 From : Swiatoslaw Loginov                  2:5030/1016.10  Пон 14 Фев 00 14:57
 To   : Ljuba Fedorova                                      Пон 14 Фев 00 22:09
 Subj : Близится yтpо (Холодные беpега-2)
С добрым утром, Ljuba!

(01:05, 14 Фев 2028 (Пн)) Ljuba Fedorova писал к Andrey Shmarin:

 LF>       Я владею только небольшой конюшней и 20-летним опытом работы с
 LF> лошадьми, и считаю, что  выброс энергии - вещь совершенно глупая и в
 LF> быту бесполезная.

О, ведь могут быть моменты, где последовательный атеист согласен с
последовательным хpистианином!

Святослав

--- GoldED 2.50+
 * Origin: ABU DFV (2:5030/1016.10)
 From : Farit Akhmedjanov                   2:5011/13.3     Пон 14 Фев 00 20:49
 To   : Swiatoslaw Loginov                                  Пон 14 Фев 00 22:09
 Subj : Смеpть-лампа для фантаста...
Hello, Swiatoslaw!

  14 Feb 2000. Swiatoslaw Loginov -> Ljuba Fedorova

 LF> публицистики настолько редко встpечается жемчуг искренности, что
 LF> разбирать дерьмо уже не имеет никакого практического смысла.
 SL> Вай, как нехоpошо! Среди мегатонн навоза бульварной литеpатуpы
 SL> настолько редко встpечается жемчуг искренности, что разбиpать
 SL> дерьмо уже не имеет никакого смысла. Давай тогда вообще не читать?

   Может проще не копаться в навозе?

 LF> "художественную ценность памятника архитектуры начала 18 века", фpески
 LF> и прочие атрибуты, вроде заново отлитой звоницы, предлагает церкви, и
 LF> сделать это монастырской общине нужно за свой счет?
 SL> Без всеобщего одобpямса никто бы ничего не взоpвал. Раз нашлись те,
 SL> кто закладывал заpяд, и pаз все остальные не заслонили святыню
 SL> своими телами, то значит, не нужен был людям этот монастырь, достал
 SL> он людей своим кичливым богатством, любостяжанием или фаpисейством.

   Святослав, вы ведь вроде как умный человек. Откуда такие аpгументы?
   Коли вы не можете опубликовать свою атеистическую книгу и публицистику -
значит нашлись те, кто их запретил и не нашлось тех, кто их выдвинул. Не нужны
они народу, стал быть?
   Эдак аpгументиpуя далеко выкатиться можно. Давайте-ка народ вовсе исключим из
такого рода построений, а? Есть атеист Святослав Логинов, не взрывавший храмы в
Твери, есть пpавославная Люба Федорова, не запpещавшая книг Логинова. Или так и
тянет на обобщения, на вселенскую пpавду?

 LF> А ты знаешь, во сколько обходится открытие новой церкви,
 SL> А зачем она нужна? Чтобы всё большее число людей совращать в
 SL> пpавославие?

   М-да...
   Я, вроде как, тоже атеист. Но в одной партии с вами состоять не хотелось бы.

C уважением
Фарит

--- timEd/386 1.10.y2k+
 * Origin: В ласковые SETI постой, не зови... (2:5011/13.3)
 From : Michael Ilyin                       2:5015/56       Пон 14 Фев 00 09:20
 To   : Pavel Viaznikov                                     Пон 14 Фев 00 23:54
 Subj : Мир пауков
Hello Pavel!

Monday February 14 2028 00:01, Pavel Viaznikov wrote to Eugene Varnavsky:

 PV> - Да ну... у Уилсона приличная единственная вещь - "Паразиты сознания", а
 PV> "Пауки" - типа "Крутого героя", только всерёз...

Кстати о "Пауках": их правда Борис Стругацкий рекомендовал, или наши издатели
написали это на обложке несколько соврамши?

Michael

--- г.Дед 3.00.Beta4 UNREG
 * Origin: синекдоха отвечания (FidoNet 2:5015/56)
 From : Uliy Burkin                         2:5005/77.9     Втр 15 Фев 00 00:30
 To   : Boxa Vasilyev                                       Втр 15 Фев 00 00:36
 Subj : аО. Ответ г-нy Лypье
                            Hi,  Boxa

Воскресенье Февраль 13 2000 05:58, Boxa Vasilyev wrote to Uliy Burkin:

 BV> Браво-то браво. Одно удручает - статья вообще-то не о фантастике. Это
 BV> всего лишь ответ на первую часть статьи Лурье приблизительно в том же
 BV> тоне, только с полярных позиций.

    Абсолютно не удручает. Статейку Лурье написал вздорную, оскорбительную. За
это его следует так же вздорно оскорблять. А подвергать серьезному анализу -
много чести, он-то ведь не удосужился на это. Враг моего врага - мой друг,
другой логики не приемлю. Воха, ты-то умный человек, чего это в тебе
толстовство проснулось, и ты начал рассуждать, как некие чистоплюи,
которые тут время от времени появляются. Статья Лурье не является предметом
литературы и не может стать поводом для литературной дискуссии. В прошлом веке
за подобные пасквили вызывали на дуэль и всё. Я буду тем громче рукоплескать
всякому, чем грубее на него будут нападать. Эта статья достояна НАКАЗАНИЯ, а ни
в коем случае не ОБСУЖДЕHИЯ.
                                      Bye,  Uliy

--- email: burkin@a-vip.com
 * Origin: Только тех, кто лампы трут, Аладдинами зовут (2:5005/77.9)
 From : Boris Ivanov                        2:5025/38.11    Пон 14 Фев 00 07:48
 To   : Andrew Kasantsev                                    Втр 15 Фев 00 00:36
 Subj : Максим vs Румата. Было: Статья Лурье.
Здравствуйте, Andrew!

Вторник Февраль 08 2000 13:15, Andrew Kasantsev писал к  Boris Ivanov:

 AK>  Мне помнится у БНС были где-то воспоминания, что ОО делалась примерно
 AK> как Чакра кентавра впоследствии - типа - а вот сляпаем уж такой
 AK> боевичок! Хотели - как хуже, а получилось - как всегда... ;)

Если так, то обидно. Но, по-моему, братья поняли, что общего решения задача о
вмешательстве/невмешательстве не имеет. А кроме того, на Земле только
вмешательство и имело место (одних землян в историб других), а в Космосе
реальная проблематика будет (когда и если) ближе к "Солярису", чем к ТББ.
И перешли в другой регистр.

С уважением, Boris

--- boris_writer@hotmail.com
 * Origin: IMHO!... IMHO!... IMHO!! IMHO!!! IMHO!!!! (c) 7 dwarf (2:5025/38.11)
 From : Vitaly Bychkov                      2:5020/1637.13  Вск 13 Фев 00 23:50
 To   : Andrew Tupkalo                                      Втр 15 Фев 00 05:56
 Subj : Re: кypт воннегyт
Пpиветствyю, Andrew!

12 февpаля 2000 23:22, Andrew Tupkalo -> Dmitry Akentyev:

 AT>   А в словарь посмотpеть?

 AT>   Угy. Осталось только Лyкасy под декорацию попасть. ;)

Ага, под фанерный Imperial StarDestroyer в натypальнyю величинy. :)))))

WBR, Vitaly

--- GED3 3.00.Beta5+
 * Origin:  Что-то ждет нас там... И это - не человек...  (2:5020/1637.13)
 From : Serg Rygin                          2:5053/11.40    Пон 14 Фев 00 21:28
 To   : Ljuba Fedorova                                      Втр 15 Фев 00 05:56
 Subj : Смеpть-лампа для фантаста...
Привет Ljuba!

13 Фев 00 23:48, Ljuba Fedorova -> Swiatoslaw Loginov:
 LF>      Я тебе отвечy абсолютно на все интеpесyющие тебя вопросы только
 LF> после того, как ты ответишь мне на мой единственный, заданный тебе в
 LF> дискyссии этого же толка, на который с тех пор ты так и не ответил:
 LF> почемy атеисты yтопили в Твери стаpика-аpхиепископа в нyжнике?
 LF>     Почемy?
Почемy церковники сожгли Джордано Бpyно и еще многих? Может начнем считать
сколько атеистов погибло от pyк инквизиции и сколько археепископов от pyк
атеистов? Стоит ли намекать на соломинкy в глазy оппонента, имея бревно в
собственном?

Serg

...  о-но! Извольте без акцентyаций!...
--- GoldED/W32 3.0.1 {powered by _/FidoJam/_ 3.0}
 * Origin: Home, sweet Home (2:5053/11.40)
 From : Oleg Sverdlov                       2:5015/149.7    Пон 14 Фев 00 10:28
 To   : Pavel Viaznikov                                     Втр 15 Фев 00 05:56
 Subj : Re: Статья А.Лурье
Приветствую, Pavel!

метОда ведения споров, согласно которой
решаюшим аргументом в споре становится нахождение
изъянов в личности оппонента, меня лично не устраивает.

Вы ищете в написании статьи личные причины, личные обиды
и ангажированность. При желании, можно найти все.
По-моему, люди в фэндоме просто забыли, что такое
"литературная критика".

Кроме того, не расскажете ли публике, где, когда и при
каких обстоятельствах А.Лурье "получил по соплям" ?
Очень интересно.

09 Фев 28 07:45, Pavel Viaznikov разговаривал(а) с Oleg Sverdlov:

 PV> - Так и Вы приписываете, чудак Вы эдакий.

Я пытался суммировать отзывы. А Вы даете определения абстрагированной
личности автора статьи.

 PV> - Чушь Вы несёте, голубчик. Каких газет?..

Советских, 70-х годов, когда клеймили всяких отщепенцев, и отъезжантов.

 PV> Просто вся первая часть
 PV> блудословия Лурье - попытка доказать себе, что он молодец, что уехал.

Почему Вы считаете, что ему обязательно надо что-то доказывать? Он вполне
счастливо тут живет, насколько я знаю.

 PV> Я согласен, не всё тут хорошо и даже довольно много неприятного, но
 PV> не
 PV> в том виде, в каком Лурье всё интерпретирует. Лурье просто остался в
 PV> прошлом, и не владеет ситуацией.

Разве для того, чтобы владеть ситуацией, надо обязательно жить изнутри? Разве
не достаточно смотреть телевизор, читать книги и газеты, интернет, фидо и
общаться с людьми?

А если живешь "изнутри", то скорее ситуация владеет тобой,
а не ты владеешь ситуацией.

Пожалуйста, расскажите всем (в том числе и А.Лурье, ему я передам),
где и за что он "получил по соплям" ?

 PV> - Вот я и говорю: лексика и стиль Лурье приличествовали бы "мелкому
 PV> коммерсанту, которого обставил конкурент". Точнее - лоточнику,
 PV> завидующему владельцу крупной фирмы.

Кого Вы считаете "владельцем" из раскритикованных авторов?

 PV> - Вот я и говорю: с Лурье никакой литературной полемики быть не может.
 PV> Пасквилянту следует дать по морде и выставить вон.

Имея подобный рецепт разрешения проблем, очень удобно
не реагировать на критику, в каком бы тоне она не была высказана.

 PV> - Чего там интерпретации. Что было то было.

Опять же. Почему Вы обрушиваетесь на личность человека, а не на автора
статьи?

 PV> - Так что можно возразить по поводу и существу недостойных (и
 PV> идиотских) личных нападок Лурье? Глупо возражать на недостойные и
 PV> неумные нападки. Их можно лишь назвать, определить. Вот я и говорю -

Очень жаль, что Вы увидели там лишь личные нападки. Напоминаю всем,
что лично А.Лурье ни с кем из упомянутых авторов не знаком. Разве что
шапочно. Как можно нападать на человека, с которым не знаком?

 PV> - А зря. Сами-то, батенька, даже не дилетант.

Мелкие намеки на возможную незаконченность
моего образования радуют желудок :-)

 PV> А когда Вас поправляют, обижаетесь. Право, нехорошо!

Я ждал, что будут исправления. Я не ожидал, что они будут высказаны
в таком тоне. Я перед Вами, по-моему, еще ничем не провинился.

 PV> - Какой стресс? Я вступил в сию статью, изучил обувь, определил
 PV> субстанцию, отряхнулся - и по своим делам...

И Вас при этом обильно вырвало на окружающих ...

 PV>                                        ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^?

 PV> Почему "the"?.. Какая-то очень своя культура?..

Имеется в виду Йен Бэнкс и серия его фантастических
книг о Культуре - коммунистической цивилизации, занимающейся в числе
прочего, прогрессорством. Consider Phlebas, State of the Art,
Use of Weapon, Excession, Inversions, etc.

На русский язык у Бэнскса переведены
Against the Dark Background, к циклу
о Культуре не относящийся, и пара детективных романов.

его страница http://kulichki.rambler.ru/antimiry/theculture/

 PV>                                                Pavel

С уважением, Oleg

                [Team Йен Бэнкс]  [Team The Culture]

... @O:\OLEG\taglines.lst
--- GoldED/W32 3.00.Alpha2+
 * Origin: New Hope Station, Israel (2:5015/149.7)
 From : panov@mail.com                      2:5083/62       Втр 15 Фев 00 01:30
 To   : Max Levenkov                                        Втр 15 Фев 00 05:57
 Subj : Re: сэр Грей

   Hi, Max !

On 14 Feb 2000 at 14:05, "ML", Max Levenkov wrote:

 ML> собственно  вопрос назрел. почему  Лукьяненко  называют сэр Грей, хотя
 ML> логичнее было бы называть его лордом? (Сергей из г.Алма-Ата)

А почему ты решил, что так было бы логичней?

--
Sincerely yours,
Eugene Panov & his ;)'s

Once a woman has given you her heart you can never get rid of the rest of her.
   -- Vanbrugh

--- Gnus/5.070099 (Pterodactyl Gnus v0.99) XEmacs/20.4 (Emerald)
 * Origin: Maranatha Station (2:5083/62.0)
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 14 Фев 00 23:44
 To   : Uliy Burkin                                         Втр 15 Фев 00 06:58
 Subj : аО. Ответ г-нy Лypье
Пpиветствyю, Uliy!

Было дело Tue Feb 15 2000, Uliy Burkin писал к Boxa Vasilyev:

 UB> рукоплескать всякому, чем грубее на него будут нападать. Эта статья
 UB> достояна НАКАЗАНИЯ, а ни в коем случае не ОБСУЖДЕHИЯ.

По-моему, она и писалась с расчетом на то, что уязвит многих и вызовет ответный
поток помоев. Так что лучше всего не оправдывать его ожиданий, а пpомолчать.
Сапиенти сат, а дураку сколько не говори, все бесполезно.

 From : Valery Shishkov                     2:5040/9        Втр 15 Фев 00 01:34
 To   : All                                                 Втр 15 Фев 00 16:51
 Subj : "Владычица Озера" Сапковского
   Hi!

Граждане! Кто прочитал "бумажный" вариант %Subj% - на чем там дело
кончается? Я пока прочитал только тот вариант, что проскочил по файл-эхе
BOOK. Так там кончается 6-й главой, где низушки банду мародеров перебили. И
что-то совсем незаметно, чтобы пан Сапковский решил всех главных героев
того, под корешок замочить...

--
/Valery

Потом пришел ихний авторитет по фамилии Модератор (еврей, наверное) и
расстрелял всех из плюсомета. Пара плюсов влетела в деревню. Сгорел
курятник.

--- Gnus v5.6.45/XEmacs 21.1 - "Bryce Canyon"
 * Origin: --== Illusory Town ==-- (2:5040/9.0)
 From : Alexander Gromov                    2:5020/185.17   Пон 14 Фев 00 08:36
 To   : Alex Mustakis                                       Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Мягкая посадка
Приветствую, Alex!

Friday February 11 2000 10:02, Alex Mustakis wrote to Alexander Gromov:

 AM> Какие-то у меня при этом ассоциации с Монстром возникли... недаром он еще
 AM> на свиноферму пpиземлился...

   Да уж. Почуял собрата по замкнутому циклу.

                                           С уважением, Alexander Gromov.

--- UNREG UNREG
 * Origin: Point system (2:5020/185.17)
 From : Alexander Gromov                    2:5020/185.17   Пон 14 Фев 00 08:38
 To   : Alexey Shaposhnikov                                 Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Мягкая посадка
Приветствую, Alexey!

Friday February 11 2000 09:17, Alexey Shaposhnikov wrote to Sergey Voronov:

 AS> Бледнея. Не надооооооооооооооооооооо !!!!! А то Громов(который Хоббита в
 AS> угол кинул) напишет.

   Уже писал когда-то очень давно, в ученичестве. Про дирижаблеподобные города,
плавающие в плотной атмосфере газовой планеты. Надоело, бросил.

 From : Alexander Gromov                    2:5020/185.17   Пон 14 Фев 00 08:48
 To   : Swiatoslaw Loginov                                  Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Мягкая посадка
Приветствую, Swiatoslaw!

Friday February 11 2000 15:43, Swiatoslaw Loginov wrote to Alexander Gromov:

 SL> А я откуда знаю? Я к нему ещё не возвpащался с той минуты, как отпустил
 SL> пастись. Сагир покуда на складе кукурузу получает, Никифоров бастуpму
 SL> жуёт, а Гоц ползает по скалам с кинокамерой, выслеживая куда более
 SL> сеpьёзного звеpя, чем копытень (какого -- не скажу, чтобы не
 SL> приватизировали). А копытень так и бегает бесхозный и будет ещё целую
 SL> главу бегать.

   Обожрется он в той комариной низинке. Без пригляда-то. Придется лечить, как
овцу, -- шилом в брюхо, газы вон. Иначе сдохнет.

 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Втр 15 Фев 00 02:44
 To   : All                                                 Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Близится yтpо (Холодные беpега-2)
From: Andrey Beresnyak <andreyb@cco.caltech.edu>

Hi, Wadim

WS> Скорее всего, "Тайна третьей планеты".

Правильно угадал. Хоть я и не смотрел "ТТП" энное кол-во лет,
цитаты все равно постоянно всплывают.

Андрей

============
"А говорит, что никуда не летает..."
 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Втр 15 Фев 00 02:56
 To   : All                                                 Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Смерть-лампа для фантаста...
From: Andrey Beresnyak <andreyb@cco.caltech.edu>

Hi, Elena

EK> Однако в слове "Бог", когда оно встpечается в статьях и рассказах,
EK> все наши редакторы, и верующие, и неверующие, пpавят маленькую букву
EK> на большую, исключая богов пантеонов и сложные случаи божбы. Почему?
EK> Потому что так положено по правилам современного русского языка, и
EK> только поэтому. ;) Абитуриент, который будет писать иначе, не
EK> поступит в институт, писатели тем более должны писать гpамотно.

Я так и не понял, ты шутишь или нет? Смайл стоит... Меня вроде учили
с маленькой писать. Я считаю, что так по правилам. Если правила успели
так резко измениться за последние годы, то это подозрительно, ты не
находишь?

EK> Происхождение этой языковой нормы (от немцев, не от немцев)

А немцы тут при чем? А, понял, у них все существительные с большой
буквы. :)) Так ты шутишь или нет?

EK> И вовсе мы, редакторы, не звери и не мpакобесы.

"Мы не бандиты, мы благородные пираты" :)

 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Втр 15 Фев 00 03:18
 To   : All                                                 Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Смерть-лампа для фантаста...
From: Andrey Beresnyak <andreyb@cco.caltech.edu>

Hi, Ljuba

LF> вопросами "почему", то почему атеистическая власть взорвала один из

_Официально_ это не была атеистическая власть. Церковь была отделена
от государства.

LF> новостроек, а восстанавливать "художественную ценность памятника
LF> архитектуры начала 18 века", фрески и прочие атрибуты, вроде заново
LF> отлитой звоницы, предлагает церкви, и сделать это монастырской
LF> общине нужно за свой счет?

По видимому, храм этот принадлежит общине, а не государству. Поэтому и
заботиться о нем должна община. Слово "заботиться" также не исключает
подачу судебного иска к РФ, как правопреемнице СССР, за нанесенный
ущерб. Кстати, если монахи так уж беспокоятся о "памятнике архитектуры
начала 18 века", почему бы им не передать его в собственность
государству? Пошла бы помощь из каких-нибудь гос. фондов.

LF> Почему тысячепудовый сеpебpяный иконостас государство pеквизиpовало
LF> и передало на поддержку революции Кемаля Ататюрка, а взамен как
LF> показывала раньше кукиш, так и показывает его сейчас?

Все -- через суд, иначе, как ты сама понимаешь, получится та же
экспроприация, только с другим знаком.

LF> и сколько нужно отвалить по-пpежнему атеистическим

"Сколько нужно отвалить" не имеет отношения к религии и церкви вообще,
это печальная современная российская действительность.

LF> Вы путаете веру с религиозностью, таинства с обpядами,...

А ты путаешь государство, отделенное от церкви с "атеистическим
государством". Ну и? :)

LF> почему атеисты утопили в Твери стаpика-аpхиепископа в нужнике?

Я отвечу вопросом на вопрос, хоть это и невежливо. Почему для тебя
важно, что эти, гм, люди, являлись атеистами?

 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Втр 15 Фев 00 03:53
 To   : All                                                 Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : "Владычица Озера" Сапковского
From: Andrey Beresnyak <andreyb@cco.caltech.edu>

Hi, Valery

VS> Я пока прочитал только тот вариант, что проскочил по файл-эхе
VS> BOOK. Так там кончается 6-й главой,

Места надо знать... (ц)

Хинт ушел мылом.

 From : Gorlum                              2:461/444.13    Вск 13 Фев 00 19:41
 To   : All                                                 Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Черная эстафета
RealName: Alex Omelchenko. Alias: Gorlum.

                                    Hello, All!

    Прочитал сабж Васильева. Разочарован. После "Волчьей натуры" ИМХО шаг назад.
Большой шаг. Буду ждать ВH-2.
    Кстати, "Идущие в ночь" уже выходили?

                                                  Gorlum, Our Preciouss.

> Жизнь ужасна и отвратительна! (c) 2:5061/15.49

--- Silicon Spider's Station
 * Origin: А вообще-то я белый и пушистый... (FidoNet 2:461/444.13)
 From : Boris Tolstikov                     2:5070/42.4     Втр 15 Фев 00 09:48
 To   : Swiatoslaw Loginov                                  Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Смерть-лампа для фантаста...
   Желаю здравия и процветания, Swiatoslaw!

14 Feb 00 13:06, Swiatoslaw Loginov ==> Ljuba Fedorova:

 SL> Люба, успокойся, выпей воды и подумай, что это же самое, слово в слово
           ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Имхо, это всем не помешает... Весеннее обострение, что ли?

   С уважением и благопожеланиями, Борис

bort@isea.irk.ru

--- ifmail v.2.14.os
 From : Max Levenkov                        2:5000/117.1    Втр 15 Фев 00 08:47
 To   : panov@mail.com                                      Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : сэр Грей
15 Feb 00 at 01:30, panov@mail.com wrote to Max Levenkov:

> [...]

 p> А почему ты решил, что так было бы логичней?

в ЛсПЗ тот же Сергей из города Алма-Ата. а Грей каким боком к автору привязан?
(вот например в Визитах автора все узнали, а тут...)

  /max

--- Мой желудок уже второй день думал, что мне перерезали горло.
 * Origin: powerlifting team (2:5000/117.1)
 From : Andrey Abramov                      2:5030/905.5    Вск 13 Фев 00 16:55
 To   : Vladimir Poukhov                                    Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Re^2: Разоблачение Anry (!)
Hello Vladimir Poukhov !

 VP>     Сколько страниц от "Войны и мира" можно оставить, что бы считать
 VP> новое произведение "оригинальной работой"?
 VP>     Или я что-то не понимаю?

Как нyжно перевести "Яpмаpкy тщеславия" В.Текеpея, что-бы не полyчилась "Война и
мир".

Andrey Abramov

 From : Alexey Shaposhnikov                 2:5092/1        Втр 15 Фев 00 08:16
 To   : All                                                 Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Разоблачение Анри. Часть вторая.
Hello everybody.

Утащил с DZ Online

==========
Рагу из синей птицы

е могу молчать!

Есть, есть в нашей сети кристально честные, вдумчивые и принципиальные люди! С
большим интересом и чувством глубокого удовлетворения прочитал музыкальную
статью Евгения Аренгауза об изо-семплинге. Своевременно и по делу поднял эту
непростую тему Евгений.

Дело в том, что не все еще изо-семплисты выведены на чистую воду. едавно мне на
глаза попалось так называемое творчество еще одного "новатора", скрывающегося
под псевдонимом "SOLO".

адо сказать что при просмотре его работ у меня сразу закрались какие то
нехорошие подозрения. Проведя долгие часы за изучением книг по исскуству я
выяснил очень интересные вещи. С картины под названием "Портрет икиты
Голованова" на меня смотрели рука, тулвище и фон из... что бы вы думали,
автопортрета К. П. Брюллова. Конечно, SOLO поменял на портрете лицо и узнать
картину великого русского художника довольно трудно, но для внимательного и
пытливого наблюдателя это не составит большого труда.

Разумеется, на основании одного случая нехорошо вешать на SOLO собак, простите
Брюлловых. о давайте посмотрим дальше. апример в "Допросе Анатолия Чубайса" явно
видится картина Б. Иогансона "Допрос коммунистов", а в "Борис Березовский. Всюду
нефть", несмотря на попытку SOLO ввести граждан в заблуждение названием работы,
похожим на "Всюду жизнь" А. Ярошенко, мы отчетливо видим "Тройку" В.Г. Перова.

Происхождение кусков не вызывает сомнений. Кстати, на картинке "Останкино"
здание чем-то напоминает Останкинскую телевизионную башню. Что оно там делает и
как туда попало? Почему все люди внутри башни стоят к нам спиной, а не передом?
Что нам хотел сказать этим "художник" остается загадкой. Вызывает множество
вопросов появление узла в центре. Почему там этот узел, как его там завязали,
если башня построенна из железо-бетона? Сколько при этом пострадало честных
налогоплательщиков? К сожалению, SOLO не дает на это ответа.

Особо интересны "Обложка журнала Автопилот", "Русское поле" и "Е ЖДАЛИ" - я не
уверен, но, по моему, тут пострадало не менее трёх художников. В этой связи даже
не хочется говорить о его известном батально-виртуальном полотне "Боярыню
Отморозило", являющемся форменным безобразием. Становится совершенно ясным и
объяснимым секрет успеха господина SOLO. Пользуясь малограмотностью редакторов и
руководящих работников крупнейших студий и издательств нашей страны, он
втирается к ним в доверие и строит свое благополучие на воровстве кусков великих
произведений мастеров прошлого, настоящего и будущего. Можно долго говорить о
морали и праве, общечеловеческих ценностях и мире во всем мире, ясно одно - в
наш кристально чистый и честный, не запятнанный пиратством и прочей гадостью
Рунет коварно пролез ловкий плагиатор и пройдоха, мастерило с компьютерной
мышкой, гадкий и беспринципный деляга, который отбивает хлеб и не дает пробиться
наверх талантливой молодежи. Ату! Загрызем его, гада! А гонорары поделим
поровну.

Алексей Соловьев
Сетевой исскуствовед
===========

Alexey

--- Джир о хитрозлобном якше GoldED+/W32. 1.1.3.1 издания
 * Origin: Cat's Lair BBS (2:5092/1)
 From : Mary Dmitrieva                      2:4631/108      Пон 14 Фев 00 13:12
 To   : All                                                 Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Cyborg women in science fiction
* Area : RU.SEXUAL.DIFFERENCE (RU.SEXUAL.DIFFERENCE)
* From : zlists@univer.kharkov.ua, 2:5020/1665 (Sat Feb 12 2000 03:06)
* Subj : [NIS_GS:] FWD: CFP: Cyborg women in science fiction
(Kharkov Center for Gender Studies)

Forwarded from another list:

> [...]
> to organise a conference on 'Cyborg Women'.  I would like to invite
> fiction writers who have written science fiction that contained
> characters who were basically, or at least in some guises, 'women',
> but who had some sort of cyborg body part or characteristic.
>
> Could anyone recommend to me any writer they have read or heard of?
> I am looking particularly for women writers, and women from anywhere
> in the world, but particularly Japan, Europe, Australasia and the
> United States.  But this list is not exclusive and any
> recommendations would be gratefully received.

Здоровенькi були, All!

думаю, на меня не обидятся за этот форвард. наверняка у нас найдется кому
достойно представить любою из стран бывшего Союза на этой конференции :)

  Нашли дурака! Я за вас свою работу делать не буду!..

Forever blue without you, Mary Christmas [TeamIScream] [BGxBG] [X-files]

--- It takes two to tango
 * Origin: Coito ergo sum (2:4631/108)
 From : Oleg Pozdeev                        2:5020/194.72   Втр 15 Фев 00 00:10
 To   : Ljuba Fedorova                                      Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Смерть-лампа для фантаста...
      Voice from the gleaming depths of the tomb:

Hail thee, mortal Ljuba Fedorova...

 LF> публицистику, котоpая слишком часто пишется за деньги и на заказ. А
 LF> за литератруное слово, за художественную книгу. Иначе - это клевета и
 LF> попадает под соответствующий пункт пpавил.

  А при чем тут литературное слово? Литературное слово запретить легко - не
давать издавать и все. Конечно можно издаться тайком, правда в Беларуси уже и
этого нельзя - там есть негласная религиозная цензура. Под церковными запретами
я имел в виду запреты встреч с писателями и т.п. Такую встречу (когда под нее
снимается какое-либо помещение) легко сорвать пригнав пару людей в сером.

  np: king crimson 'in the court...'

    [TEAM  << Всё пропало.>>]             Перед прочтением - съесть...
    [TEAM ZPC]

... Клуб Родиона Романовича Раскольникова ...
--- --------------------------------------------------------------------
 * Origin: I Am Certain, You Is Not. (2:5020/194.72)
 From : Oleg Pozdeev                        2:5020/194.72   Втр 15 Фев 00 00:15
 To   : Ljuba Fedorova                                      Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Статья А.Лурье
      Voice from the gleaming depths of the tomb:

Hail thee, mortal Ljuba Fedorova...

                                                            ^^^^^^^^^

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

 LF>       Ты перепутал пpичинно-следственные связи. Сильный - пpичина. Hе
 LF> нpавится - следствие. А не наобоpот.

  Мне, наверное, лучше знать, почему мне не нравится роман - отнюдь не потому,
что он сильный. Силы я в нем не увидел - скорее немощь и коммерческую ерунду.

[...]

 * Origin: Ph'nglui mglw'nafh Cthulhu R'lyeh Wgah'nagl fhtan. (2:5020/194.72)
 From : Oleg Pozdeev                        2:5020/194.72   Втр 15 Фев 00 00:18
 To   : Vlad Choporov                                       Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Статья Лурье
      Voice from the gleaming depths of the tomb:

Hail thee, mortal Vlad Choporov...

 VC> такой кpитике. Но если надо опровеpгнyть только один пyнкт  - то это
 VC> еще легче. Цитата пpо неyмение любить относится к Кепочке. А считать
 VC> главным героем ЛО Кепочкy - весьма оригинально и хаpактеpно.

  То есть оригинальность мышления есть моральное уродство, а посему не будем
смотреть в сторону мыслящего.

 VC>  Или аpгyменты критика противоречат дpyг дpyгy.

  Вроде нет.

 VC> ЗЫ: Впрочем, здесь yже говорили, что выпады Лypье носят личный
 VC> хаpактеp. Так что может это мое письмо и лишнее.

  А какой характер должна носить критика?

[...]

 * Origin: Вера христианска - [censored] есть. (2:5020/194.72)
 From : Oleg Pozdeev                        2:5020/194.72   Втр 15 Фев 00 00:20
 To   : Pavel Viaznikov                                     Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Статья А.Лурье
      Voice from the gleaming depths of the tomb:

Hail thee, mortal Pavel Viaznikov...

 PV> - Что такое здравур, всем известно: варенье со спиртом...

  Его много не выпьешь. Пасть слипнется.

 PV> - Что такого, обычный хронический вялотекущий цирроз... За вечность и
 PV> не к такому привынкешь...

   За малую толику вечности он превратится в настоящий ужас.

[...]

 * Origin: Thou shalt die. (2:5020/194.72)
 From : Boxa Vasilyev                       2:466/88        Втр 15 Фев 00 07:38
 To   : Gorlum                                              Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Re: Черная эстафета
   Буэнос ночес, о Gorlum!

Sunday February 13 2000, Gorlum writes to All:

 G>     Прочитал сабж Васильева. Разочарован. После "Волчьей натуры" ИМХО шаг
 G> назад. Большой шаг. Буду ждать ВH-2.

Это шаг в сторону.

 G>     Кстати, "Идущие в ночь" уже выходили?

Дважды

http://rusf.ru/boxa                                Rest beggars!
e-mail boxa@ahome.ru                          Boxa, бездарь из Николаева

--- GoldED 2.50.A0715+
 * Origin: Стрелял Гаврила в Фердинанда... (FidoNet 2:466/88)
 From : Wadim A. Sigalov                    2:405/333       Пон 14 Фев 00 23:22
 To   : Swiatoslaw Loginov                                  Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Мягкая посадка
                          Пламенный шалом, Swiatoslaw!

> [...]

 SL> сеpьёзного звеpя, чем копытень (какого -- не скажу, чтобы не
 SL> приватизировали). А копытень так и бегает бесхозный и будет ещё целую

    Ты еще на копытня посади пауков-семижвалов, которые будут жить с ним в
симбиозе, плести паутину-попону (чтобы твари зимой тепло было) и пожирать тех
комаров, которые решат копытня на хобот попробовать. Да, кстати, весной, когда
все цветет, роли меняются и уже копытни бегают от норовящих сьесть их комаров.
Во как. 8)

 SL> Святослав

   Леhитраот,
       Wadim
  mailto: was@freedom.usa.com                ICQ # 3210665

... Падеж с кота
--- GoldED/W32 3.0.1
 * Origin: -= Zero Point Station line #3, Netanya, Israel =- (2:405/333)
 From : Ruslan Krasnikov                    2:5063/10.40    Пон 14 Фев 00 20:15
 To   : Semen Druy                                          Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : RE:Близится yтpо (Холодные беpега-2)
Здрав будь, Semen!
Было такое письмо, написанное 08 Feb 00  01:47:20 Semen Druy k Andrey Shmarin на
тему "RE:Близится yтpо (Холодные беpега-2)".

SD> Я опять ехидничаю. :) Кстати, с тех пор yже одна дама весьма хpyпкого
SD> сложения пyблично пообещала мне свалить беднyю лошадь даже не yдаpом, а
SD> простым толчком. По-моемy, я заснyл и попал в какого-то Головачева.

Эта дама довольно долгое время занимается лошадьми, так что я склонен ей
доверять.

 From : Ruslan Krasnikov                    2:5063/10.40    Пон 14 Фев 00 20:25
 To   : Andrew Tupkalo                                      Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : RE:OLDNEWS N 2/2000 (51)
Здрав будь, Andrew!
Было такое письмо, написанное 09 Feb 00  20:53:08 Andrew Tupkalo k Boxa Vasilyev
на тему "RE:OLDNEWS N 2/2000 (51)".

BV> Двухместный люкс - 550 р в день. Номер какой-то там категории - 60
BV> р с

AT>   Четвёpтой. ;) Кстати, вчера в чате мне так никто и не объяснил: что же
AT> это за IV категоpия... ;)

А это нечто необъяснимое, типа второй степени свежести. ;)

 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Втр 15 Фев 00 09:55
 To   : Swiatoslaw Loginov                                  Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Смерть-лампа для фантаста...
Пpиветствyю, Swiatoslaw!

Было дело Mon Feb 14 2000, Swiatoslaw Loginov писал к Ljuba Fedorova:

 SL> Разумеется, пpавославная церковь не любит всё это мелкобесие, ибо видит в
 SL> магах и экстасенсах конкурентов, которые успешно уводят потенциальную
 SL> паству, а значит, снижают доходы.

Святослав, не так это. Ты валишь все в одну кучу, а на самом деле тут играют
роль многие фактоpы. И то, что православие действительно считает "мелкобесие"
духовным капканом для неопытных (скажи, что это не так!), и чисто социальные
моменты Церкви как организации -- внешние (необходимость pасшиpения,
финансиpования) и внутренние (стремление чиновников занять пост повыше в
иерархии).

А что до претензий Церкви на определение всего стpоя жизни -- так когда в
истории было так, чтобы власть (в данном случае и над душами) валялась под
ногами, а ее никто не подобpал? Рухнул один идеал, а свято место пусто не бывает
;)))

Сводить все стороны этого к доходам и к 15 pублям за вход -- это примитивный
марксизм какой-то. Из которого при развитии может последовать "вера" того же
качества и той же непримиримости, как и у уездного попика, пробующего наложить
лапу на местную газету, дабы не было "происков диавола".

 SL> Без всеобщего одобpямса никто бы ничего не взоpвал. Раз нашлись те, кто
 SL> закладывал заpяд, и раз все остальные не заслонили святыню своими телами,

А знаешь статистику репрессий верующих и священнослужителей? Не надо говорить о
телах, им был уготован другой путь... Побеждает лучше оpганизованная система,
так вот, в тот момент система государственного "атеизма" была организована
лучше. И материального в ее поведении было куда больше -- все то же устранение
конкурента да грабеж ценностей.

Это я не к тому, чтобы развести спор, у кого негров вешают, а к тому, чтобы
аргументы выбирать пpавильнее. Насчет одобpямса с гулагом за левым плечом.

 From : Boxa Vasilyev                       2:466/88        Втр 15 Фев 00 10:20
 To   : All                                                 Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : Очередные статьи из Израиля
   Буэнос ночес, о All!

=== Cut ===
Луч тьмы над седьмой частью света

П.Амнуэль

Мне приходилось слышать, что литературного процесса на русском языке
в Израиле не существет. Русскоязычный литературный Израиль - это,
мол, провинция России и сопредельных стран. Процессы идут там, в
Москве и Питере, на худой конец - в Киеве и Харькове, а в Тель-Авиве
и Иерусалиме литература лишь откликается на то, что там аукнется.

Спорить не стану. В конце концов, для того, чтобы происходил процесс,
чтобы шла ядерная реакция создания литературных шедевров, нужна
критическая масса, а где ее в Израиле взять, если всех литераторов
здесь столько, сколько в приличном российском городе районного
масштаба?

Что ж, примем в качестве гипотезы, что без изучения литературных
процессов, происходящих на просторах бывшего СССР, израильским
литераторам вряд ли удастся двигаться к сияющим вершинам
профессионализма. И гипотеза номер два: то, что происходит в
литературе СНГ есть именно самостоятельный и самодостаточный процесс,
а не повторение задов литературных движений, уже имевших место в
других странах, скажем - в США.

Не обо всей литературе, разумеется, пойдет речь, а о той ее части,
которой сам я много лет занимаюсь, - о фантастике.

*   *   *

Была, помнится, советская фантастика, а в ней - имена.
Двадцатые-сороковые годы: Булгаков, Беляев, Казанцев, Немцов.
Несопоставимые авторы? Конечно. Но и Булгаков, и Немцов - каждый
по-своему и в меру таланта или его отсутствия - определяли суть
литературного процесса в советской фантастике тех лет. Можно сколько
угодно называть Немцова бездарным графоманом, но разве не из спора
именно с этим лидером так называемой фантастики ближнего прицела
возникла в пятидесятых "Туманность Андромеды" Ефремова?

Оттепель шестидесятых дала фантастике имена того же Ефремова, а также
Стругацких, Альтова, Днепрова, Варшавского... Новые направления:
фантастика идей, фантастика социальных предвидений, фантастика
предупреждений. И даже в застойных семидесятых литературный процесс
имел свое продолжение - можно спорить о том, куда этот процесс был
направлен, но ведь двигалось что-то, даже если это был процесс
вбивания гвоздей в гроб социальной фантастики.

В 1991 году скончался в возрасте семидесяти четырех лет Советский
Союз, с ним почила в бозе и советская литература - фантастика в том
числе. Процесс развития советской фантастики завершился, оставив в
памяти читателей несколько имен и несколько десятков названий.
Спросите сейчас у молодых, покупающих фантастику в магазинах русской
книги: читали ли они Варшавского или Ларионову, Гора или Гуревича?
Впрочем, можете не спрашивать, ответ предсказуем.

Что ж, процесс завершился - да здравствует процесс! Исчезла советская
фантастика, возникла российская (будем называть ее так, хотя на
русском языке пишут не только в России, но и на Украине, и в
Белорусии, и в Эстонии...). Старых добрых авторов читать перестали
(ну о чем они писали? О коммунизме, спаси Господи... о противостоянии
социальных систем, надо же...), а новые были еще мало кому знакомы.
Рыбаков, Лазарчук, Столяров, Лукины, не говоря о Лукьяненко. Кто это?

К тому же, перестройка и гласность дозволили издать по-русски
западную фантастику. Лавина эта обрушилась на российского читателя в
начале девяностых и современную русскую фантастику задавила, как
асфальтовый каток подминает пусть новенький, но все же велосипед.

Кстати, о велосипеде. Это не просто сравнение, это тоже констатация
факта: ознакомившись в полном объеме с творчеством Азимова,
Хайнлайна, Саймака и десятков других признанных на Западе корифеев,
российские читатели выяснили, что фантастика СССР, а затем и молодой
России, хотя и казалась новаторской, но во многом повторяла идеи,
приемы и направления, бывшие популярными в англоязычных странах еще
лет двадцать, а то и сорок назад. Советские фантасты изобретали
велосипед, и не их в том вина. Таковы издержки литературного
процесса, если он происходит независимо в одной, отдельно взятой
стране.

В начале девяностых русские читатели заделывали брешь в своем
образовании и с упоением погружались в миры Брэдбери, Бестера,
Андерсона...

Погрузились и затосковали. Нет, не по западному жизненному уровню,
что о нем-то думать, все равно Америку уже не догнать и не перегнать.
Настала тоска по литературе о ЗHАКОМОМ. Тоска по ЗНАКОМОМУ герою.
Чтобы Васей звали, а не Джоном. И чтобы действие происходило в Москве
или Московской области. Можно и в современности, но лучше в будущем.
Еще лучше - в прошлом, потому что современная российская
действительность приятных ощущений не вызывала, будущая - подавно,
осталось почти никем из фантастов не описанное героическое прошлое.
Не реальное прошлое, разумеется, и даже не то фантастическое прошлое,
которое описывал Пикуль, а прошлое, которого и быть не могло.

В российскую фантастику в начале девяностых пришел поджанр фэнтези,
открытый полвека назад Толкиеном и развившийся необычайно в западной
фантастике лет двадцать назад. Этот очередной велосипед был изобретен
в России молодыми авторами Громовым и Ладыженским (пишущими под
псевдонимом Олди), а также Перумовым, написавшим многотомное
продолжение "Властелина колец".

Надо быть справедливым - в те недалекие годы существовали (и вполне
могли бы развиваться!) другие поджанры. Рыбаков написал "Очаг на
башне" - фантастический роман о любви, и "Гравилет "Цесаревич" -
роман об альтернативной России, где в конце ХХ века правит царь, а
коммунизм есть всего лишь одна из религиозных конфессий. Логинов
написал "Многорукого бога Далайна" - роман-игру, где создан был
действительно незаемный мир, а литературный процесс в российской
фантастике (ведь не фоном же на самом деле этот процесс создается, а
личностями!) сразу сделал мощный рывок. Б.H.Стругацкий, написав под
псевдонимом "С.Витицкий" роман "Поиск предназначения", тоже внес свой
вклад в развитие процесса. Не скажу, что вклад оказался очень
весомым, но по крайней мере по части профессионализма Витицкий
преподал молодым серьезный урок.

В 1992 году в Санкт-Петербурге впервые собрался конвент любителей
фантастики и писателей-фантастов Интерпресскон, и тогда же возникли
три литературные премии в области фантастики: "Интерпресскон"
(присуждаемый фэнами), "Странник" (присуждаемый
писателями-профессионалами) и "Бронзовая улитка", лауреата которой
называл единолично Б.H.Стругацкий.

Если литературный процесс можно измерить в каких-то единицах, то одна
из таких единиц - премии, присуждаемые за лучшие книги года.
Проследить за тем, как менялась ситуация в американской фантастике,
можно, если взять в руки список лауреатов премий "Хьюго" и "Небьюла".
Вы увидите, как восходила звезда Хайнлайна, как менялся облик
фантастики с появлением таких имен, как Ле Гуин, Бестер и Эллисон. В
России роль такого индикатора играли премии "Интерпресскон",
"Странник" и "Бронзовая улитка".

Премию профессионалов "Странник" получили последовательно романы
"Иное небо" Лазарчука, "Там, где нас нет" Успенского, "Поиск
предназначения" Витицкого, "Чапаев и Пустота" Пелевина, "Эфиоп"
Штерна. Любители отдали свои голоса "Гравилету "Цесаревич" Рыбакова,
"Многорукому богу Далайна" Логинова, "Мягкой посадке" А.Громова,
"Посмотри в глаза чудовищ" Лазарчука и Успенского. Hе буду говорить о
плюсах и минусах каждого из этих произведений. Вряд ли, к тому же,
роман "Чапаев и Пустота" может быть отнесен к традиционно понимаемой
фантастике. Как бы то ни было, достаточно взглянуть на список, и вы
увидите полное отсутствие в нем самого популярного в России поджанра
фантастики - героической фэнтези. Есть здесь роман-игра Логинова и
сказочный мир Успенского, альтернативная Россия романов Рыбакова и
Лазарчука и жесткий фантастический реализм Витицкого. Кстати, и
литературный уровень перечисленных произведений соответствует тому,
что имеется в виду под понятием "процесс" - Рыбаков заметно
прогрессировал от "Доверия", написанного в годы застоя, Логинов
прыгнул выше головы, написав "Далайна", а Лазарчук перерос свои
прежние произведения в "Ином небе".

Если судить по присужденным премиям, то основная тенденция в русской
фантастической литературе просматривалась четко: нежелание авторов
писать о том, о чем писали фантасты советского времени - о будущем.
Хорошо, о светлом коммунистическом будущем а-ля "Туманность
Андромеды" писать стало даже и неприлично, поскольку ни одна из
существовавших политических тенденций в это будущее не вела. Но ведь
можно было писать о будущем со всеми его проблемами, о будущем,
которое могло бы возникнуть на самом деле - неужели авторам
(талантливым фантастам!) это было неинтересно?

Рыбаков написал еще в семидесятые годы роман "Доверие" -
прогностическую антиутопию о коммунизме, и это было сильно, хотя по
художественным достоинствам роман был далек от уровня написанного в
1992 году "Гравилета "Цесаревич". Но в это время Рыбакова уже не
интересовало будущее. Его, как многих в России, мучил вопрос: "Что мы
потеряли?" История сослагательного наклонения не знает, но
фантастическая история только сослагательным наклонением и
пользуется. Что было бы, если бы в 1917 году не случилось революции?
Как жила бы Россия - не в ХХII веке, любимом советскими фантастами, а
сейчас, в девяностые годы века ХХ?

История свихнулась в начале века, и русские фантасты посчитали своей
задачей исправить ошибку. Это, впрочем, было очередное изобретение
велосипеда - альтернативная фантастика стала популярна на Западе и
прошла свой пик еще лет трицать назад. И кстати, западные фантасты,
если на то пошло, жанру не изменяли. Они все-таки писали о будущем -
и Хайнлайн в цикле рассказов "Истории будущего", и Андерсон в романах
о Патруле времени, где будущее, а не настоящее являлось точкой
отсчета, да и об Азимове с его "Концом Вечности" забывать не следует.
А "Иное небо" Лазарчука так и вовсе стало интерпретацией на
российский манер известного романа Дика "Человек в высоком замке".

=== Cut ===

http://rusf.ru/boxa                                Rest beggars!
e-mail boxa@ahome.ru                          Boxa, бездарь из Николаева

--- GoldED 2.50.A0715+
 * Origin: Пришел, увидел, офигел. (FidoNet 2:466/88)
 From : Boxa Vasilyev                       2:466/88        Втр 15 Фев 00 10:21
 To   : All                                                 Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : 2/3
   Буэнос ночес, о All!

=== Cut ===

Но это частности. Суть же заключалась в том, что лучшие русские
фантасты бросились переписывать историю и завершали ее сегодняшним
днем - и в "Гравилете", и в "Чудовищах", и даже в стоявшем особняком
"Чапаеве".

История государства российского фантастов не удовлетворяла, и на
манер советских историков они создали собственное видение прошлого.
"Мягкая посадка" Громова, роман, действие которого относится к ХХI
веку, стала исключением, подтверждаюшим правило, а "Времена негодяев"
Геворкяна, роман, получивший "Бронзовую улитку" в 1996 году, даже и
исключением не стали, хотя герои этого произведения живут в двадцатых
года будущего века. Этот роман - та же историческая ирреальность,
возврат к России прошедших веков. И еще одну особенность романа
Геворкяна нужно иметь в виду, если говорить о том, что он не стал
исключением: магия. В романе, написанном в стиле, вполне
реалистическом, действуют маги, способные менять реальность с помощью
методик, выходящих за пределы научного понимания.

Эти две тенденции и стали главными в развитии русской фантастической
литературы: исправление собственной истории и использование
магических сил. Обе тенденции легко прослеживаются в романе "Посмотри
в глаза чудовищ" Лазарчука и Успенского. И еще мысль о том, что до
нынешнего состояния Россию довели некие темные силы явно
потустороннего или мистического происхождения.

*   *   *

На последнем утверждении нужно остановиться. Речь пока шла о лучших
произведениях русской фантастики, удостоенных премий и определивших
направление литературного процесса. Но лучшее - это еще не все.
Лучшее - это лодка, которая мчится на гребне огромного литературного
вала. Кажется, что именно эта лодка определяет движение
стремительного потока. Лодка наверху, поток внизу. Но на деле именно
поток несет лодочку, и именно поток определяет направление движения.
Лодочник может, конечно, попытаться свернуть в сторону, но... Тогда
получается то, что случилось с романом Рыбакова "Человек напротив" -
рынок это произведение не принял, поток этот роман смял и отбросил за
ненадобностью. То же, кстати, произошло и с "Мягкой посадкой",
исключением, подтвердившим правило.

Фантастика потока переняла идеи "передового отряда" и довела их до
полной рыночной востребованности: исправление истории и влияние
магических сил. А тут еще увлечение фэнтезийными мирами - по сути, та
же магическая игра с историей, но в более широком, мировоззренческом
плане. К середине девяностых рынок русской фантастики состоял уже
почти нацело из произведений авторов именно этого направления, премий
не получавших, но восторженно принятых "средним" читателем,
определяющим тиражную политику издательств. Это Громов и Ладыженский
(Генри Лайон Олди) с их многочисленными интерпретациями мифов разных
народов, Перумов с его не менее многочисленными интерпретациями мира
Толкиена, супруги Дяченко с их многочисленными магическими мирами
"а-ля рус", а также Хаецкая, Валентинов, Бояндин, Васильев... Тома,
тома, тома...

Каюсь, ни одну из эпопей я не дочитал до конца. Да что там - даже до
конца первого тома. Все это - велосипеды, да еще и с лишними
колесами, которые, к тому же, катятся в разные стороны. На Западе
давно уже существовала такая фантастика, часто - вовсе не лучше
русской по качеству: Говард, Асприн... Но в той же фэнтези работал
Желязны, и если его произведения назвать фэнтезийными утопиями, то
почти всю российскую фэнтези следовало бы отнести к антиутопическому
направлению. Герои Валентинова, Олди, Перумова, Семеновой вроде бы
борются со злом, но сами являются злом нисколько не меньшим, потому
что убивают, не думая, а порой и наслаждаясь самим процессом (нет, не
литературным, а сугубо физическим).

Если судить о тенденциях в русской фантастике не по элитным
произведениям, а по валу, то вывод следует простой и очевидный: в
фантастике исчез культ разума, место его занял культ силы, причем не
простой физической силы, а силы магической, иррациональной. Победе
этого направления легко можно найти обоснования в современном
состоянии российского общества - жизнь, мол, такая, вот фантастика ее
и отражает в своих зеркалах.

Все верно. Однако лавина рыночной фантастики - это все-таки не сам
литературный процесс, а его искаженное отражение для массового
читателя. Процесс породил лавину, но стал ее частью, и похоже,
фантасты, творящие процесс, этого еще сами не осознали. Вряд ли роман
"Посмотри в глаза чудовищ", будь он издан в девяносто четвертом,
получил бы премию - все-таки в те недалекие годы фантасты более
вдумчиво относились к истории и ее интерпретациям. Но после того, что
сотворили с русской историей авторы героических фэнтези, роман
Лазарчука и Успенского действительно представляется разумным взглядом
на вещи.

И еще: лавина привела в резкому падению чисто литературного,
художественного уровня произведений. Не только творцы вала, но и
живущие на все уменьшающиеся гонорары авторы-лауреаты вынуждены
писать больше и, соответственно, хуже. Последние романы Лазарчука не
дотягивают до "Иного неба", а "Эфиоп" Штерна ("Бронзовая улитка" и
"Странник" 1998 года) в сравнение не идет с его блестящими рассказами
более раннего периода.

Может быть, именно поэтому Б.H.Стругацкий присудил "Бронзовую улитку"
1999 года сразу по двум номинациям (средняя и малая форма - повесть и
рассказ) произведениям малоизвестного пока автора Василия Щепетнева
"Седьмая часть тьмы" и "Позолоченная рыбка". Все-таки, по
литературному уровню это близко к Рыбакову, что не так уж плохо и
позволяет говорить, что процесс не пошел вспять. А кроме того, это
опять новая российская история - тоже как бы возврат на прежние,
середины девяностых, достаточно высокие позиции, попытка вырваться из
мчащейся и все смывающей лавины и направить литературный процесс в
русло, более свойственное русской литературе в целом.

Во всяком случае, размышляя о причинах, по которым корифей фантастики
отдал предпочтение произведениям Щепетнева, я не нахожу иных причин.
И в то же время понимаю, что ответ этот вряд ли соответствует
действительности. Не мог Б.H.Стругацкий не видеть, что на самом деле
"Седьмая часть тьмы" всплыла именно из нынешнего вала, а не родилась
как следствие литературного процесса, имевшего место в начале
девяностых. Но теперь-то, получив премию, эта повесть стала
определять именно процесс, как в свое время "Гравилет "Цесаревич" и
"Многорукий бог Далайна".

И потому, чтобы уяснить направление, в котором движется русская
фантастика, необходимо разобраться в феномене Щепетнева более
подробно.

*   *   *

О чем повесть? На первый взгляд это один из многочисленных вариантов
альтернативной истории России, и уже хотя бы поэтому "Седьмая часть
тьмы" не может служить знаком, вехой или указателем направления.
Hачинается повесть с событий, происходивших в России в 1911 году -
молодой человек по имени Дмитрий готовится совершить террористический
акт. Вот он тренируется в стрельбе из браунинга, вот входит в театр,
видит, как садится на свое место в партере тот, кого надлежит убить,
потому что это негодный человечек, да что человечек, того хуже -
сатрап. Собственно, Дмитрий вовсе не такой уж большой патриот, но он
был стеснен в средствах, и ему заплатили...

Фамилии не называются, но читатель понимает - сейчас произойдет
убийство Столыпина. Вот Дмитрий подходит к министру, поднимает
браунинг, и...

Перебивка, и автор указывает время действия следующей части: 1933
год. К дальнейшему чтению приступаешь, понимая, казалось бы,
авторский замысел: показать, какой могла бы стать Россия, если бы
Столыпин остался жив. Hормальная "альтернативка". Помнится, в
рыбаковском "Гравилете" и замысел, и воплощение были более
впечатляющими, да и стилистически "Седьмая часть тьмы" напоминает
роман Рыбакова, но как всякое подражание эта повесть менее
талантлива.

Однако все не так просто, как показывает чтение уже нескольких
следующих страниц. Да, 1933 год, да в России все еще царизм, и на
троне находится император Алексей, сын умершего уже Hиколая II. И
адмирал Колчак, естественно, жив и здравствует, и готовится отплыть в
Антарктику на ледокольном судне "Георгий Седов". Между тем
продолжается война с Германией, где на троне восседает кайзер, но
огромна политическая роль Коминтерна. Скоро этой войне придет конец,
и можно будет начать другую - против Америки.

"- Идеальный противник. (Это говорит царю адмирал Колчак - А.П.)
Далекий, поэтому воевать можно бесконечно долго. А когда страна
воюет, управлять ей куда проще, чем мирной. Даже не управлять -
командовать".

Между тем некий химико-физик Вабилов готовится в Ревеле получить
Нобелевскую премию за необыкновенное лекарство РУВ - Русскую
Универсальную Вакцину, одна капля которой дает постоянный иммунитет
от ужасной болезни инфлюэнцы (тот же Вабилов изобретает страшное
оружие - бактериологическую бомбу). А по улицам бегают машины заводов
"Русобалт", в воздухе летают дирижабли, персонажи разговаривают друг
с другом на языке дворян конца прошлого столетия - авторская
ностальгия по прошлым временам (тоже, кстати, сколок с "Гравилета",
где подобный недостаток был едва ли не главным).

Постепенно начинаешь понимать, что описанием предполагаемого убийства
Столыпина автор попросту вводил читателя в заблуждение. Не произошло
в то время исторической развилки, не могло убийство или спасение от
смерти одного человека, пусть и министра, привести к таким быстрым
изменениям в мире. Причем не в мире политики, хотя и это должно иметь
логическое оправдание, а в мире науки и техники. Где самолеты? Почему
автомобилестроение застыло на уровне 1911 года? Откуда, из каких
дебрей теории, взялась машина пространства-времени?

=== Cut ===

http://rusf.ru/boxa                                Rest beggars!
e-mail boxa@ahome.ru                          Boxa, бездарь из Николаева

--- GoldED 2.50.A0715+
 * Origin: Правый дизель сошел с фундамента (FidoNet 2:466/88)
 From : Boxa Vasilyev                       2:466/88        Втр 15 Фев 00 10:21
 To   : All                                                 Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : 3/3
   Буэнос ночес, о All!

=== Cut ===

Нет, это не альтернативная Россия, это просто другая Россия, и мир
другой, придуманный. Впрочем, это не недостаток. Ну, показал автор
читателю фантик от одной конфетки, а внутри оказалась совсем другая -
это дело автора, почему бы и нет?

Действительно, почему бы в Германии не быть в 1933 году
кайзеровско-комминтерновскому режиму, а не фашистскому? И почему бы в
коминтерновской Германии не быть радиостанции "Свобода", вещающей на
императорскую Россию? И почему бы вице-директором на "Свободе" не
быть самому Льву Давидовичу Троцкому?

Хорошая идея, хотя и не в характере реального Троцкого, но автор
имеет право на вымысел. Как, впрочем, и на вымысел иного рода: в
отделе у Троцкого работает некий Владимир Ильич Лернер, женатый, как
вы понимаете, на Надежде Константиновне, естественно, тоже Лернер.
Вот вызывает Троцкий Лени... простите, Лернера и выговаривает ему:

"- Ваши приемы, ваши методы, ваши аргументы устарели. Они годились, с
оговорками, в начале века, розовый флер ожиданий, смутные планы,
теоретические дискуссии. Но сейчас-то, сейчас! Не время
витийствовать! Наш центральноевропейский союз воюет!.. Мы на войне,
где хороши все средства, я подчеркиваю: все! А вы, Владимир Ильич! Вы
берете на себя роль обличителя, старого бранчливого дядьки..."

И Владимир Ильич слушает, потупя голову. Действительно, Германия
воюет и все-таки находит средства для Коминтерна и для "Свободы".
Симпатии к этим героям нет у автора, не может ее быть и у читателя.
Ну действительно, что за еврейские штучки - агитировать русских на
революцию за немецкие деньги?

А что это за другие еврейские штучки - придумывать невидимые лучи
смерти по личному поручению принца Константина? Только профессор
Лейба Канович способен на такое - создать прожектор, излучающий в
лучах, расположенных за красной частью спектра.

А тем временем еще один еврей по имени Семен Блюм приезжает с самой
Молдаванки в Америку, чтобы вместе с неким Моше Лозинским участвовать
в поистине великом деле - создании мощнейшего оружия: атомарной
бомбы. И другой великий еврей по фамилии Эйнштейн как раз в это время
(пользуясь, естественно, своей формулой "е равно эм це в квадрате")
создает машину, с помощью которой можно переместить любой предмет в
любое время и любое место.

И эта еврейская компания отправляется (в сопровождении американских
генералов) к президенту Рузвельту, чтобы убедить его в том, что
Россия, которая уже, похоже, создала свою атомарную бомбу, вот-вот
бросит ее на Hью-Йорк. Для этого достаточно одной-единственной
русской подводной лодки, которая подплыла бы к устью Потомака. А
Эйнштейн с Блюмом могут с помощью нового аппарата бомбу перехватить,
а энергию взрыва направить... ну, понятно куда. Чтобы русским
неповадно было.

И вот довольный Сеня Блюм отправляется осуществлять акцию возмездия
против русских на судно с названием... Подумайте сами, как может
называться такой корабль? Чтоб вы знали: "Маккаби". Почему нет?

А тем временем в Германии агенты секретной службы являются к
господину Лернеру и производят арест Надежды Константиновны, которая,
оказывается, всю жизнь работала на царскую охранку, ибо, в отличие от
мужа, была истинной патриоткой России. "Господи, неужели и в Сибири
Наденька была ко мне приставлена?" - думает бедняга Лернер.

А тем временем в самой России не происходит ничего, что говорило бы о
том, что этой стране уготовано великое будущее. Политические дрязги,
попытка сместить императора, начать новую войну, создать
бактериологическое оружие. Если евреи (Троцкий, Лернер, Блюм,
Эйнштейн...) устраивают против России мировой заговор, то Россия,
возможно, стоит того? Недаром автор вводит такой диалог царевича
Александра с его воспитателем:

"- Мир включает в себя шесть частей света, - пояснял воспитатель, -
Европу, Азию, Африку, на которую вы, Александр, сейчас и смотрите, а
также Австралию, Антарктиду и Америку.

- А Россия? Она ведь и больше, и богаче, и сильнее Америки, правда?

- Именно так, Александр. Россия - своего рода особая, отдельная часть
света, но в географическом смысле...

- Седьмая, да? - Сашенька недавно выучился считать до десяти, и вовсю
пользовался обретенным знанием - пересчитаны были столы и пони,
офицеры лейб-гвардии и прилетавшие на террасу сороки.

- В некотором роде, да.

- А части тьмы? Я их не вижу, - Сашенька обошел глобус, присел,
разглядывая внизу.

- Нет, частей тьмы география не знает".

Назвав свою повесть "Седьмая часть тьмы", Щепетнев таким образом
определил свое отношение и к собственной родине...

А тем временем "Маккаби" выходит в океан, и, как это нынче принято в
литературе, в том числе и в фантастической, автор предоставляет
написание финала читателю: я, мол, поставил проблему, а как дело
закончилось - думайте сами. Яркая вспышка, Сеня Блюм теряет
сознание...

И финал после финала: в киевском театре Богров стреляет из своего
браунинга, и по залу разносится вопль:

- Убили! Столыпина убили!

Ну вот, все вернулось на круги своя. А могло быть и так...

Нет, не могло. В повести нет ни логики истории, поскольку мир до 1933
года развивался так, как хотелось автору, ни логики
научно-технического развития. Альтернативного мира не получилось,
получился мир придуманный от начала до конца, мир, в котором
сконцентрировались все страхи автора. Страх перед еврейским мировым
заговором и страх перед Россией, которая ни при императоре, ни при
коммунистах не станет светлой частью суши.

*   *   *

Объясняя на заседании Интерпресскона, почему он остановил выбор на
повести Щепетнева, Б.H.Стругацкий сказал:

- Это талантливо, это настоящая фантастика и настоящая литература.

В то время я еще не успел прочитать "Седьмую часть тьмы" и спросил у
сидевшего рядом знакомого писателя-фантаста, действительно ли повесть
так хороша.

- Удивительным образом Щепетневу удалось написать вещь одновременно
антисемитскую и русофобскую, - был ответ. - Может ли это быть
талантливо? И надо ли это награждать?..

Наверное, надо было. Ведь Б.H.Стругацкий понимал: для литературного
процесса в русской фантастике повесть Щепетнева может стать знаковой.
Она отражает страх русского человека перед еврейским мировым
заговором (посмотрите телевизор, где евреев уже, похоже, обвиняют
даже в московских взрывах) и страх русского человека перед
непредсказуемой судьбой собственной родины, способной и бомбу на
Hью-Йорк бросить, и беспрерывную войну вести, и заговоры устраивать
против государя-императора.

В российском вале фантастики уже появлялись творения и антисемитские,
и русофобские, и всякие другие. Но это не было талантливо и пропадало
для процесса. А теперь вот Щепетнев выловил таки из этой мутной воды
то, что рвалось к поверхности, и огранил это нечто литературным
талантом.

Если в будущем году премию получит произведение о том, как евреи с
помощью машины времени вывезли в прошлое весь русский народ и
оставили его там погибать под пятой динозавров, я не удивлюсь. Не
удивлюсь даже тому, что премию вручит лично Б.H.Стругацкий.

Корифей фантастики, сам будучи евреем, прекрасно понимает, что
процесс - штука объективная. Б.H.Стругацкий всего лишь констатировал
факт и зафиксировал его в истории русской фантастики. Интересно,
сколько понадобится времени для того, чтобы идеи "Седьмой части тьмы"
овладели массами?

=== Cut ===

http://rusf.ru/boxa                                Rest beggars!
e-mail boxa@ahome.ru                          Boxa, бездарь из Николаева

--- GoldED 2.50.A0715+
 * Origin: Кватирки-дев'яносто п'ять мають померти! (FidoNet 2:466/88)
 From : Boxa Vasilyev                       2:466/88        Втр 15 Фев 00 10:21
 To   : All                                                 Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : И еще одна 1/2
   Буэнос ночес, о All!

=== Cut ===
И ЗАТОНУЛА ЛОДКА...

П.Амнуэль

Литературные премии в области фантастики присуждаются в России дважды
в год. Весной - обычно это происходит в начале мая - любители
фантастики, собравшись на Интерпресскон, присуждают премию с тем же
названием лучшим произведениям прошедшего года. Тогда же свою именную
премию "Бронзовая улитка" вручает патриарх русской фантастики Борис
Натанович Стругацкий. А несколько месяцев спустя собираются
писатели-фантасты и присуждают премию профессионалов "Странник".
Иными словами, разбираются друг с другом по гамбургскому счету,
поскольку в жюри этого конкурса входят, в основном, те, кто уже
получал премии и кто еще надеется получить их в будущем. Не уверен,
что от такого расклада счет получается действительно гамбургским, а
не дружески-договорным, но эту гнусную инсинуацию я прошу уважаемого
читателя во внимание не принимать - доказательств этого утверждения у
меня нет, разве что косвенные улики, по которым никакой суд не
вынесет обвинительного вердикта.

Весной Б.H.Стругацкий сказал свое веское слово о состоянии русской
фантастики, присудив "Бронзовую улитку" двум произведениям
малоизвестного автора Василия Щепетнева "Седьмая часть тьмы" и
"Позолоченная рыбка". О том, куда может завести российскую фантастику
первое из этих произведений, я уже рассуждал в статье "Луч тьмы над
седьмой частью света" ("Окна", 7.10.1999). "Неужели, - думал я, читая
эту повесть, одновременно антисемитскую и русофобскую, - неужели
авторы-профессионалы тоже отдадут Щепетневу пальму первенства?" Ждать
решения жюри профессионалов оставалось недолго - премия "Странник"
была вручена в конце сентября на съезде писателей-фантастов под
Санкт-Петербургом. Скажу сразу: Щепетнев остался без "Странника". И
это вроде бы успех здравого смысла российских фантастов.

Если, конечно, на этом поставить точку.

В номинации "крупная форма" (роман) "Странника" удостоился очень
популярный нынче в России фантаст Сергей Лукьяненко за опубликованный
в прошлом году роман "Ночной дозор". И эта акция (если речь
действительно идет не о милом междусобойчике, а о гамбургском счете)
сразу показала, во-первых, на какое именно место в мировой фантастике
претендует ее российская ветвь, и во-вторых, куда на самом деле
направлен происходящий в российской фантастике литературный процесс.
Щепетнев как бы обозначил своим произведением идеологический и
идейный базис российской фантастической литературы, а Лукьяненко - ее
нынешнее качественное состояние.

*   *   *

Год назад во время обсуждения кого-то из российских авторов на
заседании клуба любителей фантасткии при библиотеке Сионистского
форума я, помню, посетовал на засилье фэнтези и однообразие сюжетов и
стиля. В ответ один из фэнов, читатель-профессионал высокого уровня
(убежден: читатель не меньше, чем автор книги, может быть
профессионалом) заметил: "А вы Лукьяненко читали? Это не фэнтези, это
настоящая научная фантастика. Вы говорите, что в фантастическом
произведении необходима новая идея. Так вот, в каждой вещи Лукьяненко
новая идея есть".

Я припомнил все вещи Лукьяненко, читанные к тому времени, новых идей
там, на мой взгляд не было, но, может, я просто не все читал?
Пришлось восполнить пробел, и одним из прочитанных тогда романов стал
как раз "Ночной дозор". А также "Холодные берега" и "Линия грез".
Прочитав и не обнаружив, к сожалению, ни одной фантастической идеи,
которую можно было бы обсуждать серьезно, я порадовался тому, что
Лукьяненко ни разу не получил ни одной из престижных премий. Это, на
мой взгляд, свидетельствовало о том, что и любители фантастики, и
профессионалы, и тем более сам Б.H.Стругацкий понимают, что по
большому счету произведения Лукьяненко относятся к тому виду
фантастики, который не может и не должен направлять литературный
процесс. Эти произведения могут пользоваться огромной популярностью у
читателей, ими могут зачитываться любители всех возрастов и полов, но
никому не придет в голову присуждать таким вещам премии, как никому и
в страшном сне не привидится, скажем, Нобелевка по литературе или
хотя бы Букер, присужденные душещипательным романам Даниэлы Стилл или
даже куда более качественным творениям Стивена Кинга.

Судьба Лукьяненко, на мой взгляд, - типичная история способного
(может, даже очень способного) литератора, ввергнутого в пучину
литературного вала. В начале девяностых издатели (в прошлом, в
большинстве своем, кстати, бывшие фэны) искали имена, на которых
можно было быстро сделать большие деньги. Нужны были книги, которые
легко читать, где много пресловутой "экшн", где кровь льется рекой, а
герой мыслит блоками типа "добро - это хорошо, зло - это плохо" или
"догнать, убить, а там разберемся". Такими стали фэнтези Перумова и
Олди (чуть позднее - Дяченко), а вне этого поджанра - произведения
Лукьяненко и Лукина.

Литературный вал - это не ручеек, русло которого можно заполнить
одним талантливым произведением. Вал - это много. Олди с середине
девяностых публиковали по два романа в год, а Лукьяненко - и того
больше. В последнее время ситуация стала еще более критической. После
17 августа 1998 года резко уменьшились гонорары, и автор, если он
успел стать профессионалом и живет только на деньги, вырученные за
литературный труд, вынужден писать чуть ли не втрое больше, чтобы
получить хотя бы столько, сколько всего год назад. Согласно
своеобразному закону литературной компенсации качество текста обычно
обратно пропорционально его количеству, так что вывод о том, в какую
сторону развивается творчество автора, определяющего литературный
вал, на мой взгляд, очевиден.

"Ночной дозор" - роман о том, как в современной Москве действуют,
сменяя друг друга, две группы - "светлые силы" и "темные силы".
"Темные" действуют почему-то днем, а "светлые" ночью исправляют все,
что наворотит вечное и неугомонное зло. Между "темными" и "светлыми"
существует договор, который ни одна из сторон не нарушает: одним -
день, другим - ночь. Разумеется, в мир является некое зло, и "темные"
хотят прибрать его себе, увеличив свою силу, а "светлые",
естественно, стараются зло (точнее, его ничего не понимающего в
ситуации носителя) уничтожить. Это - идея романа, и я не очень
понимаю, чем она отличается от аналогичных идей многочисленных
фэнтези, где тоже добро борется со злом, то побеждая, то отступая. Ах
да - действие-то происходит в современной Москве, а не в вымышленном
мире! Но в остальном... Если от того, что героя фэнтези переодеть в
джинсы, а вместо меча дать ему в руки "макарова", произведение
становится научно-фантастическим, то, конечно, "Ночной дозор" это
научная фантастика.

Впрочем, не будем разбираться в определениях. В "Ночном дозоре" нет
масштабности и видимой убедительности "Иного неба" Лазарчука
("Странник" 1994 года), искрящегося юмора "Там, где нас нет"
Успенского ("Странник" 1995 года), профессионализма, выделяющего
"Поиск предназначения" Витицкого ("Странник" 1996 года), я уж не
говорю о том, что "Ночной дозор" даже и сравнить невозможно ни с
романом Пелевина "Чапаев и Пустота" ("Странник" 1997 года), ни с
"Эфиопом" Штерна ("Странник" 1998 года). Гораздо легче (поскольку это
бросается в глаза) перечислить то, чего в "Ночном дозоре" нет, чем
то, что там есть. Хорошего литературного языка в этом романе, кстати,
нет тоже.

Впечатление такое, будто на смену литературе неожиданно пришел
ширпотреб, и жюри "Странника" оказалось не в состоянии отыскать в
российской фантастике ничего, о чем можно было бы говорить серьезно,
а потому вынуждено было отдать премию Лукьяненко, ибо нужно же было
кому-то ее отдать!

А не правильнее ли было бы вообще не присуждать в нынешнем году
"Странника" и тем спасти хотя бы собственное профессиональное реноме?
Или отдать премию роману Михайлова "Вариант И", обозначенному в
номинации, - вещи, далеко у этого автора не лучшей, но все же более
профессионально сделанной, если иметь в виду пресловутый гамбургский
счет? А ведь в номинации присутствовали еще "Кого за смертью
посылать" Успенского и "Год Лемминга" А.Громова - вещи, по крайней
мере более интересные по замыслу...

Кстати, любопытный нюанс. Голосование по тому же номинационному
списку в те же дни проводилось и в Интернете - на сайте русской
фантастики. Устроители опроса писали: "Вот и проверим, насколько
мнение читателей совпадет с мнением профессионального жюри". К
сожалению, совпало. К сожалению для жюри - читателей-то понять можно,
они любят Даниэллу Стил, мексиканские телесериалы и голливудские
боевики, так что им и Лукьяненко мил. Но жюри... Но гамбургский
счет...

И еще одно замечание: всего 5% посетителей Интернета отдали свои
голоса лауреату премии Интерпресскон-99, роману Лукина "Зона
справедливости". Странно, не правда ли? Мнение "среднего потребителя"
фантастики не совпало с мнением "профессиональных" любителей, но
оказалось таким же, как решение жюри писателей-профессионалов.

=== Cut ===

http://rusf.ru/boxa                                Rest beggars!
e-mail boxa@ahome.ru                          Boxa, бездарь из Николаева

--- GoldED 2.50.A0715+
 * Origin: Алкоголь малыми дозами полезен в любом количестве (FidoNet 2:466/88)
 From : Boxa Vasilyev                       2:466/88        Втр 15 Фев 00 10:22
 To   : All                                                 Втр 15 Фев 00 16:52
 Subj : 2/2
   Буэнос ночес, о All!

=== Cut ===

Вывод, который, на мой взгляд, следует из этого любопытного
сопоставления: литературная фантастическая элита России сдалась
наконец под натиском вала. Первым признаком стала "Бронзовая улитка"
Щепетнева, а "Странник", присужденный Лукьяненко, лишь поставил
жирную точку.

Все нормально. Процесс идет. Направление очевидно: от фантастических
идей к их видимости, от литературного стиля к его имитации, от
многозначности фантастической прозы к ее мнимой многозначительности.

Подтверждение этого вывода я нашел в романе, о котором много говорили
даже прежде, чем он успел выйти в свет. О новинках сейчас узнают
через Интернет. Там же можно и купить книгу, которую хочется
поставить на полку. Расширяя свою деятельность, российский
интернет-магазин "оЗон" решил не только продавать книги, но и
издавать их. Первым изданием "оЗона" (совместным с питерским
издательством "Terra Fantastiсa") стал роман "Рубеж", для создания
которого объединили свои усилия лучшие русские авторы, пишущие в
поджанре фэнтези: Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов, Сергей и
Марина Дяченко. Пять авторов (поскольку Олди - это тандем Дмитрия
Громова и Олега Ладыженского) написали большой роман-фэнтези, в
котором читателю предлагается фантастическая интерпретация Каббалы.

Насколько эта интерпретация фантастична, можно судить хотя бы по
тому, что от всей глубины тайного еврейского учения осталось лишь
понятие о неких Сосудах, переходы между которыми охраняются
ангелами-малахами. На деле Сосуды ничем не отличаются от уже
привычных параллельных миров, так что, если говорить серьезно, то
Кабала в романе присутствует сугубо формально, чтобы придать сюжету
пикантность - как же, впервые в русской фэнтези использованы элементы
еврейской мистики, да еще и одним из героев книги становится еврей по
имени Юдка Душегубец.

Поскольку действие происходит в фантастическом мире, то и еврей
совершенно фантастичен (точнее, не еврей, а жид, ибо авторы, якобы
перенеся действие в Малороссию тех еще времен, используют и то еще
обозначение национальности).

Вот, к примеру, как Юдка Душегубец (он же Иегуда бен-Иосиф)
разбирается в кашруте:

"Я с опаской поглядел на ближайшее блюдо. Было дело - пытались
свинину подсунуть. Повар (смешно сказать - тоже жид, как и я), когда
его на стайне кнутом охаживали, все вопил, что мясо кошерное,
поскольку свинья рылом вышла точь-в-точь меламед из харьковского
хедера.

Веселый был повар!

Был.

Нынешний такого себе не позволяет. На блюде была телятина, на
соседнем - рыба. Ага, у гоев сегодня постный день! Никак не привыкну.
Намудрили эти Моше с Иошуа Бен-Пандирой! Вместе бы и постились!"

К святой субботе у тамошнего жида (служащего, кстати, сотником у
пана) тоже отношение двойственное:

"Выходит, сегодня шаббат! Вэй, совсем ты грешником стал, Иегуда
Бен-Иосиф! Сколько же мицв ты нарушил? И можно ли в шаббат посты
проверять? Впрочем, в "Мишне" мудро сказано: если нельзя, но очень
надо..."

Честно скажу: больше всего мне понравилось, когда Юдка-Иегуда,
оказавшись в передряге и положив немало противников, подумал: "Вэй,
как плохо быть жидом - даже перекреститься нельзя!"

И не нужно смеяться. Авторы ведь не этнографический роман написали, а
героическую фэнтези, то есть создали в воображении такой мир, какой
им захотелось, и персонажей ввели по собственному усмотрению - имели,
кстати, полное право, о чем специально сообщил в предисловии
писатель-фантаст Станислав Логинов:

"Братец Гримм-старший, который родился два года спустя после полета
братцев Монгольфье, вовсю собирает украинский фольклор. А затем и
вовсе появляется с детства знакомый пасичник Рудый Панько, поминая
некоего щелкопера, который его, пасичника, байки на великоросской
мове тиснул, а теперь, надевши "Шинель", гуляет по "Невскому
проспекту".

...Но позвольте, господа хорошие, откуда в пятнадцатом веке взяться в
Малороссии табаку или хоть той же бульбе? Колумб открыл Америку в
самом конце века, и не могли произрастания Нового Света столь прочно
внедриться в быт.

А вот, скажем, кто сумеет ответить, сколько весил Тарас? ...Весу в
козаке было триста двадцать семь с половиною кило. При такой тучности
Тарасу Бульбе было не коне скакать, а ног таскать не можно".

И правда, почему Гоголю можно, а пяти современным авторам - нет?

Да по одной простой причине: Гоголю НУЖЕН БЫЛ такой герой, как Тарас
- гротескно огромный, и табак, который курили казаки, тоже был нужен,
чтобы колорит создать. В "Тарасе Бульбе" нет ничего случайно, и
упоминание о табаке не дает читателю оснований подозревать Гоголя в
незнании истории.

Фантастические же выверты придуманного в "Рубеже" мира абсолютно
произвольны, с легкостью могут быть заменены на иные и не важны ни
для сюжета, ни для идеи. А потому иначе, как небрежность авторов,
расценены быть не могут.

Сюжет романа, кстати, более чем стандартен и, по меткому определению
уже упоминавшегося выше профессионального любителя фантастики, являет
собой нечто среднее между Майн Ридом и мексиканским телесериалом.
Оригинальная идея и вовсе отсутствует (если не считать таковой
истовое желание Юдки перекреститься).

Иными словами, у "Рубежа" есть все качества для того, чтобы стать
бестселлером: привычный сюжет, видимость философической глубины,
борьба добра со злом (это уж непременно!), эпический финал. И самое
главное: пафос, заключенный буквально в каждой фразе. Не могу
удержаться от цитирования. Вот Юдка Душегубец рассматривает портрет в
альбоме. Вроде бы простое занятие, но как многозначительно:

"Париж!

Жалко, что ни года, ни имени. Но если на большом портрете - батюшка
пана Станислава, то и здесь, конечно, он. А вот мальчик... Неужто сам
пан Станислав?

Вэй, да зарежьте меня, глупого бестолкового жида, если это он!

Пани Сале поднесла пальчик к губам, закрыла альбом, отложила в
сторону.

Значит, не один я что-то заметил!

Ладно.

Рискнуть?

Рискнуть!

Язык Исключения, наречие, неведомое ангелам..."

И еще, чтобы вы не думали, что этот пример - единственный. Это тоже
Юдка:

"Взглянул он в глаза Пленнику, то ли случайно, то ли заподозрив что -
и провалился в пропасть.

В ЧУЖУЮ пропасть.

В бездны чьей-то памяти.

Да, пан Мацапура умен! Не испугался (а может, испугался, да себя
преодолел) - и проверить решил.

На мне.

На своем верном псе Юдке.

Так-так...

Интересно, что моему пану привиделось? Нет! Hе привиделось!

Что ОН заставил моего пана увидеть?

Кто же ты, Пленник?"

Кстати, если бы все это (и многое-многое другое) было записано в
строку, а не многозначительным столбиком, роман стал бы вдвое меньше
по объему. Русским авторам, в отличие от Дюма, за каждую строку не
платят, поэтому нельзя подозревать их в том, что, создавая подобные
тексты, они просто хотели заработать. Следовательно, речь идет о
сознательной конструкции, которую обычно обожают графоманы и от
которой бегут уважающие себя литераторы. Hо ведь это то, что нужно
рынку! А рынок, то есть клиент, всегда прав...

*   *   *

Все. Лодка русской фантастики окончательно утонула в потребительском
вале, авторы-фантасты подняли весла, даже не пытаясь грести против
течения, а счет, который когда-то называли гамбургским, стал обычным
банковским счетом, куда можно перечислить гонорар. И уже не луч тьмы,
а черная туча опустилась над седьмой частью света, как над
булгаковским Ершалаимом.

Весной 2000 года соберутся в Питере на Интерпрессконе
профессиональные фэны, и если "Рубеж" не получит премии, я с радостью
признаю, что ничего не понял в литературном процессе, происходящем в
мире русской фантастики.

*   *   *

Одновременно с обсуждением номинантов "Странника" в Интернете прошла
любопытная дискуссия на тему "О кошмарном языке всей современной
русской фантастики". После трехдневных пререканий итог дискуссии
подвел некто, спрятавшийся под псевдонимом "и.г.":

"Автор может вовсю кувыркаться вокруг абстрактных идей, но, как
заметил Уитмен, - никуда не денется от своих писаний. Из каждой
строчки выглянет именно его, авторский, взгляд на мир окружающий,
именно его - автора - внутренний мир. Мне кажется, что с этим-то в
произведениях нынешних наших авторов все в порядке - за каждой
строчкой слышится шелест дензнаков, нудный стук по клавишам,
неприязнь ко всему окружающему и водка, водка, водка..."

Остальные участники дискуссии с этим согласились.

http://rusf.ru/boxa                                Rest beggars!
e-mail boxa@ahome.ru                          Boxa, бездарь из Николаева

--- GoldED 2.50.A0715+
 * Origin: Свиньи бисеру не имут (FidoNet 2:466/88)