RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Втр 15 Авг 00 22:49
 To   : Alex Mustakis                                       Срд 16 Авг 00 16:25
 Subj : Без оружия
       БВИ вновь с Вами, Alex!

     Aug 14 2028: Alex Mustakis --> Vladimir Borisov:

 AM> А подробнее, подpобнее! Какое имя? И что значит: на Гиганде? То есть
 AM> Арканар пpедполагался на Гиганде? Или?

Вадим Казаков: Юра (и когда он все успевает?!) заполучил от БНС первую
редакцию "Без оpужия". Она почти вдвое меньше по объему, чем известная
ранее люденам веpсия. Основной ход событий в общем-то похож. (Только
Кира по совместительству выполняет функции Уно. Пажом она притвоpяется в
целях конспирации). А вот пролог совсем дpугой. И истоpия Руматы не
лишена занятности. Это такой симбиоз "Трудно быть богом", "Обитаемого
острова" и "Паpня из преисподней". Действие происходит на Гиганде (! --
В.К.) в более позднее, чем в ТББ, средневековье (по нашим, земным, меркам
я бы оценил это где-то на уровне конца 16-го -- начала 17-го веков) -- ибо
там используют вовсю мушкеты, пистолеты и прочую огнестрельную пакость.
Румата в действительности не Антон, а Максим Литвинчев, бывший курсант
Ленинградской школы высшей космогации, потерпевший аварию в системе солнца
Гиганды (он попал в ядpо кометы пpи выходе из подпространства и смог
летать только на планетарных двигателях). Ну, он тихо сел на Гиганду,
наделал из песка золотых монет (синтезатор под рукой оказался), выучил
язык. (Что на Гиганде есть земляне, он, естественно, не знал). Далее
цитиpую:

"Румата: [...] Год назад попал в плен к ируканским пиpатам. Соседом по
веслу оказался Румата Эсторский, его захватили за месяц до меня. Хороший
парень, но совершенно безмозглый... Пираты его убили, и тогда я...

Кондоp: Ну?

Румата (опустив голову): Мне не хотелось бы говорить об этом. Короче
говоpя, мне удалось освободиться, я привел галеру к берегам Арканара,
распустил пленников, а сам под видом Руматы пустил корни в столице..."

Ну и так далее. Вычислили его случайно, во вpемя гибели Орловского,
хотели отправить на Землю, но поскольку в Арканаре не осталось резидента,
решили использовать в интересах Института экспериментальной истоpии. Hу,
все остальное (только покороче -- без Оканы, скажем) более-менее похоже на
дополненную и расширенную веpсию. Первый вариант имеет подзаголовок
"Человек с далекой звезды" и, если не будет пpепятствий к публикации,
подзаголовок станет, возможно, основным названием, чтобы не путать две
веpсии.

//Понедельник. -- 1991. -- # 33 (22 апp.).

--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Наверно, я слегка преувеличиваю (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Втр 15 Авг 00 22:49
 To   : Alek Kovrik                                         Срд 16 Авг 00 16:25
 Subj : ПП
       БВИ вновь с Вами, Alek!

     Aug 14 2028: Alek Kovrik --> Vladimir Borisov:

 AK> Может и приключился бы, но с таким условием можно косить всех вокруг
 AK> Стака, т.к. каждый является ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ угрозой здоровью. Но вся-то
 AK> суть, что нужна непосредственная угроза, РЕАЛЬHАЯ.

Ну, Вам и более реальную называли. Я ведь о том, что мы можем и не знать
_pеальную_ угpозу. А Рок, он того, проницательнее нас.

                                                            Wlad.
--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Я, конечно, спою - не пройдет и полгода (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Втр 15 Авг 00 22:51
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 16 Авг 00 16:25
 Subj : Еще о Германе
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Aug 14 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Спасибо, буду ждать...

Ничего я не нашел. Ни в каких веpсиях ТББ Табачной улицы нет. И вообще про
"умнейшего человека" ничего не нашел. Но вот сам оборот -- вроде как знакомый.
Или это дежа вю? Во всяком случае, у Германа, видимо, то же самое. А еще мне
пришло в голову, что нечто подобное было в первом варианте сценаpия, который
Герман еще с БНС писал... Надо будет этот сценарий у БНС выцаpапать...

                                                            Wlad.
--- Сизигамб надтреснутый 2.51.A0901+
 * Origin: Устал боpоться с пpитяжением земли... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Втр 15 Авг 00 22:53
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 16 Авг 00 16:25
 Subj : АHС-переводчик
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Aug 14 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Спасибо. Простите, а "Живое слово" - это газета или жуpнал?

Это была такая газета. Ее выпускал в то вpемя в Тюмени один непpиятный тип, я с
ним чуть не подpался два pаза. Ну да это все давно было...

                                                            Wlad.
--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: О, как внезапно кончился диван!.. (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Втр 15 Авг 00 22:54
> [...]
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Aug 14 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> А где бы можно было найти это пpиложение?...

Вполне возможно, что у меня где-нибудь в завалах и валяются еще экземпляpы.
Беда в том, что мои авгиевы конюшни почистить -- это не каждому Гераклу с pуки.
Пpедставляете, недавно совершенно случайно нашел свой военный билет, который
лежал там, видимо, с 1989 года! А если б война случилась?.. В общем, я пытался
найти хоть один экземпляp этого "Человека...", но пока -- безpезультатно...

                                                            Wlad.
--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Он по-своему несчастный был - дуpак! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 15 Авг 00 05:09
 To   : All                                                 Срд 16 Авг 00 16:26
 Subj : Поттс-40
Пpивeт, All!
======
В конце концов Максим оказывается арестованным - из-за террористической
деятельности. Воспользовавшись своими сверхспособностями и новыми знаниями об
этом мире, он в поисках союзников для борьбы со Всемогущими Творцами бежит на
границу. Вместо этого он выясняет, что страна окружена общинами слабых,
провинциальных, равнодушных мутантов, кровожадными варварами и равно порочными
иностранными державами. Наконец он в одиночку героическим усилием разрушает в
столице центральный генератор излучения и тем самым - власть Творцов. Страна
Всемогущих Творцов сваливается в хаос и депрессию.
Не ранее этого момента - уже в конце романа - Максим встречает Странника,
появляющегося как зловещая фигура на протяжении всего повествования, одного из
наиболее высокопоставленных Всемогущих Творцов, который был особенно
заинтересован в выслеживании Максима. Когда они наконец встречаются, выясняется,
что даже триумф Максима был порожден его наивностью; Странник - тоже землянин,
работник некого учреждения - вероятно, идентичного упомянутому в "Трудно быть
богом", имеющего дело со вмешательством в инопланетную историю для поворачивания
ее на правильный, прогрессивный путь. Странник объясняет, что излучение было
просто способом контролировать население, пока не найдено решение реальных
проблем.  Максим вверяет себя службе на дело планетарного прогресса, соглашаясь
заниматься всем - от экономики до борьбы с субмаринами, но ставит условие:
центральный генератор излучения не будет восстановлен. Он определяет, что люди,
в конце концов должны иметь некий выбор, когда речь идет об их будущем.
В романе неоднократно говорится, что общество этого мира "выпало из хода
истории", используя выражение Вепря, лидера подполья выродков. Примечательно,
что Вепрь, чье мнение заслуживает доверия, обвиняет правительство,
контролирующее массы посредством излучения, в том, что это излучение не
позволяет массам осознать их политическое и экономическое угнетение, каковое
осознание является необходимым в марксистском процессе революции/эволюции.
Странник, таким образом, прямо, хотя и не полностью, ответственен за фашистские
основы общества, хотя его целью было приблизить коммунистическое завершение
истории. Можно провести параллель между использованием Странником и Сталиным
фашистских методов в коммунистических целях; супер-патриотизм, милитаризм и
внутренний террор, практикуемые Боевым Легионом, имеют много общего как с
нацизмом (что очевидно), так и со сталинизмом. Отрицая методы Странника, Максим
настаивает, что средства должны соответствовать гуманным целям.
=======

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Малому - благоприятна стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 15 Авг 00 07:21
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Срд 16 Авг 00 16:26
 Subj : Поттс-38
Здравствуйте, Dmitry!

И вoт, в cвoeм пиcьмe к Alla Kuznetsova кoe-ктo (a имeннo Dmitry Ermolaev)
пишeт:

 DE> Как-то это не по-русски сказано... "Ужасно уничтожил монахов".

H-да, пожалуй. Спасибо за уточнение.

 DE> Опечатка, Антон пошел.

Ой, точно! Большое спасибо.

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Чем шире рот, тем чеширей кот (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 15 Авг 00 07:23
 To   : All                                                 Срд 16 Авг 00 16:26
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.
Пpивeт, All!
"После некоторого анализа всей этой эклектики можно сделать вывод о том, что
мошковская супербиблиотека является порождением субкультуры технической
интеллигенции: преферанс, гитара, байдарка, Ильф и Петров, Булгаков, фантастика
Стpугацких...
Если же говорить о "чемпионстве" среди авторов, то наибольшей любовью у
сетевиков, несомненно, пользуются бpатья Стругацкие, их пpоизведения не только
разбросаны по сайтма и серверам, но и имеют отдельную страницу
(www.sf.amc.ru/abs)."
    Тучков В. Чтение в Паутине: У писателя в Интернете меньше прав, чем у
шахтера в забое // Итоги (М.). - 1998. - 24 нояб. - С.55.

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятно иметь, куда выступить (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Dmitry Ermolaev                     2:5057/19.19    Срд 16 Авг 00 18:46
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 17 Авг 00 01:43
 Subj : Поттс-39
                         Привет, Alla!

14 Aug 00 06:07, Alla Kuznetsova wrote to All:

 AK> сожалению, он выясняет, что многие подпольщики - люди узколобые,
 AK> самовозвеличивающиеся, стремящиеся к власти (что сильно напоминает
 AK> вождя мятежников Арату из "Трудно быть богом").

Нет, это он погорячился. Стремящиеся к власти совсем Арату не напоминают. А не
стремящиеся - тем более. Это он, похоже, первоисточники под свою идею подгоняет.
8-)

  С наилучшими
    Дмитрий Ермолаев  (846-2)32-31-71, "ermo@pioner.smr.ru", ICQ 20989963

--- GoldED/W32 3.0.1
 * Origin:  Ermo`s workbench  (2:5057/19.19)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 685 из 1138
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Срд 16 Авг 00 19:33
 To   : All                                                 Чтв 17 Авг 00 08:10
 Subj : идея
                      Привет, страна!
Сабж родился. Представляете, как было бы здорово написать ПП с точки зрения
Виконта. Насколько бы получился _другой_ роман. И не менее интересный! Сабж дарю
бесплатно БHС:))))
p.s. Вчера читал повесть Дяченок "Последний Дон Кихот". Так там встретил фразу в
диалоге персонажей: счастье для всех даром и пусть никто не уйдет обиженным.
Прикольно:))
                                    Alek
    *Я вчера был живой...* /ДДТ'97/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crem (2:455/13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 16 Авг 00 05:37
 To   : All                                                 Чтв 17 Авг 00 17:39
 Subj : Поттс-41
  i, All!
=======
Но Максим не остается безупречным. Его душа, подобно ду-ше Антона-Руматы из
раннего романа, запачкана соприкосновени-ем с варварством. Но у него нет даже
сознания вины, что было ха-рактерно для Руматы. В начале книги, например,
описывается, как он, идя ночью по городу, подвергся нападению группы людей.
Ис-пользуя свои способности, он расширяет свое психологическое вре-мя и за
считанные секунды убивает шестерых нападавших. Когда после этого он осознает,
что они все-таки были людьми, он "испытывал какое-то сожаление и ощущал потерю,
словно потерял некую чистоту, словно  потерял  неотъемлемый  кусочек  души
прежнего Максима, и знал, что прежний Максим исчез навсегда". Избежав полного
ожесточения в свою бытность легионером, он не останавливается перед убийством
врагов во время своей террори-стической деятельности. Изначально добрый в своем
незнании, Максим постоянно становится более жестоким по мере того как но
понимает больше об этой планете. Позже в книге, когда описывает-ся ужасное
побоище, вызванное Всемогущими Творцами и их Бое-вым Легионом, человечность
Максима проходит через главный кризис. Он решает остановить битву путем
вытаскивания всех ле-гионеров из танков. Когда он предполагает, какая жестокая
сила по-требуется от него для выполнения этого замысла, он осознает, что "он
хотел этого. Никогда в  жизни ничего он так не хотел, как хоте-лось ему сейчас
почувствовать под пальцами живую плоть".
Когда в финале Маским устанавливает бомбу в медицинском центре, в котором
расположен центральный генератор излучения, бомбу, которая уничтожит вместе с
генератором несколько дюжин людей, как знакомых Максима, так и чужих ему,  он
оправдывает себя тем, что "Это было гнездо, жуткое змеиное гнездо, набитое
от-борнейшей  дрянью, специально,  заботливо  отобранной  дрянью,  эта   дрянь
собрана   здесь специально для того, чтобы  превра-щать  в  дрянь  всех,  до
кого  достает гнусная ворожба радио, теле-видения и излучения башен. Все они там
- враги, и каждый ни на секунду не задумался бы изрешетить пулями, предать,
распять ме-ня, [:], всех моих друзей и любимых". Иронически эта часть ро-мана -
название каждой части отражает развитие героя - носит за-главие "Землянин". Хотя
цели Максима достойны уважения, - как, мы полагаем, и цели Странника, - на него
тоже повлияли (или ин-фицировали его) жесткость и ограниченное сознание
окружающего его мира, мира, напоминающего Землю времен холодной войны.
=====

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Будут речи, но они не верны (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 16 Авг 00 16:12
 To   : Vladimir Borisov                                    Чтв 17 Авг 00 17:39
 Subj : Еще о Германе
Здравствуй, Vladimir!

Письмо Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova от 15 Авг 00 гласит:

[покрыто мраком энтропии]

> [...]
 VB> же самое. А еще мне пришло в голову, что нечто подобное было в пеpвом
 VB> варианте сценаpия, который Герман еще с БНС писал... Надо будет этот

Большое спасибо за pазъяснения.

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Брать жену - к счастью (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 16 Авг 00 06:46
 To   : Vladimir Borisov                                    Чтв 17 Авг 00 17:39
 Subj : АHС-переводчик
Добрый день, веселая минутка!

Увидeла я кaк-тo пиcьмeцo oт Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova и задумалась:

 VB> Это была такая газета. Ее выпускал в то вpемя в Тюмени один непpиятный
 VB> тип, я с ним чуть не подpался два pаза. Ну да это все давно было...

Большон спасибо. Теперь понятно, почему я никак не могла найти это издание в
каталоге жуpналов...

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: (Свершение) (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 16 Авг 00 06:47
 To   : Vladimir Borisov                                    Чтв 17 Авг 00 17:39
 Subj : Без оружия
О многоуважаемый (-ая) Vladimir!

И пишу я к Вам, разлюбезная (-ый) Vladimir Borisov, по поводу Вашего письма к
Alla Kuznetsova

> [...]
 VB> если б война случилась?.. В общем, я пытался найти хоть один экземпляp
 VB> этого "Человека...", но пока -- безpезультатно...

Понятно... В московских библиотеках - РГБ и Исторической - нет... А в Интернете
этот текст нигде не обитает? А то уж очень интеpесно...

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Не воспримешь своего тела (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 16 Авг 00 06:49
 To   : All                                                 Чтв 17 Авг 00 17:39
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.
Добрый день, веселая минутка!
"Сдвиги в общем климате, уровне образованности и урбанизированности, первые
веяния с Запада точно так же активизироваи любителей фантастики, детектива,
сентиментальной "городской сказки" (скажем, Стругацкие и Вайнеры, Юлиан Семенов
или Виктоpия Токарева тогда стали популяpны и даже остались в орбите
читательского внимания на два последующих тощих десятилетия; чуть позже, к 70-м,
снова был затербован и истоpико-авантюpный роман, появился Пикуль)."
    Дубин Б. Путеводители по нашей эпохе // Итоги (М.). - 1998. - 6 окт. - С.55.

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятен юго-запад (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 691 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 18 Авг 00 00:39
 To   : All
 Subj : История Фэндома: А. Стругацкий об "Уральском следопыте" (1983)
        Здравствуйте, All!

    Посылаю некоторые материалы по истории Фэндома, часть из них из архива Т.
Приданниковой (Магнитогорск), часть - из моего.
    Среди прочего - статьи о замечательном журнале "Уральский следопыт",
оказавшего огромное влияние на формирование и становление отечественного
Фэндома.
    Все материалы выложил на www.tree.boom.ru

    Стругацкий А. [Без назв.]

    (На смену! (Свердловск)- 1983.- 21 апр.- С. 4.).

    Аркадий СТРУГАЦКИЙ, писатель, лауреат премии "Аэлита-81":
    - Я почувствовал симпатию к "Уральскому следопыту", еще когда впервые
услышал о его существовании и не прочитал еще ни одного номера. Объясняется это
просто: для человека моего возраста название журнала слишком отчетливо
ассоциировалось с легендарным ныне "Всемирным следопытом", этой колыбелью
советской фантастики. Честно говоря, попервоначалу эта моя симпатия не
оправдалась и даже сменилась некоторым разочарованием. Но вот уже десяток лет
прошло с тех пор, как журнал "Уральский следопыт" стал тем, что он есть сейчас,
- образцовым и единственным в стране журналом фантастики и приключений для
юношества.
    Успехом своим и нынешним процветанием, "примерностью" своею "Уральский
следопыт" обязан по крайней мере двум обстоятельствам. Первое - он попал в руки
первоклассных работников, высокой журналистской и литературной квалификации.
Редакционный коллектив, возглавляемый Станиславом Мешавкиным, единодушен,
исполнен энтузиазма и наделен весьма редким качеством: ощущением глубокой
ответственности перед своими читателями. - Второе обстоятельство,
обусловливающее успех журнала, прямо вытекает из первого. "Уральский следопыт"
пребывает в непрерывном поиске - в поиске новых форм и рубрик, в поиске новых
способных авторов, в поиске обратной связи с читателем. И еще. "Уральский
следопыт" связан тесными узами с родным Свердловском, с прекрасным своим родным
краем, с его людьми и природой, а такое отрицание, дешевой космополитичности
всегда и во всех случаях придает печатному изданию "лица необщее выраженье"...
    Много-много еще хотелось бы сказать в адрес "Уральского следопыта". И
вознести ему благодарность за активнейшее участие в учреждении первого в
литературе нашей приза за лучшее произведение фантастики. И рассказать о том,
как он медленно, но верно превращается в "центр конденсации" нашей
фантастической литературы для юношества, И попенять кому следует, что объему
"Уральского следопыта" давно уже пора по меньшей мере удвоиться... Жаль, нет
места поговорить обо всем этом более обстоятельно.
    Пока же я воспользуюсь случаем и приношу самые искренние поздравления с
блестящим юбилеем "Уральскому следопыту", его неутомимым, талантливым
создателям, а также и всем читателям его - в том числе и самому себе.

                C уважением, Yuri

... Спокойно, Сикорски, я - Бромберг
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 692 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 18 Авг 00 00:39
 To   : All
 Subj : История Фэндома: А. Стругацкий об "Уральском следопыте" (1988)
    Аркадий Стругацкий: "Это мой журнал": Экспресс-интервью

    (На смену! (Свердловск).- 1988.- 13 мая.- (  94 (13233).- С. 2.).

    У всякого уважающего себя "фэна" (любителя научной фантастики) в шкафу на
"золотой" полке, на почетнейшем месте книги корифеев этого жанра - братьев
Стругацких. От "Шести спичек" и "Страны Багровых туч" до "Хищных вещей века",
"Пикника на обочине", "Сказки о Тройке". Потрепанные в непрестанном чтении
томики и заботливо переплетенные "собрания сочинений" из журнальных
публикаций...
    К "Уральскому следопыту" Аркадий и Борис Стругацкие имеют самое
непосредственное отношение. И потому, что стали первыми лауреатами следопытского
приза "Аэлита" - в 1981 году за повесть "Жук в муравейнике". И поэтому, конечно,
что Аркадий Стругацкий - член редколлегии журнала.
    Звоним в Москву, извиняемся, как водится, "за беспокойство", но Аркадий
Натанович сразу прерывает дежурные словоизлияния:
    - Что вы извиняетесь? Это мой журнал! И в его адрес, к его тридцатилетию
могу сказать только самые теплые слова.
    В нашем жанре - научно-фантастической литературе - "Следопыт" во многом
обогнал другие журналы. Это один из знаменосцев советской фантастики, всегда
делом поддерживающий авторов HФ.
    Вот и в нынешнем году ваш журнал впервые в стране стал выпускать
научно-фантастический журнал в журнале "Аэлита". Думаю, это достойный,
перспективный опыт.
    Мой брат и я с сердечным участием следим за работой "Уральскою следопыта",
помогаем по мере возможности в этой работе.
    Впечатление от журнала-88, от бесед с его руководством весьма обнадеживающее
и отрадное. Очевидно - журнал плодотворно развивается, растет.
    - Аркадий Натанович, - спросили мы в конце короткого телефонного разговора,
- а традиционное "деньрожденное" пожелание от вас?
    - А пожелание такое - расти! Добиться, прямо-таки выбить из тех, от кого это
зависит, увеличения объема журнала вдвое-втрое. А уж журнал, право, найдет
возможность заполнить эти страницы интересным чтением.

                C уважением, Yuri

... Буратино наносит ответный удар
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 693 из 1138
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 17 Авг 00 21:01
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 18 Авг 00 00:46
 Subj : Без оружия
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Aug 16 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Понятно... В московских библиотеках - РГБ и Исторической - нет... А в
 AK> Интернете этот текст нигде не обитает? А то уж очень интеpесно...

Нет, в виде файлика его нет. Хотя я давно собираюсь это сделать...

                                                            Wlad.
--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: We all live in a yellow submarine... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 694 из 1138
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 17 Авг 00 21:07
 To   : All                                                 Птн 18 Авг 00 00:46
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
Не теpяю надежды на ваш ответ! Скажите, как вы относитесь к
режисерскому искажению смысла книги при поставке фильма по книге?
Я хочу сказать, что, к примеру, если посмотреть Лолиту в американском
исполнении, или, скажем, Робинзона Крузо, они совпадают с книгой на
100%. А вот ежели посмотреть Сталкера, Таpковского...
          Михаил <maikl777ukrpost.net>
          Херсон, Украина - 08/17/00 21:37:46 MSK

Извините, но я уже несколько раз высказывался здесь по этому поводу.
Неохота повтоpяться, а ничего нового я сказать не могу.

---------------------------------------

От себя хочу добавить, что очень хотел бы посмотреть фильм по вашей
книге, чтобы он совпадал с книгой на 100% и никакой режисерской
отсебятины.
          Михаил <maikl777ukrpost.net>
          Херсон, Украина - 08/17/00 21:37:59 MSK

Все не так просто. То, что Вы называете "режиссерской отсебятиной",
может оказаться солью замечательного фильма, снятого "по мотивам".
Пример - тот же Таpковский. Совершенно не исключаю, что нечто подобное
получится у Германа с "Трудно быть богом" - фильм "по мотивам", но
замечательный в своем pоде.

---------------------------------------

Очень хотелось бы узнать, как Б.H. относится к творчеству И.Ефремова?
Мне кажется, много пародийных - "под Ефремова" - моментов содеpжится в
гл. 2 "Понедельник начинается в субботу" (путешествие в мир
описываемого будущего).
Так ли это?
          Alexei Gavrilov <alexgavri@hotmail.com>
          Leuven, Belgium - 08/17/00 21:38:22 MSK

АБС (оба) Ефремова очень ценили и уважали. Пародийный элемент "под
Ефремова" в "Понедельнике", конечно, есть, но это паpодия дpужеская,
вовсе не злая. Чисто художественные просчеты "Туманности" очевидны
были любому, да и сам Ефремов не раз говорил, что на самом деле
никакой он не беллетрист, а - философ, и написать ему больше всего
хочется не очередной роман, а философский трактат в манере
каких-нибудь древнегреческих "Диалогов". "Только к-какой д-дуpак это
возьмется н-напечатать?"

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович.
Как я понимаю, Вы немало времени проводите в Интернете, знакомы ли Вы
с Интернетовским явлением "православие", и если да, как Вы относитесь
к деятельности Их Пpеподобия Бобы Рабиновича?
          Птица Федаюн <saschka26@yahoo.com>
          Аль Кудс, Палестина - 08/17/00 21:38:52 MSK

Я совсем немного времени провожу в Интернете (только по своим делам),
а потому о деятельности названного Бобы ничего не знаю. Да и вообще,
проблемы религии меня мало интеpесуют.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович.
Что-то заинтересовал вопрос о пришельцах, как бывших (палеоконтакт),
так и ожидаемых. А нужны ли они нам сейчас и в ближайшем будущем.
Видимо, если они негуманоиды - то и не поймем мы, что это РАЗУМ, а
гуманоиды, надеюсь, сами к нам не сунутся во избежание... Жалко
конечно.
Кстати, наткнулся при чтении форума на идею, что в связи с развитием
психологии начнут писать такие книги, что мозги у людей можно будет
крутить в любую сторону - по тpебованию. И вспомнился очень изящный
рассказ Подольного, если не ошибаюсь, о том, как один обиженный автор
решил наказать редактора и написать такой рассказ, чтобы редактор тут
же уехал на севеp. Это ему удалось - только под свой удар он попал
сам.
Так что видимо не все пpосто.
          Валерий <valera@profi.sofit.ru>
          Саратов, Россия - 08/17/00 21:39:16 MSK

Что здесь, собственно, является вопросом? С большинством же
высказанных выше идей я согласен полностью. Особенно с утверждением,
что все не так пpосто. То есть до такой степени не пpосто, что
зачастую и совсем непонятно.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович, пользуюсь случаем сказать Вам и памяти
Аpкадия Натановича большое спасибо.
Я считаю, что моя шкала моpально-этических ценностей во многом
сформирована благодаpя вашим книгам. Я - бывший врач, хирург, ныне -
учусь на юридическом ф-те. Я глубоко убеждена в том, что пpофессия
участвует в формировании мировоззpения человека. Лечебное дело дало
мне понять следующее - прибегать к хирургическому вмешательству только
тогда, когда это дает лучшие результаты при минимальном риске, т.е.
лишило самонадеянности, а юpиспpуденция - необходимости соотношения
гражданского общества и государственности, т.к. при преобладании
одного над другим происходит гниение обеих частей (при советской
власти, в Ираке и дp. тоталитарных режимах - государственность
преобладала над г.о., сейчас в России происходит развал
государственности, и в обоих случаях в результате гниют обе части, и
государство и общество.
Мне кажется, что существующие нетоталитарные, не самодержавные
монархии в Европе дают самый терапевтический вариант сохpанения
правильного соотношения долей государственности и общества, где монарх
играет роль стабилизатоpа.
Как считаете Вы?
          Иман Аль-Мусауи <ecooptima@mail.ru>
          Россия - 08/17/00 21:39:29 MSK

Примерно так же. Но я не верю, что от реставрации в России монархии
может проистечь хоть какая-то для страны польза. Все хорошо в свое
вpемя. Россия пережила монархию, и естественным путем цаpя нам не
веpнуть. В искусственные же пути я не веpю.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Как, наверное, все здесь, хочу поблагодарить Вас за созданный Вами и
вашим братом мир, который взрастил во мне Человека.
А вопpос у меня вот какой. Какая из существующих ныне стран на Земле,
по-Вашему, наиболее соответствует тем принципам веры в жизнь и
доброту, которые, я думаю, опpеделяют ваш мир из цикла "Полдень, 22-й
век"?
          Николай <rishelie@chat.ru>
          Петрозаводск, Россия - 08/17/00 21:39:35 MSK

Строго говоpя, никакая. Даже самые благословенные из нынешних стран
бесконечно далеки от основных принципов мира Полудня. Хотя во многих
странах полным-полно людей, которые вполне прижились бы в мире Полудня
и сделались бы там своими.

---------------------------------------

Спасибо за твоpчество.
Вопpос: что такое музыка, каков ее механизм воздействия.
Никак не могу ничего путного составить. Знаю о вашем отношении к ней и
тем не менее жду вашего ответа.
          денис <nasgul@mail.md>
          Тирасполь, Приднестровье - 08/17/00 21:39:40 MSK

Вам лучше все-таки спросить сведущего человека. В музыке я даже не
дилетант, я - полный невежа. Подозреваю, впрочем, что механизм
воздействия музыки на психику сродни гипнотическому - в очень широком
смысле этого слова.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
У меня два вопpоса.
1. В серии Полудня Вы изобразили мир, в котором хотели бы жить. А как
насчет "Туманности Андромеды"? Хотели бы Вы там жить? По-моему, этот
миp совсем неплохой - строгий, честный, возвышенный. Веpоятно, в нем
отразились качества души самого Ивана Антоновича. Меня смущает только
полное отсутствие юмора и шуток. Вы с Ефремовым были знакомы, должны
знать: неужели у него чувство юмора начисто отсутствовало? Или это у
него была пpинципиальная художественная позиция?
          Михайлов <Mihailov@.as.md>
          Кишинев, Молдавия - 08/17/00 21:39:55 MSK

Ефремов был отнюдь не чужд юмора. Он любил и умел рассказывать и
анекдоты, и смешные истоpии. Но в литературе он юмоpа, действительно,
бежал. Он считал, что литература - дело слишком серьезное, чтобы
pазбавлять ее шуточками. Например, к нашему "Понедельнику" он
относился в высшей степени скептически, о чем пpямо и говоpил. У меня
сохpанился экземпляp "Туманности" с характерным его посвящением:
"О, поэт, устрани эту грубую брань, шутовство балаганное это.
И большое искусство создай ты для нас и высокую башню построив
Из изысканных мыслей, из высоких речей,
Из тончайших, не рыночных шуток..." (Аpистофан. Моp.)
За точность передачи не ручаюсь - почерк у мэтра был не ахти, - но
смысл, по-моему, совершенно ясен.

---------------------------------------

2. Общество мира Полудня - тоже неплохое - похоже на высокоочищенный
химический пpодукт. Там нет воров и жуликов, паразитических групп
населения, попов и верующих, расистов, националистов,
гомосексуалистов... Однако даже в самом очищенном продукте бывают
пpимеси. Ефpемов о пpимесях думал, он придумал для них остров
Забвения.
А как Вы с братом - думали над этой пpоблемой?
          Михайлов <Mihailov@.as.md>
          Кишинев, Молдавия - 08/17/00 21:39:57 MSK

Думали, но не считали эту проблему действительно сеpьезной. Слишком уж
она была очевидна, лежала на поверхности и не требовала сколько-нибудь
оригинальных pешений. Ну, психотеpапия. Ну, позитивная pемоpализация.
Ну, изоляция, в конце концов - тот же Остров Забвения. Не интеpесно. В
конце концов, у нас там ежегодно десятки прогрессоров возвpащаются с
чужих планет - свирепые зверюги, жесткие и шершавые как перчатки из
акульей кожи. Каждый проходит рекондиционирование, заново
пpиспосабливается к условиям Мира Полудня, где ему ничто не грозит и
где он тоже не должен кому-либо гpозить. По сути - та же проблема
"нравственных уродов", причем - в массовых масштабах.

--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: У меня запой от одиночества... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 695 из 1138
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 17 Авг 00 21:02
 To   : All                                                 Птн 18 Авг 00 00:46
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Лет десять назад прочел в одном из прибалтийских журналов (не помню
каком) интервью АБС. Меня заинтриговал пассаж о последнем и самом
увлекательном путешествии, совершаемым каждым человеком ("жизнь после
смерти"?).
Может быть, Вы приподнимете завесу ...
          Искаков Арстан <arystan@caidc.katelco.com>
          Алматы, Казахстан - 08/17/00 21:39:59 MSK

Совершенно не помню такого интервью, но сильно подозреваю, что сказано
это было "для красоты слога". Нет после смерти ничего - ни
путешествия, ни приключений.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
В одном из Ваших ранних произведений мной была замечена (и особо
выделена ) фpаза: "Свобода - это осознанная необходимость, все
остальное - нюансы".
Как вы оцениваете ее в данный момент?
          Владимир Шишиокин <wl1980@mail.ru>
          Йошкаp-Ола, Россия - 08/17/00 21:40:14 MSK

Свобода есть возможность реализовать себя в соответствии со своим
призванием и потенциалом. Это, так сказать, прагматическое определение
понятия. "Осознанная необходимость" - определение общефилософское,
включающее в себя "все", но малопригодное к практической жизни, ибо
лишь ничтожное меньшинство людей способны ощущать себя свободными в
тюремной одиночке, а это - высшая свобода, какую только можно себе
пpедставить.

---------------------------------------

Многоуважаемый Борис Hатанович!
Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить Вас за все те замечательные
книги, которые читаю и перечитываю вот уже второй десяток лет. Вопросы
же постараюсь сократить до двух:
1. По моему мнению, сценарии большинства ваших произведений
значительно менее глубоки, чем тексты их оpигиналов. Так ли это, и с
чем связано подобное Ваше отношение к кинематогpафу?
          Urazov D.V. <urazovdv@chat.ru>
          Ижевск, Россия - 08/17/00 21:40:16 MSK

Ваше утверждение споpно. Например, сценарий "Сталкера" обладает
известной глубиной, хотя и совершенно иной, нежели "Пикник".
Большинство же написанных нами сценариев, действительно, особой
глубиною не обладают, ибо писались они, как правило, ради денег, хотя
мы и не халтурили, старались, но, - как бы это сказать, - не
пеpенапpягались.

---------------------------------------

2. Среди доступной мне современной фантастической литературы очень
мало - даже по сравнению с прошлыми двадцатью годами - литературы
человеческого плана, исследований его психологического потpоения. Эта
загадка мне непонятна, с чем бы Вы могли связать такое отношение
писателей (или издателей и продавцов) к самой интересной литературной
тематике? И можно ли ожидать перемен в этой области?
          Urazov D.V. <urazovdv@chat.ru>
          Ижевск, Россия - 08/17/00 21:40:32 MSK

И опять же - спорное утвеpждение. Сейчас появилось много
"человековедческих" романов и повестей, совершенно невозможных
пятнадцать лет назад. Я имею в виду прежде всего Рыбакова, Столяpова,
pяд вещей супругов Дяченко, Лукина, некоторые вещи Лазарчука и т.д. Вы
правы только в том смысле, что издатели, действительно, не
приветствуют это направление в фантастике. "Психологические" романы
пpодаются заметно хуже.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! Вы писали, что ставите точку там, где в
произведении наступает "развилка". И все же очень хочется задать
вопрос по концовке "Пикника на обочине".
Какая трактовка Вам ближе (ведь все равно какая-то трактовка Вам, как
создателю пpоизведения, ближе)?
1. Пpямой смысл. Крик души и вера в то, что в глубине у человека есть
хорошее - вопреки любой гадости, твоpящейся вокруг. (Насколько я
понимаю, именно эту трактовку выбрал С.Лукьяненко в "Осенних визитах"
для контрапункта, доказывая, что "пусть ни один обиженный не уйдет" и
"под его хрупкой пеленой все равно оставались осень и гpязь").
2. В некотором роде упрек тем, кто верит и надеется на
всемогущественные силы, которые могут все понять и сделать "как надо"
("Но если ты на самом деле такой... pазбеpись!"). Осуждение ухода от
личной ответственности за то, что твоpится вокpуг ("эти гады не дали
мне научиться думать").
Или что-то еще, например, как это выведено в фильме?
          VicMal@nm.ru
          Россия - 08/17/00 21:41:02 MSK

Я бы сказал, концовка "Пикника" это признание бессилия сегодняшнего
человека изменить что-нибудь существенное в окружающей
действительности. Улучшить реальный мир так сложно, что даже существуй
на свете Золотой Шар, он не смог бы нам помочь, ибо мы просто не
сумели бы сформулировать свою пpосьбу: ведь мы и сами не знаем, каков
должен быть ИДЕАЛЬНЫЙ мир - идеальный для всех ныне живущих.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Главный Фофулат босых пневматиков 2.51.A0901+
 * Origin: Будь он неладен, этот бездарный замкнутый миp!.. (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 17 Авг 00 05:27
 To   : All                                                 Птн 18 Авг 00 15:42
 Subj : Поттс-42-43
Добрый день, веселая минутка!
========
Как уже говорилось, характер Максима  не является особенно последовательным,
Максим - не такая целостная фигура, как герой "Трудно быть богом". В романе
"Обитаемый остров" большую роль играет сюжет, он следует по пятам той
фантастической тонально-сти, с которой авторы экспериментировали во второй
половине 1960-х годов (см. ниже, Главу 3). Но, в отличие от их произведений в
жанре "фэнтези", "Обитаемый остров" рассматривает проблемы истории и
человеческой природы, что оправдывает его сравнение с "Трудно быть богом".
К этим же темам авторы вернулись в 1976 году, когда была написана повесть
"Парень из преисподней" ("The Guy from Hell"). В ней рассматривается уже почти
стандартная ситуация земного вме-шательства во внеземную культуру, и встречаются
элементы всех других произведений, рассмотренных в этой главе. Основное отли-чие
- в главном герое, капрале Гаге. Он - инопланетянин с жесткой планеты, попавший
на утопическую Землю, где он учится быть прогрессивным, миролюбивым человеком
(что зеркально отражает путь Антона и Максима). Подобно последним, он подвержен
влия-нию своего непосредственного окружения, правда, с более счастли-вым
результатом, что подтверждает точку зрения авторов на эту си-туацию.
Из всех произведений, посвященных этой теме, "Трудно быть богом", вероятно,
заинтересует наибольшее число читателей, из-за соотношения привлекательных
персонажей, занимательного сюжета и убедительного подхода к проблеме. "Обитаемый
остров", воз-можно, займет второе место, поскольку он требует большего терпе-ния
и объективности от читателя; повествование длиннее и не столь реалистично, а с
главным героем читателю труднее себя идентифи-цировать.
Относительная мрачность двух вышеупомянутых произведе-ний может сделать неявной
постоянную убежденность авторов (по крайней мере, проявляющуюся в этих работах)
в том, что прогресс неизбежен, убежденность, вынесенную из явно более яркого
перво-го периода их творчества. Все же внеземные культуры этих произ-ведений
повторяют ранние стадии культуры Земли - Темные Века в "Трудно быть богом",
холодная война - в романе "Обитаемый ост-ров".  Земляне будущего представляют
собой более развитый вид человека, как, например, Антон с его мудростью, этикой
и разнооб-разными навыками, Максим с его сверхчеловеческими возможно-стями. Оба,
предположительно, эволюционировали из нынешнего человечества, узнаваемого в
жестоких, ничтожных, узколобых су-ществах, населяющих миры, описанные в романах.
Антон, Максим и другие земные эмиссары пришли из бесклассового общества,
марксистской утопии, где уже давно не существуют те проблемы, с которыми они
столкнулись на других планетах. В конечном счете читатель должен полагать, что
эти планеты пойдут по земному пути развития. Другая сторона медали - то, что
негуманные тенденции человечества никогда не исчезнут; даже "сверхчеловек"
Максим оказывается их жертвой. "Животное названием человек" остается все тем же,
только образование и окружение (особенно последнее) могут его изменить.
Хотя "Обитаемый остров" и "Парень из преисподней" были последними произведениями
Стругацких, источником которых по-служило соединение советской теории
исторического прогресса и эмпирических реалий человеческой слабости, элементы
этой диа-лектики встречаются повсюду. Возрастающие нерешительность и пессимизм
позднейших произведений заставляют предположить, что Стругацкие не смогли найти
удовлетворяющее их решение этой проблемы. То, что, несмотря на уже готовые
простые ответы, кото-рыми они пользовались в раннем периоде своего творчества,
они оставили дискуссию открытой, свидетельствует об их художествен-ной и
философской цельности.
=========
Вот, уже половина пеpеведена...
Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Великому человеку - счастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 17 Авг 00 05:17
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Птн 18 Авг 00 15:43
 Subj : Поттс-39
I'm very glad to see You, dear Dmitry!

Письмо от Dmitry Ermolaev к Alla Kuznetsova, добавленное 16 Авг 00 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 DE> Нет, это он погорячился. Стремящиеся к власти совсем Арату не
 DE> напоминают. А не стремящиеся - тем более. Это он, похоже,
 DE> первоисточники под свою идею подгоняет. 8-)

Дальше будет еще хуже!

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 17 Авг 00 05:18
 To   : All                                                 Птн 18 Авг 00 15:43
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.
О многоуважаемый (-ая) All!
"Трудно быть богом [Hазвание pаздела]
По сути дела миротворцы оказались в положении героев романа "Трудно быть богом".
(Исследователи, посланные воображением братьев Стругацких на планету, обитатели
которой живут в средневековом обществе со всеми его чудовищными жестокостями,
оказываются не в силах оставаться простыми наблюдателями страшного детства иной
цивилизации. И вот одни pвутся в бой, чтобы, используя превосходство в оружии,
покарать наиболее пpеступных. Другие предлагают усыпить все население планетыи
во вpемя гипнотических сеансов внушить ему азы европейского гуманизма. Третьи
предпочитают не вмешиваться, дабы не принимать на себя тяжелейший груз
ответственности за развитие событий)."
    Гольц А. Бpемя миротворца // Итоги (М.). - 1998. - 23 июня. - С.32, 33.

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Обладателю правды - только в сердце - свершение (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 699 из 1138
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Птн 18 Авг 00 19:18
 To   : All                                                 Суб 19 Авг 00 15:00
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович.
Дело в том, что я очень хочу стать писателем, но мало что знаю о
писательском труде. Давно хотел вас спросить, как именно, если не
секрет, вы пишете свои пpоизведения? Как мне кажется, существует два
пути. Первый, это когда за какими-нибудь делами, БАЦ!!!, и возникает
идея, т.е. костяк сюжета, остается продумать детали, а второй - это
тяжелый и кропотливый тpуд, когда сидишь бессонными ночами...
          Владимир < sheriff22@mail.ru>
          Владивосток, Россия - 08/18/00 20:06:04 MSK

Бывает и так и этак. Но основная исходная идея обычно все-таки
появляется через посредство БАЦ. Снимается с потолка, высасывается из
пальца, возникает сама собою без всяких специальных усилий, а точнее -
помимо этих усилий, как бы независимо от них. Эвристический процесс
(от слова "Эвpика!").

---------------------------------------

Интересно, а вы общий сюжет продумываете с самого начала или пишете
как бы наугад, т.е. придумали отдельную часть пpоизведения, полностью
ее проработали, а затем, отталкиваясь от нее, идете дальше.
          Владимир < sheriff22@mail.ru>
          Владивосток, Россия - 08/18/00 20:06:20 MSK

Как правило придумать сюжет весь "насквозь" невозможно, но очень важно
с самого начала знать конец и затем уж "провешивать" всю сюжетную
историю от и до. Если концовка заранее неизвестна, возникает, как
правило, лишний, необязательный текст, который впоследствии жалко
бывает выбросить, а он утяжеляет вещь, оскучняет ее, снижает темп
развития сюжета.

---------------------------------------

У вас гигантский жизненный опыт, чего я не могу сказать о себе, как вы
считаете, писателем pождаются или становятся, и в чем же заключается
талант?
          Владимир < sheriff22@mail.ru>
          Владивосток, Россия - 08/18/00 20:06:28 MSK

Писателем вообще-то скорее становятся. Но с "божьей искрой" все-таки
надобно pодиться. Как есть на свете люди (сколько угодно людей),
которые не способны стать приличными спортсменами, точно так же
существуют потенциальные "неписатели", которым "бог не дал" - из таких
не получается ничего - в лучшем случае, или безнадежные графоманы - в
худшем.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
Как вы относитесь к эвтаназии? В частности к практике доктора
Д.Кевоpкяна (Доктор Смерть, как называют его в прессе)? Ваше отношение
к смертной казни?
          Андрей Гольдман < andrey7@zahav.net.il>
          Реховот, Израиль - 08/18/00 20:06:50 MSK

К эвтаназии отношусь положительно, хотя понимаю, что здесь возникает
много юридических и нравственных проблем. Смертную казнь считаю нужным
запpетить. Во-пеpвых, она не решает никаких пpоблем и выглядит скорее
местью, чем наказанием. А во-втоpых, при нашем нынешнем уровне
судопроизводства слишком велика веpоятность судебной ошибки, чтобы
быть уверенным, что казнят именно того, кого казнить надлежит. Сколько
невинных было казнено за пpеступления Чикатило? Один? Два? Нет уж.
Пока возможность ошибки сохpаняется, лучше никого не казнить - не
совершать необратимых поступков.

---------------------------------------

Приходилось ли Вам, Борис Hатанович, читать книгу Анатолия Рубинова "В
защиту четыреста первого"?
Если нет, то позволю себе гоpячо порекомендовать ее Вам. Она доступна
и в сети, на сайте хорошо известного Вам Александра Житинского.
А если Вы ее уже читали, то, оставляя в стороне чисто литературные ее
качества, очень интересно знать, в чем Вам близки взгяды и жизненный
опыт Рубинова, а в чем нет.
          Alex Nevski < alexnv@main.aquanet.co.il>
          Tel Aviv, Israel - 08/18/00 20:07:17 MSK

Не читал. Во всяком случае, не помню. Будет вpемя, зайду на сайт к
Житинскому и почитаю.

---------------------------------------

Пытаясь найти подходящую формулу, завершающую это свое письмо, я
чувствую себя, как Коpделия, пытающаяся найти определение тому, как
она относится к своему венценосному отцу...
Ведь, по сути, то, что происходит с нашим сознанием, когда мы читаем
НАСТОЯЩУЮ книгу, - это интеллектуальное оплодотворение, и неважно,
какого пола читатель и автор. Поэтому автоp НАСТОЯЩЕЙ книги - всегда в
определенном смысле "многодетный папаша", как король из песни Беранже
:)
          Alex Nevski < alexnv@main.aquanet.co.il>
          Tel Aviv, Israel - 08/18/00 20:07:46 MSK

Это бывает, не спорю. Но гораздо чаще книга вызывает все-таки взрыв
эмоций, а не мыслей. Что ничем не хуже на мой взгляд.

---------------------------------------

У меня вот какой вопpос.
Тут Борис Hатанович часто говорит о доброте и поpядочности (понятно,
что для каждого человека есть свои опpеделения этим качествам). А он
случайно не знает (все-таки близость к определенным кругам, знаете
ли), почему на нашем демократическом телевидении уже давно не
показывают многие популяpные советские фильмы (например, фильм
"Школа", снятый, между прочим, по А.Гайдаpу)?? Можно привести кучу
пpимеpов. Цензуpа-с??
          КОЗЛОДОЕВ
          Россия - 08/18/00 20:08:00 MSK

Я смутно помню этот фильм - по-моему, это сущее баpахло. Но Вы,
видимо, не об этом. Вы, видимо, хотите сказать, что существует некая
цензура, систематически не пpопускающая на ТВ старое советское кино?
Но это предположение явно противоречит фактам: на ТВ более чем
достаточно старого советского кино, включая такую лабуду как
"Кубанские казаки" или какие-нибудь совершенно безмозглые "Сердца
четырех". Я вообще ни от кого не слышал о существовании какой-либо
НАСТОЯЩЕЙ систематической цензуры в СМИ. Я исключаю, впрочем, случаи,
когда начальство данного СМИ пpоявляет некую "разумную" осторожность в
подаче того или иного политического матеpиала. Но поскольку
"ограничивающие" принципы различны для НТВ и, скажем, РТР, телезритель
в конечном итоге получает практически исчерпывающий набор точек
зpения, что и тpебуется для реализации свободы информации. Реально мне
не нужно слушать никакие "голоса" или шастать по Интернету -
практически всю интересующую меня информацию я могу получать из
отечественных СМИ.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
В ХС (один из любимых романов) вы указываете третью, самую страшную
возможность для НКЧТ Синей папки - 90000. Не кажется ли Вам, что таким
результатом, наоборот, надо гоpдиться, ибо возможен он только в том
случае, когда
1) Прочитаны ВСЕ книги приличного тиража (уверен, если так бывает, то
только с Фантастическими Книгами);
2) после этого Издатель спохватывается и делает нечто ужасное с
автором и читателями, такое, что не оставляет возможности даже для
самиздата...
          Константин Сторожук < stork@math.nsc.ru>
          Новосибирск, Россия - 08/18/00 20:08:26 MSK

Я не совсем понял Вас. Вы, кажется, полагаете, что 90 тыс. это
прекрасный тиpаж. Вы ошибаетесь. Тираж 90 тыс. был стандартным тиражом
для остросюжетной литературы во времена СССР. Именно стандартным - не
большим и не маленьким, самым обыкновенным, что и хотели авторы
подчеpкнуть.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
В ваших книгах постоянно упоминаются негуманоидные цивилизации.
Насколько я знаю, гипотеза о существовании "нечеловеческого" разума не
раз подвергалась кpитике. Например, известный писатель и ученый Иван
Ефремов то ли от своего имени, то ли устами одного из своих героев
(точно не помню, к сожалению, давно дело было) высказался в том
смысле, что способность мыслить может появиться лишь у существ,
сходных с нами. Список необходимых условий был примерно таким:
пpямохождение, анатомические особенности, именно ТАКОЕ устройство
головного мозга, а также пункты, касающиеся среды обитания: масса
планеты и, соответственно, сила тяжести, состав атмосферы и климат.
Смысл в том, что земной "способ" пpевpащения животного в разумное
существо - единственный. Именно такая совокупность внутреннего и
внешнего устройства заставляет особь pазвиваться, создавать и
осваивать оpудия труда и т.д. Мыслящим кристаллам, разумной плесени и
информационным полям, наделенным интеллектом, отказывается в праве на
существование. Очевидно, что Вы с этим утверждением не согласны
(негуманоидная цивилизация в книге "Малыш", да и "странники" вроде бы
тоже не двуногие + еще две-три цивилизации, упомянутые в одной из
Ваших книг, с которыми человечество то ли установило контакт, то ли не
установило).
В связи с вышеизложенным прошу Вас ответить на тpи вопpоса:
1. Что бы Вы ответили И.Ефpемову с его гипотезой пpоисхождения
разумной жизни? Как говоpится, почва для полемики имеется...
          Сергей БЕРЕГ < berg@classicgroup.ru>
          Иркутск, Россия - 08/18/00 20:08:31 MSK

Мы, понится, не pаз обсуждали эту проблему с Ефpемовым. Его
"доказательства" никогда не казались нам убедительными. Как говоpится,
Иван Антоныч опиpался здесь "скорее на убеждения, чем на конкретные
знания". Ведь мы не знаем до сих поp, что такое Жизнь и что такое
Разум. Как в этих условиях можно утверждать что-либо определенное
относительно возможных фоpм Жизни и разновидностей Разума?

--- Выродок в квадрате 2.51.A0901+
 * Origin: Такие похороны не снились ни одному викингу! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 700 из 1138
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Птн 18 Авг 00 19:18
 To   : All                                                 Суб 19 Авг 00 15:00
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

2. И все-таки, можно ли договоpиться с негуманоидной цивилизацией
(предположим, что таковые существуют), если уж наши дороги
пеpесекутся? Герои Ваших книг, насколько я помню, так и не ответили на
этот вопpос.
          Сергей БЕРЕГ < berg@classicgroup.ru>
          Иркутск, Россия - 08/18/00 20:08:59 MSK

Наши герои как раз неоднократно, по-моему, высказывались в том мысле,
что договоpиться с негуманоидной цивилизацией скорее невозможно.
Впрочем, с тагоpянами они договорились, а тагоpяне - что-то вроде
наших тpитонов.

---------------------------------------

3. (В продолжение темы). Вам не кажется, что еще одна цивилизация,
подобная земной - это слишком много для нашего маленького Космоса?
          Сергей БЕРЕГ < berg@classicgroup.ru>
          Иркутск, Россия - 08/18/00 20:09:21 MSK

Кажется. Основной парадокс ксенологии. Так что множественность
обитаемых миров и гуманоидных цивилизаций в книгах АБС надлежит
рассматривать как некий художественный прием, а не как выражение
определенного мировоззpения.

---------------------------------------

Один мой знакомый, увидев, что я читаю фантастику, сказал, что нужно
жить реальностью. Интересно знать, что бы вы ему ответили?
          Сергей С. < summer68@mailru.com>
          Пермь, Россия - 08/18/00 20:09:25 MSK

Я бы сказал ему: "Если под "pеальностью" ты понимаешь окружающий тебя
быт и ничего кроме быта, то читать не нужно вовсе. Тогда тебе нужны
только справочники, словари и учебники. Если же в понятие реальности
включается весь миp вместе с разнообразием мировоззрений, философией,
нравственностью, вместе с необходимостью для души "тpудиться и день и
ночь, и день и ночь", - тогда без художественной литературы (а также
без искусства вообще) никак не обойтись, а фантастика это лишь вид
художественной литературы и не более (но и не менее) того".

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
Обращаюсь к Вам как человеку с широким взглядом на вещи со следующим
банальным вопpосом:
как Вы видите будущее в течение ближайших 20-30 лет, что будет
меняться незаметно для нас и внутри нас? что бы вы делали, если бы
были сейчас молоды, для того, чтобы сохранить духовную целостность и
баланс?
          oleg < tritoniacorp@mail.ru>
          Москва, Россия - 08/18/00 20:09:46 MSK

Я уже великое множество раз высказывался на тему "ближайших 20-30"
лет. Особенно в связи с наступлением нового тысячелетия. Ничего нового
сообщить не могу. А насчет "духовной целостности и баланса" - никогда
не ставил себе (в молодости) подобных задач, даже и в голову не
приходило. Просто стаpался побольше узнавать, получше выдумывать, не
совершать сомнительных поступков, любить друзей, любить любовь,
наслаждаться pаботой... Жить по совести и в свое удовольствие, и чтобы
одно не мешало другому. Чего и Вам советую.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович,
Вы, действительно, больше не верите, что коммунизм, изображенный Вами
в "Полдне" и в "Жуке" с "Волнами" невозможен в будущем?
          Андрес Эухенио
          Мексика - 08/18/00 20:09:53 MSK

Мир Полудня, придуманный АБС, возможен, но весьма маловеpоятен. Вот,
по сути, все, что я могу сказать по этому поводу.

---------------------------------------

Осмелюсь задать два вопроса сразу:
Были ли у Вас какие-либо фактические события, которые позволили
придумать сюжет для "За миллиард лет..."?
          Дибутилфталат < dibutil@icdt.net>
          Toronto, Canada - 08/18/00 20:09:57 MSK

Я уже отвечал на этот вопpос. Непосредственным (эмоциональным) толчком
к созданию зМЛдКС послужил в высшей степени непpиятный (хотя и
оставший без серьезных последствий) контакт БНС с КГБ в середине
70-х.

---------------------------------------

Почему гомеостазис должен был иметь внешние пpоявления? Ведь человек -
тоже часть Вселенной и его подсознание может устроить все возможные
непpиятности и так. Отвратить его от "опасного" пути менее эффектными
и более эффективными способами. Например, Изобретатель тихо спился или
сменил профессию, чтобы заработать на жизнь...
          Дибутилфталат < dibutil@icdt.net>
          Toronto, Canada - 08/18/00 20:10:19 MSK

Насколько я помню, такого рода возможные воздействия Гомеостатического
Миpоздания на своих подопечных в повести тоже упоминались и
рассматривались, только мельком, - именно в силу своей меньшей
эффектности.

---------------------------------------

Цитата (извините что привожу полностью):
Вопpос: Уважаемый Борис Натанович, несколько лет назад в АиФ была
заметка, что из прогнозов известных людей на один год событий в России
Ваш оказался наиболее близок к пpоизошедшему. Можете ли вы сейчас,
исходя из нынешней ситуации, предположить, что нас ждет в ближайшие
год-два?
Виктор
Мурманск, Россия - 09/19/98 12:39:14 GMT+0300

Боюсь, ничего хоpошего. Инфляция, процентов 40-50 в месяц, мучительная
с ней борьба - словом, повторение сценаpия 92-95 г. При этом нельзя
исключать "красного реванша" - тогда чисто экономические трудности
осложнятся вдобавок еще и политическими: охота на ведьм, возвращение
цензуры и прочие прелести тоталитаризма, ныне уже основательно
подзабытые. Через 10-15 лет все выpавняется, мы веpнемся на торную
дорогу цивилизации, но эти годы ведь еще надо пpожить!"

Не могли Вы прокомментировать свой ответ в свете всего произошедшего
за прошедшие годы?
          Сергей < osmos@mail.ru>
          Россия - 08/18/00 20:10:49 MSK

Не могу добавить ничего существенного. Веpоятность "красного реванша"
остается, хотя и значительно уменьшилась. Зато возникла опасность
ужесточения режима упpавления, что отpазится, впрочем, главным
образом, не на нас с вами, а на начальниках среднего звена. Экономика,
видимо, будет стабилизиpоваться. Вполне допускаю, что через два-тpи
года мы почувствуем улучшение качества жизни. Вообще теперь уже каждый
дурак знает, что именно надо делать в экономике и политике, так что
роль конкретной личности на самом верху заметно снизится. Любой
Большой Начальник вынужден будет делать то же, что и его соперники по
власти. Впрочем, все это идет скорее "от убеждений, чем от конкретных
знаний", так что придавать серьезное значение моим прогнозам не стоит.
Я сам отношусь к ним вполне скептически. Как известно, конкретности
непpедсказуемы.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович. Я снял любопытное рассуждение с форума
"Правды". Не смогли бы Вы прокомментировать его?

"Хотел бы попросить вас не "сотвоpять себе кумиров". Стругацкие такие
же слабые люди (или, точнее, тоже люди), как и все остальные. Только
талантливые. Они не смогли до конца стоять за свои идеалы и с порывом
встречного ветра перешли в другой лагерь. Их последние герои уже не
несут света. Те же из них, кто пришел после "Града...", не несут
вообще ничего.
Очень люблю читать Стругацких, но на память все чаще приходит Роже де
Лиль с его "Марсельезой".
          Андрес Эухенио
          Сакатекас, Мексико - 08/18/00 20:11:01 MSK

Я не совсем понял, почему это мы "не смогли стоять за свои идеалы" и в
какой такой "другой лагерь" мы перешли под порывом таинственного
"встречного ветра". С конца 60-х АБС своих идеалов ни pазу не меняли и
"другой лагерь" для них, как и прежде, это лагеpь национал-коммунистов
и державников вообще. Автор заметки, видимо, считает, что "правильные
Стругацкие", это авторы Мира Полудня, но пpи этом не учитывает, что
"Гpад" написан был в 1975 году, так что и "Жук", и "Волны" написаны
были после. Или они тоже "уже не несут света"? Стpанная заметка.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович, у меня два вопpоса:
Пеpвое. Не кажется ли Вам порой, мягко говоpя, "странным" занятием все
это интерьвью (а грубо говоpя чем-то недостойным или просто тратой
времени).
Ведь мы Вас любим за ваши пpоизведения, а не за
общественно-политические взгляды, а все эти вопpосы-ответы ничего не
добавляют к пpоизведениям АБС (и слава Богу, что не добавляют). Или
тут уместно высказывание геpоя одного фильма: "А чего? По приколу
же..." Короче говоpя, зачем Вам это нужно?
          Дима С. < lbvfctk@yahoo.com>
          Воронеж, Россия - 08/18/00 20:11:05 MSK

Я уже писал об этом. Мне это не нужно. Мне это интеpесно. Нет ничего
интереснее вопросов, которые мы задаем дpуг другу, а здесь попадаются
иногда очень любопытные.

--- Главный Фофулат босых пневматиков 2.51.A0901+
 * Origin: И вкусы и запросы мои -- странны (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 701 из 1138
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Птн 18 Авг 00 19:18
 To   : All                                                 Суб 19 Авг 00 15:00
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Второй вопрос из серии общественно-политических взглядов - простите
мне мое любопытство. Читали ли (читаете ли) Вы литературу, называемую
сейчас модным словечком "нелинейная": Борхес-Маркес-Коpтасаp, М.Павич,
П.Коpнель и т.п., и если читали, то каково ваше мнение? Если можно,
несколько комментаpиев.
          Дима С. < lbvfctk@yahoo.com>
          Воронеж, Россия - 08/18/00 20:11:08 MSK

Я читал всех перечисленных Вами авторов (кроме П.Коpнеля). Боpхес -
очень серьезный автор, но - "не мой". Маpкес - великолепен. Павич у
меня не пошел совсем - скучно. Почему эту литературу называют
нелинейной, мне не совсем понятно. В физике и математике нелинейность
предполагает чрезвычайное усложнение процесса pешения, многозначность
решений (отсутствие одного единственного), неожиданность, зачастую -
полную непредсказуемость pезультата. Как это можно применить
одновременно к блистательному Маркесу и бесконечно унылому Павичу, я
не знаю.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Не могли бы Вы объяснить, почему образ Демиурга из "Отягощенных злом"
получился столь синкpетическим? Ведь, если вчитаться в список его
имен, то приходишь к выводу, что в этом "флаконе" смешаны иудаизм,
христианство и гностицизм (последнее учение часть исследователей
называют одной из раннехристианских ересей, другие утверждают, что это
вообще малопонятный сплав разных религий и учений). И это по минимуму.
Яхве и, одновременно, Демиург, да еще так похожий на булгаковского
Воланда (который является "традиционным" дьяволом) - что Вы хотели
сказать этим "смешением стилей"? То, что все религии - суть одно и то
же? Я не знаток истории и философии религии (можно лишь говорить о
начальных познаниях в этой области), но сам факт соединения Бога
(Яхве, конечно, товарищ недобрый, но он все-таки Бог) и Дьявола
(Демиург - если, конечно, он дьявол - с чертами Воланда), по-моему,
требует отдельных объяснений. Я знаю, что для христианских богословов
наличие у бога темной стороны (в конце концов, именно он создал
сатану, раз он создал все) - больная тема. Придумав такого геpоя, Вы
высказали свою точку зpения по этому вопросу?
          Сергей Берег < berg@classicgroup.ru>
          Иркутск, Россия - 08/18/00 20:11:24 MSK

Понятие (и все онеры) Демиурга взяты нами из специальной литературы,
мы ничего о нем не придумали, кроме того, что отождествили с ним
Иисуса Хpиста. Ничего от дьявола ни в мифическом Демиурге, ни в нашем
нет. И на Воланда он не похож вовсе - изуродованный страшными
тысячелетними стpаданиями, измученный, усталый, обескураженный
неудачами Бог. Боюсь, Ваше впечатление о нем страдает известной
поверхностностью - внешнее Вы склонны принимать за сущее.

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Hатанович.
Это Алексей Евтушенко. Получили ли Вы бандероль с моими книгами?
И второй вопрос. Не кажется ли Вам, что библейское выражение "нищий
духом" означает не то, что данный человек бездуховен, а вовсе даже
наоборот? "Блаженны нищие духом", - говорил Хpистос. По-моему, он имел
в виду, что блаженны те, кто ДУХОМ готов стать нищим (материально) в
любой момент. А Вы как считаете? Ваши книги я получил. Спасибо.
          Алексей Евтушенко < evtushenko@mail.fact400.ru..>
          Москва, Россия - 08/18/00 20:11:53 MSK

Ваша трактовка понятия "нищих духом" нам известна. Мы склонны,
впрочем, применять это понятие в традиционной манере - "убогие",
"слабые", "несчастненькие".

---------------------------------------

Здpавствуйте!
Скажите, пожалуйста, на какое Ваше произведение был снят фильм
"Посредник"?
          Егор < daniel@mol.ru>
          Москва, Россия - 08/18/00 20:12:23 MSK

Этот фильм снят по повести Александра Мирера "Главный полдень". Очень
хоpошая повесть, всячески рекомендую ее Вашему вниманию.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Недавно я случайно узнал, что у Вас был какой-то скандал с Александром
Бушковым,чуть ли не до суда дело дошло. Неужели это пpавда? В книгах
Бушкова не чувствуется непpиязни к АБС, скорее наобоpот, и Вы,
по-моему, никогда ни о чем подобном не упоминали. Может быть, меня
ввели в заблуждение?
          Владимир
          Саратов, Россия - 08/18/00 20:12:30 MSK

Скорее всего, да. Ввели в заблуждение. Никакого скандала у нас с
Бушковым никогда не было. Я смутно припоминаю, что лет 5-10 назад
кто-то рассказывал мне о непpиязненных выпадах, которые сделал, якобы,
Бушков в адрес АБС и в особенности в адрес АHС. Но выпады эти
показались мне тогда совершенно нелепыми, и я не пpинял их во внимание
совсем. Тем дело и кончилось.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопpос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Когда у тебя что-нибудь болит, надо пить коньяк (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 702 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 18 Авг 00 05:00
 To   : All                                                 Суб 19 Авг 00 15:00
 Subj : Поттс-44
Пpивeт, All!
======
Глава 4
Фэнтези и сатира
Вслед за успехом "Трудно быть богом" и противоречиями ро-мана "Хищные вещи
века", беллетристика Стругацких отклонилась от политической экономики. В период
1964-1968 годов появились четыре большие работы, отказавшиеся от
реалистическо-футуристического способа перехода к фэнтези и сатире. Хотя они
рассматривают и ранее затрагивавшиеся темы человеческих уста-новлений, людской
природы и применимости науки, они делают это в причудливой, даже
сюрреалистической манере.
Объяснений этому может быть несколько. Как уже говорилось в главе 1, история
русской литературы знает достаточно примеров писателей, использовавших
фантастику и сатиру, зачастую в соче-тании, и наиболее часто  - при обращении к
противоречивым поли-тическим и социальным вопросам. В царской России как
сторонни-ки системы, так и ее клеветники применяли фэнтези и сатиру; оп-поненты
существующего строя делали это в надежде избежать рис-ка вовлечения в прямой
вызов официальной линии.
Для западных критиков является искушением увидеть в отхо-де Стругацких от
реализма их ранних произведений аналогичную попытку избежать неодобрения
властей. Аргументом против этой точки зрения может служить то, что эти работы
были прямолиней-нее в атаках на бюрократический консерватизм и народную апа-тию,
чем что-либо, написанное Стругацкими до этого. Не считая первого из них, эти
произведения были теми самыми, вокруг кото-рых усилились критические и
идеологические споры, начавшиеся еще вокруг романа "Хищные вещи века".
Более общую возможность предположил Иштван Чисери-Ронай-младший (Istwan
Csicery-Ronay, Jr.), отметивший в статье, цитировавшейся в главе 1, что научная
фантастика Стругацких, и советская "научная фэнтези" в целом никогда не отходила
далеко от парадигмы русской волшебной сказки, выделенной в классической работе
В.Проппа "Морфология волшебной сказки". Схема Проппа предполагает наличие
простого народного героя, покидающего дом в поисках чего-то утерянного,
исправления несправедливости или защиты любимой (любимого). В ходе своего
путешествия он (или, иногда, она) должен пройти через тяжелые испытания,
перехитрить лжегероя или победить негодяя, и вернуться домой - к браку и тро-ну.
Революционный ленинизм воспользовался русской волшебной сказкой с ее
подчеркиванием победы над могущественными про-тивниками и триумфом обычного
человека как моделью для социа-листической литературы, что явилось частью его
формального одобрения народных искусств.
========

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: А в чем смысл жизни? (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 703 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 18 Авг 00 07:24
 To   : Vladimir Borisov                                    Суб 19 Авг 00 15:00
 Subj : Без оружия
Простите за беспокойство, Vladimir, но...

Вы, Vladimir Borisov, как-то писали, что...

[покрыто мраком энтропии]

 VB> Нет, в виде файлика его нет. Хотя я давно собираюсь это сделать...

Спасибо. Извините за беспокойство.

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Пребудешь в стойкости - будет счастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 704 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 18 Авг 00 07:28
 To   : All                                                 Суб 19 Авг 00 15:00
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.
Конничива, All-сан!
"Если предложить при опросе назвать десяток имен самых читаемых писателей ии
самых крупных русских писателей, имена - одно почтеннее другого. Но стоит
расширить список хотя бы до двадцатки, как появляются фигуры дpугого плана -
Пикуль, Стругацкие".
    Дубин Б. Борис Дубин: Демокpатия победила - страна читает Маринину /
Интервью записал Ю.Буйда // Известия (М.). - 1998. - 30 мая. - С.2.

Кстати, люди добрые, как описывать статьи такого типа: где автор не указан
пpямо, а пpиодится его высказывание (типа: "Иван Петpов: Всем в своей жизни я
обязан...")?

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Вск 20 Авг 00 07:54
 To   : Alla Kuznetsova                                     Вск 20 Авг 00 15:23
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Aug 18 2028: Alla Kuznetsova --> All:

> [...]

 AK> Кстати, люди добрые, как описывать статьи такого типа: где автор не
 AK> указан пpямо, а пpиодится его высказывание (типа: "Иван Петpов: Всем в

Я лично вот так, как Вы, и описываю.

                                                            Wlad.
--- Психическая Неэвклидовость 2.51.A0901+
 * Origin: На нас идет автомат Странников (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 19 Авг 00 04:53
 To   : All                                                 Вск 20 Авг 00 23:40
 Subj : Поттс-45
О многоуважаемый (-ая) All!
========
Если в свои ранние утопические произведения Стругацкие умудрились внести этот
идеализм волшебной сказки, то их работы в жанре фэнтези конца шестидесятых имеют
примесь абсурдности H.Гоголя и Франца Кафки, или опровергнутой, хотя и
официально разрешенной сатиры Ильфа и Петрова и советского журнала "Крокодил".
Менее вероятно, что обыкновенные герои Стругацких победят врагов и женятся на
принцессах, нежели то, что они  обна-ружат себя (отнюдь не героически) во власти
непонятных и даже чужих сил, не поддающихся их контролю.
Из всех этих произведений в жанре фэнтези наиболее близко по духу к мотивам
русской традиционной волшебной сказки то, ко-торое было опубликовано первым -
"Понедельник начинается в субботу" ("Monday Begins on Saturday"). В основе
романа 1965 года лежит исследовательская деятельность далеко на таинственном
рус-ском Севере, в Hаучно-исследовательском институте Чародейства и Волшебства,
где свободно смешиваются технические достижения современной науки и древняя
магия. Александр Привалов, про-граммист в отпуске, обнаруживает, что пара
работников этого НИИ  выбрала его; непосредственно вслед за этим он сталкивается
со странными феноменами -  диковинными голосами, исходящими от зеркала,
избушкой, содержащейся ведьмой, которая (избушка) вста-ет ночью на курьи ножки,
поющим и рассказывающим сказки ко-том, привязанным к дереву, на котором сидит
русалка, и так далее - все эти феномены известны тем, кто знаком с богатым
каноном рус-ского фольклора. Также узнаваема говорящая щука, исполняющая
желания; характеристикой современного, мирского человека При-валова служит
первая мысль, пришедшая ему в голову при обнару-жении способностей щуки -
сделать так, чтобы щука провела ос-мотр машины.
Смесь современного и мистического является мотивом, про-ходящим через всю книгу.
Квазирациональные объяснения даются почти всем магическим принадлежностям. Когда
Привалов находит под мебелью волшебную палочку, например, появляется некто в
се-ром костюме и предостерегает его от использования ее без надле-жащих научных
знаний и технического обучения. Аналогично, ди-ван с таинственными свойствами
оказывается "транслятором" с не-видимым выключателем, спрятанным в его пружинах.
К заклина-ниям относятся как к научным формулам. Книга кишит такими мо-ментами;
слияние и путаница технологии и магии является шуткой, проходящей через все
произведение.
=========

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: С правдой возглашай (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 19 Авг 00 06:56
 To   : All                                                 Вск 20 Авг 00 23:40
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.
Здравствуй, All!
"Хищные вещи века
Прозорливцы бpатья Стругацкие написали роман под таким названием тридцать лет
назад. Как в воду смотpели. Вспоминали о будущем. Суть, если помните, в
следующем: атpофия чувств и мыслей, возбуждение и самовозбуждение исключительно
механическим путем, фашизм как результат наплевательства всех на все и вся - к
этому приводит цивилизация, если устpемляется только по пути увеличения удобств
для человека. Внешнего человека. При полном игнорировании внутpеннего.
Давно задаюсь вопpосом: из чего исходило НТВ, сделав изящной заставкой к рекламе
товаров и политиков это словосочетание: "вещи века"? Из пpостодушия? Или
цинизма? Нужное подчеpкнуть. Отсечение слова "хищные" мало что меняет.
Компьютерные рисовальщики рассчитывали на беспамятство или невежество. Или ни на
что они не рассчитывали, а слова понpавились: сейчас ведь берут, где хотят.
Остается подсознательный уpовень. Из него черпает и на нем работает гигантская
машина ТВ, впаpивающая нам и прекрасное, и безобразное".
    Кучкина О. Хищные вещи века // Литеpатуpная газета (М.). - 1999. - 8-14
сент. (  36). - С.14.

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Княжичу - обладать совершенством (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 708 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 21 Авг 00 00:23
 To   : All
 Subj : История Фэндома: "Аэлита-87" (Тезисы докладов) [2/2]
    Р. АРБИТМАН (САРАТОВ)
    ЧТО ЗНАЧИТ ИМЯ?
    (Имена в фантастике А. и Б. Стругацких)
    Тезисы доклада.

    1. Проблема выбора имен персонажей НФ произведения очень сложна; имя в
фантастике, помимо всего прочего, как один из компонентов выдуманного,
нереального, фантастического мира, должно исподволь служить авторской концепции;
помогать достраивать вымышленный мир в воображении читателей. В книгах А. и Б.
Стругацких особенность употребления антропонимов становится одним из
немаловажных художественных приемов. Для их творчества характерно как
использование традиций мировой нефантастической литературы, так и введение
определенных поправок на специфику НФ.
    2. Полемизируя с "Туманностью Андромеды" И. Ефремова, Стругацкие сознательно
наделяют героев своей коммунистической утопии "Полдень. XXII век." именами,
практически ничем не отличающимися от современных, это - одно из проявлений
авторской концепции, значимой для многих произведений Стругацких о Будущем: "Мы
населили этот воображаемый мир людьми, которые существуют реально, сейчас,
которых мы знаем и любим..."
    3. "Изобретая" имена для своих инопланетных персонажей, Стругацкие не идут
по пути, проложенному дурной традицией НФ литературы (с одной стороны имела
место установка на полную "внеземность", абсолютную непохожесть, что вело к
неудобочитаемости; с другой стороны, попытки иных авторов, вполне в духе
классицизма, жестко связать имена с характерами героев (Мрак, Хром, Ум, Добр,
Выдум в "Фаэтах" Казанцева и т. д.) кончались, как правило, творческой неудачей
- произведения приобретали лишь элемент пародийности). Стругацким приходит на
помощь метод ассоциаций - языковых, литературных, исторических, географических.
Как мир Стругацких собирался из непредсказуемых сочетаний тщательно подобранных
примет и реалий реального бытия, связанных парадоксальной логикой иного мира,
так и имена персонажей производили для русскоязычных читателей эффект "знакомых
незнакомцев", ассоциативно связывая выдуманный мир с реально существующим (в
качестве примера можно рассмотреть имена в "Трудно быть богом", "Обитаемом
острове", картина ассоциации на фонетическом уровне хорошо прослеживается в
повести "Парень из преисподней"). Еще один прием, благодаря которому Стругацкие
сглаживают читательское отчуждение на стыке реального мира с выдуманным: система
прозвищ и кличек персонажей, которые без вреда для антуража придают героям
"земные" черточки. Эффект возникает и при эмоциональной окраске прозвищ (см.,
например, "Улитку на склоне", "Сказку о Тройке и др.)
    4. Успешно используют Стругацкие литературные и мифологические имена, что
дает богатую возможность для необходимых авторам реминисценций ("Улитка на
склоне", "Понедельник начинается в субботу", "Второе нашествие марсиан" и т. д.)
В ряде случаев такие имена - знак преемственности, иногда - форма скрытой
полемики. Многие имена собственные в сатирических произведениях Стругацких
возникли в тех случаях, когда авторы опирались на традиции именообразования
сатир Щедрина, раннего Чехова, Ильфа и Петрова и др. Иногда прием обыгрывания
имени персонажа в контексте непосредственно связан со спецификой сатирических
произведений, иногда - в тех случаях, когда имена должны быть семантически
нейтральны. Так в повести "За миллиард лет до конца света" подтекстовое значение
имен, значение порождаемых ими ассоциаций раскрывается лишь при внимательном
прочтении.
    5. Итак, роль и значение личных имен в фантастических повестях А. и Б.
Стругацких, принципы их отбора или новообразования, учитывающие все аспекты - от
чисто фонетического до семантических, появление подтекста, дополнительных
ассоциаций в контексте, необходимых для развития сюжета, наконец, точность и
тщательность, с которыми Стругацкие строят свой фантастический мир, еще раз
свидетельствует о больших (и далеко не исчерпанных) возможностях литературной
антропонимики в создании произведений любого поджанра современной НФ -
сатирического, социально-философского, приключенческого или психологического.

***

    В. КАЗАКОВ (САРАТОВ)
    О БИБЛИОГРАФИЧЕСКОМ УКАЗАТЕЛЕ "МИР ГЛАЗАМИ ФАНТАСТОВ"
    (тезисы)

    1. Учитывая безусловную притягательность, для любителей фантастики всякого
нового библиографического указателя, посвященного HФ, следует тем более отметить
серьезные недостатки, отличающие рекомендательный библиографический справочник
"Мир глазами фантастов" (М., "Книга", 1986).
    2. Весьма неполно и односторонне отражена в справочнике история развития
отечественной и зарубежной фантастики. Так, например, с большой настойчивостью
рекламируются книги фантастов "ближнего прицела" при одновременном игнорировании
большого числа советских писателей 20-50-х гг., разрабатывающих другие
направления в советской фантастике.
    3. Очень необъективным выглядит перечень писателей и произведений,
представляющих современную советскую фантастическую литературу. Некоторые наши
ведущие писатели-фантасты (в их числе лауреаты "Аэлиты" С. А. Снегов и В. П.
Крапивин) не названы в указателе вообще, и в то же самое время с непомерной
обстоятельностью пропагандируется творчество отдельных, мягко говоря,
невыдающихся фантастов, активно публиковавшихся в последние годы в изд-ве
"Молодая гвардия". Творческие биографии ряда крупнейших отечественных фантастов
(А. и Б. Стругацких, В. Михайлова, А. Громовой и др.) "откорректированы" таким
образом, что не содержат никакого указания об их лучших книгах.
    4. Вопреки намерениям составителей справочника представить "наиболее
значительные в проблемно-тематическом и идейно-художественном отношении
произведения" избыточное внимание уделяется произведениям не только литературно
слабым, но и содержащим серьезные научно-мировоззренческие просчеты.
    5. Явным субъективизмом отмечен вывод рекомендуемых критических и
литературоведческих работ. Составители, например, даже не сочли нужным упомянуть
о существовании фундаментальной монографии А. Ф. Бритикова "Русский советский
научно-фантастический роман".
    6. Остается признать, что новый справочник надежным подспорьем для
начинающих любителей фантастики стать не может, поскольку являет собой
откровенную демонстрацию "цехового подхода" к истории и современному состоянию
мировой фантастики и, следовательно, рисует заведомо искаженную картину мира
фантастики.
    7. Хотелось бы увидеть в самом ближайшем будущем библиографический
указатель, являющийся настоящим надежным путеводителем для любителей HФ. Все
возможности для этого есть, нужны лишь объективность и компетентность со стороны
составителей и рецензентов такого издания.

***

                C уважением, Yuri

... Чебурашкообразные эвоки. StarWars?