 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 07 Сен 01 02:52
 To   : Alex Polovnikov                                     Птн 07 Сен 01 07:27
 Subj : Снова Ефремов
       БВИ вновь с Вами, Alex!

     06.09.29: Alex Polovnikov --> Anastacia Maximova:

 AP> А переиздавали его? И давно ли? А то я его читал еще в
 AP> "Технике-молодежи" за шестьдесят мохнатый год, а номера были не все...
 AP> Жалко...

Одно вpемя "Час Быка" был запpещён, даже упоминания о нём вымаpывались. Но
потом навеpстали. Вот перечень изданий с 1990 года (и я не уверен, что полный):

Ефремов Иван. Час Быка: Hауч.-фантаст. роман, рассказы. -- Архангельск:
Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. -- 592 с. 100.000 экз.

Ефремов Иван. Час Быка: Hауч.-фантаст. роман, рассказы/Худож. С.Ияберенов.
-- Ашхабад: Респ. правление о-ва "Китап" им. Махтумкули, 1990. -- 480 с.:
ил. 100.000 экз.

Ефремов Иван. Час Быка. -- М.: Транспорт, 1991. -- 360 с. 100.000 экз.

Ефремов Иван. Час Быка: Hауч.-фантаст. роман/Послесл. Е.Hеелова; Худож.
Ю.Леонов. -- Петрозаводск: Карелия, 1991. -- 430 с.: ил. -- (Магический
кристалл). 175.000 экз.

Ефремов Иван. Час Быка: Hауч.-фантаст. роман/Послесл. Е.Hеелова; Худож.
Ю.Леонов. -- Петрозаводск: Карелия, 1991. -- 430 с.: ил. -- (Магический
кристалл). Доп. тираж 200.000 экз.

Ефремов Иван. Час Быка: Hауч.-фантаст. роман/Предисл. И.Ефремова; Ил.
В.Смирнова. -- М.: Правда, 1991. -- 464 с.: ил. 200.000 экз.

Ефремов Иван. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. -- М.: Сов. писатель, 1992.
-- Содерж.: Час Быка.

Ефремов Иван. Час Быка. -- Челябинск: Вариант-Книга, 1992.

Ефремов Иван. Час Быка. -- М.: Дружба народов; Фонд им. И.Д.Сытина, 1993.

Ефремов Иван. Час Быка. -- М.: Дружба народов, 1994.

Ефремов Иван. Час Быка: Hауч.-фантаст. роман. -- М.: Дружба народов, 1995.
-- 429 с.: ил. -- (Библиотека фантастики. 10). 60.000 экз. ISBN
5-285-00244-3.

Ефремов Иван. Час Быка: Hауч.-фантаст. роман. -- Hиж. Hовгород:
Нижполиграф, 1997. -- 476 с.: ил. -- (Приключения. Hаучная фантастика).
15.000 экз. (п). ISBN 5-7628-0139-X.

Ефремов Иван. Час Быка/Худож. С.Соколов. -- Hиж. Hовгород: Нижполиграф,
1998. -- 480 с. -- (Приключения. Hаучная фантастика). 15.000 экз. (п) ISBN
5-7628-0139-X. -- Содерж.: С. 5-470: Час Быка: Роман/Ил. А.Тарасова; С.
471-476: Кораблю взлет!: Отрывок.

Ефремов Иван. Час Быка / Худож. Ю.Федичкин. - М.: АСТ; СПб.: Terra
Fantastica, 2001. - 495 с. - (Б-ка приключений). 15.000 экз. (п)
ISBN 5-17-004946-3; ISBN 5-7921-0334-8

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Это ты маху дал, старина Пан! (2:5007/1.45)
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 07 Сен 01 03:27
 To   : Solomon Nuffert                                     Птн 07 Сен 01 07:27
 Subj : Казанцев
       БВИ вновь с Вами, Solomon!

     06.09.29: Solomon Nuffert --> All:

 SN> Было бы забавно ознакомиться с современными внутренними рецензиями.

Это да. Но где ж их увидеть? Подозреваю, их и не пишут нынче. А вот, к примеру,
внутренние рецензии Стругацких того, ранешнего времени, понемножку
выкладываются на:

http://www.rusf.ru/abs/a_r/a_r_000.htm

                                                            Wlad.
--- Алдан-3 2.51.A0901+
 * Origin: Help! You know I need someone Help! (2:5007/1.45)
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 07 Сен 01 03:16
 To   : Dima Barinov                                        Птн 07 Сен 01 07:27
 Subj : Казанцев
       БВИ вновь с Вами, Dima!

     06.09.29: Dima Barinov --> Elena Navrozkaya:

 DB> Часть "На краю Ойкумены". Издавалась и отдельно.
 DB> Вторая часть - "Путешествие Пандиона".

По сути название правильное, а чисто формально оно всё же называлось "На краю
Ойкумены". А дилогия в целом поначалу называлась "Великая Дуга", а с 1957 года
так же -- "На краю Ойкумены".

                                                            Wlad.
--- Коллектор Рассеянной Информации 2.51.A0901+
 * Origin: Не надо лезть в бутылку добpовольно... (2:5007/1.45)
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 07 Сен 01 03:21
 To   : Constantine Vetlov                                  Птн 07 Сен 01 07:27
 Subj : Ефремов (было - Казанцев)
       БВИ вновь с Вами, Constantine!

     06.09.29: Constantine Vetlov --> Elena Navrozkaya:

 CV> По моему, последняя публикация - в альманахе "На суше и на море"
 CV> какого-то 197? года.

Нет, в этом альманахе "На краю Ойкумены" никогда никакими частями не
печаталась.

 CV> (Никаких собраний сочинений Ефремова не выходило в последние десять
 CV> лет?)

Выходило. И "Баурджед" выходил. Поменьше, чем "Час Быка", но найти тоже можно:

Ефремов Иван. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. -- М.: Сов. писатель, 1992.
-- Содерж.: На краю Ойкумены.

Ефремов Иван. На краю Ойкумены. -- Самара: Кн. изд-во, 1992.

Ефремов Иван. За пределами Ойкумены. -- СПб.: Лицей, 1993.

Ефремов Иван. На краю Ойкумены/Худож. H.Hиконорова. -- М.: Радуга, 1995.
-- 398 с.: ил. -- (Большое приключение). 25.000 экз. ISBN 5-05-004231-3.

Ефремов Иван. На краю Ойкумены//Ян Василий. Финикийский корабль; Ефремов
Иван. На краю Ойкумены; Волков А. След за кормой. -- М.: Уникум, 1996.

Ефремов Иван. На краю Ойкумены: Повесть; Рассказы/Ил. С.Соколова. -- Hиж.
Hовгород: Нижполиграф, 1998. -- 464 с.: ил. -- (Приключения. Научная
фантастика). 15.000 экз. (п) ISBN 5-7628-0163-2. -- Содерж.: С. 5-326: На
краю Ойкумены; С. 328-346: Эллинский секрет; С. 347-361: Олгой-Хорхой; С.
362-402: "Катти Сарк"; С. 403-462: Афанеор, дочь Ахархеллена.

Ефремов Иван. Hа краю Ойкумены: Повесть / Предисл. Е.Брандиса,
В.Дмитревского; Ил. О.Пархаева. -- М.: Росмэн, 1999. -- 425 с.: ил. --
(Большая дет. б-ка). (п) ISBN 5-257-00877-7

                                                            Wlad.
--- Смуглый и золотоглазый 2.51.A0901+
 * Origin: Кто умеет, делает, кто не умеет, учит других (2:5007/1.45)
 From : Yuri Pomortsev                      2:5020/400      Птн 07 Сен 01 02:06
 To   : Serge V. Berezhnoy                                  Птн 07 Сен 01 07:27
 Subj : Курьер SF: Номинационные списки жанровых   премий конгресса "Странник"
From: "Yuri Pomortsev" <yuras@is.lviv.ua>
Subject: Курьер SF: Номинационные списки жанровых
   премий конгресса "Странник"

Hello! Serge V. Berezhnoy wrote:

> (Героико-романтическое произведение)
> Олди Г. Л. Одиссей, сын Лаэрта. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000
>
> (Фэнтези)
> Валентинов А. Диомед, сын Тидея. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

По-моему, классификация достаточно приближенная.  Это ж близнецы-братья :)

> ЛУННЫЙ МЕЧ
> Дяченко М. и С. Армагед-дом. - М.: ОЛМА-Пресс, 2000.

А это вообще непонятно: при чем тут мистика?  Армагед-дом - чистый SF.

 /'''
 c-00
    \
   ~        Юра     yuras@is.lviv.ua

 From : Dmitry Starkov                      2:5030/1982.999 Птн 07 Сен 01 01:40
 To   : Leonid Blekher                                      Птн 07 Сен 01 07:27
 Subj : Re: Список
Вы мне писали:

LB> Ну, до Киплинга, imho, Хайнлайну как до неба. Не забывай, что Киплинг был
LB> великолепным писателем, лауреатом Нобелевской премии, по-моему. Точно не

Все это так. Я, видимо, неточно выразился. Имелась в виду, по большому счету,
одна общая для обоих черта: нетерпимость к мыслящим иначе. Черта же сия даже
самого симпатичного и милого человека _ограничивает в выборе_. Тем самым делая
своего обладателя менее интересным, чем он мог бы быть.

LB> помню, но вроде так. А если и искать у Хайнлайна предков, то можно найти
LB> поближе - это Марк Твен в своих "Янках". Его лирический герой - это
LB> добродушный и туповатый американский обыватель, очень энергичный,
LB> деятельный, самодовольный, веселый и т.д. Хороший парень, но в пределах,
LB> так сказать. Технарь больше, чем ученый, а уж социально необразованный до
LB> последней степени. Сторонник "атомарных теорий" строения общества,
LB> категорический противник всякой духовности и тем паче религиозности.

Вот то-то и оно. Герой его - с одной стороны, не "лирик", но с другой - и не
"физик", ибо про "физику" ту разве что слыхал где-то краем уха, причем - явно в
изложении "лириков". :) Кому как, я же отнюдь не люблю подобного народу - опять
же, за неинтересность и отсутствие здорового чувства юмора. И вообще - Брюсу
Уиллису предпочитаю Джеки Чана. :)

LB> Потому подросток, что его, как всякого подростка, определяет сильнейшее
LB> ощущение собственного индивидуального существования. Ну, еще друзья. А до
LB> представления о том, что существует социальный пласт, который существует
LB> несколько иначе, но не менее реально, чем отдельный человек, он так и не
LB> дорос.

Вот именно. И потому - повторюсь - неинтересен он.

С уважением, Дмитрий А. Старков.
--- FIPS/32 v0.99b W95/NT [Unreg]
 * Origin: sKU-gSUGs bDE-MO DUG-SHIG, товарищи! (с) (2:5030/1982.999)
 From : Dmitry Starkov                      2:5030/1982.999 Птн 07 Сен 01 01:50
 To   : Max Bakakin                                         Птн 07 Сен 01 07:27
 Subj : RE:Список
Вы мне писали:
DS> Совершенно верно, Леонид. Хайнлайн всегда казался мне чем-то
DS> наподобие  позднего, ударившегося в гражданский пафос, Редьярда
DS> Киплинга,
MB>  Вот только Киплинг ну совершенно не писатель для подростков.

Разве из моих слов сей вывод следовал?

MB> Сопоставление Киплинга и Хайнлайна имеет право на существование, но
MB> только как теоретиков служения Империи.

Именно об этом я и писал. Да еще пытался посетовать на то, что у Киплинга это -
лишь одна из _многих_ граней его творчества, а у Хайнлайна - одна из двух, от
силы трех.

MB>  Да и юмор "при переносе" не потерялся, а просто поменял гражданство. И
MB> жестоко проиграл.

Ох, хорошо сказано. Только - что такое "проигравший" юмор? Чем он отличается от
юмора, исчезнувшего напрочь? :)

 From : Makc K Petrov                       2:5022/27.36    Птн 07 Сен 01 02:58
 To   : Oscar Sacaev                                        Птн 07 Сен 01 07:27
 Subj : фантастика: обязательно пpочесть!

Вижу тебя как наяву, Oscar!

 (06 сент. 2001), Oscar Sacaev (2:5000/362.511) писал Makc K Petrov о:
фантастика: обязательно пpочесть!

OS>     А почему, собственно, только первую?

    Можно и остальные, но первая, ИМХО, более необычна и странна. Дальше - уже
не так неожиданно. Хотя тоже очень неплохо. А вот в "БГГ" что ни книга - так
новшества.

                                 Makc "K-113", хозяин Серого ФигВама

... Лучше стрела в руках, чем топор в спине (с) Мрак
--- http://home.tula.net/makc
 * Origin: Средоточие разных Желаний (Новый ФигВам) (2:5022/27.36)
 From : Arthur Zatsarinsky                  2:5063/74.19    Срд 05 Сен 01 15:59
 To   : All                                                 Птн 07 Сен 01 07:27
 Subj : Молот Ведьм
*Здоровеньки булы, All*

 Народ, не в курсе, есть ли переведенный сабж в электронном виде? И если есть,
не дадите ли ссылку?

                   *Счастья никто нам так просто не даст,*
                   *Ты пойми, наконец, все зависит от нас, лишь от нас...*

/Hу ладно, All, покедова.../

--- Счастье - в непрерывном познаниии неизвестного...
 * Origin: Идущий на смерть приветствует тебя... (2:5063/74.19)
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 07 Сен 01 04:43
 To   : Slawa Alexeew                                       Птн 07 Сен 01 07:27
 Subj : Река Хронос
       БВИ вновь с Вами, Slawa!

     06.09.29: Slawa Alexeew --> Andrew Neudakhin:

 SA>   А как цифирки ставить, если и сам автор не знает что за чем
 SA> следовать будет? Попробуй, к примеру, расставить по "ранжиру" эпопею
 SA> Василия Звягинцева "Одиссей покидает Итаку" (какой нумер следует
 SA> присвоить частям "Бои местного значения" и "Право на смерть"?) Или
 SA> порядок следования отдельных романов, повестей и рассказов в
 SA> нескольких разных (!) сериалах Леонида Кудрявцева с общим
 SA> названием "Мир цели"? А про западных, типа "Дестроера" Уорена Мэрфи с
 SA> Ричардом Сэпиром я и вовсе умолчу.

А "Дестроер", кстати, нумеpуется. К 100-му, например, Мэрфи написал специальное
"Юбилейное послание от создателя "Дестроера", в котором объясняет, в частности,
как Сэпир помогает ему продолжать писать даже после смеpти...

                                                            Wlad.
--- GoldEd 2.51.A0901+
 * Origin: Тихо вокруг, Ветер туман унес... (2:5007/1.45)
 From : Makc K Petrov                       2:5022/27.36    Птн 07 Сен 01 01:28
 To   : Vladislav Kobychev                                  Птн 07 Сен 01 07:27
 Subj : фантастика:   обязательно пpочесть!
Вижу тебя как наяву, Vladislav!

 (05 сент. 2001), Vladislav Kobychev (2:5020/400) писал Makc K Petrov о: Re:
фантастика:   обязательно пpочесть!

VK> Странно... Что там такого в Дюне ненаучного? Экология и социология
VK> прописаны весьма наукообразно.

    Дюна - научная фэнтези. Аксиоматика мира напрочь придумана, но из этой
аксиоматики делаются вполне научные выводы. Навигаторы, Гессерит, не говоря уж о
Черве (не диком шай-хулуде, а ЛитоII (кстати, почему втором, он же третий -
второго сардукары убили?)) - чистая фэнтези. Не меньше, чем драконы и маги типа
тех, что у Сапковского - однозначно.

VK> Скорее ее к фэнтези относят за феодальный антураж и обилие холодного
VK> оружия.

    Феодальный антураж нередок и в фантастике.

                                 Makc "K-113", хозяин Серого ФигВама

... мы лепили любовь - вышла баба с веслом...
 From : Makc K Petrov                       2:5022/27.36    Птн 07 Сен 01 02:18
 To   : Irina R. Kapitannikova                              Птн 07 Сен 01 07:27
 Subj : фантастика: обязательно пpочесть!
Вижу тебя как наяву, Irina!

 (06 сент. 2001), Irina R. Kapitannikova (2:5020/968.33) писал Elena Markina о:
фантастика: обязательно пpочесть!

IRK>      Очередное платье голого короля? Я пыталась честно одолеть что-то
IRK> там о муравьях. Фокус с погружением в "формикомир" и пр. Два или три
IRK> захода сделала, не вышло. Скучно. Не просто скучно - нудно. Слоится
IRK> там чего-то, точнее, пытается слоиться. Как торт "Наполеон" покупной
IRK> пытается прикинуться настоящим слоёным наполеоном. Может, читатели
IRK> проделывают за писателя его работу и домысливают то, что у автора не
IRK> получилось? :)

    Это значит, что у автора получилось главное - он _заставил_ _читателя_
_думать_. Думать не о своём мире (это прекрасно получилось у Толкина - но ничего
великого, кроме толп подростков с деревянными мечами, отчаянно ищущих
сам-не-знаю-что (давали мне как-то послушать записи "эгладорских песен" - такая
там тоска по Заокраинному, что мурашка прёт), и даже не о реальной истории
описываемых эпох, а думать о жизни вообще - и о том каким в этой жизни быть. Не
для того, чтобы соответствовать "моральному кодексу строителя {вставить по
вкусу}" или ещё какой "единственно правильной инструкции ВЦСПС", а как бы для
себя...

                                 Makc "K-113", хозяин Серого ФигВама

p.s. Муравьиный цикл, кстати, мне интересным тоже не показался.

... Не возжелай жены ближнему своему... (с) 5022/16
--- http://home.tula.net/makc
 * Origin: Средоточие разных Желаний (Новый ФигВам) (2:5022/27.36)
 Msg  : 72 из 3520 -61                      Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 07 Сен 01 07:47
 To   : Vladimir Borisov
 Subj : Казанцев
        Здравствуйте, Vladimir!

         Случайно увидел, как Vladimir Borisov писал Solomon Nuffert (Пятница
Сентябрь 07 2001, 03:27):

 VB> Это да. Но где ж их увидеть? Подозреваю, их и не пишут нынче.

    "Кащей - парень хороший, но пишет всякое говно. Надо сказать ему об этом, но
помягче, поделикатнее..."  Буркин Ю. Лукьяненко С. Остров Русь.- М.: Аргус,
1997.- С. 283.

                C уважением, Yuri

... Возвращение Доедая. StarWars?
 Msg  : 73 из 3520 -63                      Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 07 Сен 01 08:02
 To   : Vladimir Borisov
 Subj : Ефремов (было - Казанцев)
        Здравствуйте, Vladimir!

         Случайно увидел, как Vladimir Borisov писал Constantine Vetlov (Пятница
Сентябрь 07 2001, 03:21):

> [...]
 VB> В.Дмитревского; Ил. О.Пархаева. -- М.: Росмэн, 1999. -- 425 с.: ил. --
 VB> (Большая дет. б-ка). (п) ISBN 5-257-00877-7

    Вот еще одна публикация:
    Ефремов И. На краю Ойкумены // Магнитогорские новости (Магнитогорск).-
2000.- 17, 18, 19, 20, 22, 24, 25, 26, 27, 29 апр.; 4, 6, 1, 13, 15, 16, 17, 18,
20, 22, 23, 24, 25, 27, 29, 30, 31 мая; 1, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 14, 15, 17, 19,
20, 21, 22, 24, 26, 27, 28, 29 июня; 1, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 1, 12, 13, 15, 17,
18, 19, 20, 22, 24, 25, 26, 27, 29 июля; 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15,
16, 17, 19, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 29, 30, 31 авг.; 2 (С. 8), 4, 5, 13, 16, 19,
20, 21, 23, 25, 26, 27, 28, 30 сент.; 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 17
окт.- (  83, 84, 85, 86, 88, 89, 90, 91, 92, 94, 95, 97, 98, 100, 101, 102, 103,
104, 106, 107, 108, 109, 110, 112, 113, 114, 115, 116, 118, 119, 120, 121, 122,
124, 125, 126, 128, 129, 130, 131, 132, 134, 135, 136, 137, 138, 140, 141, 142,
143, 144, 146, 147, 148, 149, 150, 152, 153, 154, 155, 156, 158, 159, 160, 161,
162, 164, 165, 166, 167, 169, 170, 171, 172, 173, 175, 176, 177, 178, 179, 181,
182, 183, 184, 185, 187, 188, 189, 190, 191, 193, 194, 195, 200, 203, 205, 206,
207, 209, 210, 211, 212, 213, 215, 216, 217, 218, 219, 221, 222, 223, 224, 225,
227, 228, 229).- С. 4.).

                C уважением, Yuri

... Добры молодцы и злобны монстрицы
 From : Gennady Agafonoff                   2:5050/13.82    Чтв 06 Сен 01 21:31
 To   : John Banev                                          Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : lexx
Hello John!

Wednesday September 05 2001 20:25, John Banev wrote to Gennady Agafonoff:

 JB>     Такую милую шизу в книгах, отчего-то не пишут :(

 Если бы.8(

Я видел книгу под названием "Терминатор-1,2",после просмотра фильмов видеть эту
книгу физически тяжело,открывать невозможно.Однако кто-то издал.

AG.

--- GoldED/386 3.0.1-asa9 SR1
 * Origin: DESSA (2:5050/13.82)
 From : Gennady Agafonoff                   2:5050/13.82    Чтв 06 Сен 01 21:37
 To   : Irina R Kapitannikova                               Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Тут все списки литературы составляют, а чем я хуже?
Hello Irina!

Wednesday September 05 2001 18:21, Irina R Kapitannikova wrote to Gennady
Agafonoff:

 IRK>      Очень простой смысл. Скажем, не вынеся траффика, ты отписался от
 IRK> фэхи BOOK. А что-нибудь эдакое не хочется пропустить. Читаешь
 IRK> еженедельный список и фрекаешь то, что хочется, у босса. Я, например,
 IRK> получаю почту по IP через домашний кабельный выход в Интернет,
У тебя че фидо нету? 8)
 IRK> плачу не повременно, а за траффик. И качать всё подряд не имею финансовой
 IRK> возможности.
Подключись к фидо,мой тебе совет,не мучайся-это бесплатно. 8)

AG.

--- GoldED/386 3.0.1-asa9 SR1
 * Origin: DESSA (2:5050/13.82)
 From : Gennady Agafonoff                   2:5050/13.82    Чтв 06 Сен 01 21:40
 To   : Vladimir Korablin                                   Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Вишневый сад

Wednesday September 05 2001 19:03, Vladimir Korablin wrote to All:

 VK> а многие ли из вас обращали внимание, что Чехов обозначил жанр "Вишневого
 VK> сада" комедией?... Издевается, наверное.. %)

 Приколист еще тот,Гоголь, вон,тоже "Мертвые души"поэмой назвал.8)

AG.

--- GoldED/386 3.0.1-asa9 SR1
 * Origin: DESSA (2:5050/13.82)
 From : Alexander Malyutin                  2:5090/98.6     Чтв 06 Сен 01 22:31
 To   : All                                                 Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : О! Вот чего не хватало-то!
Здорово, All!

 Чтоб реально ощутить и прочувствовать гербертовскую "Дюну" необходимо слегка
(СЛЕГКА!) курнуть! Вот это кайф! Начинаешь понимать, что такое ЧТЕНИЕ и ЧТИВО!

Те кто считает, что он уже ощутил и прочувствовал - необходимо слегка курнуть и
понять, как они до этого ошибались!

PS В куреве, естественно, должен присутствовать не только табак...

Целую, Alexander.

--- Голый Дед 1.1.5-0802
 * Origin: -*=< Unicorn_base | 49-23-20 | 1:00-5:00 >=*- (2:5090/98.6)
 From : Andrey Ryazanov                     2:5090/75.4     Птн 07 Сен 01 06:16
 To   : Alex Polovnikov                                     Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Многосписие
                            Здpавствyй, Alex!

06 Сен 01 07:06, Alex Polovnikov -> Andrey Ryazanov:

 AP> Hy и как? полyчился список?

   Hе-а. Минимальный включал около трех сотен названий.

                                                         Андpей.

... Комy-то и Ленин- философ.
--- GoldED+/W32 1.1.4.3 & Win98SE
 * Origin: Otherside. (2:5090/75.4)
 From : Oleg Pol                            2:5020/194.86   Птн 07 Сен 01 02:34
 To   : Elena Markina                                       Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : фантастика: обязательно пpочесть!
Hello honorable Elena!

06 сентября 2001 года в 07:05 Elena Markina писал к Oleg Pol:

> [...]
 EM> Льюиса, Лазарчука, Булгакова, Грина и т. д. я эти самые слои увидела и
 EM> почувствовала (не буду утверждать, что все, но хотя бы часть из них).

Но кто из них применял маскировку под тупой стеб?
Один Воннегут, кажется, да и то весьма редко. Ну, условно, Олди и
Желязны - в отдельных случаях и _очень_ условно.

 EM> А у Никитина - нет. :)

А появлялось желание эти слои отыскивать?

С уважением, Oleg                           07 сентября 2001 года

 From : Oleg Pol                            2:5020/194.86   Птн 07 Сен 01 02:34
 To   : Max Bakakin                                         Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : фантастика: обязательно пpочесть!
Hello honorable Max!

06 сентября 2001 года в 11:18 Max Bakakin писал к Oleg Pol:

 MB>  А нельзя ли привести кусочек текста? В каковом кусочке заранее
 MB> предупрежденный читатель мог бы эти хорошо замаскированные смысловые
 MB> слои таки углядеть?

Тут кусочком не обойтись - придется цитировать главами.

С уважением, Oleg                           07 сентября 2001 года

 From : Konstantin_G_Ananich                2:5000/76.50    Птн 07 Сен 01 09:54
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Казанцев
Hello Vladimir.

07 Sep 01 02:39, you wrote to me:

 VB> А ещё Михаил Петрович написал по молодости песню "Есть по Чуйскому
 VB> тракту доpога...", ставшую наpодной...

Знаю :) Эх, хороший был дядька. И ведь - жуpналист!
Konstantin_G_Ananich

--- GoldEd 1.1.4.5
 * Origin: Как-то утром кузнец из Тарбада... (С) О. Лазарев  (2:5000/76.50)
 From : Dima Barinov                        2:5020/400      Птн 07 Сен 01 05:42
 To   : Leonid Blekher                                      Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Re: Список
From: "Dima Barinov" <dimon@kvc.nsk.su>

Hi, "Leonid Blekher" <leonid-blekher@mtu-net.ru>! You wrote:
> Привет и почтение, Andrej!
> Ты изволил сказать to Leonid Blekher  Tue, 04 Sep 2001 08:04:54 +0400:
>
>  DV>>>>>> 13) И пока последнее - Хайнлайн, "Звездные рейнджеры"
>  AR>   >>> А бои... Я под влиянием этих боёв глянул на книгу -- и
абсолютно
>  AR> не
>  >>>> могу понять, в чём кайф. IMHO книга очень так себе
>  DB>>> К этой книге  можно относиться очень по-разному, но человека,
>  DB>>> которого она оставила бы равнодушным, я не еще видел. Ты первый :)
>  LB>> Меня, меня еще запиши. :))
>  AR> И меня туда же...

Вы меня за принимаете за кого-то другого. Я даже догадываюсь, за кого :)))))

>  LB>> Фильм хоть тем хорош, что откровенно стебается над тем, что говорят
>  LB>> герои.
>  LB>> Дурака валяют. Но в книге нет вообще никакого юмора, она совершенно
>  LB>> серьезна.

Этта еще не значит, что сам Роберт был совершенно серьезен :)
Если отождествлять его со всеми его героями, получится
нехилая клиническая картина. Доктор Джекил под ручку с
мистером Хайдом нервно курят в уголке :)))

--
Dima Barinov   dimon@kvc.nsk.su

--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: Rinet Corp. News Service, Novosibirsk, Russia (2:5020/400)
 From : Dima Barinov                        2:5020/400      Птн 07 Сен 01 05:46
 To   : Andrey Ryazanov                                     Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Re: Список
From: "Dima Barinov" <dimon@kvc.nsk.su>

Hi, "Andrey Ryazanov" <Andrey.Ryazanov@p4.f75.n5090.z2.fidonet.org>! You
wrote:
>                             Здpавствyй, Dima!
>
> 03 Сен 01 15:45, Dima Barinov -> Grigory Naumovets:
>
>  DB> К этой книге  можно относиться очень по-pазномy, но человека,
>  DB> которого она оставила бы pавнодyшным, я не еще видел. Ты первый :)
>
>    Я втоpой? Или еще бyдyт?:)
>    Помню, она мне попалась после "Чyжака", "Двойной звезды" и еще чего-то.
Тем
> глyбже было pазочаpование.

А чего ты ожидал, собственно? "Войну и мир" или "На западном фронте без
перемен"
в космосе? А бедняга Хайнлайн этого не знал и тааак облажался...

 From : Dima Barinov                        2:5020/400      Птн 07 Сен 01 05:56
 To   : Sergei Nickolaev                                    Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Re: Список
From: "Dima Barinov" <dimon@kvc.nsk.su>

Hi, "Sergei Nickolaev" <Sergei.Nickolaev@f4.n5052.z2.fidonet.org>! You
wrote:
> Привет!

> там

Ну тогда Жюль Верн - писатель для умственно отсталых французских
детсадовцев.
btw, а что ты имел ввиду под надежным и плоским? :)
Заинтриговал :))

 From : Dima Barinov                        2:5020/400      Птн 07 Сен 01 06:16
 To   : Dmitry Starkov                                      Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Re: Список
From: "Dima Barinov" <dimon@kvc.nsk.su>

Hi, "Dmitry Starkov" <Dmitry.Starkov@p999.f1982.n5030.z2.fidonet.org>! You
wrote:
> [...]
> позднего, ударившегося в гражданский пафос, Редьярда Киплинга,
перенесенного в
> США второй полвины ХХ века и в процессе переноса утратившего, во-первых,
> какие-либо национально литературные корни, а во-вторых (и главных) -
чувство
> юмора. Особенно ярко все это, на мой взгляд, проявляется в публицистике
обоих -
> если Киплингу понятие объективности еще было знакомо, то Хайнлайн о таком
диве
> дивном, похоже, даже не слыхал (см. например, его статьи о Советском
Союзе,
> особенно рассуждения о русском языке).

С объективностью имхо в то время дело обстояло вообще довольно кисло -
чуть едреными батонами друг друга не закидали. А Хайнлайн закончил
отнюдь не гуманитарный вуз - рефлексы остались :)
Так что его нелюбовь к СССР я вполне понимаю.И люблю его не за это :)
Хотя некоторые его книги - "Число зверя" например - просто не могу читать.
Засыпаю :)

 From : Alex Polovnikov                     2:5007/7.22     Птн 07 Сен 01 08:56
 To   : Hellen Lesjukova                                    Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Аленький цветочек
Saluton, Hellen!

Среда Сентябрь 05 2029 07:36, Hellen Lesjukova skribis al Dmitry Volkov:
 HL>  "Красавица и чудовище" ака
 HL> "Аленький цветочек",
А что, есть книга про "Красавицу и чудовище"? Я думал, это просто дурацкий
мультсериал такой...

 * Origin: ^-> (FidoNet 2:5007/7.22)
 From : Alex Polovnikov                     2:5007/7.22     Птн 07 Сен 01 08:59
 To   : Max Bakakin                                         Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Киплинг
Saluton, Max!

Четверг Сентябрь 06 2029 10:38, Max Bakakin skribis al Dmitry Starkov:

 MB>  Вот только Киплинг ну совершенно не писатель для подростков.

А про сказки совсем забудем, или как?

 MB> Сопоставление Киплинга и Хайнлайна имеет право на существование, но
 MB> только как теоретиков служения Империи. "Казарменные баллады" Киплинга
 MB> можно оценить только после пребывания в казарме, а "Кима" - в возрасте
 MB> скорее родителей Кима, чем в возрасте Кима...

Про Кима - согласен, там кроме имперских амбиций мало чего есть. А вот рассказы
Киплинга, вошедшие в синий том советской "Всемирки", вполне подходят для
старших школьников, имхо. Там все очень понятно,  занимательно, и смешно...
"Как голосованием признали Землю плоской" или разные рассказы про Индию - это ж
шедевpы...

 * Origin: ^-> (FidoNet 2:5007/7.22)
 Msg  : 88 из 3520 +110                     Scn
 From : Alex Polovnikov                     2:5007/7.22     Птн 07 Сен 01 09:18
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Снова Ефремов
Saluton, Vladimir!

Пятница Сентябрь 07 2029 03:52, Vladimir Borisov skribis al Alex Polovnikov:

 VB> Одно вpемя "Час Быка" был запpещён, даже упоминания о нём
 VB> вымаpывались.
Интересно, за что? Там же земляне - явные коммунары (или коммунисты).
 VB>  Но потом навеpстали. Вот перечень изданий с 1990 года (и
 VB> я не уверен, что полный):
Спасибо.

 VB> Ефремов Иван. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. -- М.: Сов. писатель,
 VB> 1992. -- Содерж.: Час Быка.
А вот такое собрание у меня есть,жаль, не полностью. только вроде бы
восьмидесятых годов оно... Там еще в первых томах "Лезвие бритвы" и "На коаю
Ойкумены"...

 * Origin: ^-> (FidoNet 2:5007/7.22)
 From : Alex Polovnikov                     2:5007/7.22     Птн 07 Сен 01 09:16
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Казанцев
Saluton, Vladimir!

Пятница Сентябрь 07 2029 04:27, Vladimir Borisov skribis al Solomon Nuffert:

 VB> Это да. Но где ж их увидеть? Подозреваю, их и не пишут нынче.
А что это вообще такое? То есть почему они "внутренние"? Читал я о такой в
веллеровском "Hожике...", но так и не понял, где смеяться...

 * Origin: ^-> (FidoNet 2:5007/7.22)
 From : Alex Polovnikov                     2:5007/7.22     Птн 07 Сен 01 09:37
 To   : Gennady Agafonoff                                   Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Мертвые души
Saluton, Gennady!

Четверг Сентябрь 06 2029 20:40, Gennady Agafonoff skribis al Vladimir Korablin:

 GA>  Приколист еще тот,Гоголь, вон,тоже "Мертвые души"поэмой назвал.8)

Оно поэма и есть. А вы не согласны с автоpом?

 * Origin: ^-> (FidoNet 2:5007/7.22)
 From : Vadim Chesnokov                     2:451/30.17     Чтв 06 Сен 01 23:20
 To   : Irina R. Kapitannikova                              Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Тут все списки литературы составляют, а чем я хуже?
Здравствуй, Irina!

Однажды, 05 Sep 01 в 19:21, Irina R. Kapitannikova сказал Gennady Agafonoff:

 IK>      Очень простой смысл. Скажем, не вынеся траффика, ты отписался от
 IK> фэхи BOOK. А что-нибудь эдакое не хочется пpопустить. Читаешь
 IK> еженедельный список и фрекаешь то, что хочется, у босса. Я, например,
 IK> получаю почту по IP через домашний кабельный выход в Интернет, плачу
 IK> не повременно, а за тpаффик. И качать всё подpяд не имею финансовой
 IK> возможности. Зная, что прошло по фэхе, смогу фрекнуть нужное.
 IK> Hавеpняка есть и другие возможности использовать этот список.

    Это делается гораздо пpоще.
    Тот же оллфикс умеет составлять письма со списком свежепришедших файлов и
кидать их в специальную эху и/или по выбранным адpесам. У нас в R45 есть такая
эха, в неё идут сообщения от фэхохабов. Если в вашем регионе такого нет, то, я
думаю, при налитии достаточного количества фидошного эквивалента уважения, любой
может договоpиться о такой услуге со своим боссом или аплинком или просто
хорошим человеком, тянущим ВООК.

Vadim  [Долой нарисованные улыбки!] [Интеллигенции не существует!]

 * Origin: Почему пропадают тарелки в Бермудском Тpеугольнике? (2:451/30.17)
 From : Vadim Chesnokov                     2:451/30.17     Чтв 06 Сен 01 23:14
 To   : Slawik Sergeev                                      Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Список
Здравствуй, Slawik!

Однажды, 05 Sep 01 в 21:16, Slawik Sergeev сказал Andrej Rakovskij:

 SS> А он (эффект) и так неплох :)
 SS> Кстати, все не могу вспомнить - а как эта вещица называется?

    "Звёздные похождения Галактических Рейнджеров".
    Гаppисона, вообще-то, не стоит воспринимать сеpьёзно.

 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Птн 07 Сен 01 07:10
 To   : Andrew Kozelko                                      Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Поиски жанра
Пpиветствyю, Andrew!

SU.BOOKS (SU.BOOKS), Wed Sep 05 2001, Andrew Kozelko => Oleg Khozainov:

 AK> "Речные заводи" именно так написаны. Малость постарше Бонюэля будет ;)

Ким, "Белка".

Его что-то вообще тут поминают редко, а из писателей современности это звезда
первой величины. "Отец Лес", "Посёлок кентавров" -- высококачественная проза,
какой, увы, очень мало сегодня...

 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Птн 07 Сен 01 07:21
 To   : Alex Polovnikov                                     Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Аленький цветочек
Пpиветствyю, Alex!

SU.BOOKS (SU.BOOKS), Fri Sep 07 2001, Alex Polovnikov => Hellen Lesjukova:

 AP> А что, есть книга про "Красавицу и чудовище"? Я думал, это просто дуpацкий
 AP> мультсериал такой...

Ты, наверно, будешь смеяться, но про Маугли тоже книжка есть.

 From : Dima Barinov                        2:5020/400      Птн 07 Сен 01 09:14
 To   : Alex Polovnikov                                     Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Re: Герой галактики
From: "Dima Barinov" <dimon@kvc.nsk.su>

Hi, "Alex Polovnikov" <Alex.Polovnikov@p22.f7.n5007.z2.fidonet.org>! You
wrote:
> Saluton, Andrej!
>
> Вторник Сентябрь 04 2029 13:16, Andrej Rakovskij skribis al Leonid
Blekher:

>  AR> "Джим - герой галактики".
> вообще-то он Билл, хотя это, конечно, неважно...
>  AR> Она дествительно писалась как пародия на "рейнджеров". Гаррисон
>  AR> прямо это говорил.
> А я читал его впервые, не догадываясь, что это паpодия, и все равно было
весело
> - очень уж смешная книжица. Может, я потому и не сообразил, Хайнлайн ведь
> вообще непроходимо серьезен, а Гаррисон - наобоpот.

Ага :) вспомнился такой эпизод - главный герой (Хайнлайна ) заходит к своему
коллеге , тот читает книжку (кажется название "Космические рейнджеры против
Галактики").

ну просто непроезжаемо серьезен :))

 From : Leonid Blekher                      2:5020/400      Птн 07 Сен 01 09:24
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Re: Многосписие
From: "Leonid Blekher" <leonid-blekher@mtu-net.ru>

Привет и почтение, Vladimir!
Ты изволил сказать to Andrej Rakovskij  Fri, 07 Sep 2001 01:32:29 +0400:

 VB> Я разве сказал что-нибудь пpо "плохость"? Скорее, это была некотоpая
 VB> самооценка. Моpозова я не случайно упомянул. Сканировал недавно его
 VB> портрет, достал с самой верхней полки двухтомник, попpобовал
 VB> полистать, не читается.
 VB> Хотя когда-то был пpоглочен...

Imho, Морозова можно читать только, если ты уже "в задаче", так сказать. "В
эпохе".
Если знаешь про удивительную ситуацию, в которую он попал, про то, что за
паноптикум был ихний "Великий ИК", если где-то сочувствуешь этим ребятам и
одновременно ужасаешься им, и т.д.
Тогда его текст становится как бы личным и пристрастным, но от этого только
больше интересным комментарием к тому, что происходило на самом деле.
А если понимать, что "все они умерли" (и в буквальном, и в переносном
смысле) и возродились только как клоуны какого-либо Лимонова, то читать
тексты народовольцев становится практически невозможно.
А, нет, есть одно качество, которое пережило века. Это пряная смесь полной
необразованности и такой же всеобъемлющей умственной смелостью. Они, как
правило, ничего не знали о том, чем занимались. Но очень хотели всё
переделать. Будь то история человечества или российское государство. Те, кто
что-либо знали, у них не очень задерживались. Я имею в виду Льва Тихомирова.

Леонид Блехер

e-mail:                 leonid-blekher@mtu-net.ru, blekher@fom.ru
Клуб Дискурс:  www.fom-discurs.ru

 From : Leonid Blekher                      2:5020/400      Птн 07 Сен 01 09:24
 To   : Alexey Shapohnikov                                  Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Re: Казанцев
From: "Leonid Blekher" <leonid-blekher@mtu-net.ru>

Привет и почтение, Alexey!
Ты изволил сказать to Leonid Blekher  Fri, 07 Sep 2001 02:03:29 +0400:

 AS> А как быть со внутренними pецензиями Боpхеса?

?
Внутренние реценции _на_ Борхеса?

 From : Anton Moscal                        2:5020/400      Птн 07 Сен 01 09:28
From: "Anton Moscal" <msk@post.tepkom.ru>

Hello, Vladimir!
You wrote to Solomon Nuffert on Fri, 07 Sep 2001 03:27:21 +0400:

 VB> Это да. Но где ж их увидеть? Подозреваю, их и не пишут нынче.

Вообще-то странно - неужели господа издатели все то, что им приносится сами
читают?

 * Origin: WEBPlus Ltd. (2:5020/400)
 From : Andrej Rakovskij                    2:5000/76.13    Птн 07 Сен 01 08:48
 To   : Leonid Blekher                                      Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Мудрый Соломон
Категорически приветствую Leonid!

 LB> Да и, ежели присмотреться, чего в "Петре I" А.H.Толстого хорошего?
 LB> Всё, что там хорошего, граф спёр у Мережковского, резонно
 LB> предполагая, что кто его в плагиате обвинит, трёх дней не проживёт.
 LB> :)) А остальное - подобострастное целование сталинской, э-э-э, ...
 LB> Ну, целование, в общем.

Хм. Ты тут не справедлив. Насколько я помню первые пробы пера про ту
эпоху (тот же "день Петра") были много ранее. Еще сталинский режим
не оформился. Но настрой у Толстого уже тот же, что в "Петр I".
Еще до конца не оформлен, однако виден.
Тут ИМХО сыграло роль  преклонение перед силой.
Есть это у Толстого, отслеживается изначально. К примеру в маленькой
повести о смутном времени (вылетело из головы название).

А заодно и общая убежденность в костности России. Ряд рассказов Толстого
и фольклерных пересказов прям таки объединены мыслью - все скучно, тупо...
В чем-то их можно поставить в параллель с ранними рассказами Шишкова.
Завершающимися маленькой повестью "Тайга". Те же настроения, тот
же подход...

 LB> Вырождение дворянства и в самом деле существовало. И оно не в каких-то
 LB> вишнёвых садах выражалось, а в Толстых и Михалковых. Да и в большом
 LB> отряде губителей и разрушителей России дворянство занимало ведущее,
 LB> особое место.

Угу. После "указа о вольности дворянской" Петра 3-го это было неизбежным.
Хоть и заняло много времени, часть из которого казалось что дворянство и
даже процветает. Была потерянна цель, смысл. А нового так и не изобрели...

Андрей Раковский
raw@tuad.nsk.ru  http://www.tuad.nsk.ru/~history (История России)

--- FleetStreet 1.26
 * Origin: Счастье это когда желание совпадает с неизбежностью ( (2:5000/76.13)
 From : Oleg Khozainov                      2:5024/7.82     Чтв 06 Сен 01 14:11
 To   : Oleg Kozyrev                                        Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Поиски жанра

                   Желаю Вам здравствовать, Oleg!

Wednesday September 05 2001 20:22, Oleg Kozyrev сообщал(а) Oleg Khozainov:

 OK> Фильм - "Скромное обаяние буржуазии", вот только страуса там не пpипомню.

    Это про "тебе снится, что ты спишь и видишь сон про то, что я сплю и что нам
во сне очень хочется есть" ;-{))

 OK> Кажется, страус - это из другого фильма Бюнюэля ("Дневная
 OK> красавица").

    Может быть и так. Там есть модуль про отель, потом совершенно шизоидный
модуль про коммисара полиции (?) и его покойную сестру, которая обожала играть
обнаженной на фортепьно...

   Склерос интересная болезнь - каждый раз узнаешь столько нового.

                   Удачи!
                   Олег Хозяинов.
             Дилетант широкого профиля.                 ICQ:  28933160
                                                              [Чайная]

      Thursday September 06 2001 14:11
--- GEcho 1.20/Pro
 From : Dima Barinov                        2:5020/400      Птн 07 Сен 01 09:53
From: "Dima Barinov" <dimon@kvc.nsk.su>

Hi, "Vladimir Borisov" <Vladimir.Borisov@p45.f1.n5007.z2.fidonet.org>! You
wrote:
> [...]
краю
> Ойкумены". А дилогия в целом поначалу называлась "Великая Дуга", а с 1957
глючит меня, чтоли :)
прийду домой - посмотрю :)

 From : Dima Barinov                        2:5020/400      Птн 07 Сен 01 10:01
 To   : Anastacia Maximova                                  Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Re: Снова Ефремов (было: Казанцев)
From: "Dima Barinov" <dimon@kvc.nsk.su>

Hi, "Anastacia Maximova"
<Anastacia.Maximova@p132.f1196.n5020.z2.fidonet.org>! You wrote:
> Hello Vladislav.
>
> 05 Sep 01 13:37, you wrote to Elena Navrozkaya:
>
>  >> Странное дело, кстати, я фантастикy Ефремова почемy-то плохо
>  >> воспpинимала. А вот его "исторические" романы шли, как по маслy.
>  VK> И y меня то же самое почемy-то.
>
> А чем вам "Час Быка" не yгодил? :-)
> Фай Родис - геpоиня моего детства, нынешним феминисткам до нее плыть да
плыть,
> и все равно захлебнyтся...

Да все дамы там очень даже очень :)
Мужики имхо прорисованы гораааздо бледнее ;)

 From : Vladislav Zarya                     2:5020/175.2    Птн 07 Сен 01 09:09
 To   : Anton Moscal                                        Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Лорд Дансени
From: "Vladislav Zarya" <zarya@baikalwave.eu.org>

Приветствую Вас, Anton!

Wed Sep 05 2001 00:28, Anton Moscal wrote to Anastacia Maximova:

 AM> Некоторое время назад я отсканил пару рассказиков subj и заслал их
 AM> Мошкову.
 AM> Поскольку от него уже полгода нет ни привета ни ответа я подумал и решил
 AM> один из них запостить сюда.

  А источник-то какой? Откуда, то бишь, сканил?

Всех благ! Владислав

 From : Vladislav Zarya                     2:5020/175.2    Птн 07 Сен 01 09:17
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Чем МиМ хоpоша? Re: Про фонари для дypаков
From: "Vladislav Zarya" <zarya@baikalwave.eu.org>

Приветствую Вас, Vladimir!

Wed Sep 05 2001 21:10, Vladimir Borisov wrote to Alexander Chuprin:

 VB> Первый раз слышу такое мнение. Я, конечно, общался с ним до непpиличия
 VB> мало, хотя и виделся практически в любой приезд в
 VB> Свеpдловск/Екатеpинбуpг. Но ни одна из моих встреч с Другалем не оставила
 VB> даже ни перчинки, честно.

   А я, по-моему, рассказывал уже как-то, что лет в четырнадцать
посылал рассказик в "Уральский следопыт". Ответ пришел чуть ли
не через год, зато был очень культурный, рассказ мой прочитали
и даже похвалили слегка :-> , а с критическими замечаниями я к
тому времени и сам был уже согласен. Отвечал мне как раз Другаль,
который, видно, в УС тогда занимался самотеком. Письмо вполне
укладывалось в образ добродушного писателя.

Всех благ! Владислав

 From : Yuri Zubakin                        2:5020/175.2    Птн 07 Сен 01 11:07
 To   : Arthur Zatsarinsky                                  Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Молот Ведьм
From: "Yuri Zubakin" <magnus@avtgr.chel.su>

Wed Sep 05 2001 15:59, Arthur Zatsarinsky wrote to All:

 AZ>  Народ, не в курсе, есть ли переведенный сабж в электронном виде? И если
 AZ> есть, не дадите ли ссылку?

http://www.krotov.org/library/m/MOLOT/ind_mol.html
http://geomath.kem.uiggm.nsc.ru/literat/mhammer/index.htm

     С уважением, Yuri

 From : Olga Nonova                         2:5020/175.2    Птн 07 Сен 01 11:46
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Книга, изменившая твой мир
From: "Olga Nonova" <nonova@libero.it>

Здравствуйте, Уважаемый Vladimir!

Fri Sep 07 2001 01:28, Vladimir Borisov wrote to Dmitry Volkov:

 VB> Конечно, сложнее. Но это позволяет, во-пеpвых, строже относиться к выбоpу
 VB> таких пpоизведений. А с другой стороны, может помочь pазобpаться в себе и
 VB> своей системе ценностей. Собственно, это и интеpесно...

Да, именно это-то и интересно. Буквально пару дней назад мне попалась в руки
книга, которая "изменила мне мир". Это- "Сирены Титана" Курта Воннегута.
Изменения во мне после прочтения произошли следующие:

1. Огульное отрицание современной политики книгопечатания сменилось очень
осторожным оптимизмом.

2. Мрачный взгляд на художественный уровень нынешних переводчиков с
иностранного сместился в более светлые тона. В частности, переводчик книги
А.Ковалева меня ужасно порадовала. Воннегут пишет короткими, выразительными
предложениями, но Ковалевой удалось еще более ужать текст без всякой потери
выразительности, и даже порою ее усиливая. Ей удалось подобрать всем
завиральным идеям Воннегута удивительно подходящие слова и выражения из
русского языка. Вдруг захотелось воскликнуть: "Ище Польше не згинела!"- и
зазвенеть сабелькой.

3. Фотография автора на задней обложке книги, его неукротимо прикольный вид,
вдохнули изрядную порцию жизнелюбия в мою растерзанную душу. Я снова начинаю
думать, что книжки можно иногда все-таки брать в руки и читать, водя глазками
по строчкам как все.

Всего Вам Хорошего
Ольга

 From : Vadim Chesnokov                     2:451/30.17     Птн 07 Сен 01 10:27
 To   : Alexander Malyutin                                  Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : О! Вот чего не хватало-то!
Здравствуй, Alexander!

Однажды, 06 Sep 01 в 22:31, Alexander Malyutin сказал All:

> [...]
 AM> ЧТЕНИЕ и ЧТИВО!

 AM> PS В куреве, естественно, должен присутствовать не только табак...

    Ну, и где ты в наше вpемя найдёшь конкретный спайс?

 From : Egor Turdakin                       2:5020/1158     Птн 07 Сен 01 00:31
 To   : UUCP                                                Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Многосписие
                   Hello!

 Am> Лично у меня вкусы Борхеса и Лема очень удачно совпадали с моими. Чему
 Am> я обязан знакомством с кучей ныне любимых мною авторов.

 Со вкусами Лема урл не подкинешь, а? Обяжешь. Или сразу список, если есть.

               Egor.

---
 * Origin:  (2:5020/1158)
 From : Alexey Shapohnikov                  2:5092/1        Птн 07 Сен 01 15:10
 To   : Leonid Blekher                                      Птн 07 Сен 01 17:14
 Subj : Re: Казанцев
   Haile ande faile, Leonid !
On 07 Sep 2001 at 09:24, "LB", Leonid Blekher wrote:

> [...]
 LB> отечестве.
 AS> А как быть со внутренними pецензиями Боpхеса?
Нет, именно Боpхеса. На Библию, Илиаду и Одиссею, и (если мне память не
изменяет) на Божественную Комедию. :)

Геральта --- Алексей Шапошников.

--- Gnus/5.0808 (Gnus v5.8.8) XEmacs/21.1 (Capitol Reef)
 * Origin: TSS <<Warrawoona>> (2:5092/1)
 Msg  : 110 из 3520 -88 +111                Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 07 Сен 01 18:21
 To   : Alex Polovnikov
 Subj : Снова Ефремов [1/3]
        Здравствуйте, Alex!

         Случайно увидел, как Alex Polovnikov писал Vladimir Borisov (Пятница
Сентябрь 07 2001, 09:18):

 AP> Интересно, за что? Там же земляне - явные коммунары (или коммунисты).

    Вот из небольшой компиляции про "Час Быка" ("Долгую Зарю"):

    Константинов А. Светозарный мост: О жизни, творчестве и идейном наследии
Ивана Ефремова // Наперекор (М.). - 2000-2001. - Зима. - С.24-37.

    [...]
    Написанный в конце 60-х многоплановый роман "Час Быка" представляет собой
продолжение "Туманности Андромеды", обе книги можно рассматривать как дилогию.
Действие романа происходит лег через 150-200 (а пролога и эпилога - через
триста) после событий "Туманности Андромеды". (Создававшийся крайне тяжело, на
фоне обострившегося недуга, он, к сожалению, не избавлен от некоторых
противоречий, не замеченных в своё время автором и теперь переходящих из издания
в издание.) Светлому миру Земли противопоставляется мрачная антиутопия планеты
Торманс (это название взято у Артура Линдсея и означает "мучение"). Торманс
(другое название - Ян-Ях) - это наш сегодняшний мир, точнее - его преобладающие
тенденции, доведённые до полного развития. Цивилизация этой планеты содержит
черты всех "магистральных путей" земной цивилизации ХХ века: "реального
социализма", капиталистического мира (и нашей современной действительности),
фашизма и маоистско-полпотовского лжесоциализма. Следует отметить, что о Пол
Поте во время написания романа ещё не знали, он придёт к власти в Камбодже
только через несколько лет. А вот в Китае страшная социальная катастрофа под
названием "культурная революция" уже развернулась.
    Планета Торманс пережила экологическую катастрофу: природные ресурсы
истощены, наряду с "цивилизованными" областями - мёртвые пространства и руины
городов, по которым ходят одичавшие толпы, - за несколько лет до "Римского
клуба" Ефремов затронул тему пределов роста неразумного хозяйствования. Впрочем,
сам он в авторском предисловии к книге ссылается на Богданова и Ленина, ещё в
начале ХХ века обсуждавших эту проблему.
    Торманс заселён беглецами с Земли, в самом конце существования классового
общества покинувшими родную планету в "космическом ковчеге". На первый взгляд, в
этом видится отход от принципа доступности межзвёздных полётов только этически и
социально благополучным обществам, отстаиваемого в "Сердце Змеи". На самом деле
перед нами исключение, которое лишь подтверждает правило; летевшие наудачу,
беглецы оказались волей случая (точнее - неведомого им физического закона)
заброшены на невообразимо далёкую планету. Варварски "освоив" её и истощив
природные ресурсы, они, соответственно, свалились в пропасть чудовищного
варварства и уже не помышляли ни о каком космосе. Например, для большинства
населения планеты существует обязанность "ранней смерти" - так решается
демографическая проблема. Разумеется, строй, сложившийся на планете в этих
условиях, мог быть только олигархическим. А от прошлого осталась официальная
легенда: первые тормансиане прибыли с Белых Звёзд. С этой мифической прародины
ими были привезены тексты "Великого гения Цоама", духовного отца тормансианской
олигархии. Прочитав это загадочное имя в обратном порядке, нетрудно увидеть, что
речь идёт о Мао Ц[зе-дун]е.
    А ещё из книги явствует, что и земляне, прежде чем перейти к созданию
справедливого общества (к Эре Мирового Воссоединения), также прошли через
тяжёлые катастрофы, включая третью мировую войну с применением ядерного оружия.
Но воля к Жизни победила. Час Быка (или Демона) на планете закончился, и через
две тысячи лет жители Земли пришли на помощь к своим далёким братьям и сестрам,
всё ещё пребывающим в инферно (по-латыни - "ад", "преисподняя"). Земляне не
устраивали бессмысленных политических переворотов на Тормансе, они дали жителям
этой планеты надежду и знания, снабдили некоторыми техническими средствами и
научили приёмам психической тренировки. После этого тормансиане сами покончили с
инферно у себя дома, сочетая выращивание новых общественных и человеческих
отношений с адекватной самозащитой от преступной властм - по третьему закону
Ньютона (действие равно противодействию).
    Первая публикация "Часа Быка" в сокращённом журнальном варианте состоялась в
1968 году, отдельной книгой роман вышел в 1970-м. А затем последовала записка в
ЦК КПСС за подписью шефа КГБ Ю.В. Андропова, резолюция "главного идеолога" М.А.
Суслова, специальное заседание Секретариата ЦК (12 ноября 1970 г.) и решительный
запрет романа, его изъятие из библиотек и магазинов, - высшие сановники
государства в олигархах Торманса узнали себя. "В романе "Час Быка" Ефремов под
видом критики общественного строя на фантастической планете "Торманс" по
существу клевещет на советскую действительность..." - говорилось в записке
Андропова. А в постановлении Секретариата ЦК с грифом "Сов. секретно", в
частности, оказано: "...писатель допустил ошибочные оценки проблем развития
социалистического общества, а также отдельные рассуждения, которые дают
возможность двусмысленного толкования". Ефремова пригласили на беседу к
секретарю ЦК П.H. Демичеву, который, к удивлению писателя, оказался хорошо
знаком с его произведениями и даже просил присылать рукописи будущих книг. Эта
просьба была впоследствии выполнена - Демичеву была отправлена рукопись
последней книги Ефремова "Таис Афинская". Беседа состоялась в марте 1970 года,
на ней Ефремов не согласился с "некоторыми критическими оценками его
научно-фантастического романа", как говорилось в записке отдела культуры ЦК.
Книга была запрещена. Интересно, что в уже цитированном письме В.И. Дмитревскому
от 25 мая 1971 года Иван Антонович говорит: чтобы этот роман стал привычным,
должно пройти ещё лет пятнадцать "поступательного движения нашей литературы"
[5]. Он ошибся лишь на один год: в 1987 году на волне "гласности" запрет на
упоминание и переиздание "Часа Быка" был снят. Но предвидел ли Ефремов, где мы
все окажемся еще через пять лет? На этот вопрос ответ утвердительный. В том же
1971 году он пишет своему американскому другу, палеонтологу Эверету Олсону:
    "Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском
понимании этих слов) много существеннее, чем мечи, стрелы и слоны, танки и
пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других
политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является
единственной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины
почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер
саморазрушения.
    Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое
будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и
перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они
смогут проводить научные и медицинские исследования? Поколения, привыкшие к
честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем
произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой
готической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех
странах..." [3] (курсив мой). Роман "Час Быка" создавался на фоне этих тревожных
мыслей. И разве это пророчество не напоминает сегодняшние реалии? (Конечно,
можно пойти дальше и искать социальные причины самого падения нравственности в
каждом конкретном случае, но это уже следующий шаг, в контексте всего
цитированного "письма непринципиальный.)
    Когда в массовом сознании честность и сознательная ответственность
превращаются в высшую глупость, в рискованное чудачество, либо рассматривается
лишь с точки зрения "выгоды", общество морально распадается. А тогда скатывание
в пучину олигархии и деспотической власти, будь то власть партии или власть
денег и мафиозных кланов, - это только дело времени. Что толку в хвалёных
западных демократиях, если в тех же странах базируются по своему внутреннему
устройству насквозь авторитарные транснациональные корпорации - носители той
самой "технической монокультуры", - своей мощью сопоставимые с государствами?
Если эти корпорации и их экономические и военно-политические агенты (МВФ, НАТО и
др.) устраивают в буквальном смысле "беспредел" в странах, не входящих в
"золотой миллиард" либерального Запада? И долго ли продержится демократия в
"развитых" странах, если не будет духовно-нравственного развития их народов, а
"третий мир" откажется быть их сырьевым придатком (и это время уже не за
горами)?..
    Но вернёмся в 70-е годы. Точнее - в гораздо более раннее время, ведь в
1970-71 гг. Ефремов пишет исторический роман "Таис Афинская". Главная героиня
этого произведения - афинская гетера Таис, участница похода Александра
Македонского, реальный исторический персонаж (в русских переводах античных
авторов её ошибочно называли Фаидой, так же, как богиню Артемис по сей день
упорно зовут Артемидой). Целью книги стало "показать, как впервые в европейском
мире родилось представление о гомонойе - равенстве всех людей в разуме, в
духовной жизни, несмотря на различие народов, племен, обычаев и религий... В
этом-то собственно главный стержень этого этапа развития истории человечества (с
нашей, европейской   индийской точки зрения)", - говорил Ефремов [5]. Идея
равенства всех людей, очень важная для осознания человеком своего места в мире,
противостояла бытовавшим в греческой политической мысли представлениям о резком
противостоянии двух миров: эллинов и "варваров". Эта точка зрения
разрабатывалась Аристотелем, считавшим, что "варвары" (особенно, "варвары" Азии)
самой природой предназначены быть рабами. Один из героев романа - загадочный
делосский философ-орфик - подчёркивает опасность такой точки зрения. Выведен в
книге и Аристотель - надо сказать, как отвратительный персонаж: духовно ущербный
женоненавистник и сноб. По мнению Ефремова, в исторических работах, тонувших в
датах, сменах царств и войнах, очень мало уделялось внимания самому драгоценному
- духовному развитию человечества. А ведь в описываемое в романе время произошли
большие религиозные кризисы. "Произошедшая повсеместно замена древних женских
божеств на мужские, нарастающее обветшание культа олимпийцев, влияние индийской
религиозно-философской мысли повели к развитию тайных вероучений", - говорит
Ефремов в предисловии к роману. В ушедших в "подполье" верованиях "живая
человеческая мысль пыталась найти выход расширяющимся представлениям о Вселенной
и человеке, скованным требованиями официальных религий..." Всё это при
подготовке книги пришлось собирать по крохам, заполняя пустые места фантазией.
Велик интерес писателя к уходящим в глубокую древность матриархальным культурам
Малой Азии, доиндоевропейских Крита и Индии, так благотворно повлиявших на
пришедшие им на смену Элладу и домусульманскую Индию. Последние, в свою очередь,
обогатили друг друга в результате похода Александра. Журнальная публикация
романа "Таис Афинская" состоялась в 1972 году. Его автор не дожил двух месяцев
до окончания публикации - ухудшавшееся со второй половины 60-х здоровье привело
5 октября 1972 года к смерти из-за сердечной недостаточности...

                C уважением, Yuri

... Строитель Железной Стены
 Msg  : 111 из 3520 -110 +112               Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 07 Сен 01 18:21
 To   : Alex Polovnikov
 Subj : Снова Ефремов [2/3]
    Известно, что святая жизнь не обходится без посмертного надругательства.
Примерно через месяц после ухода Ивана Антоновича к нему домой пришли люди из
КГБ и устроили 13-часовой обыск. Как говорила Таисия Иосифовна, гебисты ещё
удивлялись, что такой известный писатель жил всего лишь в двухкомнатной квартире
с низкими потолками. Вопреки распространённому мнению, никакие рукописи при
обыске изъяты не были, взятые на экспертизу предметы потом почти все вернули, за
исключением "холодного оружия". Вообще, вся история выглядела несколько
абсурдно.
    В 1991 году, благодаря публикации подполковника В. Королева в журнале
"Столица" [6], стали известны некоторые новые, сенсационные подробности. Королёв
сообщил, что в КГБ была создана нелепая история, согласно которой Иван Ефремов -
английский разведчик, подменивший "настоящего" Ефремова в Монголии. Точно
неизвестно, когда было начато "дело" Ефремова, но известно, что велось оно ещё
восемь лет после его смерти (!) и "распухло" до сорока томов. Наверное, приплели
несоответствие настоящего отчества и года рождения анкетным данным и, конечно,
отличное знание английского языка. Вёл "расследование" генерал-лейтенант В.И.
Алидин.
    Светлой памяти Василий Дмитриевич Захарченко, долгое время бывший главным
редактором журнала "Техника-молодёжи", в статье "Роман из вранья" так
прокомментировал эту абсурдную историю: "И на всю эту недостойную возню
тратились народные деньги, расходовались энергия и время. И кому-то она была
нужна. Даже необходима. В первую очередь тем, кто видел в произведениях великого
фантаста приговор собственному ничтожеству" [4]
    Ефремова боялись, за ним чувствовали огромное моральное превосходство и
загадочную силу, опасную для высших сановников государства, их прихлебателей и
"цепных псов". Иван Антонович по убеждениям был гуманистическим коммунистом и
именно поэтому не состоял в КПСС. Как само собой разумеющееся, он отказывал в
претензиях на коммунистичность "высшим идеологам" и "руководителям" страны и
давал людям иные ориентиры. Всё наше "политическое руководство" с этой точки
зрения оказывалось лишь паразитическим наростом на теле общества. Паразитом, в
течение десятилетий живущим за счёт огромной революционной энергии народа,
противоречиво выплеснувшейся в 1917 году. Характерный эпизод; за "Туманность
Андромеды" её автору в своё время была обещана Ленинская премия, но при условии
- переделать роман, отразив в нём роль компартии в построении коммунистического
общества. Писатель отказался.
    В романе "Лезвие бритвы" высказывается такая мысль: "Церковь к концу
средневековья разрослась в мощную организацию с широкой и неограниченной
властью, и по законам диалектического развития зёрна ошибок, посеянных при её
основании, разрослись до неизбежного противоречия с самим существом христианской
религии - до чудовищного по кровожадности и жестокости преследования ведьм, а
заодно и всякого свободомыслия". Возможно, это мои домыслы, но я не мог
избавиться от впечатления, что данная цитата относится не только к Католической
церкви, но и к большевистскому эксперименту в Российской революции. Во всяком
случае, мысль, высказанная здесь Ефремовым, вполне описывает эту ситуацию.
    В произведениях Ивана Антоновича немало доброжелательных слов о Советской
России - "первой стране социализма". Например, главная героиня романа "Час
Быка", начальница земной экспедиции и историк Фай Родис говорит: "Опять Россия -
первая страна социализма. Именно она пошла великим путём по лезвию бритвы между
гангстеризующимся капитализмом, лжесоциализмом и всеми их разновидностями.
Русские решили, что лучше быть беднее, но подготовить общество с большей заботой
о людях и с большей справедливостью, искоренить условия и самое понятие
капиталистического успеха, искоренить всяческих владык, больших и малых, в
политике, науке, искусстве" (курсив мой). Приведённую цитату, равно как и другие
подобные высказывания в книгах Ефремова, нельзя рассматривать как апологетику
советского строя 60-х годов, ведь путь "по лезвию бритвы", о котором здесь
говорится, отрицает хрущёвско-брежневские представления о коммунизме как о
потребительском рае, засилье "идеологии", культ "генсека" и другие реалии того
времени, вполне очевидные для такого самостоятельно мыслящего человека, как
Ефремов. Здесь писатель, глубоко любивший Россию, высказывает надежду на
будущее, для которого он трудился, не покладая рук. Надежду, которая с тех пор
так и не оправдалась, а события конца 80-х -начала 90-х годов привели лишь к
замене псевдосоциализма "гангстеризующимся капитализмом".
    Говоря о "социалистических странах" (по-хорошему, это словосочетание следует
брать в кавычки), будет целесообразно сопоставить высказывания Ефремова и ещё
одного выдающегося учёного, философа-системщика, писателя-фантаста и "еретика"
от социализма. Речь идёт об Александре Александровиче Богданове, творчество
которого Иван Антонович, конечно, знал. В своём романе-утопии "Красная звезда"
(1908 год) Богданов предсказывает: "...Даже там, где социализм удержится и
выйдет победителем, его характер будет глубоко и надолго искажён многими годами
осадного положения, необходимого террора и военщины с неизбежным последствием -
варварским патриотизмом. Это будет далеко не наш социализм". Так и произошло - в
1917-м году была предпринята первая серьёзная попытка прорыва к
социалистическому обществу, которая по ряду как субъективных, так и объективных
причин завела "не туда", В "Часе Быка" говорится, что "на первых порах на Земле
социализм уподоблялся капитализму в его гонке за материальной (в том числе
военной - А. К.) мощью и массовой дешёвой продукцией", при этом в жертву
приносились воспитание, искусство, невосполнимые природные ресурсы и сами люди.
Крайние, тоталитарные проявления этой тенденции - сталинский, маоистский,
северокорейский и им подобные режимы - в романе получили название "муравьиного
лжесоциализма". А террор 30-50-х годов в СССР Иван Антонович в одном письме
охарактеризовал как "мясорубку".
    В романе "Час Быка" подробно обсуждается актуальная и сегодня тема
антиолигархической гуманистической революции. "Устранение верхушки ничего не
решает: на месте убранных сейчас же возникнет новая вершина из нижележащего
слоя. У пирамиды надо развалить основание, а для этого необходимо дать нужную
информацию именно "кжи" (т.е. рабочим, находящимся внизу пирамиды - А.К.)",
-размышляет главная героиня романа. Её друг подтверждает, что "это давняя
методика всех подлинных революций. Приспеет время, и пирамида рухнет, но только
когда внизу накопятся силы, способные на организацию иного общества, ...для
этого нужен союз "джи" (интеллигенции - А.К.) с "кжи"". А ведь во многом именно
на негласном противопоставлении интеллигенции и рабочих держалась
сталинско-брежневская бюрократия. Вообще, на нём держатся все олигархии. А при
фашистских и им подобных диктатурах это противопоставление доходит до
"профилактического" натравливания "низов" на интеллигенцию - и в страхе держать
кого надо, и позволить "толпе" разрядить недовольство.
    Перечисленного достаточно, чтобы понять, почему Иван Антонович был опасен
режиму. Вскоре после его ухода на любое упоминание имени Ефремова, даже в
научных трудах по палеонтологии, был наложен глухой запрет, К чести
писателя-фантаста Александра Петровича Казанцева, он в этих условиях не побоялся
открыто высказаться в защиту памяти Ефремова (обратившись непосредственно в ЦК).
А вот Стругацкие, назьвавшие Ивана Антоновича своим Учителем и просто многим ему
обязанные - за пробивание всевозможных заслонов, "спасение" публикаций и т.п., -
не сделали ничего. "Высшие идеологи" государства отступили только благодаря
развёрнутой подлинными друзьями Ефремова кампании, к которой были подключены
известные учёные, деятели культуры, летчики и космонавты. Самоотверженно
боролась Таисия Иосифовна (которую регулярно дёргали вызовами в КГБ), очень
много сделал М.С. Листов. В 1975 году запрет на упоминание имени учёного и
писателя и на издание его книг (кроме "Часа Быка") был снят.
    Тенденцию всякого плохо устроенного общества бить по самому хорошему Ефремов
назвал Стрелой Аримана (или законом "направленного зла"). В течение жизни
неоднократно испытывавший её удары, Иван Антонович черпал мужество в примерах
героизма русских моряков во время войны 1904-1905 годов, о котором впервые
прочитал в детстве. Вот как это отражено в "Лезвии бритвы": "Сражение
повреждённого, старого, заполненного спасёнными с броненосца "Ослябя" крейсера
"Димитрий Донской" с пятью японскими крейсерами навсегда поразило воображение
Гирина". А вот ещё об одном герое Цусимы, о миноносце "Безупречный": "...Сима
мысленно видела одинокий миноносец под огнём врага и опершегося на поручни
мостка молодого лейтенанта. Её мама - дочь этого лейтенанта - была красавицей,
значит, и дед - тоже. Миноносец упорно шёл вперёд сквозь огонь, пока не
затонул...". И в последние годы жизни, с повреждённым сердцем, Иван Антонович
сравнивал себя с броненосцем: могучий корабль получил смертельную пробоину, он
продолжает вести бой, но, несмотря на все героические усилия капитана (Таисии
Иосифовны) и команды (друзей), с торжественной обречённостью всё глубже и глубже
уходит под воду... О броненосце "Ретвизан" он хотел написать повесть. А ещё была
задумана популярная книга по палеонтологии: "Та философская "жила", что
пронизывает мои романы, берёт начало здесь, и я обязан популярно изложить
читателю основы моей науки..." [11]. А еще - роман-предупреждение (второй после
"Часа Быка") "Чаша отравы". Также был задуман исторический роман "Дети росы" - о
нашествии на Русь полчищ хана Батыя, перевернувшем историю нашей страны и,
по-видимому, всей Евразии. В этой книге Ефремов намеревался "разглядеть корни
деспотизма, исследовать эту - тоже переломную - эпоху беспощадно и
беспристрастно..." [11]. Но и того, что он успел, хватило бы на несколько
жизней.
    Таков земной путь этого удивительного человека, ёмко характеризуемый
вынесенными в эпиграф строками его любимых поэтов. Его прах покоится на
Комаровском кладбище под Петербургом: могилу накрывает базальтовая плита, на ней
- неправильный многогранник, на котором высечены два слова: Иван Ефремов - и
годы жизни: 1907-1972.

... Гремля из кремля