 Msg  : 183 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 15 Фев 01 08:28
 To   : Alek Kovrik                                         Втр 20 Фев 01 07:39
 Subj : Новое с/с Стругацких

  i, Alek!

Сижу я как-то, никого не трогаю, и вдруг в компьютер влетает послание от Alek
Kovrik к All...

 AK>     Итак, Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий "Собрание сочинений в
 AK> 11 томах", том 1. Издательство "Сталкер", 2000, 672 стр., бумага
 AK> офсетная, тираж 10.000.

[Оставшаяся часть себя бегу поручила и спрятала в ближайших лесах]
А там не сказали, где это можно купить?!

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: В походе - несчастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 184 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 15 Фев 01 08:29
 To   : All                                                 Втр 20 Фев 01 07:39
 Subj : Тьмускорпионская новость

Добрый день, веселая минутка!
"Балуев Денис Игоревич [...] Любит творчество братьев Стругацких, Лукьяненко,
Жюля Верна, Гибсона."
    Дорогие участники конкурса "Альтеpанативнаяя реальность"! // Если (М.). -
2001. -   2. - С.261. - [Подп.: Жюри конкуpса].

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Изначальная) вечная (стойкость). Хулы не будет (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 185 из 1003
 From : Прогрессивная общественность        2:5020/1661.61  Птн 16 Фев 01 05:50
 To   : Alexandr Rumjntsev                                  Втр 20 Фев 01 07:39
 Subj : С Днем Варенья!

                    Многоуважаемый Александp!
  @->->->---                                                  ---<-<-<-@

  Вот и наступил этот великий день - Ваш День Рождения!

  Как мы его ждали! Ждали, чтобы сообщить Вам следующее:

  Мы желаем Вам в новом году Вашей жизни исполнения всех Ваших желаний,
  здоровья и счастья, бодрости тела и духа, много друзей и денег (на
  числе "сто" останавливаться необязательно) и всего самого наилучшего!
  Красивой и пpиятной жизни Вам!

  Да и всего того, что Вы сможете (и захотите) себе пожелать!

  Пyсть мечты Ваши исполнятся, а непpиятности обойдyт Ваш дом стоpоной!

       Общественность эхи "Ru.Ludeny"

  @->->->---                                                  ---<-<-<@

---
 * Origin: Благоприятен юго-запад (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 186 из 1003
 From : Andrew Kozelko                      2:5020/423.30   Птн 16 Фев 01 10:21
 To   : All                                                 Втр 20 Фев 01 07:39
 Subj :  Сказание о Есицунэ
Hello all.

Спешу поделиться радостью - купил и прочитал сабжевую книгу в переводе АHС.
Рекомендую всем, кто любит дальневосточную литеpатуpу. Кстати, наконец-то узнал
кто такой Бэнкэй, упоминающийся в Хромой судьбе ("...я не Бэнкэй, чтобы в
переполненном храме ходить по головам и плечам...")

Andrew

---
 * Origin:    (2:5020/423.30)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 187 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 16 Фев 01 07:13
 To   : All                                                 Втр 20 Фев 01 07:44
 Subj : Хауэлл-86

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Хотя восприятие России писателями рубежа веков, баланси-ровавшее на грани между
апокалипсисом и миллениумом, стало вновь уместно к концу ХХ века, образность и
термины Конца изме-нились. Во-первых, как было замечено выше, решающий характер
самого Апокалипсиса-откровения "износился" к 70-м годам после революции.
Апокалиптические мотивы в прозе Стругацких вобра-ны в реалистическое описание
современного быта, они "одомашнены" и "обыденны". Мистические и гностические
мотивы также придают различное выражение "городу-порогу" у Белого и у
Стругацких.
В конце длинного отрывка, процитированного выше, Апол-лону Аполлоновичу является
видение мистического символа Уро-бороса, змеи, окружающей мир и вцепившейся в
собственный хвост. Сознание старшего Аблеухова временно покидает его тело и
сливается с "астральным" планом реальности, где реализуется апо-калиптический
(для Белого) образ "сферической поверхности пла-неты [:], охваченной, как
змеиными кольцами, черновато-серыми домовыми кубами". Стиль Белого, который
Бердяев сравнивает с "литературным кубизмом"32, органически связан с его
собственны-ми мистическими предположениями, выходящими за рамки данно-го
анализа. Впрочем, то же самый гностический образ проецируется на фантастический
ландшафт в романе Стругацких "Град обречен-ный". Сорокин вводит его, открывая
источник своего вдохновения:
":И  была  наклеена  на  титульный  лист дрянная фоторе-продукция: под нависшими
ночными тучами  замерший  от  ужаса город на холме, а вокруг города и вокруг
холма обвился исполин-ский  спящий змей с мокро отсвечивающей гладкой кожей" (
8, с.81).
Фотография - репродукция картины Рериха, изображающей Уробороса, обвившегося
вокруг "города-порога", мирового микро-косма. В законченной версии романа
Стругацких "Град обречен-ный" картина Сорокина трансформировалась в
фантастический пейзаж конца мира. Двое Горожан-путешественников (Андрей и Изя)
приближаются к Антигороду, и в конце своего духовного пу-тешествия
"Они были на самой верхушке здоровенного бугра. Слева, где обрыв,  все было
затянуто сплошной мутной пеленой  бешено  не-сущейся  пыли,  а  справа почему-то
прояснело, и видна была Жел-тая Стена - не ровная и гладкая,  как в пределах
Города, а вся  в  могучих  складках  и  морщинах,  словно  кора чудовищного
дерева. Внизу  впереди  начиналось  ровное,  как  стол,  белое каменное по-ле -
не  щебенка,  а  цельный  камень,  сплошной  монолит  -  и тя-нулось это поле,
насколько  хватал  глаз:" (  3, с.142).
В соответствии с подтекстом романа, взятым из Данте [см. 2.4], Андрей и Изя
прошли через первый круг, и их восхождение по кругам ада закончено. Таким
образом, они стоят на границе Верх-него мира, окруженного ровной, гладкой
поверхностью изначально-го змея. Hеровная поверхность справа, подобная "коре
чудовищно-го дерева", напоминает о Древе Жизни, которое зачастую обивает змея,
символизирующая вечность. Впрочем, Уроборос также сим-волизирует знание. Путь
Андрея заканчивается здесь, но он подо-шел к новой ступени познания.
Путь Сорокина к высшему знанию проводит его как через традиции российской
литературы - в частности, он пытается пре-одолеть наследие Белого и Булгакова, -
так и через дневное перема-лывание московской жизнью. Последнее, подобно первой,
пропита-на гностическими мотивами и апокалиптическим настроением. В описании
Стругацкими "постапокалиптического" Советского Союза интертекстуальные аллюзии
на мифы, воплощенные в романах А.Белого "Петербург" и М.Булгакова "Мастер и
Маргарита", дают этим мифам новую интерпретацию и форму.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Будь бдителен) за три дня до начала и три дня посл (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 188 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 16 Фев 01 07:14
 To   : All                                                 Втр 20 Фев 01 07:44
 Subj : Тьмускорпионская новость

Здравствуйте, All!
"Достаточно вспомнить курьезный случай с выпушенным все тем же издательством
"Севеpо-Запад" романом некоей Мэделайн Симонс "Меч и Радуга". Прекрасный русский
язык, откровенные сюжетные аллюзии на Стругацких (и не только на них) всем были
видны невооруженным глазом.
[...]
Пару лет спустя в издательстве ЭКСМО были опубликованы три романа Владимира
Свержина - "Ищущий битву", "Колесничие Фортуны" и "Закон Единорога". Все три
книги связаны общим сюжетом и геpоями и наполнены огромным количеством
персонажей и эпизодов из многочисленных ролевых игр, игровым фольклором, а также
множеством откровенных аллюзий на самые разнообразные фантастические
пpоизведения - от братьев Стругацких до Роберта Аспpина."
    Гончаров В. Рождение игры // Если (М.). - 2001. -   2. - С.163, 164.

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Царь приближается к нему (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 189 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 17 Фев 01 07:09
 To   : All                                                 Втр 20 Фев 01 07:59
 Subj : Хауэлл-87

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
2.5.4. За Белым и Булгаковым
Встреча Сорокина с обладателем партитуры труб, возвещаю-щих наступление
Апокалипсиса, происходит в кафе под названием "Жемчужница". Это название - часть
сети отсылок к важному гно-стическому мотиву. В христианской традиции жемчужина
появля-ется в Библии, в Евангелии от Матфея (13:45): "Еще подобно Цар-ство
Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, на-шед одну драгоценную
жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее." Эта притча подразумевает,
что некоторые люди отве-чают посвящением от всего сердца на призыв Иисуса, желая
только получить то, что он приносит33. Трудно увидеть, что у этой притчи общего
с событиями, случившимися с повествователем в повести "Хромая судьба". Впрочем,
в гностической мифологии жемчужина обладает более сложным символическим
значением - в "Гимне Жемчужине", части апокрифических "Дел Апостола Фомы".
По-скольку в набросках Сорокина к роману "Град обреченный" встре-чаются
отголоски образов из этого знаменитого гимна, а также в романе "Отягощенные
злом, или Сорок лет спустя" присутствует целое рассуждение о значении
жемчужницы, возможно реконст-руировать апокрифический подтекст для сцены в
московском кафе.
"Гимн жемчужине" рассказывается от первого лица Принцем, путешествующим с
Востока в Египет, откуда ему велят ":принести Единственную Жемчужину, которая
лежит в середине моря, кото-рое опоясано храпящим змеем:"34. Таким образом,
когда он попа-дает в Египет, он направляется "прямо к змею и устраивается рядом
с ним [змеем] до того момента, как он заснет и будет спать столь крепко, что я
[Принц] смогу забрать у него Жемчужину". Змей - Уроборос, который, в
гностической мифологии, представляет злое начало, окольцовывающее мир. Принц
должен схватить божествен-ное начало - духовную сущность человека,
символизируемую жем-чужиной, - и вынести ее из материального мира, чтобы
воссоеди-нить ее с находящимся за пределами мира Богом.
В романе "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя" гности-ческая притча о
жемчужине пересказывается псевдонаучно объек-тивным языком. Вводный абзац
является, по сути, статьей под на-званием "Жемчужница" из популярной
энциклопедии:
"На небольших глубинах теплых морей, а также в чистых ре-ках Севера обитают на
дне  хорошо  всем  понаслышке  известные  моллюски  из  класса двустворчатых
(бивалвиа). Речь идет о так на-зываемых жемчужницах.  Морские жемчужницы бывают
огромные, по тридцати сантиметров в диаметре и до десяти килограммов ве-сом.
Пресноводные - значительно меньше, но зато живут до ста лет.
В общем, это довольно обыкновенные и невзрачные ракушки.  Употреблять их в пищу
без крайней надобности не рекомендуется. И пользы от них не было бы никакой,
если бы нельзя  было  из  этих  раковин  делать  пуговицы  для кальсон и если бы
не заводил-ся в  них  иногда  так  называемый  жемчуг  (в раковинах,
разумеет-ся, а не в кальсонах).  Строго  говоря,  и  от  жемчуга пользы
немно-го, гораздо меньше, чем от пуговиц,  однако  так  уж  повелось ис-покон
веков,  что  эти  белые,  розовые,   желтоватые,   а   иногда   и матово-черные
шарики углекислого  кальция  чрезвычайно  высо-ко  ценятся  и числятся по
разряду сокровищ." (  7, с.40).
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Благоприятно возведение князей и движение войск (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 190 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 17 Фев 01 07:10
 To   : Andrew Kozelko                                      Втр 20 Фев 01 07:59
 Subj :  Сказание о Есицунэ

Товарищ Kozelko, разрешите обратиться!?

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Andrew Kozelko пишет All:

> [...]
 AK> наконец-то узнал кто такой Бэнкэй, упоминающийся в Хромой судьбе
 AK> ("...я не Бэнкэй, чтобы в переполненном храме ходить по головам и

И кто же?..

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Без Andrew жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Стропила прогибаются (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 191 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 17 Фев 01 07:10
 To   : All                                                 Втр 20 Фев 01 07:59
 Subj : Тьмускорпионская новость

Здравствуй, All!
"Его [О.Дивова] поколение было вскормлено западной pок-музыкой 70-х и родимой
подпольной pок-культуpой 80-х, фантастикой Стругацких, но и Ефремова, оно успело
с пионерским галстуком и комсомольским значком вдохнуть смутные идеалы
социалистической империи, наплевать на них с высокой колокольни, чтобы затем не
поверить в еще более смутную концепцию недореформенной недокапиталистической
России."
    Харитонов Е. Мастер провокаций // Если (М.). - 2001. -   2. - С.221.

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Что нужно (для жертвоприношения?) - и двух (вместо  (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 192 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Вск 18 Фев 01 07:20
 To   : All                                                 Втр 20 Фев 01 08:14
 Subj : Хауэлл-88

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Псевдо- или популярно-научный жаргон легко смешивается с бюрократическим и его
незаконными отпрысками - пассивными дополнениями и возвратными конструкциями.
Что касается этого вида жемчужниц, "употреблять их в пищу без крайней надобности
не рекомендуется". Стилистическое яркое освещение неуместных стилей бросает
сатирический свет на весь отрывок. Более важно, что это относится и к
эпистемологическому базису, на котором про-израстает "научно-бюрократический"
язык: чисто утилитарный, ма-териалистический взгляд на мир. Раковина, не
годящаяся ни в пи-щу, ни на пуговицы, считается, по сути, бесполезной.
Формирова-ние жемчужины (драгоценности!) внутри раковины описано в
био-логических терминах, подобно полу в учебнике, чтобы максималь-но подчеркнуть
контраст между читательским предчувствием кра-соты жемчужины и ее
натуралистическим, почти непристойным происхождением:
"Образуются жемчужины в складках тела моллюска, в самом, можно сказать, интимном
местечке его организма, когда попадает [:] какой-нибудь омерзительный
клещ-паразит:" (  7, с.40).
Язык научного описания превосходно подходит для изобра-жения биологических
процессов, но не подходит для процессов ду-ховных. Означает ли это, что
восприятие духовного в человеческой жизни может исчезнуть? Постольку, поскольку
человечность опре-деляется духовностью (в противоположность животному началу),
конец языка духа означает конец человеческого мира, то есть по-стапокалипсис.
Затруднение, с которым персонажи у Стругацких выражают ощущение духовных
ценностей, является еще одним по-казателем их (вне)временного и
(вне)пространственного положения - вне Апокалипсиса и вне значимой истории. В
романе "Град обре-ченный" Изе очень трудно описать, не обращаясь к "религиозной"
терминологии, систему этических ценностей, которая придает зна-чение и
направление развитию истории:
"Храм [культуры] - это же не всякому дано... [:]. У храма есть (Изя принялся
загибать пальцы) строители. Это те, кто его воз-водит. Затем, скажем, м-м-м...
тьфу, черт, слово не подберу, лезет все религиозная терминология... Ну ладно,
пускай - жрецы." (  3, с.142).
В одном из предыдущих разделов (2.4.3) у нас уже был слу-чай заметить, с каким
трудом Андрей пытается сформулировать этический взгляд на мир, используя
известный ему вариант русско-го языка. Его недостаточное знакомство с Изиной
"религиозной терминологией" указывает на недостаточное знакомство с культур-ными
вехами, направляющими историю (и будущее) западной ци-вилизации.
Современная притча Стругацких о жемчужине увязывается с последующим развитием
христианской культуры после открытия Агасфером и Св. Иоанном (см. 1.3, с.34)
гностической аналогии между жемчужиной и человеческим духом. Двусмысленность в
да-тировке намеренная: с исторической точки зрения, оба прототипа Вечного Жида -
раб Малх и апостол Иоанн - были современниками Иисуса. Деятельность Иоанна в
"конце восьмидесятых" относится к первому веку н.э. Аналогия со смешением вер(ы)
в конце тысяча девятьсот восьмидесятых годов так же присутствует:
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Если есть куда выступить, то уж заранее будет счаст (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 193 из 1003
 From : Andrew Kozelko                      2:5020/423.30   Пон 19 Фев 01 10:45
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 20 Фев 01 08:14
 Subj :  Сказание о Есицунэ
Hello Alla.

17 Feb 29 07:10, you wrote to me:

 AK> И кто же?..

Один из главных героев повести, самый верный и стойкий вассал Есицунэ. В одном
из эпизодов ему нужно было пройти в храм, забитый до отказа паломниками и
монахами. Ничтоже сумняшеся, он зашагал пpямо по плечам собpавшихся.

Andrew

---
 * Origin:    (2:5020/423.30)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 194 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Пон 19 Фев 01 07:53
 To   : All                                                 Втр 20 Фев 01 14:36
 Subj : Хауэлл-89

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
"Где-то в конце восьмидесятых годов, в процессе непрекращающегося pасшиpения
областей своего титанического сверхзнания, Иоанн-Агасфер обнаружил вдруг, что
между двустворчатыми раковинами вида П. маргаритафера и существами вида хомо
сапиенс имеет место определенное сходство. Только то, что у П. маргаритафера
называлось жемчужиной, у хомо сапиенсов того времени было принято называть
тенью. Харон перевозил тени с одного берега Стикса на другой. Hавсегда. [:] Они
были бесконечны во времени, но это была незавидная бесконечность, и поэтому
ценность теней, как товара, была в то время невысока. Если говорить честно, она
была равна нулю. В отличие от жемчуга." (  7, с.40).
Переключаясь с обычного названия жемчужницы на ее ла-тинское наименование
P.Margaritifera, авторы усиливают впечатле-ние научной отстраненности, но в то
же самое время и ссылаются на интертекстуальный контекст - на роман М.Булгакова
"Мастер и Маргарита".
В своем исследовании гностических мотивов в "Мастере и Маргарите" И.Галинская
выявила многочисленные указания в бул-гаковском тексте, подтверждающие ее
предположение, что Марга-рита является воплощением гностического женского
начала, и, бо-лее конкретно, Софии Соловьева35. Галинская предполагает, что на
выбор Булгаковым имени для своей героини повлияло чтение укра-инского философа
Сковороды. В одном из отрывков, цитируемом Галинской, Сковорода ссылается на
женское начало мира как на "перломатерь : сего маргарита". (Галинская, с.88).
Белый также знал о притягательности мистических, анти-эмпирических работ
украинского философа для "восточного" направления российской интеллигенции. В
предпоследней строке "Петербурга" о Николае Аполлоновиче говорится, что "в
последнее время читал он филосо-фа Сковороду". Я не предполагаю, что Стругацкие
ссылаются на Сковороду через Белого или Булгакова. Скорее я полагаю, что
Стругацкие взяли этот образ прямо из знаменитой гностической притчи, "Гимна
Жемчужине". Может показаться, впрочем, что сходство их темы с булгаковской,
выраженное в обычном имени Маргарита, косвенно подтверждает основной тезис
Галинской о гностической философии, "спрятанной" в романе Булгакова.
В одном из интервью Аркадий Стругацкий утверждал: " Мы были бы, наверное,
гораздо более интересными писателями, прочи-тай Булгакова раньше:"36 (то есть,
вероятно, до первых официаль-ных публикаций в середине 1960-х годов). Это
утверждение под-держивает мою точку зрения на роль Стругацких в развитии
рос-сийской традиции апокалиптической литературы после Булгакова и Белого. Дань
Стругацких форме апокалипсиса в современной рос-сийской литературе происходит не
от имитации булгаковских стиля и мировоззрения, но является ответом на них. То,
что их "ответ" начал развиваться еще до того, как был "вновь открыт" образец,
может быть отнесено на счет того факта, что Стругацкие отвечали на вопросы,
почти неотъемлемые от их повседневного окружения и от социо-политических
событий, отражавшихся на этом окружении.
Я показала, что современные, реалистические декорации ро-манов Стругацких могут
быть "пропитаны" метафизической значи-мостью. Тогда как в "метеорологическом
апокалипсисе", описанном у Блока, Белого и Булгакова, предчувствие конца времени
обычно отражается в смутных и символических описаниях тумана, полной луны,
драматических закатов и т.д.37 Например, на декорации Мо-сквы 1930-х годов не
влияет сверхъестественное присутствие Во-ланда и его свиты. Только в финальных
сценах "Мастера и Марга-риты" заставляет сам пейзаж стать апокалиптическим:
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Стойкость - к счастью (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------- RU.LUDENY (RU.LUDENY) -
 Msg  : 195 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Пон 19 Фев 01 07:57
 To   : All                                                 Втр 20 Фев 01 14:36
 Subj : Правила
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : STRUGATSKIE
* From : Vladimir Borisov, 2:5007/9.9 (26 Дек 00 23:00)
* To   : All,
* Subj : Правила
       БВИ вновь с Вами, All!

                    ПРАВИЛА ЭХОKОНФЕРЕHЦИИ RU.LUDENY
                          Веpсия от 15.04.2000

    1. Тема эхоконференции: "Исследование творчества братьев Стругацких".
Она задумана как продолжение деятельности исследовательской группы
"Людены", а потому предполагает следующие напpавления работы:

-- обсуждение любых вопросов, связанных с творчеством братьев Стругацких;
-- текстологические исследования (pазночтения в различных изданиях, анализ
   переводов, трактовка терминов и т.п.);
-- исследование хронологии Мира Полудня и других произведений;
-- библиографические изыскания.

    2. ВHИМАHИЕ! Для удобства pаботы участников конференции pезеpвиpуются
следующие темы сообщений:

### Вопрос к мэтpу: [Кpаткая тема]
    Под такой темой вы можете задать любой интересующий Вас вопрос Борису
    Натановичу Стругацкому, который любезно согласился "всячески
    споспешествовать" работе конференции.

### Ответ БНС: [Кpаткая тема]
    Соответственно -- ответы мэтpа. (Модератор оставляет за собой право
    давать ответы под этой темой, не привлекая БНС, если вопрос уже
    задавался когда-то в печати или Интернете). Под этой же темой в
    конференцию будут дублиpоваться ответы БHС из интернетовского off-line
    интервью на странице "Русская фантастика".

### Вопрос к люденам: [Кpаткая тема]
    Под такой темой вы можете задать любой интересующий Вас вопрос, на
    который, по Вашему, могут ответить члены группы "Людены".

### Ответ люденов: [Кpаткая тема]
    Соответственно -- наши ответы.

### Энциклопедия миров Стругацких: [Теpмин]
    Под такой темой пpедполагается обсуждение терминов из двухтомной
    энциклопедии "Миров братьев Стpугацких", выходящей в издательствах
    Terra Fantastica и АСТ.

### Цитаты АБС
    Инфоpмация и обсуждение заимствованных Стругацкими у других авторов
    цитат.

### Тьмускорпионские новости
    Цитаты из любых пpоизведений не-Стpугацких (как художественных, так и
    любых других), которые имеют какое-либо отношение к творчеству
    Стpугацких (размер цитаты в одном сообщении не более 10 К).

### Анкета люденов

!!! Использование этих тем не по существу тpактуется как неуважение к
участникам конференции и строго наказывается.

   3. Приветствуется извещение участников конференции о любых новых
публикациях АБС, особенно в редких (местных) изданиях, на любом языке.

   4. Kатегоpически не приветствуется все, что увеличивает объем писем, в
частности, большие подписи под письмами. Ограничьтесь сигнатурой в две-тpи
стpочки.

   5. Область pаспpостpанения конференции соответствует области
pаспpостpанения pусскоязычного FidoNet.

   6. Основной язык конфеpенции -- pусский. Допускается использование при
необходимости любых других языков (пpи обсуждении переводов и помещении
библиографических описаний, если необходимые символы поддеpживаются
кодовой таблицей).

   7. Пpи написании писем в конфеpенции необходимо использовать
альтернативную кодировку (кодовая таблица 866) с заменой русской буквы "H"
на латинскую. Замена других букв, кроме как по технической необходимости,
категорически не допускается.

   8. Модератор является участником конфеpенции. Kак административные
следует воспринимать только письма с именем в поле From "Moderator".

   9. Модератор эхоконференции RU.LUDENY -- Владимир Борисов,
вице-кооpдинатоp группы "Людены". Модератор вправе выносить замечания,
пpедупpеждения и осуществлять карательные санкции против злостных
нарушителей. Прерогативой модератора являются:

   -- изменение правил эхоконференции RU.LUDENY;
   -- карательные санкции (модераториалы) против наpушителей этих
правил.

   Kаpы условно обозначаются следующим обpазом:
   [+] -- замечание, выдается за любое нарушение правил.
   [!] -- отключение от эхоконференции.

   10. Гейтование эхоконфеpенции в другие сети допускается пpи условии
извещения об этом модератора. За содержание писем, помещаемых в
эхоконференцию через гейт, отвечает гейтующий узел.

   11. Текст пpавил помещается в эхоконференцию не реже раза в месяц.

   12. Прочие вопросы, не оговоренные в настоящих правилах, pегулиpуются в
соответствии с действующей эхополиси региона 50 сети Fidonet.

   13. Модератор доступен по адpесам:

Vladimir Borisov   2:5007/9.9       sauron@shans.khakassia.ru

БОРИСОВ Владимир Иванович

Данные Правила составлены на основе базовых пpавил эхоконференций R50 by
Mikel Lavrentyev.

-+- Сизигамб надтреснутый 2.51.A0901+
 + Origin: На том и покалим сростень (2:5007/9.9)

Конничива, All-сан!
На всякий случай. Надеюсь, модеpатоp не убьет...

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 20 Фев 01 10:14
 To   : Andrew Kozelko                                      Срд 21 Фев 01 11:39
 Subj :  Сказание о Есицунэ

Пpивeт тeбe, Andrew!

И вoт, в cвoeм пиcьмe к Alla Kuznetsova кoe-ктo (a имeннo Andrew Kozelko) пишeт:

> [...]
 AK> В одном из эпизодов ему нужно было пройти в храм, забитый до отказа
 AK> паломниками и монахами. Ничтоже сумняшеся, он зашагал пpямо по плечам

Да, надо все-таки прочесть "Сказание..."

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Свершение) (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 20 Фев 01 10:15
 To   : All                                                 Срд 21 Фев 01 11:39
 Subj : Хауэлл-90

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
"Гроза, о которой говорил Воланд, уже скоплялась на гори-зонте. Черная туча
поднялась на западе и до половины отрезала солнце. Потом она накрыла его
целиком. На террасе посвежело. Еще через некоторое время стало темно.
[:]
Комната уже колыхалась в багровых столбах, и вместе с ды-мом выбежали через
двери трое, поднялись по каменной лестнице вверх и оказались во дворике. Первое,
что они увидели там, это си-дящую на земле кухарку застройщика; возле нее
валялся рассыпав-шийся картофель и несколько пучков луку. Состояние кухарки было
понятно. Трое черных коней храпели у сарая, вздрагивали, взрыва-ли фонтанами
землю".38
Булгаковская "реалистичная" Москва, затемненная садящим-ся солнцем и
опустошаемая адским огнем, перестает существовать. Апокалиптические события
забирают героев - и читателя - за эм-пирические пространство и время в чисто
фантастические слои ро-мана.
Уникальность стиля Стругацких в том, что он стирает разли-чие между современными
реалистическими и апокалиптическими декорациями. С одной стороны, главные герои,
похоже, существуют вне исторического времени и пространства: в дантовском
подтексте романа "Град обреченный", в гностической рукописи романа "Отягощенные
злом, или Сорок лет спустя", в литературных под-текстах (Акутагава, Булгаков)
повести "Хромая судьба". Хотя они ощутимы и в Советском Союзе последних
десятилетий ХХ века. Декорации колеблются между фантастическим и реалистическим
слоями текста и принадлежат к обоим одновременно.
В конце повести "Хромая судьба" полуавтобиографический рассказчик ведет
воображаемый диалог со своей музой - автором "Мастера и Маргариты". Диалог
поучителен, ибо на голос духа Булгакова накладывается опыт Сорокина. Поиск
Сорокиным (и ав-торами) значения и ценности был переадресован
экзистенциалист-ской реакцией на апокалиптические события середины ХХ века. Было
разъедание веры возможностью трансцендентного - либо че-рез искусство, либо
через религиозное спасение. Булгаков, воскре-сающий в перевозбужденном уме
Сорокина, говорит от лица поко-ления, которое дожило до того, что наихудшие
опасения Булгакова более чем сбылись. Наиболее знаменитое утверждение Булгакова
- о бессмертии искусства - переворачивается:
"Мертвые умирают навсегда, Феликс Александрович. Это так же верно, как и то, что
рукописи сгорают дотла. Сколько бы ОН ни утверждал обратное." (  9, с.102).40
Судьба Мастера (Художника) так же пересматривается:
": Людям свойственно ожидать награды за труды свои и за муки, и в общем-то это
справедливо, но есть исключения: не бывает и не может быть награды за муку
творческую. Мука эта сама за-ключает в себе награду. Поэтому, Феликс
Александрович, не ждите вы для себя ни света, ни покоя. Никогда не будет вам ни
покоя, ни света." 41 (  9, С.104).
Господство социалистического реализма в советской литера-туре продолжалось с
начала 1930-х годов до первой "оттепели" на-чала 1960-х. Идеологические и
эстетические тенета социалистиче-ского реализма препятствовали обращению к
апокалиптической те-ме, - кроме всего прочего, современная реальность должна
была по-ходить на миллениум. Таким образом, между шедевром Белого об
апокалиптических предчувствиях, в котором русская революция приравнивалась к
концу истории, и современной переформулиров-кой Стругацкими этой темы, лежит
только несколько полузапре-щенных произведений, которые могли бы служить
литературными связями. Одно из них - "Мастер и Маргарита" уже рассматрива-лось,
как оказавшее очевидное влияние на Стругацких. Другая нить между российской
апокалиптической и "постапокалиптической" литературой - творчество Андрея
Платонова. Прямые ссылки на Платонова редки в произведениях Стругацких, хотя
авторы в 1970-е были знакомы с его запрещенными работами42. Впрочем,
импли-цитное признание платоновских апокалиптической образности и языка
обеспечивает решающую отсутствующую связь между гран-диозными видениями
символистов и ироническим видением Стру-гацких.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Если некуда выступить, то оно (=разрешение) наступи (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 20 Фев 01 10:17
 To   : All                                                 Срд 21 Фев 01 11:39
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.

Здравствуйте, All!
"-Моя постель - попона боевого коня, - мрачно сказал Виктор, усаживаясь на
сложенное вдвое одеяло."
    Лукьяненко С., Перумов H. Не вpемя для дpаконов. - М.: Изд-во АСТ, 2000. -
С.37.

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Разобьешь бадью - несчастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 199 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 22 Фев 01 05:26
 To   : All                                                 Чтв 22 Фев 01 07:52
 Subj : Я вернулся
       БВИ вновь с Вами, All!

А именно: поставил себе дома нормальный модем, сменил адрес и намерен гораздо
больше присутствовать здесь.

А потому прошу напомнить, какие за мной долги остались? Что я намеpевался
сделать, но так и не сделал? Если есть какие-нибудь вопросы, интересы и т.д.
Будем отвечать и удовлетвоpять.

                                                            Wlad.
--- Золотой шар 2.51.A0901+
 * Origin: Кто я? Тот ли, за кого себя выдаю? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 21 Фев 01 10:49
 To   : All                                                 Чтв 22 Фев 01 22:50
 Subj : Хауэлл-91

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
2.5.5. Платонов
Наиболее прямая аллюзия на Платонова в творчестве Стру-гацких относится,
выразительно, к роману "Котлован", мрачнейше-му из его романов. Книга 2, часть 4
романа Стругацких "Град обре-ченный" начинается сценой с рабочими, копающими
котлован.
"В котловане копошились сотни людей, летела земля с лопат, вспыхивало солнце на
отточенном железе. [:] Ветер крутил крас-новатую пыль, [:] раскачивал огромные
фанерные щиты с вы-цветшими лозунгами: "Гейгер сказал: надо! Город ответил:
сдела-ем!", "Великая Стройка - удар по нелюдям!", "Эксперимент - над
экспериментаторами!"." (  2, с.94).
Лозунги, побуждающие рабочих, не оставляют сомнений: котлован - тот же самый,
что и у Платонова, основание для жесто-кого и иллюзорного социализма. Во
введении к "Котловану" Иосиф Бродский писал: ": первое, что надлежит сделать,
закрыв книгу, - это отменить существующий миропорядок и объявить новую эру".43
Вот, в сущности, то, что сделали Стругацкие: они использовали ус-ловия научной
фантастики и/или фэнтези для образного выпрыги-вания из существующего
миропорядка и основали эксперименталь-ный новый порядок в романе "Град
обреченный". Впрочем, ничего не изменилось. История пришла к завершению; но, по
каким-то причинам никто не объявил результатов Эксперимента. Кошмары, давшие
рождение литературному стилю, - говоря шире, сюрреа-лизму, - в 1920-е 1930-е
годы больше не кошмары, но повседневная реальность. Сюрреализм замещен
реализмом.
Если мы еще раз вернемся к московскому кафе "Жемчужница", мы обнаружим
сюрреалистический намек, скрытый под реалистическими декорациями.
Несовместимость проявляется в первую очередь на лексическом уровне:
"В нашем жилом массиве есть такое симпатичное заведе-ние:" (  8, с.77).
Хотя бюрократическо-архитектурный термин "жилой массив" уже настолько
зафиксировался в языке - и пейзаже! - что рассказ-чик использует его явно без
иронии, прилагательное "симпатичное" в такой близости является достаточным для
подсознательного убе-ждения читателя в оттенке иронии, несовместимости и -
ирреаль-ности. Слова "жилой массив" вызывают в воображении некую гео-логическую
структуру типа первобытного горного кряжа, жизнь в котором давно превратилась в
окаменелости, или, наоборот, один из распространенных научно-фантастических
образов жизненных условий в далеком дистопичном будущем. Но действие происходит
не в далеком дистопичном будущем, термин не имеет прямого от-ношения к
реальности, являясь лишь бюрократическим штампом: рассказчик использует
выражение "жилой массив" как фигураль-ную замену термину "микрорайон". Правда,
конечно, где-то посе-редине между буквальной абсурдностью термина и фигуральным
клише. Как и в прозе Платонова, повседневная реальность персо-нажа показана в
смеси абсурда и клише. Использование Стругац-кими стилистических приемов
Платонова, хотя и не повсеместное, заслуживает упоминания из-за своей
тематической важности. Об использовании Платоновым языка Иосиф Бродский написал,
что ": можно сказать с одинаковой долей истины, что [Платонов] под-вел русский
язык к семантическому концу, или - более точно - он открыл конец философии,
неотъемлемый от этого языка". В конце концов, в Москве Сорокина может быть некая
"языковая энтропия".
[...]

 * Origin: Объятый жалостью жасмин (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 21 Фев 01 10:51
 To   : All                                                 Чтв 22 Фев 01 22:50
 Subj : Тьмускорпионская новость

Добрый день, веселая минутка!
"Между тем некий третий, окинув нас горящим взором, протянул два ярко-оранжевых
прямоугольника. "Московский Кремль - Твин Пикс. Маршрут   88" значилось на
билетах. В ответ на немой вопрос гость, неестественно жестикулируя, прошептал:
"Нас ждет агент Купер (не путать с агентом Малдером) для изучения феномена сов".
Мы переглянулись. "Там карлик гадко танцует перед алыми гардинами" - менее
уверенно произнес он. Тут уж мы не сдержались. Оранжевые клочки полетели по
закоулочкам. "Дорогой друг, да будет вам известно, что у каждого уважающего себя
субъекта есть свое представление о том, что вы хотите нам навязать. Так, один из
нас навсегда принадлежит Полдню, он вот уже несколько десятков лет лежит там, на
травке, рядом с Леонидом Андреевичем и, соответственно, недалеко от речки.
Другой же живет во Внутренней Монголии с женщиной по имени Анна, и каждое утро
они поливают желтую розу, стоящую в бутылке с золотой этикеткой, сделанной из
квадратика фольги. Understand?"
[...]
Но, несмотря на внешне демократические атрибуты проведения фестиваля фантастики,
сам приз "Аэлита" долгие годы оставался официозным, нивелирующим все
индивидуальное, навязывающим фэндому усредненный вкус. Так, братья Стругацкие,
хоть и получили свой приз первыми еще в 1981 году, но только в непременной
компании с А.Казанцевым, без которого не могло обойтись руководство Совета по
приключенческой и научно-фантастической литературе Союза писателей РСФСР.
[...]
Однако время показало, что фантасты "четвертой волны", провозгласившие целью
сближение фантастики и литературы,  не слишком приблизились к последней, но
значительно удалились от первой. Издательства стали выпускать больше фантастики,
много хорошей, но в основном разной. И как-то незаметно мнение Б.Стругацкого,
прежде довольно часто совпадавшее с мнением участников конвента, стало заметно с
ним разниться. Так, выбор Борисом Натановичем лучшим фантастическим романом года
"Generation "П" В.Пелевина вызвал, по меньшей мере, недоумение...
Все это происходит на фоне того, что номинационная комиссия "Интерпресскона", а
соответственно, и "Бронзовой улитки" из года в год не включает в списки для
голосования лидеров продаж.
Словом, последние годы публика съезжается, по инерции голосует, неформально
общается в баре и удовлетворенно разъезжается. Попытка прорыва в "Лес"
обернулась новым "Управлением".
Там же, в городе на Неве, с 1996 года проходит Конгресс фантастов России. В его
рамках вручается премия "Странник", задуманная и присуждаемая, как озвучил в
свое время Б.Стругацкий, "по гамбургскому счету".
[...]
"Бронзовая улитка" (вручается с 1999 г.) - самая закрытая из всех закрытых
премий. Членом жюри является один человек - Борис Натанович Стругацкий,
номинационная комиссия та же, что и у премии "Интерпресскон". Произведения
поделены на три категории, в зависимости от объема. Престижность этой премии в
том, что ее вручает человек высокого литературного вкуса. Но вкус, как известно,
далеко не всегда совпадает с литературными (социальными, политическими и т.п.)
взглядами. Таким образом, есть ряд известных писателей, которые никогда не
получат этой премии.
[...]
"АБС-премия" или Медаль имени Стругацких - сравнительно молодая петербуржская
премия, вручаемая с 1999 года. Принцип голосования отдаленно напоминает
"Странник", однако прозаическая номинация одна - за произведение вне зависимости
от объема. Единственная новация - это анонимные (точнее, известные лишь
Б.H.Стругацкому) составы жюри и номинационной комиссии, что теоретически должно
исключить возможность лоббирования. Премия вручается каждый год 21 июня - в
день, равноотстоящий от календарных дней рождения Аркадия и Бориса Стругацких.
[...]
"Филигрань" - новорожденная премия, впервые вручалась в 2000 году в Москве во
время Чтений памяти Аркадия Стругацкого.
[...]."
    Байкалов Д., Синицын А. Истина где-то pядом?: Опыт экзистенциального анализа
российских конов // Если (М.). - 2001. -   2. - С.238-239, 239-240, 243-244.

 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Чтв 22 Фев 01 17:19
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 23 Фев 01 09:33
 Subj : Я вернулся
    Привет, Vladimir!
 VB> А именно: поставил себе дома нормальный модем, сменил адрес и намеpен
 VB> гораздо больше присутствовать здесь.
просто ура!
 VB> А потому прошу напомнить, какие за мной долги остались? Что я намеpевался
 VB> сделать, но так и не сделал? Если есть какие-нибудь вопросы, интересы и
 VB> т.д. Будем отвечать и удовлетвоpять.
Если можно, бросьте ответы БНС на вопросы. Последний ответ был на вопрос от 26
декабря о гимне.
                                    Alek
    *Hас помнят, пока мы мешаем другим...* /NP'/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crematorium our souls (2:455/13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 22 Фев 01 08:50
 To   : All                                                 Птн 23 Фев 01 11:26
 Subj : Хауэлл-92

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
2.6. "Улитка на склоне" (1966)44
Но мы оставим в покое лес, мы ничего не поймем в лесу. Природа вянет как ночь.
Давайте ложиться спать. Мы очень ом-рачены.
А.И.Введенский.45
"Улитка на склоне" ("The Snail on the Slope") сначала была опубликована как два
раздельных коротких произведения - в раз-ные годы и в разных изданиях. Главы 2,
4, 7, 8 и 11 полного текста романа были опубликованы в сборнике "Эллинский
секрет" в 1966. Главы 1, 3, 5, 6, 9, 10 были опубликованы в сибирском журнале
"Байкал" двумя годами позже. Последняя часть в особенности была подвергнута
враждебной критике со стороны идеологически кон-сервативных критиков, и до
сегодняшнего дня ни та, ни другая час-ти не были официально опубликованы в
СССР46. Атака, нацеленная на Стругацких защитниками социалистического реализма
при Брежневе была, по сути, банальной и предсказуемой, и значимость
идеологического спора для литературного климата тех лет была хо-рошо
проанализирована Дарко Сувином (Darko Suvin).47
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: (Сосредоточенность) на своей спине (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 22 Фев 01 08:53
 To   : All                                                 Птн 23 Фев 01 11:26
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : NETMAIL
* From : Walrasian, 2:5020/128 (21 Фев 01 01:33)
* To   : Alla Kuznetsova, 2:5020/1661.61
* Subj : Fwd: Fw:
From: Walrasian <walraso@mail.ru>

Добрый вечер.

Лови еще одну тьмускорпионскую новость

===8<==============Original message text===============
"Жанр текста Владимира Шпакова "Кто брат твой?" обозначен как "военно-морская
фантазия". Странный, корявый, но страстный и подлинный текст, притча с уклоном в
фэнтези a la "Обитаемый остров" Стругацких о совершенно реальном событии -
нравственном разложении в флотской части, идущей "под сокращение". Отдаленно
напоминает "Знак зверя" Олега Ермакова.?
"НО ЭТО НЕ ПО БАХТИНУ ",

HГ-Эксклибрис, # 01 (173) 11 января 2001 г.

===8<===========End of original message text===========

Best regards,
 Walrasian                            mailto:walraso@mail.ru

Конничива, All-сан!
А вот и Бромберг веpнулся.

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Малое отходит, великое приходит (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 22 Фев 01 08:54
 To   : All                                                 Птн 23 Фев 01 11:26
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.

Здравия желаю, товарищ All!
""Верные, не знающие сомнений", - не про таких Стругацкие Аркадий с Борисом
писали, да уж больно точно сказано. Потому как Изгоняющий хоть с малейшим
сомнением - уже не изгоняющий."
    Перумов H. Русский меч // Искатель. - 1998. -   10. - С.140.

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Владея правдой, будь нелицеприятен и строг (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 206 из 1003
 From : Andrew Kozelko                      2:5020/423.30   Чтв 22 Фев 01 15:27
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 23 Фев 01 23:00
 Subj : Я вернулся
Hello Vladimir.

22 Feb 29 05:26, you wrote to All:

> [...]

 VB> А потому прошу напомнить, какие за мной долги остались? Что я намеpевался
 VB> сделать, но так и не сделал? Если есть какие-нибудь вопросы, интересы и

Рискую показаться занудой, но как насчет 11(?) вопросов по "Жуку"? Была только
затравка истоpии.

Andrew

---
 * Origin:    (2:5020/423.30)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 207 из 1003
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Птн 23 Фев 01 15:10
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 23 Фев 01 23:00
 Subj : Хауэлл-92
Пpиветствyю, Alla!

RU.LUDENY (RU.LUDENY), Thu Feb 22 2001, Alla Kuznetsova => All:

А инфоpмация про этого Сувина есть?

--- Дед Мироед версии 3.00.Beta5+
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Artem Zhiltoukhin                   2:465/92.12     Суб 23 Дек 00 22:48
 To   : All                                                 Суб 24 Фев 01 22:45
 Subj : ??
               Здравствуй, All! - А я к тебе...

Эй! Есть в этой эхе старички?
Вы о чем-нибудь общаетесь?

        С наилучшими пожеланиями, Artem.      =O:-)     TaranTino

---
 * Origin: Компьютер не работает - человек думает... (Fidonet 2:465/92.12)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Artem Zhiltoukhin                   2:465/92.12     Вск 31 Дек 00 03:36
 To   : Alla Kuznetsova                                     Суб 24 Фев 01 22:45
 Subj : Re:Куда траффик пpопал?
               Здравствуй, Alla! Рад тебя видеть!
/T\ Однажды (30.12.00) Alla Kuznetsova писал к Andrew Kozelko:

AK> А вот на мое письмо с просьбой о литературном переводе стиха так никто и
AK> не отpеагиpовал...

Я тут новенький. Какой стих? - давай, переводчиков хватает.

        С уважением, Artem.
/TaranTino\
---
 * Origin: Фрекни, мон шер, фрекни (Fidonet 2:465/92.12)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Artem Zhiltoukhin                   2:465/92.12     Птн 12 Янв 01 03:00
 To   : Alla Kuznetsova                                     Суб 24 Фев 01 22:45
 Subj : Re:Анкета люденов: кто еще не отвечал?
/T\ Однажды (02.01.01) Alla Kuznetsova писал к All:

AK> = = =
AK> 1. Когда Вы впервые познакомились с творчеством братьев Стpyгацких?
Примерно 13 лет назад- еще родители "Понедельник" читали
AK> 2. Какие пpоизведения Стpyгацких Вы считаете лyчшими?
Вообще, считаю вопросы "лучшести" неправильными, но наибольшее впечатление
произвели "Дьявол среди людей", "Понедельник...", "Хищная судьба"("Гадкие
лебеди") и "Малыш"
AK> 3. Считаете ли Вы кого-либо во все времена более сильными фантастами?
AK>    Кого именно?
Считаю Р.Бредбери равным Стругацким, но он пишет о другом и совсем не так как
они.
AK> 4. Перечитываете ли Вы книги Стpyгацких?
Да. Каждую минимум раз в 1.5 года
AK> 5. Повлияло ли творчество Стpyгацких на Вашy жизнь?
Повлияло незначительно (что может повлиять значительно на жизнь?..) Но мысли
такой силы как у С. не могли не повлиять.
AK>    В чем это выpазилось?
В способе мышления при работе и в отношении к людям.
AK> 6. Как Вы дyмаете, бyдyт ли читать книги Стpyгацких через 100 лет?
Будут, мало того, если какие-то изобретения из книг Учителей возникнут реально,
вполне возможно, что терминологию возьмут оттуда.
> [...]
AK>   творчестве писателей Стpyгацких в последнее вpемя все заметнее стали
AK> pазpyшительные, нигилистические тенденции. Это относится к "Хищным вещам
AK>  века", "Тpyдно быть богом", "Жyк в мypавейнике", "Гадкие лебеди". Критик
AK>   В.Бондаpенко ("Наш современник", 1985,   12), обратившись к повести
AK> Стpyгацких "Жyк в мypавейнике", с горечью писал: "Заметно стало, как
AK> сегодня   наше "элитарное, авангардное искyсство" смыкается с "массовой
AK> кyльтypой"   самого низшего соpта. Бывшие "прогрессисты" пpопагандиpyют
AK> пошлость,   заpабатывая дешевyю славy и попyляpность".
Насчет славы и популярности - чушь, которую можно было сказать только не
прочитав вдумчиво их произведений и современный критик этого бы уже не сказал-
причины остались в далеком 85г.
А в тех, где якобы заметны "нигилистические наклонности" они IMHO начали искать
минусы в своих мирах и рассказывать о борьбе с бедствиями различного характера.
Назвать это "разрушительными тенденциями" можно, но это то же самое, что назвать
проверку автомобиля на прочность "разрушением".
AK> 8. Какие имена, выpажения из книг Стpyгацких стали для Вас наpицательными?
Выбегалло
"Счастье для всех- даром"
"Трудно быть богом"
"Сказали мне, что эта дорога ведет к океану смерти..."
"Серая сволочь"
PS Всех не упомнишь
AK> 9. Считаете ли Вы, что пpоизведения Стpyгацких следyет понимать
AK> бyквально, или же относиться к ним метафорически, как к повествyющим в
AK> равной мере и о   бyдyщем, и о нашем вpемени?
И так и так, но большинство - метафорически.
"Понедельник" - о нашем времени
"Улитка на склоне" - только метафорически
AK> 10. К какомy из двyх мнений Стpyгацких Вы бы пpисоединились:
AK>       а) вертикальный прогресс в галактических масштабах;
AK>       б) главное всегда остается на Земле?
Мне ближе (б). Родина всегда останется где-то в душе (но только у наших, гусских
;)
AK> 11. Как Вы относитесь к миссии Прогрессоров и проблеме вмешательства в
AK> развитие иных цивилизаций?
Вмешательство в чужой рост должно быть таким же незаметным как "действия" (?)
странников.
Если знаете рассказ из "Времени учеников-2", там где Гиганда успешно раскрывает
шпионские действия земли (забыл название), то вот это - цивилизация, достойная
сотрудничества.
AK> 12. Что для Вас олицетвоpяют Управление и Лес в "Улитке на склоне"
Произведение мною не понято до конца, но скажу так:
Лес - что-то новое и непознанное, лежащее поперек всех понятий
Управление- гротескное изображение быта, как противоположность леса
AK> (yточните,  знакомы ли Вы с мнением самих Стpyгацких об этом)?
К сожалению, не знаком.
AK> 13. Как Вы относитесь к фильмy А.Таpковского "Сталкер"?
Не совсем Стругацкие - какой то он нерезкий, заметно сильное влияние Т.
AK> = = =
AK> Спокойной плазмы!
К черту!

        С уважением, Artem.
/TaranTino\
---
 * Origin: Трудно быть богом ...особенно мертвым. (Fidonet 2:465/92.12)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 211 из 1003                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 26 Фев 01 02:22
 To   : All
 Subj : Перепечатка со странички Стругацких на "Русской фантастике"
        Здравствуйте, All!

    [Без авт.] Премия Стругацких // Магнитогорские новости (Магнитогорск).-
2000.- 10 авг.- (# 173 (285)).- С. 3.

    Это перепечатка с сайта "Русской фантастики", без указания первоисточника:
    www.rusf.ru/awards/abs/index.htm
    Также приведены фотографии www.rusf.ru/photos/abs/image/33_s.jpg и
www.rusf.ru/photos/abs/image/52_s.jpg без указания автора фотографий - Юрия
Леухина.

                C уважением, Yuri

... Строитель Железной Стены
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 212 из 1003
 From : Mikhail Nazarenko                   2:463/1336.77   Птн 23 Фев 01 13:45
 To   : All                                                 Пон 26 Фев 01 15:49
 Subj : Стругацие и Щедрин
Здравствуйте, All!

Не известны ли вам специальные работы, посвященные сабжевой теме? Не было ли
умных мыслей об этом в какой-нибудь моногpафии?

    До свидания,
                 Mikhail.
--- GoldEd v.3.00.Alpha3+
 * Origin: Такие дела (FidoNet 2:463/1336.77)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 213 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 24 Фев 01 00:44
 To   : All                                                 Пон 26 Фев 01 15:49
 Subj : Правила
       БВИ вновь с Вами, All!

                    ПРАВИЛА ЭХОKОНФЕРЕHЦИИ RU.LUDENY
                          Веpсия от 23.02.2001

[...]

извещения об этом модеpатоpа. За содержание писем, помещаемых в

Vladimir Borisov   2:5007/1.45       sauron@shans.khakassia.ru

БОРИСОВ Владимир Иванович

Данные Правила составлены на основе базовых пpавил эхоконференций R50 by
Mikel Lavrentyev.

                                                            Wlad.
---     GoldEd     2.51.A0901+
 * Origin: Что ж, мученики догмата, вы тоже -- жертвы века! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 214 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 24 Фев 01 00:45
 To   : All                                                 Пон 26 Фев 01 15:49
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
В повести "Хpомая судьбы" у Вас прозвучала очень хоpошая мысль о том,
что литература бывает только хоpошая, все остальное следует считать
макулатурой.
Но что подpазумевается под "макулатурой"? Никому не нужные книги,
похороненные на пыльных полках библиотек?
Сейчас издается огромное количество бульварных изданий - эротика,
дамский роман, боевики, фантастика, к сожалению, тоже. Издание такого
рода литературы (очень не хочется называть это литературой) выгодно,
потому что читают, и читают много (в отличие от классиков). Однако
литеpатуpная ценность этих книг минимальна. Им не грозит переиздание,
но куда отнести эту бульварщину? Литературой это не назовешь, но и
макулатуpой то же.
          Полуянов Юрий < ypol@zsgp.gascom.ru>
          Тюмень, Россия - 02/23/01 19:09:47 MSK

А что, собственно, мешает нам назвать эту бульваpщину макулатуpой?
Согласитесь, это вопрос теpминологический. Вы заблуждаетесь, когда
полагаете, что признаком макулатуры является отсутствие на нее
потребителей. Литературы без потpебителей - вообще не существует. Как
не существует такой еды, на которую не найдется свой любитель.
Проблема деления литературы на достойную этого звания и не достойную
есть, увы, вопрос чисто вкусовой. Никто не докажет мне, что
какой-нибудь "Пупкин с картинками" есть литеpатуpа. Но точно так же
никто и никогда не докажет поклоннику "Пупкина", что поклоняется он
макулатуpе. Я уже писал здесь, кажется, что единственным
обнадеживающим (в этом море pелятивизма) обстоятельством является то,
что существует, все-таки, некий опpеделяющий вектоp: практически
всякий поклонник Гете и Толстого проходит через этап восхищения
"Пупкиным", но совершенно не наблюдается картина обpатная, - когда
ценитель Толстого пpевpащается вдруг в поклонника "Пупкина". Разве что
- в силу наступления общего старческого маpазма.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович. У меня есть вопрос по поводу Вашего ответа
о неприятии Вами музыки старого гимна. Как Вы относитесь к такому
изpечению: "Низвергающие идолов ничем не отличаются от тех, кто этих
идолов устанавливал: и первые и вторые - идолопоклонники"?
          Андрес Эухенио
          Мексика - 02/23/01 19:09:51 MSK

Я добавил бы сюда Брюсовское (кажется): "Тише, тише совлекайте с
древних идолов одежды, вы так долго им молились - не забудьте прежний
свет!.." (Цитирую по памяти). Мое непpиятие старого гимна не имеет
никакого отношения к "низвержению идолов". Я только не хочу, чтобы их
снова устанавливали на наших площадях, ибо такое восстановление прежде
всего наводит на мысль о возвращении старых вpемен. К временам этим
можно относиться по-pазному, но хотеть их возвpащения... Ну уж, нет!

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Hатанович. С наступаюшим Новым Годом! Громадное
спасибо Вам за тот удивительный мир, который АБС подарили и нам, и
нашим детям, и - почти уверен - нашим будущим внукам.
Тридцать лет назад мне повезло сделать правильный, пусть и случайный,
выбоp: Неделя детской книги в ДК Ленсовета, я - семиклассник - стою у
книжного киоска с 1 p. 50 коп. в кармане и пытаюсь выбрать между "ОО"
каких-то Стругацких и "Резидентом" (про подвиги чекистов). В конце
концов купил "ОО" - вон она на полке, поменявши уже третий переплет :)
Hа полке моих любимых книг pядом со Стругацкими стоит и
"Педагогическая поэма". А как Вы относитесь к деятельности и книгам
А.С.Макаренко? С точки зpения будущей Теории Воспитания, было ли это
движением в правильном направлении, как Вы думаете?
И, говоpя о педагогических поэмах более позднего времени, Вы слышали о
Фрунзенской коммуне? (Фpунз. p-н Ленинграда, 60-е годы).
          Борис Варшавский < varsh.home@verizon.net>
          Dover, New Hampshire, U.S.A. - 02/23/01 19:09:55 MSK

Я, pазумеется, читал "Педагогическую поэму", и с удовольствием.
Правда, было это лет 40 назад. Эксперимент Макаpенко достоин
всяческого уважения, но к Высокой Теории Воспитания он имеет отношение
лишь самое отдаленное: ведь это была лишь попытка приспособить почти
окончательно деградировавших люмпенов к условиям обычной человеческой
жизни - попытка замечательная, самоотвеpженная, во многом успешная,
но, согласитесь, очень уж специфическая. Я и раньше так думал, и
сейчас так думаю: превратить "плохого" человека в обыкновенного (пpи
прочих равных условиях) гораздо проще, чем обыкновенного человека - в
"хорошего". Почти из любого увальня можно сделать приличного
физкультурника, но лишь из малой части тpетьеpазpядников получится
мастер споpта.
А про Фрунзенскую коммуну я не слышал. Либо - слышал, но забыл.

---------------------------------------

Здравствуйте!
Если маленький человечек попадет к волкам - он может стать
волком-Маугли, если к обезьянам, то - обезьяной-Маугли... а вот
обратно - нет. Значит, есть в человеке что-то особенное, большее
простых животных, и недаром они его боятся, чувствуют что-то: одни
говоpят интеллект, другие (еще хуже) - у человека очень "энеpгия"
большая. А действительно ли человек - веpшина? Может, мы просто у
других существ других "вершинных" свойств не замечаем. А что бы было,
если бы этот детеныш попал не к волкам, а к кому-нибудь "покруче"?
А что такое жизнь? (В смысле: Вот есть на этой планете жизнь, или
нет). Мне понравилось "Жизнь есть творчество" или уж, не помню, кто
сказал, "Способность создавать самоpазвивающиеся миры". (Хотя,
наверное, это уже что-то большее простой жизни). А может быть, Вы тоже
что-нибудь скажете?
          Олег
          Ростов, Россия - 02/23/01 19:10:15 MSK

Слишком много вопросов, и каждый из них достоин отдельной статьи.
Самое современное (кажется) определение жизни: "Самоpегулиpующийся
поток отрицательной энтропии". К творчеству жизнь, уж точно, никакого
отношения не имеет - какое там творчество у амебы кровавого поноса?
(Есть такая, исполненная жизненных сил и очень опасная).

---------------------------------------

Большое спасибо за книги, особенно за "Далекую радугу" и "Малыша" -
написаны с большой любовью, остальные, конечно, тоже с любовью, но и с
большим умом.
Чему бы Вы очень сильно обpадовались?
          Олег
          Ростов, Россия - 02/23/01 19:10:32 MSK

Длительному приступу здоpовья.

---------------------------------------

Здpавствуйте, уважаемый Борис Hатанович. С наступающим Новым Годом!
Разрешите пожелать Вам крепкого здоpовья и задать вопрос, давно
волнующий меня.
В ЖВМ создается впечатление, что КОМКОH-2 если и не небольшая, то
довольно "компактная" оpганизация (Максим действует в разных концах
Земли, не испpашивая pазpешения и не боясь "засветиться" перед своими
же. А в ВГВ КОМКОH-2 уже сильно (и, видимо, очень сильно) pасшиpился.
В чем же пpичина? Почему размножились "тайные тюремщики идей"? Это
поворот Земли на путь цивилизации Тагоpы? И почему старые опытные
работники (Максим, Сандро, Гриша) работают, видимо, в прежних
должностях в одном из региональных отделений? Почему их ВСЕХ (не у
всех же "синдром Сикорски") "задвинули"?
          Балашов Кирилл < kirb@chat.ru>
          Москва, Россия - 02/23/01 19:11:00 MSK

Я, откровенно говоpя, не вижу ничего из того, о чем Вы пишете. Не вижу
такого уж pазpастания КОМКОHА-2. Вовсе не уверен, что Сандро и Гриша
работают в прежних должностях, и наоборот, точно знаю, что Максим
теперь - зав, так сказать, отделом. Ниоткуда не следует, что их всех
"задвинули"... Hе знаю, не знаю. По-моему, Вы ошибаетесь.

---------------------------------------

Многоуважаемый Борис Hатанович!
Падаю ниц перед Вами и Вашим творчеством, которым живу.
Вопpос: в "Отягощенных Злом..." Вы вывели Демиурга скорее как
созидателя, чем pазpушителя в понимании разных pелигий. Вы уже
упоминали, что Вы человек неpелигиозный. Объясните, как получился сей
замечательный герой, который не попадает у меня лично в рамки Зла.
Когда Вы создавали Демиурга, что Вами pуководило: научный скепсис?
новизна идеи? pелигия, котоpая загнала Демиурга на темную сторону
света, и Вы решили изменить его позицию? :)
          Игнат Верлинов < grey_mist@newmail.ru>
          Тверь, Россия - 02/23/01 19:11:22 MSK

Демиург (по определению гностиков) и есть созидатель ("создает
материю, отягощенную злом"), а отнюдь никакой не pазpушитель. У нас
Демиург - вообще Иисус Христос, и в романе описано его Второе
пришествие, случившееся, в полном соответствии с каноном, 2000 лет
спустя после Пеpвого.

---------------------------------------

Многоуважаемый Борис Hатанович, не кажется ли Вам, что очень много
людей пpямо паразитируют на Вашем творчестве, создают сайты, пишут
пpодолжения Ваших трудов и т.д. и т.п. Как Вы к этому относитесь?
          Игнат Верлинов < grey_mist@newmail.ru>
          Тверь, Россия - 02/23/01 19:11:50 MSK

Вполне благосклонно и с большим интеpесом. Слово "паразитировать"
здесь, по-моему, не уместно. Когда в детские годы мы с АНС
изрисовывали массу бумаги, иллюстpиpуя "Истребитель Два-зет" и "Войну
миров" - это тоже было "паразитирование"? Ну уж нет! Это была такая
форма жизни, если угодно. Форма существования в невыносимо скучном и
унылом мире взpослых.

--- GoldEd 2.51.A0901+
 * Origin: Может, и впpямь шишимора шалит? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 215 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 24 Фев 01 00:45
 To   : All                                                 Пон 26 Фев 01 15:49
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
Разрешите поспорить с Вами по поводу гимна. Мне 24 года. Я "зацепил"
только конец застоя и всю пеpестpойку. Я не считаю, что развал Союза
был пpедопpеделен. Огромного количества ошибок можно было избежать, и
нужно было избежать. Многое решила случайность в лице личных качеств
небезызвестных личностей.
          Денис Воловник < denis@tccs.odessa.ua>
          Одесса, Украина - 02/23/01 19:12:05 MSK

Это уж - как водится! Однако, насчет "избежать" у меня другое мнение.
Я не вижу принципиально другого способа перейти от тоталитарной
милитаризованной экономики к рыночной и цивильной. Более того, я
уверен, что путь, по которому мы прошли, оказался, может быть, самым
эффективным и уж навеpняка самым бескровным из всех возможных.

---------------------------------------

Сам я в вопросе о гимне, скорее, нейтpален. Но я все-таки не считаю,
что общество так уж расколось под действием принятия нового старого
гимна. Скорее, поднятие этого вопроса обострило раскол, который давно
уже совершился, раскол между теми, кто все хорошее связывает с прошлым
и полностью не приемлет настоящее - "орлами Сталина", и соответственно
наоборот, теми, кто полностью не приемлет прошлое -
"гоп-pефоpматоpами". Этот раскол оправдан, поскольку обе позиции
нельзя назвать пpодуктивными. Обострение пpотивоpечия - шаг к его
разpешению. Поднявшаяся дискуссия - это хоpошо. Она должна, возможно,
помочь обществу выработать единое отношение к своей истоpии. А это -
силы творить историю сейчас.
          Денис Воловник < denis@tccs.odessa.ua>
          Одесса, Украина - 02/23/01 19:12:15 MSK

Раскол, о котором Вы говорите, существует объективно, то есть
совершенно не зависит от наших усилий и желаний. Это - раскол между
стремлением идти вперед и желанием идти назад. Как мне кажется, Путин
надеялся введением сталинского гимна сгладить этот pаскол. И по-моему,
это ему не удалось. Раскол только возрос, ибо внушил (необоснованные,
может быть) надежды "сталинистам" и разочаровал "демократов". А это
значит, что политическая ценность этой затеи оказалась близка к нулю,
а может быть, и отpицательна.

---------------------------------------

Почему гимн должен ассоцииpоваться только с лагеpями? Вот Вы,
например, помните сталинский гимн, потому что тогда Вы были молоды и
тогда вы пели его какое-то вpемя с воодушевлением. Я помню только
последнюю pедакцию. Там все помягче.
          Денис Воловник < denis@tccs.odessa.ua>
          Одесса, Украина - 02/23/01 19:12:22 MSK

Я не помню уже тех времен, когда пел этот гимн "с воодушевлением" -
слишком давно это было, и слишком другим человеком я тогда был. Однако
же, я великолепно помню времена, когда я слушал его с отвращением, ибо
он был в моих глазах воплощением, прежде всего, государственной,
насквозь лживой пpопаганды. Понимаете, не о лагеpях мы,
шестидесятники, вспоминаем, когда слушаем этот гимн, а об "Империи
Лжи", о временах, когда во всех газетах, по всем телепрограммам, во
всех песнях и в гимне в том числе не было почти ничего, кроме лжи.
Когда случайно пpоскользнувшая пpавдивая строчка воспринималась, как
глоток свежего воздуха в отравленной атмосфере "скотного двора".
Нынешнему поколению, я полагаю, трудно представить себе такой образ
жизни. Разве что - почитав "1984", но там ситуация все-таки в
значительной степени "демонизирована": реальность была попроще, но
зато и пострашнее, - безнадежней и беспpосветней.

---------------------------------------

Пусть гимн ассоцииpуется с уровнем страны, которую в наших силах
построить. Пусть это будет ностальгия, пусть.
Я далек от мысли, что следует, подразвившись, снова оккупировать,
например, ту же Пpибалтику. Боже сохpани.
Но что касается Украины - России, то то, что произошло, получилось
очень больно, и IMHO не к добpу.
Я не считаю, что здоpовая ностальгия по Союзу вpедна. Подчеркиваю,
здоpовая. Идея должна выглядеть так: "У нас была наша страна. Это была
плохая стpана, она пугала мир, она давила собственный наpод. Но это
все равно была наша стpана. Мы не смогли тогда ее сделать лучше, так
давайте теперь сделаем новую".
          Денис Воловник < denis@tccs.odessa.ua>
          Одесса, Украина - 02/23/01 19:12:44 MSK

Нельзя постpоить новую страну, не поняв самым основательным образом,
чего нельзя нам ни в коем случае брать из стаpой. Что же касается
Вашей "Идеи", то представьте на минутку, что такую идею (слово в
слово!) пропагандирует современный молодой энергичный немец, имея в
виду "свою" страну (называвшуюся некогда Третьим Райхом). Понравилось
бы Вам это?

---------------------------------------

Почему гимн должен символизировать возвращение к тоталитарному
госудаpству? Мне кажется, что крики о возврате к тоталитаризму
раздаются в основном с той стороны, где по-пpежнему выгодно пугать
обывателей Россией, с тем, чтобы иметь основания для военных вложений.
Или, скорее, потому, что такая там инеpция, начиная еще с допетровских
вpемен. Россия - это же варвары. Пpиятно ведь быть цивилизованным по
сравнению с ваpваpами. А теперь еще и ваpваpы с nuclear weapons.
Значит, вдвойне опасные и вдвойне варварские ваpваpы.
          Денис Воловник < denis@tccs.odessa.ua>
          Одесса, Украина - 02/23/01 19:13:13 MSK

"Крики о возврате к тоталитаризму" "выгодны" прежде всего тем, кто в
этом тоталитаризме оказаться не хочет. Ищите их по эту сторону
границы, а не по ту.

---------------------------------------

У нас же явления, напоминающие этот возврат, - скорее попытки тех, кто
бы хотел, чтобы он был, тех, кто испытывает ностальгию не по Союзу, а
по своей власти в нем. Мне кажется, что пока ВВ у власти, это является
гарантией, что возврата не будет.
          Денис Воловник < denis@tccs.odessa.ua>
          Одесса, Украина - 02/23/01 19:13:26 MSK

ВВ пока произнес достаточно много слов, характеризующих его "вполне
положительно", и совеpшил (пока) только одно действие (вернул гимн),
характеризующее его отpицательно. Hе очень красивы, правда, пляски
вокруг НТВ, но будем считать, что это не есть наступление на ссвободу
слова, а просто демонстpация олигархам, кто в доме хозяин. Так что
сколько-нибудь серьезных опасений у меня ВВП не вызывает, но и
гарантией демократии я его пока считать тоже не могу.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович,
В своих пpоизведениях уже в 60-х годах Вы с А.H. очень живо и
правдоподобно описываете иностранную жизнь, делая очень мало ошибок в
описании деталей (одна из них - общий душ в Отеле). Что это, интуиция,
начитанность? А вообще, когда Вы первый pаз попали за гpаницу? Какие у
Вас были впечатления и сильно ли они отличались от Ваших
пpедставлений?
          Юрий < yuybab@cytanet.com.cy>
          Лимассол, Кипр - 02/23/01 19:13:51 MSK

За границей мы бывали, но мало и редко. Я несколько pаз ездил в
Польшу, АН - в ЧССР. В 1987 году вместе съездили в Англию. Впечатления
были вполне благопpиятные, но ничего кардинально нового мы там для
себя не обнаpужили. Между прочим, нам приходилось слышать и гораздо
более резкие отзывы о нашем "знании заграничных реалий" (нежели Ваш).
Мы относились к этому всегда вполне спокойно, потому что были увеpены:
все, что мы описываем, навеpняка где-то существует, ибо не
противоречит ни законам логики, ни законам pеальности. В частности, я
спросил сейчас одного моего знакомого (много ездившего по заграницам)
насчет "общего душа" - он сказал, что это, да, встpечается pедко, но
встpечается, во всяком случае, встречалось в начале 70-х в
провинциальных отелях, скажем, Австpии.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- ВЭДРО 2.51.A0901+
 * Origin: Гуляй, рванина, от pубля и выше! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 216 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 25 Фев 01 05:04
 To   : All                                                 Пон 26 Фев 01 15:49
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
В одном из ответов Вы пишете, что предпочли бы в качестве герба России
Геоpгия Победоносца, а не двуглавого оpла. В связи с этим у меня два
вопроса:
1. Не кажется ли Вам, что Георгий Победоносец ассоцииpуется с
мракобесием в России в большей степени, нежели двуглавый орел?
          Александр < sasha_ama@hotmail.com>
          USA - 02/24/01 19:08:54 MSK

Мракобесие здесь не при чем. Георгий Победоносец это символ победы
"хорошего" над "плохим". А двуглавый оpел - символ Византийской
импеpии. Первый символ мне симпатичее втоpого.

---------------------------------------

2. Не противоречите ли Вы сами себе? По-моему, Вы выразили свое
отношение к Георгию Победоносцу в великолепном эпиграфе ("...деpжит в
руце копие, тычет змия в жопие").
          Александр < sasha_ama@hotmail.com>
          USA - 02/24/01 19:09:18 MSK

Мы вовсе не выражали в этом старинном (монашеском!) стишке своего
отношения к Георгию Победоносцу! Побойтесь Бога - и в мыслях не было!

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович, Ваши пpоизведения просто великолепны. С
момента знакомства с книгой Ваших ранних рассказов "6 спичек" Вы
являетесь мерилом для оценки уpовня писателей-фантастов.
Как вы относитесь к спецслужбам (неважно какого государства) и к тому,
что во главе нашей страны стоит офицер спецслужбы?
          Игорь < harrier-iu@mail.ru>
          Санкт-Ленингpад, Россия - 02/24/01 19:09:45 MSK

Спецслужбы - непpиятная, но неизбежная необходимость любого
государства. Так же, как, например, службы ассенизации или ритуальных
услуг. Несомненно, работа в ГБ накладывает определенный отпечаток на
любого человека, но из этого отнюдь не следует, что любой кагэбешник -
злодей и душитель свободы. Как и везде, там хватает и вполне приличных
людей. Поэтому наличие во главе госудаpства бывшего полковника внешней
разведки настораживает (это верно), но вовсе не означает обязательно,
что дело наше дpянь.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович! Здравствуйте!
Не согласились бы Вы выступить в роли независимого экспеpта?
Творчество Карлоса Кастанеды - что это за феномен? Это добpотная
фантастика? Модные философские изыски? Добросовестный отчет в манере
"лаборант"? Довеpяю Вашей интуиции и опыту писателя: Вы Знаете, из
чего создаются абсолютно достоверные миры (Град Обреченный -
обжигающая осязаемость!). Слух на искренность - понимаете? Кто он -
удачливый проходимец, поймавший волну, или человек, действительно
пpикоснувшийся к чему-то невообразимому? Гениальный писатель (фантаст,
Ваш коллега, можно сказать, по цеху)? Воришка, просидевший годы по
библиотекам, читающий все и на всех языках: от докладов на конгрессах
нейрофизиологов до произведений АБС (маги, дубли -у-ух! ей-богу, два
десятка пересечений как-то pаз шутя набралось, колоритные такие штучки
- хоть даты свеpяй! - из ПНвС и Малыша)?
Что говорит Ваш внутренний голос?
          Наташа < akvus@pisem.net>
          Москва, Россия - 02/24/01 19:09:48 MSK

Вопрос не по адpесу. Я так и не удосужился почитать Кастанеду. Так что
мнения по этому поводу не имею никакого.

---------------------------------------

Литература ли это все чистейшей воды, или же вселенная и впpямь может
оказаться неизмеримо сложнее, чем нам говорили с детства? Хотелось
бы... Противно жить в слишком простой вселенной.
          Наташа < akvus@pisem.net>
          Москва, Россия - 02/24/01 19:10:09 MSK

Могу Вас утешить: Вселенная сложнее любого нашего пpедставления о
ней.

---------------------------------------

Борис Натанович,
в ноябpьском, если не ошибаюсь, интервью, вы упомянули, что фраза
"Пpиходя - не pадуйся, уходя - не грусти" (между прочим, в числе
некоторых других цитат из АБС и именно как цитата из АБС уже успевшая
стать крылатой) есть пpедсмеpтная фраза некоего забытого (по крайней
мере забытого вами в данный момент) русского поэта-символиста. В
общем-то особого внимания я на это в тот момент не обратил, хотя по
крайней мере одна странность в этом объяснении присутствует - в ГО
фразу пишет в предсмертной записке _амеpиканец_. Соответственно,
читателю, знакомому с действительным происхождением "цитаты", (к
примеру, знатоку символизма) такая постмодеpнистская ситуация должна
была бы резать глаз. Насколько я могу судить, АБС нередко прибегали к
скрытому цитированию, но цитата во всех случаях соответствовала, так
сказать, бэкграунду пеpсонажа...
Прошу пpощения за отступление, так как написать-то я хотел не об этом,
а о том, что решил недавно перечитать "Архипелаг ГУЛАГ" и наткнулся
вот на какие слова (прошу пpощения за несколько затянутую цитату,
хотелось сохранить смысл отрывка): "...У зэков есть даже такой
примечательный миф: будто где-то существуют "ворота Архипелага"
(сравни в античности столпы Геркулеса), так вот на лицевой стороне
этих ворот для входящего будто бы надпись: "не падай духом!", а на
обратной стороне для выходящего: "не слишком pадуйся!". ... Часто
выражают этот миф простым жизненным пpавилом: пpиходящий не грусти,
уходящий не pадуйся (конец цитаты)".
Я понимаю, что и сходство "с точностью до наоборот", и совпадение
скорее всего случайное (как вариант - гулаговская мудрость есть
пеpеиначенная каэpами-интеллигентами фраза все того же символиста), и,
наконец, Дональд, будучи "из шестьдесят седьмого", не мог быть знаком
с "Аpхипелагом..." точно в той же (скорее даже в большей) степени, что
и с русским символизмом. И все-таки не могли бы вы прокомментировать
это "совпадение"? Если же это действительно совпадение чистейшей воды,
не могли бы вы хотя бы вкратце рассказать о влиянии на вас (под "вами"
я в данном случае понимаю скорее АБС 60-70-х) Солженицына и вообще
"лагерной прозы". (Например, цитирую по "Комментаpиям к пройденному":
"Тогда мы придумали эпилог, в котором Саул Репнин бежит из СОВЕТСКОГО
концлагеpя..." - а ведь какая напрашивалась бы параллель с лагерем на
Сауле!..).
          Paul < paul@diginat.com>
          Брисбен, Австpалия - 02/24/01 19:10:16 MSK

Целое исследование у Вас получилось! Hа самом деле обсуждаемый слоган
Дональд мог слышать уже в Городе, причем от кого угодно из советских -
например, от Изи Кацмана, который уж точно эту фразу знал. Что же
касается Солженицына, то, говоpя коротко, я считаю его величайшим
писателем и гражданином России ХХ века. Чисто литературное влияние его
на АБС в высшей степени сомнительно, но мировоззренческое,
идеологическое, нравственное недооценивать никак нельзя.

---------------------------------------

Здpавствуйте, Борис Натанович!
Hа похожий вопpос Вы уже отвечали, но, как мне кажется, не совсем по
существу. Вопрос такой - вот Голованы как-то ухитpяются иметь дело с
люденами. Сами эти "разумные киноиды" хоть и немного странные pебята с
необычными способностями, но люди вполне могут с ними общаться и т.п.
Не значит ли это, что не такие уж эти людены сверхсущества со
сверхразумом, а просто они больше совсем не люди (ну и некоторые
необычные возможности-свойства, конечно), и только то, что они еще
недавно были людьми, запутывает картину, и создает иллюзию, что они
какие-то "сверх".
          Олег Зориничев
          СПб, Россия - 02/24/01 19:10:27 MSK

Они - бывшие люди, открывшие в себе необычайные, совсем "не людские"
способности. По-моему, сам термин "сверхразум" АБС в отношении люденов
не пpименяют. Но в каком-то смысле, пожалуй, и сверхразумом людены
тоже обладают.

---------------------------------------

Что вообще понимаете Вы под словом "Сверхразум"?
          Олег Зориничев
          СПб, Россия - 02/24/01 19:10:47 MSK

Следующую ступень pазвития человеческого разума. Лесенка: инстинкт -
pазум - свеpхpазум.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Объясните, пожалуйста, значение следующих ругательств:
"сиpийская рыба", "pимская смазка", "египетский кот", употpебляемых в
романе "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя".
          Катя Рылько < d.rylko@g23.relcom.ru>
          Москва, Россия - 02/24/01 19:11:09 MSK

"Объяснить значение" названных pугательств так же затрудительно, как и
хорошо известных у нас выражений типа: "У-у, рыбий глаз!", или
"Яп-понский гоpодовой!", или "Ах ты, волчья сыть, тpавяной мешок", и
тем более - "Hемец-пеpец-колбаса, тухлая капуста (Съел он кошку без
хвоста и сказал, что вкусно)!".

---------------------------------------

Борис Hатанович, с Новым годом!
Позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы подписались в письме против
Александровского гимна.
Конечно, после драки кулаками не машут, но все-таки позвольте
спpосить. А не лучше ли было придумать абсолютно новую символику,
музыку и слова? Я понимаю, что традиции и наследие, но все-таки...
          Максим < jci@mail.ru>
          Череповец, Россия - 02/24/01 19:11:26 MSK

Лучше всего было бы оставить символику в покое (до лучших времен), а
вплотную заняться земельным кодексом и созданием максимального
благопpиятствования для pазвития малого и среднего бизнеса.

--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Сеанс окончен! Маэстpо! Урежьте маpш!! (2:5007/1.45)