История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Михаил Пухов

ЕСТЬ ЛИ ПОРОХ В ПОРОХОВНИЦАХ?

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© М. Пухов, 1981

Техника-молодежи.- 1981.- 9.- С. 51.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Дмитрий Де-Спиллер. ПОЮЩИЕ СКАЛЫ. М., "Молодая гвардия", 1981.

Достаточно просмотреть несколько наугад выбранных сборников научной фантастики (безразлично, отечественных или зарубежных), чтобы понять главный недостаток современной НФ: почти абсолютное отсутствие свежих фантастических идей. Многие нынешние писатели охотно строят свои сюжеты на восходящем к родоначальникам жанра фантастическом антураже: роботы, агрессивные пришельцы, машина времени и т. д. Фабула при этом тоже не отличается разнообразием; это обстоятельство, в частности, позволило Станиславу Лему создать его знаменитый "Карманный компьютер почитателей НФ". Сегодня постепенно становится очевидным, что выдвинутый в начале 60-х годов лозунг "Фантастика - это литературный прием" хотя и способствовал повышению общего литературного уровня советской НФ, но значительно обеднил ее содержание. Уместно напомнить, что авторское свидетельство по нашим правилам дается только за такие технические решения, в которых присутствует не только новизна, но и полезность. А если фантастика как прием используется, как это зачастую делается, для решения задач, которые успешно решаются и без нее, то грош цена такому "новому" литературному приему...

В то же время есть масса проблем, лежащих на стыке науки и литературы, которые принципиально не поддаются исследованию с помощью других средств. Эти проблемы остаются в стороне и практически не затрагиваются ни воображением нынешних фантастов, ни строгими формулами современных ученых. Редко встретишь где-нибудь откровенные и оригинальные размышления о сути жизни, разума, времени, вселенной как таковой...

Именно поэтому приятно было увидеть первый сборник научно-фантастических рассказов Дмитрия Де-Спиллера, интересный прежде всего своей проблематикой. Главное в книге, написанной профессиональным математиком, - это попытка приблизиться к пониманию того, что такое жизнь и что такое разум. Автор широко пользуется при этом обычным для современного естествознания методом построения упрощенных моделей, которые помогают понять суть исследуемых явлений. Именно различные свойства живой материи моделируют его "шестикрылые осы" и загадочные "калейдоскопы", "шахматный парничок" и "морщинистые валы", "шмыгающие воронки" планеты Ксенос... И моделируют, добавим, весьма успешно.

К недостаткам сборника следует отнести некоторое однообразие сюжетов, а также, быть может, излишнюю архаичность языка, не совсем уместную при изображении картин далекого будущего. Но эти недочеты вполне искупаются изощренной фантазией автора, направляемой его пытливым математическим интеллектом на решение сокровенных тайн природы.

    МИХАИЛ ПУХОВ



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001