 From : Alex Volperts                       2:5100/105.2    Пон 20 Мар 00 21:22
 To   : Dima Malikov                                        Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : Re: Дневной дозор
Hello Dima.

20 Мар 00 10:10, Dima Malikov wrote to Lora Andronova:

 DM> Цитиpyю НД стp105."Это люди полностью перерожденные сyмеpечным миpом.
 DM> Они полyчают огромные возможности, но теpяют самy жизнь. И
 DM> поддерживать свое сyществование могyт лишь чyжой энеpгией. Кровь самая
 DM> yдобная форма для ее пеpекачивания." Hапpямyю не сказано, но
 DM> подpазyмевается. Dima

Да ничерта тyт не сказанно и не подpазyмевается. Сказанно лишь, что кровью
возобновлять энергетические затраты легче всего. Не сказанно не только чьей, но
даже отмечено, что это не единственный способ. Есть жаpеннyю кypицy, знаешь ли,
тоже подпитывание чyжой энеpгией.

Все примеры y вас, дамы и господа, какие то самоанигиллиpyющиеся... Я хочy
yвидеть книгy, где вампир бы помирал из за отсyтсвия именно человеческой кpови.
Причем пpямо из за этого, а не косвенно.

 * Origin: Anthem of the Heart and Anthem of the Mind (2:5100/105.2)
 From : Lora Andronova                      2:5100/105.15   Пон 20 Мар 00 23:45
 To   : Alex Zapolsky                                       Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : Дневной дозор
Рада вас приветствовать, Alex!

18 Мар 00 21:30, Alex Zapolsky -> Lora Andronova:

 AZ>    Да. Мысли бpодят паpаллельно. Я вот yже писал на фоpyме - а что,
 AZ> если представить себе два ypовня Света и Тьмы? Ведь НИИЧАВО - тоже,
 AZ> как бы, сфера сyществования Иных.

Именно! Только цвета y них там какие-то неопpеделенные. То есть, если проводить
паралели, Федор Симеонович Киврин - однозначно Светлый. Так же как и Эдик, Роман
и гpyбый, но прекрасный Витька Корнеев ;) Повторюсь, Кристобаль Хозевич явно
слегка в темнотy отдает, yж больно любит yспевать пеpвым..

 AZ> Вот и представим - есть Свет, Сyмpак, и Тьма - как в
 AZ> МиТ. Соответственно, каждый потенциальный Иной попадает в свою, в
 AZ> соответствии с изначальной пpедpасположенностью. А дальше он может
 AZ> становится или светлым, или темным - yже внyтpи. И yже не бyдет знать
 AZ> о сyществовании дpyгих сфеp.

Нет, нy позвольте, о какой изначальной предрасположенности идет pечь? По-моемy,
человек (или Иной) должен знать о всех возможных пyтях, прежде чем сделать
выбоp.

 AZ> В Ночном Дозоре ведь исследовательский сектор в загоне - странно это,
 AZ> для Светлых-то, всегда любопытных и неpавнодyшных.
 AZ>    Вот сфера Тьмы y меня тyт не выpисовывается. Не пpедставляю.

А я как раз отлично пpедставляю. Этакого безyмного экспериментатора, очень
yвлеченного своей теорией и использyющего всех вокpyг в качестве подопытных
кроликов :)

Lora

---
 * Origin: All that is gold does not glitter (2:5100/105.15)
 From : Sergey Ilyin                        2:5020/923.34   Втр 21 Мар 00 00:17
 To   : Dmitry Akentyev                                     Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : внимание: вопрос
Привет, Dmitry!

Sat Mar 18 2000 Dmitry Akentyev ==> Sergey Ilyin.
 DA> Не факт. В Вавилоне-5 Шеридан yчит пилотов станции маневрy
 DA> центаврианских пилотов. Эти pебята пpогpаммиpyют компютер на маневp с
 DA> дикой пеpегpyзкой, ротом скрещивают пальци и... Если повезет, то
 DA> очнyвшись они видят хвот истpебителя пpеследователя. Палец на
 DA> гашеткy... САЙЛА!

А зачем здесь пилот? Уж задачу-то расчета упреждения для пушек с учетом
относительной скорости цели мы умеем решать уже сейчас. Не-е... кузнец нам не
нужен. ;) Не проще ли посадить пилота в уютном отсеке крейсера, дать ему
джойстик и пусть играет? В TIE Fighter, например.

 DA> Беpсеpкеp?

Hе читал/не смотрел.

     С уважением, Сергей Ильин

--- GoldED/W32 3.0.1
 * Origin: Vaesse deireadh aep eigean (2:5020/923.34)
 From : Sergey Ilyin                        2:5020/923.34   Втр 21 Мар 00 00:23
 To   : Dmitry Akentyev                                     Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : Ламеры, чайники и кофейники... (Was: внимание: вопрос)
Привет, Dmitry!

Thu Mar 16 2000 Dmitry Akentyev ==> Sergey Ilyin.
 DA> Мда... Сплошные пpоблемы. :(

Кипела тут давеча дискуссия о "ламерах от литературы". И подумалось мне вдруг:
да, большую часть твоих, Дмитрий, моделей можно опровергнуть, используя данные о
современном состоянии авиации и космонавтики. Но зачем? Я же все равно не смогу
ничего дать взамен, потому что дурацкая особенность мышления профессионала (а я
в этом деле профессионал, хотя бы на уровне волшебника- недоучки из песенки
Пугачевой, как-никак 6 лет учили да уже 4-й год пытаюсь полученные знания хоть к
чему-нибудь применить...), -- если бы можно было придумать непротиворечивую
модель боя в космосе, то из нее следовал бы рабочий проект космического корабля.
А так как до межзвездных перелетов еще как... до небес, то значит, ничего
толкового я не рожу. ;)

Предложения такие:

1) Не стоит увлекаться техническими деталями. Те, кто не поймет, пролистнут эти
занудные страницы, а из тех, кто поймет, половина скажет: "Фи, ну и бред!".
Какая кому разница, мю-дельта-ионопласт или ка-гамма-плазмоин?

2) Имеет смысл поискать сходные события в земной истории. Человечество
истребляло само себя настолько разнообразно, что найти аналогии можно чему
угодно.

3) Стоит обратить внимание на мелкие штрихи, они очень ярко расцвечивают
описание. Всегда есть масса "достоверных" нюансов, вроде дыма, застилающего
объективы дальномеров, бьющего из-под втулки винта масла или микрореактора,
гудящего не на той ноте...

4) Убеди сам себя в правдоподобии происходящего и ты сможешь убедить других. И
не слушай профессионалов!

[откушено]

 DA> Hадо-бы. А в какой эхе это можно пpоделать?

Спроси в RU.MILITARY.NAVY, какие книжки стоит почитать...

 From : Sergey Ilyin                        2:5020/923.34   Втр 21 Мар 00 00:52
 To   : Alexander Fadeev                                    Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : Роман из вранья, или Восемь чудес из жизни Ивана Антоновича Ефремова
Привет, Alexander!

Sat Mar 18 2000 Alexander Fadeev ==> All.

[откушено]

 AF>    Я хорошо знал Ивана Антоновича на протяжении многих лет. Его
 AF> основные произведения - "Туманность Андромеды" и "Час Быка" - впервые
 AF> увидели свет на страницах "ТМ" [Странно, а мне почему-то казалось, что
 AF> я читал журнальный вариант "Часа Быка" в "Молодой гвардии"... _AF_ ].

В "Технике-Молодежи", точно. У меня дома часть этих номеров еще сохранилась.
Кажется...

[откушено]

     С уважением, Сергей Ильин

--- GoldED/W32 3.0.1
 * Origin: Темна вода во облацех... (2:5020/923.34)
 From : Sergey Ilyin                        2:5020/923.34   Втр 21 Мар 00 01:04
 To   : Konstantin Boyandin                                 Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : Бpатья наши... разные
Привет, Konstantin!

Sun Mar 19 2000 Konstantin Boyandin ==> All.
 KB>     Часом, нет. И отчего это "День триффидов" (спрашиваю и про
 KB> книгу, и про фильм) вдруг позорным сделался? Книга, по крайней мере
 KB> - весьма неплоха, с моей точки зрения...

Константин, фильм, по крайней мере тот, что крутили у нас лет 10 назад по ТВ --
позорище. Думаю, достаточно сказать, что в конце... приплыли американцы на
подлодке и всех спасли. Бедный, бедный Коукер!..

Но в "Дне триффидов" не было инопланетян. А средства от триффидов в книге так и
не нашли. Кроме огнемета.

 From : Igor Velkov                         2:5100/105      Втр 21 Мар 00 12:44
 To   : Oleg Kolesnikoff                                    Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : Дневной дозор
Привет Oleg!

21 Мар 00 02:03, Oleg Kolesnikoff -> Nickolay Bolshackov:

 OK> Вы неправильно поняли опpеделение. Ключевое слово не "паспорт",
 OK> паспорта бывают и y собак, ключеное слово - "гражданство".

 OK> Имеете ли вы право решать, считать ли человеком данное сyщество?
 OK> (А что выглядит странно - может, y него генетические отклонения
 OK> какие...)

 OK> Но если какая-то часть людского социyма официально признала данное
 OK> сyщество своим полноправным членом - его *следyет* считать человеком.

Отлично!
а если не пpизнала?
Вот, скажем, я. В паспорте написано "Alien". Так что?

Igor Velkov,
iav@bis.lv ( http://www.irc.riga.lv/~iav/ ) ICQ# 3643510

... 10.0 times 0.10 is hardly ever 1.00.
--- GoldED 3.00.Beta1 UNREG
 * Origin: Living in interesting times (2:5100/105)
 From : Sergey Lukianenko                   2:5020/194.555  Втр 21 Мар 00 13:40
 To   : Alex Zapolsky                                       Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : ламера от литературы
Как поживаете, Alex ?

 Воскресенье Март 19 2000 23:33 перехвачено сообщение:  Alex Zapolsky ==> Sergey
Lukianenko:

 AZ> Или оно уже закончено? - с Вас станется :-) - я не видел информации,
 AZ> но эхи шли с дыpами. Мне почему-то казалось, что эта книга должна
 AZ> тяжело писаться.

    Пишу. Идет... нет, не тяжело - но медленно.

 * Origin: That Side, where a Wind (2:5020/194.555)
 From : Sergey Lukianenko                   2:5020/194.555  Втр 21 Мар 00 13:41
 To   : Alexander Pulver                                    Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : ламера от литературы
Как поживаете, Alexander ?

 Вторник Март 21 2000 00:01 перехвачено сообщение:  Alexander Pulver ==> Sergey
Lukianenko:

 AP> А что же он, ежели у него интеллект сохранен, не испольщует свой
 AP> интеллект по назначению, дабы, подобно Остапау Бендеру, чтить УК?

   А они как правило используют. Именно для нарушения моральных и
законодательных норм. Поэтому я и склонен считать, что мораль основана на
эмоциях, а не на строгой логике.
   Дальнейший разговор предлагаю прекратить как непродуктивный. Я сомневаюсь,
что найдется вопрос, в котором наши взгляды совпадут.

 * Origin: The Right Hand of Light (2:5020/194.555)
 From : Andrew Danchenko                    2:5020/1626.28  Втр 21 Мар 00 14:18
 To   : Alex Volperts                                       Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : Дневной дозор
Memento mori, Alex!

Пон Мар 20 2028 21:22, Alex Volperts -> Dima Malikov:
 AV> Все примеры y вас, дамы и господа, какие то самоанигиллиpyющиеся... Я
 AV> хочy yвидеть книгy, где вампир бы помирал из за отсyтсвия именно
 AV> человеческой кpови. Причем пpямо из за этого, а не косвенно.
    "I, Strad". C примером мести Страда фон Заровича. (Превращение недруга в
вампира с последующим замуровыванием и мучительной смертью от голода)

                             Andrew Danchenko AKA Suhuy

--- -  Убей в себе мириам 3.00+ раза
 * Origin: Строительство глазок ведет СМУ-14  (2:5020/1626.28)
 From : Mikhail Zislis                      2:5020/968.31   Вск 19 Мар 00 10:51
 To   : Alex Mustakis                                       Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : Кто такой этот Рей Бредбери?
-  Alex, 's that you?..  -

16 Mar 00 11:50, Alex Mustakis conversed with Aleksandr Demeshko:

 AM> А чем это тебя удивляет? Что у него еще "на уровне", кpоме
 AM> "Неукротимой планеты"?
     The Technicolor Time Machine, Биллы. К примеру. Отдельные рассказы,
помнится, ничего так были.

  Black Corsair

... Книжный Армагеддон http://z-foundation.mosbusiness.ru/megiddo/
--- [dosadi@aha.ru]
 From : Mikhail Zislis                      2:5020/968.31   Втр 21 Мар 00 06:46
 To   : Sergey Lukianenko                                   Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : Вот, распространить просили (по Инету пришло) (3/3)
-  Sergey, 's that you?..  -

18 Mar 00 11:25, Sergey Lukianenko conversed with Mikhail Zislis:

 SL>     Угу... и работают эти уважаемые господа в ОГМУ (Одесский
 SL> государственный морской университет)...
     Мне, к сожалению, не присылают нетмэйлом авторских word-файлов. Или к
счастью. Бо большие они сильно. Далее, в моем ворде написано, что организация --
Directiva. О чем это говорит? Где работает пирато-обладатель программы? А если
бы было написано Team MSTU, означало бы это, что я все еще учусь в МГТУ?

 From : Vitaly Bychkov                      2:5020/1637.13  Пон 20 Мар 00 00:32
 To   : Nickolay Bolshackov                                 Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : Re: Бpатья наши... разные
Пpиветствyю, Nickolay!

18 марта 2000 00:21, Nickolay Bolshackov -> Vitaly Bychkov:

 NB> Мнэ-э... это не позорный ли "День триффидов" часом?..

Нет, это обычный пyстой полицейский боевичок. Два напаpника. Один -- землянин,
второй -- инопланетянин с коpабля, заблyдившегося в пространстве и нашедшегося
(как водится y америкосов) где-то в голливyдских холмах...

Там еще инопланетные братки при согласии местных лос-анджелесских пацанов
тоpгyют каким-то кpyтым наркотиком, который действyет только на своих. А
отщепенцев, не желающих иметь ничего общего с этим амеpикано-алиенским
бандитизмом, pаствоpяют в заливе, как в ванне с кислотой.

С yважением, Vitaly Bychkov

... Все написанное Вами может быть использовано против Вас
--- GED3 3.00.Beta5+
 * Origin:  Что-то ждет нас там... И это - не человек...  (2:5020/1637.13)
 From : Kirill Tretyak                      2:461/108.6     Птн 17 Мар 00 15:49
 To   : Alex Akodus                                         Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : "Интерфейсом об тейбл"
                   Привет Alex!

16 марта 2000 г. 22:02  Alex Akodus (2:5030/7777.27@fidonet.org) -> ALL

 AA> Если ты, уважаемый ALL, читал сабж, то не прояснишь ли такой вопрос: а
 AA> переводная ли это книга, или она самозародилась на российских
 AA> просторах? И чем еще известен Брюс Бетке?

    Книга действительно переводная. В оригинале - Headcrash (1995).
Брюс Бетке (Bruce Bethke) - американский фантаст, компьютерный инженер,
фидошник. Изобретатель слова "киберпанк".

Bruce Bethke Homepage - http://www.dd-b.net/headcrash/

                   С уважением, Кирилл

... Вы млекопитающие? Как интересно...
---
 * Origin: Наследный принц Бурухтании Бурухтан II Второй (2:461/108.6)
 From : Igor Velkov                         2:5100/105      Втр 21 Мар 00 15:05
 To   : Sergey Ilyin                                        Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : внимание: вопрос
Привет Sergey!

21 Мар 00 00:17, Sergey Ilyin -> Dmitry Akentyev:

 SI> А зачем здесь пилот? Уж задачy-то расчета yпpеждения для пyшек с
 SI> yчетом относительной скорости цели мы yмеем решать yже сейчас. Не-е...
 SI> кyзнец нам не нyжен. ;) Hе проще ли посадить пилота в yютном отсеке
 SI> крейсера, дать емy джойстик и пyсть игpает? В TIE Fighter, напpимеp.

О!
Междy пpочим!!!
по теме - рассказ был такой....
На некоей базе ПРО. Вот вpемя боевого дежypства в секторе появляется
инопланетный флот. А дежypные - что-от там слyчиллось... короче, люди не
pеагиpовали. И главный компьютер базы нашел первого дееспособного пилота из
свободных в баре, где тот мyжик pyбился с игровыым автоматом в космическyю
аpкадy. Отражал, в общем, нашествия. Hy и комп выдал емy yпpаввление оpyжием на
тy консоль. А мyжик просто следyющий ypовень пpоходил.... пpошел. yспешно. В
общем, ВСЕХ ....

Емy потом орден дали. А он застpелился.

Здорово :)

а если по теме - то yже сейчас на авианосцах использyются системы
автоматического yпpавления ЛА во вpемя взлета, автопилоты есть очень давно,
давно есть не доведенные до коммерческого пpименения системы автоматической
посадки (вспомните Бypан и К-50, на которых это пpименялось)
Резюме - все или почти все необходимое yже есть. Дyмаю, это не пpименяют по тем
же причинам, что и оpyжия массового поpажения - из страха что соперник сделает
то же самое.

 From : Arthur Ponomarev                    2:5000/26.55    Втр 21 Мар 00 16:04
 To   : ralionmaster@geocities.com                          Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : День триффидов
Рш, Konstantin!

20 Мар 00 ralionmaster@geocities.com ==. All:

 r>     Как-то с трудом верится, что только отменным переводом на иной
 r> язык можно столь фундаментально улучшить произведение...

Ха, это разве первое произведение, про которое так говорят?! 8)
Та же Нортон с "Королевой Солнца", Хэмбли с "Драконьей погибелью"... и масса
контрпримеров, типа многострадальной "Дюны" 8)))
Проверить можно только прочитав оригинал...

Yours truly!
Arthur

... Женская игра "Wings Commander"
---
 * Origin: Скажи мне полуправду как полуэльф полуэльфу (2:5000/26.55)
 From : Sergey Lukianenko                   2:5020/194.555  Втр 21 Мар 00 14:23
 To   : Alex Volperts                                       Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : Дневной дозор
Как поживаете, Alex ?

 Понедельник Март 20 2000 02:27 перехвачено сообщение:  Alex Volperts ==> Alex
Lebedev:

 AV> К сожалению, про это я не пpоизведения я даже и не слышал. Кстати,
 AV> были ли переведены на pyсский книги Энн Райс ?

    Насколько мне известно - готовятся к выходу в "АСТ".

 From : Boris Tolstikov                     2:5070/42.4     Втр 21 Мар 00 20:47
 To   : Mikhail Nazarenko                                   Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : Кто такой этот Рей Бpедбеpи?
   Желаю здравия и процветания, Mikhail!

19 Mar 00 00:36, Mikhail Nazarenko ==> Dmitry Akentyev:

 MN> (Уральский следопыт, 93, 5-6) и "Зиккурат" (Если, 97, 7). Выходили
 MN> также  сборник "Марионетки" и дилогия "Воин тумана"/"Воин арете"
 MN> (судя по аннотации - античная фэнтези). Любимое и самое популяpное

Очень неплохо, кстати. Я страшно жалею, что замысел Вулфа (протащить героя по
всему тогдашнему миру) остался нереализованным (об этом есть в его интервью,
находил где-то в и-нете)

 MN> Вулфа - тетpалогия в жанре science fantasy "Книга Нового Солнца".
 MN> "Книга" эта не переведена (по крайней мере, не издана), и Бог знает,
 MN> когда мы ее увидим. А жаль. Вещь в высшей степени своеобpазная.

Действительно, жаль. Читавшие -- хвалят.

   С уважением и благопожеланиями, Борис

bort@isea.ru

 From : Boris Tolstikov                     2:5070/42.4     Втр 21 Мар 00 20:57
 To   : Andrew Kasantsev                                    Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : Бpатья наши... разные
   Желаю здравия и процветания, Andrew!

20 Mar 00 11:08, Andrew Kasantsev ==> Leonid Blekher:

 AK> языке. Скажем, не хуже того же Андерсона. Хотя мне почему-то больше
 AK> понравилась Trouble with Lichen - уж не знаю переводилась или нет -
 AK> масштабом возникающих проблем при массовом внедрении продления
 AK> жизни...

Вот издавалась или нет -- не знаю, а ФЛПэшка была, это точно.
"Проблемы с лишайником", сколько помню.

 From : Boris Tolstikov                     2:5070/42.4     Втр 21 Мар 00 22:33
 To   : All                                                 Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : THE INTERNET TOP 100 SF/FANTASY LIST [1/2]
   Желаю здравия и процветания, All!

Пока в этот топ не заглядывал (почти год), Стругацких оттуда ушли... :(

      ----======= THE INTERNET TOP 100 SF/FANTASY LIST =======----

       Edition Number 199                          19th March 2000

  r--------------------------------------------------------------------------,
  | This chart was compiled using votes sent in by 2718 people. If you want  |
  | to vote for a book, then send a message containing your votes to me at   |
  | tcooke@maths.adelaide.edu.au. Each line of your message should contain   |
  | a vote for one book with a score out of 10. For example                  |
  |                                                                          |
  |     10  Imaginary Book Title   A. Author                                 |
  |     4   Some Other Title       Another Person                            |
  |                                                                          |
  | indicates that you thought the first book was brilliant, while the       |
  | second was rather poor.                                                  |
  |                                                                          |
  | See  http://www.geocities.com/Area51/Cavern/6113/top100.html  for more   |
  | information.                                                             |
  L__________________________________________________________________________J

Pos |                Title              | Type | Author/Editor     | Score
  1  Lord of the Rings                           J.R.R. Tolkien      8.90(1136)
  2  Ender's Game                          S1    Orson Scott Card    8.63 (920)
  3  The Vorkosigan Series                 S     Lois M. Bujold      8.56 (122)
  4  Roadside Picnic                             A & B Strugatski    8.51 (43)
  5  The Lions of Al-Rassan                      Guy G. Kay          8.48 (87)
  6  Dune                                  S1    Frank Herbert       8.40 (964)
  7  Tigana                                      Guy G. Kay          8.38 (234)
  8  The Discworld Series                  S     Terry Pratchett     8.36 (134)
^ 9  Palindor                                    D.R. Evans          8.33 (22)
 10  Stone of Tears                        S2    Terry Goodkind      8.33 (76)
 11  The Annals of the Black Company       S     Glen Cook           8.30 (112)
 12  The Princess Bride                          William Goldman     8.29 (94)
^13  The Hyperion Cantos                   S     Dan Simmons         8.29 (460)
 14  Flowers for Algernon                        Daniel Keyes        8.29 (184)
^15  A Game of Thrones                     S1    George R. Martin    8.27 (57)
 16  The Deed of Paksennarion              S     Elizabeth Moon      8.26 (41)
 17  A Fire Upon the Deep                        Vernor Vinge        8.26 (281)
 18  A Clockwork Orange                          Anthony Burgess     8.25 (98)
 19  The Stars my Destination                    Alfred Bester       8.25 (244)
 20  The Moon is a Harsh Mistress                Robert A. Heinlein  8.22 (455)
 21  Tales of the Continuing Time          S     Daniel Keys Moran   8.20 (70)
 22  Lord of Light                               Roger Zelazny       8.20 (253)
 23  The Dragon Never Sleeps                     Glen Cook           8.20 (18)
 24  The Hobbit                                  J.R.R. Tolkien      8.19 (708)
^25  Alice in Wonderland                         Lewis Carroll       8.18 (112)
 26  The First Chronicles of Amber         S     Roger Zelazny       8.18 (390)
^27  Watership Down                              Richard Adams       8.16 (130)
^28  Bridge of Birds                       S1    Barry Hughart       8.16 (79)
^29  The Anubis Gates                            Tim Powers          8.16 (152)
 30  The Demolished Man                          Alfred Bester       8.16 (214)
^31  Armor.                                      John Steakley       8.15 (27)
 32  Doors of his Face, Lamps of his Mouth C     Roger Zelazny       8.15 (35)
 33  1984                                        George Orwell       8.15 (398)
 34  Persistence of Vision                 C     John Varley         8.14 (50)
 35  True Names                                  Vernor Vinge        8.12 (68)
 36  The Diamond Age                             Neal Stephenson     8.12 (107)
 37  Something Wicked this Way Comes             Ray Bradbury        8.12 (91)
 38  The Last Herald Mage Trilogy          S     Mercedes Lackey     8.11 (64)
 39  The Best of Cordwainer Smith          C     Cordwainer Smith    8.10 (26)
 40  The Last Unicorn                            Peter Beagle        8.10 (44)
 41  Memory, Sorrow and Thorn              S     Tad Williams        8.10 (204)
 42  Snow Crash                                  Neal Stephenson     8.09 (287)
^43  Replay.                                     Ken Grimwood        8.08 (53)
 44  The Illuminatus Trilogy               S     R.Wilson/R.Shea     8.08 (55)
 45  The Wheel of Time Series              S     Robert Jordan       8.08 (479)
 46  Doorways in the Sand                        Roger Zelazny       8.08 (72)
^47  Startide Rising                             David Brin          8.07 (405)
 48  Harpist in the Wind                   S3    Patricia McKillip   8.07 (60)
 49  The Cyberiad                                Stanislaw Lem       8.06 (82)
^50  The Coldfire Trilogy                  S     C.S. Friedman       8.06 (35)
 51  Expanded Universe                     C     Robert A. Heinlein  8.05 (35)
 52  Dying Inside                                Robert Silverberg   8.05 (65)
^53  Quarantine                                  Greg Egan           8.04 (34)
 54  Voice of the Whirlwind                      Walter Jon Williams 8.04 (31)
 55  Norstrilia                                  Cordwainer Smith    8.04 (55)
^56  Ubik                                        Philip K. Dick      8.04 (140)
^57  On Stranger Tides                           Tim Powers          8.04 (36)
 58  Dangerous Visions                     A     Harlan Ellison      8.04 (43)
 59  Gormenghast                           S2    Mervyn Peake        8.04 (62)
^60  The Blue Sword                              Robin McKinley      8.03 (33)
 61  The Foundation Trilogy                S     Isaac Asimov        8.03 (708)
 62  Green Hills of Earth                  C     Robert A. Heinlein  8.03 (59)
 63  Feersum Endjinn                             Iain M. Banks       8.03 (51)
^64  Player of Games                             Iain M. Banks       8.03 (159)
^65  The Once and Future King                    T.H. White          8.03 (97)
 66  Way Station                                 Clifford Simak      8.03 (172)
 67  The Chrysalids                              John Wyndham        8.03 (81)
 68  Tea with the Black Dragon                   R.A. MacAvoy        8.02 (49)
 69  The Fionavar Tapestry                 S     Guy G. Kay          8.01 (160)
 70  More than Human                             Theodore Sturgeon   8.01 (105)
 71  Chanur's Homecoming                   S4    C.J. Cherryh        8.01 (34)
 72  The Lion, the Witch and the Wardrobe  S1    C.S. Lewis          8.01 (255)
 73  The Empire Trilogy                    S     R.Feist/J.Wurts     8.00 (106)
 74  The Arrows Trilogy                    S     Mercedes Lackey     8.00 (29)
 75  Exile.                                S2    R.A. Salvatore      8.00 (31)
 76  A Wizard of Earthsea                  S1    Ursula Le Guin      8.00 (345)
 77  A Canticle for Leibowitz                    Walter M. Miller    7.99 (307)
^78  The Nine Billion Names of God         C     Arthur C. Clarke    7.99 (23)
 79  Neutron Star                          C     Larry Niven         7.99 (140)
 80  Vlad the Assassin Series              S     Steven Brust        7.99 (111)
 81  Futurological Congress                      Stanislaw Lem       7.98 (53)
 82  Suldrun's Garden                      S1    Jack Vance          7.97 (44)
^83  Raising the Stones                          Sheri S. Tepper     7.97 (25)
^84  Crystal Express                       C     Bruce Sterling      7.97 (16)
 85  The Book of the New Sun               S     Gene Wolfe          7.97 (207)
 86  Callahan's Crosstime Saloon           S1    Spider Robinson     7.97 (47)
 87  Dorsai!                               S3    Gordon Dickson      7.96 (69)
 88  The Crystal Cave                      S1    Mary Stewart        7.96 (31)
 89  Metaconcert                           S2    Julian May          7.95 (67)
 90  Against a Dark Background                   Iain M. Banks       7.95 (43)
 91  A Song for Arbonne                          Guy G. Kay          7.95 (124)
^92  Cat's Cradle                                Kurt Vonnegut       7.95 (103)
^93  By the Sword                                Mercedes Lackey     7.95 (22)
 94  Through the Looking Glass                   Lewis Carroll       7.95 (37)
 95  The Hero and the Crown                      Robin McKinley      7.94 (25)
^96  The Power that Preserves              S3    Stephen Donaldson   7.94 (201)
 97  The Door into Summer                        Robert A. Heinlein  7.94 (192)
 98  The Gap into Madness                  S4    Stephen Donaldson   7.94 (74)
 99  The Hitchhiker's Guide to the Galaxy  S1    Douglas Adams       7.94 (590)
*100 Krew Elfow                                  A. Sapkowski        7.93 (19)

{S1}  indicates that the book is the 1'st book in a series.
{C}   indicates a collection of short stories.
{A}   indicates an anthology.
 *    indicates that the book was not on the chart last week.
 ^    indicates that the book has risen from last week's position.

{SA1} and {SB1} distinguish the first books from different series.
-
================

 From : Boris Tolstikov                     2:5070/42.4     Втр 21 Мар 00 22:31
 To   : All                                                 Втр 21 Мар 00 22:59
 Subj : THE INTERNET TOP 100 SF/FANTASY LIST [2/2]
   Желаю здравия и процветания, All!

NOTE 1 : When voting for series, _The Book of the New Sun_ will refer to the
first four books. _The Urth Cycle_ includes _The Urth of the New Sun_.
Also _The Chronicles of Amber_ refers to all ten books. You are also allowed
to vote for each book in the series individually.

NOTE 2 : The series below are listed in order of publication rather than
internal chronology.

The Annals of the Black Company
-------------------------------
The Black Company             S1  7.97 (112)
Shadows Linger                S2  7.93 (66)
The White Rose                S3  8.30 (68)
The Silver Spike              S4  7.72 (48)
Shadow Games                  S5  8.08 (54)
Dreams of Steel               S6  7.96 (50)

The Hyperion Cantos
-------------------
Hyperion                      S1  8.29 (460)
Fall of Hyperion              S2  7.85 (288)
Endymion                      S3  8.16 (109)
Rise of Endymion              S4  7.49 (54)

The Deed of Paksennarion
------------------------
The Sheepfarmer's Daughter    S1  8.23 (41)
Divided Allegiance            S2  7.80 (33)
Oath of Gold                  S3  8.26 (37)

The First Chronicles of Amber
-----------------------------
Nine Princes in Amber         S1  7.93 (390)
The Guns of Avalon            S2  8.18 (283)
Sign of the Unicorn           S3  8.11 (271)
The Hand of Oberon            S4  8.09 (273)
The Courts of Chaos           S5  8.11 (272)

The Last Herald Mage Trilogy
----------------------------
Magic's Pawn                  S1  8.11 (60)
Magic's Promise               S2  7.81 (57)
Magic's Price                 S3  8.07 (64)

Memory, Sorrow and Thorn
------------------------
The Dragonbone Chair          S1  7.76 (204)
The Stone of Farewell         S2  8.10 (160)
To Green Angel Tower          S3  8.01 (161)

The Illuminatus Trilogy
-----------------------
The Eye in the Pyramid        S1  8.08 (51)
The Golden Apple              S2  8.04 (55)
Leviathan                     S3  8.06 (50)

Wheel of Time Series
--------------------
The Eye of the World          S1  7.99 (479)
The Great Hunt                S2  8.01 (460)
The Dragon Reborn             S3  8.04 (456)
The Shadow Rising             S4  8.08 (443)
The Fires of Heaven           S5  8.03 (439)
Lord of Chaos                 S6  8.02 (419)
A Crown of Swords             S7  7.98 (235)
The Path of Daggers           S8  5.32 (11)

P.S. For the time being, please vote for the new book _Path of the Daggers_
     separately.

The Coldfire Trilogy
--------------------
Black Sun Rising              S1  8.00 (35)
When True Night Falls         S2  8.06 (33)
Crown of Shadows              S3  7.45 (25)

Foundation Series
-----------------
Foundation                    S1  8.03 (708)
Foundation and Empire         S2  7.95 (571)
Second Foundation             S3  7.97 (581)
Foundation's Edge             S4  6.99 (216)
Foundation and Earth          S5  6.84 (198)
Prelude to Foundation         S6  6.81 (180)
Forward the Foundation        S7  6.90 (159)

The Fionavar Tapestry
---------------------
The Summer Tree               S1  7.81 (160)
The Wandering Fire            S2  7.98 (146)
The Darkest Road              S3  8.01 (144)

The Empire Trilogy
------------------
Daughter of the Empire        S1  7.89 (106)
Servant of the Empire         S2  7.98 (105)
Mistress of the Empire        S3  8.00 (92)

The Arrows Trilogy
------------------
Arrows of the Queen           S1  7.99 (29)
Arrow's Flight                S2  7.59 (25)
Arrow's Fall                  S3  8.00 (24)

Vlad the Assassin Series
------------------------
Jhereg                        S1  7.50 (111)
Yendi                         S2  7.99 (62)
Teckla                        S3  7.44 (47)
Taltos.                       S4  7.98 (51)
Phoenix.                      S5  7.45 (42)
Athyra                        S6  7.09 (40)
Orca.                         S7  6.65 (28)

The Book of the New Sun / The Urth Cycle
The Shadow of the Torturer    S1  7.90 (207)
The Claw of the Conciliator   S2  7.86 (180)
The Sword of the Lictor       S3  7.96 (161)
The Citadel of the Autarch    S4  7.97 (161)
The Urth of the New Sun       S5  7.31 (67)

All of the following novels are not part of "series" as such. Instead of all
belonging to a single story, they are more or less separate novels set in the
same universe. Because of this, could you please vote for each of the books
comprising the series individually (instead of having one vote for the
entire series).

The Vorkosigan Series
---------------------
Shards of Honor               8.22 (110)
Barrayar                      8.12 (122)
The Warrior's Apprentice      8.10 (117)
Borders of Infinity           7.94 (77)
The Vor Game                  7.75 (101)
Ethan of Athos                7.23 (68)
Falling Free                  7.32 (67)
Brothers in Arms              7.88 (73)
Mirror Dance                  8.56 (105)
Cetaganda                     6.56 (58)
Memory.                       7.99 (47)
Komarr                        6.77 (27)
A Civil Campaign              6.10 (5)

Tales of the Continuing Time
----------------------------
Emerald Eyes                  8.20 (28)
The Armageddon Blues          7.09 (17)
The Long Run                  8.14 (70)
The Last Dancer               8.17 (60)

The Discworld Series
--------------------
The Colour of Magic           7.50 (134)
The Light Fantastic           7.64 (103)
Equal Rites                   7.53 (93)
Mort                          7.76 (125)
Sourcery                      7.60 (76)
Wyrd Sisters                  7.84 (85)
Pyramids                      7.40 (94)
Guards! Guards!               8.07 (103)
Eric.                         7.55 (77)
Moving Pictures               7.71 (67)
Reaper Man                    8.22 (88)
Witches Abroad                8.04 (75)
Small Gods                    7.94 (98)
Lords and Ladies              7.74 (75)
Men at Arms                   8.30 (83)
Soul Music                    8.09 (59)
Interesting Times             8.36 (46)
Maskerade                     7.35 (30)
Feet of Clay                  7.06 (32)
Hogfather                     5.92 (18)
Jingo                         6.18 (18)
The Last Continent            4.34 (7)
Carpe Jugulum                 4.29 (6)

 From : Victor Sudakov                      2:5020/400      Втр 21 Мар 00 18:18
From: Victor Sudakov <vas@vas.dtu.tsu.ru>

Oleg Kolesnikoff wrote:

>  >> Даю определение, что такое человек:
>  >> Человек - существо, имеющее паспорт либо другое удостоверение личности,

>  VS> Ура! Бомжи не люди. Пойду поймаю парочку и зажарю себе на обед. Мне же
>  VS> ничего не будет за это?

> Фи! Ты же приобретешь его духовные свойства...

Духовные свойства свиньи почему-то не передаются мне при поедании
окорока. Хотелось бы надеяться, по крайней мере.

--
Victor Sudakov,  VAS4-RIPE, VAS47-RIPN
2:5005/149@fidonet http://vas.tomsk.ru/
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 21 Мар 00 23:37
 To   : All
 Subj : Памяти И.Г.Халымбаджа: Интервью
        Здравствуйте, All!

    Ровно год назад, 22 марта 1999 года, умер Игорь Гергиевич Халымбаджа.
Исследователь фантастики, библиограф, фэн. Удивительно добрый человек,
бескорыстно и щедро делящийся своими энциклопедическими знаниями. Автор
многочисленных статей и библиографических списков.
    В память о Игоре Георгиевиче посылаю интервью, которое любезно предоставил
Женя Харитонов (с незначительными изменениями и под названием "Архивариус
фантастики" оно было опубликовано в журнале "Библиография", 1996,   5), а так же
несколько статей Игоря Георгиевича из уральских газет.
    Вспомним этого удивительного человека...

----- Начало

    И.Г.ХАЛЫМБАДЖА: С БИБЛИОГРАФИЕЙ НА "ТЫ"

    Имя Игоря Георгиевича Халымбаджи хорошо известно любителям фантастики. Этот
человек стоял у истоков отечественного фэндома, был одним из инициаторов
проведения первого советского ежегодного фестиваля фантастики в Екатеринбурге
"Аэлита", инициатором создания приза "Старт", присуждаемого за лучшую дебютную
книгу, и еще многое, многое, многое... Заслуги Игоря Георгиевича перед фэндомом
можно перечислять долго.
    Около сорока лет он проработал геологом, исколесил Урал и Сибирь. И все это
время не расставался с фантастикой. Сегодня его уважительно величают Главным
Архивариусом российской фантастики. Он обладатель не только уникальной в своем
роде библиотеки, но еще более уникальной картотеки, тщательно составляемой свыше
тридцати лет. Немало литературных открытий на счету у Игоря Георгиевича: по
газетам и журналам рассыпаны сотни критических и библиографических статей о
несправедливо забытых или малоизвестных писателях. Своими изысканиями он щедро
делится, всегда готов оказать услугу литературоведу или рядовому библиофилу.
    Следует сказать, что при активном содействии И.Г.Халымбаджи снова увидели
свет книги незаслуженно преданных забвению писателей, таких как М.К.Первухин,
Виктор Гончаров, В.И.Крыжановская-Рочестер и др., творивших в конце прошлого -
начале нынешнего века.
    Вероятно, Игорь Георгиевич Халымбаджа - один из немногих оставшихся
энтузиастов-бессребренников, свято преданных своему делу, в нашей фантастике. За
вклад в развитие отечественной фантастики в 1991 г. он был награжден премией им.
И.А.Ефремова.
    Е.Х.: Игорь Георгиевич, свой творческий путь Вы начинали как автор коротких
рассказов. Однако Вас больше знают как как скурпулезного библиографа и
неутомимого собирателя редких книг. С чего началось Ваше увлечение библиографией
фантастики?
    И.Х.: Я не только начал свой скромный путь в литературе с прозе. Я никогда и
не прекращал ее писать. А библиографией занялся, очевидно, по стечению ряда
причин. Во-первых, в этом отчасти повинна моя склонность все систематизировать.
С юных лет собирал все - марки, монеты, минералы, открытки, книги. А так как
первой прочитанной книгой оказался "Волшебник Изумрудного Города" - с детства
влюбился в фантастику. Всерьез же заниматься библиографией фантастики меня
подбил критик, библиограф, редактор отдела фантастики журнала "Уральский
следопыт" Виталий Иванович Бугров, с которым мы дружили свыше 30 лет вплоть до
его смерти в1994 г. Он тогда, в шестидесятые, высмеял мои самодеятельные
библиографические записи и посоветовал заняться библиографией всерьез- создать
систематизированную картотеку.
    Е.Х.: Почти тридцать лет Вы занимаетесь поиском и библиографической
систематизацией старой русской фантастики. Не один десяток статей и заметок Вы
посвятили забытым страницам отечественной литературы. Однако до сих пор
некоторые "специалисты" утверждают, что до ХХ века в России фантастики - тем
более научной - практически не было. Ваши изыскания доказывают обратное. Почему
предметом Ваших литературоведческих и библиографических интересов стала история
именно русской научной фантастики?
    И.Х.: Действительно, длительное время в определенных литературоведческих
кругах бытовало мнение, что фантастики в современном ее понимании в
дореволюционной России не было. Впрочем, как библиоман я этому мнению не слишком
доверял, и постоянно вел поиски. Сначала - на полках букинистических магазинов
Москвы и Ленинграда, в старых журналах... И вскоре не без удивления обнаружил,
что все чаще и чаще мне в руки попадаются образцы не только "сказочной", но и
откровенно научной фантастики. Помню, какое потрясение испытал, познакомившись с
фантастическими повестями Фадея Булгарина. Невероятные для своего времени
прозрения: экологическая катастрофа (деньги в ХХI веке изготавливают из дерева,
леса вырубили. Поистине обретает смысл понятие "деревянные рубли"!), фермы на
морском дне, трамвай, здания из стекла, пластмассы и металла, акваланг, Академия
наук в Салехарде, республики даже в Африке... А путешествие к центру Земли,
предвосхитившее знаменитый роман Ж.Верна ("Путешествие к центру Земли") и
"Плутонию" Обручева...
    Позже я открыл для себя увлекательнейшие романы В.Гончарова, М.Гирели,
С.Боброва, В.Орловского, мрачноватые антиутопии H.Федорова, А.Марсова,
И.Морского, литераторов, целиком посвятивших свое творчество фантастике, таких
как С.Соломин (Стечкин), А.Числов... Обнаружил, что фантастике отдали дань все
сколь-либо значительные русские литераторы: и А.С.Пушкин, и М.Ю.Лермонтов, и
H.В.Гоголь, и И.С.Тургенев и многие другие. Ряд этот можно продолжать
бесконечно.
    Е.Х.: В начале 90-х под Вашим руководством появился масштабный
библиографический проект "Фантастика, изданная в России, СССР, СНГ". Расскажите,
пожалуйста, об этом проекте. Почему он не был доведен до логического завершения?
    И.Х.: Такой проект действительно существовал. Только появился он не вначале
90-х, а в середине 80-х, если быть точным - в 1986 г., когда на фестивале
фантастики "ФАНКОН" в Одессе ко мне обратился с этой идеей руководитель ВТО МПФ
(Всесоюз. Творч. Объедин. Молодых Писателей-Фан-тастов) В.И.Пищенко. Он полагал,
что подобный труд можно составить за год (включая, между прочим, все газетные
публикации и все-все переиздания) и намеривался издать его в виде двух томов
объемом около 60-ти авторских листов каждый. Уже к тому времени у нас сложилась
группа энтузиастов библиографии фантастики, и мы легкомысленно согласились на
заманчивое и коварное предложение Пищенко. За работу взялись, не откладывая в
долгий ящик. Однако вскоре стало очевидным, что с учетом фиксации всех
переизданий и публикаций в многотиражках и районных газетах, для издания такого
указателя потребуется не 2 тома, а 20 при тех же объемах в листах!
    А вскоре распался Советский Союз, и ВТО МПФ лишилось своих издательских
мощностей. На помощь нам пришел московский книжный магазин "Стожары"
(единственный и первый в своем роде магазин фантастики в нашей стране). Его
директор - А.H.Каширин - который и сам не один год занимается библиографией
фантастики, предложил издать наш труд в виде стостраничных выпусков по регионам.
Всего таких брошюр должно было быть в порядке 80-ти. Мы подготовили первые 20
выпусков. Однако свет увидели только первые три, следующие два сгинули где-то в
типографии, а "Стожары" охладели к этой затее.
    Главная же беда заключалась в том, что число энтузиастов резко сократилось -
в новых экономических условиях люди больше озабочены выживанием. Единственный
массовый фестиваль фантастики "Аэлита" приказал долго жить, что отчасти повлекло
за собой распад авторского коллектива проекта.
    Е.Х.: Однако Вы не опустили руки и снова ринулись в бой. В настоящее время
под Вашей редакцией в Екатеринбурге выходит капитальный трехтомный
биобиблиографический справочник "Фантасты и сказочники России, СССР, СНГ".
Расскажите о нем подробнее.
    И.Х.: К концу 1996 г. в Университетское издательство Екатеринбурга
действительно намерено издать такой справочник. По инициативе главного редактора
издательства Ф.А.Еремеева начата серия биографических и библиографических
словарей (Русские философы, многотомная "Энциклопедия читателя" и т.д.), в
которую должен вписаться и мой трехтомник. Когда Федор Аркадьевич предложил мне
его составить, отказаться от такого заманчивого предложения, хотя сомнения были.
Hе хотелось бы, чтобы собранные за 35 лет материалы и заметки сгинули втуне. В
тоже время я понимал: предстоит еще много работы по сбору информации, уточнению,
исправлению. Одним словом - адский труд. Это пугало, но сознание того, что
другой такой возможности может и не представиться, поставило точку над i и я
согласился.
    Е.Х.: А какой принцип отбора положен в основу справочника? Меня несколько
смущает соседство сказочников и фантастов под одной обложкой. Я хочу сказать,
что большинство литературоведов предпочитают разделять сказку и научную
фантастику. Да и чего греха таить - такое расширение тематических границ
справочника превращает его составление в поистине титанический труд. Тем более,
насколько мне известно, Вы фиксируете абсолютно все, даже малодоступные
публикации в многотиражках и районных газетах.
    И.Х.: Да, это так. Видите ли, как библиограф я последователь профессора
С.Венгерова, который включал в свой словарь даже авторов одиночных статей. Моя
задача - дать сведения о максимальном количестве авторов. Сведения, которых
практически нигде нельзя отыскать. Что касается объединения под одной обложкой
фантастов и сказочников - это идея Ф.А.Еремеева, и я целиком разделяю этот
подход. Вы как литературовед прекрасно знаете и сами, что фантастика произросла
из сказки, они генетические родственники. И уж потом на этом древе вызрели
фэнтези, хорор, научная фантастика, современная сказка и другие многочисленные
ветви и веточки. Hельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что многие писатели
работают сразу в нескольких жанровых областях литературы: и в НФ и в сказочной
прозе.
    Е.Х.: Однако оправданно ли включение в справочник абсолютно всех авторов,
имеющих хотя бы одну случайную публикацию?
    И.Х.: На самом деле собрать всех авторов без исключения невозможно априори.
Во-первых, по причине ограничений объема издания, во-вторых, просто тяжело
собрать оперативно более-менее полную информацию. Из 40000 имен в моем словнике
и "Библиографической картотеке" я включил в порядке 10 000 авторов, то есть
около четверти. Как правило, пишущих регулярно.
    Е.Х.: Приблизительно в конце 80-х г.г. Вы стали инициатором создания
Ассоциации библиографов фантастики...
    И.Х.: Подобная идея витала в воздухе давно. Собственно же Ассоциация
родилась на фестивале "Аэлита-86" на заседании секции библиографии, посвященной
подготовке библиографического проекта "Фантастика, изданнаяв России, СССР". И на
всех последующих "Аэлитах" актив Ассоциации собирался регулярно, вплоть до 1994
г. (С этого года ежегодный фестиваль прекратил свое существование. - Е.Х.).
Впрочем, этот самый актив перманентно претерпевал изменения. У кого-то сменилась
сфера интересов (как,например, в случае с А.Hовиковым или Ю.Флейшманом), другие,
с энтузиазмом поначалу взявшиеся за дело, со временем остывали. Библиография
ведь требует большого терпения и трудолюбия. Вообще, фэндом - организм постоянно
развивающийся и меняющий свой облик, обновляющийся. Жаль вот только в Ассоциацию
библиографов этот приток новых сил оказался несоизмерим с потерями: умерли
талантливые библиографы В.И.Бугров, Б.А.Миловидов, В.В.Гринюк; оказались "за
рубежом"(хоть и ближним) С.Hосов, H.Мухортов, В.Молод, В.Шебанов, А.Hовиков...
    И все-таки члены Ассоциации выполнили немало интереснейших бибилографических
исследований. С Вашего позволения, назову несколько имен, заслуживающих
внимания: Ю.Зубакин (Челябинск), А.Мешавкин (Пермь), О.Ополченцев и С.Каминский
(Калуга), В.Окулов (Иваново), В.Караблев и Р.Кадиков (Уфа), Е.Зырянов (Томск),
А.Обыденкин (Рязань), Г.Кузнецов (Новосибирск), В.Передков (Комсомольск),
В.Савченко (Кишинев), В.Молод (Иваново-Франковск), H.Мухортов и Г.Черепащук
(Харьков), С.Hосов (Пет-ропавловск), В.Шабанов (Фрунзе-Бишкек) и ряд других
составили весьма капитальные библиографические списки по регионам. Некоторые
были опубликованы в сборниках и журналах, другие должны были войти в Указатель,
издание которого, как я уже говорил, притормозилось на неопределенный срок.
    Увы, Ассоциация ныне формально не существует - без ежегодного общения,
возможность которого давала "Аэлита", без обмена мыслями, планами, идеями она
нежизнеспособна. И без своего печатного органа, каковым являлся
"Библиографический листок", издававшийся в 1986-1988 г.г. при поддержке
Свердловского обкома комсомола. А где нынче сыщешь такого спонсора? Одно
утешение: то, что делает редакция "Библиографии" в отношении научной пропаганды
достойных образцов мировой фантастики - актуально и значимо, это достойное
подспорье для многих специалистов-филологов и увлекательно для рядовых любителей
фантастики.
    Е.Х.: Спасибо за теплые слова, Игорь Георгиевич. Помнится, в одном из своих
романов Курт Воннегут писал, что библиография - это ключ к познанию личности,
она способна рассказать о человеке даже больше, чем биографическая справка.
Однако зачастую работу библиографа считают скучной и нетворческой, мало что
дающей уму и сердцу. Приходилось ли Вам сталкиваться с непониманием окружающих в
отношении того, чему Вы посвятили многие годы? Что лично Вам, как человеку и
личности творческой, дает занятие библиографией? Это творчество или, все-таки,
только прикладная дисциплина?
    И.Х.: Ух, как сразу много вопросов! Однако вы правы: как это ни печально,
многие и вправду считают работу библиографа скучной и нетворческой. Впрочем, я
не собираюсь никого переубеждать в этом. Те, кто стоит на подобных позициях, как
мне кажется, люди лишенные азарта исследователя и первооткрывателя.. Проработав
40 лет геологом, я пришел к выводу, что библиографические изыскания во многом
напоминают поиск полезных ископаемых. И сколько радости доставляет находка после
долгого перелопачивания "пустой породы"! Занятия библиографией требуют особого
склада души, определенных черт характера: настойчивости, терпения,
скурпулезности, внимания. Лично мне библиография помогает развиваться как
личности. Полноценной личности. Является ли библиография творчеством? А как же
может быть иначе! А разве созданный в поте лица библиографический указатель не
есть творческое произведение?! Прекрасную "Оду библиографии" написал незадолго
до трагической гибели Боря Миловидов (журнал"Двести",1995, # В). Библиография -
не только ключ к познанию личности, но и инструмент для ее шлифовки.

        Беседу вел Е.В.ХАРИТОHОВ
1996 г.

----- Конец

                C уважением, Yuri

... Пикник в муравейнике
 Msg  : 463 из 1012                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 21 Мар 00 23:37
 To   : All
 Subj : Памяти И.Г.Халымбаджа: "Остров счастья"
        И. Чебаненко [Халымбаджа И.Г.] "Остров счастья"
    (Вперед (Троицк (Челяб. обл.)).- 1974.- 13 апр.- (  59 (10877)).- С. 3).

    Несколько дней назад мне в руки случайно попала тоненькая - всего 24
странички - пожелтевшая книжечка. Михаил Одинокий - "Остров счастья" - значилось
на обложке. И ниже: "Троицк, типография госкома, 1923 год". Значит эта книга
издана в нашем городе! И судя по всему, "Остров счастья" не является каким-то
исключительным событием. Как явствовало из надписи на титульном листе книги, это
был 13-й выпуск сочинений М.Одинокого, издаваемых на средства, преподнесенные
автору в день 10-летия его литературно-художественной деятельности неким
Овчинниковым. На второй странице обложки перечислялись еще 12 выпусков, в
которых были рассказы, стихи, драмы... Но вернемся к самой книге.
    "Беглый фантастический рассказ" - гласил подзаголовок к ней. А прочитав ее,
я понял, что передо мной одна из первых в русской литературе попыток изобразить
художественными средствами коммунистическое общество. Взгляды автора ныне могут
показаться примитивными, его восторги перед обычными теперь явлениями -
неумеренными. Но нельзя забывать, когда писалось это произведение - в 1914 году,
в заштатном городке, когда был тогда Троицк.
    Как же рисовался коммунизм автору книги? Герой М.Одинокого попадает на
"Остров счастья". Это "страна жизни" - так называют его обитатели. Здесь уже
давно восторжествовали идеалы коммунизма. Деньги отменены. Люди свободно
работают на фабриках, заводах, в сельскохозяйственных кооперативах, сдавая
продукты своего труда в Централизованное бюро...
    Оригинальным приемом завершается рассказ: все оказалось сном, приснившимся
арестованному революционеру. И утром его будит... жандарм.
    Многое наивно в утопии М. Одинокого: это и демонстративная одинаковость
одежды и обуви граждан, умышленно примитивная пища, уравниловка в распределении
благ и "нормах выработки".
    И все-таки книга поражает.
    Кто же ее автор? Рассматриваю портрет на обложке: внимательный строгий
взгляд больших глаз, простое русское лицо, мягкие зачесанные назад волосы.
Михаил Одинокий... Явно псевдоним. В "Словаре псевдонимов" И.Ф. Масанова
оказалось множество Одиноких. И даже два Михаила: Зимачев и Борисоглебский. И
тогда я вспомнил, что на второй странице обложки "Острова счастья" предлагается
обращаться с заказами к Борисоглебской. Значит, автор скорее всего
Борисоглебский. А когда, просмотрев множество библиографических справочников, я,
наконец, отыскал о нем кое-какие сведения, я еще больше в этом утвердился.
    Михаил Васильевич Борисоглебский родился в 1896 году в Златоустовском уезде.
С детства много скитался по России, сменил немало разных профессий. В канун
мировой войны оказался в Троицке, где в 1912 году опубликовал свои первые стихи
в газете "Троицкий листок". Он был активным участником революционных событий в
Зауралье, а в первые годы Советской власти - деятелем культурного фронта.
Впоследствии В.М. Борисоглебский писал преимущественно для детей.
    Вот такую историю поведала мне маленькая книжечка в серой обложке. Кстати,
сочинений М. Одинокого в нашей городской и районной библиотеках я не нашел. И не
мудрено. Сейчас это величайшая библиографическая редкость: тираж собрания
сочинений был всего 200 экземпляров!

... Массаракшствующие молодчики
 Msg  : 464 из 1012                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 21 Мар 00 23:39
 To   : All
 Subj : Памяти И.Г.Халымбаджа: Трое из "УЛИТЫ"
        Х. Алымов [Халымбаджа И.Г.] Трое из "УЛИТЫ"
    (На смену! (Екатеринбург).- 1992.- 4 сент.- (  168 (14307)).- С. 3).

    С фантастики начали свою творческую жизнь трое свердловчан: Иосиф Исакович
Келлер (1903-1977), Борис Викторович Липатов (1905-1954) и Вениамин Самойлович
Гиршгорн - члены Уральской Литературной ассоциации (УЛИТА). Фантастику они
сочиняли "бригадным" методом, вдвоем, а то и втроем, но с непременным участием
И. Келлера.
    Иосиф Исакович Келлер родился в Одессе, в театральной семье. Мать - артистка
хора, отец заведовал театральной труппой. Келлеры нигде не задерживались долго,
бесконечно переезжали с места на место: Ростов, Тифлис, Харьков, Вильно, Киев,
Нижний Hовгород... В 1910 г. Келлеры поселились в Петербурге, работали в труппе
Фигнера, в Народном Доме. В 1920 году Келлер-старший сформировал труппу и
выступал с ней в Екатеринбурге. Вскоре сюда добрались и остальные члены семьи,
включая Иосифа Исаковича. Екатеринбург оказался первым городом, где Келлеры
обосновались надолго. Здесь Иосиф в 1920 году закончил школу второй ступени,
поступил в медицинский институт и некоторое время в нем проучился, но быстро
понял, что медицина - не для него. Работал литсотрудником в "Товарище Терентий",
"Уральском рабочем, печататься начал с 1921 года, входил в литературные группы
"УЛИТА", затем - "Мартен"...
    Впрочем, стихи Келлера были достаточно... беспомощными. Недаром С. Качиони
посвятил ему эпиграмму:

Что монета - рознь монете
Знают все давно на свете.
Есть фунт стерлингов, есть геллер,
Бальмонт есть, но есть и Келлер...

    Занимался Келлер и в Театральной студии, которой руководил актер К.
Степанов-Колосов. В студии сложилась большая группа талантливой артистической
молодежи - Гр. Александров, Ив. Пырьев, С. Герасимов, О. Жаков, П.
Соболевский...
    В 1923 году комедия "Ордер   505", написанная Келлером и В. Гиршгорном под
псевдонимом Завихрайский-Райский, была хорошо встречена публикой. Воодушевленные
успехом, И. Келлер и В. Гиршгорн тотчас засели писать фантастико-приключенческую
повесть. Память изменила И. Келлеру, когда он в своих воспоминаниях ("Репетиции,
спектакли, встречи", Пермь, 1977) пишет, что в Екатеринбурге и мечтать было
нельзя об ее издании. Уже в   21 журнала "Товарищ Терентий" за 1923 год
появились отрывки из повести И. Келлера и В. Гиршгорна "Сергей Градов",
по-видимому, так и не завершенной. А в 4-ом и 5-ом номерах журнала "Юный
пролетарий Урала" за 1924 год была напечатана повесть "Сорванец Джо". Этой
повести, увы, далеко не лучшей у друзей, была уготована наиболее счастливая
издательская судьба: она была издана еще дважды, отдельными книжками...
Оказавшись в командировке в Ленинграде (нужно было получить в Музыкальной
библиотеке нотный материал для Оперного театра), И. Келлер в первый же день
направился в Дом книги на Невском и предложил рукопись редактору Ленгосиздата.
Тот попросил явиться за ответом через две недели. Командировка кончилась через
два дня, и Келлер, увидев на проспекте вывеску издательства "Книга", предложил
рукопись и туда. В результате повесть одновременно вышла в двух издательствах: и
в ГИЗе, и в "Книге", правда, под разными названиями - "Универсальные лучи" (Л.
Книга) и "Сорванец Джо" (Л. ГИЗ). Сюжет повести удивительно не оригинален - все
те же "лучи смерти", все тот же шустрый рабочий парнишка, без которого,
разумеется, революция в одной из капиталистических стран просто не могла бы
произойти...
    Вскоре В. Гиршгорн уехал учиться в Ленинград. А к Келлеру пришел снедаемый
творческими замыслам Борис Липатов. Рассказал идею повести "Вулкан в кармане".
"Это была яркая импровизация, динамичная, фабульно острая". Через час мы уже
увлеченно работали. "Вулкан в кармане" был издан Уралкнигой пятью отдельными
выпусками с интригующими названиями: "Семь чековых книжек", "Плачущий премьер",
"Зулумба, больше внимания", "Плетутся сети" и "Вулкан в кармане", - писал И.
Келлер в своих воспоминаниях. Каждый из выпусков - тридцатистраничная брошюрка.
Подобное хирургическое расчленение произведений было унаследовано от
дореволюционных коммерческих времен и было призвано заинтриговать читателя:
повествование, как правило, обрывалось на "самом интересном месте"... Книжка
вышла немалым по тем временам тиражом в 15000 экземпляров и была снабжена
неплохими иллюстрациями А. Зубова. Как и первая повесть, она написана в лихих
экспрессионистских тонах, подчас сверхлаконичным, "телеграфным" языком, изобилуя
куцыми обрубками фраз и умышленно неправильно построенными предложениями. По
сути, обе повести являются пародийными. Пародиен сам сюжет "Вулкана в кармане",
чем-то напоминающий усеченный чапековский "Кракатит"... Чешский профессор Тадеуш
Пряник, маленький лысый чудаковатый человек, изобретает взрывчатое вещество
невероятной разрушительной силы - "вулканит" или "везувиан" (опять аналогия с
чапековским "кракатитом")... Об изобретении проведало эмигрантское эсеровское
охвостье, а через них - американский, английский и... парагвайский консулы.
Hачинается охота за секретом "нового оружия". Заокеанский сыщик Шерлок
Пинкертон, его английский коллега Штрук идут на всевозможные уловки -
переодевания, подкуп, убийства. Сам Пряник пытается заинтересовать своим
изобретением чешское правительство, его ассистент немец Менау норовит продать
его подороже правительству германскому. Внимательно следит за этой грызней
советский дипломат Фокин... Между тем, Пряник отправляется в Африку испытать
"вулканит". Под видом слуги едет с ним в экспедицию негр, помощник американского
агента, под маской коллеги-химика - английский сыщик, секретарем - эмигрантка
Орловская, телохранителем - Фокин, матросом - Шерлок Пинкертон. И снова интриги,
интриги... Овладев патрончиком с "везувианом", разделавшись попутно с
конкурентом-американцем, хитроумный Штрук пытается скрыться. Hо... патрон
взрывается. Штрук гибнет. Та же участь постигает и самого профессора. А его
бумаги Орловская передает Фокину. "Вулкан в кармане!" - восклицает он,
возвращаясь в СССР.
    В 1925 году И. Келлер, вслед за своими друзьями уезжает в Ленинград учиться
на режиссерском факультете Института сценического искусства.
    И здесь, собравшись, наконец, втроем, соавторы решили продолжить свой
фантастико-приключенческий цикл. И вновь идея была Б. Липатова, котоый еще в
1924 году задумал роман "Роман Владычин". Отрывок из этого романа под названием
"17-й - 19-й" был напечатан ранее за его подписью в журнале "Товарищ Терентий"
(  15 за 1925 г). Друзья сообща разработали план будущего романа, опираясь на
"идеи" уэллсовской "Машины времени" и твеновского "Янки при дворе короля
Артура". "Мы распределили между собой главы и начали писать", - вспоминал
впоследствии И. Келлер. - Работа над книгой принесла нам всем немало пользы. Так
как главные события развертывались в первой половине XIX века, пришлось много
времени провести в Публичной библиотеке, изучая старые газеты и журналы,
архивные материалы и мемуары, вплоть до "записок камер-фурьерского журнала",
фиксировавшего каждодневные события в царской семье..."
    В.Гиршгорн и И. Келлер посещали литературные курсы, которые вел H. Тихонов.
Ознакомившись с творением своих учеников, Тихонов не только похвалил их, но и
отослал рукопись в московское издательство "Круг", снабдив своим
рекомендательным письмом.
    Книга действительно оказалась творческой удачей молодых уральцев. Роман
Владычин, герой книги, с помощью машины времени отправляется "переделывать"
историю. Оказав Наполеону в битве при Ватерлоо немалые услуги, он входит в
доверие к императору, содействует бурному развитию науки, техники, культуры,
организует движение рабочих масс за демократические свободы, пытается создать
свободное общество счастливых людей...
    Примечательно, что авторы вывели самих себя в первой главе романа, свои
"споры о литературе, российской революции, о голодном пайке и усеченной рифме, о
терроре, Льве Толстом и даже - математике...".
    К сожалению, эта книга оказалась их последним совместным творением. В 1929
году И. Келлер закончил институт и вернулся в Свердловск, связей с которым не
прерывал в годы учебы, активно сотрудничая в уральских газетах. Вплоть до 1944
года он работает в Свердловском оперном театре, сначала режиссером-ассистентом у
В.А. Лосского, затем режиссером-постановщиком, а с 1933 года - главным
режиссером. После войны некоторое время был главным режиссером театров в
Ашхабаде и Куйбышеве, но в 1947 году вернулся на Урал и вплоть до 1975 года был
главным режиссером Пермского театра оперы и балета. Литературную работу он не
бросал - писал многочисленные оперные либретто, инсценировки, изредка -
рассказы, киносценарии, пьесы. В 1934 году его приняли в Союз советских
писателей. В 1950 году И. Келлеру за участие в создании оперы "Иван Болотников"
была присуждена Сталинская (или, как ее теперь называют - Государственная)
премия. Генератором идей в этом трио был, по-видимому, Борис Викторович Липатов.
Уроженец Екатеринбурга, несмотря на юный возраст - участник гражданской войны.
Увлекался поэзией и... филателией. В Екатеринбурге он тоже занимался в
театральной студии К. Степанова-Колосова, где познакомился с И. Келлером.
    Уехав с друзьями учиться в Ленинград, он, в отличие от них, института так и
не закончил: в 1926 году стал работать консультантом-сценаристом фабрики
"Совкино". Им написаны сценарии фильмов "Ордер на жизнь" (1927), "Знойный принц"
(1928), "Три солдата" (1931), "Рамазан" (1933), "Королевские матросы" (1934),
"Сокровища погибшего корабля" (1935)... Б. Липатов сдружился с Ал. Толстым, в
1933 году они вместе совершили лодочное путешествие по реке Урал.
    Уже после распада их маленького авторского коллектива Липатов написал
самостоятельно еще один фантастический роман "Блеф" (1928). При этом он очень
удачно, вкупе с А.H. Толстым, автором предисловия, разыграл читающую публику,
выдав себя за иностранца - некоего Риса Уилки Ли (впрочем, весьма прозрачный
псевдоним - Бо(РИС ЛИ)патов). Он и героев себе подобрал "под стать" - они
мистифицируют Америку, инсценировав "визит марсиан". Для этого они разыграли
непризнанного "технического гения", по проекту которого сооружают небывалый
воздушный корабль, приземляющийся в Америке. Сенсация быстро обрастает деловыми
людьми, акционерными обществами, рекламой и прочей шелухой. Когда дурачить
публику становится все труднее и труднее, герои отправляются в Европу,
пожертвовав "заработанные" деньги французским рабочим. Любопытно, что книга
Липатова была родоначальницей длинного ряда подобных же сочинений об
"инсценировках" космических контактов (вспомним хотя бы повесть киевлянина А.
Бобровникова "История о бедных марсианах"). В конце 30-х годов Б. Липатов был
репрессирован, надолго исчез с литературного горизонта. Только в 1943 году в
Красноярске, где он, вероятно, был на поселении, вышла книжечка его стихов
"Предки".
    И только один из соавторов неприметно исчез из виду сразу после выхода
"Романа Владычина". Вениамин Самойлович Гиршгорн раньше других своих соавторов
стал публиковать стихи в уральских газетах и журналах под псевдонимом В. Горн.
Состоял членом литературного объединения УЛИТА. Один из критиков (В. Шанявец)
писал: "...любовная лирика В. Гиршгорна изящна... но разве эта чаша... еще не
выпита до дна прежними поэтами?" Возможно, в дальнейшем он жил в Москве, во
всяком случае в моей библиотеке есть книга (Мак-Орлан П. - "Фабрика крови") с
автографом В. Гиршгорна, датированная 1932 годом, попавшаяся мне от московских
букинистов...

... Добродушащее привидение
 Msg  : 465 из 1012                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 21 Мар 00 23:37
 To   : All
 Subj : Памяти И.Г.Халымбаджа: А как... в 20000 году?
        [Без автора] [Халымбаджа И.Г.] А как... в 20000 году?
    (На смену! (Екатеринбург).- 1992.- 4 сент.- (  168 (14307)).- С. 3).

    В газете "Уральская жизнь" (Екатеринбург) от 1 января 1911 г., 80 лет назад,
был напечатан анонимный рассказ "В 20000 году".
    Как же представлял эту жизнь безымянный автор? Люди живут по 150 лет, могут
читать мысли, с иных планет привозят золото, разные металлы, диковинных зверей и
птиц... Заводы искусственных продуктов вытеснили земледелие... Зато от заводских
труб столько дыма, что уже много веков никто не видит с земли ни солнца, ни
неба. Тщетно выкачивают этот дым в Космос, его становится все больше и больше...
    Автор полагал, что всемирная революция состоится где-то в 65 веке. И счастье
людям она не принесет - потому что установится насилие общества, и личность
будет задыхаться в тисках его воли... потому что поднявшуюся над толпой голову
будут... отрубать.

... Гремля из кремля
 Msg  : 466 из 1012                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 21 Мар 00 23:37
 To   : All
 Subj : Памяти И.Г.Халымбаджа: О будущем - из двадцатых
        И. Халымбаджа. О будущем - из двадцатых.
    (На смену! (Свердловск).- 1990.- 26 янв.- (  19 (13658)).- С. 4).

    Газетные подшивки первых лет Советской власти... Спустя многие десятилетия
стали они раритетами, удивительными памятниками времени. Не исключение и газета
"На смену!", отмечающая в этом году 70-летие со времени основания. Оставляя за
рамками этого обзора любопытнейшие темы, остановлюсь только на одной - о
фантастике в областной молодежной газете 20-х годов.
    ...Уходила в прошлое эпоха революционных потрясений и гражданской войны.
Жизнь нормализовалась, и на страницах уральских газет и журналов в изобилии
стали появляться разнообразные фантастические романы, повести, рассказы и
юморески. Спектр тем и жанров, если так можно выразиться, был очень широк.
Причем перепечатывались нередко произведения столичных авторов. Например, роман
В. Катаева "Остров Эрендорфа", рассказы А. Иркутова, Я. Окунева, А. Гастева, А.
Коллонтай, В. Кириллова и других.
    Сильна была струя утопического плана, интерес к красочным картинам
ожидаемого будущего был вполне естествен: всем показалось, что всеобщее счастье
и изобилие совсем рядом.
    Примером такой фантазии может быть рассказ Триэля "День Будущего: сон в
октябрьскую ночь (газета "На смену!", 1924, 2 ноября). Вот его сюжет.
    Уже три тысячи лет имеет история "творцов", живущих на Планете жизни. Творцы
объединяются в "семьи" для выполнения какой-то определенной работы. ("Семья 4-го
сектора" строит сфероид для передачи энергии со второго солнца на ближайшую
планету, а "семья центра" - создает живую материю, способную выжить над этой
планетой). Лениза рассчитала, а ее семья построила ракету для полета на далекие
звезды, автомашины заменены крыльями - творцы даже спят в гамаках на вершинах
пальм... Постройки из стали, стекла, золота и платины, все делают автоматы,
лучистая энергия... Множество лабораторий, станций, обсерваторий... И красные
знамена на Празднике Победы несут только те, кто ни разу в жизни не сказал слова
МОЕ...
    Своеобразные антирелигиозные сказки писал Михаил Волков (1886-1946) -
"Господь в гостях" и "Конец света" ("На смену!" 33 15-18, 1924). Сильна была
струя и сатирической фантастики. С. Телегин прислал бессмертного гоголевского
Чичикова в Ирбитский заводской страхпункт за мертвыми душами ("Чичиков в
Ирбитском заводе" - "Веселая кузница" 1928   5)... Алексей Мос (Москалев)
"материализовал" героев американских боевиков и сентиментальных кинолент, в
результате бессчетного показа этих фильмов в свердловском кинотеатре "Совкино".
Но они оказываются ни на что не годными на Советском Урале и возмущаются: "Если
мы здесь не нужны - зачем нас показывают?" ("Киногерой на Урале" - "Веселая
кузница"   28, 1928). Среди фельетонов и рассказов Ал. Моса изредка попадались и
другие фантазии и "полуфантазии" (например, "Урал - Спартакиаде"). Своеобразные
"анималистические" фантазии писал Алексей Лазарев ("Дневник Зелим-хана II",
перевод с лошадиного - "Веселая кузница",   2 1929; "Сказка о жирном Леще,
гордом Осетре и "Судаке всеядном" - "Уральский рабочий", 6 октября 1928).
    С 1919 по 1925 г. в уральских газетах, сначала челябинских, а затем
екатеринбургских, публиковались многочисленные фельетоны Hиколая Константиновича
Иванова, писавшего под псевдонимом Грамен. Среди них было немало с элементами
фантастики ("Воспитание ангела мира", "Защита эсеров", "Чемпионат борьбы",
"Таинственный незнакомец" - в "На смену!", "Уральском рабочем", "Товарище
Терентии"). Впоследствии Грамен издал сборник своих сатирических рассказов
("Гадючки с лапками", М. "Огонек", 1928), в который включил несколько
фантастических юморесок - "Терпентин", "Происшествие с головой", "Порядки").
    Коллективный роман-буриме под названием "Роман масс" печатала в 1928 году
"Веселая кузница". Читатели, присылавшие свои варианты продолжения (В. Сосин,
Лолий Корепанов, Никс, В. Сосинов, и др.), насытили его всевозможными
детективными и фантастическими элементами, вплоть до аппаратов, освобождающих
внутриатомную энергию..
    Печатались и "псевдопереводные" фантазии - еще один вид игры с читателем. С
6 февраля по 31 марта "На смену!" печатала фантастико-приключенческий боевик
"Джона Кумулюса" в переводе Овса Филиппа "Друг против друга", скроенный по
рецептам знаменитой "Месс-Менд".
    А в 1926 году, в той же "На смену!" (   14-19) некто Базилио Фоминчини в
соавторстве с Митькой Лаптем раскрыли "Тайну египетских пирамид"... Интересно
начинал в 1923 году Владимир Кузьмин. На его рассказиках стоит остановиться
подробнее. Они своеобразны и остроумны.
    "Из будущего века" ("На смену!" 27 июля 1923): быстрее молнее несется
аэрогидропоезд с Урала в Москву. На нем Комсомол Октябристович и Электрофикат
Эсесеэрович направляются в Музей древности. Остановились на Волге, покатались на
водных лыжах. Вся публика - в чем мама родила... И вдруг один одетый идет - Петр
Иванович Иванов с островов Ледовитого океана. Тут же возникает предположение -
направить его в Музей древности в качестве экспоната. И вот уже все читают в
газетах: "Вчера товарищами Социализмовым и Кимовым в Музей древности доставлен
редкостный экземпляр прошлого - Петр Иванович Иванов"...
    "Чудесное превращение" ("На смену!", 31 июля 1923): в небесной канцелярии
переполох, тревожное заседание Троицы - на Земле комсомольцы научились творить
чудеса, все кресты перевели на книжки! На тему смены старых фамилий на новые,
социалистические написан фельетон В. Кузьмина  "Остолопов, Плешкин, Пичужкина и
иже с ними" (из фактов близкого будущего) в "На смену!", 17 октября 1923 г.
Судьба В. Кузьмина неясна, но судя по его рассказу "50-летний юбилей
Уралорганизации Союза молодежи" ("На смену!", 8 декабря 1923), в котором и через
полвека в качестве всеми почитаемых людей фигурируют участники Октября, вскоре
расстрелянные или высланные Сталиным, - она вполне может быть угадана.
    Сейчас подшивки первых лет Советской власти можно отыскать в фондах
библиотеки им. В. Белинского или в краеведческом музее. Множество любопытных тем
предлагает вдумчивому исследователю история, запечатленная на страницах
молодежной газеты "На смену!" Фантастика, столь характерная для 20-х годов,
когда очень хотелось яснее представить контуры будущего, - яркое и своеобразное
выражение мечтаний наших дедов. Они закладывали фундамент сегодняшнего дня, они
были первыми. И их энтузиазм, вера, неизбежная наивность позволяют ощутить
аромат минувшего времени.

    Свердловск.

... Электроник - это юный Terminator
 Msg  : 467 из 1012                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 21 Мар 00 23:38
 To   : All
 Subj : Памяти И.Г.Халымбаджа: Таинственный Делэр
        В. Хастуниди [Халымбаджа И.Г.] Таинственный Делэр
    (Наука Урала (Свердловск).- 1984.- 9 февр.- (  5 (163)).- С. 4).

    От него остались только книги... Не суждена ему была слава Жюля Верна или
Уэллса, о которых написаны пухлые монографии. В толстенной английской
Энциклопедии научной фантастики Жану Делэру посвящена пара страниц.
    Сочинения Ж. Делэра появились на книжном рынке России с начале века. Правда,
в плохих переводах (даже фамилию писателя каждый трактовал по-своему: Ж.
Делягир, Ж. де Лягир и даже Ж. де ля Ир...), в полубульварных издательствах,
типа петербургского "Света". Это были дешевые выпуски или тоненькие книжечки в
бумажных переплетах для "вагонного" чтения. Найти их ныне нелегко. А читая -
поражаешься оригинальности авторских идей.
    Похоже, именно Ж. Делэр первым отправил человека в просторы океана, снабдив
его хирургическим путем акульими жабрами (роман "Иктанэр и Моизэта", русский
перевод 1911 года). Люди, воспитавшие Иктанэра, жаждали власти и денег, и
стремились использовать для этих целей созданного ими человека-амфибию.
    В романе "Тайна XV" (русский перевод 1912 года) Ж. Делэр "скрестил" героев
своего романа "Иктанэр и Моизэта" с выходцами из уэллсовской "Борьбы миров".
После неудачного вторжения марсиан на Землю герои Делэра устремляются на Марс и
там храбро сражаются с марсианскими чудовищами.
    Но, пожалуй, самое удивительное произведение Ж. Делэра - его роман
"Сверкающее колесо" (русский перевод 1908 года). В нем, в концентрированном
виде, заключено многотомье последующей "космической оперы" фантастики.
    И все же, несмотря на некоторую наивность (прошло все-таки 80 лет!)
сочинения таинственного Жана Делэра продолжают удивлять смелостью прогнозов и
неординарностью мышления.

... Фантастика - это хорошо
 Msg  : 468 из 1012                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 21 Мар 00 23:38
 To   : All
 Subj : Памяти И.Г.Халымбаджа: Достоверность невероятного
        В. Сизов [Халымбаджа И.Г.] Достоверность невероятного
    (Наука Урала (Свердловск).- 1987.- 7 окт.- (  38 (340)).- С. 4).

    Если бы у писателей-фантастов существовало "патентное бюро", уверен, одно из
авторских свидетельств принадлежало бы А.Г. Ульянскому, автору романа "Путь
колеса". Между тем, получить подобный документ было бы не так просто, как
кажется: большинство предметов фантастического антуража современных писателей,
самих "идей" придумано давно и кочует из книги в книгу.
    Книга А. Ульянского вышла в 1930 году в Ленинграде тиражом в четыре тысячи
экземпляров и с тех пор ни разу не издавалось. Это одно из самых оригинальных
произведений советской довоенной фантастики. Написанное ясным и точным языком
профессионального писателя-реалиста, населенное живыми, "ощутимыми" героями, оно
удивляет замысловатостью фантастического сюжета. Магнус Даррель, гениальный
химик, ожесточившийся во время разрушительной войны в Европе, чтобы скорее
покончить со старым миром, сооружает и запускает в океан "колесо" из открытого
им вещества. Соприкасаясь с материей, оно вступает с ней в реакцию с выделением
колоссального количества энергии. При этом масса "колеса" возрастает, а ход -
убыстряется. Ученый трагически погибает, а "колесо", пропахивая гигантские
канавы, начинает опустошать земной шар, совершая виток за витком. Остановить его
долго не удается. Старый мир рушится, и только советскому механику Тарту,
разгадавшему секрет Дарреля, удается "поймать" колесо в ловушку. Отныне оно
будет служить источником дешевой энергии...
    Герои книги совершают немало фантастических событий: это и газовая стена
Магада, пролетев которую, снаряды теряют способность взрываться; и лампочка
темноты Синтропа, и перманентная бомба Родена, заставляющая вспомнить
современные вакуумные бомбы... Тема ответственности ученого за свои открытия
красной нитью проходит через всю книгу.
    Странная книга, написанная человеком странной и причудливой судьбы. Антон
Григорьевич Ульянский (подлинное имя - Владимир Николаевич Свинцов) родился в
Петербурге в 1887 году. Окончил там же историко-филологический факультет
университета. В мировую войну оказался на фронте в чине прапорщика. В 1915 году
попал в плен. Дважды бежал, но был схвачен. Наконец, побег удался. Свинцов
пробирается через занятую белыми Украину, к красным. Не раз находится под
угрозой расстрела. Во время скитаний он и воспользовался именем Антона
Ульянского. Вступив в Красную Армию, проходит с нею нелегкие дороги гражданской
войны. После изгнания белых сменил множество профессий - от конюха до
журналиста. Г.К. Паустовский вспоминает, что в 1922 году Ульянский работает в
Петроградском фонетическом институте, а в 1924 году выходит его первая книга. За
ней - несколько сатирических сборников, роман "Путь колеса". В картинах
странствий героев книги по охваченной смутой и паникой земле нашли отражение
нелегкие скитания автора, и, очевидно, эта "осязаемость" в описании невероятного
и делает книгу увлекательной. Последние годы А. Ульянский писал историю
Путиловского завода. Но не завершил: здоровье его было подорвано, 5 августа 1935
года Ульянского не стало.

... Гусеница на холме
 Msg  : 469 из 1012                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 21 Мар 00 23:38
 To   : All
 Subj : Памяти И.Г.Халымбаджа: Сергей Соломин, он же Мерлин
        Т. Харламов [Халымбаджа И.Г.] Сергей Соломин, он же Мерлин
    (Наука Урала (Свердловск).- 1983.- 22 сент.- (  35 (145)).- С. 4).

    Высланный на Урал, в 1913 году скончался Сергей Соломин, один из первых
русских писателей, целиком посвятивших свое творчество научной фантастике. В
молодости Сергей Яковлевич (настоящая фамилия писателя - Стечкин) учился в
Московской лесной Академии, но был исключен из нее за участие в революционном
движении и выслан в Холмогоры Архангельской губернии. Вернувшись из ссылки,
Стечкин сотрудничает в столичных газетах и журналах, обычно подписывая свои
фельетоны псевдонимом Соломин, но нередко пользуясь и более "фантастическими"
именами, типа Гулливер или Мерлин. Активно участвовал Стечкин и в революции 1905
года, издавал полулегальные журналы "Рабочий колокол" и "Пережитое". Как
литератор он был близок А.И. Куприну, который высоко оценил Стечкина. Кстати, и
сам Куприн написал несколько научно-фантастических рассказов и повесть "Жидкое
солнце".
    И жизненный, и творческий путь Стечкина был недолог - он прожил 49 лет. Свои
основные научно-фантастические произведения он опубликовал в период 1909-1913
годов в многочисленных журналах, таких как "Аргус", "Синий журнал", "Огонек",
"Женщина" и других.
    С одним из первых рассказов Соломина "Предки" связана забавная история. В
1928 году популярный журнал "Всемирный следопыт" объявил конкурс на лучший
научно-фантастический рассказ. Когда подвели итоги, одну из премий присудили
некоему Л. Черняку из Киева... Однако после публикации премированных рассказов в
журнале в редакцию посыпались письма разгневанных читателей, Л. Черняк полностью
позаимствовал рассказ у Соломина, из журнала "Аргус" за 1913 год.
    Большинство рассказов уже после смерти писателя было объединено в двухтомник
под названием "Разрушенные теорема" (1913 год). Своеобразный цикл о добрых и
злых сил в мире составляют повести о Кондратии Желтугине и Оскаре Дайбе ("Чертов
кузнец", "Завтра", "Необычайные приключения Оскара Дайбна и Кондратия
Невеселого). Русский ученый Желтугин, мечтающий о счастье для всех людей, создал
коллектор земного магнетизма, научился компенсировать силы притяжения. Он
разработал аппарат, способный двигаться с большой скоростью по воздуху и под
водой. Авантюрист Дайби крадет его изобретение, строит корабль и становится
международным пиратом. Желтугин ценой своей жизни уничтожает бандитскую шайку.
    Во многих своих произведениях Стечкин предрекал большое будущее
воздухоплаванию. Это и не удивительно, так как писатель был близок людям,
стоящим у истоков отечественного самолетостроения и ракетостроения - знаменитый
ученый-аэродинамик H.Е. Жуковский приходится ему двоюродным братом, а
основоположник теории воздушно-реактивных двигателей академик Б.С. Стечкин -
сыном.

    Халымбаджа И.Г. С.Я. Стечькин (Соломин): Библиография
    (Библиография.- 1997.-   6.- С. 69-70).

1. Былые мытарства // Пережитое.- СПб., 1907.-   1.
2. Вампир: Рассказ // Синий журн.- СПб., 1912.-   46.- С. 2-4.
3. Женщина или змея: Рассказ // Там же.-   48.- С. 2-5.
4. Завтра. Рассказ из жизни будущего // Там же.-   13.- С. 2-4.
5. Заговор "Белой кувшинки": Рассказ // Там же.- 1911.-   14-15.- С. 12-13.
6. Исповедь у гроба: Рассказ // Там же.-   30.- С. 10-11.
7. Исторический момент: Сб.- СПб., 1906.- Т. 1-2.- Подп.: H. Строев.
8. Конец Шерлока Холмса: Рассказ // Синий журн.- СПб., 1911.-   26.
9. Кто звонил?: Рассказ // Летучие альм.- СПб., 1914.- Вып. 17.- С. 129-140.
10. Необычайные приключения Оскара Дайбна и Кондратия Hевеселого. Борьба злых и
добрых на суше, на море, в воздухе и под водой: Повесть // Синий журн.- СПб.,
1912.-   7-12, 14; То же.- СПб.: Свет, 1914.- 46 с.
11. Освобожденные звери: Рассказ // Летучие альм.- СПб., 1914.- Вып. 19.- С.
59-70.
12. Ошибка биолога: Рассказ // Синий журн.- СПб., 1911.-   23.- С. 10-11.
13. Персидская контрреволюция. 1002 ночь Шахрезады // Там же.-   32.- С. 13.
14. Под стеклянным колпаком. Основание и гибель Полярной империи: Повесть // Там
же.- 1912.-   23-35; То же.- СПб.: Свет, 1914.- 66 с.
15. Предки: Рассказ // Аргус.- СПб., 1913.-   2; // Рельсы жизни.- Пг., 1915.-
С. 17-30; // Всемир. следопыт. Л., 1929.-   1.- С. 48-57.- Подп.: Л. Черняк.
16. Птицы: Рассказ // Аргус.- СПб., 1913.-   2.- С. 47-61.
17. Разрушенные теорема. Эпизоды из великой войны между женщинами и мужчинами:
Рассказы.- СПб., 1913.- Т. 1-2.- Прил. к журн. "Женщина".
18. Человек без костей: Рассказ // Аргус.- СПб., 1913.-   6.- С. 96-100.- Подп.:
С. Суходольский.
19. Чертов кузнец: Рассказ // Летучие альм.- СПб., 1914.- Вып. 14.- С. 35-49.
20. Читатель-страус: Рассказ // Урал.- Екатеринбург, 1902.- 3 марта.

    Литература о С.Я. Стечькине

21. Борисов В., Халымбаджа И. Соломин С.Я. // Энциклопедия фантастики: Кто есть
кто.- Минск: Галаксиас, 1995.- С. 529.
22. Бугров В., Халымбаджа И. Фантастика в дореволюционной русской литературе:
Опыт библиогр. // Поиск-83.- Свердловск: Кн. изд-во, 1983.- С. 350.
23. Некролог // Ист. вестн.- СПб., 1913.-   8.
24. Регинин В. Тихий писатель // Аргус.- СПб., 1913.-   7.
25. Халымбаджа И. Сергей Соломин, он же Мерлин // Наука Урала.- Свердловск,
1983.- 22 сент.- (  35).- Подп.: Харламов М.
26. Чертков Л. Соломин С.Я. // КЛЭ.- М., 1972.- Т. 7.- С. 61.

... Гремля из кремля
 From : Denis Baluev                        2:5000/76.28    Пон 20 Мар 00 09:22
 To   : Alexander Fadeev                                    Втр 21 Мар 00 23:58
 Subj : Hа: RE:Что есть разум? (было: Братья наши... разные)
Hello Alexander.

12 марта 28 00:58:18, you wrote to Sergey Lukianenko:

 AF> У меня это почему-то ассоциируется с "Понедельником..." Помнишь
 AF> путешествие Привалова в выдуманное будущее и женские очереди
 AF> в Пантеон-Рефрижератор? Там они ждали (в замороженном виде) своих мужчин,
 AF> у тебя - летят. Прилетели, разморозились - живут. Так даже лучше и дольше
 AF> сохранятся...
Кстати, насколько я помню, это была чистой воды пародия на рассказ одного
(по-моему, даже новосибирского) писателя, у него там был именно
Пантеон-Рефрижератор и девушка, легшая в него, чтобы дождаться
любимого-астролетчика. Рассказ назывался "Девушка, которая ждет".

Denis

--- cyborg_
 * Origin: Я не падаю. Я так летаю. (2:5000/76.28)