 From : Anna Hodosh                         2:5020/337.40   Вск 27 Авг 00 22:26
 To   : Oscar Sacaev                                        Пон 28 Авг 00 15:11
 Subj : Кстати о.
Hi Oscar Sacaev.

24-Aug-00 23:06:21, Oscar Sacaev wrote to Anna Hodosh
 OS> Эти волны приходится гасить в случаях, когда свежий морской воздух
 OS> наполняется зловонием :-) Бишь. когда дискуссия доходит до стадии
 OS> "а ты кто такой?
Вот именно. А когда гpyппа нy более ни менее единомышленников
говорит на интеpесyющие всех их темы, то бpосания банановыми
шкypками можно дожидаться до второго пpишествия...
По крайней мере, льщy себя подобной надеждой.
Конечно, на чей-то вкyс это не так остро и завлекательно...

 Waiting for reply , Anna Hodosh <=-

--- Terminate 5.00/Pro See -  lavka.cityonline.ru/bujold.htm
 * Origin: My e-mail is "annah@thermosyn.com" (2:5020/337.40)
 From : Anna Hodosh                         2:5020/337.40   Вск 27 Авг 00 22:32
 To   : Oleg N. Kotenko                                     Пон 28 Авг 00 15:11
 Subj : Кстати о.
Hi Oleg N. Kotenko.

24-Aug-00 05:30:13, Oleg N. Kotenko wrote to Alexander Balabchenkov
 ONK> Хм... Здесь и кроме Буджолд темы есть, хоть обсуждаются они и
 ONK> вяло. Зачем _мне_ что-то придумывать

Так какой же вывод - если yбpать из этой эхи Бyджолд
и оставить лишь одно вялотекyщее (словно шизофpения % )
обсyждение прочих тем, тебе станет интересней ее читать?

 From : Anna Hodosh                         2:5020/337.40   Вск 27 Авг 00 22:35
 To   : Oleg Pol                                            Пон 28 Авг 00 15:11
 Subj : Об офицерских званиях
Hi Oleg Pol.

26-Aug-00 17:58:13, Oleg Pol wrote to Anna Hodosh

 OP> Значит, это выяснение ухитрилось пройти мимо меня.
Сорри, я наверное, постyпила согласно анекдотy
"а из этого, очевидно, следyет..."
Просто в пользy общей цепочки ИМХО говоpят следyющие факты.
а) звания мало связаны с родами войск (yж если бывшего
адмирала напpавляют командовать лагерем подготовки пехоты)
б) на две цепочки званий не набиpается
в) очередное звание присваивают "впеpемешкy"

В общем, Александр Балабченков там подробно этy цепочкy
построил - погляди.

 From : Oleg Grigoriev                      2:5030/675.11   Вск 27 Авг 00 14:52
 To   : Oleg N. Kotenko                                     Пон 28 Авг 00 15:11
 Subj : Василий Звягинцев

   Пусть враги твои, Oleg, умрут без сыновей!

   24 Aug 2000 at 05:20, Oleg N. Kotenko  > Oleg Grigoriev:

ONK> Вот, только не уверен, что полная.

   о, спасибо. а то я уж подумал, что народ только осколки чести Буджолд читает.
:)

ONK>      Одиссей покидает Итаку
ONK> 01.Гамбит бубновой дамы
ONK> 02.Одиссей покидает Итаку
ONK> 03.Бульдоги под ковром
ONK> 04.Право на смерть

   надеюсь, действительно не полная.
   между 3-й и 4-й явно должно быть ещё что-то.

ONK> Осталась ещё как минимум одна :)

   "четвёртая" не является прямым продолжением третьей, она скорей просто книга,
имеющая отношение к данному циклу.

   [ WBR, Oleg.                   ]
   [ 14:52 27 August XXXV A.S.    ]

--- np: amorphis '94 "tales from..."                            [nstm][zx][asm]
 * Origin: 7AAE57230608CB23CB1230087AEE10577BEE215F10F00D20E7C9 (2:5030/675.11)
 From : Tetuhin Sergey                      2:5022/8        Вск 27 Авг 00 19:26
 To   : All                                                 Пон 28 Авг 00 15:11
 Subj : нОНГМЮИРЕ ОНБЕЯРЭ !
From: tsa@lim.ru (Tetuhin Sergey)

Опознайте повесть !

На какой-то подземный секретный объект отправляют международную
группу.
Объект на острове. Там был спрятан корабдь с пришельцами, но потом
они, гады,
превратили людей в зомби. Для включения самоликвидации группа и
отправлена.
Повествование ведется от лица российского участника.
Читал ее в электронном виде. Не помню ни названия, ни автора.

С уважением tsa.
--- ifmail v.2.14-tx8.10
 * Origin: LIM (2:5022/8)
 From : Dmitry Sidoroff                     2:5020/858.25   Втр 22 Авг 00 23:51
 To   : Andrew Tupkalo                                      Пон 28 Авг 00 15:11
 Subj : "Поселок"
Привет Andrew!

17 Авг 00 22:07, Andrew Tupkalo -> Vitaly Bychkov:

 AT>   А ракетные лодки -- принципиально одноpазовая штука.
Эт да. Они потом просто не нужны.

 AT> Залп сделали -- всё, можно завоpачиваться в простыню и ползти на
 AT> кладбище, всё равно всплывать уже незачем.
Насчет ползти на кладбище ты погорячился.
Считается что выживет от половины до трети населения.

Dmitry

--- GoldED/W32 3.0.0-dam9
 * Origin: Люди с частной совестью. (2:5020/858.25)
 From : Dmitry Sidoroff                     2:5020/858.25   Срд 23 Авг 00 00:22
 To   : Andrew Tupkalo                                      Пон 28 Авг 00 15:11
 Subj : Об офицерских званиях
Привет Andrew!

17 Авг 00 21:59, Andrew Tupkalo -> Anna Hodosh:

 AT>   Гоpодская стража -- это не полиция.
Это милиция ;) _Военная_ стуктура vs гражданская военизированная полиция(что
типа нашей вохры или железнорожников).

Dmitry

--- GoldED/W32 3.0.0-dam9
 * Origin: Сначала соври! Правду сказать всегда успеешь. (2:5020/858.25)
 From : Max Snegirev                        2:464/270.98    Суб 26 Авг 00 12:15
 To   : Serge Zubin                                         Пон 28 Авг 00 15:11
 Subj : Важны ли нам скафандры ?!
 Привет Serge !

Чет Авг 24 2000, Serge Zubin пишет к Georg Astahov:

 SZ>     Тогда, пардон :). Мне-то показалось, что метеорит из антивещества
 SZ> yдаpил корабль в обычном состоянии, а не во вpемя Пpыжка. Последнее мне
 SZ> даже в головy не могло прийти и сейчас до сих пор там yложиться не может
 SZ> :)

Это разные пpоизведения и разные аваpии. Имхо.

                                                                   Max.
---
 * Origin: Люди Мира имеют совесть (2:464/270.98)
 From : Max Snegirev                        2:464/270.98    Вск 27 Авг 00 07:11
 To   : Max Sazonov                                         Пон 28 Авг 00 15:11
 Subj : Важны ли нам скафандры ?!
 Привет Max !

Пят Авг 25 2000, Max Sazonov пишет к Max Snegirev:

 MS>    Минут! А для вытаскивания катера нужны часы.

Гоcподи, да почему минут-то? Чаcы-дни при выходе не в непpоcpедcтвенной
близоcти от атмоcфеpы планеты и дни-меcяцы пpи выходе в межпланетном
пpоcтpанcтве cиcтемы. (еcли-б корабль вышел в Солнечной cиcтеме на pаccтоянии
равном размеру орбиты Земли, он падал-бы на Солнце 3 меcяца)

                                                                   Max.
---
 * Origin: Пусть кубический ящик L стремится к бесконечности (2:464/270.98)
 From : Max Snegirev                        2:464/270.98    Вск 27 Авг 00 07:14
 To   : Georg Astahov                                       Пон 28 Авг 00 15:11
 Subj : Важны ли нам скафандры ?!
 Привет Georg !

Чет Авг 24 2000, Georg Astahov пишет к Max Snegirev:

 GA> Hy, а что с "Полюсом"? Ничего стpашного. Затраты не страшны, главное
 GA> - автономность и дyбовость системы.

Понимаешь, эта штука будет поcеpъезнее. Я думаю вpяд-ли ее можно будет впихнуть
в Полюc :)
1. Надо _мощнейшие_ и кнтролируемые c _большой_ точноcтью поля для удеpживания
антивещеcтва. Вcпомни упp. теpмоядеpный cинтез, там уcловия удеpжания конечно
похуже, но и тpебования к удержанию плазмы намного меньше, чем к удержанию
антивещеcтва (там прорыв пары миллиграм плазмы к оболочке ничего не меняет :),
Споcоб удеpжания хладного антивещеcтва отличаетcя от удеpжания плазмы, но ты
можешь пpедcтавить cебе вcе тpудноcти. Далее, cвеpхнизкая температура, ведь АВ
как и обычное вещеcтво иcпаpяетcя в вакууме, а поcледcтвия вcтpечи разреженого
пара cо cтенкой могут быть cамые неприятные (про обеcпечение cамого вакуума я
уже не говорю). Далее, еще неизвеcтно какое именно АВ получитcя - пиcатели об
этом зачаcтую не говоpят, а иметь мы можем не ровный куcочек антивольфрама, а
антиводород или антигелий, а это еще более неприятно.
И главное! Эта байда по удерживанию АВ не будет cпокойно лежать на cкладе как
лежат бомбы или аккумулятоpы, она вcе вpемя будет жрать энергию и не дай бог
какой-то локальный разрыв питания, перетир проводка, облом c охлаждением...
А _пpоcто_ побоялcя бы положить эту штуковину на cклад, не то что запихивать ее
в по определению аваpийно-опаcное тpанcпоpтное cpедcтво.

 GA> Энеpгия, веpно. Hy подели ее на вpемя и полyчи кВт :)

Так точно :)

 GA> Я так и подозревал, просто цифр нифига не помню :) Когда-то я pади
 GA> интересна считал, насколько антибомба перспективней атомной в тех же
 GA> габаритах :) Резyльтат меня настолько поразил, что я даже потеpялся :)

При взрыве в Hагаcаки "cгоpело" чуть больше килограма плутония, маccа бомбы
уменьшилаcь на 1.2 гpамм. Этого оказалоcь доcтаточно.

А на cамом деле антибомба штуковина намного более гpомоздкая. См выше.

 GA> Hy давай переведем в Ватты и с чем-нибyдь сpавним.

Разница cpавнима c выделением при ядpеном/теpмоядеpном пpоцеccе, нет такого
разрыва как к примеру между бензином и уpаном.

 GA> Можно прикинyть. Не дyмаю, что катер бyдет требовать МВт.

А фиг знает что он будет требовать :)

 GA> Важно сохранить фоpмy "бака" и напpяжение на обмотках. Пеpвое
 GA> pешается толщиной стенок и матеpиалами. Должны быть тyт прочнисты,
 GA> навеpняка такие задачи ставились и pешались. Например, если
 GA> дефоpмация камеры происходит начиная с yскоpений в 300g - очевидно,
 GA> для экипажа бyдет весьма безразлично, взоpвется реактор или нет. Если
 GA> y нас есть гравикомпенсаторы (а они в мире Павлыша есть) - так тогда
 GA> от пеpегpyзок реактора вообще можно избавиться.

См Выше. :)

 GA> Далее - меня всегда интересовала методика э-э-э-э стpельбы
 GA> антивеществом.
 GA> Уж больно y Лема в "Непобедимом" это описано интеpесно. Разве пyчок
 GA> антипротонов или "антипyля" кyда-то yлетят? Как вообще идет pеакция
 GA> аннигиляции, что пpи этом, так сказать, выделяется? И можно ли чем-то
 GA> поглотить выделяющyюся энергию либо перевести ее в инyю фоpмy?

Выделяютcя пpи этом, в конечном итоге, жеcткие гамма-кванты и немного нейтpино.
Только плотноcть их потока - жутчайшая.
Знаешь что cамое трудное в cоздании фотонной pакеты? Создать не пpоcто отлично
отражающее зеркало, а Зеркало отлично отражающее гамма-лучи. Пеpевеcти в иную
форму в принципе можно, проще вcего - тепловую :)
При выcтpеле пучками и антипулями имхо таки нужно (еcли ты не в вакууме)
удалять воздух на их пути (или помещать ...пулю в контейнер доcтаточный для
изоляции антивещеcтва и пpи этом очень небольшой Ж|)). В противном cлучае даже
на небольшом отрезке легко набрать эти 1.2 гpамма.

                                                                   Max.
---
 * Origin: Поход в Японию за катанами - хорошая завязка для квес (2:464/270.98)
 From : GAS                                 2:5020/400      Пон 28 Авг 00 05:02
 To   : Oleg N. Kotenko                                     Пон 28 Авг 00 15:12
 Subj : Re: Александр Громов
From: GAS <gas5x@bancorp.ru>

Hello Oleg,

Sunday, August 27, 2000, 11:41:14 AM, you wrote:

ONK> Ты так нифига и не понял...

Ну, что-то я понял, из нашего разговору, а что-то не понял.

Я не понял твоей реакции на "сами за себя говорящие вещи".
Моё объяснение ты поскипал, реакции никакой -- стало-быть,
эти твои заявления о том что меня де выгнали из Фидо в дверь
а я де влез в окно -- были не нечаянной ошибкой, а злонамеренно
распространяемой клеветою?

А вот кое что я понял, про тебя. Оказывается, тебе дай волю --
ты не только меня, хулигана, ты и добрейшую Ходош готов отсюда гнать!
Т.е. дело выходит не в том что моё поведение тебе не нравится -- тебе
вообще любое поведение не нравится? "На тёмном небе звёзды ярче" --
т.е. нужно выгнать всех кого только удастся, дабы звезда Олега H.
Котенко сияла в этой эхе в гордом одиночестве?

ONK> Ну и ладно.

Ладно? Ну ладно так ладно.
А то я думал может что неладно, может что ещё объяснить надо?
Коли так -- обращайся :-) , но лучше -- е-майлом.

 Gregory Shamov                            mailto:gas5x@bancorp.ru

 * Origin: Talk.Ru (2:5020/400)
 Msg  : 625 из 1681 +627                    Rcv
 From : Olexander Lebid'                    2:463/62.32     Пон 21 Авг 00 08:55
 To   : Yuri Zubakin                                        Пон 28 Авг 00 15:12
 Subj : Лукиан и Лукьяненко, или Умение рассказывать истории
Hi, Yuri!

16 Aug 2000, Yuri Zubakin wrote to Vladimir Borisov:

 YZ>     Гм... Действительно... Исправлю...
 YZ>     И вообще: мне как-то сказали, что в этом Владимире Ивановиче
 YZ> узнали Воху - от чего я натурально сполз со стула. От
 YZ> неожиданности.

   С Вохой я по  крайней мере хоть знаком, потому и  показалось - если на
кого и похож твой персонаж, то на него :) А с многоуважаемым BVI - только
понаслышке и поканалке. Потому не обессудь, чем богаты, тем и pады.

                                        cygnus [Team OS/2]

--- timEd/2 1.10.y2k+
 * Origin: Плаху, палача и рюмку водки. Водку мне, остальное ему (2:463/62.32)
 From : Andrew Kasantsev                    2:5040/6        Пон 28 Авг 00 12:37
 To   : All                                                 Пон 28 Авг 00 15:12
 Subj : Комарра и ПВтоннели
   Hello, All!

   Вот давно меня мучает сомнение - вроде Комарра - единственный выход Барраяра
в галактику. Но тетя Фортиц летит с Барраяра на Комарру через _пять_ тоннелей.
Что-то непонятное...

 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 28 Авг 00 15:15
 To   : Olexander Lebid'
 Subj : Лукиан и Лукьяненко, или Умение рассказывать истории
        Здравствуйте, Olexander!

         Случайно увидел, как Olexander Lebid' писал Yuri Zubakin (Понедельник
Август 21 2000, 08:55):

> [...]
 OL> на кого и похож твой персонаж, то на него :) А с многоуважаемым BVI -
 OL> только понаслышке и поканалке. Потому не обессудь, чем богаты, тем и

    За полтора года года почти ежедневного общения на #RusSF у нас с тобой,
насколько помню, ни разу не возникло принципиальных разногласий. В общем, как
скажешь, о протофиларх  :)
    P.S. С наступающим Днем Рождения!   :)

                C уважением, Yuri

... Массаракшствующие молодчики
 From : Leonid Kudryavcev                   2:5050/33.11    Вск 27 Авг 00 12:15
 To   : Konstantin Stepanov                                 Пон 28 Авг 00 17:37
 Subj : В кривом танце, с чужими яйцами.
Приветствую тебя уважаемый Konstantin !

Saturday August 26 2000 14:23, Konstantin Stepanov написал Leonid Kudryavcev:

 KS> О написанных книгах...

Если интересует библиогpафия моих книг, то в интернете
по адpесу: www.list.krsk.ru находится сайт, на котором есть моя стpаничка.
Там более - менее полная библиогpафия.
Кстати, там же находятся странички Андpея Лазарчука и Михаила Успенского.
Если нечто другое, то лучше задавать конкретные вопpосы.

С уважением Леонид Кудрявцев

 From : Andrey V Khavryutchenko             2:5020/400      Пон 28 Авг 00 14:44
 To   : Andrew Kasantsev                                    Пон 28 Авг 00 17:56
 Subj : Re: Комарра и ПВтоннели
From: Andrey V Khavryutchenko <akhavr@compchem.kiev.ua>

Andrew,

AK>  Вот давно меня мучает сомнение - вроде Комарра - единственный выход
AK> Барраяра в галактику. Но тетя Фортиц летит с Барраяра на Комарру через
AK> _пять_ тоннелей.  Что-то непонятное...

Куча промежуточных "пересадок" из тоннеля в тоннель в точках, непригодных
для жизни.

--
SY, Andrey V Khavryutchenko  http://www.kbi.kiev.ua/~akhavr
Software & SPI Engineer      Visit my site

Good judgment comes from experience, and a lot of that comes from
bad judgment.
--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: Computational Chemistry Group (2:5020/400)
 From : Serg Kalabuhin                      2:5016/1.6      Пон 28 Авг 00 17:20
 To   : Vladislav Slobodian                                 Пон 28 Авг 00 20:36
 Subj : Фантастика-2000:   сил моих нету!
Привет, Vladislav!

Воскресенье Август 27 2000 10:55, Vladislav Slobodian wrote to All:

 VS> Штирлиц перешёл границу незаметно. Об этом он узнал из утренних газет.

Хошь сказать: Воха накатал длинный нудный анекдот?

Serg

... Правда побеждает сама собою,мнение - через других (Эпиктет)
--- Где здесь пропасть для свободных людей? (Эзоп)
 * Origin: Odyssey (2:5016/1.6)
 From : Alexander Gromov                    2:5020/194.117  Пон 28 Авг 00 18:34
 To   : All                                                 Втр 29 Авг 00 16:14
 Subj : Еськов-профи-палео
   Приветствую, All!

   Для тех, кому интересно то, что делает Кирилл Еськов вне фантастики, сообщаю:
наконец-то вышел в свет его многострадальный учебник палеонтологии "История
Земли и жизни на ней", предназначенный для продвинутых школьников, т.е. для меня
в самый раз. Язык -- еськовский, изложение -- увлекательное. Маммализация
териодонтов просто незабываема! :) А сторонников астероидной гипотезы вымирания
динозавров -- по сусалам!

   Говоря короче, рекомендую!

   Книжка противного зеленого цвета, обложка мягкая. Цена 36р. Весь тираж лежит
по адресу: ул. Верх. Радищевская, 10. Это в 80 метрах от ст. м.
Таганская-кольцевая, здание из красного кирпича, похожее на школу, на 1-м этаже
направо магазинчик учебной литературы.

                                           С уважением, Alexander Gromov.

---  UNREG
 * Origin: Point system (2:5020/194.117)
 From : Konstantin Stepanov                 2:5030/846.35   Пон 28 Авг 00 22:39
 To   : Ivan Kovalef                                        Втр 29 Авг 00 16:14
 Subj : Фантастика-2000: сил моих нету!

          Привет Ivan!

27 Авг 00 03:23, Ivan Kovalef -> Konstantin Stepanov:

Не передергивай.
Там написано, что это мое имхо.

       Team [/19 must die]
                            Blop

--- GoldED/W32 3.0.1
 * Origin: Танк... (2:5030/846.35)
 From : Semen Druy                          2:5030/846.16   Пон 28 Авг 00 22:56
 To   : Andrew Kustov                                       Втр 29 Авг 00 16:14
 Subj : Про экранизацию фантастики
Пpиветствyю, Andrew. Что нового y смеpтных?

25 Авг 00 в 23:54 я был отвлечен от созеpцания гармонии Вселенной нелепой
перепалкой междy Andrew Kustov и All:

 AK> И тyт я задyмался - а были ли вообще yдачные экpанизации
 AK> фантастических пpоизведений?

Blade Runner был неплох. Конечно, от книги там дай бог четверть, но настроение
им сохранить yдалось. "Возвращение воспоминаний", опять же. Рассказик-то
коротенький, и фильм взял из него практически все (и еще многое добавил вполне в
его дyхе). ИМХО лyчший (читай - единственный приличный) фильм со Шваpцем. Опять
же, диковская "Втоpая модель" была дельно снята.

А вот окpомя Дика, ничего как-то и в головy не пpиходит. Впрочем, я давно yже не
смотрю видак.

Такие дела. Семен.                                           [ team Цицероны ]

... Сеанс массового психоза
--- incarnation of the Holy Dead
 * Origin: The medium is the message (2:5030/846.16)
 From : Andrew Kasantsev                    2:5040/6        Втр 29 Авг 00 10:59
 To   : Andrey V Khavryutchenko                             Втр 29 Авг 00 16:14
 Subj : Комарра и ПВтоннели
   Hello, Andrey!

28 Aug 28 14:44, Andrey V Khavryutchenko wrote to Andrew Kasantsev:

 AK> Куча промежуточных "пересадок" из тоннеля в тоннель в точках,
 AK> непригодных для жизни.
 А сегодня, кстати, наткнулся еще и на фразу, что Барраяр был заселен _HЕ_ через
Комарру. то есть был-таки выход у Барраяра в галактику, был...

 From : Vladislav Slobodian                 2:5020/400      Втр 29 Авг 00 06:10
 To   : All                                                 Втр 29 Авг 00 16:14
 Subj : Re: Фантастика-2000:   сил моих нету!
From: Vladislav Slobodian <vs@cityhall.novosibirsk.ru>

Serg Kalabuhin wrote:

> [...]
>
>  VS> Штирлиц перешёл границу незаметно. Об этом он узнал из утренних газет.
>
> Хошь сказать: Воха накатал длинный нудный анекдот?

Это даже и не анекдот. Не смешно потому что.

--
Vladislav Slobodian
vladislav_slobodian@bigfoot.com

 * Origin: Talk.Ru (2:5020/400)
 From : Konstantin G. Ananich               2:5000/130.32   Втр 29 Авг 00 09:37
 To   : Semen Druy                                          Втр 29 Авг 00 16:14
 Subj : Про экранизацию фантастики
Hello Semen.

28 Aug 00 22:56, you wrote to Andrew Kustov:

 SD> Blade Runner был неплох. Конечно, от книги там дай бог четверть, но
 SD> настроение им сохранить yдалось.

И нифига подобного. Фильм от книги отличаеться с точностью до наоборот.
Konstantin

--- GoldED+/W32 1.1.4.3
 * Origin: -== Sibkot Mail Station ==- (2:5000/130.32)
 From : Boris Nemykin                       2:5020/400      Втр 29 Авг 00 08:51
 To   : Andrew Kasantsev                                    Втр 29 Авг 00 16:14
 Subj : Re: Комарра и ПВтоннели
From: "Boris Nemykin" <borisok@bigfoot.com>

Hi, Andrew!

AK> А сегодня, кстати, наткнулся еще и на фразу, что Барраяр был заселен
AK> _HЕ_ через Комарру. то есть был-таки выход у Барраяра в галактику,
AK> был...

Ну, и чем ты читал :)? А с чего вдруг, по-твоему, были времена Изоляции?
Был выход, был ... да потом исчез.

Boris

 From : Barhatov Yuriy                      2:5020/400      Втр 29 Авг 00 08:51
 To   : All                                                 Втр 29 Авг 00 16:14
 Subj : Re: Про экранизацию фантастики
From: "Barhatov Yuriy" <guban@post.krascience.rssi.ru>

Andrew Kustov пишет в сообщении <967248066@p70.f219.n5030.z2.FidoNet.ftn>
- а
>были ли вообще удачные экранизации фантастических произведений?

>А пpо западное кино что можно сказать?

А Одиссея 2001 Кубрика/Кларка? Правда, достаточно затруднительно сказать,
что же было вначале - фильм или роман...

Также очень хорошим фильмом был Контакт Роберта Земекиса (по Карлу Сагану).
Правда книгу я не читал, так что о качестве _экранизации_(т.н.
"соответствии") судить не могу.

Юрий Бархатов

 From : Andrey V Khavryutchenko             2:5020/400      Втр 29 Авг 00 10:13
From: Andrey V Khavryutchenko <akhavr@compchem.kiev.ua>

Andrew,

AK> А сегодня, кстати, наткнулся еще и на фразу, что Барраяр был заселен
AK> _HЕ_ через Комарру. то есть был-таки выход у Барраяра в галактику,
AK> был...

Ай, ну читай внимательнее.  Тонель, через который заселяли схлопнулся, что
привело к Периоду Изоляции.

--
[...]

 Msg  : 640 из 1681                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 29 Авг 00 20:09
 To   : All
 Subj : История Фэндома: КЛФ "Солнечный город" (Семипалатинск), 1982
        Здравствуйте, All!

    Посылаю некоторые материалы по истории Фэндома из архива Т. Приданниковой
(Магнитогорск).
    Все материалы выложил/выложу не www.tree.boom.ru

    [Без авт.] Приглашение

    (Семипалатинск, б. г.- 4 с.).

    Киноклуб "Солнечный город"

    ПРИГЛАШЕНИЕ
    (для учащихся 4 - 7 классов)
    октябрь - май 1982 - 1983 гг.

    г. Семипалатинск

    Мир кино -
    Мир интересного,
    Облагораживающего,
    Мир познания...

    Занятия клуба проводятся в кинотеатре "Октябрь" совместно с городским Домом
пионеров.

    Начало сеансов в ____ часов.

    Дирекция кинотеатра оставляет за собой право замены фильмов.

    Облуправление кинофикации Облкинопрокат.
    Ленинское объединение кинотеатров.

    ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ КИHОКЛУБА:

    14 октября
Праздник, посвященный 25-летию освоения космоса.
Фильм "Москва-Кассиопея".

    11 ноября
Утренник, посвященный 130-летию со дня рождения Мамина-Сибиряка. Ж-л. "Д. H.
Мамин-Сибиряк".
Сказка.

    16 декабря
УТРЕННИК, посвященный творчеству Льюиса Кэррола.
Фильм "Мария, Мирабела".

    7 января
Праздник, посвященный 100-летию со дня рождения Алексея Толстого.
Фильм.

    10 февраля
Утренник, посвященный творчеству писателя Hиколая Hосова.
Фильм "Иван Васильевич меняет профессию".

    24 марта
Открытие недели детской книги. Встреча с писателем.
Фильм.

    12 апреля
Утренник, посвященный Дню космонавтики.
Фильм "Большое космическое путешествие".

    18 мая
КОHКУРС-ПРАЗДHИК ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ.
Сказка.

                C уважением, Yuri

... Чебурашкообразные эвоки. StarWars?
 Msg  : 641 из 1681                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 29 Авг 00 20:09
 To   : All
 Subj : История Фэндома: КЛФ "Спутник" (Семипалатинск), 1983
    [Без авт.] Работа продолжается

    (Мясной гигант (Семипалатинск.- Мясоконсерв. комбинат).- 1983.- 25 нояб.- (
50 (1973)).- С. 2.).

    В декабре 1982 года состоялась первая встреча юных любителей фантастики в
киноклубе "Спутник" при Доме культуры мясокомбината. Новая форма работы с детьми
понравилась и привилась.
    С тех пор "Спутник" пять раз приглашал ребят в свой зал. Для членов клуба
читались лекции, проводились викторины. Показаны научно-фантастические фильмы
"Ангар-18", "Звездная командировка". "Отель у погибшего альпиниста" и другие.
    В 1983 году киноклуб "Спутник" под свою опеку взяли члены совета
общегородского клуба любителей фантастики "Прогрессор". Занятия будут
проводиться по более сложной и, надеемся, более интересной программе. Hаряду с
лекциями будут проводиться праздники и утренники, викторины и карнавалы. Как
дополнение к уже ставшим традиционными формами, выступления будут
иллюстрироваться слайдами, отснятыми членами клуба в Москве с выставки
фантастической живописи "Время, пространство, человек", диафильмы, фотографии,
кадры из различных научно-фантастических фильмов.
    Клубом планируется также проведение встреч с писателями не только
Семипалатинска, но и Москвы, Ленинграда. Ну и, конечно, будет обязательный
просмотр научно фантастических фильмов, как новых, так и старых, потому что
"Спутник" - это прежде всего киноклуб.
    Hо мы хотели бы надеяться, что уже ставшие постоянными члены "Спутника" в
этом году будут не просто молча внимать речам выступающих, но и сами активно
включатся в работу клуба. Желательно и здесь создать группу активистов - совет,
который бы взял на себя часть работ по организации заседаний, и, вообще, стал бы
коллективом, объединяющим любителей фантастики.

                C уважением, Yuri

... Строитель Железной Стены
 Msg  : 642 из 1681                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 29 Авг 00 20:09
 To   : All
 Subj : История Фэндома: КЛФ "Прогрессор" (Семипалатинск), 1987
    Крамаренко В. Информация для КЛФ - 4 / 87

    (Б. м., 1987.- 2 с.).

    Уважаемые коллеги!
    Совет КЛФ "Прогрессор" предлагает вашему вниманию краткую информационную
сводку о работе нашего клуба в октябре-декабре 1987 г. Более подробную
информацию о работе нашего клуба мы готовы предоставить по вашему запросу в
адрес нашего клуба: 490050 Семипалатинск ГОС-50 а/я 130. Со своей стороны мы бы
хотели получить аналогичную информацию от вас, поскольку могли неоднократно
убедиться во взаимополезности информационных контактов в период 1981-84 гг.

    11 октября 1987 года состоялось Общее собрание членов клуба "Прогрессор",
принявшее новый Устав клуба и, в соответствии с ним, избравшее новый Совет клуба
и ревизионную комиссию.
    Совет клуба:
    Президент - Владимиров Виталий Геннадьевич
    Вице-президент - Шохирев Андрей
    Секретарь - Крамаренко Ирина Борисовна
    Казначей - Полосухин Людмила Анатольевна
    Член Совета - Огус Пётр Константинович
    Ревизионная комиссия:
    Председатель - Кузьмин Евгений Семёнович
    Члены комиссии:
    Усманов Ильдар Эдмонович
    Щютц Виктор Альбертович

    Работа клуба "Прогрессор" в минувшем квартале велась по трём направлениям -
киноклуб-кафе, молодёжная группа, дискуссионный клуб ЛФ.
    Киноклуб-кафе работал в помещении близлежащего кафе "Достык" ("Дружба"), где
в первой половине года силами членов клуба была сооружена капитальная кинобудка
и, при содействии "Казкиноремснаба" смонтирована установка КH-22; установлена
необходимая для работы киноклуба аппаратура. Киновечера (руководитель П. Огус)
вызвали большой интерес в городе, областная газета "Иртыш" дважды публиковала
статьи о работе киноклуба. Киновечер представляет из себя просмотр фильма,
предваряемый слайд-программой и последующей дискуссией и проходили 1 раз в
месяц, по пятницам с 19 до 22 часов. С нового года предусмотрен переход на
двухразовый режим работы.
    Молодёжная нруппа (руководитель - Л. полосухиеа) собиралась в клубе
еженедельно, с 1700 до 1900 и объединяет старшеклассников общеобразовательных
школ, учащихся техникумов и ПТУ. Группа занимается изучением фантастической
литературы. В минувшие три месяца проводились дискуссии по творчеству Д.
Уиндема, Х. Клемента, К. Булычева.
    Дискуссионный клуб собирается дважды в неделю - по средам от 1900 и в
воскресенье с 1400 м является клубом общения почитателей фантастики во всех
жанрах искусства. Здесь ведётся. Здесь ведётся подготовка киновечеров и идёт
обмен информации, проходят творческие дискуссии, обсуждения новинок фантастики,
вырабатывается программа деятельности клуба. Здесь зарождаются идеи, реализуемые
образуемыми тут же творческими группами, которые впоследствии могут быть
реорганизованы в постоянные подразделения "Прогрессора". Это - мозговой и
рабочий штаб клуба, ответственный за содержание работы и перспективы
деятельности "Прогрессора".

    С уважением
    Президент клуба В. Владимиров
    Секретарь - И. Крамаренко

                C уважением, Yuri

... Спокойно, Сикорски, я - Бромберг
 Msg  : 643 из 1681                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 29 Авг 00 20:09
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Семинар КЛФ (Киев), 1986
    Зольников А. 21-М-1-29: [Отр.]

    (Семипалатинск, 1987.- С. 1.).

    Состоялась встреча КЛФ в Киеве. Были представители из Москвы, Риги, Минска,
Омска, Красноярска, Одессы, Астрахани, Черкасс, Николаева, Горловки. Николаевцы
огласили свой проект Украинской федерации КЛФ, Омск взял на себя проведение
голосования HФ-86. Судя по отзывам, встреча в Киеве оставляла желать лучшего
прежде всего в организационном плане.

                C уважением, Yuri

... Пикник в муравейнике
 Msg  : 644 из 1681                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 29 Авг 00 20:09
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Инсервью с С. эль-Джабером (1983) - НФ кино в Сирии
    Фантастика и реальность

    (Иртыш (Семипалатинск).- 1984.- 16 марта.- (  53 (14951)).- С. 4.).

    Осенью прошлого года редакцией популярного журнала "Техника-молодежи", при
содействии ЦК ВЛКСМ, был проведен семинар для руководителей клубов любителей
фантастики страны, туда была приглашена и председатель семипалатинского клуба
"Прогрессор" Л. Полосухина. В ходе работы семинара его участники встретились с
известным сирийским кинорежиссером и оператором Самиром эль-Джабером - пионером
научно-фантастического жанра в арабском кино. Два года назад С. эль-Джабер снял
26-серийный научно-фантастический телефильм "Цель - XXI век", а сейчас
заканчивает аспирантуру при ВГИКе, работает над диссертацией о применении
комбинированных съемок в работе над кинофантастикой.
    Мы предлагаем читателям запись беседы Л. Полосухиной с режиссером.

    - Самир, если можно, несколько слов о себе.
    - Моя "кинобиография" началась в 1973 году, когда, закончив в Москве ВГИК, я
приступил к работе в качество главного оператора Сирийского телевидения. За 10
лет снял 48 фильмов.
    Основные фильмы? Ряд лент, снятых в содружестве с режиссером Набилем
Малехом: "Цель - XXI век", документальные "Благослови, боже" и "Свет луны",
удостоенный в 1979 году серебряной награды международного фестиваля в Дамаске.
Считаю определенной удачей "Империю Гауара", "Ифтах и Симсем" - одиннадцать
серий, "Сельскую женщину" - также второй приз Дамасского кинофестиваля 1981
года.
    - Как Вы пришли в кинофантастику? Ведь в Сирии, вероятно, это не самый
популярный жанр искусства?
    - Действительно, и арабском мире фантастика не так уж и популярна. Ее
читают, смотрят фильмы, особенно молодежь, но все это зарубежные произведения;
арабская научная фантастика только сейчас делает свои первые шаги. Что касается
моего пути... В равной степени "повинны" в этом чисто человеческое увлечение и
профессиональный интерес. Я учился на операторском факультете ВГИКа, изучая,
разумеется, и технику комбинированных съемок, дающих фантастические - простите
за каламбур - возможности показа фантастики на экране. Материалов же о
применении спецэффектов и комбинаций очень мало. Вот я и собирал методики,
разрабатывал свои, пока не сказал себе: стоп, пора от слов переходить к делу.
И... снял "Цель - XXI век". Видите, как просто (смеется).
    При всей технике, применяемой в съемках, оператор обязан добиваться
абсолютной иллюзии реальности, "невидимости" трюка - будь это парение в
невесомости или вид планеты. Писатель может на столетия вперед предсказать
появление фантастических машин, предлагая скорое образ, чем описание. Тем не
менее, читатель без труда представит себе это устройство. В кино же надо
воссоздать, показать предмет и действии. Кинофантастике ставится обязательное
условие: фантастическое должно быть достоверно изображено на экране. Как раз
этим вопросам и посвящена моя диссертация, которая так и называется -
"Особенности изобразительного решения научно- фантастического фильма".
    - Самир, как Вы оцениваете 85-летний путь фантастики и кино? Какие фильмы
выделили бы и ряду прочих, почему.
    - Развитие советской и западной кинофантастики шло разными путями.
Количественные же показатели вовсе несравнимы - один только Мельос, к примеру, в
1897-1910 годах снял более 400 фильмов в жанре фантастики, а видь он не один...
Что же касается лучших фильмов, то до Второй мировой войны в СССР были сняты
всего два научно-фантастических фильма, явившихся, однако, значительным
достижением. Это "Аэлита" Я. Протазанова по роману Л. Толстого и "Космический
рейс" В. Журавлева, в котором широко использовались комбинированные съемки, и
небезуспешно - даже сейчас производит очень, сильное впечатление ряд эпизодов,
например, вывод ракеты из ангара. Интересно, что фильм консультировал К. Э.
Циолковский. Кинофантастика активно включается в систему политического,
идеологического воздействия на многомиллионную аудиторию. Влияние научной
фантастики испытывают и режиссеры, работающие в реалистическом кино. Так,
основанная на реальных фактах, война во Вьетнаме трагедия Ф. Копполы
"Апокалипсис наших дней" смотрится как фантастическая лента. Современная
техника, вооружение, демонстрируемые в фильме, кажутся плодом воображения
автора, а герои не уступают в жестокости монстрам из "фильмов ужасов". В конце
концов, они сходят с ума, поскольку для них нет критерия человечности, они
находятся но ту сторону добра... Так неожиданно вернулось в наш день исполнение
пророчеств о "конце света", доказывающее, что нельзя только жаловаться на
атомную бомбу; судьба человека - в руках человека, судьба человечества зависят
от самого человечества.
    - Спасибо, Самир! Мне остается пожелать Вам успеха и надеяться вскоре
увидеть Ваши новые фильмы!

                C уважением, Yuri

... Гусеница на холме
 Msg  : 645 из 1681                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 29 Авг 00 20:10
 To   : All
 Subj : История фантастики: К. Рублев "Этот увлекательный мир" (1983)
    Рублев К. Этот увлекательный мир: К 25-летию творческой деятельности братьев
Стругацких

    (Мясной гигант (Семипалатинск.- Мясоконсервн. комбинат).- 1983.- 7 янв.- (
3 (1926)).- С. 2.).

    В январе 1983 года все советские любители фантастики отмечают
четвертьвековой юбилей писателей фантастов Аркадия и Бориса Стругацких. Их
творческая деятельность началась в первом номере журнала "Техника-молодежи" за
1958 год небольшой повестью "Извне". Не всякие писатели могут похвастаться таким
количеством книг, каждая из которых сразу же становилась заметным явлением в
мировой фантастической литературе. "Страна багровых туч", "Понедельник
начинается в субботу". "Улитка на склоне". "Трудно быть богом". "Сказка о
Тройке", "Жук в муравейнике" и "Пикник на обочине" - эти и целый ряд других
произведений завоевали прочную любовь советского читателя.
    Одна из крупнейших заслуг братьев Стругацких в том, что большинство их
произведений сцементированы убедительно созванным образом коммунистического
будущего. Прообразы людей будущего они ищут среди людей сегодняшнего дня - наших
современников, считая, что те черты, которые составляют исключения сегодня,
станут достоянием каждого человека завтрашнего дня.
    Труд, как радость, труд как удовольствие, труд как творчество - вот что
считают главным признаком коммунизма писатели Стругацкие.
    Это не значит, что будущее в произведениях Стругацких безоблачно и
беспроблемно. Проникновение человечества в космос, встреча с неведомым порождают
множество нравственных проблем и конфликтов.
    Если в ранних произведениях Стругацких, таких как "Путь на Амальтею",
"Стажеры", писателей интересует борьба человека с необозримым океаном космоса,
то, начиная с повести "Попытка к бегству", их творческое внимание все больше
привлекают "острова" в этом океане - недаром одна из самых остросюжетных
повестей Стругацких называется "Обитаемый остров".
    Фантазии писателей населила Вселенную множеством обитаемых миров, каждый из
которых - увеличенная до масштабов целой планеты - частичка нашей Земли. Грозная
Пандора, населенная чудовищами в ужасных дебрях, светлая Леонида, обитатели
которой достигли полной гармонии с миром природы, планета Радуга, превращенная
учеными Земли в испытательный полигон, и, наконец, мрачный Сарржаш [Саракш - YZ]
- беспросветное царство мещанской серости и военщины.
    Там, где искры разума лишь начинают тлеть в царстве тьмы, действуют люди
фантастической профессии - прогрессоры. Это посланцы Земли, где уже победил
разум и гуманизм, задача которых - раздуть эти искры прогресса, облегчить победу
света над тьмой.
    Любители фантастики Семипалатинска от всей души поздравляют любимых
писателей и мечтают о новых замечательных книгах, на обложках которых будет
стоять: А. Стругацкий, Б. Стругацкий.

    К. Рублев.

                C уважением, Yuri

... Возвращение Алисы из нержавеющей стали
 From : pshokin@lukoil.com                  2:5020/400      Втр 29 Авг 00 16:27
 To   : Alexander Gromov                                    Втр 29 Авг 00 20:14
 Subj : Еськов-профи-палео
From: pshokin@lukoil.com

> [...]

 AG> Таганская-кольцевая, здание из красного кирпича, похожее на школу, на 1-м
 AG> этаже направо магазинчик учебной литературы.

А каково расписание работы магазинчика ?

С уважением, Павел

 From : Konstantin Tokar                    2:5020/400      Втр 29 Авг 00 16:59
 To   : All                                                 Втр 29 Авг 00 20:14
 Subj : Re: Про экранизацию фантастики
From: Konstantin Tokar <tokar@apmsun.mpei.ac.ru>

Andrew Kustov wrote:

> В детстве посмотрев кино по "Кэрри" Стивена Кинга, наконец-то добpался до
> самого произведения (вообще-то все Кинга на русском прочитал, но вот "Кэрри"
> оказалась последней).
> Я знал, что ни одной удачной экранизации Кинга не было. И тут я задумался - а
> были ли вообще удачные экранизации фантастических пpоизведений?
.....<skip>
> А пpо западное кино что можно сказать?

Знаю, что на мены многие обидятся, но не могу молчать :) Мне кажется,
что довольно удачной является экранизация "Дюны". Помню, тут её
(экранизацию) ругали. Но ведь в фильме довольно точно передан убогий и
странный технический уровень, схемотичность характеров, события в целом
совпадают с событиями в книге. Может быть, некоторые произведения вообще
нельзя экранизировать? И что вообще считать удачной экранизацией.

--
Konstantin Tokar (http://www.mpei.ac.ru/tokar)
 Msg  : 648 из 1681                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 30 Авг 00 01:06
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Из переписки И. А. Ефремова   [1/7]
        Здравствуйте, All!

    Посылаю подготовленные Ф. Дымовым материалы из переписки И. А. Ефремова. И
хотя статья появилась в общедоступной газете и памятна многим фэнам конца 80-х,
я все же посылаю ее - возможно, она заинтересует тех, кто ее не читал, тем
более, что в ней приведены отрывки из уникальных документов.
    Статью выложил на www.tree.boom.ru

    Кораблю взлет!: Из переписки русского советского писателя-фантаста,
палеонтолога, лауреата Государственной премии СССР Ивана Антоновича Ефремова
(1907-1972 гг.)

    (Книжное обозрение (Москва).- 1988.- 12 февр.- (  7 (1133)).- С. 7-10.).

    (Орфография и пунктуация - авторские).

    С 1958 года и до самой смерти в 1972 году ученый и писатель И. А. Ефремов
вел переписку с ленинградскими писателями Е. П. Брандисом и В. И. Дмитревским.
Письма Ивана Антоновича предназначались одновременно обоим адресатам, независимо
от того, кому были направлены. В настоящее время оригиналы хранятся в архиве Е.
П. Брандиса у его вдовы К. Ф. Куликовой. Благодаря любезности К. Ф. Куликовой и
с разрешения Т. И. Ефремовой мне удалось ознакомиться и поработать с письмами. В
них кусочки автобиографии и рассуждения о творчестве, научные и литературные
концепции, непреклонность борца, уже подарившего стране несколько месторождений
полезных ископаемых, разгадавшего тайны захоронений древних животных, нанесшего
на карту Родины неразведанные территории, через которые впоследствии проляжет и
стальная стрела БАМа. К началу знакомства Ефремова с Брандисом и Дмитревским уже
найдены в Сибири кимберлитовые трубки с алмазами, предсказанные в рассказе
"Алмазная трубка" ["Алмазная труба" - YZ] (1945 г.). В самом начале этого
знакомства, переросшего в дружбу, осуществилось и другое предвидение Ефремова,
описанное в рассказе "Тень Минувшего" и подтолкнувшее Ю. H. Денисюка, по его
собственному признанию, к созданию практической голографии (1962 г.). С
достигнутых позиций прекрасно смотрится жизнь Ефремова-ученого. Но и в
писательской среде Иван Антонович тоже фигура далеко не случайная. К этому
периоду увидели свет больше десятка его книг, в том числе "Туманность
Андромеды", поистине революционное произведение не только отечественной, но и
мировой литературы. Без преувеличения можно сказать, что Ефремов проложил путь
тем, кто составляет сегодня у нас славу фантастики, открыл ее нынешний,
современный этап. Естественно, что все это находило отражение в его письмах.
Вчитываешься в них - и возникает образ мечтателя и мыслителя, человека доброй и
щедрой Души.
    Феликс ДЫМОВ.

    "ТРУДАМИ И ДУШОЙ HАЛАЖЕHHОЕ..."
    Порой в своих высказываниях Иван Антонович весьма крут, резок и беспощаден.
Но это следствие жизненного опыта и принципиальности, а не черствости характера.
А может ли быть не принципиальным человек, прошедший свою символическую "дорогу
ветров"? Особенно ненавидел он бюрократов, чиновников от науки и литературы,
людей бездеятельных и равнодушных. Не случайно на вопрос анкеты "Что может вас
рассердить?" он ответил: "Ложь, лицемерие, хамство, жестокость, трусость". Можно
смело добавить еще одно: неприятие нового. Он предвидел, предчувствовал,
предвосхищал нашу сегодняшнюю перестройку, откровенно мечтал о ней, наблюдая то,
что подчас происходило вокруг:
    "Москва, 14 окт. 1963. Дмитревскому.
    ...трудами и душой налаженное Вами, интересное и полезное для других
оказывается выброшенным за борт как пустая бумажка, и нет никакой возможности
отстоять его, потому что сражаться с паровым катком или бревном без
противотанковой пушки нельзя. Вот тогда получается на душе тоскливо от
внезапного понимания, что мир вовсе не так уж хорош, как кажется и как хочется,
и главное, будущее не обещает чудесных превращений...
    Все это я переживал не раз за свою длинную научную жизнь и так и не научился
не огорчаться и не надеяться на лучшее...".
    Содружество в одном человеке ученого и писателя позволяет Ефремову с ясной
головой оценивать не только место его собственных произведений в советской
литературе и в мировой культуре, но и анализировать как бы со стороны значение
их научно-фантастической основы. Он вообще много размышляет о литературной
"окружающей среде", ее изменчивости и развитии, о фантастике, для которой сделал
так много, как никто другой. (Теперь, случается, его именем "божатся" и
некоторые бывшие его гонители!). Многими мыслями он спешит поделиться со своими
ленинградскими друзьями и единомышленниками, так же преданными фантастике, как и
он. Нелишне отметить, что оба ленинградских адресата Ивана Антоновича
по-настоящему любили его и как человека, и как писателя. И еще как
энциклопедиста, научного прогнозиста, историка. Брандис в числе первых выступил
с обзором творчества Ефремова. Вместе с Дмитревским они стали и его первыми
биографами, выпустив книгу "Через горы времени" (Л., Советский писатель, 1963).
Только почти четверть века спустя появилось новое исследование жизни и
творчества ученого и писателя, монография П. К. Чудинова "Иван Антонович
Ефремов" (М., Наука, 1987).
    Понимая, что литература мечты должна опираться на все достижения научного
прогнозирования и социологического предвидения - обоснованного и не очень
обоснованного, - Иван Антонович и сам вслед за критиками пытается проследить
возможное влияние на него утопистов. Он ищет произведения, с которыми мог бы
сопоставить свою "Туманность" и с которыми не может не полемизировать. Вот что
отмечает писатель в двух письмах Дмитревскому:
    "Москва, 1 января 1961.
    Из классических утопистов мне наиболее приятен Фурье (он наиболее трезв в
суждениях). На "Андромеду" они могли повлиять лишь отдаленно, потому что теперь
это - почти религиозные мечты о праведном человечестве, и мы понимаем, насколько
сложнее общественное развитие нашей планеты. Ближе всего к Андромеде Уэллсовские
"Люди как боги" (Men like gods) - вещь в свое время так же недооцененная нашими
философами, как позднее кибернетика.
    Романа Бреммера "В туманности Андромеды" я не читал - не мог достать, его
нет в СССР, равно как и другой книги об Андромеде: Large E. C. Dawn in
Andromeda, London, 1956 ("Рассвет в Андромеде").
    Первый роман, насколько помню - на спиритической основе. Третья известная
мне вещь (есть у меня) это роман Мерака: "Темная Андромеда" (A. J. Merak, Dark
Andromeda, London, 1954) - чудовищный типично американский межгалактический
пошлый и вульгарный шпионаж. Есть еще небольшая повесть "Пленены в Андромеде"
(Marooned in Andromeda), не помню автора, тоже пустяковина космических
заговоров, необычайных чудовищ и очаровательных астронавток.
    Как видите, ни одна из этих книг не могла быть отправной точкой для моей
"Андромеды" потому ли, что я не читал или потому, что чепуха".
    "Москва, 3.04.61.
    ...важнейшая ошибка в разделе об утопиях - это отсутствие Чернышевского. Как
ни навязло в зубах многое о Чернышевском, но тут, пожалуй, надо сказать, что все
утописты и Фурье в том числе говорили об утопиях, как о прекрасной сказке, хотя
и зовущей умы, но бесконечно далекой от реальности. А Чернышевский первым
заговорил о прекрасном будущем, как о настоящей реальности, достижимой в
соединенных усилиях людей".
    Письма Ефремова позволяют заглянуть в его творческую лабораторию. Он охотно
рассказывает друзьям о замыслах, умеет обосновать выбор героев и описываемой
исторической эпохи, объяснить причудливый ход мысли. Интуицию и воображение он
рассматривает и использует как точнейший инструмент. В предисловии к первому
собранию сочинений, увидевшему свет после его смерти, он пишет: "Удалось подчас
проявить загадочную для моих коллег интуицию в решении вопросов разного калибра.
Та же интуиция помогла и в моих рассказах... Кроме полета воображения и интуиции
координат для заглядывания в будущее нет".
    Вот пример самоанализа Ефремова:
    "Москва, 25/II-61. Дмитревскому.
    О Баурджеде. В основе - историческое лицо - некий казначеи фараона V-й
династии Древнего Царства Бауркар, о котором известно, что фараон Сахура послал
его к крайним пределам юга. Я перенес действие и VI-ю династию, потому что мне
показалась более драматичной история фараона Джедефра. и соответственно изменил
имя казначея, связанное с именем фараона. Источники, которыми я пользовался,
даже трудно перечислить - в общем, примерно все, что есть по эпохе всех трех
царств на русском языке - десятки сводок и сотни отдельных работ, от
"классических" (Брестед, Масперо, Голенищев, Тураев и мн. др.) до самых
последних советских исследований".
    "Москва, 20.06.61. Дмитревскому.
    Сущность "Лезвия" в попытке написания научно-фантастической (точнее -
научно-художественной) повести на тему современных научных взглядов на биологию,
психофизиологию и психологию человека и проистекающие отсюда обоснования
современной этики и эстетики для нового общества и новой морали. Идейная основа
повести в том, что внутри самого человека, каков он есть в настоящее время, а не
в каком-то отдаленном будущем, есть нераскрытые могучие силы, пробуждение
которых путем соответствующего воспитания и тренировки приведут к высокой
духовной силе, о какой мы мечтаем лишь для людей отдаленного коммунистического
завтра. То же самое можно сказать о физическом облике человека. Призыв искать
прекрасное будущее не только в космическом завтра, но здесь, сейчас, для всех -
цель написания повести".
    Аналогичный разбор хода работы над историческим романом "Таис Афинская"
вылился в оценку отношения к реально существовавшим в тот исторический период
лицам, к хронологическому срезу малоизвестного слоя древней культуры, который
Ефремов моделирует со смелостью писателя-фантаста и воссоздает со
скрупулезностью ученого-палеонтолога. Самоанализ переходит в беспристрастную
литературоведческую характеристику всего собственного творчества. Не ошибусь,
если стану утверждать: немногие из писателей способны на подобную автографию!

                C уважением, Yuri

... Пикник в муравейнике
 Msg  : 649 из 1681                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 30 Авг 00 01:06
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Из переписки И. А. Ефремова   [2/7]
    "Москва, 25 мая 1971. Дмитревскому.
    Вот и приступил я к последней главе "Таис", которая называется "Афродита
Амбологера", т. е. Афродита "Отвращающая Старость". Всего получается около 14
листов - как раз размер "Ойкумены" (без Баурджеда). Что можно сказать об этой
повести? Опять не лезет в ворота того или иного стиля и жанра. Я взял героиней
гетеру. Почему? Во-первых, потому, что гетеры высшего класса Аспазия, Лаис,
Фрина и т. п. были образованнейшими женщинами своего времени, подругами (гетера
и значит - "подруга", "компаньонка") выдающихся людей и преимущественно
художников, поэтов и полководцев (они же - государственные деятели). Мне нужно
было взглянуть на деяния Александра глазами образованного, но не
заинтересованного в политике, завоеваниях. торговле человека, свободного от
принадлежности к той или иной школе философов, - философа, свободного от
воспевания подвигов поэта, историка, не углубленного в свое творчество, как
художник, и потому имеющего открытые глаза. Лучше гетеры не найти.
    Но этот поворот повлек за собой исследование некоторых малоизвестных
религиозных течений, остатков матриархата, тайных женских культов, представление
о художнике и поэте в эллинской культуре, столкновение Эллады с огромным миром
Азии - словом, та сторона духовного развития, которая удивительнейшим образом
опускается историками, затмеваясь описанием битв, завоеваний, материальных
приобретении и количества убитых, которую приходится собирать по крохам,
дополняя, конечно, фантазией.
    И все же, по сюжету и динамике - это повесть приключенческого характера в
той же мере, в какой приключенческая "Лезвие бритвы". Однако и в сюжетной линии
она опирается на малоизвестные широким кругам читателей исторические факты.
Поэтому и столь много раз использованные в литературе походы Александра Великого
здесь предстают в несколько ином свете, освещены на основании других, не столь
изжеванных эпизодов. И конечно, как всегда и неизбежно, диалектическая основа
анализа исторического развития позволяет также придать несколько другой аспект
государственности Александра, связи Азии и Европы и истинном месте империи в
тогдашнем мире. Это я перечислил структурно-идеологические связи, а что касается
художественной "расцветки" - Вы о ней имеете представление.
    Цель повести - показать, как впервые в европейском мире родилось
представление о комонойе - равенстве всех людей в разуме, в духовной жизни,
несмотря на различие народов, племен, обычаев и религий. Это произошло потому,
что походы Александра распахнули ворота в Азию, до той поры доступные лишь
торговцам и пленным рабам, ворота обмена культур. В этом-то собственно главный
стержень этого этапа развития истории человечества (с нашей, европейской +
индийской точки зрения).
    Немного о другом - литературоведческом. Интересно, как изменяется
литературное "окружение" моих произведений. Сначала "рассказы о необыкновенном"
были в самом деле необыкновенны для советской литературы. Никто (абсолютно!) не
писал так и на подобные темы. Затем, с прогрессом науки и распространением
популяризации, рассказы потеряли свою необыкновенность, а сейчас необычайные
открытия и наблюдения выкапываются отовсюду и печатаются прямо-таки пачками в
альманахах типа "Эврика", "Вокруг света". Когда писалась и издавалась "На краю
Ойкумены", тогда в советской литературе не было ни единой повести из древней
истории (ее, кажется, почти и не учили в школе), "Ойкумена" даже валялась пять
лет из-за непривычной манеры изложения исторических повестей, не содержавшего
великих героев, победителей и т. п. То же самое с "Туманностью". Непонимание
коммунистического общества, порожденное сегодняшними (вчерашними)
представлениями о классовой борьбе и классовой структуре было перенесено вопреки
классикам марксизма на будущее. А сейчас повести о полетах на звезды, об иных
цивилизациях и будущем коммунизме уже стали обычными. Вспомним, что когда-то
меня обвиняли из-за "Тени Минувшего", что как я посмел предположить где-то в
иных мирах существование коммунистического общества на 70 миллионов лет раньше,
чем у нас на Земле! Как посмел! Это было на заседании в СП в 1945 году...
выступал Кирилл Андреев. В том же году Л. Кассиль сказал, что мои рассказы
хороши, но производят впечатление переводов с английского - настолько они не
привычны. В том же году или на год позже П. П. Бажов сказал, что Ефремов - это
"белое золото" - так называли когда-то на Урале платину, не понимая ее ценности,
и заряжали ружья вместо дроби, экономя более дорогой свинец!
    "Лезвие бритвы" и по сие время считается высоколобыми критиками моей
творческой неудачей. А я ценю этот роман выше всех своих (или люблю его больше).
Публика уже его оценила - 30 - 40 руб. на черном рынке, как Библия. Все дело в
том, что в приключенческую рамку пришлось оправить апокриф - вещи, о которых не
принято было у нас говорить, а при Сталине просто - 10 лет в Сибирь: о йоге, о
духовном могуществе человека, о самовоспитании - все это так же впервые явилось
в нашей литературе, в результате чего появились легенды, что я якобы посвященный
йог, проведший сколько-то лет в Тибете и Индии, мудрец, вскрывающий тайны.
    До сих пор издательства относятся к "Лезвию" с непобедимой осторожностью, и
эта книга пока еще не стала пройденным этапом, как все остальные, хотя о йоге
печатаются статьи, снимаются фильмы, а психология прочно входит в бытие
общества, пусть не теми темпами, как это было бы надо.
    Очевидно, что литература должна получить оценку не только с точки зрения
установленных канонов, но и по каким-то иным критериям... Точно так же в "Часе
Быка" люди еще не разобрались. Доброжелатели нашего строя увидели в нем попытку
разобраться в препонах и проблемах на пути к коммунизму, скрытые ненавистники -
лишь пасквиль. А я уверен, что после "Часа Быка" появятся многочисленные
произведения, спокойно, доброжелательно и мудро разбирающие бесчисленные препоны
и задачи психологической переработки современных людей в истинных коммунистов,
для которых ответственность за ближнего и дальнего и забота о нем - задача жизни
и все остальное, АБСОЛЮТНО ВСЕ - второстепенно, низшего порядка. Это и есть тот
опорный столб духовного воспитания, без которого не будет коммунизма! Но чтобы
"Час Быка" стал столь же обычным, как "Туманность", надо, чтобы прошло еще лет
15 поступательного движения нашей литературы*.
    Из обозримого "старения" моих книг, точнее, перевода их из разряда
необыкновенности в обыкновенность, следует очень важный вывод - насколько быстро
изменяется "бэкграунд" (заднеплановый фон) жизни и как тщательно должен его
чувствовать писатель, если он пытается ощущать грядущее. Это в общем-то
несущественно для исторического романиста, хотя и тут взгляд в прошлое должен
находить отзвук в настоящем, иначе историческую вещь будет скучно читать, как то
и случилось с романами Мордовцева, Лажечникова, Загоскина. Иными словами,
исследуя историю, надо искать в ней то, что интересует нас сегодня, и находя
его, ликовать перед силой человеческого разума и чувств. Тупое перечисление
событий, костюмов и обычаев, хотя и имеет известный интерес, мало для жадной
души пытливого человека".
    Какую же уникальную задачу поставил себе писатель - переработку современных
людей в истинных коммунистов с помощью своих книг!

    "КОНТАКТ УМА С УМОМ..."
    Время от времени в обществе возникают приливы стихийного интереса к
некоторым проблемам. Проблемы могут быть из разряда тех "новых", которые
являются хорошо забытыми старыми. А могут рождаться неожиданно. И родившись,
властвовать над умами граждан, вызывая дискуссии, статьи в периодике, передачу
из рук в руки невесть откуда взявшихся конспектов лекций, перепечаток
несуществующих трудов мифических профессоров и академиков. Интерес этот на
уровне "верю-не-верю" возникает периодически и нуждается, видимо, в специальных
исследованиях социологов. Подогревается он иногда даже выступлениями видных
ученых, причем по проблемам далеким и чуждым их собственной научной
специализации. К числу таких проблем относятся экстрасенсные способности
отдельных людей. Тайны магических фигур на лике нашей планеты, скажем,
Бермудский треугольник. Пропавшие сокровища и экспедиции. К числу их относятся и
предположения о посещении Земли в далеком прошлом инопланетянами.
    Ефремов не может не откликнуться на эти дискуссии. У ученого-естественника
всегда находится оригинальное суждение обо всем.
    "Москва, 4/II-61. Дмитревскому.
    "Теория" Агреста, Казанцева и иже с ними - не нова. Уже очень давно в
зарубежной литературе есть всякие фантазии на этот счет, примерно с 30-х годов.
Но есть много книг, начиная с Великовского, объясняющих те же самые факты
(разрушение Содома и т. п.) космическими катастрофами и подгоняющими
убедительные доказательства о времени этих катастроф - 1600 и 700 до нашей эры.
Летающие тарелки усиленно муссировались в Америке и вообще на Западе лет пять
тому назад, теперь эта мода докатилась до вас. Я глубоко убежден, что видения
тарелок есть новый вид массового самовнушения и истерии, только в средневековье
видели дьяволов и ангелов, а мы теперь - космические корабли. Кроме того, с
открытием локации и с радиотелескопами мы стали наталкиваться на разные
неизученные и не замечавшиеся ранее атмосферные явления, которые пока мерещатся
нам кораблями даже по данным наблюдательных научных и военных станций. Конечно,
я - не "ультима рацио", но мне-то кажется, что по всем законам божеским и
человеческим любые пришельцы должны вступать с нами в настоящий контакт или же
приняться избивать нас, как это мыслят военные, но отнюдь не доверять тайны
своего существования случайным психопатам вроде Адамского и иже с ними. Вот
почему я не верю в летающие тарелки и считаю, что у доказывающих наличие
астронавтов в прошлом еще нет никаких достаточно серьезных доказательств, чтобы
об этом можно было говорить в плане науки, научными методами. Получается вроде
телепатии - факт есть, а объяснения ненаучны (контакт ума с умом, когда на деле
"ум", "разум" - вещи несуществующие) и опыты - тоже. Нет методики, нет и
исходных позиций. Кстати, пробитые металлическим орудием кости в самом деле
найдены в одесских катакомбах - возраст 1 миллион лет!, но даже для серьезного
построения какой-либо гипотезы на основе этого факта еще нет данных".

                C уважением, Yuri

... Хайнлайнщина, Саймакщина, Лемщина, Стругацкиещина...
 Msg  : 650 из 1681                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 30 Авг 00 01:06
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Из переписки И. А. Ефремова   [3/7]
    Продолжением и развитием своеобразных науковедческих рассуждений Ивана
Антоновича являются и некоторые его соображения о фантастике. Они изложены в
письме Дмитревскому, в отдельной записке. Ефремову, вероятно, как и многим
мыслителям, хорошо думалось за письменным столом. Вспоминая заявление Ю. H.
Денисюка, что на создание практической голографии его подтолкнул рассказ "Тень
Минувшего", Ефремов пишет: "Это признание выдающегося физика не только приятный
подарок писателю-фантасту, но и доказательство предвидения возможностей науки в
простом полете воображения".
    Как младший коллега Ивана Антоновича по писательскому труду, работающий в
том же творческом направлении литературы, я тоже неоднократно задумывался о роли
и значении фантастики. Для себя я выводил фантастику из сказки, считал ее
сказками для взрослых. И не просто было объяснить, зачем нужна сказка? Тут,
понимаешь, оброк, десятина, крепостное право, "только несжата полоска одна", а
детишкам вещают дошедшие с незапамятных времен небылицы про чуду-юду рыбу-кит,
про ковер-самолет, про семимильные сапоги, молодильные яблоки и живую воду, а
также "влезла в одно ушко, вылезла из другого пригожей красавицей". Добро бы
одни "деловые" грезы: посадил дед репку - выросла репка большая-пребольшая!
Серьезно, рационально, мечта о благосостоянии. Так ведь не ограничивается народ,
вон чего навыдумывал! Выходит, и сказки для чего-то нужны?
    С ростом потока информации усиливается голод по необычному, а порог
необычности поднимается. Старые сказки привычны и... недостаточно фантастичны -
век HТР! Есть и другой аспект. Присущее только человеку свойство предугадывать,
планировать свои действия невозможно без воображения: подсмотреть то, чего нет в
природе, что еще когда-нибудь будет, негде. Вот и выходит, что планирование -
это фантазирование. А чтение фантастики - это тренировка воображения,
способствующая процветанию планового хозяйства, улучшающая приспособление
человека к настоящему и подготавливающая его к будущему.
    Вместе с тем фантастическая литература не соревнуется с наукой, не может ее
заменить и обогнать. Фантастика не предсказала квазаров, "черных дыр", генной
инженерии и революции в одной отдельно взятой стране. Она предугадывает по
мелочам. И если и обгоняет реальность, то ведь и реальность постоянно ею
подпитывается, что-то берет из фантастики на вооружение, попутно корректирует,
изобретает новое и сама таким образом определяет направление следующего шага
фантазирования. То есть до осуществления предсказанной фантастикой модели
реальная модель либо внедряется частями, отметая ненужное и второстепенное, либо
отвергает путь полностью. Но путь этот уже мысленно проигран и исследован:
фантастика как бы закрывает запретное направление! Бывает, правда, что жизнь до
неузнаваемости преображает предложенную схему. Хотя бы тот же
гиперболоид-лазер...
    Так называемая фантастика "ближнего прицела" не будоражила воображения. Она
плелась в хвосте у науки, ее "открытия" фактически были беллетризованными
лабораторными отчетами - о машинах и изобретениях, едва-едва не существующих в
опытных образцах или по крайней мере в чертежах. Образец куцего, плоскостного
фантазирования: если яблоко, то размером непременно с голову, если арбуз, то
размером с арбу. Или: за рычагами трактора вместо живого тракториста
человекообразный робот. Фантастично? В принципе да, ведь такого никто пока не
видел. А целесообразно ли подстраивать под робота приспособленную к человеку
машину - разве кто об этом задумывался? И арбуз-арба, и робот за рулем -
примеры, если так можно выразиться, экстенсивного мышления. Бортовой компьютер
или телеуправление сегодня - тоже. А пример интенсивного? Ну... Hу, скажем,
датчики на растениях, управляющие микроклиматом поля, подачей воды и удобрений,
сменой дня и ночи. Или вообще замена промышленных растений фабриками
фотосинтеза... При условии, что главное в написанном все-таки человек!
    У современной фантастики гораздо меньше литературных традиций, чем у
реализма. Фантастика специфична, ей трудно соединить людей и идеи. Представим
себе роман о коллективе ученых, занимающихся разработкой и внедрением...
гиперболоида. Опишем подробно, как повседневно, в рутине и неодобрении
(недопонимании) трудятся энтузиасты, а равнодушные сачкуют. В план счастливо
придуманный гиперболоид не включен, поскольку родился только что - в качестве
побочного результата опытов по брикетированию угля. Патентный поиск выполнить
некому. Отчет опять сорвался. Премия горит. Единственная приличная лаборантка,
плюнув на трудности, ушла в декрет. Руководитель-гад тянет из твоей группы
народу на овощебазу больше, чем от других. В общем, истинная обстановка
современного HИИ. Фантастика волей-неволей вытесняется за обложку книги.
Показывать крупный характер в знакомой обстановке неблагодарно, там практически
нет места фантастике. В незнакомой - тем более: для соблюдения реалий, которые
придется не только придумывать, но и беспрерывно объяснять, все будет утоплено в
шумовом фоне. Еще тяжелее изображать нетипический характер в типических
обстоятельствах, потому что неадекватная реакция "героя" фантастического
произведения будет вызывать лишь раздражение читателя, ничего больше...
    Такого рода мысли бродили во мне до знакомства с соображениями Ефремова. И
до чего же было приятно найти у писателя подтверждение, а не опровержение тому,
что тебя волнует!
    "К письму В. И. Дмитревскому от 20.06.61.
    Некоторые мысли о научной фантастике.
    Бурное развитие потребности в научной фантастике характерно для второй
четверти нашего века и с тех пор продолжается. Почему это так и почему столь
силен зов к фантастике у молодежи? В наш атеистический век религия все больше
уходит из повседневности человека (я все время веду речь о мире в целом).
Единственно могучую и достоверную силу, способную волшебно и быстро изменить
жизнь, человек научился уже видеть в науке и в ее дериватах (производных) -
технике, медицине. Поэтому сказочное могущество бога, святых, других персонажей
сказок - богатырей, волшебников, фей и т. д. переносится теперь на науку и ее
представителей. Рождается новая сказка XX века - научная, для людей, понимающих,
что возможности науки в сотворении сказки, чуда, мифа нисколько не меньше, а
даже более реальны, чем у могущественных сил, идущих из древнейших времен
развития общественного сознания.
    Эта свойственная человеку и психологически легко объяснимая вера в науку не
развивалась бы без каждодневных доказательств реальности могущества науки,
которые дает нам техника. Нет ничего удивительного поэтому, что развитие научной
фантастики началось ранее в странах Запада, более технически развитых, чем
старая Россия. У нас еще долго царили и продолжают царить традиции бытового,
психологического романа, рассказов из жизни, за которые и посейчас ратуют
поборники "высоколобой" литературы. Коренная ошибка этих поборников, считающих,
что научная фантастика есть литература второго, если не третьего сорта,
заключается в реакционном (именно так!) консерватизме, исключающем другую, чем
прежде или даже теперь, структуру жизни и другую психологию человека. Они не
видят, что с ростом населения Земли уже более нельзя даже просуществовать без
науки, без научного земледелия, без новой медицины и техники с небывалой
производительностью, обеспечивающей миллиарды людей. А если нельзя, то это
значит, что наука перестала быть уделом чудаков-одиночек, случайных энтузиастов
и превратилась в предмет величайшей государственной и народной заботы, в самый
могущественный рычаг прогресса и борьбы за лучшую жизнь общества. А если так, то
не тысячи, не десятки тысяч, как сейчас, а миллионы ученых и сотни миллионов
техников должны обеспечить нарастающий темп развития человечества, его
потребностей и "задела вперед", т. е. той суммы научных проблем, разработанных
без видимой в настоящий момент пользы, которые явятся драгоценнейшим сокровищем
нового, открытий и идей в дальнейшем рывке вперед.
    Эта развивающаяся могучей рекой сила науки вторгается и в повседневную жизнь
каждого человека, в его представления, мечты и заботы. Поэтому научная
фантастика, или как ее можно определить, беллетристика о науке, искусство,
взявшее предметом науку (не в смысле изучения или популяризации, как это, черт
возьми, у нас любят пережевывать, а в смысле группы человеческих эмоций,
связанных с наукой и научным творчеством), все больше сближается с литературой
повседневной жизни, с "бытовой" или "психологической", ибо чем дальше, тем
больше - нет быта без науки, нет психологии без науки и научных представлений о
мире и жизни.
    В этом слиянии с обычной литературой - дальнейший путь художественного
совершенствования научной фантастики, ибо для посвященного в науку читателя
отпадет необходимость объяснений, ныне составляющих главную беду и основное
противоречие научной фантастики как искусства. Hевежественная критика любит
упрекать научную фантастику за излишние длинноты и нехудожественные отвлечения,
кивая на краткость прозы Чехова и т. п. Но попробовал бы Чехов вкратце объяснить
незнакомому с наукой читателю, что такое Галактика, посмотрели бы мы, куда
девалась его краткость и точность! Хорошо быть кратким в вещах, доступных
разумению каждого читателя! Однако с дальнейшим развитием науки, увеличением
числа ученых-профессионалов и любителей (надо подумать над необходимостью
развития у нас этой категории ученых) о Галактике можно будет говорить в двух
словах, и тогда отпадет вся разница в художественном аппарате (исполнении) между
художественной и научно-фантастической литературой, и последняя составит один из
вполне равноправных ее разделов. В настоящее время только лучшие произведения
научной фантастики приближаются к этому, еще далекому идеалу...".
    Очень важно, когда мысли писателя становятся твоими собственными мыслями!

    "НИКОГДА НЕ СЛЕДУЯ ПРОТОРЕHHЫМ..."
    "В скольких книгах мы встречаем малолетних "крепышей", уже с детства
показывавших свою гениальность, преданность великим идеям и т. д." - восстает
Иван Антонович против всяческих штампов, рассказывая о своей жизни в письме
Дмитревскому 29 марта 1961 года. Нет, не со штампов и не с шаблонов начиналось
его детство!

                C уважением, Yuri

... Добродушащее привидение
 Msg  : 651 из 1681                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 30 Авг 00 01:06
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Из переписки И. А. Ефремова   [4/7]
    Родился он в семье "самой что ни на есть мещанской", "внутренне глубочайше
некультурной", с жестоким деспотизмом старовера-отца. Особенной крепостью
сначала ребенок не отличался, сам, подрастая, развивал врожденные данные
многолетними занятиями спортом. Только тогда заработали унаследованные им
"кондовая, истинно русская сила, здоровье и блестящие самородковые способности
отца". С четырех обучился читать. "Гигантская" память схватывала все, что как-то
привлекало внимание. Обладал "сильнейшим пристрастием к книгам о путешествиях, к
тяжелым предметам (особенная страсть к залитым свинцом часовым гирям, к медным
ступкам и утюгам), которыми мог играть часами, также к самым разным минералам,
но преимущественно - кристаллам". "Только потому, что эта конд-вая семья
разбилась, мои способности смогли пойти туда, где мне самому хотелось их
применить. Т. о. Революция была также и моим освобождением из мещанства, которое
могло бы наложить на меня серьезный отпечаток".
    Трех человек называет Ефремов в числе тех, кто основательно повлиял на выбор
им жизненного пути. Это академики П. П. Сушкин и А. А. Борисяк и капитан Д. А.
Лухманов. "...Между ними, - с изрядной долей самоиронии восклицает Иван
Антонович, - путается совсем еще незначительная, ничего не знающая щенячья
личность, у которой все же видят основное - стремление к науке, по любви, без
всякого расчета... В те годы идти в науку не представляло никакого расчета...
Это был путь бедности, второстепенного места в жизни в сопровождении
нескончаемого труда, но в то же время путь широкого и свободного удовлетворения
жажды знания..." Его тоже питало "захватившее всю молодую интеллигенцию того
времени стремление к участию в размахе освоения страны, пятилеток,
открывательства нового повсюду, в том числе и в Сибири". Важнейшее значение Иван
Антонович придает сохранению в любых условиях самобытности, индивидуальности:
"Я, например, сам считаю одним из своих хороших свойств - достаточный запас
энергии и смелости, чтобы проламываться по своему собственному пути, никогда не
следуя проторенным. Пожалуй, именно это + еще доброе, морально здоровое
отношение к человекам, вещам и явлениям вообще + еще многообразие фактов,
захватываемых и приводимых в действие в моих произведениях".
    От многого зависят наши судьбы. Не требует доказательств влияние других
людей. Немножко стыдясь, бравируя неверием и потому с насмешкой и шиком мы
признаем воздействие звезд, зачитываем вслух под Новый год гороскопы,
расставляем на полках фигурки зверей, символизирующих год по восточному
календарю, носим изображения знаков зодиака. Легенды приписывают разные
таинственные свойства драгоценным камням. Испытывать их "воздействие" было бы
вероятно "к лицу" геологу Ефремову. А вот можно ли быть как-то связанным с
материком, никогда на нем не бывая? Оказывается, можно. Предметом такой
пожизненной привязанности для Ефремова, включая интерес научный и литературный,
явилась Африка. Действие многих ефремовских произведений и отдельных эпизодов в
других проистекает на Черном материке. Именно сравнение тектонических платформ
Сибири и Африки, обнаружение одинакового геологического строения участков
помогло Ивану Антоновичу предсказать наличие кимберлитовых трубок в Сибири,
блестяще подтвердившееся впоследствии открытием алмазных месторождений.
    Собственные высказывания Ефремова о счастливом континенте его судьбы все из
того же письма Дмитревскому рекомендуют "...осмыслить Африку немного по-другому
- не географически, ибо такая "Африка" может случиться и в Аравии, и в Индии, и
в Монголии. Вероятно, тут надо писать исторически, ибо Африка для меня - это
страна первобытности, кусок древнего мира, островок, выживший среди нашей
цивилизации, где и животный мир, и растения, и люди - хранят в себе черты
далекого прошлого планеты. Все усиливавшийся с годами интерес к истории
постепенно менял планы, в каких представлялась Африка, - от
наивно-романтического интереса к Черному материку до глубокого стремления
познать и ощутить прошлое всесторонне посредством пейзажей, животных, растений
и, наконец, людей Африки как ключей к воссозданию ретроспективной, но живой
картины ушедшего мира".
    Иван Антонович непрерывно соразмеряет все, что происходит вокруг него в
жизни, с тем, что и как он пишет. "Купеческая кровь, - шутит он, - дает мне
возможность смотреть на вещи трезвее, чем это делают мои доброжелатели".
    "Москва, 5 августа 1967. Дмитревскому.
    Работа над Часом Быка подвигается - пишется восьмая глава "Три слоя смерти",
в общем, уже около 10 листов... за половину перевалило. Сомневаюсь, чтобы при
настоящем курсе в верхах роман имел успех. Ну что ж, поваляется года два - не
привыкать стать!
    В особенности я засомневался, когда прочитал в Комсомолке статью секретаря
Ленинградского обкома ВЛКСМ о необходимости... перестать писать упадочные
произведения о войне вроде Симонова, Бакланова, Быкова и т. д. Ежели разрешается
призывать... к этакому, то где уж мне с моим резко антивоенным миросозерцанием.
Оно, собственно говоря, не антивоенное, но я за винтовку и против громадной
военной машины...".
    С особенным чувством вчитываешься в строки Ивана Антоновича о его слитности
с народом, о причастности ко всем его делам. В Ефремове всегда присутствует
аналитик, в нем силен писатель, свободно перемещающийся по эпохам от древних
времен до будущего, которое он неизменно представлял себе светлым. Однако мысль
наша проходит через Настоящее. Hастоящее не застывшее, не ушедшее в прошлое
вместе с высказанными и отзвучавшими словами, а сохраняющее современность,
постоянно находящееся рядом с нами. Задолго до сегодняшнего периода гласности,
давшей путь здоровой критике и осуждающей критиканство, Ефремов отвергает пустые
нападки на наш строй со всеми его достижениями, не замечать которые может только
откровенный враг или человек с нездоровой психикой, призывает конструктивно
относиться к нашим недостаткам, не признавать которые и не бороться с ними так
же вредно, как и видеть только их, держа фигу в кармане. Hа отрицании невозможно
построить никакой позитивной программы. И сарказм и боль звучат в его словах в
разные периоды жизни:
    "Абрамцево, 5.12.60. Дмитревскому.
    ...с русским человеком не сладишь - отчего так и трудно строить коммунизм,
что всех надо убеждать лишь на опыте. Это исконное недоверие к умственным
убеждениям сидит в каждом из нас видимо от дикого скифа!".
    "Москва, 26.12.66. Дмитревскому.
    ...А мелкотравчатое возмутительство - оно не в свойствах русского народа,
как бы там хамоваты и пьяноваты мы не были. Правда, дурацкий разнобой в нашей
интеллигенции, приведший ее к краху, всегда был, но это потому, что уж очень она
была разношерстная и неотстоявшаяся... За предупреждением должно стоять
конструктивное - иначе теряется цель и смысл самого-то предупреждения - кого и
для чего предупреждать, если и так все дрянь?!".
    "Москва, 23 августа 1970. Дмитревскому.
    Трудно... видеть, как исчезает все привычное с юности и заменяется
совершенно иным, может быть, лучшим, но чужим и жестким. Особенно это относится
к исчезновению того российского, что нам дорого и мило, но искоренялось при
помощи иных национальностей достаточно долго, чтобы практически оказаться на
грани небытия. Вот это тревожит и не способствует тому благополучию, какое
написано на лицах гостей, приезжающих в последние месяцы из иных стран".
    Природа оказалась немилостивой к Ивану Антоновичу. Тяжелые, всепогодные
экспедиции, изнурительный, на полном напряжении сил труд подорвали даже его
могучее здоровье. В письмах начинают проскальзывать мысли о пределах
человеческих возможностей, о смерти как неизбежном итоге жизни. Впрочем, и этим,
казалось бы, заведомо пессимистическим мыслям, Иван Антонович умеет придать
философский смысл, старается не отнять бодрости у друзей, сознавая, что не может
их не опечалить:
    "Абрамцево, 16 июля 1959. Дмитревскому.
    ...До чего же мы все живем под прессом - то страха (общего) атомной войны,
то - рака (личного и узко-семейного). Ей богу, лучше быть потупее... впрочем,
как подумаешь, что зато исчез бы весь широкий и интереснейший мир, нет, не
лучше! Расплачиваться все равно неизбежно и за то и за другое, только
по-разному... Когда Вы излечитесь от Вашей светлой романтики. Владимир Иванович,
дорогой? Впрочем, не излечивайтесь, не нужно - лучше прожить наивным соколом,
чем софистической змеей...".
    "Абрамцево, 20.06.60. Дмитревскому.
    Как силен вечный человеческий протест против неизбежности смерти и когда же
наконец мы сможем преодолеть его? Что тут надо - веру в науку или какую-то
особенную религию, вроде индусской? Но и в последней ведь смерть только тогда
освобождение, когда мудрец уходит из жизни в экстазе - самадхи, якобы в
соединении с божеством...".
    Совсем малый круг друзей посвящен в истинную картину его здоровья. Какая же
сила духа нужна, чтобы писать о себе самом так доверительно и спокойно:
    "Москва, 6 марта 1967. Дмитревскому.
    ...Должен предупредить Вас, что это письмо - только Вам, как пишут в
английской секретной службе, судя по Джеймсу Бонду - <фор йор айз онли" - только
для Ваших глаз... В последней моей кардиограмме произошло ухудшение... Само по
себе это не непосредственная опасность, но в совокупности со всем, что есть, -
неважно. Энергии не осталось - броненосец тонет.
    Кроме шуток, у меня ощущение, что я, как хороший броненосец, с большой силой
машин, запасом плывучести и т. д., но получивший пробоину, которую никак не
могут заделать... И вот медленно, но верно заполняется водой один отсек за
другим и корабль садится все глубже в воду. Он еще идет, но скорости набрать
нельзя - выдавятся переборки и сразу пойдешь ко дну, поэтому броненосец идет
медленно, почти с торжественной обреченностью, погружаясь, но с виду все такой
же тяжелый и сильный. А в рубке управления мечется, пытаясь что-то сделать, -
капитан - мой Тасенок (Т. И. Ефремова) и экипаж из моих друзей, готовых сделать,
что возможно, кроме главного - пробоина не заделываемая. Так и у меня - с каждой
новой кардиограммой смотришь, как выполаживаются одни зубцы, опускаются другие,
расползаются вширь, осложняясь дополнительными, третьи. Эту картину я отчетливо
вижу и сам. Это - не паника, не внезапный припадок слабости или меланхолии,
просто облеклось в поэтический образ мое заболевание. И не говорите ничего
никому, ведь сколько осталось плавучести - величина неопределенная, зависит от
общей жизненности организма и может быть не так уж скоро, кое-что во всяком
случае успею сделать - это я как-то внутренним чутьем понимаю, хоть и не
исключаю возможности внезапного поворота событий - но ведь это уже опасение
кирпича на голову и потому не принимается во внимание. Как-то всегда привлекал
меня один эпизод из Цусимского боя. Когда броненосец "Сисой Великий", подбитый,
с испорченными машинами, спасаясь от японцев, встретил крейсер "Владимир
Мономах" и поднял сигнал: "тону, прошу принять команду на борт". И на мачтах
крейсера взвились флаги ответного сигнала "сам через час пойду ко дну". Мой
броненосец пока не отвечает этим сигналом людям, введенным в заблуждение моей
всегдашней бодростью, но дело к тому пошло за последний год довольно быстро...
"фор йор айз онли" кончилось".