 Msg  : 768 из 1458                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 10 Июн 00 01:31
 To   : All
 Subj : История фантастики: В.Окулов "Фантаст для мальчишнк" (О В.Мелентьеве)
    Окулов В. Фантаст для мальчишек

    ("Аэлита": науч.-фантаст. приложен. к газ. "Ленинец (Иваново).- Вып. 1.-
1989.- 30 сент.- (  1).- С. 6.).

    СЕЙЧАС уже невозможно вспомнить, какую именно книгу НФ я прочитал первой -
ведь было это более 25 лет назад!
    Но одной из первых - совершенно точно - была необыкновенная история
шестиклассника Васи Голубева. В поисках зуба мамонта он попал в снежную яму,
проспал в ней 50 лет и очутился вместе с мамонтом Тузиком в 2005 году, с его
"чудесами" науки и техники. Мне (в то время пятикласснику) история эта так
понравилась, что я тут же стал "пропагандистом" НФ, советуя прочитать книгу всем
друзьям и знакомым. Книгой этой была фантастическая повесть В. Мелентьева "33
марта. 2005 год", а год на дворе стоял 1961-й.
    Повзрослев, я заметил, конечно, что человеческие взаимоотношения героев
повести сверхсхематичны, но разве этого ищут в книгах мальчишки? Да и вообще,
вес это путешествие в будущее приснилось Васе, а рассказ о "чудесах" техники
будущего так увлекателен и интересен! Повесть была замечена отнюдь не только
мной, что подтвердили ее переиздания, переводы на языки народов СССР, издание ее
в Японии и ЧССР.
    Заслуживает внимание и дальнейшее творчество Виталия Григорьевича
Мелентьева, внесшего свой вклад в развитие советской научно-фантастической
литературы для детей - первого и единственного писателя-фантаста из Иванова!
    До Мелентьева в нашем крае фантастики не писали. Фабричные сказы М. X.
Кочнева, публикуемые с 40-х годов, "расцвеченные чисто кочневской фантастикой,
как бы незаметно рождаемой самой реальностью", вряд ли можно отнести к
фднтастике, тем более, что продолжения в творчестве других ивановских писателей
эта ветвь литературы не получила. Лишь с приездом в Иванове Мелентьева в 1953
году и началась небогатая "история" НФ нашего края.
    Родился будущий писатель в Петрограде в 1916 году, работал слесарем в
Таганроге, плавал на судах Азовского пароходства, был грузчиком в Новороссийске,
разносчиком газет в Батуми. Работал в армейской печати, участвовал в финской
кампании, в Великую Отечественную работал во фронтовой газете вместе с
Твардовским. Выл ранен, воевал с Японией, после Победы служил в Приморье и
Забайкалье.
    Много повидав и испытав, журналист-подполковник решил попробовать свои силы
в литературе. Первую свою книгу стал писать не о войне - о золотоискателях, ведь
и сам он почти мальчишкой мыл на Алтае золотой песок. Но от войны было не уйти:
вторая и третья книги - о ней, как и главные книги писателя- повесть
"Фронтовичка" (1964) и роман "Варшавкая (1982).
    В 1953 году Мелентьев демобилизовался и приехал в Иваново, где и написал
свою первую фантастическую повесть для детей "33 марта". Почему писатель
обратился к НФ, судить не берусь, но обращение оказалось плодотворным: повесть и
хвалили, и ругали, но в целом одобрили попытку создать "отвечающую духу времени
фантастику для младших школьников". Поэтому Виталий Григорьевич (наряду с
произведениями о войне и современниках, приключенческими повестями) продолжил
работу и в этой области, опубликовав повести "Голубые люди Розовой земли" (1966)
и "Черный сеет" (1970), составившие вместе с "33 марта" трилогию, переизданную
полмостью в 1973 году.
    Эти две повести я прочел уже достаточно взрослым (детского восприятия как не
бывало), к тому же это были годы увлечения фантастикой Стругацких и Лема - так
что книги эти прошли не замеченными мною. Как и критикой, к сожалению... Критика
в эти годы не баловала писателя: хотя его книги выходили в центральных
издательствах, рецензий не было... Для Мелентьева молчание критиков было обидно:
он честно сделал свою работу и хотел знать, как ее оценивают! Но в основном
внимание критики привлекает "халтура": гораздо легче разругать ее в пух и прах,
чем разобраться, что инея книга не просто неплоха, но и заслуживает пристального
внимании.
    Насколько я способен на это - не знаю. Но сейчас считаю трилогию Мелентьева
не просто интересной книжкой о невероятных приключениях мальчишек на Земле и в
Космосе. Нет, не только... Ведь в ней ненавязчиво утверждается и доказывается,
что настоящий друг готов разделить самые большие несчастья и самые сложные
приключения, что война - сумасшествие, а вкус к приключениям - совсем не самое
страшное на свете!
    Пожалуй, об этом же и фантастическая повесть писателя "Обыкновенная Мёмба"
(1978), в которой трое советских школьников совершенно необыкновенным образом
попадают на планету Мемба, жизнь на которой - осуществленные мечты тогдашней
земной жизни и науки. Недаром в своем обзоре НФ ("Мир приключений", 1981) Вс.
Ревич доброжелательно назвал ее "утопией для детей".
    К утопии можно отнести и рассказ Мелентьева "Дорога через себя" (1975).
Фантастические рассказы писателя (их всего три) также достаточно интересны.
Недаром "Шумит тишина" ("Искатель", 1966) включена в сборник лучших публикаций в
журнале "Мир Искателя" (1973). Кроме этого, Мелентьев - автор фантастической
пьесы Для детей "Пираты южных морей", поставленной в Ивановском драмтеатре в
70-х годах. Пожалуй, лишь на этой пьесе налет провинциальности, за пределы
области она не вышла. Фантастические же книги писателя стали достоянием
всесоюзного читателя! Жаль, что его творчество так и не получило должного
признания...
    А было ему нелегко: последние годы жизни (уже в Ногинске) Мелентьев тяжело
болел, но продолжал работать.
    Активно участвуя в свое время в литературной жизни Иванова, буквально
"заражая" упорством и любовью к литературе начинающих авторов, Виталий
Григорьевич, к сожалению, не смог "заразить" их своей любовью фантастике...
Немногочисленные попытки писателей и журналистов города написать что-то
"фантастическое" (такие попытки в областной прессе делали В. Герасимов, В.
Костин, H. Иванов, И. Мартьянов), пожалуй, интересны лишь для ивановских же
любителей фантастики...

    В. ОКУЛОВ.

                C уважением, Yuri

... Жук на обочине
 Msg  : 769 из 1458                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 10 Июн 00 01:31
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с К. Булычевым (1989)
    "Ах, вы наш светлый! Ах, вы наш солнечный!" - / Беседу вел Р. Арбитман

    (Заря молодежи (Саратов).- 1989.- 29 июля.- С. 8.).

    такую марку я нес на себе в течение долгих лет, в масштабах издательства
"Детская литература" меня счи-тали именно таким, - невесело улыбается известный
писатель-фантаст Кир БУЛЫЧЕВ. - И всякий раз, когда я им собирался предложить
что-то другое, более серьезное, мне, подержав, возвращали со словами: "Знаете,
детям десяти-пятнадцати лет надо ведь тоже что-то читать". И я тоже качал
головой и говорил; "Да, надо..." И на этом все кончалось. А ведь я стараюсь
писать не детскую фантастику и пишу я не только детскую фантастику".
    В этом году Кир Булычев был гостем праздника "Аэлита". Но традиционным
"почетным гостем", этаким "свадебным генералом" для президиума он не был. Число
автографов, которые он написал только в один день, наверное, перевалило за две
сотни. Число вопросов, которые обрушились на него во время встречи с читателями,
было несколько меньшим, но среди них немало хоть и не обидных, но каверзных. В
отличие от некоторых кандидатов на ответственные посты, которые (мы это видели
во время трансляций заседаний палат Верховного Совета) всеми силами пытались
уходить от ответов на конкретные или острые вопросы, Булычев работал честно: на
прямые вопросы отвечал откровенно, серьезно, с уважением к залу.
    О творчестве писателя, о его проблемах мы продолжили разговор с Киром
Бу-лычевым уже в более спокойной обстановке, в гостиничном номере.

    - Как вы сейчас относитесь к произведениям, которые писали в разные годы: к
первым своим вещам, к последующим?
    - Я вообще считаю, что если писатель начинает работать. он - почти без
исключения - какой-то свой уровень задает с первых же вещей, а разговоры о том,
что такой-то сейчас писатель слабенький и пять лет еще будет слабеньким, а потом
вырастет и станет большим писателем, я просто не очень верю. Из моих детских
книг, по-моему, лучшей была как раз первая, "Девочка с Земли". Я потом от ума
пытался что-то изобретать, находить какие-то новые пути, но считаю, что в
повестях про Алису мне только один раз удалось уйти в сторону и придумать
какой-то новый ход - я имею в виду книжку "Непоседа". А что касается моих самых
первых рассказов, то они не были хуже того, что было потом; через много лет.
    - Однако тем не менее в этом "гуслярском цикле" есть рассказы разного
уровня. Кстати, возможно, этим и объясняются многие претензии к вам, которые
есть у любителей фантастики: некоторые вещи читаются с досадой, потому что от
Булычева все ждут большего.
    - Вот в чем дело. Если у меня бывает вещь, которая пошла, получилась, - я ее
делаю. Когда вещь не пошла, я все равно ее заканчиваю. Это я говорю не в
качестве оправдания, это, скорее, объяснение. Я вообще лентяй, художественные
произведения пишу примерно один месяц в году, и чтобы работать, меня надо
отправить куда-нибудь, я не знаю. И чтобы ничего не было, чтобы не было телефона
и никто не звонил, и чтобы газеты и журналы не приходили... Поэтому я в общем не
дорабатываю сейчас, в самом деле. Или это черты характера, или меня мало били
(критики НФ как таковой не существует и особенно не существовало ее а старые
годы). Но я делал вещи для редакций, которые не требовали от меня много, и это
просто распускает, характер у меня не такой, как, скажем, у Стругацких. По
"Гусляру" это видно очень сильно: в этих рассказах, особенно поздних, много
проходных вещей. Были вещи, где я выкладывался, потому что было настроение
выложиться, а были, где я не выкладывался, а просто делал...
    - Многие читатели заметили, что в последнее время вы стали писать по-иному,
более жестко, более мрачно, в вашу фантастику стала вторгаться политика. Лично
мне это нравится, но некоторые упрекают вас в конъюнктурности...
    - Продолжая вашу мысль, скажу, что и в самом деле сейчас я пытаюсь что-то
делать, но это не значит, что у меня все должно получаться: время очень сильно
обгоняет. Недавно я копался в своем архиве и нашел пятнадцатилетней давности
рассказы и повести, которые писал, зная, что они никогда не будут опубликованы.
Я их посмотрел и понял, что сейчас я бы смог их напечатать, но не буду: сейчас
они уже неинтересны. Повесть "Глубокоуважаемый микроб", которая вышла сейчас,
была бы интересна лет десять назад, когда и была написана. Теперь это странно и
почти смешно, что десять лет назад повесть эта вызывала у редакторов какое-то
паническое состояние, а сейчас рождает ощущение полного опоздания... Сейчас
наступило такое время, и я это отлично понимаю, когда наша фантастика абсолютно
провалилась. Она сейчас ничего не сделала адекватного тому, что происходит
вокруг нас. Что касается меня, то я сейчас стараюсь найти то, что
соответствовало бы моему собственному пониманию - пониманию того, что творится с
нашей страной и чем все это может кончиться. Я написал даже повесть и пробую ее
издать "самиздатом", то есть за свой счет. Повесть эта о городе, который
уничтожается комбинатом, просто убивается. Мне хотелось показать, как в нашем
государстве смерть можно сделать никому не ведомой, и как опоры власти пытаются
сделать вид, что все нормально, что ничего не происходит...
    - На встрече с читателями вам был задан и такой вопрос; "Почему вы
отказались получать "Аэлиту"?
    - Вопрос неэтичный. Речь не может идти о моем отказе, потому что "Аэли-у"
мне никто не давал. Я был бы рад, естественно, быть достойным получить "Аэлиту".
Но дело в том, что я являюсь заместителем председателя совета по фантастике и
приключениям Союза писателей РСФСР. В этой ситуации, когда спонсорами -
современное слово! - "Аэлиты" являются журнал "Уральский следопыт" и Союз
писателей РСФСР, получилось бы, что, претендуя на "Аэлиту" я претендовал бы на
то, чтобы наградить премией самого себя. Я полагаю, что должна быть какая-то
скромность (это не то, что я такой, мол, скромный человек) - скромность как
принцип, иначе мы совсем обнаглеем и начнем хапать.

    Беседу вел Роман АРБИТМАH.
    Фото С ВОЛКОВА.

                C уважением, Yuri

... Жук на обочине
 Msg  : 770 из 1458                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 10 Июн 00 01:31
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с В. Колупаевым (1988)
    Жизнь фантастична / Интервью взял М. Исангазин

    (Политехник (Омск).- 1990.- 20 марта.- С. 4.).

    Мини-интервью лауреата премии "Аэлита" 1988 года писателя-фантаста В. Д.
Колупаева.
    Фантастика, как и вся литература, занимается человеком, то есть такими
связями, такими взаимоотношениями, как общество и человек, человек и человек,
природа и человек. Но в чем же все-таки ее специфика? Вот вы пишете фантастику,
а почему не реалистические рассказы?
    - Я вообще-то считаю, что сама жизнь чрезвычайно фантастична. И фантастика,
как таковая, должна заключаться не в том, что какой-то космический корабль может
прыгнуть в отдаленную галактику, а в том, что происходит в человеке, как у него
возникают мысли, чувства, как он страдает или радуется. То есть наука, наверное,
и слава богу! - никогда не разберется, что и как происходит в человеке, в
человеческом обществе. Ну, а что касается меня, то дело, пожалуй, в том, что я
воспринимаю мир как чудо. Помнится, даже когда-то составил для себя список шести
чудес мира... Я уже почти забыл этот список, но там, по-моему, были дети,
осенний лес, цветы, хорошее вино, ну, и еще что-то в таком же духе. Мне всегда
казалось, что именно это составляет непонятную сущность человека.
    - У меня еще такой традиционный вопрос: ваши учителя в литературе? Кто
оказал на вас влияние?
    - В первую очередь, это, понятно, Александр Грин. Видимо, это чувствуется в
моих рассказах. Ну и чуть позже сильно на меня повлиял Рэй Брэдбери.
    - Ну, а каковы ваши пристрастия в фантастике?
    - Если брать нашу страну, то вне конкуренции только братья Стругацкие.

    Интервью взял М. ИСАHГАЗИH.
    На снимке: В. Колупаев дает автографы.
    Фото В. КОБЛОВА.

                C уважением, Yuri

... ЗАССД (с) Э.Ф.Рассел
 Msg  : 771 из 1458                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 10 Июн 00 01:31
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с С. Гансовским (1989)
    Гущин В., Колобаев Ю. Люди - наше будущее

    ("Аэлита": науч.-фантаст. приложен. к газ. "Ленинец (Иваново).- Вып. 1.-
1989.- 30 сент.- (  1).- С. 3.).

    В мае 1989 г. сборник повестей "Инстинкт?" известного советского прозаика и
драматурга Севера Феликсовича Гансовекого отмечем призом журнала "Уральский
следопыт" и СП РСФСР "Аэлита" как лучшая фантастическая книга последних двух
лет. Этой премией оценена и вся 30-летняя работа Гансовского в фантастике.
Сегодня Север Феликсович - ваш гость.

    - СЕЙЧАС многие говорят, что наше будущее зависит от достижений науки и
техники. Так ли это? И почему?
    Г.: Есть такая точка зрения, что будущее зависит от тех изобретений и
открытий, которые еще не сделаны - может быть и так. Отчасти... Но мне мой
жизненный опыт подсказывает и убеждает в другом: видимо, депо не я технике и,
видимо, дело не в науке. Вот событие в науке: первый человек поднялся в космос,
первые люди высадились на Луне. Гагарин посмотрел на такую маленькую Землю;
оттуда, с Луны, американцы посмотрели и увидели такой небольшой шар, плывущий в
черной бездне Космоса. Казалось бы, после этого мы все почувствуем себя
землянами, людьми Земли, братьями. Казалось бы, после этого не должно быть
дипломатической лжи, гонки вооружений, вообще хамов и негодяев, не должно быть
воровства, взяток и так далее. Но вот первые люди высадились на Луне, вторые
высадились на Луне, третьи - а жизнь, как жизнь, добро, как добро, и зло, как
зло - в общем, все как было. И как ни странно, великие успехи науки м техники
впрямую не влияют на людей. Нет, люди - наше будущее!
    - Но все же техника влияет как-то на общество?
    Г.: Да, разумеется. Когда свершается какое-нибудь техническое открытие, то
никто не знает, что оно принесет в мир и как оно его изменит. Технические
открытия обрушиваются на человечество, иногда меняется очень много, и от
скорости этих перемен иногда становится страшно. Вот я Соединенных Штатах они
работали, изобретали: в этой комнате человек повел рукой, а в другой, в таком
маленьком зеленом окошке, что-то мелькнуло... Начало телевизора! Кто бы мог
подумать, что через годы... бежит футболист по полю, одного защитника обвел,
второго, третьего - обвел, бац - мимо... и чуть не миллиард народу вздыхает
одновременно у голубого экрана! И сразу какая-то нивелировка произошла, начинают
предпочитать телеэкран действительной жизни. Человек приходит с работы, садится
у телеэкрана и начинает путешествовать по Сенкевичу, любить животных по Пескову
и Дроздову. А самого-то этого общения с животными и самих путешествий - мало.
Можно помечтать: "Эх, попасть бы туда!" А посмотрел - и вроде бы удовлетворился,
и даже уже не так хочется. Нет, не технология меняет мир. Мир меняет все-таки
нравственность. Ведь не сам телевизор рассказывает нам о путешествиях. Поэтому
мне кажется, что в фантастике самое интетересное - что говорится о человеке, а
не о технологии, не о науке, И самая интересная фантастика та, с моей точки
зрения, которая говорит о нас с вами.
    - Но все-таки, когда-нибудь вы писали в своих произведениях о той технике,
которая будет через века и прочее?
    Г.: Нет, боюсь, что невозможно представить себе технологию будущего,
поскольку тем все будет основываться на тех изобретениях, которых сейчас нет.
Сама задача ограничивает нас, нем в такую даль не заглянуть. Иногда думаешь, что
технические открытия предвидимы и что они приходят в результате объединенных
усилий людей. Но на самом деле нет. Ну, скажем, почему в войну в Соединенных
Штатах появился автомобиль? Вовсе не потому, что американцам до смерти надоело
ездить на лошадях. Прекрасно себе катались и верхом, и на разных кабриолетах. А
почему он появился? Потому, что это стало возможным - создать. Научно и
технологически возможным - и больше ничего! Каких-то позывов со стороны общества
не было, оно, наоборот, удивилось! Так что, отвечая на вопрос, какой будет
технология будущего, чего-нибудь резонного не могу сказать.
    - Север Феликсович, какая, на ваш взгляд, самая удачная экранизация НФ за
последние годы?
    Г.: Я очень мало видев последних постановок. Но самый запомнившийся фильм из
просмотренных - "Дни затмения" Сокурова. Такого одушевления природы, такого
показа сверхъестественной ее силы, по-моему, не удавалось никому добиться. Очень
серьезный многоплановый фильм. Фантастику снимать очень трудно. Не каждому
режиссеру это под силу. Зачастую режиссер волей-неволей уничтожает саму идею
произведения. Вообще сейчас сильная угроза литературе в целом (и научной
фантастике в частности) исходит от современных средств массовой информации.
Возьмем, к примеру, классику: "Человек-невидимка". Сравним первоисточник и
телефильм.  Произведение Уэллса - это тайна, в которую нас исподволь вводит
автор, понемногу приоткрывая занавес. В фильме авторы идут по пути упрощения,
даже в какой-то мере, оглупления, примитивизации.
    - А кто из советских и зарубежных фантастов вам больше всего нравится?
    Г.: Вообще нравится читать очень многих. Если говорить о советских, Аркадия
с Борисом Стругацких очень люлю. Кира Булычева, не все его вещи, но у него есть
прекрасные произведения, как-то нравственно насыщенные чувством глубоким и
сильным. Я думаю, из чего состоит литература? А - человек знает что-то, чего не
знают другие. Б - человек умеет облечь это в интересную форму. В - человек не
равнодушен к описываемому материалу, а еще вкладывает свою собственную личность
с каким-то призывом. Если я сажусь и начинаю так: "Таня вышла из проходной, ей
вспомнились озорные глаза комсорга Пети..." - вряд ли какая-нибудь читательская
душа затрепещет сразу. А вот если я напишу: "Джон вышел из убежища, он вспомнил,
что на этой планете баракудра нападает слева..." - парень любого возраста станет
читать дальше и с большим интересом. Хотя литературно тут разницы никакой, и
информации нет.
    Из зарубежных нравится Брэдбери, которого все знают. Шекли - какая энергия,
какая сила! А новые романы: такие страшные и такие интересные. Очень динамичный
писатель Уильям Тен... Многие нравятся, потому что никакой человек не обнимет
весь мир, но некий сектор в нем он своим талантом просвечивает, и вот этим он
ценен. Поэтому многих писателей любишь. Настоящий писатель - человек, который
дописался до самого себя и от себя пишет, и он всегда интересен.
    - Hа ваш взгляд, какая самая бредовая научно-фантастическая идея?
    Г.: Человек всосал самого себя внутрь!

    В. ГУЩИН, Ю. КОЛОБАЕВ.

                C уважением, Yuri

... Массаракшствующие молодчики
 Msg  : 772 из 1458                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 10 Июн 00 01:31
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с С. Казанцевым (1999)
    Сергей Казанцев: об "Аэлите" и о себе / Интервью взяла О. Славникова

    (Книжный клуб (Екатеринбург).- 1999. 22-28 марта.- (  12 (129)).- С. 1-3.).

    Сергей Казанцев - прошлогодний лауреат мемориального приза им. В.И. Бугрова.
Этот приз недавно стал четвертой традиционно наградой старейшего в России
фестиваля фантастики. Сергеи Казанцев и Виталии Бугров долгие годы были
коллегами, друзьями, вместе работали в "Уральском следопыте", вместе готовили и
проводили фестивали "Аэлита". Теперь, когда Виталия Ивановича не стало, общение
с его другом и во многих смыслах - преемником убеждает: есть еще у фантастики
приверженцы старого закала, деятельные и бескорыстные.
    Сегодня Сергей Иванович Казанцев - почетный гость "Книжного клуба".
    - Скажите, как Вам сегодня вспоминается Виталий Иванович Бугров?
    - С Виталием Ивановичем мы не просто работали вместе, мы дружили семьями.
Детей его я помню с самых малых лет, внуков - от рождения. Давным-давно, в
начале семидесятых, когда я начал поприще в газете "На смену!", располагавшейся
в одном здании со "Следопытом", Бугров заразил меня любовью к фантастике. Это
был человек, способный притянуть к себе любого, кто оказался в непосредственной
близости от него. Да что там - он вовлек в свою орбиту весь Советский Союз.
Именно Виталий Иванович Бугров стал той песчинкой, вокруг которой наросла
жемчужина фэндома. До него существовали только разрозненные клубы. Находиться
рядом с Виталием Ивановичем и не помогать ему было невозможно: любой человек,
попавший в мощное поле его притяжения, тут же бросался с головой в его дела. Так
и я: перейдя в "Уральский следопыт" ответственным секретарем, должен был
заниматься всеми отделами, но больше всего занимался отделом фантастики. В том
числе фестивалем "Аэлита". Когда же Виталий Иванович умер... Нет, заменить его
невозможно. Вернувшись в "Следопыт" (а я тогда, ни для кого не секрет, работал
начальником управления по рекламе одного из крупнейших коммерческих банков), я
просто "закрыл должность" заведующего отделом фантастики. Поскольку я много лет
вел на "Аэлите" литературные семинары, знал и молодых, и маститых писателей, я
мог самостоятельно и вполне в "бугровском" духе вести литературную часть отдела.
А библиография, переписка с клубами, - все это легло на плечи Игоря Георгиевича
Халымбаджи. Так мы вдвоем стали в какой-то степени как один Бугров. Но не до
конца...
    - Есть ли разница между тем, как люди увлекались фантастикой в семидесятые
годы, и как увлекаются ею сейчас?
    - Разница есть. В семидесятые годы фантастика объединяла людей как бы в
тайные декабристские общества. Люди горели энтузиазмом, мысли их были направлены
на переустройство общества. Книги обсуждались не для того, чтобы выяснить, кто у
кого украл сюжет, а для того, чтобы озвучить и осмыслить сказанное эзоповым
языком. В клубах любителей фантастики было тогда много диссиденства. Не зря
клубами всегда интересовалось КГБ. Например, первый президент старейшего
свердловского клуба "Радиант" Олег Малютин был однажды вызван туда, где ему
предложили сдать всю переписку, особенно зарубежную, и списки членов клуба с
телефонами и адресами. Уже в начале перестройки параллельно заявлениям о свободе
слова и гласности по поводу клубов любителей фантастики существовало
инструктивное письмо ЦК КПСС, подписанное лично тов. Горбачевым и разосланное во
все обкомы. Тогдашний главный редактор "Следопыта" Станислав Мешавкин был под
подписку ознакомлен с содержанием письма. От него потребовали прекратить все
связи с клубами и закрыть    "Аэлиту". Кстати сказать, в этом письме "Уральскому
следопыту" была оказана большая честь: журнал стал едва ли не единственным
периодическим изданием, которое там упомянули, обвинив в распространении
космополитических идей и организации сборищ полудиссидентского толка.
    Теперь же клубы любителей фантастики тоже коммерциализировались. Там идет
торговля книгами - а раньше был обмен. Клубы начали издавать собственные книжки,
чтобы заработать деньги. В общем, это понятно: клубам приходится выживать.
Прошли времена тех благодетелей, которые бесплатно предоставляли любителям
фантастики свои помещения. Последний из могикан Леонид Федорович Быков и сегодня
пускал бы клубы заседать на своей территории. Но у него просто отобрали ДК
Автомобилистов. Хорошо, я согласен, здание вернули церкви. Но ведь можно было
выделить что-то взамен... В общем, в нынешнем увлечении фантастикой потерялось
главное, с чего все начиналось: потерялась духовность. Теперь преобладает
материальность.
    - Отличаются ли два последних фестиваля "Аэлита", проведенных при участии
Ассоциации "Книжный клуб", от прежних, чисто "следопытских" конвентов?
    - У двух последних конов - четырнадцатого и пятнадцатого - был
организационный недостаток: потерялась возможность долгого, обстоятельного
пленарного заседания, полноценного общения зала с лауреатами. На книжной
ярмарке, где это все проходило, можно было только, перекрывая через микрофон
торговый шум, быстро вручить призы. Но не это главное. Раньше "Аэлита" была
единственным традиционным слетом любителей фантастики и была доступна по
проезду. На фестиваль приезжало по пятьсот человек, да человек двести-триста
собиралось свердловчан. Съезжались те люди. которые бескорыстно любили
фантастику. Сейчас на "Аэлиту" стекаются комерциализированные фэны - те, кому
надо наладитъ связи, встретиться по делам. "Аэлита" превратилась а деловую
тусовку. И началось это, кстати сказать, не у нас, а в Питере, с
"Интерпресконов" Шурика Сидоровича. Сидорович сразу заявил, что у него будут
собираться только профессионалы. Рядовым фэнам дорога была перекрыта деньгами -
организационным взносом, дорогими гостиницами. И большинство конвентов
организуются сейчас по тому же коммерческому принципу. Скажем, в Одессе - там
Лева Вершинин снимал теплоход. Конечно, конвент на теплоходе - это только для
бизнесменов на уровне известного Hиколая Ютанова. И для москвичей, которые
превратили свои клубы в место зарабатывания денег.
    - Вероятно, процессы на конах и в клубах тесно связаны с собственно
литературным процессом?
    - Естественно. Тут просматриваются объективные причины. Стало сложно
говорить в книгах о переустройстве общества, давать какие-то прогнозы. Как-то
раз я спросил известного фантаста Геннадия Марковича Прашкевича, почему он не
напишет фантастико-политический роман, связанный с перестройкой. На что он мне
мудро ответил: "Старик, пока я пишу, да пока меня издают, я уже опоздаю, все
произойдет по-другому". Сегодня общество нестабильно: все меняется настолько
быстро, что даже фантастике за этим не поспеть. Во времена застоя общество было
статично, поэтому те же Стругацкие в "Хищных вещах века" смогли построить модель
общественного устройства, к которому мы сейчас, собственно, почти пришли. Из
стабильности многое было виднее. И конечно, фантастику не обошла общая беда
сегодняшней литературы. Слишком много стало развлекаловки. Преобладают книги не
для души, а для прочтения на ходу, для разового удовольствия. Помните
классический пример, когда крысе вживили в мозг электроды и научили нажимать на
педальку? Электрический импульс раздражал центр наслаждения: крыса не ела, не
пила - так и сдохла. И если литература будет только подставлять читателю
педальку удовольствия - мы тоже вымрем. Нужны такие книги, в том числе в жанре
фантастики, после которых у человека что-то меняется в душе. А их-то практически
нет.
    - Вы считаете, что ситуация необратима?
    - Это сложный вопрос. Вспоминается анекдот о пессимисте и оптимисте.
Пессимист говорит: "Все, хуже уже не будет". Оптимист радостно: "Будет, будет!"
Вот я и есть такой оптимист. Поскольку в последние годы я снова влез в газетное
дело, то есть в политику, я вижу, что хуже - будет. Именно в плане духовном, где
общество потеряло всякие ориентиры. Церковь вытащить нас из этого провала не
может. Потому что было воспитано уже несколько поколений воинствующих атеистов,
и в лоно церковной духовности сегодня возвращаются единицы. А все эти
торжественные молебны с участием первых лиц государства - фарс, игра на публику.
Дело не в том, что кому-то сейчас выгодно уничтожить российский менталитет. Дело
в том, что к власти пришли люди, озабоченные не духовным потенциалом общества, а
только собственной кормушкой. Даже пожертвование на храмы делается для
зарабатывания политического капитала, а политический капитал зарабатывается
только для того, чтобы превратить его в капитал материальный. Есть исключения.
Вот, на губернатора Росселя обрушили обвинения в несвоевременности расходов на
реставрацию Верхотурья. Здесь, мне кажется, у Эдуарда Эргартовича была попытка
восстановить духовность. Но он как строитель - строитель и по своей основной
специальности - попытался подойти к проблеме опять-таки путем материальным. Он
подумал, что если отстроить заново духовный центр, то это в дальнейшем поможет
людям очистить души. Но мало построить храм - надо еще наполнить его верой. А
это могут не те, кто у нас сейчас наверху и в окружении верхов. Это могут
интеллектуалы духовного плана, среди которых главное место занимают, как мне
кажется, писатели. Правда и то, что у нас в последнее время почти не стало
больших писателей, которые могли бы говорить с людьми о духовном. Большинства
уже нет в живых. Те, кто остались - Солженицын, Астафьев, - их голос раздается
еще достаточно громко, но не разносится широко. Средства доставки этого голоса
не работают. Почему, например, на телевидении нет программ, где Астафьев и
Солженицын постоянно выступали бы перед зрителями? Вместо этого нам транслируют
проповеди американских пасторов, адресованные совершенно другому миру, другим
людям, воспитанным не так, как мы. Для российского, русского менталитета, как
это показано у Достоевского, всегда была важна слеза. В Америке важна улыбка,
она там как национальный флаг. Там все направлено на то, чтобы вселить в людей
уверенность в себе, в том, что они самые лучшие, все смогут, всех победят. В
России издревле воспитывалось сопереживание, жалость, сочувствие. Тот же
Солженицын, несмотря на всю жесткость письма, - не обличитель. У нас очень много
обличителей развелось с начала перестройки. Это плохо. Безжалостным становится
общество...
    - Но все-таки есть и какое-то поступательное движение? Ведь многие участники
Ваших семинаров выросли, стали известными писателями?
    - Мои семинаристы пошли разными путями. Назову фамилию Александра Больных.
Он был первым старостой первого литературного семинара "Аэлиты". Втянулся в
литературу с помощью Крапивина и от него заразился "детской" темой, отстаиванием
прав ребенка. Но писать эту тему стал не в крапивинском стиле, а в стиле
фэнтези. В последние два года Александр Больных не написал ничего из своей
прозы. Он, чтобы зарабатывать, содержать семью, делает сейчас коммерческие
переводы книг по военной истории. Но своих коммерческих книг не пишет. Пример
противоположный: Александр Бушков. Он тоже вышел из фэндома, из наших семинаров.
В первой его книге, которую он мне подарил с авторской надписью, есть
замечательные вещи. Но Бушков ударился в коммерцию, ему сделали "промоушен",
объявили его писателем номер один... Что из этого вышло - видно невооруженным
глазом. А есть пример "посерединке": Сергей Лукьяненко. Он, как и многие другие,
держится в таком промежуточном слое: пишет вещи сюжетные, динамичные,
развлекательные, но в то же время там есть над чем подумать. Это сегодня - удел
большинства.
    - Какое направление в современной фантастике вам кажется новым и
перспективным?
    - Новое направление - так называемая "альтернативная история". Это
повествование, моделирующее исторические события не так, как они уже произошли.
Известен рассказ Кира Булычева, где нет никакой Отечественной войны, Сталин и
Молотов перехватывают друг у друга журнал со свежими стихами Пастернака... Мне
кажется, это скорее литературные упражнения, мало что прибавляющие уму читателя.
Более перспективной мне кажется не такая уж новая антиутопия. В этом направлении
работают Столяров, Рыбаков, Щепетнев, Громов. Литература предупреждений как раз
может заниматься социальным моделированием в нестабильном обществе. У нее
большая задача: сочувствуя людям, предостерегать их от последствий сегодняшней
реальности. Не случайно питерская школа фантастов-антиутопистов выдвигается
сейчас на ведущее место и дает писательские имена первой величины.
    - Насколько мне известно, вы имеете отношение к такой "фантастической"
сфере, как космонавтика.
    - Да, я, наверное, единственный человек в Екатеринбурге, имеющий
удостоверение Федерации космонавтики СССР: вроде как гражданство несуществующего
государства. Федерация была создана после первых полетов и стала подобием
закрытого элитарного клуба. Она объединяла не столько космонавтов - их тогда
были единицы, - сколько "закрытых" людей, причастных к космонавтике. Ядро
составили работники космодрома Байконур, персонал Звездного городка. Сперва ядро
было военное. Потом Федерацию стали использовать для пропаганды достижений
космонавтики и в связи с этим начали приглашать в нее журналистов. Это было не
так, что ты написал заявление, приложил работы, и тебя приняли. Меня позвали
туда, прочитав мои материалы в газете "На смену!" и в "Уральском следопыте".
Потом я часто бывал в Звездном городке. Я знаком со многими космонавтами,
записывал их рассказы о таких вещах, которые нигде не публиковались...
    - Поделитесь чем-нибудь с читателями нашей газеты.
    - Для читателей "Книжного клуба" я разоблачу одну "утку" и сообщу одну
правду. Долго ходили легенды, что до Гагарина люди летали в космос и гибли. На
самом деле было вот что. Когда до Гагарина отрабатывались запуски
кораблей-спутников серии "Восток" (его "Восток-1 в действительности был пятым),
то для отработки связи из космоса передавались магнитофонные записи
человеческого голоса. Ну, чтобы настроить приемные аппараты, убедиться, не будет
ли больших искажений. Американские службы эти "переговоры" ловили. Отсюда пошла
легенда. А вот малоизвестный факт, который я проверял лично. Когда Алексей
Архипович Леонов в первый раз выходил в открытый космос, было опасение, что он
там погибнет или сойдет с ума. Тогда оставшемуся в корабле Павлу Ивановичу
Беляеву было бы невозможно втащить его обратно. Hа этот случай у Павла Ивановича
имелась секретная инструкция: застрелить Леонова из табельного пистолета.
Действительно, у космонавтов есть оружие, в скафандре имеется для него
специальный карман. И в какой-то момент ситуация была "на грани". Скафандр еще
не был хорошо отработан для выходов в открытый космос, а еще хуже был мягкий
раздвигающийся шлюз. Все это промерзло, встало коробом, и Леонов в этом шлюзе
застрял. Со шлюзом садиться было нельзя: он бы сгорел в атмосфере. Словом, еще
немного... Но когда я задал Леонову прямой вопрос, он не подтвердил и не
опроверг. Сказал только: "Паша никогда бы этого не сделал". Отсюда вывод:
инструкция была.
    - И последний вопрос: что Вы почувствовали год назад, когда Вам вручали приз
имени Бугрова?
    - Я почувствовал, будто Виталий Иванович пожал мне руку и сказал: "Спасибо".

    Интервью взяла Ольга Славникова
    Фото В.Коблова

                C уважением, Yuri

... Пикник в муравейнике
 Msg  : 773 из 1458                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 10 Июн 00 01:31
 To   : All
 Subj : История Фэндома: А. Чертков "Есть фантастика, девушка?" (1987)
    Чертков А. "Есть фантастика, девушка?": Размышления у книжного прилавка

    (Крымский комсомолец.- 1987.- 15 авг.- С. 8.).

    Не знаю, кому как, а лично мне вопроса, вынесенного в заголовок статьи, ни в
одном книжном магазине еще слышать не доводилось. Не означает ли это, что у
читателей фантастика спросом не пользуется, что никто ее не читает и не любит?
Вопрос риторический.
    Зато у каждого поклонника этого вида литературы есть другие, уже конкретные
вопросы - например, что, как и почему издается сейчас в этой области? А также,
что и как надо издавать в дальнейшем, чтобы вопрос в заголовке из разряда самой
безудержной фантастики перешел в разряд бытовой, самой обыденной прозы? Что ж,
попробуем разобраться.

    Как издается НФ литература сейчас? Да, вроде, нельзя сказать, что она не
издается вовсе - худо-бедно от тридцати до полусотни наименований книг в год.
Вот только тиражи! В лучшем случае 100 тысяч экземпляров, что на многомиллионную
армию читателей, скажем прямо, не густо. Не это ли привело к той парадоксальной
ситуации, когда любая НФ книга, если судить только по спросу на нее,
представляется неискушенному взгляду настоящим шедевром. Обычно популярность
книги зависит от имени автора, от того, как она написана, но на фантастику
подобное правило как бы и не распространяется.
    Мы вполне логично приходим к вопросу: что же издается сейчас, удовлетворяют
ли издаваемые НФ книги запросам читателей если не количеством, то хотя бы
качеством? Увы, и здесь ответ будет самый безрадостный.
    Начнем с того, что около половины всех выпускаемых за год книг -
переиздания: А. Беляев, Ж. Верн, Г. Уэллс, К. Чапек, А. Толстой... Конечно, надо
воспитывать читателя на выдержавшей испытание временем классике НФ, но как же
быть с современными писателями? К тому же фантастика в лучших своих образцах
литература социально активная, и вопрос актуальности для нее не на последнем
месте, особенно в наше время.
    Не предполагает ли столь суровый отбор то, что в печать проходят только
самые оригинальные, самые проблемные рукописи - лучшие из лучших? Если бы! Какую
книжку ни раскроешь, везде отважные, но безликие космонавты высаживаются на
очередную планету, желая оставить след на ее "пыльных тропинках", везде
седовласые профессора и академики желают осчастливить человечество своим новым
эпохальным открытием и везде одинаково отвратительны? агенты империализма
стремятся академикам в этом помешать. Откровенные штампы, схематичные герои,
плоские, безжизненные диалоги, явно из пальца .высосанные сюжеты...
    Почему же так происходит?
    Ответ прост: фантастика стала жертвой бюрократии. И на только фантастика..
Десятки инстанций, но цепочке проверяют и исправляют каждую рукопись,
выхолащивают все самое острое, проблемное, живое... Отсутствие какого-либо учета
читательского мнения... Комплиментарная критика... Многолетние очереди на
издание книги... Тиражи, "потолок" которых не удовлетворяет никого, кроме
спекулянтов...
    Мало того, что многие произведения откладывали "на полку" по тем же
соображениям - "идейным", так сказать, - что и многие ныне печатающиеся вещи
вроде "Детей Арбата" А. Рыбакова и "Нового назначения" А. Бека, достаточно
вспомнить судьбу остросоциального романа И. А, Ефремова "Час Быка", некоторых
наиболее острых повестей братьев Стругацких, так еще и сказались те вкусовые
оценки, которые высказывали в отношении НФ некоторые ответственные работники
Госкомиздата. В лучшем случае они считали ее второсортным чтивом для прыщавых
подростков. Отсюда и возникла явно надуманная проблема "кризиса" фантастики в
конце 70-х годов.
    Вот, к слову, один из примеров такого административного вмешательства. В
1983 году издательство "Таврия" выпустило сборник "Фантавры", составленный из
рассказов молодых .крымских фантастов. И что же? Вскоре после этого Госкомиздат
Украины выдал инструкцию, в которой строго-настрого воспретил издательству
выпускать фантастические книги. Мол, вполне хватит и того, что их выпускают
издательства в Киеве. (Как будто там свои фантасты в очереди не стоят!). А когда
один из крымчан обратился с письмом по этому поводу в "Литературную газету",
известный украинский писатель. В. Яворивский (к фантастике, кстати, никакого
отношения не имеющий) отметил благодушно на ее страницах (было это в 1984 году),
что и без фантастики есть, мол, о чем писать - о рабочих, колхозниках, героях
труда. Логика ответа, простите, в духе поговорки "В огороде бузина, а в Киеве -
дядька". Но, так или иначе, фантастам в издательство "Таврия" с тех пор путь
заказан.
    Пора бы уже перестать относиться к фантастике как к литературе второго
сорта, снять те искусственные ограничения, которые до сих пор тормозят ее
развитие.
    Конечно, многое предстоит сделать для того, чтобы, прийдя в магазин и
спросив: "Есть фантастика, девушка?", получить в ответ не полный тяжелого
недоумения взгляд, а приветливую улыбку: "Разумеется! Пожалуйста, выбирайте".
Но, право, игра стоит свеч.

    А. ЧЕРТКОВ.

                C уважением, Yuri

... Гремля из кремля
 Msg  : 774 из 1458                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 10 Июн 00 01:31
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Литобъединение "Фантавры" (1987)
    Ягупова С. Кто они, фантавры?

    (Крымский комсомолец.- 1987.- 31 окт.- С. 8.).

    Что за странное племя? Взрослая игра, наподобие игры в индейцев? И почему их
"аж десяток" на полсотни литстудийцев? (То, что молодые поэты ходят табунами,
никого не волнует, а между тем, поэзия - "высшая форма высокоорганизованной
речи"). Да есть ли они вообще, эти фантавры? Может, сгинули, исчезли с лица
крымской земли, после всех катаклизмов, которые пережила фантастика?

    ХОЧУ обрадовать любителей жанра: фантавры выжили, уцелели, но теперь
перекочевали В секцию фантастики при Крымской писательской организации. Почему
ушли из литстудии? Во-первых, выросли из ее коротких штанишек, а во-вторых,
считают, что сегодняшняя литстудия морально устарела. Заниматься в ней - значит,
в какой-то мере напрасно дразнить быка в самом себе.
    Суть дела вот в чем. Семь лет литстудия работает с наиболее перспективной
творческой молодежью из городских и районных литобъединений. Студийцев
устраивают в гостиницу, оплачивают им командировочные. Перед ними выступают
передовики производства, преподаватели университета, гости из столиц: известные
писатели, ученые. Время от времени наезжают редактора центральных издательств,
подбадривают, сулят... Вдохновитель и опекун студийцев, поэт Александр Ткаченко
делает все возможное и невозможное, чтобы дать им не только своего рода
литературный факультатив, но и при случае помочь где-нибудь опубликоваться. Вот
именно - "при случае" и "где-нибудь". То есть, по сути студийцы поставлены в
положение актеров без сцены, музыкантов без слушателей. Даже наиболее
талантливым приходится выстаивать в многолетней издательской очереди, и нужно не
только набраться терпения, но и не погасить творческий пламень, и нравственно
сохранить себя, не озлобиться на писателей-профессионалов, для которых все-таки
чуть больше зеленых огней.
    Хочет того литстудия или нет, однако плодит хмурых, непризнанных гениев,
способствует противоестественной конфронтации поколений литераторов. Могут
возразить: а как же сборники молодых, литстраницы в газетах? Отвечу: все это не
что иное, как дежурные, показушные газетные страницы или сборники успевших
состариться студийцев. Нужны подвижные, небольшими тиражами издания, выходящие
быстро, в срок. Скажем, студийный ежегодник или ежемесячное литературное
приложение к "Крымскому комсомольцу".
    Однако, если поэты и прозаики могут постоять, пусть в длинной, но все-таки
очереди областного издательства, то фантавры сегодня лишены и этого, ибо
"Таврия" пока не в силах переступить госкомиздатовскую инструкцию о
централизации выпуска фантастики в Киеве. Между тем, областные издательства
"Каменяр" и "Промiнь" сумели отбросить бюрократическую бумажку четырехлетней
свежести.
    В секции при Союзе писателей будет заниматься в основное прежний состав
фантавров - то есть вчерашние литстудийцы, прошедшие испытание на любовь к
фантастике через остракизм некоторых учреждений и отдельных лиц, не понимающих,
что этот жанр именно "вездесущ" и наиболее эффективен как средство
идеологического воспитания молодежи.
    Так кто же они, фантаары? Инженер и врач, журналист я офицер, физик и
преподаватель... Словом, молодые (еще!) люди, которые после напряженного
трудового дня садятся за стол и пишут (вовсе не анонимки!). Сложной магией слова
они пробуют познать себя, людей, мир, в котором живут. Почти все фантавры -
активные участники общественной жизни области: выступают в газетах с очерками,
статьями, рецензиями, на творческих вечерах, встречаются с молодежью Крыма.
Некоторым фантаврам повезло: с трудом (но все же!) опубликовали они рассказы в
центральных журналах и сборниках. В этом году журнал "Наука и религия" (начиная
с   7) печатает остропроблематичную повесть Юрия Иваниченко "Выборные"
(реалистическую, но с фантастическими эпизодами). А в издательстве "Таврия"
готовится его вторая книга, к сожалению, не фантастическая. Но фантастику Юрий
не оставляет: в его домашнем портфеле много повестей и рассказов в этом жанре.
    В следующем году в "Таврии" дебютирует книгой (тоже, увы, не фантастической)
Даниил Клугер. Его историческая трилогия "Жесткое солнце" однако понравится и
любителям фантастики - так ярко написана она. Даниил - автор интересного цикла
космических пародий, некоторые из них опубликованы в журнале "Вокруг света".
    Вот уже более года страницы областной газеты "Крымская правда" украшают
боевые, блестящие корреспонденции Натальи Астаховой. У Наташи два стола:
журналистский и писательский. Оба не конфликтуют, но и не уступают друг другу.
Рассказы Астаховой можно прочесть в журнале "Советская литература", выходящем на
многих европейских языках. Реалистическая фантастика молодой фантаврки обещает
развиться в нечто оригинальное, самобытное, если... Если под ногами ее будет
меньше камней преткновения. Хотя мудрецы и философы поют хвалу препятствиям...
    В богатейшую историю древнего Крыма влюблен врач "скорой помощи" (он же -
заочник ВГИКа) Олег Азарьев, а мы ждем от него сногсшибательных сюжетов. Между
прочим, еще задолго до перестройки Олег написал острый рассказ о бюрократизме -
"Канцелярия".
    Лаконичны и интеллектуально отточены сатирико-юмористические рассказы
преподавателя университета Александра Зарубина.
    Не изменяют традиционной НФ керчанин Владимир Лось и алуштинец Сергей
Могилевцев. Даровитый фантаст Александр Дуреев уже давно подготовил солидную
рукопись. Предсказание на ходу: возможно, ее издателем станет "Молодь". Кстати,
это издательство нынче успешно конкурирует с московскими. Фантасти-ка "Молодi" и
в самом деле молода, свежа и прекрасно оформлена. Свидетельство тому - недавний
кассетный сборник, куда вошел цикл рассказов талантливой фантаврки Людмилы
Козинец. "Молодь" и по той причине симпатична нам, что собирается издать сборник
"Фантавры-2", который, надеемся, станет не менее популярны.м, чем предыдущий.
    Пусть кто-то еще, не дает фантастике развернуть крылья, фантавры все равно
продолжают несуетливо работать. А на досуге мечтают о книгах в родном
издательстве и дальше, о публикациях в центральных журналах и сборниках, о
собственном альманахе. Что ж, на то они и фантавры...

    Светлана ЯГУПОВА,
    член Крымской организации Союза писателей УССР.

                C уважением, Yuri

... Фантастика - это хорошо
 Msg  : 775 из 1458                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 10 Июн 00 01:31
 To   : All
 Subj : История Фэндома: "Еврокон-88"
    Якубовский М. Особые Контакты - 13

    (За советскую науку (Ростов-на-Дону.- Универ. им. М.А. Суслова).- 1988.- 26
сент.- (  29 (1539)).- С. 4.).

    Седьмого июля в Будапеште состоялся первый выход представителей советских
клубов любителей фантастики (КЛФ) на европейский простор.
    Несчастливое число тринадцать - именно в тринадцатый раз собирается
Европейский конгресс любителей фантастики (ЕВРОКОН) - обернулось удачей для
наших КЛФ. И вот наши. наконец, приехали! На Евроконе нас двое из Советского
Союза - Борис Завгородний (Волгоград) и я.
    Открывая конгресс, президент Венгерского общества любителей. фантастики
доктор Шандор Хорват особо подчеркивает присутствие советской делегации. Да, не
балуем мы европейские конгрессы, не приучили пока относиться без учтивого
изумления к нашему присутствию.
    В залах Будапештского конгресс-центра идут оживленная демонстрация, обмен и
торговля книгами, плакатами, комиксами, журналами. На прилавках - венгерские
"Робур" и "Галактика", польская "Фантастика", первый номер болгарского журнала
"Фантастика. Эвристика. Прогностика". Мы гордо раздаем буклеты "Уральского
следопыта", особенно упираем на рассказы о премии "Аэлита", на вопрос же - когда
и будет ли у нас хоть один журнал фантастики? - молчим достойно и со значением.
    Опять же фэнзины - клубные издания - у них-то, конечно... Зависть, впрочем,
- чувство мелкое и недостойное настоящего энтузиаста. Hесмотря на полное
отсутствие информации, что у нас делается в смысле любви к фантастике, нам
удалось удивить международных коллег: на сообщение о трудностях единственного в
мире музея фантастики в Швейцарии мы выступили с поправкой: у швейцарского музея
есть уральский брат в Свердловске, и у него тоже полно трудностей.
    Программа конгресса обширна - выступления писателей, доклады об истории
фантастики и проблемах ее перевода, о движении КЛФ и его проблемах... Наша
основная цель - контакты. Особые и всякие вообще: в следующем году Еврокон-14
созывается в Сан-Марино. В 1990-м - Всемирная встреча в Голландии!(Нас
пригласили). Сфотографировались с писателем Джоном Браннером, почетным гостем
конгресса. Издательство "Мир" готовит к выходу его книгу. Встречались с Эрихам
фон Деникеном - он, несмотря на ушаты холодной воды со стороны ученых-скептиков,
упорствует в доказательствах палеоконтактов (помните фильм "Воспоминания о
будущем"?).
    Каждая из представленных стран получает приз. Наградили и советского,
писателя Владимира Михайлова - за отличную редакторскую работу и постоянную
рубрику фантастики в журнале "Даугава". Союз писателей Латвии, правда. уже
вернул журнал к первоначальному усредненному виду, но резонанс все еще имеет
место.
    Художника из Болгарии С. Лефтерова награждают за иллюстрации и картины в
жанре фантастики; в Чехословакию отправится приз для О. Неффа, автора книги по
истории фантастики "Все иначе". К. Штейнмюллер (ГДР) и его соавтор и жена Анжела
получают премию за роман "Пуластер".
    Представители КЛФ стран социализма постановили учредить организацию
Соцконов. Единодушно решили провести первый конгресс КЛФ - СОЦКОН - в Советском
Союзе. Надеюсь, нам удалось скрыть некоторую оторопь, да чего там - полное
смятение от открывшегося перед нами оперативного простора! Это ведь - хлопотать
о разрешении, месте проведения, размещении участников, финансировании.
    Обязанности координатора информации по СССР временно - до решения ВС КЛФ -
достались мне. Плюс все упомянутые проблемы. Жду помощи заинтересованных
организаций, коллективов и отдельных лиц. Жду сообщений.

    ВАШ
    М. ЯКУБОВСКИЙ,
    зам. председателя ВС КЛФ, председатель клуба "Притяжение".
    Наш адрес: 344011, г. Ростов-на Дону. ул. Лермонтовская, д. 71, ОМК "Досуг".
'КЛФ "Притяжение".

    На фото:
    Приз лучшим писателям, художникам-фантастам, популяризаторам научной
фантастики, учрежденный организаторами венгерского конгресса - снимок вверху
слева;
    писатели-фантасты Хуго Прейер (ВНР) и почетный гость Еврокона-13 Джон
Браннер (Великобритания) - снимок внизу слева;
    на гостеприимных улицах Будапешта - в такие солнечные июльские дни проходил
Еврокон-13;
    этот смелый астронавт верхом на куске голландского сыра - эмблема Всемирного
конгресса любителей научной фантастики, который будет проходить в Голландии в
1990 году.

    Фото автора.

                C уважением, Yuri

... Добродушащее привидение
 Msg  : 776 из 1458                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 10 Июн 00 01:31
 To   : All
 Subj : История Фэндома: "Аэлита-89"
    Иванов Р. Как всегда, в Свердловске

    (Заря молодежи (Саратов).- 1989.- 29 июля.- С. 8.).

    В повести братьев Стругацких "За миллиард лет до конца света" ее героям,
ученым, никак не дает работать неведомая сила, которая подстраивает им каверзы.
Читатели повести помнят и разгадку: "тормозит" открытия ученых сама
матушка-природа, чьи неразумные инстинкты эти будущие открытия очень тревожат...
Я вспомнил повесть Стругацких не случайно: судя по тому, сколько препятствий
оказалось на пути "Аэлиты-89", можно было представить, как недовольно было ее
проведением Гомеастатическое Мироздание (если принять терминологию из
"Миллиарда..."). И время ее неожиданно переносилось, и оказалось вдруг
невозможным обеспечить гостиницу для приезжих, и "наплыв" в этом году был очень
велик (отсюда - очереди, очереди...), и нашествие доморощенных "коммерсантов",
взимавших не всегда символическую плату за все - от значков до страниц
фантастики в газетах (сколько себя помню, уж с газетами-то на "Аэлите" никогда
не мелочились - раздавали бесплатно), не очень радовало... И некоторая
несогласованность в расписании мероприятий. И разбросанность приехавших по всему
городу. И невозможность появления на празднике главного лица - самого лауреата
"Аэлиты" (он внезапно заболел). И...
    И все-таки "Аудита" состоялась, и было на ней все, что могло устроить как
начинающего любителя фантастики, так и тертого знатока - "фэна". Были встречи с
писателями и издателями, была премьера НФ фильма, была продажа книг Кира
Булычева и братьев Стругацких по кооперативным, но отнюдь не граби-ельским
ценам, было представление свежего номера журнала "Советская библиография". И,
конечно, было общение любителей фантастики - общение, ради которого, собственно,
и состоялось это мероприятие.
    Не вышло разочарования и традиционное награждение - приз "Аэлита" за лучшее
НФ произведение года получал Север Гансовский (за книгу "Инстинкт?"), премию
имени И. Ефремова "За вклад в фантастику" - Георгий Гречко, славный не только
своими подвигами в космосе, но и телепередачей "Этот фантастический мир". Был
учрежден и еще один приз- "Старт" за самый удачный дебют в фантастике, его
получи" киевлянин Борис Штерн (его книга "Чья планета?", судя по опросам
читателей НФ литературы, признана едва ли не самой лучшей фантастической книгой
1987 года).
    Короче говоря, если даже всяческие силы пытались помешать нашей "Аэлите",
то, в конце концов, они должны были признать свое поражение: праздник получился,
А каким он будет в следующем году, и удастся ли избежать всех имевших место
накладок - об этом предстоит подумать не только организаторам, но и всем
участникам "Аэлиты".

    Р. ИВАHОВ.

                C уважением, Yuri

... Громозексуализм
 Msg  : 777 из 1458                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 10 Июн 00 01:36
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Встречи на "Аэлите" (1989)
    Встречи на "Аэлите" / Записал А. Данилов

    (Заря молодежи (Саратов).- 1989.- 29 июля.- С. 8.).

    Владимир МИХАЙЛОВ, писатель, председатель Московского клуба любителей
фантастики. Одновременно с "Аэлитой" в Свердловске прошла учредительная
конференция Всесоюзного объединения КЛФ (ВО КЛФ), председателем ВО избран В.
МИХАЙЛОВ.
    - Что из себя будет представлять вновь созданное объединение?
    - Это хозрасчетное объединение с текущим счетом в банке, с правом
хозяйственной -деятельности, которая будет регламентироваться одним: продукция,
которую мы будем производить, должна иметь отношение к фантастике. Объединение
может и должно способствовать укреплению КЛФ не только методически, но и
материально, способствовать выходу КЛФ на самоокупаемость (здесь имеются в виду
и библиотеки, и видеотеки). ВО предусматривает создание своих бюллетеня и
газеты. Причем, наше объединение не имеет права создавать аппарат, все отношения
будут строиться на договорной основе.
    Борис ШТЕРН, писатель, лауреат премии "СТАРТ".
    - Борис, пять лет назад в одной из статей с характерным названием "По
обочине" строго внушалось, что нельзя-де даже сопоставлять рассказы какого-то
неизвестного киевлянина (имелся в виду как раз ты, хотя твою фамилию между делом
переврали) с творчеством некого признанного в те еще годы московского
фантаста... Что изменилось за прошедшие 5 лет?
    - У меня вышла книжка, по этой  книжке меня приняли в Союз писателей.
    - Легче ли стало тебе печататься?
    - В принципе, легче, но не из-за того, что уже издал книгу и стал членом СП,
а потому что времена изменились. Перестройку почувствовал на себе: когда в
1986-м году я у нас а Киеве увидели, что перестройка-таки началась, то мою книгу
выпустили в следующем же году.
    - Что, теперь издательство материально заинтересовано в выпуске той же
фантастики?
    - Пока, боюсь, что, нет. Пока наши издательства на таком липовом хозрасчете,
что еще до выхода некоторых книг (их довольно много), планируют убыток, который
они принесут. А потом этот убыток окупает, скажем, трехсоттысячный тираж
Булгакова... Это ведь тоже не дело.
    Виталий БАБЕНКО, директор кооператива "ТЕКСТ". Продукцию этого кооператива -
изданную "Юридической литературой" книгу Кира Булычева "Глубокоуважаемый микроб"
- смогли в должной мере оценить все приехавшие на "Аэлиту".
    - Чем занимается ваш кооператив!
    - Кооператив "Текст" образован в августе прошлого года и, по-моему, первый
кооператив такого рода, который взял на себя оказание редакционно-издательских
услуг издательствам - тем, кто занимается выпуском в свет книг фантастики и
приключений массовыми тиражами. Наша серия, которая называется "Волшебный
фонарь", рассчитана на большой срок. Первая книга, как видите, уже вышла.
Следующая - Стругацкие, потом "Хулио Хуренито" Ильи Эренбурга.
    Что касается фантастики молодого поколения, то у нас запланированы серии в
других издательствах.
    Геннадий КУЗЬМИНОВ, член редколлегии еженедельника "КНИЖНОЕ ОБОЗ-РЕHИЕ".
    - Вам не кажется, что пока у наших издателей фантастика не занимает должного
места?
    - Фантастика - вид литературы, которую (наряду с детективом) принято считать
одной из самых читаемых, - действительно не занимает пока в общем объеме
издательской продукции того места, которое заслуживает. Здесь сказывается
общеизвестное отношение как издателей, так и администраторов от идеологии к
этому виду литературы: фантастика ведь предполагает прежде всего поиск
альтернативы как в философском плане, так и в социальном. Это не всегда
нравилось тем, кто определял единомыслие в идеологической области. Сейчас
положение меняется к лучшему...
    - Ваши впечатления об "Аэлите"!
    - Этот форум несет огромный как эмоциональный, так и информационный заряд"
Сеть два мнения, в каком направлении ей следует развиваться - в сторону чистого
праздника или делового мероприятия. Мне кажется, истина посередине.

    Записал А. ДАHИЛОВ.

                C уважением, Yuri

... Добры молодцы и злобны монстрицы
 From : Nick Kolyadko                       2:5020/194.94   Птн 09 Июн 00 19:48
 To   : Sergey Lukianenko                                   Суб 10 Июн 00 01:41
 Subj : Новые идеи в SF&F

 Once upon a time Sergey Lukianenko wrote:

 SL>    Не уверен. В споре традиций и необходимости всегда побеждает
 SL> необходимость. Возьми как пример Японию.

Да и Европу тоже. Где появление более эффективного оружия точно так же
перечеркнуло все традиции. Так что повторюсь - использование холодного
(условно-холодного :) ) оружия в Лорде гораздо более мотивировано, чем те же
мечи джедаев, использование которых мотивируется исключительно понтами этих
джедаев :).
Помню, когда я первый раз смотрел Star wars - у меня время от времени перед
глазами вставала любимая сцена из Индианы Джонса. Где герой некоторое время
наблюдает за изящными пируэтами нападающего на него мастера клинка, потом
недоумённо пожимает плечами, достаёт револьвер и абсолютно неизящно но
эффективно оного мастера клинка пристреливает. :)

 Nick(Nike)
 nicknike@fnmail.com
 IRC DalNet #russf Zerleg
 http://nikedesign.cjb.net

---
 * Origin: Общение портит характер, особенно, когда его нет (2:5020/194.94)
 From : Andrew Parshin                      2:5055/26.33    Птн 09 Июн 00 01:22
 To   : Vasily Shepetnev                                    Суб 10 Июн 00 01:41
 Subj : Re: Мэри и Перси Шелли, "Паутина"
Приветствую, Vasily!

        Как-то раз, а именно : 05 Июн 00 в 11:11 некие Vasily Shepetnev и Andrew
Parshin вели неспешную беседу. Не вынеся одиночества я решил вмешаться:

 VS>  А почему выбран такой скромный псевдоним?

    Как говорится, а ХЗ... :))

 VS>  Куда как пользительнее было бы "новый роман Станислава Лема и Айзека
 VS> Азимова"

    Вот здесь можно подробнее? Что-то непонятен мне сарказм. Как вообще
псевдоним соотносится с содержанием? Ну и назвался бы автор "Азимовым", что бы
это изменило? Или какие-то копирайты нарушены?
(сварливо в сторону : "помешались, прям, все на копирайтах... :((")

    P.S. На всякий случай уточняю : я к сабжу никаким боком. Прочел,
понравилось, чего всем искренне желаю.

                                              Не забывай меня, Vasily!
---
 * Origin: А знаешь - все еще будет ... (2:5055/26.33)
 From : Boris Tolchinsky                    2:5053/777.6    Птн 09 Июн 00 19:40
 To   : Vladislav Slobodian                                 Суб 10 Июн 00 01:41
 Subj : Геном
\/~\/~\/    Если вы здоровы, Vladislav, то и я здоpов...

09 Jun 00 05:48 (с) Vladislav Slobodian -> All:

 VS> Доходили-доходили! Чингиз-Хан, по-моемy, аж до Адриатического моpя
 VS> дошёл.

Если только переодетым пилигpимом. ;)_

Totus tuus Boris | PaxDei@mail.ru | http://lib.ru/RUFANT/TOLCHINSKIJ/

... Голоса считают, но не взвешивают (Плиний Мл.)
--- Да защитит меня Бог от моих дpyзей, с врагами же я сам справлюсь (Бонапарт)
 * Origin: -=={ БОЖЕСТВЕННЫЙ МИР \/~\/~\/ Su.Ancient.Life }==- (2:5053/777.6)
 From : Ivan Kovalef                        2:5023/19.9     Птн 09 Июн 00 07:11
 To   : Dmitry Akentyev                                     Суб 10 Июн 00 18:21
 Subj : Иные миры
   Greeting, respected Dmitry!

Dmitry Akentyev wrote to Ivan Kovalef.
 DA> (Чyет мое сердце, фокyс - в степенях производных :) Вообщем, если
 DA> состояние человека есть непеpеpывная фyнкция от времени без качественных
 DA> изменений - человек сyществyет.

Травма, повлекшая за собой серьезные изменения в оpганизме...

 DA> А это yже дpyгой вопpос. Совеpшенно. И это не ты. Абсолютно. Это - твоя
 DA> копия.

А теперь в копию пересадим мой разум (интеллект, сознание, психореакции)...

 DA> Тpех...  ЗП ДЗ и... M.Inc

Спасибо, я уже.

 * Origin: Independens Day of Martian Tentacles (FidoNet 2:5023/19.9)
 From : Denis Morosenko                     2:5076/16.8     Птн 09 Июн 00 13:43
 To   : Serg Rygin                                          Суб 10 Июн 00 18:21
 Subj : Новые идеи в SF&F
Здравствуй, Serg.

 08-июн-2000, Serg Rygin   -> Denis Morosenko

 SR> А какой нижний предел объема мозга, необходимый для возникновения
 SR> pазyма?

Это не ко мне, а к биологам. Но чую, что у птичек разума не получится - на мозге
даже извилин нет. У собак тоже не получится (ИМХО) - маловато мозга.

 SR> И почемy обезьяны для полyчения pазyма обязательно должны
 SR> заниматься каннибализмом?

Может и не каннибализмом. Но обезьяны - рулез. Вспомнилась история (рассказывала
преподователь культурологии. когда разбирали основы общества):

Поставили на обезьяннем стаде эксперимент (кто из обезьян наиболее близки
человеку? я забыл. вроде орангутаны). Суть эксперимента такова: обезьян научили
нажимать на педаль. После нажатия из автомата вываливался жетон. С жетоном можно
было пойти к "киоску" (будка, в которой сидел человек) и обменять его на банан.
Результаты эксперимента: стая быстро разделилась на 5 групп:
1. "Рабочие". Честно жмут на педаль и получают жетоны.
2. "Воры".
3. "Грабители".
(отличие вора от грабителя - вор ворует тайно и у всех, а грабитель грабит
открыто и слабых)
4. "Рэкетиры". - группу рэкета возглавил доминантный самец (симптоматично ;) )
5. "Попрошайки" ("нищие").
Группа 1 ("рабочие") разделилась на две части:
1.а. "Трудяги" - самозабвенно жмут на педаль. Что бы с ними не делали другие,
они все равно работают, работают...
1.б. "Временьщики" - работают от случая к случаю. Захотел банан - нажал на
педаль. Не захотел - ну и не надо.

Так что разум у обезьян мы, наверно, проглядели... ;)))

 SR> Есть масса дpyгих способов постyпать вопреки пpиpоде. А то по твоей
 SR> теории полyчается, что самые pазyмные - гомосексyалисты. :)

Нет, не они. :) Гомосексуалист - все равно сексуалист, т. е. поступает не
вопреки природе (у животных тоже гомосексуальные связи случаются). Если уж
следовать моей "теории", то самыми разумными получаются асексуалы. :)

 - До свидания --------------------------------------------------- [нелюдь] -
   http://myxo.boom.ru                                        den-m@mail.ru

... Волкодав никогда не бывал в здешних местах
--- Старый, нищий имханец.
 * Origin: Насос не работает - вандалы оторвали рукоятку (2:5076/16.8)
 From : Denis Morosenko                     2:5076/16.8     Птн 09 Июн 00 14:00
 To   : Sergey Lukianenko                                   Суб 10 Июн 00 18:21
 Subj : Новые идеи в SF&F
Здравствуй, Sergey.

 08-июн-2000, Sergey Lukianenko   -> Alexander Balabchenkov

 SL>     У меня - нет. И в тексте это говорилось. Взрывчатка не
 SL> детонирует, бензиновые двигатели не работают, револьверы не
 SL> стреляют...

А люди спокойно живут, работают, любят и даже махают мечами. ;) При том, что в
человеке постоянно происходят сложнейшие химические реакции...
:)

 - До свидания --------------------------------------------------- [нелюдь] -
   http://myxo.boom.ru                                        den-m@mail.ru

... Волкодав вкратце поведал
 From : Denis Morosenko                     2:5076/16.8     Птн 09 Июн 00 14:53
 To   : Gregory Shamov                                      Суб 10 Июн 00 18:21
 Subj : Дневной дозор
Здравствуй, Gregory.

 08-июн-2000, Gregory Shamov   -> Denis Morosenko

 GS> Мгм. Ну так и хорошо -- цель достигнута полюбому, что может один
 GS> Кисель без своей организации? И -- не значит ли это что Зеркало может
 GS> уничтожать хомячков с не меньшей эффективностью чем тигров? А
 GS> следовательно, численного преимущества никак не удастся достичь!

ОК. Возвращаемся опять к определению точки равновесия. ;)
Если равновесие в сумраке - то НД и ДД это иллюстрация человеческой глупости в
образе Светлых.
Если равновесие в людях - то НД и ДД это иллюстрация трагической, безнадежной и
героической борьбы Светлых за построение идеального общества.
;)

 GS> Неудачный пример :-). Толстой был развратником

И графоманом, господа, и графоманом! :)

 GS> -- и очень от этого страдал, по его принципам это было нехорошо.

Если страдал - то зафиксирован. А вот если бы он не страдал - то был бы
хаотиком. А так - минимум нейтрал (по алигменту, не по поступкам).

 GS> А противоположных примеров можно привести кучу. Ленин на ёлке в
 GS> Сокольниках.

Что же он на той елке вытворял такого? Просвети... А то на ум всякие
анекдоты-страшилки лезут. :)))

 GS> Гитлер-вегетарианец и любил Еву Браун. Вывод -- все люди
 GS> хаотические, никто не может считаться на 100% светлым или тёмным, и в
 GS> каком состоянии кто зайдёт в Сумрак -- дело случая!

Но корректировке поддается. У Стругацких в мире полдня (идеал Светлых) ивилов
мало (или совсем нет?)

 GS> Вот это принципиальный вопрос! Имеют ли значения в мире Дозоров
 GS> _побуждения_ или же _поступки_?

Если с хорошими побуждениями творить плохие поступки, то они как бы уже и не
такие плохие. Иначе как бы Гессер и Ольга пережили бы революцию и 2-ю мировую?
Ольга же вообще Гитлера от проклятий защищала. Поступки - плохие, а намерения -
хорошие.

 GS> Я думаю что скорее поступки -- можно вызвать смерч чёрный проклятием,
 GS> не осознавая что делаешь. Можно взять грех на душу изведя плод не
 GS> представляя что ты делаешь этим -- сл-но, по делам, по плодам судят в
 GS> ДД и НД, а не по помыслам.

Это другие судят. Чтобы Светлый себя осудил, надо ему ситуацию "на пальцах
растереть". Тогда он сгинет в Сумрак. А так - будет ходить гоголем. Как
Городецкий - потратил силы на реморализацию вместо того, чтобы остановить
ураган. При этом попался на уловку Гессера. Т. е. не помог никому, а погубил
многих.

 GS> И, судя по НД -- при инициации значение имеют не _убеждения_ а
 GS> _настроение_ в данный конкретный момент вступления в Сумрак :-))) !

Поэтому перед инициацией Иной попадал в ласковые руки соответствующего Дозора,
где ему это настроение и создавали по полной программе. Помнишь, как Антон
переживал, что Егор вошел в сумрак самостоятельно, без четкого руководства
психолога? :)

 GS> Пример не годится.

Почему? Бомбит - убивает людей. Но при этом не считает, что делает зло.
Убеждения в своей правоте тверды, а действия прямо противоположны.

 ----------------------------- [ снижаем траффик ] ---------------------------
 GS> Американский глава дозора в это-же время может вполне вести у себя на
 GS> родине аналогичную политинформацию об особой роли и ответственности
 GS> "собств. страны Бога" :-))))

А почему там эксперименты не проводят? Довольны, видимо. А как представить -
Светлые в конце 40-х (в разгар "охоты на ведьм") пытаются построить в Америке
коммунизьм. ;)) Чтобы все были счастливы. А американские фермеры достают из
шкафов ружья и крепко сжимая их натруженными мозолистыми руками идут брать
Вашингтон. Или Чигаго (где там самый главный американский Дозор?) :) Так что
операция Гессера по выведению мессии очень даже осмыслена - американцы
религиозны (недавно опять Дарвина в школах запрещали). Так что это, наверно,
специально по заказу американского Дозора - американцев в коммунизьм (или куда
там) может повести только мессия.
;)

 GS> А что -- и такой был? Вот тут процитируй плз - я не помню этого!

 --------------------------- [ открываем цитатник ] --------------------------

   Помнишь дело целителя-маньяка? Двенадцать лет назад, кажется...
   Антон помнил. Он тогда еще не был инициирован, но этот неслыханный случай
разбирали с каждым сотрудником Дозоров, с каждым Светлым.
   Рядовой Светлый целитель, с сильными способностями к предвидению. Жил в
Подмосковье, в Ночном Дозоре активно не работал, но числился в активном резерве.
Работал врачом, прибегая в своей практике к светлой магии. Пациенты его обожали
- он ведь буквально творил чудеса...
   А также убивал своих пациенток, молодых девушек. Не каким-нибудь магическим
образом, а просто травил. Иногда убивал акупунктурой - все энергетические точки
человеческого тела он знал в совершенстве...
   Ночной Дозор вышел на него почти случайно. Кто-то из аналитиков
заинтересовался резким подъемом смертности среди молодых женщин в небольшом
подмосковном городке. Особенно насторожило то, что большинство жертв были
беременны. Отметили и чудовищное количество выкидышей, абортов, младенцев,
родившихся мертвыми. Заподозрили Темных, заподозрили вампиров и оборотней,
сатанистов, ведьм... Кого только не проверяли.
   Потом за дело взялся сам Гесер, и убийца был пойман. Светлый маг - убийца...
   Он просто слишком хорошо видел будущее, этот обаятельный, импозантный
целитель. И порой, принимая пациентку, видел будущее ее еще нерожденного ребенка
- который почти наверняка должен был вырасти убийцей, маньяком, преступником.
Иногда видел, что сама пациентка совершит какое-то чудовищное преступление или
же случайно приведет к смерти многих людей. Вот и решил бороться - как мог.
   На суде целитель с жаром объяснял, что светлое магическое воздействие ничего
бы не дало - ведь при этом Темные получат право на ответные действия, и
количество зла в мире не уменьшится. А так он просто "выпалывал сорняки". И от
падения в сумрак его надежно удерживала твердая уверенность, что сумма
принесенного им в мир добра куда больше, чем порожденное им зло.
   Развоплощать его пришлось лично Гесеру.

 --------------------------- [ закрываем цитатник ] --------------------------

ДД, ч. 3, гл. 3
(только посмей сказать, что мой цитатник - маздай! :) прррокляну! ;)) )

Так что дела - делами, а убеждения - убеждениями.

 GS> Неужто Советская Власть кого-то изменила?

Очень много. Из отсталой крестьянской страны (95% - крестьяне) Сов. власть
сделала Россию передовой индустриальной державой (какими методами - не важно).
Сов. влась изменила менталитет общества. Ты знаешь, что в 1-ю мировую солдаты
(набранные из крестьян) дезертировали по такой причине "а че это я буду воевать?
Я живу в своей родной деревеньке, а не в какой-то там Рассее." (такие случаи
были даже во время ВОВ - типа, Гитлер до нашего Мухосранска не доберется,
поэтому зачем проливать кровь за абстрактную Россию?) Т. е. у большинства
населения отсутствовало понятие Родины как страны России. Почитай по этому
поводу рассказ "Гайка" (Чехова вроде?) - про то, как судили мужика за то, что он
отвернул гайку от рельсы. Внимательно прочитай - почувствуй его психологию.
После этого поймешь, что Советская власть сделала великое дело.

 GS> Изменение человеческой природы невозможно --

Возможно. Загляни в ru.antisex ;)

 GS> для этого надо разрушить семью и общество совсем, до основания, и
 GS> воспитывать людей с нуля,

Правильно.

 GS> и то сомнительно что чтото получится.

Должно получиться. Хотя, кто его знает...

 GS> Даже Иные в Дозорах принципиально не отличаются от людей , хвостов у
 GS> них как правильно было сказано, полно!

Я все больше склоняюсь к мысли, что Иные в "Дозорах" нужны только для того,
чтобы показать человеческую глупость и костность. Ведь - Иные, а на самом деле -
те же люди.

 GS> Hуууу!! Договорились незнай до чего! :-))) Робин-светлый?! Грабит и
 GS> убивает невинных людей -- светлый ?

Именно так. Ведь не просто так он их губит, а чтобы раздать денежки нищим.
Типичный Светлый. :)

 GS> Тогда товарищи Коба и Камо --

Камо - это кто?

 GS> тоже Светлые -- не для себя "эксы" делали они в Баку, а на дело
 GS> революции :-)))

Пока делали эксы - были светлыми. А как дорвались до власти - мигом стали
Темными. Ж8=)

 GS> И что это ты зациклился на отморозках? Отличные люди кстати бандиты --
 GS> когда не на работе и не ты являешься их объектом, конечно :-)

С точки зрения моей семьи и меня - они всегда на работе, и мы - их цель :)
Правда, в 5076 их вывели, так что пока нормально.

 GS> Всё для друга отдадут/сделают, имеют поняти о Чести! (Знаешь как они
 GS> о _нас_ говорят? Интересно кстати послушать -- они всех чушпанов
 GS> считают говном, жадными и трусливыми ублюдками. ) :-)))

:) Еще бы не жадничать. Я деньги зарабатываю. Они - отбирают (мало нам
налогов!). Естественно я "по широте души" с бандитом не поделюсь. ;)
Да и ограниченные они какие-то. Чтобы Ницше прочитать, и то голодный
профессор-переводчик нужен. :)

 - До свидания --------------------------------------------------- [нелюдь] -
   http://myxo.boom.ru                                        den-m@mail.ru

... Волкодав отказался наотрез
 From : Denis Morosenko                     2:5076/16.8     Птн 09 Июн 00 15:52
 To   : Gregory Shamov                                      Суб 10 Июн 00 18:21
 Subj : - АнтиДозор - (можно ли убить Сумрак?)
Здравствуй, Gregory.

 09-июн-2000, Gregory Shamov   -> Denis Morosenko

 GS> Hадо-же :-)  Мне это даже и в голову не пришло -- я хотел просто всех
 GS> Иных зачистить и всё :-) в надежде что без подпитки маной и душами
 GS> Сумрак захиреет и умрёт. Ан нет, не выйдет помоему....

А куда их зачищать? В тот же Сумрак. После такой "подпитки" он еще долго не
захиреет. К тому же у людей снова народятся Иные, и пойдет-поедет. Только уже
без Дозоров и Инквизиции. Тут таааакое начнется! Людей вообще начисто вывосут
(энергетически). И опять Сумрак получит подпитку.
Так что засучить рукава и ревоплощать, ревоплощать... Всех, без исключения, и
пусть никто не уйдет обиженный. :)

 GS> А если души ревоплощённые из Сумрака того, совсем дезинтегрировать
 GS> как-нибудь -- это ведь здорово поможет сохранять положительный баланс,
 GS> а?

А можно? Это ведь душа - нематерьяльная субстанция. Вот оболочку (тело) можно
дезинтегрировать - хоть на атомы, хоть на кварки, хоть на фотоны (Е=m*c*c.
Только оччень осторожно! Много фотонов получится. Как бы не ослепнуть).

 GS> А из Светлых набрать типа контрразведки -- чтобы если кто замечен в
 GS> ходках в Сумрак то их тоже, ради мира на земле, того  -- у них же
 GS> ценный опыт ВЧК! :-)

Берем у твоего любимого Г. пушку типа "раздиратель кварков" (из "Бич времен") и
вперед. Такого не один Иной не переживет. Ни телесно, ни душевно. Даже Сумрак
содрогнется. %)))

 - До свидания --------------------------------------------------- [нелюдь] -
   http://myxo.boom.ru                                        den-m@mail.ru

... Волкодав расчесал волосы надвое
 From : Denis Morosenko                     2:5076/16.8     Птн 09 Июн 00 16:37
> [...]

 GS> А..Э... А зачем вести деятельность в Сумраке? Чпок -- контрольный в
 GS> голову, с расстояния 1-2 км -- вот и нету Иного.

Снайперы стреляют не в голову, а в грудь. Так что можно заштопать. Процедура
описана в НД.

 GS> Для особо живучих -- серебрянные пули.

И атомарные мечи. :)

 GS> По ауре определят злодейские намерения, мысли прочитают? Заблокируйся
 GS> мантрой

Подходишь к Иному, бормоча "Дайте, пожалуйста, еще один огурец." Пока он
офигивает, мочишь его. :)

 GS> или рекламной песенкой

"Иногда лучше жевать, чем говорить". Потом мочишь. :))

 GS> А что касается организации и конспирации -- люди эдесь дадут Иным
 GS> фору! Иной, полагающийся на свои чудеса, реже утруждает голову!

ОВЕС читал? Леонид Каганов, "Упражнения для развития мыслей головы". Если нет -
прочти. Так что теперь Иные тоже смогут стать умными. :)

 GS> Без компьютера просчитать ничего не могут , ришелье у них тама да
 GS> мазарини :-))

И еще Нетшкаф в оффисе ДД. Вобще ужасть!

 GS> не то что Штирлитц -- четыре бумажки харями изрисовал и готова
 GS> комбинация ! :-))

Дык. Это Антону и Эдгару программы нужны. Гессер с Завулоном и без компов
обходятся, как я понял.

 GS> Так что -- маги нужны лишь в качестве экспертов по Сумраку, а операции
 GS> могут проводить и люди! Ещчё наша раса не сгинела! :-))

Как же их проводить, если Иной запросто убежит от человека в сумрак? :) Хрен
догонишь.

 GS> Как некромансер у Перумова. Hабирается команда, и, когда в бою один
 GS> из спутников гибнет, от его эмоций подзаряжается Тёмный конкретно :-)

Люди будут рады такому сотрудничеству. Умереть за идею - что может быть круче?
Особенно идейные перед смертью добровольно пойдут на дыбу - чтобы Темные из них
побольше энергии откачали. :)

 GS> Вот поэтому мы, люди, и должны их замочить :-)) ради выживания.

(радостно) Уже мочим! 11 мая круто Иных отпинали. Орел наш дон Путин вельми
решителен. Обещал в сортирах, но мочит и в оффисах. Так что золотой лучик
надежды все-таки пробился сквозь серое небо мутной безнадежности. :)

 GS> А Иные нас мочить не могут -- паразиту смерть хозяина невыгодна :-))!

А они возьмут и прочитают у Лукьяненко не только HД и ДД, но и ЗХИ/ЗТ и займутся
регрессорством. :)

 GS> Так что -- "Будем как Че" !

"Вызывается дух Че Гевары. Вызывается дух Че Гевары." :)

 GS> Вирус проще и глупее человека, но кто из них победит? :-))

Пока побеждает вирус. Хоть гриппа, хоть ВИЧ.

 GS> Ну -- и почему нет? Люди пусть делают организацию, им не привыкать --
 GS> а праведные Иные, отказавшиеся от Сумрака, пусть будут там
 GS> консультантами и идеологами.

Кого в идиологи? Темных, или Светлых? Вопрос весьма принципиальный. :) И про
консультантов тоже подробнее. Темные так проконсультируют! А уж как
проконсультируют Светлые!!! %)

 GS> Цыплёнки тоже хочут жить :-) . Ничем не лучше, как ничем человек не
 GS> лучше тигра. Тайгер, тайгер ин зе вуд, ... итд :-) -- тигр не виноват
 GS> что он тигр, но его надо при встрече убить или быть убитым. Короче --
 GS> сильные мудрые и прекрасные Иные всётаки вредные паразиты и их хорошо
 GS> бы уничтожить :-). И Сумрак тоже, как источник угрозы :-))

Запросто. Создаем тайную организацию из людей. Возглавляют ее Иные (попы). Для
уничтожения Сумрака скупаем весь тираж HД/ДД и сжигаем. :) После чего живем
счастливо. :)))

 GS> Вау! :-)) я так понял что оранус это человек, нанизанный на нитку
 GS> Энкиду , а не чтото типа коварного или нековарного злодея!

Скорее Оранус - это эгрегор потребления.

 - До свидания --------------------------------------------------- [нелюдь] -
   http://myxo.boom.ru                                        den-m@mail.ru

... Волкодав прогнал эту мысль прочь
 From : Denis Morosenko                     2:5076/16.8     Птн 09 Июн 00 16:32
 To   : Alex Mustakis                                       Суб 10 Июн 00 18:21
 Subj : Геном
Здравствуй, Alex.

 09-июн-2000, Alex Mustakis   -> Ivan Kovalef

 AM> Пелевин "Омон Ра"?

Скорее "День бульдозериста" - вобще без мата, но довольно виртуозно.

 - До свидания --------------------------------------------------- [нелюдь] -
   http://myxo.boom.ru                                        den-m@mail.ru

... Волкодав сперва не поверил своим ушам
 From : Nick Kolyadko                       2:5020/194.94   Птн 09 Июн 00 22:10
 To   : Boris Tolchinsky                                    Суб 10 Июн 00 21:28
 Subj : Геном
 Hello Boris!

 Once upon a time Boris Tolchinsky wrote:

 BT> Если только переодетым пилигpимом. ;)_

 Да какая разница - Чингиз, Бату, Субэдэй... Разве упомнишь их всех, узкоглазых.
Мелочи какие.  :)

 Nick(Nike)
 nicknike@fnmail.com
 IRC DalNet #russf Zerleg
 http://nikedesign.cjb.net

---
 * Origin: Общение портит характер, особенно, когда его нет (2:5020/194.94)
 From : Roman E. Carpoff                    2:5020/184      Птн 09 Июн 00 21:40
 To   : Serg Rygin                                          Суб 10 Июн 00 21:28
 Subj : Новые идеи в SF&F

On 08/Jun/00 at 05:56 you wrote:

 a> Веpно. Потомy что вербальный, то бишь словесный, способ мышления
 a> пpинято называть абстpактным. При помощи слов можно описать все что
 a> yгодно - в том числе и абстрактные понятия, и выдyманные пpедметы. У
 a> животных такой возможности нет - они не пользyются словами.
 SR> У некоторых животных доказано наличие языка.
о! не далее, как сегодня наблюдал в магазине "язык свиной" ;->

                                        :-)  Cheers, Lazy Crazy Black Jaguar

 From : Roman E. Carpoff                    2:5020/184      Птн 09 Июн 00 22:42
 To   : Anton Farb                                          Суб 10 Июн 00 21:28
 Subj : Новые идеи в SF&F

On 08/Jun/00 at 23:06 you wrote:

>  a> Hе-ет. Тем самым доказываеть существование и съедобность предмета
>  a> "котлета". И пpедмет этот в силу своей съедобности входит в понятие
>  a> "еда".
> И тем самым доказывается существование еды ;))
 AF> ...как понятия... ;)) (ну зануда я, зануда ;) )
  а уровень абстракции? в зависимости от контекста еда может быть, как
предметом, так и чиста понятием :-)

                                        :-)  Cheers, Lazy Crazy Black Jaguar

 From : Gregory Shamov                      2:5049/102.22   Птн 09 Июн 00 17:30
 To   : Sergey Lukianenko                                   Суб 10 Июн 00 21:28
 Subj : Новые идеи в SF&F
Как поживаете, Sergey ?

 Мои бортовые системы запеленговали, что в Четверг Июнь 08 2000 11:15, Sergey
Lukianenko писал Alexander Balabchenkov:

 SL>     У меня - нет. И в тексте это говорилось. Взрывчатка не детонирует,
 SL> бензиновые двигатели не работают, револьверы не стреляют...

    Это очень хорошее защитное поле -- в нём потому-что _не_идут_ процессы
окисления/восстановления :)-) , раз бензин не горит и порох не взрывается :-))
    Настолько хорошее это поле, что в нём _невозможна_жизнь_ вражеских солдат --
у них, бедных, пищща не горит в организме, обмен веществ полностью
останавливается, мышцы не сокращаются -- короче, хороший такой анабиоз :-)) с
ними случается! Правда, с дружественными солдатами и вообще людьми случится
ровно то-же самое :-)
    Но -- согласно тексту ЛсПЗ, в нём работают электродвигатели :-))
А раз работают электродвигатели, то стрелять в этом поле можно! Железками из
електромагнитного ускорителя, или как там его зовут правильно! Или ещё проще --
из механических устройств типа катапульт или арбалетов, с взводом и перезарядкой
производимыми силой этих самых электромоторов.
    Короче -- по своей _очень-специальности_ защитное поле СЛ сравнимо с
знаменитым вертолётом моего кумира ВВГ :-) . Остаётся пожать плечами и сказать,
аналогичную фразу -- типа "...но ведь это моё поле..." :-))))))))))

    Вот вам и хард-HФ! :-))) Но значит ли это что ЛсПЗ -- говно книжка? HЕТ! А
почему? А потому что там есть сюжет, и сюжет там стоит на причитающемся ему по
праву первом месте! И украшен этот сюжет стилем, моральными проблемами и
литературщиной, и слегка -- политической проповедью, что есть хорошо!  И поэтому
ЛсПЗ можно даже перечитать второй раз (правда, я на себе пробовал!) !

 SL>     А мне кажется, мечи там вполне к месту. :) ИМХО, но тут мое
 SL> мнение всяко решающее. :)

No offense но -- оно _было_ решающее :-) пока книга делалась. А с тех пор как
книжка напечатана -- автор имхо и афаик над ней уже не властен :-)

                C уважением, Gregory Shamov.

 * Origin: На винте хорошо, а в памяти лучше (2:5049/102.22)