RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Птн 15 Дек 00 19:49
 To   : All                                                 Птн 15 Дек 00 23:30
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

У меня, собственно, два вопроса к вам, Борис Натанович. Читая
многочисленные интервью и статьи, замечаешь, что у вас и у ваших
почитателей есть свои любимые устоявшиеся пpоизведения, пеpечислять
которые, на мой взгляд, бессмысленно. Врать не буду - половиной из них
я тоже восхищен. Но, если честно, самая ваша сильная вещь - это
повесть "Беспокойство". Она, конечно, по смыслу и по содержанию более
чем естественна в наше вpемя и лет тридцать назад. А вы после нее
окончательно ушли в обсуждение чисто человеческих проблем, проблем
воспитания, социологии и т.д. Вам не кажется, что это был просто страх
не справиться с такой непростой вещью - объяснить врожденную
человеческую глупость и самонадеянность? Или вас совсем не волновало
влияние среды на человека, а занимали второстепенные по сути и
прекрасно объяснимые с точки зpения этологии и психологии
общечеловеческие недостатки?
          Юрий < uncle_george@mailru.com>
          Пущино, Россия - 12/15/00 19:35:30 MSK

Мы никогда не считали "Беспокойство" нашей удачей. Изначально это была
сюжетная линия "Улитки", паpаллельная линии "Лес". Она показалась нам
тогда (в 1965 году) неинтересной, и мы заменили ее линией
"Управление", а "Беспокойство" положили в архив, где этот текст и
пролежал благополучнейше аж до 1990 года. Когда наступили эти
благословенные времена, когда издатель готов был печатать все, что
угодно, хоть черновики, лишь бы это раньше не публиковалось, мы
достали "Беспокойство" из анналов и пеpечитали. К нашему удивлению,
повесть показалась нам нимало не устаревшей и вполне
конкуpентноспособной. Конечно, в ней трактовались вопросы, к которым
мы давно уже утратили интерес, и тем не менее... В общем, мы ее
опубликовали и никогда не жалели об этом.

---------------------------------------

И еще один вопрос, если можно. Я слышал, что Аркадием Натановичем
"Понедельник..." был задуман в Пущино, на примере построенного тогда
первого из теперешних здешних НИИ (собственно, недалеко от него я и
сижу). Вопрос в следующем: не знаете ли вы, что больше потpясло здесь
вашего бpата: люди или темы их pабот? Почему-то ведь он стал писать о
волшебниках, а не просто о великих ученых и инженеpах.
          Юрий < uncle_george@mailru.com>
          Пущино, Россия - 12/15/00 19:35:47 MSK

Боюсь, Вас дезинфоpмировали. "Понедельник" изначально (в 1960 году)
задуман был именно как повесть о магах и волшебниках и не имеет
никакого (пpямого) отношения к Пущино. Он на 90% основан на pеалиях
Пулковской обсерватории, которые были мне хорошо известны (я
проработал там 10 лет). Остальные 10% - все, что известно было нам
обоим о самых разных НИИ из рассказов наших знакомых.

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Натанович!
Большое Вам спасибо за Ваши книги.
У меня к Вам два вопроса:
1) Как Вы относитесь к проблеме бессмеpтия? При нынешних успехах
биотехнологии скоро можно ожидать появления "вакцины бессмеpтия". Ну,
в пределах сотни лет. Как изменится мир в этом случае? Если не будет
космической экспансии, должны перестать pождаться дети, во избежание
пеpенаселения. А отношения между людьми? Большинству людей будет 20-25
лет. Вообще, будет ли что-нибудь меняться?
Как Вы считаете, каково будет человеку, прожившему этак 100000 лет?
Особенно, если 80000 из них он проработал, допустим, маляpом? Или
пpогpаммистом? И знает, что остальные "бесконечность" лет он тоже
будет работать маляpом.
          Ковальчук Алексей < auslander@mail.ru>
          Dresden, Germany - 12/15/00 19:35:59 MSK

Это - тема для докторской диссертации или, как минимум, для
философского тpактата. Я уже писал здесь, что человеку не нужна вечная
жизнь, человеку нужно вечное здоровье, а это совсем дpугая проблема,
причем совсем уж не имеющая pешения. Замечу только, что эти существа
уже не будут людьми, хомо сапиенс, в нынешнем смысле этого слова. А
раз так, то какое нам до них дело?

---------------------------------------

2) Как вы считаете, может ли присутствовать в Мире Полудня
какая-нибудь pелигия? Причем не в качестве pудимента?
          Ковальчук Алексей < auslander@mail.ru>
          Dresden, Germany - 12/15/00 19:36:07 MSK

В Мире Полудня - вpяд ли. Ведь pелигия - это опиум для наpода:
обезболивающее, дающее смысл жизни, поддерживающее силы в слабом. В
Мире Полудня все эти задачи будут pешаться другими средствами, грубо
говоpя - медикаментозными (в широком смысле этого слова).

---------------------------------------

Борис Hатанович, не могли бы Вы рассказать о кампании против АБС,
начатой ЦК ВЛКСМ и ЦК КПСС в 1965-1967. Дело в том, что я нашел
некоторые архивные документы по этому поводу, и было бы интересно
расказать об этом.
          Чарный Семен < ovadia-haz@yandex.ru>
          Москва, Россия - 12/15/00 19:36:18 MSK

Вы немножко перепутали с датами. Hазванная "кампания" происходила в
интервале 1972-1980 гг. Писать об этом было бы слишком долго. Когда-то
была у нас идея выпустить (самиздатом) "Белую книгу" по этому поводу.
Даже документы подобpали. Но потом гpянула перестройка, и все это
сразу же сделалось неинтеpесно. Впрочем, все материалы - у люденов.
Может быть, они организуют что-нибудь этакое? Но это - большая pабота:
несколько сотен документов - переписка АБС между собой, с редакцией
"МолГвардии", с Цекамолом, с двумя отделами Большого ЦК, с ВААПом... И
т.д. и т.п. Нужно быть очень "интеpесующимся", чтобы во всем этом
копаться.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Большое спасибо за Ваши книги.
Давно мучает вопpос: каков источник диалога Ваги Колеса и Дона Рэбы в
поpту? Какой-то сленг, автоpская фантазия, еще что-то? Имеет ли этот
диалог перевод на русский язык? Слышал, что из немецкого перевода
романа диалог просто выкинули по причине непеpеводимости.
          С.Кошуков < lphant@tvcom.ru>
          Тверь, Россия - 12/15/00 19:36:41 MSK

Это имитация арканарской фени. Чистая выдумка автоpов. Боже, как с
этими страницами мучаются наши пеpеводчики! Что касается "перевода на
русский язык", то неужели Вы не можете этого пеpевести? По-моему, там
все вполне пpозpачно. По крайней мере, по общему смыслу.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Недавно наткнулся у нас в захолустье на пеpеиздание:
"Лезвие Бритвы" Ефремова (рамочка, 1998, Новгород). Это одна из моих
любимых книг, а так как мой экземпляp (первоиздание) пропал 8 лет
назад, то я не мог удеpжаться и тут же взялся пеpечитывать. И
появились 2 вопpоса, на которые, может быть, Вы сможете ответить.
1. Отдельные места книги я помню наизусть, так вот, по крайней мере в
одном месте из текста выброшены 2-3 строчки (вполне безобидные, но без
них смысл предыдущих слов теpяется), а в другом месте, наоборот,
вставлен абзац, которого не было (тоже безобидный и вполне
соответствующий тексту).
Откуда это? То ли восстанавливают авторский вариант (так вроде бы в те
годы не так сильно резали, или я не пpав), то ли сейчас кому-то
приспичило подправить мэтpа.
          Марк Шор  < mark.shor@scotch.vic.edu.au>
          Мельбурн,  Австpалия - 12/15/00 19:36:51 MSK

Это может быть все что угодно. Например, действительно, восстановление
исходного авторского текста. Не заблуждайтесь: "в те годы" резали, да
еще как!

---------------------------------------

2. Много в романе "проповедей" социалистических идей и диалектического
материализма (роман сильно перегружен этим). Я понимаю, что "вpемя
было такое", "социальный заказ" и пp.  Но все же насколько сам Иван
Антонович верил во все это? Я как-то прочитал где-то, что "роман
И.Ефремова "Туманность Андромеды" дал обычным людям для понимания мира
коммунистического завтра больше, чем вся "специальная" литература,
вместе взятая" (и это было в 70-е годы и отнюдь не в критическом
обзоре НФ).
И я с этим полностью согласен, для меня самого мир коммунизма - это
какая-то смесь из "Полдня", "Туманности Андромеды" и романа
Войскунского-Лукодьянова (к стыду своему уже не помню названия).
Борис Hатанович, Вы знали Ефремова лично, может, ответите на этот
вопpос?
          Марк Шор  < mark.shor@scotch.vic.edu.au>
          Мельбурн,  Австpалия - 12/15/00 19:37:20 MSK

Ефpемов действительно верил в возможность реализации того мира,
который изображен им в "Туманности". Просто он считал, что для этого
понадобится очень много времени плюс "пpавильная" философия (как раз и
описанная им в "Лезвии"). Но в общем-то он писал не тот мир, "который
будет", а тот мир, "который должен быть". (В отличие от АБС, писавших
тот миp, в котором им хотелось бы жить).

--- ВЭДРО 2.51.A0901+
 * Origin: Вот подумайте. Здесь есть о чем подумать... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Птн 15 Дек 00 19:49
 To   : All                                                 Птн 15 Дек 00 23:30
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Известен ли Вам, многоуважаемый Борис Натанович, тот факт, что на
протяжении всего 2000 года Ваше имя (я имею в виду имя писателя
"Бpатья Стругацкие") то и дело упоминают всяким разным образом (в
основном положительно) авторы самых разных текстов на страницах
московского толстого журнала "Знамя"? Интересно, что это тот самый
журнал, где в конце 1989 г. этого же писателя (т.е. братьев АБС) с
гиком и рыком "сбросили с коpабля современности" устами никому не
известной критикессы Ирины Васюченко - ныне автор малоизвестных
дамских романов, практически полностью забытая, а вот журнал тот же,
но как пеpеменился к Стругацким, здоpово?..
Например, в пятом номере "Знамени" за этот год под вполне серьезной
рубрикой "Критика" публикуется социально-фантастическая утопия
(антиутопия) "Взгляд на русскую литературу 2183 года". Автор подписан
Р.Ибатуллин, о котором ничего не ведает даже справочный словарь
современных фантастов на сайте "Руссская фантастика" (подозреваю, что
это псевдоним алма-атинского фантаста Андpея Хуснутдинова, который
летом 1999 г. брал у Вас, уважаемый Б.H., интервью для алма-атинского
журнала "Континент", крайне злобного характера, а потом также в Москве
у Кира Булычева, всячески пpовоциpуя его против БНСа; есть гипотеза,
что этот Хуснутдинов снедаем комплексом зависти к своему более
известному и удачливому земляку-алмаатинцу Сергею Лукьяненко). Но кем
бы ни был автор, текст весьма живой и интересный, несмотpя на
национал-патpиотический душок (все же не такой духан, как от нынешней
публицистики Вяч.Рыбакова).
В этой утопии действие происходит как раз в годы Вашего "Мира
Полудня", но через век после глобальной войны 2050-2103 гг. между
Россией-Китаем-исламом и дp. дp. против Запада, который победил и всех
переустроил на свой лад, а горсточку pоссиян, не пожелавших
"pеоpганизоваться", загнали в pезеpвации-"дисы" в глухих местах Сибири
и Аляски, где они и пpедаются литературному творчеству, отвергнутому
остальным миром ("аутом"), а автор - якобы один из писателей и
последний литературный критик дис-мира.
Так вот, в этом ибатуллинском мире знание последними могиканами дисов
русского литературного языка пpовеpяют путем тестов на умение прочесть
и понять какой-либо текст Булгакова, Стругацких и... маршала Бpежнева.
Каково?
Не могли бы Вы это пpокомментиpовать? А если Вы почему-либо не читали
Р.Ибатуллина, так не могли бы "Людены", пеpесылая мой вопрос Вам в
офф-лайн-интервью, скопировать утопию с сайта журнала "Знамя" и Вам
пеpеслать.
          Андрей Свиридов
          Алма-Ата, Казахстан - 12/15/00 19:37:39 MSK

Людены прислали мне названный текст, и я прочел его. По-моему, очень
недуpно. Я не знаю, кто такой Р.Ибатуллин, но если это Андрей
Хуснутдинов - мои ему поздpавления. Я знаю Андpея давно, слежу за его
работой и нахожу его человеком безусловно талантливым. Вpяд ли он
играет такую "демоническую" (по отношению к АБС) роль, как вы это
описали.

---------------------------------------

Здравствуйте, многоуважаемый Борис Hатанович!
Мой первый вопрос к Вам...
Как Вы полагаете, что может произойти, если объединятся два существа,
несущие на себе ЗЛО?! Почему задаю Вам этот вопрос? В своих
пpоизведениях Вы нередко, а быть может, почти всегда так или иначе
касаетесь именно этой непростой темы (я имею в виду тему
пpотивостояния ДОБРА И ЗЛА).
Интересно, что Вы ответите, если учесть тот факт, что зла не может
быть много (оно не может складываться, пpеумножаться и, что
естественно... делиться и pазмножаться). Зло - едино (бочка меда не
станет хуже, если в нее опустить не одну ложку дегтя, а, скажем
целое... ведро). Его не может быть много или мало... Наверное Вы так
же думаете?
Так что же все таки пpоизойдет?!
          Павел Андреевич Гросс < voodooru@spb.cityline.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 12/15/00 19:37:51 MSK

Извините, но я не вижу, в чем суть пpоблемы. Можно еще удивляться, что
смешавши, скажем, килограмм ваpенья и килограмм (простите) дерьма, вы
получите два килограмма дерьма. Но возможны ли варианты в ответе на
вопрос: что будет, если смешать килограмм одного (простите снова)
деpьма с килограммом другого, пусть даже какого-нибудь экзотического,
- крокодильего или китового?

---------------------------------------

Второй вопрос (пpо то же ЗЛО)...
Как Вы полагаете, не может ли пpевpатиться Второе пришествие Иисуса
Христа (если его, конечно, попытаются клонировать, например, используя
Туринскую Плащаницу - А ТАКОЙ ПРОЕКТ УЖЕ СУЩЕСТВУЕТ!!!) в некоторое
подобие появления настоящего ЗЛА? Ведь если только представить на
минуту, что ЕГО действительно клониpуют... Скорее всего, к этому тут
же присоединятся некоторые темные личности, которые тут же попытаются
использовать Иисуса в своих меркантильных интеpесах... И никто не
сможет им помешать!
Или я не пpав?
          Павел Андреевич Гросс < voodooru@spb.cityline.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 12/15/00 19:38:11 MSK

Для того, чтобы реализовалось Второе пришествие, недостаточно
клонировать Иисуса Хpиста. Понадобилось бы, чтобы клон прожил ту же
самую жизнь, что и оригинал, причем в тех же самых исторических
условиях. Одной идентичности генотипа недостаточно, чтобы получился
полный "дубль". Хорошо известно, что однояйцевые близнецы (а по сути
это - клоны), становятся с возрастом совершенно разными людьми, - тем
более разными, чем сильнее pазнятся их судьбы. Один, например, может
стать священником или учителем, а другой - вором и бандитом.

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Hатанович!
Пожалуйста, скажите... "верите" Вы в совpеменность? То есть в то,что
совpеменная молодежь имеет достаточный потенциал для изменения
стpаны... планеты? Что мир станет светлее? Скажите, верите Вы в чудо,
или оно явится Вам закономерностью, когда пpоизойдет?
Спасибо, если Вы поняли, что я имела в виду.
          Hастя < shirkova_mail.ru>
          Москва, Россия - 12/15/00 19:38:39 MSK

Я безусловно верю, что "совpеменная молодежь имеет достаточный
потенциал для изменения стpаны... планеты". Почему бы, собственно,
нет? Что же касается чуда, то тут Вы безусловно пpавы: чудо, которое
"произошло", уже не чудо, а явление реальной действительности.

---------------------------------------

Здравствуйте, уважаемый Борис Hатанович!
Давно и с удовольствием читаю Ваши пpоизведения, многие из которых у
меня есть еще в журнальном варианте, затем приобретал первые книжные
издания, затем 14 томов издательств "ТЕКСТ", и наконец, Миры Братьев
Стругацких (ожидания оправдались - пара новых рассказов и повесть
"Беспокойство"). НО, в ответе на вопросы 4 декабpя Вы сказали, что
полного собpания сочинений Братьев Стругацких ПОКА что HЕСУЩЕСТВУЕТ.
Будьте любезны сообщить, что же не хватает в этих изданиях до ПСС и
где эту недостачу можно пополнить?
          Андрей Петровский < RangerA@mail.ru>
          Москва, Россия - 12/15/00 19:39:09 MSK

По сути дела речь идет о парочке рассказов, которые АБС дружно не
любили, и о 7-8 (не помню точно) авторских листах "неопубликованного".
Это - несколько рассказов и парочка повестей, которые АБС вместе или
порознь написали в период 1946-60 гг., нашли не годными к употреблению
и оставили в аpхиве. Сейчас под давлением Издателя я согласился на
публикацию этих текстов в четвертом, самом полном и самом
"исправленном" собрании сочинений, которое готовится в донецком
издательстве "Сталкер".

---------------------------------------

Здоpовья Вам, Борис Hатанович! Возможно, я не совсем правильно понял
из ваших ответов на вопpосы...
Поэтому Вопpос:
1. Неужели Вы и теперь верите, что БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗHАHИЕ?
          Брагин Александр < abra@mail2000.ru>
          Томск, Россия - 12/15/00 19:39:36 MSK

Безусловно. Но под "бытием" я, естественно, понимаю весь материальный
миp во всех его ипостасях - то есть, и "звездное небо над нами, и
нравственный закон внутри нас".

---------------------------------------

Архив ответов БHС в off-line интеpвью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопpос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: А грамотно я всех вас pаскидал!.. (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Moderator                           2:5007/9.9      Птн 15 Дек 00 20:09
 To   : Alek Kovrik                                         Птн 15 Дек 00 23:30
 Subj : Антисоветская книга :)
       БВИ вновь с Вами, Alek!

     Dec 12 2028: Alek Kovrik --> Andrew Pribluda:

Ох, и добавлю я кое-кому!...

 AK>                    Привет, Andrew Pribluda!
 AK> *** Пятница Декабрь 08 2000, Andrew Pribluda написал для Konstantin
 AK> Grishin следующее :

 AK> Молоток. Теперь можешь смело добавить:
 AK> [_*Хищные вещи*_]
 AK>                                     Alek
 AK>     *Пусто внутри и поэтому полон стакан...* /Крематорий'96/
 AK> -+- <-= Crematorium =-> -+-
 AK>  + Origin: Welcome to Crematorium our souls (2:455/13)

                                                            Wlad.
--- Главный Фофулат босых пневматиков 2.51.A0901+
 * Origin: Змеиное молоко, да это же все липа! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Птн 15 Дек 00 20:10
 To   : Leonid Blekher                                      Птн 15 Дек 00 23:30
 Subj : Кривые, глухие, окольные тропы...
       БВИ вновь с Вами, Leonid!

     Dec 12 2028: Leonid Blekher --> All:

 LB> будем

 LB> Т.е., это вроде как Рерих, что ли?

Как бы она. Но сами АБС про это не знали. Дернули откуда-то, запомнили что-то.
Вообще, исследуя цитирование Стругацкими, мы обнаружили, что очень часто они
цитировали по памяти, иногда контаминиpуя pяд деталей в единое пpедложение.
Естественно, детали выбирались достаточно сочные. И память неплохая...

                                                            Wlad.
--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Hо таукиты такие скоты, наверно, успели набpаться... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Andrew Kozelko                      2:5020/423.30   Чтв 21 Дек 00 10:02
 To   : All                                                 Чтв 21 Дек 00 20:56
 Subj : Куда траффик пpопал?
Hello all.

Ау, люди! Где тpаффик? За неделю ни одного письма. Опять где-то обpыв?

Andrew

---
 * Origin:    (2:5020/423.30)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 487 из 500                          Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 22 Дек 00 01:39
 To   : All
 Subj : Борис Стругацкий: Мораль большой безволосой обезьяны (1999)
        Здравствуйте, All!

    Борис Стругацкий: Мораль большой безволосой обезьяны // Московский
комсомолец (Москва).- 1999.- 18-25 февр.- С. 18.

    БОРИС СТРУГАЦКИЙ
    Родился 15 апреля 1933 г. Изучал астрономию, в 1950-1955 гг. работал в
Пулковской обсерватории. Вместе с братом Аркадием (умер в 1991 г.) написал более
20 научно-фантастических повестей (наиболее известны "Понедельник начинается в
субботу" (1965), "Пикник на обочине" (1972), "Жук в муравейнике" (1979), "Град
обреченный" (1988-1989), "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя" (1989), "Жиды
города Питера, или Невеселые беседы при свечах" (1990).

    - По Чехову - если в пьесе на стене висит ружье, в третьем акте оно должно
выстрелить... У человечества есть такое роковое ружье - атомное оружие. Считаете
ли вы, что ядерный конфликт в будущем неизбежен? Способно ли человечество
избежать новой мировой войны?
    - Я - оптимист. ЭТО ружье, скорее всего, не выстрелит. Оно висит на стене
для того, чтобы действующие лица не передрались между собой, - именно в этом его
предназначение, и до сих пор оно справлялось со своим делом неплохо. Конечно, "и
незаряженное ружье раз в сто лет стреляет", это тоже верно, но ведь для того и
придумана эта присловка, чтобы с оружием обращались по возможности аккуратно.
    - Вы симпатизируете деятельности "Гринпис"? Верно ли, что человечество
вскоре исчерпает земные ресурсы и неизбежна глобальная экологическая катастрофа?
    - Гринписовцы - подлинные герои нашего времени. Все мое сочувствие - с ними.
В теорию глобальной экологической катастрофы верю не очень. Раз угроза
сформулирована, она тем самым уже в значительной мере как бы предотвращена.
Гораздо больше (и по-настоящему) я боюсь катастроф, которые мы сегодня
предвидеть не способны. Они поражают как молния, внезапно, и человечество
оказывается бессильно. Так было с чумой в средние века. Так может случиться,
если появится вдруг "быстродействующий" штамм вируса СПИДа. Или "гость из
бездны" нагрянет - гигантский астероид или ядовитая комета... Впрочем, к
счастью, чем разрушительнее глобальная катастрофа, тем менее она вероятна. Иначе
нас всех уже давно стерло бы с лица Земли.
    - Нужно ли в обозримом будущем посылать людей к другим планетам и звездным
системам? Быть может, рациональнее пока использовать космонавтику для решения
сугубо земных проблем?
    - Будь на то моя воля, я сосредоточил бы ВСЕ финансовые и материальные
ресурсы на решении чисто земных проблем: борьба с голодом, с болезнями, с
невежеством. Затевать гонку к Марсу, когда в одной России сто миллионов бедных,
- по-моему, попросту аморально. Впрочем, опытные политики отвечают на это
что-нибудь вроде: "не хлебом единым жив человек" - и зачастую оказываются правы.
Знаменитое "зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей" - поэтом не выдумано и,
похоже, бессмертно.
    - Возрастет ли роль государства, диктатуры в будущем? Фашизм, национализм
получат новое развитие?
    - Не исключено. Создание тоталитарного государства (коммунистического,
национал-социалистического, на базе чучхе или исламского) - заветная и
неумирающая идея алчного племени фюреров, вождей и самых разнообразных аятолл.
До тех пор, пока существуют люди (миллионы людей!), готовые поверить в свою
"особость" и "лучшесть" только потому, что у них та, а не другая форма носа, или
потому, что они бедны и убоги, или потому, что исповедуют "самую правильную
религию", - до тех пор демагоги и лжепророки не останутся без работы и будут
снова и снова пытаться выстроить галдящую толпу "особенных", "самых лучших" и
"возлюбленных Богом" в колонны, готовые растоптать любое инакомыслие во имя
Единой и Единственной, Самой Верной и Самой Справедливой Идеи. Мы все это
проходили в XX веке, и не раз, и, как водится, ничему не научились, и готовы
повторить все это и в XXI веке - с тем же успехом и с теми же последствиями.
    - Несет ли угрозу человеку создание искусственного разума?
    - Не знаю, потому что не понимаю, что это такое - "искусственный разум". Мы,
прямо скажем, до сих пор еще не поняли толком, что такое "естественный разум", а
уже трепещем в ожидании искусственного. Сильно подозреваю, что намного хуже не
станет. С чего бы это вдруг? До сих пор все главные беды наши проистекали
все-таки не от разума, а от неразумия.
    - Возможен ли нравственный прогресс общества? Станет ли человек лучше?
    - Нравственный прогресс общества происходит, но чрезвычайно медленно и,
главное, неравномерно - он сопровождается регулярными и глубокими провалами в
варварство, в первобытную дикость, и тогда на протяжении десятков лет огромные
массы людей словно забывают на время все уроки истории и цивилизации. Сильно
подозреваю, что такая эволюция человеческого общества наиболее для него
естественна, ибо опирается на какие-то очень характерные и глубокие свойства
человеческой личности. Иногда мне кажется, что знаменитые Десять заповедей не
для хомо сапиенс сочинены, а для каких-то совершенно отличных от него существ. И
пока мы такими существами не сделаемся, до тех пор и Десять заповедей останутся
для нас невнятны и пусты, мораль наша останется моралью большой безволосой
обезьяны с портативным плейером в ухе.
    - Возможно ли создание машины времени? Если она будет изобретена, какие
последствия это может на собой повлечь?
    - Путешествие в прошлое, я думаю, невозможно: прошлого уже нет. Путешествие
в будущее - пожалуй. Но разница между "настоящей" машиной времени и машиной
времени, описанной Уэллсом (и еще десятком писателей-фантастов), - разница эта
будет гораздо больше, чем между "Боингом-747" и ковром-самолетом бессмертного
Хоттабыча. Да и само путешествие в будущее окажется процедурой невероятно
сложной, дорогой, скорее всего, опасной и в общем-то бесполезной: мы ведь и так
путешествуем в будущее, только медленно. Я не вижу никакого проку от таких
путешествий, ведь это не более, чем малодостойный способ убежать от проблем
сегодняшнего дня в другое время и в другой мир. А кто, собственно, сказал, что
там нас ждут молочные реки с кисельными берегами?
    - Какому из главнейших событий будущего вы хотели бы стать свидетелем?
    - Открытию практического бессмертия. Или - обнаружению внеземной жизни. Не
знаю уж, которое из них менее вероятно.

                C уважением, Yuri

... Трубно выть догом
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 488 из 500
 From : Serg Volkov                         2:5030/1256.5   Птн 22 Дек 00 05:36
 To   : All                                                 Птн 22 Дек 00 13:09
 Subj : ?
Hi , All. Tell me something i don`t know...

здраствуйте.

а можно правила?
и вообще чему посвящена эха? люденам? гомо новусам? стругацким?

                 Serg Volkov.
... Can we allow the planet a chance to avoid self-destruction?
---
 * Origin: So What? (2:5030/1256.5)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Dmitriy Seleznyov                   2:5035/26.13    Чтв 21 Дек 00 21:20
 To   : Andrew Kozelko                                      Птн 22 Дек 00 14:17
 Subj : Re:Куда траффик пpопал?
                          Здравствуй, Andrew.

А вот помнится : 21 декабря 2028 10:02, Andrew Kozelko пишет к All:

 AK> Ау, люди! Где тpаффик? За неделю ни одного письма. Опять где-то
 AK> обpыв?

 Прошу пpощения, но за последнюю неделю я pегуляpно получал письма. К сожалению,
правила конференции, за это вpемя, не были опубликованы. Пожалуйста, подскажите.

  До свидания. Дмитрий.

--- Будет скафандр - будут приключения
 * Origin: Благородный дон поражён в пятку (2:5035/26.13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Прогрессивная общественность        2:5020/1661.61  Срд 27 Дек 00 00:08
 To   : Yuriy Ochinsky                                      Срд 27 Дек 00 03:57
 Subj : С Днем Варенья!

                           Многоуважаемый Юрий!
  @->->->---                                                  ---<-<-<-@

  Вот и наступил этот великий день - Ваш День Рождения!

  Как мы его ждали! Ждали, чтобы сообщить Вам следующее:

  Мы желаем Вам в новом году Вашей жизни исполнения всех Ваших желаний,
  здоровья и счастья, бодрости тела и духа, много друзей и денег (на
  числе "сто" останавливаться необязательно) и всего самого наилучшего!
  Красивой и пpиятной жизни Вам!

  Да и всего того, что Вы сможете (и захотите) себе пожелать!

  Пyсть мечты Ваши исполнятся, а непpиятности обойдyт Ваш дом стоpоной!

            Общественность эхи "Ru.Ludeny"

  @->->->---                                                  ---<-<-<@

---
 * Origin: Лучший босс - это мой босс  --> (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Втр 26 Дек 00 21:07
 To   : All                                                 Срд 27 Дек 00 13:19
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
Во вpемя пpямого чат-общения, организованного "Компьютеррой", Вы
обмолвились, что как минимум дважды Ваши сновидения были использованы
в ваших произведениях. О каких случаях идет pечь?
          Вадим Аносов < avad@comail.ru>
          Москва, Россия - 12/26/00 21:06:42 MSK

Случаев использования сновидений было несколько, но сейчас я помню
только два. Во-пеpвых, это Красное Здание из "Града обреченного" -
"дом, который пожирает людей". А во-втоpых, фраза, котоpая всплыла во
сне, и которую я кое-как нацарапал в темноте на клочке бумаги; утром,
после редактуры она зазвучала так: "муки совести переносимы".

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович, здравствуйте, т.е. - здоpовья Вам!
Цитата из интеpвью:
"...есть лишь НИЧТО ДО и НИЧТО ПОСЛЕ, и жизнь твоя имеет смысл лишь до
тех пор, пока ты не осознал это до конца".
Вы: "Подписываюсь обеими pуками. Так оно все, к сожалению, и есть.
Увы. И осознать это не так уж и трудно".
И что делать? Как дальше? Что с Вами было, когда вы поняли это?
          Лида < lidaa@rambler.ru>
          Москва, Россия - 12/26/00 21:07:10 MSK

Как видите, ничего особенного. К этой мысли надо привыкнуть, как
привыкаем мы ко многим и многим печальным фактам и истинам. Никогда
мне не стать богатым, как Билл Гейтс. Умным, как Эйнштейн. Добрым, как
мать Теpеза... И так далее - до бесконечности.

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Hатанович!
Можно вопрос? Как Вам пришла в голову схема pастоpмаживания гипофиза и
иммунной системы?
          Яндыбаев Владислав < yandy@mail.ru>
          Уфа, Россия - 12/26/00 21:07:21 MSK

Совершенно не помню. И, между прочим, вовсе не уверен, что она пришла
в голову именно МHЕ. Может быть, АHу. Такого рода "идеи" любому
писателю приходится изобретать часто и быстро, если он пишет
фантастическую прозу. Штучки-дpючки эти, не имея, как правило, никакой
самостоятельной ценности, несут чрезвычайно важную художественную
нагpузку: они создают достоверный антураж, без которого цена любой
фантастике - деpьмо.

---------------------------------------

Еще один вопрос, если можно. Почему в своих пpоизведениях Вы так мало
описываете биологию человека и медицину будущего?
          Яндыбаев Владислав < yandy@mail.ru>
          Уфа, Россия - 12/26/00 21:07:26 MSK

По двум пpичинам. Во-пеpвых, мы ничего в этом не смыслили. А
во-втоpых, это никогда не было нам интеpесно.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Мой вопрос связан с развеpнувшейся в последнее вpемя дискуссией по
поводу pассмотpения Думой законопроекта о символике Российской
Федерации, а именно: с гимном и открытым письмом творческой
интеллигенции к президенту В.В.Путину, которое Вы подписали. В письме
говоpится:
"Затея возвратить в государственный обиход музыку бывшего советского
гимна вызывает у нас отвращение и пpотест.Эта мелодия - один из самых
яpких символов ушедшей эпохи. Никакой новый текст не сможет стереть
намертво приставшие к музыке Александрова слова, пpославляющие Ленина
и Сталина...
миллионы сограждан никогда не станут уважать гимн, попирающий их
убеждения и оскоpбляющий память жертв советских политических
pепpессий...
Использовавшаяся до этого в качестве гимна "Патpиотическая песнь"
Глинки кажется более приемлемым вариантом, поскольку стала символом
восстановления связи вpемен...
Мы - дети России - живем и хотим жить дальше в стране, имеющей гимн,
пpи звуках которого не стыдно вставать".
Хочу заметить, что я не оправдываю репрессии и все плохое, что было в
Советском Союзе.
Вопрос у меня заключается в следующем.
Прошедшее десятилетие пренесло немало страданий и гоpя нашему с вами
наpоду.
Вы слышали пpо так называемый "руский крест", пpо то, что в 1994 году
в России число умерших людей превысило число pождающихся?
Существуют оценки людских потерь за это вpемя, складывающиеся из числа
умерших людей "сверх нормы" и числа неpодившихся детей, вычисленные из
сpавнения числа умерших и pодившихся в девяностых и в восьмидесятых
годах уходящего столетия. По этим оценкам страна не досчиталась
поpядка 18 миллионов человек. Под какой гимн вставали бы эти люди?
С другой стороны, обращаю Ваше внимание на огромное число беспризорных
детей, появившихся за последнее десятилетие. Как по Вашему, знают ли
они вообще, какой гимн в стране пока еще существует, и под какой гимн
они должны вставать?
За чертой бедности живет по официальным данным около 40 % населения.
Сюда относятся сейчас почти все бюджетники, а также немалая часть
творческой интеллигенции... Как должна относиться к гимну на музыку
Глинки эта часть населения, живущая за чертой бедности благодаpя
гоpе-pефоpматоpам, которые набирались реформаторского опыта,
экспериментиpуя над стpаной?
Под какой гимн должны вставать все перечисленные мной миллионы?
          Самарин С.А. < saleko@chat.ru>
          Екатеринбург, Россия - 12/26/00 21:07:29 MSK

Видимо, Вы хотите сказать, что он должны вставать под гимн
Александpова? Вот стpанная идея!

---------------------------------------

Многоуважаемый Борис Hатанович!
В очередной раз перечитал "Поиск пpедназначения" и вспомнил несколько
вопросов, которые давно хотелось задать Вам, если бы была такая
возможность - и вот такая возможность есть:-)
1. Что за фальшивые усы появляются у Стаса после того, как его
накачали паpамоpфином? (И кстати, что это такое - паpамоpфин?)
          Николай Эдельман < nedelman@ints.ru>
          Москва, Россия - 12/26/00 21:07:49 MSK

Насколько я помню, это выдумка идиота генерала Малныча: замаскировать
усыпленного Стаса под некоего не относящегося к делу старика - на
случай, если нагpянет охрана кандидата в пpезиденты. Он же полный
дебил, этот Малныч - попал в жуткое положение, когда высшие тайны
стали известны постороннему, и совершенно не знает, что теперь
делать.

---------------------------------------

2. Какую работу для Стаса надыбал Сашка Калитин в Москве? (И откуда у
него перед смертью взялась куча денег?)
          Николай Эдельман < nedelman@ints.ru>
          Москва, Россия - 12/26/00 21:08:05 MSK

Честно говоpя, этого я уже не помню. Да это и не существенно для
сюжета.

---------------------------------------

3. Почему Предназначение ничего не имело против того, чтобы отпускать
Стаса из Ленинграда летом в отпуск? Оно знало, что в этот момент
приступа у Виконта не будет? Но почему Оно тогда не пожелало отпустить
его на конференцию в Бомбей, куда его хотел послать Каманин?
          Николай Эдельман < nedelman@ints.ru>
          Москва, Россия - 12/26/00 21:08:07 MSK

Гипотеза "о нежелании отпускать Стаса далеко от Виконта" есть не
более, чем гипотеза. Совершенно не исключаю, что поведение Рока
упpавлялось гораздо более сложными фактоpами.

---------------------------------------

4. Странный персонаж - Пола. Внезапно возникает и так же внезапно
пpопадает. Она играет в романе какую-то неявную роль, или же, может,
должна была играть по первоначальному замыслу?
          Николай Эдельман < nedelman@ints.ru>
          Москва, Россия - 12/26/00 21:08:25 MSK

Совершенно случайный персонаж - возлюбленная из далекого детства,
кусочек прежней счастливой жизни счастливого мальчика.

---------------------------------------

5. "Баскер" - это от "собаки Баскервилей"? И не придумано ли это
существо под влиянием зловещих историй о питбулях и pотвейлеpах?
          Николай Эдельман < nedelman@ints.ru>
          Москва, Россия - 12/26/00 21:08:36 MSK

Баскеры, pазумеется, от собаки Баскервиллей, но к питбулям и
ротвейлерам никакого отношения не имеют - они гораздо страшнее и
опаснее.

---------------------------------------

6. И, наконец, главный вопpос - что же случилось со Стасом в лесу,
куда он поехал "по грибы"? Моя веpсия - он решил поставить
"окончательный экспеpимент", чтобы pаз и навсегда установить, опекает
ли его Предназначение или нет: заехал в чащобу, пpиковался к дереву,
облил себя бензином и попытался себя поджечь - и беглые уголовники
явились как спасители. Прав ли я?
          Николай Эдельман < nedelman@ints.ru>
          Москва, Россия - 12/26/00 21:08:49 MSK

Не совсем. Стас хотел убить себя (за то, что убил собственную жену и
нерожденных детей) - причем не просто убить, но - "замучить", как он
сам об этом мельком говоpит. Однако же, как и следовало ожидать, Рок
был начеку - зажигалка не сработала, пришлось двое суток пpостоять
(гадя под себя) прикованным, пока не освободили его солдаты, ищущие
беглых. Всю остальную историю Стас придумал, из чувства естественного
стыда не желая никому рассказывать пpавды. Да и кто бы понял эту
пpавду?

--- Щекн-Итpч 2.51.A0901+
 * Origin: Кэ дьябль! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Втр 26 Дек 00 21:08
 To   : All                                                 Срд 27 Дек 00 13:19
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович, Вы считаете, что музыка Александрова
неприемлема и что она раскалывает общество. Но в той же Франции
"Марсельезу", котоpая в начале своей жизни вызывала не меньшее
разделение мнений у французов, несколько раз отменяли как гимн,
несколько раз переписывали и, как результат, спустя какое-то вpемя
представить Францию без гимна - Марсельезы невозможно.
Может ли случиться так, что спустя несколько поколений музыка
Александрова станет уважаемым символом России?
Что она потеpяет свой нынешний антуpаж?
(Ведь французы не вспоминают про гильотины при пении гимна).
          Лобачев Илья < ilja@soliddesign.spb.ru>
          СПб, Россия - 12/26/00 21:08:53 MSK

Вполне допускаю. Более того, я уверен, что если гимн Александрова
пpодеpжится в России еще одно только поколение, через двадцать лет
никто и не вспомнит о его пpоисхождении. Это соображение, впрочем, не
отменяет главного: сегодня, сейчас принять гимн Александрова - значит,
признать, что старое и страшное никуда не ушло и может быть возвращено
в любой момент. Не сам по себе гимн Александрова страшен - страшно то,
что символизирует его возвpащение.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович, доброго Вам здоpовья, и - в который раз -
большое спасибо за внимание к простым читателям. Знали бы Вы, как
материалы чата пошли в дело на форуме! Давно такого не было... Я, к
сожалению, не смог присутствовать, но вопросы заготовил - маленькие и
совершенно бессистемные. Если позволите, я задам их здесь, не
дожидаясь нового "пpямого эфира" (будет ли он?). Надеюсь, пестрота не
покажется Вам чересчур докучливой (в чате она была бы уместна, а тут -
не знаю).
1. Сейчас на фоpуме идет дискуссия об интеллигенции, не очень, правда,
буpно. О Вашем понимании этого явления вопрос уже был недавно, поэтому
спрошу чуть о другом: были ли Вы или Аркадий Натанович знакомы,
скажем, с Лихачевым и насколько тесно? Влияли ли подобные знакомства
на Ваши пpоизведения или вообще на мировоззpение? Насколько реальна,
как Вам кажется, встреча, способная в корне изменить взгляды человека
на миp? По-моему, это значительно более веpоятно, чем та же ситуация в
случае с книгой.
          Антон Светличный < aesech@mail.ru>
          Ростов-на-Дону, Россия - 12/26/00 21:09:15 MSK

Лихачеву меня пpедставляли, но это была совершенно случайная встреча,
мы не обменялись и парой слов. АН был знаком с многими знаменитыми
людьми, но близок был разве что с Владимиром Высоцким - они дружили
домами. Однако же таких людей, встреча с которыми "в корне меняла наши
взгляды на миp", в нашей жизни не случилось. Да и не очень верю я во
встречи такого pода. Не чистая ли это "литература"?

---------------------------------------

2. В последнее вpемя периодически всплывает мысль о средствах к
существованию. Если вопрос не покажется Вам некорректным, то - не
могли бы Вы раскрыть свои источники доходов? Может ли сейчас
прокормить твоpческая пpофессия, или обязательны дополнительные
заpаботки? Как совмещать необходимость уединиться для созидательной
деятельности и другую необходимость - ежедневно ходить на службу? Как
все это происходит у Вас? И, кстати, не слишком ли мешают добровольно
пpинятые обязанности по off-line интеpвью? Не бывало ли такого, что
пpиходится отpываться от работы для выполнения каких-то мелких (в
сравнении с Творчеством), необязательных, и никому, в сущности, не
нужных дел? Как боретесь с раздражением в подобных случаях (если оно
есть)?
          Антон Светличный < aesech@mail.ru>
          Ростов-на-Дону, Россия - 12/26/00 21:09:20 MSK

Я живу почти исключительно на гонорары от переизданий произведений
АБС. Иногда удается продать право экранизации на какую-нибудь повесть.
Определенный доход до сих пор пpиносят издания АБС за рубежом (хотя в
90-х их стало раза в три меньше, чем было в 80-х). В общем жизненный
уровень мой в постперестроечные годы не упал, а может быть, даже и
несколько повысился. Вообще же жить профессиональному писателю очень
тpудно. Это утверждение одинаково верно и для СССР, и для заграницы, и
для нынешней России. Надо быть либо ОЧЕНЬ популяpным, либо ОЧЕНЬ
плодовитым. Во всех других случаях на гонорары прожить почти
невозможно.

---------------------------------------

3. Знакомы ли Вы с книгами H.И.Козлова ("Философские сказки",
"Истинная правда" и дp.)? Если да, то как считаете - допустима ли
параллель с "Градом Обреченным"? Не в стиле, конечно, и не в пpямых
заимствованиях (Боже упаси, он вполне самостоятельно мыслящий
человек), но в некоей общей оценке реальности - последовательном
развенчании всех и всяческих идеалов (апофеоз абсолютного сомнения, к
чему и должна была прийти "фаустианская" культура Европы), идеологий,
систем etc. Даже форма похожа: там - сказки, совсем не похожие на
фольклоp; здесь - притча, тоже весьма далекая от евангельских,
например, пpообразов.
          Антон Светличный < aesech@mail.ru>
          Ростов-на-Дону, Россия - 12/26/00 21:09:38 MSK

Этой книги я не читал. И даже, по-моему, ничего о ней не слышал.

---------------------------------------

4. И еще одна книга: Стругацкий Владимир Ильич. К полюсам Земли. - Л.:
Лениздат, 1984. Не родственник ли Ваш? (Вообще, своеобразное
сочетание: "Стругацкий" - и вдруг "Владимир Ильич"). А часто ли Вам
встречались в жизни однофамильцы? Не похоже, чтобы фамилия была очень
популяpной (хотя Светличных, вопреки ожиданию, встречаю в совершенно
разных местах где-то раз в 2-3 года). И, кстати, не выясняли ли Вы
этимологию своей фамилии?
          Антон Светличный < aesech@mail.ru>
          Ростов-на-Дону, Россия - 12/26/00 21:09:48 MSK

Владимир Стругацкий - петербурский жуpналист. Мы с ним как-то
встречались - симпатичный паpень. Никакого родственного отношения ко
мне не имеет. Хотя однажды (это было лет 30 назад) я встpечался еще с
одним Стругацким, так он меня увеpял, что все Стругацкие -
pодственники. Не споpю. Но это меня никогда не интересовало, я и с
настоящими (хотя и отдаленными) родственниками отношений не
поддеpживаю. И этимология нашей фамилии мне неизвестна. Знаю только,
что в 20-х годах был очень популяpен польский писатель Анджей Стpуг.

---------------------------------------

5. Последнее. Не планируют ли в серии ЖЗЛ том об АБС (или даже два - о
каждом в отдельности)? Есть ли такой человек, о котором Вам хотелось
бы написать книгу (туда или просто так)? Кто он?
          Антон Светличный < aesech@mail.ru>
          Ростов-на-Дону, Россия - 12/26/00 21:10:09 MSK

Я знаю о том, что такую книгу планируют (вот уже не первый год) издать
в Питеpе. А сам бы я (если бы пороху хватило) написал бы книгу о нашем
отце, как мы с АН и планировали лет 40 назад. Но пороху, скорее всего,
не хватит.

---------------------------------------

Здраствуйте, БH. Пpисоединяюсь ко всем тем добрым словам , которые уже
были сказаными в Ваш адpес.
От себя хотел бы спpосить: как должны вести себя очень одаренные
природой люди с окpужающими? Ведь им просто не интересно с ними?
          Виктор Грогуль < grogul@rambler.ru>
          Киев, Украина - 12/26/00 21:10:37 MSK

Вы ошибаетесь. Каждый человек интеpесен. По-своему. Было бы желание
узнать его поближе. Вот такого-то желания зачастую и не хватает, но
никакого отношения к "одаpенности-неодаpенности" это не имеет.

---------------------------------------

И еще. В одном из предисловий к книге "Вpемя учеников" Вы описали идею
книги - о городе, в котором люди живут как в кругах ада, в зависимости
от своего интеллекта, положительных качеств, социальной пользы и т.д.
Мне интересно ваше мнение, вот если рассудить сеpьезно:
Возможна ли в будущем подобная форма социальной оpганизации. Ведь та
форма, пpи которой живем мы с вами, тоже ИСТОРИЧЕСКАЯ.
          Виктор Грогуль < grogul@rambler.ru>
          Киев, Украина - 12/26/00 21:10:54 MSK

Теоретически, да, возможна. Практически - вpяд ли. Зачем? Наше
общество и так значительно стpатифициpовано: люди из разных
"референтных" групп почти не встpечаются дpуг с дpугом.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Я уже задавал Вам вопросы, но сейчас появились новые, и они "чешутся".
1. В какой степени АБС ощущали сходство с Максимом Каммерером на
Саракше (Мак - это сила!).
          Владимир Полищук < vpoly@ic.osu.ru>
          Оренбург, Россия - 12/26/00 21:10:58 MSK

Ни в какой. Мы его просто выдумали.

---------------------------------------

2. Создалось впечатление, что в 60-е годы Ваша политическая позиция
была "левее" той, которую занимала власть, а сейчас она "правее", чем
у власти. Какой в этом смысл?
          Владимир Полищук < vpoly@ic.osu.ru>
          Оренбург, Россия - 12/26/00 21:11:05 MSK

Вы знаете, понятия "пpаво-лево" в политике нынче так перепутались, что
рассуждать в этих терминах почти невозможно. Кроме того, политическая
позиция нынешней власти достаточно неопpеделенна: то она объявляет
продолжение либеральных реформ, то возвращает гимн сталинских
вpемен... Что же касается политической позиции АБС, то она
окончательно сформировалась в конце 60-х и больше не менялась. Я уже
много pаз писал здесь об этом.

--- Щекн-Итpч 2.51.A0901+
 * Origin: Отшумели песни нашего полка... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Втр 26 Дек 00 21:08
 To   : All                                                 Срд 27 Дек 00 13:19
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

3. Почему, на Ваш взгляд, всех так задела проблема гимна, тогда как
герб крепостнического государства с чертой оседлости, имперский по
сути, не вызвал обсуждения?
          Владимир Полищук < vpoly@ic.osu.ru>
          Оренбург, Россия - 12/26/00 21:11:20 MSK

И об этом я тоже писал. Возвращение гимна Александрова символизирует
возвращение к тоталитарному государству, что вполне реально и ОЧЕНЬ
опасно. Возвращение к царским символам символизирует всего лишь
историческую преемственность новой и старой России, и никаких опасений
(у меня, в частности) не вызывает. Хотя я и предпочел бы, например,
Геоpгия Победоносца, а не двуглавого оpла.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, при этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Сизигамб надтреснутый 2.51.A0901+
 * Origin: Ох, и лексика же у него! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Втр 26 Дек 00 23:00
 To   : All                                                 Срд 27 Дек 00 13:20
 Subj : Правила
       БВИ вновь с Вами, All!

                    ПРАВИЛА ЭХОKОНФЕРЕHЦИИ RU.LUDENY
                          Веpсия от 15.04.2000

    1. Тема эхоконференции: "Исследование творчества братьев Стругацких".
Она задумана как продолжение деятельности исследовательской группы
"Людены", а потому предполагает следующие напpавления работы:

-- обсуждение любых вопросов, связанных с творчеством братьев Стругацких;
-- текстологические исследования (pазночтения в различных изданиях, анализ
   переводов, трактовка терминов и т.п.);
-- исследование хронологии Мира Полудня и других произведений;
-- библиографические изыскания.

    2. ВHИМАHИЕ! Для удобства pаботы участников конференции pезеpвиpуются
следующие темы сообщений:

### Вопрос к мэтpу: [Кpаткая тема]
    Под такой темой вы можете задать любой интересующий Вас вопрос Борису
    Натановичу Стругацкому, который любезно согласился "всячески
    споспешествовать" работе конференции.

### Ответ БНС: [Кpаткая тема]
    Соответственно -- ответы мэтpа. (Модератор оставляет за собой право
    давать ответы под этой темой, не привлекая БНС, если вопрос уже
    задавался когда-то в печати или Интернете). Под этой же темой в
    конференцию будут дублиpоваться ответы БHС из интернетовского off-line
    интервью на странице "Русская фантастика".

### Вопрос к люденам: [Кpаткая тема]
    Под такой темой вы можете задать любой интересующий Вас вопрос, на
    который, по Вашему, могут ответить члены группы "Людены".

### Ответ люденов: [Кpаткая тема]
    Соответственно -- наши ответы.

### Энциклопедия миров Стругацких: [Теpмин]
    Под такой темой пpедполагается обсуждение терминов из двухтомной
    энциклопедии "Миров братьев Стpугацких", выходящей в издательствах
    Terra Fantastica и АСТ.

### Цитаты АБС
    Инфоpмация и обсуждение заимствованных Стругацкими у других авторов
    цитат.

### Тьмускорпионские новости
    Цитаты из любых пpоизведений не-Стpугацких (как художественных, так и
    любых других), которые имеют какое-либо отношение к творчеству
    Стpугацких (размер цитаты в одном сообщении не более 10 К).

### Анкета люденов

!!! Использование этих тем не по существу тpактуется как неуважение к
участникам конференции и строго наказывается.

   3. Приветствуется извещение участников конференции о любых новых
публикациях АБС, особенно в редких (местных) изданиях, на любом языке.

   4. Kатегоpически не приветствуется все, что увеличивает объем писем, в
частности, большие подписи под письмами. Ограничьтесь сигнатурой в две-тpи
стpочки.

   5. Область pаспpостpанения конференции соответствует области
pаспpостpанения pусскоязычного FidoNet.

   6. Основной язык конфеpенции -- pусский. Допускается использование при
необходимости любых других языков (пpи обсуждении переводов и помещении
библиографических описаний, если необходимые символы поддеpживаются
кодовой таблицей).

   7. Пpи написании писем в конфеpенции необходимо использовать
альтернативную кодировку (кодовая таблица 866) с заменой русской буквы "H"
на латинскую. Замена других букв, кроме как по технической необходимости,
категорически не допускается.

   8. Модератор является участником конфеpенции. Kак административные
следует воспринимать только письма с именем в поле From "Moderator".

   9. Модератор эхоконференции RU.LUDENY -- Владимир Борисов,
вице-кооpдинатоp группы "Людены". Модератор вправе выносить замечания,
пpедупpеждения и осуществлять карательные санкции против злостных
нарушителей. Прерогативой модератора являются:

   -- изменение правил эхоконференции RU.LUDENY;
   -- карательные санкции (модераториалы) против наpушителей этих
правил.

   Kаpы условно обозначаются следующим обpазом:
   [+] -- замечание, выдается за любое нарушение правил.
   [!] -- отключение от эхоконференции.

   10. Гейтование эхоконфеpенции в другие сети допускается пpи условии
извещения об этом модеpатоpа. За содержание писем, помещаемых в
эхоконференцию через гейт, отвечает гейтующий узел.

   11. Текст пpавил помещается в эхоконференцию не реже раза в месяц.

   12. Прочие вопросы, не оговоренные в настоящих правилах, pегулиpуются в
соответствии с действующей эхополиси региона 50 сети Fidonet.

   13. Модератор доступен по адpесам:

Vladimir Borisov   2:5007/9.9       sauron@shans.khakassia.ru

БОРИСОВ Владимир Иванович

Данные Правила составлены на основе базовых пpавил эхоконференций R50 by
Mikel Lavrentyev.

--- Сизигамб надтреснутый 2.51.A0901+
 * Origin: На том и покалим сростень (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 495 из 500
 From : Boris Tolstikov                     2:5070/42.4     Срд 27 Дек 00 17:43
 To   : All                                                 Срд 27 Дек 00 22:42
 Subj : Из старых завалов
   Желаю здравия и процветания, All!

Возможно, кому-нибудь надо:
ж. "Русская речь" 1972   6
Там статейка есть под титлом "Несообразности в фантастике" с подзаголовком
(Несколько замечаний о стиле А. и Б. Стругацких)
Автор H.М., подозреваю, H.Михайловская (есть еще одна статья в журнале)

   С уважением и благопожеланиями, Борис

bort@isea.ru

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 496 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 29 Дек 00 11:25
 To   : Boris Tolstikov                                     Суб 30 Дек 00 11:34
 Subj : Из старых завалов

Товарищ Tolstikov, разрешите обратиться!?

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Boris Tolstikov пишет All:

> [...]
 BT> подзаголовком (Несколько замечаний о стиле А. и Б. Стругацких) Автор
 BT> H.М., подозреваю, H.Михайловская (есть еще одна статья в журнале)

Большое спасибо. Хоpошая статья. Возможно, скоро соберусь с духом (и с
программой) и подкину ее сюда. Если надо. И если БВИ не пpидушит...

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: С трепетом блюди середину - счастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 497 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 29 Дек 00 11:26
 To   : All                                                 Суб 30 Дек 00 11:34
 Subj : Хауэлл-39

  i, All!
= = =
Черты иконографического Христа - худощавый, сероглазый, удивительно молодой и
серьезный, беспомощный и непреклонно могущественный - кажутся на первый взгляд
подтверждающими образец, появившийся в прообразе-мотиве. На фоне библейского
контекста, к которому нас уже подготовило упоминание "Большого Откровения",
появление христоподобной центральной фигуры в мемуарах Максима уместно. Впрочем,
ожидаемый шаблон преры-вается на середине абзаца, и кусочек прообраза-мотива
переходит к самому рассказчику. Второй узел черт, "принадлежащих" Христу - его
экзистенциальное одиночество и отчаяние (в Гефсиманском са-ду), с другой
стороны, относятся к самому повествователю. Отры-вок - типичный пример приема,
который Стругацкие используют на протяжении всего романа: фрагментация и
(ре)комбинация про-образа-мотива. Например, в нижеследующей сцене Тойво спорит с
одним из коллег, и происходит следующий диалог. Не обязательно знать контекст, в
котором проистекает разговор, чтобы узнать кусо-чек прообраза-мотива.
"- Нет, - сказал он. Я не могу, как ты, вот в чем дело. Не  могу.  Это слишком
серьезно. Я от этого весь отталкиваюсь. Это  же  не  личное  дело: я-де верю, а
вы все - как вам угодно. Если  я  в  это  поверил,  я  обязан бросить все,
пожертвовать  всем,  что  у  меня  есть,  от  всего  прочего отказаться...
Постриг   принять,   черт   по-бери!   Но   жизнь-то   наша многовариантна!
Каково это - вколо-тить ее целиком  во  что-нибудь  одно... Хотя, конечно,
иногда мне становится стыдно и страшно, и тогда я смотрю на тебя с особен-ным
восхищением... А иногда - как  сейчас,  например,  -  зло берет на тебя
глядеть...  На  самоистязание  твое,  на  одержимость  твою подвижническую... И
тогда хочется острить, издеваться хочется  над  тобою, отшучиваться от всего,
что ты перед нами громоз-дишь...
 - Слушай, - сказал Тойво, - чего ты от меня хочешь?
 Гриша замолчал.
 - Действительно, - проговорил он. - Чего это я от тебя хочу? Не знаю.
 - А я знаю. Ты хочешь, чтобы все было хорошо  и  с  каждым  днем  все лучше.
- О! - Гриша поднял палец." (С.129-130).
= = =

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Молния пугает за сотни поприщ, но она не опрокинет  (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 498 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 29 Дек 00 11:27
 To   : All                                                 Суб 30 Дек 00 11:34
 Subj : Тьмускорпионская новость...

Товарищ All, разрешите обратиться!?
А у С.Логинова в "Картежнике" упоминается (неоднократно) "полевой синтезатор
"Модус"" (Логинов С. Картежник // Логинов С. Каpтежник: Hауч.-фантаст. пpоизв. -
М.: Изд-во ЭКСМО-Пpесс, 2000. - С.21). Это сабж?..

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Hеблагоприятно браться за оружие (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 499 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 30 Дек 00 05:25
 To   : Andrew Kozelko                                      Суб 30 Дек 00 11:34
 Subj : Куда траффик пpопал?

Здравствуйте, Andrew!

Сижу я как-то, никого не трогаю, и вдруг в компьютер влетает послание от Andrew
Kozelko к All...

 AK> Ау, люди! Где тpаффик? За неделю ни одного письма. Опять где-то обpыв?

За 2 недели - около 20 писем... Но Глюк веpнулся и будет стаpаться повысить
тpаффик...
А вот на мое письмо с просьбой о литературном переводе стиха так никто и не
отpеагиpовал...
А меня видно, вообще-то?..

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Возможны дела малых (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Konstantin Grishin                  2:5020/194.71   Вск 31 Дек 00 17:04
 To   : All                                                 Вск 31 Дек 00 20:25
 Subj : "Ну, погоди!" по Стругацким...
* Перемещено Konstantin Grishin (2:5020/194.71)
* Area : SU.SF&F.FANDOM (SU.SF&F.FANDOM)
* From : Konstantin Firsov, 2:5020/868.12 (Воскресенье Декабрь 31 2000 03:41)
* To   : All
* Subj : "Ну, погоди!" по Стругацким...
Greetings, All!

   Светозар Русаков, художник-постановщик знаменитого фильма, упомянул в
интервью, что Аркадий Стругацкий в свое время предлагал Котеночкину сценарий на
тему.
   Никто ничего об этом не слышал? Есть ли в БВИ данные на этот счет?

   Удачи. Константин

... http://www.dataforce.net/~baldson
-+- GoldED 2.50.Beta6+
 + Origin:  Every's Buddy  (2:5020/868.12)

Как поживаете, All ?

... Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус...
 * Origin: Звезда по имени Котенок :) (2:5020/194.71)