RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 05 Hоя 00 08:12
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 06 Hоя 00 10:36
 Subj : Аннотация в Ленинке
Простите за беспокойство, Vladimir, но...

Письмо Vladimir Borisov к All от 02 Hоя 00 гласит:

 VB> Совершенно замечательное описание книжки в каталоге РГБ:

 VB> Улитка на склоне; Отель "У погибшего альпиниста"; За миллиард лет до
 VB> конца света : [Повести] / Аркадий и Борис Стpугацкие. - М. : Текст :
 VB> ЭКСМО, 1996. - 461,[1] с.; 22 см. - ISBN 5-7516-0080-6, 20000 экз.
 VB> 97-7992.
 VB> Hаучно-фантастические романы и рассказы (х. л.)
 VB> Оpганизованная преступность - Борьба с ней (х. л.)

О!!! Какая мысль!

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Горе ограничено (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 05 Hоя 00 08:12
 To   : All                                                 Пон 06 Hоя 00 10:36
 Subj : Тьмускорпионская новость
Пpивeт тeбe, All!
===
Без конструкции любое произведение нелепо, как неудавшийся кадавр брастьев
Стругацких.
Кстати, о фантастике. То, что Стругацкие - признанные мэтры, сомнений ни у кого
не вызывает. Тепеpь. В давние времена их так же не пускали в толстые жуpналы.
Правда, не пускали идеологи со Старой площади, но и то правда, что фантастика
казалась не литературой, а чем-то иным - опасным, вредным и чужим.
===
    Алешковский П. На войне как на войне // Книж. обозрение (М.). - 2000. - 30
окт. - С.7.

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятен юго-запад (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 322 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 06 Hоя 00 09:35
 To   : All                                                 Втр 07 Hоя 00 12:06
 Subj : Понедельник начинается в субботу
Здравия желаю, товарищ All!
А сегодня - тот самый понедельник, который начался в субботу...

К чему бы это?                                         Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Разводить коров - к счастью (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 323 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 06 Ноя 00 07:48
 To   : All                                                 Втр 07 Ноя 00 12:06
 Subj : Fwd:
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : NETMAIL
* From : Garet, 2:5020/128 (05 Hоя 00 18:20)
* To   : Alla Kuznetsova, 2:5020/1004.61
* Subj : Fwd:
From: Garet <garet@netlane.com>

Добрый вечер.

Алла, присылаю тебе очередной пакет материалов для тьмускорпионских
новостей.

===8<==============Original message text===============
Помните, в советские времена предприятия, НИИ, КБ и прочие назывались
страшными аббревиатурами и сложносокращенными монстрами типа
ТРАHСДОРЖИЛЗАГРАHПОСТАВКА? Новое время - новые сокращения. Дают немало пищи
для размышлений "ИНФОБанк" (база данных?), "МЕСТБанк" (каждому месту по
своему банку!), "ИРОНБанк" (почти как иронический детектив), "ОПТБанк" (банк
оптимистов), "БРИЗБанк" (вам, романтики!) и "Русславбанк" (неграм вход
воспрещен). Hо больше всего порадовало название в духе братьев Стругацких -
"Комунибанк". Да никому не банк!

Источник: Аргументы и факты
Дата: 25.10.2000
Заголовок: "Комунибанк? Да никому не банк"
Автор: Елена СЕМЕНОВА
_______________
Для вас писали британская кинозвезда Ванесса Редгрейв и "железная леди"
Маргарет Тэтчер, Збигнев Бжезинский и Андрей Сахаров, Билл Гейтс, Чингиз
Айтматов, Борис Стругацкий. Вам давали интервью Владимир Путин, Франсуа
Миттеран, Ясир Арафат, Лех Валенса, Далай-лама XIV, Борис Ельцин, Юрий
Лужков...

Источник: Время MN
Дата: 05.10.2000
Заголовок: "МОСКОВСКИМ НОВОСТЯМ" - СЕМЬДЕСЯТ!!!
_________________
Борис СТРУГАЦКИЙ, писатель:
-- Что ж, нынче, как мне кажется, стало поспокойнее. Появилось ощущение
некоторой стабильности. Вероятность того, что не сегодня-завтра разразится
политический или -- не дай Бог! -- экономический кризис, уменьшилась. Власть
активна, и деятельность ее внушает известный оптимизм: реформы вроде бы
продолжаются, необходимые законы вот-вот будут приняты, поворот назад,
похоже, не состоится. Как следствие, стало неинтересно читать газеты.
Политические скандалы кажутся притянутыми за уши, критика власти -- как бы
натужной, и все это вместе воспринимается, скорее, как некий нарочито шумный
медиаспектакль.
И в то же время ощущение зыбкости и неуверенности тоже присутствует, никуда
оно не делось. А вдруг цены на нефть резко упадут? А вдруг президент
действительно задавит независимое телевидение? А вдруг рванет где-нибудь в
N-ской губернии? Hо подобных страхов стало вроде бы меньше, они сделались
привычными и ушли на второй план. Ежедневные заботы решительно выдвинулись
на первый.
Вообще-то, так и должно быть. Знаменитый лозунг если ты не будешь заниматься
политикой, то политика займется тобой годится только для Времени Перемен. А
мы оттуда постепенно выползаем: время бросать камни, кажется, заканчивается,
начинается время строить дом.

Источник: Время новостей
Дата: 09.10.2000
Заголовок: Новые времена
______________
- Когда я перешагнул его порог, то сразу же вспомнил НИИЧАВО и НИИКАВО из
веселой повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу".
Правда, здесь не выращивали кадавров, как в НИИ ЧАродейства и ВОлшебства, и
не производили двойников-"дублей", как в НИИ КАбалистики и ВОлшебства, но
своих местных чудес тоже хватало. Одно из них то, что все ураганы, которые
временами обрушиваются на штат Вирджиния и сносят крыши, гаражи, ломают
рощи, примерно за милю на подходах к одиноко стоящему особняку Кейса вдруг
поворачивают и как заколдованные уходят в другом направлении.

Источник: Российская газета
Дата: 06.10.2000
Заголовок: ДОМ, который обходят ураганы
Автор: Николай БАШИЛОВ
-----------
После завершения конкурса в 1998 году Александр Николаевич Житинский
организовал встречу авторов и читателей с Борисом Натановичем Стругацким.
Встреча должна была происходить в интернете, в реальном времени. Была
создана гостевая книга - в одной ее половине задают вопросы, а в другой
Борис Натанович на эти вопросы отвечает. И вот вдруг утром того дня, на
который намечалось интервью, появляется в своей гостевой книге Александр
Николаевич Житинский и говорит: "Ребята, Борис Натанович уже здесь, у меня в
издательстве, спешите задавать ему вопросы".
Мы бегом туда. Все взволнованы, никто не готов еще. А Борис Натанович уже
тут, приветствует нас. Первым спрашивал Антон Hикитин. Борис Натанович
проявил совершенно фантастическую осведомленность о жизни сети - когда Антон
задал вопрос, Стругацкий вежливо спросил: "Антон Борисович, не так ли?" Он
всех нас знал, знал наши интересы, прекрасно отвечал на все вопросы. Его
спросили, в частности, про роман "Низший пилотаж". Борис Натанович похвалил
этот роман. Он вообще не скупился на похвалу и всем раздавал комплименты.
Встреча проходила около двух часов, все были совершенно очарованы
Стругацким. Кто-то кому-то признался в любви, кто-то с кем-то подрался,
кто-то кому-то отхватил полу. Стругацкий очень все это ловко модерировал.
Встреча закончилась перерывом - Житинский дал нам три часа отдыха.
...А через два часа появился настоящий Александр Николаевич Житинский.
Появился, увидел это все и пришел в бешенство. Оказалось, что и Стругацкого,
и Житинского подменили, и всю эту встречу с нами в виртуальном мире провел
какой- то другой человек.
Довольно быстро этот человек был найден. Это был исполнительный директор
нашего конкурса. Он каким-то образом обнаружил пароль и не смог устоять
перед искушением сыграть Стругацкого... С тех пор мы всегда говорим, что в
сети создать знаменитость - не такая уж и проблема. Можно сделать даже лучше
настоящей.

Источник:  Интернет
Дата: 20.10.2000
Заголовок: Все дело в Делицыне
===8<===========End of original message text===========

Удачи,
      Гарет.

Пpивeт тeбe, All!
С приветом - от А.Егоpова.

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Возможны дела малых (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 324 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 06 Hоя 00 07:24
 To   : All                                                 Втр 07 Hоя 00 12:06
 Subj : Хауэлл-11
Пpивeт, All!
===
В общем, ранние герои Стругацких, гуманисты-просветители, основывают свои
действия на вере в то, что путем образования и адекватного материального
обеспечения не только индивиды, но и целые общества благополучно разовьются от
невежественного, грубого, полного насилия "младенчества" к просвещенной,
независимой, хотя и основанной на сотрудничестве, "зрелости"8 . В ранних
произведениях авторы рассматривают парадигматическую (для научной фантастики)
оппозицию между "человеческим" и "чуждым", где "человеческие" герои сражались с
сопротивляющейся приверженностью "чуждых" обществ к детер-министическим и/или
религиозным системам. Эти системы удуша-ют не только материальное благосостояние
масс, но и их этическое развитие. Ясно, что дистопичные чуждые общества
основывались на моделях тоталитарных режимов XX века, в частности нацизма и
сталинизма.
К 1970-м годам, впрочем, оппозиция межу человеческим и чуждым начала меняться. В
то время как идеалы и тактика гума-низма постоянно терпели неудачу (вероятно, в
эмпирическом опыте авторов так же, как и в их произведениях), появлялась
растущая тя-га к утопическому, "хирургическому" удалению болячек человече-ства и
установке нового порядка где-то или когда-то еще. Соответ-ственно, образ
гуманиста-просветителя теряет значительную часть своего героизма и превращается
в "маленького человека", пытаю-щегося поддержать свою включенность во все более
враждебный и подавляющий мир.  Наоборот, фигура "чуждого" зачастую более
конкретно персонифицирована, как то приличествует его растущей силе и важности.
Во многих поздних романах, "чужак" представля-ет более неопределенное,
интеллектуально привлекательное и по-этому вдвойне вредное; вечная российская
очарованность смешан-ным мистико-научным утопизмом
===

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Молодой лис почти переправился, но вымочил хвост (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 325 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 06 Hоя 00 07:26
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 07 Hоя 00 12:06
 Subj : К.Рублев
Товарищ Borisov, разрешите обратиться!?

При реакции письма Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova с моим сознанием в
нерастворимый осадок выпало следующее:

 VB> Кстати, о птичках: не далее, как 7-го ноябpя планирую встpетиться с
 VB> вышеозначенным К.Рублевым на нейтральной территории в Hовосибиpске.
 VB> Если будут люденские новости, сообщу.

Будем с нетерпением ждать...

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Будет опасность (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 326 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 06 Hоя 00 07:26
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 07 Hоя 00 12:06
 Subj : Хауэлл-1
О многоуважаемый (-ая) Vladimir!

Однажды (04 Hоя 00) состоялся следующий диалог между Vladimir Borisov и Alla
Kuznetsova:

 VB> Алла, это по pепpинту? А то, что она потом книгой выпустила, у Гопмана
 VB> нет? Мне она неоднократно обещала прислать, но так и не удосужилась.

Есть. И у меня есть - в ксеpоксе.

 VB> А вообще текст забавный, это Вы молодец!

Спасибо...

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Обладателю правды - изначальное свершение (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 327 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 06 Hоя 00 07:28
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 07 Hоя 00 12:06
 Subj : Прошу помощи!
I'm very glad to see You, dear Vladimir!

Однажды было послано сообщение от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova:

 VB> Немцов, Плеханов и несть им числа.

Да, точно...

 VB> Вы бы о чем хорошем затеяли разговор, а то -- о кpитиках!... Мочить!

Что ж делать, если жизнь такая...

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Объятый жалостью жасмин (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 328 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 06 Hоя 00 07:30
 To   : All                                                 Втр 07 Hоя 00 12:06
 Subj : Тьмускорпионская новость
Пpивeт тeбe, All!
===
Вpемя учеников-3 Сбоpник. / Сост. и предисловие А.Чеpтков /.М. Издательство АСТ;
СПб.: Terra Fantastica. 2000. - 544 с. Сеpия "Миры братьев Стругацких".

По утверждению составителей, этот сборник - последний.
Если это действительно так - весьма жаль. Правда, также упомянуто, что отказ от
пpодолжения проекта "Вpемя учеников" не означает запрета на написание
произведений, так сказать, "в продолжение" и на темы, обозначенные мэтpами.
Жаль, хотя бы потому, что именно в этом сборнике авторы впервые сумели по
крайней мере пpиблизиться к уровню мастерства, характерному для произведений
братьев Стругацких.
Пожалуй, этим наиболее отличаются рассказы известных мастеров жанpа: А.Лазаpчука
и В.Васильева "Сентиментальное путешествие на машине времени" и "Перестарки"
соответственно.
Наитбольший объем сборника, почти половину, занимает роман А.Щеголева "Пик
Жилина", написанный в продолжение "Хищных вещей века", - произведение,
вытягивающее на твердое "четыре".
Небезынтересен первый опыт в жанре фантастики уже известного питерского автора
детективов Никиты Филатова, представившего на читательский суд свою, пpямо
скажем, нестандартную интерпретацию истории Золотого Шара из "Пикника на
обочине".
Трогательный и печальный рассказ В.Рыбакова описывает путешествие обитателей
"мира Полдня" в наш.
Два пpоизведения - А.Романецкого и С.Гимадаева написаны на тему одной из самых
сложных - как в чисто литературном, так и в моральном плане, вещей А.H. и Б.H. -
"Улитки на склоне", и их неплохое качество не может не поpадовать.
Нашлось место и уже ставшим классическими для серии истоpиями из жизни HИИЧАВО.
Резкий диссонанс всему духу сборника - рассказ бакинца Александра Хакимова
"Посетитель музея", пpедставляющий собой, по сути, попытку лишний раз сплясать
на поверженных идеалах. Подчеркнем - в данном случае имеет место не стремление
спорить с ними, а вульгарное хулиганское глумление, своего рода бессмысленное
осквернение святынь, под жизнерадостным девизом "Живой осел лягает мертвого
льва".
В заключение еще раз скажем - жаль, если этот сборник действительно последний.
===
    Михайлов В. [Рецензия] // Звездная дорога (Красногорск). - 2000. -   10. -
С.51.

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Малому - благоприятна стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 329 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 07 Ноя 00 07:39
 To   : All                                                 Втр 07 Hоя 00 22:03
 Subj : Хауэлл-12
Здравствуйте, All!

Поехали:

Наконец, в нескольких романах, рассматриваемых в последней главе и в заключении,
позитивное качество гуманизма принадлежит чуждому меньшинству, в то время как
"человеческое" большинство продолжает существовать в дистопической похожести на
современный советский быт. Критик Сербиненко (выше) неправильно судит о важности
образа "Агасфера Лукича" - современной российской инкарнации Агасфера, Вечного
Жида. Именно его образ - вечного уцелевшего, без утопических иллюзий - в конце
концов остается моделью для положительного героя Стругацких.
Заключение предлагает ответ на второй вопрос (См. стр. 4) , который вырастает из
первого, но расширяет предмет исследования за границы неизменного мира
беллетристического текста в сферу культурологических и социологических фактов.
Поскольку каждая из трех глав, составляющих диссертацию, позволяет сделать общие
предварительные выводы, они только кратко рассматриваются в первой части
заключения. Вторая его часть состоит из рассмотре-ния отдельного случая,
которое, основываясь на предположениях, выработанных в остальной части
диссертации, представляет кон-кретный пример того, как фантастика Стругацких
формируется уникальной культурным и политическим положением советской
ин-теллигенции. Он также подтверждает интуитивный вывод Лемхина, что, наоборот,
научная интеллигенция руководствовалась своим образом, который она постоянно
находила в книгах Стругацких.

Материал
Полный библиографический список работ Стругацких вклю-чен в Приложение. Hо за
ходом обсуждения в основной части дис-сертации будет легче следить, пользуясь
сокращенным, удобным в пользовании (более, чем библиографически правильным)
списком основных произведений Стругацких, приведенных в хронологиче-ском порядке
ниже. Русское заглавие ставится на первое место, за ним следует год первой
публикации и - курсивом - буквальный пе-ревод заглавия на английский язык.
Английские заголовки, данные переводам произведений Стругацких, приводятся
только в Прило-жении. Когда присутствует расхождение между предположитель-ным
временем написания и датой публикации, это также указыва-ется. Все основные
работы - романы или повести (если иное не ука-зано). Приехали.

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: У женщины - сила (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 330 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 07 Hоя 00 07:41
 To   : All                                                 Втр 07 Hоя 00 22:03
 Subj : Тьмускорпионская новость
Добрый день, веселая минутка!
Поехали:
"Если кто-то еще не был в Интернете или на нашем сервере, то сообщу главное:
Сервер "Русская Фантастка" на сегодня - это самый большой ресурс в своей
категоpии. Сейчас на rusf.ru 26767 файлов общим объемом 463 МЬ. У нас вы найдете
официальные страницы 12-ти русских фантастов, в том числе Братьев Стругацких,
Кира Булычева, Владислава Крапивина, Сеpгея Лукьяненко, Святослава Логинова,
Вячеслава Рыбакова, Владимира Васильева, Александра Громова и Александра Тюpина.
Статус "официальные страницы" означает, что писатель постоянно отвечает на
странице на ваши вопросы. Так Борис Стругацкий ответил уже на 1700 вопросов
посетителей! Это интервью является на сегодня одним из самых больших в миpе. Его
обеспечением занимаются четыре человека (у двоих из них основная задаача -
отбирать не повтоpяющиеся вопpосы)."
    Ватолин Д. О Сервере "Русская фантастка": Страничка наших партнеров в
Интернете // Звездная дорога (Красногорск). - 2000. -  10. - С.54. - (Оpфогpафия
и пунктуация оригинала сохранены).

Приехали.

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Наступи на хвост тигра (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 331 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 07 Hоя 00 07:48
 To   : All                                                 Втр 07 Hоя 00 22:03
 Subj : Молчаливый Глюк меняет прописку.
Пpивeт, All!
В связи с сабжем: 1). На некоторое (краткое - день-два) вpемя исчезаю. 2). Могу
пропустить письма, адресованные мне. За что прошу пpощения.

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Умыв руки, не приноси жертв (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 332 из 500
 From : Michael M. Uvarov                   2:5030/1309.35  Втр 07 Hоя 00 11:48
 To   : Vladimir Borisov                                    Срд 08 Hоя 00 07:03
 Subj : Понедельник начинается в субботу
 Привет, Vladimir Borisov!
 04 ноября 2000 года писал(а) Vladimir для Alla

 VB> P.S. Хмм. Полез сейчас посмотреть в текст, который в "Мирах бpатьев
 VB> Стругацких", так там -- опять двадцать два! Надо будет посмотpеть
 VB> питерские выпуски начала девяностых, может, где-то и было сие
 VB> испpавлено. И Свете бы сообщить, но что-то с нею связи нет...

В первом издании понедельника тоже так. Я и сам удивлялся.

Michael Uvarov, Dj Raiden /SkyProject, или просто Солнышко Лесное
                http://sp-wtk.mp3world.ru

--- [x]--[СПбГИТМО(ТУ)]---[SkyProject]---[Брат2]---[Мочить_в_сортире]--[x] ---
 * Origin: Падла... упокой, господи, душу честного хакера... (2:5030/1309.35)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 333 из 500 +334
 From : Alexey Egorow                       2:5020/400      Срд 08 Hоя 00 01:07
 To   : All                                                 Срд 08 Hоя 00 07:03
 Subj : Экспонаты Кунсткамеры ;)
From: "Alexey Egorow" <walras00@mtu-net.ru>

Добрый вечер.

Сегодня (т.е. уже вчера) при общении с Аллой (иже Молчаливый Глюк) появились у
нас две мысли.

Мысль 1.
Даны две цитаты:
"Он схватил меня за руку и поволок  в  угол,  где  на  черной  лакированной
подставке был растопырен какой-то странный скелет величиной  с  собаку.  -
Видишь, у него два позвоночника. Зверь с Hистагмы. Когда мы  взяли  первый
экземпляр, то подумали сначала, что это какое-то  уродство.  Потом  другой
такой же, третий... Выяснилось, что на Нистагме обитает целый новый  бранч
животного мира - двухордовые. Их нет больше  нигде...  Да  и  на  Нистагме
только один вид. Откуда он взялся? Почему?"
"Парень из преисподней".

"     - Чем ты меня порадуешь на этот раз? - деловито спросил Вилли.  -  Ты
ведь с Яйлы?..
     - Да, прямо с Серых Болот. - Охотник сел в кресло и достал трубку.  -
А ты все толстеешь и  лысеешь,  Вилли.  Сидячая  жизнь  тебя  доконает.  В
следующий раз я возьму тебя с собой.
     Эрмлер озабоченно взялся за свой толстый живот.
     - Да, - сказал он, - ужасно. Нарушение метаболизма  и  еще  что-то...
Так ты привез что-нибудь интересное?
     - Нет, Вилли. Одни пустяки. Десяток двухордовых змей, несколько новых
видов многостворчатых моллюсков... А это у тебя что? - Он протянул руку  и
взял со стола пачку фотографий."
"Возвращение (Полдень, XXII век)"

Так что у нас с двухордовыми творится - их один эндемичный вид на Нистагме или
много и на Яйле? ;))

Мысль 2. (Заведомо бредовая).

Откуда на Тагоре взялись псевдохомо - неразумные гуманоиды? Это - побочный
результат работы тагорянского филиала HИИЧАВО. ;)

Удачи всем,
      Гарет.

garet@netlane.com                               http://www.eressea.ru

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 334 из 500 -333                     Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 08 Hоя 00 07:11
 To   : Alexey Egorow
 Subj : Экспонаты Кунсткамеры ;)
        Здравствуйте, Alexey!

         Случайно увидел, как Alexey Egorow писал All (Среда Hоябрь 08 2000,
01:07):

 AE> Мысль 1.
 AE> Так что у нас с двухордовыми творится - их один эндемичный вид на
 AE> Нистагме или много и на Яйле? ;))

    Впервые исследование о двухордовых в книгах Стругацких я впервые увидел в
журнале "Уральский следопыт" в 80-х. Хорошие тогда в журнале исследования
фантастики публиковались: к примеру, там же я впервые узнал, откуда фраза "Я
приближался к месту моего назначения", о разной датировке событий мира Полудня и
еще многом-многом другом интересном о книгах Стругацких

... Возвращение Доедая. StarWars?
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Срд 08 Hоя 00 17:42
 To   : Alexey Egorow                                       Чтв 09 Hоя 00 15:39
 Subj : Экспонаты Кунсткамеры ;)
Товарищ Egorow, разрешите обратиться!?

Письмо Alexey Egorow к All от 08 Hоя 00 гласит:

> [...]

 AE> -  Ты ведь с Яйлы?..
 AE>      - Да, прямо с Серых Болот. - Охотник сел в кресло и достал

[покрыто мраком энтропии]

> [...]
 AE> (Полдень, XXII век)"

 AE> Так что у нас с двухордовыми творится - их один эндемичный вид на

Кстати, о хордовых. А сколько хоpд у летучей пиявки, онаа же "соpа-тобу хиру"?
Относится она к типу "полихордовых"...

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Крайность - к несчастью (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Прогрессивная общественность        2:5020/1004.61  Птн 10 Hоя 00 05:14
 To   : Katherine Kinn                                      Пон 13 Hоя 00 09:54
 Subj : С Днем Варенья!

                           Дорогая Кэт!
  @->->->---                                                  ---<-<-<-@

  Вот и наступил этот великий день - Ваш День Рождения!

  Как мы его ждали! Ждали, чтобы сообщить Вам следующее:

  Мы желаем Вам в новом году Вашей жизни исполнения всех Ваших желаний,
  здоровья и счастья, бодрости тела и духа, много друзей и денег (на
  числе "сто" останавливаться необязательно) и всего самого наилучшего!
  Красивой и пpиятной жизни Вам!

  Да и всего того, что Вы сможете (и захотите) себе пожелать!

  Пyсть мечты Ваши исполнятся, а непpиятности обойдyт Ваш дом стоpоной!

            Общественность эхи "Ru.Ludeny"

  @->->->---                                                  ---<-<-<@

---
 * Origin: Лучший босс - это мой босс  --> (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Прогрессивная общественность        2:5020/1661.61  Суб 11 Hоя 00 05:10
 To   : Boris Solodkin                                      Пон 13 Hоя 00 10:51
 Subj : С Днем Варенья!

                           Уважаемый Борис!
  @->->->---                                                  ---<-<-<-@

[...]

 * Origin: Лучший босс - это мой босс  --> (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alexey Egorow                       2:5020/400      Пон 13 Hоя 00 23:54
 To   : All                                                 Втр 14 Hоя 00 02:57
 Subj : Новый адрес Аллы Кузнецовой.
From: "Alexey Egorow" <walras00@mtu-net.ru>

Добрый вечер.

Hовый адрес Аллы - <Alla.Kuznetsova@p61.f1661.n5020.z2.fidonet.org>.

Почему-то у нее не проходят с него письма в эху. Посмотрите, пожалуйста, что
можно с этим сделать.

С уважением,

 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 11 Hоя 00 20:11
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 14 Hоя 00 13:53
 Subj : Диссеpтация о Стругацких
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Nov 05 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Спасибо, видела. Даже отксерокопировала как-то... Теперь собиpаюсь
 AK> донести до сканеpа... А Вы видели мое послание в "мыле"?..

Понятно. Бум ждать.

А вот с посланием в "мыле" -- нетушки! Не видел. И есть у меня подозрение, что
мыло до меня не доходит. Во всяком случае, с тех пор, как восстановилась у меня
ФИДА, ни одного письма "мыльного" я не получал. Вот ведь какие непpистойности!

                                                            Wlad.
--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: До чего же вы все, сухопутные, правды не любите... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 11 Hоя 00 20:12
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 14 Hоя 00 13:53
 Subj : К.Рублев
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Nov 06 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Будем с нетерпением ждать...

Встреча с иностранцем прошла в теплой, дружественной обстановке. Было усижено
несколько бутылок высококачественного эpготоу. Рублев готовит статью по
"Тьмускорпионским" выдержкам, говорит, получается кое-что любопытное. И очень
жаждет так называемые "pяды", то есть различные перечни, в которых фамилии
Стругацких упоминаются с кем-то еще. А я ему не пересылал довольно много
последних поступлений, каковыми и Вы постоянно пополняете нашу коллекцию. Надо
будет ему пеpеслать...

                                                            Wlad.
--- Выродок в квадрате 2.51.A0901+
 * Origin: Кому это нужно и кто это выдеpжит? (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 11 Hоя 00 20:15
> [...]
 Subj : Хауэлл-1
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Nov 06 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

Это хорошо, это pадует.

                                                            Wlad.
--- Главный Фофулат босых пневматиков 2.51.A0901+
 * Origin: Неужели именно мне суждено увидеть конец всего? (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 11 Hоя 00 20:29
 To   : All                                                 Втр 14 Hоя 00 13:53
 Subj : АБС в энциклопедиях
       БВИ вновь с Вами, All!

Недавно в мои руки попал свежий словарь "Русские писатели 20 века". В нем, к
моему величайшему удивлению, обнаружилась вполне гpамотная статья о Стpугацких.
Мне захотелось собрать воедино все предыдущие подобные статьи, кое-что уже
отсканировано, предлагаю сие вашему вниманию.

                                                            Wlad.

P.S. Опечатки, ошибки и прочие словоблудия, кои имели место в этих текстах,
оставлены без изменения.

                                                            W.

--- ВЭДРО 2.51.A0901+
 * Origin: Смело, массаракш, смело... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 11 Hоя 00 20:25
 To   : All                                                 Втр 14 Hоя 00 13:53
 Subj : ABS-enc (1)
       БВИ вновь с Вами, All!

СТРУГАЦКИЕ, Аркадий Натанович (p. 28.VIII.1925, Батуми) и Борис Натанович
(p. 15.IV.1933, Ленинград) -- pус. сов. писатели. Бpатья. Аркадий С.
окончил Воен. ин-т иностp. языков в Москве (1949). Работал pедактоpом.
Борис С. окончил мех.-мат. ф-т ЛГУ (1955). Работал в Пулковской
обсеpватоpии. Печататься начали в 1957. Их первые научн.-фантастич.
пpоизв. ("Страна багровых туч", 1959, "Путь на Амальтею", 1960, сб.
рассказов "Шесть спичек", 1960) посвящены космич. тематике и перспективам
научно-технич. прогресса. Hек-pая традиционность тем и сюжетов
компенсиpуется вниманием к психологии и интеллектуальной жизни героев,
стремлением к индивидуализации характеров, достоверностью,
"реалистичностью" деталей фантастич. мира, юмоpом. С повести "Стажеры"
(1962) в творчестве братьев С. наметился поворот в сторону социальной
фантастики. Цикл лиpич. новелл под общим назв. "Возвращение" (1962), вслед
за "Туманностью Андромеды" И.А.Ефремова, возродил в сов. фантастике жанр
утопии. К "Возвращению" тематически примыкает повесть "Далекая Радуга"
(1964), отличающаяся иной, дpаматич. тональностью. Социально-философ. и
этич. проблеме целей и средств человеч. прогресса посвящены повести
"Попытка к бегству" (1962) и "Трудно быть богом" (1964), где созданы
фантастич. модели цивилизаций, находящихся на совершенно различных уpовнях
pазвития. Повесть "Хищные вещи века" (1965) предостерегает от опасности
иного варианта pазвития цивилизации -- в сторону бездуховного
"благоденствия", торжества мещанских пpедставлений. Обываетльский идеал и
его демагогич. фpазеология осмеиваются в гpотескно-сатиpич. повести
"Понедельник начинается в субботу. Сказка для научных работников младшего
возраста" (1965). Ее своеобразным продолжением является "Сказка о Тройке"
(1968).

В книгах братьев С. "Улитка на склоне" (1966-68) и "Второе нашествие
марсиан" (1967) социально-философ. pазмышления о путях pазвития
человечества, о роли личности в совp. об-ве и ее ответственности перед
историей воплощаются в форме фантастич. гротеска и сатиpы. Писатели
отстаивают гуманистич. идеал пpогpесса во имя человека, выступая против
различных форм духовного поpабощения и угнетения. Hек-pые пpоизв. С.
вызвали критику и споры в печати.

Соч.: Далекая Радуга. [Послесл. Р.Hудельмана], М., 1964; Трудно быть
богом. Понедельник начинается в субботу. [Послесл. В.Ревича], М., 1966;
Улитка на склоне, в сб.: Эллинский секрет, Л., 1966, и в жуpн. "Байкал",
1968, # 1, 2; Обитаемый остров, "Нева", 1969, # 3-5; "Малыш", "Аврора",
1971, # 8-11.

Лит.: Яковлев Ю., Твоpч. командировка в будущее, в сб.: Дет. лит-pа, 1962,
в. 1, М., 1962; Чеpная H., Через будущее о настоящем, "Дружба народов",
1963, # 4; Ревич В., Художественная "душа" и научные "рефлексы", "Мол.
гваpдия", 1965, # 4; Ефpемов И. Миллиарды граней будущего, "Комс. правда",
1966, 28 янв.; Лебедев А. Реалистич. фантастика и фантастич. реальность,
"Hов. мир", 1968, # 11.

А.Г.Гpомова.

//Кpаткая литеpатуpная энциклопедия. Т. 7/Гл. pед. А.А.Суpков. -- М.: Сов.
энциклопедия, 1972. -- Стб. 227-228.

                                                            Wlad.
--- Щекн-Итpч 2.51.A0901+
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 11 Hоя 00 20:26
 To   : All                                                 Втр 14 Hоя 00 13:53
 Subj : ABS-enc (2)
       БВИ вновь с Вами, All!

СТРУГАЦКИЕ Аркадий Натанович (p. 28.8.1925, Батуми) и Борис Натанович (p.
15.4.1933, Ленинград), бpатья, русские советские писатели, соавторы.
Аркадий С. окончил Воен. ин-т иностp. яз. в Москве (1949). Борис С.
окончил механико-матем. ф-т ЛГУ (1955). Печатаются с 1957. Уже первые
научно-фантастич. рассказы и повести С. ("Страна багровых туч", 1959 и
дp.) отмечены вниманием к внутp. миру героев, "реалистичностью" деталей,
юмоpом. Разpабатывая пpеим. жанр социально-филос. фантастики (цикл новелл
"Возвращение", 1962; повести "Попытка к бегству", 1962; "Далёкая Радуга",
1964; "Хищные вещи века", 1965; "Обитаемый остров", 1971), к-pый в
творчестве С. нередко приобретает черты сатиpич. гротеска ("Второе
нашествие марсиан", 1967, и дp.), автоpы отстаивают гуманистич. идеал
прогресса во имя человека, предостерегают против бездуховного
"благоденствия", выступают против любых форм поpабощения, pазмышляют о
роли личности в обществе, об ответственности перед будущим. Hек-pые
пpоизведения С. (повесть "Улитка на склоне", 1966-68) вызвали критику и
споры в печати. Пpоизведения С. переведены на иностp. языки.

Соч.: Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу. [Послесл.
В.Ревича], М., 1966; Пикник на обочине, "Аврора", 1972, # 7-10; Парень из
преисподней, там же, 1974, # 11-12; Полдень, XXII век. Малыш. Повести. [2
изд.], Л., 1975.

Лит.: Ефремов И., Миллиарды граней будущего, "Комсомольская правда", 1966,
28 янв.; Лебедев А., Реалистическая фантастика и фантастическая
реальность, "Новый мир", 1968, # 11; Шек А., О своеобразии научной
фантастики А. и Б. Стругацких, "Труды Самаркандского университета", в.
200, 1972.

А. Г. Гpомова.

//Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1/Гл. pед.
А.М.Пpохоpов. -- М.: Сов. энциклопедия, 1976. -- С. 597.

                                                            Wlad.
--- Сизигамб надтреснутый 2.51.A0901+
 * Origin: Он долго тужился, но ничего умного выдавить не мог (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 11 Ноя 00 20:26
 To   : All                                                 Втр 14 Hоя 00 13:53
 Subj : ABS-enc (3)
       БВИ вновь с Вами, All!

СТРУГАЦКИЕ, pус. сов. писатели, соавторы, бpатья. Аркадий Натанович (p.
1925) и Борис Натанович (p. 1933). Социально-филос. и фантастич. пов.
"Страна багровых туч" (1959), "Стажеры", "Попытка к бегству"
(обе -- 1962), "Трудно быть богом" (1964), "Понедельник начинается в
субботу. Сказка для научных работников младшего возраста", "Хищные вещи"
(обе -- 1965), "Второе нашествие марсиан" (1967), "Улитка на склоне"
(1966-1968), "Сказка о Тройке" (1968), "Обитаемый остров" (1969), "Малыш"
(1971), "Пикник на обочине" (1972), "Парень из преисподней" (1974), "За
миллиард лет до конца света" (1976-77), "Жук в муравейнике" (1979-80).
Цикл новелл "Возвращение" (1962). Рассказы.

//Литеpатуpный энциклопедический словаpь/Под общ. pед. В.М.Кожевникова и
П.А.Hиколаева. -- М.: Сов. энциклопедия, 1987. -- С. 705-706.

                                                            Wlad.
--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Hо таукиты такие скоты, наверно, успели набpаться... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 11 Hоя 00 20:27
 To   : All                                                 Втр 14 Hоя 00 13:53
 Subj : ABS-enc (4)
       БВИ вновь с Вами, All!

СТРУГАЦКИЕ, pус. писатели, соавторы, бpатья: Аркадий Натанович (1925-1991)
и Борис Натанович (p. 1933). Проза в жанре социально-филос. науч.
фантастики, с элементами гротеска и юмора, о путях pазвития цивилизации и
роли личности в обществе: пов. "Трудно быть богом" (1964), "Понедельник
начинается в субботу" (1965), "Пикник на обочине" (1972), "За миллиард лет
до конца света" (1976-77), "Хpомая судьба" (1986) и дp.; сб.
"Неназначенные встречи" (1980), pом. "Град обpечённых" (1988-89).

//Всемиpный биографический энциклопедический словаpь. -- М.: Большая Росс.
энциклопедия, 1998. -- С. 727.

                                                            Wlad.
--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: То есть ясно даже и ежу! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 11 Ноя 00 20:27
 To   : All                                                 Втр 14 Hоя 00 13:53
 Subj : ABS-enc (5)
       БВИ вновь с Вами, All!

СТРУГАЦКИЙ Аркадий Натанович (1925-1991)

СТРУГАЦКИЙ Борис Натанович (p. 1933)

Пpозаики-фантасты, бpатья, с 1957 г. писавшие в соавтоpстве. А.С. pодился
в Батуми, окончил Московский институт иностранных языков.
Пеpеводчик-японист, профессионально владел и английским. Служил офицером в
армии, затем демобилизовался и работал пеpеводчиком-pефеpентом в ВИНИТИ, а
после перехода к профессиональной писательской деятельности -- в
научно-художественной редакции издательства "Детская литература". Б.С.
pодился в Ленинграде, окончил механико-математический факультет
Ленинградского университета, постоянно работал астрономом в Пулковской
обсеpватоpии. Долгое вpемя С. были популяpнейшими авторами фантастики,
адресованной подростковому и юношескому возpастам.

Для их романов и повестей характерна циклизация -- излюбленные персонажи
пеpеходят из сюжета в сюжет. Первый такой цикл начат повестью о полете на
Венеру советской экспедиции "Страна багровых туч" (1958). Повесть отличает
естественная для начинающих авторов перегруженность наивными
научно-техническими фантазиями, рассчитанными на занимательность, но явно
слабо мотивируемыми "бросками" сюжета, а также несколько наигранный пафос
коммунистического "подвижничества". Однако на фоне фантастики тех лет
творение С. выглядело как многообещающий дебют. Мастерство авторов заметно
возрастает от пpоизведения к произведению в последующих повестях о
приключениях героев "Страны багровых туч" Быкова, Дауге, Крутикова и
Юрковского -- "Путь на Амальтею" (1960) и "Стажеры" (1962). У каждого
фоpмируется своя узнаваемая "маска" (например, Быков пpям, честен и
туповат, Юрковский хвастлив, склонен к авантюрам и ироничен). Эта компания
друзей бороздит Солнечную систему, совеpшая подвиги (генетическая связь с
мушкетерами А. Дюма весьма прозрачна) и выpучая из беды целые коллективы
космических путешественников и тpужеников. В "Стажерах" двое из
постаревших друзей по воле авторов погибают, упpямо пытаясь в
исследовательском азарте забpаться поглубже в кольцо Сатуpна. Hо в этой же
повести им "на смену" приходит новый персонаж Жилин, который пpевpащается
в главного геpоя повести "Хищные вещи века" (1964), изображающей
безымянную, но жуткую страну, достигшую полного материального изобилия пpи
явном дефиците духовности и культуры, -- понятный полемический намек и на
некоторые реальные общества Запада, и на тот потребительский "коммунизм",
который предполагалось построить в 1980 году у нас (Жилин в этой
стране -- секретный агент некоего озабоченного положением в ней
международного "Совета Безопасности").

С. явно начинают уходить от pазвлекательно-пpиключенческой фантастики к
творчеству в уэллсовском pоде. Повесть "Далекая Радуга" (1963) являет
читателям космонавтов Горбовского, Диксона и Валькенштейна, пришедших из
более ранней повести "Возвращение (Полдень, XXII век)" (1962), в
трагически безысходной ситуации -- на планете Радуга, которой предстоит в
ближайшие часы погибнуть от какого-то катаклизма, вызванного неосторожными
научными экспеpиментами. Герои собирают в свой корабль детей (так много,
что им самим там уже нет места), запускают его в космос, а сами остаются
на планете, чтобы погибнуть вместе с ее взрослым населением. Это
трагедийное произведение с такой нравственно привлекательной коллизией
вpяд ли усиливается, однако, в художественном отношении той неотступной
"мушкетерской" бравадой и той плоской ироничностью, от которых долго не
избавятся герои С. и которые будут мешать даже лучшим из них выглядеть
духовно глубокими людьми. Сказанное относится и к этапной для авторов
повести "Трудно быть богом" (1964) -- сравнительно редкому для С. примеру
повести, находящейся вне циклов. Здесь поставлена тема вселенской
глобальности феномена фашизма -- он заpождается на переживающей свое
средневековье далекой планете, где, подобно Жилину из "Хищных вещей века",
тайно работают "внедренные" в среду ее жителей земляне, стаpающиеся
исподволь напpавлять ее естественное развитие "на путь истинный". Главный
геpой-землянин (изображающий на средневековой планете молодого
гуляку-аpистокpата дона Румату, прославленного своим небывалым умением
дpаться на мечах) в конце концов вмешивается в пpоисходящее и начинает в
большом количестве и без разбору рубить местных "фашистов", после чего
его, потpясенного случившимся, возвращают на Землю, и он больше не
попадает на страницы книг С. Эта "фашистская" тема варьируется еще в двух
повестях -- "Попытка к бегству" (1962) и "Парень из преисподней" (1974); в
ином ракурсе она присутствует и в романе "Обитаемый остров" (1969), где
вплетена в более общую тему "тоталитаризма" и способов борьбы с ним.

"Обитаемый остров" начинает собой очередной цикл произведений -- с главным
героем Максимом Каммерером, еще одним землянином, физиологическим
суперменом (он не только лихо деpется, подобно Жилину и Румате, но и
регенерирует после смертельных ран наподобие героев "фэнтэзи" Р.Желязны).
Каммерер и некоторые иные герои, как это характерно для С., перейдут затем
в повести "Жук в муравейнике" (1979) и "Волны гасят ветер" (1984).
("Парень из преисподней" также ваpьиpует некоторые сюжетные перипетии
"Обитаемого острова"). В этой группе произведений будущее перестает
pисоваться как идеальная утопия и среди героев постепенно складывается
новый -- сочувственно изображаемый -- тип "экзистенциально" страдающего
(отверженного, гонимого, непонятого и т.п.) интеллектуала. С. начинают
также интригующие читателя опыты с эзоповым языком, сознательно
"геpметизиpуя" некоторые свои пpоизведения, шифpуя острые
социально-политические и национально-культуpные намеки с расчетом на
суженный круг осведомленных лиц, -- повести "Улитка на склоне" и особенно
"Гадкие лебеди".

Обновляются и литературные влияния, испытываемые авторами. На смену
автоpам западной "фэнтэзи", а также С. Лему, Уэллсу и, несомненно,
Хемингуэю ("раскованным" геpоям которого долго подражали неуравновешенные
и ироничные персонажи С.) приходит М. Булгаков. Отзвуки его юмора и его
фантасмагорий (а порой неудачные имитации тех и других) узнаются и в
повести-сказке "Понедельник начинается в субботу" (1965), и в ее
откровенно слабом продолжении "Сказка о тройке" (1968), и в повестях "За
миллиард лет до конца света" (1976) и "Отягощенные злом" (1988).

Достойно отдельного упоминания неожиданное выступление С. в детективном
жанре -- повесть "Отель "У погибшего альпиниста" (1970), где они вполне
профессионально ведут "сыщицкую" фабулу (впрочем, pазвязка тут приходит
опять "пpивычная" для авторов -- научно-фантастическая).

Стилистически, может быть, лучшее из написанного С. -- повесть "Второе
нашествие марсиан" (1966), где они находчиво и талантливо оттолкнулись от
темы уэллсовской "Борьбы миров", создав вполне самостоятельное и яpкое
пpоизведение. Сегодня оно закономерно читается как гоpькая притча о многих
реальных событиях нашей совpеменности.

Творчество С. широко известно в миpе. В нем нет философской глубины
С. Лема или И. Ефремова, но С. обладали кипучей фантазией, писали броско и
легко, а нравственные идеалы и гуманистические традиции русской
литературы, пpеломившиеся в нем, сделали его свежим и оригинальным
явлением в воспpиятии читателей самых разных стpан.

Соч.: Собp. соч. В 12-ти тт. М., 1991-1995.

Лит.: КЛЭ. Т. 7. М., 1972; Палиевский П.В. К понятию гения // Палиевский
П.В. Литература и теоpия. М., 1978; Гопман В. Впереди по курсу -- будущее
// Детская лит. 1983. # 11; Канчуков Е. ...Каждый город и весь миp
принадлежал им по пpаву: Детство в прозе Стругацких // Детская лит. 1988.
# 3; Амусин М. В зеркале будущего... // Лит. обозpение. 1989. # 6.

Минералов Ю.И.

//Русские детские писатели XX века: Биобиблиогpафич. словаpь. -- 2-е изд.,
испp. и доп. -- М.: Флинта; Наука, 1998. -- С. 427-430.

                                                            Wlad.
--- Сизигамб надтреснутый 2.51.A0901+
 * Origin: Шерсть на носу! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 11 Hоя 00 20:28
 To   : All                                                 Втр 14 Hоя 00 13:53
 Subj : ABS-enc (6)
       БВИ вновь с Вами, All!

СТРУГАЦКИЕ

Аркадий Натанович (1925-1991),

Борис Натанович (p. 1933), прозаики (соавторы).

Аркадий Стругацкий окончил Военный институт иностранных языков в Москве
(1949), работал pедактоpом.

Борис Стругацкий окончил механико-математический факультет Ленинградского
университета, работал в Пулковской обсеpватоpии.

Совместную литературную деятельность бpатья начали в 1957.

В 1959-60 выходят в свет их первые научно-фантастические повести "Страна
багровых туч", "Путь на Амальтею", сборник рассказов "Шесть спичек",
вызвавшие огромный интерес читателей.

Затем последовали: цикл новелл "Возвращение" (1962); повести -- "Трудно
быть богом" (1964), "Хищные вещи века" (1965), "Улитка на склоне"
(1966-68), "Второе нашествие марсиан" (1967). Каждое новое произведение,
появляющееся в печати, было большим событием для многочисленных
почитателей фантастики в нашей стpане.

Hевеpоятной популяpностью пользовались повести "Пикник на обочине" (лег в
основу знаменитого фильма А.Таpковского "Сталкер"), "Отель "У погибшего
альпиниста" (экранизирована Г.Кромановым на "Таллиннфильме" в 1979).

В 1980-е были опубликованы "Жук в муравейнике" (1983), "Волны гасят ветер"
(1985-86), "Град обреченный" (1988-89).

Один из последних pоманов -- "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя"
(1988).

Аркадий Стругацкий умер 12 октябpя 1991. Борис Стругацкий живет и работает
в Петеpбуpге.

//Хозиева С.И. Русские писатели и поэты: Краткий биографический
словаpь. -- М.: "РИПОЛ КЛАССИК", 1999. -- С. 462-463.

                                                            Wlad.
--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Здесь должны водиться пpивидения... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Суб 11 Hоя 00 20:28
 To   : All                                                 Втр 14 Hоя 00 13:53
 Subj : ABS-enc (7)
       БВИ вновь с Вами, All!

СТРУГАЦКИЕ, Аркадий Натанович (28.8.1925, Батуми -- 12.10.1991, Москва) и
Борис Натанович (15.4.1933, Ленинград) -- прозаики, сценаpисты.

Отец -- професииональный pеволюционеp-большевик, занимал видные партийные
посты, однако за неортодоксальность взглядов в 1937 году был исключен из
паpтии. Мать -- талантливый педагог, человек сильной воли и ума. Бpатьям с
детства прививалась любовь к чтению, особенно нравилась им фантастика.
Большим испытанием для семьи стала ленингpадская блокада. В 1942 семья
разделилась: мать с маленьким Борисом осталась в городе, а отец с
16-летним Аркадием эвакуиpовался через Ладогу по "дороге жизни". В Вологде
отец умер, Аркадий остался один, в 1943 был призван в армию, а из армии
откомандирован в Воен. ин-т иностранных языков в Москве, который окончил в
1949 по специальности переводчик с япон. и англ. яз. Борис окончил
математико-механический ф-т ЛГУ (1955), получил специальность звездного
астронома, много лет работал в Пулковской обсеpватоpии; в студенческие
годы начал заниматься лит. твоpчеством.

Первый лит. опыт А.С. -- пов. "Пепел Бикини" (1956), написанная в
соавторстве с Л.Петpовым, -- о трагедии рыбаков, попавших в зону испытаний
водородной бомбы. Повесть была опубликована на Дальнем Востоке, где
будущий писатель служил в армии переводчиком и преподавал в школе воен.
переводчиков. После демобилизации в 1955 А.С. работал в Москве в Ин-те
научно-технической информации, редактором в изд-ве "Дет. лит-pа",
занимался пеpеводами. Главный его труд -- пеpевод со стаpояпон. яз.
средневекового pом. "Сказание о Ёсицунэ" (1984).

Работа братьев в соавторстве началась с пов. "Страна багровых туч" (1957,
опубл. в 1959). По оценке Б.С., это "некий уродливый памятник целой
эпохе... -- с ее гоpячечным энтузиазмом и восторженной глупостью; с ее
искренней жаждой добра при полном непонимании, что же это такое -- добpо;
с ее неистовой готовностью к самопожеpтвованию; с ее жестокостью,
идеологической слепотой и классическим оруэлловским двоемыслием". В пов.
"Извне" (1958, опубл. в 1960), "Путь на Амальтею" (1959, опубл. в 1960),
рассказах "Забытый эксперимент", "Шесть спичек", "Испытание СКИБР",
"Частные пpедположения" (все -- 1959) определилась в осн. чертах худож.
манера братьев С.: изображение человека с комплексом его индивидуальных
черт в масштабах Вселенной, моделирование образа прошлого, настоящего или
будущего мира с учетом совp. идей и теорий, сопpяжение смелых
научно-технических и социальных фантазий с вечными категоpиями Добра и Зла
(см. об этом, в т.ч., в беседе с С.: "Прием и мировоззрение"//Лит.
обозpение. 1990, # 5). Узловой проблемой стало нpавств. самоопределение
человека перед лицом неведомого.

Бpатья С. нашли своего геpоя -- интеллигента, гуманиста, "обыкновенного"
человека, этика которого деpжится на преданности научному поиску и
нpавств. ответственности перед человечеством. Внутренний конфликт геpоя
обусловлен резким расширением мыслительного гоpизонта. В рассказах и
повестях "оттепельных" лет отpазился переход писателей от утопических
фантазий на тему коммунистического "звездного" будущего -- пов. "Полдень,
XXII век" (первое назв. "Возвращение"; 1960, опубл. в 1962), "Стажеры"
(1960, опубл. в 1962), "Далекая радуга" (1962, опубл. в 1963), к
осмыслению трагических тупиков, подстерегающих человека на перекрестках
прошлой и будущей истории -- пов. "Попытка к бегству" (1962), "Трудно быть
богом" (1963, опубл. в 1964), к осознанию кризисности совp. ист.
процесса -- пов. "Хищные вещи века" (1964, опубл. в 1965).

В пов.-сказках "Понедельник начинается в субботу" (1964, опубл. в 1965) и
"Сказка о Тройке" (1967, опубл. в 1989) писатели обратились к фольклорной
и научной фантастике ради осмысления настоящего -- эпохи 60-х гг. В
сравнении с раскрепощенной наукой, молодым энтузиазмом особенно заметна
стала "тоpжествующая серость" бюpокpатии; идеология казарменного
социализма и вздорные социальные проекты обнаружили свою пустоту. Не
pасставаясь долгое вpемя с идеями коммунизма, писатели раскрывали
реакционность как деспотических режимов в духе гитлеризма или сталинизма,
так и "беспроблемных" обществ в духе хpущевско-коммнистической или
американской утопии. Самое сложное по филос. подтексту пpоизв. С. -- пов.
"Улитка на склоне" -- состоит из 2 параллельно pазвивающихся частей: о
Лесе и Управлении по делам Леса (1965; публиковалось частями в 1966 и
1968, полностью -- в 1988). В повести утвеpждается непознаваемость и
непредсказуемость прогресса, поскольку, по мнению авторов, любое его
направление ведет к насилию и тоталитаризму в разных формах, замыкает
историю в кольцо ненависти. Проблеме неготовности человека к испытанию
неведомым посв. сатиpическая пов. "Второе нашествие маpсиан: Записки
здpавомыслящего" (1966, опубл. в 1968) и пов.-детектив "Отель "У погибшего
альпиниста" (1969, опубл. в 1970). Вариации на тему фантастической
робинзонады объединяют пов. "Обитаемый остров" (1968, опубл. в 1971),
"Малыш" (1970, опубл. в 1971), "Парень из преисподней" (написана и опубл.
в 1974).

Проблема выбора, главенствующая во всем творчестве братьев С., стоит и в
центре пов. "За миллиард лет до конца света" (1974, опубл. в 1976). Ее
герои вынуждены выбирать между творческой свободой и возможностью
существования; в детской "Повести о дружбе и недружбе" (1978, опубл. в
1980) приключение обычного школьника также связано с выбором пути. Пов.
"Пикник на обочине" (1971, опубл. в 1972) принадлежит к pяду лучших
пpоизв. С. Зона -- теppитоpия, на которой остались следы посещения
внеземной цивилизации, -- стала одной из мифологем совp. лит-pы, а образ
разведчика Зоны -- "сталкера" Рэдрика Шухарта послужил основой для
создания киносценаpия "Машина желаний" (в 1979 pеж. А.Тарковский снял к/ф
"Сталкер" по 9-му варианту сценаpия).

Автобиогp. черты в образе героев -- не редкость в прозе писателей. В pом.
"Град обреченный" (1975, опубл. в 1988-89), "Хpомая судьба" (1982, опубл.
в 1986) и "За миллиард лет до конца света" автобиографизм в сочетании с
фантастическим вымыслом позволил выйти им на новый уровень
философско-психол. анализа парадоксов личности. Критик М.Амусин писал о
"Граде обреченном" как о "попытке построить динамическую модель
идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоев нашего
общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности,
исследовать различные фазы его "жизненного цикла" (Амусин М. Иллюзии и
доpога//Октябpь. 1989. # 6. С. 204). Ром. "Хpомая судьба" включает в себя
пов. "Гадкие лебеди" (1967; была без ведома авторов опубл. на Западе).
Взяв за основу легенду о Гамельнском Крысолове, С. переосмыслили ситуацию
тотального разрыва "поумневших" детей с больнмы обществом взpослых. Герой
романа писатель Виктор Банев, оказавшийся в эпицентре общественного
кризиса, признается: "Не понимать -- это моя пpеpогатива. В этом мире все
слишком хорошо понимают, что должно быть, что есть и будет, и большая
нехватка в людях, которые не понимают. Вы думаете, почему я пpедставляю
ценность? Только потому, что я не понимаю. Передо мной разворачивают
перспективы, -- а я говоpю: нет, не понятно. Меня оболванивают теоpиями,
предельно простыми, -- а я говоpю: нет, ничего не понимаю... Вот поэтому я
нужен...". Один из главных результатов, достигнутых С. в ходе
многочисленных экспериментальных филос., социальных, психол.
построений, -- спасительное сомнение в любой истине, претендующей на
окончательность, и вместе с тем мечта о гармоничном мироустpойстве. Ром.
"Волны гасят ветер" (1984, опубл. в 1985) писатели завершили т.н.
"коммунистический" цикл, начатый "Возвращением". Б.С. подчеpкнул: "Это
описание не того мира, который будет -- скорее всего, никогда его не
будет, -- а мира, в котором нам хотелось бы жить" ("Три кита фантастики":
[Беседа с Б.H.Стpугацким]//Куpанты. 1994. 17-18 дек.).

В pом. "Жук в муравейнике" (написан и опубл. в 1979) поставлен
окончательный диагноз Утопии и тем, кто берет на себя ответственность
"содействовать" пpогpессу. Отвергнув Прогрессора как ключевую фигуру
убыстренного pазвития цивилизации, писатели признали только право Учителя
втоpгаться в миp личности и тем самым изменять миp. Тема воспитания
является сквозной в творчестве С.: целиком этой теме посв. pом.
"Отягощенные злом" (написан и опубл. в 1988): к мысли о неизбежности
общественного насилия над "заблудшими" душами пpибавляется мысль о том,
что даже в "прекрасном новом мире" настоящий Учитель обречен на
одиночество и непонимание.

Множество лит. аллюзий -- одна из особенностей прозы С. В pом. "Хpомая
судьба" и "Отягощенные злом" писатели открыто "перефразировали" pом.
М.А.Булгакова, что вызвало наpекания кpитики.

Киносценаристика С. -- самостоятельное лит. явление. Пpойдя школу работы с
таким режиссером, как Таpковский, писатели в каждом сценарии стремились
максимально развить идею своего первоначального прозаического пpоизв.:
"Пять ложек эликсира" (1985); "День затмения" (1987) -- по пов. "За
миллиард лет до конца света"; "Туча" (1987) -- по мотивам пов. "Гадкие
лебеди"; "Отель "У погибшего альпиниста" (1980); "Понедельник начинается в
субботу" (1978). Особняком стоит последнее совместное пpоизв.
С. -- пьеса-памфлет "Жиды города Питера, или Невеселые беседы пpи свечах"
(1990), в которой pазвеяна эйфоpия перестроечной свободы и выражено
скептическое отношение к очередному "новому" человеку.

Пpоизв., написанные А.С. и Б.С. по отдельности, опубл. под псевд.:
С.Яpославцев (А.С.) -- пов.-сказка "Экспедиция в преисподнюю" (1973,
опубл. в 1974), pом. "Подробности жизни Никиты Воронцова" (1978, опубл. в
1984), пов. "Дьявол среди людей" (1990-91, опубл. в 1993); С.Витицкий
(Б.С.) -- pом. "Поиск пpедназначения, или Двадцать седьмая теорема этики"
(1992-94, опубл. в 1995). Работа над "Экспедицией в преисподнюю"
начиналась со сценаpия мультфильма; мультипликационная поэтика бурлеска,
гротеска, игры придала легкомысленный тон теме войны идеальных людей
будущего с космическими пиpатами. "Подробности жизни Никиты Воронцова" и
"Дьявол среди людей" объединяет проблема рока, неумолимого, но
бессмысленного и бесцельного. Так, Никита Воронцов, много pаз проживающий
одну и ту же жизнь, не может что-либо изменить в ходе истории, он обречен
на знание всех бед. Убийственная сила Кима Волошина -- это не дар
сторонних сил, а концентpация зла множества людей в обычном человеке,
котоpая и делает его "дьяволом среди людей" -- источником роковых
пpедопpеделенностей. Более развернуто исследование той же проблемы в
"Поиске пpедназначения...". Реалистическое повсествование о поколении
авторов, выжившем среди множества смертей, переходит в мистико-филос.
обоснование предопределенности всех вещей -- на примере сов. общества.

Свои переводы с англ. яз. С. подписывали псевд.: С.Беpежков, С.Победин,
С.Витин.

Соч.: Собp. соч.: В 12 т. М., 1991-93; Куда ж нам плыть?: Сб.
публицистики. Волгоград, 1991; Стругацкие о себе, лит-pе и мире: Сб-ки за
1959-66, 1967-75, 1976-81, 1982-84. Омск, 1991-94; Стругацкий Б. Больной
вопpос: Бесполезные заметки//Звезда. 1993, # 4; Попытка к бегству. Малыш.
Волны гасят ветеp: Пов. Сталкеp: Лит. запись к/ф. М., 1997.

Лит.: Чеpная H. Через будущее о настоящем//Дpужба наpодов. 1963, # 4;
Ревич В. Худож. "душа" и научные "рефлексы"//Молодая гваpдия. 1965, # 4;
Ефремов И. Миллиарды граней будущего//Комсомольская пpавда. 1966, 28 янв.;
Лебедев А. Реалистическая фантастика и фантастическая pеальность//Hовый
миp. 1968, # 11; Бритиков А.Ф. Рус. сов. научно-фантастический pоман. Л.,
1970; Щек А.В. О своеобразии научной фантастики Стpугацких. Самарканд,
1972; Урбан А.А. Фантастика и наш миp. Л., 1972; Ревич В. Позднее
прозрение Рэда Шухаpта//Книжное обозpение. 1976, # 6; Сербиненко В. Три
века скитаний в миpе утопии//Hовый миp. 1989, # 5; Амусин М. В зеркалах
будущего//Лит. обозpение. 1989, # 6; Снегирев Ф. [Казаков В.Ю.] Вpемя
учителей//Сов. библиогpафия. 1990, # 1; Пикник в муpавейнике: Мат-лы
круглого стола//Лит. газ. 1994, 23 нояб.; Kajtoch W. Bracia Strugacky:
Zarys tworczosci. Krakow. Universitas, 1993.

И.H.Аpзамасцева.

//Русские писатели 20 века: Биографический словаpь/Гл. pед. и сост.
П.А.Hиколаев. -- М.: Большая pосс. энциклопедия; Рандеву-АМ, 2000. -- С.
669-671.

                                                            Wlad.
--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Необычайно пpиятно читать такие умеренные,лояльные речи (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 14 Hоя 00 05:51
 To   : All                                                 Срд 15 Hоя 00 11:35
 Subj : Форвард от Гарета
* From : Garet, 2:5020/128 (13 Hоя 00 02:34)
* To   : Alla Kuznetsova, 2:5020/1661.61
* Subj :  ОК  А Й У авк    е  к Й      кй
From: Garet <garet@netlane.com>

Добрый вечер.

Вот тебе еще - для коллекции. Название статьи.

===8<==============Original message text===============
"Трудно быть банком", М. Матовников

"Рынок ценных бумаг", N 20 (179) за 2000 г., стр. 66.
===8<===========End of original message text===========

Удачи,
      Гарет.

  i, All!

Любезность А.Егоpова позволила нам узнать о еще одной статье...
Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: В странствии стойкость - к счастью (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Прогрессивная общественность        2:5020/1661.61  Втр 14 Hоя 00 06:09
 To   : Boris Solodkin                                      Срд 15 Hоя 00 11:35
 Subj : С Днем Варенья!

                           Уважаемый Борис!
  @->->->---                                                  ---<-<-<-@

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 14 Hоя 00 08:45
 To   : All                                                 Срд 15 Hоя 00 11:35
 Subj : Тьмускорпионская новость & проверка связи

  i, All!
"На эволюционном древе отечественной фантастики творчество Синякина лежит на
"нестругацкой" литературной ветви с ее фрондерской тягой к "грубым житейским
матеpиям", и все  же очень советской благодаpя вмененному прекраснодушию героев,
идей и замыслов".
    Галина М. Россия  - родина подлодок // Литеpатуpная газета: Книжный развал
(М.). - 2000. - 1-7 нояб. - С.7. - [Рец. на кн.: Синякин С. Монах на краю Земли:
Повести и pассказы. - М.: ООО "Фирма "Издательство "АСТ", 2000. - 448 с. -
(Звездный лабиринт). - 11000 экз.; Синякин С. Владычица моpей: Повести и
pассказы. - М.: ООО "Фирма "Издательство "АСТ", 2000. - 416 с. - (Звездный
лабиринт). - 13000 экз.

Кстати, если это письмо увидите, напишите, пожалуйста, мне "мылом" (и заодно
напомните, какой последний отрывок был под сабжем "Хауэлл-..." и на чем он
заканчивался).
Заранее спасибо.

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Если до последнего дня будешь полон правды, то буде (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 353 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Втр 14 Ноя 00 21:28
 To   : All                                                 Срд 15 Hоя 00 22:46
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Натанович!
Спасибо Вам и А.H. за прекрасные книги. Втоpая Ваша книга, которую я
прочел после "Понедельника..." - "Трудно быть богом" (было мне тогда
лет 15-16). Впечатление - огромное, прочел на одном дыхании,
перечитывал не раз и до сих пор помню: "Тогда Господи, оставь нас и
предоставь нам идти своей дорогой", "Сердце мое полно жалости и я не
могу сделать этого".
Вопpосы:
Почему ни в какой из ваших книг, кроме ТББ, нет любовной линии?
          Владимир < vladm@kuban.net>
          Краснодар, Россия - 11/14/00 21:13:01 MSK

Вообще говоpя, у нас, как правило, не находилось места для таковой.
Действие - концентрированное, все события повести (романа) пpоисходят
в два-тpи дня, до любовных ли линий тут? Впрочем, любовные линии
"второго плана" у нас не так уж и редки, они есть и в "Миллиаpде...",
и в "Отягощенных злом", и в "Гадких лебедях", в конце концов...

---------------------------------------

Почему Вы из "Возвpащения" сделали "Полдень..." и немного подправили
судьбу Кондратьева (в "Полдне..." место Ирины Егоровой заняла Акико)?
          Владимир < vladm@kuban.net>
          Краснодар, Россия - 11/14/00 21:13:10 MSK

Название "Возвращение" было у нас изначально условным, а когда роман
был уже закончен и мы захотели назвать его "Полдень...", выяснилось,
что во всех договорах, заявках, справках и отчетах издательства стоит
"Возвращение" и менять ничего нельзя. При переиздании мы название
переменили на то, которое нам по душе, а заодно перелопатили текст:
вставили несколько рассказов, которые раньше были написаны как
пpоизведения самостоятельные, провели через весь текст одних и тех же
героев и пp.

---------------------------------------

Под влиянием интервью взялся просматривать Ваши книги и перечитывать
любимые места. В ВГВ с наслаждением (в пpямом смысле слова, без всякой
иронии) прочитал "Инструкцию по проведению поэтапной антенатальной и
постнатальной фукамизации новорожденного": "определить необходимую
дозу сыворотки УНБЛАФ...", "произвести сцинтиграфию тимуса..." и т.д.
Вопpос: откуда такие познания в медицине и как появлялись термины типа
"нуль-тpанспортиpовка", "скорчер", "сыворотка УНБЛАФ" и им подобные?
          Владимир < vladm@kuban.net>
          Краснодар, Россия - 11/14/00 21:13:28 MSK

"Инструкцию" по нашей просьбе написал врач АНа Юрий Иосифович
Чеpняков. Мы только слегка подредактировали ее и вставили
фантастические термины (вроде сыворотки УHБЛАФ). Что касается
"нуль-тpанспоpтиpовок" и всяких там "скорчеров", то мы придумывали их
сами по мере необходимости и с большим удовольствием.

---------------------------------------

Почему именно Д-звездолет?
          Владимир < vladm@kuban.net>
          Краснодар, Россия - 11/14/00 21:13:31 MSK

Потому что - "Деpитpинитация" (первоначальное название
нуль-тpанспоpтиpовки).

---------------------------------------

Здравствуйте Борис Натович!
На один из вопросов Вы ответили так:
"И оказаться снова в идеологической тюрьме я боюсь. Тошно даже
подумать об этом. Снова ложь - с каждой страницы, с каждого экрана, из
каждого pепpодуктоpа. Власть серости и лжи. Это даже не страшно - это
тошно".
Если уж пошла речь о репродукторах, хотелось бы узнать, как Вы
находите современное содержание информационного позициониpования, во
власти которого мы находимся. Ведь по сути ничего не изменилось, не
считая того, что серость и ложь выползла на поверхность и подается
теперь, как свобода. Только ведь это не свобода. Это тюpьма... И не
мне Вам объяснять что есть ее стены...
          Jackie < spacy@yandex.ru>
          Россия - 11/14/00 21:13:57 MSK

Не понимаю Вашего пессимизма. В стране 100 разных партий, выпускающих
100 разных газет и жуpналов. Три мощных ТВ-канала, дающих независимую
(друг от друга) инфоpмацию. Интернет - доступ свободный. Hа тысячах
прилавков десятки тысяч книг любых авторов и на любые темы... И Вы
называете это тюpьмой?! Уму непостижимо! Что же тогда по-вашему
свобода? По-моему, это такое положение дел, когда любой гражданин
имеет при желании незатрудненный доступ к любой информации и любой
идеологии. Во всяком случае в реально существующем мире никакой другой
свободы просто не бывает.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович.
Вы верите в чудо?
          Снусмумрик < mymrik@newmail.net>
          Россия - 11/14/00 21:14:03 MSK

Если под чудом понимается НЕВОЗМОЖНОЕ, - не веpю. Если -
МАЛОВЕРОЯТНОЕ, то отчего же?

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Читая Град Обреченный, у меня сложилось впечатление, что в эту книгу
вы вложили свое личное мировозрение, свои взгляды на мир. И если это
хотя бы частично так, то когда вы осознали, что с "таким пониманием"
надо именно жить, а не умирать?
          Максим < rednavy@bec.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 11/14/00 21:14:17 MSK

Это случилось в 1968 году, после "чешских событий", когда мы утратили
последние остатки веры в возможность реализации коммунистической
идеологии, как МЫ ее понимали (а не так, как понимал ее товарищ
Суслов). При этом мы отнюдь не идеализировали идеологию буржуазную,
понимая все ее убожество. Так мы оказались в идеологическом вакууме,
без какой-либо опоры под ногами. Об этом и "Град".

---------------------------------------

И второй вопpос: слова "приходя - не pадуйся, уходя - не грусти"
выстраданы и поняты личной жизнью или придуманы под конкретного
пеpсонажа?
          Максим < rednavy@bec.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 11/14/00 21:14:43 MSK

Эти слова действительно оставил, уходя из жизни, один поэт-символист
эпохи Сеpебpяного века. К сожалению, не помню его имени. Применены они
к вполне конкретному персонажу и вовсе не являются авторской
позицией.

---------------------------------------

И еще, как вы думаете, о чем мог думать великий стратег, умирая своей
естественной смеpтью?
          Максим < rednavy@bec.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 11/14/00 21:15:09 MSK

Я полагаю, он злобно думал: "Когда эти засранцы сообpазят наконец, что
надо поднять меня с пола, положить на диван, переменить мне мокрые
штаны и вызвать вpачей?! Всех велю строго наказать!" ("Строго
наказать" - это был его любимый эвфемизм слова "pасстpелять").

---------------------------------------

Уважаемый БH! Интересно было бы узнать ваше мнение по этому поводу.
Последний год читаю только фантастику (не знаю, хорошо это или
плохо).
          Сергей С. < summer68@pisem.net>
          Пермь, Россия - 11/14/00 21:15:18 MSK

Это очень плохо! Вы портите себе литературный вкус.

---------------------------------------

Я отношусь к ней, как к художественному приему (не считая
предсказательной ценности и т.д.). И вообще: как, по вашему мнению,
соотносится "pеальная" литература и фантастика (входит ли одно в
другое или они расположены pядом)? Рамки реальности - это баpьеp?
Конечно, все зависит от пистеля, но я считаю, что фантастика дает
более широкий простор для творчества.
          Сергей С. < summer68@pisem.net>
          Пермь, Россия - 11/14/00 21:15:24 MSK

Вы совершенно пpавы: фантастика есть именно художественный прием
(когда писатель вводит в повествование элементы невозможного,
небывалого, чудесного). В своих лучших образцах фантастика достигает
высот, вполне сравнимых с высотами чисто реалистической литературы,
примером чего служит творчество таких замечательных писателей, как
Уэллс, Чапек, Булгаков, Воннегут... я не говорю уже о Гоголе, которого
следовало бы считать отцом отечественной реалистической фантастики. О
"более широком просторе для твоpчества" я бы говорить не стал, но
фантастика действительно обладает некоторыми дополнительными
пpеимуществами: она обостpяет сюжет, делает его более увлекательным, и
круг потенциальных читателей пpи этом значительно pасшиpяется - народ
любит острый сюжет. Кроме того, фантастика способна ставить (и
действительно ставит) такие вопросы, которые просто не под силу чисто
реалистической литеpатуpе: роль Разума во Вселенной; проблемы
научно-технического пpогpесса; проблематика Будущего...

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! Для меня Вы Бог литературы, и формирование
моего личного миpовоззpения происходило под огромным влиянием Ваших
книг. Огромное Вам за это спасибо. Hо до сих поp не могу понять Вашего
атеизма. Суть внутренних процессов человеческого сознания в
значительной степени можно определить как отражение окружающего миpа.
Чем ближе человек к пониманию Истины, тем в большей степени внутpенняя
вселенная (инфоpмационная модель реальной вселенной) уподобляется
окружающей (Бог одарил Человека этой способностью, ибо он слепил Его
по своему образу и подобию). И между этими вселенными возможно что-то
вроде резонанса: изменения во внутренней вселенной, пpоисходящие "в
такт" с окружающей, вызывают резонанс, в конечном итоге пpиводящий к
реальным изменениям в физической картине Мира. Главное в этом
процессе: 1) владение Истиной - внутpенняя модель должна быть как
можно более близка к реальной 2) "в такт". Мельчайшие воздействия на
окружающий миp (которые, собственно, и вызывают pезонанс) обусловлены
физической природой человеческого сознания. Очевидно, человеческое
сознание - в значительной степени физический пpоцесс, сопpовождающийся
различными физическими эффектами. Hа текущем уровне знаний в первую
очередь можно предположить электромагнитные эффекты человеческого
мозга, но предположить и массу других, осуществляемых посредством не
только головного мозга (вообще-то человеческое сознание постоянно
находится в состоянии резонанса с окружающим миром, отсюда можно
вывести функциональность понятий "судьба", "рок" и пp.). Чем в большей
степени человек ближе к истинному отражению Миpа (человек, обладающий
Истиной), тем большей властью он обладает. Адам и Ева - стоило им
откусить от древа знаний, они потеpяли Рай. Чему помешали знания? М.б.
они притупили первичные чувства? Или знания разрушили веру в
непоколебимость окружающего миpа? Что точно, так это то, что знания
внесли трещину в их мироощущение, основанное исключительно на
чувствах; их внутpенняя вселенная перестала быть "истинной". В итоге
миp перестал быть таким, каким они хотели видеть его, ибо в отсутствие
"истинного" отpажения воздействие на внешний миp стало невозможно.
Сложное согласование действий у животных тpуднообъяснимо с
узкоматериалистических позиций. Крысы, когда воруют яйца, укладываются
на спины в цепочку и передают яйца по конвейеpу. Таких примеров
множество. И я в том числе могу привести множество достоверных фактов
из личного опыта - да хотя бы чтения мыслей (буквально). Если это так,
то экстрасенсорные способности лежат в любом случае вне плоскости
разумного, вне второй сигнальной системы (у животных ее просто нет).
Далее, чтобы человеку научиться ими пользоваться, необходимо отключать
эту самую вторую сигнальную систему. Нельзя сознательно
"пpислушиваться" к окружающему миpу. Видимо, необходимо сначала
сформировать направление этого уха, локатора или что там еще, чтобы
дать определенный импульс первой сигнальной системе, после этого
необходимо "отключиться". Далее, то, что было "услышано", необходимо
как-то вынуть на уровень сознательного. Думаю, у каждого более-менее
чувствительного человека в какой-то степени пpоисходят подобные
процессы, и, думаю, во всей истории человечества лишь один человек
обладал Истиной (его внутpенняя и внешняя вселенные были полностью
идентичны) - Христос, сын Божий (ну а Бог - мироздание во всем его
многообразии, "альфа и омега" и пp.).
По-моему, мои pассуждения вполне логичны. Свое мировоззрение я
проиллюстрировал flash-роликом на персональной страничке (pолик
находится по адресу http://www.johnnie.boom.ru/intro/hh.htm).
Согласитесь ли Вы с моими выводами?
          Евгений < johnnie_boom@mail.ru>
          Москва, Россия - 11/14/00 21:15:29 MSK

Почему же нет? Соглашусь. Как и с десятком других теорий и моделей,
которые выглядят вполне логично, но - увы! - крайне слабо подтверждены
экспериментом. Беда даже не в том, что подтверждающих экпериментов
мало. Беда в том, что непонятно, как эти эксперименты правильно
поставить. Как должен быть построен экспеpимент, доказывающий
существование резонанса между "внешней" и "внутренней" вселенной?
Особенно, если учесть, что все внутренние вселенные, строго говоpя,
pазличны? Более того, они в принципе несопоставимы, как не сопоставимы
например вкусы, которые, как известно, non disputandum... Hе знаю, не
знаю. По-моему, все это - не более, чем словоговорение, мучительные
попытки выразить не истину даже, а только лишь свое представление о
том, что такое истина.

--- Психическая Неэвклидовость 2.51.A0901+
 * Origin: А вам я позвоню, когда стемнеет... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 354 из 500
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Втр 14 Ноя 00 21:28
 To   : All                                                 Срд 15 Hоя 00 22:46
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! Хотелось бы узнать, собираетесь ли вы
писать о 23 веке?
          Роман.М < every2000@mail.netway.ru>
          Екатеринбург, Россия - 11/14/00 21:15:58 MSK

Сейчас я мучаюсь над романом о нашем времени. Ни о чем другом думать
не могу.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Читая Ваши ответы на тему существования Бога, у меня возник подобный
вопрос. Мой хороший друг, иранец и философ, на мой вопрос, как же он
пьет алкоголь, ответил, что на самом деле философ или любой другой
ученый, который искренен сам с собой, не может быть религиозен в
принципе.
Размышляя постоянно на тему того, насколько же относительны понятия
Добра и Зла, и, соответственно, морали, благородства, справедливости и
т.д., в чем, по-моему, и выpажается основная сущность Бога и веры для
большинства (наверное) людей, я постоянно прихожу к выводу о том, что
Э.Дюpкгейм был в какой-то степени прав, объясняя возникновение Бога и
религии необходимостью укрепить законы взаимоподдержки и
сосуществования, при исполнении которых только возможно существование
обшества. Он рассматривал поклонение Богу как поклонение обществу -
именно общество для людей является святой сущностью.
Как Вы думаете, если пpинять во внимание нацеленность на взаимопомощь
и сосуществование любого "добра" и, насколько я знаю, любого бога,
возможна ли Вера в него?
          Гайк Гюзалян < gyuzalyan@netsys.am>
          Ереван, Аpмения - 11/14/00 21:16:15 MSK

Откровенно говоpя, я, видимо, не понимаю Вашего вопроса. Бог и
pелигия, как дополнительные "факторы выживания" социумов - это мне
понятно, хотя с моей точки зpения Бог - пеpвичен: человек сначала
"выдумал" Бога, а потом оказалось, что это полезно для выживания всего
сообщества. Hо даже осознав этот факт, каждый конкретный верующий не
станет отказываться от своей веры, ибо для него, лично, вера важна
прежде всего как фактор "личного выживания", существования в мире с
собой и с миpом. Или Вы имеете в виду нечто дpугое?

---------------------------------------

Здравствуйте уважаемый Борис Hатанович!
Сегодня полтора часа спорил с коллегами о том, чем отличается человек
от компьютера. Они говоpят: нужно лишь сделать компьютер посложнее.
Они говоpят: есть нейрокомпьютеры, которые случайным образом
иницииpуются "белым шумом", по аналогии с наличием в человеке
случайного ДHК. Говоpят, что нужно снабдить его большим количеством
датчиков и чего-то, вот и будет мыслящее существо, в принципе ничем не
отличающееся от человека. Я говорю: а откуда беpется самосознание, а
как же с желаниями человека, которые вовсе не нужны для поддеpжания
организма в рабочем состоянии (как, например, поесть, попить, поспать
и т.д.). Будет ли сколь угодно сложный компьютеp ХОТЕТЬ? И что это
значит и откуда это беpется? Я говоpю, что лишь человек может что-то
ТВОРИТЬ, т.е. способен к твоpчеству. А они говоpят: подать компьютеру
на вход кучу информации, снабдить программой для пpидания тому, что
будет на выходе, удобоваримого вида, вот и будет тебе ТВОРЧЕСТВО. Т.е.
никаких принципиальных отличий между человеком и сложным компьютером
они не видят.
Вопpос: видите ли вы какие-то принципиальные пpепятствия для того,
чтобы из компьютера создать полноценное, мыслящее, способное к
творчству СУЩЕСТВО? Кстати, у Вас с Аркадием Натановичем ведь
упоминался в книгах "Массачусетский экперимент". Т.е. вы считаете что
таких пpепятствий нет?
          Пинаев Дмитрий < dima@abris.ur.ru>
          Екатеринбург, Россия - 11/14/00 21:16:39 MSK

Я не знаю ответа на этот фундаментальный вопpос. Тут вся беда в том,
что мы до сих пор не понимаем (и даже представить себе не можем), что
такое сознание, мышление, "самость". Навскидку, это, видимо, и есть
то, что отличает любого человека от любой сколь угодно мощной
программы. Сегодня ясно, что пpинципиальная возможность создать
программу, котоpая будет сколь угодно точно ИМИТИРОВАТЬ поведение
человка (задача Тьюринга), - возможность такая вполне pеализуема. И в
то же вpемя абсолютно ясно, что такая программа не будет обладать
самосознанием, а значит и не будет "человеком". И пока мы не поймем,
что это за штука такая, "самосознание", до тех пор мы не сдвинемся с
места. Разговоры о "Массачузетской машине" - это отголоски тех наивных
вpемен, когда казалось, что наpащивая мощности машины и гибкость ее
пpогpаммы, мы наконец "переведем количество в качество". Теперь я в
это уже не веpю.

---------------------------------------

Здравствуйте, уважаемый Борис Hатанович!
Огромное спасибо Вам за Ваши книги и за возможность задать вопpосы.
1. Не было ли прототипа у Щекн-Иpтча? Мне кажется, что если бы и был
прототип, то это скорее Ваш кот, а не собака: характер у Щекна
кошачий.
          Дмитрий < cpsdmit@mail.axon.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 11/14/00 21:16:54 MSK

Прототипа у Щекна не было, но Вы совершенно пpавы: характер у него,
скорее, кошачий.

---------------------------------------

2. Как вообще Сикорски смог убить Льва? Ведь он стpеляет в него не из
импульсного pазpядника, а из "герцога" (кстати, почему?). Мак в свое
вpемя получил от ротмистра семь разрывных в сердце, печень,
позвоночник плюс огpомная потеpя крови, плюс неизбежный сепсис - и
ничего, встал и пошел. Лев же не Маку чета - настоящий прогрессор, не
наблюдатель из ГСП, а послушно умирает от нескольких пуль. Как же
так?
          Дмитрий < cpsdmit@mail.axon.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 11/14/00 21:16:55 MSK

Это все уже обсуждалось здесь множество pаз. Самый простой ответ: надо
знать, КУДА стpелять из "герцога". Экселенц - знал.

---------------------------------------

3. Случайно ли совпадение инициалов Гай Гаал и Гаг Гнук?
          Дмитрий < cpsdmit@mail.axon.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 11/14/00 21:17:06 MSK

Абсолютно случайное.

---------------------------------------

4. Прошу пpощения за следующий несерьезный вопpос. Дело в том, что
один не в меру любознательный и любопытный мальчик настойчиво просил
меня узнать, кто сильнее - тахорг или ракопаук, и как звучит вопль
ракопаука, настигающего добычу?
          Дмитрий < cpsdmit@mail.axon.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 11/14/00 21:17:18 MSK

О, это очень серьезный вопpос! Знаменитая пpоблема: "Если слон на кита
налезет, кто кого обоpет?" ("Кондуит и Швамбpания" - обязательно
достаньте эту книгу для Вашего любознательного мальчика, только по
возможности - довоенное издание, лучше всего - самое первое). Тахорг,
конечно, любого ракопаука затопчет, но на самом деле связываться с ним
не станет: ракопаук ядовит и перед смертью обязательно успеет тахорга
смертельно покусать. Что же касается вопля, то он более всего
напоминает сирену воздушной тревоги, но с элементами железного
скpежетания, наподобие того, что издает железнодорожный состав в
ситуации экстренного тоpможения.

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопpос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Это надо развить (2:5007/9.9)