 Msg  : 355 из 500
 From : Konstantin Grishin                  2:5020/194.71   Срд 15 Hоя 00 16:27
 To   : All                                                 Чтв 16 Hоя 00 02:57
 Subj : new subj
* Перемещено Konstantin Grishin (2:5020/194.71)
* Area : NETMAIL (NETMAIL)
* From : Alla Kuznetsova, 2:5020/1661.61 (Понедельник Hоябрь 13 2000 07:28)
* To   : Konstantin Grishin
* Subj : new subj
I'm very glad to see You, dear Konstantin!
Константин, простите, пожалуйста, за беспокойство, но у меня к Вам большая
пpосьба: не затруднило бы Вас написать письмо в эхоконференцию Ru.Ludeny, а то
меня из-за смены адреса от нее отписало и не дает писать письма...
Заранее спасибо.

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

-+- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 + Origin: Почти достигнешь воды, но еще не хватит веревки для (2:5020/1661.61)

Как поживаете, All ?

... Заходите к нам на огонек...
 * Origin: Звезда по имени Котенок :) (2:5020/194.71)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Срд 15 Hоя 00 18:31
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 17 Hоя 00 02:31
 Subj : АБС в энциклопедиях
                   Привет, Vladimir Borisov!
*** Сyббота Hоябpь 11 2000, Vladimir Borisov написал для All следующее :
 VB> Недавно в мои руки попал свежий словарь "Русские писатели 20 века". В
 VB> нем, к моему величайшему удивлению, обнаружилась вполне гpамотная статья
 VB> о Стpугацких. Мне захотелось собрать воедино все предыдущие подобные
А ко мне вчера "попал" последний номер "Если", где я с удовольствием обнаружил
Ваше интервью:) Там очень вскользь упоминалось о работе над энциклопедией АБС.
Hельзя ли узнать, на какой стадии находится эта работа и что это вообще будет?
                                    Alek
    *Чем нужно чистить зубы, чтоб откусить человеку ухо?..* /Крематорий'98/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crematorium our souls (2:455/13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 16 Hоя 00 09:09
 To   : All                                                 Птн 17 Hоя 00 13:25
 Subj : Хауэлл-12 (возвращение молчаливого глюка)

I'm very glad to see You, dear All!
= = =
Извне (1958) From Without. Рассказ.
Страна багровых туч (1959) Land of the Crimson Clouds.
Шесть спичек (1960) Six Matches. Одна повесть, давшая заглавие сборнику и шесть
рассказов.
Путь на Амальтею (1960) Journey to Amaltheia
Возвращение (1962). Расширенная и измененная версия рассказов этого сборника, с
дополнениями, в результате чего в него вошло около двадцати связанных рассказов,
издавалась как Полдень: 22 век (1967) Noon: 22nd Century.
Стажеры (1962) The Apprentices.
Попытка к бегству (1962) Escape Attempt.
Далекая Радуга (1963) Far Rainbow.
Трудно быть богом (1964) Hard to Be a God.
Хищные вещи века (1965) Predatory Things of Our Era.
Понедельник начинается в субботу (1965) Monday Begins on Saturday.
Улитка на склоне (1966, главы 2, 4, 7, 8, 11; главы 1, 3, 5, 6, 9, 10
опубликованы отдельно в 1968). Впоследствии обе половины были исключены из
(пере)изданий и распространялись в основном в виде "самиздата". The Snail on the
Slope.
Сказка о Тройке (1968) The Tale of the Troika. Первое разрешение на (не
подвергшееся цензуре) издание: 1987.
Второе нашествие марсиан (1968) The Second Invasion From Mars.
Гадкие лебеди (1972) The Ugly Swans. Написана ранее (1966-70). Первое издание на
русском языке вышло неавторизованным на Западе. Первая официальная российская
публикация появилась под измененным заглавием "Время дождя" (A Time of Rain) в
1987.
Отель "У погибшего альпиниста" (1970) Hotel "To the Lost Mountaineer".
Обитаемый остров (1971) The Inhabited Island.
Малыш (1973) The Kid.
Пикник на обочине (1972) Roadside Picnic.
Парень из преисподней (1976). The Kid From Hell.
За миллиард лет до конца света (1976) One Billion Years Until the end of the
World.
Жук в муравейнике (1979) The Beetle in the Anthill.
Волны гасят ветер (1985) The Waves Still the Wind.
Хромая судьба (1986) A Lame Fate. Этот роман был написан где-то в начале 1970-х
"в ящик". Изначально предполагалось его опубликовать, соединив с романом "Гадкие
лебеди".
Отягощенные злом, или Сорок лет спустя (1988) Burdened with Evil, or Forty Years
Later.
Град обреченный (1989) The Doomed City. Даты написания 1970-2, 1975.
= = =

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Через семь дней - возврат (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 16 Hоя 00 06:21
 To   : All                                                 Птн 17 Hоя 00 13:25
 Subj : Стих про Арканар
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : NETMAIL
* From : Vasily Zakharov, 2:5020/1992@FidoNet (16 Hоя 00 01:28)
* To   : Alla Kuznetsova, 2:5020/1661.61
* Subj : Стих про Арканар
[покрыто мраком энтропии]

          JOLAF AD ARKARON
       Василий Захаров, Москва

               песни

 Авторы стихов везде указаны:
  Мирэ (Елена Вилюханова), Москва
  Лайхэ, Москва
  Ника Питерская - Вероника Батхен

 У названий указаны даты написания музыки,
 у имен авторов стихов - даты написания стихов.

 Через дефис у аккордов обозначены лады баррэ,
 например, Em-7 это Em взятое с баррэ на седьмом ладу.

 Дополнительные аккорды:

        0   -----0
        C+  31023
        C-  ----2
        D+  3320
        E+  301220
        G-  -----2
        Am+ 31220
        H-  030020

[покрыто мраком энтропии]

             АРКАНАР        02.97

 к "Арканару-97", в игру не вошла

 4/4 Em               Мирэ, 02.97

 P: 0 G- G D C Hm C D C C+ D Em

 Em          C   C+  C
 Повсюду битые бутылки,
  D                   Em
 Над башней тучи воронья.
 G- C                   D
     Гудит в ушах, свербит в затылке...
  C                D        Em
 Вот, черт... Да где же это я?
 Em                 C
   Рассвет окрасил город серым,
 D                     Em
 От луж пополз белесый пар.
 G- G                 D
     Больной и сумрачный с похмелья
    C           C+ D Em
 Встает любимый Арканар.

 P:

 Зачем я здесь? Ведь я не нужен
 Ни миру тел, ни миру душ.
 Перед злодейством безоружен,
 К их песням глух, забавам - чужд.
 До звезд нет дела в преисподней,
 Плащ порван, меч опять в крови.
 Кругом все злей и беспокойней,
 И нет спасенья от любви.

 P:

 Сырой туман тяжел и душен,
 Кровавый нескончаем сон.
 Спаси, о Кира, эту душу
 Во имя всех, кто мной спасен.
 Во имя всех на свете песен,
 Еще не сбывшихся надежд,
 Путь недалек, конец известен.
 И даже здесь я вижу свет.

 P:
 C D Em
 C C+ C D D+ D Em

                                                 [Wheel of Time, The Matrix]
 [TEAM 542/1511, ВМиК МГУ, ELBRUS/MCST, RPG, LARP, AD&D, CP 2020, Star Wars]

... MailTo:vmz@aha.ru ICQ:12867808 2:5020/1992@FidoNet 613:1101/35@WiseNet
-+- GoldED+/W32 К нам пришел Единорог, и боюсь, что не 1.1.4.7...
 + Origin: Syntone of Arkaron station (2:5020/1992)

Пpивeт тeбe, All!
Вот, для коллекции.

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Hеблагоприятна княжичу стойкость (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 16 Hоя 00 08:53
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 17 Hоя 00 13:25
 Subj : Диссеpтация о Стругацких

Здравствуйте, Vladimir!

Письмо от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova, добавленное 11 Hоя 00 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 VB> Понятно. Бум ждать.

Как выяснилось, до сканеpа нескоро донесу...

 VB> А вот с посланием в "мыле" -- нетушки! Не видел. И есть у меня
 VB> подозрение, что мыло до меня не доходит.

Почему-то у меня тоже такое чувство...

 VB> Во всяком случае, с тех пор, как восстановилась у меня ФИДА, ни одного
 VB> письма "мыльного" я не получал. Вот ведь какие непpистойности!

Тогда повтоpяю здесь (простите за личную переписку, но иных возможностей,
кажется, нет). Из актуального на данный момент в письмах была просьба прислать
еще библиографии иностранных изданий Стругацких (последнее дошедшее было об
испаноязычных изданиях). И просьба - по возможности -  уточнить, дошло ли письмо
до Ю.Флейшмана и бандероль - до С.Бондаpенко.
Заранее спасибо.

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Хотели как лучше, а получилось как всегда (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 16 Hоя 00 09:10
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 17 Hоя 00 13:25
 Subj : К.Рублев

Пpивeт тeбe, Vladimir!

Из собрания сочинений Vladimir Borisov (Письма к Alla Kuznetsova; комментарии
мои):

 VB> Встреча с иностранцем прошла в теплой, дружественной обстановке. Было
 VB> усижено несколько бутылок высококачественного эpготоу. Рублев готовит
 VB> статью по "Тьмускорпионским" выдержкам, говорит, получается кое-что
 VB> любопытное.

А задние тоже хочуть узнать (когда статья появится)...

 VB> И очень жаждет так называемые "pяды", то есть различные перечни, в
 VB> которых фамилии Стругацких упоминаются с кем-то еще. А я ему не
 VB> пересылал довольно много последних поступлений, каковыми и Вы
 VB> постоянно пополняете нашу коллекцию. Надо будет ему пеpеслать...

И мне надо будет еще поискать хороших цитат... Вот вчера в институтской
библиотеке выяснила, что она получает "Уральский следопыт". Сегодня поеду
читать...

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Плотные тучи - и нет дождя (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 16 Hоя 00 08:58
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 17 Hоя 00 13:25
 Subj : Хауэлл-1

Здравствуй, Vladimir!

По агентурным данным, Vladimir Borisov писал 11 Hоя 00 к Alla Kuznetsova:

 VB> Это хорошо, это pадует.

Нутром чую, что и ее надо донести до сканера или ксеpокса...

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: (Будь бдителен) за три дня до начала и три дня посл (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 16 Hоя 00 09:06
 To   : All                                                 Птн 17 Hоя 00 13:25
 Subj : Тьмускорпионская новость

I'm very glad to see You, dear All!
"Позиция Стругацких, которые всегда были категорически против и сам- и тамиздата
"Лебедей" или "Тройки", пpедставлялась каким-то анахронизмом или еще хуже - так
вот казалось! - конформизмом, пpоявлением слабости перед "органами"."
    Ревич Ю. Нарушал, нарушаю и буду нарушать // Компьютерра (М.). - 2000. - 14
нояб. - С.40.

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Хулы не будет (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 363 из 500 +364                     Scn
 From : Igor Bychkov                        2:5005/75.1     Птн 17 Hоя 00 22:39
 To   : All                                                 Суб 18 Hоя 00 05:24
 Subj :
Hello, All!

сегодня в газете "Вечерний Томск" прочитал якобы интервью с Борисом Стpyгацким.
Интервью явно составлено из вопросов и ответов offline-интеpвью и вопросы там
задает якобы сам корреспондент с некоторой коppектиpовкой.
Никаких ссылок ни на сайт, ни на авторов вопросов, одним словом, хамство.

 Игорь                                     [Сypовые сибирские Бипы]
  np: Би-2 - Полковник

--- Мышь проехала 1 км 766 м со скоростью 29,37 м/ч за 2 дн 12 ч.
 * Origin: Mailto: bip@styx.tomsk.ru (2:5005/75.1)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 364 из 500 -363                     Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 24 Hоя 00 00:20
 To   : Igor Bychkov
 Subj :
        Здравствуйте, Igor!

    Случайно увидел, как Igor Bychkov писал All (Пятница Hоябрь 17 2000, 22:39):

> [...]
 IB> offline-интеpвью и вопросы там задает якобы сам корреспондент с
 IB> некоторой коppектиpовкой. Никаких ссылок ни на сайт, ни на автоpов

    Можешь бросить сюда текст статьи, выходные данные газеты и адрес редакции?

                C уважением, Yuri

... Возвращение Алисы из нержавеющей стали
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 17 Hоя 00 08:20
 To   : All                                                 Суб 18 Hоя 00 13:34
 Subj : Хауэлл-13

Пpивeт, All!
= = =
"Трудно быть богом" является первой значительной вехой в развитии творчества
Стругацких. Все романы и рассказы до 1964 года можно считать принадлежащими к их
"ранней стадии". На этой стадии ответ на ":вопрос, который интересовал нас
всегда: куда мы идем: после XX съезда партии"9  был вполне очевиден: дорога к
"сияющему коммунистическому будущему", с которой общество временно свернуло
из-за сталинизма, снова лежала впере-ди. Действие первого рассказа, "Извне",
происходит в абстрактном настоящем; впоследствии пространственные и временные
горизон-ты расширяются в будущее и на другие планеты и звездные систе-мы, пока,
к середине XXII века, описанной в романе "Полдень, XXII век (Возвращение)",
утопический коммунизм не воцаряется на Зем-ле. Отличительные знак идиллического
будущего по Стругацким - соединение обоих полюсов традиционной российской
утопической мысли: в видении пасторального счастья, в "простой гармонии с
природой", выражающемся в показе зеленых городов-садов, и в детском любопытстве
(скорее нежели в фаустовской гордости) уче-ных-персонажей рассказов. С другой
стороны, утопическая мечта об искусственно созданном изобилии и "всемогуществе
человече-ской технологии" также реализована в XXII веке Стругацких. Сме-лые
гибриды скота, чье мясо белое и вкусное, как крабовое, не за-грязняющие,
мгновенные способы транспортировки и мимолетные заботы персонажей - что делать с
избытком времени и роскоши - характерные черты этого видения.
= = =
Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Кормись не (только) от своего дома: счастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 17 Hоя 00 08:24
 To   : All                                                 Суб 18 Hоя 00 13:35
 Subj : Тьмускорпионская новость

  i, All!
"Очень странно было ехать в страну, где тебя никто не читал, а из нашей
фантастики издавали разве что братьев Стругацких."
    Лукьяненко С. Фpанцузская утопия // Книж. обозрение (М.). - 2000. - 6 нояб.
- С.7.

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Царь приближается к нему (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 18 Hоя 00 08:39
 To   : All                                                 Вск 19 Hоя 00 10:22
 Subj : Хауэлл-14

  i, All!
= = =
Хотя главный драматический конфликт в раннем цикле исто-рии будущего происходит
между "хорошим и лучшим", авторы преуспели в населении своего мира оживляюще
причудливыми и обладающими чувством юмора персонажами. Более того, даже в
ранней, утопической истории будущего, декорации и диалог демон-стрируют
непосредственность и подражательную силу современной реалистической прозы10.
Романы и рассказы этой стадии творчества Стругацких имели мало отношения к
основным вопросам, рассмат-риваемым в этой диссертации. Они, по сути, -
одномерные, экстра-полирующие произведения научной фантастики, отражающие
гос-подствующее оптимистическое общественное настроение поколения "оттепели"11.
Около половины перечисленных выше работ входят в тесно связанные циклы об
истории будущего. Несколько основных персо-нажей и футуристических
приспособлений (например, устройства для мгновенной транспортировки -
"нуль-кабины") появляются снова и снова. Основные предпосылки ранних циклов об
истории будущего (выше) остаются теми же: некий интернациональный ми-ровой
коммунизм (не обязательно идиллический) воцарился на Земле,  звезды и планеты в
нашей галактике, наряду и с находящи-мися на "Периферии" (за ее пределами)
активно исследуются и/или колонизуются. Другая ключевая черта, объединяющая все
романы о будущем, - это концепция "прогрессорства". "Прогрессоры" - это земные
миссионеры, вооруженные земными мудростью и техноло-гией XXI века и пытающиеся
помочь менее развитым обществам других планет. Все романы, входящие в тесно
связанный цикл об истории будущего, рассматривают тему прогрессорства, и большая
их часть по структуре - иносказания: "прогрессорский" сюжет представляет модель,
в которой расстояние между более и менее развитыми социально, политически и
экологически обществами просто проецируется на межпланетное пространство.
= = =

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Молодой лис почти переправился, но вымочил хвост (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 18 Hоя 00 08:40
 To   : All                                                 Вск 19 Hоя 00 10:22
 Subj : Тьмускорпионская новость, рассказанная собственномуу хвосту

  i, All!
Статья об игре "Pantheon".
Алферов А. Трудно быть богом // Мир Интернет (М.). - 2000. -   11. - С.92-93.

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Благоприятно тому, чтобы воспользоваться раздорами (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Пон 20 Hоя 00 10:04
 To   : All                                                 Втр 21 Hоя 00 20:21
 Subj : Хауэлл-16

Добрый день, веселая минутка!
= = =
"Обитаемый остров", "Жук в муравейнике" и "Волны гасят ветер" составляют
трилогию, являющуюся кульминацией цикла об истории будущего. Как указал Патрик
МакГайр (Patrick McGuire), анализируя этот цикл с точки зрения политики, облик
интернационального коммунизма разительно изменился к концу трилогии. В последних
двух романах Максим Каммерер, бывший Прогрессор из романа "Обитаемый остров",
работает в "Отделе чрезвычайных происшествий - ЧП" под покровительством
могущественного Комитета по Контролю (КОМКОН). Если сложить вместе первые буквы
названий этих двух учреждений, получится анаграмма "ЧК" - означающая знаменитую
"Чека", сталинскую секретную полицию, предшественницу КГБ. В общем,
": "Жук:" отрицает или противоречит в значительной сте-пени духу
предшествовавших работ. КОМКОH: не менее чем ор-ган государственного
принуждения, состоящий из бывших тайных оперативников, привыкших работать, не
оглядываясь на законы. (:) Далее, мы неожиданно узнаем о мании секретности,
присутст-вующей в обществе будущего по Стругацким, хотя оно не сталкива-ется со
внешней угрозой, исключая, возможно, сверхцивилизацию [инопланетную] Странников.
Единственной целью этой секретно-сти может быть только скрытие информации от
населения - населе-ния, [предположительно] живущего при полном коммунизме в
те-чение двух с половиной веков!" (МакГайр, с.121)14.
= = =

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Созерцай скулы: они сами добывают то, что наполняет (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Пон 20 Hоя 00 10:05
 To   : Собственный хвост                                   Втр 21 Hоя 00 20:21
 Subj : Тьмускорпионская новость

Извини за беспокойство, Хвост, но...
"[Эпигpаф]:Выдумают, надо же!.. Мир круглый!
По мне хоть квадратный, а умов не мути!..
А.Стругацкий, Б.Стругацкий. "Трудно быть богом"."
    Лукин Е. С приветом из 80-х! // Если (М.). - 2000. -   11. - С.251.

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Без Хвоста жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Говори от своего города (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Вск 19 Ноя 00 18:27
 To   : Alek Kovrik                                         Втр 21 Ноя 00 20:21
 Subj : АБС в энциклопедиях
       БВИ вновь с Вами, Alek!

     Nov 15 2028: Alek Kovrik --> Vladimir Borisov:

> [...]
 AK> обнаружил Ваше интервью:) Там очень вскользь упоминалось о работе над
 AK> энциклопедией АБС. Нельзя ли узнать, на какой стадии находится эта

Черновой вариант (весьма торопливый и неполный, так уж получилось) будущей
энциклопедии опубликован -- это 2-томная "Энциклопедия. Миры братьев
Стругацких", котоpая вышла в 1999 г. тиражом 5.000 экз. Работа пpодолжается,
уточняются и пеpеписываются отдельные позиции, ищутся новые. Возможно,
некоторое представление об этой работе даст мое предисловие к изданным томам:

Необходимое предуведомление

Перед вами, уважаемый читатель, не совсем обычная книга. Аналогов у нее,
насколько я знаю, почти нет. Пожалуй, таковым может считаться
дополнительный том к собранию сочинений М.Е.Салтыкова-Щедpина, выходивший
в 50-е годы. Хотя и от него эта книга несколько отличается.

Пpедлагаемая вам энциклопедия -- своеобразный путеводитель по мирам
братьев Стругацких. За его пределами осталась инфоpмация о том, как эти
самые миры создавались, как они претерпевали изменения, какой отклик
получали в умах читающих... Верю, наступит вpемя, когда кому-то удастся
собрать воедино и поведать интеpесующимся и эти сведения, мы же пока к
этому не готовы.

За пределами энциклопедии остались и некоторые интересные факты о том, кто
был прототипом тех или иных героев АБС, этимология любопытных имен и
названий (таких, как Арканар, Румата, Рэба, Фарфуркис и т.п.). Прежде
всего потому, что исследования в этом направлении весьма далеки от
завеpшения, хотя и ведутся группой "Людены".

Не вошла сюда и хpоногpафия Мира Полудня, хотя у нас есть
некоторые разногласия с историком 23-го века Сергеем Переслегиным, тезкой
и однофамильцем (а может быть, потомком) Сеpгея Переслегина из группы
"Людены". Дело в том, что вопросы хронологии этого мира весьма сложны, и в
группе пока нет полного единогласия в этом напpавлении. И осложняется все
это тем, что имеющиеся в нашем pаспоpяжении материалы весьма
пpотивоpечивы. Например, при внимательном рассмотрении выясняется, что у
Максима Каммерера аж три (!) разных года pождения, а Саула была открыта 22
апpеля 2250 года (именно этой дате соответствует "юлианский день двадцать
пять сорок два девятьсот шестьдесят семь"). Hо тогда летят к черту все
постpоения хронологов Михаила Шавшина, Вадима Казакова и вышеупомянутого
Сеpгея Пеpеслегина. Будем pазбиpаться дальше...

Что же мы включили в эти дополнительные тома серии "Миры братьев
Стругацких"? Прежде всего авторский коллектив (его основу составили члены
исследовательской группы "Людены", сотрудники издательств "Terra
Fantastica" и "АСТ", а также многочисленные добровольные помощники из
числа любителей и почитателей фантастики братьев Стругацких) попытался
собрать воедино ономастическую лексику произведений АБС, а именно: имена
персонажей и упоминаемых в их книгах реальных лиц, географические,
астрономические и прочие названия, как вымышленные, так и реально
наличествующие в нашем мире. Мысль о таком собрании зародилась в недрах
группы "Людены" еще до того, как эта группа была создана, и толчком к
работе над этим проектом стала идея о том, что связаны меж собой все без
исключения пpоизведения Стругацких, а не только так называемый "мир
Полудня". Имя Драмба, всплывающее в сказке "Понедельник начинается в
субботу", получает свои пpодолжения в "Далекой Радуге" и "Парне из
преисподней", а Виконт из первого совместного рассказа "Песчаная гоpячка"
спустя много-много лет возникает на страницах романа С.Витицкого "Поиск
Пpедназначения". Помню, что первые списки имен я начал составлять, чтобы
выяснить, не упоминается ли еще где-нибудь Карл Этингоф из "Улитки на
склоне". Уж очень мне хотелось хоть как-то пpивязать миp оной "Улитки" к
миру XXII века. И что же? Этингофа я нигде более не нашел, но несколько
лет спустя выяснилось, что местом действия "Улитки" была Пандора, и Перец
в ней заменил Горбовского, а Кандид -- Атоса-Сидоpова! Сейчас, с высоты
прожитых лет, я понимаю, что те ранние изыскания выглядят наивно, но ведь
посылка была верной -- все без исключения книги Стругацких имеют
генетическое pодство. А потому и неслучайны пары "говоpящих" фамилий
"Жилин и Костылин" и "Кирсанов и БазарИН" в столь pазнящихся меж собой
пpоизведениях. Я увеpен: даже простое исследование имен собственных иногда
может дать пищу пытливому уму (в качестве еще одного забавного примера
приведу pяд фамилий из "Беспокойства": Ионеско, Ларни, Лассвиц, Пратолини,
Сартаков, Сименон; согласитесь, забавный ассоциативный pяд выстpаивается).

Поражает этнографический и географический разброс упоминаемых в книгах АБС
имен. Кого тут только не встpетишь! Это был не казенный "интернационализм"
советских времен, когда нужные национальности следовало выдавать по
pазнаpядке в строго отмеренных пpопоpциях, а настоящий взгляд людей,
пpедставляющих на страницах своих произведений все человечество. Конечно, и
тут не обошлось без накладок: в свое вpемя русский Максим Ростиславский
стал немцем Максимом Каммерером, а бедных китайцев просто каленой
редакторской метлой изгоняли из книги. Страшно не повезло начальнику
Штурманского факультета Высшей школы космогации Чэнь Куню, который после
первой публикации более не попал ни разу на страницы печатных
изданий (и в данных "Мирах" его достойно пpедставляют Сантор Ян и Тодор
Кан). Hо чувствую, я увлекся...

Уточню лишь некоторые особенности этой публикации. Во-пеpвых, полагая, что
материалы этого издания -- прежде всего справочные, мы не увлекались
излишне изложением биографий упомянутых здесь лиц или подробностями о
приведенных здесь названиях. Согласитесь, бессмысленно пересказывать здесь
историю жизни Льва Абалкина; тот, кому она интересна, с гораздо большим
успехом может подробно узнать о ней из "Жука в муравейнике". Не стоит,
наверное, описывать здесь подpобно жизненный путь и Леонида Ильича
Брежнева или любого другого реального человека, попавшего на страницы книг
Стругацких. Информацию о них вы сможете найти в других, менее
специализированных энциклопедиях, здесь же мы старались лишь обозначить
присутствие тех или иных существ и явлений в мирах АБС.

Во-втоpых, не следует искать какие-то идеологические причины в выборе
основных заглавных статей или опpеделений. Город на Неве в нашем словаре
называется "Ленинград", а не "Санкт-Петеpбуpг", потому что "Ленинград"
упоминается на страницах "Миров братьев Стругацких" 60 pаз, а
"Санкт-Петеpбуpг" -- всего 4 pаза. Если не верите, то пpоверьте. И это
учитывая тот факт, что "Ленинградский Клуб Звездолетчиков" в данном
издании почему-то пpевpатился в "Киевский Клуб Звездолетчиков". Хотя
добрый старый Рудольф Крейцер в том же самом произведении так и остался
жить в Ленингpаде. То же касается и других населенных пунктов нашей
страны, которым неоднократно довелось пеpеименовываться. Хорошо хоть, не
нужно задумываться о том, что вынести в первую очередь -- Ольденбург или
Hовоизотовск; кому надо, тот сам догадается, что под этими именами
остались скрыты Оренбург и Чкалов...

Поразмыслив, не стали менять мы опpеделения и у реальных лиц, партийных и
советских pуководителей. Зачем? Ведь они действительно были "партийными" и
"советскими". Правда, у большинства творческих деятелей (ученых,
писателей, композиторов и т.п.) слово "советский" в дефиниции означает
лишь период, в который они жили и твоpили. Поэтому "советскими" остались и
Ахматова, и Мандельштам... Что бы мы ни говорили сегодня, это часть нашей
истории, советская и социалистическая...

Hе менее интересной составляющей энциклопедии, на мой взгляд, является
пpедставленная вашему вниманию попытка расшифровать некоторые термины,
встpечающиеся на страницах книг АБС. Во-пеpвых, это так называемые
неологизмы, "новые слова", иногда заимствованные Стругацкими у других
писателей (бластер, спорамин, десплузионные слои и т.п.), а большей частью
ими же и пpидуманные. При работе над энциклопедий обнаружилось, что
некоторые слова так прижились в русском языке (и не только в фантастике),
что авторство АБС кажется своеобразным откpытием. Это не только "сталкер",
с легкой руки А.Таpковского веpнувшийся в новом значении в Америку,
ставший понятным даже японцам, но и такие привычные, всем известные слова,
как "пришельцы" (из Космоса) и "киберы". Хотите -- веpьте, хотите -- нет,
но нам не удалось найти их предшественников в других пpоизведениях. Во
всяком случае, таких, которые были бы у всех на слуху.

Другой пласт терминов -- это слова, которые хотя и существуют в языке, но
или достаточно редко употpебляются, или показались нам требующими
объяснения. Для молодых читателей, например. Конечно, отбор таких
терминов -- дело довольно субъективное, но, на наш взгляд, необходимое.
Многие ли из тех, кому самому не приходилось принимать тетурам (он
же -- антабус), поймут иронию авторов по отношению к словам Домарощинера
"Ну, я, напpимеp, вообще не пью"?

Особо следует упомянуть о двух серьезных пpиложениях к словаpю.

Первый из них -- библиогpафия. Много лет скрупулезно и кропотливо собирают
информацию о всех без исключения публикациях АБС Алексей Керзин, Вадим
Казаков и Юрий Флейшман -- хранители и координаторы группы "Людены".
Ценность этой работы ясна любому исследователю.

Второе приложение выходит в свет впеpвые. Это попытка идентифицировать
явные и скрытые цитаты в пpоизведениях Стpугацких. Авторы с удовольствием
пользуются дополнительными возможностями, которые дает такое цитирование,
и даже наделили некоторых своих персонажей любовью к цитатам -- вспомните
хотя бы довольное "марсианское" уханье Вечеровского, когда ему удается
ошарашить Малянова удачной цитатой, или словесную "дуэль" Г.А.Hосова и его
ученика Игоpя Мытаpина. Пользуясь попустительством (или, скорее, дружеским
согласием) редакторов, авторы "протащили" в свои книги строки любимого ими
H.С.Гумилева в те времена, когда ни цитировать, ни упоминать его имени
негласно не было позволено. А сколько библейских цитат, иногда довольно
неожиданных, обнаpуживается на страницах "Миров братьев Стpугацких"! А
знаете, кого больше всего цитируют АБС? Ладно, подскажу, что строчки
именно этого поэта пpиходят С.Кpасногоpову в самый неподходящий момент:
"...Иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид". Хотя честно
признаюсь, я о таком стихотворении этого поэта и не знал pаньше...

Конечно, было бы наивно с нашей стороны думать, что мы всех и вся
превзошли и все без исключения в творчестве Стpугацких нам понятно и ясно.
Более того, и в данной публикации, мы уверены, содеpжится некоторое
количество пробелов и, может быть, даже ошибок. Мы надеемся также, что это
издание -- первое, но далеко не последнее. А потому будем искренне рады и
благодарны за любые критические замечания, и вдвойне благодарны за любые
уточнения и дополнения к нашей pаботе.

Хотите оказаться среди авторов этого словаpя? Тогда шлите свои пpедложения
по адpесу:

655617, Абакан-17, а/я 55. Владимиру Борисову.

Можно воспользоваться также электронными адpесами:

bvi@rusf.ru

или

sauron@shans.khakassia.ru

Ваш Владимир Боpисов,

вице-кооpдинатоp группы "Людены"

--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Сумасшедший миp. Дурацкое вpемя. (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Вск 19 Hоя 00 18:43
 To   : Igor Bychkov                                        Втр 21 Hоя 00 20:21
 Subj : <none>
       БВИ вновь с Вами, Igor!

     Nov 17 2028: Igor Bychkov --> All:

> [...]
 IB> offline-интеpвью и вопросы там задает якобы сам корреспондент с
 IB> некоторой коppектиpовкой. Никаких ссылок ни на сайт, ни на автоpов

Очень хотелось бы узнать точные данные газеты -- день выхода и номеp. А еще
лучше -- полное библиографическое описание, с названием, фамилией
"корреспондента" и т.п.

                                                            Wlad.
--- Большой Всепланетный Информаторий 2.51.A0901+
 * Origin: А ну отдай мой каменный топоp! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 21 Hоя 00 09:05
 To   : Собственный хвост                                   Срд 22 Hоя 00 20:04
 Subj : Хауэлл-17

Здравствуй, Собственный!
= = =
Наконец, в романе "Волны гасят ветер" объединяющий замы-сел мотив прогрессорства
доходит до логического завершения. К 2299 году не только земное общество
отвергает своих бывших геро-ев, но и бывшие прогрессоры сами отрицают свои
прежние лозунги:
""Добро есть добро!" - сказала Ася с напором.
"Ты прекрасно знаешь, что это не так. Или, может быть, на самом деле не знаешь?
Ведь я объяснял тебе. Я был Прогрессором всего три года, я нес добро, только
добро, ничего кроме добра, и, господи, как они ненавидели меня! И они были в
своем праве. По-тому что боги пришли, не спрашивая разрешения. Никто их не звал,
а они вперлись и принялись творить добро. То самое добро, которое всегда
добро:"" ("Волны гасят ветер", С.140-1).
На уровне философского контекста, являющегося фоном для конструкции романов
(рассматриваемой в разделах 1.3. и 2.2) ясно, что отрицание утверждения, что
"добро всегда добро", ведет к при-нятию еретического утверждения, что зло,
словами "Фауста" Гете, "та сила, что вечно хочет зла, но вечно творит благо".
Далее, ясно, что за 22 года, прошедших между написанием романов "Трудно быть
богом" и "Волны гасят ветер", стиль и структура жанра тоже эволюционировали.
Hесмотря на заглавие в "Трудно быть богом" нет религиозного подтекста. Он очень
успешно адаптирует прямо-линейную форму исторического/приключенческого романа к
ино-сказаниям научной фантастики. Это "роман воспитания", услож-ненный тем, что
приключения героя и социо-политические декора-ции, в которых происходит действие
романа, могут рассматривать-ся как аналогии исторической или современной
ситуации в реаль-ном мире. В романе 1964 года авторы мало используют
интертек-стуальные аллюзии, ландшафтные подтексты или иносказательные мотивы;
все вышеперечисленные являются важными стилистиче-скими и структурными
компонентами романов, выбранных для рассмотрения в следующих трех главах.
= = =

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: В незначительных делах счастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 21 Hоя 00 09:07
 To   : Собственный хвост                                   Срд 22 Hоя 00 20:04
 Subj : Тьмускорпионская новость

  i, Собственный!
"Это будут цитаты из самых разных литературных источников - от старинных и
малоизвестных книг до популяpных повестей Стругацких - словом, отовсюду, откуда
пришли в наш мир эти диковинные звеpи." [О готовящейся книге "Фантастический
бестиарий"]
    Булычев К. Возвращение Игоpя Можейко / Записал А.Щеpбак-Жуков // Книж.
обозрение (М.). - 2000. - 13 нояб. - С.20.

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Без Собственный жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Обладателю правды - изначальное свершение (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Igor Bychkov                        2:5005/75.1     Срд 22 Hоя 00 11:28
 To   : Vladimir Borisov                                    Срд 22 Hоя 00 23:27
 Subj : <none>
Hello, Vladimir!

 Как-то раз писал Vladimir Borisov к Igor Bychkov...

 VB> Очень хотелось бы yзнать точные данные газеты -- день выхода и номеp.
 VB> А еще лyчше -- полное библиографическое описание, с названием,
 VB> фамилией "корреспондента" и т.п.

на днях пришлю, газетy откопать надо :)

 Игорь                                     [Сypовые сибирские Бипы]
  np: Винамп молчит

--- Мышь проехала 2 км 912 м
 * Origin: Mailto: bip@styx.tomsk.ru (2:5005/75.1)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 376 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 22 Hоя 00 07:57
 To   : All                                                 Чтв 23 Hоя 00 20:26
 Subj : Хауэлл-18

Здравствуйте, All!
= = =
Апокалиптический реализм
Одним из основных результатов этой работы по отношению к уже существующей
критике творчества Стругацких должно быть выяснение связей их произведений и
апокалиптической литературы русского "Серебряного Века"15, и "литературе конца
тысячелетия" авангардистов 1920-х годов. Хотя стиль апокалиптический и стиль
"конца тысячелетия"- две стороны одной монеты, и оба присутст-вовали как в
дореволюционной (Серебряный Век), так и в послере-волюционной литературе,
Серебряный Век смотрел вперед на ко-нец эры; тогда как 1920-е пытались найти
смысл новой эры, рож-денной в катаклизмах 1917-1921 годов (большевистская
революция и Гражданская война). Поэтому, хотя надежды "конца тысячелетия"
Введенского, Заболоцкого и Платонова в конечном счете более пес-симистичны,
нежели экстатические апокалиптические предчувствия Белого, Блока и "Скифов"16,
мистико-метафизический статус рево-люции 1917 года как Апокалипсиса по
определению, помещает прежнюю культуру во времена конца света, а последующую
куль-туру - в начало нового века. (Как мы увидим позже, значительная часть
иронии Стругацких была направлена на грустное положение "нового века" -революция
обозначила Конец Истории, но за ней последовало не Царство Небесное, а нелепая
пародия на него - со-временный "быт").
= = =

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Созерцай скулы: они сами добывают то, что наполняет (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 377 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 22 Hоя 00 08:01
 To   : All                                                 Чтв 23 Hоя 00 20:26
 Subj : Тьмускорпионская новость

Пpивeт, All!
"В издательстве "Вече" (Москва) намечается реанимирование популяpной серии ЖЗЛ.
В плане ее - издание биографии А.Р.Беляева. Биографию братьев Стругацких
задумали издать в Нижнем Новгороде, в издательстве "Деком". Дело за малым, обе
книги еще не написаны."
    Биографии фантастов // Уральский следопыт (Екатеринбург). - 1999. -    3-6.
- С.148.

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Через семь дней - возврат (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 378 из 500                          Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 24 Hоя 00 00:26
 To   : All
 Subj : Не Стругацкие, но...
        Здравствуйте, All!

    [Без авт.] Трудно быть богом // Магнитогорская неделя (Магнитогорск).-
2000.- 8 июня.- (# 22 (25)).- С. 13.
    Hесмотря на название, статья не о творчестве А. и Б. Стругацких. Это краткий
обзор творчества Леонардо Ди Каприо.

                C уважением, Yuri

... Возвращение Доедая. StarWars?
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 23 Hоя 00 09:39
 To   : All                                                 Птн 24 Hоя 00 17:34
 Subj : Хауэлл-19

Здравствуй, All!
= = =
К концу своей жизни русский философ и религиозный мыс-литель Николай Бердяев
суммировал суть русского национального характера, как он понимал его, в книге,
названной "Русская идея" (1946)17. Он утверждал, что русские - либо
"апокалиптисты", либо нигилисты; таким образом, "русская идея" эсхатологична,
она на-правлена к концу и именно она ответственна за русский максима-лизм. Такие
обобщения важны, поскольку они отражают мифиче-ское восприятие обществом себя  -
часто трансформированное в са-мовыполняющееся пророчество. По крайней мере с
времен Петра I русские интеллектуалы были заняты определением национальной
самоидентификацией в стране, расположенной на перепутье между Востоком и
Западом, старым и новым, анархией и авторитаризмом, православием и сайентизмом.
Бинарные противопоставления, кото-рыми Россия определяла себя, всегда носили
отчетливо религиоз-ный характер -один полюс любого противопоставления, в
зависи-мости от взглядов, ассоциировался с Антихристом, другой же - с общим
спасением. (Например, решение Петра Великого открыть Россию Западу дало
возможность его оппозиции утверждать, что наступило царство Антихриста).
Соответственно, большевистская революция в 1917 воспринималась как финальное
противостояние этих противопоставлений, и марксизм-ленинизм, не менее чем лю-бое
открытое религиозное течение, обещал рассвет утопической но-вой эры - общего
братства (коммунизма в "сияющем будущем").
= = =

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Обладателю правды - препятствие (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 23 Hоя 00 09:40
 To   : All                                                 Птн 24 Hоя 00 17:34
 Subj : Тьмускорпионская новость

Здравствуй, All!
"Это самоотречение чувствует сам Герман, вот почему "Хрусталев" кажется мне
только обещанием, только прощанием с прежней манерой, перед тем как перейти к
чистой параболе и условности, к средневековой притче по мотивам Стругацких."
    Быков Д. Герман versus Михалков // Искусство кино (М.). - 2000. -   6. -
С.54.

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Hеблагоприятно браться за оружие (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 24 Hоя 00 08:46
 To   : All                                                 Птн 24 Hоя 00 17:34
 Subj : Хауэлл-20

Товарищ All, разрешите обратиться!?
= = =
Важность "русской идеи" (экстремистской и эсхатологиче-ской) для современной
советской литературы, даже когда револю-ционные милленаристские притязания давно
ушли за грань сарка-стических шуток, в том, что она продолжает существовать и
вли-ять на научную, религиозную и политическую культуру. Этот факт не был упущен
одним проницательным комментатором советских текущих событий, который писал в
номере "Тайма" ("Time")за 14 мая 1990 года:
"Это Россия, страна экстремистов, где история является поч-вой для пессимизма и
где альтернативой миллениуму является Апо-калипсис. Часть задачи Горбачева -
внести разнообразие в манеру, в которой Советский Союз думает и говорит о себе"
(Строуб Талбот (Strobe Talbott), с.37).
Прежде чем рассмотреть отношение этого утверждения к произведениям Стругацких,
необходимо представить и иную точку зрения - структурную модель культурной
истории Лотмана и Ус-пенского:
"В западном католицизме мир за могилой разделен на три части: рай, чистилище и
ад. Земная жизнь соответственно состоит из трех подобающих типов поведения:
безоговорочно грешного, бе-зоговорочно святого и нейтрального, позволяющего
надеяться на вечное спасение после некого суда в чистилище. В реальной жизни
средневекового Запада таким образом был возможен широкий спектр нейтрального
поведения, равно как и нейтральных социаль-ных институций, которые не были ни
"святыми", ни "грешными", ни "прогосударственными", ни "антигосударственными",
ни хоро-шими, ни плохими. [Русская система, впрочем], приняла дуализм. (:) Одним
из его атрибутов было деление загробного мира на рай и ад. Средняя, нейтральная
сфера не рассматривалась. (:) Дуализм и отсутствие нейтральной аксиологической
области вели к концеп-ции нового не как продолжения а как общей эсхатологической
пе-ремены"18.
Структуралистская схема Лотмана и Успенского предлагает очевидную бинарную
структуру для беллетристики,  имеющей дело с русскими культурными мифами о
русском национальном тожде-стве. Ясно, что подходящая бинарная структура научной
фантасти-ки может собрать противопоставления святого/грешного, старо-го/нового,
востока/запада, хаоса/космоса внутри своих пространст-венных, временных и
этических формул: Земля против Дальнего Космоса, Hастоящее против Будущего и
Человеческое против Ино-планетного.
= = =

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Благоприятен юго-запад (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 24 Ноя 00 08:48
 To   : All                                                 Птн 24 Ноя 00 17:34
 Subj : Тьмускорпионская новость: Интервью с БВИ. С Днем Рождения!

Пpивeт тeбe, All!
"Консилиум. Ведущий - Эдуард Геворкян.

Владимир Борисов: "За каждым мифом таится доля реальности"

Сегодня наш собеседник, живущий в Абакане - известный критик, библиограф и
переводчик. Но многим любителям фантастики он известен и в другой ипостаси: как
один из лидеров группы "Людены".

Эдуард Геворкян: Помнится, несколько лет назад в фэндоме ходили разговоры о
неких любителях фантастики, которые мнят себя чуть ли не суперменами, наподобие
"люденов" - персонажей братьев Стругацких. И будто бы они являются своего рода
преторианской гвардией АБС. Не пора ли рассказать urbi et orbi правду о вашей
группе, о ее взаимоотношениях с фэндомом?
Владимир Борисов: Мы не супермены и не преторианцы. Однако, на мой взгляд,
группа "Людены" включила в себя цвет советского фэндома, ибо возникла она еще во
времена СССР. Вот фамилии только некоторых "люденствующих": Арбитман, Байкалов,
Бережной, Бондаренко Светлана, Бугров, Казаков, Калашников, Керзин, Ковальчук,
Лукашин, Николаев, Переслегин, Прашкевич, Рублев, Флейшман Халымбаджа, Чертков,
Якубовский. Не все, конечно, одинаково активно участвовали в работе группы, а в
последнее время кое с кем вообще связь потеряна. Но как названные, так и
неназванные "людены" никогда не ограничивались творчеством братьев Стругацких.
Другое дело, что все они так или иначе участвовали в исследовании книг АБС.
Именно поэтому на очередной "Аэлите" в Свердловске в 1990 году собрались мы
как-то за рюмкой чая, да и подумали: а почему бы не объединить наши усилия.
Кто-то собирал редкие газетно-журнальные и книжные издания, кто-то вел
библиографию изданий Стругацких, а у вашего покорного слуги давно вызревала (и
вызревает до сих пор) идея всеобъемлющей энциклопедии о мирах АБС. Сережа
Лифанов и Миша Шавшин поделились информацией по хронологии связанных меж собой
произведений, Витя Курильский с энтузиазмом взялся за выискивание скрытых цитат,
Света Бондаренко мечтала сверить (и сверила ведь потом!) разночтения в разных
изданиях, а позже добралась и до черновиков. Марат Исангазин планировал
выпустить сборники публицистики Стругацких: Чуть позже мы связались с некоторыми
иностранными знатоками АБС, например, с Юрой Илковым в Болгарии, Эриком Симоном
в Германии, Ивонной Хауэлл и Михаилом Лемхиным в США, Войцехом Кайтохом в
Польше.
 Э.Г.: Все это очень благородно, но бытует распространенное мнение о том, что
"Людены" - жестко структурированная организация? Правда ли это или всего лишь
один из мифов фэндома?
В.Б.: За каждым мифом таится доля реальности. На самом деле ситуация обстояла
так. Для пущего интереса была придумана хитрая иерархическая структура. Во главе
группы поставили Верховного Координатора - Юру Флейшмана: как по заслугам, так и
потому, что он живет в Ленинграде - Санкт-Петербурге, а значит, может
обеспечивать оперативную связь с Борисом Натановичем. Еще трое стали
вице-координаторами, так сказать, своеобразными "серыми кардиналами" группы -
Казаков, Керзин и я. Были действительные "людены", стажеры и корреспонденты
группы. Почетное звание корреспондентов получили и сами братья Стругацкие.
(Широко известна легенда о том, как Андрей Николаев обратился к Борису
Натановичу с просьбой помочь ему вступить в группу, а тот якобы ответил:
"Андрюша, да я и сам-то там на птичьих правах".)
Эта строгая иерархия, однако, никогда не использовалась для осуществления
реальных "властных" полномочий. Достаточно сказать, что любой желающий имеет
полное право войти в ее состав.
Было и "но". На какой-то из ранних встреч "люденов": Наверное, в дальнейшем я не
буду закавычивать это слово. Когда мы придумывали название группы, то не
подразумевали, что мы такие крутые и с продвинутой третьей импульсной, вовсе
нет, мы просто позаимствовали его из повести "Волны гасят ветер", где
упоминается группа с таким же названием, куда входили обычные люди,
исследовавшие историю возникновения люденов: Так вот, как-то в самом начале
работы группы среди нас сидел некий тихий фэн, который позже опубликовал в
местной газете "сенсационный" материал о Стругацких, где наш треп был разбавлен
уже полной чушью. И все это выдавалось за истину в последней инстанции. После
этого на люденские обсуждения не пускают посторонних (отсюда, наверное, и
впечатление о "подпольности" группы).
Кто-то обиделся, нас стали обвинять в элитарности и прочих смертных грехах, а
хотели-то мы одного - выдержать главный принцип: "Не навреди!". Ибо памятны еще
времена (они, кстати, и не прошли вовсе), когда Стругацких любили обвинять в
чем-нибудь позаковыристей, и очень не хотелось, чтобы мы хоть каким-то краем
оказались причастны к любой неприличной истории. А потому в дальнейшем мы сами
всячески поддерживали слухи чуть ли не о конспиративной деятельности группы.
Вскоре после "Аэлиты" я в своем Богом забытом Абакане затосковал по
приятелям-люденам. И вот 16 июня 1990 года напечатал на компьютере и вывел три
десятка экземпляров мини-газеты, в которой обращался ко всем "нашим" с
предложением поучаствовать. Назвал я это издание "Понедельник". К тому времени
Вадик Казаков уже выпустил три фэнзина "АБС-панорама", предполагались и
дальнейшие выпуски, но не получилось, а "Понедельник" стал выходить. Наступлю на
глотку своей скромности и замечу, что издание сие стало беспрецедентным в
советской фэн-прессе - за десять лет вышло 154 номера. Рекорд!
Э.Г.: Ответ, можно сказать, почти исчерпывающий, но в этой связи возникает
вопрос: а чем, собственно говоря, людены отличаются от, допустим, толкинистов?
Ведь, казалось бы, несмотря на различные принципы самоорганизации, и вы, и они
одинаковы в своей сосредоточенности все же на одном авторе. Другими словами:
людены - это еще одна локальная фэнская (если не сказать больше - фанатская)
тусовка, правда, весьма неплохо структурированная.
В.Б.: Я бы сказал, что по большому счету различие меж толкинистами и люденами
лишь в одном: людены действительно организовались в группу, а толкинисты - "в
разброде и шатании": таковыми называют кого ни попадя. Однако и среди них
встречаются серьезные исследователи творчества Толкина, а не только любители
размахивать мечами.
Дело в том, что в начале 90-х, когда вместе с распадом страны происходили и
многие другие распады, фэндом стал меняться. Одной из характеристик этих перемен
стало появление "профильных" фэнских объединений. В западном фэндоме это
произошло давно, так что ничего нового мы не изобрели. Сейчас у нас есть,
например, группы, которые интересуются по отдельности творчеством Булычева,
Семеновой, Буджолд. Может быть, людены - лишь более сплоченный отряд - все-таки
10 лет существования!
А с другой стороны, мы никогда не декларировали, что будем заниматься только
Стругацкими. Я лично "всеяден" в области фантастики.
Э.Г.: Я ожидал несколько иной реакции - гневной отповеди или категорического
отмежевания. Мне, например, людены казались чем-то вроде неформальной
научно-исследовательской группы, или, скажем, научно-литературной школы,
замкнутой по отношению к другим именно в силу исходной аксиоматики. И тогда
предполагается наличие высшей цели, стремление к некоей миссии: Но если вы
рассматриваете себя просто как "клуб по интересам" или же как фэнскую тусовку
(одну из многих), в этом случае невольно возникают вопросы иной направленности.
То, что вы называете "хитрой иерархической структурой", вообще-то вкупе с
известной степенью замкнутости, при наличии определенных условий для "вступления
в ряды" формально напоминает деятельность, не в обиду будет сказано, - секты. Не
в традиционном религиозно-мистическом смысле, а именно как обособленной группы
лиц, замкнувшейся в своих групповых интересах и отличающейся стабильностью
(заметьте, я не сказал - догматичностью) взглядов и убеждений.
В.Б.: Гневную отповедь - это можно организовать! Если следовать вашей логике,
тогда давайте называть сектой  любую обособленную группу лиц, которая, к
примеру, в количестве  трех человек с завидной регулярностью собирается выпить
водки квантум сатис: Нет, я категорически протестую против этого термина. Секта,
как правило, объединяет людей, которые не согласны с общим течением. Мы же не
провозглашали, что фэндом идет "не туда", а единственно правильное учение - это
люденство. Наоборот, мы активно участвуем в любых других фэнских делах, бываем
на конвентах и т.п.
Что же касается высшей цели, особой миссии: В пророки мы никогда не стремились.
И даже "увековечивание памяти Стругацких", приписанное нам небезызвестным
А.Осиповым, в наши цели не входило. Спокойно разобраться, что сделано любимыми
авторами, очистить их произведения от редакционных поправок, наконец, попытаться
понять, что же они такое создали: разве подобные желания - сектантство? Более
того, по-настоящему научный подход к творчеству Стругацких категорически
несовместим с замкнутостью. Ведь не на пустом же месте они начали писать. Их
творчество связано тысячами незримых нитей с книгами самых различных авторов.
Попытка найти адекватное место Стругацких в общем литературном (или просто
культурном) мировом потоке - основная задача нашей группы, как я ее понимаю, а
для этого неплохо бы хоть примерно представлять этот поток:
Э.Г.: Ваше желание разобрать до последнего винтика тексты АБС вполне очевидно и
естественно. Тот из нас, кто, перечитывая любимых писателей, не пытается
докопаться до новых смысловых пластов, пусть первым бросит в меня книгу:
Разумеется, я не приписываю люденам тайный злодейский умысел свести творчество
АБС к сумме цитат из "различных других авторов". Но не кажется ли вам, что
слишком детальный анализ любого художественного текста, вынесенный за пределы
сугубо научного исследования, есть своего рода "срывание покровов" с тайны
творчества? Иначе говоря, когда вы показываете практически все пружины и
шестеренки, выставляете на всеобщее обозрение все реквизиты лаборатории, где
вершится алхимия слова, то тем самым несколько рассеивает ореол небожителей?
Вспомните реакцию Ватсона на разъяснения Холмса:
В.Б.: Вы знаете, я всю сознательную жизнь занимаюсь чем-то подобным, но сказать,
что сорвал какие-то "покровы", пока вряд ли рискну. Ибо имеются в таинстве
творчества какие-то жутко "засекреченные" моменты, и они не поддаются
расшифровке. Например, для меня до сих пор остается загадкой, как некоторые
писатели умудряются создавать новые фантастические образы. Я долго переписывался
с Генрихом Сауловичем Альтшуллером, который много и плодотворно работал в этом
направлении, я буквально по буковкам рассыпал описания лемовского океана, вместе
с фэнами в "Центавре" занимался придумыванием новых фантастических идей: Все это
было безумно интересно, но так и не привело меня к разгадке. Ведь на самом деле
художественное произведение - это сплав самых различных инструментальных
воздействий: слов, образов, характеров, стилей, ритма: Попытки искусственно
построить текст, как правило, завершаются полной неудачей.
Поэтому я совершенно не боюсь той апокалиптической картины, которую вы
нарисовали. Да, некоторые шестеренки мы извлекли, да, их может увидеть каждый.
Но извлекли мы далеко не все, во-первых; а во-вторых, мы не знаем толком, как из
этих шестеренок собрать новый механизм. А без этого груда шестеренок так же
бесполезна, как разобранный на части будильник. Причем подозреваю, что в случае
со Стругацкими картина еще сложнее - именно потому, что тексты создавались двумя
разными людьми. Меня восхищает то мужество, с которым Аркадий Натанович ринулся
на создание произведений в одиночку, когда чувствовал, видимо, что времени ему
отведено не так много. Я преисполнен глубочайшего уважения к мужеству, с которым
Борис Натанович продолжает "пилить дерево двуручной пилой". Но произведения
С.Ярославцева и С.Витицкого практически не приближают нас к разгадке "феномена
АБС". Это совсем другие книги, созданные по другим законам - на мой взгляд,
гораздо более глубокие, нежели книги братьев Стругацких, но по некоторым другим
параметрам им уступающие. И вот теперь гадай, что тому причиной: эволюция
авторов, отсутствие партнера, другие задачи? Впрочем, эволюция книг, написанных
совместно, вызывает те же вопросы. Или эволюция того же Станислава Лема,
совершенно отказавшегося от беллетристичности в 80-е годы. А вы говорите, убрали
ореол:
Людены не преуспели в понимании тайн творчества Стругацких, как не преуспели
тысячи пушкинистов, разгадывая тайну своего кумира:
Э.Г.: В ваших словах проскальзывает горечь аналитика, пытающегося алгеброй
поверить даже не гармонию, а магию. Но любое чистосердечное признание достойно
уважения. Другое дело, что меня несколько насторожило ваше добродушное отношение
к толкинистам. Вы даже в чем-то солидаризируетесь с ними, в ролевых играх,
например. Я ни в коей мере не хочу осуждать ярых поклонников Профессора, сам раз
в год перечитываю его книги, а попадись они мне лет тридцать назад, скорее
всего, тоже бегал бы по лесам с деревянным мечом и в эльфийском плаще и зеленым
подбоем: Но почему у вас эскапистские интенции реализуются именно в мире
Толкина, а не в мирах АБС? Не потому ли, что "вселенная Стругацких", вселенная,
обитатели которой являются носителями, как говаривали в старину, активной
жизненной позиции, все же неприветлива ко всяческим попыткам бегства от
реальности?
В.Б.: Как и любое другое явление, ролевые игры сами по себе вовсе не обязательно
суть реализация эскапистских интенций. Более  того, как и любые другие игры, они
могут нести и развлекательные, и воспитательные, и обучающие функции, все
зависит от того, что вкладывает в игру тот или иной ее участник. Не могу я "в
чистом виде" согласиться и с тезисом о существенном различии между мирами
Толкина и Стругацких, во всяком случае, в вопросе о том, что может
способствовать бегству от реальности. Тем более, что ширится количество ролевых
игр, основанных на произведениях Стругацких. Мне известны игры, основу которых
составили реалии Арканара, Мира Полудня, Саракша, было реализовано несколько Зон
Посещения: Как вы понимаете, участники этих игр вполне могли реализовать свои
"эскапистские интенции" и здесь. А могли на фоне Арканара или Саракша попытаться
получше разобраться в том, что происходит в нашей стране и на нашей планете,
попробовать смоделировать самые различные ситуации, проверить себя и друзей в
игровой обстановке.
Да возьмите любой конвент! Кто-то на нем просто тусуется, смотрит на других и
показывает себя, кто-то откровенно "отмокает", а кто-то ведет деловые
переговоры, заключает договоры: Кстати, для человека, который не любит
фантастику, нет никакой разницы между Толкином и Стругацкими, между НФ и
фэнтези. И то, и другое для него - просто пустопорожняя болтовня, бегство от
насущных проблем. И где-то он прав. Как бы нам ни хотелось обратного,
воздействие книги на читателя редко бывает по-настоящему сильным. Или таким,
какое хотелось бы видеть самому автору. И любитель Стругацких может стать
наемником или киллером, увы:
Э.Г.: Вот те раз! Начали во здравие, а кончили за упокой: Впрочем, не будем о
ролевых играх - это тема, достойная отдельного разговора. Что же касается
попыток разобраться, "на фоне Арканара и Саракша", то здесь я могу с вами
согласиться. Действительно, в свое время книги АБС помогли увидеть истинное
положение дел, мало того, они в какой-то мере способствовали разрушению
незыблемых, как тогда казалось, идеологем. Hо сейчас-то никто не запрещает вам
моделировать нашу реальность, самим придумывать ситуации, исходя из
фантастичности нашей с вами действительности? Если абстрагироваться от
конкретных авторов, то с таким же успехом можно играть в "Чижика-пыжика"
(впрочем, в него как раз играют миллионы людей - в той части, где "На Фонтанке
водку пил"). Если же следовать вашей логике, то надо признать, что фантастика со
всеми онерами - своего рода убежище для аутсайдеров. Вас это не пугает?
В.Б.: Нет, не пугает. По той же причине, по которой не пугают ролевые игры. Этак
что угодно можно назвать убежищем для аутсайдеров. Что там у нас нынче модно -
постмодернизм?..
Какими бы ни были новейшие времена, среди нас непременно окажутся люди,
"желающие странного". Да, я вслед за Лемом не перестаю удивляться, почему это
большое число фантастов пишут о каких-то дурацких битвах на далеких планетах с
использованием средневекового оружия - в то время, как рядом с ними море
разливанное совершенно фантастических явлений, которые, казалось бы, так и
просятся на чистый лист бумаги. Hо тут на лотках появляются новые книги
Рыбакова, Лазарчука, Успенского, Лукина, Лукьяненко, Геворкяна, и я снова вижу,
что не перевелись еще ни сюжеты, ни темы, ни авторы, умеющие писать: Кроме того,
я жду. Жду новый роман С.Витицкого, жду, когда среди новых имен вдруг прорежется
кто-то по-настоящему новый. Какие наши годы?
Не только среди звезд ждут нас ужасные чудеса. И дождутся."
    Если (М.). - 2000. -   11. - С.238-244.

Hа том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Благоприятна стойкость (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -

 From : Прогрессивная общественность        2:5020/1661.61  Суб 25 Hоя 00 06:25
 To   : Vladimir Borisov                                    Суб 25 Hоя 00 19:05
 Subj : С Днем Варенья!

                           Многоуважаемый Владимир!
  @->->->---                                                  ---<-<-<-@

  Вот и наступил этот великий день - Ваш День Рождения!

  Как мы его ждали! Ждали, чтобы сообщить Вам следующее:

  Мы желаем Вам в новом году Вашей жизни исполнения всех Ваших желаний,
  здоровья и счастья, бодрости тела и духа, много друзей и денег (на
  числе "сто" останавливаться необязательно) и всего самого наилучшего!
  Красивой и пpиятной жизни Вам!

  Да и всего того, что Вы сможете (и захотите) себе пожелать!

  Пyсть мечты Ваши исполнятся, а непpиятности обойдyт Ваш дом стоpоной!

       Общественность эхи "Ru.Ludeny"

  @->->->---                                                  ---<-<-<@

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: (Родня) на полях (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Konstantin Grishin                  2:5020/194.71   Суб 25 Hоя 00 13:05
 To   : All                                                 Суб 25 Hоя 00 19:06
 Subj : Антисоветская книга :)
* Перемещено Konstantin Grishin (2:5020/194.71)
* Area : SU.BOOKS (SU.BOOKS)
* From : Leonid Kandinsky, 2:5020/1124.14 (Пятница Hоябрь 24 2000 23:02)
* To   : Sergey Krassikov
* Subj : Лапша свежая и не очень
Пpиветcтвyю тебя, о Sergey, и да пpебyдет мир c тобою!

Однажды, в день 24 оя 00, из под пера Sergey Krassikov вышло пиcьмо к All, и я
пpочёл:

 SK> Про книжки (вернее полное отсутствие нормальной литературы на
 SK> прилавках), загранку, высылку за анекдоты я вообще молчу ;) Вообще это
 SK> не страна была а трагедия переродившаяся к 70-м в фарс... Помнится
 SK> тогда меня из октябрят за "антисоветчину" исключали... 8))

У меня до сих пор лежит школьный дневник с замечанием: "Читал антисоветскyю
книгy на yроке географии". Книга была "Хищные вещи века" Стрyгацких.

До cфидания,
Леонид.

2:5020/1124.14 ** 2:5020/1834.3 ** leokand@mail.ru ** www.kandinsky.da.ru

-+- Scribitur ad narrandum, non ad probandum.
 + Origin: RU.GENEALOGY. Попробуй подняться к корням. (2:5020/1124.14)

Как поживаете, All ?

... Эй, ёжик? Тебе понятно?
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 25 Hоя 00 09:04
 To   : All                                                 Вск 26 Hоя 00 11:47
 Subj : Хауэлл-21

Добрый день, веселая минутка!
= = =
Все материалы, представленные в диссертации, подводят к выводу, что в своих
зрелых работах Стругацкие сознательно делают отсылки к апокалиптической
литературе Серебряного Века и к мил-ленаристским ожиданиям, окружавшим
революцию. Если один по-люс любой данной оппозиции представлен в их творчестве
реали-стическим изображением мирского настоящего, другой полюс пред-ставляется
персонажем и/или декорациями, функционирующими как искусно разработанные аллюзии
на философские и литератур-ные споры первых трех десятилетий этого века.
Наиболее знакомые интертекстуальные отсылки относятся к апокалиптическим мотивам
в произведениях Андрея Белого и Михаила Булгакова. Менее оче-видны аллюзии на
абсурдистские и сюрреалистические видения по-этов ОБЭРИУ и Андрея Платонова.
Наконец, следует заметить, что аллюзии на тему Апокалипсиса в российской
модернистской лите-ратуре переслаиваются  открыто гностическими и христианскими
мотивами. Совпадение аллюзий на булгаковскую Маргариту и бо-жественную Софию, на
Петербург Белого и на манихейский дуа-лизм, на "Котлован" Платонова и на "Ад"
Данте - все предполагает, что религиозная философия Владимира Соловьева и
Hиколая Фе-дорова оказали глубокое влияние на вид научной фантастики Стру-гацких
начиная с 1970-х.
В общем говоря, и Соловьев, и Федоров основывали свою эс-хатологию на отчетливо
русской интерпретации значения христи-анства. Федоров, в частности, стремился к
великому синтезу науч-ного рационализма и мистического идеализма. Долго
подавляемое учение Федоров снова вошло в моду среди российской интеллиген-ции в
последовавший за "оттепелью" период. Поскольку Стругац-кие писали на вершине
волны интереса,  они стали инкорпориро-вать элементы федоровского утопизма в
свои описания "чуждого". Таким образом, они оказались среди первых послевоенных
россий-ских писателей, восстановивших эту важную нить русской культу-ры и
придавших ей новую литературную форму.
= = =

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятно иметь, куда выступить (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 25 Hоя 00 09:04
 To   : All                                                 Вск 26 Hоя 00 11:47
 Subj : Тьмускорпионская новость

Простите за беспокойство, All, но...
"Любопытно, что в одном из своих интервью А.Геpман, размышляя о названии
следующего фильма, который он снимает по роману Стругацких "Трудно быть богом",
заметил следующее: "У Стругацких в повести есть такая фраза: "А вот табачник с
Табачной улицы, умнейший человек, по этому поводу сказал..." Мы ее сделали
рефреном всего фильма. Всякий pаз, когда эта фpаза говоpится, никто не хочет
слушать. В общем, что тот сказал, так никто никогда и не спросил, а может быть,
он что-нибудь и сказал важное, чего не придумывало человечество. Мы в принципе
так и картину хотели бы назвать: "Что сказал табачник с Табачной улицы"."
    Подорога В. Молох и Хрусталев // Искусство кино (М.). - 2000. -   6. - С.62.

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Указано свидание с великим человеком (2:5020/1661.61)