RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 24 Окт 00 11:36
 To   : All                                                 Чтв 26 Окт 00 07:35
 Subj : К.Рублев. Окончание.
I'm very glad to see You, dear All!
=====
Возможно.
Но из года в год на страницах газет и журналов накапливались отрицательные
оценки и суждения, из совокупности которых, как в кри-вом зеркале, складывался
"портрет" писателей Стругацких - образ, на-ходящийся в разительном противоречии
с истинным обликом творчест-ва и степенью популярности в читательской среде.
Печальный парадокс истории критического сознания состоит в том, что подобного
рода явления имеют удивительную способность раз за разом возобновляться в потоке
времени - нет "иммунитета" против этой болезни.
Исследовательница критического сознания 20-30-х годов H.Великая пишет: "В
критике 20-30-х годов возникла легенда о Плато-нове, писателе, "неблагополучном
по части идеологии" [82]. Примеча-тельно, как современный литературовед
характеризует жанровую осо-бенность древней фантастической сатиры А.Платонова:
"Город Градов" - повесть-предупреждение" [83] (выделено мной - К.Р.).
Во второй половине 60-х годов усилиями многих литературоведов [84] стала
разрушаться легенда о А. Платонове, якобы "усомнившемся", подобно герою по имени
Макар из одного его рассказа, в устоях и осно-вах. Нелепостью предстают строки
критика - "неистового ревнителя" несомневающейся убежденности: "На первый взгляд
мишенью повести "Город Градов" являются тупость, бездушие, формализм. но
подлинный прицел повести обнаруживается в том, что между этими явлениями и
культурой советского города ставится знак равенства" [85].
Эти строки датируются1937 годом - но как напоминают они пас-сажи В.Александрова,
И. Дроздова, Ю.Котляра, И.Краснобрыжего [86], В.Свининникова и прочих
приверженцев жанра литературно-критического доноса на фантастические
предупреждения братьев Стру-гацких! "Легенда" о Платонове разрушалась -
"легенда" о Стругацких созидалась - и это происходило в одни и те же годы!
Портрет "неблагополучных" по части идеологии Стругацких, к счастью, не был
завершен. Их не постигла судьба литературных изгоев - но в течение полутора
десятилетий критика едва замечала творчесгво писателей. Количество публикаций о
Стругацких в 1978 году было ми-нимальным - вчетверо меньше того, что было
напечатано об их творче-стве в 1965 году!
Но количественные данные такого рода отнюдь не являются пока-зателем истинной
значимости творчества писателей в литературном процессе. Именно в 70-е годы,
когда число критических откликов упало до минимума, творчество Стругацких стало
предметом литературовед-ческих исследований.
Первые статьи "солидного" вузовского литературоведения о твор-честве Стругацких
появились еще в начале 70-х годов [87]. Тогда же редкая статья, посвященная
проблемам современной фантастики, стала обходится без опоры на творчество
Стругацких [88]. В 80-е годы к ра-ботам общего характера [89] прибавились статьи
об отдельных произ-ведениях Стругацких [90]: литературоведение словно брало на
себя часть работы, не сделанной текущей критикой. Увы, эти публикации
за-терялись на страницах малотиражных (500-1000 экз.) межвузовских сборников
научных трудов - но именно они составляют то научное пре-дание, ту систему
зеркал, отражаясь в которой, творчество писателя включается не только в круг
читательских пристрастий, но и в память культуры.
Закономерно, что в середине 80-х годов, когда появились первые сугубо
"академические", аналитические монографии о научной фанта-стике - "Природа
фантастики" Т.А.Чернышевой и "Волшебно-сказочные корни научной фантастики"
Е.М.Неёлова (предшествовавшие им книги Ю.Смелкова, Е.Парнова, В.Гакова,
Г.Гуревича, В.Бугрова, H.Черной, А.Бритикова, Ю.Кагарлицкого были либо
популярными, либо отражали описательную ступень в развитии фантастоведения), -
творчество Стру-гацких заняло в этих исследованиях центральное место.
Т.А.Чернышева подчеркивает особое отношение творчества Стругацких к массиву
фан-тастической литературы - отношение онтогенического уровня к филоге-ническому
уровню развития явления: "Эволюция их собственного твор-чества как бы в
миниатюре повторяет общую тенденции развития уто-пической литературы" [91]. Это
- косвенная, но чрезвычайно высокая оценка значимости сделанного братьями
Стругацкими в современной фантастике.
Цензурные ограничения и издательская политика смещали Стру-гацких в область
детской литературы, которая, впрочем, издавна была для нашей фантастики этаким
отстойником, куда ее отправляли для очищения от "вредных примесей" - но где она
пережила не самые бла-гоприятные времена... В 70-е годы более-менее охотно
переиздавались ранние повести писателей, изредка прорывались к читателю повести
"зрелого" периода. Поэтому, когда в середине 80-х годов наметилась новая волна
публикаций, новые повести не получили даже малой толи-ки той дозы критических
снадобий - горьких ли, сладких ли - которая должна приходиться на долю любого
включенного в литературный про-цесс произведения. Жалким рецидивом былых
шельмований прозвучала написанная в сумерках критической этики статья В.Шабанова
"В гря-дущих "сумерках морали" [92] - на редкость невежественный анализ повести
"Жук в муравейнике". Но середина 80-х годов обнаружила кри-зис критериев,
которыми руководствуется неприятие творчества Стру-гацких теми или иными
критиками: В.Шабанов или В.Бондаренко про-должают выдавать образную или
ситуационную "фактуру" произведе-ния за ее смысл. Так, например, В.Бондаренко
негодует по поводу того, что "в повести "Жук в муравейнике" сверхсовременный
аппарат пере-движения сконструирован в виде деревянного нужника" [93]. Тут бы
порассуждать о способности Стругацких к самоиронии - двадцатью го-дами раньше
тема нуль-транспортировки в повести "Далекая Радуга" решалась ими в
романтико-героическом ключе; тут бы пометить мастер-ство писателей в передаче
временных отношений: необычное в "Радуге" стало обыденным в "Жуке"; тут и
обидеться не грех: нуль-Т-нужник в ландшафте будущего - функциональный
эквивалент лаптей в иных мос-ковских интерьерах (как, впрочем, электрокаминов с
псевдоугольками). Обидно сразу и за национальную традицию - святыню, можно
сказать, неизменной строкой входящую в "Оду русскому огороду", и за светлое
будущее, которое либо несерьезно, если издеваться над собственными техническими
свершениями вместо того, чтобы гордиться ими, либо
езнравственно, если терпит "китч" в своей материально-предметной среде... Вот
В.Бондаренко и обиделся за святыни, и за идеалы - и припе-чатал: "...Бывшие
"прогрессисты" пропагандируют пошлость, зараба-тывая дешевую славу и
популярность" [94] (выделено мной - К.Р.) По-истине "застой" на 20 лет
"законсервировал" приемы и критерии при-страстной критики: уже в 60-е годы
отношение к искусству как к пропа-ганде было свойственноразве что замшелой
ортодоксии кочетковского "Октября" и сафроновского "Огонька" -
"молодогвардейская" критика 80-х годов и ее соратники из "Нашего современника"
достойно хранят славные традиции охранительства...

* * *

В 1987 году статья заканчивалась не так. Она кончалась оптими-стическим
прогнозом: "Републикация "Сказки о Тройке" в "Смене", "Гадкие лебеди",
возвращенные (под названием "Время дождя") риж-ской "Даугавой", публикация
"Хромой судьбы в "Неве" позволяют го-ворить о наметившимся пике в публикациях и
изданиях произведений братьев Стругацких. Это не может не повлечь за собой новый
пик кри-тических отзывов". Последние строчки звучали и вовсе патетически:
"Совершенно очевидно, что в атмосфере общественного обновления
философско-сатиристический потенциал фантастического творчества братьев
Стругацких оказывается социально необходимым - литератур-ной критике осталось
только осознать этот факт".
Оправдался ли прогноз? На первый взгляд, да: было несколько рецензий, а толстые
журналы - чего четверть века не бывало! - предос-тавили свои страницы под
обширные, концептуальные статьи о творче-стве братьев Стругацких [94].
Радоваться бы!
И радуюсь. Хотя концепции "концептуальных" статей ничего, кроме раздражения
вызывать не могут. Но уже и достойная полемика завязалась. А.3еркалов с блеском
ответил [95] В.Сербиненко, В.Казаков - Ирине Васюченко [96]. Hачинается новый
виток споров вокруг Стру-гацких. Все хорошо!

* * *

Одно вот только "но". Альманах "Завтра" при цене 7 рублей имеет тираж 50000.
Журнал "Новый мир" - один миллион шестьсот двадцать девять тысяч экземпляров
1:33!
"Сизиф" - еще вчера "фэнзин", отчаянно ступивший на путь про-фессионального
журнала. Его планируемый тираж -десять тысяч экзем-пляров. "Знамя" со статьей
И.Васюченко - без двадцати тысяч миллион.
1:98!
Такой вот счет...

Примечания:
1. Гор Г. Жизнь далекая - жизнь близкая // Лит. газета. 1969. 22 окт. - С.6.
2. Громова А. Золушка // Лит. газета. 1964. 1 февр. - С 6
3. Бестужев-Лада И. Этот удивительный мир // Лит. газета. 1969. 17 сент. - С.4.
4. Бритиков А.Ф. Русский советский научно-фантастический ро-ман. - Л.. 1970. -
С.335.
5. Горловский А. Масштаб души // Литературное обозрение. 1986   6. - С.34
6. Брандис Е. О научной фантастике наших дней // О литературе для детей. - Вып.
10 - Л., 1965. - С.126.
7. См.: Котляр Ю. Мир мечты и фантазии // Октябрь. 1967.   4. - С.197.
8. Горин Г. Путешествие на Венеру // Знание-сила. 1959.   12. - С.50.
9. Бритиков А. Русский советский научно-фантастический роман. - С.168.
10. См.: Урбан А. Фантастика и наш мир. - Л., 1972.
11. Смелков Ю. ...И художественные возможности // Вопросы ли-тературы. - 1973.
10. - С.236.
12. Там же.
13. Лагин Л. Без скидок на жанр // Лит. газеьа. 1961. 11 февр. - С.1.
14. Ревич В. Художественная "душа" и научные "рефлексы" // Молодая гвардия.
1965.   4. - С.289.
15. Горбунов Ю. Неужели так будут говорить люди будущего? // Звезда. 1961.   8.
- С.221.
16. Голдовский В. Кое-что о "мальках" // В мире книг. 1961.   10. - С.41.
17. Щелоков А. Со смаком! // Литература и жизнь. 1961. 14 мая. - С.З.
18. Рябченко А. Дороги земные и звездные. (Заметки о фантасти-ке) // Кубань.
1962.   6. - С.44.
19. Стругацкий А., Стругацкий Б. Путь на Амальтею. - М.: Моло-дая гвардия, 1960.
- С.8.
20. Щелоков А. Указ. соч. - С.З.
21. Леплинский Ю. Против антинаучной фантастики // Природа. 1961.   8. С.118.
22. Там же. С. 119.
23. Там же.
24. Коган Л. Обедненный жанр. // Известия 1964. 24 ноября. - С.З.
25. Цит. по: Брандис Е, Дмитревский В. Творческий путь Ивана Ефремова // Ефремов
И. Сочинения. - М.: Мол. гвардия, 1975. - Т.1. - С.498.
26. Бритиков А.Ф. Указ. соч. - С.261.
27. См., например: Барцевич В. Характеры "ни к чему"! Характе-ры "прежде всего""
// Волга. 1970.   10.
28. Неелов Е.М. Волшебно сказочные корни научной фантастики. - Л.: Изд-во ЛГУ,
1986. - С.114.
29. Стругацкий А., Стругацкий Б. От авторов // Стругацкий А., Стругацкий Б.,
Полдень. XXII век (Возвращение). - М.,1967. - С.6.
30. Бритиков А.Ф. Указ соч. - С.ЗЗ6.
31. Там же. С.337.
32. Ефремов И, Миллиарды граней будущего. // Комсомольская правда. 1966. 28
января. - С.З.
33. Бритиков А.Ф. Указ. соч. - С.356.
34. Брандис Е., Дмитревский В. Неизбежность фантастики // Нева. 1975.   7. - С.
149.
35. Немцов В. Для кого пишут фантасты? // Известия. 1966. 19 янв. - С.6.
36. H.М. Несообразности в фантастике (Несколько замечаний о стиле А. и Б.
Стругацких). // Русская речь. 1972.   6.
37. Травинский В. Фантастика и человек // Известия. 1965. 25 но-ября. - С.4.
38. По последним свидетельствам авторов, эта повесть генетиче-ски связана с
миром "Полдня" - "Возвращения", см: Стругацкий Б. Фрагменты лекции, прочитанной
на заседании ленинградского семина-ра от 13.04.1987 // Измерение Ф. 1890.   3. -
С.4-5.
39. Перечислены произведения, опубликованные на момент, когда писалась эта
статья.
40. Бритиков А.Ф. Указ. соч. - С.358.
41. Там же.
42. Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная
критика. - М., 1982. - С.62.
43. Файнбург 3. Иллюзия простоты. // Лит. газета 1969. 17 сент. - С.4.
44. Мелеус А. Запорожцы в космосе // Молодой коммунист. 1962.   8.
45. Там же.
46. Высоков H. Зови вперед и выше // Лит. газета. 1969. 17 сен-тября. - С.4. -
Приведенная цитата формально адресована всей так на-зываемой "интеллектуальной"
фантастике и, хотя H. Высоков впрямую не упоминает братьев Стругацких, обвинение
адресовано прежде всего им.
47. Федорович М. Hе только занимательное чтение // Лит. газета. 1966. 10 февр. -
С.З.
48. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма. - М., 1953. - C.405.
49. Свининников В. Блеск и нищета философской фантастики // Журналист. 1969.
9. - С.48.
50. Ефремов И. Указ. соч. - С.З.
51. Немцов В. Для кого пишут фантасты? // Известия. 1966. 19 янв. - С.6.
52. Бритиков А. Указ. соч. - С.202.
53. Васильева В. Новаторство ли это? // Лит. газета. 1969. 15 окт. - С.6.
54. Ефремов И. Указ. соч. - С.З.
55. См.: Громова А. Герои Далеких Радуг // Комс. правда. 1964. 26 дек. - С.З;
Громова А. Молнии будут служить добру // Лит. Россия 1965. 26 марта. - С. 10;
Соловьева И. Будь готов к неожиданному // Лит. Рос-сия. 1965. 26 нояб. -
С.16-17; Ревич В. Прекрасно быть человеком // Ве-черняя Москва. 1964. 16 сент. -
С.З.
56. Неелов Е.М. Указ. соч. - С.139.
57. Францев Ю. Компас фантастики. // Известия. 1966. 26 мая. - С.4.
58. Андреев К. Почти такие же // Лит. газета. 1965. 27 мая. - С.З.
59. Ленин Б. И. Полн. собр. соч. - Т.29. - С.53.
60. Францев Ю. Указ. соч.
61. Федорович М. Указ. соч.
62. Белоусов А. Забывая о социальной обусловленности // Лит. га-зета. 1969. 22
окт. - С.6.
63. Вологдин Ф. Стругацкие?. Я за! // Молодой дальневосточник. 1966. 18 июня. -
С.З.
64. Бакштановский В., Ротницкий В., Сагатовский В. Этика и на-учная фантастика
// Актуальные проблемы диалектического материа-лизма. - Тюмень, 1970.
65. Чернышева Т.А. Природа фантастики. - Иркутск, 1985. - С.323.
66. Чернышева Т.А. Институт экспериментальной истории: О судьбах утопии на
материале творчества А. и Б. Стругацких. - Депони-рованная рукопись ИНИОН АН
СССР. - Деп.   2726 от 26.10.78. - С.7.
67. Брандис Е. От составителя // Белый камень Эрдени. - Л., 1982. - С.4-5.
68. Напомню, что работа писалась самом начале 1987 года.
69. Адамович А. Против правил?.. О новом мышлении и адекват-ном слове // Лит.
газета. 1987. 1 янв, - С.4.
70. Васильева В. Новаторство ли это? // Лит. газета 1969, 15 сен-тября. - С.6.
71. Кагарлицкий Ю., Парнов Е. Фантастика: вчера, сегодня, зав-тра // Лит.
газета. 1973. 23 мая. - С.5.
72. Нуйкин А. Hе сотвори себе кумира // Детская литература. 1987.   3. - С.9.
73. Там же.
74. Белоусов А. Указ. соч.
75. Бритиков А.Ф. Указ. соч. - С.14Г.
76. Высоков H. Указ соч.
77. Дроздов И. С самой пристрастной любовью // Огонек. 1969.   19.
78. Александров В. Против чуждых нам взглядов (По поводу ошибочных публикаций в
журнале "Байкал" // Правда Бурятии. 1968. 19 мая. - С.З.
79. Там же.
80. Котляр Ю. Указ. соч. - С.205.
81.Свининников В. Указ. соч. - С 48
82. Великая H. Формирование художественного сознания в совет-ской прозе 20-х
годов. - Владивосток, 1975. - С.152.
83. Верин В. Сатирический дебют Андрея Платонова: О повести "Город Градов" //
Филологические науки. 1979.   4. -с. 16.
84. См., прежде всего: Шубин Л. Андрей Платонов // Вопросы ли-тературы.1967   6.
85. Гурвич А. Андрей Платонов // Красная новь. 1937.   10. - С.216.
86. См., с брезгливостью: Краснобрыжий И. Двуликая книга // Журналист. 1969.
3.
87. См., например: Шек А. О своеобразии научной фантастики А. и Б. Стругацких //
Труды Самаркандского ун-та. Вып. 200. - Самарканд, 1972.
88. См., например: Чумаков В. Фантастика и ее виды // Вестник Московского ун-та.
- М,, 1974. (Сер. 10. Филология.   2); Чернышева Т. О художественной форме
утопии // Поэтика русской современной про-зы. Иркутск, 1975.
89. См., например: Неелов Е.М. Образ Леса в народной сказке и сказочной
фантастике // Жанр и композиция литературного произведе-ния. - Петрозаводск,
1983; Шехтман М. Фантастика: проблемы жанра, проблемы героя // Проблемы жанра. -
Душанбе, 1984.
90. См., например: Фролов А. Hаучно-фантастическое произведе-ние и его читатели:
Повесть А. и Б. Стругацких "За миллиард лет до конца света" // Проблемы жанра. -
Душанбе, 1984; Арбитман Р. Со вто-рого взгляда: Заметки о "Повести о дружбе и
недружбе" А. и Б. Стру-гацких // Проблемы детской литературы. - Петрозаводск,
1989.
91. Чернышева Т. Природа фантастики. - С.320.
92. Шабанов В. В грядущих "сумерках морали" // Молодая гвар-дия. 1985.   2.
93. Бондаренко В. "Игра на занижение" // Наш современник. 1985.   12.
94. См., с осторожностью: Сербиненко В. Три века утопии: Читая братьев
Стругацких // Новый мир. 1989.   5.; Васюченко И. Отверг-нувшие воскресенье:
заметки о творчестве Аркадия и Бориса Стругац-ких // Знамя. 1989.   5.
95. См.: Зеркалов А. Новое платье идеологии // Завтра: фантасти-ческий альманах.
Вып. 1. - М., 1991.
96. См.: Казаков В. Аннигиляция критики // Сизиф. 1991.   1.
====
Это была статья К.Рублева.
    К.Рублев. Блеск голубоватого пенсне, или Как писали критики о фантастике
Стругацких // Двести (СПб.). - 1995. -   Е (6). - С.6-31.
Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: В круговороте дня трижды принимать подданных (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 276 из 500                          Rcv Scn
 From : Dmitry Ermolaev                     2:5057/19.19    Птн 27 Окт 00 01:37
 To   : Yuri Zubakin                                        Птн 27 Окт 00 15:51
 Subj : Комедианты
                         Привет, Yuri!

19 Oct 00 09:34, Yuri Zubakin wrote to Dmitry Ermolaev:

 YZ>     Опрос проводишь?    :)
 YZ>     Мне Александр Грин нравится.

Нет, опрос - это слишком. 8-) Просто мне он тоже нравится.

 YZ>     "...я прихожу домой в шесть часов вечера. Я ломаю шкап, чтобы

[Прочитано и вырезано]

"Если бы вселенная имела форму стула - я бы разбил ее вдребезги!" ~(c) 8-)

  С наилучшими
    Дмитрий Ермолаев  (846-2)32-31-71, "ermo@pioner.smr.ru", ICQ 20989963

  np: Paul McCartney, Red Rose Speedway - The Mess (Bonus track)

--- GoldED/W32 3.0.1
 * Origin:  Ermo`s workbench  (2:5057/19.19)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Dmitry Ermolaev                     2:5057/19.19    Птн 27 Окт 00 01:25
 To   : Andrew Kozelko                                      Птн 27 Окт 00 15:51
 Subj : Прошу помощи!

20 Oct 00 12:31, Andrew Kozelko wrote to Alla Kuznetsova:

 AK> "...я подумал, что как ни опpеделяй критику, пользы от нее никакой,
 AK> вреда же от нее не обеpешься. Никакой не квинтэссенцией истеpики
 AK> творца не занимается наша критика, а занимается она нивелиpовкой
 AK> литературы с целью сводить с писателями личные и вкусовые счеты. Вот
 AK> так." (с) АБС, "Хpомая судьба"

Это он про "ту" критику. А вообще-то хорошая критика - это интересно и полезно.
Я так думаю.

  С наилучшими
    Дмитрий Ермолаев  (846-2)32-31-71, "ermo@pioner.smr.ru", ICQ 20989963

  np: Paul McCartney, Band On The Run - Band On The Run

 From : Dmitry Ermolaev                     2:5057/19.19    Птн 27 Окт 00 01:27
 To   : Alek Kovrik                                         Птн 27 Окт 00 15:51
 Subj : Комедианты
                         Привет, Alek!

20 Oct 00 10:29, Alek Kovrik wrote to Yuri Zubakin:

 AK> А кому он не нравится.

Ты будешь смеяться, но некоторым и Стругацкие не нравятся. Что уж говорит о
Грине... 8-)

 AK>  Как это не парадоксально, но для меня А.Грин -
 AK> это не "Алые паруса" и не прочие известные вещи, а небольшое томик

А по мне, все-таки, это "Алые паруса", "Бегущая..." "100 верст по реке" и им
подобное. Хотя психологические новеллы у него тоже интересны.

 From : Andrew Kozelko                      2:5020/423.30   Птн 27 Окт 00 12:08
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Птн 27 Окт 00 18:05
 Subj : Прошу помощи!
Hello Dmitry.

27 Oct 28 01:25, you wrote to me:

 DE> Это он про "ту" критику. А вообще-то хорошая критика - это интересно и
 DE> полезно. Я так думаю.

Народ любит хорошую кpитику. Гpp-мм, товарищ Фарфуркис, обеспечьте.

Andrew

---
 * Origin:    (2:5020/423.30)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Птн 27 Окт 00 14:35
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Суб 28 Окт 00 01:28
 Subj : Комедианты
                   Привет, Dmitry Ermolaev!
*** Пятница Oктябpь 27 2000, Dmitry Ermolaev написал для Alek Kovrik следующее
 DE> Ты будешь смеяться, но некоторым и Стругацкие не нравятся. Что уж говорит
 DE> о Грине... 8-)
наверно это здОрово и правильно
                                    Alek
    *Hикто ничего не знает. Некоторые догадываются...* /Голем/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crematorium our souls (2:455/13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 281 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 27 Окт 00 21:01
 To   : Alek Kovrik                                         Пон 30 Окт 00 11:20
 Subj : Б.Стругацкий
Здравствуй, Alek!

И пишу я к Вам, разлюбезная (-ый) Alek Kovrik, по поводу Вашего письма к Alla
Kuznetsova

 AK> *** Четверг Oктябpь 19 2000, Alla Kuznetsova написал для All следующее
 AK> :

 AK> Что-то другое. Стак становится не нужен, даже "вреден". Он встал на
 AK> пути Виконта, а значит на пути Рока и погиб, как погибали до него все
 AK> остальные...

Долго думала. Потом вспомнила по фоpваpд. А вот откуда он - забыла напрочь... А
то бы обратно уфоpваpдила...

 AK> Это фраза имхо откуда-то так пришла (ну встречал я её в другом
 AK> произведении, кажется у Бродского). И означает то, что тайна
 AK> Предназначения некрасива, даже ужасающе некрасива.

То есть некрасива сама тайна как объект (а не действие - сокрытие тайны)?

 AK> ????

Проверила по "Энциклопедии миров Стругацких". Там сказано, что это цитата из
H.Гумилева ("Я вспоминаю солнце и вотще Стремлюсь забыть, что тайна некрасива")

 AK> мало ли их - будущих:))

Хоpошая фоpмулиpовка!

 AK> А Виконт там решал проблему практического бессмертия, т.е. выращивание
 AK> "запчастей" для людей.

 AK> ну, это в принципе не важно и можно объяснить несколькими вариантами.

 AK> форвардь дальше:)))

А куда?

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: От летящей птицы оставшийся голос (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 282 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 27 Окт 00 21:06
 To   : Timofei Koryakin                                    Пон 30 Окт 00 11:20
 Subj : Понедельник начинается в субботу
Пpивeт тeбe, Timofei!

Kaк-тo нa дняx (24 Окт 00) Timofei Koryakin пишeт к Alla Kuznetsova...

 TK>      Именно. А вот препирательство другого Витькиного дубля с Модестом
 TK> Матвеевичем -- явно было необходимо. Ну требовалась дублю эта самая
 TK> психоэнергия, а Камноедов наверняка в очередной раз не давал
 TK> разбазаривать.

Понятно...

 TK>      Эта версия груба и неинтересна. Благо, в НИИЧАВО должно быть
 TK> довольно много сотрудников без фамилии.

А почему?... Ну если не фамилия, то имя (или кличка) должны же у них быть?...
Или хотя бы инвентарный номеp...

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Без Timofei жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Великое счастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 283 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 27 Окт 00 21:11
 To   : Alexey Sitnichenko                                  Пон 30 Окт 00 11:20
 Subj : С Днем Ваpенья!
I'm very glad to see You, dear Alexey!

Kaк-тo нa дняx (25 Окт 00) Alexey Sitnichenko пишeт к Пpогpессивная
Общественность...

 AS>  Спасибо, спасибо! Сорри, что с таким опозданием, но всё равно -
 AS> пpиятно :)))))

Ой! Извини! Не вовpемя поздpавили?!

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Двойная бездна) (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 284 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 27 Окт 00 21:54
 To   : All                                                 Пон 30 Окт 00 11:20
 Subj : Хауэлл-1
Конничива, All-сан!
Я временно веpнулась. В честь этого события пpедставляю на ваш суд еще немножко
пеpеводов. Сноски будут в конце pаздела.
Итак:
====
Ивонна Хауэлл

Апокалиптический реализм:
Фантастика Аркадия и Бориса Стругацких

Apocalyptic realism: The science fiction
of Arkady and Boris Strugatsky

By Yvonne Helen Howell

A dissertation submitted in partial fulfillment
of the requirements for the degree of Doctor
of Philosophy (Slavic Languages and Literatures)
in The University of Michigan
1990

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1967 году опрос, охвативший широкие слои читателей, вы-яснил, что романы
Стругацких занимают первое, второе, шестое и десятое места в списке наиболее
популярных научно-фантастических произведений в СССР. Произведения Стругацких
"Трудно быть богом" (1964) и "Понедельник начинается в субботу" (1965) занимали
первое и второе места, опережая русские переводы "Марсианских хроник" Брэдбери,
"Соляриса" Станислава Лема и "Я, робот" Азимова1. В следующие два десятилетия
популярность Стругацких среди читателей в Советском Союзе воспринималась почти
как закон природы, вне всякой связи с официальной стати-стикой, тасовавшей
рейтинги относительной популярности всех других фантастов. В позднейшем опросе
произведения Стругацких опять заняли первое и второе места как наиболее
популярные науч-но-фантастические книги, опубликованные в СССР в 1988 году. (В
том же опросе роман "Мы" Замятина занял шестое место). Конеч-но, читательские
опросы - не критерий литературных достоинств, равно как и не критерий
способности произведения сохранять при-тягательность для последующих поколений.
Тем не менее, стойкий успех Стругацких на протяжении более чем трех десятилетий,
со-провождавшихся непрерывными изменениями в научной фантасти-ке, равно как и
идеологическими переменами в советской литера-турной политике, приводит к
вопросу: как профессионал-переводчик с японского языка (Аркадий Натанович
Стругацкий, родился в 1925 году) и его брат, астрофизик, ранее работавший в
Пулковской обсерватории (Борис Натанович Стругацкий, родился в 1933 году) задели
столь чувствительные струны российских образо-ванных читателей, сочиняя научную
фантастику?
===

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: В походе - несчастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 285 из 500
 From : Alexey Sitnichenko                  2:5054/66.5     Срд 25 Окт 00 03:31
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 30 Окт 00 11:20
 Subj : С Днем Ваpенья!

Привет, Alla!

27 Окт 00 21:11, Alla Kuznetsova -> Alexey Sitnichenko:

 AK> Ой! Извини! Не вовpемя поздpавили?!

 Да нет, всё веpно. Просто я долго тоpмоз-з-з-зил сл спасибами :)))))

С yважением,
Alexey                                   *25 Окт 00*

... 16 мегабайт томy назад...
--- Вpагy не сдаётся наш гордый GoldED+/W32 1.0.0
 * Origin: Point of MelodyHacker station (2:5054/66.5)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 286 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 28 Окт 00 08:31
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Пон 30 Окт 00 11:20
 Subj : Прошу помощи!
Добрый день, веселая минутка!

И пишу я к Вам, разлюбезная (-ый) Dmitry Ermolaev, по поводу Вашего письма к
Andrew Kozelko

 DE> Это он про "ту" критику. А вообще-то хорошая критика - это интересно и
 DE> полезно. Я так думаю.

Кажется, "хоpошая критика" в советские времена - вид уникальный... Вот добуду
сканер - ознакомлю народ с текстом под названием "Двуликая книга"...

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Кормись не (только) от своего дома: счастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 287 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 28 Окт 00 08:32
 To   : Andrew Kozelko                                      Пон 30 Окт 00 11:20
 Subj : Прошу помощи!
Здравия желаю, товарищ Kozelko!

По агентурным данным, Andrew Kozelko писал 27 Окт 00 к Dmitry Ermolaev:

 AK> Народ любит хорошую кpитику. Гpp-мм, товарищ Фарфуркис, обеспечьте.

Я хоть и не Фарфуркис, но скоро (ой, а может и не скоpо...) обеспечу... Твоpения
Свининникова, Кpаснобpыжего... Кто там еще-то из таких был?

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: В незначительных делах счастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 288 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 28 Окт 00 08:52
 To   : All                                                 Пон 30 Окт 00 11:20
 Subj : Хауэлл-2
Конничива, All-сан!
===
Стругацкие начали совместно писать научную фантастику в конце 1950-х годов. Они
немедленно стали наиболее популярными писателями этого жанра, но, в отличие от
западных фантастов, их судьба скоро вышла за пределы научно-фантастического
гетто и даже за пределы массовой литературы. С каждым новым романом становилось
все более очевидным, что Стругацкие в основном пи-шут для так называемой
интеллигенции, которая является их основ-ным читателем. Для того, чтобы просто
охарактеризовать основную массу читателей, интеллигенцию можно охарактеризовать,
пользу-ясь краткой формулировкой Юлия Кагарлицкого, как "людей, кото-рые
думают"2. Иными словами, это понятие включает в себя много больший слой
российского общества, нежели просто научная или профессиональная элита.
Исторически сложилось, что российская интеллигенция была источником постоянного
раздражения для правящих политических или религиозных кругов. Современный класс
"думающих людей" также склонен к оппозиционности по от-ношению к идеологической
доминанте коммунистической партии, хотя для большей части интеллигенции эта
оппозиционность была, до недавнего времени, спокойным, личным или семейным
образом существования и мышления (то есть только незначительная часть открыто
участвовала в диссидентской деятельности). Таким обра-зом, круг читателей
Стругацких вырывается за национальные и профессиональные границы, включая
"думающих" техников и так-систов наряду с академиками, прибалтов и грузин
(например) на-ряду с русскими.
Объем критической литературы, посвященной творчеству Стругацких, оказывается
непропорционально маленьким по срав-нению с той популярностью, которой их
произведения пользова-лись в Советском Союзе. Одна из причин малого внимания
критики к Стругацким, существовавшего до сих пор, - политическая. В
по-слехрущевские годы они оказались в ненадежном и несколько даже аномальном
положении - ни полностью одобренные властью и ни полностью занесенные в "черный
список".
====

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Свершение) (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 289 из 500
 From : Timofei Koryakin                    2:5005/105.77   Вск 29 Окт 00 00:33
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 30 Окт 00 11:21
 Subj : Понедельник начинается в субботу
Приветствую тебя, Alla!

 AK> А почему?... Ну если не фамилия, то имя (или кличка) должны же у них
 AK> быть?... Или хотя бы инвентарный номеp...

     Именно! То есть двадцать одна фамилия Привалову не знакомы, а
одно имя или кличка -- знакомо ;-). С другой стороны, если учесть,
что фамилии в институте имеют даже Перун и Саваоф, то воображение
отказывает. А жаль...

                                                С уважением, Тимофей.
--- GoldEd+/W32 1.1.4.3
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 290 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 29 Окт 00 07:04
 To   : All                                                 Пон 30 Окт 00 11:21
 Subj : Хауэлл-3
Простите за беспокойство, All, но...
======
Все более враждебной официальной критики их творчества в конце 1960-х было
достаточно, чтобы сделать их осмотрительными, вплоть до почти полного молчания в
1970-е. Иными словами, их врагам вскоре просто было нечего критиковать, в то
время как их сторонники и друзья либо эмигрировали, либо доказывали свою дружбу
и поддержку, заговорщицки молча, предпочитая не усили-вать неприятности
Стругацких понимающей критикой почти от-крыто антимарксистских работ. Западные
критики в большинстве своем реагировали в похожей манере, только с точностью до
наобо-рот: если авторы - не диссиденты, то их творчество не заслуживает
рассмотрения. Более того, Стругацкие не принадлежат ни к одному из
"перспективных" направлений "главного потока" семидесятых - ни к "городской
прозе" (как Трифонов), ни к "деревенской прозе" (как Распутин). Таким образом,
данное исследование, по крайней мере по умолчанию, частично выполняет задачу
восстановления баланса между значимостью творчества Стругацких для современ-ной
российской культуры и недополучением им литературоведче-ского внимания. Оно,
впрочем, не предлагает общего анализа места произведений Стругацких в
интернациональной научной фантасти-ке. Эта диссертация ограничена объемом и
задачами до "взгляда через замочную скважину" на творчество Стругацких в
контексте их собственного литературного и культурного окружения.
Несколько замечаний по поводу отношения творчества Стру-гацких к наступлению
гласности являются необходимым фоном для отбора материалов, использованных в
диссертации. Некоторые из романов, рассматриваемых в исследовании, были изъяты
из печати вскоре после первой публикации, или изначально опубликованы за
границей, или изначально написаны "в ящик" и опубликованы только по прошествии
нескольких лет. К примеру, смелый эстон-ский журнал опубликовал отрывки из
романа "Град обреченный" - под заглавием "Экспедиция на Север" в 1987 году.
(Аллегорические заглавия часто отвергались осторожными издателями). Целиком же
роман появился в российском литературном журнале "главного по-тока" "Неве" в
конце 1988 года. Не менее, чем солженицынский "В круге первом", аллегорический
"Град обреченный" помещает Со-ветский Союз тех времен, когда авторы его писали,
в нижние круги ада.  Неортодоксальный главный положительный герой романа -
стереотипный еврейский интеллектуал - и отрицание им как средств, так и целей
марксизма-ленинизма (не говоря уже о стали-низме!), похоже, находится на самом
острие гласности.
====

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Обладателю правды - только в сердце - свершение (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 291 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 29 Окт 00 07:04
 To   : Alexey Sitnichenko                                  Пон 30 Окт 00 11:21
 Subj : С Днем Ваpенья!
Здравия желаю, товарищ Sitnichenko!

И пишу я к Вам, разлюбезная (-ый) Alexey Sitnichenko, по поводу Вашего письма к
Alla Kuznetsova

 AS>  Да нет, всё веpно. Просто я долго тоpмоз-з-з-зил сл спасибами :)))))

А, понятно...

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Без Alexey жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятно иметь, куда выступить (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 292 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 29 Окт 00 07:05
 To   : Timofei Koryakin                                    Пон 30 Окт 00 11:21
 Subj : Понедельник начинается в субботу
Здравствуй, Timofei!

Письмо Timofei Koryakin к Alla Kuznetsova от 29 Окт 00 гласит:

> [...]
 TK> одно имя или кличка -- знакомо ;-). С другой стороны, если учесть,
 TK> что фамилии в институте имеют даже Перун и Саваоф, то воображение

А попробуй у БВИ спросить - он знает... Или у БНС - тогда сведения будут из
первых pук...

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Объятый жалостью жасмин (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Пон 30 Окт 00 10:18
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 30 Окт 00 22:42
 Subj : Б.Стругацкий
                   Привет, Alla Kuznetsova!
*** Пятница Oктябpь 27 2000, Alla Kuznetsova написал для Alek Kovrik следующее
 AK> То есть некрасива сама тайна как объект (а не действие - сокрытие тайны)?
Гм. Вон ты в каком ракурсе... Ну я понимал, как объект, хотя Гумилев видимо как
действие.
 AK> Проверила по "Энциклопедии миров Стругацких". Там сказано, что это цитата
 AK> из H.Гумилева ("Я вспоминаю солнце и вотще Стремлюсь забыть, что тайна
 AK> некрасива")
Ну так неинтересно:) Ты без энциклопедии попробуй вспомни.
 AK> А куда?
:)))
                                    Alek
    *Похоже, что мы безнадежно больны...* /Крематорий'91/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crematorium our souls (2:455/13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 294 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 30 Окт 00 06:02
 To   : All                                                 Втр 31 Окт 00 11:10
 Subj : Хауэлл-4
Пpивeт, All!
====
Впрочем, "Град обреченный" был написан почти два десятилетия назад, во время
"периода молчания" Стругацких в начале 1970-х. Иными словами, внезапное
ослабление цензуры не сделало Стругацких - используя удачную метафору Татьяны
Толстой - неспособными проходить через открытые двери после слишком многих
годов, проведенных в ударах о закрытые. Политика "открытости", давшая
значительный толчок замыслу этой работы, не оказала прямого влияния на качество
произведений Стругацких. Она просто открыла не ожидавшим этого читателям, что
Стругацкие, подобно многим своим наиболее знаменитым предшественникам, могут
значиться среди тех писателей, чьи неканонические работы вновь открываются
теперь, после многих лет подавления.
-----
 1 "От Москвы до Витима:" (опрос проводил Клуб любителей фантастики МГУ) //
Фантастика, 1967. - М.: Мол. гвардия, 1968. - С.409-414.
 2 Юлий Кагарлицкий - ведущий советский ученый, специалист по творчеству
Г.Уэллса, пишущий о советской и западной научной фантастике. Он произнес
вступительную речь на Итонской конференции по научной фантастике и фэнтези,
проходившей в Риверсайде (Кали-форния) в 1990 году. В последовавшей затем
дискуссии он предложил свое определение поня-тия "современная интеллигенция".
======
И я снова исчезаю...

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Благоприятна в трудности стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 295 из 500

 From : Alexey Egorow                       2:5020/400      Втр 31 Окт 00 22:18
 To   : All                                                 Срд 01 Hоя 00 07:47
 Subj : Тьмускорпионская новость
From: "Alexey Egorow" <walras00@mtu-net.ru>

Добрый вечер.

Во первых - я таки добрался до ФИДО, добрался со многими злоключениями,
приключениями и мучениями, достойными комического триллера ;).

А во вторых, с благословения временно отсутствующей Аллы я буду временно
замещать ее выполняя высокую функцию посылания в конференцию тьмускорпионских
новостей. Конечно до Аллы в смысле последовательности мне далеко, но что
есть... ;(

Итак: Тьмускорпионская новость.

Так и будет. А все потому, что азбуки не выучили. Чего читаем -- не
понимаем. Вот и я не понимаю, почему мастеровитая имитация Ремизова и
Замятина (хорошую прозу писали!), байки про мутантов (то _Стругацкими_ пахнет,

то средним фэнтези потянет), игра с мифологической символикой (скажи
интеллектуалу .мышь. -- ассоциаций на семь верст станет), сорокинское
смакование мерзости, банальности о связи культуры с тоталитаризмом (и
банальное их опровержение), набоковское воспарение над .мнимым. миром,
дозированная ирония над безусловно дорогими автору мыслями (почти общая мета
сегодняшней газетной эссеистики) и желание понравиться всем, всем, всем
(спрятав в кармане комбинацию из трех пальцев -- .читать-то вы толком не
умеете!.) -- почему этот коктейль из хорошо известных ингредиентов (к тому
же скверно взбитый -- сюжетостроение у Толстой слабое) должен одарить меня
высшим знанием.

Источник: Время новостей
Дата: 27.10.2000
Заголовок: Азбука как азбука
Автор: Андрей НЕМЗЕР

Удачи всем,
   А. Егоров, ака Гарет, ака Айзек Бромберг. ;)

garet@netlane.com                               http://www.eressea.ru

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 31 Окт 00 07:27
 To   : All                                                 Срд 01 Hоя 00 14:39
 Subj : Тьмускорпионская новость?..
Товарищ All, разрешите обратиться!?
Аннотация к фильму "Сталкер":
==
Фантастика. Мир после Апокалипсиса. Цивилизация pазpушена. Культура и наука в
тупике. Вера иссякла. Люди ничего не знают о себе самих. Путешествие в зону
через все ее опасности, преграды, западни - это путь к простому ососзнанию
личностью своей человеческой сути... Режиссер А.Таpковский. В pолях
А.Кайдановский, А.Фpейндлих, А.Солоницын, H.Гpинько и дpугие. Мосфильм. 1979 г.
====
    Семь дней (М.). - 2000. -   44. - С.43.

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Не беспокойся (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 31 Окт 00 07:24
 To   : All                                                 Срд 01 Hоя 00 14:39
 Subj : Хауэлл-5
Пpивeт тeбe, All!
====
ВВЕДЕНИЕ

Предмет
Целью диссертации не является исчерпывающий обзор или общая интерпретация
творчества Стругацких как творчества совет-ских фантастов. Скорее, она
рассматривает произведения Стругац-ких, исходя из истории и эволюции русской
литературы "главного потока" и пытается определить их место в контексте почти
устояв-шихся, изначальных русских литературных и культурных тради-ций. Один из
эффектов такого подхода - то, что он бросает свет на природу восприятия
Стругацких на Западе - наиболее популярные советские писатели даже не
приблизились на англо-американском рынке к успеху Станислава Лема (Польша). Если
оставить в стороне проблему (несколько) неадекватных переводов, то причиной
удиви-тельно скромного успеха, которых произведения Стругацких сни-скали на
Западе, может быть связан с тем, что читатели не знакомы с глубинными
"российскими" вопросами, рассматриваемыми Стру-гацкими с помощью мнимо
"интернационального" жанра.
Что еще более важно, такой подход заполняет значительную лакуну в существующей
критике (как советской, так и западной), которая проявляет тенденцию
рассматривать только аллегорические возможности фантастики, и, таким образом,
игнорировать, что (и как) пишут Стругацкие, концентрируясь только на том, что
они имеют в виду. В результате, критические работы, посвященные творчеству
Стругацких, почти всегда направлены на выделение со-циального, политического или
этического аспектов их произведе-ний, словно бы для того, чтобы подтвердить
связь этой научной фантастики с современной жизнью. Лучшие образчики такого рода
критики немало помогли утверждению за Стругацкими репутации писателей,
преимущественно интересующихся важными философ-скими, социальными или этическими
вопросами1 .
=====

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Hеподходящий человек) (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 31 Окт 00 07:24
 To   : Alek Kovrik                                         Срд 01 Hоя 00 14:39
 Subj : Б.Стругацкий
Добрый день, веселая минутка!

Однажды было послано сообщение от Alek Kovrik к Alla Kuznetsova:

 AK> Гм. Вон ты в каком ракурсе... Ну я понимал, как объект, хотя Гумилев
 AK> видимо как действие.

Это я пыталась уточнить твое понимание... И Гумилев, по-видимому, тоже - как
объект... В стихотворении идет речь о птице, живущей у мага, среди всех скелетов
и пpоч. (точно не помню, а книга - вне пределов досягаемости). И вот финал -
обсуждаемые стpоки.

 AK> Ну так неинтересно:) Ты без энциклопедии попробуй вспомни.

Стихотворение в общем помню, а вот подpобности....

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Свершение) (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 300 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 01 Hоя 00 07:21
 To   : All                                                 Чтв 02 Hоя 00 11:51
 Subj : Хауэлл-6
Простите за беспокойство, All, но...
=====
С другой стороны, немалой частью своей продолжающейся популярности Стругацкие
обязаны и жанру, в котором они пишут - научная фантастика является постоянно
популярным жанром, а "случилось" так, что Стругацкие оказались наиболее
талантливыми писателями из использующих ее. Hаучная фантастика, подобно двум
другим популярным жанровым формам, с которыми она за-частую смешивается, -
детективом или криминальным романом и приключенческим/историческим романом -
принадлежит к миру популярной литературы, для которого характерны экзотические
персонажи и/или декорации, а также неожиданный сюжет, развора-чивающийся внутри
установленных обстоятельств. Любой значи-тельный отход от знакомой,
формализованной схемы жанра (то есть присутствия чуждого, необходимости
восстановить справедливость и т.д.) влечет за собой отход от всего жанра и,
зачастую, смущение среди читателей2. Иными словами, принимается как данность то,
что научная фантастика Стругацких доступна и развлекательна в манере, не
присущей ни тяжеловесному реализму "основного пото-ка", ни изощренному
авангардизму. В таком случае, впрочем, она вовсе не стоит серьезного
критического внимания - обычная, зачас-тую заслуженная судьба популярных
литературных субжанров как на Востоке, так и на Западе. Современный советский
критик пред-полагал, что удивительное невнимание критики к творчеству
Стру-гацких, даже после трех десятилетий неспадающей популярности, обязано
появлением отсутствию уважения к научной фантастике вообще:
====
Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Изначальное (счастье) свершение (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 301 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 01 Ноя 00 07:22
 To   : Alexey Egorow                                       Чтв 02 Hоя 00 11:52
 Subj : Тьмускорпионская новость
Здравия желаю, товарищ Egorow!

Вы, Alexey Egorow, как-то писали, что...

 AE> Во первых - я таки добрался до ФИДО, добрался со многими
 AE> злоключениями, приключениями и мучениями, достойными комического
 AE> триллера ;).

Рады видеть!

> [...]
 AE> временно замещать ее выполняя высокую функцию посылания в конференцию
 AE> тьмускорпионских новостей. Конечно до Аллы в смысле последовательности

А я уже веpнулась!..

 AE> Итак: Тьмускорпионская новость.

                -"-
===
Стругацкий А., Стругацкий Б. Сталкеp; Дело об убийстве; День затмения; Без
оружия; Жук в муравейнике; Чаpодеи; Туча; Машина желаний: Сценарии / Сост.
H.Ютанов; Послесл. С.Пеpеслегина. - М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 1998. - 608
с.: ил. - (Миры братьев Стругацких). - 15000 экз. - (п).
Бpатьям Стругацким повезло: кто еще из отечественных фантастов может похвалиться
таким количеством экpанизаций? Hо везение это относительное: ни один из фильмов
нельзя назвать вполне адекватным уровню "первоисточника". А счастье было так
возможно, навеpняка рассудит тот, кто познакомится с оригинальными сценаpиями,
напечатанными в аннотируемом сбоpнике.
===
    Книж. обозрение (М.). - 1998. - 20 окт. - С.9.

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятен брод через великую реку (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 302 из 500
 From : Прогрессивная общественность        2:5020/1004.61  Чтв 02 Hоя 00 05:13
 To   : Dmitry S. Kuznetsov                                 Чтв 02 Hоя 00 11:52
 Subj : С Днем Варенья!
                Уважаемый Дмитpий!
  @->->->---                                                  ---<-<-<-@

  Вот и наступил этот великий день - Ваш День Рождения!

  Как мы его ждали! Ждали, чтобы сообщить Вам следующее:

  Мы желаем Вам в новом году Вашей жизни исполнения всех Ваших желаний,
  здоровья и счастья, бодрости тела и духа, много друзей и денег (на
  числе "сто" останавливаться необязательно) и всего самого наилучшего!
  Красивой и пpиятной жизни Вам!

  Да и всего того, что Вы сможете (и захотите) себе пожелать!

  Пyсть мечты Ваши исполнятся, а непpиятности обойдyт Ваш дом стоpоной!

                                          Общественность эхи "Ru.Ludeny"

  @->->->---                                                  ---<-<-<@

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: По первому гаданию - возвещу (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alexey Egorow                       2:5020/400      Чтв 02 Hоя 00 15:13
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 02 Hоя 00 22:42
 Subj : Тьмускорпионская новость - статья из "Труда"
From: "Alexey Egorow" <walras00@mtu-net.ru>

Добрый день.

Вот раскопал очередную статью про Германа.
________
 Источник: Труд

 Ядвига ЮФЕРОВА, спец.корр. "Труда".

 Трудно быть богом
 Алексей Герман экранизирует самую правдивую из всех фантастических повестей
 Стругацких
 Как известно киноманам, трудно быть Германом. Умудряться снимать кино "на
 полку" при любом режиме. Если "Проверка на дорогах" и "Мой друг Иван Лапшин"
 были травмированы брежневской цензурой, то фильм "Хрусталев, машину!"
 мучительно рождался в эпоху ельцинской свободы, придушенной отсутствием
 денег для художника. Парадоксы продолжаются: "Хрусталев" выдвинут на
 Госпремию, но имеются лишь две прокатные копии. По традиции, после каждого
 фильма народолюбивые критики швыряют в Германа гранаты: как можно делать
 такое непонятное людям кино. А в результате все, снятое Германом, с годами
 становится киноклассикой. После многочисленных показов по ТВ "Лапшин" стал
 элементарной картиной: милиционер влюбился в артистку, она любит другого. На
 дворе приближается 37-й год, и все, о чем мечтает Лапшин, никогда не
 сбудется. Что ж тут непонятного?..
 Предположить сегодня, что Алексей Юрьевич легко и безоблачно снимает новое
 кино, было бы оскорбительно для Мастера, который страдает сам и дает
 счастливую возможность страдать другим. Чтобы потом в мемуарах кто-то
 непременно съехидничал: на съемках у Михалкова все жарят шашлыки и купаются
 в Волге, а на съемочной площадке у Германа даже верблюд плюется в его
 сторону.
 Еще в 1967 году Алексей Герман вместе
 с Борисом Стругацким написали сценарий по повести "Трудно быть богом".
 Приступить к съемкам не успели: после ввода войск в Чехословакию кино
 запретили. Действительно, как можно нафантазировать такое: на территорию
 средневекового государства высаживается десант, который хотел бы навести там
 разумный порядок.
 К этому сценарию Алексей Герман и Светлана Кармалита (жена, соавтор, друг,
 нянька, вождь и безропотная подчиненная) попробовали вернуться в начале
 перестройки, но опять работа не пошла. Тогда казалось, что благородный дон
 Румата - это реформатор Горбачев. И вообще наступает век Руматы. Мы побеждае
 м, все бегут. Никакого подтекста, всех можно назвать своими именами -
 Сталина, Берию, Брежнева: Стало неинтересно.
 И вот третья попытка разобраться, почему в Арканарском королевстве
 невозможно быть богом. Почему реформаторы с благими намерениями становятся
 тиранами, у которых нет иного способа победить подонка, как уничтожить его.
 Вроде мир совсем неплох: заговоры раскрываются вовремя, глупых грамотеев
 регулярно вешают, в таверне "Серая радость" всегда есть свежее пиво:
 - Мы с удовольствием повторяем прекрасные фразы Стругацких, - говорит
 Герман.- После прихода черных, когда весь город уже в виселицах и трупах,
 доны (почти демократы), которых самих везут на порку, говорят: "Мой друг,
 зато вы замечаете, как вольно дышится в новом, освобожденном Арканаре?"
 Четыре месяца они провели в Чехии, снимая фантастическое средневековье на
 фоне разных замков, которые в результате монтажа сложатся в один серый
 город. Миф о том, что Чехия - рай для кинематографистов, по мнению Германа,
 оказался преувеличенным. Все недешево и необязательно. Кроме того,
 предлагаемые спецэффекты примитивны и жалки.
 Сейчас работа продолжается на родном "Ленфильме", где после клинической
 смерти - постсоветской студийной разрухи - опять все задышало, задвигалось,
 ожило.
 Герман никогда не делал ставку на актерское кино. Это после работы с ним
 многие становились известны, как, например, Болтнев и Кузнецов после
 "Лапшина". Исключение сделано для Руматы, которого играет Леонид Ярмольник.
 Главная его фраза в фильме: "Там, где торжествуют серые, в результате всегда
 приходят черные".
 Последняя новость из жизни Германа и Кармалиты. В новейшей истории модно
 быть питерским москвичом, но они решили ровно наоборот. Опять вернулись в
 родной Петербург (увы, квартира отца - писателя Юрия Германа продана, а
 купленная в столице соответственно пустует, поэтому жить приходится на даче
 в Репине). Белокаменная их как-то разочаровала: все разделены на группы
 из-за зависти, денег, идеологии, национальности. Даже снять кино в Москве в
 два раза дороже, чем в Питере. Герман этого терпеть не может.
___

Гарет Бромберг. ;)

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 02 Hоя 00 07:31
 To   : All                                                 Птн 03 Hоя 00 11:01
 Subj : Хауэлл-7
Пpивeт тeбe, All!
====
"Так в чем дело? Быть может, в сложившемся среди критиков убеждении, будто
фантастика говорит о чем-то отдаленном, экзоти-ческом, не связанном с насущными
делами и заботами текущего дня? А раз так, то и не заслуживает она серьезного
разговора между серьезными людьми:" 3(153) .
Ясно, что некоторое критическое замешательство - выразив-шееся в основном в
молчании - было вызвано неразрешимым про-тиворечием между Стругацкими как
писателями популярного, "массового" жанра и, на другом уровне, ими же как
выразителями по крайней мере одного поколения советских интеллектуалов. Ми-хаил
Лемхин нечаянно поставил вопрос, на который данное иссле-дование пытается
ответить, написав:
"Боюсь, что не умею этого объяснить, знаю только наверное, что для меня эти три
повести - "Трудно быть богом", "Пикник на обочине" и "За миллиард лет до конца
света" - не просто вехи моей жизни, а целые куски жизни, прожитые под знаком
этих повестей.
И я точно знаю, что я не один такой читатель.
Собственно, феномен популярности - отдельный, особый раз-говор, речь сейчас о
другом. О том, что вопросы, волновавшие Стругацких, были, одновременно, не
только их вопросами. Эволю-ция Стругацких, их самоощущение в мире - довольно
типичны для значительной части гуманитарной и, особенно, технической
интел-лигенции. Именно поэтому Стругацкие, без сомнения, входят в чис-ло самых
читаемых авторов:"4 (92)
======

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Не я добываю юношей, юноши добывают меня (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 02 Hоя 00 07:32
 To   : All                                                 Птн 03 Hоя 00 11:01
 Subj : Тьмускорпионская новость?..
Добрый день, веселая минутка!
===
Стругацкий А., Стругацкий Б. Хромая судьба: Роман; Извне: Повесть; Пять ложек
эликсира: Сценаpий; Жиды города Питера: Пьеса; Рассказы / Сост. H.Ютанов;
Послесл. С.Переслегина. - М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 1998. - 544 с.: ил. -
(Миры братьев Стругацких). - 10000 экз. - (п).
Из текстов, опубликованных в данном издании, наиболее неожиданным выглядит...
послесловие критика Сеpгея Пеpеслегина, которое пpедставляет собой литературную
запись монологов участников проекта "Миры братьев Стругацких" - издателей
H.Hауменко и H.Ютанова, художников Я.Ашмаpиной и А.Каpапетяна, а также,
pазумеется, самого г-на Пеpеслегина. У читателей есть уникальная возможность
узнать, "как создавался Робинзон".
===
    Книж. обозрение (М.). - 1998. - 18 авг. - С.17.

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Hеблагоприятен брод через великую реку (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 03 Hоя 00 07:25
 To   : All                                                 Суб 04 Hоя 00 22:48
 Subj : Хауэлл-8
Здравствуй, All!
=====
Цель данной диссертации исследовать и - предельно - опре-делить связи между
использованием Стругацкими форм популярно-го жанра и их значимостью для
интеллигенции как "серьезных пи-сателей": 1. Какую технику авторы используют,
чтобы закодиро-вать философское или социополитическое обсуждение, не дающее
окончательных ответов в формализованные структуры научно-фантастической,
детективной и приключенческой литературы? 2. Как обусловленные мотивы, персонажи
и декорации популярного жанра формируют современный миф для интеллигенции, "под
зна-ком" которого она живет?
Организация
Первый существенный вопрос - вопрос структуры. Соответ-ственно, значительная
часть материала в трех последующих главах рассматривает использование
определенных художественных приемов и показывает, как различные части текста
(фабула, деко-рации, персонажи) функционируют как целое. Глава первая
рас-сматривает использование Стругацкими аллегорических мотивов для обогащения
фабулы обычной детективной/приключенческой истории. Этот прием подразумевает
использование широкоизвест-ных культурных мотивов (из Евангелия, Шекспировских
пьес или греческих мифов) для украшения и упреждения современной фабу-лы, так
что любые изменения, дополнения или отклонения от ос-новного шаблона добавляют
третье измерение (в добавление к пер-вому, "поверхностному", сюжету и второму,
"аллегорическому) значения. Фабульные аллегории - средства символической
стено-графии, позволяющие авторам комментировать события в их рома-не через
подразумевающуюся аналогию с другим, сходным, но все же отличающимся культурным
или литературным сюжетом. Стру-гацкие не используют этот прием во всех своих
романах; рассмат-риваются три наиболее значащих варианта аллегорической фабулы,
в порядке нарастания целостности (то есть фрагментации и нару-шения
аллегорического мотива) и хронологической последователь-ности (три романа были
написаны в 1979, 1986 и 1988 годах). Предварительные выводы, помещенные в конце
главы, предпола-гают, что все три аллегорические фабулы объединены появлением
"фальшивых пророков" - религиозных или мирских лидеров, могу-щих соблазнить
смятенное общество обещанием окончательного ответа.
======

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Пребудешь в стойкости - будет счастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 03 Hоя 00 07:27
 To   : All                                                 Суб 04 Hоя 00 22:48
 Subj : Тьмускорпионская новость
Конничива, All-сан!
===
Так в чем же дело? Должны же быть хоть где-то наши новоявленные Стругацкие или
того больше, Булгаковы.
Фантастика при совесткой власти всегда была в положении нелюбимой падчерицы,
сейчас к ней отношение если и изменилось, то ненамного в лучшую стоpону. Причина
проста - завуалированность, нелинейность создаваемого мира, когда невозможно
сказать, о чем именно может идти речь - о крамоле или обличении.
Так появились Стругацкие, и так стали появляться вечные вопросы, которые, уйдя
из литературы "мейнстрима", в силу исчерпанности средств выpажения простого
через обыденное, естественно, должны были куда-то пpиложиться.
======
    Бepендеев К. Advocatus diaboli: Несколько причин, которые потpясли мир
фантастики // Звездная дорога (М.). - 2000. -   10. - С.40, 44.

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Каков физический смысл понятий "нутро" и "чуять"? (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 02 Hоя 00 21:51
 To   : All                                                 Суб 04 Hоя 00 22:48
 Subj : Диссеpтация о Стругацких
       БВИ вновь с Вами, All!

Алла, а вот эту работу Вы видели?

Бардасова, Элеонора Вячеславовна.
Концепция "Возможных миров" в свете эстетического идеала
писателей-фантастов А. и Б.Стpугацких: Автоpеф. дис. на соиск. учен.
степ. канд. филол. наук: 10.01.01 / Казан. гос. ун-т. - Казань, 1995. -
23 с.
95-8833А
- Русская литература
ББК:
Ш5(2=Р)7-4Стругацкие, бpатья.534,0
ШИФР:
9:95-4/1974-3
9:95-4/1975-1
-
Бардасова, Элеонора Вячеславовна.
Концепция возможных миров в свете эстетического идеала
писателей-фантастов А. и Б.Стpугацких: Дис. .канд. филол. наук: 10.01.01.
- Казань, 1995. - 159 с. - Библиогp.: с. 151-159.
д11764-95.
- Русская литература
ББК:
Ш5(2=Р)7-4 Стpугацкие, бpатья,534,0
ШИФР:
61:95-10/580-X

                                                            Wlad.
--- ВЭДРО 2.51.A0901+
 * Origin: Пока вы там почту смотрите, я вам тут и напишу... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 02 Hоя 00 21:52
 To   : All                                                 Суб 04 Hоя 00 22:48
 Subj : Аннотация в Ленинке
       БВИ вновь с Вами, All!

Совершенно замечательное описание книжки в каталоге РГБ:

Улитка на склоне; Отель "У погибшего альпиниста"; За миллиард лет до
конца света : [Повести] / Аркадий и Борис Стpугацкие. - М. : Текст :
ЭКСМО, 1996. - 461,[1] с.; 22 см. - ISBN 5-7516-0080-6, 20000 экз.
97-7992.
Hаучно-фантастические романы и рассказы (х. л.)
Оpганизованная преступность - Борьба с ней (х. л.)

                                                            Wlad.
--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Хлев на палубе! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 310 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 04 Hоя 00 21:06
 To   : All                                                 Вск 05 Hоя 00 13:29
 Subj : Понедельник начинается в субботу
Здравия желаю, товарищ All!
А сегодня опять та самая суббота, в которую начинается понедельник...

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: (Родня) на полях (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 311 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 04 Hоя 00 20:55
 To   : All                                                 Вск 05 Hоя 00 13:29
 Subj : Хауэлл-9
Добрый день, веселая минутка!
====
Глава 2 рассматривает способ, которым декорации посредни-чают между
фантастическим, "развлекательным" уровнем повест-вования и лежащей ниже
философской темой. Декорации являются одновременно и "реалистическим"
(подражательным) описанием внутреннего или внешнего ландшафта и символической
топографи-ей символов и идей. Например, реалистическое описание поселка, в
котором происходит часть действия романа, является одновременно и зашифрованным
текстом "Откровения апостола Иоанна". Напри-мер, один из "ключей": число
коттеджей и обитателей поселка со-относится с соответствующими строками в
Библии, что, в свою очередь, составляет тематический контрапункт к
фантастическим, научно-фантастическим событиям, формирующим поверхностную
фабулу. Функция декораций - служить чем-то вроде топографиче-ского депозитария
для всех культурных и интертекстуальных аллю-зий, - явление первостепенной
важности для понимания зрелых ра-бот Стругацких. Используя модель Ф.Йейтса из
"Искусства памя-ти"5 , становится возможным показать, что Стругацкие включают
определенные части русской культурной памяти в свои литератур-ные ландшафты,
вероятно, с целью сохранить и -напомнить опре-деленные культурные ценности (и
исторические факты), которые были искажены и/или потеряны в их поколении. В то
же время в поздних работах выявилась тенденция помещать мнимо "будущее",
фантастическое действие романа в узнаваемые декорации призем-ленной, современной
советской жизни. Анализ, проведенный в Гла-ве 2, открывает центральную
стилистическую и философскую грань наиболее пессимистичных работ Стругацких:
дистопичное, "фантастическое" будущее оказывается соединено с современным
"бытом"6 .
====

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Hа сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Малому - благоприятна стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 312 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 04 Hоя 00 20:56
 To   : All                                                 Вск 05 Hоя 00 13:29
 Subj : Тьмускорпионская новость
Пpивeт тeбe, All!
===
Появилось сразу несколько сериалов, посвященных эпохе III крестового похода -
циклы романов В.Свеpжина о сотрудниках Института экспериментальной истории и
А.Маpтьянова "Вестники времен".
===
    Черный И. Рыжий Дон Кихот // Книж. обозрение (М.). - 2000. - 23 окт. - С.17.

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: (Будь бдителен) за три дня до начала и три дня посл (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 313 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 04 Hоя 00 20:44
 To   : Alla Kuznetsova                                     Вск 05 Hоя 00 13:29
 Subj : К.Рублев
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Oct 24 2028: Alla Kuznetsova --> All:

Кстати, о птичках: не далее, как 7-го ноябpя планирую встpетиться с
вышеозначенным К.Рублевым на нейтральной территории в Hовосибиpске. Если будут
люденские новости, сообщу.

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Да ты не трусь, не трусь, Бойцовый Кот! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 314 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 04 Hоя 00 20:47
 To   : Alla Kuznetsova                                     Вск 05 Hоя 00 13:29
 Subj : Хауэлл-1
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Oct 27 2028: Alla Kuznetsova --> All:

> [...]

 AK> A dissertation submitted in partial fulfillment
 AK> of the requirements for the degree of Doctor
 AK> of Philosophy (Slavic Languages and Literatures)

Алла, это по pепpинту? А то, что она потом книгой выпустила, у Гопмана нет? Мне
она неоднократно обещала прислать, но так и не удосужилась.

А вообще текст забавный, это Вы молодец!

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Благодарю вас. Вы меня просто pазодолжили! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 315 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 04 Hоя 00 20:52
 To   : Alla Kuznetsova                                     Вск 05 Hоя 00 13:29
 Subj : Прошу помощи!
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Oct 28 2028: Alla Kuznetsova --> Andrew Kozelko:

 AK> Я хоть и не Фарфуркис, но скоро (ой, а может и не скоpо...)
 AK> обеспечу... Твоpения Свининникова, Кpаснобpыжего... Кто там еще-то из
 AK> таких был?

Немцов, Плеханов и несть им числа. Вы бы о чем хорошем затеяли разговор, а то
-- о кpитиках!... Мочить!

                                                            Wlad.
--- ВЭДРО 2.51.A0901+
 * Origin: Как лягушка в футбольном мяче... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 316 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 04 Ноя 00 20:55
 To   : Alla Kuznetsova                                     Вск 05 Hоя 00 13:29
 Subj : Понедельник начинается в субботу
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Oct 29 2028: Alla Kuznetsova --> Timofei Koryakin:

 AK> А попробуй у БВИ спросить - он знает... Или у БНС - тогда сведения
 AK> будут из первых pук...

Извините, в постоянных цейтнотах так и не успеваю заняться эхой по-настоящему.
Вопрос действительно обсуждался в "Понедельниках":

Вадим Казаков: Коль скоро речь зашла о деятелях из НИИЧАВО, то не угодно
ли еще одну попpавочку? Когда в начале "истории второй" ПНвС
Привалов получает инструктаж от Модеста Матвеевича, то имеют место такие
высказывания:

"-- Вот тут, -- сказал я веско, тыча пальцем в список, --
наличествуют товарищи в количестве...  м-м-м...  двадцати одного
экземпляpа, лично мне не известные.  /.../

-- /.../ Просто вы, Привалов, не в куpсе.  Лица, поименованные с номера
четвертого по номер двадцать пятый, и последний, включительно, занесены в
списки лиц, допущенных к ночным работам посмертно.  В поpядке признания их
заслуг в прошлом" (Избpанное. -- Т. 1. -- С. 58<D>).

Так вот.  Во-пеpвых, с четвертого по двадцать пятый -- это всего не
двадцать один человек, а двадцать два. Либо программист Привалов сильно
подзабыл устный счет, либо администратор Камноедов пеpенапpягся на работе
до черного выпадения зpения.  А во-втоpых, чисто гpамматическая оговорочка
касательно последней фразы Модеста.  "...занесены в списки лиц,
допущенных к ночным работам посмеpтно", ежели без запятой перед
последним словом (а именно так идет во всех изданиях ПНвС), означает, что
весь список -- посмеpтный.  Однако Привалов только что обнаружил в
оном списке Януса ("два экз."), завкадрами Демина и самого
Модеста, которые помереть еще не успели.  Роман, правда, считает, что
это -- особенности лексики самого Модеста (вроде "аксепта"),
но я что-то не увеpен.  А посему прошу приобщить к делу.  Во избежание
pазбазаpивания.

Борис Стpугацкий: (Просчет с количеством товарищей, допущенных к ночным
работам, уже учтен пpи подготовке ПНвС к публикации в Петеpбуpге.
Спасибо, Вадим).

                                                            Wlad.

P.S. Хмм. Полез сейчас посмотреть в текст, который в "Мирах братьев
Стругацких", так там -- опять двадцать два! Надо будет посмотреть питерские
выпуски начала девяностых, может, где-то и было сие испpавлено. И Свете бы
сообщить, но что-то с нею связи нет...

--- Сизигамб надтреснутый 2.51.A0901+
 * Origin: Mon dieu. Ну и жизьнь. (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 05 Hоя 00 09:31
 To   : All                                                 Пон 06 Hоя 00 10:36
 Subj : Кстати о публикациях
Конничива, All-сан!
Описывать ли, и если да, то как следующую публикацию:
Выглядит так:
Шапка: "Чем полезно и опасно нобелевское открытие Алферова"
Статья: Абpамян Е. "Робот из опавших листьев"
В этой статье вpезка:
""Я не уверен даже, что в XXI веке удастся "теpмояд" или, скажем, победить рак"
    Борис Стругацкий, писатель"
Опубликовано: Известия (М.). - 2000. - 2 нояб. - С.7.
Так вот, как бы это описать?...

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 05 Hоя 00 08:09
 To   : All                                                 Пон 06 Hоя 00 10:36
 Subj : Хауэлл-10
Добрый день, веселая минутка!
======
Глава 3 прослеживает структуру и развитие характеризации в научной фантастике
Стругацких. В современной заметке, опубли-кованной в "Новом мире", критик
Сербиненко утверждает, что в последнем романе Стругацких ":образ положительного
героя - учителя спецлицея - хотя и претендует на очень многое, тем не ме-нее
слишком напоминает "наставников", гуманистов-просветителей из прежних сочинений.
Воланд-Демиург, "ищущий человека", фак-тически занимается привычным для
"пришельцев" из прежних книг Стругацких делом, провоцирует и искушает с помощью
неугомон-ного Агасфера Лукича,: все тех же слабых, вконец замордованных бытом
землян"7.
Сербиненко правильно определил оппозицию между "героем" и "чуждым", характерную
для ранних произведений Стругацких. Герой защищает гуманистическую веру в то,
прогресс научный и прогресс этический могут идти рука об руку; "чужой"
представляет собой чистую утопическую (или дистопическую) угрозу позитив-ному
гуманизму. "Позитивный гуманизм" может быть определен как способ мышления,
помещающий в центр явственно человече-ские интерес или идеалы, в
противопоставление детерминистиче-ским системам или религиозным идеалам.
Квинтэссенция гуманиз-ма в этом смысле - "заместить концепцию человека как
субъекта небесного царя [и принять] как его доминирующую модель разви-тие
индивида от беспомощного младенчества до самоуправляющей зрелости" (Уолтер
Липпман).
=====

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Что нужно (для жертвоприношения?) - и двух (вместо  (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 05 Hоя 00 08:17
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 06 Hоя 00 10:36
 Subj : Диссеpтация о Стругацких
Пpивeт тeбe, Vladimir!

Письмо от Vladimir Borisov к All, добавленное 02 Hоя 00 к мировой ноосфере,
вызвало у меня следующий резонанс:

 VB> Алла, а вот эту работу Вы видели?

 VB> Бардасова, Элеонора Вячеславовна.

[покрыто мраком энтропии]
Спасибо, видела. Даже отксерокопировала как-то... Теперь собираюсь донести до
сканеpа...
А Вы видели мое послание в "мыле"?..

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Говори от своего города (2:5020/1004.61)