 Msg  : 156 из 500 +158
 From : Leonid Blekher                      2:5020/400      Суб 14 Окт 00 18:03
 To   : All                                                 Пон 16 Окт 00 09:54
 Subj : Hа: Потомство
From: "Leonid Blekher" <blekher@fom.ru>

"Oleg Bakiev" <boa@rostkl.rnd.su> сообщил/сообщила в новостях следующее:
>  У братьев Стругацких как минимум есть дочка.
        ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Вот она, фантастика-то, до чего доводит. :)

--
Леонид Блехер

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 157 из 500
 From : Timofei Koryakin                    2:5005/105.77   Суб 14 Окт 00 18:46
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 16 Окт 00 09:54
 Subj : Обитаемый Остров
Приветствую тебя, Alla!

 AK> Из пулемета?.. Стpелял он, насколько помню, через дверь, то есть в
 AK> коридоре просто не успел (?): "Сыплются искры, летят куски дерева, и
 AK> сейчас же, словно в ответ, за дверью глухо, сквозь пpотяжный крик,
 AK> хлопают выстрелы, снова с треском летят щепки, что-то гоpячее, плотное
 AK> с гнусным визгом пpоносится у Максима над головой.

     Последние слова -- ключевые. Максик-то весьма немалого роста.
Если пули проходили над его головой, то Мемо наверняка бил поверх
голов, изображая сопротивление. А заранее предупрежденный ротмистр
"ныряет головой вперед", то есть еще и пригнувшись на всякий случай.

                                                С уважением, Тимофей.

PS. Помнится, тут всплывал вопрос о поющих дублях. Его тогда
разрешили? Или он так и остался в подвешенном состоянии? Если
второе, то киньте, пожалуйста, его, мне кажется, что я могу
дать ответ, но не могу точно сформулировать.

--- GoldEd+/W32 1.1.4.3
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 158 из 500 -156                     Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 16 Окт 00 10:25
 To   : Leonid Blekher
 Subj : Hа: Потомство
        Здравствуйте, Leonid!

         Случайно увидел, как Leonid Blekher писал All (Суббота Октябрь 14 2000,
18:03):

 LB> Вот она, фантастика-то, до чего доводит. :)

    А ты разве никогда раньше не слышал этого?  :)

    "Одна из дочерей Аpкадия Натановича -- Hаталья -- училась в Московском
Институте стран Азии и Афpики. Однажды она шла по коридору ИССА и услышала шепот
за спиной:
    -- Мужики, гляньте: вон идет дочь братьев Стpугацких!" (Дубровский М. и др.
Краткая шуточная энциклопедия жизни и творчества Аркадия Натановича Стругацкого
в историях, диалогах, анекдотах и документах.).

                C уважением, Yuri

... Буратино наносит ответный удар
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 159 из 500
 From : Dmitry Ermolaev                     2:5057/19.19    Вск 15 Окт 00 01:19
 To   : Boris Solodkin                                      Пон 16 Окт 00 10:35
 Subj : Публикация БHС.
                         Привет, Boris!

07 Oct 00 00:21, Boris Solodkin wrote to Dmitry Ermolaev:

 BS>   Я не Вяйнямейнен... Просто у меня времени не было читать эху...
 BS> Теперь вот pазгpебаю...

У меня уже даже вся эта дискуссия попуржилась. 8-) И я толком не помню, о чем
шла речь... 8-(

 BS>   А в другую сторону если пойтить? Первого, кто объявит, что "Миp
 BS> Роканнона" не фэнтези (хучь и на основе фантастики) - поpублю.

Не читал...

  С наилучшими
    Дмитрий Ермолаев  (846-2)32-31-71, "ermo@pioner.smr.ru", ICQ 20989963

--- GoldED/W32 3.0.1
 * Origin:  Ermo`s workbench  (2:5057/19.19)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 160 из 500
 From : Dmitry Ermolaev                     2:5057/19.19    Вск 15 Окт 00 03:01
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 16 Окт 00 10:35
 Subj : Тьмускорпионская новость
                         Привет, Alla!

10 Oct 00 09:41, Alla Kuznetsova wrote to All:

 AK> Рассказали мне на днях, что есть такой фонд:
 AK> Самарский региональный Фонд социальных и культурологических пpогpамм
 AK> "Полдень, XXII век"...

Вах, а я и не знаю... 8-)

[...]

 Msg  : 161 из 500
 From : Dmitry Ermolaev                     2:5057/19.19    Вск 15 Окт 00 03:17
 To   : Alek Kovrik                                         Пон 16 Окт 00 10:35
 Subj : Комедианты
                         Привет, Alek!

11 Oct 00 18:15, Alek Kovrik wrote to All:

 AK> Прочитал сабж Грина. Товарищи, да ведь это Хромая судьба (в смысле

Ой. А где взял? В шеститомнике его нет...

 Msg  : 162 из 500
 From : Dmitry Ermolaev                     2:5057/19.19    Вск 15 Окт 00 03:43
 To   : All                                                 Пон 16 Окт 00 10:35
 Subj : Переводы Аллы
                         Привет, All!

Люди, а никто переводы Аллы (еще раз спасибо Алле!) в интернет не выкладывал?
Что-то на talk.ru. не все части есть, а у меня уже тоже не все... Поздно решил в
файлы сбрасывать.

 Msg  : 163 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 14 Окт 00 07:00
 To   : All                                                 Пон 16 Окт 00 10:35
 Subj : Сувин-6
О многоуважаемый (-ая) All!
=====
25.А.Громова, "Двойной лик грядущего", а научно-фантастическом сборнике: НФ -
Альманах научной фантастики, М., 1964.
Общее.
26.Р.Hудельман, ":И вечный бой!", послесловие к: А. и Б.Стругацкий, "Далекая
Радуга", 1964.
О Др., Тбб и общее.
27.Е.Брандис и В.Дмитриевский, "Будущее, его провозвест-ники и лжепророки",
Коммунист [далее К.],   2 (1964).
О Сбт., ПнА., С., Пб.
28.А.Громова, "Золушка", Литературная газета [далее Лг.], 1 февраля 1964.
О Др.
29.Р.Hудельман, "Возвращение со звезд", Т-м.,   5 (1964).
О Сбт., Др. и общее.
30.А. и Б.Стругацкий, "Через настоящее -  в будущее", Вопро-сы литературы [далее
Вл.],   8 (1964).
Авторы о своей работе.
31.В.Ревич, "Прекрасно быть человеком!", Вечерняя Москва, 16 сентября 1964.
О Др. и Тбб.
32.А.Громова, "Герой Далеких Радуг", Кп., 26 декабря 1964.
Общее.
33.А.Днепров, "На перекрестках фантастики", Мк.,   12 (1964).
О С., ПнА., Др.
34.А. и Б.Стругацкий, "Нет, фантастика богаче!", Лг.,  декаб-ря 1964.
Взгляды на научную фантастику.
35. Е.Брандис и В.Дмитриевский, "Мир будущего в научной фантастике", М., 1965,
С.33-37.
Общее.
36.Е.Брандис, "О научной фантастике наших дней", О лите-ратуре для детей [далее
Олдд.], Вып.10, Л., 1965.
О Пб., Др. и общее
37.А.Бритиков, "Эволюция научно-фантастического романа", в: История русского
советского романа, М.-Л., 1965, Ч.2.
Общее.
38.М.Лазарев, "Ответственность фантаста", Олдд.
О Др. и Пнс.
39.А. и Б.Стругацкий, "Фантастика - литература", Олдд.
Взгляды на научную фантастику.
====

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Молния приходит... о, о! (А пройдет - и) смеемся ха (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 164 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 14 Окт 00 07:01
 To   : Andrew Kozelko                                      Пон 16 Окт 00 10:35
 Subj : ### Ответы БНС
Здравствуйте, Andrew!

Лакмусовая бумажка интуиции показала мне, что на письмо Andrew Kozelko к Alla
Kuznetsova стоит отреагировать.

А БВИ все молчит...

 AK> М-м-м, вот черт, была же буква "К" ;) Действительно, не сказано из
 AK> чего он стpелял. Впрочем, поскольку он отличный пулеметчик, да и в
 AK> дальнейшем разгуливает с ручным пулеметом, можно предположить, что и в
 AK> тот раз он не изменил своему любимому оpужию.

Hавеpно... А что такое "ручной пулемет"? Чем он отличается от автомата?

 AK> ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

 AK>                 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

 AK>                        ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

 AK>  Наверное на Саракше не умели делать бездымный порох :)

Просто в военном деле я разбираюсь... А совсем не pазбиpаюсь, вот!

 AK> Чтоб картину не попортили :)

Разве что...

 AK> Зная личность подсудимого, в смысле Изи, такой аргумент совершенно не
 AK> катит.

Может быть...

 AK> Да. Сцена в редакции, когда они жгли письма.

Да, вспомнила. Спасибо.
А кстати - кто такие Hаставники? Сколько их? Какова их функция? )В рамках мира
Города, а не художественной структуры романа)

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Что нужно (для жертвоприношения?) - и двух (вместо  (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 165 из 500
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 14 Окт 00 07:09
 To   : All                                                 Пон 16 Окт 00 10:35
 Subj : Тьмускорпионская новость
Здравствуйте, All!
"Полковника называют за глаза денежным мешком, но, получив от него купюры,
местные дамы елейно подставляют головы и плечи для не всегда отеческих
поглаживаний. Благодетель понял, что вовсе не трудно, а очень пpиятно быть
богом".
    Топаз М. Имя им - pегион: В Москве прошел финал конкурса региональных
телекомпаний "Новости - вpемя местное" // Hовая газета (М.). - 2000. - 12-15
окт. (  55). - С.9.

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Через семь дней - возврат (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 166 из 500
 From : Прогрессивная общественность        2:5020/1004.61  Вск 15 Окт 00 10:24
 To   : Alexey Sitnichenko                                  Пон 16 Окт 00 10:35
 Subj : С Днем Варенья!
                        Уважаемый Алексей!
  @->->->---                                                  ---<-<-<-@

  Вот и наступил этот великий день - Ваш День Рождения!

  Как мы его ждали! Ждали, чтобы сообщить Вам следующее:

  Мы желаем Вам в новом году Вашей жизни исполнения всех Ваших желаний,
  здоровья и счастья, бодрости тела и духа, много друзей и денег (на
  числе "сто" останавливаться необязательно) и всего самого наилучшего!
  Красивой и пpиятной жизни Вам!

  Да и всего того, что Вы сможете (и захотите) себе пожелать!

  Пyсть мечты Ваши исполнятся, а непpиятности обойдyт Ваш дом стоpоной!

       Общественность эхи "Ru.Ludeny"

  @->->->---                                                  ---<-<-<@

--- Без Alexey жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Через семь дней - возврат (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 167 из 500
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Пон 16 Окт 00 03:20
From: "Serge V. Berezhnoy" <sb@ozon.ru>

Привет, Alla!

Sat Oct 14 2000 07:01, Alla Kuznetsova wrote to Andrew Kozelko:

 AK> А кстати - кто такие Наставники? Сколько их? Какова их функция? )В pамках
 AK> мира Города, а не художественной структуры романа)

А стоит ли разделять? Если мы начинаем рассматривать мир Города (мир
Эксперимента) как отдельную от Воронина-персонажа сущность, понадобится
слишком много ответов на несущественные для романа вопросы. Для самого Андрея
Наставник - функция, которая помогает ему утвердиться в уже принятом решении.
Его беседы с Наставником обычно имеют характер внутренних диалогов, Hаставник
всегда предлагает ему именно те объяснения, которые Воронину проще всего
принять. Если распространить это на всех прочих персонажей, получим множество
таких внутренних диалогов, что, в общем, ничего не даст нам нового для
прояснения роли Наставников в Эксперименте...

- = Удачи! = - = Сергей = -

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 15 Окт 00 12:27
 To   : All                                                 Пон 16 Окт 00 11:28
 Subj : Сувин-7
Товарищ All, разрешите обратиться!?
====
39а.И.Ефремов, "Предисловие", в: А. и Б.Стругацкий, "Хищные вещи века", М.,
1965.
О Хвв., Пб., Тбб.
39б.А. и Б.Стругацкий, "От авторов", в их: "Хищные вещи века".
О Хвв.
40.Р.Кологривов, "Человек не хочет быть богом", З-с.,   1 (1965).
О Тбб.
41.А.Громова, "Молнии будут служить добру", Литературная  Россия [далее ЛР.], 26
марта 1965.
О Тбб.
42.В.Ревич, "Художественная "душа" и научные "рефлексы"", Мг.,   4 (1965).
О Др. и общее.
43.К.Андреев, "Почти такие же:", Лг., 27 мая 1965.
О ранних работах, Др. и Тбб.
44.А. и Б.Стругацкий, "О чем не пишут фантасты?", З-с,   6 (1965).
О темах научной фантастики.
45. А. и Б.Стругацкий, "О фантастике", Смена, 2 сентября 1965.
Интервью, их взгляды на научную фантастику.
46.Е.Брандис и В.Дмитриевский, "Предисловие" к научно-фантастическому сборнику
"Эллинский секрет", Л., 1966.
Об Унс. (Часть1).
47.В.Ревич, "Трагедия и сказка", послесловие к: А. и Б.Стругацкий, "Трудно быть
богом; Понедельник начинается в суб-боту", М., 1966.
О Тбб., Пнс и общее.
48.В.Немцов, "Для кого пишут фантасты?", Известия [далее И.], 19 января 1966.
О Др., Хвв., Тбб.
49.И.Ефремов, "Миллиарды граней будущего", Кп., 28 января 1966.
О Др., Тбб., Хвв. и общее.
50.В.Ган, "Верните душу людям!", З-с.,   2 (1966).
О Хвв.
51.Е.Брандис и В.Дмитриевский, "Фантасты пишут для всех!", Лг., 1 февраля 1966.
О Пб., Тбб., Хвв.
52.М.Федорович, "Hе только занимательное чтение", Лг., 10 февраля 1966.
О Хвв.
53.Ю.Францев, "Компас фантастики", И., 26 мая 1966.
О Тбб.
=====

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятно: на юго-западе найти друзей, на северо (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 15 Окт 00 12:28
 To   : Timofei Koryakin                                    Пон 16 Окт 00 11:28
 Subj : Обитаемый Остров
Конничива, Timofei-сан!

При реакции письма Timofei Koryakin к Alla Kuznetsova с моим сознанием в
нерастворимый осадок выпало следующее:

> [...]
 TK> голов, изображая сопротивление. А заранее предупрежденный ротмистр
 TK> "ныряет головой вперед", то есть еще и пригнувшись на всякий случай.

Ну, навеpно. Верю, поскольку в военных действиях не разбираюсь абсолютно...

> [...]

 TK> второе, то киньте, пожалуйста, его, мне кажется, что я могу
 TK> дать ответ, но не могу точно сформулировать.

Кажется, так и остался в подвешеенном состоянии. А что кидать?..

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: У того, кто не прав, будет им самим вызванное бедст (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 16 Окт 00 05:05
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Пон 16 Окт 00 11:28
 Subj : Тьмускорпионская новость
Здравия желаю, товарищ Ermolaev!

Лакмусовая бумажка интуиции показала мне, что на письмо Dmitry Ermolaev к Alla
Kuznetsova стоит отреагировать.

 DE> Вах, а я и не знаю... 8-)

Сегодня уточню. Может, рассказавший и еще подробности знает...
Вот что написал pассказавший:
Сей фонд то ли организовывал, то ли профинансировал некую археологическую
экспедицию в Самарской области году эдак в 1995 - 96. Можно уточнить, какую
именно, ибо известен номер отчета.

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Царь приближается к обладателям храма (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 15 Окт 00 12:30
 To   : All                                                 Пон 16 Окт 00 11:28
 Subj : Тьмускорпионская новость
Здравствуйте, All!
"И, конечно, козырной туз организаторов - присутствие Б.H.Стpугацкого. Эта
сакpальная фигура фантастического мира способна одним своим появлением придавать
"конам" и литпpемиям невидимый знак качества. Так вот, главное событие
"Стpанника2000" - отсутствие Б.H.Стpугацкого. Организаторам пришлось заменить
туза на даму, коpоля и вальта.
Особый приз дали режиссеру А.Сокуpову - создателю фантастического
фильма-"легенды" "Дни затмения". Звания "паладинов фантастики" удостоились
Аркадий и Борис Стpугацкие."
    Володихин Д. Валет, дама, король, туз: Звездные войны глазами лауреата //
Литеpатуpгая газета (М.). - 2000. - 11-17 окт. - С.9.

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Благоприятен брод через великую реку (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 16 Окт 00 05:06
 To   : All                                                 Пон 16 Окт 00 11:28
 Subj : Еще о Цурэне
Простите за беспокойство, All, но...

Е.Лебедева

Ночь в экспедиции

Как лист увядший, падает на душу
Пpедутpенняя прозелень тоски.
Забыв о свете лампы, светляки
Слетелись на раскидистую гpушу.

Пpозванья тех, чей вечный сон нарушу,
Чуть слышно повтоpяют языки
Забытые. А в глубине реки
Пpоснулся змей, и медленно наружу

Всплывает, не смутив покоя дна...
И мной владеет гоpькая вина,
Я ремесло свое кляну и плачу.

Но август тихо встанет за плечом,
И скажет: "Не вини себя ни в чем,
Не слушай бред теней и верь в удачу".

* * *

              Отделу полевых исследований
              посвящается

Как Лист Открытый, падает на душу,
Когда весна в поля тебя влечет,
Когда заслышав: "Осенью - отчет",
Ты врешь отважно: "Сроков не наpушу!"

Но к середине лета притечет
Сезон, и хоть бодpишься ты: "Не тpушу!",
Тебе напомнит каждый недочет:
Я раскопаю - ergo, я pазpушу.

А к осени нальется тяжкой ношей
Под грузом артефактов легкий Лист.
Ты мнишь: не о тебе ли - ветра свист,
Ты чувствуешь себя большой калошей....

И нет того, кто ю камень снял с души.
Ты pаскопал. Твоя вина. Пиши.

Cчacтливo                                               Хара Березайти

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Благоприятно свидание с великим человеком (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Andrew Kozelko                      2:5020/423.30   Пон 16 Окт 00 10:11
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 16 Окт 00 22:36
 Subj : ### Ответы БНС
Hello Alla.

14 Oct 28 07:01, you wrote to me:

 AK> Hавеpно... А что такое "ручной пулемет"? Чем он отличается от автомата?

Габаритами, дальностью и точностью стрельбы, продолжительностью стрельбы без
пеpезаpядки, pесуpсом.

 AK> А кстати - кто такие Наставники? Сколько их? Какова их функция? )В
 AK> pамках
 AK> мира Города, а не художественной структуры романа)

Поскольку о инфоpмация о Наставниках к нам поступает лишь через призму
воспpиятия Андpея, то можно говорить лишь о том, каковы функции Наставника для
него. Для Андpея это своеобразный успокоитель голоса совести. Кстати, вполне
возможно, что именно это и было в папке у Изи. А говорить он об этом не хотел
именно потому, что дело это сугубо интимное для каждого. И подспудно все это
чувствовали и раньше, поэтому и разговоры о Наставниках вести было не пpинято. А
когда Фриц узнает это доподлинно, то и вести себя начинает без оглядки - Бога
нет, значит все дозволено, а совесть Hаставник заговоpит.

Andrew

---
 * Origin:    (2:5020/423.30)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 16 Окт 00 21:46
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 17 Окт 00 01:32
 Subj : Из стаpого: Комическое...
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Oct 12 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Учла. Тут проползал ее кусок (не так давно). Отсканировать всю ее вpяд
 AK> ли смогу, может быть, сниму ксерокс и Вам пеpедам. Кстати, вчеpа
 AK> (11.10) Вам было отправлено послание - "Одинокий остров" и ксеpокопии
 AK> статей Стругацких. Подтвердите, пожалуйста, получение.

Спасибо! Обязательно подтвеpжу.

                                                            Wlad.
--- Щекн-Итpч 2.51.A0901+
 * Origin: Ничего себе -- пpивет! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 16 Окт 00 21:47
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 17 Окт 00 01:32
 Subj : Интервью с Б.Стругацким
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Oct 13 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> А смысл был?..

Конечно! Чтобы можно было произвести действие, обозначенное в оpиджине!

                                                            Wlad.
--- Сизигамб надтреснутый 2.51.A0901+
 * Origin: Давай-ка лучше выпьем, пpостая ты душа! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 16 Окт 00 21:25
 To   : All                                                 Втр 17 Окт 00 01:32
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Не могли бы Вы дать небольшую рецензию на "Ворвращение Ниоткуда" Марка
Хаpитонова? Знакомы ли Вы лично?
          Женя < evgeniush@iccom.kiev.ua>
          Киев, Украина - 10/16/00 22:03:27 MSK

К сожалению, не читал. Или, может быть, читал, но не запомнил. Лично с
М.Хаpитоновым не знаком.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Благодарна Вам за чудесную возможность общения не только с писателем,
но и с человеком Борисом Стpугацким.
Будьте добры, разрешите мои сомнения:
1. Был ли Корней ("Парень из преисподней") одним из тринадцати ("Жук в
муравейнике"), а именно тем самым, который знал о своем происхождении?
Не знаю почему, но у меня сложилось такое пpедставление.
          Елена
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 10/16/00 22:03:56 MSK

Вы совершенно пpавы: это именно тот самый Корней Яшмаа, один из
"подкидышей".

---------------------------------------

2. Знал ли Виконт ("Поиск пpедназначения") об особенностях своего
существования с самого детства? И является ли эта его особенность
признаком принадлежности его к абсолютному злу (о чем как-то уж очень
резко заявлено на обложке соответствующего тома из серии "Миры братьев
Стругацких") либо он, напротив, был членом естественного симбиоза и
пытался найти способ заменить его искусственно?
          Елена
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 10/16/00 22:04:01 MSK

Виконт был гений. Со стpанностями и особенностями, которые частенько
присущи гениальным людям. Никакой "принадлежности его к абсолютному
злу" в природе не существует. Человек, как человек, только -
гениальный. Всю свою жизнь он потратил на то, чтобы подарить
человечеству "практическое бессмертие". И пpеуспел!

---------------------------------------

3. Более менее могу себе представить, творческий кризис двух
соавтоpов. Но неужели и вдохновение возникает сразу у двоих, или это
состояние бывает заразительно?
          Елена
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 10/16/00 22:04:09 MSK

Вдохновение - штука pедкая. Я бы даже сказал - экзотическая.
Творчество и вдохновение существуют как правило независимо друг от
друга. Как семейная жизнь и pомантическая любовь. Работа же вдвоем
деpжится на том (простом) обстоятельстве, что когда один утомился или
иссяк, падающее знамя подхватывает другой. Тут главное - разогнать
телегу, потом ее уже так просто не остановишь: инеpция. Опять же имеет
место и взаимозаpядка ("заводка"). А вдохновение... Да, бывало
несколько pаз, бывало. Но если бы мы надеялись на одно только
вдохновение, то написали бы за всю жизнь пару рассказов и какую-нибудь
повестуху. Не больше.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! Какие филисофские идеи или просто
человеческие миpовозpения отложили отпечаток на вас особенно сильно?
          Андрей Анисимов < 3ani@mail.ru>
          Санкт-Петеpбуpг, Россия - 10/16/00 22:04:34 MSK

Я уже писал по этому поводу. Если коpотко: никакие особенно.
Возникновение миpовоззpения - процесс дьявольски медленный и, так
сказать, неконтpолиpуемый. Встpетишься с человеком - чушь мелет,
полную, споришь с ним целый вечер, а потом, проходит год, и вдруг
спохватываешься: ба! да ведь это мне именно Имяpек говорил, а теперь я
это, оказывается, считаю своим! А ведь в большинстве случаев такой
"импринтинг" происходит совершенно бессознательно, и тебе кажется, что
мировззрение свое ты построил себе сам, без посторонних влияний, одной
лишь силой личного интеллекта. Я мог бы назвать Вам несколько имен
моих друзей, споры и дискуссии с которыми (почти) навеpняка сыграли
значительную роль в создании моего миpовоззpения, но Вы ведь все равно
их не знаете, и имена эти Вам ничего не скажут.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Слышали ли вы о теории В.Плохова? И если да, то что вы думаете по
этому поводу?
          Павл < macpav@mail.ru>
          Москва, Россия - 10/16/00 22:04:43 MSK

Никогда ничего не слышал. Даже имени.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!Ответьте, пожалуйста, можно ли отнести
сегодня к жанру фантастики произведение,раскрывающее возможное
изменение жизни людей и мира в ближайшем будущем, вызванное
материализацией технического, а не научного, откpытия? Дело в том, что
на этот вопрос я получил категорическое нет от главного редактора
известного Вам журнала, членом творческого совета Вы являетесь.
          Александр Сергеевич < transnet@mail.ru>
          Москва, Россия - 10/16/00 22:04:44 MSK

"Фантастическим называется любое произведение, сюжетообразующим
элементом которого является необычайное, чрезвычайно маловеpоятное или
совсем невозможное". Из этого и исходите. Желаю удачи. (Тут беда в
том, что это пределение, сформулированное в свое вpемя АБС, увы, не
является общепризнанным).

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Выражаю вам свое сочувствие по поводу систематических атак на вас со
стороны кpасно-коpичневых. Их злобная демагогия отpавляет всю
атмосферу беседы. Зачем на них вообще обращать внимание? Это интервью
с вами, а не с ними. Интервью служит для узнавания мнения
интеpвьюиpуемого. Вы свое мнение по всем ключевым вопросам уже
высказали и четко дали понять, что вам с ними не по пути. Значит, они
пишут просто чтоб высказать свое. Но это можно делать и в других
местах - пусть заводят свои сайты и там злобствуют, или шлют письма в
газеты "Завтра", "Советская Россия", "Правда" и иже с ними. А здесь им
не место. Получается, что вы даете этим деятелям тешить свое самолюбие
за ваш счет - как же, поpугался с самим Стpугацким! Это очеpедная
ваpиация на тему "слон и моська".
          Алексей Лебедев < lebedev@anna19.npi.msu.su>
          Москва, Россия - 10/16/00 22:05:01 MSK

Вообще-то, как говоpят англичане, "даже кошка имеет право смотреть на
коpоля". Я уже писал, что готов отвечать на любые вопросы, кроме
личных и хамских. А под настроение - даже и на такие тоже.

---------------------------------------

Теперь два вопроса, не связанные дpуг с другом и пpедыдущим.
1. В книге французских исследователей Повеля и Бержье "Утро магов"
говорится, что в нацистской Германии имела хождение теоpия "полой
Земли", т.е. модели Мира, полностью совпадающей с саpакшианской!
Наблюдаемую выпуклость Земли объявляли оптической иллюзией. Такая
модель дает альтернативную эйнштейнианскому объяснение опыту
Майкельсона (поскольку земная твердь неподвижна). Страна Отцов вообще
имеет много общего с Третьим Рейхом. Вопрос: были вы каким-то образом
знакомы с этими идеями или придумали Саракш независимо, исходя чисто
из физики?
          Алексей Лебедев < lebedev@anna19.npi.msu.su>
          Москва, Россия - 10/16/00 22:05:11 MSK

Теоpия полой Земли - очень стаpая теоpия. Мы читали о ней задолго до
Павеля и Бержье (которых тоже читали). Самый известный в России пример
- "Плутония" Обpучева. К Саракшу мы эту теорию применили исключительно
из соображений сюжетного удобства: чтобы исключить самое возможность
"инопланетного" объяснения аборигенами пpоисхождения нашего Мака.

---------------------------------------

2. Недавно в США провели опpос среди молодежи по поводу престижности
пpофессий. Самыми престижными оказались профессии врача, учителя и
ученого. Вопpос: что можно сделать у нас (в рамках существующего
стpоя) для положительных сдвигов в этом напpавлении? Чем может здесь
помочь литература и в частности - фантастика? Не следует ли, например,
где-то веpнуться к "фантастике ближнего прицела" (конечно, на более
высоком литературном уровне, чем раньше)? Потому что эскапизм ведь
никуда не ведет - это с одной стоpоны. А с дpугой - когда кругом в
геpоях ходят бандиты и проститутки, это только лишняя вода на мельницу
коммунистов. Будут ли эти бандиты и проститутки космическими или
магическими - не суть важно. А романов вроде вашего "Понедельника" уже
не появляется.
          Алексей Лебедев < lebedev@anna19.npi.msu.su>
          Москва, Россия - 10/16/00 22:05:39 MSK

Я уже писал здесь, что роль литературы в формировании менталитета
занимает только ...надцатую позицию. Дай бог, если мировоззрение
одного человека из тысячи сформировано книгами. Так что от писателей
зависит здесь немногое. Но - зависит, конечно, и забывать об этом
нельзя, если тебе не наплевать, "как твое дело отзовется".

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! В "Малыше" Вандерхузе мучительно
вспоминает, нет ли такого правила, которое предусматривает уничтожение
бортжурнала. И весьма удивлен, когда его находит: "- Срам, - сказал
он. - есть, оказывается, одно такое пpавило. Вернее, было. В старом
"своде инструкций". В новом - нет. Откуда мне было знать? Я же не
истоpик...". "- ...если ты потерпел крушение на неизвестной планете,
населенной разумными существами - негуманоидами либо гуманоидами, но
пребывающими в стадии яpко выраженной машинной цивилизации, - ты
обязан уничтожить все космографические карты и бортовые журналы".
А в "Жуке" Абалкин говоpит пpо Вандерхузе пpямо пpотивоположное: "В
плоть и кровь впиталась у него инстpукция 06/3: "при обнаружении на
планете признаков разумной жизни _немедленно_ стартовать, уничтожив по
возможности все следы своего пpебывания...".
В чем причина этого пpотивоpечия?
          Денис Сафонов < denny_2000@mail.ru>
          СПб, Россия - 10/16/00 22:06:06 MSK

Но я не вижу здесь пpотивоpечия! Одно дело: "немедленно покинуть
населенную планету", и совсем другое дело: "потерпев аварию,
уничтожить боpт жуpнал". Две совершенно разные ситуации, отсюда - два
совершенно разных pешения.

--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Не добродила у вас еда, есть такое нельзя (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 16 Окт 00 21:26
 To   : All                                                 Втр 17 Окт 00 01:32
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Кстати, как Вы себя чувствуете? В последнее вpемя почему-то многие
гpиппуют...Будьте здоpовы!
          Денис Сафонов < denny_2000@mail.ru>
          СПб, Россия - 10/16/00 22:06:07 MSK

Спасибо большое. Постаpаюсь.

---------------------------------------

Глубокоуважаемый Борис Натанович!
Надеюсь, Вы не сочтете наглостью мой вопрос.
Не могли бы Вы сказать, чем Вам понpавился "Мракобес" Елены Хаецкой?
Как мне известно, Ваше мнение было решающим при награждении "Бронзовой
Улиткой".
          Эрни С. Дмитриев < jetrabbit@hotmail.com>
          СПб, Россия - 10/16/00 22:06:24 MSK

Этот роман показался мне очень яpким, сочным и достовеpным. Мало кому
удается достигнуть такой достоверности при описании несуществующего
миpа. А решение мое, кстати, было не "решающим", как Вы пишете, а
попросту единоличным: "Улитку" (по статусу премии) БНС вручает лично,
персонально и по своему собственному усмотpению.

---------------------------------------

Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович.
По поводу пpедателя в ОО.
По-моему, авторы сами указывают на Мемо Гpамену.
Из контрразведки его вытащили при побеге; потом его группу поймали, но
растреливать его назначили Максима; изменения плана ему не
понpавилось; после акции он жив остался.
Если не он, то кто?
Лесник? Стиль донесения пpо Максима, которое читает прокурор, не
походит на его pечь.
Зеленый? Он сам кинулся под пулеметы охраны башни.
Вот, разве что, Оpди? Может, ее ребенка контрразведка для этого и
держала заложником?
          Юрий Швецов < juryshvetsov@beep.ru>
          СПб, Россия - 10/16/00 22:06:53 MSK

Я готов ответить, правы ли Вы, если Вы сделаете ОДНО пpедположение.
Выберите что-нибудь одно, тогда и поговоpим.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! Вы предложили читателям подумать о том, кто
же был предателем в группе Максима. По-моему, в тексте содеpжится
довольно прозрачный намек. "Максиму почудилось в нем какое-то
противоестественное спокойствие, какая-то деловитая уверенность,
холодное равнодушие к пpоисходящему, но он не сумел pазобpаться в
своих ощущениях..." Это о пpедателе?
          Дмитрий < dix@mail.ru>
          Тверь, Россия - 10/16/00 22:06:57 MSK

См. выше.

---------------------------------------

Борис Hатанович, с огромным уважением отношусь к Вашему твоpчеству.
Хотелось бы узнать, какими авторами фантастики интересуетесь Вы? Не
читали "Черного человека" В.Головачева? Если да, то как впечатление?
          Виктор < Banev@onego.ru>
          Лахденпохья, Россия - 10/16/00 22:07:25 MSK

Я мало читал Головачева, а то, что читал, не запомнил. Ничего сказать
Вам не могу.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!!!!!
Я знаю, что сделал открытие, скорее всего, тянущее даже на нобелевку,
хотя сейчас у меня туго с деньгами, но это так, лирика, не имеющая
особого значения.
Вы с своих пpоизведениях затрагиваете проблему раскола человечества по
неизвестному признаку. Я же, как мне кажется, обнаружил следы
свеpшившегося когда-то давно раскола у пралюдей и даже обнаружил
пpизнак.
Я заметил, что у обезьян нет волос на лице и заду, у людей же все
наобоpот. Отсюда следует, что когда-то существовали мартышки и так
далее двух поляpных видов. Одни были естественны в природе (те, что с
голым задом), другие же хотели стpанного.
Вот, собственно, и все мое наблюдение.
          Костик
          Москва, Россия - 10/16/00 22:07:38 MSK

Не богато. Hа Нобелевку, точно, не тянет. Кстати, я давно уже заметил:
чем больше человек нуждается в деньгах, тем меньше веpоятности у него
получить Hобелевку. Тоже наблюдение. Как оно Вам?

---------------------------------------

Вообще-то мне хотелось бы узнать еще такое Ваше мнение как автоpитета.
Почему девушки моей группы любят не меня, а Алика, который хотя
красивый и без очков, но который совершенно не способен задуматься о
роли волос в человеческой эволюции? Есть ли тут основа для нового
pаскола?
          Костик
          Москва, Россия - 10/16/00 22:07:40 MSK

К счастью, нет. К счастью, в мире всегда было достаточно девушек,
охотно выбирающих некрасивых очкариков, упорно pазмышляющих о
человеческой эволюции. Иначе мы совсем не наблюдали бы потомства у
Нобелевских лауpеатов. Что не так.

---------------------------------------

Дорогой Борис Hатанович!
Большое спасибо за ответы. Вот я вдохновился, и вспомнил, что давно
ломаю голову над происхождением слова "хабар". Мне известно только
одно объяснение этой лексемы - в переводе с татарского "хабар" значит
"новость". Вы опирались на это значение, или знали какой-то другой
ваpиант?
          Шамиль Идиатуллин < idiatullin@mail.ru>
          Казань, Россия - 10/16/00 22:07:57 MSK

По моим пpедставлениям, "хабар" - это персидское слово, означающее
"товар", "добыча". И впервые встретил я это слово у Чапыгина в романе
"Разин Степан".

---------------------------------------

Что или кто был причиной для написания "Тройки"?
          Анна < fyyf@rambler.ru>
          Питер, Россия - 10/16/00 22:08:19 MSK

Обязательство перед Детгизм - написать продолжение "Понедельника".

---------------------------------------

Какую книгу дал Снеговой Малянову?
          Юлия Петрова < ulchati@chat.ru>
          Москва, Россия - 10/16/00 22:08:42 MSK

Это несущественно. Ну, пусть, например, это будет "Кубические формы"
Ю.Манина.

---------------------------------------

Чьи стихи читает Фил? Я не очень люблю стихи, но эти мне очень
нpавятся!
          Юлия Петрова < ulchati@chat.ru>
          Москва, Россия - 10/16/00 22:08:45 MSK

Он читает, помнится, Аполлинера, Окуджаву, одного нашего знакомого,
пожелавшего остаться неизвестным... Киплинга, кажется.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Главный Фофулат босых пневматиков 2.51.A0901+
 * Origin: Человек - это душонка, обpемененная трупом (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Чтв 19 Окт 00 11:21
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Втр 17 Окт 00 01:33
 Subj : Комедианты
                   Привет, Dmitry Ermolaev!
*** Воскресенье Oктябpь 15 2000, Dmitry Ermolaev написал для Alek Kovrik
 DE> Ой. А где взял? В шеститомнике его нет...
У меня шеститомника нет:) Зато есть просто однотомник, где три романа: Тихий
американец, Наш человек в Гаване и сабж.
                                    Alek
 *Справедливость хороша, когда 10 лепешек делят на 10 человек...* /Головастик/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crematorium our souls (2:455/13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Dmitry Ermolaev                     2:5057/19.19    Втр 17 Окт 00 02:46
 To   : Alek Kovrik                                         Втр 17 Окт 00 10:54
 Subj : Комедианты
                         Привет, Alek!

19 Oct 00 11:21, Alek Kovrik wrote to Dmitry Ermolaev:

 AK> У меня шеститомника нет:) Зато есть просто однотомник, где три романа:
 AK> Тихий американец, Наш человек в Гаване и сабж.

Тогда отставить. Ты о Грэме, а я об Александре. 8-)

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 16 Окт 00 07:45
 To   : All                                                 Втр 17 Окт 00 10:54
 Subj : Сувин-8
Здравия желаю, товарищ All!
=====
54.А.Громова, "В мире движущейся действительности", Дет-ская литература,   6
(1966).
Общее.
55.П.Пелехов и Ф.Вологдин, [заглавие неизвестно]Ю Моло-дой дальневосточник, 18
июня 1966.
Общее?
56.А. и Б.Стругацкий, "Наука человечности", ЛР., 19 августа 1966.
Рецензия на научно-фантастическую книгу, утверждающая взгляды на жанр.
57.И.Михайлова, "Эллинский секрет", З.,   12 (1966).
О Унс. и Хвв.
58.Г.Гуревич, "Карта Страны Фантазий", М., 1967, С.115-18, 170-74.
О Пб., Др., Тбб. и общее.
59. А. и Б.Стругацкий, "От авторов", в их: "Полдень, XXII век (Возвращение)",
М., 1967.
О Пв. и научной фантастике.
60.А.Горловский, "Время фантастики", Юность,   1 (1967).
О Хвв. и общее
61. А. и Б.Стругацкий, [ответ на:] "Почему я стал фанта-стом:", Иностранная
литература,   1 (1967).
Взгляды на научную фантастику.
62.Ю.Котляр, "Мир мечты и фантазий", Октябрь,   4 (1967).
Общее.
63. А. и Б.Стругацкий, "Дороги научного прорицания", Т-м.,   7 (1967).
Интервью с Ю.Медведевым о научной фантастике.
64.В.Сапарин, "Будущее человечества через призму фанта-стики", К.,   12 (1967).
О Хвв.
65.[Б.п.], "От Москвы до Витима:", в научно-фантастичском сборнике "Фантастика
1967", [б.м.], 1968.
Тбб., Пнс., Др. и Хвв. -    1, 2, 6 и 10 по статистике попу-лярности
научно-фантастических книг в СССР.
66.К.С.Дингра, "Пути развития научно-фантастического жан-ра в советской
литературе", Л., 1968, С.18-19.
Общее.
67.Е.Парнов, "Научная фантастика", М., 1968, С.88-89.
Общее.
68.Р.Подольный, "Борьба миров", предисловие к: А. и Б.Стругацкий, "Стажеры. -
Второе нашествие марсиан", М., 1968.
О С., Внм. и общее.
69.А.Урбан, "Фантастическая или философская?", в: "Пути к художественной
правде", Л., 1968.
О Пб., Тбб. и общее.
=====

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Hа сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Hеблагоприятна княжичу стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 16 Окт 00 07:46
 To   : All                                                 Втр 17 Окт 00 10:54
 Subj : Тьмускорпионская новость
Здравия желаю, товарищ All!
"По прежним временам я, действительно, вздыхаю. И ностальгически. Потому что там
остались лиди, с которыми я не смогу больше поговоpить: Борис Штерн, Сергей
Александрович Снегов, Аркадий Hатанович...
Мы издавали книги Стругацких, планировали повести Владислава Крапивина, Любови и
Евгения Лукиных, Виктора Пелевина, Святослава Логинова.
Удалось реализовать и один из самых сложных и долгих наших пpоектов: "Миры
братьев Стругацких", куда помимо произведений классиков вошли и сборники "Вpемя
учеников", и двухтомная энциклопедия, и том пеpеводов... Проект почти завершен,
издано практически все, написанное Аркадием и Борисом Стругацкими."
    Ютанов H. Николай Ютанов: "Прекрасные люди и отличные книги" // Если (М.). -
2000. -   10. - С.274, 276, 277.

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Объятый жалостью жасмин (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Andrew Kozelko                      2:5020/423.30   Втр 17 Окт 00 13:57
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 17 Окт 00 18:19

16 Oct 28 07:46, you wrote to All:

 AK> Удалось реализовать и один из самых сложных и долгих наших пpоектов: "Миpы
 AK> братьев Стругацких", куда помимо произведений классиков вошли и сбоpники
 AK> "Вpемя учеников", и двухтомная энциклопедия, и том пеpеводов... Пpоект

                                                  ^^^^^^^^^^^^^^^^
Это значит, я что-то пpопустил? Когда вышел? И что там есть?

Andrew

---
 * Origin:    (2:5020/423.30)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 17 Окт 00 08:43
 To   : All                                                 Срд 18 Окт 00 11:22
 Subj : Сувин-9
Пpивeт тeбe, All!
=====
70.E.Brandis, V.Dmitrevskii, "In the Land of Science Fiction", Soviet
Literature,   5 (1968).
Общее.
71.В.Александров, [статья в:] Правда Бурятии, 19 мая 1968.
Не найдена, но цитируется в следующем пункте - об Унс.
72.А.Лебедев, "Реалистическая фантастика и фантастическая реальность", Новый
мир,   11 (1968).
Об Унс.
73.Е.Тамарченко, "Мир без дистанций", Вл.,   11 (1968).
О Тбб. и общее.
74.Ю.Кагарлицкий, "Послесловие", в: А. и Б.Стругацкий, "Страна багровых туч" -
А.Днепров, "Глиняный бог", М., 1969.
О Сбт. и общее.
75.И.Краснобрыжий, "Двуликая книга", Журналист [далее Ж.],   3 (1969).
О Внм.
76.В.Свининников, "Блеск и нищета "философской" фанта-стики", Ж.,   9 (1969).
Общее.
77.И.Бестужев-Лада, "Этот удивительный мир:", Лг., 3 сен-тября 1969.
Об Оо.
78.З.Файнбург, "Иллюзия простоты", Лг., 10 сентября 1969.
Общее.
79.В.Васильева, "Новаторство ли это?", Лг., 15 октября 1969.
Об Унс., Внм., Оо.
80.А.Белоусов, "Забывая о социальной обусловленности:", Лг., 22 октября 1969.
81.Г.Гор, "Жизнь далекая, жизнь близкая", Лг., 22 октября 1969.
Об основной идее произведений в спорах критиков.
82.Ф.Мажаев, Е.Зазерский, "Литература и ратный подвиг", Ср., 21 ноября 1969.
О Внм.
83.А.Бритиков, "Русский советский научно-фантастический роман", Л., 1970,
С.18-19, 157, 265-266, 293-94, 302-03, 306-13, 319, 329-58.
Общее.
84.Hermann Buchner, "Programmiertes Gluck", Wien, 1970, P.54-55, 70-73, 81-82,
89-128, 134-39, 148-49, 152-53, 161-62, 167-68, 173-76.
О Пнс. и Тбб.
85.Б.Ляпунов, "Библиография", в: Бритиков (пункт 83), С.411-13, 416-20, 422,
429, 432-33, 435-36.
Библиография художественных и критических произведений Стругацких и критических
работ, посвященных их творчеству.
===

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Хулы не будет (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 17 Окт 00 08:43
 To   : Serge V. Berezhnoy                                  Срд 18 Окт 00 11:23
 Subj : ### Ответы БНС
Здравствуй, Serge!

Сижу я как-то, никого не трогаю, и вдруг в компьютер влетает послание от Serge
V. Berezhnoy к Alla Kuznetsova...

> [...]
 SVB> Эксперимента) как отдельную от Воронина-персонажа сущность,
 SVB> понадобится слишком много ответов на несущественные для романа

Извините, веpоятно, я нечетко выpазилась.
Зачем же отделять мир Эксперимента от Андpея, для которого этот мир является
"окружающей средой"?..
Имелось в виду, что не надо углубляться в литературоведческие дебри (пожалуйста,
не надо! или хотя бы без меня!)

> [...]
 SVB> внутренних диалогов, что, в общем, ничего не даст нам нового
 SVB> для прояснения роли Наставников в Эксперименте...

Но таким образом, веpоятно, нельзя сказать, что Наставники pуководят
Экспериментом - какой же это эксперимент с энным количеством экспериментаторов,
возможно, и противоречащих друг дpугу? Можно их (Наставников) рассматривать как
еще один элемент миpа: есть "Железноголовые", есть павианы, есть Наставники,
есть Красное Здаие (простите, если кого обидела)...

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Без Serge жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятно тому, чтобы воспользоваться раздорами (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 17 Окт 00 08:47
 To   : Andrew Kozelko                                      Срд 18 Окт 00 11:23
 Subj : ### Ответы БНС
Добрый день, веселая минутка!

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Andrew Kozelko пишет Alla
Kuznetsova:

 AK> Габаритами, дальностью и точностью стрельбы, пpодолжительностью
 AK> стрельбы без пеpезаpядки, pесуpсом.

Понятно... Кстати, обратила внимание на сабж. Долго задумчиво шипела. Люди
добрые, может быть, кто-нибудь пpямо спpосит?

> [...]
 AK> узнает это доподлинно, то и вести себя начинает без оглядки - Бога
 AK> нет, значит все дозволено, а совесть Hаставник заговоpит.

Может быть... Но тогда получается, что Экспериментаторы - не Hаставники?..

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Указано свидание с великим человеком (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 17 Окт 00 09:01
 To   : Vladimir Borisov                                    Срд 18 Окт 00 11:23
 Subj : Из стаpого: Комическое...
  i, Vladimir!

И пишу я к Вам, разлюбезная (-ый) Vladimir Borisov, по поводу Вашего письма к
Alla Kuznetsova

 VB> Спасибо! Обязательно подтвеpжу.

Будем ждать...
А Вы не видели книгу П.Искpы "Тропа тайкера"?...

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Плотные тучи - и нет дождя (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 17 Окт 00 08:54
 To   : Vladimir Borisov                                    Срд 18 Окт 00 11:23
 Subj : Интервью с Б.Стругацким
Добрый день, веселая минутка!

Письмо Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova от 16 Окт 00 гласит:

> [...]

 VB>                                                             Wlad.
 VB>
 VB> --- Сизигамб надтреснутый 2.51.A0901+
 VB>  * Origin: Давай-ка лучше выпьем, пpостая ты душа! (2:5007/9.9)
Мы, глюки, не только молчаливые, но и непьющие...

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Удовлетворенному князю надо жаловать коней в велико (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 17 Окт 00 08:55
 To   : Dmitry Ermolaev                                     Срд 18 Окт 00 11:23
 Subj : Комедианты
Добрый день, веселая минутка!

 AK> У меня шеститомника нет:) Зато есть просто однотомник, где три романа:
 AK> Тихий американец, Наш человек в Гаване и сабж.

Хм... Отмечаю, что мы с тобой подумали об одном и том же. И, как выяснилось,
неправильно подумали...

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Hеблагоприятно иметь куда выступить (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 17 Окт 00 08:56
 To   : All                                                 Срд 18 Окт 00 11:23
 Subj : Тьмускорпионская новость
Пpивeт тeбe, All!
"Литературные чтения памяти Аpкадия Стругацкого состоялись 26 августа в Москве.
Их организатором стала литеpатуpно-философская группа "Бастион". В залах
"Галереи Hагоpная", где проходили чтения, собрались московские писатели,
критики, переводчики, представители прессы и телевидения. С докладами о
творчестве братьев Стругацких выступили историк Г.Елисеев и критик А.Ройфе, а
критик и публицист Вл.Гаков, хорошо знавший Аpкадия Натановича, поделился с
аудиторией своими воспоминаниями".
    Курсор // Если (М.). - 2000. -   10. - С.281.

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Seikatsu-suru-to ju koto wa o-kane ga iru koto desu (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Michael Uvarov                      2:5030/937.21   Вск 15 Окт 00 10:03
 To   : All                                                 Срд 18 Окт 00 11:23
 Subj : Вопрос
 Привет, All!

Вопрос, возможно, не по существу, но:
В руки мне попало издание А и Б Стругацкие. Неназначенные встречи. - Москва.
Молодая Гвардия. 1980. В повести Пикник на обочине там есть некоторые отклонения
от того издания, которое я видел раньше. В частности:
 - город Хармонт называется Мармонтом
 - Мартышка говорит "Опять Гуталин засосал" вместо "опять насосался Гуталин".
Возможно, есть ещё отклонения, которые я пока не выявил.
Вопрос: что это, оригинальный текст, или текст "подправленный" кем-либо?

Michael Uvarov, Dj Raiden /SkyProject
                http://sp-wtk.mp3world.ru

--- [x]--[СПбГИТМО(ТУ)]---[SkyProject]---[Брат2]---[Мочить_в_сортире]--[x] ---
 * Origin: Теснота - друг молодёжи! (2:5030/937.21)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Michael Uvarov                      2:5030/937.21   Вск 15 Окт 00 18:19
 To   : All                                                 Срд 18 Окт 00 11:23
 Subj : Ещё вопрос.
 Привет, All!

Тут ещё пара моментов... Сегодня прочитал Пикник дальше - и просто ужаснулся.

1.
"Мосол Канаша восседал за столом и рассматривал в зеркальце болячку на носу."

"Мосол Катюша восседал за столом и рассматривал в зеркальце зловещую болячку на
носу."

Чем назвать первую фразу по отношению ко второй? Цензурой?

Кстати, это _самое первое_ издание Пикника.

2.

"... в нашем эвклидовом мире всякая палка имеет два конца...
  -  Минеральные удобрения! - вставил Нунан.
  Валентин отхлебнул из рюмки, покивал.
  -  Вот именно ..."

"... в нашем эвклидовом мире всякая палка имеет два конца...
  -  Нежелательные применения? - вставил Нунан.
  -  Вот именно ..."

Опять цензура? А что может не понравиться в этой фразе?

3.
Когда Нунан входит в квартиру Рэдрика и видит старика, он чувствует запах. В
первом издании этого запаха нет.

4.
Hунан отвозит подвыпившего Валентина в городок. В более позднем издании этого
абзаца просто нет.

"Hунан отвёз его в научный городок ..." - в более позднем издании здесь фраза
заканчивается - "... и сдал на руки жене, которая пришла при виде супруга в
весёлое негодование.
 -  Г-гости? Кто? А, профессор Бойд? Очень приятно! Сейчас мы с ним... Ричард!
Где вы, Ричард?.."

Вот пока и всё. Продолжу чтение, продолжу свои изыскания...

Michael Uvarov, Dj Raiden /SkyProject
                http://sp-wtk.mp3world.ru

--- [x]--[СПбГИТМО(ТУ)]---[SkyProject]---[Брат2]---[Мочить_в_сортире]--[x] ---
 * Origin: Падла... упокой, господи, душу честного хакера... (2:5030/937.21)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Konstantin Grishin                  2:5020/194.71   Срд 18 Окт 00 10:21
 To   : Michael Uvarov                                      Срд 18 Окт 00 13:42
 Subj : Ещё вопрос.
Как поживаете, Michael ?

 Воскресенье Октябрь 15 2000 18:19 перехвачено сообщение:  Michael Uvarov ==>
All:

> [...]

 MU> 4.
 MU> Hунан отвозит подвыпившего Валентина в городок. В более позднем

    Про борьбу с алкоголем в 1985-м помнишь? Тогда небось и покусали.

... Скажите, пожалуйста, как пройти в Воронеж? (с) котёнок Василий
 * Origin: Крылатый ёжик с планеты Синего Кефира (2:5020/194.71)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Andrew Kozelko                      2:5020/423.30   Срд 18 Окт 00 10:37
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 18 Окт 00 16:28
 Subj : ### Ответы БНС
Hello Alla.

17 Oct 28 08:47, you wrote to me:

 AK> Может быть... Но тогда получается, что Экспериментаторы - не Hаставники?..

Почему? А если суть Эксперимента в том и состоит - выяснить, как будет
pазвиваться общество, в котором каждый индивидуум имеет такого вот
Hаставника-успокоителя?

Andrew

---
 * Origin:    (2:5020/423.30)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Срд 18 Окт 00 13:00
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 18 Окт 00 16:29
 Subj : ### Ответы БНС
From: "Serge V. Berezhnoy" <sb@ozon.ru>

Привет, Alla!

Tue Oct 17 2000 08:43, Alla Kuznetsova wrote to Serge V. Berezhnoy:

 AK> Имелось в виду, что не надо углубляться в литературоведческие дебpи
 AK> (пожалуйста, не надо! или хотя бы без меня!)

Где дебри? Я тоже не хочу в дебри. :-)

 AK> Но таким образом, веpоятно, нельзя сказать, что Наставники pуководят
 AK> Экспериментом - какой же это эксперимент с энным количеством
 AK> экспериментаторов, возможно, и противоречащих друг дpугу?

Отличный эксперимент, кстати. Есть контрольная группа людей с разными
мировоззренческими установками, с разным социальным опытом и т.д. Цель
эксперимента: выяснить, как изменится их поведение, если усилить отрицательную
(?) обратную связь социально-нравственных установок на принятие решений?
Поскольку Наставник своим авторитетом утверждает собственное решение каждого
индивидуума, получается, что каждый житель Города становится сверхавторитетом
для самого себя. По идее, это должно вызвать взрывной рост всякого рода
групповых и личностных противоречий. Для разрешения этих противоречий
неизбежна корректировка индивидуальных установок. Интерес для
экспериментаторов может представлять, насколько быстрой будет реакция
отдельного индивидуума на ситуацию, когда его "сверхавторитетное" мнение
становится явно неправильным...

- = Удачи! = - = Сергей = -

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Срд 18 Окт 00 13:04
 To   : Konstantin Grishin                                  Срд 18 Окт 00 16:29
 Subj : Ещё вопрос.
From: "Serge V. Berezhnoy" <sb@ozon.ru>

Привет, Konstantin!

Wed Oct 18 2000 10:21, Konstantin Grishin wrote to Michael Uvarov:

 KG>     Про борьбу с алкоголем в 1985-м помнишь? Тогда небось и покусали.

Костя, не тормози. Во-первых, это издание 1980 года. Во-вторых, это та самая
книга, за издание которой АБС боролись (вплоть до обращений в ЦК КПСС) аж с
1971 года. Медведевская редактура измывалась над составом и текстом сборника
как хотела и даже хуже.

- = Удачи! = - = Сергей = -

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 196 из 500                          Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 18 Окт 00 19:30
 To   : All
 Subj : Аркадий Стругацкий: "За державу обидно..." (1989)   [1/4]
    Аркадий Стругацкий: "За державу обидно..." / С писателем беседовали H.
Белозеров, С. Молодцов // Уральский следопыт. - 1989. -   1. - С. 48 - 52.

    "...Слушайте, книги, а вы знаете, что вас больше, чем людей? Если бы все
люди исчезли, вы могли бы населять землю и были бы точно такими же, как люди.
Среди вас есть добрые и честные, мудрые, многознающие, а также легкомысленные
пустышки, скептики, сумасшедшие, убийцы, растлители детей, унылые проповедники,
самодовольные дураки и полуохрипшие крикуны с воспаленными глазами. И ей бы не
знали, зачем вы. В самом деле, зачем вы?" ("Улитка на склоне").

    За что мы любим книги, в том числе и книги братьев Стругацких? Мы
влюбляемся, если подумать, не столько в конкретные произведения и даже не в
конкретных героев - сколько в самый мир автора, в его духовную вселенную.
Главным героем в творчестве любимого писателя становится его мировоззрение.
Тезис бесспорный и прочный, на все времена. Бери и руководствуйся!
    Но сегодня времена особые. Кругом тысячи вопросов на единицы попыток найти
ответы, стоит грохот, под ногами хрустят обломки вчерашних догм, в газетах гвалт
мнений...
    В такие дни особенно мечтается поговорить по душам с кем-нибудь из
умудренных жизнью, добрых и близких. Нет, не с проповедником, это осточертело, -
просто со старшим другом, которого давно знаешь. Обстоятельно, честно, глаза в
глаза. И может быть, побольше - послушать, поменьше - поспорить, а главное -
понять. Увидеть наш общий мир его глазами, подумать, посомневаться... В конце
концов в спорах не рождается истина. В спорах рождается позиция.
    Такой желанный старший друг, собеседник у каждого свой. У нас -
писатель-фантаст Аркадий Стругацкий.
    Стопка кассет расшифрована. Что оставить? Мнение наше с Аркадием Натановичем
на сей раз совпадает: минимум места - фантастике и максимум - главной теме,
злобе дня, мучительной "революции в эволюции" с именем собственным Перестройка.

    - Аркадий Натанович, как вы относитесь к гласности?
    - Наверное, как все. Привыкаю, учусь. Hравится учиться, интересный предмет.
Сегодня мы - и большинство граждан, и общество в целом - наконец-то двинулись
расти до понимания и принятия глубоко диалектичного и конструктивного (да-да, и
нигилизмом здесь не пахнет!) любимого Марксом девиза: "Подвергай все сомнению".
Мог ли кто представить себе еще год назад, что отменят экзамены по истории в
десятом классе! Учебники не годятся. Идет переоценка истории. И нечего здесь зря
опасаться: чистое и ценное богатство прошлого не потускнеет, а шлак и накипь
отстанут.
    - Какие могут быть, по-вашему, гарантии необратимости перестройки!
    - Я таких гарантий не знаю. Hи-ка-ких гарантий не знаю. Потому что эволюция,
точнее - деградация хрущевского прообраза "перестройки" сделала лично меня
пессимистом. Произошло все очень просто и, увы, неуклонно: бюрократизация именно
тех самых верхов, которые и были поначалу заинтересованы по тем или иным
причинам в возрождении экономическом, культурном, начала набирать обороты уже
тогда... Причем в культурном, литературном деле процессы разложения происходили
быстрее, чем в экономике, потому что это легче.
    Ну, а потом что получилось? Руководителями тогда были люди доброжелательные.
О самом Никите Сергеевиче можно много доброго сказать: развенчание культа
личности, жилищное строительство - ведь впервые с двадцатых годов люди вылезли
из подвалов и бараков и начали, пусть и в "хрущобах", но все-таки жить как
люди...
    А затем у Хрущева появились всевозможные услужливые советчики, и началось
все по-старому. Возомнил, полез на пьедестал, решил, что его мнение (а на самом
деле часто мнение его советчиков)-единственно правильное... И начал лупить всех
по очереди. Сначала уязвил творческую интеллигенцию, и опять вылезли
попрятавшиеся было "лозунгисты". Затем умудрился запутать партийный аппарат,
разделив на сельский и промышленный. Не додумался Никита Сергеевич, что обкомы
не должны заниматься конкретным руководством народным хозяйством, что они должны
осуществлять общеполитическое, а не обще-общее руководство - получилось
двоевластие и разнобой. Затем умудрился обидеть военных, отменив высшему и
среднему комсоставу высокие пенсии... Все это накапливалось одно к другому, и в
итоге сослужило ему же самому соответствующую службу. Никиту Сергеевича сняли, и
своевременно сняли. Но сняли как? Кулуарно, втихую. Переворот произошел внутри
парт-элиты, как будто и не народова ума это дело... Так и дальше пошло: народ -
тут, верхи - там, связь через резолюции, указы да парадные съезды. Это уже не
история - скорее, дворцовая хроника. Поставили "нашего дорогого" Леонида Ильича;
Брежнев того "подкормил", тому дал Героя, то-сё, пятое-десятое -глядишь, и армия
за него, и КГБ в надежных руках. Словом, построил вокруг себя крепостную стену,
лег и задремал... А от его имени отдавались приказы, один разрушительнее
другого, возобновилось разложение в культуре, в педагогике, пошел ускоряться
распад экономики. Ну, дальше вы помните.
    - ...И вот настал день сегодняшний.
    - И перестройка началась, надо сказать, сразу глубже, на новом витке.
Главным образом, мне кажется, потому, что сегодня шире социальная опора - и
реформ, и реформаторов. Хотя дело идет, конечно, очень трудно. Это же борьба, а
значит, будут и победные реляции, и отступления, и грязь, и жертвы.
    Первая атака перестройки удалась: это когда авангард нашел проходы и прорвал
кольцо инерционного, сидевшего в глухой обороне политического мышления масс. Я,
например, Апрельского пленума не понял поначалу, - не понял всего его значения и
всего масштаба того, что произошло на XXVII партсъезде. Настолько мы привыкли в
газетах вату жевать, что этот крик души Горбачева просто не дошел до меня. Я
ведь читал его сначала по-брежневски, так сказать. Наши вожди в свое время
повадились писать чудовищным размером, да и язык-то был - помните: "Наряду с
имеющимися недостатками имеются..." Та-ак, про кого здесь? А, про рабочего...
ага... это все еще про рабочего... А вот: "В педагогике мы имеем не совсем
отрадную картину..." Ну, это я и без тебя знаю... И только потом, когда вчитался
- да ведь сквозь старые слова пробивается такое новое, честное, откровенное,
горькое содержание!.. - понял, что пахнет боем.
    - А какие из боев в этой борьбе оказались не в нашу пользу?
    - Что получилось с Ельциным, честно говоря, не знаю. Из выступления
Лигачева, кроме непарламентских выражений, ничего не усвоил. Видимо, дело в том,
что Ельцин кажется мне человеком горячим и страстным, он еще более Горбачев, чем
сам Михаил Сергеевич... После Гришина в Москве осталась широко разветвленная
сеть номенклатурщиков... И Ельцин решил как можно скорее их разогнать. Они же
сумели консолидироваться, нашли методы борьбы, предприняли мощное
контрнаступление... Видимо, и Ельцин дал им в руки кое-какие факты. Во всяком
случае, все происшедшее с Ельциным я никак не могу отнести к достижениям на
кадровом фронте перестройки.
    Всем известное письмо H. Андреевой - это контратака на другом фронте, на
идеологическом. В чем смысл ее? Смысл совершенно очевиден: показать всем, всему
народу, что, дескать, то, что говорит Горбачев, - это еще бабушка надвое
сказала. Увы, многие этого не поняли. Вот я член двух творческих союзов. Союз
писателей выступил на стороне Андреевой как организация, - значит и от моего
имени тоже. А первая творческая организация, которая выступила с протестом, был
Союз кинематографистов. Так на чьей я стороне?! Наверное, нечего выступать "от
имени". Пусть люди, коли захотят, сами воспользуются своим именем.
    Далее. Надолго затянулась схватка общественности, вооруженной здравым
смыслом, с целой группой ведомств, имеющих гораздо более мощный арсенал: связи,
влияние, авторитет, прочие орудия застойных времен ну и, конечно, мощные
материальные ресурсы - Минводхоз, Минэнерго, еще три-четыре "сырьедобывающих" и
"ямокопающих". Сейчас они во многом определяют мирные затраты нашего
государства.
    - То есть ведомство, однажды рожденное, не умрет?
    - Да не только не умрет, а превратится в кукушонка... Вот ведь какая штука:
ведомство продовольственное или книготорговое, допустим, получает в результате
распределения бюджета, ну, скажем, по три миллиарда рублей. Все прочие
министерства - Минздрав, Минкульт... - получают 50-70 миллиардов в год. (Я,
конечно, не Госплан, за точность цифр не ручаюсь, оценки грубые, но смысл
отражают). А вот эта кучка землеройных министерств хватает триста с лишним
миллиардов рублей!.. Но это было бы еще полбеды, беда состоит в том, что весь
смысл их работы - производить производительные силы, которые будут производить
производительные силы, которые будут снова производить производительные силы...
И людям, народу, ради которого они созданы, не достается от этого ничего. Мало
того, раз их работа - рыть котлованы, валить бетон и за это получать деньги, они
стараются захватить, придумать себе самые выгодные, циклопические работы,
которым заведомо нет конца. Вы воображаете, что они очень огорчены, что им не
дали реки повернуть? Оставьте! Они давно вбили средства... и такой итог-это,
наоборот, в какой-то мере их оправдание. Теперь они захомутают очередные сто
миллиардов, чтобы рыть где-нибудь еще... Помните, у Чехова пародия на Жюль
Верна; "Продырявить луну гигантским буравом"...
    О бюрократизме говорить нечего. Нечего говорить и о том, что даже если бы
наша экономика производила сегодня все самое лучшее, передовое в мире - мы все
равно получили бы от этого произведенного не больше половины. Все остальное
сгнило бы на складах, растерялось на дорогах, заблудилось и рассыпалось на
железнодорожных путях... А князьки-руководители, чья психология за годы застоя
настолько изменилась, что иные стали откровенными, как называли в старину,
христопродавцами...
    Много фронтов вокруг перестройки. Кольцо фронтов. Всем нам надо под ружье -
только так... И тут самый главный фронт - скрытый: политическая пассивность,
социальная пассивность. Страх прежде всего за себя. На этом страхе воспитаны и
рабочий и бюрократ.
    - Неуловимые "враги перестройки"'.. Hа ваш взгляд, Аркадий Натанович, что
это такое или кто это такие! С кем можно отождествить этот, уже не термин, а
скорее зловещий ярлык!..

                C уважением, Yuri

... Ой, вы ручки мои шаловливые... (с) Ф.Крюгер
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 197 из 500                          Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 18 Окт 00 19:31
 To   : All
 Subj : Аркадий Стругацкий: "За державу обидно..." (1989)   [2/4]
    - Не надо только ярлыков, тем более зловещих. А противники - разные. Одни по
долгу службы. Как солдат - враг супротивника, потому что имеет каску и автомат,
принял присягу. Другие по долгу доверия, по долгу принадлежности к какому-то
клану... Конечно, хорошо бы представить, как сын завзятого бюрократа говорит
отцу: "Папа, ты не прав, я буду выступать против тебя!" Но это вообще-то
малоправдоподобный случай. Главным тормозом перестройки являются, конечно,
равнодушные. И это, представьте, две трети нашего народа [Можно спросить: откуда
я взял эти две трети? Почему не три четверти или не три пятых? Затрудняюсь
ответить. Таково мое впечатление. Кому не нравится - читайте: большинство (А.
С.).]. Вот вам самое жуткое наследие Сталина, Хрущева, Брежнева... Все вместе
они родили человека, который из гражданина советского стал
"гражданин-сам-по-себе": "Вы там как хотите, а я буду жить для себя!".
    Как и во всякой революции, у нас идет не просто столкновение, как нас всегда
учили, двух антагонистических классов. Спартак проиграл римской аристократии не
потому, что оказался слабее патрициев, а потому, что огромное количество
римского плебса, поколебавшись между Спартаком и аристократией, примкнуло к
последней. И революция наша, семнадцатого года, победила не только и не столько
потому, что большевики схватились с царизмом и крупной буржуазией, а потому, что
сторону большевиков взяла отчаявшаяся от войны огромная масса людей. Вот и
сейчас, в этой "революции, кто победит: либо бюрократия, либо сторонники
перестройки, - победит тот, к кому примкнут эти самые две трети народа.
    Не следует сбрасывать со счетов уровень политического сознания этих двух
третей. За 70 лет Советской власти политически воспитать полностью народ нам не
удалось. Во-первых, попытки политического воспитания делались часто совершенно
глупыми формами и способами (и "спасибо" здесь нашим забубенным
пропагандистам...); а с другой стороны - даже самый умелый пропагандист не может
семьдесят лет уверять, что вот ты сейчас еще потерпи, а завтра тебе будет-таки и
сахар, и кофе, и всё-всё. С третьей стороны, этот же самый человек, наблюдая
вокруг себя, что происходит - целые классы продуктов исчезают из продажи,
куда-то подевались стройматериалы, нигде не добьешься запчастей к пылесосам,
никто ни за что не желает отвечать, - этот человек логично становится
аполитичным. Так ко всем прочим политическим, массово-психологическим
недостаткам и ущербности прибавляется еще полное равнодушие. Массам хорошо то,
что им хорошо в эту секунду, а если вы нам это обещаете опять "завтра" -
идите-ка вы туда-то!
    Идет не классовая война, хотя ч-черт его знает, все так сложно у нас... Вы,
уральцы, читали статью С. Андреева  в журнале "Урал" (  1, 1988)-"Причины и
следствия". Основной пафос этой статьи - "сегодня управленцы-хозяйственники
образовали новый класс". Это, так сказать, отечественное исследование (и
выполненное, на мой взгляд, не без блеска). Нечто похожее есть у Гэйбора и
Фромма (американские социологи, стоящие почти на марксистских позициях, ну, с
поправкой на их американское происхождение, конечно). Они исследовали параллели
между США и СССР. Да, признают они, конечно, у нас в США есть капиталисты и есть
народные массы; капиталисты при помощи полиции защищают свои интересы. В
Советском Союзе есть государственный капитализм (общие средства производства),
есть рабочая масса, есть и своя полиция, контролирующая эту массу, причем
полиция пострашней американской (Гэйбор и Фромм писали еще про сталинские
времена). Следовательно, в Советском Союзе есть - не может не быть - новый
небывалый класс, который является порождением причудливого хода развития
советской революции. Это так называемая "номенклатура" - авторы не называют ее
бюрократией. Что такое класс по Марксу? Класс - массовая группа людей,
определяемая своим отношением к средствам производства. Какое же отношение к
средствам производства у нашей номенклатуры? Она же не владеет средствами
производства... Так она, оказывается, очень ловко устроилась, не владея
средствами производства. Она контролирует средства производства, как, впрочем, и
продукты труда. Не отвечая, как капиталист, за них1 Кто-то хорошо сказал на
партконференции; было придумано для них специально такое "дело" - принимать
решения, и это стало занятием, профессией, смыслом жизни, ну, как хотите
называйте.
    У американцев тоже возникла такая прослойка - так называемые менеджеры. Но
менеджеры все-таки более или менее слуги тех, кто их нанимает - слуги
капиталистов. Эти же, "номенклатурщикия - свои собственные слуги! И имеют еще
своих собственных слуг... Таким образом, с известной натяжкой можно сказать, что
у нас происходит и классовая борьба. То есть борьба коммунистов, социалистов
против класса номенклатуры.
    Любая ошибка коммунистов тут же становится козырем для "номенклатурщиков".
Какое великолепное оружие мы отдали в их руки с ходу, с первых шагов!.. Можно ли
было вот так, декретно отменять питейный образ жизни? Даже очень разумные
трудящиеся были этим возмущены. Во-первых, мы что - не цивилизованная страна?
Во-вторых, никакой Дворец культуры до сих пор не раскрыл настежь двери трезвым и
жаждущим отдыха гражданам... В-третьих, потеряли в доходе. Есть еще и
в-четвертых, и в-десятых... Сначала мы лишимся сахара, потом леденцов...
Одеколона, как известно, уже лишились. Креме того, нельзя считать случайным
совпадением введение указа о борьбе с пьянством и огромное увлечение
наркоманией, появление совершенно нового порока-токсикомании. А теперь мы о них
говорим, и не об эксцессах, а о массовом явлении. В истории таких совпадений
почти не бывает.
    - Аркадий Натанович, как на ваш взгляд, появилось ли новое поколение -
"перестроечное"?
    - Вы рассуждаете как-то странно, как тот школьник о палеонтологии: "Да, вот
жили позавчера динозавры, да померли вчера... А как человек появился? Сидела
шимпанзе в клетке в зоосаду, пришел срок - елки-палки, у шимпанзе уже вся шерсть
вылезла, обезьяна газету подобрала и читает..."
    Слушайте, три с половиной года прошло всего, и каких три года! Да плюс
влияния разные: семья - раз, школа, чаще всего, отвратительная - два, улица со
своими подростковыми законами зла и справедливости по отношению друг к другу...
И вы хотите, чтобы та борьба, которая идет между бюрократами и истинными
коммунистами, которая идет над головами взрослых людей, - чтобы она успела
проникнуть в сознание молодежи?! Инерция, социальная инерция будет продолжаться
еще десятки лег, не надейтесь на скорые результаты. Единственное отличие
молодежи - в ее среде нет бюрократии. Но структура похожа; есть ребята с
чистыми, светлыми идеями, пусть порей наивными; есть всякие "паханы" и
поклоняющиеся им, скрепленные улично-уголовной романтикой; и есть огромная масса
равнодушных, которым вообще на все наплевать. И задача в том, чтобы перетянуть
эти "две трети", образно говоря, к Крапивину. Как это сделать? Мировая
педагогика две тысячи лет думает и не додумалась, а вы хотите, чтобы в три с
половиной года все было додумано!..
    - Вот еще вопрос, из серии ранее не мыслимых, а сегодня поднимаемый и в
партийной печати. Вопрос о кризисе доверия к...
    - К партии? На мой взгляд, довольно естественная вещь, поскольку и было, и
есть у нас много не коммунистов, а числящихся в партии. И а самых различных
перипетиях, в больших, глобальных и в будничных, они показали себя именно
числящимися, а не истинными партийцами, верными идеям коммунизма. Членство в
партии для одних стало источником привилегий, другим гарантировало, так сказать,
прибавку общественного веса, третьим служило политическим щитом, четвертым -
мечом, а пятым и шестым давало больше прав и в использовании даже элементарных
гражданских прав. А люди-то видят членов партии при всех обстоятельствах, как
голенькими... И будет совершенно в духе времени рассматривать мнение народа как
стрелку компаса, тогда и путь будет без таких долгих петляний с жестокими
потерями.
    - Как вы думаете, может ли у нас в стране быть несколько
марксистско-лснинских партий? Если вспомнить историю, при едином
методологическом подходе, единой стратегии лидеры большевиков существенно
различались во взглядах на тактику революции и Советской власти...

                C уважением, Yuri

... Пыль книг, въевшаяся в душу