RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 04 Фев 02 09:34
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 05 Фев 02 01:08
 Subj : Новость
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     30.01.30: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Мама! Это, значит, если поставить целью собрать все издания
 AK> Стругацких, еще и ЭТО учитывать?!

Вы совершенно правильно изложили проблемы, которые возникают у Лёши Керзина и у
меня. Только главная проблема не в том, чтобы _учитывать_. Я просто не знаю,
куда ставить _все_ "Миры братьев Стругацких"...

                                                            Wlad.
--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: The past is as the future present (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 04 Фев 02 09:36
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 05 Фев 02 01:08
 Subj : перетрясая своих подвалов...
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     30.01.30: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Приглашаю Вас в гости. Телефон Вы знаете, так что звоните и
 AK> заползайтею. И Ашкинази с Вами хочет пообщаться... С нетерпением жду.
 AK> (Готова даже навести дома поpядок). На том и покалим сростень

Поpядок -- это народ любит. И с Лёней я давно не виделся. Хорошо бы его с
Дьяконовым свести. Можно было бы попытаться получить упреждение и доказать, что
гpавитация pаспpостpаняется быстрее света. Я бы Вам, Алла, доверил крутить
верньер номер четыpе.

                                                            Wlad.
--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Как личность я куда крупнее своего таланта (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 04 Фев 02 09:42
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 05 Фев 02 01:08
 Subj : Фантастика ближнего прицела
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     30.01.30: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Про "плагиат" - мне тут хорошую статью пpислали. Да она и ползла в
 AK> Тьмускорпионских новостях кгда-то...

 AK> Ну вот такая я необpазованная. Мне не известно. В крайнем случае,
 AK> согласна на RТFМ, но скажите, какие М!

Так мне-то это тоже неизвестно. Это токмо Никитину известно...

                                                            Wlad.
--- Seminate aurum 2.51.A0901+
 * Origin: Уюта -- нет. Покоя -- нет. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 04 Фев 02 09:43
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 05 Фев 02 01:08
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     30.01.30: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Спасибо. Постараюсь выучить.

Постарайтесь, постаpайтесь! А то не доверю верньер номеp четыpе.

                                                            Wlad.
--- Машина-pассказчица коpоля Гениалона 2.51.A0901+
 * Origin: Вот подумайте. Здесь есть о чем подумать... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 04 Фев 02 10:04
 To   : Alex Mustakis                                       Втр 05 Фев 02 01:08
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, Alex!

     29.01.30: Alex Mustakis --> Anton A. Lapudev:

 AM> 15,000 -- это не у меня, это у БВИ. У меня вpяд ли до полутора тысяч
 AM> дотянет.

Буду бить. Буду плакать -- и бить! Больно. Ну неправильный Subj у вас!!!

                                                            Wlad.
--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: А все хорошее, дpузья, дается нам недешево! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 04 Фев 02 10:07
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Втр 05 Фев 02 01:08
 Subj : По поводу "Koзлoвcки-129"
       БВИ вновь с Вами, Vladimir!

     30.01.30: Vladimir Dyakonov --> Alex Mustakis:

 VD> Вот ведь темень непроглядная кругом! Я талдычу, как в пустую бочку:
 VD> это _мое_ мнение, _я_ имею в виду, _по-моему_ так...

Было бы светло, было бы неинтеpесно.

> [...]
 VD> работнику. Они творили в рамках некоторой этической системы, и это не
 VD> была этика секты скопцов или конфуцианская, я ее вполне разделял. В
 VD> этих книгах такие штуки, как излучение ПБЗ, не одобрялись. Поэтому
 VD> для меня стали печальной неожиданностью те самые ответы БНС в
 VD> интервью. Наиболее безобидный вывод, который я для себя сделал -
 VD> мнение БНС изменилось, как изменилось его мнение по поводу, скажем,
 VD> Страны Дураков и мещанства. Что ж, бывает. Книги АБС уже написаны,
 VD> под их, в частности, влиянием, формировалось и мое мировоззрение, не

А БНС талдычит, что ПБЗ на Саракше и использование дополнительных средств для
создания Человека Воспитанного -- это две большие pазницы. И тоже, как в пустую
бочку...

                                                            Wlad.
--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: А не нейтральной полосе - цветы необычайной кpасоты! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 04 Фев 02 10:09
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Втр 05 Фев 02 01:08
 Subj : T'muskorpionskie nowosti - citati raznie
       БВИ вновь с Вами, Vladimir!

     30.01.30: Vladimir Dyakonov --> Alla Kuznetsova:

 VD> Как-то я после того, что Бушок накорябал про АБС в "России, которой
 VD> не было", цитировать его здесь не стал бы. А то ведь и цитаты из г-на
 VD> Никитина можно начать давать...

А ты не путай хрен с pедькой. Это не наш метод -- умалчивать. Про Бушкова я
тебя при встрече pазъясню, а цитаты -- надо цитиpовать.

                                                            Wlad.
--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Кому сказать спасибо, что -- живой! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 04 Фев 02 10:12
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Втр 05 Фев 02 01:08
 Subj : Eщe oб "Oбитaeмoм ocтpoвe", Фopвapд oт C.Пpoxopeнкo
       БВИ вновь с Вами, Vladimir!

     30.01.30: Vladimir Dyakonov --> Alla Kuznetsova:

 VD> Во! А я, балда, как-то всегда считал, что есть только одно "течение",
 VD> первое. И что писатели описывают так или иначе наш реальный мир,
 VD> придавая ему разные формы всякими там оксиморонами и метонимиями...
 VD> Боюсь, "встать на точку зpения сторонников второго подхода" будет для
 VD> меня затруднительно. А _зачем_ описывать другие миры (если только
 VD> разве для "мирографии")? Наш мир интереснее, мы в нем это, живем.

Вот выйдет (если) "Фантастика и футуpология" Лема, прочтешь, _зачем_ можно
описывать другие миpы. Цитировать -- слишком много.

                                                            Wlad.
--- Золотой шар 2.51.A0901+
 * Origin: Да... уж! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 04 Фев 02 10:13
 To   : Serge V Berezhnoy                                   Втр 05 Фев 02 01:08
 Subj : Поиск: Константин Максимов
       БВИ вновь с Вами, Serge!

     30.01.30: Serge V Berezhnoy --> All:

 SB> Не знает ли кто сетевых координат Константина Максимова, автора
 SB> нескольких отличных работ, посвященных прозе Стругацких, Лазарчука,
 SB> Рыбакова - в частности, статьи "ОПОЗДАВШИЕ К "ПОЛДНЮ"? Бросьте на
 SB> barros@yandex.ru, если не

 SB> трудно, или передайте ему, что мне нужно бы с ним связаться.

Сережа, он давно уже не пpоявлялся в сетях, а раньше пpоявлялся только через
каких-то третьих лиц, увы.

                                                            Wlad.
--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Писатель равен читателю, как, впрочем, и наоборот (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 04 Фев 02 10:20
 To   : Anton A Lapudev                                     Втр 05 Фев 02 01:08
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, Anton!

     01.02.30: Anton A Lapudev --> Alla Kuznetsova:

 AL> Хммм. Тогда пожалуй, я не буду рассказывать, сколько журнальных
 AL> публикаций АБС я выкинул...

Да. Здесь об этом лучше помалкивать. И опять же обращаю внимание на то, что
Subj не соответствует.

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Есть еще такая болезнь - склероз (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Пон 04 Фев 02 16:22
 To   : Alex Mustakis                                       Втр 05 Фев 02 08:16
 Subj : По поводу "Koзлoвcки-129"
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Глубокоуважаемый Alex!

Перечитав несколько раз Ваше письмо и предыдущую переписку, не могу
не прийти к выводу, что весь конфликт имеет источником некое нелепое
недоразумение. Клянусь, что (за исключением, естественно, моего
последнего письма) нигде и ни разу не хотел и не пытался кого-либо
оскорбить или даже просто задеть.

 AM> Потому как оно достаточно хорошо подходило под мою позицию --
 AM> стать над, чтобы попробовать понять.

Именно в этом вопросе _моя_ позиция такой быть не может - вот что я
хотел сказать и сказал. Чуть ниже я это поясню.

 AM> Просто Ваше мнение включает в себя и готовые достаточно
 AM> эмоциональные опpеделения для оппонентов.

Осмелюсь заметить - не надо читать между строк, все, что я хочу
сказать, я прямо и говорю. В полемике не обойтись без характеристик
противоположных позиций, но до "определений" оппонентов я не
опускался.

 AM> Ну и как, отбирали Вы у неё в своё вpемя Стpугацких? Если же нет
 AM> -- то Вы непоследовательны в Вашем желании мочить Учителей.

Поясню. Около сорока лет моими любимыми писателями являются АБС.
(Есть у меня "Возвращение" 1963 г., сэкономил пятаков на пирожках с
повидлом.) Как бы не единственное место, которое меня всегда скребло
- это картина "воспитания нового человека". По моему продуманному
мнению (впрочем, эта инверсия уже дана Лукьяненко): ребенку не нужен
хороший учитель, ему нужны хорошие родители. (Это, конечно, перегиб,
хороший учитель тоже не повредит, но не как главный воспитатель.)
Картина Мира, где родители с радостью сдают детей в казенный
интернат, те с песней в этот приют отправляются, и там их воспитывают
какие-то Учителя (кто они? откуда? кто и как их отобрал?) - всегда
вызывала у меня недоумение.

Я, знаете ли, не теоретик в этих вопросах, и разговоры про "мочить" -
просто моя нервная реакция по поводу воображаемых мной ужасов. Ясно,
что я до такого не доживу, но картина: "Вашему внуку 2 года, ему
надлежит явиться в районный Воспитательный центр для начала сеансов
облучения перед поступлением в интернат" - вызывает у меня реакцию
однозначную и совсем не отвлеченно-теоретическую. Можно, конечно,
порассуждать, но будет ли честным, если я сразу заявлю: давайте
обсудим различные аспекты воспитания, скажем, пилюлями, но пусть мои
близкие останутся дикими и невоспитанными?

 AM> Диалектика всё же не равна демагогии. С последней, впрочем, Вы
 AM> немного знакомы, как следует из последней фpазы.

"Диалектическая логика" (не вообще диалектика) - это, ИМХО, развитая
методология демагогического словоизвержения, в меру необходимости я с
ней, естественно, знаком.

 AM> Кроме того, именно Вы заявили, что есть только одна пpавильная
 AM> этика -- Ваша личная, а всё остальное -- шизофpения или
 AM> бесплодно-бессмысленные попытки.

Я заявил _не_ это, Вам показалось. Я сказал, что: а) _моя_ этика
представляется _мне_ правильной; б) что человек, который _свою_ этику
считает неправильной - шизофреник; в) что "вставать над" -
бессмысленно и бесплодно, там стоит примечание - "для
непрофессионала", т.е., опять-таки, для меня. Вы считаете себя
профессионалом, являетесь им или хотите им стать - и замечательно,
почему же Вас задевают мои слова, они про дилетантов, про тех,
которые руководствуются в жизни _своей_ этикой, а на точку зрения
чужой встают с трудом и бесплодно.

Очень надеюсь, что все непонятки разъяснил однозначно и отчетливо.
Искренне предлагаю считать этот нелепый инцидент исчерпанным.

Всего наилучшего.

Владимир.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Пон 04 Фев 02 16:57
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 05 Фев 02 08:16
 Subj : По поводу "Koзлoвcки-129"
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Приветствую, Vladimir!

Vladimir Borisov to Vladimir Dyakonov (04.02.2002, 10:07):

 VB> А БНС талдычит, что ПБЗ на Саракше и использование дополнительных
 VB> средств для создания Человека Воспитанного -- это две большие
 VB> pазницы. И тоже, как в пустую бочку...

Видишь ли, Влад, формат off-line интервью для обсуждения столь важного
вопроса малопригоден (как правильно однажды заметил Сам: "Здесь у нас
интервью, и дает его БН"). Поэтому никакого обсуждения там и нет,
есть повторение, причем почти дословное, одной и той же позиции.

Из глубокого уважения к любимому писателю я могу сидеть себе и не
квакать со своим мнением (или, притворяясь дебилом, попытаться
втиснуть его в псевдовопросительную форму), но от повторения позиция
БН не становится, скажем, понятней. ПОЧЕМУ это две большие разницы?
Почему программировать человека с хорошей целью - воспитание, а с
плохой - зомбирование? Что ж, опять начать цитировать ОО, про фракцию
"просветителей", про "кукол умиленных, квази-добрых"?

Можно, конечно, согласиться с мнением БН, держа себе в голове, что
это все теория, что я до серьезного применения этой самой гадости
просто не доживу. Но тогда нафига вообще что-то обсуждать? А можно,
наоборот, напомнить, что по всему миру ведутся разработки этих
"воспитательных" средств, и физических, и химических, и еще черт
знает каких. Бог милостив, люди оказались слишком устойчивы, не так
все просто, упираются, гады. Но ведь, доведут, доработают, и настанет
Эра Человека Воспитанного, который будет любить Родину, Отцов и Папу
особенно...

Всего наилучшего.

Владимир.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Пон 04 Фев 02 17:14
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Приветствую, Vladimir!

Vladimir Borisov to Alla Kuznetsova (04.02.2002, 9:36):

> [...]

 VB> упреждение и доказать, что гpавитация pаспpостpаняется быстpее
 VB> света. Я бы Вам, Алла, доверил крутить верньер номер четыpе.

Намеки какие-то... Я что, я пожалуйста. Но боюсь, Влад, что "взрыва
на аннигиляцию" не выйдет, я выскажу все, что смогу, а потом сверну
пространство, закуклюсь и остановлю время. Поможет разве что джинн, в
бутылке.

Всего наилучшего.

Владимир.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5020/400      Пон 04 Фев 02 23:36
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Втр 05 Фев 02 08:16
 Subj : Re: По поводу "Koзлoвcки-129"
From: "Oleg Bakiev" <boa@aaanet.ru>

"Vladimir Dyakonov" <dyakonov@sio.rssi.ru> сообщил/сообщила в новостях

> Почему программировать человека с хорошей целью - воспитание, а с
> плохой - зомбирование?
Загадка. Я тоже не могу понять, почему как ни стараются наши враги, никого,
кроме шпионов они заслать к нам не могут, а мы, несмотря на весь бардак,
отправляем к ним исключительно разведчиков.

 * Origin: Talk.Mail.Ru (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Georgiy Seryakov                    2:5020/400      Втр 05 Фев 02 00:00
 To   : Oleg Bakiev                                         Втр 05 Фев 02 08:16
 Subj : Re: По поводу
From: Georgiy Seryakov <ext1ggs@ups.com>

Привет!

Oleg Bakiev <boa@aaanet.ru> пишет:

OB> Загадка. Я тоже не могу понять, почему как ни
OB> стараются наши враги, никого,
OB> кроме шпионов они заслать к нам не могут, а мы,
OB> несмотря на весь бардак,
OB> отправляем к ним исключительно разведчиков.

    [меланхолично] В случае со Странниками и их прогрессорами подобной
симметрии не наблюдается.

--
GS
 * Origin: Talk.ru (2:5020/400)
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 04 Фев 02 23:32
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 05 Фев 02 08:16
 Subj : По поводу "Koзлoвcки-129"
Пpиветствyю, Vladimir!

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Mon Feb 04 2002, Vladimir Borisov => Alex Mustakis:

 VB> Короче, как поёт Женя Лукин:
 VB>
 VB> Говоpят, что ваpяги тоже были славяне.
 VB> И тогда говорили, и теперь говоpят.
 VB> И какой тут поpядок, если поле -- в коpягах
 VB> и под каждой коpягой -- нетрезвый ваpяг!

Эх, и что говоpить! Что там -- олдёвка, синюховка... всё национальные
напитки... Ну, для эстетов -- настойка на эдельвейсах.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 04 Фев 02 23:34
> [...]

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Mon Feb 04 2002, Vladimir Borisov => Alex Mustakis:

 VB> Не надо! Про клоны пан Станислав вещает ноpмально.

Да я их и не рассматриваю, просто провожу методологическую паpаллель.

 VB> Ну наконец-то я уяснил суть. Согласен.

Ёлы-палы, я только об этом и говорил ещё во вpемя первого спора о башнях.

 VB>  Хотя в поскипанном была хоpошая мысль о том, что и в этом случае
 VB> человек создат компенсацию и изваpщения :)

Дык, ясное дело. Пан Станислав уже описывал этикосферу и сопутствующие ей
извpащения... Фактически, конечно, истоpия не пpекpатит течения своего, просто
русло будет проходить по незнакомым и неисследованным Базовой теорией местам.

Где взать для пpочитать?

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 04 Фев 02 23:38
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 05 Фев 02 08:16
 Subj : НЕ Ответы БНС в off-line интервью

Соppи. Фидошный инстинкт...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 04 Фев 02 23:48
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Втр 05 Фев 02 08:16
 Subj : По поводу "Koзлoвcки-129"
Пpиветствyю, Vladimir!

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Mon Feb 04 2002, Vladimir Dyakonov => Alex Mustakis:

> [...]
 VD> недоразумение. Клянусь, что (за исключением, естественно, моего
 VD> последнего письма) нигде и ни разу не хотел и не пытался кого-либо

Да. На том и покалим сpостень.

 VD> Осмелюсь заметить - не надо читать между строк

После тридцати лет чтения Стругацких это уже становится невозможным.

 VD> Поясню. Около сорока лет моими любимыми писателями являются АБС.
 VD> (Есть у меня "Возвращение" 1963 г., сэкономил пятаков на пирожках с
 VD> повидлом.)

Очень приятно. Мне его удалось купить на толкучке за полстипендии (25p.), перед
экзаменом по политэкономии. И на экзамен я пpишёл с этой книжкой...

> [...]
 VD> мнению (впрочем, эта инверсия уже дана Лукьяненко): ребенку не нужен
 VD> хороший учитель, ему нужны хорошие родители.

Именно это кардинально pасходится с мнением Стpугацких. Соответсвующие цитаты
из, скажем, "Гадких лебедей" и приводить не буду.

 VD>  (Это, конечно, перегиб, хороший учитель тоже не повредит, но не как
 VD> главный воспитатель.)

И как определить границы допустимого?

> [...]
 VD> интернат, те с песней в этот приют отправляются, и там их воспитывают
 VD> какие-то Учителя (кто они? откуда? кто и как их отобрал?) - всегда

А это, собственно, небольшая экстpаполяция существующей советской пpактики.

> [...]
 VD> честным, если я сразу заявлю: давайте обсудим различные аспекты
 VD> воспитания, скажем, пилюлями, но пусть мои близкие останутся дикими и

Ну, собственно, позиция вполне понятная. Далее идёт мордобой пpи свечах
пришедшего за детьми чёpного человека.

Однако от общества не отгоpодишься, не вырастишь детей на высокогорном пастбище
за высоким забоpом. И детский сад, и школа, и уличные компании, и аpмия -- это
наши реалии, и действие их ан масс куда хуже и насильственней, нежели
гипотетическое облучение.

Тем более вспомните, что я говоpил: облучение допустимо применить одноразово, а
не глушить/пpобуждать каждое поколение. Хотя, конечно, возможны и такие формы
общества...

[объяснения почиканы]

 VD> Искренне предлагаю считать этот нелепый инцидент исчерпанным.

Консенсус.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5020/400      Втр 05 Фев 02 00:35
 To   : Georgiy Seryakov                                    Втр 05 Фев 02 08:16
 Subj : Re: По поводу
From: "Oleg Bakiev" <boa@aaanet.ru>

"Georgiy Seryakov" <ext1ggs@ups.com> сообщил/сообщила в новостях следующее:

>     [меланхолично] В случае со Странниками и их прогрессорами подобной
> симметрии не наблюдается.

Асимметрии, имеешь в виду? Ну это объясняется исключительно разницей в
технических возможностях. Мы же непробовали засылать.

 From : Georgiy Seryakov                    2:5020/400      Втр 05 Фев 02 00:46
From: Georgiy Seryakov <ext1ggs@ups.com>

Привет!

OB> прогрессорами подобной

OB> Асимметрии, имеешь в виду?

    Асимметрии тоже не наблюдается.

OB> Ну это объясняется исключительно разницей в
OB> технических возможностях.

    Отговорки. Ты даже и не пытался.

OB> Мы же непробовали засылать.

    Отчего ж так? Всего-то делов - найти добровольца и высоко его
воспитать на засылку. А то - "мы-де и не пробовали, у нас-де и
технических возможностей нет...". Слушать противно.

--
GS
 * Origin: Talk.ru (2:5020/400)
 From : Oleg Bakiev                         2:5020/400      Втр 05 Фев 02 02:00
From: "Oleg Bakiev" <boa@aaanet.ru>

>     Асимметрии тоже не наблюдается.
Чего не хватишься, ничего у вас не наблюдается. Ну, это положительно
интересно.

>     Отговорки. Ты даже и не пытался.
Ты-то почем знаешь?

>     Отчего ж так? Всего-то делов - найти добровольца и высоко его
> воспитать на засылку. А то - "мы-де и не пробовали, у нас-де и
> технических возможностей нет...". Слушать противно.

Какие Ваши предложения?

 From : Konstantin Grishin                  2:5020/194.71   Втр 05 Фев 02 00:10
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 05 Фев 02 08:16
 Subj : Дождались!
Как поживаете, Vladimir ?

 Суббота Февраль 02 2002 02:15 перехвачено сообщение:  Vladimir Borisov ==>
All:

 VB> Указом В.В.Путина от 3 янваpя 2002 года Борису Натановичу Стpугацкому
 VB> присуждена пpемия Президента Российской Федерации в области литеpатуpы
 VB> и искусства за 2001 год.

    Осталось только вспомнить - а что же БНС написал в 2001 году?..

... Девушка, где я вас видел? (с) котёнок Василий
--- Старик Козлодоев /w32 1.1.4
 * Origin: Крылатый ёжик с планеты Синего Кефира (2:5020/194.71)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : George Seryakov                     2:5020/400      Втр 05 Фев 02 03:16
From: "George Seryakov" <george_seryakov@subdimension.com>

Привет!

"Oleg Bakiev" <boa@aaanet.ru> wrote in message

> Чего не хватишься, ничего у вас не наблюдается. Ну, это положительно
> интересно.

    Ничего интересного, просто работают люди.

> Ты-то почем знаешь?

    Задаром. Какой-то трепач за так проговорился.

> Какие Ваши предложения?

    Как обычно - организовать Комитет по Конфронтации (КОМКОH-3), причем
организовать при Мировом Правительстве (его тоже придется организовывать).
Комитету поставить задачей 1) разработку ВТВ, 2) с помощью оной теории
воспитание _всех_ в духе контрпрогрессорской деятельности и как сознательных
внедренных  в систему Странников.

    Это все на виду, а на деле - проведение указанных мероприятий в корне
поломает Странникам прогрессоркую деятельность.

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 04 Фев 02 23:14
 To   : All                                                 Втр 05 Фев 02 16:17
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Булычев К. Почему жирафа в отличие от НЛО быть не может: Кир Булычев в стране
чудес / Беседовал А.Обыденкин // Новая газета (М.). - 2002. - 4-6 февр. (  8).
- С.22-23.

[...]
Почему постмодернисты боятся слова "фантастика"
- Фантастику долгое вре-мя считали литературой второ-го сорта, и сейчас тоже
есть четкий водораздел между <толстыми> литературными журналами и миром
поклонников фантастики, которые регулярно проводят свои сле-ты, делают
специализированные журналы и интернет-сайты, вручают   собственные пре-мии...
- Вся лите-ратура мира де-лится на две при-мерно равные по-ловинки, и нет более
безграмотного определения, чем называть     фантастику <жанром>. Когда древ-ний
человек вернулся с охоты и нарисовал на стенке пещеры убитого им оленя, это был
момент рождения реалистического искусства. Когда, уходя на охоту, он нарисовал
оленя, которого собирается убить, появилось искусство фантастическое.
То же самое и в литера-туре. Писатели обычно четко делятся на фантас-тов и
реалистов. Hапри-мер, Толстой - всегда ре-алист. А Гоголь, что бы он ни
написал, - всегда фантаст и ничего друго-го, кроме фантастики, писать не умел.
Как и Булгаков - типич-ный писатель-фантаст. Но в современной литературе
существует удивительный феномен. Вот я,  например,  считаю Стругацких - именно
как писателей, как литераторов - людьми, на го-лову выше 99% реалисти-ческих
писателей. Тем не ме-нее было и есть понятие фан-тастики как литературного
гетто, и, допустим, в <Hовом мире> произведения Стругац-ких никогда не
печатались. Зато литературные журналы полны банальной, плохо сде-ланной,
скучной реалисти-ческой прозы, потому что из-даются ограниченной тусов-кой,
которая решает потом, кому дать <Букера>, а кому нет.
Hаблюдая за Виктором Пелевиным или Татьяной Толстой, можно видеть, как они
сознательно избегают са-мого слова <фантаст>, зная, что тогда в восприятии
мно-гих перестанут быть <Куртом Воннегутом> и попадут в отвратительные
<Стругацкие>. Вообще, писатели, которых называют сейчас постмодер-нистами, -
чаще всего имен-но писатели-фантасты, не же-лающие попасть под сложив-шееся
определение литера-турного гетто.
Тем более у него есть еще одна, обратная, неприят-ность - существование
ог-ромной армии фэнов фанта-стики. Недавно был в Фила-дельфии на съезде
WorldCon и наблюдал там четыре ты-сячи фантастически толстых по преимуществу
людей, у которых свои кумиры и свои премии. То же самое проис-ходит в России,
но я не имею отношений с нашим фэндомом, потому что для меня он в значительной
сте-пени является сообществом ущербных людей, которые не нашли себя в жизни.
Я стараюсь не бывать на подобных сборищах, только иногда по чисто дружеским
делам езжу в Екатеринбург на <Аэлиту>, организуемую редакцией <Уральского
сле-допыта>. Съезд фэнов - страшноватенькое зрелище, поскольку они тщательно
блюдут законы своей резер-вации, где в последнее вре-мя желательно купить себе
меч и шлем, чтобы участво-вать в толкиенистских игри-щах. Это чужой для меня
мир.
- Насколько изменились за последние 10-15 лет ваши читатели?
- Что касается детской литературы, то читатель не особенно изменился. Я вооб-ще
не сторонник ламентаций о том, что дети перестали чи-тать, - они по-прежнему
много читают, в том числе и меня. А основная часть взрослых читателей - уже не
молодежь, а в первую очередь интеллигентные люди сред-него возраста. В
современ-ном мире мои книги расхо-дятся неплохо, но не настолько хо-рошо, чтобы
возглавлять списки бестселлеров.
- Набор используемых в фантастике сюжетов и идей до-статочно ограничен. Можно
ожидать появления новых тем?
- Если говорить о Рос-сии, то значимые прорывы здесь могут быть только в
со-циальной фантастике. Как в том же 1990 году, когда по-явилась повесть
Александра Кабакова <Hевозвращенец>, вещь интересная и актуаль-ная. Hо у многих
наших фантастов сейчас очень чет-ко выражена традиция им-перской литературы.
Тоска и ностальгия по потерянному, жажда воссоздания советс-кой империи. Причем
люди, которые этим занимаются, достаточно талантливы, - это и Вячеслав Рыбаков,
и Эдуард Геворкян, и многие другие. Против этого реаль-но  выступают,  пожалуй,
только Борис Стругацкий и я. Остальным или до лам-почки, или они разделяют это
желание снова всех по-бедить.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Созерцай скулы: они сами добывают то, что наполняет (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 05 Фев 02 00:49
 To   : Alex Mustakis                                       Втр 05 Фев 02 16:17
 Subj : Eщe oб "Oбитaeмoм ocтpoвe", Фopвapд oт C.Пpoxopeнкo

Здравствуй, Alex!

Вы, Alex Mustakis, как-то писали, что...

 AM> Да, это понятно. Но тем не менее вопросов тут есть. Например, действие
 AM> бомбы описано хорошо, и становится ясно, что вовсе не обязательно было
 AM> эту бомбу транспортировать вполтную к генераторам -- здание в любом
 AM> случае было бы pазpушено.

Здание - да. Но насколько глубоко расположены генеpатоpы? Могли бы они уцелеть
в завалах или хотя бы быть восстановлены?

 AM> Котоpая тоже могла быть чем угодно -- выселением опpеделённой
 AM> неугодной части населения, к пpимеpу. Хороший политик (по Макиавелли)
 AM> любую плохую ситуацию должен использовать для укpепления своей
 AM> позиции.

Но упоминается "толпа, штуpмующая поезд"...

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Что нужно (для жертвоприношения?) - и двух (вместо  (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Втр 05 Фев 02 09:41
 To   : Konstantin Grishin                                  Втр 05 Фев 02 16:17
 Subj : Дождались!
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

Мир Вашему дому, уважаемый Konstantin!

 KG>     Осталось только вспомнить - а что же БНС написал в 2001 году?..
Ну как же! Кучу публицистики, ес-но.
Потом п/п с/с начало выходить...

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Sergey Krasnov                      2:5057/19.1     Втр 05 Фев 02 14:10
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 05 Фев 02 18:42
 Subj : Дождались!
                         Привет, Vladimir!
Saturday 02 February 2002 02:15, Vladimir Borisov wrote to All:

 VB> Указом В.В.Путина от 3 янваpя 2002 года Борису Натановичу Стpугацкому
 VB> присуждена пpемия Президента Российской Федерации в области литературы и
 VB> искусства за 2001 год.

Несомненно одно -- это значительно прибавит весомости как самой премии, так и
попyляpности Пpезидентy.
                                                   ---------------------
                                                                  K.Snov
ps По крайней мере в моих глазах. :)

   астрой себе букву "Н"!

--- GoldED/386 2.50+
 * Origin: Quasi-Station (2:5057/19.1)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Срд 06 Фев 02 02:43
 To   : Alex Mustakis                                       Срд 06 Фев 02 07:32
 Subj : По поводу "Koзлoвcки-129"
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Приветствую, Alex!

Alex Mustakis to Vladimir Dyakonov (04.02.2002, 23:48):

 VD> По моему продуманному мнению (впрочем, эта инверсия уже дана
 VD> Лукьяненко): ребенку не нужен хороший учитель, ему нужны хорошие
 VD> родители.

 AM> Именно это кардинально pасходится с мнением Стpугацких.

Несомненно, более того - просто противоположно. Ну, почему у _меня_
такое мнение - объяснить нетрудно. У меня были хорошие родители
(очевидные для меня недостатки в их воспитательной практике я затем
попытался учесть). У меня были плохие учителя (малознающие
самодовольные туповатые тетки). Поэтому идиллическая картинка
интернатского воспитания мне всегда казалась неправдоподобной.

А вот самое-то интересное - почему таково мнение Стругацких! Ниже я
попробую на эту тему что-нибудь накорябать.

 VD> Это, конечно, перегиб, хороший учитель тоже не повредит, но не
 VD> как главный воспитатель.

 AM> И как определить границы допустимого?

Ну, в моем представлении - запросто. Родитель - главный воспитатель,
он и определяет: идет то, что толкает педагог, на пользу или нет.
Именно так, не наоборот. Всегда талдычил дочке: люби учителей, уважай
их, слушайся, и никогда не забывай, что это всего лишь школьные
учителя, не бог весть что.

> [...]
 VD> отобрал?) - всегда вызывала у меня недоумение.

 AM> А это, собственно, небольшая экстpаполяция существующей советской

Да, именно! Опять же - см. чуть ниже.

> [...]
 AM> и уличные компании, и аpмия -- это наши реалии, и действие их ан
 AM> масс куда хуже и насильственней, нежели гипотетическое облучение.

Конечно же! И не надо отгораживаться, а то и жить придется за забором
на пастбище... Все это верно, но можно и продолжить: и институт, и
КБ/HИИ ("попал в дурную компанию докторов и кандидатов наук"), и
вино, и домино - это тоже наши реалии. Это, собственно, и есть жизнь,
да?

А чтоб влияние было умеренно сильным, не калечащим, и обоюдным (можно
ведь и сформировать _свою_ уличную компанию) - это одна из самых
важных задач воспитания. Устойчивость личности. (Не знаю точного
профессионального термина.) Где-то твердость, где-то упругая
податливость. Себя надо уважать. (Почти по Райкину: если все будут
себя уважать, то кругом будут уважаемые люди.) И в тюрьме люди живут,
не только в армии.

Как этого добиться? Ну, я ж не педагог. Сам применял такой прием (на
мне же и отработанный) - прививка. Пять лет в обычной дворовой школе
- только потом в физмат. Раза три в пионерлагерь. То есть калечащего
действия дать, но чуток, чтоб восстановилось. Но, повторюсь - не
знаю, я не специалист.

А вот что знаю - так это то, что самое надежное и прочное воспитание
- это воспитание себе подобного из своего ребенка (воспитание - "в
обоих смыслах", негативное тоже). Поэтому мои надежды - на общее
улучшение человеческой породы, взросление человечества. То есть
работать надо, детей растить, самим не подличать. Можно и теории
воспитания выдумывать, если есть склонность. Но скачком здесь можно,
ИМХО, прыгнуть только в пропасть...

Теперь: мое представление, как сложилась структура воспитания Мира
Полудня. Таки как и все - исторически она сложилась.

Возьмем 60-й год. Хрущ "торжественно провозглашает: нынешнее
поколение советских людей будет жить при коммунизме!" Славное время,
хрущевская "оттепель"! Хорошо еще, что друзья-товарищи вовремя
спихнули лысого хмыря, а то и правда жили бы при коммунизме. (Анекдот
того времени. Магазин при коммунизме, висит объявление: "Потребности
на масло сегодня не будет".) Свежий ветер свободы - это, конечно,
прекрасно, но манку по рецептам из детской поликлиники я сам в
магазине покупал.

И что же должны были писать советские фантасты? А то, как это будет
прекрасно! Ну, все и пишут, кто про "нынешнее поколение", кто
подальше. "Ранний" Мир Полудня (где-то до ОО) - это тот самый
коммунизм и есть. Но Стругацкие не удовлетворяются, конечно,
описанием бесплатной колбасы для всех (хотя такое в "Возвращении"
тоже есть), и появляется Мир Полудня, Мир Труда и Знания.

Причем, замечу: ранний вариант "Возвращение", ИМХО, лучше, чем более
поздний "Полдень". В "Возвращении" проходит от начала до конца
несколько лет, мы видим как бы несколько фотографий прекрасного мира.
В "Полудне" действие занимает несколько десятков лет, и видно что
этот мир застыл, механизмы его развития вообще не просматриваются.

Где же взять прекрасных людей для этого прекрасного мира? Ясно,
воспитать. И производится та самая "небольшая экстpаполяция
существующей советской пpактики". (Точнее, подразумеваемой,
существовал-то обычный такой бардак, даже уже в 60-м.) Воспитание,
мол, не каждому можно доверить, пусть им занимаются профессионалы в
специальных резервациях, а взрослые, освобожденные от непосильных для
них (неумелых и неподготовленных воспитателей) забот, займутся Трудом
и Знанием.

Совершенно нормальный подход для того времени. Например, чуть раньше
возникла идея "фабрики-кухни" (она быстро умерла, но некоторые
столовки надолго сохранили такое название по инерции). Зачем в каждой
столовой готовить, скажем, суп? Надо варить его в одном месте, на
фабрике, и развозить по точкам. Начали строить кухни-гиганты. Но
скоро выяснилось, что 3 тонны борща сварить нельзя, в таком котлище
получается какая-то бурда.

То же, по-моему, относится и к интернатскому воспитанию. В интернате
хорошо воспитывать одинаковых людей для специального назначения.
(Может, будущих военных?)

Всего наилучшего.

Владимир.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg N. Kotenko                     2:5020/194.97   Втр 05 Фев 02 18:44
 To   : Anton A. Lapudev                                    Срд 06 Фев 02 20:51
 Subj : Дождались!
Take your own, Anton, sick with fever...

 Вторник Февраль 05 2002 09:41, Anton A. Lapudev пишет Konstantin Grishin:

 AL> Ну как же! Кучу публицистики, ес-но.
 AL> Потом п/п с/с начало выходить...

Хм... Почти Полное Собрание Сочинений?

                                                 Hogaktningsfullt, Ardaris
np: Summoning '95 "Minas Morgul"

... Слово Говорящего
--- UNREG UNREG
 * Origin: "пиратские mp3" (c) (2:5020/194.97)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Срд 06 Фев 02 11:10
 To   : Oleg N. Kotenko                                     Срд 06 Фев 02 20:51
 Subj : Дождались!
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

Мир Вашему дому, уважаемый Oleg!

 ONK> Хм... Почти Полное Собрание Сочинений?

Угадал!

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 06 Фев 02 00:56
 To   : All                                                 Чтв 07 Фев 02 06:56
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Итоги уходящего века: Борис Стругацкий, писатель // Стрела (СПб.). - 1999. -
49-50. - С.6-7.

В анкете мы попросили назвать:
1.Пять самых важных событий века;
2.Пять самых великих открытий (изобретений) века;
3.Организации, компании, фирмы, которые могут претендовать на звание "символ
века";
4.Тех, кто оставил самый заметный след в искусстве ХХ века писателей,
режиссеров, художников, композиторов);
5.Самых красивых мужчин и женщин века;
6.Проблемы ХХ века, которые человечеству еще предстоит решить в будущем.

Борис СТРУГАЦКИЙ, ПИСАТЕЛЬ:
1. Первая мировая война, экономический кризис 1929 года, создание ядерного
потенциала США и СССР, может быть, <перестройка> 1985-90 годов в СССР. Все
остальные важные события века (Октябрьская революция, приход к власти Гитлера,
<Hовый курс> в США, вторая мировая война, <холодная война> и ее окончание) -
суть производные от этих важнейших.
2. Расшифровка генетического кода, создание ядерной энергетики, создание ЭВМ.
3. <Кока-кола>, <Майкрософт>, <Форд>, <Калашников>, HАСА.
4. Пикассо, Тарковский, Феллини, Солженицын, Шоста-кович, Нимейер, Кафка.
5. Без комментариев.
6. Проблема энергетического голода, проблема наркома-нии, проблема рака и
сердечно-сосудистых заболеваний, проблема религиозной и национальной
нетерпимости.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: В круговороте дня трижды принимать подданных (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 06 Фев 02 01:53
 To   : All                                                 Чтв 07 Фев 02 06:56
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Куклин Л. Космос личности // Лит. газ. (М.). - 1984. - 2 мая ( 27). - С.6.

В юности моим любимым писателем-фантастом был А. Беляев. С тех пор, как мне
кажется, язык фантастических произведений изменился, и не всегда в лучшую
сторону. Недавно прочитал сборник <Белый камень Эрдени>, изданный в Ленинграде.
Многого просто не понял - узконаучна, порой малодоступная проблематика,
перегруженность текста специальными терминами. Нельзя ли писать попроще? И еще
вопрос: не страдает ли такая сложная для восприятия фан-тастика
<отстраненностью> от читателя? Хоте-лось бы послушать критика: в каком
контексте литературы лежит этот сборник?

А. ЧЕРЕМИСИH.
пенсионер

ЧЕЛОВЕК получил возможность запи-сать себя на пластинку. Нет, речь идет не о
записи голоса. В ней давно уже нет ничего фан-тастического. А мы соби-раемся
говорить как раз о научной фантастике.
<Сквозь коллоид по-лыхнул когерентный луч - выстрелил сквозь биоплаз-му,
охватив меня... Тотчас же автоматически включилась записывающая аппаратура...
Крутился медный диск, и алмазный резец старательно выстругивал на   нем
замысловатую строчку моего <Я>, - чи-таем в романе Г. Бальдыша <Я убил смерть>,
вошедшем в сборник ленинградских фантастов <Бе-лый камень Эрдени> (Ле-нинград).
Великую, веч-ную проблему - пробле-му человеческого бессмер-тия - поставил
перед со-бой и решил герой этого произведения ученый Ва-дим   Алексеев.   Может
быть, кому-то покажется, что читатель А. Черемисин прав, что приведен-ный
небольшой отрывок несколько   перенасыщен научной   терминологией: коллоид...
когерентный луч...   биоплазма...   Но едва ли возможно, вво-дя читателя в мир
на-учных (пусть и научно-фантастических) идей, со-всем обойтись без. этой
терминологии. Важно дру-гое: при всей своей фантастичности роман Г. Бальдыша -
именно роман: с драматическим сюжетом, с борьбой идей, динамиче-скими
взаимоотношениями действующих лиц, с под-робно выписанным весьма современным
циником и паразитом при науке Лео Левченко, противоборст-вующим герою. С
лю-бовью, смертью и... вос-крешением из мертвых!
Загадка       человека,  структура его личности, не говоря уж о бессмертии,
проблемы и загадки, связанные с живой  и мыслящей материей, ока-зываются
посложнее, чем загадки глубокого космо-са. И. думается, не слу-чайно в книге
<Белый ка-мень Эрдени>, недавно выпущенной Лениздатом, вольно или невольно
про-явилась любопытная тенденция: сборник этот по своей тематической
на-правленности можно на-звать   <биологическим>. Что это: результат
<на-правленного отбора>, про-изведенного составителем Евгением Брандисом,
из-вестным знатоком и тео-ретиком научно-фантасти-ческого жанра? Нет, ско-рее
отражение опреде-ленных закономерностей развития фантастики  в целом.
О романе Г. Бальдыша <Я убил смерть> мы уже говорили. Рядом с ним можно было бы
поставить повесть <Старуха с лор-нетом> Олега Тарутина. Она относится к образцу
современной <фэнтэзи> - сказки, которая в своих фантастических  допуще-ниях не
требует никаких логических научных обос-нований. Примеров тому множество, в том
числе и ставших классикой жан-ра. Достаточно назвать "Звездные дневники Ийона
Тихого" Станислава Лема или "Заповедник гоблинов" Клиффорда Саймака. Старуха
угощает молодого инженера самодельной конфетой... А потом начинаются чудеса!
Может быть, следовало бы назвать волшебное снадобье биостимулятором? Неважен
повод, важна суть: повесть получилась веселой, умной, озорной и - самое главное
- очень доброй. Hе говоря уж о том, что из-вестный поэт О. Тарутин, давно
разрабатывающий фантастические мотивы в своих стихах и поэмах, впервые
выступает в роли прозаика. И эта роль ему вполне удалась.
О. Тарутин - не един-ственный автор сборника, выступающий в новом для себя
качестве. И это, ду-мается,  закономерность: фантастика с ее специфи-ческими
возможностями притягивает людей из различных литературных це-хов. Геннадий
Hиколаев, чья повесть <Белый ка-мень Эрдени> дала назва-ние сборнику, был
доселе известен как крепкий про-заик-реалист. Его повесть, пожалуй, можно
назвать повестью-притчей. Мотивы бурятского сказания, ле-генды - подлинной или
тонко стилизованной - автор использует, как раз-вернутую метафору, по-зволяющую
ему перено-сить своих героев в раз-ные временные пласты. Но автору важны   не
столько   фантастические ситуации, сколько мораль-но-этические   проблемы,
варианты решений.
И, наконец, четвертая крупная вещь в сборнике - это повесть Аркадия и Бориса
Стругацких "Жук в муравейнике". Мне всегда было любопытно следить за
творчеством этих писателей, которые сейчас, без преувеличения можно сказать,
входят в "первую сборную команду" фантастов нашей планеты. В их произведениях -
возьмем, к примеру, "Далекую Радугу" или "Хищные вещи века", "Трудно быть
богом" или "Малыша", "Обитаемый остров" или <Пикник на обочине> - всегда есть
не только напряженный сюжет, глубокий смысл, неожиданная коллизия, но, я бы
сказал, еще и Об-раз произведения, образ обобщающий,   крупный, вырастающий до
философ-ского  символа.   Очень важно, что почти всегда писатели Стругацкие,
ста-вя своих героев перед по-ступком, перед нравственным выбором (это само по
себе является вечной задачей литературы!), ста-раются своим фантастиче-ским
приемом содрать с нас защитную кору равно-душия, самоуспокоенности и
самовлюбленности, вы-ступая против наивного, удобного, а иногда и узко-лобого
антропоцентризма. Чем оно - это самодовольное ощущение себя центром Вселенной -
луч-ше средневекового гео-центризма, когда вся кон-струкция мира превраща-лась
в ярмарочную кару-сель, вращающуюся во-круг заштатной планетки, затерянной   со
своими обитателями и своим солн-цем на окраине одной из многочисленных
галактик?!
<На нас идет автомат Странников>.
Помню, как я вздрогнул от какого-то странного, холодноватого.. пожалуй, не
страха, нет - предчувствия, когда прочел эту фразу в новой повести братьев
Стругацких.
А ведь автомат Странников - представителей загадочной высшей циви-лизации,
кочевников Кос-моса - это был не неве-домый межзвездный ко-рабль, не
сверхмощное взрывное   устройство - нет: это могли быть мы с вами! Мы с вами -
только с иной, перестроенной моделью поведения...
Сборник ленинградских фантастов весьма разнообразен по представленным в нем
жанрам: роман и повесть, повесть-сказка и повесть-притча, острый памфлет
С.Снегова и изящная шутка В.Шефнера, лирические рассказы H.Hикитайской и
Г.Панизовской и рассказ-гротеск Б.Hикольского. И это тоже весьма знаменательно:
фантастика расширяет спектр своих возможностей в исследовании мира. Думаю, что
ответил на вопрос А.Черемисина о роли фантастики в литературном процессе.
Пожалуй, сейчас не так уж важно для истории фантастической литературы, кто из
великих фантастов современности первым произнес фразу: "В Космосе нас ждет
Неизведанное" - Станислав Лем или Рэй Брэдбери, Айзек Азимов или Иван Ефремов.
Каждый из них всей мощью своего воображения поработал над тем, чтобы
представить обыденному человечеству каким оно может быть - это самое
Hеизведанное. Их мечты, их мысли, их безграничная фантазия - самые удивительные
источники энергии! - уносили нас в бесконечные просторы космоса, ставили лицом
к лицу с моделями всевозможных миров и возможных катастроф на путях прогресса,
мы всматривались в лик неведомого - и иногда радовались, иногда отшатывались в
ужасе...
Со времен А.Беляева расширился и значительно усложнился круг самих научных
проблем, стоящих перед человеком. Вникая в жизнь, фантастика, как и вся
литература, естественно, не может не рассматривать эти проблемы.
Сфера действия основных произведений, вошедших в сборник "Белый ка-мень
Эрдени", - тоже космос, но не глубокий космос холодных межзвездных пространств,
а глубокий космос человеческой души, бескрайний космос человеческих
взаимоотношений, загадочный космос  человеческой природы. Тот самый кос-мос,
который  является вечным предметом иссле-дования и для всей лите-ратуры в
целом.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Hа том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Выдвинется он - заблудится, последует - найдет госп (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 06 Фев 02 01:54
 To   : Anton A. Lapudev                                    Чтв 07 Фев 02 06:56
 Subj : gloster@humanus.org.ru не работает...

Пpивeт, Anton!

По агентурным данным, Anton A. Lapudev писал 04 Фев 02 к Alla Kuznetsova:

 AAL> Да он и сейчас есть.
 AAL> Просто с него в фидо-конфы писать нельзя.

А почему так?

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Без Anton жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Действия будут одобрены (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 06 Фев 02 01:55
 To   : Vladimir Borisov                                    Чтв 07 Фев 02 06:56
 Subj : Новость

Как поживает Ваша сова, Vladimir?

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Vladimir Borisov пишет
Alla Kuznetsova:

 VB> Вы совершенно правильно изложили проблемы, которые возникают у Лёши
 VB> Керзина и у меня. Только главная проблема не в том, чтобы _учитывать_.
 VB> Я просто не знаю, куда ставить _все_ "Миры братьев Стругацких"...

ВСЕ? МИРЫ? БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ? То есть все допечатки?.. А это научная
фантастика - собрать их все? Я уже махнула pукой. Их бы хоть учесть...
А если их собирать - это же не хватит никаких денег, никакого места и никакгого
теpпения у мамы!

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Брать жену - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 06 Фев 02 01:56
 To   : Vladimir Borisov                                    Чтв 07 Фев 02 06:56
 Subj : перетрясая своих подвалов...

Пpивeт тeбe, Vladimir!

Письмо от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova, добавленное 04 Фев 02 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 VB> Поpядок -- это народ любит.

Да. Только наводить его не очень...

> [...]
 VB> было бы попытаться получить упреждение и доказать, что гpавитация
 VB> pаспpостpаняется быстрее света. Я бы Вам, Алла, доверил крутить веpньеp

Спасибо за довеpие! Служу!.. А чему, собственно, служу?

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Чем шире рот, тем чеширей кот (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 06 Фев 02 01:57
 To   : Vladimir Borisov                                    Чтв 07 Фев 02 06:56
 Subj : Фантастика ближнего прицела

Добрый день, веселая минутка!

Сижу я как-то, никого не трогаю, и вдруг в компьютер влетает послание от
Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova...

 VB> Так мне-то это тоже неизвестно. Это токмо Никитину известно...

И хранит тайну? Как то моpе?

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Alla - это All, только женского рода (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 06 Фев 02 01:58
 To   : Vladimir Borisov                                    Чтв 07 Фев 02 06:56
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

I'm very glad to see You, dear Vladimir!

Kaк-тo нa дняx (04 Фев 02) Vladimir Borisov пишeт к Alla Kuznetsova...

 VB> Постарайтесь, постаpайтесь! А то не доверю верньер номер четыpе.

Глюки, в принципе, дрессировке поддаются. Но плохо.

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Без Vladimir жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Горе ограничено (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 06 Фев 02 02:03
 To   : All                                                 Чтв 07 Фев 02 06:56
 Subj : 3a Глюкoм гнaлacь кapмa

Как поживает Ваша сова, All?
Сабж. И догнала.В результате чего на свет появился следующий текст:

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Алла Кузнецова, Леонид Ашкинази (Москва)

Еврейская тема в творчестве Стругацких

Наше сообщение посвящено еврейской теме в творчестве Стругацких. Эта тема
интересна по трем причинам: она неочевидна, она злободневна, а само творчество
Стругацких для определенного слоя общества является культовым. Время от времени
появляются статьи, в которых высказываются самые разные мнения и оценки. И что
обращение Стругацких к "еврейскому" было "дразнением властей", и данью
пролетарскому интернационализму, и выражением гражданской позиции, вплоть до
того, что целые произведения были посвящены еврейской теме, но излагали все в
зашифрованном виде.
Время творчества Стругацких охватывает период с конца 1950-х по начало 1990-х
годов ХХ века, время, которое можно разделить на три периода, обычно называемые
"оттепелью" (конец 1950-х - 1964 или 1968 годы), "застоем" (до 1985) и
"перестройкой". В начале перестройки можно выделить период особого интереса к
еврейской теме, которая до этого была полузапретной (в оттепель) или запретной
(в застой). Творчество Стругацких, как и творчество любого писателя, должно
было (в теории) отражать все эти изменения.
На практике в творчестве Стругацких можно выделить несколько вариантов
обращения к теме еврейства.
Первый и самый очевидный - это персонажи-евреи.
В нем можно выделить несколько "подвариантов".
Например, "номинальные евреи", то есть евреи, которых от окружающих их
представителей иной национальности отличает только фамилия, национальные черты
(то есть то, что массовое сознание считает таковыми), отсутствуют - например,
Валькенштейн, Мандель. Чаще всего такой тип героев встречается в цикле "Истории
Будущего" или "Мира Полудня". Произошло это потому, что образ "человека
будущего" конструировался Стругацкими в полемике с И.Ефремовым. А он
сформулировал свое кредо так: "Когда я пишу своих героев, я убежден, что эти
люди - продукт совершенно другого общества. Их горе - не наше горе, их радости
- не наши радости. Hадо... не переносить искусственно человека нынешнего в то
далекое время". Как следствие этого, возникла ефремовская художественная
концепция человека, согласно которой "каждый тип в "Туманности Андромеды" -
проекция в будущее какого-то национального качества, общечеловеческой
склонности или идеи". Результатом того, что человеческий образ создавался как
персонификация умозрительной идеи, а не как отражение реальности, стала
прямолинейность, статичность, заданность героев ефремовских произведений:
образу-характеру в них практически не было места.
В противовес такому подходу появились герои произведений Стругацких. "Мы
населили этот воображаемый мир людьми, - писали Стругацкие во втором издании
повести "Возвращение" о едином художественном стиле своих произведений, -
которых мы знаем и любим; таких людей еще не так много, как хотелось бы, но они
есть, и с каждым годом их становится все больше и больше. В нашем воображаемом
мире их абсолютное большинство..."
Возникает впечатление, что нации в описанном Стругацкими будущем настолько
слились в единое человечество, что различия остались в основном чисто
формальными (на уровне имен и фамилий), хотя в некоторых произведениях
(например, "Обитаемый остров") можно встретить упоминания и о сохранившихся
языковых различиях. У Ефремова же нации слились в "сверхнации", и хотя остались
расовые различия (европеец Дар Ветер, африканец Мвен Мас, азиатка Тивиса Хенако
и т.д.), но языковые давно отсутствует.
Заметим, что формального противоречия с Ефремовым у Стругацких нет, ибо время
действия в произведениях Стругацких значительно ближе к нашему (22-23 века, а
не следующие тысячелетия у Ефремова), но психологически это была именно
полемика, воплощение в художественной форме разных представлений о будущем.
Второй вариант "еврея" у Стругацких - когда персонаж, кроме фамилии, обладает
ярко выраженными "еврейскими" чертами характера и внешности, то есть такими
чертами, которые приписываются евреям общественным мнением (осторожность,
активность, въедливость). Такие персонажи немногочисленны (например, Фарфуркис
из повести "Сказка о Тройке", Носатый Бен-Галеви из повести "Пикник на
обочине", Матвей Матвеевич, Агасфер Лукич - из романа "Отягощенные злом, или
Сорок лет спустя", Пинский из пьесы ""Жиды города Питера...", или Невеселые
беседы при свечах"). Немногочисленность таких персонажей можно объяснить
несколькими причинами. Во-первых, тем, что, в соответствии со взглядами
Стругацких на мир будущего, столь выраженным национальным характерам там места
не было (а бОльшая часть произведений Стругацких посвящена именно "истории
будущего"). Во-вторых, тем, что такой "карикатурный" характер персонажа
предполагает определенную схематичность всего мира произведения, а таких работ
у Стругацких немного. И в-третьих (the last, but not the least), не следовало
слишком уж испытывать терпение цензоров и редакторов - ведь в Советском Союзе
еврейская тема была полузапретной - до 1989 г. даже критики сторонились
обсуждения ее. Вероятно, именно поэтому такой тип персонажей появился только в
последних произведениях Стругацких. Впрочем, надо отметить, что "национальные
карикатуры" у Стругацких встречаются не только в образе евреев. Можно,
например, вспомнить китайца Вана - воплощение покорности и безответности, - или
дядю Юру (широта натуры, независимость, хозяйственность), или немца Отто
(дисциплинированность и чинопочитание)... Особенно тщательно эти черты
просматриваются в романе "Град обреченный", где изображение людей различных
национальностей было структурообразующей частью художественного замысла. В
других же вещах, где изображение национальностей было не столь важно,
национальные черты героев сглажены.
С таким типом персонажей сближается третий тип - "глубинный еврей". То есть
такой персонаж, которому присущи "глубинные черты" еврейского народа.
Естественно, это не исключает ни первого признака (фамилии), ни второго (черты,
в общественном сознании характерные для евреев). Возможно даже, что разделение
на "еврея карикатурного" и "еврея глубинного" обуславливается только нашим
восприятием этих персонажей: неприятные черты - естественно, карикатура, а
положительные - глубинный образ... В сущности, таких персонажей только двое -
Перец (из романа "Улитка на склоне) и Кацман (из романа "Град обреченный").
Однако оба они - ключевые для соответствующих произведений, причем других
ключевых персонажей с национальными чертами у Стругацких нет (если, конечно, не
относить к нациям "советскую"). Заметим, однако, что самый ярко выраженный из
всех еврейских персонажей - Кацман - приходится на произведение, в котором, как
указано выше, изображение национальных черт героя было очень важно, и поэтому
натуралистическое изображение его еврейских черт носит отчасти служебный
характер.
Вопреки высказываемым в некоторых работах (например, М.Амусина) предположениям,
появление в произведении того или иного персонажа-еврея зависит не столько от
"периода творчества" Стругацких, сколько от общей направленности текста. Таким
образом, периодизация творчества, конечно, влияет на использование того или
иного типа героев, но - вторично: сначала она влияет на выбор темы
произведения, места действия и т.д., а посредством этого - на выбор типа героя.
Hельзя, по-видимому, и сказать, что использование еврейской тематики
Стругацкими было специально направлено на "дразнение властей". Достаточно
дразнящими были их произведения в целом, и им не требовалось придавать остроту
упоминанием "запретной национальности" (хотя, может быть, такое упоминание и
могло явиться "последней соломинкой, сломавшей спину верблюда" - естественно,
вслух об этом, скорее всего, редактор\цензор не сказали бы)...
Итак, первый вариант обращения к еврейской теме - это введение в произведение
персонажей-евреев.
Второй же, но в отличие от первого, неочевидный, - аллюзии на еврейство. Разные
авторы относят к таковым довольно широкий спектр ситуаций (несколько десятков)
- от вполне очевидных (например,  выступление одного из персонажей "на общем
собрании курса в памятном тысяча девятьсот сорок девятом") до более чем
сомнительных. Например, ситуации, приводимые в качестве еврейских в статьях
Каганской, лежат в диапазоне от дискуссионных до, как нам кажется, излишне
притянутых. К последним можно отнести, например, такие: ассоциация имени
героини - Стелла - со звездой Давида, сравнение отказов людей от некой прививки
с "отказами" в выезде, происходившими, как известно, от системы, а тяги одного
из героев к возвращению на Землю из космоса - с "тягой к национальной
самоидентификации". Как пример, можно привести и следующий отрывок: "Что ж до
самого главного героя. Левы Абалкина, - то в его образе запечатлены не только
приметы и судьба "коллективного еврея" - изгнанника с Земли (Святой) и Вечного
Странника ("Жида"), но и "зримые черты" главного героя другой книги - Танаха, -
черты грозного еврейского Бога, неплотно прикрытые обаятельной маской доктора
Айболита: в детстве Лева по своему усмотрению начинал и прекращал войны между
муравейниками (муравьи и муравейники как символ этнического коллектива, народа,
были известны уже древним грекам), приручает змей и прочих тварей и т. п. Имя -
Лев, Лев Иудеи, относится, надо по-лагать, к тому же символическому пласту."
Отнесение критиками событий и реалий произведений к этой группе зависит
зачастую не столько от самого текста произведения, сколько от их собственных
установок и намерений.  Как нам кажется, такое отнесение во многих случаях
слабо мотивировано и явно избыточно. Это наше мнение отчасти подтверждается
следующим наблюдением: опрошенные нами активные читатели Стругацких тех лет
утверждали, что им не бросалась в глаза еврейская тема у Стругацких, и что они
не могут сказать, что замечали ее. Анализ накопленного значительного материала
по цитированию Стругацких показывает, что говорить о частом цитировании
еврейских пассажей Стругацких тоже нельзя.
В 1990-е годы, с одной стороны, стало уже можно говорить все и обо всем, а с
другой стороны - появилась свобода печати, что вызвало к жизни множество
"самиздатовских" журналов ("фэнзинов" - по вопросам фантастики). Немалое
внимание в этих изданиях уделялось творчеству Стругацких. Можно было бы
ожидать, что национальная тема произведений Стругацких будет в них обсуждаться
регулярно и тщательно (тем более что среди авторов и организаторов было немало
евреев). Однако этого не произошло. В сетевых конференциях эта тема также
возникает редко и нерегулярно (и обсуждается недолго).
Из отдельных реплик самих Стругацких, а также из сопоставления различных
редакций текстов можно сделать вывод,  что "профессиональные читатели"
(цензоры, редакторы) реагировали на еврейскую тематику существенно более
болезненно (например, исчезновение пассажей на эту тему из журнального варианта
романа "Хромая судьба" или существенное изменение образа Мослатого Исхака из
повести "Пикник на обочине"). Можно отметить, что вспышка антисемитской
тематики в критике ("молодогвардейской критике" - по названию издательства,
вокруг которого они группировались) приходится на конец 80-х - начало 1990х
годов, когда эта тема стала возможной для обсуждения.
Таким образом, мы констатируем, что еврейская тема у Стругацких не была
востребована современниками, да и в последнее время не привлекла особого
внимания основной массы читателей и поклонников. По-видимому, это явилось
результатом действия двух причин: во-первых, у Стругацких не оказалось ни
одного посвященного еврейской теме произведения - просто потому, что они, как
это, в частности, следует из их интервью, не считали эту тему такой уж важной,
а для того, чтобы сказать обществу что-то, что его заденет, по-видимому, это
необходимо, либо общество должно быть очень нацелено на эту тему; во-вторых,
возможно также, что поколение, среди которого Стругацкие были особенно
популярны, менее чувствительно относилось к еврейской тематике, чем предыдущее.
Рассеянные по произведениям Стругацких еврейские мотивы означают, что еврейское
присутствовало у них в актуальном сознании, однако оно равным образом
присутствовало и в сознании читателей, которые поэтому ничего особо для себя
нового не извлекли. Связной же картины, которую читатели могли бы воспринять
для себя как новую или направляющей идеи, которой читатели могли бы
вдохновиться, у Стругацких не было.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Чтв 07 Фев 02 12:10
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 07 Фев 02 20:54
 Subj : gloster@humanus.org.ru не работает...
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

Мир Вашему дому, уважаемый Alla!

 AK> А почему так?
А это надо у Фидо-ондайн спрашивать.
Они упорно считают Юса-нет бесплатным сервером.
Хотя он уже давно платный.
И за адрес в прошлом году я уже уплатил.

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Marika                              2:5020/400      Чтв 07 Фев 02 11:48
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Чтв 07 Фев 02 20:54
 Subj : По поводу "Koзлoвcки-129"
From: "Marika" <marika@pvc.ru>

  Приветствую, Vladimir!

> [...]
 VD> самодовольные туповатые тетки). Поэтому идиллическая картинка
 VD> интернатского воспитания мне всегда казалась неправдоподобной.

А  у  меня  было  как  раз  наоборот...  и  хорошие  учителя (не  школьные, а
так  сказать  наставники) едва  спасли  дело. С  13-ти  лет  я  почти  не
общаюсь  с  родителями  и  весьма  этим  довольна. Что  получилось - судить,
конечно, не  мне, но  тем  не  менее  ИМХО  после  того, как  ребёнок
более-менее  трезво  начинает  разбираться (ещё  не  в  жизни, а, главное) в
людях, он  должен  выбрать  себе  наставника, которого  уважает  и  за
которым  пойдёт (это, разумеется, может  быть  и один  из  родителей, но  это
осложняет  дело). Ничего  не  могу  иметь  против self-made, просто  в  моей
жизни  получилось  по-другому. А  что  получается, когда  ребёнок  "данных
ему  свыше" учителей и\или  родителей  не  уважает  и  в  грош  не  ставит,
знаю  по  себе. Родители  должны  дать  любовь... систему  координат  и  точку
отсчёта, но  дальше  ребёнок  пойдёт  сам  или  потом  идти самому будет
поздно. Если  родители  того  стоят, он  потом  вернётся, чтобы  сказать
спасибо  или  вообще  остаться  рядом, но  уже  как  самостоятельный  человек.
Сейчас, конечно, не  такое  время, чтобы  предоставлять  детей  самим  себе...
но... По  крайней  мере, у  меня, кажется,  получилось.

Впрочем, радостно  отдавать  детей  на  воспитание  неизвестно  кому - совсем
другое  дело  и  это  не  выход =( В  этом  я  с  вами совершенно согласна.

З.Ы. Всё  выше  сказанное  сугубо  индивидуально  и  зависит  от  того,
насколько  ребёнок  трезв  в  оценке  окружающего  мира и _главное_ людей.

С  уважением, Марика.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Чтв 07 Фев 02 13:49
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Приветствую, Alla!

Alla Kuznetsova to All (06.02.2002, 2:03):

 АК> Алла Кузнецова, Леонид Ашкинази (Москва)
 АК> Еврейская тема в творчестве Стругацких

Глубокоуважаемая Алла! Прочитавши (twice) представленный текст,
счастлив, что имею возможность спросить автора: а что, собственно,
автор хотел сказать? Может быть, этот текст - зародыш монографии?
Как-то выводов маловато, и они малопонятны (мне). По сути, к выводам
можно отнести только последний абзац:

> [...]
 АК> картины, которую читатели могли бы воспринять для себя как новую
 АК> или направляющей идеи, которой читатели могли бы вдохновиться, у

"Еврейское присутствовало у них в актуальном сознании" - это, видимо,
означает нечто более глубокое, нежели простая констатация: Аркадий
Натанович и Борис Натанович - евреи. Но что именно? Далее, "оно
равным образом присутствовало и в сознании читателей" - может быть, в
этом тексте слово "читатель" следует воспринимать как
"читатель-еврей" (причем национально озабоченный)? Или нет? То, что я
сидел в школе за одной партой с Катей Либерман или работал с Мишей
Бененсоном - обеспечивает ли это присутствие еврейского в моем
актуальном сознании? Сплошные вопросы.

Наконец, "направляющей идеи, которой читатели могли бы вдохновиться,
у Стругацких не было". Правильно ли я понял, что Стругацкие _не_
еврейские писатели? (Ну, не вдохновляют читателей, видимо, все-таки
евреев, направляющей еврейской идеей.) А что, были сомнения?

Если будет немного времени, очень прошу разъяснить мне, непонятливому
и подозреваемому в генетическом православии, что все-таки в этой
статье сказано. Так, прямо, без доказательной базы.

Всего наилучшего.

Владимир.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Чтв 07 Фев 02 20:23
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Птн 08 Фев 02 07:22
 Subj : По поводу "Koзлoвcки-129"
Пpиветствyю, Vladimir!

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Wed Feb 06 2002, Vladimir Dyakonov => Alex Mustakis:

> [...]
 VD> самодовольные туповатые тетки). Поэтому идиллическая картинка
 VD> интернатского воспитания мне всегда казалась неправдоподобной.

"Неубедительно" (с).

У меня тоже были хорошие родители и тупые учителя, однако это не помешало мне
согласиться со Стpугацкими. Бо намного лучше, когда в комплект к хорошим
pодителям добавляются правильные учителя.

Интернатское воспитание -- это другой вопрос. Если веpнуться к моему
определению идеальной этики Стpугацких, то ясно, что такая вполне коррелирует с
воспитанием в опpеделённых заведениях -- интернатского, полувоенного типа.
(Естественно, далеко не все реальные интернаты этому соответствуют.)
Эффективность такого подхода весьма высока -- система подобных школ в Англии
фактически создала понятие и явление "джентльмен" с сопутствующими социальными
изменениями.

> [...]
 VD> Именно так, не наоборот. Всегда талдычил дочке: люби учителей, уважай
 VD> их, слушайся, и никогда не забывай, что это всего лишь школьные

Ну, эта точка зpения хорошо описана в "Гадких лебедях" с чётким выводом: такому
не место в будущем.

> [...]
 VD> важных задач воспитания. Устойчивость личности. (Не знаю точного
 VD> профессионального термина.) Где-то твердость, где-то упругая

Дык, это-то всё понятно. Но кто такого сможет воспитать? Ну, повезло Вам и
Вашим детям, попались хорошие родители ;)  А остальные что? Точно так же
перетащат в будущее всё унаследованное от родителей хамство, закон грубой силы
и прочие некузявости. А поскольку такие троглодиты и pазмножаются лучше, то
умные и культурные оказываются в меньшинстве и вымирают :(  И если бы не
вырывала судьба детей из объятий прошлых поколений и через воздействие именно
Учителей не давала им много больше того, чтобы могли им дать родители --
прогресса не было бы совсем.

 VD> И в тюрьме люди живут, не только в армии.

Если свою жизнь строить так, чтобы выжить в тюрьме, то в тюрьме жить и пpидется
:-/

 VD> Но скачком здесь можно, ИМХО, прыгнуть только в пропасть...

Истоpия знает примеры таких "скачков" -- и в пропасть, и в будущее.

 VD> Теперь: мое представление, как сложилась структура воспитания Мира
 VD> Полудня. Таки как и все - исторически она сложилась.

Ха 3 pаза. Веревка есть вервие пpостое.

> [...]
 VD> хрущевская "оттепель"! Хорошо еще, что друзья-товарищи вовремя
 VD> спихнули лысого хмыря, а то и правда жили бы при коммунизме.

Моя оценка личности Хpущёва в истории отличается от Вашей. Но pаспpостpаняться
на эту тему я не буду.

> [...]
 VD> описанием бесплатной колбасы для всех (хотя такое в "Возвращении"
 VD> тоже есть), и появляется Мир Полудня, Мир Труда и Знания.

Думается, "колбаса для всех" не была самоцелью Полудня и его описания
Стpугацкими. "Вы свободны -- pаботайте!" -- вот его девиз. "Колбаса" -- это
так, сpедство...

> [...]
 VD> В "Полудне" действие занимает несколько десятков лет, и видно что
 VD> этот мир застыл, механизмы его развития вообще не просматриваются.

Если это Вы пpо включение в "Полдень" относительно самостоятельных рассказов,
то на мой взгляд, это было зpя сделано. Но "мир застыл"... А куда ему
pазвиваться, если он во многом достиг совеpшенства? От добра добра не ищут. Да
и не ставили авторы в "Полудне" задачи показать динамику, это уже в дальнейших
пpоизведениях проступила пеpспектива...

> [...]
 VD> фабрике, и развозить по точкам. Начали строить кухни-гиганты. Но
 VD> скоро выяснилось, что 3 тонны борща сварить нельзя, в таком котлище

"Городской консервнооткрывательный центр" (с) Шефнеp.

Hо заметьте, варить чугун в каждом дворе -- плохое решение, как показала
истоpия. Это лучше всё-таки централизованно делать... Это я к тому, что ни к
чему проводить аналогии с фабpиками-кухнями. Другого же возpажения против
"идеальной" интернатной системы я у Вас, извините, не увидел.

 VD> То же, по-моему, относится и к интернатскому воспитанию. В интернате
 VD> хорошо воспитывать одинаковых людей для специального назначения.
 VD> (Может, будущих военных?)

И такое может быть. Человек -- существо гибкое. См. "Правила для игры без
правил" Гевоpкяна.