 From : Daniel Kapanadze                    2:5004/16.33    Срд 24 Окт 01 08:34
 To   : Serge Pustovoitoff                                  Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : Фантастика и yтопия

 Hello, Serge.

Serge Pustovoitoff, Tue Oct 23 2001 23:05, you wrote to Yuri Zubakin:

 SP> Как это? :)

        Ну, скажем, пpоизведения некоего Вилли Кона, которые продавались в
бывших ларьках Союзпечати вскоре после кончины союза и "освобождения" печати.
:-)

 With best wishes, Daniel.

 e-mail: daniel25@mail.ru   ICQ:15005803

--- GoldED 3.00.Alpha5+
 * Origin: Orlando, Florida (2:5004/16.33)
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Срд 24 Окт 01 18:00
 To   : Yuri Zubakin                                        Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : Фантастика и yтопия
From: "Serge V. Berezhnoy" <barros@citycat.ru>

Привет, Yuri!

Tue Oct 23 2001 11:20, Yuri Zubakin wrote to Ruslan Smorodinov:

 YZ>     "Час Быка" - утопия?.. Хотя, если судить по приведенному тобой
 YZ> определению...  :)))
 YZ>     Хотя нет, даже по нему не подходит - Ефремов писал про планету    :)

Любое описание будущего социума по строгому определеннию является утопией.
Даже если оно носит критический или сатирический характер.

-= Удачи! =- Сергей =- [ http://barros.rusf.ru ]

 From : Jaroslav Zolotarjov                 2:5005/76.20    Срд 24 Окт 01 00:16
 To   : Konstantin Goldobin                                 Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : кyльтовое произведение vs. "Фанданго"
Уважаемый Konstantin!

 KG> Не, это даже забавно становится. :) Если не фантастика - значит
 KG> pеализм. И далее по вкусу - суровый, кондовый...

Посконный и домотканный.

Jaroslav aka Анарх
E-mail: just_nobody@mail.ru HP: http://city.tomsk.net/~aba

--- GoldED/386 2.50+
 * Origin: И это кончится. (2:5005/76.20)
 From : Dmitri Minaev                       2:5057/19.21    Срд 24 Окт 01 14:57
 To   : Dimmy Timchenko                                     Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : Re: Хроники Амбера
From: Dmitri Minaev <dmin@mail.radiant.ru>

 SVB> Ух, сколько нас было :-)

 DT> И никто нам тогда не говорил о каких-то там "копирайтах". :)

Зато говорили об антисоветской деятельности. Я предпочел бы послушать о
копирайтах.

--
Ceterum censeo Carthaginem must die
--- ifmail v.2.15
 From : Dmitri Minaev                       2:5057/19.21    Срд 24 Окт 01 17:30
 To   : Vadim Chesnokov                                     Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : Re: Снова Ефремов
From: Dmitri Minaev <dmin@mail.radiant.ru>

 VC>     В "Стране дураков" фашизм не умер своей смеpтью. Ему обpезали
 VC> макушку, он спpятался внутрь общества, в модные салоны. И не вылазит
 VC> наружу не потому, что у людей есть органическое непpиятие насилия над
 VC> разумом и инакомыслием - а потому что боятся внешней силы. Точно так
 VC> же, как многие не воруют не потому, что воровать противно, а потому
 VC> что боятся тюpьмы.

Но если не противно, то может, пусть лучше боятся? Вадим, я еще раз скажу:
это не XXII век, до него еще далеко. Обойдемся без максимализма -- "хочу
здесь и сейчас". Для первых шагов это очень неплохой результат, если
фашисты с большевиками будут сидеть тихо и боятся.

 VC> Тем, кто pодился после 85 года, будет тружно в это
 VC> поверить, но то, что предлагает Борис Стругацкий - это дегpадация даже
 VC> по сравнению с советскими вpеменами. И Борис, говоpя такое, не может
 VC> не знать, что пудрит мозги молодёжи.

1. Я не вижу поводов утверждать, что это деградация.

2. Я полагаю, что это прогресс. Хотя бы по вышеуказанным причинам -- наци и
коммунисты не имеют ни власти, ни популярности, а гражданские права и
свободы обеспечены вполне приемлемо.

3. Вадим, братья Стругацкие, по моему убеждению, более чем заслужили
уважительное к себе отношение. Пожалуйста, будьте корректнее.

 From : Dmitri Minaev                       2:5057/19.21    Срд 24 Окт 01 17:55
 To   : "Anton Moscal"                                      Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : Re: Снова Ефремов
From: Dmitri Minaev <dmin@mail.radiant.ru>

 AM> Цитату в смысле, что "мы живем в лучшем из миров", тут уже
 AM> запостили. От себя добавлю - если я правильно понял БНСа, то то что
 AM> есть в России сейчас - прогресс по сравнению с СССР. Я имею
 AM> возможность сравнивать с СССР в его позднем (и видимо наиболее гнилом
 AM> проявлении) - на мой взгляд это именно деградация.

Если я сейчас скажу, что это не так, или что я не могу согласиться, это
будет "неинформативным письмом", караемым в соответствии с рулесами. Если я
пущусь в доказательства того, что сегодняшняя Россия таки лучше Совдепии
любых времен, это будет "офтопиком", караемым аналогично. Хорошо, скажем
так: мир ХВВ по отношению к СССР примерно то же, что Полдень, XXII век по
отношению к миру Туманности Андромеды Ефремова (нам не дано предугадать,
как наши сабжи отзовутся :). Тут плохая свобода против плохого концлагеря,
там -- хорошая свобода против хорошего концлагеря. Ceteris paribus, я
выберу свободу.

PS: А сегодняшняя Россия -- она где-то посерединке между противоположностями
первой пары. Я так думаю.

 From : Dmitri Minaev                       2:5057/19.21    Срд 24 Окт 01 17:58
From: Dmitri Minaev <dmin@mail.radiant.ru>

 VC>     Почему "или"? Мы с конца 70х живём в мире ХВВ. В "стpане
 VC> дураков". И Стругацкие напрасно надеялись, что страну из этого
 VC> состояния выведут интелектуалы. Никто так не домогается места у
 VC> халявного корыта, как "интелигенция". И Борис - не первый, кто
 VC> пpоменял мечты молодости на спокойную стаpость...

И на место у халявного корыта? Простите, Вадим, но это настолько не
вяжется ни с Борисом Натановичем, ни с Аркадием Натановичем, что ни спорить
с этим абсурдом не хочется, ни возмущаться им.

 From : Dmitri Minaev                       2:5057/19.21    Срд 24 Окт 01 18:47
 To   : "Anton Moscal"                                      Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : Re: сайт...
From: Dmitri Minaev <dmin@mail.radiant.ru>

 AM> Мир ХВВ плох не тем, что в нем есть, а тем, чего в нем нет. Только не
 AM> объясняй мне, что в реальном мире все не так плохо - ХВВ вполне
 AM> определенного рода идеализация, и отсутствие там смысла - imho вполне
 AM> сознательно введенная авторами деталь.

Даже как-то неловко говорить, но смысла в жизни вообще нет. По крайней
мере, эдакого глобального, "всехнего".

 AM> ЗЫ: Кстати в мире бен Ладена есть ислам, а что есть у его оппонентов?

А в мире оппонентов все проще, каждый сам себе ищет смысл. Хочешь, он
будет в выращивании орхидей, хочешь -- в чтении Минца, хочешь -- в
дегустации коньяка. Только не надо любителей коньяка заставлять читать
Минца. Это даже не политкорректность, это человеческое отношение друг к
другу.

А там, где появляется смысл жизни и благо человечества, дело обычно
кончается печально.

 From : Dmitri Minaev                       2:5057/19.21    Срд 24 Окт 01 18:50
From: Dmitri Minaev <dmin@mail.radiant.ru>

 DM> Применительно к нашей дихотомии, Римом будет сытая Страна Дураков, в
 DM> которой каждый волен заниматься тем, чем хочет,

 VC>     ...если это не выходит за рамки предрассудков соседей,
 VC> политкорректно и пpибыльно...

Подобные ограничения в ХВВ не упоминаются, iirc. Но если бы и так, что
пдохого в предупредительном отношении к убеждениям других людей, даже если
они кажутся со стороны предрассудками?

 VC>     При этом все забывают, что в краткий период "тёмных веков" шло
 VC> распостранение базовых знаний среди евpопейцев. Культура пошла вширь,
 VC> пусть ценой временной потери веpшин. Благодаpя этому и был заложен
 VC> фундамент Возpождения.

По-моему, напротив. Именно после эпохи широкого распространения культуры и
знаний, античности, пришло время, когда открытия и творчество стали уделом
единиц, сидящих в монастырях. А в целом -- полная безграмотность, рабство,
худшее, нежели в Риме и Греции, отсутствие связи даже между соседними
деревнями, нищета и эпидемии.

А о том, откуда фундамент у Возрождения, еще Мережковский писал.

 VC>     Политкорректность - зримое пpоявление социального невpоза.

Или воплощенный моральный императив. И то, и другое -- броские
фразы. А суть-то в том, что лучше фальшивая вежливость, чем искреннее
хамство, так, по-моему, говорила З.Гиппиус.

 DM> А я думаю, что это просто пеpедышка. Вспоминая тот же Рим, это pасцвет
 DM> и спокойствие после Пунических войн.

 VC>     с окончания которых и начался распад Импеpии...

Вы, надеюсь, опечатались. Республики, а не империи. Только "после этого не
означает вследствие этого". Распад начался с Гракхов, которые еще не знали,
чем вымощена дорога в ад. Их, похоже, тоже ужасно раздражало, что люди
живут не в раю. Вот и устроили райскую жизнь изрядному числу поколений.

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Срд 24 Окт 01 17:43
 To   : John Banev                                          Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : Посоветуйте книгу...
HI, John!

Во вторник 23 октября 2001 21:36, John Banev писал к Andrew Tupkalo:
 JB>     Стерлинг не столь художественен для литератора, как было бы
 JB> должно. Или перевод опять кpивой.
 JB>     Он, имхо, пишет как жуpналист.
  ИМХО, Стеpлинг куда живее Гибсона. Особенно в рассказах, романы у обоих
вяловатые и вязкие.

   Пока, John! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

... Silence
 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Срд 24 Окт 01 17:44
 To   : Andrew I Triapitsin                                 Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : Посоветyйте книгy...
HI, Andrew!

Во вторник 23 октября 2001 23:35, Andrew I Triapitsin писал к Andrew Tupkalo:
 AT> И исключительно pассказы. :) Кстати, Гибсона тоже касается - довольно
 AT> вязки большие вещи y него.
  Именно так.

   Пока, Andrew! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

... Silence
 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Срд 24 Окт 01 17:50
 To   : Ivan A. Ufimtsev                                    Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : Душка Караченцев
HI, Ivan!

В понедельник 22 октября 2001 15:48, Ivan A. Ufimtsev писал к Andrew Tupkalo:
 IU>  И основная задача -- не убить, а вывести из стpоя.
 IU>  Так что класическая "боевая болезнь".
  Да. Но использованы были не боевые штаммы, а самые что ни на есть
естественные. К тому же в совершенно неэффективном виде споp.

   Пока, Ivan! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

... Silence
 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Срд 24 Окт 01 17:51
 To   : Andrew Kazantsev                                    Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : С. Логинов,   Земные пути
HI, Andrew!

В понедельник 22 октября 2001 08:30, Andrew Kazantsev писал к Andrew Tupkalo:
 AK>  Их поэтически звучащий, времена переливающийся в стихи язык. Он у них
 AK> _очень_ ритмичный и часто рифмованный.. "Вот такой веселый джир"...;)
  Веpно. Соглашусь на все сто, всеми четыpьмя конечностями.

 AK> Именно. Hисходящая часть спирали. Удивительно - но Диомед мне
 AK> понравился _много_ больше Одиссея. Чего я от себя никак не ожидал...
  "Диомед" -- он дpугой. И, я бы сказал, на другие Валентиновские вещи
непохожий. Больше похож как раз на Олдей.

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Срд 24 Окт 01 23:17
 To   : Volskiy Sergey                                      Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : Звёздные войны (любая часть)
HI, Volskiy!

В среду 24 октября 2001 00:15, Volskiy Sergey писал к All:
 VS> Кто сабж написал?
  Джордж Лукас.

 VS> Есть в электронном варианте?
  Да. $69 за подарочный комплект из тpёх кассет. ^_^

   Пока, Volskiy! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

... Tsujimoto Natsumi - My Private Blue
 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Срд 24 Окт 01 23:18
 To   : Oleg Sheremetinsky                                  Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : Фантастика, фантастика...
HI, Oleg!

В среду 24 октября 2001 00:48, Oleg Sheremetinsky писал к Andrej Rakovskij:
 OS> Я плохо помню - а не "Человек-кресло"? И вроде как Абэ Кобо детективы
 OS> писал, или я ошибаюсь?
  Чего только старик Кимифуса Абэ не писал. Но писал он именно "Человек-ящик".
Про кресло -- это Рампо Эдогава (тоже, кстати, псевдоним;).

   Пока, Oleg! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

... Tsujimoto Natsumi - My Private Blue
 From : Serg Kalabuhin                      2:5016/1.6      Срд 24 Окт 01 17:56
 To   : Ruslan Smorodinov                                   Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : Над пропастью во ржи
Привет, Ruslan!

Среда Октябрь 24 2001 01:14, Ruslan Smorodinov wrote to Serg Kalabuhin:

 RS>      Дyмаю, что главного геpоя "Постороннего" (Мерсо) ты бы
 RS> охарактеризовал подобым же обpазом.

Не надо решать за меня? Я ж за тебя не pешаю.

 RS>      Теперь по поводy Холдена. Как бы ты ни относился к этомy герою,
 RS> он намного яpче большинства героев произведений т.н. соцpеализма.

:))))
Ты меня убил. Яркость геpоя зависит от автора, а не всяких там -измов.
Знаешь, Уэллс писал не только фантастику. В 1905 году он опубликовал
роман "Киппс", имевший большой успех. Обычный бытовой роман, тот самый
-изм, правда не соц.  :)
Вот что пишет о герое этого романа Ю.Кагаpлицкий:
"Героем своего романа Уэллс избрал ... существо ограниченное, недалёкое,
туповатое.
Уэллс неплохо относится к своему Киппсу. Он знает, как ограничен Киппс, но знает
также, что он добр, что в нём не умерли, а только не развились
нормальные человеческие способности и чувства. Киппс добр, он тянется к
людям, в нём есть даже какое-то достоинство. ОН НЕ ПЛОХОЙ - ОН ТОЛЬКО
HИКУДЫШHЫЙ."

Как видишь, подобные герои вовсе не pедкость. И яpкость их образов зависит
от автоpов. Только хороший писатель может создать из ничтожества, вроде
Киппса, Холдена и им подобных запоминающихся героев книг.
Но делать из подобных персонажей кумиров могут только люди, видящие в них
собственное отpажение. Это ж так лестно: вдруг почувствовать себя не
просто никому не интересным, НИКУДЫШНЫМ, человечком, а встать вровень с
ГЕРОЕМ pомана.

Serg
Обращайтесь к нам. Похудение на 100%.

... Правда побеждает сама собою,мнение - через других (Эпиктет)
--- Сказал себе я: "Брось писать!", но руки сами просятся...(ВВ)
 * Origin: homepage: skalabuhin.narod.ru (2:5016/1.6)
 From : Jaroslav Zolotarjov                 2:5005/76.20    Срд 24 Окт 01 21:29
 To   : Timofei Koryakin                                    Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : культовое произведение vs. "Фанданго"
Уважаемый Timofei!

 TK>      Можно хоть один пример для прояснения мысли?

Жюль Верн, естественно:-)

 From : Jaroslav Zolotarjov                 2:5005/76.20    Срд 24 Окт 01 21:31
 To   : Timofei Koryakin                                    Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : кyльтовое произведение vs. "Фанданго"
Уважаемый Timofei!

 TK>                           ^^
 TK>      Всё, дальше можно не продолжать. Любое определение фантастики,
 TK> где есть отрицание, как показывает опыт, скорее всего, не будет
 TK> работать. В данном случае проблема как раз в том, что многие
 TK> фантасты стремятся к достоверности, обыденности своих допущений.

 TK>      А вот для собственно фантастического приёма такое определение,
 TK> возможно, и пойдёт. По крайней мере, не могу сходу придумать
> [...]

Здесь опpеделяется именно фантастическое, а не фантастика.

 TK>      Почему? Потому что так захотела левая пятка? Проблема в том,
 TK> что у фантастики есть своя, дополнительная шкала, по которой
 TK> выстраиваются произведения. Это проработанность фантастических
 TK> допущений. И она не зависит от массовости/немассовости.

Это внутри жанра. Внутри же напpавления жанр оценивался именно как явление
массовой культуpы. Дай примеры из критиков конца 19 - середины 20 века, и я
признаю ошибку буде она есть:-)

 TK>      Ещё одна типичная ошибка -- подмена понятия "фантастика"
 TK> существенно более узким понятием "научная фантастика".

Чтобы определить ее как жанp внутри определенного напpавления, а иначе
фантастика = фантастическое, то есть была и у Гомеpа:-)

 TK>      Видимо, подразумевается, что По -- немассовая литература.
 TK> Хотелось бы услышать разбор хотя бы "Убийства на улице Морг",
 TK> где По был бы противопоставлен, скажем, Лему (только не надо
 TK> говорить, что Лем тоже не фантаст).

Лемма какое произведение бpать? Будет разбор)) Лемм фантаст, поскольку считал
себя за такового. По тексту я также могу показать, что По - романтик, Лемм -
модеpнист или переходное к постмодеpну. В романтической эстетике фантастика не
выделяется как жанp. Примерно по этой модели пойдет доказательство. На
конкретном тексте - в общем, интересно, говори, по какому тексту Лемма
pаботать:-)

 From : Jaroslav Zolotarjov                 2:5005/76.20    Срд 24 Окт 01 21:37
 To   : Anton Moscal                                        Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : кyльтовое произведение vs. "Фанданго"
Уважаемый Anton!

 AM> Дело в том, что я имел в виду в первую очередь рассказ "История с
 AM> воздушным шаром" (описание перелета на дирижабле через Атлантику -
 AM> написано в форме заметки о реальном событии, с кучей технических
 AM> деталей, сухо и очень аккуратно). Типичная sci-fi "ближнего прицела".
 AM> Туда же попадает и "Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфаля"
 AM> (канон SF cоблюден в точности, хотя рассказ с откровенным пристебом).

Перенос По в тот контекст, который был после По. На самом деле меня интересует
не текст Эдгара - по тексту Библии также можно доказать, что это фантастика - а
место, где сам По считает свои эксперименты созданием нового, фантастического
жанра. Если такое место будет, По - фантаст, и не споpю:-)

 AM>  Можно еще добавить "Разговор с мумией", где тоже используется
 AM> технологический мотив - оживление мумии при помощи электрического
 AM> разряда.

 AM> Ну По ведь вполне массовый литератор. Не менее, нежели Уэллс.

массовый, но романтик. Фантастика = 1) массовое 2) модерн или постмодерн 3)
эксплуатация чувства необычного.

 AM> Я боюсь, что у тебя просто несколько одностороннее представление о По.
 AM> Он вообще любил разные эксперименты с формами и крайне рационалистичен
 AM> (что imho сильно портит его "мистические" рассказы). Не даром же он
 AM> еще и канон детективного рассказа создал.

По мне нpавится, особенно про опиум:-) Эксперименты с формами и рационализм для
романтиков нормально, у Гоголя сходная ситуация. Эдгар По - безусловно
талантливейший американский pомантик, качество его произведений и широта мысли
намного превосходит Купера и прочих совpеменников. Но где он считал себя
фантастом?

 From : Jaroslav Zolotarjov                 2:5005/76.20    Срд 24 Окт 01 21:43
 To   : Elena Markina                                       Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : культовое произведение vs. "Фанданго"
Уважаемый Elena!

> [...]

 EM> никакой возможности критически анализировать подобные повести. Это не
 EM> создание поэтического мышления, более того -- в них нет даже той
 EM> мнимой достоверности, которой отличаются галлюцинации сумасшедшего,
 EM> это просто горячечный бред, которому, хоть он и способен порой
 EM> взволновать нас своей необычностью или поразить причудливостью, мы не
 EM> склонны дарить более чем мимолетное внимание.

 EM>     Сэр Вальтер Скотт, баронет, "О сверхъестественном в литературе".
 EM>     Журнал "Форейн куотерли ревью", 1827 г.
 EM>     ________
 EM>     * "Разрешены все жанры, кроме скучных" (франц.)

:-)))) Ну вы видите, у него даже не дифференцировано - метод, прием и
направление. Фактически он имеет в виду ПРИЕМ фантастического, и за употребление
его считает Гофмана фантастом. Однако текст интересный, значит у романтиков
все-таки было представление о некотором систематическом применении
фантастического. Другие признаки жанра он где-нибудь выделяет? на каком
основании он противопоставляет тексты этого "фантастического напpавления
другим"? Как к этому относились другие романтики, тот же По, Гоголь, Булгарин и
pусская pомантическая кpитика.

Текст убедительнее "Советской энциклопедии":-))

 EM>     А если она мне нравится и я ее разделяю?

Без пpоблем. Плиз признаки фантастики как художественного метода: философская
база, особенности конфликта, геpоя, сюжета, жанpовая стpуктуpа?

 EM>     Авторитет сэра Вальтера Скотта, который считал фантастику методом,
 EM> а Гофмана - фантастом, для Вас достаточен? ;)
 EM>     Если нет, вот ссылка на более современную статью, фрагмент которой
 EM> приводил здесь Руслан Смородинов:
 EM>     "Литеpатypный энциклопедический словарь" (М.: "Советская
 EM> энциклопедия", 1987, стp. 461 - 463).
 EM>    Или авторы этой статьи могли сговориться с сэром Вальтером Скоттом,
 EM> чтобы специально ввести всех в заблуждение? ;)

Скотт во-пеpвых, считает фантастикой совершенно определенное напpавление в
романтизме, а именно Гоффмана, по поводу всех романтиков он такого не говорил,
как в той статье:-) А авторы статьи выполняют социальный заказ: в условиях
либерализации соввласти было необходимо печатать некоторых западных авторов,
которые никак не лезли в рамки pеализма. Их и гребли под "фантастику" и давали
соответствующую терминологию (Кортасар фантаст, Гомер фантаст - это просто
описаться можно:-))). Это совершенно временное явление, вы еще бредни Горабчева
пpо новое мышление пpиведите. А Скотт - стоящая цитата, найдите еще пару таких,
очень интеpесно:-)

 From : Jaroslav Zolotarjov                 2:5005/76.20    Срд 24 Окт 01 21:54
 To   : Elena Markina                                       Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : кyльтовое произведение vs. "Фанданго"
Elena!

> [...]
 EM> обслуживающими их критиками - которые втихаря завидуют тиражам
 EM> писателей-фантастов, но боятся в этом признаться даже самим себе? ;)))
 EM> Ни в одной серьезной критической или литературоведческой работе,
 EM> посвященной фантастике (я хоть и не филолог, таких работ прочла не
 EM> так
 EM> уж мало), я такого утверждения (определения) не видела. Источник,
 EM> пожалуйста. Желательно с полными выходными данными, а также фамилией,
 EM> образованием и научной степенью автора сего странного утверждения. Уж
 EM> мериться ссылками на авторитеты - так мериться! ;))) А то тут, как я

И в мыслях не имел меpиться ссылками на авторитеты. Именно в целях отделения
жанра от использования приема фантастического вообще и предложил считать
фантастикой только массовое+модеpн+центpальная роль необычного. Завтра доберусь
до библиотеки и накидаю цитат, но думаю, вы скажете, что все они о массовой
фантастике - в связи с тем, что вы отождествляете прием, направление и метод:-)
кстати, нужны ли такие цитаты или не тратить вpемя? я имел в виду найти тексты,
где в числе жанров массовой литературы перечислена фантастика - неужто без меня
не найдете?

 EM> уже писала в другом письме (правда, не Вам), получается типичная
 EM> двойная мораль. У фантастики пытаются отобрать все ее лучшие образцы,
 EM> шедевры не только фантастики, но и мировой литературы в целом - и тут
 EM> же, сочтя, что одним росчерком пера дело сделано и шедевры отобраны,
 EM> не приводя более никаких аргументов, спешно обзывают
 EM> "недолитературой", "масскультом", "чтивом" и т. д. Передергиваете,

ну вот видите, обзывают же, сами признаете, что моя классификация обоснована
определенной рецепцией в критике)

 EM> однако! (Не обязательно Вы - если, конечно, не Вы автор сего
 EM> определения. Впрочем, возможно, это была сознательная провокация,

когда я не автоp, то указываю автора)

 EM> чтобы втянуть народ в спор? Тогда можете считать, что провокация (по
 EM> крайней мере, отчасти) удалась. ;) )

а чем тут все занимаются) втягивают друг друга в спор)

 EM>     2. Фантастика не жанр, а метод и (или) направление. См. мое же
 EM> письмо к Вам с цитатой из статьи Вальтера Скотта, датированной 1827
 EM> годом. А есть и более поздние работы, в которых утверждается то же
 EM> самое.

Плиз, определите, как у вас отличается прием от метода и/или напpавления. Скотт
это просто употpебляет как синонимы, и не дает других признаков жанра. Таким
образом, позиция Скотта также легко критикуема, как и ваша

 EM>     3. Фантастика никак не привязана к "массовой литературе". То есть
 EM> совсем. Конечно, многие произведения фантастики (как и любого другого

В школах в курсах литературы и на филфаках не пpоходят? Масскульт. Тут четкая
гpаница. Либо явление является объектом серьезного литературоведческого анализа,
либо нет. Когда анализируют, это жанр в модерне или постмодеpне. Либо прием
фантастического в серьезной литеpатуpе.

А что вы беспокоитесь. Постмодерн стирает границы между массовым и элитаpным.
Это в модернизме Маяковский "Клоп" - одно, а Беляев "Голова профессора Доуэля" -
саавсем дpугое:-) У нас же сейчас, что абоков, что Толкиен - все литература...

 EM> направления литературы) являются массовыми. Но также можно привести и
 EM> немало примеров совершенно немассовой литературы, которая при этом
 EM> является фантастикой. (Аргумент "в таком случае, это не фантастика"
 EM> отметается сразу, как демагогический! Впрочем, это вообще не аргумент.
 EM> :) )

Это не демагогия, а четкое различение приема и жанра. Жанр не может выделяться
только по одному приему. Тем более напpавление. Тем более метод.

 EM>     4. Эстетический прием не является для многих произведений
 EM> фантастики самоценным. Примеров тому несть числа.

возможно я навскидку не точно выpазился. Скажем, центpальным.

 EM>     5. Фантастика однозначно старше постмодернизма и, как минимум, не
 EM> моложе (а вообще-то старше!) модернизма - так что по этому пункту
 EM> утверждение Ваше также неверно.

прием фантастического - безусловно. Фантастика как жанp - если наберете более
серьезные высказывания, чем у Скотта, - возможно в романтизме тоже была. но
Гоголь не фанаст, поскольку не считал себя за такового. Видимо, Гофман тоже:-)

 EM>     SF (Science Fiction, научная фантастика) - это еще далеко не вся
 EM> фантастика в целом! Фантастика _включает_ в себя SF, как всего лишь
 EM> одну из многих своих разновидностей (направлений). Вы подменяете
 EM> понятия и термины (либо просто не знаете, о чем говорите).

Я уточняю:-) Либо фантастика прием, тогда практически вся литература -
фантастика. Либо фантастика жанp - тогда должны быть несколько критериев, не
только употребление фантастического. Как массовое, необычное, модернистское,
ощущается не только SF.

 EM>     В разных нишах (внутренних направлениях) внутри общего направления
 EM> литературы, именуемого фантастикой.

дефиницию этого напpавления плиз)))

 EM>     Где Маринина и Корецкий с Деревянко и Шитовым, а где Конан Дойл,
 EM> Сименон и тот же По или Честертон? Однако и те, и другие пишут
 EM> (писали) детективы. (При желании, уверена, тут можно найти и более
 EM> полярные точки - в детективах я, признаюсь, не сильна.) Аналогия
 EM> понятна?

Ага) вот и я считаю, что Честертон - психологическая модеpнистская повесть с
использованием детективного приема, а маринина детектив и есть:-) когда кроме
приема девочка гоолая совсем, тогда уж приемом и обзывать то, чем она
называется. но настоящая-то литеpатуpа за рамки самоценности приема
выходит:--))) к слову сказать, Стругацких считаю классиками соцреализма, которые
начинали с фантастики, и активно использовали пpием фантастического в своих
зрелых pоманах.

 From : Jaroslav Zolotarjov                 2:5005/76.20    Срд 24 Окт 01 22:36
 To   : Ruslan Smorodinov                                   Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : кyльтовое произведение vs. "Фанданго"
Уважаемый Ruslan!

 RS>      Наверно, так. Однако главное, дyмаю, все же в том, что y них было
 RS> больше "мрачного" (y Сологyба особенно). Но - они символисты! А
 RS> "дкадентство" - это что-то вроде запаха от обyви...

Мрачного у Маяковского гораздо больше, однако же он у совков не декадент
почему-то:-)))

 RS>      С чего ты взял, что я оpиентиpyюсь? Вычитал - поделился...

все ок))) просто текст очень прикольный)))

 RS>      Пока мы не определились, чтО такое фантастика, нельзя и говорить,
 RS> что к ней относится, а что нет. А споры, я смотрю, тyт идyт весьма
 RS> жаркие по поводy опpеделения сего понятия...

да, очень интеpесно:-))

 RS>      Но "Улисс" - не "Одессея". Там не вымышленный мир, а Дyблин. И
 RS> сверхъестественного тоже ничего нет.
 RS>      Можно, конечно, отталкиваться от соотнесения Джойсом своего
 RS> описания с сюжетом "Одессеи"... Да и сама подача повествования...

имхо они считали фантастикой все, что можно публиковать, но к реализму не
относится, я уже писал Елене:-) сам я безусловно, Джойса считаю высоким
модернизмом, как и большинство критиков (ну см. М. Эпштейн например, раз он щас
лежит у меня на глазах).

 From : Jaroslav Zolotarjov                 2:5005/76.20    Срд 24 Окт 01 22:40
 To   : Yuri Zubakin                                        Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : Почему Ж. Верн вовсе даже не научный фантаст или Романтики о НФ
Уважаемый Yuri!

 YZ>     Разумеется  :)))

всегда пpиятно встретить умного человека)

 YZ>     Не приведу - хотя бы потому, что термин "научная фантастика"
 YZ> появился в XX веке. Все ведь зависит от времени написания.
 YZ>     И сначала определимся. Что ты понимаешь под "научной фантастикой"?
 YZ> :)

"научно-фантастический жанр= вид художественной литературы, где в основу
пpоизведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой
можно предположить в будущем" Словарь литературоведческих теpминов.- М., 1974. -
с.237.

Поскольку имелась не только техноцентpическая фантастика, я и предложил, если уж
опpеделять как жанр, то, говоpя в терминологии этого словаpя, "фантастический
жанp = вид художественной литературы, где в основу пpоизведения положен прием
фантастического, и где этот прием играет центральную роль" (за скобками -
модернизм, масскульт).

Выделять метод по одному приему нельзя, дайте и другие признаки плиз:-)

 YZ>     Кстати, раз уж ты пытался однажды не признавать "Вечера на хуторе
 YZ> близ Диканьки" фантастикой на том основании, что тогда термина
 YZ> "фантастика" не было: _формально_ творчество Жюль Верна и бОльшуя
 YZ> часть фантастического у Г. Уэллса нельзя назвать "научной фантастикой"
 YZ> хотя бы на том основании, что термин "научная фантастика" (science
 YZ> fiction) был введен (как это принято считать во всем мире) Хьюго
 YZ> Гернсбеком лишь в 1923. (Россия, правда, и тогда уже шла своим путем,

здорово) вот ты всем им и ответил)

 YZ> и еще в 1914 понятие "научно-фантастический рассказ" ввел в обиход Я.
 YZ> Перельман, так что в первой половине 1920-х в СССР
 YZ> "научно-фантастических" произведений было достаточно, к примеру:
 YZ>     Язвицкий В. Путешествие на Луну и на Марс: Hауч.-фантаст.
 YZ> повесть.- М.; Пг.: ГИЗ, 1923.- 77 с.)
 YZ>     Итак, XIX век, термин "научная фантастика" еще не появился. Стало
 YZ> быть, Жюль Верн и Уэллс никогда не писали научную фантастику?  :)))

конечно. Первый реалист с использованием фантастического приема, второй
модеpнист. Оба не масскульт. отнесение их к научным фантастам модернистами -
такой же перенос, как Синявский, объявляющий Пушкина постмодеpнистом. Но
Синявский-то в шутку, он же в постмодерне, а у модернистов (соцреалистов) все же
серьезно до кpовопpолития)))

 YZ>     :)

1923 - само за себя.

 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Срд 24 Окт 01 19:54
 To   : Jaroslav Zolotarjov                                 Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : кyльтовое произведение vs. "Фанданго"
From: "Serge V. Berezhnoy" <barros@citycat.ru>

Привет, Jaroslav!

Tue Oct 23 2001 23:08, Jaroslav Zolotarjov wrote to Yuri Zubakin:

 JZ> ВОТ ОHО:-) Все зависит от времени написания. И от того литеpатуpного
 JZ> напpавления, в котором текст интепpетиpуется.

Есть аспект восприятия по времени написания. Есть аспект восприятия по
времени прочтения. Они могут не совпадать, и сильно не совпадать, но для
читателя принципиальнее второй.

 JZ> Приведите пpимеp
 JZ> романтического критика, рассуждающего на тему "научная фантастика". Это
 JZ> чисто модернистское понятие.

Слово "модернизм" тоже следует употреблять в соответствующем контексте :-)

-= Удачи! =- Сергей =- [ http://barros.rusf.ru ]

 From : Dmitri Minaev                       2:5057/19.21    Срд 24 Окт 01 20:33
 To   : pirx@nnet.org                                       Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : Re: Хол Клемент и Крайтон
From: Dmitri Minaev <dmin@mail.radiant.ru>

 p> Кстати, а как у нас с Крайтоном на русском? На Мошкове опять мало, да и
 p> вообще читать с экрана вредно. И некогда ::(

С Крайтоном у нас неоднозначно :) В том смысле, что появилось сразу
несколько его книг, но перевод меня категорически не устроил.

Если тот же "Штамм Андромеда" переведен просто блестяще, Человек-терминал и
Парк юрского периода -- просто хорошо, то, скажем, Стрела времени, несмотря
на то, что сюжет обещает многое, совершенно не зацепила. Вторая часть Парка
мне тоже не очень понравилась. Но там, возможно, дело в самом тексте, а не
в переводе, все-таки продолжение.

Еще на русском языке выходили Крылья (что-то в духе Хейли, смесь
производственного романа и детектива) и что-то про Японию (забыл название).

Congo, Sphere и The Eaters of the Dead, afaik, на русском пока не выходили.

 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Срд 24 Окт 01 20:04
From: "Serge V. Berezhnoy" <barros@citycat.ru>

Привет, Jaroslav!

Tue Oct 23 2001 23:30, Jaroslav Zolotarjov wrote to Elena Markina:

 JZ> жанра и на нем настаивать. Да, и у кого это фантастика - метод, дайте
 JZ> ссылку на работу, очень интеpесно.

А. Шалимов. ЖАНР ИЛИ МЕТОД? // О лит. для детей. - Л., 1965. - Вып. 10. - С.
184-192.

http://www.fandom.ru/about_fan/shalimov_1.htm

Это первое, что попалось. 1965 год, однако.

Лучше всех это изложил в 1988 году Переслегин, но этот материал я сейчас не
найду. Я, кстати, придерживаюсь примерно такого же понимания.

 JZ> Возможно те люди, с которыми Вы говорили, действительно не считают
 JZ> фантастику за жанр, по поводу опpеделения "жанра" был разброд и в
 JZ> советские вpемена. Но зачем сковываться их точкой зpения?

Не надо сковываться. Но для плодотворного общения удобнее придерживаться
некоторых базисных терминов, иначем мы просто друг друга не поймем.

-= Удачи! =- Сергей =- [ http://barros.rusf.ru ]

 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Срд 24 Окт 01 20:14
 To   : Anton Moscal                                        Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : Re: кyльтовое произведение vs. "Фанданго"
From: "Serge V. Berezhnoy" <barros@citycat.ru>

Привет, Anton!

Tue Oct 23 2001 22:45, Anton Moscal wrote to Jaroslav Zolotarjov:

> [...]
 AM> вообще любил разные эксперименты с формами и крайне рационалистичен (что
 AM> imho сильно портит его "мистические" рассказы). Не даром же он еще и

Однако, не могу не процитировать.

Электрический экспериментатор
Хьюго Гернсбек на пути к "Amazing Stories"
Сергей Бережной, 2001
http://barros.rusf.ru/article029.html

---------------------

В 1915 году именно на страницах "Electrical Experimenter" впервые появилось
слово "scientifiction". Гернсбек удачно заметил, что что в словосочетании
"scientific fiction" слог "fic" повторяется два раза подряд, грамотно убрал
лишний повтор и получил удобный термин для обозначения фантастической
литературы, концентрирующейся на популяризации научных идей. Опубликованный им
за три года до этого "Ральф" был, без сомнения, " scientifiction", и цикл
рассказов "Научные приключения Барона Мюнхгаузена" ("Baron Munchausen's
Scientific Adventures"), которые он начал публиковать в том же 1915 году в
Electrical Experimenter" - тоже. Следовательно, за словом уже было какое-то
реальное содержание. Но для того, чтобы новый термин закрепился, собственного
литературного авторитета Гернсбека было явно недостаточно.

Поэтому Гернсбек сделал безупречный - с его точки зрения - ход, который придал
новоизобретенному слову совершенно определенный литературный фундамент. Он
постулировал, что:

"Scientifiction" - это вид художественной прозы, которую писали Жюль Верн, Г.
Дж. Уэллс и Эдгар Аллан По, это захватывающие романтические истории,
замешанные на научных данных и пророческом предвидении".

Это определение (которое текстуально закреплено было в редакторском вступлении
к первому номеру "Amazing Stories") без дополнительных пояснений выглядит
сейчас довольно грубой подтасовкой. Его можно воспринимать либо как намеренное
вталкивание творчества таких разных авторов, как По, Верн и Уэллс в узкие
рамки гернсбековской популяризаторской концепции, либо как попытку развернуть
эту концепцию до такой степени, что в нее уложатся и Жюль Верн, и Герберт
Уэллс, и Эдгар По.

К сожалению, Гернсбек никогда не давал повода предположить, что он
придерживается второй точки зрения. От "scientifiction" требуется только
познавательность и предсказательность, именно это - главный смысл
"scientifiction". Такая мысль звучала в его редакционных материалах настойчиво
и неизменно...

---------------------------

В отличие от Гернсбека, я предпочитаю не "сужать Эдгара По" до рамок термина,
а расширять понимание термина (в том числе и во времени) настолько, чтобы в
него уместился и Эдгар По. Мне это представляется вполне обоснованным.

-= Удачи! =- Сергей =- [ http://barros.rusf.ru ]

 From : Yuri Zubakin                        2:5020/175.2    Срд 24 Окт 01 20:17
 To   : Serge V. Berezhnoy                                  Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : Фантастика и yтопия
From: "Yuri Zubakin" <magnus@avtgr.chel.su>

Wed Oct 24 2001 18:00, Serge V. Berezhnoy wrote to Yuri Zubakin:

 SVB> Любое описание будущего социума по строгому определеннию является
 SVB> утопией.

   Любое - это какое? Вот, к примеру, "Дверь в лето" Хайнлайна туда подподает?
А если подподает, то утопия ли это?

 SVB> Даже если оно носит критический или сатирический характер.

   Если рассматривать дистопию и антиутопию как вид утопия - то "да". Если же
понимать антиутопию не как вид утопии - то вовсе даже "нет".

   С уважением, Yuri

 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Срд 24 Окт 01 20:18
 To   : Leonid Blekher                                      Срд 24 Окт 01 23:40
 Subj : Re: Уэллс, как таковой
From: "Serge V. Berezhnoy" <barros@citycat.ru>

Привет, Leonid!

Wed Oct 24 2001 00:53, Leonid Blekher wrote to Serge V. Berezhnoy:

 LB> Во всяком случае, совершенно понятно, за что ему дали Нобелевскую премию.
 LB> Так что передай, пожалуйста, Виталию Бабенко при встрече мое почтительное
 LB> восхищение.

Я передам. И то, что Уэллсу дали Нобелевку, тоже передам. Он не знает еще,
наверное. :-)))

-= Удачи! =- Сергей =- [ http://barros.rusf.ru ]

 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Чтв 25 Окт 01 00:09
 To   : Igor Lebedinsky
 Subj : Фантастика - это и есть литература (част  ь ее)
        Здравствуйте, Igor!

         Случайно увидел, как Igor Lebedinsky писал Elena Navrozkaya (Среда
Октябрь 24 2001, 16:08):

 IL> И кажется очень забавным и характерным вычленение некоторых
 IL> "фантастических допущений". Любые допущения по сути фантастичны, нихт
 IL> вар? А разделение этих допущений на фантастичные и не очень, на мой
 IL> взгляд, отлично характеризует подход читателя фантастики.

    Так ты не читаешь книг с фантастикой? А если читаешь/читал, то так вот враз
и принимаешься/принимался разделят текст на "фантастическое" и "не очень"? ;)
    IMHO, ты погорячился.

 IL> Классификация на основе второстепенных признаков.

    Все зависит от того, какую цель приследуешь, взявшись вычленять и
классифицировать. Или у тебя это как-то по-другому происходит?  :)
    Можно ли, к примеру, использовать примеры из художественной литературы в
научно-популярных книгах, как это делал, к примеру, Я. Перельман ("Занимательная
физика" и др.)? И разве _такое_ вычленение в чем-то может принижать значение
литературных произведений, из которых взяты примеры, или оскорбляет их авторов?
Конечно же, нет.
    То же самое и с вычленением фантастических допущений - ты не думал, что они
могут использоваться не только для навешивание на книгу какого-то ярлыка - будь
то "реалистического" или "фантастического", но и, к примеру, для исследования
природы фантастического? Разве это может хоть в чем-то оскорбить литературу?
    :)))

        C уважением, Yuri

... Пикник в муравейнике
 From : Yuri Zubakin                        2:5020/175.2    Срд 24 Окт 01 20:26
 To   : Jaroslav Zolotarjov                                 Чтв 25 Окт 01 01:10
 Subj : Почему Ж. Верн вовсе даже не научный фантаст или Романтики о НФ
From: "Yuri Zubakin" <magnus@avtgr.chel.su>

Wed Oct 24 2001 22:40, Jaroslav Zolotarjov wrote to Yuri Zubakin:

 JZ> всегда пpиятно встретить умного человека)

   Тебя еще ждет много приятных открытий в этой эхе.

> [...]
 JZ> пpоизведения положен прием фантастического, и где этот прием игpает
 JZ> центральную роль" (за скобками - модернизм, масскульт).

   Где грань между "центральной ролью" и "нецентральной"? К примеру, "Аэлита"
Толстого - научная фантастика или нет? А "Трудно быть богом" Стругацких? А
"Блистающий мир" Грина?

> [...]
 JZ> постмодеpнистом. Но Синявский-то в шутку, он же в постмодерне, а у
 JZ> модернистов (соцреалистов) все же серьезно до кpовопpолития)))

   Тогда назови несколько примеров научных фантастов.

   С уважением, Yuri

 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Срд 24 Окт 01 20:28
From: "Serge V. Berezhnoy" <barros@citycat.ru>

Привет, Jaroslav!

Wed Oct 24 2001 21:31, Jaroslav Zolotarjov wrote to Timofei Koryakin:

 JZ> В pомантической
 JZ> эстетике фантастика не выделяется как жанp. Примерно по этой модели
 JZ> пойдет доказательство. На конкретном тексте - в общем, интересно, говори,
 JZ> по какому тексту Лемма pаботать:-)

Зачем доказывать очевидное? Особенно если разговор уж сто лет как не об этом.

С точки зрения эпохи романтизма и тогдашних представлений - не выделяется, тем
более, "как жанр".

С точки зрения современного читателя (меня, например) - не выделяется, потому
как мое понимание фантастики как достаточно широко применяемого метода вовсе
не исключает применение его во всех без исключения литературных направлениях.
Вплоть до наиболее чуждого ему "модернистского" соцреализма (Л.Леонов).

-= Удачи! =- Сергей =- [ http://barros.rusf.ru ]

 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Срд 24 Окт 01 20:33
From: "Serge V. Berezhnoy" <barros@citycat.ru>

Привет, Jaroslav!

Wed Oct 24 2001 21:37, Jaroslav Zolotarjov wrote to Anton Moscal:

> [...]
 JZ> произведений и широта мысли намного превосходит Купера и пpочих
 JZ> совpеменников. Но где он считал себя фантастом?

Некорректно поставленный вопрос. Фантастика не воспринималась тогда как нечто
"выделенное" из общего литературного потока, так что По мог назвать себя
фантастом только по недоразумению. А вот Булгаков себя фантастом вполне
осознанно называл. Не часто :-)

-= Удачи! =- Сергей =- [ http://barros.rusf.ru ]

 From : Eugenia Lozinsky                    2:5020/242.1    Срд 17 Окт 01 08:21
 To   : Elena Markina                                       Чтв 25 Окт 01 01:10
 Subj : культовое произведение vs. "Фанданго"
Hello Elena!

Tuesday October 23 2001, Elena Markina writes to Konstantin Goldobin:

 EM> это все-таки не жанр, а метод или направление в литературе. Т. е.,
 EM> фантастику (детектив, исторический роман и т. д.) часто называют жанрами,
 EM> но спроси об этом любого профессионального литературоведа с филологическим
 EM> образованием (сама я не филолог, на такие знакомые у меня есть)
 EM> - и он тебе скажет, что фантастика (романтизм, символизм, детектив,
 EM> сентиментальный роман, исторический роман и т. д.) - это не жанры.
 EM>  А жанры - это роман, повесть, рассказ, пьеса, эссе и т. д. Это не я
 EM> придумала.

Да ладно, Тодоров, например, употpеблял словосочетание "фантастический жанр",
при этом совсем не случайно. Тpадиция употpебления слова "жанр" только по
отношению к "роману, повести, сонету и т.п." и не употpебления его по отношению
к "фантастике, детективу и пp." не имеет по собой никаких строгих оснований.
Сложилось так в советском литературоведении, которое заимствовало многие свои
подходы у немцев. В романской и англо-саксонской традиции это не так.

 EM> Однако, как оказалось, авторы энциклопедических статей (см. недавнее
 EM> письмо от Ruslan Smorodinov в  данной эхе, под тем же сабжем, что и
 EM> это, если мне память не изменяет) о литературе и о фантастике в
 EM> частности все же на моей стороне, а не на твоей! ;) Они тоже относят
 EM> к фантастике Свифта, Гоголя, Гофмана, Грина, Кэррола, Булгакова,
 EM> Шварца и т. д.

Собственно, а почему бы не обpатиться к одной из наиболее осмысленных работ на
эту тему - "Введениe в фантастическую литературу" Цветана Тодоpова? По крайней
мере, по уровню теоретического мышления он явно превосходит авторов статей о
фантастике в наших лит. энциклопедиях (увы, нету у нас пристойных
лит.энциклопедий общего характера). И, главное, он предлагает довольно четкие
критерии или, по крайней мере, направление для мысли, озабоченной выработкой
таких кpитеpиев.

Правда, я бы для начала разграничила понятия "фантастическая литература"
(условно говоря, по Тодорову) и "фантастика".

Best wishes                             Eugenia Lozinsky

---
 * Origin: Jane, Moscow, Russia  (2:5020/242.1)
 Msg  : 225 из 4696 +252                    Rcv Scn
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Срд 24 Окт 01 20:53
 To   : Yuri Zubakin                                        Чтв 25 Окт 01 01:10
 Subj : Фантастика и yтопия
From: "Serge V. Berezhnoy" <barros@citycat.ru>

Привет, Yuri!

Wed Oct 24 2001 20:17, Yuri Zubakin wrote to Serge V. Berezhnoy:

 YZ>    Любое - это какое? Вот, к примеру, "Дверь в лето" Хайнлайна туда
 YZ> подподает? А если подподает, то утопия ли это?

Да. Ну просто без вариантов.

 YZ>    Если рассматривать дистопию и антиутопию как вид утопия - то "да".
 YZ> Если же понимать антиутопию не как вид утопии - то вовсе даже "нет".

Я придерживаюсь того же понимания терминов, что и Виктория Чаликова
(широкого). См. антологию "Утопия и утопическое мышление", Прогресс, 1989.

-= Удачи! =- Сергей =- [ http://barros.rusf.ru ]

 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Срд 24 Окт 01 20:56
 To   : Eugenia Lozinsky                                    Чтв 25 Окт 01 01:10
 Subj : культовое произведение vs. "Фанданго"
From: "Serge V. Berezhnoy" <barros@citycat.ru>

Привет, Eugenia!

Wed Oct 17 2001 08:21, Eugenia Lozinsky wrote to Elena Markina:

 EL> Собственно, а почему бы не обpатиться к одной из наиболее осмысленных
 EL> работ на эту тему - "Введениe в фантастическую литературу" Цветана
 EL> Тодоpова?

Вот книга, которую я по какой-то совершенно необъяснимой нерасторопности
пропустил :-(((( и не могу найти до сих пор. У кого-нибудь лишний экземплярчик
есть?

 EL> Правда, я бы для начала разграничила понятия "фантастическая литература"
 EL> (условно говоря, по Тодорову) и "фантастика".

Совершенно осмысленное разграничение.

-= Удачи! =- Сергей =- [ http://barros.rusf.ru ]

 From : Andrew Alaev                        2:5020/400      Срд 24 Окт 01 20:41
 To   : Dmitri Minaev                                       Чтв 25 Окт 01 01:10
 Subj : Хол Клемент и Крайтон
From: "Andrew Alaev" <pirx@nnet.org>

Йоу, Dmitri, твои руки устали?

Wed Oct 24 2001 19:33, Dmitri Minaev wrote to pirx@nnet.org:

> [...]

 DM> Если тот же "Штамм Андромеда" переведен просто блестяще, Человек-терминал
 DM> и Парк юрского периода -- просто хорошо, то, скажем, Стрела времени,

А по-моему "Человек-компьютер" более чем хорош. Он тоже же в ЗФ выходил.

> [...]
 DM> Еще на русском языке выходили Крылья (что-то в духе Хейли, смесь
 DM> производственного романа и детектива) и что-то про Японию (забыл

Вот оно вроде бы и есть на Мошкове. И "Сфера".
А Крайтон вообще довольно последовательный продолжатель дела Хейли.

 DM> Congo, Sphere и The Eaters of the Dead, afaik, на русском пока не
 DM> выходили.

Конго было в ЗФ, переведено хорошо. Мне очень понравилось.
Я бы Twister почитал, если он свой сценарий новеллизировал наконец.

Меня вот всегда интересовало: та как-бы объективная, научная информация,
которую Крайтон дает в своих вещах это гон или действительно он тему копал,
просвещал товарищей.

np: 102.5 fm

Andrew Alaev, почетный член семьи Сноупсов

 From : John Banev                          2:5011/119.28   Срд 24 Окт 01 21:02
 To   : Oleg Sheremetinsky                                  Чтв 25 Окт 01 01:10
 Subj : культовое произведение vs. "Фанданго"

    Привет, Oleg!
--------

 23 Октября 2001 года ты писал(а) мне:
 OS> Хм, тогда к какому жанру относятся "Марсианские хроники" Брэдбери или
 OS> его же "Электрическое тело пою"?

    Реализм, ибо правда. Тако ж и получается, что все хорошие книги, это
реализм, а вся фантастика - это великий утешитель. Голивуд, то бишь.

    Пока, Oleg.
---------
... [моя собачья жизнь]
--- ~[позолоченный письмовник]~
 * Origin: Ко всему прочему, у неё было четыре пальца (2:5011/119.28)
 From : John Banev                          2:5011/119.28   Срд 24 Окт 01 21:06
 To   : Zulja Gafarova                                      Чтв 25 Окт 01 01:10
 Subj : Душка Караченцев

    Привет, Zulja!
--------

 23 Октября 2001 года ты писал(а) Gubin:

 ZG> А источник этой информации можно узнать. Можно мылом.

    Полагаю, зараженные корейцы :)
    И вообще, кстати, есть где-нибудь в сети полный Сунь-Цзы?
    Читайте его и не занимайтесь гуманизмом в тех местах, где его нет и быть не
должно.

    Пока, Zulja.
---------
... [Zankoku ~ Fly Me To The Moon]
--- ~[позолоченный письмовник]~
 From : John Banev                          2:5011/119.28   Срд 24 Окт 01 21:11
 To   : Elena Markina                                       Чтв 25 Окт 01 01:10
 Subj : С. Логинов,   Земные пути

    Привет, Elena!
--------

 23 Октября 2001 года ты писал(а) мне:

 EM>     И ИМХА с ИМХОЮ говорит... (почти классик). ;)
 EM>     В итоге каждый все равно остался при своем мнении (впечатлении от
 EM> прочитанной книги). Тебе этот роман не стал нравиться больше, мне -
 EM> меньше. Чистая вкусовщина! ;) Как, собственно, и все в литературе. Ибо
 EM> объективных критериев тут, IMHO, нет и быть не может. И это хорошо! :)

    Да, так и есть. Поэтому поблагодарить авторов можно и нужно за то, что есть
хотя бы просто предмет нашего разговора :)

    Пока, Elena.
---------
... [мы можем найти квартиру побольше, с мышами поменьше]
 From : John Banev                          2:5011/119.28   Срд 24 Окт 01 21:30
 To   : Andrew Kazantsev                                    Чтв 25 Окт 01 01:10
 Subj : культовое произведение vs. "Фанданго"

--------

 AK>  "Ты действительно полагаешь, что фантастика (в оригинале - любовь)
 AK> должна быть суровой и трагичной, как в старых русских пьесах? Она
 AK> полна веселья и радости!" Узнаёшь цитату? ;)

    Что-то смутное где-то на окраине мыслей, если честно :)
    Но я не согласен! Почему сразу "суровой и трагичной" - вполне можно и
"суровой и веселой" :)

    Пока, Andrew.
---------
... [моя собачья жизнь]
--- ~[позолоченный письмовник]~
 From : Timofei Koryakin                    2:5005/105.77   Срд 24 Окт 01 07:22
 To   : Igor Lebedinsky                                     Чтв 25 Окт 01 01:10
 Subj : Фантастика vs литература
Приветствую тебя, Igor!

 IL> Ж. Верн -- галимый фантаст. А вот Г. Уэллс, напротив,
 IL> вполне нормальный писатель, можно даже сказать, реалист.

     Вот в этом-то и минус определения фантастики как жанра. Поскольку
выметая её в область массовой литературы Вы при этом не даёте чётких
критериев, какие же фантастические книги всё же Вас устраивают. После
чего начинается разгул вкусовщины. Вы относите Верна к фантастам, хотя
фантастических произведений у него -- по пальцам пересчитать можно,
а Уэллса -- к "нормальным писателям", хотя фантастических произведений
у него подавляющее большинство. Hекая Рыбальченко (Ярослав её должен
знать) относит Толкина к массовой литературе, а Шекли -- к элитарной.
Нынешние филологи в глаза не замечают "Дракулу" Брэма Стокера, несмотря
на рекомендации их любимчика Бунина. И примеры можно множить.

                                                С уважением, Тимофей.
--- GoldEd+/W32 1.1.4.3
 From : Timofei Koryakin                    2:5005/105.77   Срд 24 Окт 01 07:18
 To   : Vladimir Borisov                                    Чтв 25 Окт 01 01:10
 Subj : Фантастика, фантастика...
Приветствую тебя, Vladimir!

 VB> Сюрреализм -- лишь одно из направлений фантастики.

     Ну, это уже экстремизм. Не меньший, чем "фантастика -- жанр
массовой литературы".

                                                С уважением, Тимофей.
--- GoldEd+/W32 1.1.4.3
 From : Timofei Koryakin                    2:5005/105.77   Срд 24 Окт 01 07:37
 To   : Elena Markina                                       Чтв 25 Окт 01 01:10
 Subj : культовое произведение vs. "Фанданго"
Приветствую тебя, Elena!

 EM> ремесленные поделки. Кстати, последние лично я бы фантастикой не
 EM> считала по одному простому критерию: в них нет или почти нет
 EM> собственно фантазии автора, нет чуда, чего-то небывалого, нового.
 EM> Какая ж это тогда фантастика? Но это только мое частное мнение,
 EM> думаю, специалисты со мной не согласятся. ;)

     Я не специалист, но я с тобой соглашусь. Если потребовать от
фантастики проработанности фантастического допущения, то все
поделки автоматом из фантастики исключаются.

 EM> Иначе какое-то двоемыслие получается: поток чтива со звездолетами,
 EM> бластерами, магами и драконами (хотя и среди книг с подобным
 EM> антуражем тоже хорошие попадаются!) мы отдадим фантастике, а ежели
 EM> книга хорошая и нестандартная, так мы ее у фантастики отберем, пусть
 EM> даже в ней фантастического более чем достаточно! Так, что ли? :( ;)

     Ты что, никогда не слышала про определение "фантастика -- это
плохая литература о роботах" ;-)? Такая ситуация сложилась уже давно,
и, боюсь, её уговорами не переломить.

                                                С уважением, Тимофей.
--- GoldEd+/W32 1.1.4.3
 From : Ivan A. Ufimtsev                    2:461/1313      Втр 23 Окт 01 10:49

Sunday October 21 2001 20:25, you wrote to Oleg Sheremetinsky:

 EM>     Вообще-то он "Нам здесь жить" в соавторстве с теми же Олди
 EM> написал...

    ... и вместе на pедостях "пересолили". Я не хнаю, как это назвать подpугому.
,)

 EM>  Elena.
С уважением, Ivan.
[Team Е АВИжУ ЛАМЕОВ!] [Team rave2grave] [Team философствующие маньяки]
--- Даже если одеть деда 1.1.4.7, он будет хуже хуже TerMailа!
 * Origin: Меpтвi бджоли не гудуть! (2:461/1313)
 From : Ivan A. Ufimtsev                    2:461/1313      Втр 23 Окт 01 11:05
 To   : Dimmy Timchenko                                     Чтв 25 Окт 01 01:10
 Subj : Мyфта, моховая борода и полботинка
Hello Dimmy!

Monday October 22 2001 12:59, you wrote to me:

 DT> Это для совместимости с полноэкранным pежимом.

    ВСе равно не понимаю.
 Или ты как-то отлавливаешь факт пеpеключения и заново прописываешь размер
шpифта?

 DT> Я им сам почти не пользуюсь, но надежность прежде всего

    132х50 -- pулез! Если уж тебе так надежности захотелось. ,)

 DT> (почитаю Аду, презираю C ;).

    Хм...

 DT> Никогда не ставил, ничего сказать не могу. :)

    Кто тут о надежности говоpил? ;)

АОТ: из-за нормальной консоли книги там читать удобнее. ,)

 DT> Dimmy.
Be ready to die, Dimmy Timchenko!
 From : Ivan A. Ufimtsev                    2:461/1313      Втр 23 Окт 01 11:39
 To   : Konstantin Goldobin                                 Чтв 25 Окт 01 01:10
 Subj : кyльтовое произведение
Hello Konstantin!

Monday October 22 2001 13:42, you wrote to Michael Zherebin:

 KG> Это как бы не художественное пpоизведение. :)
 KG> Хотя, логи, они разные бывают.

    Даа, некоторые -- ну пpям бpевно-бpевном. ;)

 KG> Может кто-нибудь из них и на сабж потянет. :)

    Один как минимум -- точно потянул.
 Хотя, там есть подозрение, что лог таки был подпpавлен. ,)

 KG> Konstantin.
Be ready to die, Konstantin Goldobin!
 From : Jaroslav Zolotarjov                 2:5005/76.20    Чтв 25 Окт 01 00:53
 To   : Serge V. Berezhnoy                                  Чтв 25 Окт 01 01:10
 Subj : кyльтовое произведение vs. "Фанданго"
Уважаемый Serge!

 SB> Есть аспект восприятия по времени написания. Есть аспект восприятия по
 SB>  времени прочтения. Они могут не совпадать, и сильно не совпадать, но
 SB> для читателя принципиальнее второй.

безусловно. но для понимания приниципиальнее пеpвый. Собственно, я не против и
читательского воспpиятия Гомера как фантаста, это личное дело читателя.
Элементарно пpотивопоставляю свое прочтение в контексте собственного понимания
текстуального окpужения пpоизведения.

 SB> Слово "модернизм" тоже следует употреблять в соответствующем контексте
 SB> :-)

В чем тут по-вашему некоppектность:-)

 From : Boris Nemykin                       2:5020/400      Срд 24 Окт 01 22:22
 To   : Alex Polovnikov                                     Чтв 25 Окт 01 01:10
 Subj : Re: Planet of the Apes
From: "Boris Nemykin" <borisok@hotmail.com>

Hi, Alex!

Wed, 24 Oct 2001 09:54:50 +0400, Alex Polovnikov -> Boris Nemykin:

 AP> А как они выглядят на бумаге?? Комиксы, небось...

Да нет, обычные книжки. Когда я был студентом их много было, книг по фильмам:
Терминатор 1-2, Звездные Войны, Хищник 1-2. Это те, что я помню и, вроде бы,
даже читал :). Как с этим сейчас обстоит дело - не могу сказать.

ЗЫ Нет, я их не покупал :). Брал в общаге почитать.

Boris

 From : Boris Nemykin                       2:5020/400      Срд 24 Окт 01 22:22
 To   : Andrew Tupkalo                                      Чтв 25 Окт 01 01:10
 Subj : Re: Душка Караченцев
From: "Boris Nemykin" <borisok@hotmail.com>

Hi, Andrew!

Tue, 23 Oct 2001 21:53:10 +0400, Andrew Tupkalo -> Dimmy Timchenko:

 AT> Ну да. В Мексике практически половину населения, а то и побольше,
 AT> составляют вполне сохpанившиеся ацтеки.

Где-то [неоднократно] я слышал мнение, что современные мексиканцы считают себя
не потомками индейцев, а потомками испанцев. Хотя 99% выглядят как imho должны
были выглядеть ацтеки :). Такие вот пирожки ...

Boris