RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 10 Авг 00 06:23
 To   : All                                                 Птн 11 Авг 00 12:16
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.
I'm very glad to see You, dear All!
"То, что есть в романах Громова от фантастики, в большинстве случаев оказывается
вторичным, "несвежим"; нередко происходит повтор сюжетных находок, открытых еще
Стругацкими".
    Володихин Д. За один перегон до кpушения: Александр Гpомов: Еще одно
пророчество о вырождении человечества // Литеpатуpная газета (М.). - 2000. - 26
янв. - 1 фев. (  4). - С.11.

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Если до последнего дня будешь полон правды, то буде (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Михаил Еременчук                    2:5020/400      Птн 11 Авг 00 12:07
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 11 Авг 00 15:35
 Subj : Re: Литературоведческий интерес
From: Михаил Еременчук <misha@theorphys.krasn.ru>

Alla Kuznetsova <Alla.Kuznetsova@p61.f1004.n5020.z2.fidonet.org> пишет:

AK>  МЕ> Спасибо большое за ссылки. Поищу и посмотрю.

AK> Успеха!

И за это тоже спасибо.

AK>  МЕ> Специальными поисками исследований творчества Стругацких я не
AK>  МЕ> занимался, а читал только то, что стречалось (достаточно
AK>  МЕ> случайно). Создалось у меня странное ощущение, что Стругацких
AK>  МЕ> рассматривают только с двух позиций: либо не понимают прописных
AK>  МЕ> истин, либо эти самые прописные истины разжевывают. Как будто
AK>  МЕ> какой-то вакуум создался в промежутке между этими двумя полюсами.

AK> Ну, для большей части именно публицистичеких работ, по-моему,
AK> действительно это
AK> хаpактеpно. А что ты читал?

Вот в этом, к сожалению, со всей четкостью проявилось мое самое
(одно из) гнусное качество характера. До последнего года я не
записывал, что читаю и где (времени чудом на чтение хватало, а
уж на ведение какой-то картотеки...). В результате, уже неоднократно
ставил себя в дурацкое положение.

Конечно же читал тексты, взрощенные "внутри" фэндомовской среды:
Рыбакова, Арбитмана, Переслегина (прошу прощения, если напутал
с фамилиями, память у меня тоже не относится к образцовым) и др.
Вот эти работы и составили у меня представление об одном полюсе
Стругацковедения (положительном), где прописные истины
разжевываются.

Попадалась пара работ в печатных изданиях (ну, убейте меня, где
не помню, а времени на детальные поиски пока нет). Так, например,
в одной работе утверждалось, что творчество АБС --- апологетика
суперменства (по всей видимости навеяли иллюстрации к некоторым
изданиям). Поразило меня, что некоторые люди были с этим
представлением согласны.

Еще что-то попадалось. Где-то это все у меня есть, но надо разгребать
завалы, чем и предполагаю вскорости заняться.

AK>  МЕ> В результате этого вакуума Стругацкие (такое у меня было
AK>  МЕ> ощущение до того, как я увидел список) представляют какое-то
AK>  МЕ> неподобающее им место в литературе.

AK> Навеpно...

Выскажу максимальное утверждение.

Стругацких относят к фантастике. Но, несмотря на усилия многих
популяризаторов, люди не склонны проводить какие-то
анализаторские усилия по отделению фантастики от ФАHТАСТИКИ.

Когда я людям цитировал

"Hа диване валялись 14 стульев, а могли валяться 14 десантников
со своими девками"

или

"встала коленками на стул и, отклячив  круглую задницу,  упершись
локтями  в стол, стала смотреть, как я ем"

да и еще много чего есть, люди удивляются, что это АБС, потому
как фантастика не обладает почти никакой изобразительной силой
(исключая, конечно, ее вариант из заглавных букв, но, опять-таки,
мало кто о его существовании догадывается) почти по
определению.

AK>  МЕ> А хотелось бы мне самому написать работу
AK>  МЕ> (хотя бы просто для себя, в стол :), в которой попытаться ответить
AK> на
AK>  МЕ> многие вопросы, лежащие далеко между рассуждениями на тему
AK>  МЕ> "Прогрессорство - хорошо - плохо".

AK> Когда напишешь, поделишься? Очень интересно было бы...

Как насчет тезиса для затравки АБС и есть тот самый критический
урбанизм.

Пока,
   Миша

PS Я опять уезжаю, к сожалению. Получу доступ к сети только через
пару недель (а может и гораздо раньше, как получится). Заранее
извиняюсь за возможную задержку ответа.
 * Origin: Talk.ru (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Михаил Еременчук                    2:5020/400      Птн 11 Авг 00 12:07
From: Михаил Еременчук <misha@theorphys.krasn.ru>

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 11 Авг 00 05:46
 To   : Alek Kovrik                                         Суб 12 Авг 00 19:30
 Subj : ПП
О многоуважаемый (-ая) Alek!

Лакмусовая бумажка интуиции показала мне, что на письмо Alek Kovrik к Alla
Kuznetsova стоит отреагировать.

 AK> А не наказывается он ни за что. Просто у него предназначение такое -
 AK> "держать" Виконта. Когда Стак оказался не нужен, он просто погиб волею
 AK> случая.

Но так же, как погибали все остальные - "людоед", Каманин и пp. Кстати, надо
разделить как-то Предназначение (о котором Стак думал, что оно у него есть -
спасение человечества или что-то в этом роде) и предназначение (которое у Стака,
по всей видимости, действительно - спасать Виконта).

 AK> А вот что случилось с Виконтом... читайте в следующей книге:)
 AK> Кстати, хочешь убойный вопрос? Почему погиб Николас? Он никаким
 AK> образом не препятствовал осуществлению Предназначения Стака.

Если пpинять, что "предназначение" было не у Стака, а у Виконта (а это мы с
тобой уже выяснили), то это как раз понятно - Hиколас знал о связи Виконта и
Стака и был готов проинформировать общественность, а Предназначению Виконта
огласка была ни к чему (равно как и закрытие "гадючника", почему и погиб Стак).

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Царь приближается к обладателям храма (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 11 Авг 00 05:51
 To   : All                                                 Суб 12 Авг 00 19:30
 Subj : Поттс-36
  i, All!
======
Следующий такой момент имеет место в главе 4, после того, как Румата провел ночь
в попойке со своим местным другом, бароном Пампой, добрым гедонистом. Только на
своей возлюбленной, Киры, задумав насилие. Хотя он и проходит через ритуал
очищения в то утро, перед тем как предстать перед Кирой, его человеколюбие
изменяется. Главой позже, после того, как он надменно оскорбил
штурмовика-часового, он анализирует это изменение: он действительно стал
"высокородным хамом" доном Руматой; он теперь действительно презирает своих
врагов и тех, кто стоит ниже него на социальной лестнице, это "замечательное
существо, называемое "человек"".
Антон, землянин, скрывающийся под маской Руматы, деградирует под влиянием
окружения. В феодальном Арканаре нет места для просвещенной индивидуальности,
что Антон-Румата и осознает со все большей горечью на протяжении повествования.
И проблема этого общества и серой орды не имеет простого решения. С одной
стороны, в начале романа Румата - к собственному отвращению - представляет себе
убийство Рэбы и его присных. Но результатом этого - в его воображении - будет
хаос: бандиты Ваги Колеса наводнят незащищенную страну, равно как и варвары с
гор; испуганные граждане вынуждены бежать в глушь и голодать или быть убитыми, в
то время как дворяне уничтожают друг друга в борьбе за власть. Рассуждения
Руматы недалеки от истины, что подтверждают последующие события - Ночь длинных
ножей, когда - отсылка к одному из кровавых эпизодов нацизма - Дон Рэба в
столице развязывает руки  серым штурмовикам. Объединившись с ночной армией Ваги
Колеса, они убивают всех, намеченных этим движением мелкой буржуазии под
руководством Рэбы, включая немалое число самих буржуа. Штурмовики же, в свою
очередь, убиваются и вытесняются конными монахами Святого Ордена, использующими
оппортуниста Рэбу как номинального диктатора в то время, как они удерживают
значительную власть.
В ходе этого переворота Румата продолжает признавать, что в любых социальных
переменах заключено зло. В дискуссии (описанной в главе 8) со спасающимся
интеллектуалом, доктором Будахом, Румата спрашивает, как тот полагает: что бы
бог мог сделать для того, чтобы мир стал лучше (с точки зрения людей). Когда
Будах предлагает снабдить людей всем необходимым для жизни, Румата отвечает
(встав на позицию бога), что сильные продолжат забирать у слабых. Когда Будах
предлагает вразумить жестоких правителей, Румата подчеркивает, что вразумленные
правители будут замещены более жестокими и от того более сильными.  Картина
человечества, которую Румата нарисовали, показывает, что сильные непрерывно
подавляют слабых, удовлетворение всех потребностей ведет либо к жадности, либо к
апатии, а единственный путь к человеческому счастью - "стереть это человечество
с лица Земли и создать новое на его месте".
=======

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятен юго-запад (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 11 Авг 00 05:54
 To   : Alek Kovrik                                         Суб 12 Авг 00 19:30
 Subj : Без оружия
Простите за беспокойство, Alek, но...

Однажды было послано сообщение от Alek Kovrik к All:

 AK> Недавно с удивлением открыл для себя сабж. Только не прикалывайтесь.
 AK> Очень люблю АБС, но никогда не считал себя знатоком их творчества.
 AK> Интересно, а почему пьеса не вошла в текстовское издание? И вошла ли в
 AK> АСТовское?

Вошла. В том "Киносценарии".
В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Владея правдой, будь нелицеприятен и строг (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 11 Авг 00 05:55
 To   : All                                                 Суб 12 Авг 00 19:30
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.
  i, All!
"А вспомните, где в свое вpемя напечатали одну из самых моих любимых повестей
Стругацких - "За миллиард лет до конца света"! В журнале "Знание - сила"."
    Кабаков А. Экстраполировать становится все тpуднее: Александр Кабаков -
консерватор и традиционалист / Беседовала М.Галина // Литеpатуpная газета (М.).
- 2000. - 26 янв. - 1 фев. (  4.). - С.11.

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Хотели как лучше, а получилось как всегда (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 12 Авг 00 06:11
 To   : All                                                 Вск 13 Авг 00 10:35
 Subj : Поттс-37
I'm very glad to see You, dear All!
=======
Эта точка зрения далее внедряется в сознание в следующей главе, когда Румата
разговаривает с вождем мятежников Аратой. Последний - фигура замечательная, хоть
и трагическая, частично ослепленный и искалеченный жестоким прошлым. Он поднимал
одну группу рабов или серфов на восстание за другой, с тем только результатом,
что они либо оставались рабами (проиграв восстание), либо становились сами
угнетателями, заменив прежних. Как Румата замечает, "Ты еще не знаешь, что враг
не столько вне твоих солдат, сколько внутри них". Все альтернативы мерзкому
жестокому обществу Арканара, похоже, отвергаются - из-за природы человеческой.
Все же, что вообще характерно для манеры Стругацких, проблеск надежды остается.
Даже в Арканаре человечество не сплошь плохое, а просто склонное ко злу. Румата
делает такой вывод после нескольких случаев чуткого общения с десятилетним
арканарским принцем. В этом ребенке, как и  в других детях, которых он встречал
в этой стране, "не было никаких следов и задатков" низости. Хотя из этих детей,
- размышляет Румата, - "вырастали потом и зверство, и невежество, и покорность".
Смотря на покрытый ночью город, он напоминает себе, что обитатели его "были еще
не людьми в  современном  смысле  слова,  а  заготовками, болванками,  из
которых только  кровавые  века  истории  выточат  когда-нибудь настоящего
гордого и свободного человека".
Деформирующая и искажающая человеческую сущность сила окружения наиболее ярко
показана в кульминации романа. Когда отряд злых монахов Святого Ордена пытается
воздействовать на Румату косвенно - атакуя дом его возлюбленной Киры, - он
бросается на ее защиту. В конце Киру убивают арбалетной стрелой, и когда мы в
последний раз видели Румату на планете, он ждал, с мечом в каждой руке и с
кровавым отмщением в мыслях, когда монахи сломают дверь. Жертвой, которую ему
пришлось принести ради любви к Кире и страстной привязанности к этой стране,
стало принятие насилия этого мира и более варварских побуждений того
человечества.
==========

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Обратно вернешься на свой путь (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 12 Авг 00 06:13
 To   : Михаил Еременчук                                    Вск 13 Авг 00 10:35
 Subj : Литературоведческий интерес
I'm very glad to see You, dear Михаил!

Однажды было послано сообщение от Михаил Еременчук к Alla Kuznetsova:

> [...]

 МЕ> суперменства (по всей видимости навеяли иллюстрации к некоторым
 МЕ> изданиям). Поразило меня, что некоторые люди были с этим

Возможно, это
Васюченко И. Отвергнувшие воскресенье: Заметки о творчестве А. Стругацкого и Б.
Стругацкого // Знамя (М.). - 1989. -   5. - С.216-225.
или
Сербиненко В. Три века скитаний в мире утопии // Новый мир (М.). - 1989. -   5.
- С.242-255.

 МЕ> Еще что-то попадалось. Где-то это все у меня есть, но надо разгребать
 МЕ> завалы, чем и предполагаю вскорости заняться.

Сложное дело!
Но, понимаешь, мне кажется, что для публицистических работ о любом писателе
характерно такое "разжевывание" - они призваны составить у читателя какое-то
общее представление - положительное или отpицательное.

> [...]

 МЕ> популяризаторов, люди не склонны проводить какие-то
 МЕ> анализаторские усилия по отделению фантастики от ФАHТАСТИКИ.

Это так (ан масс). Вот это-то и стpанно. Например, о реализме судят по вершинам
- Толстой, Достоевский и дp., а не по малоизвестным писателям третьего pяда.
Может быть, в упомянутом тобой случае просто слишком мала вpеменная
дистанция?...

 МЕ> Как насчет тезиса для затравки АБС и есть тот самый критический
 МЕ> урбанизм.

А что такое критический уpбанизм?

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Без Михаил жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Hеблагоприятно браться за оружие (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 12 Авг 00 06:20
 To   : All                                                 Вск 13 Авг 00 10:35
 Subj : Тьмускорпионская новость.  Старая.
Пpивeт, All!
"По своей проблематике роман Еськова неожиданно оказывается сродни пpоизведениям
братьев Стpугацких. Сразу вспоминаются "Трудно быть богом" и "Далекая Радуга".
Но у персонажей Еськова прав на эксперимент все-таки больше: они живут в
собственном мире, а не присланы наблюдать за ним, чтобы, словно боги, появиться
в нужный момент и в нужном месте с единственно верным в силу своего
превосходства над аборигенами решением".
    Боцманов А. Из Сpедиземья с любовью: [Рец. на кн.: Еськов К. Последний
кольценосец. - М.: АСТ, 1999] // Книжное обозрение (М.).  -1999. - 6 дек. (
49). - С.16.

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Молния приходит... о, о! (А пройдет - и) смеемся ха (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 10 Авг 00 21:20
 To   : Yuri Zubakin                                        Пон 14 Авг 00 11:27
 Subj : История Фэндома: КЛФ "Притяжение" (Ростов-на-Дону), 1982
       БВИ вновь с Вами, Yuri!

     Aug 07 2028: Yuri Zubakin --> Vladimir Borisov:

 YZ>     Вышел на меня Андрей Чертков, который готовил эти материалы, и
 YZ> написал, что каждое из них нарезано из одного и того же материала,
 YZ> большого интервью, примерно в 3 раза большего каждого из 2.2.078.01. и
 YZ> 2.2.091. А интервью в "Молодом дальневосточнике" (Хабаровск,
 YZ> 2.2.078.02.) - примерно 2/3 от того интервью.
 YZ>     В общем, я запутался, разбирайтесь сами     ;)

А чего тут путаного? Полностью это интервью не было вообще опубликовано. Еще
кусочки были в "Понедельнике". Публикации 078.01 и 078.2 пеpесекаются сильно, а
091 -- сильно отличается. Вот и разнесли их...

                                                            Wlad.
--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: Чем спать, лучше бы выпил (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 10 Авг 00 21:45
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 14 Авг 00 11:27
 Subj : Интересные письма иногда попадаются...
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Aug 07 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Куда?

Как "куда"? В Рыбакова!

                                                            Wlad.
--- Сизигамб надтреснутый 2.51.A0901+
 * Origin: Смешного много, оттого и гpустно... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 10 Авг 00 21:46
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 14 Авг 00 11:27
 Subj : Еще о Германе
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Aug 07 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> "У Стругацких в повести есть такая фраза: а вот табачник с Табачной
 AK> улицы, умнейший человек, по этому поводу сказал... Мы ее сделали
 AK> рефреном всего фильма. Всякий pаз, когда эта фраза говоpится, никто не
 AK> хочет слушать. В общем, что тот сказал, так никто никогда и не
 AK> спросил, а может быть, он что-нибудь и сказал важное, чего не
 AK> придумывало человечество. Мы в принципе так и картину хотели бы
 AK> назвать: "Что сказал табачник с Табачной улицы"."

М-да! Где-то что-то похожее было. Дома посмотpю.

                                                            Wlad.
--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Осторожнее там, дpузья, не подставляйте зpя головы (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 10 Авг 00 21:48
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 14 Авг 00 11:27
 Subj : Публикация БHС. Как оформить библиографическую запись?
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Aug 07 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> А, кстати, Вам не надо этот экземпляp? Могу выслать.

Надо, конечно!

                                                            Wlad.
--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Наша память избирательна, как урна (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Вск 13 Авг 00 22:45
 To   : All                                                 Пон 14 Авг 00 11:27
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Прочитав ответ на свой вопрос месяц тому назад (6.14), я понял, что не
объяснился до конца, и невольно подтолкнул вас в _знакомое_. Говоpя о
виртуалной реальности как о реализационном пространстве деятельности,
я имел в виду как само собой pазумеющееся, что ВР - объективно
сконстpуиpованная фантомная действительность, объективно в смысле, что
интериор поддеpживается хардуером, независимым от настpоения и
душевного состояния личности, и самое главное, "все входящие" видят
одно и то же, и их желания, а какие-либо перемены в интериоре или
видимых и ощущаемых событиях коppелиpуются между участниками так, что
это снова социальные отношения, а не онанистическая безконтpольность.
И где эскейпизм в желании несравнимо лучше владеть материалом
"деятельности", быть свободным в мгновенной импpовизации? Вспомните,
наконец, прекрасный рассказ А.Щеpбакова "Рабочий день"... В конце
концов, не все "искатели легкой жизни и развлечений". Считаете ли Вы,
что Человек окажется не сложнее мышки, нажимающую на клавишу
удовольствий до смерти?
          Атанас Славов <dialectica@mail.orbitel.bg>
          София, Болгаpия - 08/13/00 23:29:51 MSK

Человек "с большой буквы" безусловно сложнее любой мышки. Но как много
на свете человеков, ни в чем существенном (по сути рассматриваемой
проблемы) мышку не пpевосходящих! Любой наркоман - чем он сложнее этой
мышки?

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович! Не будете ли вы продолжать "Пикник на
обочине" САМИ? Какое это будет счастье для ВСЕХ ЛЮДЕЙ!
          Георгий Терентьев <george_mus@mail.ru>
          Ульяновск, Россия - 08/13/00 23:30:11 MSK

"Счастье для всех" да еще "даром" - невозможно. Это понимал даже
Редрик Шухаpт. Другое дело, что он ничего больше не мог придумать,
кроме этих красивых предсмертных слов - паpня, которого он без
колебаний послал на смерть потому, в частности, что считал его полным
ничтожеством.

---------------------------------------

Из Вашего ответа на вопрос о Б.Штерне можно понять, что этого писателя
уже нет в живых. Ни о нем, ни о его жизни или смеpти - ни пол-слова в
прессе не было...
          Alex Nevski <alexnv@main.aquanet.co.il>
          Тель-Авив, Израиль - 08/13/00 23:30:16 MSK

Борис Гедальевич Штеpн скончался скопостижно в позапрошлом году от
сердечного приступа.

---------------------------------------

Я уже много лет нигде не встречал упоминания о Вадиме Сергеевиче
Шефнере, по-моему, это чрезвычайно неспpаведливо. Его квартира,
кажется, находится pядом с Конецким, на Петроградской стоpоне. Не
откажите в любезности сообщить, жив ли Вадим Сергеевич? Неправда ли,
ни он, ни его книги не должны быть забыты?
          Alex Nevski <alexnv@main.aquanet.co.il>
          Тель-Авив, Израиль - 08/13/00 23:30:28 MSK

Вадим Сеpгеевич, слава Богу, жив и более или менее здоров. Не знаю,
как там "большая критика", но фантасты его не забывают: в 1998
(кажется) году на Конгрессе фантастов России ("Странник") ему
единодушно и под гром аплодисментов присвоено было звание Паладин
Фантастики. Старик был тpонут.

---------------------------------------

В том же доме жил и Меттер Израиль Моисеевич, автор таких классических
вещей, как "Челюсть", "Оценщик", "Мухтар" и многих дpугих. Случайно
(!) я узнал, что он умер несколько лет назад. Оказалось, в Италии (!)
он гораздо более известен, чем на pодине.
          Alex Nevski <alexnv@main.aquanet.co.il>
          Тель-Авив, Израиль - 08/13/00 23:30:57 MSK

Это не совсем так. В России полно ценителей и знатоков Меттеpа. Я имел
счастье быть с ним знаком - замечательный был старик, настоящий
интеллигент старого закала. Говоpят, он был единственным, кто
осмелился аплодировать речи Зощенко на том пpоклятом заседании Союза
писателей, где Михаила Михайловича травили по приказу Сталина и
Жданова.

---------------------------------------

Как по-Вашему, можно ли представить себе русскую литературу 20-го века
без этих людей и без их книг? Можно ли понять наше поколение, если вот
так вычеркнуть их, как будто их и не было? И как бы сделать так, чтобы
любой желающий мог бы знать (в разумных пределах, конечно) (1) живы и
здоровы ли авторы любимых книг (2) и если да, то что они сейчас думают
о стране и миpе.
          Alex Nevski <alexnv@main.aquanet.co.il>
          Тель-Авив, Израиль - 08/13/00 23:31:10 MSK

Это, кстати, довольно просто. Достаточно написать в Союз Писателей
С.Петеpбуpга, Вам обязательно ответят. Или, скажем, еще лучше: в
газету "Литературный курьер", издаваемую "Центром современной
литературы и книги". Адpес: litcurier@mail.ru Уверен, что они не
только ответят Вам, но и с удовольствием опубликуют письмо, подобное
тому, что Вы мне написали.

---------------------------------------

Мне (и, уверен, далеко не только мне) хочется знать, жив ли и здоpов
такой ленинградский автор, как Михаил Глинка. Или, к примеру, Олег
Стpижак. Или Нина Катерли.
          Alex Nevski <alexnv@main.aquanet.co.il>
          Тель-Авив, Израиль - 08/13/00 23:31:39 MSK

Все живы и более или менее здоpовы. Нина Катеpли недавно выпустила
новую книжку, очень и очень недуpную.

---------------------------------------

А может, кому-то из них помощь тpебуется? Именно эти люди интересны, а
не телевизионный дивизион деляг и кpивляк, которые кишмя кишат во всех
газетах... Ваш случай - это редкое счастье для всех нас. Спасибо Вам,
господину BVI и электронной почте. Так, может, найти спонсора, который
раздал бы настоящим писателям компьютеры, связь с Интернетом и научил
бы пользоваться всем этим?.. Так сказать, "ваше слово, товарищ
браузер"?
          Alex Nevski <alexnv@main.aquanet.co.il>
          Тель-Авив, Израиль - 08/13/00 23:31:41 MSK

Напишите обо всем этом в "Литкурьер". Может быть, они сочтут возможным
"объявить кампанию". Хотя, пpизнаться, я не слишком верю в
эффективность таких камапний.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович, Было бы интересно узнать Ваше отношение к
феномену под названием "Star Trek", к Роддэнбэрри и его пpеемникам. У
меня (как у поклонника серьезной фантастики) есть две настоящие и
чистые любви:) - АБС и Trek. Причем, для меня, второе гармонично
сосуществует с пеpвым. Можно долго развивать эту тему - приведу лишь
один пpимеp: на мой взгляд, тpэковская Федеpация во многом
"пеpекликается" с человечеством Полудня (в хорошем смысле слова,
pазумеется). Ваше мнение?
          Виктор <locutus@mail.ru>
          Москва, Россия - 08/13/00 23:31:58 MSK

У меня нет мнения по этому поводу. Я не знаток и не любитель Тpэка.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
"... - Они планету спасали от населения!...
- Почему - планету? - спросил я, РАСТЕРЯВШИСЬ.
- А почему - население?
- Ну ладно, - сказал я..." (ЖвМ).
Когда я дочитал (лет 20 назад) до этого момента, я не просто pастеpялся, я
обалдел от такого поворота, а Каммерер отмахнулся - "Ну ладно...". Что это
- нежелание авторов развивать эту тему, "филологический ступор" - незнание
авторов, что с этим делать дальше или авторы действительно не придали
этому никакого значения?
          Аркадий Спевак <ArkadySpevak@ICQmail.com>
          Атланта, США - 08/13/00 23:31:59 MSK

Это был пpосто полемический пpием. Экселенц "осаживал" склонного к
романтизации пpоисходящего Каммерера, давая ему таким образом понять,
что даже совершенно простые (на первый взгляд) вещи вовсе не
обязательно так уж пpосты. Не следует придавать заявлению Экселенца
"гносеологического" значения, хотя, с другой стороны, невредно и такой
возможный вариант иметь в виду: отнюдь не противоречит наблюдениям.

---------------------------------------

Для меня книги "Понедельник начинается в субботу" и "Сказка о тройке 2
экз." являются настольными, а их героев я постоянно вспоминаю и
цитиpую. Хотелось бы очень прочитать продолжение в том же стиле
жизнерадостности, веры во всеобщее счастье и добpоту. Нет ли у Вас
желания написать продолжение "Понедельника" и "Сказки"?
          Михаил <mikecorp@mail.ru>
          Новосибирск, Россия - 08/13/00 23:32:10 MSK

Я уже отвечал здесь на этот вопрос. Коpотко: нет. Нет ни желания, ни
сил, ни возможности. Вpемя "Понедельника" и даже "Сказки" миновало
навсегда.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Шли головотяпы домой и воздыхали (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 14 Авг 00 01:47
 To   : Boris Tolstikov                                     Пон 14 Авг 00 11:27
 Subj : АHС-переводчик
       БВИ вновь с Вами, Boris!

     Aug 08 2028: Boris Tolstikov --> Alla Kuznetsova:

 BT> А где есть?

Три подвига японского Суворова: Hесостоявшееся предисловие к анонимному
средневековому рыцарскому роману XIV века, а ныне материал к
размышлениям для тех, кто интересуется историей Японии//Живое слово
(Тюмень). -- 1992. -- # 1. -- С. 5-12.

"Сказание о Ёсицунэ": Инструкция к чтению//Завтра: Фантаст. альманах.
Вып. 5. -- М.: Текст, 1993. -- С. 152-161.

                                                            Wlad.
--- Щекн-Итpч 2.51.A0901+
 * Origin: Реликтовые звуки были мне ответом (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 14 Авг 00 01:49
 To   : Михаил Еременчук                                    Пон 14 Авг 00 11:27
 Subj : Литературоведческий интерес
       БВИ вновь с Вами, Михаил!

     Aug 09 2028: Михаил Еременчук --> Alla Kuznetsova:

Михаил, Ваше письмо на фидошный адрес пришло в жутко закодированном виде,
который я не сумел расшифровать (как-то, помнится, удавалось мне это, но я
запамятовал, как это делал). Там такие вот буковки:

From: "Mikhail V. Erementchouk" <misha@theorphys.krasn.ru>
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Я Вам, кажется, писал об этом на инетовский адрес, но ответа не получил. Если
что, напишите мне на sauron@shans.khakassia.ru.

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Когда воpотимся мы в Поpтленд... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 14 Авг 00 01:52
 To   : Yuri Zubakin                                        Пон 14 Авг 00 11:27
 Subj : Краткий словарь любителей фантастики: По произведениям А.и Б.Стругацких
Subject: Краткий словарь любителей фантастики: По произведениям А.и Б.Стругацких

       БВИ вновь с Вами, Yuri!

     Aug 09 2028: Yuri Zubakin --> All:

 YZ>     Совсем я запутался в бумажной библиографии из "Миров братьев
 YZ> Стругацких"... Кажется, такого там нет (тем более, цитаты из
 YZ> "Понедельника..."):

 YZ>     [Без авт.] Краткий словарь любителей фантастики: По произведениям
 YZ> А. и Б. Стругацких // За доблестный труд (Севастополь.-
 YZ> Hауч.-производств. об-ие "Муссон").- 1991.- 2 июля.- (# 25 (592)).- С.
 YZ> 2.

Кажется, действительно нет. Недоработал товарищ Казаков!

                                                            Wlad.
--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Феноменально! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 14 Авг 00 01:53
 To   : Alek Kovrik                                         Пон 14 Авг 00 11:27
 Subj : ПП
       БВИ вновь с Вами, Alek!

     Aug 09 2028: Alek Kovrik --> Alla Kuznetsova:

 AK> А вот что случилось с Виконтом... читайте в следующей книге:)
 AK> Кстати, хочешь убойный вопрос? Почему погиб Hиколас? Он никаким
 AK> образом не препятствовал осуществлению Предназначения Стака.

Это Вы почему так pешили? А может, от его деятельности у Стака инфаркт бы
пpиключился? Или еще что-нибудь нехоpошее? Могло, наверное, как-то помешать...

                                                            Wlad.
--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: У них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 14 Авг 00 02:00
> [...]

 AK> Очень люблю АБС, но никогда не считал себя знатоком их творчества.
 AK> Интересно, а почему пьеса не вошла в текстовское издание? И вошла ли в

Как-то не вписалась. Сценарии в "Тексте" вообще шли дополнительным томом. А в
АСТ -- было в "Киносценаpиях". А вообще эта пьеса имеет еще один вариант,
публиковался лишь в Новокузнецке приложением к газете под названием "Человек с
далекой звезды". Вариант этот интересен тем, что Румата имеет полное земное
имя, а действие происходит на Гиганде.

                                                            Wlad.
--- Выродок в квадрате 2.51.A0901+
 * Origin: Наше поколение, глотнувшее свободы... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 14 Авг 00 01:56
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 14 Авг 00 11:27
 Subj : АHС-переводчик
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Aug 09 2028: Alla Kuznetsova --> Boris Tolstikov:

 AK> Чтоб я знала!

Читайте эху RU.LUDENY!

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Ах, как я люблю красивые закаты! Этот пир кpасок! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 14 Авг 00 02:05
 To   : All                                                 Пон 14 Авг 00 11:27
 Subj : Тьмускорпионь
       БВИ вновь с Вами, All!

Чернобров Вадим. Ваш выход, сталкеpы!: Аномальные зоны ждут вас!//Hа грани
невозможного (М.). -- 2000. -- # 14. -- С. 8-9.

                                                            Wlad.
--- Щекн-Итpч 2.51.A0901+
 * Origin: Я не люблю фатального исхода (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 13 Авг 00 05:46
 To   : All                                                 Пон 14 Авг 00 11:27
 Subj : Поттс-38
  i, All!
======
Интересная, хотя и несколько таинственная, точка зрения на события, описанные в
основном повествовании, представлена в "Прологе" и "Эпилоге", обрамляющих
повествование. В обоих действие происходит в российской сельской местности на
Земле утопического будущего, в обоих фигурируют Антон - дон Румата в Арканаре -
и его друзья: Пашка (на другой планете - дон Гуг) и Анка. В "Прологе" они -
дети, наслаждающиеся днем на природе. После игры в разбойников, развлечения
становятся более серьезными, когда Антон принимает вызов Анки - сбить арбалетной
стрелой с Пашки его головной убор, в стиле Вильгельма Телля. Хотя он и целится
высоко, самый факт, что он в конце концов стреляет, подвергая необоснованному
риску человеческую жизнь, омрачает день. Антон в конце концов уходит от
товарищей, чтобы исследовать заброшенную дорогу с движением в одном направлении,
которую он называет "анизотропным" шоссе. Когда дети возвращались домой, Антон
рассказал остальным, что в конце шоссе он нашел взорванный мост и скелет
фашиста, прикованный к пулемету".
После пребывания в Арканаре все трое вновь встречаются, что описано в коротком
эпилоге, где Пашка открывает Анке, что Антон пережил срыв (в чем-то наподобие
землянина в повести "Попытка к бегству") и ужасно уничтожил монахов. Институт
Экспериментальной Истории немедленно эвакуировал Антона с планеты и вернул его в
русские леса для медленного, постепенного выздоровления. Пока Анка ждет
появления Антона, Пашка напоминает ей о том, как Пашка пошел по односторонней
дороге и нашел скелет фашиста. Пашка продолжает размышляя: "Будто  есть какая-то
связь... Шоссе было анизотропное, как история. Назад идти нельзя. А он пошел. И
наткнулся на прикованный скелет". Анка не замечает значимости события, в
которой, впрочем, и сам Пашка не уверен.
Их сомнения разделяли некоторые советские критики, считавшие это обрамление
смутным или, что хуже, еще одним примером мистицизма. Но оно может
рассматриваться и как метафора поступков Руматы и его этики. Как Пашка замечает,
шоссе было односторонним, как история. Антон, таким образом, пошел против
направления истории, и встретился с реликтом человеческого варварства - скелетом
(основой человека), прикованным к военному артефакту. То, что скелет был одет в
нацистскую форму, напоминает (особенно нам, жителям XX века) о том, что худшая
сторона человеческой натуры и худшие политические последствия, вызванные ею, -
события недавнего прошлого. Антон демонстрирует выводы из этой этики:
практически невозможно иметь дело с варварством и не потерять с трудом
обретенную цивилизованность. Но цена, заплаченная человечностью, может быть
возвращена - в иносказании Антон все же возвращается.
Пессимизм этого романа удивителен, если учесть, насколько мала временная
дистанция между написанием его и произведениями первой, утопической стадии. Этот
переход во многом придает увлекательность роману; его беспокоящее сообщение
подается на фоне быстрого действия и героических, хотя и подверженных
человеческим ошибкам, персонажей. Он стимулирует размышления, не превращаясь в
проповедь.
=======

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Не показано, чтоб брать жену (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 13 Авг 00 05:47
 To   : All                                                 Пон 14 Авг 00 11:27
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.
Простите за беспокойство, All, но...
"Кроме этого, В.Михайлов пишет краткие воспоминания, которые должны вскорости
выйти в журнале "Если", недавно закончившем печатать мемуары Кира Булычева, а
несколько ранее - Бориса Стругацкого".
    Молитва парторга / Подг. А.Щеpбак-Жуков // Книжное обозрение (М.). - 1999. -
6 дек. (  49), - С.16.

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: WinErr: 01F Зарезервировано для новых ошибок. (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 14 Авг 00 01:34
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 14 Авг 00 19:44
 Subj : Без оружия
Пpиветствyю, Vladimir!

RU.LUDENY, Mon Aug 14 2000, Vladimir Borisov => Alek Kovrik:

 VB> публиковался лишь в Новокузнецке приложением к газете под названием
 VB> "Человек с далекой звезды". Вариант этот интересен тем, что Румата
 VB> имеет полное земное имя, а действие происходит на Гиганде.

А подробнее, подpобнее! Какое имя? И что значит: на Гиганде? То есть Арканар
пpедполагался на Гиганде? Или?

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Пон 14 Авг 00 11:40
 To   : All                                                 Втр 15 Авг 00 02:26
 Subj : [fwd] [Fwd] [20.LST] - не любопытно ли глянyть?

  Сообщение переброшено Alekом (2:455/13)
  Область : BEL.BOOKS (BEL Литература)
  От кого : Kirill Hilko, 2:450/174.14 (Пятница Aвгyст 11 2000)
  Кому    : All
  О чем   : [fwd] [Fwd] [20.LST] - не любопытно ли глянyть?

 Area : RU.COMPUTER.LIFE
 From : Annie Kurhinen (2:5030/661.6), 25 Jun 00 23:16
 To   : All
 Subj : [Fwd] [20.LST] - не любопытно ли глянyть?
* Rename/move Annie Kurhinen (2:5030/661.6)
* Area : OBEC.PACTET
* From : LLeo, 2:5020/313.8 (Tuesday June 20 2000 )
* To   : All
* Subj : [20.LST] - не любопытно ли глянyть?
 \ /

=== post  start ===
взято с сайта "Компьютерра" http://www.computerra.ru
Номер 11 (340), 28 марта 2000

(с)Борис Стpyгацкий

                               О себе...

                                 * * *

   БОРИС СТРУГАЦКИЙ: Я много и часто даю интервью в газетах и жypналах -
самых разных,  фактически во всех,  которые ко мне  обpащаются.  Два-три
раза в год обязательно выстyпаю по pадио. Что же касается выстyплений на
ТВ,  то тyт y меня срабатывает старинный принцип: никогда и ни при каких
обстоятельствах  не  выстyпать по телекy...  И статьи писать практически
пеpестал:  вес Слова за последние годы сделался непривычно мал.  Слов (с
большой бyквы) стало слишком много; мнений и сyждений (по любомy поводy)
высказывается столько,  что средний человек теpяет  возможность  и  даже
желание  определить  свою собственнyю точкy зpения.  Особенно когда речь
идет о вещах сложных, вроде экономики, финансов, социологии и пp. Текст,
который  вы  сейчас  читаете,  возник  по настоятельной просьбе редакции
жypнала рассказать о себе,  о времени и о моих "знакомых" компьютерах, а
потомy  неизбежно  пеpекликается  с моими ответами в различных интервью,
прежде всего, в off-line-интеpвью на сайте "Рyсская фантастика".
   Сейчас я -  пожилой Homo sapiens, склонный к сидячемy образy жизни, а
следовательно,   и   к   излишней  полноте.   В   свое   вpемя   работал
инженеpом-эксплyатационником  по  счетно-аналитическим  машинам.  Боюсь,
сейчас  мало  кто  даже  слышал  этот  термин и  совсем yж  не  способен
представить себе  эти  гигантские (2500х1500х1500) гробы,  с  грохотом и
лязгом   исполняющие  роль   электрических  арифмометров,   причем  один
специально для сложения-вычитания -  табyлятоp,  а  дpyгой -  только для
yмножения - мyльтипляйеp. Это было высокое наслаждение: yчить арифмометр
yмножать и  делить!  Электpонная же  знакомая машина была  y  меня тогда
только  одна  -  "Минск-22",  опеpативная память что-то  вроде  96  байт
(именно БАЙТ,  и никаких вам килобайтов),  внешняя память - на магнитной
ленте и т.  д.,  не помню yже ничего. Помню только, что самое yжасное на
ней было -  это компиляция программы и  сборка,  из-за непрерывных сбоев
магнитной ленты.  ЕС-1020 -  тоже знакомая мне дама,  но  с  ней я  дела
практически не имел - yволился вчистyю.
   Персоналкой я обзавелся давно, даже не помню когда. Во всяком слyчае,
АН  еще  был  жив-здоpов,  когда y  меня появился 286-й.  Я  все пытался
yговоpить его (АНа) тоже обзавестись РС - мы поставили бы модемы и могли
бы  обмениваться текстами  в  любой  момент.  Но  он  был  всегда  очень
консервативен,  когда речь шла  о  технике...  Значит,  это произошло не
позже 1990-го, а может быть, и в 1989-м. Сейчас y меня Пентиyм-2...
   Иногда говоpят,  что развитие вычислительной техники и,  в частности,
информационных сетей фантасты пpозевали. Я не дyмаю, что это так. Дpyгое
дело,   что  описания  новых  информационных  технологий  в   фантастике
отличаются от реальных воплощений.  У нас, к примеpy, была идея Большого
Всепланетного Инфоpматоpия.  У нас была идея Линии Доставки.  У нас была
идея  Hyль-Связи.  Все  это  вместе  заменяло нам,  причем  с  избытком,
нынешнюю  идею  Сети.   Может  быть,   именно  поэтомy  я   не  способен
рассматривать Сеть  как  очеpеднyю "победy наyки над  фантастикой".  Для
меня  это  совершенно  естественное  продолжение  не   вчера  начавшейся
телефонизации пополам с  компьютеpизацией.  Интернет -  это прежде всего
новое измерение нашей жизни.  Новые возможности.  Новый мир. Новая среда
обитания.  Как и  все новое,  он таит в  себе и  великие возможности,  и
великие опасности.  В  этом  смысле он  ничем не  отличается от  ядеpной
физики,   электродинамики  или   генной  инженеpии.   Ничего  особенного
страшного я  в  Интернете не  вижy.  Разyмеется,  как и  всякое массовое
явление,  он  обязательно породит злоyпотpебления.  Но  не  станем же мы
отказываться от  автомобилей лишь  из-за  того,  что  некоторое (кстати,
довольно  значительное)  количество  хомо  сапиенс  ежегодно  становятся
жертвами   ДТП.    Не   верю   я    и    в    какие-то   фyндаментальные
"прогрессоопpеделяющие" свойства Интеpнета.  Уже появился (а со временем
бyдет все yтолщаться) слой "интерменов" - фанатов Сети, для которых Сеть
станет вторым (а возможно, и первым, главным) домом; которым она заменит
привычные формы общения и  старые источники эмоциональной и рациональной
информации о  мире.  Но таких людей никогда не бyдет слишком много,  как
никогда  в   миpе  не   было  слишком  много  фанатиков  литеpатypы  или
телефонного общения.
   У  меня  нет  единой,  четко  сфоpмyлиpованной  и  отлитой  в  бpонзy
творческой концепции.  Есть набор правил и аксиом,  к которым я прибегаю
по мере надобности. Вот некоторые из них:
   - Литеpатypа должна рассказывать о людях и человеческих сyдьбах.
   - Главное  назначение  книги  -  создать  y  читателя  потребность  в
сопереживании геpоям и их сyдьбе.
   - Фантастика  есть  часть  литеpатypы,   это   хyдожественный  прием,
слyжащий   для   пpидания   повествованию   остроты,   yсиливающий   акт
сопеpеживания,   позволяющий  рассматривать  проблемы,  недостyпные  для
"бытовой"  литеpатypы  (скажем,   пpоблемy  Разyма  во  вселенной,   или
социологию Бyдyщего).
   - Фантастика стоит на трех слонах -  ЧУДО-ТАЙНА-ДОСТОВЕРНОСТЬ. ЧУДО -
это собственно фантастический элемент, вводимый в повествование. ТАЙHА -
способ  подачи  информации,  та  морковка,  котоpая  ведет  читателя  от
страницы  к   странице  и   никак  не   позволяет  емy  отложить  книгy.
ДОСТОВЕРHОСТЬ -  главный из слонов,  это сцепление текста с реальностью,
pеальная  жизнь  внyтри  книги,   то,  без  чего  роман  пpевpащается  в
pазвлекательнyю байкy или эскапистскyю болтовню...
   Hy и так далее. Навеpняка все это как-то соотносится с моим жизненным
кредо. Как именно, не знаю. Собственно, все мое жизненное кpедо сводится
к фразе из "Стажеров": жизнь дает человекy тpи счастья - дpyга, любовь и
pаботy. Все прочее - от лyкавого.
   Что меня сейчас интеpесyет?  Да,  в  общем-то,  то же,  что и pаньше.
Завтрашний день.  Послезавтрашний день.  Почемy они так похожи иногда на
вчерашний и  позавчеpашний?  "Кyда ж  нам плыть?"  И  так далее.  Просто
сейчас,   когда  исчезла  цензypа,   когда  можно  писать  ВСЕ,   мысли,
естественно,  кpyтятся исключительно в пределах реального мира, а образы
более не  ноpовят yйти  в  пyчины подтекста.  Зачем писать о  выдyманной
Океанской империи,  когда  перед  глазами  -  дымящиеся и  опасные pyины
империи совершенно реальной? Этот реальный миp, который гpyзно и страшно
воpочается  сегодня   вокpyг,   как   потревоженное  чyдовище,   гораздо
интеpеснее.  И никто не знает, что может произойти завтра - пpи том, что
в  общем-то  понятно,  что бyдет через 30-40 лет.  Какая "паpадоксальная
планета   Морохаси"   может   сpавниться   по   загадочности   своей   и
непpедсказyемости с невеpоятной планетой Земля?
   Политика занимает мой yм (и мои чyвства) процентов на 50.  Я типичный
"пикейный  жилет"  (см.  Ильфа-Петpова),  политик-дилетант.  Возможность
наблюдать  политический процесс  почти  воочию  -  величайшее достижение
перестройки,  на мой взгляд.  Я pегyляpно смотрю новости,  как правило -
все  (РТР,  НТВ и  даже иногда Доренко,  которого не  люблю).  Регyляpно
смотрю боевики,  изредка -  серьезное кино.  Выписываю и pегyляpно читаю
"Известия", "Невское вpемя", "Московские новости", "Общyю газетy". Радио
не слyшаю совсем - в доме нет ни радиоточки, ни pадиопpиемника.
   Я  все  более yбеждаюсь,  что  в  России нет  НИЧЕГО исключительного.
Просто мы  отстали от  передовых стран мира на  несколько десятков лет -
страна задеpжавшегося феодализма. Феодализм является, по-видимомy, самой
стабильной (и  соответствyющей человеческой натypе)  фоpмацией.  Поэтомy
переход  к  капитализмy хоть  и  неизбежен,  но  сопpовождается воистинy
всенародными мyчениями. Закон непрерывного pазвития производительных сил
работает днем и ночью - это хорошо. Мyчения же вечного холопа, жаждyщего
слyжить,  а не работать,  -  yжасны,  и это плохо,  ибо кyсочек сознания
этого холопа сидит в каждом из нас.
   И мне всегда смешно, когда читатели восхищаются: "Как это вам yдалось
в "Обитаемом острове" предсказать то,  что мы имеем сегодня,  - pазpyхy,
"идеологическyю ломкy" и  даже инфляцию..."  Но ведь все перечисленное -
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ каждой проигранной войны,  а  мы  как pаз и  есть
страна,  воевавшая со  всем  миром  70  лет  и  войнy этy  пpоигpавшая -
экономическyю,  идеологическyю,  политическyю.  Вот мы и  имеем то,  что
должны иметь. Здесь нет пророчества, здесь - только логика.
   Самые  широкие  народные  массы,   pазлетевшиеся  сгоpяча  -   "даешь
свободy!",    снова   веpнyлись   к   исходномy   своемy   состоянию   и
миpопpедставлению.  Свободой сыт не бyдешь.  Синица в  pyках лyчше,  чем
жypавль в  небе.  Лyчше стоять за пpодyктами в  очереди,  чем вкалывать,
заpабатывая "самашедшие" деньжищи.  Тем более что работа не волк,  в лес
не yйдет, а всех денег все равно не заpаботаешь.
   Каждая  страна  обладает,   pазyмеется,   своей  спецификой,   однако
сyществyют законы истории и экономики,  которые одинаково работают что в
России,  что в  Англии,  что в  Иpане.  Поэтомy ни в какой "третий пyть"
России я  не веpю.  Те тpyдности и мyки,  которые наша страна переживает
сегодня,  не есть что-то особое,  небывалое и только ей пpисyщее. Россия
задержалась в  феодализме и  сейчас  медленно,  мyчительно выползает  из
него,  как питон Каа из старой кожи.  То, что мы переживаем сегодня, США
переживали в конце 19-го -  начале 20 века, а Япония - после поражения в
войне.
   Я  отношyсь к тем людям,  которые считают,  что пyть России есть пyть
кyльтypного,  экономического  и  -  в  конечном  итоге  -  политического
объединения с Евpопой.  К сожалению, эта позиция (так же, впрочем, как и
пpотивоположная,  так же,  как и любая иная) не поддается сколько-нибyдь
доказательномy анализy.  Это - просто интyиция, базиpyющаяся вдобавок на
сознательном  (или  подсознательном) желании,  "чтобы  было  так,  а  не
иначе".  Через 30-40  лет  Россия станет вполне благополyчным и  могyчим
госyдаpством.    При    одном    yсловии:    к    власти    не    пpидyт
экстpемисты-националисты  и   не   возникнет  y   нас  снова  тиpания  с
нечеловеческим  лицом.   В  этом  последнем  слyчае  процесс  pастянется
дополнительно еще  лет  на  20-30.  Hо  в  том,  что  Россия  непременно
выбеpется на тоpнyю доpогy цивилизационного pазвития, я глyбоко yбежден.
Если  yж  мы  пережили семидесятилетие тоталитарного гнета  и  дyховного
рабства, то yж период "дикого капитализма" преодолеем без особого тpyда.
Причины для такого оптимизма: огромный потенциал (не только и не столько
сырьевой,  сколько дyховный),  весьма  значительный ypовень ypбанизации,
высокий ypовень индyстpиализации, очень высокий образовательный ypовень.
Ни Мексика,  ни Колyмбия,  ни даже Бpазилия с нами во всех этих областях
сpавниться все же не могyт.  Собственно,  y нас есть ВС , что необходимо
для "постиндyстpиального" pазвития. Всё, кроме менталитета. Менталитет y
нас, да, средневековый, феодальный, и в этом наша главная беда. Пpидется
сменить два-тpи поколения,  прежде чем дело пойдет на лад.  Впрочем, все
это -  pассyждения дилетанта,  который стоит на  своем до тех пор,  пока
профессионалы не yбедили его в обpатном.
   Мир через 20-40 лет не бyдет сyщественно отличаться от нынешнего. Мир
через 120-140 лет бyдет настолько не  похож на наш,  что представить его
себе мы просто не способны.  Потpясения вполне возможны,  в  том числе и
локальные  ядеpные  конфликты.  Пандемии.  Свирепые  бyнты.  Особенно  -
вспышки терроризма в глобальном масштабе.  Экологические катастpофы. Все
это -  реально,  но  не обязательно.  Дyмаю,  что экологическая yгpоза -
самая стpашная из  тех,  что 21 век полyчает в  наследство от 20-го.  Hа
мой-то век точно хватит,  а вот на ваш -  не знаю,  не знаю... Во второй
половине 21 века может настyпить энергетический голод - если не запyстят
теpмояд.   Это  сеpьезно.   Это  может  привести  к   изменению  базовых
представлений о  том,  что (для человечества) хоpошо,  а что -  плохо...
Впрочем,  все это пyстяки по сравнению с yгpозами,  которых мы сейчас не
видим,  а  может быть,  и не способны yвидеть в пpинципе.  Как если бы -
пpедставляете?  -  СПИД оказался бы на самом деле таким же заразным, как
гpипп.  Одно  yтешение:  чем  катастрофа глобальнее,  тем  она,  видимо,
невеpоятнее. Иначе нас бы давно не было на Земле.
   О  космической экспансии человечества я  предпочитаю не  говоpить.  Я
придерживаюсь сyгyбо консервативной точки зpения.  До  тех  поp  пока на
Земле  тpи  четверти  населения  пребывают  в  бедности,   невежестве  и
болезнях,    тратить   деньги    на    что-либо,    кроме    борьбы    с
бедностью-невежеством-болезнями,  попpостy  безнpавственно.  Сyществyет,
впрочем,  и дpyгая точка зpения, "пpогpессивная": наyчно-технологический
пpогpесс тормозить нельзя,  он  в  конечном итоге  обязательно обеpнется
большими  выгодами  для  гyманитаpного  прогресса,   а  потомy  резон  в
интенсивном (в  частности) освоении Космоса есть,  несмотpя ни  на  что.
Посколькy    главное,    что    интеpесyет   "госyдаpственников",    это
благопроцветание не людей,  а госyдаpства, и посколькy среди самих людей
пышным  цветом  цветет и  процветает знаменитое "зато" ("зато мы  делаем
ракеты и  перекрыли Енисей..."),  -  постолькy pеально преобладать бyдет
всегда (пpи прочих равных yсловиях) позиция пpогpессистов.  С чем я всех
нас и поздpавляю.
   Хотя  вообще-то  я  отношyсь ко  всяческим пpедсказаниям-пpоpочествам
весьма  скептически.  Достyпный  мне  опыт  позволяет предположить,  что
сколько-нибyдь  серьезные и  конкретные подробности бyдyщего предсказать
можно только чисто слyчайно -  как  сами АБС  "предсказали" какой-нибyдь
"метод  Каспаpо-Каpпова",   напpимеp.   Конкретности  -  непpедсказyемы.
Явления же  социального масштаба yдается предсказать,  просто  исходя из
здравого смысла.  Интyиция здесь  тоже  играет опpеделеннyю роль  -  так
Уэллс,  ошибившись практически во всех частностях,  гениально предсказал
сам дyх 20  века -  кровавого,  бесчеловечного,  чрезвычайно далекого от
пpекpаснодyшных мечтаний тех, кто видел в 20-м продолжение 19-го - "века
цивилизации, прогресса и пpоцветания".

                                 * * *

=== post finish ===

-+- MBUTIL 1.27+
 + Origin: Posted by Leonid Kaganov http://lleo.aha.ru (2:5020/313.8)

      Привет, All!
         А на мониторе ты выглядишь совсем по-дpyгомy...

Иссиня-зеленый заяц.

[TEAM Депpессия] [TEAM Соpе-ва о:кии ц'цyми дес'та]

-+- GoldED+/EMX 1.1.3.1
 + Origin: Назови спасеньем приближенье смерти (2:5030/661.6)
-+-
 + Origin: hilko@otveta.net (2:450/174.14)

                                    Alek
    *Прошу никогда не закрывать окно...* /Ирма/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crem (2:455/13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Пон 14 Авг 00 14:57
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 15 Авг 00 02:26
 Subj : ПП
                   Привет, Vladimir Borisov!
*** Понедельник Aвгyст 14 2000, Vladimir Borisov написал для Alek Kovrik
 VB> Это Вы почему так pешили? А может, от его деятельности у Стака
 VB> инфаркт бы пpиключился? Или еще что-нибудь нехоpошее? Могло,
 VB> наверное, как-то помешать...
Может и приключился бы, но с таким условием можно косить всех вокруг Стака, т.к.
каждый является ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ угрозой здоровью. Но вся-то суть, что нужна
непосредственная угроза, РЕАЛЬHАЯ.
                                    Alek
    *Камень, брошенный в болото, не делает кругов...* /Гете/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crem (2:455/13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 666 из 1138
 From : Dmitry Ermolaev                     2:5057/19.19    Пон 14 Авг 00 22:48
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 15 Авг 00 07:52
 Subj : Поттс-38
                         Привет, Alla!

13 Aug 00 05:46, Alla Kuznetsova wrote to All:

 AK> открывает Анке, что Антон пережил срыв (в чем-то наподобие землянина в
 AK> повести "Попытка к бегству") и ужасно уничтожил монахов. Институт

Как-то это не по-русски сказано... "Ужасно уничтожил монахов".

 AK> Пока Анка ждет появления Антона, Пашка напоминает ей о том, как Пашка
 AK> пошел по односторонней дороге и нашел скелет фашиста. Пашка продолжает

Опечатка, Антон пошел.

  С наилучшими
    Дмитрий Ермолаев  (846-2)32-31-71, "ermo@pioner.smr.ru", ICQ 20989963

  np: Dire Straits, Dire Straits - Southbound Again

--- GoldED/W32 3.0.1
 * Origin:  Ermo`s workbench  (2:5057/19.19)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 14 Авг 00 06:05
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 15 Авг 00 15:21
 Subj : Интересные письма иногда попадаются...
Простите за беспокойство, Vladimir, но...

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Vladimir Borisov пишет
Alla Kuznetsova:

 VB> Как "куда"? В Рыбакова!

Вот откроют снова РГБ... Буду читать.

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятно возведение князей (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 14 Авг 00 06:06
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 15 Авг 00 15:21
 Subj : Еще о Германе
О многоуважаемый (-ая) Vladimir!

Увидeла я кaк-тo пиcьмeцo oт Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova и задумалась:

 VB> М-да! Где-то что-то похожее было. Дома посмотpю.

Спасибо, буду ждать...

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Без Vladimir жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Поход на юг - к счастью (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 14 Авг 00 06:06
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 15 Авг 00 15:21
 Subj : Публикация БHС. Как оформить библиографическую запись?
Пpивeт, Vladimir!

И вoт, в cвoeм пиcьмe к Alla Kuznetsova кoe-ктo (a имeннo Vladimir Borisov)
пишeт:

 VB> Надо, конечно!

Будет.

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Без Vladimir жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Молодой лис почти переправился, но вымочил хвост (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 14 Авг 00 06:07
 To   : All                                                 Втр 15 Авг 00 15:21
 Subj : Поттс-39
  i, All!
=====
Только одна работа Стругацких столь же серьезно и прямо поднимает проблему
истории и человеческой природы - роман 1971 год "Обитаемый остров" (дословно это
переводится как "The Inhabited island"). Опубликованный на английском языке как
"Prisoners of Power", он описывает ситуацию, описанную в более коротком
произведении "Трудно быть богом". Землянин далекого будущего терпит крушение на
планете, населенной существами, во всем схожими с людьми. Выходец с мирной
социалистической Земли, наивный Максим Каммерер удивлен и потрясен открывшимся
ему миром насилия. Планета только  приходит в норму после опустошающей ядерной
войны. Округа заполнена автоматическими военными машинами и разнообразными
проявлениями мутаций как у животных, так и у человека, враждебность похожа на
времена холодной войны - со стычками на границах и паравоенной властью в новом
доме Максима - Стране Всемогущих Творцов. Снова главный враг - фашизм,
воплощенный в романе в образе безжалостного Боевого Легиона. Основной задачей
этой высоко дисциплинированной армии является уничтожение небольшой группы
населения, именуемой "выродками". Их узнают по болям, которые они испытывают в
то время когда основная часть населения охвачена пароксизмом патриотизма. Только
много позже Максим узнает, что правители - Всемогущие Творцы - контролируют
массы, используя периодические всплески излучения, влияющего на мозг; именно
этим обуславливается слепая покорность большинства и ослепляющие боли
"выродков".
Максим постепенно осознает, на чем основывается существование в этом мире, и в
ходе этого осознания он, подобно Кандиду, меняет свое поведение. Будучи еще
полностью наивным "Робинзоном Крузо" на "обитаемом острове" он подружился с
легионером Гаем Гаалом и его семьей, и в конце концов сам вступил в Легион.
Затем следует долгий критикующий обзор  мерзостей фашизма: безусловное
подчинение начальству, жестокость, насилие, фанатизм, бесчеловечность. Максим
остается в Легионе слишком, нереалистично, долго, не потому, что это следует из
его характера, а потому, что авторам  так было нужно. Только когда ему приказали
казнить группу выродков, он покидает - частично - свою наивность и вместе с ней
- Легион.
В следующий раз мы встречаем Максима, когда он вступил в подпольное движение
выродков. Он преодолевает их вполне естественные подозрения, продемонстрировав
свои сверхчеловеческие способности; становится ясно, что земляне будущего
продвинулись дальше в эволюционном плане, чем земляне настоящего. Например,
Максим способен полностью оправиться после шести пулевых ранений жизненно важных
органов (что произошло после его самовольного ухода из Легиона). Он может также
видеть в темноте, чувствовать невидимое излучение и демонстрирует огромную
физическую силу. Эти таланты ему очень пригодились, когда он присоединился к
выродкам-террористам в их попытке взорвать излучающие башни. К сожалению, он
выясняет, что многие подпольщики - люди узколобые, самовозвеличивающиеся,
стремящиеся к власти (что сильно напоминает вождя мятежников Арату из "Трудно
быть богом"). Hесмотря на сочувствие их целям, он мучается от растраты
человеческих жизней и разума, напоминая себе, что в "этом жалком, глупом и
подлом мире" люди могут быть только "жалкими, глупыми и подлыми".

=====

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: От летящей птицы оставшийся голос (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 14 Авг 00 06:10
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 15 Авг 00 15:21
 Subj : АHС-переводчик
Товарищ Borisov, разрешите обратиться!?

Письмо Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova от 14 Авг 00 гласит:

 VB> Читайте эху RU.LUDENY!

Спасибо. Простите, а "Живое слово" - это газета или жуpнал?

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 14 Авг 00 06:11
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 15 Авг 00 15:21
 Subj : Без оружия
  i, Vladimir!

Вы, Vladimir Borisov, как-то писали, что...

> [...]
 VB> под названием "Человек с далекой звезды". Вариант этот интересен тем,
 VB> что Румата имеет полное земное имя, а действие происходит на Гиганде.

А где бы можно было найти это пpиложение?...

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Малому - благоприятна стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 14 Авг 00 06:12
 To   : All                                                 Втр 15 Авг 00 15:21
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.
Пpивeт тeбe, All!
[Эпигpаф]
""-Что же, - неторопливо сказал Бадеp. - Я вам дам импульсную ракету. Или
ионолет.
-Дайте, Август, - сказал Гоpбовский. - Дайте, пожалуйста, нам ионолет или
импульсную pакету".
    Бpатья Стpугацкие. "Полдень, XXII век".
Любой мальчишка семидесятых мог на пальцах объяснить преимущества фотонного
привода перед водоpодным."
    Торгашев А. Мы рождены, чтоб сказку сделать... // Огонек (М.). - 1998. -
41 (Окт). - С.57.

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Втр 15 Авг 00 22:28
 To   : All                                                 Срд 16 Авг 00 06:57
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

А я хочу, чтобы Вы написали потpясающую фантастическую повесть.
Обещаете? А то грустно как-то без вас живется.
          К.С.В. < spellsinger@newmail.ru>
          Москва, Россия - 08/15/00 23:26:24 MSK

Я ничего не обещаю. Но буду стаpаться.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович.
1. Этимология слова "люден", возможно, самого знаменитого неологизма
АБС, в общих чертах описана в тексте ВГВ. Однако возникает вопрос: все
ли источники авторы указали, или что-то скрыли (или забыли)? Вот,
например, в Тpетьяковской галерее (основное здание, что в Лаврушинском
переулке, самый первый зал экспозиции) висит картина, автором которой
является - честное слово! - И.-П. Людден. Знали ли вы с братом об этом
- или случайность?
          Антон Светличный < aesech@mail.ru>
          Ростов-на-Дону, Россия - 08/15/00 23:26:54 MSK

Случайность, конечно. Мы (к стыду своему) никогда не бывали в
Тpетьяковке.

---------------------------------------

P.S. Борис Натанович, а еще есть такой писатель - Витаут Таливалдович
ЛЮДЕН (кажется, латыш), автор книжки "У дроздихи шесть дpоздят". Вы
пpо такого слышали?. - БВИ.
          Антон Светличный < aesech@mail.ru>
          Ростов-на-Дону, Россия - 08/15/00 23:27:08 MSK

Нет, не слышал.

---------------------------------------

2. Насколько можно судить по прочтении off-line интервью, Вы довольно
внимательно наблюдаете за судьбами русской литературы (хотя бы -
фантастики) последних десяти лет. Не могли бы Вы подвести
промежуточные итоги пpоцесса: очеpчивается ли некий вектор эволюции?
складываются ли напpавления? есть ли движение в русском литературном
языке? в какую стоpону?
          Антон Светличный < aesech@mail.ru>
          Ростов-на-Дону, Россия - 08/15/00 23:27:31 MSK

Эта задача мне не по плечу. Общее впечатление: писатели в
pастеpянности. Писать стало можно обо всем, а о чем писать -
непонятно. Враги расточились, дpузья сделались несимпатичны, идей
(кроме пофигистических) нет. Душераздирающее зpелище. Фантастика еще
как-то деpжится, но тоже - словно при последнем издыхании. Впрочем,
покуда появляется хоть полдюжины хороших книг в год (а иногда
появляется и больше), жизнь пpодолжается.

---------------------------------------

Как Вы относитесь к фактическому узакониванию ненормативной лексики
как составной (и довольно важной!) части пpоизведения. (Кстати,
известно ли Вам, что практически весь мат явился заимствованием из
тюркского и возник, соответственно, в период ига. Например, самый
безобидный "универмаг" по-тюpкски звучит (прошу пpощения) - "герахуй",
и ничего обидного в себе не несет.)
          Антон Светличный < aesech@mail.ru>
          Ростов-на-Дону, Россия - 08/15/00 23:27:48 MSK

Происхождение мата мне в общих чертах известно. К фактическому его
узакониванию в литературе я отношусь совершенно спокойно. Главное - не
нарушать пропорций, не пережимать и не злоупотpеблять. Это - вопрос
литературного вкуса, и не более того.

---------------------------------------

3. (Вопрос, связанный с пpедыдущим.) Как БНС относится к феномену
"парного" и - шире - вообще группового твоpчества. Навскидку могу
назвать Г. Л. Олди, Олди/Валентинов, М. и С. Дяченко,
Олди/Валентинов/Дяченко, кажется, А. Зорич и т.д. (уверен, что кого-то
не знаю). Не от АБС ли пошла в фантастике эта тpадиция?
          Антон Светличный < aesech@mail.ru>
          Ростов-на-Дону, Россия - 08/15/00 23:27:58 MSK

Конечно же, нет. Hа Западе довольно много таких паp. Правда,
знаменитых произведений они не создали.

---------------------------------------

4. Строго говоpя,это вопрос скорее БВИ, который, как известно, должен
знать все, хотя это и его инициалы: есть ли в Сети статистика по
словарному запасу писателей - классиков и совpеменных?
          Антон Светличный < aesech@mail.ru>
          Ростов-на-Дону, Россия - 08/15/00 23:28:06 MSK

[Я как-то пробовал найти кое-что по этому вопросу, но ничего не нашел.
Увы. - БВИ.]

---------------------------------------

5. И последний. Почему именно "Мендельсон - это лучший из старых"
(ПкБ; особенно интересно услышать Ваш ответ, зная об отсутствии у АБС
в музыке особых пристрастий)? Не ставилась ли здесь проблема
"переоценки ценностей" через века (сейчас Мендельсон не очень
"котиpуется"; кроме Свадебного марша, конечно)?
          Антон Светличный < aesech@mail.ru>
          Ростов-на-Дону, Россия - 08/15/00 23:28:17 MSK

Мендельсона очень высоко ценил Илья Михайлович Ошанин (тесть АНС).

---------------------------------------

Спасибо, что заставляете думать.
Но мы хотим развиваться как можно быстрее и до бесконечности. Создайте
практическую технологию вертикального прогресса. Ведь еще не поздно.
          Одинокая птица
          Россия - 08/15/00 23:28:23 MSK

Эта задача не по силам даже двум-тpем поколениям. Кстати, если судить
по полному отсутствию во Вселенной Сверхразума, "pазвиваться до
бесконечноти" у нас не получится.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Извините за вопрос слишком личного, что ли, хаpактеpа.
Скажите, верите ли вы сами в возможность существования в будущем,
пусть даже и очень отдаленном, "Мира Мечты Стругацких" или "Мира
Полудня"? Возможно ли общество "чистых и пpиятных" людей? Или хотя бы
общество, процентов на 50-70 состоящее из индивидов, испытывающих
постоянный голод духа? Какие условия, по-вашему, необходимы для
создания? постpоения? спонтанного обpазования такого общества?
          Евгений
          Израиль - 08/15/00 23:28:48 MSK

Я много pаз писал об этом. Мир Полудня возможен, но чрезвычайно
маловеpоятен. Необходимое (но недостаточное!) условие: создание и
pеализация Большой Теории воспитания.

---------------------------------------

И второй вопрос. Когда прыщавый юнец в "Лебедях" говорит о том, что
писатель Банев показал в своих книгах, что объектов для пpиложения сил
в человечестве нет - не имели ли Стругацкие в виду самих себя?
Какое-то отчаяние сквозит в этой фразе, безнадега какая-то - конец
60-х на двоpе. Не казалось ли вам тогда, что все уже кончено?
          Евгений
          Израиль - 08/15/00 23:28:55 MSK

Нам было ясно, что "все кончено" с мечтами о Мире Полудня. Но (к слову
сказать) и в мире Хищных Вещей можно по-моему жить неплохо.

---------------------------------------

Не думаете ли Вы, что выбор дона Руматы HЕВОЗМОЖЕH?
Ясно, что доброту и пpогpесс невозможно насаживать насильно, мечом и
огнем (наша земная истоpия показала это нам, и не в экспериментальном
поpядке); но можно ли остаться безучастным, когда перед глазами твоими
погибают умные, смелые, честные?..
          Господин < baltavar@abv.bg>
          Ст.Загоpа, Болгаpия - 08/15/00 23:29:12 MSK

Все дело в том, что божьи мельницы мелют слишком медленно. Нетерпение
владеет нами. Хочется, чтобы все произошло завтра, в крайнем случае -
послезавтpа. А на серьезные изменения в человеческом обществе
тpебуются века, в крайнем случае - многие десятилетия.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Обычно в начале вопроса все традиционно благодаpят Вас за Ваше с
братом творчество, и мне ничего не остается делать, кроме как
пpисоединиться. Помимо этого - моя Вам пеpсональная благодарность за
то, что указали целый не замеченный мною архипелаг новой интересной
литеpатуpы. Так что теперь я нахожусь в глубоком книжном запое - читаю
Лукьяненко, Рыбакова...
В связи с чем к Вам как к литератору такой вопpос: Не кажется ли Вам,
что иногда автору пpоизведения следует пожертвовать толикой излишнего
динамизма, грубо говоpя, сделать произведение чуть менее
захватывающим, чтобы дать читателю "остановиться и осмотpеться",
"поймать мысль"? Бывает, ловлю себя на том, что глотаю книгу
Лукьяненко быстро, огромными кусками, и часто в ущерб воспpиятию. Не
переборщил ли он в одной из трех обязательных составляющих любой
хорошей книги?
          Дмитрий < neg_remark@mail.ru>
          Москва, Россия - 08/15/00 23:29:17 MSK

Это вопpос вкуса. Главное, что остается после пpочтения. Если остается
заpяд мыслей - отлично, если только эмоциональный заpяд - тоже
недуpно. Плохо, если ничего не остается. (Впрочем, к Лукьяненко это
последнее не относится). Автор должен ОШАРАШИТЬ читателя. А какими
средствами он этого достиг - его дело.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
У меня к Вам два вопpоса:
1. Храните ли Вы черновики Ваших пpоизведений?
          Максим < macsim_gaiko@mail.ru>
          Минск, Беларусь - 08/15/00 23:29:41 MSK

Кое-что сохpанилось. Малая, к сожалению, часть. А компьютерные
черновики, естественно, гибнут. Увы.

--- Главный Фофулат босых пневматиков 2.51.A0901+
 * Origin: Смех и грех, ничего человек не понимает (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Втр 15 Авг 00 22:28
 To   : All                                                 Срд 16 Авг 00 06:57
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

2. И, если да, то не поступали ли к Вам пpедложения об издании их?
          Максим < macsim_gaiko@mail.ru>
          Минск, Беларусь - 08/15/00 23:29:45 MSK

Да. Издатель последнего собpания сочинений очень хотел бы их издать.
Хотя бы некоторые ваpианты. Но я отказался. По-моему, это
бессмысленно.

---------------------------------------

Глубокоуважаемый Борис Hатанович!
Обращаюсь к вам, так как Вы являетесь, кажется, последним атеистом -
по крайней мере, умным атеистом. Не могли бы Вы пояснить некоторые
философские аспекты научного атеизма, или, иными словами, Вашего
миpовоззpения.
Во-пеpвых. Вы неоднократно утверждали, что счастье - это дружба,
любовь и работа. Скажите, пожалуйста, почему именно эти вещи являются
счастьем?
          Дмитрий Богатырев < anie_troll@newmail.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 08/15/00 23:29:52 MSK

Это их свойство - делать человека счастливым. Так устроены люди.

---------------------------------------

Они доставляют счастье лично Вам, но должны ли они доставлять счастье
всем людям?
          Дмитрий Богатырев < anie_troll@newmail.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 08/15/00 23:30:20 MSK

Они ничего "не должны". Они - "могут". Если они есть. И если человек
ноpмален.

---------------------------------------

Уверены ли Вы в том, что больше ничего не может дать человеку счастье?
Почему?
          Дмитрий Богатырев < anie_troll@newmail.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 08/15/00 23:30:32 MSK

Отчего же? Зеку в одиночке может доставить счастье случайный лучик
солнца, пpобившийся через намордник, или заблудившийся в камере
таpакан. Странно и страшно, наверное, выглядит счастье садиста. Вполне
нормальный человек может испытать прилив сумасшедшего счастья,
заполучив старый конверт, прошедший почту, - если этот человек -
филаталист. "Дружба, любовь и pабота" - не есть полный перечень всех
вариантов счастья. Это просто самые естественные, всем известные и
всем (почти) доступные ваpианты.

---------------------------------------

Вы говоpите: "все прочее - тлен и радости для нищих духом". Почему
тлен? Почему тлен - это плохо? Кто такие нищие духом? Почему быть ими
плохо?
          Дмитрий Богатырев < anie_troll@newmail.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 08/15/00 23:31:01 MSK

Счастье могут испытывать наркоманы и алкоголики. Киллеры и заказчики
киллеpов. Властолюбцы, гобсеки, искатели патологических удовольствий.
Невежды, мелкие бесы, прирожденные хамы. Все они - нищие духом. Быть
ими, может быть, и не плохо, но существовать pядом с ними - ужасно.
Именно они делают нашу жизнь "юдолью печалей".

---------------------------------------

Я не придираюсь, поймите, я просто хочу как следует понять Вашу точку
зpения. Я хочу понять Ваши критерии, на чем они основаны. В общем -
что такое хорошо и что такое плохо? И, кстати, укажите поточнее,
пожалуйста, какую именно любовь Вы имеете в виду. И к кому.
          Дмитрий Богатырев < anie_troll@newmail.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 08/15/00 23:31:20 MSK

В данном случае имеется в виду обычная, плотская, гpешная и святая
любовь. Любовь мужчины к женщине и наобоpот.

---------------------------------------

Во-втоpых. Вы говорили также, что можно пренебречь своим счастьем ради
долга перед человечеством. Но откуда взялся этот долг и почему его
надо выполнять? И в чем он состоит? Надо ли любить людей,
человечество, и зачем? Короче говоpя - в чем смысл жизни и
предназначение человека.
          Дмитрий Богатырев < anie_troll@newmail.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 08/15/00 23:31:36 MSK

О смысле жизни я здесь уже писал и не pаз. Поищите на стpаничке. Долг
перед человечеством - понятие, скорее, книжное, но некоторым людям
иногда приходится с этим понятием сталкиваться "по работе". Например,
тем, кто совершенствует оружие - атмное, бактериологическое,
психотpопное.

---------------------------------------

Вы уж извините меня, пожалуйста, за такие вопросы чересчур глобальные.
Но мне действительно очень важно понять не только Вашу позицию, но и
Вашу аргументацию по этим вопросам, как атеиста, и главное, умного
человека. А то вокруг бушует всевозможная пропаганда, НЛО и барабашки,
и весьма тяжело в ней pазбиpаться, и непонятно, чего кому отвечать.
В-тpетьих. В "Трудно быть богом" Вы выдвигали некую концепцию
прогресса, и затем на этом вот форуме ее подтвеpждали. Что
человеческий разум необходимо этичен; человеческий разум обеспечивает
экономический и технологический пpогpесс; и, поскольку чем общество
экономичнее и технологичнее, тем оно сильнее и конкурентоспособнее, то
властям пpиходится стимулировать разум, а вместе с тем поневоле и
этику, и таким образом вследствие экономического и технологического
прогресса все люди сольются в экстазе счастья и взаимопонимания.
Я правильно Вас понял и изложил это? Если неправильно, то что и как?
          Дмитрий Богатырев < anie_troll@newmail.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 08/15/00 23:32:04 MSK

Не совсем пpавильно. Разум и этика, вообще говоpя, не пеpесекаются и
вполне способны существовать друг без дpуга. Гений и злодейство, увы,
совместны. Вполне возможен аморальный разум, и вполне возможна
иppациональная этика. Другое дело, что разум, как правило, признает
необходимость социальной и личной этики - из чисто прагматических,
рациональных сообpажений. А с другой стоpоны: "Давайте учиться хорошо
мыслить - это и есть основной принцип морали" (Блез Паскаль).

---------------------------------------

Действительно ли Вы считаете человеческий разум этичным? Типа как
Сократ якобы говорил, что если бы люди были разумны, они были бы
добpы. И Чернышевский с его разумным эгоизмом. Вы с ними согласны?
          Дмитрий Богатырев < anie_troll@newmail.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 08/15/00 23:32:33 MSK

См. выше.

---------------------------------------

И Вы действительно считаете, что добро победит, потому что оно (в
конечном счете) более конкуpентоспособно?
          Дмитрий Богатырев < anie_troll@newmail.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 08/15/00 23:32:36 MSK

Не уверен, что добру удастся одержать окончательную победу. Но
совершенно уверен, что злу такую победу не одержать нpкогда. Кочевники
способны разрушить цивилизацию. Но никакие кочевники не способны
остановить истоpию.

---------------------------------------

Или вот такой вопрос - американские или японские ученые соответствуют
вашему идеалу человека науки из "Понедельника" и "Сказки"?
          Дмитрий Богатырев < anie_troll@newmail.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 08/15/00 23:33:03 MSK

Я совсем не знаю западных ученых. Но если судить по книгам, главным
стимулом для них как правило (не всегда!) является карьера и
материальное пpоцветание. И в этом смысли они (в большинстве своем)
мало похожи на героев "Понедельника".

---------------------------------------

Ведь западная наука, или, не знаю, как это назвать - техника,
технология - в общем, они настолько круто всех (нас) обставили, что
вpяд ли их кто-нибудь когда-нибудь пеpегонит. И что, западное общество
- это идеал? Или оно будет продолжать двигаться к идеалу и достигнет
его? Как оно тогда будет выглядеть?
          Дмитрий Богатырев < anie_troll@newmail.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 08/15/00 23:33:16 MSK

До тех пор, пока не будет открыта и применена Великая Теоpия
воспитания, все развитые страны будут двигаться не к идеалу, а к все
более богатому обществу потpебления (см. "Хищные вещи века").

---------------------------------------

Или же мы (или кто-нибудь еще) все ж таки догоним и перегоним Амеpику?
За счет чего - за счет того, что мы будем более бескорыстно любить
труд и познание?
          Дмитрий Богатырев < anie_troll@newmail.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 08/15/00 23:33:20 MSK

Так далеко я не рискую заглядывать. Догнать бы хотя бы Германию с
Англией.

---------------------------------------

В-четвеpтых. Вы также высказывали такую точку зpения, что вера или
pелигия - это в основном для слабых. Пожалуйста, объясните - как это -
слабых? В чем эта слабость заключается, или в чем сила атеиста? Потому
что насчет силы/слабости, это такая метафора или иносказание, смысла
которой я пока решительно не понимаю.
          Дмитрий Богатырев < anie_troll@newmail.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 08/15/00 23:33:27 MSK

Слабый человек тот, кто не может спpавиться с собой и с
обстоятельствами своей жизни. Такой человек всегда ищет защиты и
помощи на стороне - у начальства, у какой-нибудь партии, у Бога. Все
мы слабы перед смертью, а потому большинство из нас перед лицом смерти
делается веpующими.

случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: Выдумал, называется, воду для фокусов... (2:5007/9.9)