 Msg  : 34 из 1138                          Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Вск 18 Июн 00 02:17
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Дискуссия о романе "Отягощенные злом" (1988)   [2/2]
    Из фонограммы:

    С. СОЛОПОВ: Речь идет о том, что Демиург, творец материи, отягощенной злом,
видимо, пытаясь исправить эту отягощенность, избавить эту материю от зла, ищет,
по его собственному заявлению, Человека. В конце романа появляется учитель - Г.
А. Носов - под восклицание "Esse homo!" - "Вот человек!". Тема сочинения,
которое пишет автор дневника, - "Учитель будущего". Параллелизм ситуации,
возникающей одинаково в "библейской" и "реальной" линиях, - полнейшая
растерянность учеников, которые не знают, что делать.
    В. КАЗАКОВ: Причем, и там, и там Учитель практически добровольно идет на
крест, по сути дела. А ученики, хотя и не понимают Учителя, тем не менее
возводят его учение в догму.
    С. СОЛОПОВ: Для Стругацких наиболее важным остается нравственный выбор
личности в какой-то сложной, может быть, очень неоднозначной ситуации. И в
"реальной", и в "фантастической" линиях есть личности, и там, и там есть сходные
ситуации, связанные с необходимостью улучшения общества, ситуации, в которых
человек должен себя проявить. Помните, там цитата на английском, о том, что
действительно творческий человек, действительно творческая личность хочет
оставить мир после себя более совершенным. Для меня остается наиболее важным
это: личность, которая желает мир сделать чуть более совершенным, чем он его
застал или даже сотворил (если это привязывать конкретно к тексту) и которая
находится в ситуации, требующей нравственного выбора: как быть? Тем более, что
все это мы, конечно, привязываем к конкретной ситуации - современной, в которой
мы все варимся.
    Р. АРБИТМАH: Мне кажется, что одна из линий романа - это противоречия между
неким учением или некой истиной и се интерпретацией. Обратите внимание: вокруг
каждого из трех героев есть ученики (условно говоря)- 6удь то Демиург, вокруг
которого обитают совершенно дикие претворители в жизнь его непонятных, кстати
говоря, идей; будь то Иоанн Богослов, будь то Носов со своими учениками. Они
образуют несколько зеркал, которые друг в друге отражаются.
    Педагогика у Стругацких имеет, я думаю, функциональное значение. Ташлинский
лицей - школа, где готовят будущих учителей, - это в малых масштабах,
эксперимент на тему: как переделать человечество.
    А. ЭHТЕЛИС: Эксперимент, который был благополучно прекращен...
    С. СОЛОПОВ: Даже без всяких помех он и внутри себя давал сбои...
    Р. АРБИТМАH: Для произведений Стругацких последних лет вообще характерна
идея: как переделать человека, как сделать его лучше "подручными средствами".
Когда нет никакой материальной базы, никаких материальных изменений в обществе,
которые могли бы стать толчком. Словом, никакого базиса, одна надстройка. И
страстное желание изменить общество к лучшему. И, как в других вещах,
благородные одиночки пытаются выстроить маленькие островки будущего. Кстати,
понятие островка здесь реализуется почти буквально. Вспомните осажденный лицей.
    В. КАЗАКОВ: И соотнесите это с лепрозорием из "Времени дождя".
    С. СОЛОПОВ: Я хочу вам напомнить еще одну цитату (или псевдоцитату) на
английском языке. Помните: "Мы обязаны изыскать способ... превращать
безразличных и ленивых молодых людей в искренне заинтересованных и
любознательных - даже с помощью химических стимуляторов, если не найдется
лучшего способа".
    С. СЕРГИЕВСКИЙ: А не кажется ли вам, что Стругацкие в этом романе говорят
нам: многие беды человеческие происходят от того, что то одна, то другая часть
человечества усиленно старается улучшить ближних своих - не спрашивая на то их
согласия. Очень старается, использует для этого всякие способы, включая газеты,
дубинки, химические стимуляторы, нейтронные бомбы и прочее...
    Р. АРБИТМАH: Хорошо! Ну, а как же быть, ежели ближний твой, ну, никак не
соответствует?..
    С. СЕРГИЕВСКИЙ: Я говорю о том, что нельзя навязывать человеку свои
представления - о правде, красоте, чести. Нужно самому не изменять своим
представлениям, самому стремиться к совершенству. Захочет ли ближний принять мою
точку зрения - это его право.
    В. КАЗАКОВ: К тому же надо быть уверенным, что именно тебе следует улучшать
ближнего, а не ближнему - тебя, что он хуже тебя.
    Р. АРБИТМАH: Но ведь в жизни это чаще всего процесс взаимный. Если бы мы
могли четко поделить мир на "улучшающих" и "улучшаемых", это был бы совершенно
идеальный утопический вариант. Но как найти критерии?
    И все же: то, чем занимается герой романа Носов - это, значит, исторически
бесперспективно?
    С. СОЛОПОВ: Там идет речь о том, что если ты заставишь хотя бы десять
человек задуматься, это уже результат...
    А. ЭHТЕЛИС: Критериев нет. Потому что критерии могут быть только личные,
субъективные.
    Д. ВАHЮКОВ: Человеку надо дать все условия для самосовершенствования, вот и
все.
    С. СОЛОЛОВ: Но если я предлагаю какие-то методы улучшения, вовсе не
навязывая их, не делая чем-то обязательным, то что в этом плохого?
    Р. АРБИТМАH: Вот в чем дело: главное начать, а уж потом эскалация пойдет
сама собой.
    А. ЭHТЕЛИС: Ради "их же блага"...

    КНИГА названа авторами: "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя". Действие
ее происходит, как указано в тексте, в 2033 году. Сорок лет спустя 1993 года.
Что знаменательного произошло в этом мире, в описанном Стругацкими обществе в
1993 году? В чем искать надежду людям, этой "отягощенной злом материи"? Ждать,
когда Демиург найдет среди этой материи Человека?
    В повести много планов, много мифов, загадок, намеков, шифров.
Евангелическая линия может служить ключом к реалистической линии. Фамилия Игоря
Мытарина - последовательного ученика Г. А. Носова - может быть намеком на
профессию (мытарь - сборщик налогов в древней Иудее) Левия - единственного, кто
преданно пошел за Учителем, и которого Христос нарек Матфеем.
    Ключом к пониманию многих мыслей авторов  может служить выбранный ими
эпиграф: "Из десяти девять не знают отличие тьмы от света, истины от лжи, чести
от бесчестья, свободы от рабства. Такоже не знают и пользы своей".
    Вопросов остается много. Может быть, после обсуждения их стало даже больше.

    Из фонограммы:

    Р. АРБИТМАH: Мне показалось, что Стругацкие предвидели исход дискуссии об
этой своей вещи - как ее будут оценивать, рассматривать. Предвидели, написав о
том, как можно воспринимать Откровение Иоанна Богослова - или как притчу, или
как памфлет, или даже как план...
    Вся прелесть "Отягощенных злом" в том, на мой взгляд, и состоит, что ее
можно воспринимать очень неоднозначно.
    А. ЭHТЕЛИС: Но, может быть, не стоит искать в произведении смысла который
авторы не вкладывали в него?
    Р. АРБИТМАH: Ну, почему же? Давайте рассматривать "Отягощенных злом" как
некое указание, как учебник жизни. Представьте себе, что Стругацкие написали для
нас некую модель поведения: что нам делать. С некоей поправкой на жанр, конечно.
    С. СОЛОПОВ: Но ведь это модель какая-то очень непрактичная, поскольку все
конкретные модели поведения, которые там предлагаются, заводят в тупики.
    А. ЭHТЕЛИС: Они заводят в тупики, но это тупики с точки зрения нашего
сознания, нашей логики.
    С. СОЛОПОВ: Ну да! Мы в 16-мерном пространстве одновременно не пребываем,
поэтому нам трудно...

    "...ИЛИ СОРОК ЛЕТ СПУСТЯ". Так что же произойдет (может произойти] в
обществе, описанном Стругацкими (нашем обществе) через пять лет, в 1993-м? Ах,
как интересно и как полезно было бы заглянуть на пять лет вперед, с очень
ближним прицелом. Как мы будем жить пять, и двадцать, и сорок лет спустя? Какими
мы будем? Не о том речь, чтобы за считанные годы переделать человека. Да,
наверно, и не это имеют в виду писатели. Переделывать человека будет время. Все,
что мы можем, - попытаться найти в себе Человека.
    Перемещения и реконструкции, обновления и реставрации будут шагами вперед в
одном только случае: если они будут освобождать из тисков заученных формул, из
клещей страха, из цепей жадности, жестокости и глупости ту "особую
нематериальную субстанцию" как выражается один из приспешников Демиурга Агасфер
Лукич, - свободную душу Человека.

                C уважением, Yuri

... Фантастика - это хорошо
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 35 из 1138                          Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Вск 18 Июн 00 02:17
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Ю. Шмаков "Когда остановились жернова..." (1988)
    Шмаков Ю. Когда остановились жернова...

    (Молодой дальневосточник.- 1988.- 3 сент.- С. 8.).

    "А-а, фантастика, - слышу знакомый голос. - Сказочки для взрослых. Впрочем,
Жюль Верн предсказал подводную лодку, Алексей Толстой - лазер, а Ефремов -
голографию. Хоть какая-то польза..."
    Впрочем, отвечу я, Оруэлл в "Скотном дворе" показал, в какой тупик может
зайти революция, если ее лидеры исповедуют принцип "У нас все равны, но
некоторые более равны", - и как жаль, что роман, написанный в сороковые годы,
дошел до нас только сейчас...
    Впрочем, добавлю я, братья Стругацкие своевременно предупредили нас о
возможном возрождении сталинизма (пусть, как сейчас говорят, в виде фарса, но
дорого нам обошелся этот фарс!), а также смоделировали варианты жизни в "эпоху
застоя" - когда застоя, собственно, еще и не было.
    Вспомним финал "Сказки о тройке", впервые опубликованной в журнале "Ангара"
в 1968 году. Идет очередное заседание тройки, дымит "Герцеговиной Флор" Лавр
Федотович Вунюков, и Саша Привалов - один из тех героев Стругацких, кому "было
интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело,
чем глушить себя водкою, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и
заниматься флиртом разных степеней легкости", чьим девизом было - "Понедельник
начинается в субботу..." - так вот этот самый Саша Привалов вдруг почувствовал,
что погружается в "зыбучую трясину духовной энтропии", "И ладно, - думает он. -
И пусть. И так люди живут... Что, собственно, человеку нужно? Тайны какие-нибудь
загадочные? Не нужны они мне. Знания? Зачем знания при таком окладе денежного
содержания? У Лавра Федотовича даже и преимущества есть. Он и сам не думает, и
другим не дает... И карьеру под ним хорошо сделать... Раз господь начальству ума
не дал, то надо ему хотя бы авторитет обеспечить. Ты ему авторитет, а он тебе
все остальное".
    И хотя этот морок прерывают руководители "НИИЧАВО" и изгоняют Тройку, Лавр
Федотович, прежде чем удалиться, сообщил: "Есть мнение, что мы еще встретимся в
другое время и в другом месте".
    И - "мы действительно встретились с Лавром Федотовичсм совсем в другое время
и в другом месте. Это, впрочем, совсем другая история".
    "Другая история" тянулась почти двадцать лет. "Почему ЭТО произошло?" -
спрашиваем мы себя. "Почему ВЫ это допустили?" - спрашивают наши дети. Потому
что живучи оказались лавры федотовичи, легко отвечаем мы. Потому что живуч
оказался конформизм в нас самих - ставят беспощадный социальный диагноз
Стругацкие.
    Видели же мы, не могли не видеть, как уходят в песок решения XX съезда
партии и экономические реформы, как оголтело травят Твардовского и
"новомировцев" воинствующие бездарности, как увеличиваются размеры и количество
сановных портретов... Но - "и ладно, и пусть, и так люди живут"? "И вообще, -
размышляет здравомыслящий Аполлон из "Второго нашествия марсиан" (1967 г.). - вы
говорите о конце культуры и цивилизации, но это уж вовсе неправда! Непонятно
даже, что вы имеете в виду. Газеты выходят ежедневно, выпускаются новые книги,
сочиняются новые телеспектакли, работает промышленность..." "И вообще, - слышим
мы голос дона Сэра в "Трудно быть богом" (1954 г. [1964 - YZ]), - не вижу,
почему бы даже благородному, дону не принять пару розг от имени его
преосвященства!"
    Однако отнюдь не все благородные доны почитали за счастье подставлять
определенные части тела под "пару розг от имени его преосвященства". "Нет, это
не для меня, - думает Кандид в "Улитке на склоне" (1966 г.). - Плевать мне на
то, что Колченог - это камешек в жерновах их прогресса. Я сделаю все, чтобы на
этом камне жернова затормозили".
    Братья Стругацкие слали все, чтобы затормозить жернова, чтобы сохранить в
сознании своих читателей светлые  коммунистические идеалы "Полдня. XX век",
чтобы уберечь их от "хищных вещей века" и бессмысленных директив бессмысленного
Управления, блестяще показанного в "Улитке".
    Трудно быть благородным доном - так же трудно, как "быть богом". И хотя
"газеты выходили ежедневно, выпускались новые книги, сочинялись новые
телеспектакли", перед Стругацкими (да разве только перед ними!) ставились не
видимые миру заслоны и барьеры. Жесткой критике подверглось "Второе нашествие
марсиан" в "Журналисте" и "Огоньке". Главное обвинение - писатели злонамеренно
искажают нашу прекрасную действительность. Применены санкции к редакциям
"Ангары" и "Байкала", опубликовавших "Сказку о тройке" и "Улитку", а сами эти
повести так и остались в журнальных вариантах, ныне дублированных "Сменой".
Жесткая и грустная повесть "Гадкие лебеди", написанная в 60-х годах, увидела
свет лишь в 1987 году - в журнале "Даугава" под новым названием "Время дождя".
Вот вам и "выпускаются новые книги". Сочинялись, конечно, и "новые
телеспектакли", в том числе фантастические, и фильмы про полеты в космос
снимались, что же касается Стругацких, то - до сих пор тянется "другая история"
со съемками "Трудно быть богом", а о случившейся в 1978 году истории со
"Сталкером" А. H. Стругацкий рассказал недавно в "Огоньке" (  29, 1987): "Беда
грянула с совершенно неожиданной стороны. При обработке отснятой пленки
проявочная машина дала сбой, и пленка сильно пострадала... У Андрея погибла
половина отпущенной ему пленки и безвозвратно сгинули две трети отпущенных на
фильм денег. В Госкино... ему дали понять, что готовы все потери щедрой рукой
списать по параграфу о творческой неудаче, если, конечно, он плюнет на фильм и
займется чем-нибудь другим".
    Что ж - и эта трагическая ситуация была спрогнозирована Стругацкими - в
повести "За миллиард лет до конца света" (1976). Вот ее сюжет: несколько ученых,
занимающихся разными научными изысканиями, вдруг испытывают давление некой
могучей силы. Каждый из героев стоит перед проблемой выбора: либо сдаться (и
тогда, как из рога изобилия, польются не его голову всевозможные "блага"), либо
- противостоять, рискуя потерять все. Стругацкие не были бы Стругацкими, если бы
попытались приукрасить жизнь, выдать желаемое за действительное. Увы - один за
другим пасуют герои повести. Но - остается верен своему долгу - как он его
понимает - Вечеровский. И остались верны своему гражданскому долгу братья
Стругацкие, за десять дней после трагедии с пленкой написавшие новый сценарий, и
Андрей Тарковский, снявший по этому сценарию "Сталкера", - несмотря ни на что!
    ...В 1973 году Аркадий Натанович Стругацкий был гостем "Молодого
дальневосточника". Помню долгий - за полночь - разговор в редакции, разговор
прямой и честный, наши "больные" вопросы и слова Аркадия Hатановича; "Hе ждите
от меня ответов, ищите их сами. Думайте, ребятушки!" В интервью с писателем,
опубликованном тогда в "Молодом дальневосточнике", я говорил о том, что книги
братьев Стругацких являются своеобразными учебниками жизни. Сегодня добавляю,
что сама жизнь и судьба Стругацких - весьма поучительный урок гражданского и
писательского мужества.
    Так что судьба у них, можно сказать, счастливая - а никакая не "хромая", и
порукой тому - разномастные "собрания сочинений" из рассыпающихся от
непрерывного "хождения по рукам" книг и любовно переплетенных журнальных
страниц, хранящихся на полках любителей фантастики, искреннее уважение читателей
и - оценка Мастера, после которой герой "Хромой судьбы" Феликс Сорокин "был
возмутительно, непристойно и неумело счастлив, хотя и сам толком не знал,
почему, собственно".
Но мы-то знаем.

Ю. ШМАКОВ.

                C уважением, Yuri

... Чебурашкообразные эвоки. StarWars?
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Птн 16 Июн 00 20:53
 To   : Oleg Bakiev                                         Вск 18 Июн 00 02:49
 Subj : Диплом-5
Пpиветствyю, Oleg!

RU.LUDENY, Thu Jun 15 2000, Oleg Bakiev => Vladimir Borisov:

 OB> Я-то может и понял... Но группа искоренения должна что? Правильно,
 OB> искоренять. Иначе так и будет одно сплошное дрыгоножество и рукомашество.

" -- Вы слишком любите штурмы, -- сказал Горбовский мягко. -- Знаете, это штурм
унд дранг, как сказал бы директор Бадеp.
  -- Штурм и натиск, -- важно перевел Бадеp." (с)

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Птн 16 Июн 00 21:34
 To   : Alla Kuznetsova                                     Вск 18 Июн 00 02:49
 Subj : Диплом-10
Пpиветствyю, Alla!

RU.LUDENY, Thu Jun 15 2000, Alla Kuznetsova => Oleg Bakiev:

 AK> Кстати, сразу видно, кто диплом читает, а кто сразу жмет Del-Enter пpи
 AK> виде сабжа Диплом...

Я признаюсь сpазу: не читаю, жду завеpшения, чтобы целиком пpочесть.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Суб 17 Июн 00 00:04
 To   : Vladimir Borisov                                    Вск 18 Июн 00 07:34
 Subj : Диплом-5

Fri Jun 16 2000 20:10, Vladimir Borisov wrote to Oleg Bakiev:

 VB> А с каких это пор Вы из ОТО в Группу искоpенения сбежали?

ОТО есть Группа Искоренения сама в себе! Была... "Иных уж нет, а те - далече."
(c)Лукьяненко, кажется. Hет?

 VB> Можно. Сегодня все можно.

Спасибо, я уже. Кстати, Вы не хотите ль бляманже?

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Суб 17 Июн 00 00:10
 To   : Vladimir Borisov                                    Вск 18 Июн 00 07:34
 Subj : "Повесть о принце Гэндзи"

Fri Jun 16 2000 20:16, Vladimir Borisov wrote to Oleg Bakiev:

 VB> А вот это для меня тоже загадка. Может, он просто зубом цыкает?

Не цыкает! Зубов нет. (вариант - у него зуб со свистом)

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 16 Июн 00 05:42
 To   : Alexey Shaposhnikov                                 Вск 18 Июн 00 11:55
 Subj : С.Лукьяненко и Стругацкие
Здравствуйте, Alexey!

Вы, Alexey Shaposhnikov, как-то писали, что...

 AS>  Дилогия "Звёзды - холодные игрушки"/"Звёздная тень".

Спасибо.

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Без Alexey жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Вепрям и рыбам счастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 16 Июн 00 05:42
 To   : Alex Mustakis                                       Вск 18 Июн 00 11:55
 Subj : Опять пусто...
Здравия желаю, товарищ Mustakis!

Сижу я как-то, никого не трогаю, и вдруг в компьютер влетает послание от Alex
Mustakis к Alla Kuznetsova...

 AM> Да!

Ладно. Закончу постить диплом - начну постить пеpевод.

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Hеблагоприятно браться за оружие (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 16 Июн 00 05:45
 To   : Andrew Kozelko                                      Вск 18 Июн 00 11:55
 Subj : Диплом-13
Товарищ Kozelko, разрешите обратиться!?

Сижу я как-то, никого не трогаю, и вдруг в компьютер влетает послание от Andrew
Kozelko к Alla Kuznetsova...

 AK> Небольшой отрывок был напечатан в сентябpьском, кажется, номеpе
 AK> "Знание-сила" за 1987 год.

Спасибо...
Это в 12 номеpе.

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Благоприятно возведение князей (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 16 Июн 00 05:47
 To   : Vladimir Borisov                                    Вск 18 Июн 00 11:55
 Subj : Опять пусто...
Пpивeт тeбe, Vladimir!

Увидeла я кaк-тo пиcьмeцo oт Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova и задумалась:

 VB> Конечно. Тем более, что текст там, пpямо скажем, интересен именно
 VB> воспpиятием Стpугацких американцами, которые (как и автор, подозреваю)
 VB> в оригинале АБс не читали...

Будет. (Модератор сказал: надо, подписчик ответил: есть!)

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Объятый жалостью жасмин (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 16 Июн 00 05:48
 To   : Vladimir Borisov                                    Вск 18 Июн 00 11:55
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.
I'm very glad to see You, dear Vladimir!

И вoт, в cвoeм пиcьмe к Alla Kuznetsova кoe-ктo (a имeннo Vladimir Borisov)
пишeт:

 VB> А какова у Вас оценка стаpости? Три дня, что ли?

Прошлый месяц.

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода
 * Origin: Крайность - к несчастью (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 16 Июн 00 05:49
 To   : All                                                 Вск 18 Июн 00 11:55
 Subj : Диплом-15
I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется dip15.asc --------
      Повесть  "Дьявол среди людей": написана  А.Стругацким
 в  1990-1991 гг.157 под псевдонимом С.Ярославцев.  Впервые
 опубликована  в  1993 г. - в сборнике С.Ярославцева158.  В
 аспекте  проблематики  она отчасти дополняет  повесть  "За
 миллиард   лет   до   конца  света":  волею   таинственных
 обстоятельств  Ким  Волошин,  бывший  детдомовец,   бывший
 аспирант,  диссидент, провинциальный журналист, переживший
 смерть  родителей,  жены, чернобыльскую катастрофу,  вдруг
 обретает  способность карать смертью  или  болезнью  всех,
 кто  пытается  причинить зло ему или его близким.  Тяжесть
 кары   определяется  лишь  степенью  опасности,   грозящей
 Волошину  и  его  близким,  причем  возмездие  приходит  к
 злоумышленникам независимо от желания Волошина,  он  может
 даже  и не знать об этом. Создается впечатление, что некая
 высшая  сила  или  своего  рода  закон  природы  оберегает
 Волошина  и  карает его врагов. "В моем лице, - размышляет
 Ким  Волошин, - создался невиданный юридический прецедент"
 -   кара   опережает  доказательство  вины   и   приговор:
 "Доказательством  вины является моя  кара".  Впрочем,  сам
 Ким  Волошин  так и не находит ответа на вопрос,  является
 ли эта защита неведомых сил даром или проклятием.
      Роман  "Поиск  предназначения, или  Двадцать  седьмая
 теорема   этики"  написан  Б.Стругацким  под   псевдонимом
 С.Витицкий  в 1992-1994 гг.159 Впервые печатался  журналом
 "Звезда": первая часть - в октябрьском номере за 1994  г.,
 вторая - в мартовском за 1995 г. Отдельным изданием  вышел
 в1995 г.160
      Сюжетно  он во многом повторяет повести "За  миллиард
 лет  до конца света" и "Дьявол среди людей". Главный герой
      - подобно Киму Волошину - находится под охраной неких
 таинственных  сил, немедленно карающих смертью  всех,  кто
 могут  стать причиной его гибели. Силы эти не позволяют  и
 самому  герою совершить то, что угрожает его  жизни.  Кара
 настигает  и  всех,  от  кого исходит  смертельная  угроза
 людям,  которые могут спасти жизнь главного героя.  Однако
 все  это  вообще не зависит от его воли, от  осознания  им
 опасности. Сам он всю жизнь - с 1940-х и до 2010-х гг.   -
 пытается   выяснить,  чем  обусловлена  столь   загадочная
 защита, пока, наконец, не приходит к выводу: есть  у  него
 некое  высшее  предназначение. В "постперестроечные"  годы
 герой  становится политическим лидером, вполне вероятна  и
 его  победа  на президентских выборах, но он  делает  свой
 выбор  и  -  погибает,  так же, как ранее  погибали  люди,
 угрожавшие его благополучию.
      Стоит   подчеркнуть:  творчество   С.Витицкого,   как
 С.Ярославцева    определяется    контекстом     творчества
 Стругацких,  что  и  подтверждается  на  уровне  мотивного
 анализа  -  повторение  сюжетообразующих  мотивов  "кольца
 времени",  "защиты равновесия" или, скажем так, "человека,
 которого  опасно  обижать",  что  особенно  наглядно   при
 сопоставлении  сюжетов  повести  "Дьявол  среди  людей"  и
 романа   "Поиск   предназначения,  или  Двадцать   седьмая
 теорема этики".
      Приблизительно  к  середине 1960-х  гг.  относится  и
 начало    критической   деятельности    Стругацких.    Они
 последовательно  доказывают, что  фантастике  должны  быть
 применяемы  те же критерии оценок, что и к так  называемой
 "большой  литературе",  поскольку  "фантастическое"  -  не
 столько   цель,  сколько  средство.  К.Рублев,   например,
 отмечает,  что  как  раз  во второй  половине  1960-х  гг.
 Стругацкие   "решительно  обратились  к   общелитературной
 проблематике,  в  первую  очередь  к  проблеме  морального
 выбора,  которая будет пронизывать все без  исключения  их
 произведения"161.
      Сами  Стругацкие позже утверждали: "Мы принадлежим  к
 тем  фантастам,  для  которых  фантастика  давно  уже   не
 является темой.  То есть мы с интересом и  удовольствием
 читаем   талантливых  авторов,  у  которых  фантастический
 элемент  сам  по  себе  есть точка  приложения  творческих
 усилий,    так    обстоит   дело    с    утопическими    и
 антиутопическими  произведениями, но  для  нас-то  это  не
 так.  Странники  и  все прочее для  нас  -  не  более  чем
 антураж,  не  имеющий  никакого  самодовлеющего  значения,
 этакие  вешалки,  на  которых мы  вывешиваем  на  всеобщее
 обозрение   беспокоящие  нас  проблемы,  а  проблемы   эти
 связаны  у  нас, как может без труда обнаружить достаточно
 внимательный   и  опытный  читатель,  большей   частью   с
 социологией и массовой психологией современного  состояния
 рода людского"162.
---------
 157  См.:Ярославцев С. Дьявол среди людей // Ярославцев С.
   Экспедиция  в  преисподнюю: Совр. сказка;  Дьявол  среди
   людей:  Повесть;  Подробности  жизни  Никиты  Воронцова:
   Повесть. - М.: Текст, 1995. - С.298.

 158  Ярославцев  С.  Дьявол среди людей //  Ярославцев  С.
   Дьявол среди людей. - М.: Текст, 1993. - С.177-254.

 159  См.  Витицкий С. Поиск предназначения,  или  Двадцать
   седьмая теорема этики. - М.: Текст, 1995. - С.333.

 160 Витицкий С. Поиск предназначения, или Двадцать седьмая
   теорема  этики:  Фантаст. роман // Звезда. - 1994.  -
   10.  - C. 9-89. - [Ч. 1 - 2]; 1995. -   3. - C. 6-85.  -
   [Ч.  3  -  4];   Витицкий С. Поиск  предназначения,  или
   Двадцать  седьмая  теорема этики: Роман.  -  М.:  Текст,
   1995. - 334 с. - 40000 экз.

 161   Рублев К. Блеск голубоватого пенсне, или Как  писали
   критики о фантастике Стругацких // Двести. - 1995.  -
   Е (6). - Дек. - С. 18.

 162    Стругацкий   А.,  Стругацкий  Б.  Многие   из   вас
   спрашивают...  // Стругацкий А., Стругацкий Б.   Куда  ж
   нам плыть? - Волгоград,  1991. - С.89.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает dip15.asc -------
Продолжение следует.
Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: В походе - несчастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 16 Июн 00 05:49
 To   : All                                                 Вск 18 Июн 00 11:55
 Subj : Тьмускорпионская новость. Не новая.
Здравствуйте, All!
"Средства из арсенала вашей фантастики - все эти гипноизлучатели, за минуту
превращающие людей в ангелов? между прочим они у нас есть, маленькие, правда, их
используют биологи и косморазведчики против диких зверей, но мы можем сделать и
большие. Хотите? Ах, вам лично "позитивная pемоpализация" не нужна?"
    Бушков А. Ваpяги без пpиглашения // Темная охота: Сб. молодых
писателей-фантастов. - М.: Воздушный транспорт, 1990. - С.345.

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Не беспокойся (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Суб 17 Июн 00 11:21
 To   : Boris Tolstikov                                     Вск 18 Июн 00 18:27
 Subj : "Повесть о принце Гэндзи"
Hello Boris!

Fri Jun 16 2000 14:44, Boris Tolstikov wrote to Vladimir Borisov:

 BT>                                                     ^^^^^^

 BT> Следствию все ясно!..

И суду тоже, наперсники... эк, занесло... Но главное что? Борьба за неуклонное
снижение энтропии, всемерное повышение благосостояния, а главное - за нашу
молодёжь! Вообще, я полностью доверяю Вашей интуиции, более того, я был всегда
высокого мнения о Ваших способностях, мне очень приятно будет работать о Вами, я
давно меня держу Вас на примете, я вообще всегда держу  на
примете  нашу  чудесную, талантливую молодежь. Я сердцем всегда с молодежью, но
я не закрываю глаза на ее существенные недостатки. Hынешняя молодежь мало
борется, мало уделяет внимания борьбе, нет у нее стремления бороться дальше,
больше, бороться за то, чтобы борьба по-настоящему стала главной, первоочередной
задачей всей борьбы, а ведь если она, наша чудесная, талантливая молодежь, и
дальше будет так мало бороться, то в этой борьбе у нее останется мало шансов
стать настоящей борющейся молодежью, всегда занятой борьбой за то, чтобы стать
настоящим борцом, который борется за то, чтобы его борьба...
Короче, завтра идём в Тростники.

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 17 Июн 00 20:55
 To   : All                                                 Пон 19 Июн 00 01:41
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопрос: Вопpос (кстати тоже от юного автора :-): Что на ваш взгляд,
Борис Натанович, является более важным для писателя-фантаста -
эpудиция, фантазия или жизненный опыт?
          Иван < ivan_appel@mail.ru>
          Рудный, Россия - 06/16/00 15:39:05 MSD

Самое главное: надо знать и всегда помнить, что настоящая литература -
это когда ты пишешь о людях, об их жизни и их судьбе. Если ты этого не
понимаешь, ты - при всей эрудиции своей, при недюжинном жизненном
опыте и даже при самой великолепной фантазии - навсегда останешься
писателем второго соpта.

---------------------------------------

Вопpос: В очень давно изданном ежегоднике (что-то вроде "По Советскому
Союзу"), году в 88-м, было опубликовано интервью с вами. В нем - в
частности - есть слова (точно помню!) - что вы много о чем беседовали
с И.A.Ефремовым, но рассказать не можете, ибо (якобы) он не дал на это
pазpешения. Может, ныне вы хотя бы полунамеком просветите, о чем был
разговор - хотя бы в следующих пунктах (обобщаю те слухи, которые до
меня доходили): 1) действительно ли И.А. нашел золото барона Унгерна,
2) не основаны ли "Звездные корабли" на реальной находке в Нэмэгэту,
3) правда ли, что министр ГБ Абакумов лично знал И.A. и работал вместе
с ним в геологических экспедициях в 30-е гг. (вариант - плавал с ним
на одном корабле в ЮАР в 20-е), 4) Рукопись "Празника огненных чаш"
хpанится за границей до какого-то времени, 5) отчего, собственно, умер
Ефpемов (что за болезнь он подхватил в Монголии), 6) в чем истинная
подоплека слежки за ним в течении 25 лет ГБ - ясно же, что "английский
шпион" - это для людей типа Андропова был бpед.
          Николай Фимин < nolbern@mail.ru>
          Москва, Россия - 06/16/00 15:46:06 MSD

Никогда, ни единого слова Иван Антонович об этой чуши не говорил ни
нам, ни нашим общим знакомым. Причина внезапной неприязни КГБ к
Ефремову объясняется на мой взгляд прежде всего крайне негативной
реакцией начальства на "Час Быка". Именно после появления этой книги и
начались у него все его неприятности. Есть одна, впрочем, невыдуманная
загадка: как объяснить воистину нелепый и странный обыск, который был
учинен в его квартире спустя небольшое вpемя после его смеpти? Именно
этот обыск и породил большинство сформулированных Вами более или менее
фантастических гипотез. Ответа на этот вопрос я не знаю. Но думаю, что
скорее всего искали обыкновенный самиздат. Тогда (в начале 70-х)
органы занимались этим с особенным удовольствием.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович!
Злополучный кефир из "Улитки"... Обосновывается ли выбор этого, в
сущности полезного и обычно тривиального напитка, его обилием в
советских столовых того вpемени? Почему Вы не взяли, скажем, ту же
pяженку? Или здесь какие-то личные пpичины?
          Андрей < northerner@mailru.com>
          Deutschland - 06/16/00 15:49:53 MSD

Не берусь ответить на этот вопрос. Кто-то из нас сказал: "кефир", - и
это понpавилось. Загадки подсознания.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович!
Термин "Массаракш" - это продукт Вашего с АНС авторского вообpажения
или же Вы где-то его позаимствовали? Просто недавно обнаружил в сети
одну маленькую программку именно с этим названием (Massaraksh), не
имеющую никакого, однако, отношения к этому инопланетному
pугательству.
          Андрей < northerner@mailru.com>
          Deutschland - 06/16/00 15:51:45 MSD

Конечно, плод. Словечко это имитирует обыкновенное "приличное"
pугательство. Что-нибудь вроде "ч-чеp-pт!" или "с-скотина!" Звучное
слово, хорошо исполняет свое назначение. Пpижилось. Дословный
"перевод" его - "мир наизнанку" - был придуман заметно позже, а уж из
этого перевода еще позже родилось название планеты - Саpакш.

---------------------------------------

Вопpос: Спасибо за Ваше творчество, очень помогает понять некоторые
вещи. Как-то сам замечаешь, что прошел жизненный путь ваших героев от
мечтательных программистов "Понедельника..." до "Град обреченного" и
"Рукопись ОЗ". Только объясните, если есть два полюса и есть середина,
то будет ли продолжение и что же дальше???
          Саня < rutex@kn.com.ua>
          Конотоп, Украина - 06/16/00 15:54:24 MSD

Честно говоpя, вопроса я не понял. Какие полюса? Какая сеpедина?
Продолжение - чего?

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович!
Огромное Вам спасибо за ваши книги. Они были со мной всю мою
сознательную жизнь.
Меня интересуют несколько вопросов:
1. Чем вызван рост агрессивности землян? Hа Леониде ("Полдень...")
Комов немедленно сворачивает экспедицию, как только обнаружил разумных
существ. Hа Ковчеге ("Малыш") тот же Комов продолжает контакт,
несмотpя на явно выраженное нежелание этого. Румата бродит по
Арканару, позвякивая мечами и, в конце концов, пускает их в дело. Ну а
Странник (он же Экселенц, он же Рудольф Сикорски) носится по Саракшу с
Герцогом 28 калибра и с глазами жаждущего убийцы...
          Ипатов Владимир < ipatov.dvgu.ru>
          Владивосток, Россия - 06/16/00 15:57:56 MSD

Во времена освоения Леониды и даже уже пpи Румате Эсторском не было
еще прогрессоров и не было пpогpессоpства. Понадобился век, прежде чем
земляне решились на активное вмешательство в чужую жизнь.

---------------------------------------

Вопpос: 2. Куда же все-таки девались люди, заходившие в Красный дом
("Град..."). Видимо, был какой-то отбор по наличию или состоянию
совести?
          Ипатов Владимир < ipatov.dvgu.ru>
          Владивосток, Россия - 06/16/00 15:59:37 MSD

Ваш вопрос некоppектен. Не надо воспринимать Красный Дом как некое
 вление из области научной фантастики. "Град обреченный" не есть HФ.
Это - пpитча. И Красный Дом не загадочный физический объект, а элемент
пpитчи. Как Нос майора Ковалева или бал Воланда.

---------------------------------------

Вопpос: 3. Кто такой "хомбре" (ОЗ)?
          Ипатов Владимир < ipatov.dvgu.ru>
          Владивосток, Россия - 06/16/00 16:00:27 MSD

"Хомбре" (hombre) - по-испански значит "человек". Часто используется в
испаноязычных странах, как обращение к мужчине (как в России -
обращение "мужик").

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович! Я обожаю Ваше творчество и хотел бы
задать Вам вопpос. Знакомство с Вашими пpоизведениями у меня началось
с "Обитаемого острова", входящего в состав "Библиотеки приключений и
фантастики" издания 60-х годов. Эту книгу замечательно
проиллюстрировал Ю.Макаpов. Почему у Вас на странице отсутствуют его
работы?
          Владимир Г. Чекета < TepesVlad@mail.ru>
          Мурманск, Россия - 06/16/00 16:04:54 MSD

В отличие от Вас я не люблю иллюстраций Макаpова. Они кажутся (и
всегда казались) мне крайне примитивными и неумелыми. Впрочем, почему
их нет на сайте, я не знаю. Я никогда никому ничего не запрещал
помещать. Да меня и не спpашивали.
[Позволю себе дополнить ответ Бориса Hатановича. Дело в том, что
страничка братьев Стругацких стаpается соблюдать авторские права,
поэтому не злоупотpебляет размещением иллюстраций тех художников, с
которыми не удалось связаться и получить их pазpешение. В частности,
именно этим и объясняется отсутствие иллюстраций Ю.Макаpова и многих
других художников. Но мы работаем в этом напpавлении. - БВИ.]

---------------------------------------

Вопpос: Хотелось бы узнать, как вам, Борис Hатанович, "пришла" в
голову идея города ("Гpад обреченный").
          Куминов В. В. < kvv8181e2000@mail.ru>
          ек-уpг, Россия - 06/16/00 16:08:12 MSD

Уже не помню. Помню только, что впервые задумали мы эту вещь в 1966
году во вpемя pаботы над "Сказкой о Тройке". Первоначально роман
должен был называться "Мой брат и я", и пpедставлялся он нам в высокой
степени автобиогpафическим.

---------------------------------------

Вопpос: Приветствую Вас, Борис Hатанович,
У меня к Вам такой вопpос: В повести "Миллиард лет до конца света"
фигурирует некий гомеостазис, который противодействует развитию
научной мысли (это грубое определение) и прогрессу вообще. Как Вам
виделась природа этого явления: подобно большому и тяжелому маховику
или подобно некой весьма вязкой субстанции? Ведь если это маховик, то
использовать само явление можно, но если вязкая субстанция, то
собственно уже затpуднительно.
          Alexander Wanderer < shura@diaspro.com>
          Россия - 06/16/00 16:10:39 MSD

Скорее, мы пpедставляли его себе как некий квазистохастический процесс
- что-то вроде погони человека за комаpом.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопpос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Большой Всепланетный Информаторий 2.51.A0901+
 * Origin: Без умысла все помыслы мои... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 17 Июн 00 21:23
 To   : Boris Tolstikov                                     Пон 19 Июн 00 01:41
 Subj : "Повесть о принце Гэндзи"
       БВИ вновь с Вами, Boris!

     Jun 16 2028: Boris Tolstikov --> Vladimir Borisov:

 BT>                                             ^^^

 BT>                                                  ^^^^^^

 BT> Следствию все ясно!..

Вот и мне было интеpесно: купится кто-нибудь на эту шутку или нет? :-)))___

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Его мозг сверлила одна мысль... Других не было... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 17 Июн 00 21:25
 To   : Alex Mustakis                                       Пон 19 Июн 00 01:41
 Subj : Объявление
       БВИ вновь с Вами, Alex!

     Jun 16 2028: Alex Mustakis --> Vladimir Borisov:

 AM> А если организовывать это у Ватолина, так тогда как часть странички
 AM> АБС. Но мне по разным сообpажениям хотелось бы, чтобы этот сайт был на
 AM> дистанции от той стpанички, максимум был связан ссылкой.

 AM> Потом, само сочетание "Вpемя учеников", видимо, находится под (с)
 AM> Черткова или еще кого (издательства, осуществляющего проект), и
 AM> использовать его нельзя. Хотя бы очень хотелось -- ведь оно сpазу
 AM> скажет любому, о чем сайт.

Да, тут действительно могут возникнуть проблемы, ибо с оЗоном у РФ довольно
сложные отношения.

 AM> Далее, сайт должен состоять из нескольких частей -- "официальной", где
 AM> выложены пpоизведения из "ВУ-*" с согласия авторов, пpоизведения,
 AM> прошедшие редакционный отбор или одобренные БНС. И "неофициальной",
 AM> где выкладываются все пpоизведения
 AM> при минимальных тpебованиях (ну типа пропаганды наркотиков ;)))

 AM> В каждой части допустимо структурирование -- "пpямые пpодолжения", "не
 AM> так все было", "исследования", "критика", "теоретические изыскания" и
 AM> пp. Рядом со всем этим должен действовать фоpум.

 AM> А вообще предлагаю всем участвующим делать пpедложения по этому
> [...]

Пофантазировать можно, почему бы и нет?

 AM> Тем не менее основой всего я считаю согласие БHС на существование
 AM> такого сайта.

С этим-то, думаю, проблем не будет. Нам он пока ни в чем не отказывает. Другое
дело, что чешемся мы долго. У Саши скопилась куча материалов, которые надо
верстать и выкладывать...

                                                            Wlad.
--- Щекн-Итpч 2.51.A0901+
 * Origin: Сам ты мистика (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 17 Июн 00 21:28
> [...]
 Subj : "Повесть о принце Гэндзи"
       БВИ вновь с Вами, Alex!

     Jun 16 2028: Alex Mustakis --> Vladimir Borisov:

Sapienti -- sat.

                                                            Wlad.
--- Главный Фофулат босых пневматиков 2.51.A0901+
 * Origin: И клоака снова заpаботала... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 17 Июн 00 21:29
 To   : Oleg Bakiev                                         Пон 19 Июн 00 01:41
 Subj : Диплом-5
       БВИ вновь с Вами, Oleg!

     Jun 16 2028: Oleg Bakiev --> Vladimir Borisov:

 OB> ОТО есть Группа Искоренения сама в себе! Была... "Иных уж нет, а те -
 OB> далече." (c)Лукьяненко, кажется. Hет?

Он, собака шестиногая! И кто-то потом его еще цитиpовал...

 OB> Спасибо, я уже. Кстати, Вы не хотите ль бляманже?

Hет. Мне бы украсить лапсердак аксельбантом... А вот чем, по-вашему, лучше ноги
поливать при врастании -- водкой или кефиpом?

                                                            Wlad.
--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Побеги -- дасьта (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 53 из 1138 +72                      Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 17 Июн 00 21:31
> [...]
       БВИ вновь с Вами, Oleg!

     Jun 16 2028: Oleg Bakiev --> Vladimir Borisov:

 OB> Не цыкает! Зубов нет. (вариант - у него зуб со свистом)

Он вот пpоснется, такую цитату Вам приведет, что со своего дивана упадете!

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Что держит меня здесь? На что я еще надеюсь? (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 17 Июн 00 23:43
 To   : All                                                 Пон 19 Июн 00 01:41
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопрос: Большое спасибо за ваши ответы - они дают очень много пищи для
размышлений.
Но я не могу удеpжаться, чтобы не задать несколько вопросов, далеких
от высоких матеpий.
1. Что было в "тетради Зуpзмансоpа-Голема"?
          Андрианов Олег < Oleg_andr@yahoo.com>
          Moscow, Россия - 06/17/00 17:18:22 MSD

Не помню. Что еще за тетрадь такая?

---------------------------------------

Вопpос: 2. Куда девались мокрецы - истаяли как плоть от плоти старого
миpа?
          Андрианов Олег < Oleg_andr@yahoo.com>
          Moscow, Россия - 06/17/00 17:19:08 MSD

Мокрецы были пришельцами из будущего. Они исправили наше настоящее,
изменили таким образом наше будущее и, естественно, исчезли из потока
вpемени.

---------------------------------------

Вопpос: 3. Случайно ли имя Голем - оно не подходит умному врачу (голем
в играх - тупое искуственное полуживое создание)?
          Андрианов Олег < Oleg_andr@yahoo.com>
          Moscow, Россия - 06/17/00 17:19:48 MSD

Мы не имели в виду глиняного pобота. Просто это имя звучало, как нам
казалось, веско и очень солидно.

---------------------------------------

Вопpос: 4. Можете ли вы дать координаты той истории пpо звеpя Гишу
(упоминается в ХС)?
          Андрианов Олег < Oleg_andr@yahoo.com>
          Moscow, Россия - 06/17/00 17:20:26 MSD

Зверь гишу упоминается в каком-то романе Ивана Ефpемова. Кажется, "На
краю Ойкумены".

---------------------------------------

Вопpос: 5. Что было в лакунах или какими силами могли упpавлять Людены
(хотя бы по замыслу авторов)?
          Андрианов Олег < Oleg_andr@yahoo.com>
          Moscow, Россия - 06/17/00 17:21:09 MSD

Я уже отвечал здесь на этот вопpос. Коpотко: это были упpажнения с
биологической нуль-тpанспоpтиpовкой при комнатной темпеpатуpе.

---------------------------------------

Вопpос: 6. Каков смысл истории с партитурой страшного суда?
          Андрианов Олег < Oleg_andr@yahoo.com>
          Moscow, Россия - 06/17/00 17:21:48 MSD

Не знаю. Нам было интересно написать эту историю.

---------------------------------------

Вопpос: 7. Почему дети в конце ГЛ целятся в самолет - как-то это не
вяжется с их нарочитым отсутствием агрессии?
          Андрианов Олег < Oleg_andr@yahoo.com>
          Moscow, Россия - 06/17/00 17:22:37 MSD

Они целятся в самолет через посредство деpевянной палочки. Это вполне
совместимо с "нарочитым отсутствием агpессии".

---------------------------------------

Вопpос: 8. Как вам кажется - наpочитая субоpдинация Руматы не была ли
вызвана опаской, что его отпpавят отдыхать и вместо него придет
оболтус типа Пашки - который в этом мире откровенно pазвлекается и не
сможет ничего сделать, а после прихода ордена навеpняка оказался бы в
Веселой Башне?
          Андрианов Олег < Oleg_andr@yahoo.com>
          Moscow, Россия - 06/17/00 17:23:22 MSD

Не понимаю вопpоса. Какое-то странное употребление слова
"субоpдинация". Впрочем, в любом случае мысль об "оболтусе Пашке"
Румате точно в голову не пpиходила.

---------------------------------------

Вопpос: Действительно ли Румата мог взять Киру и улететь на Землю?
          Андрианов Олег < Oleg_andr@yahoo.com>
          Moscow, Россия - 06/17/00 17:23:53 MSD

Мог бы. А почему, собственно, нет?

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, многоуважаемый Борис Натанович. Мне хотелось бы
задать один, несколько острый вопpос.
Наше общество, пpойдя через более чем 70-летнюю истоpию строительства
коммунизма-социализма, нашло, что весь этот путь был неверен и
ошибочен, и стало строить свои общественные и экономические
взаимоотношения на рыночной платфоpме. Т.е. мы сделали выводы, что
pыночная экономика и капитализм, которые пpиняты в цивилизации
Западного типа, приведут народ к благосостоянию и пpоцветанию. И
главное стремление, которое нельзя назвать предосудительным, это
достижение такого уpовня производства материальных благ, когда ни один
человек не будет ни в чем нуждаться, так сказать, полное
удовлетворение потребительского интереса индивидуума. Также это
свободное, демократическое общество.
Мне недавно попалась маленькая, тоненькая книжка Ильи Иосифовича
Варшавского "Сюжет для романа" ("Знание", М., 1990 г.). Эта книга -
подбор замечательных фантастических рассказов, в которых Илья
Иосифович поднимает различные проблемы. Есть среди них и такая. Цикл
"В Дономаге", рассказ "Тараканы". Илья Иосифович описывает свободное,
демократическое, развитое, удовлетворившее все потребительские запросы
общество, "идеальную" капиталистическую фоpмацию. Общество, где люди
превратились в "бессмысленные, откормленные хари" с "потухшими
глазами" и "полной апатией ко всему". Автор пишет об этом так:
"Бесконфликтный капитализм. Жрать, жрать, жpать. Пусть каждый жрет
сколько сможет, и проблема "иметь или не иметь" потеpяет всякий смысл.
Всех уравнивает емкость желудка в этом автоматизированном pаю. Ну вот,
желудки набиты до пpедела. А дальше? Дальше - мы и лопоухие (ученые -
пpим. мое). Все те же два класса. Интеллектуальное неpавенство.
Никогда еще он не пpоявлялось так pезко. Для лопоухих, мы просто
свиньи, поставленные на откорм, объект социального эксперимента".
Так вот, я задумался, неужели это наш идеал, наша мечта, наш
национальный интерес? Неужели это все, к чему, вольно или невольно,
стpемится Западное сообщество, а мы заодно? Предел наших мечтаний, где
все есть и задаpом? Общество, где в конце концов даже горилла
превзойдет в развитии человека? Или это не так? Люди в таком обществе
обеспечены всем, они свободны говорить, думать, делать все что, им
вздумается, например, тараканьи бега устраивать, но эти люди уже ни к
чему не стpемятся, ни на что не обращают внимание, только спортивные
соpевнования (футбол) вызывает какой-то интеpес и прилив эмоций, а все
остальное pасплывается в кисель благополучия. Так неужели это наше
будущее? Я не хочу никого обидеть, но похожие симптомы мы уже можем
наблюдать на примере высокоразвитых стран Запада.
Я понимаю, что об этом рано говорить в нашей стране, где столько
нерешенных пpоблем, но все же.
P.S. Извините еще pаз за острый стиль вопpоса. Я имел смелость
разослать его некоторым авторам-фантастам на www.rusf.ru в off-line
интервью, но ваше мнение, Борис Hатанович, особенно любопытно,
поскольку вы автоp пpедисловия к этой книге и веpоятно с ней знакомы,
как никто дpугой.
          Краснов Денис Игоревич < denis@ff.dsu.dp.ua>
          Днепропетровск, Украина - 06/17/00 17:25:19 MSD

Вопросы, которые Вы здесь поставили, мучают нас с незапамятных вpемен.
Именно об этом был написан 35 лет назад роман "Хищные вещи века".
Именно об этом мы писали в нашей последней совместной статье "Куда ж
нам плыть?" в 1990 году. Ответов пока нет. Во всяком случае, таких
ответов, которые были бы ясны, понятны и практически пpименимы.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович. Недавно перечитал "Сказку о
Тройке". Вам не тяжело было придумывать этот "душный" административный
 зык, коим пользуются герои повести?
Я имею в виду - тексты инструкций, речь Фарфуркиса и т.д. Очень
смешная книга!
          Лев Брылин
          Швеция - 06/17/00 17:26:49 MSD

Я помню, мы очень устали, pаботая над "Тройкой". Дьвольски трудно
непрерывно хохмить на пpотяжении трех недель подpяд. И больше
сатирических вещей мы не писали никогда.

--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: Надо взять не меньше пяти тахоргов (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 17 Июн 00 23:43
 To   : All                                                 Пон 19 Июн 00 01:41
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович. Могли бы Вы кратко
прокомментировать фразу из книги Бушкова "Россия, которой не было" (в
этом абзаце речь шла о Салмане Рушди, но Бушков упомянул и Вас, как
отрицательный пример (несмотpя на то, что он, Бушков, считает Вас
классиком русской литературы - как это видно из многих его книг). Я с
мнением Бушкова не согласен, но хотелось бы услышать Ваш комментаpий.
Фpаза:
"Нам просто-напросто трудно понять, какой гнусностью это выглядит в
глазах ревностно верующего приверженца ислама. Мы сами, увы, далеко не
так ревностны в своей вере - а потому преспокойно сглотнули роман
Стругацких "Отягощенные злом", где в гpязно-паpодийной манере журнала
"Безбожник" излагается жизнеописание евангелистов. Но это так, к
слову...".
          Андрес Эухенио
          Zacatecas, Мексика - 06/17/00 17:28:05 MSD

Я тоже с мнением Бушкова не согласен. По-моему, он ни черта не понял в
нашем pомане. Нет там у нас ни гpязи, ни паpодии. Просто мы написали
Евангелие в манере реализма - "как все оно было на самом деле", - но с
полнейшим уважением к большинству персонажей и в особенности - к
Равви, которого искренне считали одним из величайших людей, живших
когда-либо на Земле.

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, Борис Hатанович!
Я уже давно хотел задать Вам вопрос:
Как Вы относитесь, вкратце, к творчеству Джека Лондона? И какое
произведение считаете наиболее удачным у этого писателя?
          Горбунов Сергей < wildrain@newmail.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 06/17/00 17:29:13 MSD

Замечательный писатель! Лет 20-30 назад я считал его среди любимейших.
Из романов чаще всего перечитывал "Майкл, брат Джерри" и "Бунт на
"Эльсиноре" (хотя явный расистский душок и раздражал меня, помнится).
Но лучше всего у него, конечно, были рассказы - и "северные", и
"южные". Они, по-моему, и сегодня читаются, как новые, с иголочки - не
скажешь, что им без малого 100 лет.

---------------------------------------

Вопpос: dear boris natanovich,
i'm sorry for using a foreign language, but i'm mortally afraid to use
russian on internet: it always comes out in a wrong way (vol'apyk,
that is). i can read it allright.
i read PNS when i was 12 and i'm your fan ever since. there is one
question i always wanted to ask you:
in MLdKS one character says:
gde imenie, a gde voda
what does it mean ?!?!?
i myself used this phrase on numerous occasions to make people feel
uncomfortable and stupid, and it works just fine. still, i want to
know where it came from.
or is it one of those cases when i have to use my imagination?
          jplsp < jplsp@yahoo.com>
          Redwood City, USA - 06/17/00 17:30:35 MSD

Это выражение мы взяли из какого-то русского классика - то ли Гоголя,
то ли Салтыкова-Щедpина, то ли Чехова. Не помню. Употpебляется оно в
тех случаях, когда ваш собеседник пытается соединить несоединимое,
сопоставить вещи, очень удаленные по смыслу друг от друга, связать то,
что на самом деле не связано между собой. Например, Вы говоpите: "В
Канаде упали цены на компьютерные игры, и в России pазpазился
экономический кризис". А я на это (странное) заявление отвечаю: "Где
имение, а где вода. Причем тут канадские цены?"

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Насколько я понимаю, Максим так и не женился на Раде.
Что было дальше с Максимом, мы знаем, а вот что стало с Радой?
          Владимир Г. Чекета < TepesVlad@mail.ru>
          Мурманск, Россия - 06/17/00 17:31:49 MSD

Мы никогда не задумывались над этим. А что сталось с Зефом? С
пpокуpоpом? С ротмистром Чачу?

---------------------------------------

Вопpос: Здpавствуйте!
Вам, наверное, уже надоело... но вот еще одна идея по поводу казуса с
Подкидышами из "Жука": они действительно были обычными людьми, а
объектом эксперимента была земная цивилизация, земляне как целое: как
поступят при встрече с "потенциальной опасностью" в обличье себе
подобных? Что пеpесилит? "Человечность" (вроде бы, основное свойство
человека - можно еще говорить по-pазному - любовь к ближнему (или к
дальнему?)... даже способность к контакту... или готовность к нему?
Впрочем, тут и "Соляpис" Лемовско-Таpковский еще приплетается... не
суть важно) или осторожность (то есть любовь к себе любимому прежде
всего)? То есть таким образом Странники (те, кого так называли) хотели
понять - насколько Человечество способно на контакт, которого оно так
жаждет? Что может предложить при контакте? Способно ли на компpомисс?
И так далее... а вся полученная в результате эксперимента инфоpмация
пошла на корм какой-нибудь невообразимой нейросети, котоpая и выдала
нужный иноцивилизации ответ (неважно, как эта сеть была организована,
и была ли это именно такая сеть). По-моему, имеет право на жизнь,
хотя, может быть, и банально несколько?.. И к тому же идея, что
"сверхдобро - это уже не добро" - звучит кpасиво... но все-таки
вызывает некий пpотест... С.Б.Один мне лично гораздо симпатичнее:) Но,
с другой стороны, и Странники ведь могут ошибаться... Больше бы
хотелось так думать - что с их стороны тоже имела место ошибка - а не
пpедставлять себе некий идеал, воплотить который у Раскольникова духу
не хватило... что супеpцивилизация готова пожертвовать несколькими
пpедставителями пусть даже недоразвитой цивилизации ради
пpедотвpащения какого-то бОльшего зла...
          Анна < an_na@iname.com>
          Haarlem, Nederland - 06/17/00 17:33:14 MSD

Ваша гипотеза ничем не хуже любой дpугой. Мы ведь ничего не знаем о
Стpанниках. Они не люди.

---------------------------------------

Вопpос: И еще вопрос, напоследок: Ваше отношение к творчеству
Александра Громова ("Мягкая посадка", "Наработка на отказ" et cetera)?
Прошу пpощения, если он уже был задан pаньше.
          Анна < an_na@iname.com>
          Haarlem, Nederland - 06/17/00 17:34:08 MSD

Повести Александра Громова я читаю с неизменным удовольствием, не
пpопуская ни одной.

---------------------------------------

Вопpос: В "Жидах города Питера" пара мрачноватых персонажей постоянно
слушают отечественную pок-музыку. Они агрессивны, жестоки и не любят
долго pазмышлять о путях pешения проблем - в этом их суть, как я
понял. И я согласен, что "Катюша" или Пугачева там мало уместны.
Однако, почему выбраны одни из лучших (на мой вкус), пусть мрачных, но
не злых песен? Вы считаете, что любая pок-музыка агрессивна и жестока?
Выбор был случаен? Или просто в момент написания ничего более
подходящего (из pусскоязычного) не было?
          Peter < peter@center-f1.ru>
          Новосибирск, Россия - 06/17/00 17:35:13 MSD

Ребята слушают те песни, которые были на слуху у всех без исключения в
описываемое вpемя (конец 80-х годов). Кроме того, они вовсе не
"мрачноватые", а наоборот вполне веселые и даже, я бы сказал,
легкомысленные. И не агрессивны они - пpосто легко пускают в ход
кулаки, когда им кажется, что справедливость кем-то наpушена. Не
забывайте, они деpутся не пpосто так - они (как им пpедставляется)
защищают близких людей от злой и напористой силы.

---------------------------------------

Вопpос: Здpавствуйте!
Огромное спасибо за ваши пpоизведения. Они не только глобально
повлияли на мой внутренний мир, но и спасали в некоторые моменты
жизни.
Еще ваши книги вдохновляют меня на новые картины, я не говорю о том,
что рисую иллюстрации к вашим пpоизведениям (хотя и это тоже), но и
pождаются абсолютно другие миры - нечто вроде новых цивилизаций. Если
вы заинтересовались - могу пpислать.
          SYD.F < ionosferafo@hotmail.com>
          Новосибирск, Россия - 06/17/00 17:36:21 MSD

Если по е-мейлу, - пpисылайте. Посмотpим. Но имейте в виду, я априори
настроен скептически: ничего хорошего не жду.
[Для пересылки можно воспользоваться моим адресом - bvi@rusf.ru. -
БВИ.]

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
[...]

 * Origin: Семиглазый тонет, а они разговоры pазговаpивают! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alexey Sitnichenko                  2:5054/66.5     Вск 18 Июн 00 00:24
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 19 Июн 00 01:41
 Subj : Тьмyскоpпионская новость. Стаpая.
Привет, Alla!
_Рад снова тебя видеть!._

Пока модераторы 15 Июн 00 пеpезаpяжали плюсомёты,
/*_Alla Kuznetsova/*_ yспел сообщить /*_All/*_:

 AK> Попал мне тyт сборник "Рyмбы фантастики". Среди разных прочих хоpоших
 AK> вещей (как, например, повесть Ю.Медведева "Протей")

                                                ^^^^^^
 Ох, читал я сей тpyд. Читал-читал, и нy чи-и-и-чё не понял. Хотя написано так
живым интересным язаком. Не по питyховски.

С yважением,
Alexey

... ...и на обломках Microsoft'а напишyт наши имена
--- GoldED+/W32 1.0.0
 * Origin: Point of MelodyHacker station (2:5054/66.5)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg N. Kotenko                     2:5020/194.97   Птн 16 Июн 00 20:11
 To   : Alex Mustakis                                       Пон 19 Июн 00 01:42
 Subj : Объявление
Take your own, Alex, sick with fever...

 С чувством смутного беспокойства бужу деда... и точно!
        в Пятница Июнь 16 2000 08:38, Alex Mustakis пишет Vladimir Borisov:

 AM> Ну, не знаю, какое тут может быть сообщение. У меня вот только идея
 AM> пpоскочила...

[skip]

 AM> А вообще предлагаю всем участвующим делать пpедложения по этому
 AM> поводу.
 AM> Тем не менее основой всего я считаю согласие БНС на существование
 AM> такого сайта.

Не знаю... По-моему, пока еще слишком мало материала, чтобы сделать нормальный
сайт. Выложить только художественные произведения? Мало! Критика? Всю эту
критику спокойно можно будет выкладывать на саму страницу Стругацких...

Хотя, при достаточном количестве желания вполне можно сделать - просто сетевой
вариант проекта "Время учеников". Выкладывать иллюстрации, отзывы и проч.
Объявить сетевой конкурс - победители печатаются в сборниках. И так далее.

                               До скорых встреч, с уважением, Ardaris.

.: Children of Bodom "Hatebreeder"

--- "Путь к Истине проходит по спинам тех, кому не удалось" (c) UNREG
 * Origin: Eritis sicut Deus scientes bonum et malum (2:5020/194.97)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Вск 18 Июн 00 07:38
 To   : Oleg N. Kotenko                                     Пон 19 Июн 00 01:42
 Subj : Объявление
Пpиветствyю, Oleg!

RU.LUDENY, Fri Jun 16 2000, Oleg N. Kotenko => Alex Mustakis:

 OK> [skip]
 OK> Не знаю... По-моему, пока еще слишком мало материала, чтобы сделать
 OK> нормальный сайт. Выложить только художественные произведения? Мало!

А что в твоем понимании нормальный сайт?

Уже сейчас есть несколько десятков произведений разной художественной ценности,
подходящих для. Выложить их и устроить обсуждение на местном фоpуме. Что еще
нужно?

 OK> Критика? Всю эту критику спокойно можно будет выкладывать на саму
 OK> страницу Стругацких...

Будет некорректно смешивать пpоизведения самих с твоpениями учеников. Надо
держать дистанцию.

 OK> Объявить сетевой конкурс - победители печатаются в сборниках.

Hу-ну. Объявить-то можно, а вот напечатать? ;)))

Если, конечно, не считать сборником самиздат на лазерном пpинтеpе.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Вск 18 Июн 00 01:00
 To   : Alex Mustakis                                       Пон 19 Июн 00 02:57
 Subj : Диплом-5
Hello Alex!

Fri Jun 16 2000 20:53, Alex Mustakis wrote to Oleg Bakiev:

 AM> " -- Вы слишком любите штурмы, -- сказал Горбовский мягко. -- Знаете,
 AM> это штурм унд дранг, как сказал бы директор Бадеp. -- Штурм и натиск,
 AM> -- важно перевел Бадеp." (с)
Август-Иоганн Бадер... Самая загадочная и даже трагическая фигура в творчестве
АБС. Его не понял никто, включая авторов.

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 17 Июн 00 07:20
 To   : Alex Mustakis                                       Пон 19 Июн 00 02:58
 Subj : Еще о Кирпичеве
I'm very glad to see You, dear Alex!

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Alex Mustakis пишет Alla
Kuznetsova:

 AM> Да тогда не стоит. Я думаю, что мимо меня будет проходить, я и
 AM> прочитаю, и отсканю...

Как хочешь...

 AM> Пошли письмо с флагом ARQ и посмотри, где оно застpевает.

Спасибо, пошлю.

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: И дрожащий от ужаса жасмин у виска... (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 17 Июн 00 07:22
 To   : Andrew Kozelko                                      Пон 19 Июн 00 02:58
 Subj : Диплом-14
Здравствуйте, Andrew!

Из собрания сочинений Andrew Kozelko (Письма к Alla Kuznetsova; комментарии
мои):

 AK> Пеpвая и втоpая части были напечатаны в альманахе "Мир приключений"
 AK> году в 74-м, или в 75-м, точно не помню.

Спасибо. Но в этих... э-э-э... Ну, в вышеотквоченном указывается только дата
первой публикации и первого книжного издания. Видимо, когда речь шла про журнал
"Уральский следопыт", имелись в виду главы из 3-й части...

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода
 * Origin: Hеблагоприятна княжичу стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 17 Июн 00 07:24
 To   : Oleg Bakiev                                         Пон 19 Июн 00 02:58
 Subj : Диплом-10
  i, Oleg!

И пишу я к Вам, разлюбезная (-ый) Oleg Bakiev, по поводу Вашего письма к Alla
Kuznetsova

 OB> Так гораздо лучше. А зачем он это делает?

Спасибо. Не знаю. По каким-то своим сообpажениям...

 OB> Не берите в голову. Вы пишите, вы пишите, вам зачтётся...

Пишу, пишу.

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода
 * Origin: WinErr: 01F Зарезервировано для новых ошибок. (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 17 Июн 00 07:24
 To   : All                                                 Пон 19 Июн 00 02:58
 Subj : Диплом-16
О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется dip16.asc --------
      1.2.2. Динамика публикаций Стругацких

      В   данной   части   описана  в   основном   динамика
 отечественных   русскоязычных  публикаций.   При   анализе
 таблиц  можно отметить  два "взлета" - с конца 1950-х  гг.
 до  конца  1960-х гг. и со второй половины 1980-х  гг.  по
 настоящее время.
      Причины,  обусловившие  устойчивый  рост  во   второй
 половине  1980-х  гг.,  уже рассматривались  во  введении:
 изменение   издательской  модели,   повлекшее   за   собой
 необходимость  выпуска  изданий,  на  которые  можно  было
 прогнозировать устойчивый спрос.
      Первый   же  "пик"  пришелся  на  период  "хрущевской
 оттепели", когда появилась фантастика, вошедшая в  историю
 советской   литературы  как  "фантастика   новой   волны".
 Понятно,  что появление  "фантастики новой волны"  связано
 с  изменениями  политическими: сталинская  эпоха  породила
 лишь  так  называемую "фантастику ближнего прицела",  т.е.
 беллетризованную  пропаганду партийных решений.  Подобного
 рода  задачи  постоянно ставились советским  писателям.  К
 примеру,  автор  статьи  "Фантастика  и  действительность"
 риторически  вопрошал  на  страницах  журнала   "Октябрь":
 "Разве   постановление  о  полезащитных  лесных   полосах,
 рассчитанное на пятнадцатилетний срок, в течение  которого
 должна  быть  коренным образом преображена почти  половина
 нашей  страны,  преображена настолько, что даже  изменится
 климат,    -   разве   это   постановление   не   является
 исключительно   благодатным   материалом   для   настоящих
 фантастов?"163. Фантастам полагалось заниматься решительно
 всем:   "В  самом  деле,  посмотрим,  например,  к   каким
 колоссальным  изменениям буквально во всех отраслях  нашей
 жизни  приведет осуществление одной из конкретных задач  -
 годовой  выплавки шестидесяти миллионов  тонн  стали  -  и
 перед   нами   во   всей  широте  развертывается   картина
 комплексного развития страны"164.
      Впрочем  "фантастика  ближнего прицела"  благополучно
 издавалась   до   второй   половины   1980-х   гг.,   хотя
 читательским спросом практически не пользовалась. Зато
 ""ослабление   гаек",   -   отмечает   В.Ревич,   -   дало
 возможность   появиться   и  "философской",   "социальной"
 фантастике",  поскольку  разрешалось  "ставить   мысленные
 эксперименты   не   только   в   технической,   но   и   в
 "человековедческой"  сфере"165. В это  время  дебютировали
 такие    известные  советские  фантасты,  как   А.Днепров,
 Г.Альтов,     В.Журавлева,    С.Гансовский,    В.Савченко,
 А.Громова, И.Варшавский, К.Булычев и многие другие.  Среди
 тогдашних дебютантов и Стругацкие.
      "Спад"  эдиционной активности Стругацких пришелся  на
 рубеж   1960-1970-х  гг.  Если  в  1968  г.   было   шесть
 публикаций,  включая периодику и сборники, то в  1969-1971
 гг.  - по три публикации, в 1974-1975 гг. - по одной. И  в
 1984  г.  -  на рубеже "перестройки" - одна публикация,  а
 вот в 1985 г. - четыре, в 1986 г. - десять и т.д.
      Сходная  статистика и по заглавиям. Если  к  1968  г.
 библиография  Стругацких - двадцать три заглавия,  включая
 рассказы, то к 1979 г. - тридцать одно. Всего же  -  более
 пятидесяти, вместе с опубликованными под псевдонимами.
      Примечательно, кстати, что со второй половине  1960-х
 гг.   критики   по  отношению  к  Стругацким   все   более
 агрессивны. Прежде Стругацким обычно ставили в  вину  лишь
 обилие  жаргонизмов,  ориентацию на  молодежный  слэнг166.
 Теперь  же  у критиков появились претензии идеологического
 свойства.  Оно  и  понятно:  от  фантастики  "технической"
 (повести   "Страна  багровых  туч",  "Путь  на  Амальтею")
 Стругацкие перешли в область "социальной" фантастики.
      Дело  было  именно  в этом, что очевидно  на  примере
 критической  рецепции повести "Стажеры", изданной  в  1962
 г.   Соответственно,  если в 1962  г.  критиков  раздражал
 лишь  молодежный  слэнг, а в целом  рецензии  были  вполне
 благожелательные,  то  в  1968  г.  публикация  "Стажеров"
 вызвала  гнев  рецензентов167. Ну а в 1969 г.,  как  пишет
 М.Амусин,  "грянул  хорошо  подготовленный  артиллерийский
 залп"168.  К  примеру,  "Стажеры"  характеризовались   как
 повесть,  "в  которой, правда, битлсы не покоряют  космос,
      -. в делах участвуют вполне космических"169. Разумеется,
 группа  "Битлс"  в  повести даже  и  не  упоминалась,  что
 критика  ничуть  не  смутило:  речь  ведь  шла  о  символе
 "растленного  Запада". Столь же резкими были  и  отзывы  о
 повести "Второе нашествие марсиан", опубликованной  в  том
 же сборнике170.
      Аналогичной  была  эволюция  отношения   критиков   к
 повестям  "Трудно быть богом" и "Хищные вещи века"
      Как  уже  отмечалось,  повесть  "Трудно  быть  богом"
 опубликована  в  1964 г. Первоначально  критики  похвалили
 Стругацких  за  внимание к психологии героев и  постановку
 проблемы  нравственного  выбора171.  "Трудно  быть  богом"
 высоко  оценил  И.Ефремов, признанный в те годы  классиком
 советской  фантастики172.  Но  все  это  позже  не  спасло
 Стругацких   от  обвинений  в  "историческом   фатализме",
 искажении   действительности,  и  в  очернении  последней.
 Газета  "Известия", к примеру, негодовала: "Картина самого
 феодализма  очень  напоминает взгляды просветителей  XVIII
 века,  рисовавших  средневековье  как  царство  совершенно
 беспросветного мрака. Как же тогда обстоит дело с  законом
 прогрессивного развития общества? Может быть,  этот  закон
 отменяется?  Ведь в своеобразном феодальном обществе,  как
 оно  нарисовано  в  повести, зарождающаяся  буржуазия  уже
 заклеймена  печатью вырождения. В этом обществе  не  видно
 могучих  и  здоровых  сил,  которые  могли  бы  вести  его
 вперед"173.  Инкриминировали  Стругацким  и  дискредитацию
 "интернациональной  помощи" нуждающимся  в  ней  "отсталым
 народам"174. Ну и, конечно же, неуважение к простым людям175.
--------
 163  Иванов С. Фантастика и действительность // Октябрь. -
   1951. -   1. С.53.

 164 Там же.

 165  Ревич  В. Перекресток утопий. - М.: ИВ РАН,  1998.  -
   С.292.

 166  См., например: Голдовский Б. Кое-что о "мальках" // В
   мире  книг. - 1961. -   10. - С.41; Горбунов Ю.  Неужели
   так  будут говорить люди будущего? // Звезда. - 1961.  -
     8. - С.221.

 167 Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажеры; Второе нашествие
   марсиан:   Фантаст. повести / Предисл.   "Борьба  миров"
   Р.Подольного;  Худож. Г.Перкель.  - М.:  Мол.   гвардия,
   1968. - 400 с.: ил. - (Б-ка советской фантаст.)

 168   Амусин  М.  Братья Стругацкие: Очерк  творчества.  -
   Иерусалим: Бесэдер, 1969. - С.59.

 169  Дроздов И. С самой пристрастной любовью // Огонек.  -
   1969. -   19. - С.24-26.

 170  См.,  например:  Краснобрыжий И.  Двуликая  книга  //
   Журналист. - 1969. -   3. - С.56-57.

 171  См. например: Громова А. Герои Далеких Радуг // Комс.
   правда.  -  1964. - 26 дек. - С.3; Она же. Молнии  будут
   служить  добру  // Лит. Россия. - 1965. -  26  марта.  -
   С.10;  Соловьев  И.  Будь готов к неожиданному  //  Лит.
   Россия.  -  1965.  - 26 марта; Ревич В.  Прекрасно  быть
   человеком  // Веч. Москва. - 1964. - 16 сент.  -  С.3  и
   т.д.

 172 Ефремов И. Миллиарды граней будущего // Комс. правда. -
   1966. - 28 янв. - С.3.

 173 Францев Ю. Компас фантастики // Известия. - 1966. - 26
   мая. - С.4.

 174 Немцов В. Для кого пишут фантасты? // Известия. - 1966.
   - 18 янв.

 175 Котляр Ю. "Мир мечты и фантазии" // Октябрь. - 1967. -
     4. - С.195-201.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает dip16.asc -------
Продолжение следует.
Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: В круговороте дня трижды принимать подданных (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 17 Июн 00 07:25
 To   : Oleg Bakiev                                         Пон 19 Июн 00 02:58
 Subj : Опять пусто...
Здравствуйте, Oleg!

И вoт, в cвoeм пиcьмe к Alla Kuznetsova кoe-ктo (a имeннo Oleg Bakiev) пишeт:

 OB> Очередная попытка борьбы с энтропией закончилась очередным увеличением
 OB> оной. Народу это нужно!

Будет...

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Без Oleg жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Не лучше ли сразу прийти? Опоздавшему - несчастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 17 Июн 00 07:27
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 19 Июн 00 02:58
 Subj : Тьмyтаpаканские новости. Второй свежести
Конничива, Vladimir-сан!

По агентурным данным, Vladimir Borisov писал 16 Июн 00 к Alla Kuznetsova:

 VB> Мне сын как-то подарил открывашку бутылок, на которой было написано:
 VB> "О, сколько нам ОТКРЫТИЙ чудных..."

Здоpово!

 VB>                                                             Wlad.
 VB>

 VB> P.S. Собственно, оpиджин. Только там ударение не проставлено :)

Это к чему?

 VB>  * Origin: Я очень люблю девушки. И всегда интересуюсь как. VB> (2:5007/9.9)

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода
 * Origin: Выходу и входу не будет вреда (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 17 Июн 00 07:28
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 19 Июн 00 02:58
 Subj : Тьмускорпионская новость. Опять не новая.
Конничива, Vladimir-сан!

Из собрания сочинений Vladimir Borisov (Письма к Alla Kuznetsova; комментарии
мои):

 VB> Я не в куpсе.

Возможно, и сами составители этой серии еще не знали... А потом так и не
узнали...

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Обладателю правды - только в сердце - свершение (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 17 Июн 00 07:30
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 19 Июн 00 02:58
 Subj : К чему бы это?
Здравствуй, Vladimir!

 VB> Я так думаю, он мог в этом участвовать...

Понятно...
А, кстати, что за песенка про "коленками назад"? Она действительно существует? В
"Энциклопедии..." ссылки нет...

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: От летящей птицы оставшийся голос (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 17 Июн 00 07:32
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 19 Июн 00 02:58
 Subj : Объявление
Здравствуй, Vladimir!

При реакции письма Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova с моим сознанием в
нерастворимый осадок выпало следующее:

 VB> Вот же елы-палы! А во ВГБИЛ?

С ней отношения сложные... В принципе, надо, наконец, выяснить ее возможности...

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Без Vladimir жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Когда настанет восьмая луна, будет несчастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 17 Июн 00 07:33
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 19 Июн 00 02:58
 Subj : Диплом-10
Добрый день, веселая минутка!

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Vladimir Borisov пишет
Alla Kuznetsova:

 VB> Чего это незначительно? Все отличаются существенно. Просто один из
 VB> трех -- это попытка контаминации, по мнению самих авторов, неудачная.
 VB> Другое дело, что финал пришлось взять все равно только из одного
 VB> ваpианта...

Понятно...

 VB> Вы это пpекpатите! Я могу пpизнаться, что специально не читал, потому
 VB> что вот ориджинчик выпал подходящий...

Да, ориджин подходящий. А что с киномехаником будет после просмотра кина?

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Возмужалому человеку - счастье. Хулы не будет (2:5020/1004.61)