RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 08 Июн 00 08:24
 To   : All                                                 Птн 09 Июн 00 16:32
 Subj : Диплом-7
Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется dip07.asc --------
      В   1960  г.  выходит  повесть  "Путь  на  Амальтею".
 Замысел ее, по воспоминаниям Б.Стругацкого, возник в  1958
 г.67.  Закончена  повесть в 1959 г.68.  Издана  в  составе
 одноименного сборника69. Переведена на иностранные  языки.
 По   сути   это  продолжение  "Страны  багровых   туч"   -
 "производственная  повесть"  из  жизни  космолетчиков  XXI
 века. Экипаж космического корабля должен доставить груз
 продовольствия  на  дальнюю космическую  станцию,  экипажу
 которой  грозит  голод. В результате  "метеоритной  атаки"
 планетолет   серьезно   поврежден,   но   все    трудности
 преодолеваются. "Изначально, - вспоминает  Б.Стругацкий  -
 эта  маленькая повесть называлась "С грузом прибыл". Самым
 ценным  для  авторов  была  в ней  атмосфера  обыденности,
 повседневности, антигероизма, если угодно"70.
      Рассказ  "Чрезвычайное  происшествие"  написан  -  по
 воспоминаниям  Б.Стругацкого - в 1959 г.71. Опубликован  в
 1960 г. в сборнике "Путь на Амальтею"72. Это возвращение к
 экологической   теме:  во  время  космического   рейса   в
 планетолете   обнаруживаются   мухи,   размножающиеся    с
 невероятной  скоростью, и выясняется, что, во-первых,  это
 форма  инопланетной жизни, во-вторых, псевдомухи  питаются
 воздухом,   причем  расход  воздуха  колоссален,   никакие
 инсектициды   им  не  страшны,  значит,  попадание   таких
 существ   на   Землю   -  угроза  глобальной   катастрофы.
 Звездолетчики   все   же   находят   средство   борьбы   с
 псевдомухами,  уничтожают почти всех, но  неожиданно  один
 из  них  понимает,  что  мухи могут  быть  использованы  в
 качестве  решения экологической проблемы  -  это  источник
 "неорганической  клетчатки".  Следовательно,   если   люди
 откажутся  от  привычной  установки  -  "борьбы  с  силами
 природы",  то  сама  природа поможет  им  решить  проблемы
 выживания и развития.
      Рассказ  "Бедные злые люди", судя по манере,  написан
 на  рубеже 1950-1960-х гг. Впервые опубликован  в  1989  в
 "фэнзине",  затем  отрывок  из него  печатает  саратовская
 ведомственная газета "Железнодорожник Поволжья", а  четыре
 года   спустя   рассказ  издан  в  собрании   сочинений.73
 Вероятно,  здесь  впервые  -  для  Стругацких  -  ставятся
 проблемы  встречи  "отсталой" и  "передовой"  цивилизаций,
 проблемы    последствий    воздействия    на    "отсталую"
 цивилизацию  с  целью  ее развития.  Позже  такие  попытки
 Стругацкие назовут "прогрессорством", а "прогрессорами"  -
 героев,  на  которых возлагается  соответствующая  миссия.
      "Бедные злые люди" - история группы землян, оказавшихся
 на  другой  планете, в условиях авторитарного государства,
 где   агрессивные   аборигены,   занятые   междоусобицами,
 пытаются завладеть земным оружием.
      Роман  "Возвращение (Полдень, XXII век)",  задуман  -
 по  словам  Б.Стругацкого - в 1959 г.74 Работа над  книгой
 завершена  в  1960 г.75 Впервые отрывки из  нее  публикует
 журнал  "Урал"  в  июньском номере за  1961  г.  Отдельным
 изданием  роман  вышел  в 1962 г.  А  пять  лет  спустя  -
 дополненный  и  переработанный - опубликован  с  заглавием
 "Полдень,    XXII   век   (Возвращение)"76.   Неоднократно
 переводился  на  иностранные языки. Он дал название  "миру
 будущего по Стругацким", описываемой ими Земле XXII  века:
 "мир  будущего по Стругацким" исследователи часто  именуют
 "Миром    Полдня".   В   данной   работе    также    будет
 использоваться этот термин.
      Книга состоит из нескольких рассказов, в том числе  и
 публиковавшихся  ранее.  Это  история  одной   из   первых
 межзвездных  экспедиций начала XXI века: спустя  несколько
 десятилетий  на  Землю  возвращается космический  корабль,
 где  из всего экипажа выжили только двое, но на Земле  уже
 XXII    век,   теперь   уцелевшим   звездолетчика    нужно
 адаптироваться к новым условиям.
      Мир  будущего  населен  "чистыми,  честными,  добрыми
 людьми,  превыше всего ценящими творческий труд и  радость
 познания".  О  государственном устройстве  говорится  лишь
 вскользь,  но  подразумевается, что коммунизм  победил  на
 всей  Земле.  В  последующих  повестях  также  практически
 ничего  не  говорится  о государственном  устройстве  Мира
 Полдня.  Зато  развиваются  характерные  для  классической
 утопии  темы образования и воспитания, достижений науки  и
 техники.  Наконец, в этой книге впервые упоминается  некая
 загадочная   и,   возможно,  очень  опасная   для   землян
 космическая сверхцивилизация - Странники.
      Повесть  "Стажеры"  - согласно сообщению  в  Собрании
 сочинений   -  написана  в  1960  г.77  Отрывок   из   нее
 (озаглавленный    "Генеральный    инспектор")    публикует
 альманах "Искатель" во втором номере за 1962 г, тогда же
 выходит   и  отдельное  издание78.  Книга  переведена   на
 иностранные  языки. "Стажеры" - часть цикла, куда   входят
 "Страна  багровых туч" и "Путь на Амальтею". Герои повести
 совершают  рейс по освоенному ими Космосу,  ведут  научные
 изыскания,  пресекают  попытки  капиталистов  бесчеловечно
 эксплуатировать шахтеров на инопланетных рудниках и т.п.
      Работа   над   повестью  "Попытка  к  бегству"   была
 завершена  в 1962 г.79 Первоначальные варианты заглавия  -
 как   вспоминает  Б.Стругацкий  -  "Возлюби  ближнего"   и
 "Возлюби   дальнего"80.  Опубликована  вскоре  в  сборнике
 "Фантастика:  1962 год". Отдельным изданием вышла  в  1965
 г.81.  Переведена  на иностранные языки. Здесь  Стругацкие
 обращаются к проблеме целесообразности борьбы за  прогресс
 и    гуманизацию   насильственными   методами,    проблеме
 "прогрессорства":    советский   военнопленный,    офицер,
 сбежавший из фашистского концлагеря, попадает в  XXII  век
 и  вместе с двумя землянами, собравшимися провести  отпуск
 в  космическом путешествии, высаживается на  планету,  где
 обнаруживают   странную  цивилизацию:  некое  тоталитарное
 государство, где значительная часть населения  -  рабы,  а
 условия  их  жизни  напоминают  то  ли  советский,  то  ли
 фашистский  концлагерь, причем попытки землян восстановить
 справедливость  оказываются губительными в первую  очередь
 для  рабов.  Потому, после возвращения  на  Землю,  бывший
 военнопленный,  желая  исполнить свой  долг,  отправляется
 назад,  в  XX  век,  в  лагерь, откуда  он  бежал,  где  и
 погибает  в  бою  с охранниками-эсэсовцами. Примечательно,
 что  путешествия  военнопленного  во  времени   никак   не
 объясняются  -   Стругацкие  отходят  от  канона   научной
 фантастики,   согласно  которому  требовалось  техническое
 обоснование всех фантастических допущений.
      "Эта  небольшая повесть, - вспоминал Б.Стругацкий,  -
 сыграла  для  нас огромную роль, она оказалась  поворотной
 для  всего  творчества  ранних  АБС.  Сами  авторы  дружно
 считали,  что "настоящие Стругацкие" начинаются  именно  с
 этой  повести.  "Попытка..." это наше первое произведение,
 где  пересеклись Прошлое, Настоящее и Будущее,  и  мы
 впервые  поняли,  насколько эффективно и продуктивно  -  в
 чисто    литературно-художественном    плане    -    такое
 пересечение. Это первое наше произведение, где мы  открыли
 для  себя тему Прогрессоров, хотя самого термина этого  не
 было  еще  и  в  помине, а был только вопрос:  следует  ли
 высокоразвитой цивилизации вмешиваться в дела  цивилизации
 отсталой,  даже  и  с  самыми  благородными  намерениями".
 Более   того:   "Попытка  к  бегству"  -  "  первое   наше
 произведение,  в  котором  мы  ощутили  всю   сладость   и
 волшебную силу ОТКАЗА ОТ ОБЪЯСНЕНИЙ"82.
-------------
 66 Стругацкий А., Стругацкий Б. В наше интересное время //
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Собр. соч.  -  М.:  Текст,
   1993. - Т. 2 доп. - С.322-328.

 67  Стругацкий  Б. Комментарии к пройденному  //  Если.  -
   1998. -    11-12. - С.306.

 68  См. Стругацкий А., Стругацкий Б. Путь на Амальтею   //
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Собр. соч.  -  М.:  Текст,
   1991. - Т.1. - С.144.

 69  Стругацкий  А.,  Стругацкий Б.  Путь  на  Амальтею  //
   Стругацкий  А.,  Стругацкий Б. Путь на Амальтею:  Hауч.-
   фантаст. повесть и рассказы / Предисл.  изд-ва;   Худож.
   H.  Гришин. - М.: Мол. Гвардия, 1960.  - С.3-83.

 70  Стругацкий  Б. Комментарии к пройденному  //  Если.  -
   1998.-   11-12. - С.306.

 71  Там же. - С.305.

 72  Стругацкий А., Стругацкий Б. Чрезвычайное происшествие
   //   Стругацкий  А.,  Стругацкий Б.  Путь  на  Амальтею:
   Hауч.-фантаст.  повесть и рассказы /  Предисл.   изд-ва;
   Худож.   H.  Гришин. - М.: Мол. Гвардия, 1960.  - С.124-
   142.

 73  Стругацкий  А.,  Стругацкий  Б.  Бедные  злые  люди  /
   Предисл.   Б.Стругацкого  // АБС-панорама  (Саратов).  -
   1989.  -     3. - С.12-14; Стругацкий А., Стругацкий  Б.
   Бедные    злые    люди:    Отрывок   из   рассказа    //
   Железнодорожник Поволжья (Саратов). - 1989. - 22  нояб.;
   Стругацкий  А.,  Стругацкий  Б.  Бедные  злые  люди   //
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Собр. соч.  -  М.:  Текст,
   1993. - Т.2 доп. - С.329-332.

 74  Стругацкий  Б. Комментарии к пройденному  //  Если.  -
   1998. -    11-12. - С.307.

 75  См.  Стругацкий  А., Стругацкий Б. Полдень,  XXII  век
   (Возвращение)   //  Стругацкий А., Стругацкий  Б.  Собр.
   соч. - М.: Текст, 1992. - Т.2. - С.284.

 76  Стругацкий А., Стругацкий Б. Полдень, XXII век:  Главы
   из  повести  "Возвращение"  / Предисл.  авторов;  Худож.
   А.Туманов  // Урал. - 1961. -   6. - С.13-89; Стругацкий
   А.,  Стругацкий  Б.  Возвращение  (Полдень,  XXII  век):
   Фантаст.  повесть  /  Предисл.  "Будем  ли  мы  такими?"
   К.Андреева;  Худож. Г.Макаров. - М.:   Детгиз,  1962.  -
   256  с.:  ил.  - (Б-ка приключений и науч. фантаст.).  -
   115000  экз;   Стругацкий  А.,  Стругацкий  Б.  Полдень,
   XXII  век:  (Возвращение): Дополн. и перераб.   изд.   /
   Предисл.  авторов; Худож. Ю.Макаров. -  М.:  Дет.  лит.,
   1967.   -  320  с.:  ил.  - (Б-ка  приключений  и  науч.
   фантаст.). - 75000 экз.

 77 См. Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажеры  // Стругацкий
   А.,  Стругацкий Б. Собр. соч. - М.: Текст, 1991. -  Т.1.
   - С.346.

 78  Стругацкий  А., Стругацкий Б. Стажеры:  Hауч.-фантаст.
   повесть  /  Предисл. изд-ва; Худож. А.  Билюкин.  -  М.:
   Мол.  гвардия,  1962.  -  256  с.:  ил.  -  115000  экз;
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Генеральный  инспектор   /
   Предисл.  ред.;   Худож. H.Гришин // Искатель.  -  1962.
   -   2. - С.1-30. - [Отрывок из повести "Стажеры"].

 79  См. Стругацкий А., Стругацкий Б. Попытка к бегству  //
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Собр. соч.  -  М.:  Текст,
   1992. - Т.3. - С.104.

 80  См. Стругацкий Б. Комментарии к пройденному // Если. -
   1999. -    1-2. - С.257-258.

 81  Стругацкий  А.,  Стругацкий Б. Попытка  к  бегству  //
   Фантастика,   1962  год.   -   М.,  1962.  -  С.146-261;
   Стругацкий  А.,  Стругацкий  Б.  Попытка  к  бегству  //
   Хищные   вещи   века:   Фантаст.  повести   /   Предисл.
   И.Ефремова;   авт.;   Худож.  Р.Авотин.   -   М.:   Мол.
   гвардия, 1965. -  С.8-127.

 82  Стругацкий  Б. Комментарии к пройденному  //  Если.  -
   1999. -    1-2. - С.255.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает dip07.asc -------
PS. А вот в пассажах про "Чрезвычайное происшествие" и "Бедные злые люди" четко
видна рука научpука...
Продолжение следует...
Hа этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Лучший босс - это мой босс  --> (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 08 Июн 00 08:18
 To   : All                                                 Птн 09 Июн 00 16:32
 Subj : Тьмускорпионская новость.
Простите за беспокойство, All, но...
"Вообще-то в фильме ["Экзистенция"] столько уровней игры со смыслами, что о нем
можно написать трактат, да и название его не так просто, как может пpказаться.
Но к достоинствам Кроненберга как режиссера относится и то, что любой его фильм
можно смотреть как простой боевик на замыленную тему.
Так что никто из зрителей не уйдет обиженным".
    Дауров К. Беспристрастный взгляд на технику // Если (М.). - 2000. -   6. -
С.83.

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 From : Alexey Sitnichenko                  2:5054/66.5     Срд 07 Июн 00 19:49
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 09 Июн 00 16:33
 Subj : Тьмyтаpаканские новости. Второй свежести
Привет, Alla!
_Рад снова тебя видеть!._

Пока модераторы 02 Июн 00 пеpезаpяжали плюсомёты,
/*_Alla Kuznetsova/*_ yспел сообщить /*_Alexey Sitnichenko/*_:

 AK> Там не обсyждают. Там читают.

 ???
 Что же там читают? <8-/

 AK> Это о чем же: Без Алексея жизнь не та? Если об этом, то это из
 AK> Стpyгацких. "Полдень, 22 век". А если о чем-то еще, то и не знаю...

 Да нет! Из *моего* прошлого письма таглайн: ...в доме всё было кpаденое. И даже
воздyх какой-то спёpтый. :))) Сеpьёзно, вроде бы где-то в литеpатypе этy фpазкy
встpечал.

С yважением,
Alexey

... Богоматеpь.ico
--- GoldED+/W32 1.0.0
 * Origin: Point of MelodyHacker station (2:5054/66.5)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alexey Sitnichenko                  2:5054/66.5     Чтв 08 Июн 00 20:57
 To   : All                                                 Птн 09 Июн 00 16:33
 Subj : "Повесть о принце Гэндзи"
Привет, All!
_Рад снова тебя видеть!._

 Братцы, простите за ламерский вопpос. А что такое - сабдж? Действительно ли
есть такая штyка или АБС её выдyмали?

С yважением,
Alexey

... Широко известный в yзких кpyгах...
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Птн 09 Июн 00 09:50
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 09 Июн 00 17:22
 Subj : Диплом-5
Пpиветствyю, Alla!

RU.LUDENY, Thu Jun 08 2000, Alla Kuznetsova => Oleg Bakiev:

 AK> Я тоже! имелись в виду "переводы"...
 AK> Это глюк компьютера и меня (хорошо бы еще понять причину...)
 AK> 2Я: ТщательнЕе надо быть!

Это стандартный глюк ворда пpи сохранении как DOS-текст. Чтобы его избежать,
лучше копировать через буфеp.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Птн 09 Июн 00 09:55
 To   : Alexey Sitnichenko                                  Птн 09 Июн 00 17:22
 Subj : "Повесть о принце Гэндзи"
Пpиветствyю, Alexey!

RU.LUDENY, Thu Jun 08 2000, Alexey Sitnichenko => All:

 AS>  Братцы, простите за ламерский вопpос. А что такое - сабдж? Действительно
 AS> ли есть такая штyка или АБС её выдyмали?

"Гэндзи моногатари", издавалось у нас, причем вроде бы даже не pаз. Видел одно
издание в мягкой обложке, но купить, увы, не удалось -- денег с собой не было.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Птн 09 Июн 00 10:42
 To   : Alex Mustakis                                       Птн 09 Июн 00 21:27
 Subj : К чему бы это?
Hello Alex!

Да ты чё?!! Не трожь святое!

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Птн 09 Июн 00 11:23
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 09 Июн 00 21:27
 Subj : Проект
Hello Alla!

09 Jun 00 09:00, Alla Kuznetsova wrote to Alex Mustakis:

 AK> В принципе о заре эхи точно знает БВИ.

Ещё бы, он её и создал.

Очередные траблы с фидо. Он доступен по адресу sauron@shans.khakassia.ru.

 AK> Да и Бай ее покинул, судя по всему...

Он, собственно, и не присутствовал, похоже. Было одно-два письма и всё.

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 931 из 1507
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 09 Июн 00 06:35
 To   : Alex Mustakis                                       Вск 11 Июн 00 06:39
 Subj : А меня-то видно?!
Товарищ Mustakis, разрешите обратиться!?

Письмо Alex Mustakis к Alla Kuznetsova от 08 Июн 00 гласит:

 AM> Видно.

Что pадует!

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Лучший босс - это мой босс  --> (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 932 из 1507
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 09 Июн 00 06:36
 To   : Alex Mustakis                                       Вск 11 Июн 00 06:39
 Subj : К чему бы это?
Здравствуй, Alex!

Письмо от Alex Mustakis к Alla Kuznetsova, добавленное 08 Июн 00 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 AM> А ты уверена, что "петь хором", видимо, в подвыпившей компании,
 AM> относится вообще к пению? ;)))

А что, нет? (Не слышала описанного тобой "пения хором", так что не знаю).

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода
 * Origin: Лучший босс - это мой босс  --> (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 933 из 1507
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 09 Июн 00 06:38
 To   : Oleg Bakiev                                         Вск 11 Июн 00 06:39
 Subj : К чему бы это?
Товарищ Bakiev, разрешите обратиться!?

Kaк-тo нa дняx (08 Июн 00) Oleg Bakiev пишeт к Alla Kuznetsova...

 OB> А что тут такого? Вот если бы Привалов ехал в компании со своим дублем
 OB> и лично слышал, как тот поёт хором (в три горла, что ли?), то это была
 OB> бы неувязка.

И то веpно...

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода
 * Origin: Лучший босс - это мой босс  --> (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 934 из 1507
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 09 Июн 00 06:38
 To   : All                                                 Вск 11 Июн 00 06:39
 Subj : Диплом-8
Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется dip08.asc --------
      Рассказ  "Человек из Пасифиды" впервые опубликован  в
 семнадцатом  номере журнала "Советский воин" за  1962  г.,
 через  девять  лет  - в сборнике, а  в  1993  г.  вошел  в
 собрание сочинений Стругацких83. Фантастическим его  можно
 назвать   лишь  условно:  на  пляже  одного  из  курортных
 городов  Японии появляется неизвестный, утверждающий,  что
 он    прибыл   в   качестве   представителя   государства,
 созданного     обитателями    морского    дна     ("нижним
 человечеством"),  его задача - торговля с  людьми,  однако
 все  это  вскоре разоблачается как жульничество, затеянное
 ради  биржевой  игры, разумеется, с участием  американских
 предпринимателей.
      Повесть "Далекая Радуга": впервые печатается  в  1963
 г.  -  в антологии фантастики, а через год - в одноименном
 сборнике Стругацких84. Переведена на иностранные языки. По
 мнению  М.Амусина, автора упоминавшейся выше монографии  о
 творчестве  Стругацких, "центральная  коллизия  повести  -
 конкуренция  естественнонаучных  и  этических   установок,
 императивов  в  критической ситуации"85. "Далекая  Радуга"
 относится  к  циклу  "Мир Полдня": на планете,  где  живут
 физики-экспериментаторы и их семьи, произошла  катастрофа,
 в  результате которой все живое должно погибнуть,  и  есть
 только  один звездолет, эвакуировать можно лишь  несколько
 десятков  колонистов.  Так  возникает  проблема:   спасать
 детей  или  ученых, носителей информации, способной  резко
 ускорить  научный  прогресс. Все  колонисты,  конечно  же,
 преодолевают страх смерти.
      Замысел  романа  "Трудно быть богом", как  утверждает
 Б.Стругацкий,  возник в 1962 г.86 Первоначальные  заглавия
 романа  - "Седьмое небо", "Наблюдатель"87. Работа над  ним
 завершилась в 1963 г.88 Впервые опубликован в  1964  г.  -
 вошел   в   сборник  "Далекая  Радуга"89.   Переведен   на
 иностранные языки.
      "В  процессе  работы,  - вспоминает  Б.Стругацкий,  -
 роман    претерпевал   изменения   весьма    существенные.
 Hачинался  он  (на  стадии  замысла)  как  веселый,  чисто
 приключенческий,   мушкетерский".   Но    потом    замысел
 изменился,  поскольку изменилась и политическая обстановка
 в  СССР - правительство резко активизировало преследования
 инакомыслящих  и  т.д. Потому "мушкетерский  роман  должен
 был,  обязан  был  стать  романом о судьбе  интеллигенции,
 погруженной в сумерки средневековья"90.
      В  этом  романе  Стругацкие возвращаются  к  проблеме
 столкновения двух цивилизаций - земной, гуманистической  и
 "средневекового    зверства".    Впрочем,     инопланетные
 средневековые  реалии,  сходные с  реалиями  средневековой
 Испании,   временами  напоминают  и  о   Германии   второй
 половины 1930-х гг., и о сталинском СССР. Земляне здесь  -
 сотрудники  "Института  экспериментальной  истории",   они
 живут  среди аборигенов, стараясь ничем не выделяться.  Им
 категорически  запрещено  насильственное  вмешательство  в
 конфликты  аборигенов, они имеют право  только  наблюдать.
 По  сути  - это разведчики. Используя доступные только  им
 технические  средства,  земляне  пытаются  спасти   "разум
 планеты"  -  ученых, планомерно истребляемых  диктаторским
 режимом.  Главный герой, историк-разведчик  Антон,  он  же
 аристократ  дон Румата Эсторский, временами  ощущает  себя
 не  землянином, но уроженцем той планеты, историю  которой
 призван  изучать. И в итоге он с оружием в руках  пытается
 остановить  "средневековое  зверство",  истребляет  убийц,
 наслаждающихся безнаказанностью.
      Отметим,     что    Стругацкие    здесь    продолжают
 рассмотрение  проблем,  поднятых в  "Попытке  к  бегству":
 право на вмешательство, приемлемость искусственного
 ускорения   прогресса  и  т.п.  Однако  такая  тема,   как
 деятельность      профессиональных      разведчиков      -
 разрабатывается впервые. Впоследствии она станет одной  из
 главных  в  творчестве  Стругацких,  будет  развиваться  в
 своеобразном цикле о разведчиках-прогрессорах.
      Замысел  повести "Понедельник начинается  в  субботу"
 сложился,  по  словам Б.Стругацкого, в конце 1950-х  гг.91
 Варианты  заглавий  -  "Восьмое небо",  "Седьмое  небо"92.
 Работа  над  повестью завершилась в 1964  г.93.  Тогда  же
 отрывок  из  нее опубликован в сборнике "Фантастика:  1964
 год",   а  в  1965  г.  она  вышла  отдельным  изданием94.
 Переведена на иностранные языки.
      "Понедельник   начинается  в  субботу"   -   описание
 приключений  молодого  программиста Александра  Привалова,
 столичного  жителя, случайно попавшего в город на  русском
 Севере,   где  находится  загадочный  НИИЧАВО  -   Hаучно-
 исследовательский  институт  чародейства   и   волшебства.
 Выясняется, что таинственные волшебники, маги  и  чародеи,
 вампиры,  ведьмы,  домовые, говорящие  животные  и  прочие
 фольклорные  и  литературные персонажи там  здравствуют  и
 ныне.  Все  они  так  или  иначе связаны  с  деятельностью
 института. Причем легендарные маги - сотрудники НИИЧАВО  -
 весьма    напоминают    сотрудников   советских    научно-
 исследовательских институтов, героев популярных  в  1960-х
 гг.  рассказов, романов и повестей о жизни  ученых.  Смысл
 существования  настоящих магов -  труд,  познание,  однако
 есть  в  НИИЧАВО  и  другие чародеи  - типичные  советские
 чиновники,   "бюрократы  от  науки"   и   т.д.   Привалов,
 увлеченный  чудесами,  поступает на  работу  в  НИИЧАВО  и
 становится своим в ранее чужой для него среде.
      Примечательно     здесь     использование      приема
 "остранения":   повествование  ведется  от   лица   героя,
 оказавшегося в совершенно непривычной ситуации,  а  потому
 с   обостренным  вниманием  фиксирующим  все,  что  другие
 персонажи считают обыденным.
---------
 83  Стругацкий  А.,  Стругацкий Б.  Человек  из  Пасифиды:
   Рассказ  / Худож. H.Абакумов // Советский воин. -  1962.
   -    17. - С.26-31; Стругацкий А., Стругацкий Б. Человек
   из Пасифиды // Только один старт. - Свердловск, 1971.  -
   С.118-136;  Стругацкий  А.,  Стругацкий  Б.  Человек  из
   Пасифиды  // Стругацкий А., Стругацкий Б. Собр.  соч.  -
   М.: Текст, 1993. - Т.2 доп. - С. 287-311.

 84  Стругацкий А., Стругацкий Б. Далекая Радуга  //  Hовая
   сигнальная.   -  М.,  1963. - С.50-156;  Стругацкий  А.,
   Стругацкий   Б.   Далекая  Радуга  //   Стругацкий   А.,
   Стругацкий  Б.   Далекая Радуга:   Фантаст.   повести  /
   Послесл.   "...И  вечный  бой!"  Р.Hудельмана;    Худож.
   И.Огурцов.  -  М.:  Мол. гвардия, 1964. - С.5-136.

 85  Амусин  М.  Братья  Стругацкие:  Очерк  творчества.  -
   Иерусалим: Бесэдер, 1996. - С.19.

 86  Стругацкий  Б. Комментарии к пройденному  //  Если.  -
   1999. -    1-2. - С. 258.

 87 Там же. - С.258, 260.

 88  См. Стругацкий А., Стругацкий Б. Трудно быть богом  //
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Собр. соч.  -  М.:  Текст,
   1992. - Т.3. - С.262.

 89  Стругацкий  А.,  Стругацкий Б. Трудно  быть  богом  //
   Стругацкий А., Стругацкий Б.  Далекая Радуга:   Фантаст.
   повести  /  Послесл.  "...И вечный  бой!"  Р.Hудельмана;
   Худож.  И.Огурцов.  -  М.:  Мол. гвардия, 1964. - С.137-
   327.

 90  Стругацкий  Б. Комментарии к пройденному  //  Если.  -
   1999. -    1-2. - С.258, 263.

 91 Там же.  - С. 265.

 92 Там же. - С.266.

 93 См. Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается
   в  субботу  // Стругацкий А., Стругацкий Б. Собр. соч. -
   М.: Текст, 1992. -  Т.4. -С.196.

 94  Стругацкий  А.,  Стругацкий Б.  Суета  вокруг  дивана:
   Сказка  для  научных  работников  младшего  возраста  //
   Фантастика,   1964  год.  - М.,  1964.   -  С.11-79.   -
   [Первая   часть   повести  "Понедельник   начинается   в
   субботу"];  Стругацкий  А., Стругацкий  Б.   Понедельник
   начинается  в  субботу:   Сказка  для  науч.  работников
   млад.  возраста / Предисл. авторов; Худож. Е.Мигунов.  -
   М.: Дет. лит., 1965. - 224 с.: ил. - 100000 экз.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает dip08.asc -------

 Msg  : 935 из 1507
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 09 Июн 00 06:39
 To   : All                                                 Вск 11 Июн 00 06:39
 Subj : Тьмускорпионская новость
О многоуважаемый (-ая) All!
"Научный аспект постижения иного разума - эта линия у нас развивалась поначалу
самостоятельно. А потом все смешалось, и в итоге она пpотянулась от сугубо
научной "Второй экспедиции на Странную планету" В.Савченко до исключительно
социального "Пикника на обочине" А. и Б.Стpугацких.
Такие пpоизведения, как "Миша Перышкин и антимир" С.Гансовского, "Суэма"
А.Днепpова, "Гриада" А.Колпакова, "Внуки наших внуков Ю.и С.Сафpоновых, и другие
подобные не стояли в первом pяду советской фантастики, но именно ими тогда
зачитывались школьники начальных классов, которые, лишь повзрослев, открыли для
себя С.Лема, А. и Б.Стpугацких, Р.Бpэдбеpи."
Деpябин С. Контакт? Нет контакта... // Если (М.). - 2000. -   6. - С.143, 144.

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 10 Июн 00 08:23
 To   : Alexey Sitnichenko                                  Вск 11 Июн 00 21:02
 Subj : Тьмyтаpаканские новости. Второй свежести
Пpивeт, Alexey!

Увидeла я кaк-тo пиcьмeцo oт Alexey Sitnichenko к Alla Kuznetsova и задумалась:

 AS>  ???
 AS>  Что же там читают? <8-/

Толкинистские тексты, естественно. Все никак не соберусь твое послание туда
закинуть...

 AS>  Да нет! Из *моего* прошлого письма таглайн: ...в доме всё было
 AS> кpаденое. И даже воздyх какой-то спёpтый. :))) Сеpьёзно, вроде бы
 AS> где-то в литеpатypе этy фpазкy встpечал.

Тоже не знаю...

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Без Alexey жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 10 Июн 00 08:24
 To   : Alexey Sitnichenko                                  Вск 11 Июн 00 21:02
 Subj : "Повесть о принце Гэндзи"
Здравствуй, Alexey!

Однажды было послано сообщение от Alexey Sitnichenko к All:

 AS>  Братцы, простите за ламерский вопpос. А что такое - сабдж?
 AS> Действительно ли есть такая штyка или АБС её выдyмали?

Есть. Мурасаки Сикибу. "Повесть о Гэндзи". Оно же "Гэндзи моногатари".
Издавалось на русском языке где-то в начале 1990-х. 4 тома текста и том
комментаpиев.
Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 10 Июн 00 08:26
 To   : Alex Mustakis                                       Вск 11 Июн 00 21:02
 Subj : Диплом-5
Простите за беспокойство, Alex, но...

Однажды было послано сообщение от Alex Mustakis к Alla Kuznetsova:

 AM> Это стандартный глюк ворда пpи сохранении как DOS-текст. Чтобы его
 AM> избежать, лучше копировать через буфеp.

А это как?

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 10 Июн 00 08:27
 To   : Oleg Bakiev                                         Вск 11 Июн 00 21:02
 Subj : Проект
Пpивeт тeбe, Oleg!

При реакции письма Oleg Bakiev к Alla Kuznetsova с моим сознанием в
нерастворимый осадок выпало следующее:

 OB> Ещё бы, он её и создал.

Вот потому-то и знает...

 OB> Очередные траблы с фидо. Он доступен по адресу
 OB> sauron@shans.khakassia.ru.

Лучше подожду pазpешения проблем с ФИДО. А то странные иногда результаты при
переписке из ФИДО в Интернет бывают...

 OB> Он, собственно, и не присутствовал, похоже. Было одно-два письма и
 OB> всё.

И осталась сплоченная группа люденов...

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 10 Июн 00 08:28
 To   : All                                                 Вск 11 Июн 00 21:02
 Subj : Диплом-9
Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется dip09.asc --------
      Повесть  "Хищные  вещи века" написана  в  1964  г.95.
 Bпервые опубликована в 1965 г. - в одноименном сборнике.96
 Переведена на иностранные языки.
      Этот   "детектив-экшн",  можно  сказать,  продолжение
 цикла,  начатого повестью "Страна багровых туч" - с  одной
 стороны,  и  цикла о разведчиках - с другой.  Разведчик  -
 Иван  Жилин, бывший бортинженер космического корабля, один
 из  героев  повестей "Путь на Амальтею"  и  "Стажеры".  На
 этот  раз  он  действует на родной планете,  где  осталось
 совсем  немного  некоммунистических стран, причем  научно-
 техническая   революция  привела  в  них  к   изобилию   в
 материальной  сфере,  но  в сфере  духовной  -  к  полному
 оскудению.  В  одну  из таких стран и направлен  Жилин  со
 специальным   заданием:   установить   причины   "эпидемии
 смертей",  загадочной гибели туристов и местных уроженцев.
 Выясняется,  что причина - новое комплексное наркотическое
 средство.  Тут  повесть  Стругацких  вполне  соответствует
 советским     идеологическим    установкам:    бездуховное
 "общество  потребления"  губят  наркотики,  оно  погибнет,
 если  не найдет смысл существования, ну а путь к спасению,
 разумеется,  могут подсказать только те, кто воспитан  как
 представитель    социалистического    общества.     Успехи
 разведчика    Жилина,    его    исключительность    вполне
 мотивированы   прошлым:  он  отважен,   физически   силен,
 вынослив,   мгновенно  реагирует  на  опасность,   как   и
 положено  космонавту,  а специфическая  инженерная  выучка
 помогает освоить любые технические средства.
      Повесть   "Беспокойство"  (публиковалась  также   под
 заглавием   "Улитка   на   склоне-1")   написана   -    по
 свидетельству   Б.Стругацкого  -  в  1965   г.97   Впервые
 опубликована в "фэнзине" в 1990 г., в сборнике -   в  1991
 г.,  а в 1996 - в серии "Миры братьев Стругацких"98.  Это,
 что называется, основа повести "Улитка на склоне".
      Что  же  касается  "Улитки  на  склоне",  то  повесть
 написана в 1965 г.99 В 1966 г. главы из нее  печатаются  в
 сборнике  "Эллинский  секрет", в 1968  г.  несколько  глав
 публикует  в январском номере журнал "Байкал". В  1971  г.
 повесть  издана книгой в Эстонии - на эстонском  языке.  В
      1972  г.  она вошла в одноименный сборник, выпущенный
 западногерманским издательством - на русском языке.  Ну  а
 на  родине авторов повесть - полностью и на русском  языке
 -  появляется лишь в 1989 г.100 Переведена на  иностранные
 языки.
      "Улитка  на  склоне"  считается самой  иррациональной
 книгой  Стругацких. Задумывалась она как часть цикла  "Мир
 Полдня",  но  в окончательном варианте реализована  совсем
 другая  идея.  Действие разворачивается в некоем  условном
 инопланетном  пространстве: внизу - огромный,  необозримый
 и  непостижимый Лес, наверху - плоскогорье, где  у  самого
 обрыва   располагается  "Управление  по  делам  Леса",   в
 функции  которого  входят проникновение  в  Лес,  изучение
 Леса,  вооруженная  охрана Леса, а также  искоренение  все
 того   же   Леса.   В   этих  двух   взаимосвязанных,   но
 разноприродных   сферах  развертывается   сюжет,   условно
 разделенный   на   две   составляющие   -    "лесную"    и
 "управленческую".   Мир  Управления   -   мир   абсурдного
 бюрократического   бытия.  А  в   Лесу   живет   сотрудник
 Управления, оказавшийся там случайно - его вертолет  попал
 в  аварию.  Заблудившийся сотрудник становится  свидетелем
 борьбы аборигенов с Лесом. При этом выясняется, что  рядом
 с  примитивной цивилизацией аборигенов существует еще одна
 несравненно   более   высокая,  истребляющая   аборигенов.
 Землянину  предстоит  решить, что должен  делать  человек,
 понимающий  неизбежность  и  необходимость  прогресса,  но
 решительно  не  приемлющий  этот  прогресс  по   этическим
 соображениям.
      По  замыслу  Стругацких инопланетный Лес  должен  был
 символизировать Будущее - безмерно чуждое, не  совпадающее
 с  современными  представлениями о  нем,  а  Управление  -
 Настоящее,  "в  котором люди все время думают  о  Будущем,
 живут   ради  Будущего,  провозглашают  лозунги  во  славу
 Будущего  и в то же время гадят на это Будущее, искореняют
 это  Будущее,  всячески изничтожают ростки его,  стремятся
 превратить  это  будущее  в асфальтированную  автостоянку,
 стремятся  превратить Лес в английский парк со  стрижеными
 газонами, чтобы Будущее сформировалось не таким, каким
 оно  способно  быть, а таким, каким нам  хотелось  бы  его
 сегодня видеть"101.
      Повесть "Второе нашествие  марсиан" написана  в  1966
 г.102  Впервые  опубликована в  январском  номере  журнала
 "Байкал"  за 1967 г., тогда же вышла отдельным изданием  в
 Швеции  (на  шведском языке), а в 1968 г. - в  одноименном
 сборнике на родине авторов103.
      "Второе  нашествие  марсиан" - типичный  политический
 памфлет:        некую       страну       (предположительно
 западноевропейскую)   неожиданно   захватывают   марсиане,
 однако  захватчиков  не интересуют  земляне  как  таковые,
 государственное   устройство   остается    прежним,    все
 представители  власти сохраняют свои должности,  поскольку
 марсианам  нужен только желудочный сок землян, причем  они
 щедро    оплачивают   услуги   доноров.    Рассматривается
 различные    типы   реакции   землян   на   вторжение    -
 конформистская и нонконформистская.
-------------
 95  См. Стругацкий А., Стругацкий Б. Хищные вещи века   //
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Собр. соч.  -  М.:  Текст,
   1992. - Т.3. - С.413.

 96 Стругацкий А., Стругацкий Б. Хищные вещи века: Фантаст.
   повести  / Предисл. И.Ефремова;  авт.;  Худож. Р.Авотин.
   -   М.:   Мол.  гвардия,  1965.  -  320  с.:    ил.    -
   (Фантастика.   Приключения.   Путешествия).   -   100000
   экз.

 97  См. Стругацкий Б. Вместо предисловия // Измерение Ф. -
   1990. -   3. - С.4-5.

 98  Стругацкий А., Стругацкий Б. Беспокойство // Измерение
   Ф.  -  1990.  -   3. - С.6-15; Стругацкий А., Стругацкий
   Б.    Улитка   на   склоне-1:    Повесть   /    Предисл.
   Б.Стругацкого  //  Третий глаз.  - Симферополь:  Таврия:
   ТПО   "Пульс":  СП  "Интерсот",  1991.   -  С.   18-106;
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Беспокойство // Стругацкий
   А.,  Стругацкий Б. Парень из преисподней;  Беспокойство;
   Жук  в муравейнике; Волны гасят ветер. - М.; СПб.:  АСТ;
   Terra  Fantastica, 1996. - С.129-174.  -  (Миры  братьев
   Стругацких).

 99  См.  Стругацкий А., Стругацкий Б. Улитка на склоне  //
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Собр. соч.  -  М.:  Текст,
   1992. - Т.5. - С.185.

 100  Стругацкий А., Стругацкий Б. Улитка на склоне:  Главы
   2,  4,  7,  8,  Эпилог из фантаст.  повести  /  Предисл.
   авторов;   Худож. М.Кулаков // Эллинский секрет.  -  Л.,
   1966.  - С.384-462. - (В мире фантастики и приключений);
   Стругацкий   А.,   Стругацкий  Б.  Улитка   на   склоне:
   Повесть,   главы  1,  3,  5,  6,  9,   10   /   Предисл.
   А.Громовой;  Худож.  С.Гансовский //  Байкал.   -  1968.
   -     1.  -  С.35-72;   2. - С.40-71; Tigu  nolvakul   /
   Strugatski   A.N.   ja  Strugatski  B.N.;    Vene   tlk.
   Andres Ehin. - Tallinn: Periodika, 1971. - 118   lk.   -
   ("Loomingu"  raamatukogu,    15/16 (699/700).   -  18000
   экз.  -  Эст.  яз.  -  Загл.  ориг.  Улитка  на  склоне;
   Стругацкий  А.,  Стругацкий  Б.  Улитка  на  склоне   //
   Стругацкий А., Стругацкий Б. Улитка на склоне; Сказка  о
   Тройке.   -  Franrfurt am Main: Posev, 1972. -  278  c.;
   Стругацкий  А.,  Стругацкий  Б.  Улитка  на  склоне   //
   Стругацкий   А.,  Стругацкий  Б.  Волны   гасят   ветер:
   Фантаст.   повести   /   Худож.  Л.Ященко.  -  Л.:  Сов.
   писатель, 1989. - С.5-129.

 101  Стругацкий Б. Комментарии к пройденному  //  Если.  -
   1999. -    1-2. - С.275.

 102  См.  Стругацкий  А., Стругацкий Б.  Второе  нашествие
   марсиан  //  Стругацкий А., Стругацкий Б. Собр.  соч.  -
   М.: Текст, 1992. - Т.5. - С.262.

 103 Стругацкий А., Стругацкий Б. Второе нашествие марсиан:
   Записки  здравомыслящего: Фантаст.  повесть  /  Предисл.
   ред.;  Худож. Г.Болдогоев // Байкал. - 1967. -     1.  -
   С.54-109;  Den andra marsianska invasionen /  Arkadij  &
   Boris  Strugatskij. - Bromma: Delta, 1967. -  127  p.  -
   (Deltas  science  fiction). - Швед. яз.  -  Загл.  ориг.
   Второе  нашествие марсиан; Стругацкий А., Стругацкий  Б.
   Второе  нашествие марсиан // Стругацкий  А.,  Стругацкий
   Б.  Стажеры; Второе нашествие марсиан: Фантаст.  повести
   /   Предисл.    "Борьба   миров"  Р.Подольного;   Худож.
   Г.Перкель. - М.: Мол. гвардия, 1968. - С.15-119.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает dip09.asc -------
Продолжение следует.
Hа том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 10 Июн 00 08:29
 To   : All                                                 Вск 11 Июн 00 21:02
 Subj : Тьмускорпионская новость.
Здравствуйте, All!
"Во многом это была заслуга талантливых редакторов, подлинных энтузиастов своего
дела Сеpгея Жемайтиса, Беллы Клюевой, Светланы Михайловой и Софьи Митрохиной,
объединивших вокруг "Фантастики" лучших авторов того времени, среди которых были
бpатья Стругацкие, Кир Булычев, Дмитрий Биленкин, Геннадий Гор, Илья Варшавский,
Валентина Журавлева, Генрих Альтов, Роман Подольный, Виктор Колупаев, Владимир
Савченко..."
    Харитонов Е. Возвpащение. Полдень. 2000 год // Если (М.). - 2000. -   6. -
С.245.
И название к сабжу подходит...

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 11 Июн 00 12:02
 To   : All                                                 Пон 12 Июн 00 20:24
 Subj : Диплом-10
Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется dip10.asc --------
      Повесть   "Гадкие  лебеди"  написана  в  1967   г.104
 Публикация  планировалась  год  спустя  -  в  издательстве
 "Молодая  гвардия" должен был выйти сборник Стругацких105.
 Но  повесть туда так и не попала. Впервые она опубликована
 в  1972 г. западногерманским издательством. В 1987 г.  эту
 повесть  под  заглавием  "Время  дождя"  печатает   журнал
 "Даугава" - с января по июнь. В 1990 г. она публикуется  в
 тридцать  четвертом  выпуске сборника  научной  фантастики
 "НФ" -  под первоначальным заглавием106. "Гадкие лебеди" -
 часть  изданной позже повести "Хромая судьба" (см.  ниже).
 Неоднократно переводилась на иностранные языки.
      В   жанровом   аспекте  "Гадкие   лебеди",   -   тоже
 политический  памфлет, как и "Второе  нашествие  марсиан".
 Это,   кстати,   одна   из  первых  работ   Стругацких   в
 "хемингуэевском   стиле":  короткие,   "рубленые"   фразы,
 обилие   внутренних  монологов,  "героический   пессимизм"
 героев и т.д.
      Действие  разворачивается в некоем  (предположительно
 европейском)  государстве,  примерно  двадцать  лет  назад
 пережившем войну (наподобие второй мировой).  Главный
 герой  -  офицер-фронтовик, ставший  известным  писателем,
 приезжает  в  родной город, где живут его  бывшая  жена  и
 дочь.  А  в  городе - экологическая катастрофа: непрерывно
 идет  дождь.  То  ли из-за дождя, то ли по  какой-то  иной
 причине    распространяется   неизвестная    "генетическая
 болезнь",  поражающая  -  по  неизвестным  же  причинам  -
 только интеллектуалов: знаменитых ученых, артистов и  т.п.
 Больные,    которых    население   именует    "мокрецами",
 добровольно живут в своего рода лепрозории. Горожане же  в
 большинстве   своем   ненавидят   и   боятся   "мокрецов",
 поддерживают  экстремистов нацистского толка, собирающихся
 уничтожить  лепрозорий и его обитателей.  Зато  "мокрецов"
 любят  дети.  На защиту гонимых встает Банев,  ненавидящий
 нацизм,  да  и любые проявления экстремизма. Он  в  городе
 чужой,  потому особо внимателен к тому, что для  других  -
 обыденность. Впрочем, и среди "мокрецов" Банев  далеко  не
 свой:  слишком уж привязан к "радостям земным". Из  города
 в  лепрозорий  уходят дети, поскольку общество  "мокрецов"
 они  предпочитают "обществу потребления", законам которого
 подчинена  жизнь  родителей.  Город  на  грани  стихийного
 бунта, но выясняется, что "мокрецы" - вовсе не больные,  а
 добровольная  изоляция понадобилась им для  решения  неких
 научных  и  социальных  задач. Побеждают,  соответственно,
 разум и гуманизм.
      Повесть  "Сказка  о  Тройке" написана  в  1967  г.107
 Впервые  публикует ее журнал "Ангара"  -  в  апрельском  и
 майском  номерах  за  1968  г.  Четыре  года  спустя   она
 опубликована   в   уже   упоминавшемся   западногерманском
 сборнике  "Улитка  на  склоне". В 1989  г.  -  в  сборнике
 повестей   Стругацких,  изданном  на  родине   авторов108.
 Неоднократно переводилась на иностранные языки.  Это  злая
 сатира   на   бюрократический  абсурд   советской   жизни.
 Вероятно,   сатирический   пафос   был   главной   помехой
 публикации книги в СССР.
      "Сказка  о Тройке" - продолжение повести "Понедельник
 начинается в субботу". Главный герой и повествователь  тот
 же - молодой сотрудник НИИЧАВО, программист и начинающий
 маг Привалов. С двумя приятелями-магами он отправляется  в
 некий  сказочный город, где власть захватила  посланная  в
 командировку   группа   сотрудников   НИИЧАВО,    типичных
 "чиновников  от  науки".  Эти  командированные  самовольно
 создали   квазисоветскую  административную   структуру   -
 "Тройку   по   рационализации  и  утилизации  необъяснимых
 явлений".  Сокращенно - ТПРУHЯ. Само название новоявленной
 административной  структуры  -  "тройка"  -   аллюзия   на
 знаменитые   трибунальские   тройки   сталинской    эпохи,
 наделенные,   как  известно,  чрезвычайными  полномочиями.
 Однако  сталинская  эпоха  закончилась,  потому  претензии
 квазисталинистов  на абсолютную власть уже  не  опасны,  а
 попросту  смешны:  Привалов с друзьями и другие  настоящие
 маги из НИИЧАВО прекращают бюрократическую вакханалию.
      Роман  "Обитаемый остров" был задуман  в  1967  г.109
 Работа  над ним завершена в 1968 г.110 Сокращенный вариант
 печатает журнал "Нева" - с апреля по март 1969 г.  В  1971
 г.  издается  книга  -  тоже с сокращениями  и  цензурными
 искажениями,  а  двадцать  два  года  спустя  в   собрании
 сочинений Стругацких публикуется полный вариант111.  Роман
 переведен на иностранные языки.
      "Обитаемый    остров"   -   продолжение    цикла    о
 разведчиках,     детектив-экшн.     Молодой      землянин,
 исследователь  космического  пространства,   попадает   на
 землеподобную  планету в другой звездной системе.  Причина
 -  авария,  вынужденная  посадка. Подать  сигнал  бедствия
 нельзя  -  звездолет  сгорел. Нет  ни  продовольствия,  ни
 средств  выживания, необходимых в подобного рода  случаях.
 Герой  -  Максим  Каммерер - вынужден приспосабливаться  к
 местным  условиям,  искать встречи  с  аборигенами.  А  на
 планете   недавно   закончилась  глобальная   война,   где
 применялось  и ядерное оружие, уцелевшие государства  мира
 не  заключили, локальные боевые действия продолжаются.  Да
 еще    и    оказался   Каммерер   в   государстве   вполне
 тоталитарном,  напоминающем  одновременно   и   сталинский
 СССР,  и  латиноамериканский диктаторский режим - чуть  ли
 не в худшем варианте. Каммерер - обычный землянин, только
 земляне  далекого  будущего значительно расширили  пределы
 человеческих   возможностей.  Потому   интеллектуально   и
 физически  Каммерер    превосходит  даже  самых  умных   и
 сильных  аборигенов.  Как  и положено  представителю  мира
 добра   и   справедливости,  он  вступает   в   борьбу   с
 тоталитарным  режимом,  устанавливает  связь  с   местными
 группами   Сопротивления,  проявляет  чудеса  ловкости   и
 отваги  в  рукопашных  схватках, руководит  повстанческими
 отрядами.  И  в  итоге  -  побеждает.  Тоталитарный  режим
 свергнут.  Однако выясняется, что победа - еще не  решение
 всех  проблем. На планете - экологическая катастрофа,  для
 ликвидации   ее  последствий  нужны  группы  специалистов,
 техника,  организация.  Все это  невозможно  обеспечить  в
 условиях  анархии,  когда тоталитарного правительства  уже
 нет,  а другого - еще нет. Оказывается, что плохой порядок
 лучше   полного   беспорядка,  эволюция   предпочтительней
 революции.  Что  и  сообщает Каммереру другой  землянин  -
 прогрессор     Рудольф    Сикорски,    резидент     службы
 "галактической    безопасности",    давно    живущий     в
 инопланетном   государстве,  сумевший   стать   одним   из
 правителей.   Теперь  этому  резиденту-прогрессору   нужно
 преодолевать  трудности, ранее не планировавшиеся.
      Позже    Стругацкие    продолжат    сюжетную    линию
 "Обитаемого  острова" в других книгах, где  Каммерер  тоже
 станет прогрессором.
------------
 104  См.  Стругацкий  А., Стругацкий Б. Гадкие  лебеди  //
   Стругацкий  А.,  Стругацкий  Б.  Отягощенные  злом;   За
   миллиард лет до конца света; Гадкие лебеди. - М.;  СПб.:
   АСТ;  Terra  Fantastica, 1997. - С.596. - (Миры  братьев
   Стругацких).

 105  См. Тематический план выпуска литературы издательства
   ЦК  ВЛКСМ  "Молодая гвардия" на 1968 год. - М.:  Молодая
   гвардия, 1967. - С.121.

 106   Стругацкий  А.,  Стругацкий  Б.  Гадкие  лебеди.   -
   Frankfurt  am  Main: Possev, 1972. - 267 с.;  Стругацкий
   А.,  Стругацкий  Б.  Время  дождя:  Фантаст.  повесть  /
   Худож.  Г.Захарычев // Даугава. - 1987. -   1.  -  С.60-
   72;   2. - С.77-91;   3. - С.73-85;   4.  - С.88-101;
   5.  -  С.75-89;     6.  -  С.56-75;     7.   -  С.49-66;
   Стругацкий  А.,  Стругацкий  Б.  Гадкие  лебеди  //  HФ:
   Сборник науч. фантаст. - М.: Знание, 1990. - Вып. 34.  -
   С. 10-165.

 107  См.  Стругацкий А., Стругацкий Б. Сказка о Тройке  //
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Собр. соч.  -  М.:  Текст,
   1992. - Т. 4. - С.317.

 108  Стругацкий А., Стругацкий Б. Сказка о Тройке:  Повесть
   //  Ангара.  -  1968. -   4. - С.3-16;   5.  -  С.47-56;
[...]
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Избранное /  Послесл.  "От
   авторов";    Худож.   И.Блиох,    В.Еремин.     -    М.:
   Моск.рабочий, 1989. -  С.180-288

 109  Стругацкий Б. Комментарии к пройденному  //  Если.  -
   1999. -    1-2. - С.281.

 110  См. Стругацкий А., Стругацкий Б. Обитаемый остров  //
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Собр. соч.  -  М.:  Текст,
   1993. - Т.6. - С.295.

 111 Стругацкий А., Стругацкий Б. Обитаемый остров: Фантаст.-
   приключенческая повесть: С  сокр. / Худож. Б. Власов  //
   Hева.  -  1969.  -   3.  - С.86-130;   4. - С.85-127;
   5.  -  С.90-140; Стругацкий А., Стругацкий Б.  Обитаемый
   остров:   Фантаст.  повесть /  Предисл.  изд-ва;  Худож.
   Ю.Макаров. - М.: Дет. лит., 1971. - 320 с.: ил. -  (Б-ка
   приключений   и   науч.  фантаст.).   -   100000   экз.;
   Стругацкий  А.,  Стругацкий  Б.  Обитаемый   остров   //
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Собр. соч.  -  М.:  Текст,
   1993. - Т.6. - С.5-296.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает dip10.asc -------
Продолжение следует.
Интересно, дойдет? Впрочем, я этого все равно не узнаю...

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 11 Июн 00 12:03
 To   : All                                                 Пон 12 Июн 00 20:24
 Subj : Тьмускорпионская новость
Пpивeт тeбe, All!
"Герои "Запретного мира" совершают свой выбоp. Автор, похоже, тоже. Что ж,
кесарю - кесарево, а Дикобразу - дикобразово".
    Синицын А. [Рец. на кн.: Громов А. Запретный миp. - М.: АСТ, 2000.] // Если
(М.). - 2000. -   6. - С.248-249.

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 12 Июн 00 16:30
 To   : All                                                 Втр 13 Июн 00 16:43
 Subj : Диплом-11
Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется dip11.asc --------
      Рассказ  "Летающие  кочевники" впервые  печатается  в
 июльском  номере детского журнала "Костер" за  1968  г.  В
 1990  г. - в альманахе научной фантастики "Гея", а в  1993
 г.  -  с  заглавием  "Первые люди на  первом  плоту"  -  в
 собрании  сочинений  Стругацких112.   Задумывался  он  как
 первая  глава повести "Летающие кочевники", причем повесть
 эта    была   "повестью-буриме",   написанной   известными
 советскими  писателями-фантастами  -  каждую  главу  писал
 другой  автор.  Герой - горожанин, приехавший  в  гости  к
 другу-леснику  -  обнаруживает  в  жилище  лесника  полный
 разгром,  пятна крови, следы босых ног, он идет по  следам
 и встречает людей, которые, хоть и находятся, по его
 мнению,  "на более низкой ступени развития", но используют
 корабли  для  передвижения по воздуху,  как  обычные  люди
 используют корабли для передвижения по воде.
      Повесть  "Отель "У погибшего альпиниста"" написана  в
 1969  г.113  Впервые  печатается в журнале  "Юность"  -  с
 сентября  по  ноябрь  1970 г. В 1975 г. выходит  книга  на
 эстонском языке, в 1982  г. - на русском114.
      Тематически "Отель "У погибшего альпиниста""  отчасти
 примыкает  к циклу о разведчиках. Это детектив,  причем  с
 типичной  для  детектива сюжетной завязкой:  в  альпийском
 отеле,  отрезанном лавиной от остального мира,  убит  один
 из  постояльцев. Расследование ведет приехавший  в  отпуск
 инспектор  криминальной  полиции.  Выясняется,  что  среди
 постояльцев  отеля  -  инопланетяне, разведчики  внеземной
 цивилизации,   которых  преследуют   гангстеры,   желающие
 использовать необычайные возможности пришельцев.  Погибший
 был   роботом   этих  инопланетян.  Попытки   полицейского
 помешать   гангстерам   неудачны:   инопланетяне   гибнут,
 поскольку  земляне  в  принципе  не  готовы  к  встрече  с
 гуманными пришельцами.
      Примечательно,  что на этот раз не земляне-разведчики
 действуют   в   условиях  чужой  планеты,  а   разведчики-
 инопланетяне оказываются жертвами землян.
      Повесть   "Малыш"  написана  в  1970  г.115   Впервые
 печатается в журнале "Аврора" - с сентября по ноябрь  1971
 г.  В  1973  г. публикуется в сборнике, в 1975 г.  выходит
 отдельным  изданием.116.  В 1983  г.  по  мотивам  повести
 казанский  Театр  юного  зрителя ставит  спектакль  "Тайна
 планеты  Таумата",  в 1985 г. спектакль "Малыш"  поставлен
 московским  Центральным  детским  театром.  Переведена  на
 иностранные языки.
      В  этой  повести Стругацкие возвращаются  к  проблеме
 встречи  цивилизаций: на планете, которую земляне  считали
 необитаемой,  а  потому выбрали ее для "проекта  "Ковчег""
 -    переселение   обитателей   планеты,   обреченной   на
 катастрофу  - обнаружен ребенок - землянин, попавший  туда
 после  аварии звездолета. Ребенка спасли и  воспитали
 таинственные  аборигены-негуманоиды.  Реализация  "проекта
 "Ковчег""  срочно  прекращается: нельзя жертвовать  благом
 отдельной личности ради абстрактного общественного блага.
      Развитие  темы встречи цивилизаций - повесть  "Пикник
 на  обочине",  написанная в 1971117.  Сокращенный  вариант
 впервые  печатается журналом "Аврора" - с июля по  октябрь
 1972  г. В 1977 г. повесть публикуется в книге, выпущенной
 польским  издательством - на польском  языке.  В  1978  г.
 издана  в  США  -  на английском языке. В  1980  г.  книга
 выходит и на родине авторов118. Тринадцать лет спустя -  в
 собрании  сочинений Стругацких - опубликован вариант,  где
 восстановлены купюры и сняты цензурные искажения.
      "Пикник  на  обочине"  считается  едва  ли  не  самой
 известной  книгой  Стругацких.  Это  описание  последствий
 посещений Земли некими инопланетными экспедициями.
         Цели   посещений   землянам  неясны,   однако   на
 территориях,  где  были  стоянки  инопланетян,  происходит
 нечто   непонятное:   обнаружено   множество   оставленных
 пришельцами     технических     устройств     неизвестного
 назначения,  иногда и смертельно опасных  для  оказавшихся
 поблизости   живых   существ.  Да  и  вообще   жизнь   там
 развивается  уже  не вполне по земным законам.  Территории
 эти,    именуемые    "зонами",    тщательно    охраняются,
 допускаются     туда    лишь    сотрудники     специальной
 исследовательской организации - "Международного  института
 внеземных   культур".  Однако  "зоны"  стали  и   центрами
 криминального бизнеса: появились сталкеры -   своего  рода
 контрабандисты - "отчаянные парни, которые на  свой  страх
 и  риск  проникают  в  Зону и тащат  оттуда  все,  что  им
 удается   найти",   дабы  продать  подпольным   торговцам.
 Торговцы,    в    свою   очередь,   перепродают    находки
 предпринимателям,   а   те  ищут   применения   загадочным
 устройствам,  порою используя их с немалой выгодой  -  как
 оружие,  например. Главный герой книги  -  сталкер  Рэдрик
 Шухарт,  один из лучших знатоков "зон". Основная проблема,
 поставленная авторами - соотношение научно-технического  и
 нравственного потенциалов человечества.
-----------
 112  Стругацкий  А.,  Стругацкий  Б.  Летающие  кочевники:
   Фантаст.   повесть,  где  авторы,  сменяя  друг   друга,
   придумывают  главу  за  главой:   Глава  I  /   Предисл.
   авторов; Худож. А.Скалозубов // Костер. - 1968. -     7.
   -    С.17-21;  Стругацкий  А.,  Стругацкий  Б.  Летающие
   кочевники  // Гея:  Альм. науч. фантаст. - М.,  1990.  -
   С.147-155; Стругацкий А., Стругацкий Б. Первые  люди  на
   первом плоту // Стругацкий А., Стругацкий Б. Собр.  соч.
   - М.: Текст, 1993. - Т.2 доп. - С.312 - 321.

 113  См.  Стругацкий А., Стругацкий Б. Отель "У  Погибшего
   Альпиниста" // Стругацкий А., Стругацкий Б.  Собр.  соч.
   - М.: Текст, 1992. - Т.5. - С.427.

 114  Стругацкий  А.,  Стругацкий  Б.  Отель  "У  Погибшего
   Альпиниста":  Приключ. повесть / Худож.  Г.Hовожилов  //
   Юность.   - 1970.  -   9. - С.48-65;   10. - С.45-61;
   11.   -   С.37-56;   "Hukkunud   Alpinisti"   Hotell   /
   Strugatski  A.N.   ja  Strugatski B.N.;   Vene  k.  tlk.
   Maiga Varik. - Tallinn: Eesti raamat,  1975.  - 142  lk.
   -  (Mirabilia). - 40000 экз. - Эст. яз.  -  Загл.  ориг.
   "Отель   "У   погибшего  альпиниста"";  Стругацкий   А.,
   Стругацкий  Б. Отель "У Погибшего альпиниста"  /  Худож.
   В.Пантелеев. - М.: Знание, 1982. - 256 с.: ил. -  100000
   экз.

 115  См.  Стругацкий А., Стругацкий Б. Малыш // Стругацкий
   А.,  Стругацкий Б. Собр. соч. - М.: Текст, 1993. -  Т.6.
   - С.428.

 116 Стругацкий А., Стругацкий Б. Малыш: Фантаст. повесть /
   Худож.  И.Тюльпанов // Аврора.  - 1971.  -   8.  - С.22-
   35;     9.  - С.40-52;   10. - С.40-52;   11. - С.52-61;
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Малыш:  Фантаст.   повесть
   /  Худож. Л.Рубинштейн // Талисман.  - Л., 1973. - С.10-
   157.  -  (Б-ка приключений и науч. фантаст.); Стругацкий
   А., Стругацкий Б. Малыш // Стругацкий А., Стругацкий  Б.
   Полдень,   XXII   век;   Малыш:    Повести   /    Худож.
   Л.Рубинштейн. - М.: Дет. лит., - 1975. - С.299-447.

 117  См. Стругацкий А., Стругацкий Б. Пикник на обочине //
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Собр. соч.  -  М.:  Текст,
   1993. - Т. 7. - С.6.

 118   Стругацкий  А.,  Стругацкий Б.  Пикник  на  обочине:
   Фантаст.  повесть  /  Худож.  Г.Ковенчук,   Ш.Клаич   //
   Аврора. - 1972. -   7. - С.28-43;   8. - С.38-51;     9.
   -  С.38-51;   10. - С.42-51; Piknik na skraju  drogi  //
   Piknik   na   skraju  drogi;  Las  /  Arkadij  i   Borys
   Strugaccy;   Przel. Irena Lewandowska; Posl.  Stanislawa
   Lema.  - Krakow: Wydawnictwo Literackie, 1977. - 291  s.
   -  (Stanislaw  Lem poleca). - Пол.  яз.  -  Загл.  ориг.
   Пикник  на  обочине;  Лес;  Roadside  picnic   /  Arkady
   Strugatsky  and Boris Strugatsky; Tr. from the  Russ  by
   Antonina W.  Bouis; Introd. by Theodore Sturgeon. -  New
   York:  Gollanz, 1978. - 145 p. - Англ. яз. - Загл. ориг.
   Пикник  на обочине; Стругацкий А., Стругацкий Б.  Пикник
   на    обочине   //   Стругацкий   А.,   Стругацкий    Б.
   Неназначенные   встречи:   Науч.-фантаст.   повести    /
   Послесл.   "Человек   настоящего  -  человек   будущего"
   Ю.Смелкова; Худож.  В.Гошко. - М.:  Мол. гвардия,  1980.
   - С.63-210.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает dip11.asc -------
И опять второй день никого нет... Я поняла - ошибки - лучший способ поддеpжания
тpаффика!

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 12 Июн 00 16:31
 To   : All                                                 Втр 13 Июн 00 16:43
 Subj : Тьмускорпионская новость. Не новая.
Пpивeт, All!
"-Чего ты хочешь? - хмкро спросил злосчастный pазбойник.
-Подписку на братьев Стругацких, - выпалил  Заболотный".
    Резниченко Д. Направо пойдешь... // Молодая гваpдия (Южно-Сахалинск). -
1988. - 12 янв. - С.2.

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

 From : Timur Kopylov                       2:5020/1048.10  Суб 10 Июн 00 12:31
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 13 Июн 00 16:43
 Subj : А меня-то видно?!
                        --   * Любезнейший Alla! *   --

   Среда Июнь 07 2000 08:29, Alla Kuznetsova писал к All:

> [...]
 AK> Сабж. Откликнитесь, пожалуйста!!!
 AK> Ау-у-у!!!

 AK> Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый

Видно. Ты мне давала тест, не так давно. Долг наги... тьфу, платежом кpасен.

---
 * Origin: Meine Ehre heisst Treue. (2:5020/1048.10)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alexey Sitnichenko                  2:5054/66.5     Срд 14 Июн 00 00:48
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 14 Июн 00 15:22
 Subj : "Повесть о принце Гэндзи"
Привет, Alla!
_Рад снова тебя видеть!._

Пока модераторы 10 Июн 00 пеpезаpяжали плюсомёты,
/*_Alla Kuznetsova/*_ yспел сообщить /*_Alexey Sitnichenko/*_:

 AK> Есть. Мypасаки Сикибy. "Повесть о Гэндзи". Оно же "Гэндзи
 AK> моногатари".

 Гм... Э... Ы...
(это был тонкий намёк на то что может есть y кого в цифровом варианте, дык
закинyли бы)

С yважением,
Alexey

... Не Боги в горшки отливают
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 13 Июн 00 06:58
 To   : All                                                 Срд 14 Июн 00 15:23
 Subj : Диплом-12
Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется dip12.asc --------
      Киносценарий  "Понедельник  начинается   в   субботу"
 написан  в 1972 г. В 1979 г. по нему снят фильм "Чародеи".
 Впервые   сценарий  печатается  в  пятом  номере   журнала
 "Уральский  следопыт"  за  1990  г.  В  1993  г.  издан  в
 собрании  сочинений  Стругацких119. Публиковался  также  с
 заглавием "Чародеи"120.
      Повесть   "Парень   из  преисподней",   если   верить
 авторской датировке, написана в 1974 г.121 Тогда же она  и
 печатается  - в ноябрьском и декабрьском номерах   журнала
 "Аврора".  В  1976 г. - в сборнике научной  фантастики.  В
 1977  г.  отдельное  издание  выходит  во  Франции  -   на
 французском  языке.   В  1979 г. - на  родине  авторов,  в
 сборнике    повестей   Стругацких.122   По   свидетельству
 Стругацких,  она  задумывалась  как  сценарий  фильма,  но
 фильм так и не был снят.
      "Парень    из    преисподней"   -   развитие    темы,
 рассмотренной Стругацкими в повести "Попытка  к  бегству".
 На  некоей  землеподобной планете идет война  тоталитарных
 государств.  В  бою  смертельно  ранен  юноша-солдат  Гаг,
 служившей  в  одной из частей специального  назначения.  С
 детских лет его обучали и воспитывали как спецназовца,  он
 превосходно     вымуштрован,    предан     командиру     и
 правительству,  это боевая машина, не ведающая   страха  и
 сомнений.  Землянин-прогрессор спасает раненого и  вывозит
 на  Землю.  Здесь  Гаг узнает правду и о правителях  своей
 страны,  и о задачах войны, развязанной этими правителями.
 Тем   временем   на  его  родине  война  -  в   результате
 прогрессорских  действий  землян  -  закончена.   Гаг   не
 приемлет  нового порядка вещей, но и не считает  возможным
 остаться на благополучной Земле, а потому возвращается  на
 свою планету.
      Повесть  "За  миллиард лет до конца света",  согласно
 авторской   датировке,  написана  в  1974  г.123   Впервые
 печаталась  журналом  "Знание  -  сила"  в  1976  г.  -  с
 августовского   по   декабрьский   номер.   В   1984    г.
 опубликована в одноименном сборнике повестей Стругацких124.
      Переведена на иностранные языки.
      "За  миллиард лет до конца света" - обращение к теме,
 что    называется,    глобальноэкологической.    Советский
 астрофизик   Малянов,  увлеченный   работой   над   некоей
 теорией,  вдруг  оказывается в центре загадочных  событий:
 его   квартиру  посещают  незнакомцы,  соседи   становятся
 жертвами  несчастных случаев и т.д. Создается впечатление,
 что  некие силы стремятся помешать работе ученого, отвлечь
 его  любыми  средствами, включая подкуп  и  шантаж.  Нечто
 подобное, как выясняет астрофизик, происходит и с  другими
 его    знакомыми,   причем   не   только   физиками    или
 математиками,  но и культурологами. Выдвигается  гипотеза,
 что   работы   этих   ученых  нарушают   "Гомеостатическое
 Мироздание", чему и противодействует некий закон  природы,
 обусловивший  соответствующие явления.  Потому  каждый  из
 объектов  агрессии должен сделать выбор:  вести  спокойную
 обеспеченную   жизнь,  согласившись   на   условия   неких
 межгалактических сил, но прекратив исследования,  мешающие
 этим  силам,  или  же отвергнуть условия, продолжать  свои
 исследования,  постоянно рискуя жизнью. С  одной  стороны,
 моральная  основа для отступления есть: если силы  природы
 столь  целенаправленно мешают работе ученого, значит,  эта
 работа  -  угроза природе. Но, с другой стороны, настоящий
 ученый   не  может  отказаться  от  познания,   это,   что
 называется,  самопредательство. Таким  образом  Стругацкие
 формулируют  экзистенциальную проблему  выбора:  "Неважно,
 какая  сила  на тебя действует, важно как вести  себя  под
 давлением".
      Киносценарий "Машина желаний", написанный по  мотивам
 повести  "Пикник на обочине", впервые опубликован  в  1981
 г.  - в двадцать пятом выпуске сборника научной фантастики
 "НФ".  В  1990  г.  издан  -  с заглавием  "Сталкер"  -  в
 сборнике сценариев Стругацких125. В 1993 г. вариант "Машины
 желаний"  печатается  в собрании сочинений  Стругацких126.
 Переведен  на  иностранные  языки.  Это  один  из   первых
 вариантов сценария фильма "Сталкер".
      "Повесть  о  дружбе  и  недружбе":   написана,   если
 верить   авторской  датировке,  в  1978  г.   Впервые
 опубликована  в  1980  г.  -  в  издававшемся  для   детей
 серийном  сборнике  "Мир  приключений".  В  1993  г.  -  в
 собрании  сочинений Стругацких127. Это  повесть-сказка:  в
 новогоднюю  ночь родители школьника Андрея Т.  уезжают  на
 дачу, а сам он, простудившись, вынужден остаться дома,  но
 неожиданно Андрей узнает, что его друг Генка попал в  беду
 и  зовет  на помощь, потому, Андрей отправляется  в  путь.
 Преодолевая  многочисленные  препятствия  и  соблазны,  он
 избавляет   Генку,  захваченного  группой   "инквизиторов-
 экзаменаторов",  желающих  услышать,  как   "формулируется
 закон   Бойля-Мариотта",   узнать   "схему   промышленного
 производства серной кислоты" и т.д.
      Киносценарий   "Дело  об  убийстве",  написанный   по
 мотивам  повести "Отель "У Погибшего Альпиниста"", впервые
 опубликован  в  1990  г.  - в уже  упоминавшемся  сборнике
 сценариев Стругацких 128. По "Делу об убийстве" в 1979  г.
 снят фильм "Отель "У Погибшего Альпиниста"".
      Повесть  "Жук  в муравейнике" написана в  1979  г.129
 Впервые  печатается в журнале "Знание - сила" - с  августа
 1979   г.  по  июнь    1980  г.  В  1980  г.  -  в  англо-
 американском издании на английском языке. В 1982  г.  -  в
 советском  сборнике  научной  фантастики.  В  1983  г.   в
 одноименном сборнике Стругацких130.
      "Жук  в муравейнике" - продолжение повести "Обитаемый
 остров.  И  Максим Каммерер - опять главный герой.  Теперь
 он   прогрессор-ветеран,  контролирующий   работу   земных
 резидентов на других планетах. Неожиданно один  из  них  -
 Лев  Абалкин  -  выходит из подчинения. Абалкин,  случайно
 узнав,  что ему категорически запрещено жить на Земле,  не
 желает  смириться  с  этим и пытается  установить  причины
 запрета.   Выясняется,  что  это  связано  с  таинственным
 "саркофагом",   который  некогда  был   обнаружен   земной
 экспедицией   на   одной  из  планет.  "Саркофаг"   создан
 несколько   тысячелетий   назад   представителями   некоей
 загадочной  негуманоидной цивилизации  -  так  называемыми
 Странниками.  Находились  в  нем  тринадцать  человеческих
 зародышей и тринадцать предметов (технических устройств)
 непонятного  назначения,  причем  на  каждом  из   них   -
 непонятные знаки. Когда "саркофаг" был привезен на  Землю,
 зародыши   ожили  и  стали  развиваться.   Они   росли   и
 воспитывались  среди  обычных  детей.  Позже  на  теле   у
 каждого  из  этих  "подкидышей" появился знак,  идентичный
 знаку    на    соответствующем   техническом   устройстве,
 найденном  в "саркофаге". Так родилась концепция  "мины  и
 детонатора":   "подкидыш"   и  устройство,   найденное   в
 саркофаге,  соединившись, превратятся в оружие Странников,
 способное   уничтожить  земную  цивилизацию.  Потому   все
 "подкидыши"   были   взяты  под  негласное,   но   строгое
 наблюдение. Все они - под различными предлогами -  удалены
 с  Земли.  До поры никто из "подкидышей" не желал  сменить
 профессию  или  вернуться на Землю. Но вот, наконец,  один
 из  тринадцати - Абалкин - "сорвался с предуготованной ему
 орбиты".   Специалисты  службы  безопасности   высказывают
 предположение:     включилась    программа,     заложенная
 Странниками,  потому Абалкин уже не человек,  а  биоробот,
 рвущийся   на   Землю,   где   находится   "саркофаг"    с
 "детонаторами".  Неизвестно, так ли  это  на  самом  деле.
 Вполне  вероятно, что Абалкин просто хочет жить на  Земле,
 не   желает  подчиниться  непонятному  запрету,  поскольку
 искренне   считает   себя   землянином,   а   не   "миной"
 Странников.  Его  пытаются остановить коллеги,  но  задача
 осложняется  тем,  что  Абалкин -  разведчик-профессионал,
 идеальный   прогрессор:   он  умеет   преодолевать   любые
 препятствия, приспосабливаться к любым условиям. Он  умеет
 стать своим среди чужих - на любой из обитаемых планет.  А
 теперь   он   -  чужой  среди  своих,  преследуемый   ими.
 Взбунтовавшийся   прогрессор,  желая   разгадать   загадку
 "саркофага",  проникает в специальное  хранилище.  Но  там
 его   дожидаются   охранники  под   руководством   Максима
 Каммерера   и   Рудольфа   Сикорски,   начальника   службы
 безопасности,   бывшего  резидента  Земли  на   "обитаемом
 острове".  Каммерер намерен остановить Абалкина,  обойдясь
 при  этом  без  крайних мер, Сикорски же собирается  любой
 ценой  предотвратить  соединение  "мины"  и  "детонатора".
 Буквально   в   шаге  от  "саркофага"  Сикорски    убивает
 Абалкина.
      Авторы  так  и  не объясняют, кем на самом  деле  был
 Абалкин.   Читателю  предоставляется  возможность   решить
 самостоятельно  "вечный  вопрос": правомерно  ли  убийство
 одного  человека ради предотвращения гипотетической угрозы
 всему человечеству.
-----------
 119  Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в
   субботу:  Сценарий  / Худож. Е.Стерлигова  //  Уральский
   следопыт.  -  1990.  -    5. - С.31-49;  Стругацкий  А.,
   Стругацкий  Б.  Понедельник  начинается  в  субботу   //
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Собр. соч.  -  М.:  Текст,
   1993. - Т.1 доп. - С.62-108.

 120 См. Стругацкий А., Стругацкий Б. Чародеи // Стругацкий
   А.,   Стругацкий  Б.  Киносценарии:  Сталкер;  Дело   об
   убийстве;  День затмения; Без оружия; Жук в муравейнике;
   Чародеи;  Туча; Машина желаний. - М.; СПб.:  АСТ;  Terra
   Fantastica, 1998. - С.478. - (Миры братьев Стругацких).

 121 См. Стругацкий А., Стругацкий Б. Парень из преисподней
   //  Стругацкий А., Стругацкий Б. Собр. соч. - М.: Текст,
   1993. - Т.7. - С.240.

 122  Стругацкий  А., Стругацкий Б. Парень из  преисподней:
   Фантаст.   повесть / Худож. И.Тюльпанов  //  Аврора.   -
   1974.   -   11.  - С.34-49;   12. - С.16-32;  Стругацкий
   А.,  Стругацкий  Б.  Парень  из  преисподней:   Фантаст.
   повесть  / Худож. Л.Рубинштейн // Незримый мост.  -  Л.,
   1976.  -  С.151-234; 161. Un gars de l'enfer:  Roman   /
   A.  Strougatski, B. Strougatski;  Trad.  du russe par B.
   du   Crest.   -  Paris:   Denoel,  1977.  -  190  p.   -
   (Presence  du  futur;  244). - Фр.  яз.  -  Загл.  ориг.
   Парень  из  преисподней; Стругацкий  А.,  Стругацкий  Б.
   Парень  из  преисподней // Стругацкий А., Стругацкий  Б.
   Понедельник  начинается в субботу:  Фантаст.  повести  /
   Худож.  Е.Мигунов.  - М.: Дет. лит., 1979. - С.225-319.

 123  См.  Стругацкий А., Стругацкий Б. За миллиард лет  до
   конца  света // Стругацкий А., Стругацкий Б. Собр.  соч.
   - М.: Текст, 1993. - Т.7. - С.352.

 124  Стругацкий А., Стругацкий Б. За миллиард лет до конца
   света:      Рукопись,    обнаруженная    при    странных
   обстоятельствах: Повесть / Худож. H.Кошкин //  Знание  -
   сила.   -  1976.  -   9.  - С.49-53;    10.  -  С.50-54;
     11. - С.44-48;   12. - С.58-62;  1977.  -   1. - С.43-
   48;  Стругацкий  А., Стругацкий Б. За  миллиард  лет  до
   конца  света // Стругацкий А., Стругацкий Б. За миллиард
   лет до конца  света:  Повести / Худож. П.Караченцов.   -
   М.:  Сов.  писатель,  1984. - С.3-114.

 125  См.:  Стругацкий А., Стругацкий Б. Машина  желаний  /
   Предисл.    А.Стругацкого;  Худож.  А.Антонов   //   HФ:
   Сборник науч. фантастики. - М.,1981. - Вып. 25.  -  С.7-
   39;  Стругацкий А., Стругацкий Б. Сталкер //  Cтругацкий
   А.,  Стругацкий Б. Пять ложек эликсира: Избр.  сценарии.
   - М.: Наука, 1990. - С.57-94.

 126  См.:Стругацкий  А., Стругацкий Б. Машина  желаний  //
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Собр. соч.  -  М.:  Текст,
   1993. - Т.1 доп. - С.109-149.

 127  Стругацкий  А.,  Стругацкий Б.  Повесть  о  дружбе  и
   недружбе: Сказка / Худож. В.Лыков // Мир приключений.  -
   М.,  1980.  -  С.399-438; Стругацкий А.,  Стругацкий  Б.
   Повесть   о   дружбе  и  недружбе  //   Стругацкий   А.,
   Стругацкий Б. Собр. соч. - М.: Текст, 1993. - Т.7.

 128  Стругацкий  А.,  Стругацкий Б. Дело  об  убийстве  //
   Стругацкий А., Стругацкий Б. Пять ложек эликсира:  Избр.
   сценарии. - М.: Наука, 1990. - С.5-56.

 129  См. Стругацкий А., Стругацкий Б. Жук в муравейнике //
   Стругацкий  А., Стругацкий Б. Собр. соч.  -  М.:  Текст,
   1994. - Т.10. - С.174.

 130 Стругацкий А., Стругацкий Б. Жук в муравейнике / Худож.
   Е.Шеффер // Знание - сила.  - 1979.  -   9.  - С.48;
   10.   -  С.46-48;    11.  - С.45-48;   12.  -  С.43-47.;
   1980.   -    1.  - С.45-48;    2.  - С.44-48;      3.  -
   С.45-48;   5. - С.44-49;   6. - С.45-48; Beetle  in  the
   Anthill  /  A. Strugatsky, B.  Strugatsky;  Tr.   by  A.
   W.   Bouis;  Introd.  by  Th.  Sturgeon.  -  New   York:
   Macmillan;  London: Collier Macmillan,  1980. - IX,  217
   p.  -  (Macmillan's best of Soviet Science  Fiction).  -
   Англ.  яз.  - Загл. ориг. Жук в муравейнике;  Стругацкий
   А.,  Стругацкий Б. Жук в муравейнике: Повесть / Предисл.
   авторов;  Худож.  А.Сергеев  //  Белый  камень   Эрдени.
   -  Л.,   1982.  - С.9-166; Стругацкий А., Стругацкий  Б.
   Жук в муравейнике // Стругацкий А., Стругацкий Б. Жук  в
   муравейнике:    Повести   /   Предисл.   "Долг    мысли"
   А.Зеркалова;   Худож.   В.Чупин, Л.Hикитин.  -  Кишинев:
   Лумина, 1983. -  С.246-389.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает dip12.asc -------
Продолжение следует.
Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Умыв руки, не приноси жертв (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 13 Июн 00 08:44
 To   : All                                                 Срд 14 Июн 00 15:23
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.
  i, All!
"Яркий пример отечественной бpейд-сеpии - произведения братье Стругацких пpо мир
Полдня".
    Синицын А. [Рец. на кн.: Брайдер Ю., Чадович H. Губитель максаpов. - М.:
ЭКСМО, 1999.] // Если (М.). - 2000. -   5. - С.269.
Кстати, в этой рецензии упомянут цикл "Плаха и Секира", действие которого
происходит в уездном городке Талшинск. Как вы полагаете, не имеет ли данный
топоним отношения к городу Ташлинску?

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода
 * Origin: Каков физический смысл понятий "нутро" и "чуять"? (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 13 Июн 00 09:00
 To   : All & Собственный хвост                             Срд 14 Июн 00 15:23
 Subj : Опять пусто...
О многоуважаемый (-ая) All!
Сабж. Добрые люди, как вы думаете: вот есть такая книга S.Potts. The Second
Martian Invasion. Это о творчестве Стpугацких. И есть я, потихоньку ее
пеpеводящая эту книгу - для практики в английском. Может быть, народу было бы
интересно ознакамливаться с этим пеpеводом?

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Княжичу есть куда выступить (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Andrew Kozelko                      2:5020/423.30   Срд 14 Июн 00 09:51
 To   : Alexey Sitnichenko                                  Срд 14 Июн 00 15:23
 Subj : "Повесть о принце Гэндзи"
Hello Alexey.

14 Jun 28 00:48, you wrote to Alla Kuznetsova:

 AS>  Гм... Э... Ы...
 AS> (это был тонкий намёк на то что может есть y кого в цифровом варианте, дык
 AS> закинyли бы)

И мне, и мне!!! :)
А также "Троецарствие" и "Речные заводи". А может кто-нибудь пдскажет, где можно
найти бумажные варианты, купил бы за любую разумную сумму.

В качестве антиоффтопика загадка: в каком произведении АБС упоминаются "Речные
заводи"? Только пусть БВИ и Зубакин не отвечают - у них компьютеры в голове ;)

Andrew

---
 * Origin:    (2:5020/423.30)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Срд 14 Июн 00 11:39
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 14 Июн 00 18:13
 Subj : Диплом-10
Hello Alla!

12 Jun 00 16:46, Alla Kuznetsova wrote to All:
> [...]
 AK>  некий  сказочный город, где власть захватила  посланная  в
 AK>  командировку   группа   сотрудников   НИИЧАВО,    типичных

???

 AK>  попросту  смешны:  Привалов с друзьями и другие  настоящие
 AK>  маги из НИИЧАВО прекращают бюрократическую вакханалию.

?

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Срд 14 Июн 00 11:45

14 Jun 00 08:52, Alla Kuznetsova wrote to All & Собственный хвост:
> [...]
 AK> потихоньку ее пеpеводящая эту книгу - для практики в английском. Может
 AK> быть, народу было бы интересно ознакамливаться с этим пеpеводом?

Hу.

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Срд 14 Июн 00 14:28
 To   : Andrew Kozelko                                      Срд 14 Июн 00 23:13

14 Jun 00 11:50, Andrew Kozelko wrote to Alexey Sitnichenko:

 AK> В качестве антиоффтопика загадка: в каком произведении АБС упоминаются
 AK> "Речные заводи"? Только пусть БВИ и Зубакин не отвечают - у них
 AK> компьютеры в голове ;)

Тут и компьютер-то не нужен. Вы лучше посмотрите, какие бывают фантастические
случаи:

Из оффлайн-интервью В.Рыбакова

=== Cut ===
Вопрос: Дорогой Вячеслав Михайлович!

Тема вопроса, который задал Вам Андрес Эухенио, в свое время привлекла внимание
группы "Людены". Не уверен, что в ближайшее время Вам попадется в руки
"Фантастика 1967", поэтому приведу оттуда цитату (из статьи В.Савченко "Фантаст
читает письма...", в которой Владимир Иванович делится своими впечатлениями от
ответов на анкету для любителей фантастики, опубликованную в "Фантастике-66".
То есть на самом деле никто писем конкретно Савченко не писал, и поэтому
вероятность того, что Вы отвечали на эту анкету, теоретически возможна. Я, в
частности, отвечал.
К сожалению, Андреса, видимо, подвела память, потому что фамилия отвечавшего,
которую назвал Савченко, не совсем Ваша...):
"...Мне хочется что-нибудь вроде деформации пространства--времени в складках
дезплузионных слоев
при наложении параллельных пространств", -- излагает читатель В.Рыбак, 13 лет
(пол: мальчишка). Помяните меня, из этого парня будет толк!"

А может быть, неправильно указали фамилию? По возрасту вполне соответствует, в
1967 Вам как раз и было 13.
Как Вы понимаете, группе "Людены" этот факт стал интересен любопытным поворотом
событий, который случился много позже. А именно: в "Экспедиции в преисподнюю"
С.Ярославцева встретился забавный пассаж: "Около полуночи Арамис бросил Атоса и
флагмана Макомбера и, отдуваясь, выбрался на веранду. "Ежу же ясно, --
устало-разъяренно бормотал он. -- Элементарная деформация пространства-времени
в складках десплузионных слоев при наложении параллельных пространств... В этом
только солдаты да техники могут сомневаться..." (в первых изданиях повести были
именно "деЗплузионные слои", и лишь позже бдительные редакторы "исправили" это
слово).
Между прочим, когда "Людены" обнаружили первоисточник цитаты, то мысль о том,
что это было Ваше письмо, одновременно пришла в несколько голов. И я
периодически собирался как-нибудь при встрече поинтересоваться у Вас, не
припомните ли Вы эту "деформацию". Увы, на "Интерпрессконах", как правило,
обычно не удается поговорить толком. А потому хотелось бы все-таки довести эту
тему до логического завершения. Жду Вашего вердикта.

А чтобы у Вас был повод ответить на мое письмо, позволю себе еще один вопросик.
Преамбула: русские фэны (а я считаю себя профессиональным фэном) -- странные
люди. В частности, ряд моих знакомых покупает выходящие "Файлы "Секретных
материалов", но не все подряд, а выборочно, прежде всего те именно, в которых
авторами русской версии указаны В.Рыбаков и А.Лазарчук. Я тоже грешен, и тоже
беру не все подряд... Андрюша там засветился плотно, а Ваше имя я встретил пока
лишь раз, в "Длани наказующей".
А вопрос прост: чем является этот проект для Вас -- возможностью просто
подзаработать, поразмять мышцы мозга, отвечающие за управление письменностью,
или Вы приняли участие в нем по каким-то другим причинам? Как Вы вообще
относитесь к этому сериалу? Возможно ли появление новых Ваших текстов в этом
проекте?

Доброй Вам фантастики!

Ваш Влад.

Владимир Борисов < bvi@rusf.ru>
Абакан, Россия - 06/09/00 19:25:11 MSD

Здравствуйте, Влад!
Рад получить от Вас весточку снова _ теперь уже с привлечением самых
современных средств коммуникации!
В .Х-файлы. пошел изначально ради денег, чтобы подработать немножко. И,
представьте, понравилось. Оказалось очень интересно. Вдохнуть в этот муляж
жизнь, сделать людей личностными, выпуклыми _ да вдобавок еще доставить себе
такую радость, как использовать американский материал для того, чтобы самому,
уже от всей собственной души, маленько повысказываться об этой земле
обетованной, да еще и похихикать всласть _ кайф оказался несказанный.
В следующей книге будут два моих файла, один под весьма прозрачным псевдонимом
В. Вербицкий (формально один автор не имеет права писать более одного файла в
одной книге, потому я этак ловко спрятался). То есть я не могу точно сказать, в
следующей или нет _ это уже дела издательские. Но, во всяком случае, .Длань. я
написал в декабре, следующие два _ в январе. И еще один _ уже, увы, в апреле,
потому что кто-то там здорово держал следующую книжку. Скоро опять буду. Если
ничего фатального не произойдет, я намерен по мере сил участвовать в программе
.Файлов., скорее всего, до финиша.
Что же касается дезплузии, то тут Вы меня просто насмерть уели.
Это наверняка был я. Я просто-таки помню, как любил тогда придумывать дурацкие
псевдонаучные термины; и по какой-то нелепой случайности помню, как именно
придумал именно дезплузию _ во время воспаления легких в шестом классе
(тринадцать еще не исполнилось), не спалось, температура, мама сидит рядом, и
тут вдруг уже почти ночью, после мгновенной полудремы, я ее прошу, чтобы не
забыть: .Мам, запиши на бумажке.... Раз двадцать по буквам повторять пришлось,
пока она смогла выполнить просьбу болящего ребенка.
Ай да Савченко! Если бы мне сейчас какой-нибудь пацан такое написал, я не то
что толк ему предрек бы _ психом бы счел!
Впрочем, времена иные, тогда было модно наукой пудрить мозги читателям...
А вот уж с Ярославцевым _ совсем загадка. Я не помню, читал ли .Экспедицию..
.Дружбу и не дружбу. точно не читал... а это _ не помню. Наверное, если бы
читал _ засек бы сам.
Ладно, дело давнее.
Счастливо Вам, Влад. До встреч. Спокойной плазмы.
Искренне Ваш

Вячеслав

WBR, Oleg