- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Konstantin Grishin                  2:5020/194.71   Суб 01 Дек 01 14:19
 To   : Kasantsev Andrew                                    Суб 01 Дек 01 21:36
 Subj : Информация, книги, Гамлет (было - вз  гляд из дюзы)
Как поживаете, Kasantsev ?

 Пятница Hоябрь 30 2001 01:34 перехвачено сообщение:  Kasantsev Andrew ==>
Leonid Blekher:

 KA> Ты понял! ;)
 KA> Да, конечно. Не более МРОТа в месяц. Тебя пугает эта сумма?

    Хм.
    То есть я сейчас сажусь, левой ногой пишу какую-нибудь попсовый сериал, при
этом по ходу пнув ногой пару каких-нибудь флеймоопасных тусовок - резуноидов,
фоменкоидов и т.п, и за каждую книгу буду гарантированно получать в месяц МРОТ?
Все, сажусь писать. по книжке в месяц - года за два приличная сумма набежит.
А к старости вообще прелесть будет. :)))

... И свет в домах зажигали не люди, свет в домах зажигали маски...
--- Старик Козлодоев /w32 1.1.4
 * Origin: Фрезеровщик нежных детских душ... (2:5020/194.71)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Konstantin Grishin                  2:5020/194.71   Суб 01 Дек 01 14:34
 To   : Anton Moscal                                        Суб 01 Дек 01 21:36
 Subj : Инфоpмация, книги, Гамлет (было - вз  гляд из дюзы)
Как поживаете, Anton ?

 Пятница Hоябрь 30 2001 13:56 перехвачено сообщение:  Anton Moscal ==> Dmitry
Casperovitch:

 AM> Другое дело, что я действительно считаю, что традиционный путь
 AM> распространения книг отживает свое. И что если сколько-нибудь массово
 AM> (хоть даже 5-6%) пойдет процесс издания их по "моей" методе, то все
 AM> беспокоящие тебя пробемы качества и удобства тоже найдут свое решение.

 AM> Сейчас вон я просто наблдюдаю аналогичный процесс с фотографией - у
 AM> меня уже куча знакомых, которые снимают цифровиком, а печатают на
 AM> фотопринтере.

    Чем бы дите не тешилось, лишь бы...
    На данном уровне любительское цифровое фото - это то же самое по качеству,
что МП3 относительно CD в музыке. Только дороже, в отличие от :)
    На данный момент, чтобы получить хотя бы приближающееся к пленке качество
на формате отличном от бытового 10х15, цифровая камера формата 135 стоит
килобаксы (без учета сменной оптики). Про средний формат 120 я вообще молчу,
туда цифра даже еще и примериваться не начала.

 AM> Да - в какой-то момент это начнет разрушать сеть фотоателье и бизнес
 AM> связанный с изготовлением и продажей фотоматериалов. И что - тоже
 AM> запрещать?

    Да ни фига оно не разрушит.
    Просто раньше люди таскали в минилабы пленку 135 типа, а будут таскать
флешки. И карточка 10 х 15 будет стоить те же самые 3 рубля - ее, кстати, в
большинстве лабораторий и так уже печатают на цифровых машинах, которым без
разницы исходник. Ну, и фотофирмы будут делать меньше пленки и больше бумаги.
:))

... Скажите, пожалуйста, как пройти в Воронеж? (с) котёнок Василий
--- Старик Козлодоев /w32 1.1.4
 * Origin: Котёнок Баскервилей (2:5020/194.71)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Konstantin Grishin                  2:5020/194.71   Суб 01 Дек 01 14:42
 To   : Anton Moscal                                        Суб 01 Дек 01 21:36
 Subj : Инфоpмация, книги, Гамлет (было - вз  гляд из дюзы)
Как поживаете, Anton ?

 Пятница Hоябрь 30 2001 14:12 перехвачено сообщение:  Anton Moscal ==> Dmitry
Casperovitch:

 AM> Какие-то подвижки начались только тогда, когда поняли что
 AM> противостоять распространению MP3 они не в состоянии (и то - первой
 AM> реакцией был наезд на Napster - как легко понять абсолютно бесполезный
 AM> по сути - даже вредный - если бы они попытались вместо запрета
 AM> договориться, то возможно получили бы свои отчисления, а так - просто
 AM> получили множество клонов этой системы, которые полностью
 AM> неконтролируемы)

    Hе-а. Против всех сейчас идут судебные процессы.
    В итоге они получили то, чего хотели - компании боятся связываться с
халявным р2р - обменом без контроля за контентом, дабы не попасть под судебное
преследование. :)

... Извините, пожалуйста. Я нечаянно. Хотел подумать, а получилось вслух...
--- Старик Козлодоев /w32 1.1.4
 * Origin: Котёнок - это наше все (2:5020/194.71)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Konstantin Grishin                  2:5020/194.71   Суб 01 Дек 01 14:45
 To   : Anton Moscal                                        Суб 01 Дек 01 21:36
 Subj : Книги по самовоспитаню своей личности
Как поживаете, Anton ?

 Пятница Hоябрь 30 2001 16:41 перехвачено сообщение:  Anton Moscal ==> Sergey
Lukianenko:

 AM> Хорошо - а если я хочу иметь твои (допустим) тексты на своей странице
 AM> в аналогичном доступе и ready-to-print форме?

    А какой ты формат под этим имеешь в виду?

 From : Slawa Alexeew                       2:5020/614      Суб 01 Дек 01 14:06
 To   : Leonid Blekher                                      Суб 01 Дек 01 21:36
 Subj : Монархизм в книгах и головах
              Приветствую тебя, Leonid!
Продолжу разговор от 01 Dec 01 в 11:56 между Leonid Blekher и Dmitry E. Volkov:
-----------
 LB> Из Злотникова, положим, такой же монархист, как из... из... ну, в
 LB> общем, петь я тоже не умею. :))

Роман Злотников. И пришел многоликий... (Вечный #3):
=== Cut ===
  - Ну что ж, попробуем. - Император сделал паузу. - Скажите, что,
по-вашему, является силой, обеспечивающей устойчивость любому государству?
  Ив удивленно посмотрел на собеседника:
  - А вы считаете, что эта сила единична? Император бросил на Ива нарочито
безмятежный взгляд:
  - В общем-то да.
  - Удивительно. Мне казалось, что существует целый комплекс факторов -
экономические, социальные, политические, демографические...
  - Это не так. Эти факторы, безусловно, очень важны, от них зависит сила
государства, его богатство, влияние, уровень жизни и многое иное, но они
теряют всякое значение, если государство утратит то, что я подразумеваю.
  Император сделал паузу, ожидая вопроса, и Ив решил его не разочаровывать:
  - И что же это?
  - Единство нации.
  В кабинете на некоторое время повисла тягучая тишина. Его величество
смаковал вино, Ив задумчиво играл бокалом, размышляя об услышанном.
Наконец он повернулся к императору:
  - Я бы хотел уточнить, что вы подразумеваете под этим термином?
  - Я думаю то же, что и вы. - Император одарил Ива выразительным взглядом и
продолжил: - И так как этот фактор чисто духовный, моральный, то есть как
бы эфемерный, то для его обеспечения требуются столь же эфемерные
составляющие, вернее, кажущиеся эфемерными... - И тут он внезапно резко
изменил тему: - Вы не обращали внимания на то, что демократия, так
сказать, в чистом виде наиболее успешна именно в мононациональных
государствах или государствах, не имеющих серьезных исторических корней,
то есть образованных эмигрантами на пустом месте, таких, как Содружество
Американской Конституции или его родоначальник - США. Недаром, вас столь
подчеркнуто престижно понятие гражданства, а вопрос о национальности
считается прямо-таки неприличным. А государства, образованные множеством
исторически сложившихся наций, устойчивы только в виде монархий, иначе они
просто разваливаются на мононациональные куски, иногда более-менее мирно,
но чаще всего довольно кроваво?
  - Ну, я не был бы столь категоричен... Однако кое-какие параллели
действительно просматриваются. И чем, по-вашему, это вызвано?
  Император усмехнулся:
  - Все просто. В каждой семье должен быть глава. Его можно любить или
ненавидеть, но как только глава исчезает, начинаются свары. Сначала
словесные - кто кому сколько должен и кто от кого больше натерпелся, затем
дело доходит до битья посуды, а заканчивается все крысиным ядом в чай или
чугунной сковородой по затылку. Массы людей, составляющих нацию, обладают
гораздо большей инерцией, чем те, из которых складывается семья, поэтому
все разгорается гораздо медленнее, но заканчивается революцией и
гражданской либо межэтнической войной. Кстати, это прекрасно понимали даже
отцы "чистых" демократий. Именно потому наиболее устойчивы демократии,
обладающие таким суррогатом монарха, как президент. Вспомните, страны с
так называемой парламентарной демократией являются лидерами по частоте
сменяемости правительств.
=== Cut ===

     Leonid, всего Вам наилучшего!
                    Slawa (14:06).

---
 * Origin: Pirates BBS, 00:00-07:00, ZyX (2:5020/614)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Nikolai Komlev                      2:5020/175.2    Суб 01 Дек 01 17:43
 To   : Konstantin Grishin                                  Суб 01 Дек 01 21:36
 Subj : Гарри Поттер
From: "Nikolai Komlev" <nk@tgph.tvcom.ru>

> [...]
 KG> поступили. Дабы они не замыкались в школьных стенах и не отрывались от
 KG> "обычной" жизни.

 KG>     Только получается маленький нюанс. Если я не ошибаюсь, то
 KG> классическая английская школа в классическом понимании - это заведение
 KG> для обучения детей высшего сословия, и соответственно ситуация, когда
 KG> ребенку на лето поехать некуда, была практически невозможна - если нет
 KG> родителей, то в любом случае существует опекун, который блюдет (или не
 KG> блюдет, это уж как повезет) землю и состояние до повзросления наследника

Не обязательно. Пример - Диккенс "Тайна Эдвина Друда".
Там правда не мужская школа, а пансион для благородных девиц.
Родителей нет, опекун, который блюдет, в наличии, а воспитанница на каникулы
остается в школе.

Nikolai Komlev

- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Uriy Kirillov                       2:5049/1.5      Суб 01 Дек 01 17:57
 To   : Andrew Kazantsev                                    Суб 01 Дек 01 21:36
 Subj : Информация,   книги, Гамлет (  было -   вз  гляд из дюзы)
                  Яппаньки вам,уважаемый(ая)(ое) Andrew !

  Было 01 Dec 01 01:47, Andrew Kazantsev отстукивал(а) на клавире письмо к
Sergey Lukianenko:
 AK> Но - система авторского права в нынешнем выражении позволяет получать
 AK> деньги за воздух - то есть купить права у автора, и перепродать их.
 AK> Или вообще положить под сукно. И вот это - плохо.
  Кстати,хочу заметить,что самого Лукьяненко это тоже касается.Потому что ежели
у нас будет введена 'цивилизованная' система защиты авторских прав по
 западному образцу - то однажды к нему постучатся в дверь и потребуют
 поделится доходами полученными при использовании интеллектуальной,
 охpаняемой копирайтом собственности компании Микропроз,плюс возмещение
 моральных убытков. Да,собственно и сейчас могут потребовать - по
 Скляpовcкому ваpианту...
                   Мы еще встpетимся!Голодный эвок Гpызли.

 * Origin: Продам душу. Доpого. Пpедоплата. (с) Сатай Синовал. (2:5049/1.5)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Dimmy Timchenko                     2:469/15        Суб 01 Дек 01 16:42
 To   : Andrew Tupkalo                                      Суб 01 Дек 01 22:24
 Subj : Снова Ефpемов... или Кpапивин? :)
Hi Andrew.

01 Dec 2001, 19:19, Andrew Tupkalo writes to Dimmy Timchenko:

 DT> Да.  У нас очень поплохело с экологией за последние лет 15-20.

 AT> Вообще-то, если бы ты не станал тут, а интеpесовался фактами,

Грубим?  Факты - это то, что я вижу вокруг себя.

 AT> то ты бы заме- тил, что с экологией за последние 15-20 лет не
 AT> поплохело, а просто разительно _улучшилось_.

Смотря где.  Но спорить я с тобой здесь, конечно, не буду.

 AT> В Рейне, бывшем в 70-х сточной канавой всей Геpмании

Рейн?  Вспомни про Дунай, особенно про Тису, убитую на несколько десятилетий
минимум.  Ай, да думай что хочешь.

- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Dimmy Timchenko                     2:469/15        Суб 01 Дек 01 15:17
 To   : Anastacia Maximova                                  Суб 01 Дек 01 22:24
 Subj : Информация, книги, Гамлет (было - взгляд из дюзы)
Hi Anastacia.

30 Nov 2001, 15:14, Anastacia Maximova writes to Anton Moscal:

 AM> Я, собственно, что хочу добавить? Мне, как человеку и гражданину
 AM> своей страны, обидно, когда учить нас доброму, светлому, вечному
 AM> берутся совершенно *чужие* люди.

Ну, они ведь занимаются этим уже давно.  Вспомни те же "голоса" в семидесятые и
восьмидесятые, теперешнюю рекламу, которая очень похожа не на продвижение
товаров, а на промывание мозгов, передачи типа "За стеклом", засилье
примитивных американских фильмов... да сколько этого вокруг!  Просто мы
притерпелись и не замечаем.

 AM> Они чужие не по своему происхождению, не по крови, а по культуре,
 AM> по ментальности.

Вот они и пытаются пропустить нас через фильтр своей ментальности.  Наложить
матрицу.  Просветить, примерно как индейцев.  E pluribus unum.  Novus ordo
seclorum.  Большой Брат смотрит на нас глазом Великого Архитектора.  Империя
Добра наносит удар. Пакеты с гуманитарной помощью перекрасили в синий цвет,
чтобы афганцы не путали их с кассетными бомбами.  У тебя после этого остались
вопросы? ;)

- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Dimmy Timchenko                     2:469/15        Суб 01 Дек 01 16:45
 To   : Vladimir Ilushenko                                  Суб 01 Дек 01 22:24
 Subj : Поговорим О Культуре ;)
Hi Vladimir.

20 Nov 2001, 08:52, Vladimir Ilushenko writes to Andrew Tupkalo:

 AT> Любопытство, проще говоpя. %)

Ключевые слова: "проще говоря".

 VI> Нет, Ондpий-кун...из "любопытства" в "зону смерти" не ходят. Там
 VI> ведь как - тебя непрерывно _пpедупpеждают_ "не ходи дальше, не
 VI> ходи, вниз иди, вниз, ВHИЗ...

Мне вот интереснее по горам _гулять_.  Невысоко, километр-два.  Там такие
изумительные виды бывают... а воздух! а тишина! а солнце! :)

- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Dimmy Timchenko                     2:469/15        Суб 01 Дек 01 16:50

20 Nov 2001, 09:35, Vladimir Ilushenko writes to Kat J Trend:

 KT> Думаю, если бы мне платили за мои литературные опыты и я работала
 KT> бы над каждым словом, и письма мои читались бы как поэма.

 VI> Если бы тебе платили за килобайт текста, это была бы не поэма, а
 VI> помесь Головачева с Латыниной.

Кстати, кто-то писал об этом, кажется, неуважаемый тобою Кинг. :)  Что когда
занимаешься "литературным трудом", начинаешь экономить слова и образы, собирать
их "для бизнеса"...

- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Serge Aksenov                       2:5020/1930.50  Суб 01 Дек 01 18:54
 To   : Kasantsev Andrew                                    Суб 01 Дек 01 22:24
 Subj : Информация, книги, Гамлет (было - взгляд из дюзы)
Привет гоpячий, Kasantsev Andrew!

Как-то раз, а точнее Пят Hоя 30 2001, писано было Kasantsev Andrew (2:5020/400)
к Serge Aksenov:

 KA> Весьма показательно. Различие в менталитете
 KA> видно невооруженным взглядом. Пусть за меня
 KA> поделится другая структура - но только бы
 KA> не пришлось с другими договариваться...

     Каждый видит то, что хочет. А на самом деле это просто компания заботится
о том, чтобы ее сотрудники всякой ерундой на рабочем месте не заботились.

Вcего наилyчшего, Serge Aksenov. [ICQ UIN: 1627378]

--- Старик Козлодоев 1.1.5-0908
 * Origin: Точность - вежливость снайперов.. (2:5020/1930.50)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Elena Maslova                       2:5057/34.37    Птн 30 Hоя 01 20:46
 To   : Timur Ahmetshin                                     Суб 01 Дек 01 22:24
 Subj : Фэнтэзи
Hello Timur.

06 Jun 01 06:43, you wrote to all:

 TA> Посоветуйте что-нибудь почитать вроде "Тень мага" Л. Кудрявцева,
 TA> "Рождение мага", "Дочь некроманта" Перумова.

Андре Нортон цикл Колдовской Мир.
Элеонора Раткевич "Деревянный меч", "Рукоять меча", "Наемник мертвых богов"
Elena

--- GoldED+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Home my Stronghold station  (2:5057/34.37)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Elena Maslova                       2:5057/34.37    Птн 30 Hоя 01 21:11
 To   : alexander yuzhakoff                                 Суб 01 Дек 01 22:24
 Subj : Экономикс
Hello alexander.

28 Nov 01 14:22, you wrote to Alex Polovnikov:

 ay>>> А между прочим, сколько людей, столько и тpактовок
 ay>>> пpелюбодеяния.
 ay> А дальнего можно?
А лицо не помнут?

 From : Grigory Naumovets                   2:5020/400      Суб 01 Дек 01 18:56
 To   : Kat J. Trend                                        Суб 01 Дек 01 22:24
 Subj : Re: Гарри Поттер
From: "Grigory Naumovets" <grmail@grmail.sita.kiev.ua>

Hello, Kat!
On Thu, 29 Nov 2001 03:16:09 +0300,
"Kat J. Trend" <Kat.J.Trend@p9.f688.n5030.z2.fidonet.org> wrote to Elena
Kandybina:
KJT> А вот интересно, есть ли у нас в пределах досягаемости
KJT> соотечественник, которому Фрэнк Баум нравится больше Волкова?

У меня одно время книги Волкова ассоциировались с Volkov Commander :-)
В детстве я их любил, но недавно дочке перечитывал, и на этот раз от языка и
слога был не в восторге.
А Баума так и не прочёл.

Г.H.

- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Alexey Shaposhnikov                 2:5092/1        Суб 01 Дек 01 14:52
 To   : Vladislav Zarya                                     Суб 01 Дек 01 22:24
 Subj : Re: Информация, книги, Гамлет
        Haile ande faile Vladislav!

 AT> "Манэки-нэко" Стеpлинга? А вот интересно, работоспособна ли такая
 AT> модель на пpактике?
 VZ> Что интересно, у Стерлинга, который эту модель с такой симпатией
 VZ> описывает, ты ни одной художественной вещи в свободном доступе не
 VZ> найдешь, только статьи.
Так "Hackers crackdown" это статья?

Геральта --- Алексей Шапошников.

--- Gnus/5.0808 (Gnus v5.8.8) XEmacs/21.4 (Common Lisp (candidate 1))
 * Origin: TSS <<Warrawoona>> (2:5092/1)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Grigory Naumovets                   2:5020/400      Суб 01 Дек 01 19:27
 To   : Konstantin Grishin                                  Суб 01 Дек 01 23:17
 Subj : Re: Гарри Поттер
From: "Grigory Naumovets" <grmail@grmail.sita.kiev.ua>

Hello, Konstantin!
On Sat, 01 Dec 2001 12:32:49 +0300,
"Konstantin Grishin" <Konstantin.Grishin@p71.f194.n5020.z2.fidonet.org>
wrote to Vadim Chesnokov:
KG>     Так вот, ситуация с сабжем отличается следующим: у него опекуны
KG> отдельно, а состояние - отдельно. И состоянием он вправе
KG> распоряжаться сам, без согласия опекунов, что само по себе уже вещь
KG> редкая.

Я бы даже сказал, опекуны у него в одном мире, а состояние в другом.

Кстати, принесли мне пиратскую кассету с фильмом. Изображение так себе,
перевод сделан скорее всего сразу на слух -- переводчик книги явно не читал,
имена безбожно перевирает (Дамбльдур, Хармони Грэнжер, Малбойл и т.п.) и в
смысл многих эпизодов совершенно не въезжает. IMHO фильм и так рассчитан в
основном на тех, кто уже читал книгу, а в таком переводе те, кто не читал,
вообще мало что поймут.
А сам по себе фильм ничем особенным не потрясает, но детям, которые уже
прочли книгу, должен нравиться (вон на IMDB он уже вошёл по отзывам публики
в top 250).

With best regards,

Г.H.

- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Elena Maslova                       2:5057/34.37    Суб 01 Дек 01 20:11
 To   : alexander yuzhakoff                                 Суб 01 Дек 01 23:17
 Subj : Экономикс
Hello alexander.

30 Nov 01 00:29, you wrote to me:
 ay> Лень - двигатель сна. Желание вкусно поесть и мягко поспать вкупе с
 ay> белой завистью являются двигателями пpогpесса.
И все таки лень. Лень было идти к сосоеду и придумали телефон. Лень было читать
газету и придумали телевизор и т.д.
 ay> Да. Но основная проблема экономических теорий, разработанных западными
 ay> экономистами, заключается в том, что экономические законы откpываются
 ay> по методу индукции. Собиpаются данные об отpаслях США и
 ay> pазpабатываются теоpии. Они не всегда применимы у нас, а иногда
 ay> элементарно противоречат действительности.
А к России американские и другие экономические теории вообще мало применимы.
В нашем родном государстве, особенно после долгих лет правления компартии,
вообще образовалось что-то довольно странное, не влазивающее ни в какие
экономические и логические рамки.
 ay> Елена, не нуждаюсь. Я пpочёл массу специализированной литературы по
 ay> интересующим вопросам экономики, т. к. по образованию экономист.
Я тоже была им когда-то. Пришлось преквалифицироваться.

 From : Elena Maslova                       2:5057/34.37    Суб 01 Дек 01 20:29
 To   : Alex Polovnikov                                     Суб 01 Дек 01 23:17
 Subj : бвл
Hello Alex.

30 Nov 01 11:37, you wrote to me:
 AP>  А что Пеpумов?
А есть?

 From : Elena Maslova                       2:5057/34.37    Суб 01 Дек 01 20:29
 To   : Alex Polovnikov                                     Суб 01 Дек 01 23:17
 Subj : У кого детективы лучше
Hello Alex.

30 Nov 01 11:38, you wrote to me:

 AP> А вы попpобуйте. Клянусь, жалеть не пpидется...
Я бы с удовольствием, но нету у меня его книг, а читать с экрана не могу( дочка
маленькая спит в одной комнате с компьютером, а он шумит знаете ли)

 From : Elena Maslova                       2:5057/34.37    Суб 01 Дек 01 20:40
 To   : Anton A. Lapudev                                    Суб 01 Дек 01 23:17
 Subj : бвл
Hello Anton.

30 Nov 01 09:15, you wrote to me:

 AL> Включая Конана и Блейда.
А это какое отношение к Перумову имеет? Тот Блейд который есть у нас это что-то
типа Джеймса Бонда в параллельных мирах.
 AL>  Пара с автографом. И вообще я с ним был лично знаком. Hо
 AL> давнооооо...

Завидую белой завистью.

 From : Elena Maslova                       2:5057/34.37    Суб 01 Дек 01 20:46

30 Nov 01 09:19, you wrote to me:

 AL> Ой. Кстати, о Хмелевской. Вот мама у меня от неё просто млеет.
 AL> А я прочитал "ЧСП" ещё в "Совр. польском детективе" - очень
 AL> понравилось. Потом прочитал "Всё красное" в "Смене" - и качественный
 AL> спад меня огорошил настолько, что больше я её читать не стал. Но судя
 AL> по маминой реакции - Хмелевская всё такая-же - романы изобилуют
 AL> не-радующими хохмачками, а качество падает от романа к роману.
Мобыть-быть  Вас и не радует, а мне нравится. Возможно я не предъявляю к ее
хохмочкам слишком больших требований и мне хватает? Хотя если быть совсем
обьективной, то да, она стала немного нудноватой.

 From : Elena Maslova                       2:5057/34.37    Суб 01 Дек 01 20:54
 To   : Dimmy Timchenko                                     Суб 01 Дек 01 23:17
 Subj : О душе. ;)
Hello Dimmy.

30 Nov 01 11:54, you wrote to me:

 DT> Это - нам.  И теперь.

 DT> Кстати, меня всегда смущало и утверждение христианской церкви о том,
 DT> что у животных нет души.

Христианская церковь и религия вообще это отдельная песня. Меня многое смущает
в ее утверждениях. Особенно если учесть, что туже Библию мы получили в очень
приблизительном варианте от оригинала.
Вот в том то и дело. А мы почему то этим шибко гордимся. И это главный аргумент
нашего превосходства.

 From : Alexey Shaposhnikov                 2:5092/1        Суб 01 Дек 01 22:35
 To   : Konstantin Grishin                                  Вск 02 Дек 01 01:04
 Subj : Re: Инфоpмация, книги, Гамлет (было - вз  гляд из дюзы)
        Haile ande faile Konstantin!

www.miktex.org

 KG> Консольные реализации не интересуют, посколько на изучение уйдет явно
 KG> больше заявленных нескольких часов.
Ты где видел графичеческий компилятор? Эта вещь будет посильнее, чем роутер
с дружественным интерфейсом.

 From : Evgeny Novitsky                     2:5004/5.36     Суб 01 Дек 01 21:30
 To   : msk@mail.tepkom.ru                                  Вск 02 Дек 01 01:04
 Subj : Инфоpмация, книги, Гамлет (было - взгляд из дюзы)
Привет, msk@mail.tepkom.ru!

В пятницу, ноябpя 30 2001, в 01:16, Anton Moscal сообщал Evgeny Novitsky:

 AM> Не - ну ведь ты же веpоятно договаpиваешься - куда тебя довезут. Люди
 AM> обычно свои обещания выполняют. А вот если выделываться начнешь -
 AM> типа, "а мне вот пpямо к тому подъезду" - это уже нафиг.

Скажем, в ситуации, когда я поздно ночью возвращаюсь со дня pождения друга,
то и "к подъезду" имеет значение :)) Но не в этом суть... Пусть даже пример
не самый удачный - но мысль-то ясна?

 AM> На самом деле с книгами уже
 AM> довольно близко и получили - аналогичный в сущности ответ издателей
 AM> на претензии - "что нам выгодно, и так как нам выгодно - мы издали,
 AM> не нpавится, как мы это сделали - не читай, а чего не издали - так
 AM> какое нам дело, что тебе это прочитать хочется. Не дадим - мое!".

Хм. Ты упорно рассматриваешь издателей как некую чрезвычайно сплоченную группу,
цель которой - проигнорировать твои интересы ;)) Между прочим, основной
целью их является продать те книги, которые ими изданы... И если книга издана
плохо, то ее шансы пpодаться уменьшаются... А уж сожаления на тему, что не
издано что-то, чего тебе хочется, носят характер надуманный.

 AM> В свое вpемя тут писатели уже ламентировали на тему, что pассказы
 AM> писать оно конечно здорово, но их никто издавать не хочет.

Понимаешь ли, большинство *не* возьмет книжку ради пары pассказов. Это,
в общем-то, факт...

- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Evgeny Novitsky                     2:5004/5.36     Суб 01 Дек 01 21:56
> [...]

 AM> А дело-то в том, что это не жадность и не глупость - это вопpос
 AM> контpоля над пpоцессом. Отдать на сторону верстку - поступиться одним

:)))))) Верстка - рычаг контpоля? И каким же обpазом?

 AM> А кстати - зачем? (за исключением непосредственно того места, куда
 AM> она вставлена и его ближайших окрестностей).

Проще всего рассмотреть начала глав. С их названиями, возможными эпиграфами
и т.д.

 AM> Нет. Точнее - тому, что сделает TeX, предоставленый сам себе, можно
 AM> довеpиться вернее, чем человеку, который будет это делать вручную за
 AM> з/п в $200. Меня периодически посещает мысль сделать программку,
 AM> пеpегоняющую тексты с Мошкова в TeX'овский формат - с минимальным
 AM> интеллектом на предмет pаспознавания глав и всяких там центpовок. В
 AM> принципе ничего особенно сложного быть не должно.

Опять дураки издатели - не пользуют TeX, пpедпочитая зазpя платить
веpстальщикам?

 AM> Хотя я бы не сказал, что оформление нашей издательской продукции хоть
 AM> сколько-нибудь pазнообpазнее. Как ни смешно - статьи набранные в TeX'е
 AM> на многих моих знакомых гуманитариев (где это не распространено)
 AM> производили впечатление очень сильное и положительное именно
 AM> "оригинальностью" (по сравнению с Вордом).

Ну если Ворд для тебя веpстальная пpогpамма... Тогда да ;)))

 AM> Есть - текст в журнале намного сложнее и тpебования к оформлению -
 AM> выше.

Как согласуются высокие тpебования к оформлению и возможность воспользоваться
стандартным стилем? Ты за высокие тpебования не принимаешь случаем тpебования
к однообpазию? Те же диссертации в советские времена печатались по строго
определенным правилам и не дай бог нарушить хоть какое-то...

 AM> Путаница в примечаниях и ссылках - это скандал. Если жуpнал
 AM> пpиличный. А в художественной книге - пипл схавает.

В художественной книге пpимечания и ссылки - вещь pедкая...

 AM> А стоимость личного времени, потраченного на поездку в "Дом книги",
 AM> где искомого вполне возможно еще и не окажется? Плюс - тpанспоpтные
 AM> издеpжки. Это уже, кстати, для меня - 40 рублей и минимум пара часов
 AM> вpемени.

Ну если ты за каждой книжкой предпринимаешь отдельную поездку, тогда ты,
конечно, пpав... Ну, скажем, заказ там оставить или с продавщицами
договоpиться?

 AM> А это очень удобно - читать тогда, когда тебе удобно, а не тогда когда
 AM> ее тебе завезут в магазин (не говоpя уж о том, что за вычетом
 AM> бестселлеров - вполне веpоятно, что и не завезут и пpидется бегать и
 AM> искать).

Как это странно - ты живешь под Питером и жалуешься мне, сибиpяку, на
несовершенство книготорговли, котоpая не в состоянии своевременно обеспечивать
тебя книгами... :)) Где географически pасполагается большинство российских
издательств?

 AM> Или - тираж pазошелся, а нового издания нет и не будет - за
 AM> вычетом бестселлеров - ситуация очень типичная.

По нынешним временам, если тираж pасходится за пару месяцев, то счастливы все,
кто имеет к нему отношение ;)) Как гоpячие пирожки в холодную погоду, книги
нынче не pасхватывают. Так что вpемя подождать отклики есть всегда.

 AM> А потом? Неужели правда твой круг интересов сводится к тому, что лежит
 AM> на всех лотках? У меня он как-то слабо с этим пеpесекается.

А пpи чем здесь лотки и их ассоpтимент?

 AM> А он видишь ли - будет неэклюзивным поставщиком услуг. В радиусе 500м
 AM> есть еще пара таких же. Не говоpя уж о том, что без его услуг можно
 AM> запросто обойтись. А потому - накладые расходы вполне могут оказаться
 AM> и меньше - конкуpенция однако.

Почему-то *меня* подобные компьютерные клубы не окpужают...

 AM> Так я не против посредников вообще. Я против посредников, котоpые
 AM> обеспечивают себе спрос административными запретами на конкуpиpующие
 AM> методы pаспpостpанения.

Кстати, электpонная публикация - не конкурент книге.

 AM> Да меня устpаивает.

Твое пpаво...

 AM> Особенно тем, что многое из этого просто не купить за деньги.

Кстати, не смог бы ты внятно изложить - почему эти вещи не изданы? В чем
пpичина?

 AM> Hикакой. Приличный вид пpиятен и там и там, но это сугубо втоpичная
 AM> хаpактеpистка. Hе имеющая отношения к основной функции. А платить за
 AM> удовлетворение потребностей эстетствующей части публики мне совсем
 AM> неинтеpесно.

Ну а где это *тебя* заставляют оплачивать издание книг для *меня*?

- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Evgeny Novitsky                     2:5004/5.36     Суб 01 Дек 01 23:01
 To   : msk@mail.tepkom.ru                                  Вск 02 Дек 01 01:04
 Subj : Инфоpмация, книги, Гамлет (было - вз  гляд из дюзы)
Привет, msk@mail.tepkom.ru!

В пятницу, ноябpя 30 2001, в 13:56, Anton Moscal сообщал Dmitry Casperovitch:

 AM> А запрещено - и скачивать и печатать

А это уже не так... Изготовить копию для собственного использования ты имеешь
полное законное пpаво.

 AM> и главное - размещать, то что
 AM> можно скачивать (благо на остальное можно и покласть). Точнее
 AM> разрешено - но только специально уполномоченным лицам, которым в
 AM> общем-то это делать незачем.

Как только появится платежеспособный спрос на скачивание, так появится и
пpедложение...

- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Evgeny Novitsky                     2:5004/5.36     Суб 01 Дек 01 23:50
 To   : Dimmy Timchenko                                     Вск 02 Дек 01 01:04
 Subj : Инфоpмация, книги, Гамлет (было - взгляд из дюзы)
Привет, Dimmy!

В субботу, декабpя 01 2001, в 16:50, Dimmy Timchenko сообщал Vladimir
Ilushenko:

 DT> Кстати, кто-то писал об этом, кажется, неуважаемый тобою Кинг. :)  Что
 DT> когда занимаешься "литературным трудом", начинаешь экономить слова и
 DT> образы, собирать их "для бизнеса"...

О'Генpи, если я не совсем склеpотик...

- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Dimmy Timchenko                     2:469/15        Суб 01 Дек 01 18:00
 To   : Oleg Pol                                            Вск 02 Дек 01 01:04
 Subj : Информация, книги, Гамлет (было - вз  гляд из дюзы)
Hi Oleg.

01 Dec 2001, 01:18, Oleg Pol writes to Leonid Blekher:

 LB> Ты предлагаешь создать систему, при которой человек получает
 LB> вознагрждение не за пользу, которую он принес обществу, а за
 LB> затраченный труд.

 OP> Это именно то, что в свое время погубило советскую систему.

А разве лучше, когда самая высокооплачиваемая "работа" - это воровство,
торговля и прислуживание ворью?  Это ведь как с ветерком под горку катиться.  А
назад ох как сложно выбираться будет - если вообще удастся...

- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Dimmy Timchenko                     2:469/15        Суб 01 Дек 01 18:28
 To   : Anastacia Maximova                                  Вск 02 Дек 01 01:04

30 Nov 2001, 23:51, Anastacia Maximova writes to Dmitry Casperovitch:

 DC> Видимо, покупаю другую. Интересных книг сейчас в любом случае издается
 DC> больше, чем я в состоянии прочитать.

 AM> Именно что. Читать выше крыши. Был бы интерес.

Московский шовинизм. ;)

- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Grigory Naumovets                   2:5020/400      Суб 01 Дек 01 21:57
 To   : Dmitry E. Volkov                                    Вск 02 Дек 01 01:04
 Subj : Re: Монархизм в книгах и головах
From: "Grigory Naumovets" <grmail@grmail.sita.kiev.ua>

Hello, Dmitry!
On Fri, 30 Nov 2001 04:28:00 +0300,
"Dmitry E. Volkov" <Dmitry.E.Volkov@p67.f1356.n5020.z2.fidonet.org> wrote to
Alex Polovnikov:
DEV> Гм... вот прочитал Злотникова, "Виват, император".
[Sorry, skipped]
DEV> Но что поразительно: автор явно сторонник монархии, но своего царя
DEV> он  просто вынужден наделять необычными свойствами: бессмертием,
DEV> неимовернымо богатством, нечеловеческой проницательностью и т.п.
DEV> Эдакий
DEV> Дункан МакЛауд, только не занимающийся сносом голов с себе подобных
DEV> и  прочими глупостями. То есть обычного человека в кандидатах на
DEV> престол он  представить просто не смог.

Мне в таких случаях обычно вспоминается анекдот про молодую и красивую даму,
которая хотела родить ребёнка от Эйнштейна:
"Представляете, каким он будет, если унаследует ваш ум и мою красоту?"
"А если наоборот?" - спросил Эйнштейн.

With best regards,

Г.H.

- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Ruslan Smorodinov                   2:550/5127.4    Суб 01 Дек 01 22:04
 To   : Elena Maslova                                       Вск 02 Дек 01 01:04
 Subj : Re: О дyше. ;)
     Привет, Elena!

01 Дек 01 20:54, Elena Maslova -> Dimmy Timchenko:

 EM> Хpистианская церковь и pелигия вообще это отдельная песня. Меня многое
 EM> смyщает в ее yтвеpждениях. Особенно если yчесть, что тyже Библию мы
 EM> полyчили в очень приблизительном варианте от оригинала.

     Есть хоть какие-то _сеpьезные_ аpгyменты в пользy такого yтвеpждения? И
что значит "в очень приблизительном варианте от оpигинала"? Оригиналы
действительно yтеpяны, то есть мы не располагаем ни одним автографом (причем ни
одним автографом не только Библии, но и всех произведений того периода). Так
что говорить о какой-то "приблизительности" нет оснований, ибо известные нам
папиpyсы весьма близки дpyг к дpyгy.

... Memento, Rossianus es! (лат.) (c) РС
--- GoldEd/W32 3.0.1
 * Origin: Поэтом не становятся, поэтом выpождаются. (c) (2:550/5127.4)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Vladislav Tchijma                   2:5004/36.29    Суб 01 Дек 01 23:32
 To   : All                                                 Вск 02 Дек 01 02:16
 Subj : М.Фуко "История безумия в классическую эпоху"
Hello, All

Никто не подскажет, где можно сабжевый текст скачать на русском языке? Я нашел
только у Славы Янко, но в английском варианте.

Удачи!

--- Nothing UNREG
 * Origin: NETMAIL (2:5004/36.29)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Sergey Ruzhitskiy                   2:5020/794.237  Суб 01 Дек 01 23:06
 To   : Konstantin Grishin                                  Вск 02 Дек 01 08:33

01 Dec 01 14:19, Konstantin Grishin wrote to Kasantsev Andrew:

 KG>     То есть я сейчас сажyсь, левой ногой пишy какyю-нибyдь попсовый
 KG> сериал, при этом по ходy пнyв ногой паpy каких-нибyдь флеймоопасных
 KG> тyсовок - pезyноидов, фоменкоидов и т.п, и за каждyю книгy бyдy
 KG> гарантированно полyчать в месяц МРОТ? Все, сажyсь писать. по книжке в
 KG> месяц - года за два приличная сyмма набежит. А к старости вообще
 KG> прелесть бyдет. :)))

За два года ты полyчишь ~$240...Мечты всегда бьются о pеалии.
Звyк пpи этом тем громче, чем меньше ты об этих pеалиях /МРОТ/
знаешь...

С Уважением,

                                      Рyжицкий Сергей

---
 * Origin: SG of AG Centre (2:5020/794.237)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Serge Pustovoitoff                  2:461/35        Суб 01 Дек 01 12:12
 To   : Evgeny Novitsky                                     Вск 02 Дек 01 08:33
 Subj : Инфоpмация, книги, Гамлет (было - взгляд из дюзы)
Hi, Evgeny!

Tuesday November 27 2001, Evgeny Novitsky writes to Dimmy Timchenko:

 EN> Предложи *дpугое* универсальное мерило человеческого тpуда...

А может, мерил может быть несколько? Деньги должны занимать подобающее место, а
не становиться божеством и фетишем.

Многие неглупые люди уже нас полном серьезе утверждают, что каждая работа стоит
столько, сколько за нее платят. Причем, стоимость они подразумевают не только в
смысле денег, а в смысле общественной полезности.

Вот и получается, что одни из наиболее полезных людей - биржевые спекулянты, а,
скажем, врачи и учителя находятся где-то внизу шкалы.

А чем денежный учет удобен для лиц не особо интеллектуальных: тем, что он
выражается числами. Этот человек стоит 100 долларов, а этот 150. А чем измерить
вклад человека в общество? Нутром мы понимаем, что рядовой инженер, всю жизнь
проектировавший, скажем, полевые транзисторы, в целом принес меньше пользы
обществу, чем, например, Сократ или Авиценна. Но как это измерить и доказать?

Best regards, Serge Pustovoitoff aka Prool, prool@itl.net.ua,
SMS proolsms@email.itl.net.ua, WWW http://prool.kharkov.org/

---
 * Origin: S.P.Q.R. (Fido 2:461/35)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Serge Pustovoitoff                  2:461/35        Суб 01 Дек 01 12:19
 To   : Leonid Blekher                                      Вск 02 Дек 01 08:33
 Subj : Информация, книги, Гамлет (было - вз  гляд из дюзы)
Hi, Leonid!

Tuesday November 27 2001, Leonid Blekher writes to Dimmy Timchenko:

 LB> В принципе ,если для какого-то твоего блага кто-то потратил какие-то
 LB> усилия, время ви в конце концов самоё жизнь, то, мне кажется, прилично
 LB> было бы возместить ему эту трату - хотя бы в денежной форме.

Тем самым обесценив его усилия? :)

Например, дать человеку, спасшему тебя из воды, сто рублей

Кстати, рассказ был такой, у некой межпланетной расы наградой за доброе деяние
было деяние злое. Земляне их спасли, а они в качестве эквивалентной реакции
пытались их убить. У них так было принято.

(А за ремонт двигателя немного ранее они просто набили морду земному механику)

Best regards, Serge Pustovoitoff aka Prool, prool@itl.net.ua,
SMS proolsms@email.itl.net.ua, WWW http://prool.kharkov.org/

---
 * Origin: Почему у кнопки RESET нет автоповтора? (Fido 2:461/35)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Serge Pustovoitoff                  2:461/35        Суб 01 Дек 01 12:27
 To   : Kasantsev Andrew                                    Вск 02 Дек 01 08:33
 Subj : Экономикс
Hi, Kasantsev!

Wednesday November 28 2001, Kasantsev Andrew writes to alexander yuzhakoff:

 KA> Кстати исходная формулировка звучит вообще
 KA> интересно - "не возжелай!". Впрочем, это у
 KA> Машанова следовало бы поинтересоваться, что
 KA> это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО значит на еврейском, ибо
 KA> одно - не отбирать жену у соседа, и совсем
 KA> другое - не оценить про себя ее фигуру и
 KA> ноги... ;)

Сказал Иисус: Кто хоть раз возжелал женщину, тот уже в уме прелюбодействовал с
ней.

Best regards, Serge Pustovoitoff aka Prool, prool@itl.net.ua,
SMS proolsms@email.itl.net.ua, WWW http://prool.kharkov.org/

---
 * Origin: Never makes any mistaeks (Fido 2:461/35)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Serge Pustovoitoff                  2:461/35        Суб 01 Дек 01 12:41
 To   : Serge V. Berezhnoy                                  Вск 02 Дек 01 08:33
 Subj : Информация, книги, Гамлет (было - вз  гляд из дюзы)
Hi, Serge!

Wednesday November 28 2001, Serge V. Berezhnoy writes to Kasantsev Andrew:

 SVB> Но хотел бы я посмотреть на того же Линуса, который рискнул бы сказать:
 SVB> "я, Линус, отдаю для свободного распространения код Windows".

1. Я, Dark St0ne, отдаю для свободного распространения код Windows.

2. Де-юре Робин Гуд был преступник.

Best regards, Serge Pustovoitoff aka Prool, prool@itl.net.ua,
SMS proolsms@email.itl.net.ua, WWW http://prool.kharkov.org/

---
 * Origin: О Борис Александрович, физики ждут конца мучений (Fido 2:461/35)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Serge Pustovoitoff                  2:461/35        Суб 01 Дек 01 12:46
 To   : Alexander Yuzhakoff                                 Вск 02 Дек 01 08:33
 Subj : Экономикс
Hi, Alexander!

Wednesday November 28 2001, alexander yuzhakoff writes to Alex Polovnikov:

> [...]

 ay> А дальнего можно?

А дальнего нельзя возжелать по причинам чисто техническим :)
А когда дальний приблизится, он автоматически станет ближним

Best regards, Serge Pustovoitoff aka Prool, prool@itl.net.ua,
SMS proolsms@email.itl.net.ua, WWW http://prool.kharkov.org/

---
 * Origin: Это сообщение написано в пьяном виде (Fido 2:461/35)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Serge Pustovoitoff                  2:461/35        Суб 01 Дек 01 12:50

Wednesday November 28 2001, Leonid Blekher writes to Anton Moscal:

 LB> Да дались тебе эти сортиры! Неужели ты никогда не слыхал, что с горожан
 LB> собирают налоги, которым и оплачиваются всякие службы общего пользования.
 LB> Т.е., труд, конечно, только и может быть что оплачен, но либо платит
 LB> непоследственно, э-э-э, потребитель сортира, либо все горожане скидываются
 LB> заранее, понимая, что каждому может приспичить.

Но "коммунистическая" фишка этого явления в том, что платят налоги не все (дети
и старики не платят), но пользуются все. Причем, размер налогов не зависит от
того, сколько раз ты ходишь в общественный сортир, сколько катаешься на
бесплатном трамвае и сколько песка твой ребенок перелопачивает в муниципальной
песочнице. То есть, частично осуществляется принцип "от каждого по способностям
(налоги), каждому по потребностям".

Одно из удобств такого метода, отсуствие необходимости учета. Так как в платном
туалете кроме уборщицы и сантехника нужен еще вахтер, в платном троллейбусе
кроме водителя нужен еще и кондуктор. В платном метро нужны еще турникеты, их
наладчики, инфраструктура производства и продажи жетонов.

Если посчитать, то многое можно перевести на "бесплатно" (т.е., за счет
налогов) и за счет ненужности системы учета и контроля возможна экономия, что
высвободит средства на что-нибудь полезное.

Кстати, что если писателей содержать за счет налогов (выплачивая им
"стипендию"), а имущественное авторское право, роялти всякие отменить? :)

Электронные копии книг - бесплатно, бумажные - по цене производства :))

Best regards, Serge Pustovoitoff aka Prool, prool@itl.net.ua,
SMS proolsms@email.itl.net.ua, WWW http://prool.kharkov.org/

---
 * Origin: Quick red fox jump over brown lazy dog (Fido 2:461/35)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Leonid Blekher                      2:5020/400      Вск 02 Дек 01 00:48
 To   : Kasantsev Andrew                                    Вск 02 Дек 01 08:33
 Subj : Re: Информация, книги, Гамлет (было - вз  гляд из дюзы)
From: "Leonid Blekher" <leonid-blekher@mtu-net.ru>

Привет и почтение, Kasantsev!
Ты изволил сказать to Leonid Blekher  Fri, 30 Nov 2001 07:39:19 +0000 (UTC):

 KA> Leonid Blekher wrote:

 KA> Беда, видишь ли, в том, что нынешняя ситуация в литературе _для
 KA> меня_ не очень сильно отличается от советской (а уж про кино я
 KA> вообще молчу). Посему для меня минимум _неочевидно_, что внедрение
 KA> либерализма в творческий процесс улучшило качество творчества
 KA> (точнее - для меня очевидно обратное, а вышенаписанные строчки - для
 KA> вежливости).

Для меня - отличается кардинально. В первую, вторую и третью очередь -
отсутствием предварительной цензуры. А качество творчества определяется
уровнем нардной культуры, народных потребностей и многих других довольно
сложных параметров. При сов.власти выпускалось невероятное количество книг
ужасающего качества, которые просто никем не покупались, и авторы их с
концов оной власти так и кончились. Я не могу вспомнить ни одного
мало-мальски стоящего советского писателя, который пострадал бы от
отсутствия социализма. Все, что может быть куплено, т.е., востребовано
читателями, переиздается, причем многократно.

 KA> Во-вторых - я очень четко осознаю, что количество нормальных
 KA> писателей почему-то сильно связано с количеством графоманов -

Каждый писатель по определению графоман, т.е., патологически любящий писать.
Но - не наоборот. Чистых же графоманов, т.е., графоманов бездарных и
бесталанных, никто не сеет не сажает - они сами родятся. Дело не в этом. А в
том, что при господдержке писателей графоманы всегда присасываются к пирогу
первыми. У них энергии больше. Если уж и поддерживать государству, то не
писателей, а книгу. Как сказал Волошин, по-моему, на открытии последней
Московской книжной ярмарки.

 KA> В-третьих - это типично для тебя - прятаться за типичной
 KA> политическо-демагогической ахинеей?

Я про тебя лично ничего не говорил, заметим. Я говорил про проект.
Если бы ты сказал, что это не твой проект, а чей-то другой - я бы не выбирал
более вежливых слов, уверяю тебя.

 KA> Хинт - для меня слова "социализм", "коммунизм" -
 KA> не являются ни жупелом, ни пугалом. Как и слова о боге, спасителе и
 KA> грехе.
 KA> А тебе - советую обратить внимание, что в предлагаемой системе HИ
 KA> СЛОВА не было об отборе произведений по какой-либо "идеологической"
 KA> системе. Там даже порнографию не предлагается отсеивать - ибо я не
 KA> уверен в том, что это так уж вредно...

Социализм - это не коммунизм. Социализмом болеют многие совершенно
капиталистические страны. Социализм - это представление о творящей роли
государства в экономике и культуре. Государства - в противоположность
частному интересу. Я, конечно, считаю, что государству практически нечего
делать в сфере культуры. Оно должно только следить за тем, чтобы одни
частные интересы не репрессировали другие помимо закона.

Леонид Блехер

e-mail:                 leonid-blekher@mtu-net.ru, blekher@fom.ru
Клуб Дискурс:  www.fom-discurs.ru

--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: MTU-Intel ISP (2:5020/400)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Sergey Utkin                        2:5030/951      Суб 01 Дек 01 21:03
 To   : Konstantin Grishin                                  Вск 02 Дек 01 08:33
 Subj : Снова Ефpемов... или Кpапивин? :)
                  Приветствую тебя, преКРЯсный лорд Konstantin !!!

Плаваю я в своей заводи, вдpyг -БУЛЬК!- мыло пpиплыло. Гляжy, а это
Konstantin Grishin пишет Kat J. Trend:

 KG>     Ха. Если про Полоза я согласен, то Великий Канцлер - отнюдь не
 KG> однозначный мерзавец.

Не пpепятствовать, а порой и способствовать смерти пацанов ради мифических
предначертаний и призрачной стабильности не однозначная меpзость?
Не знаю кто как, но с моей точки зpения и Отшельник ("Дети синего фламинго") со
своей позицией невмешательства тоже гниль... Не понмю кто сказал, что нельзя
быть поpядочным наполовину.

    E-mail don_ald@mail.ru                                   Честь имею!
                                                                Дон Альд

... Миров, которые спас Христос, не счесть!
--- Так вот ты какой - голдедушка третьего тысячелетия!
 * Origin: "Естественность - это поза!"  (C) О. Уайльд (2:5030/951)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Tatyana Rumyantseva                 2:5030/301.1    Суб 01 Дек 01 23:33
 To   : Dmitry E. Volkov                                    Вск 02 Дек 01 08:33
 Subj : Взляд из дюзы:   Обзор новинок фантастики

В четверг, 29 ноябpя 2001 04:25:00, Dmitry E. Volkov писал to Kasantsev Andrew:

 DV> Нда, уже 10 минут думаю, как это письмо к топику привязать... Вот,
 DV> скажем, вспомнит ли кто-нибудь книгу (художественную), в которой
 DV> поднимаются вопросы авторского права? :)

Рассказ Колупаева "Поющий лес", там надо было покупать патент на исполнение
песен, а вот патентов на изобретения, по-моему, как раз не было.

                                                              Best Wishes,
                                                                       Tatyana.
--- GoldED/2 3.0.1-GP
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Anastacia Maximova                  2:5020/2200.203 Суб 01 Дек 01 20:52
 To   : All                                                 Вск 02 Дек 01 08:33
 Subj : Виктор Мясников, "Бульварный эпос" (1/3)
With best books, All!

Мощная проблемная статья, спасибо Вит.Каплану. ;-) Еще несколько постингов из
ноябрьского номера журнала "Новый мир" - сегодня и завтра в SU.BOOKS.TEXT, в
т.ч. большое эссе на темы акунинского цикла.

=== begin Windows Clipboard ===

Опубликовано в журнале:
   "Новый Мир" 2001,  11
   ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
   ВИКТОР МЯСНИКОВ
   Бульварный эпос

   Пестрый  глянец  книжных обложек на  уличных лотках  нестерпимо режет
глаз  русского интеллигента,  будь  он  хоть "либерал",  хоть "патриот".
Каждый настоящий писатель,  критик и  литературовед считает своим долгом
периодически обрушить гнев на криминальное чтиво.  Считается, что именно
этот  мутный  поток  детективов и  триллеров  размыл  фундамент  великой
русской  литературы,  унес  массового читателя от  родного  континента в
безбрежное море  пошлости.  То  есть  люди,  лет  десять  назад  взахлеб
читавшие Булгакова,  Платонова, Рыбакова, Аксенова и т. д., в одночасье,
испробовав полуграмотного Доценко с  его "Бешеным",  подсели на кровавые
боевики.

   Неужели  вам  хочется  верить,  что  несколько  поколений  читателей,
воспитанных  с   юных  школьных  лет  в  традициях  русской  литературы,
тщательно оберегаемых советской властью от тлетворного влияния западного
масскульта,  приученных к качественно отредактированным книгам, на самом
деле оказались круглыми дураками,  не  способными отличить Божий дар  от
яичницы?  А  что,  многие верят.  И  даже доходят в этой вере до слепого
фанатизма,    яростно    клеймят,    требуют   возрождения   инквизиции,
проскрипционных списков и  аутодафе для антихудожественных изданий.  Те,
кто  в  своем праведном гневе фанатизма еще  не  достиг,  демонстративно
презирают таких читателей,  издателей и,  прости Господи,  писателей.  И
риторически призывают возвратить заблудшее читательское стадо  обратно в
лоно мейнстрима.

   А  вот я  в  повальную глупость нашего читателя не верю.  Ну не могут
миллионы  врачей,   инженеров,   офицеров  и   ученых  сплошь  оказаться
безнравственными глупцами,  смакующими кровавые ужасы! Про пенсионерок я
уже и  не  говорю.  А  ведь все они с  увлечением читают то,  что у  нас
принято  называть  детективными  произведениями.   И   это  противоречие
заставляет усомниться в  справедливости постулата  о  тотальном  засилье
бульварного чтива и  связанной с этим деградации населения.  Либо это не
такая уж макулатура,  либо культурного читателя у  нас отродясь не было.
Либо ревнители мейнстрима что-то темнят.

   Почему-то  существует  убеждение,  что  наши  люди  в  благословенные
советские времена детективы не читали.  И  даже вроде как и  не очень-то
хотели. Во всяком случае, если судить по ассортименту книжных прилавков.
Ведь  советское  книгоиздание,  как  и  вся  социалистическая экономика,
служило    исключительно   максимальному   удовлетворению   потребностей
советского  человека.   А  если  потребностей  не  было,   то  их  и  не
удовлетворяли.  Помните анекдот про  иностранцев,  пожелавших в  обычном
московском магазине  купить  черную  икру?  Находчивый директор торговой
точки  их  спросил:  "Вы  тут  уже  полчаса толчетесь,  а  кто-нибудь из
покупателей за это время спрашивал у продавца черную икру?  Так зачем же
мы будем держать товар, который не пользуется спросом!"

   Во  времена  Сталина никакие детективы не  печатались за  исключением
одной-единственной категории. То была короткая эпоха расцвета советского
шпионского  романа.  При  том  умопомрачительном  количестве  выявленных
врагов народа,  вражеских агентов и  вредителей такая литература обязана
была  появиться.  Но  к  60-м  волна  пошла на  спад,  еще  выплеснулись
незабвенные "Ошибка резидента" и  его же  "Судьба",  но  к  тому времени
авторитет КГБ настолько укрепился, что шпионы перестали к нам соваться и
тема  оказалась  исчерпана.   Еще  некоторое  время  на  страницах  книг
доблестные чекисты отлавливали бывших фашистских прихвостней,  а потом и
ловить стало некого.  Вот  тогда им  на  смену пришли следователи МВД  и
прокуратуры.

   Существованию детективного жанра в  СССР  мы  обязаны двум  причинам.
Первая -  идеологическая.  Поскольку в  программных партийных документах
было  четко записано,  что  еще  остаются отдельные пережитки проклятого
прошлого в  виде пьянства,  преступности и  т.  п.,  но  с  ними ведется
борьба,  значит,  борьба должна отражаться и в литературе. То же самое с
зарубежным   детективом.   Сказано,   что   капиталистическое   общество
загнивает,    значит,   процесс   должен   быть   предъявлен   советской
общественности. Вторая же причина никогда не афишировалась, хотя особо и
не скрывалась.  Это причина экономическая.  Детективы приносили ощутимый
доход.   Более  того,  без  так  называемой  приключенческой  литературы
советское  книгоиздание  не  могло  бы  существовать  по  причине  своей
хозрасчетности  и   нацеленности  на   прибыль.   Оно  просто  стало  бы
нерентабельным и  разорилось.  Вот  на  этом  пункте стоит  остановиться
подробней.

   В  конце 80-х  годов на одном из ежегодных совещаний Всесоюзного бюро
пропаганды художественной литературы (была  такая  структура  при  Союзе
писателей) прозвучали слова о том, что книжная торговля по своему вкладу
в бюджет находится на третьем месте после водки и кино.  При этом доходы
в сфере кинопроката падают,  а в книжной торговле растут.  Напомню,  что
это  было  время  тотального книжного дефицита и  неслыханной спекуляции
книгами.

   В  идеологизированной советской экономике имелось  много  странного с
точки зрения здравого смысла.  Своеобразием отличалось и ценообразование
в  книжном  деле.  Цены  здесь  так  же,  как  и  писательские гонорары,
устанавливались из  расчета за  печатный лист  и  должны были направлять
покупательский спрос в нужном направлении.  Самой важной, а потому самой
дешевой была политическая литература,  занимавшая 35  -  40  процентов в
общем объеме издаваемых книг.  Ее оценивали в  1  -  3  копейки за лист.
Максимум -  4,  если в  твердом переплете и  суперобложке.  А  бумага на
политиздатскую  продукцию,  если  помните,  всегда  шла  самая  хорошая.
Следующими  по  важности  числились  отечественная  классика  и  детская
литература,  цена на которые не могла превышать 6  -  8  копеек за лист,
затем  современная  советская  литература  по  гривенничку,   зарубежная
классика  дотягивала  до   15  копеек,   а   уж  современная  зарубежная
литература,   дабы  поменьше  соблазняла  строителей  самого  передового
общества,  стоила копеек 16  -  20  за лист.  Подойдите к  своим книжным
полкам и убедитесь сами,  взяв в руки книги, напечатанные в конце 70-х и
начале 80-х.  "Петр Первый" А.  Толстого из  серии "Школьная библиотека"
стоит рубль сорок, а "Современный итальянский детектив" - три пятьдесят.
Каждые десять -  пятнадцать лет ставки слегка корректировались в сторону
повышения,   а   качество   полиграфических  материалов  -   в   сторону
удешевления.  На  смену  переплетному коленкору шли  бумвинил,  мохнатый
неткор и полиамидная пленка, а шитый блок заменялся клееным.

   Так   вот,   республиканские  издательства  за   счет   одной  книжки
"приключений" покрывали все  годовые  убытки  от  издания  литературы на
национальных языках,  абсолютно убыточной поэзии,  публицистики и прочей
"политики".  Именно  поэтому  пресловутую "Анжелику" печатали в  Средней
Азии,  а  землей обетованной для  книголюбов стала  Молдавия.  Но  общее
количество  таких  коммерческих  книг   для   всей  страны  было  строго
лимитировано Госкомиздатом.  Примерно восемьдесят в  год.  Все остальное
протаскивалось контрабандой. Фенимор Купер мог идти как детский писатель
или   зарубежный   классик,    а   сборники   отечественных   детективов
приурочивались, например, к очередному юбилею советской милиции и шли по
темплану общественно-политической литературы.

   Имперские окраины  исправно снабжали дефицитом все  книжные  толкучки
страны. Главным товаром там являлись именно детективы при средней цене в
десять номиналов. Поскольку рыночный механизм ценообразования работает и
при  социализме,   это  значило,   что  спрос  раз  в   десять  превышал
предложение.  Сборник романов Агаты Кристи шел по  30  -  40 рублей.  А,
напомню, зарплата в двести рублей считалась в те времена очень неплохой.

   Покрывать дефицит за счет сокращения политической литературы никто не
собирался.   Идеология  превыше  всего.  Предпочтительнее  было  внушать
населению, что детективы - низкий жанр, недостойный советского читателя.
В определенной мере это удавалось.  Никто ведь не утверждает, что братья
Вайнеры равны Достоевскому.  Но вот вызвать всеобщее отвращение к  ним и
им подобным не получилось. Народ детективы любил и ради них был готов на
многое.   На  заводе,   где  я  работал  двадцать  лет  назад,  сложился
своеобразный кружок любителей польского языка.  Люди  учили язык  именно
для того,  чтобы читать детективы. В магазине "Дружба" покупали польские
покетбуки серий  "Лабиринт" и  "Серебряный ключ",  а  потом обменивались
ими.  Самым популярным автором уже тогда была Хмелевская,  но  в  сериях
встречались и американские, английские, французские авторы. Причем не из
худших -  та же Агата Кристи, например. Любительские переводы на русский
язык,  отпечатанные на  машинке и  переплетенные,  тоже служили обменным
материалом,  а  то и  просто продавались по цене толкучки -  тридцатник.
Видел я и грандиозные,  сложенные гармошкой ленты-распечатки с заводской
ЦВМ:  все буквы прописные, знаки препинания почти отсутствуют, поскольку
набор  машинных  символов  был  ограничен.  Ну  и,  естественно,  ходили
светокопии-"синьки". За подобное использование множительно-копировальной
техники оборонного предприятия можно было здорово поплатиться,  но народ
шел на риск.  А люди сплошь были образованные -  конструкторы, инженеры,
технологи высшей категории.  И Пруста тоже читали, и японцев, неимоверно
популярных в  те годы,  и  поэзию понимали.  Получается,  что находили в
детективе что-то, чего им не хватало в литературе высокого полета.

   Кстати,  региональные толстые  журналы  обязательно раз  в  полугодие
печатали что-нибудь детективное, нередко переводное. Это "Новому миру" и
другим столичным "толстякам" такие ухищрения были ни к чему, подписка на
них и так была лимитированной,  следовательно,  дефицитной.  А провинция
выкручивалась, как могла. Объявят в "Волге", что в следующем году пойдет
новый роман Агаты Кристи,  -  подписка подскакивает вдвое.  А  "Сельскую
молодежь" люди только ради этого и выписывали.  Скромный,  не лезущий на
глаза   начальству  "Уральский  следопыт"  стабильно  имел   полмиллиона
подписчиков,  поскольку треть объема журнала занимала фантастика,  а еще
треть - те самые приключения.

   Увы,  увы,  все в прошлом. "Волга" засохла и исчезла. "Урал" с трудом
удерживается на уровне пары тысяч экземпляров,  а "Уральский следопыт" и
вовсе  окуклился  на   полутора.   Hормализация  издательского  процесса
оставила их  без  подписчиков.  Да  и  не  только  их.  Можно,  конечно,
порассуждать о  бедности  провинциальной интеллигенции,  которая  всегда
была главным подписчиком,  о еще большей бедности библиотек, у которых и
на  газеты денег нет,  но  в  первую очередь стоит сказать о  ликвидации
книжного  голода.  В  Советском  Союзе  существовала не  только  скрытая
безработица,   замаскированная  раздутыми  штатами  предприятий,   но  и
замаскированный журнальной подпиской неудовлетворенный спрос на массовое
чтиво.  Потому  редакторы региональных "толстячков" так  были  озабочены
наличием в  редакционном портфеле переводных и отечественных детективов.
И  тут нельзя не вспомнить еще одно своеобразное периодическое издание -
"Человек и  закон".  До сих пор по всему СНГ на антресолях и  в  чуланах
лежат многолетние комплекты этих тоненьких книжечек. Тираж его, пожалуй,
превосходил в  советские  времена  совокупный  тираж  всех  литературных
журналов,   перехлестывая  за  миллион.   Там  печатались  романы  Жоржа
Сименона,  "Огарева,  6"  Юлиана  Семенова,  "Анискин  и  Фантомас" Виля
Липатова.  Вот ради них народ и  выписывал "Человек и закон",  а не ради
морализаторских проповедей,  очерков о  народных судьях и трех страничек
ответов юристов на вопросы о квартирном обмене и алиментах.

=== end Windows Clipboard ===

* Оригинал в SU.BOOKS.TEXT
* Также послано в SU.BOOKS

WBB, Tacya
http://www.talk.ru/forum/fido7.su.books.text "Статьи и книги для вас"

--- RealName: Анастасия Максимова, 2:5020/2200.203 (netmail), tacya@nm.ru
 * Origin: Делай, что должно, и будь что будет, All (2:5020/2200.203)
- SU.BOOKS (2:5010/30.47) ------------------------------------------ SU.BOOKS -
 From : Anastacia Maximova                  2:5020/2200.203 Суб 01 Дек 01 20:54
 To   : All                                                 Вск 02 Дек 01 08:33
 Subj : Виктор Мясников, "Бульварный эпос" (2/3)
With best books, All!

=== begin Windows Clipboard ===

   А кинопрокат на чем деньги делал?  На "Семье Ульяновых", что ли, или,
напротив,  на  "Сталкере"?  Нет,  на  "Пиратах  XX  века".  А  когда  по
телевизору под  праздничек шла  очередная серия "Знатоков",  вся  страна
прилипала к  экранам.  Так  что не  будем лукавить,  будто наш народ был
литературно непорочен.  Это  такие  же  приписки,  как  и  миллионы тонн
хлопка,  и полтора центнера мяса на душу в год, и от пуза колбасы по два
двадцать   в   любом   вологодском   или   свердловском  магазине.   Две
четырехсотграммовых карточки  на  колбасу  и  номер  журнала  "Человек и
закон" -  вот месячная норма на одного свердловчанина, не имевшего блата
в торговле и доппайка на работе.

   Точно так же, как нам объясняли, что кушать много мяса и масла вредно
для  здоровья,  так  и  детектив был вреден для нашего ума.  Поэтому его
по-всякому ограничивали.  Существовала всего одна  разновидность жанра -
полицейский роман.  Точнее, исходя из советских реалий, милицейский. При
этом  он  нередко походил на  длинный газетный очерк  о  суровых буднях.
Hикакая мисс Марпл у нас не могла появиться,  потому что с преступностью
в Советском Союзе боролась исключительно милиция. И детектив призван был
служить  искоренению  антиобщественных  проявлений,   а  не  развлечению
читателя.  Не  всякий писатель мог  вот  так запросто написать роман или
повесть о  милиции и  нести в  редакцию.  Нет,  сперва он должен был это
право заслужить,  точнее,  выслужить. В самом прямом смысле - отработать
хотя   бы   годика   три   в   органах.    Практически   все   советские
писатели-детективщики имели  соответствующий стаж,  а  женщины среди них
как-то и  не вспоминаются.  И  каждый милицейский роман проходил двойную
цензуру, отправляясь еще и в политотдел МВД.

   Периодически инициировались дискуссии о вреде детектива. Он, дескать,
учит будущих преступников,  как  совершать преступления и  путать следы,
раскрывает им  секреты  следственной тактики  и  учит  стирать отпечатки
пальцев. И вообще при социализме преступность постепенно искореняется, а
потому   надо   больше   нажимать   на   морально-этический   фактор   и
воспитательную функцию.  Жанр  постепенно  выхолащивался и  пропитывался
идеологической скукой.  Авторы все чаще уходили в историческое прошлое -
эпоху  нэпа  и  послевоенную разруху.  Советский  детектив,  разумеется,
продолжали активно читать, но престиж его падал. В литературе он занимал
маргинальное положение.  Естественно,  литературоведы и критики обходили
его  стороной.  Если и  удостаивали вниманием,  так  преимущественно для
разноса и осмеяния.

   Жанр-изгой   не    удостоился   даже    элементарной   филологической
терминологии.  Сейчас его как только не называют:  боевик,  экшн,  треш,
саспенс,  триллер и  даже бестселлер.  Немалое число читателей рекламную
надпись на  обложке "Бестселлер года" именно так и  воспринимает.  Потом
они  ходят  вдоль прилавков книжной ярмарки и  спрашивают:  "Бестселлеры
новые есть?"  И  продавцы тут же выкладывают новинки криминальных серий.
Они говорят на одном языке.

   Отечественные интеллектуалы всегда относились к детективу с некоторым
высокомерием и  пренебрежением.  Это усилилось на  рубеже 70-х  и  80-х,
когда  погоня  за  материальными  благами  в  стране  приняла  тотальный
характер.  Зарубежный  детектив  стал  таким  же  элементом  престижного
интерьера,  как  хрустальная  люстра,  импортный  мебельный  гарнитур  и
кофейный сервиз "Мадонна". Торговое сословие включило дефицитную книгу в
перечень  обязательного домашнего инвентаря.  Здесь  и  пролегла граница
духовного  размежевания.   У   них,   деятелей  сферы  перераспределения
материальных  ценностей,   -  Чейз,  Гарднер  и  "Современный  кенийский
детектив",  а  у  нас,  аристократов духа,  -  Мандельштам,  Акутагава и
философы. И, привезя из турпоездки на Иссык-Куль полчемодана "Анжелик" и
Сименонов,  мы  их  с  наслаждением  меняли  на  Кортасара  и  "Мастеров
современной прозы".  В пропорции один к двум,  один к трем, один к пяти.
Соотношение бредовое:  "Современный английский детектив" равен Борхесу с
Маркесом,  а на добивку уговаривают взять что-нибудь из "Литпамятников".
Вот из-за  всего этого детективную литературу и  стали считать жлобской,
чтивом умственно убогих.  Поделом, конечно, да только сейчас это выходит
боком.

   Массовый  интерес  к  детективу -  не  столько  литературный феномен,
сколько  социальный  и  культурный.  А  потому  заслуживает  внимания  и
изучения.  Впрочем,  и  филологам тут есть чем заняться.  За  рубежом на
данную  тему  защищают диссертации,  а  вот  в  России это,  скажем так,
непрестижно.  Поэтому почти все,  что у  нас знают об этом жанре и о его
восприятии  читателями,  получено  из  иностранных  источников.  Отсюда,
например,  всеобщая убежденность, что читатель обязательно отождествляет
себя с главным героем детективного романа, а если детективный цикл имеет
успех,  то  причина исключительно в  замечательном сквозном образе этого
самого героя-сыщика. Или героини.

   Первое,  что  нынче бросается в  глаза на  уличных книжных лотках,  -
многократный перевес  отечественных детективов  над  переводными.  Чейз,
Гарднер, Агата Кристи и еще парочка всем известных имен почти теряются в
море нового русского чтива. При этом, если взглянуть на выходные данные,
окажется,  что половина "иностранцев",  если не больше,  вышла из печати
еще год-два назад.  Вывод напрашивается сам собой:  на прилавках засилье
не детектива вообще, а именно современного российского. Вот что покупают
и  читают наши  люди.  И  бороться с  этим явлением глупо и  бесполезно,
поскольку это  самое  криминальное чтиво  представляет собой важнейший и
необходимейший род  национальной литературы  -  героический эпос.  Ну  и
отчасти  сказку.  Может,  швейцарцы  или  датчане  могут  обходиться без
современного эпоса,  как и  без литературы вообще,  а  для нас это самое
насущное.

   Что  касается криминального содержания,  так оно в  былинах и  тех же
сказках на  каждом шагу,  словно за тысячу лет мало что изменилось.  Вот
медведь  рэкетирует  крестьянина-фермера,  требует  отстегнуть пятьдесят
процентов урожая,  иначе тому не  поздоровится.  Но мужик обводит вокруг
пальца быковатого вымогателя,  оставляя ботву  ему,  а  репу  себе.  Вот
бритый  налысо  колобок  ударяется в  бега,  гнет  пальцы  перед  каждым
встречным,  но ответить за базар приходится и ему.  А вот хитрая лиса из
ледяной избушки покушается на  чужую жилплощадь,  обалтывая зайца.  Тот,
косой,  прописывает ее  к  себе,  а  когда трезвеет,  оказывается уже на
положении бомжа.  В  какие  только структуры бедолага не  обращался,  ни
прокурор-медведь,  ни "крутой" бык не смогли отбить его лубяную избушку.
Всех запугала лиса.  Но  потом появился петух с  косой на плече и  попер
буром.   Лису  выгнал,  а  сам  остался  с  зайчиком,  вроде  как  крышу
обеспечивать.

   Что уж говорить о былинах!  Васька Буслаев с бандой отморозков творит
в  Новгороде  сущий  беспредел.   Собственного  крестного  батюшку  убил
тележной осью.  Потом,  правда,  и  сам  убился,  прыгая через  заветный
камень.  Показал удаль,  гробанулся не  хуже,  чем  на  джипе.  Киевские
богатыри,  отправляясь на  зачистки в  ордынскую степь,  тоже кровь льют
рекой,  периодически устраивают разборки меж  собой и  пьют  очень много
зелена  вина.  А  вот  очень  современный сюжет:  по  ложному  обвинению
заточили в узилище ветерана локальных войн Илью Муромца,  но, когда орды
исламистов  осадили  столицу,   сам  князь  Владимир  молит  у  богатыря
прощения.  Илья снова идет в  бой,  но  не  ради князя,  а  чтобы родину
защитить.  Вы думаете,  этот боевик звучал в княжеских палатах?  Вряд ли
как  и  прочие  былины  о  муромском  крестьянине  Илье,  Алеше  -  сыне
деревенского  попа  и  сиротке  Добрыне  из  мелкоторгового сословия.  А
рассказывался он в богатырских казармах,  на базарах и постоялых дворах,
поскольку являлся для  своего времени тем  самым  бульварным чтивом.  На
княжих пирах  блистали Бояны  с  иными песнями,  высокохудожественными и
эстетически выдержанными.  Получали за  свой  талант лауреатские шубы  с
барского плеча,  награждались златыми кубками и допускались к банкетному
столу.  И  презирали  небось  сказителей-лапотников,  требовали для  них
батогов, дабы не смели развращать народ похабщиной.

   Пиршественные песнопения вещего Бояна канули в  Лету,  а  вот  былины
малообразованное  и   неинтеллектуальное  крестьянство  пронесло   через
тысячелетие.  И  причудливо  соединило  святого  равноапостольного князя
Владимира и Батыево нашествие,  случившееся два с половиной века спустя,
столетние языческие меды и  зелено вино царевых кабаков,  а Илью Муромца
произвело в  старые  казаки.  Почему народ  с  таким  упорством хранил в
памяти и  передавал от  поколения к  поколению архаичные предания,  лишь
слегка  их  модернизируя и  дополняя реалиями текущей  жизни?  Не  желал
расставаться с  полюбившимися героями и привычными сюжетами?  Но ведь на
протяжении тысячи лет возникло и  исчезло неисчислимое множество разного
рода сказаний,  преданий,  сказок и других,  в том числе былиноподобных,
произведений.  А все дело в том, что в героических былинах народ обретал
духовную опору, веру в себя и свою страну, надежду на достойное будущее.

   Сдается,  что  за  последнюю тысячу  лет,  несмотря  на  православную
традицию,   коммунистическое  воспитание  и   демократические  ценности,
вятичи,  кривичи и  прочие  братичи,  включая татаровичей,  не  очень-то
изменились  в   плане   национальной  ментальности.   По   крайней  мере
потребность в  героическом эпосе у них,  у нас то есть,  сохранилась.  И
меня это  радует,  поскольку этот род  литературы рассказывает о  победе
добра над злом,  а  если конкретизировать -  о победе наших над врагами.
При  этом враг может быть как внешним агрессором вроде Идолища Поганого,
так и местным уроженцем славянских кровей Соловьем-разбойником.

   А теперь скажите:  присутствует ли героико-эпическая линия в нынешней
так называемой серьезной литературе?  Есть ли в  ней герой в  буквальном
смысле  слова?  Замучаешься искать!  Все  какие-то  хлюпики,  наркоманы,
рефлексирующие       неудачники,       аутсайдеры,       несчастненькие,
неприспособленные, обиженные и т. д.

   И  вы хотите,  чтобы люди забыли про детективы и читали только такое?
Не  будет  этого.  Они  лучше вовсе бросят читать,  чем  станут подобным
способом  доводить  себя  до  депрессии и  суицида.  А  вот  презираемое
криминальное чтиво,  как ни  странно,  продолжает будить чувства добрые,
рассказывать о  подлинном благородстве,  о  людях долга и чести.  И даже
вселяет оптимизм.

   На   самом  деле  вовсе  не  читатель  бросил  серьезную  литературу.
Наоборот,  это  литература мейнстрима бросила  читателя  в  угоду  моде,
групповым вкусам, запросам зарубежных славистов и издателей, премиальным
жюри,    пожеланиям   критиков   и   собственной   ограниченности.   Она
изолировалась от  читателя,  которого  по  большому  счету  не  уважает,
обзывает дураком и требует при этом, чтобы он ее любил.

=== end Windows Clipboard ===

* Оригинал в SU.BOOKS.TEXT
* Также послано в SU.BOOKS

WBB, Tacya
http://www.talk.ru/forum/fido7.su.books "Беседы о книгах"

 From : Anastacia Maximova                  2:5020/2200.203 Суб 01 Дек 01 20:54
 To   : All                                                 Вск 02 Дек 01 08:33
 Subj : Виктор Мясников, "Бульварный эпос" (3/3)
With best books, All!

=== begin Windows Clipboard ===

   Русский  "крутой" боевик  чужого  места  в  умах  и  на  прилавках не
занимает.  Он  заполнил только тот  сектор литературы,  что  освободился
после  ухода советского эпоса.  Ну  да,  после исчезновения литературы о
Великой  Отечественной  и   Гражданской,   колхозно-партийных  эпопей  и
рабочего романа. Свято место да не будет пусто! И жанр, вроде бы активно
пропагандирующий буржуазный индивидуализм,  культ силы  и  жажду наживы,
самым непредсказуемым образом,  оказалось,  дрейфует в сторону тех самых
героико-патриотических  повестей  и   производственных  эпопей.   Разные
Слепые,  Тупые и  Бешеные,  начинавшие с добычи "зелени" для себя лично,
постепенно  включаются  в  борьбу  с  чеченскими террористами и  разными
экстремистами,   освобождают  наших  пленных  и  заложников,  совершенно
бескорыстно рискуют жизнью ради интересов страны.  А сугубо криминальные
романы   превращаются  в   криминально-бытовые,   выделившись  в   новое
направление -  женский детектив.  Обозначился и  производственный роман,
точнее,  технотриллер.  Издательство "Вагриус"  запустило  целую  серию,
названия книг  в  которой  говорят сами  за  себя:  "Вокзал",  "Газета",
"Кафедра", "Супермаркет", "Подиум", "Парламент".

   От   былинной  гротесковости  (одним   ударом   -   семерых  вырубаю)
остросюжетный роман  все  больше  приходит к  актуальной злободневности,
чутко  отзываясь  на  текущие  проблемы.  В  том  числе  политические  и
экономические.

   Кстати, какой вы представляете себе эпоху нэпа? Могу поспорить, что в
вашем сознании это романтическое время лихих налетчиков,  шумных кабаре,
веселых  беспризорников,  чекистов  в  кожанках  и  Остапов  Бендеров  с
хрустящими  в  карманах  "лимонами".  Именно  этот  образ  существует  в
массовом    сознании    благодаря    плутовским    (а    по    сути    -
авантюрно-криминальным!)  романам Ильфа и  Петрова,  а также фильмам,  в
основе  которых лежат  опять-таки  приключенческие романы.  А  голодные,
нищие послевоенные годы  молодым поколением воспринимаются сквозь призму
телесериала "Место встречи изменить нельзя" во  всем  блеске ресторанной
жизни.  И  вы думаете,  что постперестроечные 90-е предстанут в сознании
россиян середины XXI века как время лишних людей?  Нет, ребята, мы живем
в  эпоху  бесшабашных спецназовцев,  жизнерадостных ментов,  бандитов на
"мерсах" и крутых дамочек.

   Русский человек привык,  а точнее,  приучен искать в книгах ответы на
вопросы,  которые задает ему жизнь,  будь то традиционные "Что делать?",
"Кто виноват?",  "Отцы и  дети",  "Преступление и  наказание" или  самые
актуальные.  Но  с  актуальными получается загвоздка.  Как жить в  эпоху
передела   собственности,   чиновничьего   и   бандитского   беспредела,
терроризма  и  распространения  наркомании,  черного  пиара,  коррупции,
потери социального статуса и  разрушения общественной морали?  По  сути,
именно  современный российский детектив  обращается к  этим  болезненным
темам.  Люди  нуждаются  в  подтверждении правильности  своих  жизненных
установок и  находят это  опять же  в  детективе.  Им  необходима вера в
крепость государства, в надежность армии и правоохранительных органов, в
то,  что воры и  бандиты обязательно окажутся в тюрьме...  или по-своему
наведут  искомую справедливость.  Если  бы  их  интересовали в  массовой
литературе лишь насилие,  секс и острый сюжет, наши прилавки по-прежнему
забивались бы исключительно переводами с "американского".  Уж чего-чего,
а дешевых доконвенционных книжек на сто лет хватило бы.

   Детектив,  кроме  всего прочего,  отражает массовое сознание и  порой
обращается  к  сугубо  местным  проблемам.   Для  примера  возьму  роман
екатеринбуржца Андрея  Щупова  "Капкан  для  губернатора" (Екатеринбург,
издательство "Лавка",  1999). Главный герой этого политического триллера
откровенно списан  с  губернатора Свердловской области  Эдуарда Росселя.
Точно так же этот решительный региональный лидер готов активно вмешаться
в  события более масштабные,  чем  предписывает его должность.  На  свой
страх и риск он посылает в Югославию партию самоуправляемых снарядов ПВО
"Стратос-2",  чтобы  таким способом остановить натовские бомбардировки и
разрастание балканского кризиса.  Этому  решению  предшествуют серьезные
аналитические проработки ситуации.  Но  происходит утечка информации,  и
СМИ  готовы представить его  поджигателем третьей мировой войны.  Дело в
том,  что в области проходят губернаторские выборы и конкуренты намерены
таким образом устранить главного претендента на высокую должность. Роман
откровенно  публицистичен и  вышел  из  печати  как  раз  после  выборов
губернатора Свердловской области.  В нем задета еще одна специфическая и
болезненная тема  -  бедственное положение уральской оборонки.  Не  надо
забывать,  что  основные  интеллектуальные  силы  региона  сосредоточены
именно  в  режимных  институтах,  конструкторских бюро  и  на  оборонных
заводах.  А  уж  отношение к  событиям на  Балканах -  прямое  отражение
общественных настроений в российской глубинке.

   Появление в  литературе фигуры сыщика или следователя возможно лишь в
цивилизованном обществе,  где  соблюдаются  хотя  бы  элементарные права
личности. До этого следствие производится другими людьми и с применением
самой  примитивной  следственной  тактики.  Подозреваемого и  свидетелей
просто вздергивают на  дыбу и  допрашивают с  пристрастием,  пока те  не
выложат всю подноготную, а главным дознавателем служит палач.

   Самая передовая цивилизация когда-то  была  в  Китае.  Вот  китайцы и
придумали детектив.  Они  вообще изобрели все  на  свете,  кроме  ложки:
бумагу,  книгопечатание,  порох,  фарфор,  компас.  Уже в Средние века в
Поднебесной одним из героев народной городской повести стал справедливый
судья,  расследующий загадочное  убийство.  Конечно,  и  он  использовал
бамбуковые палки в  качестве средства убеждения,  но  если обвиняемый не
сознавался в преступлении,  а улик и свидетельских показаний оказывалось
недостаточно,  наказывали судью. Он уходил в отставку и получал ту меру,
которую сам собирался применить к подозреваемому. Обычно лишался головы.
Так  что  у  него  имелся отличный стимул для  сбора доказательств и  их
аналитической обработки.

   Поскольку детектив -  жанр  массовой литературы,  обязательно наличие
читающих масс.  В  средневековых китайских городах  уровень  грамотности
оказался  достаточно  высок  для  появления  полноценного масскульта.  В
России подобные условия возникли лишь после отмены крепостного права.  В
связи  с  этим  многие сразу вспомнят "Преступление и  наказание" Ф.  М.
Достоевского. Бытует мнение, что знаменитый роман вполне может считаться
детективом.  Возникло оно  все  из-за  той же  неисследованности жанра и
отсутствия внятной терминологии. В детективе необходимы загадка и особый
главный герой,  а  здесь все  ясно с  самого начала,  так что это скорее
криминальная драма. (Вот "Братья Карамазовы" - уже ближе к жанру.)

   Детектив не так следовало писать.  А  как?  Процитирую рецензию Егора
Годунова  (Валерия Исхакова) "Акунизация всей  страны.  Гомункул русской
литературы" из еженедельника "Книжный клуб" (Екатеринбург,  2000,    3):
"Вы вот,  к примеру,  Федор Михайлович,  несчастную старушку-процентщицу
угробили,  только-то и делов, а уж такую философию развели, такой талмуд
отгрохали.  Проще надо,  батенька,  проще. И главное - короче. Почитайте
Агату  Кристи,  к  примеру,  или  Гарднера  с  Чейзом,  посмотрите  пару
детективов американских:  одного убили,  второго,  третьего -  и никакой
философии, и ловкий сыщик в два счета убийцу определил, дело закрыл, все
довольны.  Порфирий Петрович,  впрочем,  у  вас хорош.  Вот если бы  его
назначить  главным  героем  романа,   а  не  Раскольникова,  да  сделать
помоложе,  попривлекательнее -  потому как  женщины нынче тоже детективы
читают (и даже пишут!), - и любовь обязательно пришпандорить, пусть даже
и несчастную,  но только без этих ваших падших женщин,  имя ему сочинить
позаковыристее..."

   Говорить о  российском детективе и  не  вспомнить Б.  Акунина  просто
непозволительно.   Это  самое  имиджевое  литературное  имя,  даже,  как
утверждают некоторые,  знаковое и  культовое.  Но  всякий культ рано или
поздно  оказывается  развенчан.   22  июня  2001  года  в   телепередаче
"Графоман" на общероссийском канале "Культура" ведущий Александр Шаталов
на глазах,  думается, миллионов телезрителей выбросил в мусорную корзину
роман Б.  Акунина за  то,  что он  издан в  карманном формате,  на серой
бумаге и  в  мягкой обложке.  И  высказался в  том  духе,  что  подобную
продукцию,   отпечатанную  пятидесятитысячным  тиражом,  интеллигентному
читателю и в руки-то неприлично брать. Как он прав! В погоне за прибылью
издатель  Захаров  и  писатель  Акунин  злостно  нарушили правила  игры.
Лауреат  "Антибукера" не  имеет  права  перекочевывать в  масслит -  это
профанация и  попса.  Своими  необдуманными действиями Акунин не  только
подорвал процесс беллетризации мейнстрима. Теперь получается - либо наши
интеллектуалы  стали  жертвами  ловких  литературных  проходимцев,  либо
массовый  читатель ничуть  их  не  глупей.  В  общем,  место  элитарного
беллетриста,  похоже,  становится вакантным.  Теперь  остается дождаться
только  выхода  прайм-таймового  телесериала  "Азазель"  для   всеобщего
семейного  просмотра  и   выпуска  какой-нибудь   кондитерской  фабрикой
шоколадных фандориных в  золотой фольге  с  присыпанными сахарной пудрой
висками, чтобы все окончательно встало на свои места...

   Конечно,  основную массу современных российских детективов составляет
откровенная макулатура.  Но читатель,  поверьте, в этом не виноват. Да и
писатели тоже.  Это  издательская политика.  Ведь  большинство издателей
считает себя интеллектуалами и, следовательно, презирает масскульт и его
потребителей.  И живет стереотипами советских времен. То есть требует от
авторов побольше крови,  секса и стандартных сюжетных ходов. А главное -
скорости.   Одноразовые  книжки   должны   выскакивать  из   печати   со
скорострельностью "калашникова".  Они и летят,  все единого стандартного
калибра -  примерно 5,45  миллиметра.  Что-то  более  весомое проходит с
трудом.  А  люди покупают,  читают и с раздражением плюются,  но особого
выбора у них нет. Издательства, как правило, выплачивают одинаково нищий
гонорар и  за откровенную халтуру,  и  за штучный проблемный триллер.  В
конечном счете  остаются по  большей части халтурщики.  Но  в  последнее
время от них требуют наличия современных реалий,  бытовых подробностей и
патриотической линии. Читатель хоть и с трудом, но тоже кое-что диктует.

   Именно   волна   читательского  спроса  породила  российский  женский
детектив -  явление своеобразное и  в  определенном смысле национальное.
Тут,  естественно,  полагается  ритуальная  песнь  во  славу  Александры
Марининой.   Но   звезда  ее   меркнет,   очарование  успеха  постепенно
развеивается.   Года  четыре  тому  назад,   когда  она  была  на   пике
популярности,  я  спрашивал знакомых  женщин,  с  упоением  читавших  ее
романы, чем привлекателен для них образ следователя Каменской. Они сразу
терялись  и  начинали бормотать что-то  невнятное.  Потом  одна  из  них
созналась, пожав плечами: "Какая-то она никакая. Вечно у нее спина болит
и кофе кончился.  Мне она и неинтересна вовсе.  А вот читаю,  как женщин
чуханят,  чуханят и  наконец зачуханивают,  и думаю:  другие-то еще хуже
меня живут.  И  мне сразу как-то легче становится".  В общем,  речь надо
вести о психотерапевтической функции женского детектива.  Кстати, сейчас
у  этой  дамы  полный порядок на  работе и  в  личной жизни,  о  романах
Марининой она вспоминает с  усмешкой и  переключилась на истории о душке
Фандорине. Рад за нее.

   В  Китае,  где  придумали детектив,  однажды додумались перебить всех
воробьев,  поскольку те,  видите ли,  жрут чужой рис.  Ну и перебили. Но
вместо эры  благоденствия наступила эпоха  гусениц,  жучков-пилильщиков,
точильщиков и прочих долгоносиков.  Вот они-то все и пожрали. Поэтому не
стреляйте по воробьям,  они едят свой рис. Российский детектив позволяет
существовать книжной торговле,  особенно в  глубинке,  держит  на  плаву
издательства и типографии,  делится доходами для издания долгоокупаемого
мейнстрима,  сохраняет в  народе навыки чтения,  поддерживает его  дух и
выражает его мнение.

   Пусть  каждый занимается своим  делом.  Гении  мейнстрима творят свой
образ  страны,  в  темных сюрреалистических закоулках которой скрываются
маленькие и  лишние люди.  А чернорабочие коммерческой литературы малюют
гигантское панно,  где  на  фоне  родных берез наши бьются с  нечистью и
восходит солнце.  Читатель же  имеет право выбора.  В  конце концов,  мы
живем в свободной стране.

   Екатеринбург.

   Мясников Виктор Алексеевич (род.  в 1956) -  прозаик,  критик.  Автор
десяти беллетристических книг.  Работал директором Среднеуральского бюро
пропаганды художественной литературы,  главным  редактором издательства,
директором книготорговой фирмы.

   (c)  2001 Журнальный зал в  РЖ,  "Русский журнал" |  Адрес для писем:
russ@russ.ru