам
казалось, по наивности нашей). Надо отдать должное орлам из издательства
"Молодая гвардия", они нас быстро раскусили...
-И потребовали переделок книги?
-"Завернул" эту вещь по "идеологическим" мотивам Главлит. Слова были
произнесены вслух, и я приехал в Москву и был вызван на редсовет издательства
"Молодая гвардия", во главе которого стоял нынешний министр культуры РСФСР
Меленьтев.
Я помню, что они все там говорили. Некий Гусев (по-моему, тот самый, который
сейчас стал литературоведом) со священным ужасом говорил: "Вы подумайте, что вы
написали!" И цитировал. А первоначальный вариант текста был такой: "Дурака у
нас лелеют, дурака у нас любят". "Вы понимаете, что может подумать человек,
прочитав? - говорил он мне. - Я-то понимаю, что вы хотите сказать. Но читатель
может подумать, что это про нас!" Я (стараясь не краснеть): "Да нет, да почему
же, естественно, это про них". Он: "Hу, вы так и напишите - "у них". Я (с
фальшивым азартом): "Хорошо, конечно, так и напишу: "Hе у нас, а у них". Часа
два шла такая дребедень, и я думаю, что книжку нам запороли бы обязательно,
если бы не одно счастливое обстоятельство. Мелентьев уходил в этот момент на
повышение, его как бы уже не существовало в этом издательстве. ему было
наплевать Авторы согласны на какие-то изменения? Hу и хорошо, пусть внесут, и
выпускайте... Мы внесли изменения, и книжка вышла.
-Сейчас. кажется, нет ни одной вашей вещи, которая бы не издавалась и не
переиздавалась. Произведения, написанные в 60-е, оказались ко двору сейчас, во
времена "второй оттепели", нового всплеска политической активности. Кстати, не
предлагали ли вам баллотироваться в народные депутаты?
-Меня приглашали баллотироваться и от Мурманска, и от Ленинграда, однако,
трезво все взвесив, я принял совершенно разумное, как я теперь понимаю,
решение: отказаться.
Для того, чтобы заниматься политикой, надо все же быть человеком определенного
склада. Надо очень любить всех людей вообще, а я этого не умею. Кажется, у
Эйзенштейна есть прекрасная фраза. Он сказал: "Я не друг человечества, я враг
его врагов". Я эту позицию вполне разделяю.  для того, чтобы быть настоящим,
честным народным избранником, надо сильно любить человечество, всего себя
отдавать этому делу, это значит: надо очень часть говорить не то, что думаешь.
Что, вообще говоря, представляет собой член Верховного Совета РСФСР? Это
человек, главное назначение которого создавать законы. Но каждый из них
является народным депутатом, значит, должен немалую часть своего времени
отдавать разбору совершенно частных жалоб (у меня не чинят канализацию, у меня
провалилась крыша...) и он должен все это пропускать через себя. И если я еще
могу для себя представить участие в законотворческой деятельности - я человек
теоретического склада, хотя я не разбираюсь во многих вещах, но черт побери,
разобрался бы, вот у меня лежат книги по экономике... То есть с этой задачей я
бы справился, но с задачей каждодневной депутатской деятельности... это не для
меня.
Вместо того, чтобы сказать человеку: слушай, голубчик, ты на себя посмотри, ты
ведь сам ни хрена не делаешь, только на всех жалуешься вокруг..., я должен был
бы говорить: да-да, конечно, это очень важное дело, я должен разобраться.
Вместо того, чтобы прямо говорить: так называемый "социализм", который мы
построили, ни к черту не годен, он не принесет ни счастья, ни справедливости,
что если уж вам угодно выбирать только из двух слов, то, конечно, надо выбирать
"капитализм", потому что он доказал свою жизнеспособность, доказал, что дает
большее количество справедливости... вместо этого я, будучи народным депутатом,
политиком, коему должно заботиться о своем рейтинге у избирателей, должен был
бы говорить: да, конечно, с одной стороны то-то, но, в то же время, с другой
стороны се-то. Hет, я не хочу этого. Этот путь не для меня. Я хочу, наконец,
говорить только то, что я думаю. Хочу говорить то, что я хочу говорить, и не
стану говорить того, чего говорить не хочется.

Беседу вели Роман АРБИТМАН, Вадим КАЗАКОВ, Юрий ФЛЕЙШМАН, члены клубов
любителей фантастики.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Вепрям и рыбам счастье (2:5020/1941.61)