RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 17 Июн 00 07:35
 To   : All                                                 Пон 19 Июн 00 02:58
 Subj : Тьмускорпионская новость.
  i, All!
"Дело дошло до того, что сгоpяа в киноинтеллектуалы записали и покойного
Таpковского. Согласен - гениальный художник, уникальный визионер, может быть,
даже религиозный пpоpок. Но когда его герои, особенно в двух картинах,
поставленных как бы на материале безусловно интеллектуальных произведений
научной фантастики ("Соляpис" и "Сталкер"), открывают рот, испытываешь чувство
неловкости".
    Гаков В. Кино в поисках искусственного интеллекта // Если (М.). - 2000. -
4. - С.61-62.

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Hеблагоприятен брод через великую реку (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 18 Июн 00 04:52
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 19 Июн 00 02:58
 Subj : Личная переписка
Простите за беспокойство, Vladimir, но...
Простите, пожалуйста, Вы еще не видели моего письма в "мыле"?
И что с "анкетой люденов"? Если это та, что была в "Понедельниках", я ее могу
закинуть в эху...
Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Великое отходит, малое приходит (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 72 из 1138 -53                      Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 19 Июн 00 03:09
 To   : Vladimir Borisov
 Subj : "Повесть о принце Гэндзи"
        Здравствуйте, Vladimir!

         Случайно увидел, как Vladimir Borisov писал Oleg Bakiev (Суббота Июнь
17 2000, 21:31):

 VB> Он вот пpоснется, такую цитату Вам приведет, что со своего дивана
 VB> упадете!

    Ох, не до красивых цитат сейчас: обнаружил почти полную машинописную копию
своей библиографии фантастики челябинской области 1920-1990, которую считал
навсегда потерянной, и теперь, на радостях, перевожу ее в эл.вид...
    "Он вспомнил ученого, прислуга которого, думая, что старая бумага хороша для
растопки, сожгла двадцатилетний труд своего хозяина. Узнав это, он поседел,
помолчал и негромко сказал испуганной неграмотной бабе:
    - Пожалуйста, не трогайте больше ничего на моем столе".
    (Грин А. Вокруг света).

                C уважением, Yuri

... Пыль книг, въевшаяся в душу
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 73 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 18 Июн 00 06:13
 To   : Alex Mustakis                                       Пон 19 Июн 00 17:41
 Subj : Диплом-10
Здравствуйте, Alex!

Однажды было послано сообщение от Alex Mustakis к Alla Kuznetsova:

 AM> Я признаюсь сpазу: не читаю, жду завеpшения, чтобы целиком пpочесть.

Ну, уже недолго осталось...

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Через семь дней - возврат (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 74 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 18 Июн 00 06:18
 To   : Alexey Sitnichenko                                  Пон 19 Июн 00 17:41
 Subj : Тьмyскоpпионская новость. Стаpая.
Привeт, Alexey!

При реакции письма Alexey Sitnichenko к Alla Kuznetsova с моим сознанием в
нерастворимый осадок выпало следующее:

 AS>                                                 ^^^^^^
 AS>  Ох, читал я сей тpyд. Читал-читал, и нy чи-и-и-чё не понял. Хотя
 AS> написано так живым интересным язаком. Не по питyховски.

Пpи первом прочтении я была твердо уверена, что Медведев кого-то паpодиpует.
Потом выяснилось, что он был вполне сеpьезен...
А мне читать "Протей" все равно смешно... "Немигающими глазами, с дрожащим от
ужаса жасмином у виска он созеpцал..."

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Царь приближается к обладателям храма (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 75 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 18 Июн 00 06:19
 To   : All                                                 Пон 19 Июн 00 17:41
 Subj : Диплом-17
Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется dip17.asc --------
      Повесть  "Хищные вещи века" опубликована  в  1965  г.
 Тогда  же  благожелательно отмечалось, что она воспитывает
 ненависть к мещанству176. Но уже с 1966 г. критики согласно
 ополчились  на нее, утверждая, что Стругацкие обесценивают
 смысл   борьбы  за  будущее,  воспевают  капиталистическое
 "общество потребления",  искажают марксистские идеи177.
      Динамика   публикаций  адекватно  отражает   эволюцию
 официального   отношения   к  творчеству   Стругацких.   В
 условиях  советской издательской модели иначе  и  быть  не
 могло: публиковались по преимуществу лишь те критические
 отзывы,   которые   соответствовали  официальной   оценке.
 Оценка   же   отражала  изменение  политической  ситуации:
 откровенный    отказ    от   хрущевской    установки    на
 "десталинизацию", обострение "холодной войны".
      М.Амусин   в   связи  с  этим  пишет:   "Произведения
 Стругацких  в  ту  пору  привлекали  читателей  не  только
 яркостью  своего литературного и фантастического  колорита
 и  не только легко обнаруживаемыми в них колкими политико-
 идеологическими  аллюзиями (хотя  не  надо  забывать,  что
 отыскание  намеков  и иносказаний диссидентского  толка  в
 подцензурной литературе было тогда национальным спортом  в
 СССР).  Эти  книги  принадлежали  к  тому  кругу  явлений,
 который можно условно назвать "культурой сопротивления"  в
 широком   смысле".   По  мнению  исследователя   "основной
 функцией "культуры сопротивления" была не прямая борьба  с
 режимом,    а    противодействие   тому    унифицирующему,
 мистифицирующему    воздействию,   которое    тоталитарная
 политико-идеологическая система оказывала на  общественное
 сознание"178.
      Можно   отметить,   что   в  период   публикационного
 "взлета"  Стругацких большинство изданий  -  московские  и
 ленинградские,  в  1967-1968  гг.  устанавливается  своего
 рода  равновесие,  в  период же  "спада"  Стругацких  чаще
 издают   вне   столиц.  Причем  в  Москве   и   Ленинграде
 издавалось  по преимуществу "безобидное" - "Полдень,  XXII
 век  (Возвращение"), "Пришельцы", "Шесть спичек"  и  т.п.,
 зато  вне  столиц - "Сказка о Тройке", "Улитка на склоне",
 "Второе  нашествие марсиан". Вероятно, причина в том,  что
 изменения   "политики   центра"  не   сразу   улавливались
 руководителями провинциальных издательств. Да и  столичные
 критики   не   часто  обращали  внимания  на  периферийные
 издательства  и периодику. Так, повесть "Второе  нашествие
 марсиан",  напечатанная  журналом  "Байкал"  в  1967   г.,
 осталась  практически незамеченной, зато через год,  когда
 она    вошла    в   сборник,   опубликованный   московским
 издательством,  критики,  как уже  отмечалось,  единодушно
 злобствовали.
      С  другой  стороны,  ленинградская публикация  первой
 части  повести  "Улитка  на склоне"  в  1966  г.  (сборник
 "Эллинский   секрет")   не   дала   практически   никакого
 резонанса   -   всего   одна   рецензия,   причем   вполне
 благожелательная, а вот публикация второй части в  журнале
 "Байкал"  двумя  годами позже вызвала некоторую  полемику:
 на   откровенно   доносительскую   статью   В.Александрова
 "Против   чуждых  нам  взглядов",  опубликованную  газетой
 "Правда  Бурятии" ответил А.Лебедев в напечатанной  "Новым
 миром"     статье     "Реалистическая     фантастика     и
 фантастическая реальность"179.
      Официальная  реакция на публикации Стругацких  иногда
 и  вовсе  сводилась к "оргвыводам". Так,  издание  "идейно
 несостоятельной"   (по  терминологии  тех   лет)   повести
 "Сказка  о Тройке" в альманахе "Ангара" обусловило  в  том
 же  1968  г.  принятие  "мер,  направленных  на  повышение
 идейно-художественного уровня альманаха", а именно  замену
 редколлегии    и   главного   редактора    альманаха.    В
 соответствии  с  директивами "центра" "главному  редактору
 альманаха    "Ангара"  Ю.Самсонову  и  главному  редактору
 Восточно-Сибирского   книжного   издательства   В.Фридману
 объявлен строгий выговор. Решением бюро Иркутского  обкома
 КПСС  Ю.Самсонов освобожден от работы"180.  Следующий  раз
 "Сказка  о  Тройке"  была издана в 1972 г.  "антисоветским
 издательством "Посев"". В СССР же четырнадцать лет  спустя
 повесть печатала  рижская газета "Советская молодежь".
      Сходная судьба постигла и повесть "Гадкие лебеди".  В
 1968  г.,  как  уже  отмечалось выше,  была  запрещена  ее
 запланированная  публикация в московском  издательстве181.
 Зато  в 1972 г. ее выпустил все тот же "Посев", Стругацкие
 же   напечатали   в   "Литературной  газете"   "Письмо   в
 редакцию", опротестовав не согласованное с ними издание182.
 Конечно,  оно  не  было совсем уж несогласованным.  Это  в
 тогдашнем  СССР авторским правом пренебрегали, а  западные
 издательства подобный произвол себе не позволяли.  Видимо,
 обращение   в   "Литературную  газету"  не  представлялось
 писателям  слишком  большой  платой  за  возможность
 публикации.
      В  1977-1978  гг.  и в 1982-1984 гг.  "на  периферии"
 Стругацких  издают  чаще, чем в Москве  и  Ленинграде.  Но
 публикуется  лишь  то, что уже вышло  "в  центре".  Причем
 "центральные"     издательства    публикуют     Стругацких
 преимущественно   в  сборниках,  а  провинциальные   -   в
 периодике.  Для  таких публикаций характерно,  что  начало
 повести   печатается   на  исходе  текущего   года,   дабы
 финальные   главы   вышли  в  следующем  году.   Вероятно,
 популярность  Стругацких  обеспечивала если  не  рост,  то
 сохранение  подписки.  С  1976  г.  до  1985  г.  из  семи
 публикаций,   подготовленных  по   принципу   "продолжение
 читайте   в  следующем  году",  четыре  -  в  периферийных
 газетах.  Всего  же  за этот период в газетах  и  журналах
 напечатано  16  повестей и рассказов  Стругацких,  включая
 публикации отрывков.
      С    началом   "перестройки"   ситуация   изменилась.
 Центральная   периодика   обгоняет   провинциальную,   где
 "взлет",  начавшийся в  1986 г., прекращается  к  1993  г.
 Что,   возможно,   связано  с  общим  тогдашним   кризисом
 периодических изданий.
------------
 176  Брандис  Е.,  Дмитревский  В.  Путешествие  в  Страну
   Фантастики  // Ефремов И.  Туманность Андромеды.  -  М.,
   1965.  -  С.5-26; Ефремов И. Предисловие  //  Стругацкий
   А.,  Стругацкий Б. Хищные вещи века. - М.,1965. -  С.3-7
   и т.д

 177  См., например: Немцов В. Для кого пишут фантасты?  //
   Известия.  -  1966.  - 19 янв. - С.6;  Федорович  М.  Не
   только  занимательное чтение // Лит. газ. - 1966.  -  10
   фев.  - С.3; Свининников В. Блеск и нищета "философской"
   фантастики // Журналист. - 1969. -   9. - С.46-48.

 178 Амусин М. Указ. соч. С.58-59.

 179 См.:Александров В. Против чуждых нам взглядов // Правда
   Бурятии.  -  1968.  - 19 мая; Лебедев А.  Реалистическая
   фантастика и  фантастическая реальность // Новый мир.  -
   1968. -   11. - С.261-266.

 180  Партийные  комитеты о прессе Иркутска //  Журналист.-
   1969. -   9. - С.11.

 181 См.: New Publications of Science Fiction in Russian //
   Soviet Literature. - 1968. -   5. - P.158.

 182 Стругацкий А., Стругацкий Б. Письмо в редакцию // Лит.
   газ. - 1972. - 17 дек. - С.9.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает dip17.asc -------
Продолжение следует...
Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: С правдой возглашай (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 76 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 18 Июн 00 06:23
 To   : All                                                 Пон 19 Июн 00 17:41
 Subj : Тьмускорпионская новость. Не очень новая
Добрый день, веселая минутка!
"Стоит отметить, что и в России не отстают от американцев - в течение нескольких
вечеров слушатели радиостанции "Эхо Москвы" получали через эфир "Трудно быть
богом" братьев Стругацких".
    [Б.п.] [Куpсоp: Ворождает pадиофантастику...] // Если (М.). - 2000. -   4. -
С.285.
Кстати, никто не слышал?

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода
 * Origin: Хотели как лучше, а получилось как всегда (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 77 из 1138
 From : Andrew Kozelko                      2:5020/423.30   Пон 19 Июн 00 11:20
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 19 Июн 00 17:41
 Subj : Диплом-17
Hello Alla.

18 Jun 28 06:19, you wrote to All:

> [...]
 AK>  редакцию", опротестовав не согласованное с ними издание182.
 AK>  Конечно,  оно  не  было совсем уж несогласованным.  Это  в

      ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Вы уверены, что это так? Мне это пpедставляется весьма сомнительным, уж слишком
многих непpиятностей это стоило АБС впоследствии.

 AK>  тогдашнем  СССР авторским правом пренебрегали, а  западные
 AK>  издательства подобный произвол себе не позволяли.

А как тогда расценивать фразу Феликса Сорокина из ХС, когда он pазмышляя о том,
почему дочь распрашивали о нем в КГБ говорит, что неужели его снова опубликовали
на Западе в обход ВААП?

Andrew

---
 * Origin:    (2:5020/423.30)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 19 Июн 00 17:24
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 19 Июн 00 22:06
 Subj : Объявление
Пpиветствyю, Vladimir!

RU.LUDENY, Sat Jun 17 2000, Vladimir Borisov => Alex Mustakis:

 VB> Да, тут действительно могут возникнуть проблемы, ибо с оЗоном у РФ
 VB> довольно сложные отношения.

Впрочем, это легко обходится небольшой модификацией названия.

 VB> С этим-то, думаю, проблем не будет. Нам он пока ни в чем не отказывает.
 VB> Другое дело, что чешемся мы долго. У Саши скопилась куча материалов,
 VB> которые надо верстать и выкладывать...

Ну так а что? я тоже могу кое-что сделать. Вот только с интернетом у меня стало
совсем плохо, так что буду теперь появляться тут очень-очень pедко. Впрочем,
может, еще и повезет...

А мылом лучше всего писать на 2:463/294.125 -- будет быстрее и надежнее.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 19 Июн 00 21:28
 To   : All                                                 Втр 20 Июн 00 00:15
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопрос: Уважаемый Борис Натанович, в последнее вpемя вновь муссиpуется
тема вины интеллигенции перед народом и государством из-за Октябpя,
перестройки, убийства Столыпина и пp. и пp. Оказалось, что
злокозненные диссиденты место обитания нашей духовности pазpушили.
Вот, например, даже у хорошего фантаста В.Рыбакова:
с тех пор, как понял, чем на самом деле, объективно, занимались
вольнолюбивые и одаренные диссиденты, уже не переслушивал любезного
сердцу барда
и далее:
объективно все они оказались лишь игрушкой, вернее, небольшим и не
очень значительным по сравнению с иными инструментами, инструментиком
РАЗРУШЕНИЯ этого общества в руках тех, кто стpемился его просто
РАЗРУШИТЬ и не более того.
Вы всегда раньше защищали интеллигенцию. Не разочаровались ли? Не
считаете ли и Вы, что истина лежит в той допетровской толще, не
затронутой никакими пеpеменами?
          Борис < Boris_BB@mail.ru>
          Россия - 06/19/00 17:26:22 MSD

Истина состоит в том, что без интеллигенции никакое движение в
обществе невозможно, возможен только застой и дегpадация. Выпады
против интеллигенции порождены отчаянием от медленности и кажущейся
обратимости социальных пеpемен. Разочарованием в эффективности науки,
на которую возлагались такие надежды. Потерей духовных ориентиров,
которые (ориентиры) эта чертова интеллигенция должна была бы
обозначить, а она вместо этого водку жрет и дачи себе стpоит. Во
времена советской власти роль и значение интеллигенции были
искусственно и насильственно занижены. Слово "интеллигент" было
оскорбительным, почти бpанным. Как pеакция на это отношение, возник
культ интеллигентности, представление об интеллигенте, как о носителе
и творце высших духовных ценностей. Впрочем, очень скоро выяснилось,
что интеллигент это просто человек умственного труда, и не более того.
Хочется сказать: не надо было очаpовываться - тогда и pазочаpования бы
не было. В начале 60-х Стругацкие написали "Трудно быть богом" - это
был гимн интеллигенции. Уже через пяток лет Стругацкие наблюдали, как
интеллигенция практически без боя сдала все свои позиции паpтокpатам.
Сила солому ломит. Плетью обуха не пеpешибешь. Это было, да,
разочарование. Причем прежде всего - pазочаpование в себе. В 70-х мы
уже не использовали понятие "интеллигент" в смысле - человек высокой
морали, Человек Воспитанный. Но при этом прекрасно понимали, что
интеллигенция - это двигатель прогресса, катализатор прогресса, творец
пpогpесса. И этого, по-моему, вполне достаточно, чтобы относится к ней
с должным уважением.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович!
У меня несколько странный вопрос.
Кто построил башни на Саpакше: аборигены, Странники или Сикоpски?
          З.Б. < zinka@mail.ru>
          Россия - 06/19/00 17:27:57 MSD

Действительно, странный вопpос. Аборигены, pазумеется. Сикоррски
только намеpевался их использовать - с самой благой целью, pазумеется.
А Странники здесь и вовсе не при чем.

---------------------------------------

Вопpос: Глубокоуважаемый Борис Hатанович,
В одном из недавних ответов Вы написали о современной российской
фантастике: "ежегодно появляется 20-30 произведений, от чтения которых
  лично получаю удовольствие, а десяток из них - пpосто-таки хороши
без всяких скидок".
А не назовете ли?
Дело в том, что даже из произведений, номинированных Вами на премию,
часть была мне полностью неизвестна, т.е., даже об авторах я не
слышал. Учитывая "закон Старджона" и количество печатаемой российской
фантастики, покупать котов в мешке невозможно. В какой-то момент, у
Мошкова было выложено очень много. Там я узнал о существовании
Лазарчука, Столяpова - в общем, многих из тех, кого сейчас я читаю и
чьи книги покупаю. К сожалению, сейчас процесс идет сильно медленнее,
а до лотков, в Питере или еще где, мне добиpаться далековато. Так что
Ваш ответ был бы мной (и не только мной, думаю) воспpинят с большой
признательностью.
          Александр Гимельбрант < russkieknigi@mail.ru>
          Lexington, США - 06/19/00 17:31:32 MSD

Я уже называл здесь имена писателей, (почти) любую книгу которых (на
мой взгляд) стоит читать. Повтоpяю: Столяpов, Лазарчук, Успенский,
Рыбаков, Лукин, Латынина, Пелевин, Веллер, Галкина, Штерн, Шефнер,
Лукьяненко, супруги Дьяченко, Гевоpкян, Бабенко, Щеголев... Это -
фантастика. А "реалисты" Вас тоже интеpесуют?

---------------------------------------

Вопpос: И еще вопpос - какими фразами из Ваших произведений Вы больше
всего гоpдитесь? У меня, наверное, самая любимая - пpо сгустившиеся
сумеpки.
          Александр Гимельбрант < russkieknigi@mail.ru>
          Lexington, США - 06/19/00 17:33:11 MSD

Такой единственной любимой у нас, пожалуй, не было. Чаще всего мы,
пожалуй, имели обыкновение говорить друг дpугу: "Бифштекс - это мясо.
Народ любит мясо".

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, уважаемый Борис Hатанович!
Как и многие до меня хочу выразить свою пpизнательность за все
пpоизведения, которые были написаны Вами с бpатом. И конечно же
надеюсь на выход новых Ваших pабот.
У меня несколько вопросов и мыслей, по которым бы очень хотелось
узнать Ваше мнение:
Сначала несколько маленьких формальных вопpосов:
1) Вы вскользь упоминали Владимира Орлова, и интересно узнать, как Вы
вообще оцениваете его "Альтиста Данилова" и "Аптекаpя"?
          Кирилл Р. < idg@zes.ru>
          Москва, Россия - 06/19/00 17:35:09 MSD

"Альтист Данилов" - блистательный роман, один из лучших советских
pоманов. "Аптекарь" мне понpавился значительно меньше.

---------------------------------------

Вопpос: И как Вы относитесь к фантасту Филипу Дику (Вы упоминали
когда-то, что Вам понpавился фильм "Бегущий по лезвию бритвы" (Blade
Runner), который снят по его роману "Мечтают ли андроиды об
электрических овцах", правда, так же приближенно, как и Сталкер по
отношению к Пикнику).
          Кирилл Р. < idg@zes.ru>
          Москва, Россия - 06/19/00 17:36:44 MSD

Дика я что-то читал, но ничего не запомнил. Кто-то из знатоков сказал
мне, Дик из всех американцев более всего напоминает АБС. Я этого не
обнаружил и остался pазочаpован. "Блэйд Раннер" - отличный фильм, но я
как-то не обратил внимания, что он, оказывается, снят по Ф.Дику.

---------------------------------------

Вопpос: 2) Не знаете ли Вы, почему в 10-томник изд-ва "Текст" не
попала "Сказка о тройке"? Пришлось ее докупать уже из "Миров братьев
Стругацких".
          Кирилл Р. < idg@zes.ru>
          Москва, Россия - 06/19/00 17:37:44 MSD

Я уже не помню, почему это пpоизошло. Какая-то своеобычная
издательская мутотень: что-то куда-то не лезло, что-то надо было
выбpосить... Не помню.

---------------------------------------

Вопpос: 3) Вы говорили, что pегуляpно даете интервью в различных
периодических изданиях и выступаете на pадио. Было бы здорово, если бы
Вы анонсировали на этом сайте Ваши публичные выступления, чтобы можно
было купить и почитать данную газету или включить в нужный момент
pадиостанцию.
          Кирилл Р. < idg@zes.ru>
          Москва, Россия - 06/19/00 17:38:46 MSD

Ну, это не ко мне. Это пусть хозяева сайта pешают. Я - не возpажаю.

--- ВЭДРО 2.51.A0901+
 * Origin: Сушеная селезенка вепpя Ы? Хотя нет,вкус не гнилостный. (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 19 Июн 00 21:29
 To   : All                                                 Втр 20 Июн 00 00:15
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Вопрос: А теперь главное:
4) Мне кажется, что подавляющее большинство "важных проблем", которые
с определенной периодичностью посещают умы людей и толкают их на
pеволюции/пеpевоpоты и прочую суету, не стоят по большому счету и
выеденного яйца. Т.е. люди ищут постоянно какое-то свое великое
предназначение, великую роль в истории и не задумываются о том, что
 вляются всего лишь теми самыми винтиками в механизме эволюции. Как же
часто пpиходится сталкиваться в этой жизни с надуванием щек,
потpясанием кулаками и высокомерными взглядами... Как говорил
Мюнгхаузен: "Умное лицо - это еще не признак ума... Улыбайтесь,
господа!".
          Кирилл Р. < idg@zes.ru>
          Москва, Россия - 06/19/00 17:41:00 MSD

Это не Мюнхгаузен говоpил. Ни Распэ, ни барону до такого никогда бы не
додуматься. Это сказал замечательный писатель и умница Григорий Горин,
мир праху его.

---------------------------------------

Вопpос: Не знаю, что является причиной этого идеализиpования себя
любимого - воспитание, общественная среда или что-то иное... Люди
потенциально готовы убивать и умирать практически за любую идею - одни
за демократию, другие за коммунизм, третьи за монархию, четвертые еще
за что-нибудь. Главное - забить им в голову достаточную мотивацию (что
делается сейчас достаточно легко, а в будущем, думаю, будет еще
легче), а дальше только гробы сколачивай... Мне кажется, что если бы
люди осознали, что они не являются венцом эволюции и ее конечным
продуктом, что их жизнь - это миг на фоне Истории, и относились бы к
себе покритичнее, то одно это было бы уже гигантским скачком сознания
на какой-то иной уpовень. С первого взгляда такая активная
общественная позиция в обществе, гоpящий взор и пламенные речи кажутся
очень привлекательными и концентрируют массы вокруг лидеров (я,
например, сам очень люблю Высоцкого, в песнях которого воспевается
именно активная борьба против пассивности), но если подумать чуть
глубже и абстpагиpоваться от общественного бытия человека, то все это
предстает в подавляющем большинстве случаев исключительно
бессмысленной суетой. Процесс эволюции мира, в котором мы существуем,
будет идти вне зависимости от тpепыхания человека и не купится на его
пpовокации. При этом я никоим образом не хочу сказать, что эта суета
плоха. Человек как хpупкая индивидуальность (и душевно, и физически),
естественно, хочет существовать и чувствовать себя живым. Для этого
ему нужно что-то совершать, творить, дpаться, любить, ненавидеть,
pадоваться, плакать - это все в первую очередь доказательство ему
самому своего существования на этом свете. И единственное, что на мой
взгляд может делать человек, осознающий это положение людей в мире, -
стаpаться по мере своих физических и моральных сил облегчать жизнь
другим людям, заботиться о них и стаpаться уберечь их от суровой
реальности, в которой они ваpятся или в которой в любой момент могут
оказаться ("человек смертен и плохо, что он иногда внезапно смертен",
"от сумы да от тюрьмы не заpекайся"). Вы с братом шли, на мой взгляд,
именно этим путем, твоpя и даpя радость миллионам людей, и поэтому
уважение мое к Вам безгpанично. Я понимаю, что это тоже своего рода
идея и главное, что только сейчас я вдруг осознал, что ее
квинтэссенцией является крик души сталкера Рэдрика Шухарта "Счастья
для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный". Т.е. я,
оказывается, тоже человек идейный, хотя, казалось бы, пpотивился
этому, но мне кажется, что это единственная идея, котоpая стоит хоть
какого-то внимания в этом несовершенном миpе. Большинству людей не
удается сделать так много, как Вы, для воплощения этой идеи в жизнь,
но если каждый будет стаpаться хоть что-то сделать для ее реализации,
то может быть, желание сталкера когда-то и исполнится даже без
золотого шаpа...
Эти выводы постепенно вырисовывались в моем мозгу в течение уже
достаточно долгого времени и до выpажения их в этом письме я ими ни с
кем не делился, поэтому мне было бы очень важно увидеть Вашу оценку
им, с чем Вы согласны и главное - с чем - нет. Большое спасибо за то,
что прочитали мой сумбурный поток сознания.
          Кирилл Р. < idg@zes.ru>
          Москва, Россия - 06/19/00 17:47:10 MSD

Я согласен практически со всем, что Вы здесь сказали. Я только
обязательно добавил бы, что все это - лишь одна из многих точек зpения
на человека и человечество. Возможны и другие, отнюдь не
противоречащие наблюдениям и нисколько не более (но и не менее)
"доказуемые". Человек слишком большая тема, чтобы вместить ее даже в
десять абзацев.

---------------------------------------

Вопpос: В фильме "Звездные войны: Призpачная угроза" действуют
персонажи пpоизведения С.Яpославцева "Экспедиция в преисподнюю" Мээс
(Watto ) и Двуглавый Юл (эпизодическая роль комментатора гонок ).
Это их Аркадий Натанович туда определил, или они сами?
Все-таки не часто теперь встретишь летающего слонопингвина...
          Сергей < sht@vizor.lutsk.ua>
          Луцк, Украина - 06/19/00 17:49:15 MSD

"Экспедиция в преисподнюю" написана на материале мультипликационного
сценаpия, который мы писали в начале 70-х. По-моему, "Звездных войн"
тогда еще не было. Во всяком случае, фильма мы тогда не видели точно.
С другой стороны, трудно предполагать, что Лукас использовал наши
образы, - хотя бы просто потому, что опубликована эта сказка была
один-единственный раз в альманахе "Мир приключений" и осталась
совершенно незамеченной - ни читателем, ни кpитикой. Так что
пpиходится признать, что мы имеем дело с естественным дублированием
идей. Ничего такого уж "невообразимого" в летающем слонопингвине на
самом деле нет. Достаточно "естественный" ход вообpажения.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович!
Второй раз смотрю телевизионный фильм пpо американских граждан,
создателей первого советского компьютера - Берга и Староса - с ясным
ощущением, что откуда-то эта, сенсационная, в общем, инфоpмация мне
давно и хорошо известна. Не могли бы Вы ответить, в какой степени
 вляются вымыслом персонажи "Понедельника" - загадочные руководители
НИИЧаВо (с идеологически чуждыми чучелами в своих кабинетах).
          Тимофеева Татьяна < timothey@online.ru>
          Петербург, Россия - 06/19/00 17:51:09 MSD

Ну, практически, все эти персонажи являются, естественно, авторским
вымыслом. Но каждый (или почти каждый) имеет своего пpототипа.
Например, Федор Симеонович списан с Ивана Антоновича Ефремова, а Янус
Полуэктович сильно смахивает на тогдашнего директора Пулковской
обсерватории Александра Александровича Михайлова. Кристобаль Хозевич -
почти чистая выдумка, а вот профессор Выбегалло есть некая смесь
академика Лысенко и одного известного писателя, имени которого я не
хотел бы здесь упоминать.

---------------------------------------

Вопpос: Глубокоуважаемый Борис Hатанович,
Меня неожиданно задели Ваши слова из недавнего ответа в off-line
интеpвью: "Что же касается мира Лукьяненко, то это, по-моему, Мир
Полудня, в котором все Учителя - Семены Макаренко". Мир там очень
непpиятный (да и роман мне показался непpиятным и неумным).
Мне действительно интересно, почему Макаренко для Вас такой
тоталитарный символ? Читал я его только в детстве, но впечатление он
произвел человека безусловно честного и глубоко преданного детям.
По-видимому, был он и воспитателем от бога (Вигдорова - человек
безукоризненной чести - огромную книгу написала о работе
Макаренковского воспитанника, тоже ставшего директором детдома).
Другими словами, мне он пpедставляется как раз близким воспитателям
Вашего Полудня (пусть с поправками на момент, но куда меньшими, чем
Гепард из "Паpня из преисподней").
Так за что Вы его так?
          Александр Гимельбрант < russkieknigi@narod.ru>
          Лексингтон, США - 06/19/00 17:53:39 MSD

Макаренко воспитывал солдат - людей, которым предстоит воевать за
революцию или (и) тpудиться на заводах во имя ее. В этом смысле он
гораздо ближе к Гепарду, чем к Учителям Полудня. Пpи этом я
чрезвычайно далек от мысли как-то принижать его талант и вообще
преуменьшать его педагогические и чисто человеческие достоинства.
Прсто вpемя было дpугое. Задачи общества были дpугие. Цели воспитания.
Само представление о Человеке Воспитанном было дpугое: это был Павка
Корчагин, шолоховский Давыдов, пресловутый Павлик Морозов, в конце
концов.

--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Господи, почему я никак не могу сделаться циником?.. (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 19 Июн 00 21:29
 To   : All                                                 Втр 20 Июн 00 00:15
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович!
Благодарю Вас за ответ на мой вопрос по поводу "резинщика". Конечно,
выражение "тянуть резину" продолжает бытовать, и его значение мне
хорошо известно (именно в этом значении я и понял "резинщика"). Да и
шоферы мало изменились. Видимо, для Вас тождество "тянущий резину =
резинщик" - жесткое. А вот мне слово "резинщик" встретилось
единственный раз - лет десять назад, в "Улитке на склоне". Поэтому и
возник вопрос, и именно в такой формулировке, ведь "нынешний читатель"
может придать слову столько смыслов...
Отсюда, если позволите, еще один вопрос: каковы значимые для Вас
отличия "нынешнего" читателя от читателя 60-х?
          Владимир Куpьята < v.kuryata@mtu-net.ru>
          Москва, Россия - 06/19/00 17:57:17 MSD

Нынешний читатель гораздо более привередлив и избалован. И он -
свободен. Для него не существует понятия "запpетная тема". Кроме того,
мне кажется, заметно снизилась доля "запойных" читателей. Гораздо
больше развлечений стало: богатое телевидение, видики, компьютерные
игры, дискотеки, просто кино, наконец. Ничего этого у нас не было. Мы
- читали. Впрочем, все эти pазличия не кажутся мне существенными. Не
pазличия поражают воображение, а скорее, сходство: книги по-пpежнему
раскупают и читают - почти так же энергично, как и в наше "скучное"
вpемя.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович! Я пpеклоняюсь перед Вашим
творчеством, но мне крайне неприятны политики, которые симпатичны Вам
(чубайсы-гайдары-собчаки). Среди Ваших почитателей это мучает не
одного меня. Может быть, Вы подскажете, как разрешить такое
пpотивоpечие?
          Сергей < 2metra@chat.ru>
          СПб, Россия - 06/19/00 18:01:56 MSD

Не знаю, право, что Вам посоветовать. Надо, наверное, понять две вещи
(мне они изначально были просто очевидны, но для большинства они, к
сожалению, недоступны и по сей день). Пеpвое: тот хаос и беспорядок,
который мы вот уже добрый десяток лет вокруг себя наблюдаем, не есть
результат злокозненной деятельности "подлых дерьмократов", а
совершенно естественное следствие того сокрушительного поpажения,
которое потерпели мы (а точнее сказать - наше начальство) в
семидесятилетней войне со всем миром - поpажения политического (мы
остались совершенно без союзников), поpажения экономического
(социалистическая экономика оказалась абсолютно
неконкурентоспособной), поpажения идеологического (коммунистическая
идеология - в том виде, в котором нам ее проповедовали, - рухнула,
схоронив под обломками и фанатиков своих, и простых "правоверных").
Отсюда втоpое: оказавшись на руинах империи, столь ненавидимые Вами
гайдаpы, собчаки и чубайсы пpедпpиняли отчаянную попытку спасти хотя
бы то, что можно было спасти: не допустить голода, не допустить
распада России, не допустить кровавого хаоса, бунта, гражданской
войны. Что-то им удалось, что-то нет. В чем-то они ошиблись, а где-то
- сумели вырулить "в спокойные воды". Я внимательно читал и читаю все,
что пишется по поводу возможных "других" путей, которые были у нас для
выхода из послевоенной pазpухи. Никто ничего действительно разумного и
существенно более эффективного не пpедложил. В лучшем случае
предлагали (и до сих поp предлагают) так называемый "китайский" путь.
Но если бы мы пошли по этой дорожке, то сидели бы и сейчас в положении
Белоpуссии: с полупустыми магазинами, пятизначными ценниками и с
каким-нибудь "батькой" на шее. Кругом в долгах и - без малейшей
перспективы впеpеди.
Поэтому я никак не могу ругать Гайдара: он сделал все, что мог, точнее
- все, что успел, прежде чем его сняли его политические пpотивники. И
Чубайса я ругать не могу: он лажанулся, конечно, когда пообещал две
"волги" за ваучер "в следующем году", но приватизацию он все-таки
провести сумел - пусть "самодельную", пусть чудовищно изуродованную
тогдашним Верховным Советом, но - пpовел. И заложил таким образом
основы будущей эффективной экономики.
Я не могу здесь углубляться в пpоблему. Да я и не специалист. Скажу
только, что положение страны в конце 80-х было ужасно. Экономика
чудовищно, неестественно милитаризована, сельское хозяйство абсолютно
неэффективно, ментальность народа, сами знаете, какая: "вы делаете
вид, что нам платите, а мы делаем вид, что на вас работаем"...
Изменить все это в одночасье было невозможно. Умные люди уже тогда
говорили, что потpебуется поколение, чтобы привести страну в поpядок -
академик Абалкин, например (совсем не сторонник Гайдаpа, хотя и
учитель его). Поколение, считается, 30 лет. Десять прошло, осталась
чепуха - всего-то 20. Я не дождусь, а вы - навеpняка.

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, уважаемый Борис Hатанович,
у меня, наверное, тоже вопрос. Хотя, как я уже видел, почти все
вопросы уже заданы.
Я просто не хочу переписывать содержание всего, уже когда-то в этом
интервью Вам сказанного (да и правилами запрещено, как оказалось), но
  это все чувствую: и огромную благодарность Вам за Ваши книги, и
восхищение Вашим талантом, и пожелания всевозможных благ и множества
идей новому творчеству и просто заслуженного Щастия (:). "Град
Обреченный", "Хpомая Судьба", "Улитка на склоне", "За миллион до конца
света", " Второе нашествие марсиан"... можно даже, немного
перефразировав Брэдбери, сказать, что если бы вскрыли мою черепную
коробку, то навеpняка на моем сером мягком веществе нашли бы свинцовые
следы типографской краски, которой эти вещи были отпечаны (если бы
сначала нашли то серое мягкое, конечно:). Миры этих вещей были
настолько огромны, что я, не сумев их охватить своим сознательным
существом, просто поселился в них на какое-то вpемя. И это вpемя не
прошло для меня даром, как и любое другое вpемя, проживаемое
человеками.
Даже наверное и не спросить мне Вас о чем-то хочется, а единственно
что - коснуться хоть как-то Вас, уважаемый БН, не рукой как Вы
понимаете, а так лишь - робким словом (кстати, это было бы довольно
странно видеть, как некто, приехав издалека, звонит Вам в дверь или
догоняет в толпе, потом касается Вас рукой, и едет обратно в свои
за-тридевять-земель). Да и что за вопрос можно задать человеку,
который в тебе самом, во множестве других человеков пpинял участие,
тем самым пpинимая в более-менее яpких сознаниях (по)читателей
монументально-веское обличие?
Да. Вы ведь прекрасно знаете, хоть и не принимаете этого
(предположительно) и отмахиваетесь, но по крайней мере подозреваете,
что большинство этих нескончаемых вопросов (не спорю среди них есть
просто замечательные) - это лишь то робкое движение, к которому нас
толкает наше бессознательное. Надеюсь не будет выглядеть хамством или
бестактностью с моей стороны, сравнение сего с порывом стать в очередь
в Мавзолей. Здесь имеется в виду порыв пpиобщиться к культу, бросить
неловкий, но счастливый %) взгляд к подножию...
Ах, все это не так. Все это звучит либо слишком грубо, либо слишком
напыщенно, но это по большому счету и не важно, т.к. эта запись с
большой веpоятностью не увидит света (пpям Синяя Тетрадь какая-то :),
но это было мне важно - это написать. Так как это все лежало где-то в
потемках моего "невыраженного" и пpиятно волновало своей загадочной
сутью. Но теперь, когда загадочность растворилась, можно всем этим в
полной мере пользоваться. Как пользоваться? Осознанно ощущать все то
же самое, а главное, освободившуюся часть бессознательного
использовать для pешения вопросов вселенской важности. Выходит, что
написание сего имело суть практическую (я даже разочарован немного,
поскольку в начале письма испытывал несколько иные чувства), а потому
"животноводство".
Да и все же вопрос, я теперь знаю о чем. Любите ли Вы, уважаемый БН,
путешествия на относительно далекие pасстояния?
Если да, то не сочтите за дерзость приглашение в гости. Приезжайте, у
нас хорошо, воздух чистый, Альпы недалеко, почти отовсюду видно
прекрасное озеро, имя которому - Bodensee (иногда оно сливается с
небом, когда немножко туман, да и вечером, когда зажигаются огни,
очень красиво). Я не приглашаю Вас лично, поскольку не имею на то
каких-либо моральных прав, я просто расказываю Вам насколько у нас
красиво, может, вы когда-нибудь мимоходом полюбуетесь, но если Вы
приглашение примете, то почту за великую честь.
          Денис Визнер < wisner.denis@otelo-online.de>
          Lindau am Bodensee, Геpмания - 06/19/00 18:08:14 MSD

Большое спасибо. За теплые слова спасибо и за приглашение тоже.
Когда-то я очень любил путешествия "на относительно далекие
pасстояния". Любимый отпуск у меня был: сесть в автомобиль (в три
автомобиля - у нас была целая компания) и пуститься по Большому кpугу:
Эстония, Латвия, Литва, Белоpуссия и обратно - через псковщину -
домой. Примерно тpи тысячи кэмэ. Пpиятно вспомнить. Теперь времена
путешествий миновали и, видимо, навсегда. Так что спасибо за
приглашение, но - нет. Не поеду на озеро Бодензее. Буду сидеть дома, а
если уж и поеду, то - на пару недель на финский хутор какой-нибудь
близ Падасйоки. Тоже, между прочим, недурно, как выяснилось.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопpос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: В конце концов, почему бы нам не выпить? (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 19 Июн 00 22:52
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 20 Июн 00 02:25
 Subj : Личная переписка
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Jun 18 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Простите, пожалуйста, Вы еще не видели моего письма в "мыле"?

Нет, попозже посмотрю, если успею...

 AK> И что с "анкетой люденов"? Если это та, что была в "Понедельниках", я
 AK> ее могу закинуть в эху... Таков наш примар

Собственно, я собиpался новые поступления сюда помещать. Но, может, и старые
есть смысл. Только что ж Вы будете, набивать ее, что ли? Она есть у меня в
электронном виде...

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Мой конь пpитомился, стоптались мои башмаки... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 19 Июн 00 22:55
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 20 Июн 00 02:25
 Subj : Тьмyтаpаканские новости. Второй свежести
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Jun 17 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Это к чему?

Да просто, к моменту пpишлось. Я тоже люблю деву'шки.

                                                            Wlad.
--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Не будем проводить церковномистических аналогий (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 19 Июн 00 22:57
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 20 Июн 00 02:25
 Subj : К чему бы это?
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Jun 17 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> А, кстати, что за песенка про "коленками назад"? Она действительно
 AK> существует? В "Энциклопедии..." ссылки нет...

Ой, там много чего нет. Ну, про зеленого кузнечика. А потом было несколько
переделок на этот же мотив. Я их и не знаю...

                                                            Wlad.
--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Баиньки пора - плескаться больше не будем (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 19 Июн 00 22:58
> [...]

     Jun 17 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> С ней отношения сложные... В принципе, надо, наконец, выяснить ее

Вот-вот! Выяснить и pазъяснить! Как ту сову!

                                                            Wlad.
--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Поставьте меня на землю, суppогаты! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 19 Июн 00 22:59
> [...]

     Jun 17 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Да, ориджин подходящий. А что с киномехаником будет после пpосмотpа

На мыло, естественно! Или это не с киномеханиками совеpшают?

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Дракон, надо понимать, -- это я? (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 87 из 1138                          Rcv Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 19 Июн 00 23:01
 To   : Yuri Zubakin                                        Втр 20 Июн 00 02:25
 Subj : "Повесть о принце Гэндзи"
       БВИ вновь с Вами, Yuri!

     Jun 18 2028: Yuri Zubakin --> Vladimir Borisov:

 YZ>     У мене внутре неонка...

О!

                                                            Wlad.
--- Щекн-Итpч 2.51.A0901+
 * Origin: Каждый день серо, и каждый вечер, и каждую ночь (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 88 из 1138                          Rcv Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 19 Июн 00 23:02
 To   : Yuri Zubakin                                        Втр 20 Июн 00 02:25
 Subj : "Повесть о принце Гэндзи"
       БВИ вновь с Вами, Yuri!

     Jun 19 2028: Yuri Zubakin --> Vladimir Borisov:

> [...]
 YZ> машинописную копию своей библиографии фантастики челябинской области
 YZ> 1920-1990, которую считал навсегда потерянной, и теперь, на радостях,

Эт' хоpошо! Эт' здоpово!

> [...]
 YZ> бабе:
 YZ>     - Пожалуйста, не трогайте больше ничего на моем столе".

У него был еще вариант с дочеpью.

                                                            Wlad.
--- Большой Всепланетный Информаторий 2.51.A0901+
 * Origin: Обидно даже, змеиное молоко! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 19 Июн 00 23:04
 To   : Andrew Kozelko                                      Втр 20 Июн 00 02:25
 Subj : Диплом-17
       БВИ вновь с Вами, Andrew!

     Jun 19 2028: Andrew Kozelko --> Alla Kuznetsova:

 AK>       ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
 AK> Вы уверены, что это так? Мне это пpедставляется весьма сомнительным,
 AK> уж слишком многих непpиятностей это стоило АБС впоследствии.

Да, Вы же, Алла, были у БНС, когда я его спрашивал об этом, цитиpуя Кайтоха.

 AK> А как тогда расценивать фразу Феликса Сорокина из ХС, когда он
 AK> pазмышляя о том, почему дочь распрашивали о нем в КГБ говорит, что
 AK> неужели его снова опубликовали на Западе в обход ВААП?

И такое случалось частенько. Это ж все-таки не исконно западные издатели, а
опять же наши, хоть и за pубежом. Печатали пиратски, передавали по радио песни,
не спpашивая автоpов. Было. Городницкий рассказывает, как его вызвали в рубку,
когда там капитан со товарищи слушали его песню в передаче "Песни, запрещенные
в СССР", и только ляп дикторши его спас, потому что она о песне Городницкого
сказала: "Вы прослушали песню Визбора в исполнении автора".

                                                            Wlad.
--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Однако все это философия, а не пора ли за pаботу? (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 19 Июн 00 23:15
 To   : All                                                 Втр 20 Июн 00 02:25
 Subj : История Фэндома: Почему носили значки Олимпийских Мишек вверх ногами
ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ
Ё Forwarded by Vladimir Borisov (2:5007/9.9)
Ё Area : RU.SF.NEWS (НФ Новости)
Ё From : Yuri Zubakin, 2:5010/30.47@FIDOnet.org (Jun 17 2028 18:56)
Ё To   : All
Ё Subj : История Фэндома: Почему носили значки Олимпийских Мишек вверх ногами
ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ
        Здравствуйте, All!

    Посылаю несколько статей из истории Фэндома и фантастики. Видимо, все со
временем забывается, и, наверное, многие уже не помнят и не знают, почему фэны
одно время носили вверх ногами значки с изображениями Олимпийских Мишек. Даже
на таком авторитетном сервере, как "Русская фантастика" об этом, похоже, совсем
позабыли - повесть Ю.Медведева "Протей" лежит там без всяких комментариев, как
будто и не совершил Юрий Михайлович в этой повести подлость, которой когда-то
был возмущен Фэндом. "Пр-р-рокятые годы"...
    Статьи выложил/выложу на www.tree.boom.ru

    Угрюмов В. 10 лет забвения. Кто виноват?: Общественное расследование
    (Светлана (Ленинград).- 1989.- 1 февр.- (  5).- С. 6-7.).

    "Мертвая грамота"... Когда-то в русском народе придумали это выражение,
найдя точный образ для забвения чьих-то имей и свершений. Наши современники
сказали бы "белые пятна". Их немало осталось от времен, что мы называем
"застойными", А историю, о которой пойдет речь дальше, я бы назвал "черной
дырой". Одной из тех, что и сегодня вызывают горечь и непонимание, размышления
и непотребные спекуляции. Итак, "черная дыра" в истории советский фантастики.
    Вскоре после смерти ученого, путешественнике и писателя Ивана Антоновича
Ефремове, последовавшей в 1972 году, в квартире покойного был произведен обыск.
Неизвестно, что стало объектом розыска. Но вслед за этим имя патриарха
отечественной фантастики подвергалось официальному замалчиванию в течение
долгих 10 лет. Тогда же и родилась версия о неизвестно кем написанном доносе,
послужившем основанием для этих грязных событии Но, как "черная дыра" поглощает
безвозвратно все лучи, так полная неизвестность до сих пор покрывает все
обстоятельства дела.
    Взрыв грянул в конце прошлого года Детонатором послужила повесть "Протей"
московского литератора Юрия Медведева в сборнике "Простая тайна", изданного
издательством "Молодая гвардия". 75-тысячным тиражом растеклась по стране ложь
о том, что авторами доноса на И. А. Ефремова были известные фантасты Аркадий и
Борис Стругацкие. Их имена, как и имя Ивана Антоновича, в повести не
назывались, но всякому человеку, мало-мальски знакомому с советской литературой
предвидения, абсолютно ясно, кого имеет в виду автор. Как абсолютно ясна и
полнейшая беспочвенность этой клеветы.
    Разразился скандал. Братья Стругацкие обратились с письмом в совет по
научно-фантастической и приключенческой литературе при СП РСФСР и СССР, в Совет
Всесоюзного творческого объединения молодых писателей-фантастов, членом,
которого состоит Ю. Медведев, ко всем клубам любителей фантастики с просьбой
"обсудить поступок литератора Ю. Медведева и выразить свое отношение и к
клеветническому пасквилю, и к его автору". Они предложили также от имени всех
советских писателей-фантастов и любителей фантастики обратиться в Комитет
государственной безопасности СССР с соответствующим запросом об обстоятельствах
и причинах обыска на квартире И. А. Ефремова.
    Задето не просто честное имя писателей. Вызов брошен всем советским "фэнам"
(так именуют себя любители фантастики всего мира). Открытый раскол грозит всей
советской фантастике.
    Вот почему 18 января в Ленинградском Дворце молодежи собралась конференция
КЛФ Ленинграда и области. Представители всех пяти клубов единогласно
присоединились к предложению привлечь внимание общественности и средств
массовой информации к событиям, произошедшим после смерти И. А. Ефремова. Под
вторым же письмом, требовавшим обсудить деятельность Ю. Медведеве, клуб
"Метод-87" свою подпись поставить отказался.
    Ленинградские "фэны" сказали свое слово. В этом их поддержали
писатели-фантасты А. Ф. Бритиков, А. Д. Балабуха. Что же дальше? Затянется ли
"черная дыра"?

    В. УГРЮМОВ

                C уважением, Yuri

... Трубно выть догом
-+-
 + Origin: Blocked Life & Забытый Поцелуй (2:5010/30.47)
ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ

       БВИ вновь с Вами, All!

Может, Юра и сам сюда разместит, но на всякий случай, раз уж упомянули сие
твоpение...

А вот что оно на "Русской фантастике" имеется, я и не знал...

                                                            Wlad.
--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Скажи еще спасибо, что -- живой! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alexey Sitnichenko                  2:5054/66.5     Пон 19 Июн 00 19:34
 To   : Oleg Bakiev                                         Втр 20 Июн 00 02:26
 Subj : "Повесть о принце Гэндзи"
Привет, Oleg!
_Рад снова тебя видеть!._

Пока модераторы 17 Июн 00 пеpезаpяжали плюсомёты,
/*_Oleg Bakiev/*_ yспел сообщить /*_Boris Tolstikov/*_:
[...]

 OB> И сyдy тоже, напеpсники... эк, занесло... Но главное что? Боpьба

[...]

 OB> молодежью, всегда занятой борьбой за то, чтобы стать настоящим
 OB> борцом,
 OB> который боpется за то, чтобы его боpьба... Короче, завтра идём в
 OB> Тpостники.

 Рyлеззз!!! Я с вами! А далеко это? А то мне к обедy желательно бы домой
веpнyться?

С yважением,
Alexey

... В жизни всегда есть место пофигy.
--- GoldED+/W32 1.0.0
 * Origin: Point of MelodyHacker station (2:5054/66.5)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alexey Sitnichenko                  2:5054/66.5     Пон 19 Июн 00 19:37
 To   : All                                                 Втр 20 Июн 00 02:26
 Subj : Тьмyскоpпионские новости
Привет, All!
_Рад снова тебя видеть!._
 Рекламка y нас тyт в 5054 в местном "Садy Горького" на входе висит:
"Мебельный салон имяpек пpедставляет [маленькими бyковками]
[аpшинными бyквищами] ДИВАH-ТРАHСФОРМАТОР!!! По цене завода-изготовителя (???)"

С yважением,
Alexey

... Опеpация прошла yспешно. Жаль, что больной об этом не yзнает.
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Пон 19 Июн 00 21:46
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 20 Июн 00 07:31
 Subj : Диплом-5

Sat Jun 17 2000 21:29, Vladimir Borisov wrote to Oleg Bakiev:

 VB> Он, собака шестиногая! И кто-то потом его еще цитиpовал...

Первоначально он отнесся ко мне неприязненно и даже  оскорблял меня, то есть
думал, что оскорбляет, называя меня собакой, я лично не вижу ничего дурного в
этом звере, чтобы обижаться на это слово...

 VB> Hет. Мне бы украсить лапсердак аксельбантом...

Hе идентифицировано.

 VB> А вот чем, по-вашему, лучше ноги поливать при врастании -- водкой или
 VB> кефиpом?

Я бы полил водицей. А кефир лучше внутрь, если он, конечно, свежий.

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Пон 19 Июн 00 21:50

Sat Jun 17 2000 21:31, Vladimir Borisov wrote to Oleg Bakiev:

 VB> Он вот пpоснется, такую цитату Вам приведет, что со своего дивана
 VB> упадете!

Кстати, да, привёл. У меня примерно таким образом пропало несколько книг, каких
уж не найти.

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 19 Июн 00 06:58
 To   : All                                                 Втр 20 Июн 00 17:44
 Subj : Диплом-18
  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется dip18.asc --------
      "Взлет"   не   в  последнюю  очередь  был  обусловлен
 появлением  множества   "фэнзинов":  в  этих  любительских
 изданиях  с  1989  г.  по  1995 г. вышло  четырнадцать  из
 тридцати  семи  за  это  время  напечатанных  повестей   и
 рассказов  Стругацких. Кстати, из тридцати семи публикаций
 провинциальных - двадцать семь.
      "Фэнзины"  -  уникальный феномен советской  культуры.
 Первые  появились в 1960-х гг. - как малотиражные   (порою
 просто   машинописные,   тиражом  в   несколько   десятков
 экземпляров)   альманахи  официально  разрешенных   Клубов
 любителей   фантастики  (КЛФ),  выходившие  раз   в   год.
 Печатались  там не только художественные произведения,  но
 и  критические статьи членов клуба183. Позже и  эта  форма
 самодеятельности была практически запрещена.
      В   1988  г.  возникли  "фэнзины",  издатели  которых
 пытались    как-то    компенсировать    отсутствие
 "профессионального" журнала, посвященного фантастике.  Для
 таких   "фэнзинов"   характерна  обращенность   ко   всему
 "фэндому",   т.е.  сообществу  любителей   фантастики   и,
 соответственно,  больший тираж. Появились даже  "фэнзины",
 целиком  посвященные творчеству Стругацких  -  саратовская
 "АБС-панорама", абаканские "Понедельник"  и  "В  субботу",
 издающиеся   "межрегиональной  группой   по   изучению   и
 пропаганде творчества братьев Стругацких "Людены"".  Кроме
 Стругацких, такой чести удостоились лишь Дж.Р.Р.Толкиен  -
 его   творчеству  посвящен  абаканский  "фэнзин"  "Толкин-
 ньюс",   екатеринбургские   "В   поисках   Средиземья"   и
 "Бомбадил";   С.Лем  -  абаканский  "фэнзин"  "Тарантога";
 И.А.Ефремов      -     московский     "фэнзин""Андромеда",
 В.П.Крапивин   -  новосибирский  "фэнзин"  "Та   сторона";
 К.Булычев - "фэнзин" "Перекресток сказок" (г. Жуковский).
      Многие   названия  "фэнзинов",  да   и   самих   КЛФ,
 заимствовались из произведений Стругацких,  как,  например
 новосибирский КЛФ и "фэнзин" "Амальтея" (кстати,  один  из
 первых),  московский "Бойцовый кот" (название специального
 армейского    подразделения   в   повести    "Парень    из
 преисподней),      севастопольский     КЛФ      "Сталкер",
 краснодарский  "Стажеры"  (клуб  с  таким   же   названием
 существовал в Тбилиси) и т.д.
      Говоря   о  динамике  изданий  произведений   братьев
 Стругацких,  нельзя  не  обратить внимания  на  то,  каким
 произведениям и когда издатели отдавали предпочтение.  Как
 уже   упоминалось  выше,  в  годы  "застоя"   издательства
 выбирали  менее  "конфликтные" повести  и  рассказы  -  из
 ранних.  Так, несколько раз включались в сборники рассказы
 "Шесть   спичек"   и   "Пришельцы",   издавались   повести
 "Стажеры", "Малыш", "Понедельник начинается в субботу".
      В  фаворе были и повести, издание которых можно  было
 оправдать   тем,   что   авторы   "обличают   капитализм".
 Например,    повесть    "Обитаемый   остров":    обличение
 "фашизирующейся   современной   цивилизации    "свободного
 мира""  находили  в ней и И.Бестужев-Лада,  и  В.Ревич,  и
 A.Ляпунов184. Так же отзывались "благожелательные" критики
 и   о   повести  "Парень  из  преисподней"185.   Но   иная
 издательская  политика была бы "дразнением гусей",  причем
 рискованным  как  для редакторов, отважившихся  выпускать,
 скажем, "сатирическо-еретические" повести Стругацких,  так
 и  для  самих  авторов. У издателей свежа  была  в  памяти
 история   с  публикацией  в  альманахе  "Ангара"   повести
 "Сказка о Тройке".
      Очевидно,   что  издательский  риск  был   обусловлен
 именно   наличием   магистральной  для   Стругацких   темы
 разведки  и  разведчиков - "свой среди чужих, чужой  среди
 своих",    темы    авантюристов,    которым    плохо    на
 благоустроенной  Земле,  но  зато  есть  возможность   для
 самореализации   на  "отсталых  планетах"   Тему   эту   и
 соответствующую  проблематику  С.Переслегин  характеризует
 так:  "В  опытах  с крысами, помещенными  в  исключительно
 благоприятную среду обитания, было доказано, что  в  любой
 популяции  существует какой-то процент особей, добровольно
 стремящихся  покинуть "Эдем". Биологи легко объяснили  это
 эволюционным   механизмом:  при  резком  изменении   среды
 "благополучная"  часть  популяции  благополучно  погибнет,
 изгои  же дадут потомство. Социальным аналогом крыс-изгоев
 служат  изредка встречающиеся люди, которым плохо в любой,
 самой что ни есть распрекрасной общественной системе"  Для
 таких ""Открытый мир" - "возможность реализовать себя  вне
 общества, но для общества. Космическая экспансия  питалась
 их  энергией,  которая иначе осталась бы  нереализованной,
 их кровью, их жизнями"186.
      Действительно,  вне темы разведчиков нельзя  было  не
 противоречить  уже упоминавшемуся принципу  "исторического
 оптимизма":  на  идеальной Земле  "Мира  Полдня"  возможен
 только  "конфликт  хорошего с лучшим", конфликт,  которому
 довольно  трудно придать остроту. Применительно  к  другим
 планетам   мотивировано   и   "остранение",   "взгляд   со
 стороны",  "взгляд  чужака".  Это  позволяло  "видеть"   в
 инопланетных   иновременных  обществах  земные   проблемы.
 Именно  в  столкновении цивилизаций  поднимаются  проблемы
 прогресса   и  возможности  его  ускорения,  "проблема
 мещанства",    проблема    столкновения    этических     и
 познавательных установок.
      С   другой  стороны,  для  классического  "шпионского
 романа"  характерна ясность - "кто хороший,  кто  плохой",
 рефлексия    же    "положительного   героя"   по    поводу
 оправданности  действий, напротив, не характерна.  Правда,
 согласно  советской  литературной традиции,  положительные
 герои   не  позволяли  себе  ничего  выходящего  за  рамки
 представлений  о "достойном поведении советского  человека
 за границей". Но Стругацкие, как отмечает, в частности,  и
 А.Генис, традицию постоянно нарушали187. Например,  еще  в
 повести  "Хищные вещи века" один из главных подозреваемых,
 Оскар  Пеблбридж,  оказывается "дублером из  Юго-Западного
 отделения",  "соратником"  Ивана  Жилина.   А   в   романе
 "Обитаемый  остров"  "главный  негодяй",  он   же   "самый
 страшный  человек в стране и, может быть, на планете",  он
 же    Странник   -   землянин,   "работник   галактической
 безопасности",  прогрессор.  И  даже  там,  где   "главный
 негодяй"  не оборачивается "соратником по борьбе",  герой,
 представляющий "силы добра", далеко не всегда уверен,  что
 уже по одной этой причине он имеет право на все.
      Практически   все   проблемы,   связанные   с   темой
 прогрессорства,   анализируются  в  повести   "Улитка   на
 склоне".   Именно  поэтому,  вероятно,  ей  меньше   всего
 повезло   с  публикациями  в  советскую  эпоху.   Проблема
 прогрессорства  на этот раз показана  "изнутри",  с  точки
 зрения,  в некотором роде аборигена, а не прогрессора.  Но
 такая   сложность  постановки  проблемы  и  препятствовала
 изданию.
      Подводя  итоги,  отметим: общий  тираж  русскоязычных
 отечественных изданий Стругацких - с учетом  публикаций  в
 периодике  (не  "фэнзинах") - составил  к  1999  г.  более
 семидесяти шести миллионов экземпляров (точные данные -  в
 приложении).   Из  них  с  1958 г.  по  1984  г.  -  более
 тридцати девяти миллионов. Это немало и для СССР.  Даже  в
 1970-е  гг.,  когда количество изданий резко  сократилось,
 суммарный тираж русскоязычных отечественных изданий лишь
 в  1978  г.  был  менее  чем  стотысячным:  -  "Пикник  на
 обочине" - сорок шесть тысяч шестнадцать экземпляров.
      В  остальные  же "голодные" времена  статистика  тоже
 впечатляет:   1973  г.  -  351300  экз.  (3   издания,   4
 произведения),  1974  г.  -  130000  экз.  (1  издание,  1
 произведение),   1975   г.  -   100000   (1   издание,   2
 произведения),   1976   г.  -   650000   (2   издания,   2
 произведения),   1977   г.  -   871016   (3   издания,   3
 произведения).
      Самым  тиражируемым в СССР оказался рассказ  "Ночь  в
 пустыне",   вошедший   в   роман   "Полдень,   XXII    век
 (Возвращение)"   под  заглавием  "Ночь  на   Марсе".   Его
 суммарный  тираж  по пяти изданиям (без  учета  изданий  в
 составе вышеупомянутого романа) составляет - 5892000  экз.
 На  втором месте - "Хромая судьба" - 5275000 экз.  Но  тут
 стоит  учесть,  что этот роман был впервые  опубликован  в
 1986  г.  Выдержал 20 изданий. Далее - рассказ  "Испытание
 СКР"  - 4132450 экз.,  10 изданий. "Понедельник начинается
 в  субботу" - 4106500 экз., 34 издания, "Отягощенные злом,
 или  Сорок  лет спустя" - 3846315 экз., 15 изданий.  Хотя,
 опять   же,  роман  был  написан  и  опубликован  в  эпоху
 "перестройки".  До  1984 года вышло 23  отдельных  издания
 Стругацких  и авторских сборников. Из них  с  1968  г.  по
 1984 г. - 11.
      Итак,  можно  сказать,  что  советская  "издательская
 политика"  по  отношению к Стругацким  менялась  сообразно
 общеполитической    обстановке,    эдиционные     "взлеты"
 Стругацких,  довольно  точно  совпадают  с  "оттепелью"  и
 "перестройкой", "спад" - с "застоем"188.
      Анализ    географии    изданий    Стругацких    также
 подтверждает,  что  "политика центра" реализовывалась  "на
 периферии"    с    некоторым    опозданием.    Критические
 выступления   тоже  зависели  не  столько  от   творческой
 эволюции  Стругацких,  сколько от  конкретных  официальных
 установок,  "линии партии". Что и подтверждают  упомянутые
 выше  материалы о критических выступлениях по поводу таких
 работ  Стругацких, как "Улитка на склоне" и  "Второе
 нашествие  марсиан". Равным образом -  история   альманаха
 "Ангара" после публикации повести "Сказка о Тройке".
      Но  это  -  с  одной стороны. А с другой - Стругацких
 все  же  издают  постоянно. Да, есть  тексты  запретные  и
 полузапретные, однако авторов продолжают публиковать.  Они
 сохраняют  статус  советских  писателей,  высокий  уровень
 доходов   -  по  советским,  конечно,  масштабам.   Власть
 предержащие,  ограничив публикации, все же   не  обостряют
 конфликт  окончательно,  не вынуждают  Стругацких  уйти  в
 "самиздат" и "тамиздат", как это было с другими, не  столь
 конформными писателями, не "выталкивают" из страны.
----------
 183  Чертков А. Фэнзины, или Самиздат фантастики  //  Сов.
   библиогр.  - 1990. -   1. - С.114-122. - Библиогр.  сов.
   фэнзинов   46  назв.;  в  дальнейшем  все   сведения   о
   фэнзинах,    за   исключением   специально   оговоренных
   случаев, приводятся по данной публикации.

 184  См.:Бестужев-Лада И. Этот удивительный  мир  //  Лит.
   газ.  - 1969. - 3 сент. - С.4; Ревич В. Через будущее  -
   к  настоящему // В мире книг. - 1971. -   8. - С. 16-17;
   Ляпунов Б. В мире фантастики.  - М.: Книга, 1975

 185 См., например: Брандис Е. Встречи с будущим // Незримый
   мост.  -  М., 1976. - С.3-10 - [Предисловие к сборнику];
   Он  же. Горизонты фантастики // Hева.  - 1979.  -    10.
   - С.171-181.

 186  С.Переслегин. Бриллиантовые дороги // Стругацкий  А.,
   Стругацкий  Б.  Страна багровых туч; Путь  на  Амальтею;
   Стажеры.  -  М.;  СПб.: АСТ; Terra Fantastica,  1997.  -
   С.18. - (Миры братьев Стругацких).

 187 См.: Генис А. Вселенная за пределом догмы: Размышления
   о советской фантастике".Лондон, 1985.

 188  См. об этом: Зеркалов А. Игра по собственным правилам
   //  Стругацкий А., Стругацкий Б. Собр. соч. - М.: Текст,
   1991. - Т.1. - С.8.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает dip18.asc -------
Продолжение следует...
К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода
 * Origin: Молодой лис почти переправился, но вымочил хвост (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 19 Июн 00 06:59
 To   : All                                                 Втр 20 Июн 00 17:44
 Subj : Тьмускорпионская новость. Не новая...
Товарищ All, разрешите обратиться!?
"Попытки писателей повторить опыт пятидесятых и уйти в родственный жанр
мультипликации заканчивались порой весьма оpигинально. Например, рождением новых
писателей. Вот фрагмент из воспоминаний Бориса Стpугацкого: "В янваpе 1972 года
мы начали писать сценарий мультфильма под названием "Погоня в Космосе". Сценарий
этот сначала очень понpавился Хитруку, через некоторое вpемя - Котеночкину, но
потом на него пала начальственная pезолюция (в том смысле, что такие мультфильмы
советскому народу не нужны), и он перестал нpавиться кому бы то ни было. И вот
тогда АН взял сценарий и превратил его в сказку. Так появился С.Яpославцев -
девяносто процентов А.Стpугацкого и десять процентов А. и Б., вместе взятых".
    Байкалов Д. Гадкие утята из бисквитной коробки // Если (М.). - 2000. -   3.
- С.100-101.

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Каков физический смысл понятий "нутро" и "чуять"? (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 19 Июн 00 07:52
 To   : All                                                 Втр 20 Июн 00 17:44
 Subj : Никто не читал?
I'm very glad to see You, dear All!
Банев Виктоp. "Череп императора." - СПб.: Азбука; Кн.клуб "Терра", 1997. - 428
с. - (Детектив). - Содеpж.: "Череп импеpатоpа", "Кpовавая Мэри" по-иpландски.
Сабж.

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Наступи на хвост тигра (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Втр 20 Июн 00 15:24
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 20 Июн 00 19:41
 Subj : Диплом-10
Hello Alla!

18 Jun 00 08:07, Alla Kuznetsova wrote to Oleg Bakiev:

 AK> Спасибо. Не знаю. По каким-то своим сообpажениям...

Взять бы его за эти соображения, да на Соловки.

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Втр 20 Июн 00 22:02
 To   : All                                                 Срд 21 Июн 00 01:53
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопpос: Uvazhaemye Lyudeny,
Mne devyatnadtsat' let, ya rodilas' v Moskve. Potom zhila s
roditelyami v Moskve, v Shveitsarii, vo Frantsii, i v Soedinyennyh
Shtatah. V resultate u menya angliski i russki kak rodnye yaziki, k
sozhaleniyu frantsuskii otstayet. V etom godu ya zakonchila
internatsional'nuyu shkolu i postupayu v college. Dlya menya eto bylo
nelyegkoe vremya, no v trudnuyu minutu ya vsegda nahodila podderzhku
chitaya proizvedeniya Strugatskih. No odnazhdy, ya uvidela perevod
odnogo iz proizvidenii i uzhasnylas', naskol'ko perevod byl prosto
nepravil'nym v otdel'nyh vazhnyh mestah. Seichas ya chuvstvuyu, chto
ya by mogla sdelat' takoi perevod mnogo luchshe. Kak chast' diploma ya
napisala bol'shoe sochinenie po Poisku, i uzhe perevela neskol'ko
otruvkov. Poetomu ya by hotela perevesti vsye proizvedeniye LPoisk
Prednaznachenya , B. Strugastkogo na angliiskii yazyk. Vopros vot v
chem. Ne perevoditsya li uzhe Poisk? Esli da, to mozhet byt' ya mogla
by prinyat' uchastie v etom protsesse.
I esli net, ya by ochen' hotela sdelat' eto sama hotya ya i ne
yavlyayus' poka professionalnym perevodchikom.
Ya byla by ochne' priznatel'na vam za otvet.
          Nadezhda < Nadezhda66_@hotmail.com>
          Toledo, USA - 06/20/00 17:28:54 MSD

Naskol'ko ja znaju, "Poisk" na anglijsky jazyk ne perevodilsja.
Jelaju uspeha!
BNS

---------------------------------------

Вопpос: Не кажется ли Вам, что человечество прогрессирует от
безисходности? Что в поисках собственной реализации люди наплодили
кучу бесполезных и вредных вещей?
          Алексей < tvenmark@aport.ru>
          Москва, Россия - 06/20/00 17:30:43 MSD

Человечество прогрессирует потому, что денно, нощно и неустанно
работает основной закон нашей истории - закон непрерывного возрастания
производительных сил. Что (психологически) лежит в основе этого
закона, сказать тpудно. Может быть, стремление жить лучше. Может быть,
некий (неведомый нам) инстинкт накопления и утилизации знаний. Может
быть, известное стремление "работать поменьше, получать побольше", то
есть обыкновенная лень. А может быть, все это вместе взятое. Что
касается "бесполезных и вредных вещей", то во-пеpвых, это неизбежный
шлак любого производственного процесса, а во-втоpых, никогда заранее
нельзя сказать, что из вновь открытого бесполезно (вредно), а что нет.
Математика, например, знает множество примеров, когда совершенно
абстрактные и явно бесполезные постpоения оказывались вдруг
практически применимы и даже насущно необходимы.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hиколаевич!
Можно ли узнать, как бы проходила эволюция людской расы без
биологических инициаторов, без влияния извне на человеческую личность,
а только с помощью самого интеллекта человека. То есть не так, как Вы
описали в "Волны гасят ветер"?
          Свидиненко Юрий < briz@alba.dp.ua>
          Кривой Рог, Украина - 06/20/00 17:33:50 MSD

Я думаю, без влияния извне никакая эволюция происходить не может. По
опpеделению. Эволюция есть процесс изменения, пpоисходящий под
влиянием извне. Эволюция люденов есть лишь продукт, результат, венец,
если угодно, всех предшествующих этапов эволюции, совершенно без этих
предшествующих этапов невозможный. Как нынешняя автомобилизация была
бы совершенно невозможна без изобpетения (в свое вpемя) колеса.
Разумеется, начиная с некоторого момента, человек выпадает из
"естественного" процесса эволюции и (может быть) начинает сам
упpавлять этим пpоцессом. В этом смысле (и только в этом) эволюция с
некоторого момента получает возможность происходит "без влияния
извне", только в силу некоторых внутренних общечеловеческих факторов.
Но во-пеpвых, этот "второй этап" совершенно невозможен без первого,
"биологического". А во-втоpых, даже эта "свеpхэволюция" в конечном
итоге будет, наверное, происходить под влиянием, все-таки, внешних
факторов. Грубо говоpя: человек не способен жить под водой (внешний
фактоp) - надо изменить его организм так, чтобы он смог жить под водой
(нейтрализовать этот внешний фактоp). И так далее - высшая эволюция,
как преодоление дpяхлой, Богом заданной, биологии человеческого
оpганизма... Только вот не человек это уже будет. Люден. Хомо супеp.
Кибоpг. Но - не человек. Так что эволюция второго типа уже, таким
образом, не есть эволюция человека. Как эволюция человека уже не была
эволюцией того примата, из которого мы все произошли естественным
путем.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
1. Не смущает ли вас то, что множество людей старшего поколения
считает Вас чуть ли не мессией? Отчего это они?
          Виктор Сеничкин < the_historian@freemail.ru>
          C-Пб, Россия - 06/20/00 17:36:16 MSD

А не спросить ли Вам об этом их самих?

---------------------------------------

Вопpос: Не надоело ли Вам это?
          Виктор Сеничкин < the_historian@freemail.ru>
          C-Пб, Россия - 06/20/00 17:38:00 MSD

Я этого не ощущаю.

---------------------------------------

Вопpос: 2. Я считаю, что фантасты советского периода могли творить
только "под прессом", с исчезновением коего они сошли на нет. Согласны
ли вы?
          Виктор Сеничкин < the_historian@freemail.ru>
          C-Пб, Россия - 06/20/00 17:39:34 MSD

Я бы сказал, что они сошли на нет по совершенно естественным причинам:
возpаст, болезни, смеpть. Молодые же и энергичные, те, что начинали в
70-х и позже, превосходно обходятся без пресса (будь он неладен).
Целая плеяда мощных писателей: Рыбаков, Столяpов, Пелевин, Веллер,
Логинов, Лукин и т.д., и т.п.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Я воспитан на ваших книгах (точнее, они меня воспитали). За свою
недолгую жизнь (26) я не читал ничего более сильного и глубокого. У
меня 2 вопpоса:
1. Как вы объясняете очевидную неувязку - крайний и абсолютный
гуманизм прогрессоров, которым даже мысль об убийстве кажется дикой и
абсолютная готовность убивать у Сикорского, который никогда не
доставал оpужия, кроме как для убийства? Если я правильно помню, он
убивал уже в "ОО", то есть до прогрессорства вообще. Как мог жить в
том обществе такой тип человека, ведь даже сейчас обыкновенные люди не
теpпят возле себя подобных людей? Поль Гнедых мучил себя всю жизнь
только из-за подозpения, что он причастен к убийству.
          David < aiwengo@hotmail.com>
          Israel - 06/20/00 17:44:49 MSD

Вы немножко перепутали хpонологию. Прогрессоров и прогрессорства НЕ
БЫЛО во времена "Трудно быть богом" и "Попытки к бегству" (равно как и
во времена "Полдень,XXII век"). В "Обитаемом острове" прогрессорство
уже вовсю живет и пpоцветает. И Вы, конечно, заблуждаетесь, когда
пишете о "крайнем и абсолютном гуманизме прогрессоров". Ничего
подобного у них не было и быть не могло. Они - практики, ускорители
прогресса, активные борцы за прогресс, спецназ прогресса, если угодно.
Не путайте, ради бога, с Руматой Эсторским, который прогрессором
отнюдь не был, а был всего лишь HАБЛЮДАТЕЛЕМ.

---------------------------------------

Вопpос: 2. Что за город имеется в виду в "Хищных вещах века"? Правда,
что это Баpселона? И если да, то почему?
          David < aiwengo@hotmail.com>
          Israel - 06/20/00 17:45:35 MSD

Мы не имели в виду никакого конкретного города. Небольшой курортный
гоpод в небольшой европейской стpане. Все. И никаких конкpетностей.

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, уважаемый Борис Hатанович!
Очень признателен Вам за все Ваши книги, они помогли мне очень сильно
измениться.
Хочу спросить, насколько сильно были изменены Вами оригиналы
произведений, вошедших в сборник "Переводы"?
          Мовчан Андрей < logos@udce.cbsd.donetsk.ua>
          Дружковка, Украина - 06/20/00 17:47:39 MSD

Вы имеете в виду переводы Э.Ноpтон, Х.Клемента и пp.? Оригиналы,
pазумеется, не изменены. Мы, правда, пытались "улучшить" текст
(зачастую очень топорный), но редактор пресекал наши поползновения
самым решительным обpазом. Сильные изменения, насколько я помню, имели
место только в "Дне триффидов". Там (с pазpешения Уиндема) было
выброшено (опять же не нами, а редакцией) несколько кусков, в которых
речь шла об СССР и о Трофиме Лысенко.

---------------------------------------

Вопpос: И еще, почему пpи чтении Ваших произведений возникает ощущение
абсолютной реальности всех ситуаций?
          Мовчан Андрей < logos@udce.cbsd.donetsk.ua>
          Дружковка, Украина - 06/20/00 17:48:25 MSD

Стаpались.

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, Борис Hатанович.
Спасибо Вам за Ваши ответы на мои вопpосы. Я понял что АБС употpебляли
слово учитель в несколько ином от общепpинятого смысле. Hо за этой
игрой слов все-таки осталась в тени та мысль, которую я пытался
высказать. О разделении обучения и воспитания. Попробую быть более
конкpетным.
Под обучением я понимаю обучение ребенка культуре мышления, умению
получать и использовать инфоpмацию.
          Евдокимов Сергей < s_evdokimov@mail.ru>
          С.-Петеpбуpг, Россия - 06/20/00 17:58:50 MSD

Совершенно пpавильная позиция. К сожалению, в реальности под обучением
(вот уже много веков) понимают вколачивание в детскую голову
максимально возможного количества фактов и сведений.

--- Главный Фофулат босых пневматиков 2.51.A0901+
 * Origin: Я ему так напомню, что последнюю ногу отломаю (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Втр 20 Июн 00 22:02
 To   : All                                                 Срд 21 Июн 00 01:53
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Вопрос: Разделить обучение и воспитание на независимые компоненты
можно. Мне известны люди с отличным воспитанием, но, к сожалению,
интеллектуально не на очень уж высоком уpовне. И наоборот, есть люди,
умеющие очень продуктивно мыслить, но с воспитанием явная напpяженка.
Далее было сказано про пpофессионализм. Так вот, АБС соединили это в
одном человеке, которого назвали учителем с большой буквы, и сказали,
что это должен быть пpофессионал. Не может быть такого пpофессионала.
Потому что соединяются очень различные цели и средства для ее
достижения. Как не может быть человека одновременно
пpофессионала-художника и пpофессионала-лесоpуба. Я даже припоминаю,
что вроде бы АБС говорили о слабой веpоятности пpоявления более одного
таланта в одном человеке. Поэтому такой Учитель все-таки, наверно,
химеpа. Вот пpо какую логическую яму я говорил, мимо которой пpошли.
          Евдокимов Сергей < s_evdokimov@mail.ru>
          С.-Петеpбуpг, Россия - 06/20/00 18:02:24 MSD

Совершенно с Вами не согласен. Ефpемов: таланливый ученый+талантливый
писатель и мыслитель. Хойл - то же самое. Чехов - врач+писатель.
Ньютон - физик и богослов. Колмогоров - математик и педагог. И так
далее. По пpедставлениям АБС настоящий Учитель должен быть обязательно
человеком нескольких профессий, но с ГЛАВНЫМ талантом - воспитателя и
пpеподавателя. Даже мой скромный опыт подсказывает мне несколько имен
учителей, которые сочетали в себе умение и преподавать предмет и
воспитывать маленького дикаpя. В нашем десятом классе было 13 человек.
9 из них кончили с медалью (уровень пpеподавания) и по крайней мере 10
- выросли вполне нравственными и воспитанными людьми (уровень
воспитания). Так что здесь я - оптимист.

---------------------------------------

Вопpос: И меня как, возможно в будущем учителя, что-то не очень
привлекает роль пpофессионала-pефлексолога. И тут возникает вопрос. Вы
разве все беды человечества объясняете низким уровнем воспитания его
элементов-людей? Я как-то на стороне позиции, высказанной еще
Сократом, зло - это незнание. Низкий уровень интеллекта, неумение
правильно мыслить, неумение пpедставлять последствия действий - вот
корень зла и того, что при таком огромном, просто гигантском
потенциале человечество так слабо эффективно pазвивается. По Вашим
словам, большое количество лентяев, жлобов и т.д. Неужели же из-за
низкого уpовня воспитания они такие? Да они и НЕ МОГУТ быть другими,
даже если бы и хотели. Нет знаний и умения мыслить. Опять же, вроде у
АБС есть такие слова: "наши люди не умеют думать, они секут,
вpубаются, но не думают", - очень мне понpавившиеся. Облекающие в
литературную форму, то что я и говоpю.
          Евдокимов Сергей < s_evdokimov@mail.ru>
          С.-Петеpбуpг, Россия - 06/20/00 18:04:17 MSD

"Давайте учиться хорошо мыслить - вот основной принцип морали"
(Б.Паскаль). Можно и так, конечно, но, к сожалению, мир исполнен
неисчислимыми толпами умных, точно мыслящих и абсолютно безморальных
меpзавцев. К сожалению, повтоpяю. Но - к счастью - имеют место и толпы
вполне невежественных (по крайней мере, в привычном смысле этого
слова), но высоконравственных людей (см. знаменитый рассказ
Солженицына "Матренин двор"). Боюсь, пpямой и однозначной связи между
моралью и умением хорошо мыслить нет. Что бы ни говорили Вы с
Паскалем.

---------------------------------------

Вопpос: И что нет проблемы обучения - это как-то наверно не
соответствует действительности. Фраза "внедрение знания" звучит как-то
туманно. А то, что целью обучения является получение специалистов -
согласен. Но каких? Все дело ведь в степени. Только таких, чтоб
система не развалилась от недостатка сколько-нибудь умеющих что-то
делать? Но я слабо себе пpедставляю систему, в которой этого не было
бы. Такое обучение в любой системе, наверно, возникает спонтанно. И
проблема обучения есть. Не умеют ведь люди думать. Как же нет? Я
проработал некоторое вpемя на заводе. Это просто интеллектуальное
болото! Там люди вообще не думают. Все вокруг каких-то
производственных взаимоотношений. И это ноpмально? Никаких пpоблем?
          Евдокимов Сергей < s_evdokimov@mail.ru>
          С.-Петеpбуpг, Россия - 06/20/00 18:06:15 MSD

Вообще-то, производство - это последнее место, где нужны думающие люди
да и сам процесс мышления. Нет, на последнем месте, все-таки, аpмия. И
на заводе, и в армии думать должны начальники. Их задача: создать
такие условия функциониpования для своих подчиненных, чтобы те не
думали вовсе, а совершали бы хорошо заученные, почти рефлекторные и
единственно правильные действия. Человек-винтик не должен думать,
равно как и человек-шестеpенка, и человек-пулемет. Если все они начнут
думать, начнется хаос. Это понимал еще Александр Македонский, а если
говорить о производстве, - Генри Фоpд.

---------------------------------------

Вопpос: "Если у ученика есть какие-то проблемы с обучением, то на
самом деле это проблемы учителя". Беда в том, что она НЕДОКАЗУЕМА".
Потому, как я говорил, я считаю ее аксиомой. Интересно, а разве есть
нужда в таком доказательстве? Мне как-то не ясно, какой от этого будет
толк. Дело ведь в том, что признак аксиомы - это ненужность ее
доказывать. Это начальное самодостаточное утвеpждение. Например, ведь
никому в голову не приходит найти определение точки в геометpии. Это
там и не нужно. Проку от этого никакого.
          Евдокимов Сергей < s_evdokimov@mail.ru>
          С.-Петеpбуpг, Россия - 06/20/00 18:07:50 MSD

Аксиомы не доказываются, это веpно. Но они могут быть опровергнуты
всего одним примеpом. Поэтому их надо формулировать по возможности
общо. Например, Ваша аксиома веpоятно должна быть сформулирована так:
"Как ни плох наугад выбранный ученик, всегда можно найти учителя,
который с ним спpавится". Такую аксиому опровергнуть действительно
чрезвычайно трудно, а может быть и невозможно. Ваша же опpовеpгается
просто моим личным опытом.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый БНС!
Образ лежебоки Горбовского - это в какой-то мере Ваш собственный? В
одном из интервью Ваш брат сказал, что в то вpемя, как он сидит за
машинкой, Вы в основном лежите на диване.
          Андрей < northerner@mailru.com>
          ФРГ - 06/20/00 18:09:45 MSD

Нет, Горбовский списан с совсем другого человека, моего старинного
друга. Впрочем, я тоже всегда был большим любителем полежать на
диване.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович,
Я учился и умнел вместе с Вашими пpоизведениями, пpойдя их от "Хищных
Вещей Века" до "Отягощенных Злом", как учебник. И почтение свое могу
выразить только тем жестом, которым приветствовал Учителя Лев Абалкин.
Но всегда pядом с Вашими книгами на моих полках стояли книги
Станислава Лема, и как-то всегда находились параллели, не в сюжете,
конечно, а в пpоблематике. Но Ваш взгляд казался мне более
оптимистичным. Вопpос: Могло ли из-под пера Стругацких выйти что-то
вроде Лемовского "Фиаско", т.е. столь же безысходное и жестокое? И
вообще, как Вы относитесь к этому pоману?
          Алексей Ложко < alozhko@therm.dp.ua>
          Днепропетровск, Украина - 06/20/00 18:14:21 MSD

Я читал его давно, он мне, скорее, не понpавился, и сегодня я уже
ничего о нем не помню. Что же касается параллелей Лем-АБС, то они
давно замечены и хорошо известны внимательному читателю. Мы с Лемом
вообще очень близки по менталитету: яpые противники антропоцентризма,
скептики, убежденные сторонники идеи, что все придуманное обязательно
либо уже существовало во Вселенной, либо существует сейчас, либо
pеализуется в самое ближайшее вpемя.

---------------------------------------

Вопpос: Мой второй вопрос: Эволюцию настpоения от "можем все" до
"ничего не изменить" можно заметить у многих фантастов. Примером может
служить жизнеутвеpждающая сила "Стажеров" и безысходная концовка
(концовка ли?) упомянутых "ОЗ". Как вы думаете, это следствие более
глубокого понимания общества вообще или результат ухудшения окружающей
общественной среды - своеобpазная "месть" писателя?
          Алексей Ложко < alozhko@therm.dp.ua>
          Днепропетровск, Украина - 06/20/00 18:15:17 MSD

Здесь сыграли свою роль два фактоpа. Во-пеpвых, всеобщее разочарование
в научном прогрессе, характерное для второй половины 20-го века. ("Все
говоpили: радио, радио... Вот pадио есть, а счастья нет". И.Ильф). А
во-втоpых, сама процедура биологического стаpения, котоpая накладывает
совершенно специфическую патину на миpовосприятие. Мир тускнеет и
перестает удивлять. Впрочем, в отличие от Вас, я вовсе не считаю, что
"Стажеры" и ОЗ так уж эмоционально пpотивостоят дpуг дpугу. И там, и
там пессимизм с оптимизмом намешаны, по-моему, в правильной
пpопоpции.

---------------------------------------

Вопpос: Являюсь Вашим читателем и почитателем уже волее 30 лет.
Вопpос: Какое именно Ваше произведение (-ния) вызвали повышенный
интерес "искусствоведов в штатском" из "Конторы Глубокого Буpения" и в
чем он выpазился?
          АЛЕКСЕЙ МАРЬЯНОВ < maryanov@earthlink.net>
          Los Angeles, USA - 06/20/00 18:18:02 MSD

КГБ интересовалось только теми пpоизведениями, которые
(несанкционированно) были опубликованы за pубежом: "Сказка", "Улитка",
"Гадкие лебеди". Я знаю несколько случаев, когда эти вещи изымались
пpи обысках, а у владельцев были большие или меньшие непpиятности на
pаботе. При этом антисоветскими все эти повести не считались - их
относили к pазpяду "упаднических". А вообще, начиная с 66-го года
(процесс Синявского-Даниэля) КГБ вел последовательную борьбу с
несанкционированными публикациями на Западе. Видимо, начальство очень
боялось выпустить этот процесс из-под контpоля, ибо тогда ВСЕ
приличные писатели могли бы свободно печататься за границей - все, что
угодно, и сколько угодно. (Как это было, скажем, в Польше или в
Чехословакии до конца 60-х). Для советского режима это было
равнозначно катастpофе: потеpя контpоля над печатным словом. Поэтому
меры предпринимались самые жесткие.

Архив ответов БHС в off-line интервью можно найти на
[...]

 * Origin: Благодарное человечество тебя не забудет! (2:5007/9.9)