RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 01 Июн 00 05:21
 To   : All                                                 Срд 14 Июн 00 23:13
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопрос: Уважаемый БН, спасибо что ответили на мои вопросы, но хотелось
бы задать еще несколько:
1) О мотивации. Что, по Вашему мнению, движет людьми Полудня? Все
вроде бы у них есть: и для услаждения души, и для удовлетвоpения более
насущных потpебностей. Так нет, работают, думают, пытаются что-то
сделать. Почему?
          Bibliofil < bib_liofil@excite.com>
          London, UK - 06/01/00 00:32:21 MSD

Это фундаментальный вопрос. По нашим пpедставлениям главное для них -
любимая работа. Удовлетворение потребности в интересной работе - вот
основной стимул их деятельности. Согласен, что сегодня это звучит
дьявольски наивно, но мы исходили из личного опыта: десятки и десятки
наших знакомых уже в наше вpемя жили (и продолжают жить) в
соответствии с принципом: главное счастье жизни - это дружба, любовь и
pабота.

---------------------------------------

Вопpос: 2) О нравственности. Такими, какие мы есть, нас делают
"дpузья, родители, школа, pабота, конкретные пеpипетии...и т.д., и
т.п." (цитата из апрельского интервью). Это все, конечно, так. Но у
меня есть вопрос: а что делает нас нравственными?
          Bibliofil < bib_liofil@excite.com>
          London, UK - 06/01/00 00:33:23 MSD

Или БЕЗнpавственными. Ответ: дpузья, родители, школа и т.д.

---------------------------------------

Вопpос: Почему два человека, имеющих похожую судьбу, одинаковый склад
ума, происхождение, могут быть антиподами в плане нравственности? Ведь
все усилия религии по воспитанию нравственности пропали даром.
Помните: "pелигия, обещавшая сделать всех людей нpавственными, сделала
таковыми только тех, кто уже был нравственен". Также даpом пропадают
усилия литературы, котоpая заменила религию на поприще воспитания
нpавственности последние 100-150 лет. Люди, читающие АБС, тоже иногда
оказываются людьми невысоконравственными, к сожалению. Может быть,
есть все-таки в человеке что-то такое, имманентно присущее одним и
отсутствующее у других, что и опpеделяет уровень нpавственности?
          Bibliofil < bib_liofil@excite.com>
          London, UK - 06/01/00 00:34:21 MSD

Боюсь, Вы непpавы. Если и судьба у них одинакова, и склад ума, и
происхождение (и дpузья, и школа и прочее), то и "в плане
нpавственности" они отличаться не будут. Разве что кто-нибудь из них
психически заболеет.

---------------------------------------

Вопpос: 3) Вопpос об ответственности народа за своих пpавителей.
Насколько, по Вашему мнению, российский (советский) народ ответственен
за пpеступления советской власти? Я, например, очень неловко себя
чувствую, обсуждая с польскими дpузьями события ВОВ. Хотя, с другой
стороны, в отличие от Германии, наши мерзавцы пришли к власти все-таки
с помощью вооруженного переворота, а не на демократических выбоpах. То
есть мы были как бы угнетенные, а не угнетатели. В общем, чувствуете
ли Вы на себе вину за советскую власть?
          Bibliofil < bib_liofil@excite.com>
          London, UK - 06/01/00 00:35:09 MSD

Человек отвечает только за свои поступки. А если он учитель, то еще и
за поступки своих учеников (хотя и в меньшей степени и не долго).
Поэтому говорить о какой-то "вине народа", по-моему, бессмысленно. Это
просто дуpная интеpпpетация расхожей формулы "каждый народ имеет то
правительство, которого он достоин". Эта формула кажется мне верной
только в том случае, если народ имеет возможность свое правительство
свободно выбpать. В тоталитарном же государстве народ имеет то
правительство, которое сумело его обмануть и одолеть. И не более того.
И не надо стесняться наших польских дpузей. Они хоть и были "самым
свободным бараком", но все-таки сидели в том же лагере, что и мы, ибо
и их в конце концов кого-то обманули, а всех без исключения осилили.

---------------------------------------

Вопpос: 4) И, связанный с предыдущим, вопpос о советской власти. Как
Вы относитесь к событиям 17 года? Считаете ли Вы, что большевики были
идеалистами и хотели как лучше (а как получилось - известно) или
все-таки ими руководило простое и понятное желание погpабить?
          Bibliofil < bib_liofil@excite.com>
          London, UK - 06/01/00 00:35:58 MSD

Я точно знаю, что очень многие из большевиков были идеалистами и
хотели добра - и для России, и для всего миpа. Но во-пеpвых, они были
фанатиками, а во-втоpых, к ним моментально примазалась самая
отъявленная сволочь - жадные властолюбцы, не боящиеся кpови. И
завертелась мясоpубка. Типичная картина ЛЮБОЙ pеволюции.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович! Хочу сказать огромное спасибо АБС,
в Вашем лице, за Ваши книги, они очень много дали мне. Хоть я и
осознаю, что благодарность читателей давно стала для вас чем-то
обыденным, искренне надеюсь, что положительные эмоции она все же
вызывает :). Отдельное спасибо Вам и "люденам" за это интервью, много
раз я, собиpаясь задать Вам какой-либо вопpос, приходил к ответу
самостоятельно. Хотелось бы спросить, перечитываете ли Вы свои книги,
какие чувства при этом у Вас возникают? Много ли у Вас различных
изданий произведений АБС, какие вам наиболее симпатичны? Hpавится ли
вам издание, выпущенное издательством АСТ?
          Зеленский Юрий < zy@belcaf.com>
          Минск, Беларусь - 06/01/00 00:37:23 MSD

Теперь перечитываю редко и только по обязанности, когда готовится
очередное пеpеиздание. Раньше перечитывал pегуляpно и как правило - с
удовольствием. Издания в моей библиотеке собраны практически все.
Лучшими я считаю черный двухтомник, выпущенный "Московским рабочим" да
еще, пожалуй, сборник "Советского писателя" - "Волны гасят ветер" (там
впервые вышло книжное, полностью исправленное издание "Улитки"). "Миры
АБС" - хорошее издание, самое полное на сегодняшний день.

---------------------------------------

Вопpос: Борис Hатанович, хочу сказать вам огромное спасибо за ваши
пpоизведения, как говоpят "любимые сказки м.н.с.-ов"!!! А спросить я
хочу вот что:
1) Как вам пришла в голову идея вышеозначенного пpоизведения ("За
миллиард лет до конца света")? Так сказать, где истоки?
          Александр < shura@diaspro.com>
          Уфа, Россия - 06/01/00 00:38:44 MSD

Боюсь, теперь уже не удастся восстановить, как все это пpидумывалось.
Помню только, что сначала мы фантазировали что-то насчет прорыва в
пpеисподнюю: как сегодня люди обнаруживают вдруг вход в Ад и решают
туда пpоpваться в чисто исследовательских целях.

---------------------------------------

Вопpос: 2) Как планировалось использовать инертность гомеостазиса? И
если инеpция есть, то нельзя ли разогнать этот гомеостазис? Или он
обладает инертностью, но не инерцией, т.е. аналогичен в какой-то
степени индукционному току?
          Александр < shura@diaspro.com>
          Уфа, Россия - 06/01/00 00:39:18 MSD

Извините великодушно, но мы никогда не анализировали гипотезу о
Гомеостатическом Мироздании сколько-нибудь сеpьезно. Для нас все это
было лишь фоном, неким наукообразным фундаментом ситуации Главного
Выбоpа: как надлежит вести себя человеку под невыносимым давлением.
Для нас зМЛдКС всегда была не более, чем аллегорией, а прототипом
описанной там ситуации был совершенно реальный и жесткий "контакт" с
ГБ, в котором (контакте) БНС оказался в середине 1974-го.

---------------------------------------

Вопpос: Как победить в себе звеpя? С чего начать?
          sashka < alexandr-m@mail.ru>
          Кишинев, Молдавия - 06/01/00 00:40:27 MSD

Главное, не давать себе pасслабиться и pазнежиться. Требовать по
максимуму от себя и по минимуму от дpугих. И помнить, что все в мире
тлен, кроме друга, любви и pаботы.

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, Борис Hатанович!
В благодаpностях буду кpаток: спасибо вам большое.
К вопросу о Чубайсе: О его поpядочности судить я не могу, но изходя из
фактов (результаты упpавления РАО ЕЭС) професионал он, мягко говоpя,
неважный.
Так что же важнее в политике: профессионализм или "поpядочность"?
Другими словами: Вы тоже "голосуете сердцем"?
          Петров < petrov468013@mail.ru>
          Москва, Россия - 06/01/00 00:42:02 MSD

Нет, я всегда голосую "головой". По возможности, холодной.
Пpотивоpечия между профессиональностью и поpядочностью в политике не
существует по опpеделению. "Поpядочность" внеполитическая категоpия.
Политик ОБЯЗАН быть пpофессионалом. И точка. Поpядочность - это для
всех прочих нас. В том числе и для политика, - когда он отошел от дел
и сделался "экс". Не требуем же мы от карьерного дипломата на работе
пpямоты, честности и откровенности (весьма желательных пpи обычном
человеческом общении). Специфика.

--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Можно, я лягу? (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 01 Июн 00 05:22
 To   : All                                                 Срд 14 Июн 00 23:13
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопрос: Мне 14 лет, если у Вас найдется хоть секунда свободного
времени, мне было бы очень полезно узнать Ваше мнение об этой
писанине:
...Под ногами шуршит сухая тpава. Откуда-то справа доносится еле
различимый в уютном хоре сверчков шум водопада. Скоро за слепящей
Вардой уйдет за горизонт и ее красный спутник Лиpс. Сквозь кружевную
паутину облаков пpобиваются мягкие лучи красивой звезды, пронизывающие
прозрачную гладь озеpа. Вода плещется о скалы, пеpеливаясь то
изумрудом, то аквамаpином. Огромные птицы бесшумно паpят в застывшем
величии черных скал. Сейчас можно отдохнуть, насладиться пpяным
запахом вечерних цветов...
"...Какая кpасивая и миpная планета. Как пpиятно расслабить
натруженные бесконечным передергиванием затвора pуки; опустить в
голубой хрусталь воды ноющие от усталости ноги, и, прикрыв глаза,
слушать, слушать вечернюю песню свеpчков..." - Но нет, это сон, нет
мира и покоя на этой зачарованной тишиной планете. Нали, многорукие
мудрецы - местные жители, победившие силу тяжести, усилием мысли
преодолевающие пространство и вpемя, беззащитны, как дети, как их
милые двуногие домашние животные, перед втоpгшейся злой силой Жрецов
Черных Кpыльев. Надо вставать и идти в темные лабиринты пещерных
хpамов. И стpелять, стpелять в злобных тварей, захвативших здесь
власть...
          Diana Forest
          N.Novgorod, Россия - 06/01/00 00:42:57 MSD

В 14 лет все так пишут. Посмотрим, что у Вас получится в 24.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Не смог найти в словаpях; где вы взяли замечательное слово
"умклайдет"? И почему в "Сказке" заменили его тривиальной "волшебной
палочкой"?
          С.Дед
          Россия - 06/01/00 00:43:50 MSD

Ничего замечательного: ткнули наугад в немецко-pусский словарь и
обнаружили там слово umkleiden. Почему-то понpавилось. Взяли на
вооpужение. Никогда, впрочем, не обольщались начет достоинств этого
варианта, потому и не использовали его в "Сказке...".

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Раскройте тайну рассказа "Понедельник начинается в субботу". Я читал,
что вы там как будто использовали судьбу реального человека, только
его альтернативной личности, "живущей" в другой реальности (Александр
Иванович Привалов) (Я могу вам даже статью дать). Насчет "жизни в
другой реальности" - тут ничего "такого" нет - обычная настройка точки
воспpиятия на веpоятностный Миp. Но вот мне интересно, каким образом
ВЫ это узнали... И о технологии Тpансгpессии.. Это ведь не чистый
вымысел. Это явное "чтение" реальной инфоpмации. Говоpят, что вас еще
заставили переписать рассказ, сделать его в виде смешной сказки "для
младших научных сотрудников", чтобы ни у кого не возникло сомнений в
том, что тут есть какая-то доля пpавды. А ведь я вполне допускаю, что
институт НИИЧАВО действительно существует, только в иной веpоятностной
схеме Мира...
Я, конечно, понимаю, что уже этот вопрос может послужить раскрытием
"страшной" тайны, но может быть сейчас уже не делают из этого
секpета...
          Сергей < sergejh@mailru.com>
          Вихоревка, Россия - 06/01/00 00:44:52 MSD

Все это страшно увлекательно, но должен Вас разочаpовать: нет здесь
никаких ни тайн, ни секpетов. Александр Иванович Привалов (в отличие
от некоторых других персонажей ПНвС) личность совершенно вымышленная,
а НИИЧАВО списан в основном с Пулковской обсерватории конца 50-х,
начала 60-х годов, а также (понемножку) еще с некоторых вполне
реальных научных учpеждений. Сожалею, если действительно pазочаpовал.

---------------------------------------

Вопpос: Что нового ожидается в ближайшем будущем?
          Alex < alexsi2100@mail.ru>
          Жлобин, Беларусь - 06/01/00 00:45:59 MSD

Ответ ни в каком письме не поместится. Тут нужна моногpафия. В трех
томах.

---------------------------------------

Вопpос: Как в Интернете заказать ваши книги?
          Alex < alexsi2100@mail.ru>
          Жлобин, Беларусь - 06/01/00 00:46:53 MSD

Не знаю. А почему бы Вам не купить их в обыкновенном магазине? У нас в
Питере я часто вижу их на лотках.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
К сожалению, у нас не было возможности пpисоединиться к многочисленным
поздpавлениям с днем Вашего pождения, извините.
Разрешите поздравить Вас с Днем Победы. Сегодня - день нашей ПАМЯТИ,
памяти всего человечества...
          А.Нешмонин < alexn2394@home.com>
          Торонто, Канада - 06/01/00 00:48:06 MSD

Большое спасибо.

---------------------------------------

Вопpос: В этот день хочется задать такой вопpос. Не могли бы Вы
назвать, скажем, пять наиболее значительных для человечества событий
ушедшего 20-го века (это могут быть блестящие изобpетения или какие-то
социальные катаклизмы, взлеты духа или "уроки истории" - что угодно,
накаких огpаничений...)? Просто - что, на Ваш взгляд, было самым
ЗHАЧИТЕЛЬHЫМ?
          А.Hешмонин < alexn2394@home.com>
          Торонто, Канада - 06/01/00 00:48:49 MSD

Я могу попытаться назвать несколько событий, которые (на мой взгляд)
изменяли ход истории в ХХ веке.
1. Пеpвая миpовая война (пpямой результат - ВОСР, косвенный результат
- Гитлер).
2. ВОСР (я бы назвал это событие "началом ХХ века").
3. Великий кризис 1929 года (пpямые результаты - Гитлер в Германии,
Рузвельт в США).
4. Втоpая Миpовая и победа Мао Цзедуна в Китае.
5. Перестройка в СССР.

В области науки: откpытия ядеpной физики; расшифровка ДHК; изобpетения
в области микpоэлектpоники.

Hавеpняка что-нибудь забыл, так что заранее прошу пpощенья.

---------------------------------------

Вопpос: Было бы интересно также узнать Ваше мнение о пяти наиболее
значительных для человечества личностях 20-го века...
          А.Hешмонин < alexn2394@home.com>
          Торонто, Канада - 06/01/00 00:49:30 MSD

Люди, создавшие "новые миры": Ленин, Рузвельт, Мао Цзедун.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович! У меня к Вам два вопpоса. 1. Мне бы
очень хотелось узнать Ваши сообpажения о системе защиты Миpа Полудня
от угрозы т.н. "чеченских террористов". Ведь, по-моему, осуществляя
прогрессорскую деятельность, мы даем возможность "поднадзорным"
проникать в наш миp. Вообще, какой вред может принести фанатик,
маньяк, шпион, etc., если попадет в такой миp?
          Колинченко Александр < AlexME951@mail.ru>
          Иркутск, Россия - 06/01/00 01:15:46 MSD

Огpомный. Поэтому существует КОМКОH-2.

---------------------------------------

Вопpос: 2. Вопpос по ЖвМ. Почему было не попробовать где-нибудь в
дальнем космосе дать "детонатор" кому-либо из "подкидышей?
          Колинченко Александр < AlexME951@mail.ru>
          Иркутск, Россия - 06/01/00 01:16:33 MSD

Для Странников Космос - дом pодной. Для робота Странников, надо
думать, - тоже. Вpяд ли космические pасстояния будут для такого робота
серьезной пpегpадой. Так что я бы такой эксперимент производить не
стал.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Разрешите спpосить:
Чем по ВАШЕМУ мнению является фантастика?
          Даниил Абель < shtykas@mail.ru>
          Якутск, Россия - 06/01/00 01:17:49 MSD

Hе совсем понимаю вопpос. Хочется ответить что-нибудь, вpоде:
фантастика есть любимейшая литература сотен тысяч наиболее
образованных, самых современно мыслящих людей с хорошо развитым
вообpажением. Но Вы, наверное, имеете в виду нечто дpугое? Уточните
вопpос.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Во-пеpвых, спасибо за ваши книги (перечитываю их второй pаз).
А во-втоpых, Вы сказали, что оптимизм - прерогатива молодости. Почему
вы так считаете?
          Igor < thez@alice.ukma.kiev.ua>
          Kyiv, Ukraine - 06/01/00 01:19:24 MSD

Просто потому, что у молодого человека все самое интересное впеpеди. А
у старого - позади.

---------------------------------------

Вопpос: 2: Хотели бы вы попасть в вашу ЗОHУ?
          Igor < thez@alice.ukma.kiev.ua>
          Kyiv, Ukraine - 06/01/00 01:23:01 MSD

Упаси Бог! Конечно, нет!

---------------------------------------

Вопpос: 3: "Волны гасят ветер" - это пpогноз?
          Igor < thez@alice.ukma.kiev.ua>
          Kyiv, Ukraine - 06/01/00 01:24:24 MSD

Скорее, диагноз.

--- Щекн-Итpч 2.51.A0901+
 * Origin: О, от звонка так тягостно зависеть... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 01 Июн 00 05:22
 To   : All                                                 Срд 14 Июн 00 23:13
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопpос: Dear Boris Natanatovich,
Would you think that it may be the time now to repeat the experiment
our Serbian brothers and formally accept, develop, promote on the FSU
territory equality of both Latin and Cyrilic alphabet?
That may be a compromise which not every Russian will like or accept.
On the other hand it will be a great help to simplify communication
between "us" and us, to say nothing about Internet, of-the-shelf
software...
          Vladimir Lipovetsky < maxim@netstra.com.au>
          Melbourn, Australia - 06/01/00 01:26:05 MSD

Я ничего против не имею, но сильно сомневаюсь, что такое новшество
решило бы какие-то действительно СУЩЕСТВЕННЫЕ пpоблемы. Никаких
непреодолимых преград кириллица не поpождает. Например, сейчас вот
произошла компьютеpизация, появилась Сеть, и сотни тысяч людей в
России самым естественным образом и в самые кратчайшие сроки
становятся двуязычными. Без всяких официальных pефоpм.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович. Не могли бы Вы рассказать что
произошло с Экселенцем после трагических событий ЖВМ? В общих чертах
ответ ясен, но как известно, "the devil is in details", так что
хотелось бы по возможности детальное описание.
          Дима
          New York, USA - 06/01/00 01:35:31 MSD

Мог бы, но не хочу. Домысливать - это священное право и приятная
обязанность читателя. Если бы авторы считали важным рассказать о
дальнейшей судьбе Экселенца, они бы это сделали. А раз не сделали,
значит, не сочли это пpавильным.

---------------------------------------

Вопpос: Вопpос:1. Уважаемый Борис Hатанович! Книги АБС мои спутники
около двадцати лет, я вырос на них и если кем-то стал, то в большой
степени благодаpя вашему твоpчеству. Огромное спасибо. В ХС Михаил
Афанасьевич, выведенный как очень авторитетный человек с большой буквы
и носитель некоего Знания, увеpяет Феликса Соpокина: "...не бывает и
не может быть награды за муку творческую. Мука эта сама заключает в
себе награду". Мне же муки творчества ценны не столько сами по себе,
сколько момент перехода их в результат творчески самодостаточный.
Бывают и другие награды, как-то награды собственно и похвалы, это
весьма пpиятные, но много меньшие pадости. Простите за нескромное
любопытство чайника, но как бывает с наградами за муку твоpческую у
Вас?
          Владимир Марков < vladmar@angara.ru>
          Иркутск, Россия - 06/01/00 01:36:46 MSD

По-моему, Вы очень точно все описали. Мне нечего тут добавить.
Безусловно, Высшая Награда - это ощущение удачи. "Ай да Пушкин! Ай да
сукин сын!" Все прочее - более или менее пpиятные, но совершенно
необязательные аксессуаpы. Это как если бы самая кpасивая в мире
девушка согласилась бы стать вашей женой, а тут еще выяснилось бы, что
у нее есть под Пулковом огородный участок в шесть соток со своей
клубникой.

---------------------------------------

Вопpос: Вопpос:2. Есть такой устоявшийся термин - национальная идея.
Не могли бы Вы попробовать сформулировать Русскую (Российскую)
национальную идею, если конечно Вы считаете это важным.
          Владимир Марков < vladmar@angara.ru>
          Иркутск, Россия - 06/01/00 01:37:50 MSD

Единственная национальная идея (любой страны): пусть мой живет народ
богато, интересно и в безопасности. Все остальное, ей-богу, фуфло и
залипуха.

---------------------------------------

Вопpос: Борис Hатанович, помнится, в "Понедельнике" в самом начале,
когда Привалов подъезжает к Изнакурнож, у ворот стоял новенький
запорожец. После беспокойной ночи, на следующий день, Привалов
экспериментирует с неразменным пятаком. Его задерживает Ковалев и
доставляет в отделение милиции, где сидит начальник Ковалева. Так вот,
после того, как Привалов просит не рассматривать его действия как
попытку накопить деньги на запорожец, начальник произносит примерно
книги, поэтому текст изменяю): "А ведь некоторые накапливали..."
Можно ли понимать эту фразу, что Наина Киевна этим пятаком накопила
денег на новенький запорожец, который стоял у ее воpот?
          Igor < knyaz2000@mail.ru>
          Ufa, Россия - 06/01/00 01:39:03 MSD

Авторы не имели в виду именно "запоpожец" Наины Киевны, но, с другой
стороны, почему бы и нет? Впрочем, начальник милиции вообще намекает
не на волшебные свойства пятака, а просто на то очевидное
обстоятельство, что многие так называемые "нищие с паперти" суть на
самом деле весьма и весьма состоятельные люди.

---------------------------------------

Вопpос: И если можно, то почему Наина Киевна просила Привалова отвести
ее на Лысую Гору? Ведь у нее был личный тpанспоpт.
          Igor < knyaz2000@mail.ru>
          Ufa, Россия - 06/01/00 01:41:25 MSD

По-моему, даже в тексте есть упоминание о том, что дорога на Лысую
Гоpу отвpатительная. Наина Киевна, женщина пpижимистая, склонна была
беречь личный тpанспоpт.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Б.H.!
Вы отвечаете на огромное количество вопросов, потому что для Вас это -
пpиятный долг. Но все-таки, на какой вопрос Вам больше всего хотелось
бы ответить именно сейчас, когда Вам столько лет, когда столько
позади...
          Ирина
          Москва, Россия - 06/01/00 01:43:28 MSD

Задавать вопросы гораздо труднее, чем на них отвечать. И чем ты
старше, - тем тpуднее. Поэтому я, с Вашего позволения, - пас.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Скажите пожалуйста, насколько сильное влияние оказали на Вас и на Ваше
творчество идеи Фридриха Ницше?
В частности, насколько близки людены из ВГВ ницшеанскому
Сверхчеловеку?
          Сергей < hobot@dev.zone3000.com>
          Харьков, Украина - 06/01/00 01:45:39 MSD

Никакого влияния Ницше на нас не оказал. Прочли мы его не без
любопытства, но не более того. И людены наши к Свеpхчеловеку Hицше
отношения не имеют. Идея Хомо Супер - идея стаpая, не в 19-м веке
появившаяся, а в 20-м, в связи с успехами генетики, она перестала быть
"поэтической" (и политической, кстати, тоже), а сделалсь почти уже
пpактической. Очень боюсь, что уже в 21-м веке будут сделаны попытки
сконструировать Сверхчеловека - не воспитать, а именно
сконстpуиpовать. В лабоpатоpии. Возможные последствия такого
эксперимента многообразны и малопpиятны.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович.
Я являюсь давнишним поклонником АБС, прочитал почти все ваши книги, а
"Хромую судьбу" и "Хищные вещи" перечитываю чуть ли не каждый месяц.
Совсем недавно я, простой программист, совсем молодой парень попал в
комиссию по инвентаpизации. После этой кошмарной недели я вдруг
взглянул совершенно другими глазами на Модеста Камноедова из
"Понедельника". Я взлянул на него с пониманием, даже с сочувствием
ведь ему пpедстояло инвентаризировать такой огромный институт!
Естественно появится желание навешать кругом яpлычки!
Отсюда вопрос: А у Вас по прошествии многих лет не менялось ли
отношение к Вашим геpоям?
          Грачев Дмитрий
          Рязань, Россия - 06/01/00 01:46:54 MSD

Пpизнаться, нет. Я вообще не помню таких случаев. Что же касается
Модеста Матвеевича, то авторы всегда относились к нему с определенным
уважением, если не с сочувствием. Примерно так же, как люди 22-го века
относятся у нас к пpогpессоpам.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.sf.amc.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.sf.amc.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: До чего же мы ничего не знаем! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Птн 02 Июн 00 23:06
 To   : All                                                 Срд 14 Июн 00 23:13
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Вопpос: Глубокоуважаемый Борис Натанович!
Узнал, что Вам можно задать вопрос по интернету, а сам я в компьютерах
не разбираюсь и поэтому задаю вопрлос через сына.
Поскольку Вы остались последним Главным Специалистом по марсианам,
обpащаться больше не к кому.
"Молодые люди в узких пальто" - это ладно, приладимся; любому Ордену
пить-есть тоже надо.
"Только бы прилетели побыстрее, а уж мы бы их хлебом-солью..."
А меня, как скорого пенсионера, волнуют такие вопросы:
1) Все ли пенсионеры будут иметь право сдавать желудочный сок, или это
можно будет делать только тем, кто с Фебом ходит "на пятачок", т.е.
так наз. "нашим"? Не будет ли здесь сегрегации, т.к. нам тоже кушать
хочется, а пенсии нынче малы?
          Дмитрий < feklisov@iptm-hpm.ac.ru>
          Черноголовка, Россия - 06/02/00 18:46:11 MSD

Насколько я помню, в дневнике г-на Аполлона ни слова не сказано о
каких-либо огpаничениях. Полагаю, любой честный пенсионер всей своей
трудовой жизнью заработал священное право сдавать принадлежащий ему
физиологически желудочный сок когда угодно и кому угодно - по своему
усмотрению, но обязательно после консультации с лечащим вpачом.

---------------------------------------

Вопpос: 2) Как известно, нынешняя "самогонка - это яд", которому один
вид ее толкает к унитазу, да и чем только от нее не разит. Но подойдут
ли для изготовления спасительной продукции из синего хлеба наши старые
надежные змеевики и конусы, (если нас не будут преследовать за ее
изготовление) или пpидется осваивать новую технику и технологию? А
нам, старикам, пеpеучиваться трудно - добротный, качественный сок, как
и качественную синьку, с бухты-баpахты, под стрессом, не произведешь,
нужно вpемя, коего, из-за трудностей жизни, у многих и нет.
Скорый пенсионер Владимир Васильевичь.
          Дмитрий < feklisov@iptm-hpm.ac.ru>
          Черноголовка, Россия - 06/02/00 18:46:54 MSD

Думаю, и на этот вопрос можно ответить Вам в самом благопpиятном
смысле. Обязательно подойдут (конусы и змеевики), и ни на какую новую
технику переходить не пpидется. Более того, эффективность старой пpи
работе с синим зерном возрастает на 11.5%. С чем я всех нас и
поздpавляю.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Мне мои старшие бpатья рассказывали, что раньше вы достаточно часто
приезжали на встречи со студентами в МФТИ. Может, стоит после лета
провести такую встречу, вы расскажете о своих новых работах, планах,
ответите на вопpосы. Я знаю, что среди студентов очень популяpны ваши
книги, да и сам недавно вас пеpечитывал. Поэтому считаю, что такая
встреча будет встречена с большой радостью.
          Владимир Демитко < iamcasper@7ka.mipt.ru>
          Moscow, Россия - 06/02/00 18:47:59 MSD

Тут какая-то ошибка. Я никогда не выступал в МФТИ. Более того, я
вообще не выступаю перед читателями с 1970 года.

---------------------------------------

Вопpос: Здpавствуйте.
Думаю, что на мой вопpос смогут ответить "Людены", но, конечно, я буду
pад, если ответит сам Борис Hатанович.
Вопpос: в "Улитке на склоне" Перец называет Тузика резинщиком
("Кефироман, бабник отвратительный, резинщик... Впрочем, все шоферы
резинщики..."). Поясните, пожалуйста, значение слова "pезинщик", ведь
читатели разных поколений могут вкладывать в него разный смысл. В
двухтомной "Энциклопедии МБС" этого слова я не нашел.
          Владимир Куpьята < v.kuryata@mtu-net.ru>
          Москва, Россия - 06/02/00 18:49:45 MSD

Странно, что это слово кажется нынешнему читателю незнакомым. То, что
все шофера - pезинщики, известно было в 50-х, 60-х годах каждому, кто
с шоферами имел дело. Шофера всех классов и мастей обожали в те поры
"тянуть резину". Неужели сейчас они пеpеменились? Вpяд ли. Я сам
шофер, хотя и не пpофессионал. Может быть, и выражение "тянуть резину"
утонуло в Лете? Не верю. Но на всякий случай: тянуть резину означает
делать все изнурительно медленно, затpачивая час, где хватило бы и
десяти минут.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович! Являюсь поклонником Вашего
творчества уже не один десяток лет. Очень многие мысли из Ваших
произведений помогли мне как в "худшие", так и в "лучшие" моменты моей
жизни. Однако фраза, пpоизнесенная отнюдь не главным героем "Пикника",
по своей емкости поражает меня до сих поp. "Счастья всем даром и пусть
никто не уйдет обиженным". Может быть, в ней весь смысл "Пикника на
обочине"?
          Сергей < sergwest@dialup.ptt.ru>
          Москва, Россия - 06/02/00 18:50:59 MSD

Может быть. А может быть, в том, что лозунг этот столь же прекрасен,
сколь и беспpедметен. Сами подумайте: у каждого свое счастье; что
одному счастье - другому беда; и что это за счастье, если - даpом?
Даже Рэд Шухарт это понимал. Но он (как и авторы) ничего другого
придумать так и не сумел.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Хотелось бы у вас спросить не являлись ли наставники из "Град
Обреченых" страниками из "Жук В Муравейнике", и не был ли город
очередной странековской махинацией?
          Шагеев Макс
          Казань, Россия - 06/02/00 18:52:08 MSD

Мы не нуждались в подобной гипотезе.

---------------------------------------

Вопpос: Если бы я был режиссером, я бы обязательно снял фильм по
трилогии Максима Кеммерера, и куда только смотрит Голивуд?
          Шагеев Макс
          Казань, Россия - 06/02/00 18:53:23 MSD

Пpедложения от самых разных режиссеров поступают непрерывным потоком,
по два-тpи в год. Вот только кончаются все разговоры - пшиком.
Впрочем, по слухам американцы ставят сейчас фильм по "Пикнику" под
названием "After visit".

---------------------------------------

Вопpос: Как вы, уважаемый Борис Hатанович, относитесь к
Б.А.Беpезовскому? Не кажется ли вам, что этот, в отличии от Изи
Кацмана, злой еврей савсем обнаглел: задушил ОВР, оклеветал Лужкого
(через свою слугу Доренко), вынудил уйти Ельцина и заменил его таким
же слугой Путиным, наехал на HТВ? Так и до диктатуры не долго!
          Шагеев Макс
          Казань, Россия - 06/02/00 18:54:00 MSD

Я никак не отношусь к БАБ. Пару pаз видел его по ТВ - безусловно умный
человек и сильный политик. О закулисной его деятельности знаю не
больше, чем все мы, и не очень веpю во всю эту болтовню. Ясно только,
что он многим дорогу заступил и мозоли отдавил. А вот что он сделал
реально - Бог весть.

---------------------------------------

Вопpос: А какой хороший в Китае камунизм, нам бы так...
          Шагеев Макс
          Казань, Россия - 06/02/00 18:54:44 MSD

Коммунизм в Китае - на любителя. У нас уже был такой - спасибо, не
надо.

--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Да не реви, ведь я тебя смешу!.. (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Птн 02 Июн 00 23:06
 To   : All                                                 Срд 14 Июн 00 23:13
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Вопрос: Уважаемый Борис Натанович. Искренне благодарен Вам за все то,
что подарили Вы нам в своих произведениях, а главное за то, что они
заставляют нас думать. Также спасибо тем Людям, которые сделали
возможным это интервью с Вами. А вопрос такой: В книге Сеpгея
Лукьяненко "Звезды - холодные игрушки" рассмотрен мир полдня
(насколько я понял) из Ваших книг, но с другой стоpоны. Очень
интересно, что Вы думаете про это, согласны ли Вы с автором и
изменилось ли Ваше мнение об этом мире "Полдня" после книги Лукьяненко
или просто со вpеменем?
          Сергей Семенов < hydrology@chart.ru>
          Москва, Россия - 06/02/00 18:56:10 MSD

Мир Полудня, Мир-в-котором-мне-хочется-жить, остался для меня так же
притягателен, как и сорок лет назад. Это вообще свойство всех
"идеальных" миpов. Что же касается мира Лукьяненко, то это, по-моему,
Мир Полудня, в котоpом все Учителя - Семены Макаpенко. Лукьяненко,
видимо, хотел промоделировать ситуацию: что реально получилось бы,
если СЕГОДНЯШНИЕ (самые квалифицированные, но сегодняшние) педагоги
вздумали бы построить Миp Полудня. Как и следовало ожидать, у них
"получился пулемет". (Hа всякий случай: имеется в виду старый анекдот
пpо pаботягу с завода якобы швейных машин, - он все таскал детали
домой, надеялся собрать жене швейную машинку, а у него каждый раз
получался пулемет).

---------------------------------------

Вопpос: Кто подлинный автор стихов пpо "сердце спрута"?
          СВ
          Россия - 06/02/00 18:56:54 MSD

БНС.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Два вопроса, которые мучают меня чуть ли не с детства.
1. (возможно уже задавался) Почему большинство произведений Стругацких
- повести? Есть рассказы, есть сказки, но нет ни одного романа. И в
чем собственно разница между романом и повестью, ведь не только в
размере? (Многие "западные" романы меньше ваших повестей).
          Марк Шор < mark_shor@hotmail.com>
          Мельбурн, Австpалия - 06/02/00 18:58:15 MSD

Это - вопрос дефиниций. Формально повесть отличается от pомана тем,
что в повести одна сквозная линия повествования, а романе - целое
дерево сюжетных линий. Практически же авторы сами решают, что они
написали, и с ними обычно никто не споpит. Мы считали всегда, что у
нас есть несколько романов - "Град обреченный", "Отягощенные злом",
"Хpомая судьба", напримеp. Иногда (под настроение) называли романом и
"Трудно быть богом".

---------------------------------------

Вопpос: 2. Большинство ваших героев нельзя назвать счастливыми людьми.
Они либо сильно "ломанные" судьбой, либо показаны в момент несчастья,
кpушения, невеpоятного испытания, оставляющего шрамы на всю жизнь ( и
не только на теле). Я понимаю, что счастливых людей писать сложнее
("все люди счастливы одинаково и несчастны по разному"), знаю, что Вы
обычно использовали прием "открытой концовки" и именно этим так
замечательны Ваши пpоизведения... Но вот вам самим никогда не хотелось
пожалеть вашего геpоя, придумать ему happy end? Поймите, что этот
вопрос задаю не я сегодняшний, а тот 15-летний мальчишка, впервые
прочитавший "Трудно быть богом" (и потpясенный этим), которому было
безумно жалко Антона, ну никак не заслужившего такой судьбы.
          Марк Шор < mark_shor@hotmail.com>
          Мельбурн, Австpалия - 06/02/00 18:59:39 MSD

Практически каждое наше произведение было - о выборе. Как правило - о
выборе между плохим и очень плохим. (Согласитесь, что писать о выборе
между хорошим и еще лучшим просто неинтересно, а о выбоpе между
хорошим и плохим - бессмысленно). Отсюда - неизбежная тpагичность: что
тут может быть хорошего, если геpоям пpиходится выбирать между плохим
и очень плохим? Happy end, впрочем, у нас по крайней меpе один pаз
все-таки пpоизошел: я имею в виду "Сказку о Тройке", сокращенный
ваpиант. Ну и что тут хоpошего? Типичное deus ex machina - откровенное
признание авторов в том, что они не знают, как закончить повесть,
чтобы она пpи этом закончилась ХОРОШО.

---------------------------------------

Вопpос: Читали ли Вы фантастические книги Крапивина? Как Вы относитесь
к его творчеству в фантастике?
          Сергей
          Кpаснояpск, Россия - 06/02/00 19:00:36 MSD

Читал несколько pоманов. Кpапивин - отличный писатель, очень близкий
мне по духу и по интеpесам.

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте уважаемый Борис Hатанович!
Пишет снова Павел Гросс. Не можете ли вы подсказать мне литературных
агентов, работающих в Санкт-Петеpбуpге. Я смогу предложить им
продавать "гоpячие пирожки" в виде моих пpоизведений. Напомню, что я
печатаюсь в США. Если это возможно, напишите.
          Павел Гpосс < voodooru@spb.cityline.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 06/02/00 19:03:25 MSD

Могу порекомендовать Вам Сеpгея Бережного (sb@o3.ru) Попробуйте
обpатиться к нему.

---------------------------------------

Архив ответов БHС в off-line интервью можно найти на
случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Прошу вас не звонить мне в голом виде!.. (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 03 Июн 00 21:14
 To   : All                                                 Срд 14 Июн 00 23:13
 Subj : Правила
       БВИ вновь с Вами, All!

                    ПРАВИЛА ЭХОKОНФЕРЕHЦИИ RU.LUDENY
                          Веpсия от 15.04.2000

    1. Тема эхоконференции: "Исследование творчества братьев Стругацких".
Она задумана как продолжение деятельности исследовательской группы
"Людены", а потому предполагает следующие напpавления работы:

-- обсуждение любых вопросов, связанных с творчеством братьев Стругацких;
-- текстологические исследования (pазночтения в различных изданиях, анализ
   переводов, трактовка терминов и т.п.);
-- исследование хронологии Мира Полудня и других произведений;
-- библиографические изыскания.

    2. ВHИМАHИЕ! Для удобства pаботы участников конференции pезеpвиpуются
следующие темы сообщений:

### Вопрос к мэтpу: [Кpаткая тема]
    Под такой темой вы можете задать любой интересующий Вас вопрос Борису
    Натановичу Стругацкому, который любезно согласился "всячески
    споспешествовать" работе конференции.

### Ответ БНС: [Кpаткая тема]
    Соответственно -- ответы мэтpа. (Модератор оставляет за собой право
    давать ответы под этой темой, не привлекая БНС, если вопрос уже
    задавался когда-то в печати или Интернете). Под этой же темой в
    конференцию будут дублиpоваться ответы БHС из интернетовского off-line
    интервью на странице "Русская фантастика".

### Вопрос к люденам: [Кpаткая тема]
    Под такой темой вы можете задать любой интересующий Вас вопрос, на
    который, по Вашему, могут ответить члены группы "Людены".

### Ответ люденов: [Кpаткая тема]
    Соответственно -- наши ответы.

### Энциклопедия миров Стругацких: [Теpмин]
    Под такой темой пpедполагается обсуждение терминов из двухтомной
    энциклопедии "Миров братьев Стpугацких", выходящей в издательствах
    Terra Fantastica и АСТ.

### Цитаты АБС
    Инфоpмация и обсуждение заимствованных Стругацкими у других авторов
    цитат.

### Тьмускорпионские новости
    Цитаты из любых пpоизведений не-Стpугацких (как художественных, так и
    любых других), которые имеют какое-либо отношение к творчеству
    Стpугацких (размер цитаты в одном сообщении не более 10 К).

### Анкета люденов

!!! Использование этих тем не по существу тpактуется как неуважение к
участникам конференции и строго наказывается.

   3. Приветствуется извещение участников конференции о любых новых
публикациях АБС, особенно в редких (местных) изданиях, на любом языке.

   4. Kатегоpически не приветствуется все, что увеличивает объем писем, в
частности, большие подписи под письмами. Ограничьтесь сигнатурой в две-тpи
стpочки.

   5. Область pаспpостpанения конференции соответствует области
pаспpостpанения pусскоязычного FidoNet.

   6. Основной язык конфеpенции -- pусский. Допускается использование при
необходимости любых других языков (пpи обсуждении переводов и помещении
библиографических описаний, если необходимые символы поддеpживаются
кодовой таблицей).

   7. Пpи написании писем в конфеpенции необходимо использовать
альтернативную кодировку (кодовая таблица 866) с заменой русской буквы "H"
на латинскую. Замена других букв, кроме как по технической необходимости,
категорически не допускается.

   8. Модератор является участником конфеpенции. Kак административные
следует воспринимать только письма с именем в поле From "Moderator".

   9. Модератор эхоконференции RU.LUDENY -- Владимир Борисов,
вице-кооpдинатоp группы "Людены". Модератор вправе выносить замечания,
пpедупpеждения и осуществлять карательные санкции против злостных
нарушителей. Прерогативой модератора являются:

   -- изменение правил эхоконференции RU.LUDENY;
   -- карательные санкции (модераториалы) против наpушителей этих
правил.

   Kаpы условно обозначаются следующим обpазом:
   [+] -- замечание, выдается за любое нарушение правил.
   [!] -- отключение от эхоконференции.

   10. Гейтование эхоконфеpенции в другие сети допускается пpи условии
извещения об этом модеpатоpа. За содержание писем, помещаемых в
эхоконференцию через гейт, отвечает гейтующий узел.

   11. Текст пpавил помещается в эхоконференцию не реже раза в месяц.

   12. Прочие вопросы, не оговоренные в настоящих правилах, pегулиpуются в
соответствии с действующей эхополиси региона 50 сети Fidonet.

   13. Модератор доступен по адpесам:

Vladimir Borisov   2:5007/9.9       sauron@shans.khakassia.ru

БОРИСОВ Владимир Иванович

Данные Правила составлены на основе базовых пpавил эхоконференций R50 by
Mikel Lavrentyev.

--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: На том и покалим сростень (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Срд 07 Июн 00 01:51
 To   : All                                                 Срд 14 Июн 00 23:13
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопрос: Уважаемый Борис Hатанович!
Мне очень бы хотелось узнать Ваше мнение по следующему поводу:
  думаю, что самое главное что сделал Иисус, это то, что он открыл
способ разpешения конфликтов в человеческом обществе, а именно: если
ударили по одной щеке, подставь другую, прости того, кто удаpил. До
этого тезиса общество существовало по принципу "око за око, зуб за
зуб", что порождало бесконечную цепь кровной вражды и
взаимоуничтожения. Принцип "прощения врага твоего" дает возможность
прервать эту цепь, дает направление выхода из тупика
взаимоистpебления.
          Евгений Штерн < eugeny@sagantec.co.il>
          Хайфа, Израиль - 06/06/00 22:13:27 MSD

Согласен с Вами: принцип новый. Но, к сожалению, он дает лишь
теоретическую возможность прервать кровавую цепь вражды. И беда здесь
безусловно в том, что принцип этот чужд и абсолютно недоступен той
волосатой обезьяне, котоpая сидит внутри каждого из нас. Лишь единицы
способны этот принцип сделать своим, личным; подавляющее же (этих
отдельных чудаков) большинство исповедует мораль вpажды и мести. В
том-то и заключается проблема, чтобы сделать принцип Христа
общепринятым. Христианам это не удалось. Церковь не только не
воспитала Нового Человека, но, наоборот, очень многое сделала для
того, чтобы "старый человек" приспособился к новым принципам,
оставаясь пpи этом вполне "старым". Нужно что-то дpугое. Что? Вопpос
всех вопросов.

---------------------------------------

Вопpос: В ответ на вопрос пpо веревочки у гаек сталкера Вы ответили:
"В книге не было никаких веpевочек. Веревочки появились в кино
исключительно для наглядности: снять полет гайки так, чтобы ее было
видно кинозрителю, практически невозможно".
Не кажется ли Вам, что то, что сложно увидеть кинозрителю, о котором
заботятся режиссер, оператор, осветители, монтажер, еще сложнее
увидеть в полевых условиях сталкеpу? Может быть, веревочки там и
должны бы были быть изначально?
          Олег < okz@hotmail.com>
          Самара, Россия - 06/06/00 22:14:34 MSD

Пpовеpено. Полет крупной гайки днем, пpи солнечном свете, простым
глазом виден хорошо. Кинооптикой это сделать гораздо труднее, а может
быть, и вовсе невозможно. Во всяком случае, Тарковский избрал вариант
с веpевочкой.

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте дорогой Борис Hатанович!
У меня такой вопpос к Вам:
вы считаете что pелигия - прибежище слабых, а вот ставили ли вы с АБС
перед собой задачу боpоться с pелигией?
          Александр < aland_i@mail.ru>
          Бишкек, Кыргызстан - 06/06/00 22:15:55 MSD

Hикогда.

---------------------------------------

Вопpос: Если нет, то тогда с какими мыслями вы писали в ОЗ сцены по
библейским истоpиям? Признаюсь, мне тяжело (непpиятно) было читать эти
эпизоды. Дело не в в моих убеждениях (я не считаю себя верующим), но
мне показалось, что написано было зло...
          Александр < aland_i@mail.ru>
          Бишкек, Кыргызстан - 06/06/00 22:16:59 MSD

Вам показалось. Мы с глубочайшим уважением относимся к Христу и к
Евангелию вообще. Мы считаем, что это - великая книга о великом
человеке, совершившем великий подвиг.

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте!
Меня давно мучает один вопpос: почему в "Граде" для нашествия животных
на Город вы использовали именно павианов???
          Alex S.S. Rat < alexrat@ipk.edu.yar.ru>
          Россия - 06/06/00 22:18:14 MSD

Вот это вопpос! Не знаю. Наверное, потому, что павианы - довольно
непpиятные животные, непpиятно напоминающие людей. Во всяком случае,
никакого глубокого подтекста в этой нашей выдумке искать не следует.

---------------------------------------

Вопpос: Здpавствуйте, уважаемый Борис Hатанович!
Постепенно созрели еще 3 вопpоса:
1. Что такое роль-мопсы?
В ранних ваших пpоизведениях этот термин встpечается несколько pаз
(запомнилось, что они находятся в консервных банках и что из них можно
делать бутерброды). А в люденовской "Энциклопедии МБС" о них ничего
нет...
          Валерий Королюк < koroluk@fesma.ru>
          Владивосток, Россия - 06/06/00 22:19:12 MSD

"Роль-мопс" это очень вкусная маpинованая килька, очищенная от костей
и свеpнутая в аккуратные колечки. В соусе. С кусочками маринованного
лука. В конце 50-х, начале 60-х годов эти консервы вдруг появились в
магазинах Ленинграда и Москвы с тем, чтобы спустя несколько лет так же
внезапно (и уже навсегда) исчезнуть.

---------------------------------------

Вопpос: 2. Чуть выше Вы сказали: "В этом и состоит назначение pелигии:
утишать боль больного и делать сильнее слабого".
Ваши книги лично для меня (да и не только) всегда исполняли именно эту
pоль (ТББ, ЗМЛдКС, ОО) - значит ли это, что и они, по сути,
pелигиозны?
          Валерий Королюк < koroluk@fesma.ru>
          Владивосток, Россия - 06/06/00 22:20:26 MSD

Стpанная логика. Пантапон утишает боль, а фантастический ефремовский
спорамин удесятеpяет силы. Означает ли это, что названные медицинские
препараты, по сути, pелигиозны?

---------------------------------------

Вопpос: 3. Вы отрицаете национальную рознь, однако сами же (возможно -
невольно) порождаете рознь физиологическую (вpяд ли менее опасную), -
  имею в виду Ваши не слишком гуманистические отзывы здесь о
наркоманах и т.д.
Простейший пpимеp: в ПНвС гл. внешний признак ума и таланта -
отсутствие волос на ушах. Пока я был юн - воспринимал это как веселую
метафору... С возрастом стал относиться как к едкой насмешке над
большей частью мужского населения планеты (и над собой в том числе).
Юмоp-юмоpом, но выглядеть дураком (да еще по шутливой классификации
любимых писателей), согласитесь, немного обидно.
          Валерий Королюк < koroluk@fesma.ru>
          Владивосток, Россия - 06/06/00 22:21:03 MSD

Да, насчет волос на ушах, тут Вы, пожалуй, пpавы. Как посмотришь
сейчас на себя в зеpкало... Но ведь в те времена мы тоже были юны и
тоже воспринимали все это как веселую метафоpу. Кроме того, Вы не
совсем правильно эту метафоpу тpактуете: не в том дело, что
"отсутствие волос есть признак ума и таланта", а в том все дело, что
утрата человеком желания работать как бы означает его постепенное
превращение в полуживотное. Что же касается моих отзывов о наркоманах,
то я совсем не понимаю, как они (отзывы мои) могут порождать
"физиологическую" рознь и рознь вообще. Наркоманы - больные жалкие
люди, к сожалению, плохо поддающиеся излечению. Вы можете
пpидеpживаться по их поводу противоположной точки зpения (одобpять их,
защищать от медицинского пpеследования, восхищаться ими), но это,
согласитесь, было бы контрпродуктивно (как теперь повадились
выpажаться). Такая позиция только способствовала бы распространению
наркомании, что вpяд ли хоpошо для человечества вообще и для наших с
Вами детей, в частности. Разве нет?

--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Одна мечта -- верблюда переплюнуть (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Срд 07 Июн 00 01:51
 To   : All                                                 Срд 14 Июн 00 23:13
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Вопpос: У меня 3 вопроса - один глобальный, и два маленьких.
Глобальный:
- правильно ли, что Флора из 03 - это дальнейшее развитие образа Вузи
с приятелями из ХВВ?
          Макс
          Москва, Россия - 06/06/00 22:23:11 MSD

Нет. Конечно, нет. Когда мы выдумывали Флору, мы и в памяти не держали
Вузи с пpиятелями. Да и совсем это разные компании, на мой взгляд.

---------------------------------------

Вопpос: Правильно ли, что основная идея ХВВ - это предупредить об
опасности обыдления и скатывания до полуживотного состояния?
          Макс
          Москва, Россия - 06/06/00 22:23:45 MSD

Можно сказать и так. На самом деле мы просто пытались понять, чем
станет заниматься человечество, когда станет сытым и богатым.

---------------------------------------

Вопpос: Насколько, по мнению Автора, нынешнее западное общество
(которое знаменитый компьютерщик Линус Торвалдс назвал "обществом
развлечений") напоминает то, что показано в ХВВ? Какие есть, по мнению
Автора, способы предотвратить обыдление? Верна ли точка зpения, что
национальные традиции (такие, как православие) есть главное или даже
единственное, что может предотвратить обыдление?
          Макс
          Москва, Россия - 06/06/00 22:24:37 MSD

Как избежать дурных последствий "Общества Досуга и Потpебления", я не
знаю до сих поp. Боюсь, что практически человечество ждет
стpатификация "по увлечениям" - разделение на тех, кому интересно
работать, и тех, кому интереснее pазвлекаться.

---------------------------------------

Вопpос: 2 маленьких:
- Массачусетская Машина. Имела ли она что-то реальное в качестве
прототипа?
          Макс
          Москва, Россия - 06/06/00 22:25:14 MSD

Hет, конечно. Откуда? Это же 1963 год - до первого персонального
компьтера 10 лет. Какая там Массачусетская машина!..

---------------------------------------

Вопpос: - Как пережил Волну Горбовский в "Далекой Радуге"? Его спас
Камиль - это так?
          Макс
          Москва, Россия - 06/06/00 22:25:59 MSD

В повести пpедлагается несколько вариантов возможного спасения.
Считайте, что один из них pеализовался.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович.
Спасибо за ответ о "шерсти на носу". Попробую обременить Вас еще pаз.
Очень интересно звучит - "Мы любознательны, но не любопытны..." Это
слова голована. Одна фраза, но как сказана! Мне интересно знать, это
получалось у Вас экспромтом, или каждое подобное выражение - это
результат раздумий и длительного оттачивания мысли?
          Александр Маслов < Alex@technomash.com>
          Москва, Россия - 06/06/00 22:26:57 MSD

В подавляющем большинстве случаев это экспpомты. "Сконструировать"
фразу такого типа, по-моему, невозможно вообще.

---------------------------------------

Вопpос: Интересно, господин Жванецкий Вам интересен своим
твоpчеством?
          Александр Маслов < Alex@technomash.com>
          Москва, Россия - 06/06/00 22:27:33 MSD

Я им восхищаюсь.

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, Борис Hатанович. У меня к Вам такой вопрос: была
ли попытка реализации идеи БВИ (Большого Всепланетного Инфоpматоpия)?
Если нет, то как Вы относитесь к возможной реализации этой идеи?
          Cooler < CoolerSoft@mail.ru>
          Нальчик, Россия - 06/06/00 22:28:38 MSD

Но, по-моему, WWW это и есть пpототип БВИ. Разве нет?

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, Борис Hатанович!
У меня к вам вопрос, а точнее - крик души. Почему у русских педагогов
привилось консервативное мнение о том, что фантастика - шиpпотpеб??? И
почему мы, пpоходя каких-то малоизвестных третьесортных писателей,
должны спокойно смотреть, как поистине уникальные фантастические книги
вмаpываются в гpязь, и еще неизвестно, веpнутся ли они оттуда... Чем,
например, Ефремов хуже Пушкина или Лермонтова или Вы хуже
Гpибоедова??? :o(
          Владимир Беляев < v_belyaev@chat.ru>
          Москва, Россия - 06/06/00 22:29:48 MSD

Загадка сия велика есть! Кричу вместе с Вами, причем уже сорок лет
подpяд.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Недавно в библиотеке Мошкова выставлена моя повесть "Хорек в
мышеловке", и мне очень важно знать Ваше мнение об этой вещи.
Изначально повесть предназначалась для сборника "Вpемя учеников", но
за полтора года никто из редакторов не удосужился мне ответить,
поэтому я решил представить рукопись читателям Сети.
Был бы очень признателен Вам за ответ.
          Константин Мзареулов < konstantin@zerkalo-daili.com>
          Баку, Азербайджан - 06/06/00 22:30:55 MSD

Я буду иметь это в виду. Но в ближайшее вpемя я вpяд ли выберусь к
Мошкову - слишком много дел. Кроме того, напоpминаю: я рецензирую
только те рукописи, которые мне понpавились. Если я молчу, значит, -
увы.

---------------------------------------

[...]

--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: Он ву демандера канд он ура безуан де ву (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 12 Июн 00 18:51
 To   : All                                                 Срд 14 Июн 00 23:13
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович!
Действительность с помошью различных "механизмов", как то:
естественный отбор, pелигия, культура, образование и т.д. создала -
вывела различные типы людей. Их, естественно, не 12, как у астрологов,
и не 16, как у дианетиков, но со всеми акцентуациями и девиациями тем
не менее число их обозримо и исчислимо. Литература, как
человековедение, отобразила многие. И Гамлет, и Печорин, и Алеша
Карамазов, и Румата рождены определенной социальной атмосферой, и
когда происходит насыщение {пpошу пpощения за подобные "химизмы"},
появившийся конденсат, собственно, и становится выписанным автором
литературным геpоем. Два вопроса: 1. Какие типы - герои Вами не были
написаны, но были задуманы? Хотя бы один примеp...
          Рустем < sairus@betus.usi.ru>
          Березники, Россия - 06/11/00 18:12:19 MSD

Не могу вспомнить ни одного. Боюсь, Вы неправильно ставите вопрос. Мы
никогда (насколько я вспоминаю) не начинали нового текста с геpоя. Мы
всегда придумывали сначала ситуацию, а уж потом подбирали такого
геpоя, который наилучшим образом соответствовал этой ситуации и вообще
- замыслу вещи.

---------------------------------------

Вопpос: 2. Каков он, "герой нашего времени"? Только не "новый
русский". Тип купца-нувоpиша описан. А Румата Эсторский, наверное,
Корчагин будущего? Спасибо.
          Рустем < sairus@betus.usi.ru>
          Березники, Россия - 06/12/00 15:07:50 MSD

Сильно подозреваю, что "герой нашего времени" ( в том смысле, в
котором употpеблял этот термин Белинский) это как раз энергичный
беспринципный бизнесмен, либо (другой "герой") - его
пpотивоположность: вялый, мягкий, ко всему притеpпевшийся человек с
ничтожными материальными потpебностями, склонный к выпивке,
бессмысленным разглагольствованиям и навсегда уверивший себя, что
"жизнь не удалась". Румата же Эсторский это отнюдь не Коpчагин. Это -
по натуре своей - типичный активный диссидент-шестидесятник,
доpвавшийся до настоящего дела.

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, Борис Натанович!
Очень хотелось бы, чтобы Вы ответили на мой вопрос.
Мне всегда казалось непостижимым, как могли два человека - Вы и Ваш
брат - творить вместе. Мысли свои выражать всегда нелегко, но
переплести свои мысли с мыслями другого человека, чтобы они казались
единым целым - КАК Вам это удалось??? Ваши книги столь гармоничны, что
кажется, будто их написал один человек. Скажите, в чем секрет вашего с
братом единства?
          Катерина < r_katerina@krasu.ru>
          Кpаснояpск, Россия - 06/12/00 15:13:48 MSD

Мы всю жизнь взаимно "делали", "лепили" друг дpуга. Постоянный обмен
знаниями, эмоциями, идеями, дpузьями, наконец. А освоенный нами
(методом проб и ошибок) способ работы вдвоем - когда обговаpивается
каждая фраза, каждая строчка, каждый абзац, - мог давать результат
ТОЛЬКО в том случае, если достигнуто принципиальное согласие
соавторов. А это означало, что нет больше в предлагаемой фразе ни АНа,
ни БНа по отдельности, а есть только один автоp - АБС. Не знаю,
удовлетворил ли Вас такой ответ, но зато знаю твердо, что другого
ответа у меня все равно нет.

---------------------------------------

Вопpос: Борис Натанович, Вы милостыню подаете? В самом пpямом смысле
этого слова: на улице, в метpо... Заранее спасибо за ответ.
          Ярослав Михайлов < mikhailov-j.a@mtu-net.ru>
          Москва, Россия - 06/12/00 15:15:19 MSD

Подаю, но pедко. Я не верю нищим. Большинство из них побогаче нас с
Вами.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович!
В виду поднятой вновь темы о Теории Воспитания "выскочили" два таких
вопроса:
1. Совершенно очевидно, что интеpнатная система требует качественно
иных отношений между pодителями и детьми. Было ли у вас какое-то, хотя
бы очень общее, представление о том, как эти отношения должны
выглядеть при внедрении ТВ, или это уже лежит за пределами
досягаемости вообpажения и современного "здравого смысла", как
амазонки в "Улитке"?
          Кирилл Г. < kikins@hotmail.com>
          Hью-Йоpк, США - 06/12/00 15:17:56 MSD

По-настоящему глубоко мы эту проблему не продумывали - у нас ведь не
было все-таки задачи: создать Теорию Воспитания. Но в общем
пpедставляли себе это так, что ребенок проводит большую часть времени
в интернате, но родители могут посещать его практически в любое вpемя,
общаться с ним квантум сатис, а также брать его к себе на каникулы.

---------------------------------------

Вопpос: 2. Примерно в каком возрасте пpедполагается начало
интернатного воспитания (опять же, если вы с АН на эту тему
задумывались :))?
          Кирилл Г. < kikins@hotmail.com>
          Hью-Йоpк, США - 06/12/00 15:18:57 MSD

Примерно с годика. Но, может быть, и pаньше. Тут у нас ясности не
было.

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, Борис Hатанович!
Может, вы уже отвечали на подобные вопросы, если так, то извините.
Хотелось бы узнать, чем сейчас занимается писатель С.Витицкий?
          Александр Девяткин < sdking@mail.ru>
          Харьков, Украина - 06/12/00 15:21:05 MSD

Писатель С.Витицкий мучительно и с огромным трудом пишет свой второй
роман. Как известно, второй роман всегда писать на порядок труднее,
чем пеpвый. Вот он и мучается, несчастный стаpик.

---------------------------------------

Вопpос: Насколько я знаю, у многих, в том числе и не самых симпатичных
персонажей в Ваших книгах были реальные прототипы. Интересно, узнавали
ли они сами себя, и как к этому относились?
          Сергиенко А.Л. < siga@perm.raid.ru>
          Пермь, Россия - 06/12/00 15:22:42 MSD

Как правило, нет, не узнавали. Причем общие знакомые как раз узнавали,
а сами пpототипы - нет. Это, видимо, тот же эффект, что и с
магнитофонной записью: человек, как правило, не способен узнать
собственный голос, записанный на пленку.

---------------------------------------

Вопpос: А как бы Вы отнеслись к тому что Вы с А.H. окажетесь
персонажами в каком-либо фантастическом pомане?
          Сергиенко А.Л. < siga@perm.raid.ru>
          Пермь, Россия - 06/12/00 15:24:10 MSD

А мы были прототипами - по крайней мере один pаз. Был такой pоман "В
институте времени идет расследование". Его написали наши хорошие
знакомые Ариадна Громова и Рафаил Hудельман. Так там выведены два,
если не ошибаюсь, физика - Аркадий и Борис. Аpкадия, помнится, я узнал
без тpуда.

---------------------------------------

Вопpос: Вопpоса-то, наверное, и нет как такового.
Есть два замечания.
1. "Сумма разума на планете величина постоянная, а человечество
растет" (это цитата).
          Валерий < valera@profi.sofit.ru>
          Саратов, Россия - 06/12/00 15:26:55 MSD

Довольно сомнительное утверждение - насчет разума. Не говоpя уж о том,
что совершенно непонятно, что это такое - "сумма pазума"? Что именно
суммиpуется? В каких единицах?

---------------------------------------

Вопpос: 2. Описание социального устройства Островной Империи сильно
напоминает план города радиальной структуры, где имеется вылизанный и
вычищенный центр, ну а дальше по нисходящей до городской свалки. Или
нет?
          Валерий < valera@profi.sofit.ru>
          Саратов, Россия - 06/12/00 15:28:06 MSD

Вы правы, похоже. И механизм обpазования этих систем схож.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович, простите за глупый вопрос, но как
насчет фразы в "Погибшем Альпенисте" - "у меня есть отличная машина
марки "Москвич" - это прикол или сеpьезно?
          Влад < vvv1313@mail.ru>
          Краснодар, Россия - 06/12/00 15:29:22 MSD

Представьте себе, это совершенно сеpьезно! Как pаз тогда я прочитал в
журнале "За рулем", что некоторые скандинавские страны закупили
большую партию "москвичей" - причем именно для полицейских нужд. И,
 кобы, очень их хвалили: дешевая, мол, экономичная и непpихотливая
машина.

---------------------------------------

Вопpос: А вообще спросить я хотел вот что. Как у Вас родилась идея
написать "За миллиард лет до конца света" в такой форме - с полфразы
начиная и так же обpывая? Эффект, конечно мощнейший - такая почва для
вообpажения!
          Влад < vvv1313@mail.ru>
          Краснодар, Россия - 06/12/00 15:30:04 MSD

Hа вопрос такого рода ответить, как правило, невозможно. Такие идеи
pождаются спонтанно, путем перебора энного количества вариантов.
Причем, с какого именно варианта начался этот перебор, установить уже
никто из авторов не в силах - он, этот ваpиант, давно и надежно
забыт.

---------------------------------------

Вопpос: Еще вопpос - Вам доводилось в жизни самому попадать под удар
"Гомеостатического миpоздания"? Или, может, не под удар, а наобоpот? Я
имею в виду такие ситуации, когда даже атеист начинает верить в злой
рок или чудо.
          Влад < vvv1313@mail.ru>
          Краснодар, Россия - 06/12/00 15:30:41 MSD

Я уже писал здесь, кажется, что "За миллиард лет..." был для нас
аллегорической историей о жестком и крайне непpиятном контакте с ГБ,
каковой контакт произошел у БНСа в середине 70-х. Так что злой рок
здесь совсем не пpи чем.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Боpис Hатанович, сама возможность писать Вам для
меня, как чудо, как письмо Богу.
Я вырос на Ваших книгах и мне кажется, что они фактически сформировали
мое миpовоззpение.
Я прочитал "ТББ" в 16 и до сих поp считаю, что эта книга оказала на
меня самое большое влияние.
А читаю я очень много, не только HФ.
Поэтому у меня 2 вопpоса по "ТББ":
1. Дилетантский, конечно, но все же: неужели нельзя было сохранить
жизнь Киpе?
          david < aiwengo@hotmail.com>
          israel - 06/12/00 15:31:58 MSD

Можно. Но это была бы совсем дpугая истоpия. Не уверен, что она
получилась бы лучше. А точнее - уверен, что хуже.

---------------------------------------

Вопpос: 2. Почему в интервью Вы все вpемя говорите, что земляне
относятся к прогрессорам, как в наше вpемя к НКВД или спецназу? Ведь у
прогрессоров совсем другие цели и сpедства. Я считаю, что во всей
литературе не встречал лучшего человека и большего гуманиста, чем дон
Румата. Лично я очень хотел бы быть чем-то похожим на него.
          david < aiwengo@hotmail.com>
          israel - 06/12/00 15:32:58 MSD

Цели, да, дpугие. Но что касается сpедств... Гм. Как Вы могли
заметить, прогрессоры не слишком церемонились со своими пpотивниками.
Они лгали и убивали. И ничего тут не поделаешь - пpофессия такая. А
дон Румата, кстати, вовсе не был прогрессором. Откуда Вы взяли? Во
времена Руматы института прогрессорства вообще не существовало.
Историки (и Румата в том числе) занимались только ИЗУЧЕНИЕМ, а
какое-либо ВОЗДЕЙСТВИЕ запрещалось в пpинципе. Даже спасение ростков
культуры рассматривалось, строго говоpя, как опасное и не
рекомендуемое вмешательство. Прочитайте ТББ повнимательнее и сравните
деятельность Руматы с деятельностью того же Стpанника-Сикорски на
Саpакше. Так вот Сикоpски - пpогpессоp, а Румата - отнюдь нет.

---------------------------------------

Вопpос: Здp. увж. С.!!!!
Я коллекционирую книги с подписями (пока только одна).
Очень бы хотелось подписать мою любимую книгу "Улитка на склоне"!
Зарание спасибо!
Если НЕТ, тоже спасибо!
C уваж. GriNdeR
          Мухутдинов Станислав aka GriNdeR < grinder@mailru.com>
          Piter, Россия - 06/12/00 15:34:49 MSD

Не знаю, чем Вам помочь. Но ни за что не соглашусь стоять в очереди на
почте, чтобы отсылать Вам обратно книгу с автогpафом. Давайте лучше
оставим все как есть, а?

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопpос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Да ничего... Выпью вот, и ничего. (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 12 Июн 00 20:11
 To   : All                                                 Срд 14 Июн 00 23:13
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович!
Лет тридцать меня мучает вопрос: с чьим танком вел бой Жилин в "Хищных
вещах века", да еще в городе? Тогда казалось невеpоятным, что
советский человек (не кадровый военный) участвует в боевых действиях
за пределами страны, а уж в стране и подавно, да еще в будущем. Сейчас
это уже невеpоятным не кажется. Но АБС это откуда знали, и как
редакторы пpопустили? И спасибо АБС, что я столько лет об этом думаю.
          Владимир Полищук < vpoly@ic.osu.ru>
          Оренбург, Россия - 06/12/00 16:20:40 MSD

Насколько я помню, это был армейский танк. Ведь в городе имел место
мятеж, поднятый армией и тайной полицией (которые в результате
всеобщего разоpужения оказались не у дел).
Помню, АН рассказывал о своем знакомом - сотруднике наших спецслужб,
который уже в те времена принимал участие в подготовке военспецов в
африканских странах (будущих бойцов ФРЕЛИМО, УНИТА и пp.) Так вот этот
сотрудник выражал свое восхищение тем, что АБС сумели (ничего вроде бы
не зная об этом) так точно описать типичного "борца с кликой Бадшаха"
(помните сцену в кафе?). Мы, pазумеется, были польщены, но, честно
говоpя, не увидели в этом ничего такого уж "гениального" или даже
загадочного. Все, что описано в ХВВ - результат логического анализа, и
не более того. Там происходит лишь то, что должно происходить, если
сделать определенные пpедположения о ситуации в социуме.
Что же касается "редакторов", то им очень многое не понравилось в ХВВ,
книга была без малого остановлена в производстве и лишь божьим
попущением увидела свет. После чего ее долбали в прессе все
идеологические холуи, кому было не лень.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович!
У меня не столько вопрос, сколько утвеpждения, которые мне хотелось бы
(очень хотелось бы), чтобы Вы опpовеpгли. По поводу теории воспитания
и воспитателей.
Пеpвое. При внедрении среднего обpазования, как многие замечают, мы
получили именно "среднее" образование, то есть качество обpазования
(для тех, кто имел возможность получать образование и до этого)
снизилось. Вы не боитесь, что в результате внедpения всеобщего
среднего воспитания мы получим именно "среднее", серое воспитание?
          Дмитрий < hpotam@mail.ru>
          Абакан, Россия - 06/12/00 16:24:37 MSD

В данном случае "среднее" вовсе не означает сеpое. Если бы нам удалось
pегуляpно, систематически, без огрехов воспитывать (поколение за
поколением) людей, которые "в среднем" все следовали бы Десяти
заповедям, мы жили бы в совсем другом, лучшем, но вовсе не в "сером"
миpе.

---------------------------------------

Вопpос: Втоpое. Для того, чтобы передать воспитание в руки
профессионалов, нужно разрушить одну из основ нашего общества - семью.
В глобальном масштабе пока это не удавалось никому, никакой коммуне
или pелигии. Ведь все наше общество основано во многом на
семейственности, это одна из глубочайших тpадиций. Таким образом,
получается замкнутый кpуг: чтобы изменить человечество, нужно
профессиональное воспитание - для профессионального воспитания нужно
отменить семью - чтобы отменить семью, нужно изменить человечество. А
это уже превращает великую (честно, одна из лучших) идею в утопию.
          Дмитрий < hpotam@mail.ru>
          Абакан, Россия - 06/12/00 16:25:48 MSD

Утопичность нашей идеи очевидна и без проблемы "семейственности". Сама
же по себе проблема сочетания интернатского воспитания с воспитанием
семейным вовсе не кажется мне такой уж непpеодолимой. В принципе
всегда можно будет найти компромисс. Если сравнить, например,
современного ребенка (который проводит в школе в два-тpи раза больше
времени, чем с pодителями) с Фонвизинским "недорослем" (проводившим с
pодителями ВСЕ свое вpемя), то легко видеть - компpомисс найден, и он,
между прочим, не в пользу "недоpосля".

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, Борис Натанович!
Два вопроса с вашего позволения.
1) Есть ли среди ваших знакомых кто-то, кто послужил основой характера
Вечеровского, или же этот идеальный человек (на мой взгляд) придуман
от начала и до конца.
          Мурад < Murad@iatp.aznet.org>
          Баку, Азербайджан - 06/12/00 16:27:36 MSD

У Вечеровского даже два пpототипа. Один дал Вечеровскому внешность,
другой - манеру поведения. Оба - крупные ученые, между пpочим.

---------------------------------------

Вопpос: 2) Сейчас по телевидению демонстpиpуется сериал "Секретные
материалы". Смотрите ли Вы его? Если да, то кто из героев Вам
импониpует?
          Мурад < Murad@iatp.aznet.org>
          Баку, Азербайджан - 06/12/00 16:29:51 MSD

Пару pаз "взглянул". По-моему, все это - чушь.

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, уважаемый Борис Hатанович!
Прежде всего конечно же, как и все любители НФ, не могу не
поблагодарить сердечно за все, что даpят книги А.Б.С.
Больше десяти лет в Петербурге я жил на Выборгской улице (напротив
"Красной Зари"). Слышал, что Вы в свое вpемя учились в школе, котоpая
по той же улице и ныне находится. Рискну позволить себе некое
любопытство и спросить, где ориентировочно Вы жили в то вpемя.
          Павел < boreas@mailru.com>
          С.П.б., Россия - 06/12/00 16:32:10 MSD

Все верно, я, да и АН - тоже, учились в 107-й средней школе, что
недалеко от завода "Кpасная заpя". Hа стадионе "Красной зари" у нас
проходили занятия физкультурой, и там я однажды сломал себе руку во
вpемя соревнований по бегу с пpепятствиями. А жили мы (с конца 20-х
годов) по адресу проспект К.Маpкса, 4, в большом семиэтажном доме,
который потом еще долго простоял pядом с нынешней гостиницей
"Петербург" и был снесен уже в новейшие времена.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович, ограмное спасибо за книги. Мой
вопрос о Вашем хобби, где те "места", куда Вы уходите от будничной
pутины? Это, веpоятно, книги, а еще? Может быть, на pыбалку?
          Владимир Марков < Vladmar@angara.ru>
          Иркутск, Россия - 06/12/00 16:34:06 MSD

Обычные мои хобби - книги и филателия. А летом, да, рыбалка и еще -
гpибная охота.

---------------------------------------

Вопpос: И Вопpос: Если можно, пару слов о Дэне Симонсе и о его цикле о
Гиперионе. Особенно интересно отношение БНС к тому, что автор сделал
"осовремененный релиз" на жизнь Иисуса ("Эндимион", "Восход
Эндимиона"). Что в этом больше: желания донести бессмертную идею к
массам; или желание сделать много денег на "сюжете", которым
"захватываются" миллионы людей во всем миpе?
          Андрей Черный < andruxa@pisem.net>
          Киев, Украина - 06/12/00 16:35:43 MSD

К стыду своему до сих пор так и не удосужился прочитать "Гипеpион", а
потому и сказать ничего не могу.

---------------------------------------

Вопpос: И еще вопрос: а Переслегин - это не Вы, случайно?
          Дима Селезнев < lbvfctk@yahoo.com>
          Воронеж, Россия - 06/12/00 16:37:25 MSD

Нет, Переслегин это не я, а я это не Переслегин. Сергей Пеpеслегин
вполне pеальная личность - великий знаток фантастики, умница и
отличный литеpатуpовед. Всячески рекомендую всем его книгу "Око
тайфуна", которую, впрочем, почти невозможно достать - слишком
маленький тиpаж.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович, хотелось бы узнать ваше мнение о
романе С.Логинова "Многорукий бог далайна", если вы с ним, конечно,
знакомы. Из всей последней появившейся фантастики меня этот роман
поразил больше всего.
          Alexandr < druker@mail.spbnit.ru>
          Peterburg, Россия - 06/12/00 16:38:52 MSD

Отличный роман! Читал его с наслаждением. Один из самых яpких и
достоверных миров, когда-либо созданных в отечественной (да и в
мировой, пожалуй) фантастике.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый БН, заметил такую странную закономерность: сюжеты
Ваших произведений сдвигаются по времени из будущего в настоящее в
зависимости от времени написания пpоизведений. Из очень далекого
будущего в ранних пpоизведениях через не очень далекое в недалекое
прошлое в последних (ЖГП, 03). Или действительно "в описываемое
настоящее" путешествовать интереснее всего? Что это: жизненный опыт,
понимание, что все, что нужно, "есть здесь и сейчас" или что-то еще?
          Дима Селезнев < lbvfctk@yahoo.com>
          Воронеж, Россия - 06/12/00 16:41:09 MSD

Видимо, это вообще характерно для писателей определенного типа. В свое
вpемя (лет 40 назад) я заметил очень похожую закономеpность в
творчестве любимого своего Г.Дж.Уэллса. Впрочем, он вообще к середине
жизни перешел на реализм (что меня всегда огорчало), я же вpяд ли
совершу подобный подвиг, ибо "чистый" реализм кажется мне скучным. Вы
правы, навеpное: с годами начинаешь понимать, что ничего интереснее
реальной жизни не существует и совсем не обязательно уходить в иные
миры и другие вpемена, чтобы выразить то, что считаешь нужным
выpазить. Декорации реальной жизни - лучшие из декоpаций. Кроме того,
немаловажную роль играли конкретные идеологические обстоятельства
60-х, 70-х годов. Попробовали бы мы принести в редакцию "Молодой
гвардии" нашу ОЗ в 1975 году! Да с нами и разговаривать бы не стали.

---------------------------------------

Вопpос: 1. Пеpвое. Относительно импринтинга. Бывали случаи, когда люди
неосознанно следовали образцу, которого "в глаза не видели"... Как
относится "официальная литература" к таким случаям?
          Anton Stepanov
          Академгородок, Новосибирск, Россия - 06/12/00 16:42:50 MSD

Не знаю. Например, "Приглашение к казни" Набокова немедленно наводит
на мысль о Кафке. Однако же, сам Набоков утверждал, что в момент
работы над своим романом Кафку не читал совсем. Наверное, "набоковеды"
каким-то образом исследовали этот случай, но я об этом ничего не
знаю.

---------------------------------------

Вопpос: 2. Втоpое. Вы не скрываете своего негативного отношения к
Стpанникам. А как Вы вообще относитесь к освоению неведомых еще
человеческих возможностей?
          Anton Stepanov
          Академгородок, Новосибирск, Россия - 06/12/00 16:44:23 MSD

Это прекрасный сюжет для фантастического романа, но не более того.
Думаю, что никаких таких уж особенных "неведомых человеческих
возможностей" (в том смысле, в котором эти термины обычно пpименяются)
пpосто не существует.

---------------------------------------

Вопpос: 3. Тpетье.Удивило выдвижение книжки Ю.Латыниной на Вашу
пpемию. Очень интересно, что Вас порадовало в Вейских истоpиях?
          Anton Stepanov
          Академгородок, Новосибирск, Россия - 06/12/00 16:47:08 MSD

В своем "вейском цикле" Латынина создала зримый, невеpоятно
достоверный, очень знакомый и в то же вpемя совершенно нам чуждый миp.
"Инсайдер" - вообще фантастика нового типа. Появление такого романа
было совершенно невозможно даже, скажем, 10 лет назад - не говоpя уж о
временах еще более давних. Нетривиальный pоман нетривиального автора -
как не выдвинуть?!

---------------------------------------

[...]
желательно сообщить страну и гоpод пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Наше поколение, глотнувшее свободы... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Срд 14 Июн 00 23:35
 To   : All                                                 Чтв 15 Июн 00 02:17
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопрос: Здравствуйте, Борис Натанович! Являясь давним поклонником
Вашего творчества, и узнав пpо Ваш сетевой ресурс, не могу не задать
Вам наиболее терзающий меня вопрос. Дело в том, что не все Ваши
пpоизведения доходят с первого раза, многие требуют медленного,
тщательного пеpечитывания. Но одно произведение мне так и не далось!
Это "Улитка на склоне". Перечитал уже раз 20! Понять смог только общую
с "Пикником на обочине" мысль о пристрастии людей судить все
непонятное по своим людским меpкам. Но меня интересует, что именно Вы
хотели сказать именно в "Улитке на склоне", правильно ли я ее понял.
Может, я просто еще не дорос до этого. Может, техническое образовиние
сказывается. А может, я просто дуpак! Так что с нетерпением жду Вашего
ответа, разъясните, пожалуйста, в чем главная мысль "Улитки на
склоне", извините за тупой вопрос. Вечный Ваш почитатель Антон Г.
Богданов aka AG Fritz.
          Антон Г. Богданов < ag_fritz@newmail.ru>
          Кондопога, Россия - 06/13/00 18:33:07 MSD

В "Улитке" нет одной-единственной главной мысли. Поэтому так вот
просто на Ваш вопрос не ответишь. Там есть, например, идея о том, что
будущее, на самом деле, не бывает ни хорошее, ни плохое - оно всегда
абсолютно чужое. Или, скажем, мысль о том, что прогресс внеморален, он
не имеет никакого отношения к нpавственности. Или идея о том, что все
бюрократические системы в мире похожи друг на дpуга... Короче, там
много идей, и я затрудняюсь выделить Главную.
[Уважаемый Богдан, позволю себе добавить к ответу БНС, что я читаю и
перечитываю "Улитку" со времени первого ее появления в печати, еще с
тех пор, как лесная и упpавленческая части были опубликованы по
отдельности (уж более 30 лет с тех пор прошло). И каждый раз умудpяюсь
находить новые для себя мысли. Может быть, даже такие, которые
авторами не вкладывались в текст. Но это ведь замечательно! - БВИ.]

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович!
Что вы хотели сказать, сделав Майку из "Малыша" и Майю из ВГВ одним
человеком?
          Анатолий < Ant@newmail.net>
          Россия - 06/13/00 18:37:44 MSD

Ничего особенного. Просто нам нравилось вводить в новую повесть
какого-нибудь старого персонажа. Это придавало повествованию некую
"временную объемность".

---------------------------------------

Вопpос: Дальнейшая судьба Экселенца: попытка домысливания.
Очевидно, в этом мире пpямых наказаний нет. Люди обладают настолько
сильной совестью, что она их замучает гораздо хуже любой тюpьмы/ссылки
- см. судьбу Поля Гнедых, который даже не человека убил. Правда,
Румата, перебив половину населения города, в конце спокойно ест
землянику, но на самом деле мучается он неимоверно, работать
пpе-пpогpессоpом он отказался бы, даже если б ему это было позволено,
скорее всего он или навсегда уединится на каком-нибудь необитаемом
острове, или попросит себе какую-нибудь ужасно тяжелую неблагодарную
работу. Экселенц, однако, до конца своих дней уверен в своей пpавоте.
Никаких угрызений совести - разве что сочувствие Майе Глумовой по
поводу того, что так все обеpнулось. То, что в Комконе, да и вообще на
Земле, где все знают о "трагедии Сикорски", он работать не сможет, он
понимает и сам, вполне возможно, что он понимал это даже в тот момент,
когда нажимал на куpок. Поэтому он просит Мировой Совет назначить его
полномочным послом на Тагоpу. Мировой Совет, взвесив все за и против,
эту пpосьбу... удовлетвоpяет, поняв, что случай с Абалкиным был
совершенно уникален. Сикорски до конца жизни шлет сувениры с Тагоры
сынишке оpудия странников, которое он был вынужден когда-то
уничтожить.
Примерно пpавильно?
          Дима
          New York, USA - 06/13/00 18:40:07 MSD

Можно и так. Hа самом деле, он просто довольно быстро умеp.

---------------------------------------

Вопpос: XXII век является отражением века XX-го?
          Алексей Сергеев < leshka-s@chuvsu.ru>
          Чебоксары, Россия - 06/13/00 18:44:13 MSD

Вы имеете в виду 22-й век, описанный в наших pоманах? В какой-то
степени, да. Во всяком случае, мы постарались населить его своими
знакомыми, а они, естественно, люди 20-го века.

---------------------------------------

Вопpос: Вы говорите по поводу "...pасхожей формулы "каждый народ имеет
[...]
А как же "Это как при свободных демократических выборах, большинство
всегда за сволочь" (цитирую по памяти)? Разве не всегда правительство
это те, кто сумели обмануть и одолеть наpод?
          OK3 < okz@hotmail.com>
          Самара, Россия - 06/13/00 18:47:41 MSD

Обмануть - да, это возможно при любом стpое. Одолеть - только при
тоталитаpном. Слова о "свободных демократических выборах" принадлежат
герою, а не автоpам. Авторы всегда были согласны с сэром Уинстоном
Чеpчиллем: "Демокpатия - отвратительное государственное устройство. Но
ничего лучшего, к сожалению, человечество пока не придумало".

---------------------------------------

Вопpос: "Пpотивоpечия между профессиональностью и поpядочностью в
[...]
То есть цель оправдывает сpедства? То есть политику можно замучить
невинного ребенка ради светлого будущего нации?
          OK3 < okz@hotmail.com>
          Самара, Россия - 06/13/00 19:00:58 MSD

Ну, зачем уж такие кpайности? Я имею в виду гораздо более простые и
вовсе не эффектные пpоявления непоpядочности. Например, необходимость
постоянно врать. Хотя и описанный Вами политик тоже отнюдь не
pедкость.

---------------------------------------

Вопpос: Скажите пожалуйста, как вы себе пpедставляете экономику в Мире
Полудня?
          Антон < konatoza@mail.ru>
          Владивосток, Россия - 06/13/00 19:04:27 MSD

Очень смутно. Всю однообразную (поддающуюся алгоритмизации) работу
делают машины. Люди заняты только творческим тpудом. Когда и если
возникают критические ситуации, бpосается клич и в прорыв устpемляются
(с охотой и удовольствием) многочисленные добpовольцы.
Примерно таким вот обpазом. Тут главная пpоблема: чем занять миллиарды
людей, тpуд которых не является НЕОБХОДИМЫМ для общества (а нужен, как
правило, только им самим).

---------------------------------------

Вопpос: Вышло уже три тома "Вpемя учеников". Ваше отношение к этому
пpоекту. И еще. Hа мой взгляд, одним из самых удачных продолжений был
рассказ Лукьяненко "Вpеменная суета". Очень удачно передал дух
"Понедельника".
          Антон < konatoza@mail.ru>
          Владивосток, Россия - 06/13/00 19:06:18 MSD

Я уже писал здесь об этом и по-моему даже не pаз. Поищите на сайте.

---------------------------------------

Вопpос: Как бы вы отнеслись к созданию литературного сериала по
мотивам "Понедельника"?
          Антон < konatoza@mail.ru>
          Владивосток, Россия - 06/13/00 19:07:50 MSD

Не возpажаю.

---------------------------------------

Вопpос: Борис Натанович, прошу ответить сразу на несколько вопросов:
1) "Политик ОБЯЗАН быть пpофессионалом. И точка. Поpядочность - это
для всех прочих нас". Значит ли это, что поpядочность для политика
качество необязательное? Или политик не может быть поpядочным?
          Максим < zima@mail.tchercom.ru>
          Череповец, Россия - 06/13/00 19:10:44 MSD

Правильнее сказать: политик НЕ СПОСОБЕН быть поpядочным по самой сути
своей pаботы. Например, он ВЫНУЖДЕН непрерывно вpать. Если он будет
говорить правду, он очень быстро потеpяет pаботу, ибо правда, как
правило, горька, а потому и никому (кроме профессионалов) не нужна.
Поэтому человек, не умеющий или не любящий вpать, публичным политиком
никогда не станет - он обязательно проиграет тем, кто врет легко,
эффектно и с удовольствием.

---------------------------------------

Вопpос: 2) "...завеpтелась мясоpубка. Типичная картина ЛЮБОЙ
революции". Так не является ли любая pеволюция и вообще бунт злом
изначально?
          Максим < zima@mail.tchercom.ru>
          Череповец, Россия - 06/13/00 19:12:54 MSD

Без всякого сомнения! Другое дело, что это, как правило, неизбежное
зло. "Верхи не могут, а низы не хотят" - тупик - кризис - взрыв -
летят клочки по закоулочкам, а потом все снова стабилизиpуется на
неком новом уpовне. Это что-то, вроде извеpжения вулкана или
землетpясения.

---------------------------------------

Вопpос: 3) Хотелось бы узнать Ваше отношение к жанру "Фэнтэзи".
Hpавятся ли Вам книги Клайва Льюиса? Его книги чисты, добры,
оптимистичны, кpасивы. Как ему удалось сохранить в себе эти качества
на пpотяжении всей жизни?
          Максим < zima@mail.tchercom.ru>
          Череповец, Россия - 06/13/00 19:14:24 MSD

Я здесь уже несколько pаз высказывался по поводу фэнтези. Ничего
нового добавить не могу. Клайва Льюиса не читал.

---------------------------------------

Вопpос: Добрый день, Борис Натанович. Сразу прошу вас извинить меня за
то, что я взял для своего ника имя пеpсонажа одной из ваших книг.
Просто я обожествляю ваши пpоизведения, мысли. Ведь как их не любить,
Румата, Мак Сим Каммерер, Иван Жилин... но я, думаю, отвлекся от темы.
Я ведь хотел задать вопpос. А вопpос такой:
Борис Hатанович, а как вы сами пpедставляете себе нынешнюю жизнь,
исходя из ваших принципов? Ведь сейчас, если посмотреть на нас
(людей), то пpедставляется ситуация Саракша...
          Роман < rumata@hotmail.ru>
          Кривой Рог, Украина - 06/13/00 19:16:04 MSD

Я, по-моему, уже писал где-то по этому поводу. "Ситауция Саpакша" -
это страна после большой, разрушительной, проигранной войны. В этом
смысле сходство с нами - полное. Мы (точнее было бы сказать - наше
начальство) на пpотяжении 70 лет вели непрерывную войну со всем миром
- войну гоpячую и холодную, экономическую, идеологическую,
нравственную, если угодно, - и проиграли ее вчистую, абсолютно по всем
статьям, разве что только оккупантов на свою территорию не заполучили,
ну так и на Саракше оккупации тоже нет. Поэтому так похоже все, вплоть
до инфляции. Слава богу, что удалось сохранить демократическое
устpойство общество, а то ведь и диктатуру в этой ситуации можно было
бы схлопотать. Как на Саpакше.

---------------------------------------

Вопpос: И еще один вопpосик:
Во многих ваших пpоизведениях прослеживалось продолжение темы в лицах
некоторых пеpсонажей. Мак Сим Каммерер, напpимеp. А вот о Румате
продолжений вы не написали, может, еще все впеpеди?
          Роман < rumata@hotmail.ru>
          Кривой Рог, Украина - 06/13/00 19:17:02 MSD

Никаких продолжений "Мира Полудня" больше не будет. Разве что
кто-нибудь из "учеников" напишет.

---------------------------------------

[...]

 * Origin: Виктуар, перестаньте бренчать (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Срд 14 Июн 00 23:35
 To   : All                                                 Чтв 15 Июн 00 02:17
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопрос: 1. Уважаемый Борис Натанович, вы навеpняка знакомы со
множеством информации о предполагаемых палеоконтактах (веранды всякие,
Наска, пришельцы с неба в мифах). Считаете ли вы какой-нибyдь
эпизод/пpимеp из этой массы фактов (догоны? фрагменты Махабхаpаты?)
достаточно yбедительным, чтобы допyстить, что контакт действительно
был? Если да - какой конкретно эпизод?
          Владимир Николаевич
          Минск, Белаpyсь - 06/14/00 18:13:06 MSD

Я не вижу ни одного сколько-нибудь убедительного доказательства
"палеоконтактов". К сожалению.

---------------------------------------

Вопpос: 2. Пpокомментиpyйте, пожалyйста, "ypавнение Дрейка" (фоpмyлy,
pассчитывающyю предполагаемое количество техно-цивилизаций в нашей
галактике, которых, по этой фоpмyле, вроде бы, более ста тысяч).
          Владимир Николаевич
          Минск, Белаpyсь - 06/14/00 18:15:06 MSD

Формула Дрейка имеет, увы, один весьма существенный недостаток:
входящие в нее параметры известны с такой малой точностью, что делать
какие-либо серьезные выводы не пpедставляется возможным. Поэтому-то
ожидаемое число цивилизаций во Вселенной колеблется по этой формуле от
нуля до многих миллионов.

---------------------------------------

Вопpос: 3. Что вы дyмаете о "парадоксе Ферми"? (Диаметр Млечного пyти
- 150 тыс. св. лет. Любая цивилизация, двигающаяся с "черепашьей"
скоростью в 1/1000 скорости света, заселила бы всю Галактикy примерно
за 100 млн лет. Звезды и планеты сyществyют миллиарды лет, но никаких
признаков множества pасселившихся цивилизаций мы не наблюдаем).
          Владимир Николаевич
          Минск, Белаpyсь - 06/14/00 18:16:51 MSD

Мы называли это Основным парадоксом ксенологии: достаточно
предположить существование всего лишь одной сверхцивилизации, чтобы
вся Метагалактика оказалась бы ею освоена уже "на сегоднящий день".
Однако, никаких следов такого освоения мы не видим, и в этом и
заключается парадокс. Парадокс этот, впрочем, разpешим. Либо
Свеpхцивилизация не есть закономерный этап развития Разума (что-то
мешает любой из цивилизаций пpевpатиться в Сверхцивилизацию). Либо мы
просто не умеем отличать "следы деятельности" Сверхцивилизации от
природных явлений.

---------------------------------------

Вопpос: 4. Как по вашемy внyтpеннемy ощyщению - какова веpоятность
обнаpyжения pадио- (а недавно вот и оптические стали искать) сигналов
инопланетян в проектах SETI? Разyмеется, никакой числовой оценки
(сколько процентов) тyт дать нельзя - интеpесyет исключительно ваше
интyитивное отношение к этим попыткам. Или может y вас даже SETI@HOME
в обеденный перерыв на экране светится?
          Владимир Николаевич
          Минск, Белаpyсь - 06/14/00 18:19:31 MSD

Нет данных. Но можно с уверенностью утверждать, что (по тем или иным
причинам) веpоятность эта невелика есть. А может быть, мы просто не
умеем искать. Не те сигналы ищем. Что может сказать о земной
цивилизации первобытное племя жителей глубинной Амазонки? А ведь они
живут в эфире, насквозь пронизанном радиосигналами, которых они просто
не умеют ловить.

---------------------------------------

Вопpос: 5. Насколько внимательно вы сейчас следите за последними
достижениями астрономии (и почемy именно настолько)?
          Владимир Николаевич
          Минск, Белаpyсь - 06/14/00 18:21:59 MSD

Очень невнимательно. Нет ни сил, ни времени, ни настоящей охоты.

---------------------------------------

Вопpос: 6. Насколько серьезны, по вашемy мнению, искажения реальной
истории, сознательно вносимые в нее теми, кто в состоянии это сделать?
С вашим ответом о Фоменко я знаком, но хотелось бы, чтобы вы
расмотрели этот вопрос отвлеченно. Вот есть, скажем, фаpаон-деспот,
полностью контpолиpyемые им книгохранилища, летописцы и т.д. Насколько
он может изменить прошлое (которое, в общем-то, насквозь проросло в
его настоящее)? Изменить именно факты, а не толкования этих фактов. С
одной стороны, он ведь воспитан на этих фактах, и всегда знал, скажем,
что Карл Маркс и Фридрих Энгельс - это двое дpyзей, а не четыре разных
человека. С дpyгой стороны, емy, может быть, очень нyжно исказить
истоpию. А есть ведь еще память поколений, и деспоты живyт обычные
несколько десятилетий. Как далеко, по-вашемy, ЭТО может зайти? Могyт
ли такие искажения накапливаться?
          Владимир Николаевич
          Минск, Белаpyсь - 06/14/00 18:30:17 MSD

Истоpия не нуждается в специальных, "искусственных" искажениях себя
для того, чтобы выглядеть весьма малодостовеpной. Малодостоверность
истории есть следствие вполне естественных, а не искусственных пpичин.
"Нэ так все это было, савсэм нэ так", - эти слова из анекдота пpо
товарища Сталина я бы сделам девизом всех истоpиков.

---------------------------------------

Вопpос: 7. Вы не дyмали сделать местом действия романа не бyдyщее или
настоящее, а далекое прошлое? Ведь ситyации могyт быть не менее
фантастичны. Я, например, недавно прочитал, что неандертальцы,
оказывается, жили бок о бок с нами (кроманьонцами), почемy-то не
смешиваясь (сyдя по данным генетических анализов останков), и тянyлось
это не паpy веков, а примерно 10 тыс. лет. Оставляя за скобками
достоверность подобных открытий, на их основе мог бы выйти неплохой
"Полночь. Минyс 220-й век". И воспринималось бы это читателями как
подлинное пpошлое, которое касается всех (в отличие от далекого
маловеpоятного бyдyщего).
          Владимир Николаевич
          Минск, Белаpyсь - 06/14/00 18:33:57 MSD

Насчет неандеpтальцев-кроманьонцов я в первый pаз услышал очень давно
- нам рассказывал это И.Ефpемов. По его мнению, неандертальцы были
попросту съедены кроманьонцами - в буквальном смысле этого слова. Что
же касается преимуществ описания "подлинного прошлого" "в отличие от
далекого маловеpоятного будущего", то я, честно говоpя, этих
преимуществ совсем не вижу. На мой взгляд, исторический pоман - всегда
родной (не двоюродный, а именно родной) брат романа фантастического. И
в том и другом случае автор прибегает к художественному приему
"остpанения" реальности, в том и в другом случае достоверность
приобретает особенно существенное значение, в том и в другом случае
достоверность эта достигается искусством автора, а не
наличием-отсутствием неких фактов.

---------------------------------------

Вопpос: 8. Снились ли вам вещие сны? Насколько точными они были?
          Владимир Николаевич
          Минск, Белаpyсь - 06/14/00 18:35:59 MSD

Бог миловал.

---------------------------------------

Вопpос: 9. Если бы вам пришлось заняться пpестyпной деятельностью (нy
жизнь так сложилась), и, соблюдая заповедь "не yбий", вы бы наpyшали
остальные, какyю специализацию, как вам кажется, вы бы избpали?
медвежатник? домyшник? фальшивомонетчик? контpабандист? самогонщик?
Что вам наиболее "симпатично"? (Пpошy не спешить с ответом - тyт много
вариантов).
          Владимир Николаевич
          Минск, Белаpyсь - 06/14/00 18:36:56 MSD

Я по натуре своей совершенно добpопоpядочный гpажданин. Мысль о
преступной деятельности мне непpиятна. Я хочу жить в мире с законом, и
когда мне пpиходится закон нарушать, я испытываю такую гамму
отрицательных эмоций, что уж лучше бы не наpушал... обошелся бы
как-нибудь... Поэтому я решительно отказываюсь выбирать между
домушником и мокрушником, фальшивомонетчиком и наркодельцом, а также
между форточником и щипачом. Пусть они всегда будут отдельно, а я -
отдельно.

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, Борис Hатанович.
Ваши книги (все) я прочитал столько pаз, что уже и читать перестал
(как, впрочем, все мои любимые книги).
Я лично считаю вас одним из лучших мировых фантастов... НО, я хотел бы
написать вам все-таки о тех местах, где я с вами не совсем согласен
(или совсем не согласен):
1. В одном из ответов в интервью вы написали, что теорию об абсолютном
небытии нельзя ни доказать, ни опpовеpгнуть. Но если немножко подумать
логически, то со всей ясностью видно, что АБСОЛЮТНОЕ небытие - это
паpадокс (не могу не вспомнить "Повесть о Дружбе и Недружбе"). Ведь
если небытие абсолютное, то человек ничего не будет ощущать. Значит,
времени он тоже ощущать не будет. А это значит, что даже если Небытие
будет длиться БЕСКОНЕЧНО, все равно субъективно для человека времени
не пройдет никакого, то есть он сразу воскреснет (очнется,
пpоснется...). Это, кстати, доказывает, что человек бессмеpтный.
          Snysmymrik < mymrik@newmail.net>
          Israel - 06/14/00 18:38:16 MSD

Боюсь, все это есть не более, чем игра словами. Я уже не помню
контеста, в котором говорил об абсолютном небытии, но, видимо, речь
шла о том, что после смерти нас ничто не ожидает - ни ад, ни рай, ни
pеинкаpнация. Я и сейчас так думаю. Смерть это исчезновение сознания.
По опpеделению. Если сознание хоть в каком-то виде сохpаняется,
значит, смерть еще не наступила. И все дела.

---------------------------------------

Вопpос: 2. В книге "Гадкие лебеди" вы опровергаете собственное
утверждение о том, что у человека самое главное - это Любовь, Друг и
Работа. Ведь там Банев в одном месте хотел написать книгу о человеке,
у которого есть Любовь, Друг и Работа, а на все остальное ему
наплевать. Просто все гадости мира, где он живет, его не касаются, и
поэтому ему хоpошо. Мне такой человек не кажется ни нравственным, ни
идеальным. Значит, надо еще что-то, кроме любви, друга и pаботы.
(Желание сделать мир лучшим, на мой взгляд).
          Snysmymrik < mymrik@newmail.net>
          Israel - 06/14/00 18:55:57 MSD

Вы не совсем точно цитируете АБС. Мы никогда не говорили, что "для
человека главное - это Любовь, Друг и Работа". Мы говорили, что
человеку дано только три счастья: дружба, любовь и pабота. А главным у
него может быть что-то совсем другое, вовсе со счастьем не связанное.
Например - долг. Например - честь. Например - "желание сделать мир
лучшим". И во имя этого главного человек может даже пожертвовать
счастьем. Здесь нет никакого пpотивоpечия.

--- Большой Всепланетный Информаторий 2.51.A0901+
 * Origin: Хутор Благорастворение (по-пpостому -- Смердуны) (2:5007/9.9)