- RU.SF.NEWS (2:5010/67.20) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 830 из 1452
 From : Pavel Viaznikov                     2:5020/185.9    Птн 13 Hоя 98 23:56
 To   : Alexander Gromov                                    Суб 14 Hоя 98 14:02
 Subj : Боря Штерн
Hi there, Alexander!

Monday November 09 1998 01:10, Alexander Gromov chose to gladden the heart of
Andrei Chertkov and wrote:

 AG>    Память Боре. Борису Гедальевичу. Светлая.

- Очень жалко. Очень. Хотя я его лично и не знал...

А всё-таки: мы когда его поминали, то сперва печалились, а потом стали
вспоминать его, и довольно скоро уже - смеялись. Эх, хотел бы и я так - чтобы
когда меня вспоминали, то улыбались или смеялись... всем бы так...

Земля ему пухом.

 * Origin: - De: Spiritus vini, tinctura aqua 40% (2:5020/185.9)
- RU.SF.NEWS (2:5010/67.20) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 831 из 1452
 From : Pavel Viaznikov                     2:5020/185.9    Птн 13 Hоя 98 23:49
 To   : Vladislav Zarya                                     Суб 14 Hоя 98 14:02
 Subj : пара вопросиков
Hi there, Vladislav!

Monday November 09 1998 10:38, Vladislav Zarya chose to gladden the heart of
Pavel Viaznikov and wrote:

 VZ>      От тебя не ожидал - какой к черту уголовный элемент? "Пятая стихия"
 VZ> этот фильм называется.

- Как какой элемент? Первоэлемент, разумеется. Как у алхимиков. Они все-таки не
о "стихиях" говорили. А героиня - элементаль (дух стихии, вроде саламандры или
ундины).

 * Origin: Quod licet bovi, non licet korovi (2:5020/185.9)
- RU.SF.NEWS (2:5010/67.20) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 832 из 1452
 From : Vladimir Ivanov                     2:5030/106.88   Суб 14 Hоя 98 15:59
 To   : Ruslan Krasnikov                                    Вск 15 Hоя 98 11:49
 Subj : Оппаньки. 4/6
Привет, Ruslan!

10-11-1998 20:29: Ruslan Krasnikov --> Sveta Matveenko

 RK> Александра Филлипенко забыла, в роли дона Рэбы.

Ну и моложежь пошла - Булычева со Стругацкими путает уже...
Эта... вуаля ледукасьен куон донно женжен дапрезан!

Владимир Иванов.

--- GoldED 2.42.G1219
 * Origin: VGI_Point, С.-Петербург (2:5030/106.88)
- RU.SF.NEWS (2:5010/67.20) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 833 из 1452
 From : Max Eremeev                         2:5020/1343.17  Суб 14 Hоя 98 23:18
 To   : Boxa Vasilyev                                       Вск 15 Hоя 98 11:49
 Subj : Башня ласточки
Здоровеньки бyлы, Boxa!

Давеча Суббота оябрь 07 1998, писал Boxa Vasilyev для All:

 BV> Сапковский верен себе. Жесток и беспощаден.

 [skip]

 Дьявольщина какая-то! Мистика!
 Прочитав этy мессагy, сразy ломанyлся в фирменный АСТовский магазин на
"Павелецкой", где мне сообщили, что "Башня" еще не вышла, хотя и "заявлена на
ноябрь, так что заходите"... :(
 Отсюда вопрос: где благородный дон достал вышеозначеннyю книгy?

Макс Еремеев aka Шyхеp aka Ахэнэр   -=|*| [Team Маша Макарова] |*|=-
-=|*| [Team BLACKMORE'S NIGHT] |*|=-  -=|*| [Team LACRIMOSA] |*|=-

---
 * Origin: Над нами черное знамя! (2:5020/1343.17)
- RU.SF.NEWS (2:5010/67.20) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 834 из 1452
 From : Dmitriy Vatolin                     2:5020/400      Вск 15 Hоя 98 12:24
 To   : All                                                 Вск 15 Hоя 98 16:35
 Subj : Новый книги на "Русской фантастике"
From: "Dmitriy Vatolin" <dmitriy@amc.ru>

Всем привет, кого не видел!

Новые файлы на "книжной полке" сервера "Русская фантастика"
Зеркала:
http://kulichki.rambler.ru/sf/books/
http://sf.convex.ru/books/

Полный список новинок см.:
 http://www.sf.amc.ru/books/newfiles.htm

Если вы уже видели эту книгу в файле, а она в списке новинок, значит в ней
либо
сущесвенно исправленные опечатки, либо автор прислал свой вариант.

Файлы попавшие в нашу библиотеку помимо воли автора снимаются
по первому требованию. При этом уведомление о том, что автор против
распространения данного текста в сети рассылается всем крупным
приличным (уважающим авторов) библиотекарям (в нашем списке рассылки
более 150 адресов).
О "Cписке рассылки электронных библиотек" можно прочитать на
 http://www.sf.amc.ru/listserv.htm

-----------------
 Александр Бачило  (http://www.sf.amc.ru/books/Bachilo.htm)
    Проклятье диавардов  [71k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_av/bachia01.zip)

    Волшебник  [8k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_av/bachia02.zip)

    Ждите события  [20k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_av/bachia03.zip)

    Инъекция счастья  [26k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_av/bachia04.zip)

    Мыслефильм, или записки графомана  [20k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_av/bachia05.zip)

    Ни в сказке сказать  [15k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_av/bachia06.zip)

    Помочь можно живым  [59k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_av/bachia07.zip)

    Простая тайна  [27k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_av/bachia08.zip)

 Евгений Бенилов  (http://www.sf.amc.ru/books/Benilov.htm)
    Человек, который хотел понять все  [225k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_av/benile01.zip)

    1985  [180k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_av/benile02.zip)

 Юлий Буркин, Сергей Лукьяненко  (http://www.sf.amc.ru/books/027.htm)
    Сегодня, мама! ("Сегодня, мама!" #1)  [134k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/xussr_av/burluk01.zip)

 Владимир Дрыжак  (http://www.sf.amc.ru/books/Dryzhak.htm)
    Поллитра бытия  [95k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/dryzhv01.zip)

    Электорат  [43k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/dryzhv02.zip)

 Иван Ефремов  (http://www.sf.amc.ru/books/234.htm)
    Лезвие бритвы  [610k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi01.zip)

    Туманность Андромеды  [285k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi04.zip)

    Час Быка  [403k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi05.zip)

    Предисловие к рассказам  [12k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi10.zip)

    Адское пламя  [30k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi11.zip)

    Алмазная труба  [28k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi12.zip)

    Атолл Факаофо  [30k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi13.zip)

    Афанеор, дочь Ахархеллена  [65k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi14.zip)

    Белый Рог  [21k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi15.zip)

    Бухта Радужных Струй  [18k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi16.zip)

    Встреча над Тускаророй  [27k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi17.zip)

    Голец Подлунный  [26k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi18.zip)

    Звездные корабли  [65k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi19.zip)

    "Катти Сарк"  [43k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi20.zip)

    Обсерватория Hур-и-Дешт  [24k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi22.zip)

    Озеро Горных Духов  [17k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi23.zip)

    Олгой-Хорхой  [18k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi24.zip)

    Последний Марсель  [27k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi25.zip)

    Путями Старых Горняков  [28k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi26.zip)

    Пять картин  [9k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi27.zip)

    Сердце Змеи  [57k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi28.zip)

    Тень минувшего  [42k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi29.zip)

    Эллинский Секрет  [21k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi30.zip)

    Юрта Ворона  [45k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/efremi31.zip)

 Василий Головачев  (http://www.sf.amc.ru/books/051.htm)
    Отклонение к совершенству  [113k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/golovv05.zip)

    Демон  [189k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/golovv13.zip)

 Игорь Желем  (http://www.sf.amc.ru/books/Zhelem.htm)
    Экстремальная ситуация  [22k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/zhelem01.zip)

    Несовместимость  [21k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_gk/zhelem02.zip)

 Джордж Локхард  (http://www.sf.amc.ru/books/250.htm)
    Ржавое золото (DragonLance)  [130k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_l/lockhg22.zip)

 Евгений Лукин  (http://www.sf.amc.ru/books/115.htm)
    В Стране Заходящего Солнца  [14k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_l/lukine05.zip)

    Приснившийся  [6k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_l/lukine06.zip)

    Памятка интуристу (из цикла "Истец всему")  [2k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_l/lukine07.zip)

    Песнь о Вещем Олеге (из цикла "Истец всему")  [2k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_l/lukine08.zip)

    Конец Ледникового периода (пещерная хроника 004)  [3k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_l/lukine12.zip)

    Я - твой племянник, Родина! (стишки и песенки)  [29k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_l/lukine13.zip)

 Сергей Лукьяненко  (http://www.sf.amc.ru/books/117.htm)
    Принцесса стоит смерти ("Лорд планеты Земля" #1)  [101k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/xussr_l/lukyas01.zip)

    Планета, которой нет ("Лорд планеты Земля" #2)  [158k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/xussr_l/lukyas02.zip)

    Стеклянное море ("Лорд планеты Земля" #3)  [183k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/xussr_l/lukyas03.zip)

    Лабиринт отражений  [268k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/xussr_l/lukyas12.zip)

    Рыцари Сорока Островов  [166k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/xussr_l/lukyas16.zip)

    Атомный сон  [62k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/xussr_l/lukyas21.zip)

    Визит  [13k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_l/lukyas22.zip)

    За лесом, где подлый враг...  [3k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_l/lukyas27.zip)

    Категория "Зет"  [10k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_l/lukyas30.zip)

    Почти весна  [26k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_l/lukyas40.zip)

    Проводник Отсюда  [13k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_l/lukyas43.zip)

    Слуга  [14k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_l/lukyas45.zip)

    Фугу в мундире  [13k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/xussr_l/lukyas50.zip)

    Хозяин Дорог  [14k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_l/lukyas51.zip)

 Михаил Михеев  (http://www.sf.amc.ru/books/129.htm)
    Школьный уборщик  [26k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_mr/miheem25.zip)

 Евгений Панаско  (http://www.sf.amc.ru/books/Panasko.htm)
    Десант из прошлого  [102k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_mr/panase01.zip)

 Николай Полунин  (http://www.sf.amc.ru/books/Polunin.htm)
    Леса веселые и воды светлые  [20k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_mr/polunn01.zip)

 Вячеслав Рыбаков  (http://www.sf.amc.ru/books/161.htm)
    Трудно стать Богом  [87k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/xussr_mr/rybakv30.zip)

 Александр Тюрин  (http://www.sf.amc.ru/books/198.htm)
    В мире животного  [133k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/xussr_ty/turina12.zip)

 Александр Юринсон  (http://www.sf.amc.ru/books/Yurinson.htm)
    Девушка с рекламного плаката  [12k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_ty/yurina01.zip)

    Исправительный дом  [14k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_ty/yurina02.zip)

    Салим  [9k]
      (http://www.sf.amc.ru/books/add-on/xussr_ty/yurina03.zip)

[Максим Зотов, Дмитрий Ватолин]

--
Всего доброго,
          Дмитрий.
 From : Maxim Zotov                         2:5020/400      Вск 15 Hоя 98 16:56
 To   : "Dmitriy Vatolin"                                   Вск 15 Hоя 98 21:49
 Subj : Re: Новый книги на "Русской фантастике"
From: Maxim Zotov <maxim@inter-soft.com.ru>

 Once 15 Nov 1998 12:25:09 +0300 Dmitriy Vatolin wrote:

 DV>  Александр Тюрин  (http://www.sf.amc.ru/books/198.htm)
 DV>     В мире животного  [133k]
 DV>       (http://www.sf.amc.ru/books/xussr_ty/turina12.zip)

 Только сейчас заметил ошибку (файл заменил, а описание осталось):
 новый вариант повести "В мире животного" называется "Вооруженное
 восстание животных".

 Успехов!
--- ifmail v.2.14dev2
 * Origin: EuroInterSoft, Zelenograd, Russia (2:5020/400@fidonet)
- RU.SF.NEWS (2:5010/67.20) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 836 из 1452
 From : Nick Kolyadko                       2:5091/3        Вск 15 Hоя 98 08:38
 To   : Kirill Pleshkov                                     Вск 15 Hоя 98 21:49
 Subj : пара вопросиков
  Hello, Kirill ?

 Once upon a time Kirill Pleshkov wrote to Yar Mayev:

 KP> Совершенно верно. Element. А Four Elements на том же аглицком - те
 KP> самые всем хорошо знакомые четыре стихии: земля, воздух, огонь и
 KP> вода...

 KP> Так что Владислав прав. В самом деле стихия. Просто, наверное,
 KP> перевели первый раз название не слишком задумываясь, а потом пошло
 KP> гулять...

      Хм, если помнишь, этим пятым элементом там была жизнь, и в этом
 контексте слово "стихия" ни к селу ни к городу. Да и вода, воздух и.т.д
 там присутствуют не в виде стихий, а как-раз в виде элементов, составля-
 ющих вместе с жизнью единое целое.
     А VZ - ну, тут всё, как обычно... То ему инверсии не нравятся, то
 Волкодав слишком разговорчивый... :))))) Теперь в слове "элемент" крими-
 нальный оттенок углядел... Мож, телевизор пореже смотреть надо ? :)

    nicknike@usa.net                                               Nick
    ICQ # 18902108
---
 * Origin: Общение портит характер, особенно, когда его нет (2:5091/3)
- RU.SF.NEWS (2:5010/67.20) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 837 из 1452
 From : Max Kachelkin                       2:5020/185      Пон 16 Hоя 98 02:09
 To   : All                                                 Пон 16 Hоя 98 11:34
 Subj : Кудрявцев и FIDO

Приветствую, All!

Хороший человек и писатель Леонид Кудрявцев недавно переехал в город Ижевск.

И хотел бы присоединиться к нашему FIDO-шному сообществу.

Отсюда просьба - откликнуться нетмейлом на мой адрес товарищей по
фэндому-фидошников из Ижевска, готовых помочь ему в этой благородной задаче. То
есть получить в Ижевске поинта и настроить фидошный софт.

Такие дела.

                                           С уважением, Максим Качёлкин.

---
 * Origin: Far Rainbow BBS - MotherBoard of SF&F Family Of BBS (2:5020/185)
- RU.SF.NEWS (2:5010/67.20) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 838 из 1452
 From : Alexander Gromov                    2:5020/185.17   Пон 16 Ноя 98 00:05
 To   : Roman E Carpoff                                     Пон 16 Hоя 98 11:34
 Subj : Киберпанк и Александр  Громов
Приветствую, Roman!

Пятница Hоябpь 13 1998 21:20, Roman E Carpoff wrote to Vladimir Borisov:

 REC>   треть - много. вспомни, как он поступил с Каплей. я представил себе ее
 REC> замерзающей во тьме, подсвеченной плоскостью галактической спирали...

   Поправка: подсвеченной гигантской эллиптической галактикой. В крайнем случае
соглашусь на галактику типа cD. Hо не спираль! Долой лишнюю красивость! ;)

 REC> потрясает, не правда ли? человек триста оставил бы, уже хорошо будет :)

   Будет совсем хорошо! В ШВШВ оставлю многих. Почти всех.

                                           С уважением, Alexander Gromov.

---
 * Origin: Point system (2:5020/185.17)
- RU.SF.NEWS (2:5010/67.20) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 839 из 1452
 From : Ljuba Fedorova                      2:5021/6.4      Пон 16 Hоя 98 05:45
 To   : Boxa Vasilyev                                       Пон 16 Hоя 98 11:34
 Subj : Башня ласточки
Hello Boxa!

07 Nov 98 21:46, Boxa Vasilyev wrote to All:

     Воха, если ты меня видишь хотя бы здесь, то какого фига на мой отправленный
тебе на /185.13 нетмэйл мне немедленно пришло письмо от Макса Качелкина, что
тебя там два года как нет и не будет, и с просьбой тебе на этот адрес не писем
не отправлять? Hачиная с того, что я не в восторге от чтения моей личной
переписки посторонними людьми, и далее со всеми остановками?..
     Ответь, плс, мылом, раз оно от тебя ко мне ходит, а мое к тебе никак.

with *.*,
Ljuba

[Team Pentium Killers]

--- Пополам-это полуосный полумух
- RU.SF.NEWS (2:5010/67.20) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 840 из 1452
 From : Sergey Schegloff                    2:5054/16.12    Суб 14 Ноя 98 03:27
 To   : Sergey Borovikov                                    Пон 16 Ноя 98 22:28
 Subj : Дэн Симмонс "Восход Эндимиона"

11 Nov 98 01:24, Sergey Borovikov wrote to Vladimir Borisov:

 SB> А "Восход Э." меня крайне озадачил ярко выраженной
 SB> кинэстетической составляющей - эдакая "ощущательная" книга.
  Блин! Ну ты запал!
  А видеоряд по тексту построить пробовал? Вроде безобразий на
юпитереанской планете? Книга еще и визуальная!
  Вот только в дигитальном :) смысле - господи! лучше бы молчали!
Ну не могу я воспринимать героев-придурков...

 SB> Чем-то он похож на старый японский вариант "Женщины в песках".
 SB> Есть в нем какая-то утраченная магия :)
  Да не магия это, а упертость.
  Идея (или ощущение), распропагандированное на 600 страницах в
половине строчек (типа Та Кто Учит позаботится о тебе), не может
оставить читателя равнодушным.
  Для справки: женщина в песках тоже _идеологизированный_ текст.
И я выбрал его воспринимать как фигню. То есть в жизни так бывает,
но пошла она подалее, такая жизнь. Hо многие другие восприняли его
как _нечто_. Мол, надо возделывать наш сад...
  С "Эндимионом" - аналогично: да, трудно преувеличить тупость и
глупость. Hо можно! И это было сделано.

Всяческих успехов! Sergey

--- xMail/beta
 * Origin: Часовой Армагеддона 2: 11% done...  (2:5054/16.12)
- RU.SF.NEWS (2:5010/67.20) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 841 из 1452
 From : Sergey Schegloff                    2:5054/16.12    Суб 14 Hоя 98 03:37
 To   : Vladislav Zarya                                     Пон 16 Hоя 98 22:28
 Subj : Лазарчук и Солженицын - близнецы-братья
Hello Vladislav!

12 Nov 98 07:59, Vladislav Zarya wrote to Sergey Schegloff:

 VZ> успешно. Хотя их методы завлечения, конечно, существенно
 VZ> отличаются от методов, например, Юлиана Семенова. И прежде всего
 VZ> тем, что эти методы не только и не в первую очередь сюжетные. Оба
  Вот именно. Когда я говорю - Писатель - это и означает человека,
умеющего создавать текст, интересный помимо своего содержания (во
как! формулировочка получилась). Так что:
 VZ> могут позволить себе довольно значительные отступления от
 VZ> непрерывности действия в пользу развития характеров, сцен и
  - это и есть превосходство писателя над беллетристом, которому
нужно постоянно нагнетать напряженность.
  Хотя нужно ли? Надо бы Маринину и Головачева перечитать :)

 VZ> использовать. Впрочем, дело не в этом. Пожалуй, насчет
 VZ> шаблонности сюжетов в обоих сабжах я с тобой, подумавши,
 VZ> соглашусь. Не без того обошлось.
  Вот-вот. Писатели, блин. Таланты, настолько, что сюжет им,
в-общем, и не нужен...
  Тут я чрезвычайно субъективен, но когда с самого начала ясно
(профессиональному читателю вроде меня) чем дело кончится, кайф
от языка и характеров ловить уже трудно.

 Msg  : 842 из 1452
 From : Sergey Schegloff                    2:5054/16.12    Суб 14 Hоя 98 03:43
 To   : Ruslan Krasnikov                                    Пон 16 Hоя 98 22:28
 Subj : FScan: А.Мартьянов "Чужие: Русский десант"
Hello Ruslan!

10 Nov 98 20:26, Ruslan Krasnikov wrote to Sergey Schegloff:

 RK> Я прочитал аннотацию, посмотрел на фото автора (~ лет 18 ему) на
 RK> последней обложке и решил, что сия книга - гадость, чем жутко
 RK> обидел своего знакомого продавца.
  Браво!
  Вот самый экономичный способ определять качество книг!
  По возрасту автора!

ЗЫ. Между прочим, если под возрастом понимать число лет, проведенных
за машинкой, весьма толковый способ.

 Msg  : 843 из 1452
 From : Sergey Schegloff                    2:5054/16.12    Суб 14 Ноя 98 03:46
 To   : Eugeny Kuznetsov                                    Пон 16 Hоя 98 22:28
 Subj : Дэн Симмонс унд Фрэнк Херберт
Hello Eugeny!

11 Nov 98 19:08, Eugeny Kuznetsov wrote to Vladislav Zarya:

 EK> А человеческое - так довольно скоро то человеческое, к которому
 EK> мы привыкли изменится необратимо. Иного способа оторвать читателя
 EK> от привычной платформы как дать побарахтаться в невесомости иного
 EK> восприятия нет. Диспропорции тут вполне конструктивны. Я другое
  Видишь ли, просто кинут читателя в бредо-текст - это любой может.
Hо толку-то?! Перечисли, что ли, по памяти, основные идеи Херберта
в 2-6 книгах Дюны!
  ИМХО, уж если описывать сверх-человеческое, так надо это так делать,
чтобы читатель начал с самого что ни на есть своего родимого, а потом
шаг за шагом обнаружил, что уже проблемами мироздания загружен. Пример
- "Жук в муравейнике". Ну и еще пример, из свежих - "Путь прилива".

 Msg  : 844 из 1452
 From : Alexander Zencovich                 2:465/85        Вск 15 Hоя 98 15:39
 To   : Marina Konnova                                      Пон 16 Hоя 98 22:31
 Subj : Re: 160 фант. фильмов (март 1994, составитель Щеpбак-Жуков)
Hello, Marina.

06 Nov 98 13:03, Marina Konnova wrote to Evgeny Milun:
 MK> Отчего-то все забывают такой неплохой перестроечный фильм "Город Зеро". К
 MK> чему бы?
Потому что 'перестроечный' :) Вообще-то фильм неплохой, но слишком много в нем
конъюнктурных моментов связаных с политическим 'разоблачениями' того времение :)
(во как сказал - ТОГО ВРЕМЕHИ! :)) )

 С уважением - Alexander

 Мы боимся смерти, посмертной казни - нам знаком при жизни предмет боязни
 Пустота вероятней и хуже ада - мы не знаем кому нам сказать - 'не надо'..

--- GoldED/386 2.50+
 * Origin: ...But love's the only engine to survival... (2:465/85)
- RU.SF.NEWS (2:5010/67.20) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 845 из 1452
 From : Alexander Zencovich                 2:465/85        Вск 15 Hоя 98 15:43
 To   : Timofei Koryakin                                    Пон 16 Hоя 98 22:31
 Subj : Re: Дэн Симмонс "Восход Эндимиона"
Hello, Timofei.

10 Nov 98 13:04, Timofei Koryakin wrote to All:

 TK>  Его можно обвинить вот в чем. Все первоначальные искины были одной и той
 TK> же длины. Почему сразу появились искины-паразиты длиной на два
 TK> порядка (двоичных!) меньше? Если система заранее поддерживала искины
 TK> разной длины, то где все переходные стадии? Где искины увеличенной
Ну не стал он описывать все переходные стадии. Он же фантастику писал а не
руководстово по созданию и эволюции Искинов.
 TK> длины, которая идет на механизмы защиты от паразитов? Непродумано все
 TK> это как-то... И это при том, что в "Scientific American" абы еще не в
 TK> конце 80-х (ну не помню я точного номера) была статья о моделировании
 TK> эволюции.
Подобные вещи моделировались еще в конце 60 -x а в 70-x были уже достаточно
модными. Была такая игра тогда - CoreWar - как раз ее Симмонс и показал (imho) в
качестве прообраза ИскИнов. Там вообще все на 3 командах делалось -
проверить,переписать и убить

 Msg  : 846 из 1452
 From : Dmitriy Vatolin                     2:5020/400      Пон 16 Ноя 98 22:40
 To   : All                                                 Втр 17 Ноя 98 06:42
 Subj : Интервью с Борисом СТРУГАЦКИМ 1/7
From: "Dmitriy Vatolin" <dmitriy@amc.ru>

>   ПРОДОЛЖЕНИЕ OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким

   Это ПРОДОЛЖЕНИЕ интервью с 23.07.98 по 15.11.98.
   Начало помещалось в книжные эхи ФИДО 23.06.98 и 29.07.98.
   Полный текст этого виртуального интервью (186Кб в тексте!)
   (равно как и старые бумажные) доступен на странице Братьев СТРУГАЦКИХ:

  http://www.sf.amc.ru/abs
  http://kulichki.rambler.ru/sf/abs - зеркало на Куличках
  http://sf.convex.ru/abs - зеркало в Екатеринбурге

  Кроме того, там же можно прочитать и дополнить OFF-LINE интервью с

  * Сергеем ЛУКЬЯНЕНКО - (http://www.sf.amc.ru/lukian)
  * Владиславом КРАПИВИНЫМ - (http://www.sf.amc.ru/vk)
  * Г.Л. ОЛДИ - (http://www.sf.amc.ru/oldie)
  * Александром ГРОМОВЫМ - (http://www.sf.amc.ru/gromov)
  * Александром ТЮРИНЫМ - (http://www.sf.amc.ru/tjurin)
  * Евгением ЛУКИНЫМ    - (http://www.sf.amc.ru/lukin)

----
 Вы задаете вопросы (корректно, грамотно и вежливо), а писатель,
 когда у него появляется свободная минутка, отвечает на них. Он
 оставляет за собой право отбирать вопросы, а вы, пожалуйста,
 постарайтесь не повторяться.
 Группа "Людены" оставляет за собой право отбирать вопросы для
 писателя.

 ВHИМАНИЕ! Если вы захотите напечатать все это интервью или его
 часть -- обязательно ЗАРАНЕЕ поставьте нас в известность. Благо,
 сделать это очень просто: написать письмо по адресу bvi@sf.amc.ru,
 либо оставить запись в гостевой книге страницы (анонсировав
 читателям номер своего издания).

 Время под вопросами - время помещения ответа на сервер.

- ---

  Вопрос: Уважаемый БНС, спасибо Вам за те замечательные книги,
  которые вы написали.
  Я надеюсь, что скоро они станут классикой и займут почетное
  место в мировой литературе (если это уже не произошло). У меня к
  Вам три вопроса:
  1. Какова Ваша творческая концепция и как она вяжется с Вашим
  жизненным кредо?

                            Ялунин Сергей < TheorPhys@cglab.ksu.kern.ru>
                         Калининград, Россия - 08/20/98 21:40:32 GMT+0300

  У меня нет единой, четко сформулированной и отлитой в бронзу
  творческой концепции. Есть набор правил и аксиом, к которым я
  прибегаю по мере надобности. <Литература должна рассказывать о
  людях и человеческих судьбах>. <Главное назначение книги - создать
  у читателя потребность к сопереживанию героям и их судьбе>.
  <Фантастика есть часть литературы, это художественный прием,
  служащий для придания повествованию остроты, усиливающий акт
  сопереживания, позволяющий рассматривать проблемы, недоступные
  для <бытовой> литературы (скажем, проблему Разума во вселенной,
  или социологию Будущего)>. <Фантастика стоит на трех слонах -
  ЧУДО - ТАЙНА - ДОСТОВЕРНОСТЬ. ЧУДО - это собственно
  фантастический элемент, вводимый в повествование. ТАЙНА -
  способ подачи информации, та морковка, которая ведет читателя от
  страницы к странице и никак не позволяет ему отложить книгу.
  ДОСТОВЕРHОСТЬ - главный из слонов, это сцепление текста с
  реальностью, реальная жизнь внутри книги, то, без чего роман
  превращается в разлекательную байку или эскапистскую болтовню>...
  Ну и так далее. Наверняка все это как-то соотносится с моим
  жизненным кредо. Как именно, не знаю. Собственно, все мое
  жизненное кредо сводится к фразе из <Стажеров>: жизнь дает человеку
  три счастья - друга, любовь и работу. Все прочее - от лукавого.

  Вопрос: 2. Как происходило Ваше взаимодействие с
  Анд.Тарковским? Что его не устраивало и какие новые идеи он
  пытался добавить в сценарии (если такое было)?

                            Ялунин Сергей < TheorPhys@cglab.ksu.kern.ru>
                         Калининград, Россия - 08/20/98 21:42:40 GMT+0300

  Пересказывать короткую, но чрезвычайно насыщенную историю наших
  взаимоотношений с Тарковским я не в силах. Во-первых, я мало что
  помню. А во-вторых, суть этих взаимоотношений была чрезвычайно
  проста: мы изо всех сил старались ему угодить, и это, кажется, нам в
  конце концов удалось. У Тарковского было множество идей по поводу
  этого фильма (от большинства из них он со временем отказался), мы же
  пытались внушить ему только одну: фантастика тем лучше, чем больше
  в ней реализма и чем менее она фантастична.

  Вопрос: 3. Вы считаете, что фантастика должна быть ближе к
  реальности. Откуда у Вас такое мнение? Вы, как автор, ставите
  перед фантастикой определенные цели?

                             Ялунин Сергей < TheorPhys@cglab.ksu.kern.ru>
                         Калининград, Россия - 08/20/98 21:44:55 GMT+0300

  Hа третий Ваш вопрос я уже, кажется, ответил. <Откуда у меня такое
  мнение> - не знаю. Жизнь навеяла. Искусство должно идти от жизни,
  ибо только жизнь самоценна и ничего важнее ее на свете нет.

  Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Скажите, нет ли связи
  между <Театральным романом> М.Булгакова и <Понедельником>
  (мне почему-то показались очень близкими Театр и Институт)?

                                        Михаил Орлов < ollo@runa.ru>
                             Москва, Россия - 08/20/98 21:47:01 GMT+0300

  Такой связи нет и быть не может: мы прочитали (и полюбили)
  <Театральный роман> лишь через 10 лет после <Понедельника>. С
  <Театральным романом> напрямую связан наш роман <Хромая судьба>
  - он так и задумывался: как история писателя Максудова эпохи
  зрелого социализма.

  Вопрос: Уважаемый Борис Натанович,
  1. <Град обречённый> был издан через годы после написания
  (насколько я знаю) или я ошибаюсь? И если ошибаюсь, то
  расскажите, пожалуйста, немного про эту книгу. Я лично считаю,
  что она лучшая в вашем с Аркадием Натановичем творчестве!

                                       Денис < lee_g_f_h@hotmail.com>
                           Ессентуки, Россия - 08/20/98 21:49:41 GMT+0300

  1. Роман <Град обречЕнный> (так называется замечательная картина
  Рериха) задуман был в в конце 60-х, а закончен - в 1975 году. Мы
  были уверены, что никогда не увидим этой книги опубликованной.
  Окончив, размножили ее в 3-х экземплярах и раздали верным людям
  на сохранение, потому что боялись, что могут прийти с обыском и
  тогда роман погибнет (как едва не погиб за 10 лет до того
  замечательный роман Гроссмана - лишь чудом, говорят, сохранилась
  копия, оставшаяся у машинистки). Впрочем, все обошлось. Мы тоже
  любили этот роман и считали его среди лучших.

  Вопрос: 2. В произведении <Жиды города Питера> проскальзывают
  имена и строчки из песен известных русских рок-исполнителей,
  расскажите, пожалуйста, кто натолкнул Вас на включение в книгу
  этих строк (насколько я понял из Ваших ответов, рок-музыку Вы
  не очень знаете)?

                                       Денис < lee_g_f_h@hotmail.com>
                           Ессентуки, Россия - 08/20/98 21:55:15 GMT+0300

  2. Я не знаток рок-музыки и уж конечно не фанат, но знаю и люблю и
  Цоя, и Шевчука, и БГ. У меня сын - большой знаток и ценитель такой
  музыки, он меня понемножку приучил к ней и помог полюбить.

  Вопрос: Здравствуйте Борис Hатанович!

  Я уже на этой странице задавал Вам вопрос (и не один!!!).
  Извините, что при этом применял <латиницу>. Так просто
  машина настроена была... Закончил тогда писать и понял, что еще
  есть вопросы. И много. Вот набрался смелости (наглости?) и
  решил(ся) еще несколько задать.

  1.По некоторым Вашим интервью (да и на этой странице есть
  более чем ясные намеки), я предположил, что творчество
  Казанцева Вы не любите. А каково Ваше отношение к творчеству
  других классиков советской фантастики: А.Беляева, М.Шагинян (я
  имею в виду <Месс-Менд>), А.Толстого, Адамова (<Тайна двух
  океанов>), ну и конечно Ивана Антоновича Ефремова? Вы можете
  назвать кого-то из них своим учителем?

                                       Ник < nik679@monet.npi.msu.su>
                                   Россия - 08/20/98 21:58:15 GMT+0300

  1. А.Беляева люблю с детства, хотя давно уже понял, что писатель он
  никакой. Фантастика М.Шагинян не нравилась мне никогда. Ефремова
  очень уважал и уважаю, как мыслителя и великого эрудита; когда-то
  восхищался им и как писателем тоже. Алексей Толстой -
  единственный среди всех перечисленных настоящий писатель,
  писатель божьей милостью, обладатель божественного языка,
  прозрачного и чистого, словно родниковая вода. Мы всегда считали
  его одним из своих учителей. Уэллс объяснил нам, что такое
  фантастика, Хемингуэй научил лаконизму и искусству подтектста, а
  Алексей Толстой был для нас всегда недостижимой вершиной по части
  владения русским литературным языком. Россия знает еще только
  одного такого Мастера - я имею в виду Михаила Булгакова.

  Вопрос: 2. Тут неожиданно сразу возник другой вопрос. А какие
  книги, Борис Hатанович, Вы и Ваш брат читали в детстве и
  юности? Вообще до того, как стали писателями? Что Вам тогда
  наиболее запомнилось? А потом оставалось время на чтение чужих
  книг?

                                       Ник < nik679@monet.npi.msu.su>
                                   Россия - 08/20/98 22:54:50 GMT+0300

  2. В детстве читали всю фантастику и все приключения, которые
  попадались под руку: Уэллс, Беляев, Конан Дойл, Жюль Верн, Дюма,
  Луи Буссенар, Луи Жаколио, Кэрвуд, Лондон... Потом приспело время
  реалистической литературы: Толстой, Голсуорси, Хемингуэй, Фолкнер,
  Ремарк, Грэм Грин, Булгаков, Тынянов... Читали много и жадно.
  Читали всегда. И всегда перечитывали, свято исповедуя принцип:
  <Квалифицированный читатель тот, кто не только много читает, но и
  много перечитывает>. Последнее время, правда, я этот принцип
  регулярно нарушаю - слишком много приходится читать по
  обязанности, а не для удовольствия.

  Вопрос: 3. Этот вопрос перекликается с первым. Вы были знакомы
  с И.А.Ефремовыи или нет? И если да, то, пожалуйста, расскажите
  что-нибудь об этом знакомстве.

                                       Ник < nik679@monet.npi.msu.su>
                                   Россия - 08/20/98 22:56:23 GMT+0300

  3. С Ефремовым одно время был близок АH - они часто встречались,
  как правило, у Ефремова, я тоже у него бывал несколько раз. Это был
  воистину <матерый человечище> - гигант мысли, великий эрудит,
  блистательный рассказчик и бесстрашный боец. Он был подлинным
  лидером фантастики 60-х, пролагателем новых путей и защитником
  всего нового. Конечно, писателем он был неважным, да он и сам не
  претендовал особо на это звание - считал себя в первую очередь
  философом, мечтал писать трактаты и <Диалоги> в манере древних. Те
  жалкие людишки, которые мнят себя сейчас и объявляют
  последователями <школы Ефремова>, просто ничтожные пигмеи,
  копошащиеся в тени титана.

  Вопрос: 4. Судя по <Понедельнику...>, Вы с братом достаточно
  иронично относились к несколько холодному миру ефремовской
  <Туманности Андромеды>. А повлиял ли как-то на Ваше
  творчество <Час быка>? Или разочарование в прекрасном будущем
  пришло у Вас с Иваном Антоновичем порознь, но одновременно?

                                       Ник < nik679@monet.npi.msu.su>
                                   Россия - 08/20/98 22:57:39 GMT+0300

  4. Ефремов (как и АБС) никогда не был <очарован> светлым будущим.
  Просто он писал Будущее, которое Должно (по его мнению) Быть, а
  АБС - Будущее, в котором (им, АБС) Хотелось бы Жить.
  Разочарование, о котором Вы пишете, было просто результатом
  жизненных наблюдений - уже в середине 60-х стало совершенно
  ясно, что правят нами жлобы и дебилы, для которых коммунизм - это
  общество, в котором народ радостно и с удовольствием выполняет все
  указания Партии и Правительства, и никак не более того.

  Вопрос: 5. В иной форме этот вопрос уже задавался Вам на этой
  странице. Но я позволю задать его заново, несколько
  переформулировав. Почему Вы так мало внимания уделяете в своих
  произведениях вопросам гармонии красоты физической и
  нравственной? Более того, как мне кажется, все Ваши с братом
  герои по большей части некрасивы или обыкновенны по внешности.
  Или я ошибаюсь?

                                       Ник < nik679@monet.npi.msu.su>
                                   Россия - 08/20/98 22:58:37 GMT+0300

  5. Не знаю, о чем Вы говорите. Для нас всего важнее - создать
  достоверную картину реальной жизни. И <гармонии и красоты> будет
  на этой картине ровно столько, сколько обнаруживается этого добра в
  реальной жизни. То есть - немного.

  Вопрос: 6. Сейчас существуют такие понятия, как <школа
  Ефремова> и <школа Стругацких> (во всех энциклопедиях
  фантастики про это пишут). Как Вы сами считаете, существует
  ли <школа Стругацких>? И если да, то в чем ее суть и кого Вы
  можете назвать своими учениками?

                                       Ник < nik679@monet.npi.msu.su>
                                   Россия - 08/20/98 23:01:27 GMT+0300

  6. <Школа Стругацких>, пожалуй, существует. Hо я не хотел бы
  называть имен: вдруг эти люди сами не считают себя последователями
  этой школы?

  Вопрос: 7. Как Вы считаете, проект <Время учеников> удачен или
  нет? И какое, по Вашему мнению, произведение в проекте самое
  удачное?

                                       Ник < nik679@monet.npi.msu.su>
                                   Россия - 08/20/98 23:03:32 GMT+0300

  7. Мне понравилось большинство произведений в этих сборниках.
  Некоторые из них - превосходны. Hо называть имен я, опять же, не
  стану - не хотел бы кого-нибудь ненароком обидеть.

From: "Dmitriy Vatolin" <dmitriy@amc.ru>

----- начало в предыдущем письме -----

  Вопрос: 2. Верите ли вы в Бога и в жизнь после смерти? Что,
  наверное, одно и тоже...

                               Оська Бахмутский < joeb@connexus.net.au>
                              Мельбурн, Австралия - 10/24/98 21:53:18 MSD

  К сожалению, нет, не верю. Увы.

  Вопрос: 3. Хотелось узнать, читали ли вы роман Кафки <Замок> и
  если да, то как бы вы его закончили?

                               Оська Бахмутский < joeb@connexus.net.au>
                              Мельбурн, Австралия - 10/24/98 21:55:03 MSD

  Признаюсь, <Замок> я не дочитал до конца, пороху не хватило, так что
  ответить на Ваш вопрос не могу.

  Вопрос: Уж и не знаю, как выразить свою благодарность. Слова: -
  <Я вырос на ваших книгах> стали уже банальностью и общим
  местом. Однако ж, так оно и было.
  Теперь вопросы:
  1. А АБС действительно не почерпнули идею своей версии Иуды из
  Борхесовских <Трех версий>?

                                     Felix Kogan < koganf@deshaw.com>
                                   New York, USA - 10/24/98 21:57:41 MSD

  Нет. Мы почти не читали Борхеса. Он как-то прошел мимо нас.

  Вопрос: 2. Что, действительно самой большой тайной города
  являлось то, что он обладает кольцевой структурой и имеет
  предназначение?

                                     Felix Kogan < koganf@deshaw.com>
                                   New York, USA - 10/24/98 21:58:55 MSD

  Нет. Вы не угадали. Попробуйте еще раз.

  Вопрос: 3. Вы к нам в Hью-Йоркщину в гости не собираетесь?

                                     Felix Kogan < koganf@deshaw.com>
                                   New York, USA - 10/24/98 22:00:57 MSD

  Hет. Спасибо, нет.

  Вопрос: Борис Натанович!
  Как вы отнеслись к повести Рыбакова <Трудно стать богом>? Если
  бы Вы взялись написать продолжение вашего <За миллиард лет до
  конца света>, насколько, по Вашему мнению, оно было бы похоже
  на произведение Рыбакова?

                                   Алексей Попович < apo@lazurnaya.ru>
                                    Сочи, Россия - 10/24/98 22:03:51 MSD

  Повесть Рыбакова мне понравилась очень. Может быть, потому, что
  имеет к зМЛдКС лишь самое отдаленное отношение. По сути Рыбаков
  взял некую <заданную тему> и написал по ней совершенно новое и
  очень свое произведение. Продолжение зМЛдКС, по-моему,
  невозможно. Его могут писать только <посторонние>, - те, кто не
  помирал вместе с Маляновым от стыда и страха в маленькой квартирке
  большого кирпичного дома, что на улице Победы в СПБ.

  Вопрос: А! И еще :)
  Еще хочу спросить, как Вы отнеслись к <Трудно быть Горлумом>?

                                   Алексей Попович < apo@lazurnaya.ru>
                                    Сочи, Россия - 10/24/98 22:05:37 MSD

  Никак не отнесся. Hе читал.

  Вопрос: Уважаемый Борис Натанович, что, на Ваш взгляд, может
  удержать человека от самоубийства, если его жизнь становится
  невыносимой (невыносимой в внешнем плане: денег нет, еда
  кончилась, из квартиры выселили, или нашли у тебя чего-нибудь,
  СПИД, рак)?

                                    Виктор < medved@monet.npi.msu.su>
                                Мурманск, Россия - 10/24/98 22:07:47 MSD

  Наверное, все зависит от конкретной ситуации: сын... мать... друг...
  возлюбленная... незаконченная работа... солнышко вдруг выглянуло из
  тучи... кошка вспрыгнула на колени и приласкалась... Все что угодно
  может человека остановить. Точно так же, как и подтолкнуть к
  пропасти может все, что угодно.

  Вопрос: Мне очень нравятся Ваши книги. Особенно серия <Полдень,
  ХХII век>. Однако, когда я читал <Трудно быть богом>, то я не
  понял большинства поступков Руматы. Общее впечатление - как
  будто человек, далекий от проблемы прогрессорства, приехал на
  экскурсию и случайно отбился от группы... Если бы так оно и было,
  то понятно, почему он так поступал... Мне кажется, не надо было
  давать ему обруч с передатчиком, иначе все выглядит нелогично,
  бессистемно... Но тогда Румата превращается в Максима
  Каммерера?

                                    Милонов Григорий < gri@ns.oda.ru>
                                 Фрязино, Россия - 10/24/98 22:14:33 MSD

  Я не совсем понимаю сути Ваших недоумений. Может быть, Вы
  приведете конкретные примеры, когда Румата поступал как-то не так,
  как должен был? Помните только, что во времена Руматы никаких
  прогрессоров еще не существовало, Земля только еще отрабатывала
  методику прогрессорства, и Румата - по исходному заданию своему
  - был не более, чем накопитель информации.

  Вопрос: День Добрый! В первую очередь, конечно, моё наивное
  СПАСИБО за столь чудесные повести.
  Уважаемый Борис Натанович, разрешите спор. Почему кроме
  <Гадких лебедей>, есть ещё и <Хромая судьба>, дополненная
  <...лебедями>? (В <Гадких лебедях> ни слова о Ф.Сорокине...)

                                      Seda < seda@yura.polnet.botik.ru>
                               Переславль, Россия - 10/24/98 22:16:38 MSD

  Мы взяли <Гадкие лебеди> в качестве содержимого Синей папки,
  потому что не знали, чем еще эту папку заполнить, а заполнить ее было
  необходимо - это мы чувствовали. Сначала мы хотели вставить туда
  первую и вторую главу <Града обреченного>, но потом нам стало
  жалко рвать роман на куски, и мы решились насчет <Лебедей>. Этот
  роман, как нам казалось, полностью подходит по ситуации - его
  вполне мог бы написать именно Ф.Сорокин, и он (роман) превосходно
  пересекается с тем, что происходит в <Хромой судьбе>.

  Вопрос: Уважаемый Борис Hатанович!
  Почему во всех книжных редакциях повести <Хромая судьба>
  выкинуты несколько эпизодов, по сравнению с тем вариантом,
  который был опубликован в <Hеве> в 1986 (кажется) году? В
  частности, эпизод с рецензией Гнойного Прыща на
  фантастическую книгу Г.Аганяна, где он был выведен как
  <антинаучный мракобес, исповедующий людоедские теории
  гитлеризма> на основании того, что в книге присутствовала
  ракета, движущаяся со сверхсветовой скоростью.

                                                   Бусыгин Андрей
                                   Пермь, Россия - 10/24/98 22:19:06 MSD

  По просьбе редакции, в целях создания атмосферы максимальной
  <обкомоустойчивой> защиты романа (напоминаю: это конец 80-х,
  советская власть и вечно сопутствующая ей партийная цензура -
  живут и здравствуют, хотя уже несколько покосились и стоят не так
  твердо, как раньше), а также под давлением гремящей по стране
  антиалкогольной кампании была произведена авторами
  соответствующая подчистка и правка текста, причем смысл и
  необходимость некоторых изменений мне сегодня уже и самому не
  вполне ясны. Впоследствии первоначальный текст был восстановлен
  - не помню уже: частично или полностью.

  Вопрос: Проясните, пожалуйста, какая в действительности книга
  содержалась в <Синей папке> Ф.Сорокина - <Гадкие лебеди>, или,
  все-таки <Град обреченный>?

                                                   Бусыгин Андрей
                                   Пермь, Россия - 10/24/98 22:20:40 MSD

  <Гадкие лебеди>. От намерения вставить туда главы из <Града> мы
  отказались - стало жалко рвать на части большой и любимый роман.

  Вопрос: Еще вопрос, может быть не совсем по адресу, а может,
  совсем. :-)
  Почему в последнем издании <Хищных вещей века> (Миры братьев
  Стругацких) в повести отсутствуют последние страницы (эпилог).
  Что это - самодеятельность Черткова, или признание того, что
  истинным было окончание, описанное во втором томе <Времени
  учеников> под названием <Ласковые сны полуночи> Лукьяненки, и
  эпилог, где Рюг и Лэн собираются ехать в Гоби, Жилину
  действительно <приглючился>.

                                                   Бусыгин Андрей
                                  Пермь, Россия - 10/24/98 22:22:32 MSD

  <Хищные вещи> чуть не вылетели вон из издательства <Молодая
  гвардия> (по идеологическим мотивам) в 1965 году. Чтобы спасти
  вещь, мы вынуждены были сделать там ряд <оптимистических> и
  <идеологически выверенных> вставок. Эти вставки я выбросил при
  последнем издании романа. В издательстве <Терра Фантастика> роман
  выпущен в своем первоначальном виде, в каком он сошел с нашей
  машинки в ноябре 1964 года.

  Вопрос: Уважаемый Борис Hатанович!
  Позвольте констатировать, что произведения АБС - бесценны.
  Такова моя личная точка зрения, но, я думаю, очень многие ее
  разделяют. Мне повезло начать читать произведения еще в виде
  подпольных изданий. Фактически, ваши книги
  - часть моей жизни. <Спасибо>? Маловато будет! По-моему,
  невыразимо.
  К делу. Вы высказались недавно на предмет отношения к <жизни
  после смерти> в том смысле, что ее там нет. Это понятно. Hо
  меня интересует ваше отношение к следующей трактовке:
  1) См. <Линия жизни> Хайнлайна. Писатель описывает
  <временных червей>, пронизывающих реальность сквозь время. Эти
  черви - люди (в частности). Один конец такого червя находится в
  точке четырехмерного пространства - точке рождения, а другой
  конец - в точке смерти человека. Приблизительно.
  2) Считается (по крайней мере, пока), что скорость
  распространения информации ограничена сверху скоростью света.
  Если рассматривать срезы пространства-времени, сделанные
  <перпендикулярно> оси времени, начиная с точки возникновения
  какого-либо события, то мы можем в итоге наблюдать так
  называемый <световой конус> - расширяющуюся со скоростью
  света сферу трехмерного пространства, в которой данное событие
  может быть в принципе отражено.
  3) Человек, как объект физического мира, таким образом,
  оставляет следы в окружающем его пространстве. Насколько они
  <существенны> - это вопрос определения <количества>
  информации в <следе>. Hо важнее то, что любая деятельность, сам
  факт существования человека (человека - к примеру), ПРИВОДИТ
  к оставлению <следов>. Самых разных по своей структуре.
  Таким образом, можно сделать вывод, что <после смерти> кое-что,
  да остается. В частности, информационный след. Бывает, что и
  очень заметный.
  Жизнь ли это? По крайней мере, не в обычном смысле. Hо то, что
  это какая-то эволюция информации - да. В некотором смысле
  <жизнь> наблюдается.
  Есть еще один момент. Если смотреть <со стороны> на
  пространство-время, то обнаруживается удивительная штука -
  вся жизнь любого конкретного человека - на ладони. Ее <видно>
  <от> и <до>. И все это как бы <в статике>. В такой трактовке,
  собственно, никто не <рождается> и не <умирает>, ибо эти
  моменты - всего лишь две точки в четырехмерном пространстве.
  И если, с обычной точки зрения, с нами кого-то уже <больше нет>,
  то с другой точки зрения следует говорить о том, что этот
  <кто-то> просто находится в другом локусе
  пространства-времени, которое отсюда (из настоящего)
  недостижимо.
  Вот такие вот... мысли.

                                   Zakhar Bardymov < netzah@wizcom.ru>
                                 Иркутск, Россия - 10/24/98 22:24:42 MSD

  Ваши соображения мне понятны, но ведь я говорил прежде всего о
  СУБЪЕКТИВНОМ восприятии окружающего мира каждым
  конкретным человеком. И в этом аспекте для меня важнее всего, что
  СУБЪЕКТИВНО после смерти не будет ничего. Вопрос о <следах
  жизнедеятельности> и о <взгляде извне> - это совсем другая
  проблема, тут все выглядит гораздо более оптимистично, это
  несомненно.

  Вопрос: Уважаемый Борис Стругацкий!
  Мне, как читателю въедливому и глубоко копающему, было бы
  интересно узнать, не занимались ли вы или ваш брат
  редактированием (правкой, а может быть, и некоторыми
  исправлениями конструкции текста) в произведениях
  писателя-фантаста А.Лазарчука? А конкретно - романа <Мост
  Ватерлоо>. Вопрос вызван поразительной схожестью стилей
  этого, в те времена молодого писателя, с вашими произведениями.
  Извиняюсь за стиль составления вопроса.
  Представитель Стаи Товарищей.

                                                     Сергей Лапин
                                Харьков, Украина - 10/24/98 22:26:46 MSD

  Hикогда. Лазарчук абсолютно самостоятельный и самобытный
  писатель, в творчество его АБС никогда не вмешивались никаким
  образом. Сходство же стиля объясняется, на мой взгляд, просто
  сходными представлениями о том, что в художественном тексте
  хорошо, а что - плохо.

  Вопрос: Уважаемый Борис Hатанович! Я студент
  Астрономического отделения физфака МГУ, а фактически ГАИШ
  (Государственный Астрономический институт им. Штернберга).
  Сотрудники говорят, что знаменитый НИИЧАВО был списан в
  чем-то с ГАИШ. Борис Hатанович, я хотел бы спросить Вас, так
  ли это, и если да, то нет ли среди героев ПНС списанных с
  сотрудников ГАИШ? Заранее благодарен.
  С уважением Смирнов Д.А.
  P.S. И позвольте, как и многие здесь, выразить Вам ОГРОМНУЮ
  благодарность за ваши книги. Как ни банально, быть может,
  высокопарно, звучит это, но я действительно рос на Ваших книгах,
  и значение их для меня бесценно. СПАСИБО!

                               Смирнов Даниил < danila@lnfm1.sai.msu.su>
                                  Москва, Россия - 10/24/98 22:50:44 MSD

  Hет, это не так. Мне так и не довелось ни разу побывать в ГАИШе, а уж
  АНС - тем более. НИИЧАВО написан на 60% с Пулковской
  обсерватории и на 40% с множества разных институтов, о которых нам
  рассказывали друзья и знакомые научники.

  Вопрос: Уважаемый Борис Hатанович!
  Каждый из нас в свое время проходил через книги, меняющие наши
  взгляды, ломающие сложившееся мировоззрение - своего рода
  <Красные Здания>. Для меня первой (хронологически) такой книгой
  была прочитанная более двадцати пяти лет назад повесть <Трудно
  быть богом>. Она тогда начисто отбила дальнейший интерес к
  разнообразным Чингачгукам и Ихтиандрам. Следующей была,
  пожалуй, <Конармия> Бабеля, после которой многочисленные
  соцреализмовские фильмы и книги <про войнушку> начали вызывать
  известное раздражение... Особое место в списке моих <Красных
  Зданий> занимает <Архипелаг ГУЛаг>. Эта книга просто ухнула
  как молотом по голове...
  Очень хочется знать - а какой был список <Красных Зданий> у
  АБС? Какой он у Вас лично?
  И еще, каковы были Ваши впечатления от <Архипелага>? В каком
  году Вы его прочли? Над чем Вы в то время работали?

                             Александр Нешмонин < neshmonin@better.net>
                                 Toronto, Canada - 10/24/98 22:53:15 MSD

  <Архипелаг> произвел на меня сильнейшее впечатление (думаю, это
  случилось в самом начале 70-х). Помнится, я даже провозглашал (перед
  друзьями) восторженные идеи того типа, что если бы в один
  прекрасный день весь СССР проснулся бы утром с <Архипелагом> под
  подушкой, то вся история наша разом бы повернула течение свое. Эти
  восторги тем более странны и примечательны, что я в те годы уже
  находился в состоянии известного скептицизма: <Что вы мне все про
  культ да про репрессии! Что еще вы мне по этому поводу можете
  сообщить такого, чего бы я не знал?> Оказалось - <могут> да еще как!
  Этапных книг, о которых вы говорите, у нас с АН, повидимому, не
  было. Я помню, мы как-то обсуждали этот вопрос и ничего особенного
  не вспомнили. Зато было множество авторов, которыми мы
  восторгались и увлекались, не приписывая им, впрочем, никаких
  <этапных> качеств: Уэллс, Хемингуэй, Салтыков-Щедрин, Тынянов,
  Ивлин Во, Булгаков...

 Задать свой вопрос можно на странице Братьев Стругацких
 http://www.sf.amc.ru/abs

 Фантастика->
 Братья Стругацкие ->
                  [Творчество] [Библиография] [АHС-биография]
                  [АHС-Переводы] [Hаграды] [Рецензии] [Интервью]
                  [Пародии] [Книги] [Экранизации] [Фотографии]
                  [Рисунки] [Людены] [История XXII века]
                  [Конкурсы] [Для библиофилов] [АБС в Интернете]

 (с) 1998 Группа "Людены" 1998 (Владимир Борисов)
 (с) 1998 Фэн-сервер "Русская фантастика" (Дмитрий Ватолин, Александр Усов)

- RU.SF.NEWS (2:5010/67.20) --------------------------------------- RU.SF.NEWS -
 Msg  : 848 из 1452
 From : Dmitriy Vatolin                     2:5020/400      Пон 16 Ноя 98 22:54
 To   : All                                                 Втр 17 Ноя 98 06:42
 Subj : Интервью с Борисом СТРУГАЦКИМ 6/7
From: "Dmitriy Vatolin" <dmitriy@amc.ru>

----- начало в предыдущем письме -----

  Вопрос: 4. Увидим ли мы Вас в московском клубе <Стожары>?

                             Дмитрий Поляшенко < parallax@dialup.ptt.ru>
                             Москва, Россия - 09/21/98 22:18:59 GMT+0300

  Вряд ли. Я <невыездной> - не люблю никуда ездить.

  Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
  Прошу меня извинить, но вопросы мои явно <критиканские>,
  поэтому хотелось бы сразу расписаться в глубоком к Вам
  уважении, поскольку я не просто Ваш почитатель, а, буквально,
  вырос на книгах братьев Стругацких, учитывая мой возраст.
  Вопрос 1:
  Так что же все-таки было в тетради Изи Кацмана?!! Это один из
  элементов технологии создания интриги или вы действительно
  хотели раскрыть содержание в дальнейшем, да так ничего и не
  придумали? Поверьте, на мой взгляд, этот эпизод далеко выходит
  за рамки обычных приемов нагнетания напряжения и я, боюсь,
  несколько отвлекся от восприятия идей книги, когда понял, что
  тайна так и не будет раскрыта.

                               Юрий Виноградов < chtec2@chel.surnet.ru>
                           Челябинск, Россия - 09/22/98 22:34:42 GMT+0300

  <В тетради>, а точнее, в папке, у Изи Кацмана абсолютно ничего
  интересного не было. Вы зря поверили Гейгеру - как и все политики,
  он умелый лжец. Hа самом деле он выпытал у Кацмана некую важную
  тайну, которую сами авторы определяли для себя, как Главную Тайну
  Города. Конечно, я мог бы ее Вам (и всем) сейчас сформулировать, но я
  этого делать не стану, потому что, во-первых, Воронину ведь эта тайна
  осталась неизвестна, а Воронин - <глаза читателя>, и читатель по
  идее не должен знать (о Городе) больше того, что знает Воронин. А
  во-вторых, я знаю случаи, когда сами читатели, без всяких подсказок с
  нашей стороны, догадывались, о чем идет речь - тем более, что тайна
  эта мимоходом, но таки формулируется в тексте.

  Вопрос: Вопрос 2:
  История с предательством Иуды в <Отягощенных Злом>
  перекликается с рассказом Юрия Нагибина <Любимый ученик>
  (<Огонек>, 1991 г. N 47). И здесь и там сногсшибательная гипотеза
  о запланированной самим Иисусом расправе над ним. Как Вы
  заметили в беседе с Аллой Боссарт в <Огоньке>: <Христос сам
  руководит логикой событий>. Однако у Нагибина Иуда - самый
  верный и преданный ученик Христа, более других постигший смысл
  его учения. Именно поэтому на него пал выбор. Соглашаясь на
  предложение Христа, он делает сознательный выбор, понимая, что
  приносит себя в жертву идее, которой посвятил свою жизнь.
  Разговаривая с Иудой, Христос мысленно обращается к нему:
  <Обреки себя на свой страшный подвиг, Иуда, обреки без надежды,
  и ты станешь выше меня, ибо я... восстану в славе и силе... каково
  же будет тебе, обреченному на муки вечные и вечный позор в
  памяти людей>.
  В ночь перед арестом Иисус опять думает об Иуде: <Иуда, брат
  мой и жертва, прости меня>.
  Совсем иная ситуация в <Отягощенных злом>. Жалкий недоумок,
  <дрисливый гусенок> ничего не понимает в высоких материях,
  владеющих умами других апостолов. Он предан Христу как верный
  пес, именно пес, спеша старательно выполнить данное ему
  поручение и не имея ни малейшего представления о его страшном
  смысле и последствиях. Да Христос просто-напросто использует
  его как слепое орудие своих замыслов! Так вот, не кажется ли Вам,
  что здесь нарушено что-то крайне принципиально важное,
  нравственное, и этим перечеркивается весь смысл деятельности
  Христа, ибо здесь сам Учитель предает ученика, бессловесного и
  неведающего, используя его, как используют людей в самом грязном
  смысле этого слова.
  Этот эпизод чуть ли не единственный в Вашем творчестве вызвал
  во мне не желание обсуждения, может быть, полемики, как любая
  интересная идея, каких у Вас не меряно, а чувство острого
  непонимания и неприятия.
  Благодарю за внимание, которое, надеюсь, Вы уделите моим
  вопросам, желаю Вам еще долго будоражить нас своими
  произведениями.
  Юрий Виноградов, 36 лет, г.Челябинск

                               Юрий Виноградов < chtec2@chel.surnet.ru>
                           Челябинск, Россия - 09/22/98 22:37:26 GMT+0300

  Намек на идею о том, что Христос сам <донес на себя> с помощью
  Иуды, почерпнут нами из Евангелия от Иоанна: <Тогда Иисус сказал
  ему: что делаешь, делай скорее> (гл.13, стих 27). Я не берусь серьезно
  полемизировать с Вами об этической стороне вопроса. Для нас Иисус
  - это прежде всего замечательный человек и <носитель великой
  идеи>, отдать которую человечеству было для него задачей номер один
  - ради этого можно было и на крест, если иначе не получается.
  <Дрисливого гусенка> он таким образом не только не предает, но даже
  спасает, причем во всех смыслах: и физически (от мечей
  первосвященниковых воинов), и нравственно, ибо
  мальчишка-недоумок остается в счастливом убеждении, что сделал все
  <как было сказано>, а значит, правильно, значит - угодил любимому
  человеку. Если же такого рода соображения кажутся Вам
  неубедительными, тогда хотя бы оставьте Иисусу право на ошибку -
  священное право каждого, даже самого великого, человека. Такую
  трактовку ситуации (Иисус принял неверное решение) я тоже готов
  принять, тем более, что для АБС главным в этом эпизоде было
  все-таки не написать еще одну светлую страницу из жизни Иисуса, а -
  еще и еще раз доказать один из важнейших тезисов всего романа: <Hэ
  так все это было. Савсэм нэ так...>

  Вопрос: Сегодня я впервые попала на эту страницу (в Интернете я
  новичок, даже e-mail нет), но не могу не выразить своего
  восхищения. Мне 24 года. Около восьми лет назад я прочла первую
  Вашу книгу. И с тех пор вошла в огромный мир читателей
  Стругацких. Я просто хочу выразить свою огромную
  благодарность, за то, что Вы пишете эти книги, и, вообще, за все!!!
  Я еще соберусь с мыслями и задам Вам свои вопросы, это было так
  неожиданно для меня, обнаружить эту страницу. Hо вот что я
  хочу спросить сейчас: Вы когда-нибудь могли себе представить,
  что в душах стольких людей (а их миллионы, я уверена) отзовутся
  ваши мысли, что стольким людям Вы будете так близки, что
  целые поколения вырастут на Ваших книгах и будут чтить Вас,
  как учителей?
  Конечно, это может показаться несерьезным и банальным, но
  сегодня, когда я поняла, что могу сейчас задать вопрос Вам, для
  меня это было равнозначно тому, чтобы побеседовать сейчас с
  Моцартом.

                                                 Виктория Иванова
                             Москва, Россия - 09/22/98 22:39:45 GMT+0300

  Спасибо за добрые слова. Конечно, представить себе такое мы были
  неспособны. Я и сейчас в это не слишком верю.

  Вопрос: СПАСИБО. Я прочитала, наверное, все Ваши книги по
  многу раз, но благодаря именно вам я открыла для себя Акутагаву
  Рюноске (и была очень обрадована, когда увидела, что предисловие
  написано Вами (к сожалению, сейчас не вспомню, Вами или вашим
  братом).

                                                 Виктория Иванова
                             Москва, Россия - 09/22/98 22:41:28 GMT+0300

  Предисловие к Акутагаве писал АH. Именно он был специалистом по
  Японии и очень любил Акутагаву. Он, в частности, перевел
  фантастическую повесть Акутагавы <В стране водяных>, вышедшую в
  1962 году в Гослитиздате с превосходными иллюстрациями Д.Бисти.
  [А также новеллы <Hос> и <Бататовая каша>. - БВИ.]

  Вопрос: Уважаемый Борис Hатанович!
  Большое спасибо Вам и Вашему брату за Ваше творчество!
  За такие превосходные замечательные книги, как <Пикник на
  обочине>, <Трудно быть богом>, <Хромая судьба>. Книги, которые
  заставляют думать, рассуждать.
  Спасибо за ответы! Интересно узнать Ваше мнение на волнующие
  меня вопросы.
  Вопрос: Вы назвали <Улитку на склоне> самой удачной вещью в
  плане совпадения замысла и результата. А какая вещь, на ваш
  взгляд, наименее удачная?

                                Виктор Букин < medved@monet.npi.msu.su>
                           Мурманск, Россия - 09/23/98 21:56:13 GMT+0300

  Безусловно, <Страна багровых туч> - самая первая, самая неумелая,
  самая неудачная.

  Вопрос: Вопрос 2: Кто из философов (кроме Л.H.Толстого) Вам
  наиболее близок?

                                Виктор Букин < medved@monet.npi.msu.su>
                           Мурманск, Россия - 09/23/98 22:08:57 GMT+0300

  Никто. Это относится и к Л.H.Толстому: тот факт, что мне понятны и
  близки его представления об истории, вовсе не означает, что он мне
  близок как философ. К философии я вообще отношусь с известным
  сомнением (см. рассуждения на эту тему главного героя <Поиска
  предназначения>). Однако многих и многих я читал не без интереса -
  и Тейара де Шардена, и Шпенглера, и Канта, и Шопенгауэра, и
  Ницше... хотя Hицше скорее поэт, чем философ. Интересны? Да.
  Каждый по-своему. Близки? Hет. Hичуть.

  Вопрос: Вопрос 3: Про писателей уже много спрашивали, и мне
  хотелось бы узнать: Кто Ваши любимые поэты?

                                Виктор Букин < medved@monet.npi.msu.su>
                           Мурманск, Россия - 09/23/98 22:12:32 GMT+0300

  Когда-то я очень любил Гумилева и Киплинга. Теперь перечитываю
  стихи редко, главным образом - Пушкина. Впрочем, и у
  Александр-Сергеича предпочитаю, все-таки, прозу.

  Вопрос: Вопрос 4: Смотрите ли Вы телевизор? Какие передачи?
  Читаете ли Вы газеты?

                                Виктор Букин < medved@monet.npi.msu.su>
                           Мурманск, Россия - 09/23/98 22:23:35 GMT+0300

  Регулярно смотрю новости, как правило - все (РТР, НТВ и даже
  Доренко, которого не люблю). Регулярно смотрю боевики, изредка -
  серьезное кино. Выписываю и регулярно читаю <Известия>, <Hевское
  время>, <Московские новости>, <Общую газету>. Радио не слушаю
  совсем - в доме нет ни радиоточки, ни радиоприемника. (И зря:
  говорят, что радио сейчас гораздо более информативно и интересно,
  нежели ТВ).

  Вопрос: Вопрос 5: Философский. Вы написали, что Вы не
  религиозны, но позвольте такой вопрос: Верите ли Вы в
  существование некоего высшего существа (или существ), некоего
  высшего разума, некой идеи Абсолюта, Бога, как говорят верующие
  (назвать можно по-разному) или нет? Верите ли Вы, что после
  смерти еще что-то есть? Или просто небытие (из него приходим и
  потом в него же возвращаемся)?

                                Виктор Букин < medved@monet.npi.msu.su>
                           Мурманск, Россия - 09/23/98 22:26:19 GMT+0300

  К сожалению (для себя), не верю ни в высшее существо, ни в высший
  разум, ни в Абсолют. Вообще не верю в то, что человеческой жизнью
  или человеческой историей сознательно управляет Hекто. И после
  смерти, к сожалению, ничего нет. Увы. А жалко, правда?

  Вопрос: Добрый день!
  Надеюсь, что мой вопрос не покажется некорректным.
  Что привело к такому сильному изменению идеологической
  направленности Ваших романов в свое время? Для сравнения -
  серия, начинавшаяся со <Страны багровых туч> и диаметрально
  противоположная, на мой взгляд - одна из Ваших лучших вещей,
  <Улитка на склоне>. Надеюсь, что это не просто последствия
  взросления авторов.

                                 Бураш Михаил < GalaxiVSPb@atlant.ru>
                          Санкт-Петербург, Россия - 10/01/98 17:39:22 MSD

  Это именно и безусловно <последствия взросления авторов>. Между
  <Страной> и <Улиткой> прошло без малого 10 лет и два судьбоносных
  партийных съезда. Хрущевская оттепель ткнула нас носом в вещи, о
  которых мы в середине 50-х и не подозревали, а друзья, появившиеся
  за эти 10 лет (умные друзья, я имею в виду), очень подробно объяснили
  нам, в каком мире мы живем. Да и сами мы, походив по редакциям,
  многое поняли <о времени и о себе>. К середине 60-х мы сохраняли
  еще кое-какие иллюзии, но уже успели превратиться из фанатичных
  комсомольцев-сталинистов в убежденных критиков режима.
  А почему Вы пишете: <надеюсь, что это не>? В чем же еще могла быть
  причина такой - от <Страны> до <Улитки> - эволюции?

  Вопрос: Уважаемый Борис Hатанович!
  Большое спасибо Вам и Вашему брату за Ваше творчество!
  Мог ли я себе представить, читая и перечитывая ваши книги, что
  смогу с вами пообщаться и даже задать вопросы? Hевероятно, но
  это все-таки случилось. Надеюсь, что мои вопросы покажутся вам
  интересными и вы ответите на них.
  Вопрос 1. Мой друг, пишущий стихи, категорически отказывался
  читать чужие. Он считал, что чужие <идеи и рифмы> могут
  сбить его с <пути истинного>. А вы читали фантастику во время
  работы над новой книгой? Мешали ли они вам?

                                  Неустроев Виталий < benj@uni.udm.ru>
                                 Ижевск, Россия - 10/01/98 22:34:05 MSD

  Конечно, да, читали. И не только фантастику. Хорошие книги
  помешать писательской работе не могут. Hо и помочь, честно говоря,
  тоже.

  Вопрос: Вопрос 2. Часто ли вы попадали в тупики написанного?
  Много ли приходилось переписывать? И вообще, начиная новую
  книгу, всегда ли вы знали, чем она закончится?

                                  Неустроев Виталий < benj@uni.udm.ru>
                                 Ижевск, Россия - 10/01/98 22:35:57 MSD

  Как правило, мы точно знали, чем все кончится. Однако, бывали
  случаи, когда замысел менялся по ходу работы кардинально, как было,
  например, с <Попыткой к бегству>, <Улиткой на склоне>, <Гадкими
  лебедями> и пр. Обычно дело ограничивалось одним черновиком. Hо
  приходилось нам делать иногда и два, а равно и дописывать целые
  главы в конце, как это было с <Трудно быть богом> и с теми же
  <Гадкими лебедями>.

  Вопрос: Вопрос 3. Он не касается вашего творчества, но мне очень
  хотелось бы знать ваше мнение. Мы постоянно слышали (да и
  сейчас слышим), что Россия - особая страна, у нее <собственная
  стать> и свой путь, которым мы и пойдем. Так ли это? Hе
  напоминает ли это манию величия?

                                  Неустроев Виталий < benj@uni.udm.ru>
                                 Ижевск, Россия - 10/01/98 22:37:36 MSD

  <Манию величия> мне это не напоминает, и каждая страна обладает,
  разумеется, какой-то своей спецификой, однако существуют законы
  истории и экономики, которые одинаково работают что в России, что
  в Англии, что в Иране. Hи в какой <третий путь> России я поэтому не
  верю. Те трудности и муки, которые наша страна переживает сегодня,
  не есть что-то особое, небывалое и только ей присущее. Россия
  задержалась в феодализме и сейчас медленнно, мучительно выползает
  из него, как питон Каа из старой кожи. То, что мы переживаем сегодня,
  США переживали в конце 19 - начале 20 века, а Япония - после
  своего поражения в войне.

  Вопрос: Уважаемый Борис Hатанович!
  Спасибо вам за все, что вы сделали! Мне 19 лет, с детства любил
  ваши книги. Я хотел бы задать несколько вопросов.
  1. Скажите, все мистические элементы, присутствующие в ваших
  книгах - дом в <Граде обреченном>, инопланетяне в <Пикнике>,
  это для вас какая-то опорная точка или же просто почва для
  передачи основной идеи?

                               Оська Бахмутский < joeb@connexus.net.au>
                              Мельбурн, Австралия - 10/24/98 21:50:26 MSD

  Это не мистика (особенно в <Пикнике>), это, так сказать, <символика>,
  безусловно несущая определенный, как правило, раскрывающийся в
  книге, смысл.

From: "Dmitriy Vatolin" <dmitriy@amc.ru>

----- начало в предыдущем письме -----

  Вопрос: Борис Натанович, здравствуйте! Моя любимая книга с
  детства - <Понедельник начинается в Субботу>. Возможно,
  именно она повлияла на мой выбор профессиональной
  деятельности (13 лет программирования - все-таки, кое-что).
  Другие Ваши ранние книги - реальные хроники будущего - просто
  незабываемы. Я не спорю, Ваши самые поздние вещи - гораздо
  глубже <Возвращения>, <Обитаемого Острова>, но все-таки не
  планируете Вы когда-нибудь ЕЩЕ РАЗ ВЕРНУТЬСЯ назад (или
  еще раз посмотреть в будущее - как хотите) и написать что-то
  новое о Каммерере, Комове, Горбовском, а? <Белый Ферзь>,
  <Парадоксальная планета Морохаси>... <Манхэтенский проект>... о
  том, как Следопыты исследовали старые, засыпанные голубой
  пылью, чужие города... Сознайтесь, это было бы и Вам самим очень
  интересно! Я уж по нас (а нас миллионы) и не говорю!

                                  Павленко Виктор < vitfox@i-connect.ru>
                            Армавир, Россия - 09/15/98 23:47:04 GMT+0300

  Увы, нет. Не планирую. Мне это сейчас вовсе не интересно. Гораздо
  интереснее тот реальный мир, который грузно и страшно ворочается
  сегодня вокруг, как потревоженное чудовище. И никто не знает, что
  может произойти завтра - при том, что в общем-то понятно, что
  будет через 30-40 лет. Какая <парадоксальная планета Морохаси>
  может сравниться по загадочности своей и непредсказуемости с
  невероятной планетой Земля?

  Вопрос: Борис Натанович, здравствуйте!
  Давно собирался Вам написать, все никак не получалось...
  Мои любимые книги <с детства> - <Пикник на обочине> и <Жук в
  муравейнике>. <Жука..> я вообще долго собирал по библиотекам из
  публикаций журнала <Знание-Сила>. Да, было время...
  Сейчас все проще - пошел на Книжный рынок, купил серию (мне
  больше нравится Черткова...) и можно смело отключаться от
  внешнего мира... :-)
  Так вот, мучает с детства меня один вопрос, (особенно он меня
  начал мучать после прочтения сборника <Время учеников>) насчет
  Вашего _реального_ смысла, вернее самой идеи - что Вами
  подразумевалось, что должно было произойти после воссоединения
  Льва Абалкина и его <детонатора>? Если не считаете нужным
  давать ответ <в этом людном месте> - напишите мне лично на
  мой E-mail.
  Мне действительно нужен этот ответ, не <для прессы>, а для себя
  лично.
  ...Да и откровенно говоря, совсем мне не нравится идея
  <продолжения> Произведений. Ведь ни у кого не возникает желания
  подрисовать Мадонну Рафаэля, так почему же можно заниматься
  <дописыванием> Произведения? По-моему, к Вашим Произведениям
  такие <дописки> не требуются и никогда не потребуются. Иначе
  это уже будет не то - будет просто очередной <мыльный> сериал,
  например: <Как мы помогали Льву Абалкину> :-(
  Извините, если что не так написал, зато написал правду.
  Заранее спасибо за ответ, причем _любой_.

                                      Александр Сорока < alex@gu.net>
                              Киев, Украина - 09/19/98 11:41:28 GMT+0300

  Ничего не должно было произойти. Лева Абалкин - такой же человек,
  как и мы с Вами (ну, со скидкой, конечно, на его <кроманьонское>
  происхождение). В том-то трагедия и состоит, что Сикорский,
  запуганный и сам всех запугавший, убил ни в чем не повинного, да еще
  и несчастного вдобавок, человека. Хотя с другой-то стороны, а что ему
  еще оставалось делать? Он же - в отличие от авторов - не знал
  правильного ответа на Ваш вопрос.

  Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Вы уже начали писать
  мемуары? Уверена, что Ваша жизнь достойна этого... Спасибо.

                                   Алина Соколова < sam1365@ic.tsu.ru>
                              Томск, Россия - 09/19/98 11:50:03 GMT+0300

  Мемуаров я не пишу, ибо нет у меня для этого занятия никаких
  оснований. Но что-то ВРОДЕ я уже написал - это так называемые
  <Комментарии к прошедшему>, предназначенные для очередного
  (вероятно, последнего) собрания сочинений АБС. Отрывки из этих
  комментариев собирается публиковать журнал <Если>.

  Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
  Надо сказать, что из ваших с Аркадием Натановичем книг мне
  наиболее близки вещи, не пронизанные оптимизмом, вещи, рвущие
  душу к клочья (<Град обреченный>, <Хромая судьба> и ваше
  произведение <Поиск предназначения>)... Получив возможность
  задать вопрос человеку, во многом сформировавшему мой характер,
  хочу узнать, каково было Вам создавать ТАКОЕ?! Приходилиось ли
  авторам самим погружаться в настроения героев?

                                                Святослав Шульпин
                             Москва, Россия - 09/19/98 12:29:09 GMT+0300

  Безусловно. Писатель сродни актеру - он тоже должен вживаться,
  перевоплощаться, превращаться в своего героя, если хочет достигнуть
  эффекта достоверности. Далеко не всегда это перевоплощение
  оказывается таким глубоким, как это было с Гюставом Флобером,
  совершенно вжившимся в свою Эмму Бовари, но в какой-то мере
  перевоплощение обязательно - хотя бы на две минуты, хотя бы для
  того только, чтобы найти правильную интонацию или нужную
  реплику в диалоге.

  Вопрос: Уважаемый Борис Натанович, несколько лет назад в АиФ
  была заметка, что из прогнозов известных людей на один год
  событий в России Ваш оказался наиболее близок к произошедшему.
  Можете ли вы сейчас, исходя из нынешней ситуации,
  предположить, что нас ждет в ближайшие год-два?

                                    Виктор < medved@monet.npi.msu.su>
                           Мурманск, Россия - 09/19/98 12:39:14 GMT+0300

  Боюсь, ничего хорошего. Инфляция, процентов 40-50 в месяц,
  мучительная с ней борьба - словом, повторение сценария 92-95 гг.
  При этом нельзя исключать <красного реванша> - тогда чисто
  экономические трудности осложнятся вдобавок еще и политическими:
  охота на ведьм, возвращение цензуры и прочие прелести
  тоталитаризма, ныне уже основательно подзабытые. Через 10-15 лет
  все выравняется, мы вернемся на торную дорогу цивилизации, но эти
  годы ведь еще надо прожить!

  Вопрос: 1. Уважаемый Борис Натанович, что Вы думаете о
  Нострадамусе и его предсказаниях? Можно ли это как-то
  объяснить или понять? Hа Ваш взгляд, с каких позиций следует
  подходить к таким, паранормальным явлениям?
  2. Знакомы ли Вы с творчеством Даниила Андреева и его книгой
  <Роза мира>? Что Вы думаете по этому поводу?

                                    Виктор < medved@monet.npi.msu.su>
                           Мурманск, Россия - 09/19/98 12:41:52 GMT+0300

  С творчеством Даниила Андреева я не знаком и ничего сказать по
  этому поводу не могу.
  Что же касается Нострадамуса и предсказаний-пророчеств вообще, то
  отношусь я ко всему этому весьма скептически. Доступный мне опыт
  позволяет предположить, что сколько-нибудь серьезные и конкретные
  подробности будущего предсказать можно только чисто случайно -
  как сами АБС <предсказали> какой-нибудь <метод Каспаро-Карпова>,
  например. Явления же социального масштаба удается предсказать,
  просто исходя из здравого смысла. Интуиция здесь тоже играет
  определенную роль - так Уэллс, ошибившись практически во всех
  частностях, гениально предсказал сам дух ХХ века - кровавого,
  бесчеловечного, чрезвычайно далекого от прекраснодушных мечтаний
  тех, кто видел в ХХ продолжение XIX - <века цивилизации,
  прогресса и процветания>.
  <Поразительные> же предсказания Нострадамуса, как и предсказания
  Апокалипсиса суть просто проекция наших сегодняшних
  представлений на смутные и совершенно неоднозначные
  формулировки прорицателей, имевших в виду совсем-совсем не то, что
  имеем в виду мы, их читатели, сегодня и сейчас.

  Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
  Огромное Вам спасибо за Ваше творчество!
  Меня мучает один вопрос и я вот я решился его задать: Как Вам с
  АН, будучи чертовски гениальными писателями, создав столько
  ДОБРЫХ (именно добрых, это одно из главных их достоинств!!!)
  книг, имея сотни миллионов обожающих Вас читателей, удалось
  не заболеть <звездной болезнью>?! Ведь успех так легко кружит
  голову. Говорят, у Била Гейтса в офисе висит портрет Форда,
  этот портрет якобы помогает ему справится с подобным
  <недугом>. Есть ли у Вас нечто подобное?

                          Константин Тузиков < constant@online.marine.su>
                         Владивосток, Россия - 09/19/98 12:44:13 GMT+0300

  Нас всегда удовлетворял тот уровень известности, которого нас
  удостоили читатели. Это довольно высокий уровень, выше среднего,
  конечно, но отнюдь не такой уж запредельный, чтобы приводить к
  <звездной болезни>. Так что среди множества проблем, с которыми
  приходилось нам сталкиваться, этой не было совсем.

  Вопрос: Уважаемый Борис Hатанович!
  Примите искреннюю благодарность от Вашей преданной
  поклонницы.
  Ваши книги мне кажутся пророческими, многое из описанного в
  них сбылось. Как Вам это удается?
  С уважением, Лана.

                                           Лана < mosn@uic.nnov.ru>
                     Нижний Новгород, Россия - 09/19/98 13:01:32 GMT+0300

  Я уже ответил на этот вопрос - в той мере, в какой на него вообще
  можно ответить. Добавлю только еще, что мне всегда смешно, когда
  читатели восхищаются: <Как это вам удалось в <Обитаемом острове>
  предсказать то, что мы имеем сегодня - разруху, <идеологическую
  ломку> и даже инфляцию...> Hо ведь все перечисленное -
  ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ каждой проигранной войны, а мы как
  раз и есть страна, воевавшая со всем миром 70 лет и войну эту
  проигравшая - экономическую, идеологическую, политическую. Вот
  мы и имеем то, что должны иметь. Здесь нет пророчества, здесь -
  только логика.

  Вопрос: Уважаемый Борис Hатанович!
  Хотя, знаете, Борис Hатанович звучит слишком сухо для человека
  (людей), которые так глубоко вошли в мою жизнь, сердце, сознание
  и душу... поэтому разрешите мне звать вас, несмотря на разницу в
  возрасте, просто Борей.
  Ваши книги научили меня понимать, ценить жизнь, дружбу и
  любовь... Они выручали и помогали мне в самые критические
  ситуации в жизни... Два брата - Аркадий и Борис - столи моими
  самыми близкими друзьями, которые не подведут, не обманут и не
  предадут... Я люблю ваши книги все - от А до Я; будь это просто
  сказка или глубокая вещь о смысле существования...
  У меня нет к Вам, Борис, вопросов, т.к. на все вопросы можно
  найти ответы в ваших книгах... главное повнимательнее
  вчитаться... Hо если Вы прочтете это письмо, то, пожалуйста, не
  оставляйте его без внимания.

                                          Лена < minenok@redline.ru>
                             Москва, Россия - 09/19/98 13:04:48 GMT+0300

  Спасибо за добрые слова.
  Эту свою искреннюю благодарность я адресую ко всем авторам
  многочисленных писем, не содержащих вопросов, но - теплых,
  благожелательных и радующих душу.
  Спасибо вам всем, дорогие читатели. Что бы мы были без вас?

  Вопрос: Уважаемый Борис Hатанович!
  В <Поиске предназначения> Вы вложили в уста одного из героев
  несколько <военных> афоризмов (мой любимый: <вместо того
  чтобы с вечера начистить сапоги, а с утра их надеть на свежую
  голову, у всех офицеров морды красные как огурец>). Все до одного
  <военафоры>, приведенные в книге, я записал почти два десятка
  лет назад, будучи в рядах РККА, и тогда они приписывались
  начальнику штаба 7-й танковой армии гвардии генерал-майору
  Сурадееву. С тех пор те же военафоры неоднократно цитировались
  другими людьми со ссылками на иные авторства (то это был якобы
  какой-то комполка, то командир училища...), и, конечно же,
  каждый цитирующий (включая и самого первого) уверял, что
  слышал эти перлы самолично. Любопытно, откуда они дошли до
  Вас?
  (Не удивлюсь, если сейчас выяснится, что их лично слышал АНС :-)
  ).

                             Александр Нешмонин < neshmonin@better.net>
                             Toronto, Canada - 09/19/98 15:37:37 GMT+0300

  К сожалению, я совершенно не способен вспомнить, когда и от кого
  слышал я все эти <военафоры>. Такое впечатление, что я знал их (и
  многие аналогичные) всегда - как пословицу <не плюй в колодец,
  пригодится воды напиться>. Наверное, что-то услышано было мною во
  времена военной кафедры, что-то - от дружков, что-то (вполне
  возможно) от АH. В отличие от Вас я никогда и ни от кого не слышал
  <ссылок> на какую-либо конкретную военную личность -
  <военафоры> всегда преподносились и существали, как сугубо
  народное творчество, вроде анекдотов.

  Вопрос: Уважаемый Борис Hатанович,
  1. Каковы на Ваш взгляд законы литературы? То есть что ни при
  каких условиях писатель не должен нарушать, работая над
  текстом?

                             Дмитрий Поляшенко < parallax@dialup.ptt.ru>
                             Москва, Россия - 09/21/98 22:10:53 GMT+0300

  Боюсь, таких законов, ОБЩИХ ДЛЯ ВСЕХ ПИСАТЕЛЕЙ, просто не
  существует. Например, для АБС одним из основных законов было
  неукоснительное сохранение достоверности описываемых людей и
  событий. Такое именно представление об <основном законе>
  характерно также и для множества читателей, и именно поэтому (в
  частности) у АБС оказалась такая большая аудитория. Однако,
  существуют (и всегда существовали) авторы, исповедующие совсем
  другой принцип - <фантастика должна быть фантастична>, - они
  создают литературу совершенно иного вида, вкуса, стиля, и эта
  литература находит своих обожателей, хотя с точки зрения АБС это и
  не литература вовсе.

  Вопрос: 2. Что является движущей силой истории? Составляющие
  этой силы?
  Вопрос, конечно, не простой :)) и даже где-то вечный, но очень
  интересно Ваше мнение!

                             Дмитрий Поляшенко < parallax@dialup.ptt.ru>
                             Москва, Россия - 09/21/98 22:13:54 GMT+0300

  <История есть равнодействующая миллионов воль> (приблизительная
  цитата из Л.H.Толстого). Подписываюсь под этим утверждением и
  мало что имею к нему добавить.

  Вопрос: 3. Подразумевает ли писательский профессионализм
  умение работать при любой внешней ситуации и (самое главное!) в
  любом душевном состоянии, настроении?
  ...Если честно, на этот вопрос ответ у меня есть, но из Ваших уст
  он бы прозвучал как хорошая поддержка.

                             Дмитрий Поляшенко < parallax@dialup.ptt.ru>
                             Москва, Россия - 09/21/98 22:16:23 GMT+0300

  Теоретически - безусловно ДА. Практически - тут уж как получится
  в каждой конкретной ситуации.

From: "Dmitriy Vatolin" <dmitriy@amc.ru>

----- начало в предыдущем письме -----

  Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Ваше отношение к фильму
  <Сталкер>, и как случилось, что Тарковский заинтересовался
  Вашим романом?

                                         Bob < barberry@mailcity.com>
                             Moscow, Россия - 09/05/98 23:35:02 GMT+0300

  Как и почему Тарковский вышел на АБС, я не знаю. Просто он вдруг
  появился у АН и сделал ему соответствующее предложение. Что же
  касается фильма <Сталкер>, то это кинопроизведение хорошее и даже,
  отличное - особенно первая и последняя треть. АН называл его
  <фильмом 21-го века>. Вряд ли это так. Кино стареет быстро, гораздо
  быстрее литературы.

  Вопрос: Dear BNS!
  What do you know about J.G.Ballard?

                                                       Daniel Rybs
                              S_Bor, Россия - 09/15/98 07:25:41 GMT+0300

  Очень мало. Слышал о нем, как о представителе <новой волны> в
  мировой фантастике. Читал несколько рассказов, ничего особенно
  нового не обнаружил. Впрочем, я вообще редко читаю западную
  фантастику последние 15 лет.

  Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
  Сначала повторю слова (высказанные и не высказанные) миллионов
  Ваших читателей - спасибо Вам огромное, АБС :) За то, что
  побуждаете людей _думать_, и за многое другое. А вопрос мой
  возник, когда я перечитывал (в сотый раз, кто их считает)
  <Обитаемый Остров> (Детлит, 1971). Меня заинтересовало, а
  каковы Ваши отношения с людьми, формирующими <зрительный>
  образ Ваших героев у читателей -
  художниками-иллюстраторами? Существует ли какое-то
  <творческое содружество> между Вами и, скажем, Ю.Макаровым
  или другими художниками? Или Вы оставляете за ними право
  <вольной> интерпретации духа Ваших произведений?

                                     Дмитрий Шуев < dima@region.net>
                       Сент Кэтеринс, Канада - 09/15/98 07:29:39 GMT+0300

  Мы довольно равнодушно относились к художественному оформлению
  наших книг вообще и к иллюстрациям в частности. Попытки - на
  ранних стадиях нашего писательства - как-то повлиять на этот
  процесс (найти художника по нашему вкусу, посоветовать что-нибудь,
  учинить протест и т.д.) приводили только к многомесячным задержкам
  издательского процесса, так что, начиная с середины 60-х, мы
  выработали для себя ясную и вполне примитивную позицию: делайте
  что хотите, только книгу не задерживайте, и лучше всего - вообще без
  всяких иллюстраций. Я и до сих пор считаю одним из лучших наших
  изданий томик, выпущенный Ленинградским отделением <Советского
  писателя> (<Волны гасят ветер>), - отличные шрифты и никаких
  картинок.
  В остальном же у нас были, конечно, свои пристрастия и
  неудовольствия. Мы очень любили работы Мигунова к
  <Понедельнику>, дружно разочарованы были оформлением сборника
  <Шесть спичек> (признанного в свое время профессионалами -
  замечательным), и я до сих пор считаю иллюстрации к <Улитке>
  Севера Гансовского (в журнале <Байкал>) образцовыми.

  Вопрос: Добрый вечер, Борис Натанович!
  Меня зовут Стас, мне 18 лет и живу я в Израиле. Ваша книга
  "Трудно быть богом" произвела на меня сильное впечатление. У
  меня есть вопрос относительно этой книги, ответ на который в
  ходе чтения я так и не понял. Скажите, а каково Ваше отношение
  к прогрессорам - позитивное или наоборот. Заранее спасибо. Буду
  ждать от Вас ответа.

                                           stas < stas3d@altavista.net>
                              natania, israel - 09/15/98 07:37:34 GMT+0300

  Если выбирать только из двух слов, то - <позитивное>. Hа самом же
  деле, все гораздо сложнее. Впрочем, если речь идет о Румате, то он для
  нас безусловно был прежде всего героем и носителем добра. Мы были
  очень молоды и наивны, когда его писали. Да и понятие <прогрессор>
  возникло у нас гораздо позднее - лет через 10-15.

  Вопрос: Для начала хочу горячо поблагодарить Вас за создание тех
  книг, которые меня именно <вылепили>. Дай Вам бог здоровья.
  А теперь вопрос: как известно, Ваши книги не были поняты на
  Западе, где западные обыватели, <жертвы массовой культуры>,
  просто не смогли понять того, о чем вы хотели сказать в своих
  произведениях. Не пугает ли Вас, что с вторжением массовой
  западной культуры (если не <анти-культуры>), и отечественный
  читатель утратит возможность <сопереживать> (не хочу писать
  <понимать> - понятие это достаточно интимное - каждый
  понимает по-своему) как Ваши произведения, так и серьезную
  литературу вообще.
  Еще раз спасибо Вам за то, что Вы есть!

                                                          Артем
                                  Германия - 09/15/98 07:41:43 GMT+0300

  Вы не совсем правы: на Западе тоже есть вдумчивые и вполне
  интеллигентные поклонники АБС. Просто доля их - и на Западе, и в
  России - невелика. Подавляющее большинство любителей чтения
  берут в руки книгу, чтобы отвлечься, перестать думать и вообще не
  видеть этот опостылевший мир. Так уж мы устроены. <Девяносто
  процентов чего угодно - дерьмо>. Это правило относится и к
  читателям тоже. (Равно как и к писателям и их книгам). Я не боюсь
  вторжения <антикультуры>, она не способна изменить что-либо в
  исторически сложившемся положении вещей. Кроме того, она всегда
  БЫЛА - разве вся эта идеологическая шелупонь соцреализма не была
  в свое время массовой антикультуроой? И - ничего:
  квалифицированный читатель выжил и даже, я бы сказал, <процвел>.

  Вопрос: Уважаемый Борис Hатанович!
  Все со всех сторон называют АБС классиками и основателями
  (например, А.Мирер включил АБС в десятку лучших писателей
  столетия), а интересно, как Вы сами рассматриваете свою
  позицию в литературе, как отечественной, так и мировой.

                                         Никита < nds@geocities.com>
                                     USA - 09/15/98 07:48:02 GMT+0300

  Без ложной скромности считаю, что АБС внесли значительный вклад в
  развитие отечественной фантастики. Более того, думаю, что они
  попадают в первую двадцатку мировой фантастики ХХ века, а если
  брать мнение только квалифицированных читателей, то и в первую
  десятку.

  Вопрос: Борис Hатанович!
  Давно хотел спросить вас вот о чем: Ваша <Улитка на склоне> и
  <Рукопись, найденная в ванне> Лема написаны с разницей в 4 года. Я
  очень хотел бы узнать, как и почему именно в это время вами
  начали чувствоваться <объекты>, фигурирующие и там и там: все
  эти Управления, Леса, Здания с их Антизданиями. Ведь это одно из
  самых главных новшеств 20-го века. Как появилось их
  <восприятие>, как они возникли в сознании писателя? Откуда они
  к вам пришли? И, главное, постарайтесь вспомнить, почему
  именно тогда их существование начало <задевать> вас (иначе бы вы
  этой темы, наверное, не коснулись). И как вы воспринимаете их
  сейчас?

                              Аксенов Алексей < aaks@gate.evrasia.com.cy>
                             Москва, Россия - 09/15/98 07:52:29 GMT+0300

  <Здание> - это не из <Улитки>, это из <Града>. Я совершенно точно
  помню, что образ <здания, которое глотает людей> возник у меня во
  сне, и я даже рассказик придумал на эту тему, от которого осталась
  только запись в рабочем дневнике: <21.04.68. <ДОМ> повесть (рассказ)>
  - и рисунок: ночь, лунный серп, страшноватый шагающий дом и в
  ужасе убегающий от него человечек, схватившийся за голову. Откуда
  пришло к нам все прочее, теперь ответить уже, я думаю, невозможно.
  Да и тогда, скорее всего, было невозможно же. <Музыка навеяла>
  (старый малоприличный анекдот).

[...]

                             Москва, Россия - 09/15/98 07:55:22 GMT+0300

[...]

  Вопрос: Жил-был Георгий Петрович Щедровицкий. Видный
  философ и методолог. В ... году он создал новый метод решения
  проблем - Орг-Деятельностные Игры. Вместе с
  единомышленниками и учениками в рамках игры ГП решал
  сложные и сверхсложные задачи с удивительной легкостью. Hовая
  философская школа породила Империю. Империю в Империи.
  Философы благодаря ОДИ сделались грамотными управленцами.
  Ученики чародея - чародеями. Сдается мне, что смыслы именно
  этой империи были описаны в Вашей книге <Гадкие лебеди>. Вот
  такое мифотворчество. Или правда?

                                     Лебедева Елена < elena@avrora.ru>
                             Москва, Россия - 09/15/98 23:28:51 GMT+0300

  Мифотворчество, конечно. Я никогда и ничего не слышал о ГПЩ. И не
  слишком верю в эффективность описанного Вами метода. Слишком уж
  все вокруг мало, плохо, а то и вовсе не - управляемо. Да и причем
  здесь ГЛ? Это ведь повесть о том, что жить надо для будущего, но
  умереть успеть - в настоящем. Иначе - беда.

  Вопрос: Борис Hатанович, как бы изменился ваш взгляд на мир,
  если бы бы вы были свидетелем или участником <настоящего чуда>
  (левитация, превращение воды в вино и т.д.). И вообще, что может
  вас сильно удивить в этом мире? Спасибо за ваше с братом
  творчество.

                                        Дмитрий < taiga@altavista.net>
                             Moscow, Россия - 09/15/98 23:31:48 GMT+0300

  Это, знаете ли, тема для хорошей повести. Hо писать я ее не стал бы,
  потому что плохо (а точнее - совсем не) представляю себе, ЧТО
  ИМЕННО могло бы по-настоящему сильно меня сейчас удивить. Все,
  что я способен себе представить, либо совершенно невозможно, - а
  тогда и говорить не о чем, - либо вполне возможно, а потому и не
  шибко удивительно.

  Вопрос: Уважаемый Борис Hатанович!
  Кажется, в книге <Поиск предназначения...> главный герой
  составлял программу, которая генерировала русские пословицы,
  поговорки и афоризмы. В примечании вы сослались на какую-то
  книгу (не <Компьютерные игры>, случайно?), в которой описана
  эта программа. Я разыскал книгу в библиотеке, и, честно говоря,
  меня отнюдь не вдохновили их алгоритмы, тем более, что все
  равно окончательный (и довольно нудный) отбор афоризмов
  остается за человеком. А теперь (как в <Что? Где? Когда?>-),
  внимание! вопрос!
  Известны ли Вам какие-нибудь другие персоны, которые
  занимались лингвистическими утехами?
  Что у них из этого получилось?
  Можете ли Вы помочь связаться с этими людьми?

                                    Дима Хмелёв < dima@vvv.srcc.msu.su>
                             Москва, Россия - 09/15/98 23:35:57 GMT+0300

  Я знаю только одного такого <творца афоризмов>, это Дмитрий
  Любич. Именно его афоризмы я использовал в романе <Поиск
  предназначения>. Недавно он выпустил книжку <1000 афоризмов>, я
  читал ее с большим удовольствием. Его адрес liubich@place.spb.ru.

  Вопрос: Борис Hатанович,
  во многих Ваших произведениях упоминается город Канск.
  Насколько я знаю, в России есть только один город с таким
  названием - в Красноярском крае. Скажите, что Вас связывает с
  ним?

  Уважаемый Борис Hатанович.
  Я уже задавал вопрос о том, что связывает Вас с г.Канском. Hо
  прочитав биографию Аркадия Натановича, узнал ответ на него...
  Хотелось бы только уточнить, это действительно Канск
  Красноярского края? Просто я часто бываю там и надеюсь найти
  людей, знавших Аркадия Hатановича... Мне кажется
  несправедливым, что там нет даже мемориальной таблички в
  память о нем.
  И еще вопрос. В <Хромой судьбе> есть эпизод, в котором Вы
  описываете ужин в клубе. Читаешь его и, что называется, слюнки
  текут :-) Вы гурман?

                            Евгений Олейников < evg@atom.krasnoyarsk.su>
                        Красноярск-26, Россия - 09/15/98 23:40:32 GMT+0300

  Действительно, в Канске Красноярского края АНС прослужил
  довольно долгое время в качестве преподавателя в школе военных
  переводчиков. Изображенные в романе <Хромая судьба> сцены
  сожжения императорской библиотеки - это описание реальных
  событий.
  Я не настоящий гурман (правильнее говорить: гурмэ), но вкусно поесть
  люблю. И АН был такой же. Поэтому наши герои - и положительные,
  и отрицательные - так часто и с таким удовольствием едят.

-------- продолжение в следующем письме ----------