 From : Dmitriy Gromov                      2:461/76.2      Суб 30 Дек 00 08:33
 To   : All                                                 Суб 30 Дек 00 12:12
 Subj : Справочник "Фантасты современной Украины": Угрюмова Виктория.
* Crossposted in KНARKOV.AUTHORS
* Crossposted in RU.FANTASY
* Crossposted in RU.FANTASY.ALT
    УГРЮМОВА Виктория Илларионовна - родилась 4.05.1967 в Киеве. Образование
высшее гуманитарное. С 1984 по 1991 год работала зам. начальника отдела кадров
КГИК, 1991-1995 - руководителем экологической группы.
    Начнем с того, что практически все, что бросается в глаза с первого взгляда,
категорически не соответствует действительности.
    Известная писательница, автор популярного фэнтезийного цикла из четырех
романов о Кахатанне - богине Истины, романов "Мужчины еa ia?ou", "Двойник для
Шута", "Дракон Третьего рейха" и других сочинений, широко известных в кругах
поклонников (не только творчества). Это неправда. Потому что писательницей она
стала как бы невзначай: один писатель, заслушавшись ее рассуждениями о
литературе, спросил сгоряча:
    - А не могли бы Вы сочинить роман?
    - Почему нет? - не задумываясь ответила Виктория, до этого не написавшая и
десятка страниц, связанных общим замыслом.
     И через три месяца фэнтезийный роман родился на свет, читателям он известен
под названием "Имя богини". После опубликования роман довольно быстро разошелся
и даже получил премию как лучший дебют.
    Другой подобный случай. Газета "Киевские ведомости" сделала попытку издавать
литературную страничку. Редактор литотдела Владимир Жовнорук обратился к
авторам, которых знал, с просьбой принести свои рассказы. Виктория Угрюмова
осведомилась:
    -А о чем?
    -Да о чем угодно! В идеале - о реальной жизни, но чтобы с каким-то
сказочным, фантасмагорическим налетом. Но в течение двух недель, не позднее.
    -Я попробую,- великодушно согласилась Угрюмова: в отличие от первого раза -
с романом - она была уже менее опрометчива в обещаниях.
    Рассказ о житейских приключениях в некой псевдокоммунальной квартире был
готов на следующее после разговора утро. И не только он. А еще и несколько эссе
о киевских улицах, буквально пропитанные мистическим реализмом и какой-то
доверчивой влюбленностью в эти древние дома с их полубезумными обитателями, в
эти покрученные деревья в Мариинском парке, где на каждой ветке восседает своя
очень символическая птица, в сам непостижимый дух славянского вечного города.
    И наконец последний пример угрюмовских литературных аустерлицев. Автор этих
строк как-то предложил Виктории попробовать себя в жанре газетного романа. К
тому времени она была уже опытным автором, поэтому осторожно поинтересовалась:
    -А что, собственно, вкладывается в это понятие?
    Пришлось объяснить, что образцами следует считать "Трех мушкетеров" и
"Парижские тайны", главное, чтобы каждая газетная подача читалась как бы
законченным фрагментом, но обязательно обрывалась на самом интересном месте.
    Роман получил завлекательное заглавие "Мужчины ее мечты" и - примечательная
вещь - многие сотрудники редакции "Вечерних вестей", где публиковался роман,
выстраивались в очередь, чтобы прочесть в наборе еще не напечатанные куски.
    Хорошо, это, так сказать, об угрюмовском пути в литературу. А о жизни?
    Она производит впечатление хрупкой миловидной женщины с загадочной
претензией на аристократичность в манерах: такая тихая, обходительная и даже
где-то беззащитная. Не стоит поддаваться обманчивому внешнему впечатлению! На
самом деле Виктория Угрюмова - это некая эволюционная верхушка генетического
айсберга, в зависимости от настроения она утверждает, что в ее жилах бурлит
взрывоопасный коктейль то ли из шестнадцати, то ли из восемнадцати кровей, а
корни произведших ее родов уходят в совершенно неприличное для совдеповских
граждан прошлое (а вот это документально подтвержденная правда!) В результате
породилась личность ну очень экзотическая и настолько сильная, что смогла
вычленить из нашего мира свой собственный оазис, вдобавок организовать его
исправное функционирование по совершенно непонятным и неприемлемым для нас -
жителей внешнего мира - законам.
    Если человек способен создать свой собственный мир в действительности, то
сочинять романы ему сам Бог велел.
    Так что же она все-таки пишет? О чем и - главное - почему?
    Из вышеизложенного следует, что жесткой тематической привязки ее творчество
не имеет. Цикл о Кахатанне - это натуральное фэнтези со всей типичной
атрибутикой - мечами, колдовством и неразделенной любовью. Основное достоинство
- это интересно читать, особенно, тем, кто интересуется подобной литературой.
Основной недостаток - то, что в романах одновременно действуют люди, сверхлюди,
нелюди, колдуны, мифические существа, новые боги, древние боги и вдобавок
легендарные герои. Разобраться в иерархии их возможностей, в смысле, сколько
тысяч людей может положить одним взмахом руки, например, новый бог смерти, во
сколько раз больше их способен прикончить бог смерти, но древний, или определить
исход стычки какого-нибудь легендарного героя, озаренного любовью, с
парой-тройкой колдунов, чьи злобные силы приумножает такой-то именно амулет, для
читателя порой сложнее, чем доказать Великую теорему Ферма. А это как бы важно,
ибо в романах постоянно кто-то с кем-то сражается, кровь всех цветов радуги
льется бурнокипящими потоками, целые королевства лихо стираются с лица земли за
неполный календарный месяц, то есть, за вычетом выходных и праздничных дней.
    Лично мне первый роман цикла показался наиболее удачным, возможно, потому
что масштабность замысла еще не начала в нем мешать раскручиванию
приключенческо-любовной интриги. Hесмотря на демонстративную фэнтезийность, этот
роман как бы земнее, а значит, живее, и вызывает более непосредственный
читательский отклик.
    Но все вышесказанное - предельно поверхностный подход. Попробуем копнуть
поглубже. Главная героиня - женщина, богиня Истины, поначалу таковой себя не
осознающая, а затем стоически несущая свой крест. И автор романа - женщина тоже.
Автоматически напрашивается вывод о том, что мы имеем дело с так называемой
женской прозой. Увы и ах или слава Богу, но сей вывод неверен в принципе.
Никаких тебе душевных метаний и переживаний, никаких инстинктивных, неосознанных
порывов, никакой исконной женской сущности, словом, ничего личного. За
исключением, быть может, смутной тоски по кому-то сильному, надежному и
понятному, в цикле романов эта тоска носит имя Бордонкая.
    Во многом сходен с циклом о Кахатанне роман "Двойник для Шута":
фантастический мир, императоры, маги, драконы, могучие благородные рыцари и
проницательный начальник тайной службы. Роман выстроен очень крепко, может быть,
чересчур рационально, временами сюжетные рельсы начинают даже раздражать. И еще,
на мой привередливый взгляд, угнетает многословие, происходящее не от того, что
фразы строятся неумело - Боже упаси!, а потому что автор явно стремится поведать
все: и биографию каждого персонажа, и содержание древних легенд, и расположение
каждой комнаты или зала каждого дворца, хотя нередко это и так понятно из
контекста.
    В "Двойнике для Шута" абсолютно четко проявляется одна из главных
особенностей творчества (мировосприятия?) Виктории Угрюмовой: в нем как бы нет
отрицательных персонажей. Положительные просто подавляют своим благородством,
мудростью, готовностью к самопожертвованию, но и отрицательные тоже вызывают
уважение, потому что зло они творят во имя достижения собственных великих целей
и восстанавливая поруганную в их представлении справедливость. Этот момент я
хочу подчеркнуть особо: Виктория не желает писать про людей мелких, подлых и
скверных, каждый из ее героев заслуживает как минимум сострадания. Вторая
особенность: несмотря на всю фантастичность действа, разворачиваемого в
творчестве Угрюмовой, у нее действует строгий лимит на чудеса. Более того,
складывается впечатление, что на настоящее чудо, то есть, волшебство, по ее
мнению, способны не боги или маги, а как раз обычные люди, охваченные великой
страстью - любовью или ненавистью, чувством дружбы или чувством долга. Честно
говоря, это подкупает. И находит отклик у читателей, как это принято говорить,
"всех возрастных категорий".
    Несколько особняком стоит сочинение "Дракон Третьего рейха". Оцените сами:
средневековое королевство со своими дворцовыми интригами и семейными распрями,
неумелые колдуны, слабо представляющие последствия своей волшбы, орды туземцев,
так и норовящие отловить и попировать каким-нибудь капитаном Куком, и посреди
всего это привычного для фэнтези антуража действует великолепно выписанный
экипаж экспериментального танка из состава вермахта, который волею авторской
фантазии потихоньку воюет и с туземцами, и с русскими партизанами, угодившими в
тот же невозможный переплет. И все это занимательно и весело, с мягкой иронией и
ненавязчивым юмором. В целом можно сказать, что это фантастическая юмореска,
умело развернутая до размеров полноценного романа. И написано это прежде всего
потому, что автору захотелось развеселить не столько публику, сколько себя саму.
Что ж, имеет право.
    И если уж вешать ярлыки, то творчество Виктории Угрюмовой можно отнести к
довольно редкому ныне направлению РОМАНТИЧЕСКОГО ФЭНТЕЗИЙНОГО РОМАНА, хотя
фэнтези без романтики как бы и не существует. И у меня невольно складывается
впечатление, что все написанное и изданное ею - лишь первая необходимая ступень,
лишь неторопливый поиск своей главной темы. И я убежден, что в будущем этот
автор нас не только заинтригует и развлечет, а и заставит задуматься о вещах
предельно серьезных. О смысле жизни, например. И о судьбе, которая может стать
если не послушной лошадью в упряжке, то по крайне мере попутным ветром в паруса.
И о том, что за право выбора, за право жить так, как считаешь нужным, всегда
приходится платить свою, порой непомерную цену.
    Сочинения:* Имя Богини. - СПб.: Азбука, 1998; Обратная сторона вечности. -
СПб.: Азбука, 1998; Огненная река. - СПб.: Азбука, 1998; Двойник для шута. - М.:
Махаон, 2000; Африка // Киевские ведомости. - 1997. - 23 сентября; Фиолетовый
рыцарь // Киевские ведомости. - 1997. - 14 октября; Путеводитель для гнома //
Киевские ведомости. - 1997. - 18 ноября; Лодочник // Порог. - 1999. - N 5;
Баллада о клетчатом зонтике // Майдан. - 1998. - N 1; Правила для слонов //
Перекресток. - 1999. - N 1; Апостол исключения // Hовая юность. - 1999. - N 10;
Сорок тысяч жизней Чарльза Форта // Редкая птица. - 2000. - N 1.

    А. Кочетков

    * В 2000-ом году в серии "Азбука-Fantasy" издательства "Азбука" (СПб) вышли
также романы В. Угрюмовой "Пылающий мост" - завершающая часть тетралогии
"Кахатанна"; и роман "Дракон Третьего Рейха".
 * Origin: H Oldie (2:461/76.2)
 From : Vladislav Zarya                     2:5020/175.2    Птн 29 Дек 00 05:48
 To   : Boris Tolchinsky                                    Суб 30 Дек 00 15:23
 Subj : Женщины в книгах и в жизни
From: "Vladislav Zarya" <zarya@baikalwave.eu.org>

Приветствую Вас, Boris!

Thu Dec 28 2000 19:46, Boris Tolchinsky wrote to Andrey Solomatov & All:

 BT> Прогресс ничтожен. Как и прежде, женщины становятся
 BT> правительницами, чаще номинальными, реже реальными, либо по пpавy
 BT> наследования (1), либо как преемники (2) харизматического лидера (отца,
 BT> мyжа), либо в силy сложившейся yникальной политической ситyации (3). Как
 BT> и прежде, правление женщины пpедставляется наpyшением традиции, явлением
 BT> скорее экстремальным, чем ноpмальным.

  Исчерпывающе.

 BT> И впpавдy не надо. Давайте лyчше насчёт женщин y Юлии Латыниной.
 BT> Как наpодy образ госyдаpыни Касии? ;)_

  Есть у меня подозрение, что один из основных источников этого образа -
последняя императрица манчжурской династии в Китае Цы Си (кстати, ее
ты, вроде, не перечислил). В частности, потому что она "была приведена
во дворец неграмотной крестьянской девочкой, среди сотен ей подобных"
и прошла путь от наложницы низшего разряда до правящей императрицы,
не постеснявшись мужеубийства и сыноубийства.

Всех благ! Владислав

 From : Vladislav Zarya                     2:5020/175.2    Птн 29 Дек 00 06:09
 To   : Monster                                             Суб 30 Дек 00 15:23
 Subj : За что Хаэнляйнену дали Грандмастера?
From: "Vladislav Zarya" <zarya@baikalwave.eu.org>

Приветствую Вас, Monster!

Thu Dec 28 2000 15:59, Monster wrote to Vladislav Zarya:

   Насчет фамилии в сабже. Это был у меня один товарищ, который собирал
различные искажения фамилии Хайнлайна в советской прессе. Так это была
жемчужина коллекции.

 M> А за что, не подскажешь?

   Грандмастера дают "по совокупности". Конкретно Хайнлайн, я думаю,
заработал своего Грандмастера и вообще то уникальное место, которое он
занимает в американской фантастике, тем, что первым практически
продемонстрировал всем читателям, что фантастика это не только литература
идей, но и просто - литература. До него на литературную форму фантасты в
США почти не обращали внимания, а он привлек целый арсенал методов,
позволяющих сделать интересным не только то, _что_ рассказывалось, но и
_как_ рассказывалось. Конечно, по нынешним временам этот арсенал уже не
производит того впечатления, что-то выглядит просто примитивно. Но среди
современников это, должно быть, смотрелось как вспышка сверхновой.

Всех благ! Владислав

 From : Vladislav Zarya                     2:5020/175.2    Птн 29 Дек 00 06:24
 To   : Andrew Kasantsev                                    Суб 30 Дек 00 15:23
 Subj : Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин
From: "Vladislav Zarya" <zarya@baikalwave.eu.org>

Приветствую Вас, Andrew!

Thu Dec 28 2000 17:17, Andrew Kasantsev wrote to Vladislav Zarya:

 AK>  С чем. "Йов или комедия справедливости".

  А не Иов разве? Библейский?

 AK>  Не срабатывает. То есть отдельные случаи - несомненно - но в массовом
 AK> порядке, да еще в энном поколении - не поедет.

  Ах, откуда нам знать? :->
  Но ведь и действительно - войн на Гетене нет? А основной способ реализации
тамошних страстей - сверхсложные интриги и соревнования в "шифгреторе" -
как раз и потянет на косвенную, близкую к старческой страстность. Упорную,
изматывающую, очень соответствующую нескончаемой зиме... И все-таки
далекую от бесполой стерильности.

 AK>  А ранг как раз и не всегда это обеспечивает, помнишь? Альфа кроет самок
 AK> меньше беты - у него все время уходит на разгон нижестоящих... ;) Похоже,
 AK> что это именно самостоятельный инстинкт.

  А по-моему, это похоже на вторичные проявления, сильно оторвавшиеся от
изначальных. До полного устранения первичных. :->

 AK>  Многих баб кроет президент (как термин, а не наш конкретно... ;) )?

  А уж про социум я и не говорю. Многие биологические законы в нем так
искажены, что едва просматриваются.

Всех благ! Владислав

 From : Vladislav Zarya                     2:5020/175.2    Птн 29 Дек 00 06:34
 To   : Andrey Solomatov                                    Суб 30 Дек 00 15:23
 Subj : Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин
From: "Vladislav Zarya" <zarya@baikalwave.eu.org>

Приветствую Вас, Andrey!

Thu Dec 28 2000 16:30, Andrey Solomatov wrote to Vladislav Zarya:

 AS> Женщин XVII - XVIII веков? Как бы тебе сказать...
 AS> Я вообще-то до сих пор жил в XX-м.

  Ну ничего, это скоро кончится. :->

 AS> [кусь]

 AS> Более содержательный? ;)

  Как посмотреть.

 AS> Если женщины будут вести себя _именно_ как мужчины...
 AS> Читал я как-то мнение одного тренера по женскому боксу. :(((

   Ну, поработаем, значит, над собой. Чтобы женщины, если поведут себя,
как мы, не превращались в уродов! Считай это за новогодний тост. :->

 AS> Ну ещё трех - четырех я может и вспомню ;)

   То-то и оно - "может, вспомню". А вот так, чтобы навскидку - не выходит.
Впрочем, Толчинский уже на этот счет подбил бабки.

 AS> Сияющие как бриллианты, уникальные - каждая по своему,  женщины - в
 AS> окружении _толпы_ ничем особо не примечательных мужчин? ;))

  ...каждый из которых, однако, обладал возможностями, которые этим
уникальным женщинам и во сне не снились... Хотя бы, например, возможностью
поступить на службу.

 AS> Зы. Что то мы от эхотага уклонились.

   И то верно.

Всех благ! Владислав

 From : Tais Lapteva                        2:5080/800.53   Суб 30 Дек 00 14:32
 To   : Serge V. Berezhnoy                                  Суб 30 Дек 00 15:23
 Subj : 1-й или 2-й
Как поживаете, Serge ?

 Мои бортовые системы запеленговали, что в Пятница Декабрь 29 2000 23:37, Serge
V. Berezhnoy писал Tais Lapteva:

 SB> Это действительно второй роман цикла. Первый назывался
 SB> "Артур-полководец".
     Спасибо, попробую найти.

 SB> Только это не Асприн, что бы там на обложках не писали. Это Дэффид ап
 SB> Хью, оба романа ("Arthur War Lord" и "Far Beyond the Wave") в США
 SB> вышли в 1994 году без упоминаний об Асприне в выходных данных.
     Мдя... Там действительно упоминается некий Девид ап Хью (не на обложке
конечно), пониже Асприна строчкой и раза в два меньшим шрифтом, а уж о том, что
он автор и речи не идет. Т.е. Асприн не является автором?

                                          adios,
                                          C уважением, Tais.
 * Origin: Такие вопросы с кандачка не решаются (2:5080/800.53)
 From : Boris Shvidler                      2:400/333.31    Птн 29 Дек 00 22:22
 To   : Andrew Tupkalo                                      Суб 30 Дек 00 15:23

 26 Dec 00, в 21:17 Andrew Tupkalo написал к Boris Shvidler:

 AT>    Внутpенняя хpонология:

Спасибо.

 AT>         1986    Осколки чести        1991    Баppаяp

В этих что - в одно время действия происходят? А какую надо раньше читать?

Борис.

--- GoldED/386 3.00.Beta5+
 * Origin: Boris Shvidler (2:400/333.31)
 From : Boris Shvidler                      2:400/333.31    Птн 29 Дек 00 22:34
 To   : Konstantin Grishin                                  Суб 30 Дек 00 15:23
 Subj : Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин
Hello Konstantin!

 28 Dec 00, в 10:25 Konstantin Grishin написал к Boris Shvidler:

 KG>     А там в конце томов хронологию печатают.... :))

Ага, а книги в нескольких посылках идут. Придётся ждать, пока придёт всё - и
сортировать. А потом - читать :).

 From : Boris Shvidler                      2:400/333.31    Птн 29 Дек 00 22:38
 To   : Denis Konovalov                                     Суб 30 Дек 00 15:23
 Subj : "Каpтёжник"
Hello Denis!

 27 Dec 00, в 05:31 Denis Konovalov написал к Boris Shvidler:

 DK> Не смешно.

Правильно, поэтому стоит не смеяться - а заказать. В сети - на о3оне. Или ещё
где. Это лучше, чем пару лет ждать появления в сети самого текста.

 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Суб 30 Дек 00 16:50
 To   : Andrey Beresnyak                                    Суб 30 Дек 00 16:56
 Subj : Штампы?
HI, Andrey!

В пятницу 29 декабря 2000 03:04, Andrey Beresnyak писал к All:
 AB> А антигравитация невозможна, покуда верен принцип эквивалентности. А
 AB> он, родимый, проверен уже до... не помню точно, но как минимум до
 AB> двадцатого знака.
  Пока до 17-го. IIRC.

... Winamp is dead
 * Origin: В шуйце вострая катана -- что-то вроде ятагана,.. (2:5030/777.347)
 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Суб 30 Дек 00 18:44
 To   : Andrey Solomatov                                    Суб 30 Дек 00 16:56
 Subj : Буджолд, было: Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин
HI, Andrey!

В пятницу 29 декабря 2000 11:08, Andrey Solomatov писал к Andrew Tupkalo:
 AS> Кстати, не знаешь случайно, "Комарра" на русском выходила?
  Выходила, в АСТе. И в КЧ и в "Золотой Библиотеке", в прошлом году.

 AS> А то дырка между "Памятью" и "... компанией" немного напрягает. ;)
  Это уже твоя оплошность. ;)

 From : Mikhail Nazarenko                   2:463/1336.77   Птн 29 Дек 00 16:34
 To   : Andrew Kasantsev                                    Суб 30 Дек 00 19:43
 Subj : Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин
Здравствуй, Andrew!

Как-то Wed Dec 27 2000, Andrew Kasantsev писал к Vladislav Zarya:

 AK>  Hет. Смешнее. Скорее просматривается дальняя связь с Йовом... Идея
 AK> там - мир - творение некоего мастера, поспешное, юношеское, а в мире
 AK> этом живет его критик... живет как обычный человек этого мира, чтобы
 AK> судить непредвзято, и в результате и не помнит, что он критик. До
 AK> определенных событий... ;) Есть в ней что-то скорее Кинговское, чем
 AK> Хайнлайновское.

Я бы сказал - там больше от Дика, чем от Кинга. Только написана повесть еще в
начале 40-х. Но стиль и герои - pазумеется, узнаваемо-хайнлайновские. Одна из
лучших его вещей, как мне кажется. Во всяком случае, намного лучше, чем
написанная в те же годы "Истоpия будущего".

    До свидания,
                 Mikhail.
--- GoldEd v.3.00.Alpha3+
 * Origin: Такие дела (FidoNet 2:463/1336.77)
 From : Oleg Baranov                        2:5030/219.23   Суб 30 Дек 00 14:33
 To   : Sergey Krassikov                                    Суб 30 Дек 00 20:38
 Subj : Neal Stephenson
    Hello Sergey,

 Thursday, December 28 2000 ,Sergey Krassikov wrote to All:

 SK>  И что у него стоит прочесть (если стоит).

 SK> "Snow Crash", "Diamond Age"

 А его книжки хоть в каком-нибyдь виде здесь можно достать? Или сpазy на
 Amazon.com?

    Yours virtually, Oleg Baranov

    winamp: inactive
--- tactical neural implant rev. 3.0.1
 * Origin: 'right' branded on my brow,'wrong' graven on my mind (2:5030/219.23)
 From : Alex Medvedev                       2:5080/67       Суб 30 Дек 00 21:03
 To   : Shumil                                              Суб 30 Дек 00 23:31
 Subj : Re: Хорошие новости от зеленых
Hello Shumil!

Friday December 29 2000 02:41, Shumil wrote to Oleg Pol:

 S>      А пока станция работает - сегодня закопал одну кучу отходов,
 S> завтра будет дpугая. И так без конца.

Про это у Страгацких хорошо сказано. Точно не процитирую, но общий смысл --
взять бы их да голой жопой в снег посадить.

P.S. Между прочим угольная электpостанция выбрасывает в воздух на поpядок больше
радионуклидов, чем атомная.

Alex

--- GED 2.50
 * Origin: Night Director of Flights, Ekaterinburg, Russia (2:5080/67)
 From : Anatoly R. Tjutereff                2:5030/87.53    Суб 30 Дек 00 07:31
 To   : Swiatoslaw Loginov                                  Вск 31 Дек 00 00:58
 Subj : "Картежник"
 Hello Swiatoslaw!

 Как-то Swiatoslaw Loginov написал to Tim V. Shaporev, а я влез не по делу:
 [ поели муховолки ]
 SL> А "Каpтёжник" действительно в автоpской
 SL> редакции, хотя в одном месте корректор не выдержал и вмешался.
 Вот ручки бы ему (ей) пооборвать. Шаловливые. :-F~
 SL> Световое шоу, которое устроили Казин и син из Синляндии называлось у
 SL> меня "светопредставлением". Корректор переправила данное словотвоpчество
 SL> на светопреставление, хотя никакого конца света там не было.
 А было как раз начало новой вселенной. :) Кстати, вопрос: Казин яростно
 отыгрывал у сина из Синляндии свои спички, поскольку прикуривать ему
 было нечем (то есть, заядлый курильщик). Однако, в бытность свою в
 Галактическом Центре он не выкурил ни единой папироски. Это как понимать? :)
 А в общем, спасибо за "Картёжника", давненько я так не смеялся.
 И с наступающим Новым Годом, конечно.

 Саёнара, однако. Anatoly R.

... Падал прошлогодний винт.
--- Blue Wave v2.11
 * Origin: Idler BBS  (812)225-2946  (01:00-09:00) (2:5030/87.53)
 From : Farit Akhmedjanov                   2:5011/13.3     Суб 30 Дек 00 22:21
 To   : Oleg Pol                                            Вск 31 Дек 00 00:58
 Subj : Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин
Hello, Oleg!

  30 Dec 2000. Oleg Pol -> Farit Akhmedjanov

 FA>    C чего ты это взял?
 FA>    На свете не существует способов радикального захоpонения
 FA> радиоактивных отходов. Просто не существует. Самое большее, что себе
 FA> позволяют апологеты, скажем, закачивания сих прелестей в недpа
 FA> скальных массивов, например - это то, что "в ближайшие несколько
 FA> 10<include*n> лет веpоятность радиоактивного заpажения подземных вод и
 FA> поверхности не будет превышать 10<include^{-m}>". Все.
 OP> Ты совершенно пpав. Просто все остальные способы избавления от этих
 OP> отходов еще хуже. То есть захоронка - единственное, что хоть как-то
> [...]

   Существует один логичный и непротиворечивый выход - не производить этих
отходов. Зеленые его, собственно, и пpедлагают.

 FA>    Так что мнение о тех, кто позволяет себе в этом усомниться тебе
 FA> стоит ... пеpесмотpеть.
 OP> В чем усомниться? В том, что не существует способов ликвидации
 OP> лучше, чем захоpонка?
 OP> Что ж... будут факты - пересмотрю :)

   А какого рода факты тебе нужны?

C уважением
Фарит

--- timEd/386 1.10.y2k+
 * Origin: Жизнь очень трудно повернуть назад. (2:5011/13.3)
 From : Roman E. Carpoff                    2:5020/184      Вск 31 Дек 00 00:08
 To   : Boris Shvidler                                      Вск 31 Дек 00 03:48

On 29/Dec/00 at 22:22 you wrote:

 AT>         1986    Осколки чести        1991    Баppаяp
 BS> В этих что - в одно время действия происходят? А какую надо раньше читать?
сначала Осколки, потом Барраяр.

                                        :-)  Cheers, Lazy Crazy Black Jaguar

--- fatcatATmiracle.ru, http://www.df.ru/~fatcat, ICQ: 6669511
 From : Boris Tolchinsky                    2:5020/400      Вск 31 Дек 00 00:32
 To   : Vladislav Zarya                                     Вск 31 Дек 00 03:48
 Subj : Re: Женщины в книгах и в жизни
From: "Boris Tolchinsky" <Boris@Tolchinsky.Rome.as>

\/~\/~\/       Все дороги ведут в Рим, Vladislav!

 VZ>   Исчерпывающе.

Ещё можно добавить, что первые тенденции к замещению женщинами "мужских"
государственных должностей, достигшие пика в 80-х -- середине 90-х, постепенно
выдыхаются. Примерно в тех же условиях, в каких дочь Бхутто стала премьером
Пакистана, дочь Сукарно не смогла стать президентом Индонезии. Соня Ганди не
стала новой Индирой Ганди. Правления Эдит Крессон в европейской Франции и Тансу
Чиллер в азиатской Турции напоминали эксперимент и закончились одинаково
бесславно. Тэтчер ушла, ей на смену не придёт вторая Тэтчер. В наше время не
видно ни одной женщины,
способной пробиться к реальной государственной власти. Хиллари Клинтон в пример
не приводите -- я сильно сомневаюсь, что светит ей удача в борьбе за
президентство. Даже не столько потому что она женщина, сколько по причине, так
сказать, прецедентного свойства: янки-прагматики не рискнут запустить в Белый
дом политика, которому изменил родной супруг. Ибо, если вам изменил и вас
обманул самый близкий человек, клявшийся вам в верности, где гарантия, что вам
не изменит коварная Фортуна и вас не обманут стреляные волки Большой
Политики?.. Со значительной долей уверенности можно предположить, что
политическая деятельность Хиллари послужит примером для других амбициозных и,
наверное, не менее талантливых женщин Америки. Но будет это вряд ли скоро. А
пока о "женской" революции больше говорят и пишут. "Женская революция" --
прекрасная тема для реалистической фантастики о вероятном будущем.

 VZ>   Есть у меня подозрение, что один из основных источников этого образа -
 VZ> последняя императрица манчжурской династии в Китае Цы Си (кстати, ее ты,
 VZ> вроде, не перечислил).

Точно. :( Над Китаем пролетел без должной остановки.

> [...]
 VZ> путь от наложницы низшего разряда до правящей императрицы,  не
 VZ> постеснявшись мужеубийства и сыноубийства.

А кто тогда Дэцзун-Гуансюй? Государь Инан? А Пу И, последний император, -- это
Варназд? Интересно... ;)_ Я, однако, остаюсь при убеждении, что государь
Варназд ни на кого так не похож, как на Людовика XVI в обнимку с Николаем II.

IMHO прообраз Цы Си, если и основной, то не единственный. Был в древней истории
Китая куда более заметный и яркий персонаж -- У Чжоу. Дочь знатного сановника,
красивая, умная, практичная и энергичная, она сумела стать женой императора
Тайцзуна, затем, после его смерти, угодила в темницу, но не сдалась; она
соблазнила нового государя Гаоцзуна, выбралась из темницы в гарем, подружилась
с императрицей и, коварно "подставив" её, сама стала императрицей, постепенно
прибрала к рукам власть, далее отравила собственного сына, наследника трона,
вероятно, и мужа, добилась признания недееспособными других
сыновей-наследников, наконец, после множества репрессий и переворотов У Чжоу
объявила себя потомком Будды, Божественным _императором_ Китая -- и её власть
признали! Таким образом, ей удалось повторить подвиг древнеегипетской царицы
Хатшепсут, "дочери Ра" и "воплощения Гора", которая в течение 20 лет была
"фараоном" при живом фараоне Тутмосе III. Похожий подвиг совершит через сто лет
после У Чжоу византийская императрица Ирина -- на пути к автократии она не
остановится перед ослеплением собственного сына, законного василевса
Константина VI.

Итак, все три женщины, добиваясь власти, совершали преступления, а добившись,
правили как мужчины. Но, странное дело, в истории все три запечатлелись как
удачные, если не сказать, выдающиеся правительницы: при Хатшепсут строились
великолепные храмы (террасы в Дер-эль-Бахри дошли до наших дней) и состоялась
уникальная экспедиция в Пунт; почти полвека правления У Чжоу -- время расцвета
Танской империи; решающая заслуга императрицы Ирины -- Никейский собор 787 года
и восстановление, после изнурительных междоусобиц, православного почитания
икон. И оказывается, при внимательном рассмотрении, что пресловутое
"вероломство" женщин-правительниц было вынужденным, диктовалось необходимостью
"доказать" свою способность управлять не хуже -- лучше мужчин. Ибо жестокость
мужчины-воина прокладывает ему дорогу к победе; чтобы побеждать мужчину,
женщине приходится быть ещё более жестокой, чем он.

Мне кажется, образ Касии собирателен: это и Цы Си, и У Чжоу, и Хатшепсут, и
Клеопатра, и Ирина, и Феофано с Зоей (те ещё были отравительницы!), и... список
можно продолжать. Но мне не кажется, что этот образ интересен автору; вероятно,
автору, как женщине, более интересны герои-мужчины. Касия выписана неярко,
рискнул бы сказать -- схематично, без любви. Латынина хотя бы убить её могла
красиво, но не захотела, и в этом смысле Касия для нас, для читателей, --
ничуть не интереснее наследника Харсомы, ей до Шаваша и Киссура далеко. Хотя
могла бы. ;))_

С наступающим Новым Гадом! :)_
Boris@Tolchinsky.Rome.as | http://www.paxdei.org/ | 2:5053/777.6

 From : Dmitry Startsev                     2:5020/400      Вск 31 Дек 00 00:56
 To   : All                                                 Вск 31 Дек 00 03:48
 Subj : Песнь о Лейбовиче
From: "Dmitry Startsev" <startsev@x4u.lebedev.ru>

Народ, а кто автор сабжа ?
Видел когда-то, но забыл напрочь ...

 From : Vasily Sprinsky                     2:467/113.88    Втр 19 Сен 00 07:40
 To   : Andrew Tupkalo                                      Вск 31 Дек 00 12:09
 Subj : Право на лево...
       Здpавcтвуй, Andrew!
    По поводу "Право на лево..." от Andrew Tupkalo 2:5030/777.347 к Andrey
Beresnyak  (23 Oct 36 17:38):

  AT>   Моpяков забыл?
    Угу, Их cамых, pодимых.  Я каюcь, в 81 году Бонда не видел, мне больше
повезло. Один механик c какого-то парохода протащил контрабандой неcколько
коробок c пленками 4 и 5 эпизодов Звездных Войн ("Возвращение джедая" тогда еще
только cнималоcь) И договоpилcя о прокате этой pадоcти в клубе cела Ильичевка,
на cевеpной окраине Одеccы. Без афиш, без ничего.
    Угадайте, cколько народа было на первом cеанcе? Как тот клуб не разломали -
cам до cих пор удивляюcь. Механика в итоге поcадили за очередное пpоявление
антиcоветизма, но доброе дело в памяти людей оcталоcь. Народ еще долго в этот
клуб cо вcего города ломилcя. Правда, подобных шедевров там c тех пор не
показывали...

                   Vasily.

--- 3.0.1 Соpенcена пополам.
 * Origin: Водка - белая cмеpть. Конопля - зеленый друг (2:467/113.88)
 From : Leon Afanasev                       2:5030/1062     Суб 30 Дек 00 18:26
 To   : Boris Shvidler                                      Вск 31 Дек 00 12:09
 Subj : Как правильно читать Буджолд (было: Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин)

                            Мое почтение, Boris !

Tue Dec 26 2000 21:17, Andrew Tupkalo wrote to Boris Shvidler:

 AT>    Внутpенняя хpонология:

    <skip>

 AT> 3) Все три повести написаны в разное вpемя с
 AT> 1986-го по 1989-й год, но изданы в одном сборнике под общим названием
 AT> "Границы бесконечности" в 89-м.

    Замечу, что читать, IMHO, следует не в порядке внутренней хронологии цикла,
а в порядке написания. Т.е. начать с "Ученика воина" и "Границ бесконечности".
Все-таки, это лучшие вещи. После них вчитываешься в этот мир и появляется
интерес к, пусть и очень хорошим, но продолжениям.

    А "Гражданскую кампанию" советую читать, если есть возможность, в переводе
Анны Ходош ("Мирные действия"). Когда я открыл "Гражданскую кампанию" и на
первой же странице увидал словечко "лох"... В общем, это была единственная книга
из цикла, которую я не стал покупать.

                                       С неизменным уважением, Грифон.
--- GoldED+/W32 1.1.4.7
 * Origin: И в животноводстве! (2:5030/1062)
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Вск 31 Дек 00 03:47
 To   : Tais Lapteva                                        Вск 31 Дек 00 12:09
 Subj : 1-й или 2-й
From: "Serge V. Berezhnoy" <sb@ozon.ru>

Привет, Tais!

Sat Dec 30 2000 14:32, Tais Lapteva wrote to Serge V. Berezhnoy:

 TL>      Мдя... Там действительно упоминается некий Девид ап Хью (не на
 TL> обложке конечно), пониже Асприна строчкой и раза в два меньшим шрифтом, а
 TL> уж о том, что он автор и речи не идет. Т.е. Асприн не является автором?

Во всяком случае, в оригинальных изданиях этих романов он среди авторов не
указывается.

-= Удачи! =- Сергей

 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Вск 31 Дек 00 05:08
 To   : All                                                 Вск 31 Дек 00 12:09
 Subj : Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин
From: Andrey Beresnyak <andreyb@its.caltech.edu>

Hi, Andrew

AK>  Проблема феминизма в понимании Урсулы - на мой взгляд - в том,
AK> чтобы победить мужчин на их поле, завоевав право на равенство.

Конечно. На данном этапе именно в этом, к сожалению, и заключается цель
феминизма. До следующего этапа не доросли, увы. Всю жизнь угнетенные
именно таким способом добивались права на равенство. Первая
женщина-хирург, первый черный профессор Гарварда. И т.п. А дальше уже
идет прорыв в общественном сознании. В этом Урсула реалист. И Селвин
доказывает свое право на равенство силой. Потому что другого выхода у
него нет. Но это не значит, что она не мечтает о другой системе
отношений, о других правилах игры. Напрасно, что-ли она писала свои
"неоднозначные утопии", "Обездоленных" и "Всегда возвращаясь домой".

AK> Но в типично мужской схватке побеждает самый наглый, а в основе
AK> любой разборке, последним аргументом - маячит тяжелый кулак или
AK> любое другое оружие потяжелее. И вот _этой_ особенности мужского
AK> мира Урсула понимать _не хочет_.

Нет такой особенности. Уже давно. Как минимум десяток тысяч лет. :)
Не надо из мужского мира делать концлагерь, это другая крайность.

AK>  А реальной возможности мира равенства мужчин и женщин она то ли не
AK> видит, то ли видеть не хочет - требуется изменить правила игры, и не

Какая же она, нафиг, реальная, эта возможность? ;)

Вот так всем утром встать и сказать: все, меняем правила игры. :))

АК> меряться ранговой, обезъянней крутизной.

Это сравнительно новомодное изобретение -- мораль, приписывает каждой
обезьяней привычке, иногда в зависимости от ситуации, ярлычок "плохой"
и "хороший". Например, защищать самку и детеныша -- хорошо. Отнять бабан
у товарища -- плохо. Не надо, на обезьян. :)

Кстати, возвращаясь к топику. Раньше полагали, что патриархат или как-он
там-у-обезьян-называется вызван той простой причиной, что самцы обычно
крупнее. Hо. Когда открыли и изучили подробно бонобо или карликовых
шимпанзе -- ранее малоизвестный вид приматов, все стало не так просто.

Во-первых, выяснилось, что бонобо сексуальнo активнее человека. Т.е.
раньше, как бы официально, считалось, что человек -- самый сексуально
активный из приматов, бла-бла-бла. Даже связывали это с возникновением
разума. Опаньки. Во-вторых, у бонобо рулят самки, несмотря на два
следующих факта: а) самцы крупнее б) в результате "женитьбы" самка
переходит в стаю самца. Вот и объясни. :)

 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Вск 31 Дек 00 05:17
 To   : All                                                 Вск 31 Дек 00 12:09
 Subj : Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин
From: Andrey Beresnyak <andreyb@its.caltech.edu>

Hi, Andrew

AK>  А левую Руку я и не люблю. На мой взгляд она _никакая_. Я не увидел
AK> там ни откровений, не бездарности. Она меня просто _не тронула_.
AK> Единственное, что осталось в голове после книги - предсказатели,
AK> взыскующие вопросов, которые _нельзя задавать_.

Может это только по первому разу? :) А тема дружбы там какая? А тема
любви и тема предательства? Hе-е-е, мужик, ты поду-у-умай. ;))

 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Вск 31 Дек 00 05:27
 To   : All                                                 Вск 31 Дек 00 12:09
 Subj : Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин
From: Andrey Beresnyak <andreyb@its.caltech.edu>

Hi, Vladislav

VZ> что согласно любой из ныне принятых видов общественной морали
VZ> человек, давший отпор бандитам, имеет право на гордость, даже если
VZ> для одного из бандитов дело кончилось летальным исходом.

Так ведь не надо смешивать. Гордость за сделанное дело (защитил)
с огорчением от убийства (не смог защитить меньшей ценой). Это ж
"Великий Парламент Инстинктов" (c) дедушка Конрад Лоренц.

 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Вск 31 Дек 00 05:41
 To   : All                                                 Вск 31 Дек 00 12:09
 Subj : Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин
From: Andrey Beresnyak <andreyb@its.caltech.edu>

Hi, Vladislav

VZ>    Или вот недавняя история. "Зеленые" собрали по стране два с
VZ> половиной миллиона подписей за проведение референдума по вопросу о
VZ> разрешении ввоза в Россию из-за рубежа радиоактивных отходов.
VZ> Центризбирком с Вишняковым во главе "зарубил" из этих подписей
VZ> шестьсот тысяч, не допустив таким образом референдума (для его
VZ> проведения необходимо два миллиона "за"). Ну и кто после этого
VZ> нормальный, а кто - экстремист?

Лично я в этой истории больше склонен верить Вешнякову. Потому что
заинтересованное лицо в данном случае -- именно "зеленые". А Вешнякову
что, ему скажут проведи, он проведет. Ему что, жалко?

На самом деле, ввозить радиоактивные отходы -- рулез. Жалко что немногие
это понимают. Вот США все отходы хранят у себя. И тихо улыбаются. :)

 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Вск 31 Дек 00 05:47
 To   : All                                                 Вск 31 Дек 00 12:09
 Subj : Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин
From: Andrey Beresnyak <andreyb@its.caltech.edu>

Hi, Anton

AF> А потом Лукьяненко написал "Фальшивые зеркала", где прекрасная
AF> сказка про Глубину столкнулась со всеми мерзостями нашей реальности.

Нет, на самом деле, конечно, мерзости и там и там есть. Просто разный
подход к ним. Романтизм и реализм. Романтизм это не всегда добрая сказка
(нифига себе добрая сказка с борделями S&M, с Кепочкой и пр. ;))

 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Вск 31 Дек 00 06:01
 To   : All                                                 Вск 31 Дек 00 12:09
 Subj : Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин
From: Andrey Beresnyak <andreyb@its.caltech.edu>

Hi, Elena

EK> Как это какая? Для антропологов, для эволюционистов это важно, а
EK> может, и эхотажным писателям пpигодится.

Эхотажные писателем и без всяких подобных расчетов описывали
сосуществование двух рас с разным уровнем умственного развития.

EK> Кстати, ваш ;) антрополог Rushton лет десять назад много писал о
EK> том, что IQ и сопpяженные параметры последовательно убывают от
EK> монголоидов к европеоидам и негроидам,

А мне-то что, я-то знаю, что меряние т.н. интеллекта -- лженаука,
"и, что характерно" (c) Михаил Сергеевич
могу доказать.

EK> а параметры, связанные с размножением, в том же поpядке возpастают.
EK> Статистику приводил такую неслабую. Интересно, что с ним сейчас.

А другой товарищ подсчитал, что интеллект растет со страшной силой и
через какие-то пару сотен лет все будут такие же умные как Ленин :) (для
эстетов подставить: Эйнштейн). Интереснее обратить, например: Ньютон был
глуп как пробка. ;))

EK> Жив еще или убили за отсутствие политкорректности и оголтелый
EK> pасизм?

Точно не скажу, но таких вроде не трогают. Ежли с цифрами.

 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Вск 31 Дек 00 06:01
 To   : All                                                 Вск 31 Дек 00 12:09
 Subj : Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин
From: Andrey Beresnyak <andreyb@its.caltech.edu>

Hi, Andrew

AT>  Кстати, в LA Times как-то приводились даже статистические выкладки
AT> по расовому распределению оценок у студентов. ;)

Это сейчас, типа, горячий топик. ;)

 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Вск 31 Дек 00 06:29
 To   : All                                                 Вск 31 Дек 00 12:09
 Subj : Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин
From: Andrey Beresnyak <andreyb@its.caltech.edu>

Hi, Vladislav

VZ>  Тю! Да чего призывать-то, их и так закрывается по всему миру
VZ> больше, чем строится. Развивать нужно "малую" энергетику: ветровую,
VZ> солнечную и прочее.

Понял. Значит от голода. Это лучше.

VZ> Ни перегрева, ни радиации. Хочешь, статейку пришлю на эту тему?

На самом деле, в это трудно поверить, но да, ветровые станции
_рентабельны_ и _конкурентноспособны_ _даже при нынешних ценах_ на нефть
газ и уголь. Те, кто ездил по лос-анджельщене и вообще по калифорнии,
могут в этом убедиться, везде натыканы, и, я слышал, эти станции не
дотируются. Hо. Всегда есть это самое но, не правда ли? То самое но, о
котором молчат "зеленые".

Ставишь один блок станций в ущелье. В эдакой "долине ветров". Хорошо.
СтОят мало, энергии дают много. Прибыль -- афигенная. Хочется еще, но
место занято. Ставят на бугре. Прибыль уже чуть поменьше. Дальше ставят
там там и там. Так дело продолжается до тех пор, пока в конце концов
рыбные места не заканчиваются. Куда не поставь, прибыль уже
отрицательная. А теперь, внимание, вопрос: а какую долю в производстве
электроэнергии составляют эти ветряки? :)) Опа! :)))
Второй вопрос: если дотировать ветростанции, насколько увеличится эта
доля? :)) Опа номер 2! :)))

Вот так. Это называется "плотность энергии". Энергия сама по себе есть
везде. Только если ее собирать по хилому лондонскому фотону в час -- это
одно, если сжигать уголь -- другое, а если сталкивать дейтрончики и
тритончиками совсем даже третье.

А радиация что, радиация это фигня. Мы ж крепкие.

Как надо томографию желудка сделать -- ложимся как миленькие, а это ж
30 рентген. (30 !!! рентген!!! фон в 15мкр/час дает за год 0.1Р ) Какую
доп. дозу в год дают атомные станции, надо приводить? Нет, не надо, я ее
не помню. ;) Маленькая она очень. Очень. И меньше, чем доп. доза от
угольных.

 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Вск 31 Дек 00 06:33
 To   : All                                                 Вск 31 Дек 00 12:09
 Subj : Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин
From: Andrey Beresnyak <andreyb@its.caltech.edu>

Hi, Vladislav

VZ>  А вот такая и разница. В XIX веке в России женщин-писателей не было
VZ>вообще, окромя кавалерист-девицы Дуровой да Каролины Павловой. А в XX
VZ>их сколько? И по-твоему, это ни о чем не говорит?

Говорит. О том, что в XX веке в России больше женщин-писателей, чем в
XIX веке. ;)

 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Вск 31 Дек 00 06:49
 To   : All                                                 Вск 31 Дек 00 12:09
 Subj : Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин
From: Andrey Beresnyak <andreyb@its.caltech.edu>

Hi, Oleg

OP> Ты совершенно прав. Просто все остальные способы избавления от этих
OP> отходов еще хуже. То есть захоронка - единственное, что хоть как-то
OP> помогает.

Опись, прОтокол, сдал, принЯл. А если метеорит по башке ударит?
С вероятностью 10^<-ne_skazhu_skoka>. А? Что на это "зеленые" скажут?
А если чайник замерзнет, вместо того, чтобы закипеть? Это ж трагедия. ;)
Может лучше сразу того, удавиться? С вероятностью 0.99993?

 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Суб 30 Дек 00 21:51
 To   : Vladislav Zarya                                     Вск 31 Дек 00 12:09
 Subj : За что Хаэнляйнену дали Грандмастера?
HI, Vladislav!

В пятницу 29 декабря 2000 06:09, Vladislav Zarya писал к Monster:
 VZ>    Насчет фамилии в сабже. Это был у меня один товарищ, который
 VZ> собирал различные искажения фамилии Хайнлайна в советской прессе. Так
 VZ> это была жемчужина коллекции.
  Ну, из американского немца сделали финна, ну и что? Самим финнам в этом не
везёт ещё больше. Вон, в будущем году в Ф1 приходит один молодой гонщик, Кими
Ряйккёнен, так как бедолагу только не называли. А больше всего с Хаккиненом
путают.

   Пока Vladislav! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

... Knight Sabers - SURIRU no odoru ENJERU-tachi [BubbleGum Crisis CVC1]
 * Origin: В шуйце вострая катана -- что-то вроде ятагана,.. (2:5030/777.347)
 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Суб 30 Дек 00 22:23
 To   : Boris Shvidler                                      Вск 31 Дек 00 12:09
 Subj : Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин
HI, Boris!

В пятницу 29 декабря 2000 22:22, Boris Shvidler писал к Andrew Tupkalo:
 BS> В этих что - в одно время действия происходят? А какую надо раньше
 BS> читать?
  Не совсем. "Баppаяp" -- непосредственное продолжение "Осколков". Именно там
pождается Майлз.

   Пока Boris! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

... Tsubokura Yuiko - Twilight [BubbleGum Crisis CVC1]
 * Origin: В шуйце вострая катана -- что-то вроде ятагана,.. (2:5030/777.347)
 From : Andrew Tupkalo                      2:5030/777.347  Вск 31 Дек 00 13:06
 To   : Leon Afanasev                                       Вск 31 Дек 00 12:09
 Subj : Как правильно читать Буджолд (было: Хорошие новости от Урсулы Ле Гуин)
HI, Leon!

В субботу 30 декабря 2000 18:26, Leon Afanasev писал к Boris Shvidler:
 LA> кампанию" и на первой же странице увидал словечко "лох"... В общем,
 LA> это была единственная книга из цикла, которую я не стал покупать.
  А я купил. Но в оpигинале.

   Пока Leon! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

... Silenceis dead
 * Origin: В шуйце вострая катана -- что-то вроде ятагана,.. (2:5030/777.347)
 From : Andrey Beresnyak                    2:5020/400      Вск 31 Дек 00 08:02
 To   : All                                                 Вск 31 Дек 00 12:09
 Subj : Штампы?
From: Andrey Beresnyak <andreyb@its.caltech.edu>

Hi, Andrew

AT>   Пока до 17-го. IIRC.

Почему-то мой склероз думал, что Брагинский 10^-20, на самом деле он
10^-12 :)

 From : Dmitriy Gromov                      2:461/76.2      Вск 31 Дек 00 07:54
 To   : All                                                 Вск 31 Дек 00 15:04
 Subj : Справочник "Фантасты современной Украины": Федор Чешко.
* Crossposted in KНARKOV.AUTHORS
* Crossposted in RU.FANTASY
* Crossposted in RU.FANTASY.ALT
    ЧЕШКО Федор Федорович (15.10.1960). Родился и живет в Харькове. Женат, имеет
дочь. С 1984 года работает в Украинском государственном научно-исследовательском
углехимическом институте, в настоящий момент в должности ведущего научного
сотрудника. Имеет ученую степень кандидата наук (1997).
    Выбор профессии не случаен: отец, Федор Федорович Чешко, долгое время
заведовал кафедрой органической химии Харьковского политехнического института,
мать, Нателла Шотовна, - инженер-технолог. Во время обучения в Харьковском
политехническом институте по специальности "химическая технология твердого
топлива" (курс закончен с красным дипломом) начал писать стихотворения и
рассказы, некоторые из которых были опубликованы почти десять лет спустя.
Трудовая деятельность, начавшаяся еще в период школьной учебы и совмещавшаяся с
институтской учебой, весьма разнообразна: лаборант НИИ Почвоведения и НИИ
Лесного хозяйства, рабочий на заводе железобетонных конструкций и
углеподготовительной фабрике, разнорабочий на археологических раскопках. Именно
последнее занятие позднее определило структурную основу множества новелл и
романа.
    В 1988 году впервые попал на заседание клуба любителей фантастики при
Харьковском городском Доме Ученых, благодаря чему и познакомился со своей
будущей женой - Татьяной Михайловной Каждан.
    Через три года, в 1991, в печати появился первый рассказ "Ночь волчьих
песен" (в 1996 г. название было изменено: "С волками выть"), на семь лет
отставший от первой научной публикации. Изыскания в области коксохимии,
публиковавшиеся в отечественных и зарубежных журналах, долго были единственными
доступными относительно широкому читателю текстами Чешко. В 1991 году ситуация
изменилась: на настоящий момент библиография художественных произведений
насчитывает 18 пунктов, а тираж их публикаций колеблется с рамках от 2000 до
140000 экземпляров.
    Прозу Ф.Ф. Чешко можно определить как фантазийно-историческую, с различной
долей основных компонентов в каждом отдельном произведении. Так, события в
рассказе "Проклятый" происходят во времена опричнины. Достоверность
повествованию придают не только тщательно прописанные бытовые детали, но и
стилистика речи. О ней стоит сказать особо. Автору удалось сохранить тончайший
баланс между лексикой и синтаксисом той эпохи и понятным современному читателю
языком. А речевая характеристика персонажей, переданная не только во внешней
речи, но и в форме внутреннего диалога, позволяет выйти на стиль мышления
пятисотлетней давности. Поэтому финал (в лучших традициях Гоголя) оставляет за
читателем выбор восприятия, поскольку трактовать его можно с полным основанием и
как мистический и как вполне реальный.
    Название этого рассказа дает представление о еще одной характерной черте
творчества Чешко. Интрига задается уже названием ("Те, кому уходить", "Тихий
смех прошлого", "Час прошлой веры" и др.) и в развертывании сюжета произведения,
будь то рассказ, повесть или роман, приобретает новеллистическое звучание,
заставляя читателя снова и снова возвращаться к названию и находить в нем все
новые оттенки смысла. Использование в качестве названия разговорных оборотов
("Шляются тут всякие"), хорошо известных цитат ("Как мимолетное виденье", "Не
сотвори себе") задает направление ассоциаций, которые потом будут взорваны
изнутри поворотом событий. Наиболее яркий в этом отношении пример - второе
название рассказа "Ночь волчьих песен" - "С волками выть". На первый взгляд, в
заглавие вынесена поговорка, но сюжет заставляет увидеть, что она "стянута", из
нее изъята средняя часть - и соответственно меняется смысл.
    "Не сотвори себе" - заглавие представляет собой цитату из Библии, будто не
договоренную из-за общеизвестности. Опущено всего одно слово - "кумир", и именно
оно, незримо присутствуя в тексте, мерцает многими оттенками. А открытый финал
заставляет переосмыслить значение самого понятия: кумир - бог? герой? человек? И
кто тогда те, что его сотворили?
    Действие рассказа протекает параллельно в двух мирах, в финале сливаясь в
третьем мире. Это одна из основных тем творчества Чешко: двоемирие, многомирие,
взаимосвязь миров, расплывчатость и неопределенность границ между "тогда" и
"сейчас", "там" и "здесь", фантастикой и реальностью. Так построены повести "Час
прошлой веры" и "Перекресток". Их герои, наши современники, по каким-то причинам
оказываются приобщены к прошлому: то ли через сны, то ли через откровение. И
прошлое властно вторгается в их реальное бытие, заставляя переосмыслить
стереотипы, по-новому взглянуть на обыденное, и - самое главное - осознать свое
кровное родство со всеми живущими в иных временах.
    Апогеем темы двоемирия, безусловно, является роман "На берегах тумана"
(1997). Автор создал неожиданный ракурс: главный герой, волей Катаклизма,
принадлежит сразу двум мирам, но основной конфликт - в нем самом. Наделенный
двумя планами существования, двумя жизненными историями, двумя контекстами чуть
ли не противоположных культур и даже двумя именами, юноша сочетает в себе
оксюморонные таланты: гениального певца и великого воина. Оба мира имеют на него
права, у каждого из них свои достоинства и недостатки, и двойная природа героя
дает ему возможность остановить гибель обоих миров. Но при одном условии: он
должен выбрать один из них и остаться в нем, отказавшись от половины себя - в
другом мире. Напряженное действие, динамичные боевые сцены, элементы детектива и
триллера держат читателя в постоянном напряжении. Более того, миры продуманы
вплоть до уровня идиоматических выражений и народных суеверий, что создает
поистине потрясающий эффект присутствия. Яркие речевые характеристики персонажей
буквально звучат: определить говорящего можно по строю речи, настолько она
колоритна и неповторима. Однако с нагнетанием сюжетного напряжения длинные
периоды диалогов и внутренних монологов снижают темп событий, оставляют
впечатление не всегда оправданных длиннот.
    В этом смысле идеальное соотношение плана выражения и плана содержания
представляет новелла "Те, кому уходить": в средневековом польском городке
собираются казнить ведьму - за якобы наколдованную ею засуху. Повествование
лаконично передает накаляющуюся атмосферу судилища, создает практически
кинематографическую четкость происходящего - с расстановкой действующих лиц, их
внешним видом и жестикуляцией. Напряжение достигает предела, когда против ведьмы
вызывается свидетельствовать ее собственная дочь. И - совершенно неожиданная
развязка: девочка, наделенная той же таинственной силой, что и ее мать, спасает
ее. Две женщины уходят из враждебного города, на прощание одарив его
долгожданным дождем.
    В этой новелле, как и в других произведениях, отчетливо звучит одна из
принципиальных для автора тем - неприятия догматичности и стереотипов мышления и
восприятия. Нет и не может быть истины, данной человеку в незыблемой и
необсуждаемой цельности. Только выстраданная и пропущенная через глубины души
истина становится истиной, идет ли речь о противостоянии язычества и
христианства ("Час прошлой веры"), первобытной и высокоразвитой цивилизаций
("Долина звенящих камней"), развлечения и высокого искусства, расхожих
представлений и науки ("Hа берегах тумана"). Эта мысль является идейным стержнем
художественных произведений Ф.Ф. Чешко.
    БИБЛИОГРАФИЯ:
    1. "Ночь волчьих песен" (рассказ), журнал "Версия",  6, 1991, с.73-79,
Харьков, тираж 28000.
    2. "Вербовщик", "Hочная рыбалка" (стихотворения), газета "Харьковский
университет",  12 (3596), 1992, с.4, тираж 2000.
    3. "Проклятый" (рассказ), журнал "Версия",  4, 1992, с.57-69, Харьков, тираж
2000.
    4. "Как мимолетное виденье" (рассказ), газета "Фантом",  1, 1992, с.13-14,
Харьков, тираж 3000.
    5. "В канун Рагнаради" (роман) \\ сб."Живущий в последний раз"
("Перекресток"  1), 1992, с.229-378, "Реванш" Харьков-"Вспышки" Белгород, тираж
55000.
    6. "Час прошлой веры", "Перекресток" (повести), "Бестии", "Проклятый",
"Давние сны" (рассказы) \\ сб. "Сумерки мира" ("Перекресток"  6), 1993,
с.401-477, Харьков, изд-во "Основа", тираж 50000.
    7. "Давние сны", "С волками выть (Ночь волчьих песен)", "Как мимолетное
виденье", "И мир предстанет странным" (рассказы) \\ сб. "Сказки дедушки
вампира", 1994, с.147-152, 163-174, 193-196, Харьков, изд-во "мастер", тираж
10000.
    8. "Давние сны", "С волками выть (Ночь волчьих песен)", "И мир предстанет
странным" (рассказы) \\ сб. "Эпоха игры", 1996, с.195-217, Ростов-на-Дону,
изд-во "Феникс", тираж 10000.
    9. "Hа берегах тумана" (роман), 1997, 680 с., "АСТ" Москва -
"Терра-Фантастика" Санкт-Петербург, тираж 11000.
    10. "Как мимолетное виденье" (рассказ", газета "Киевские губернские
ведомости", 3.6.1997, с.13, тираж 140000.
    11. "Бестии" (рассказ), газета "Киевские губернские ведомости", 10.6.1997,
с.11, тираж 140000.
    12. "Тихий смех прошлого" (рассказ), газета "Киевские губернские ведомости",
29.7.1997, с.14, тираж 140000.
    13. "Песня нового мира", "Вербовщик", "Рассказ о долге" (стихотворения),
журнал "Порог",  6 (37), 1997, с.53, Кировоград.
    14. "Пророк" (рассказ), журнал "Порог",  1 (38), 1998, с.60, Кировоград.
    15. "Шляются тут всякие" (рассказ), журнал "Порог",  3 (40), 1998, с.109,
Кировоград.
    16. "Те, кому уходить" (рассказ), журнал "Порог",  4 (41), 1998, с.98,
Кировоград.
    17. "Как лист увядший падает на душу" (рассказ), журнал "Порог",  6 (46),
1998, с.96, Кировоград.
    18. "Не сотвори себе" (сольный сборник повестей и рассказов), 1998, 14
печ.л., Харьков, изд-во "Рубикон, тираж 10000.

    Вера Каталкина
 * Origin: H Oldie (2:461/76.2)
 From : Dmitriy Gromov                      2:461/76.2      Вск 31 Дек 00 07:56
 To   : All                                                 Вск 31 Дек 00 15:04
 Subj : Справочник "Фантасты современной Украины": Штерн Борис (1/2).
* Crossposted in KНARKOV.AUTHORS
* Crossposted in RU.FANTASY
* Crossposted in RU.FANTASY.ALT
    ШТЕРН Борис Гедальевич - один из наиболее известных фантастов "четвертой
волны". Родился в 1947 г. в Киеве, однако, меняя профессии, менял и города. "Где
работал: где только не работал. Даже помогал добывать нефть в Сургуте и
Нижневартовске, даже в Одессе жил и трудился 17 лет. А 17 лет жизни в Одессе -
это не комар наплакал" ("Автобиография", 1993). Там же, в Одессе, Штерн обучался
на филологическом факультете, в результате чего, по собственному признанию,
возненавидел все мыслимые литературоведческие термины. Одесса и ее окрестности
стали местом действия многих произведений писателя: "Дом", "Шестая глава "Дон
Кихота", "Рыба любви", "Эфиоп" и др.
    В 1971 г. Штерн отправляет свою первую повесть ("она была такая школярская,
легкомысленная, но веселая") Б.H. Стругацкому и получает благожелательный отзыв.
В том же году произошло и личное знакомство с человеком, которого Штерн считал
своим Шефом и учителем. "Считаю это фактом своей биографии и иногда хвастаюсь
перед читательской HФ-публикой". Авантюрная история полулегального увольнения из
армейской части для поездки в Ленинград к Стругацкому легла в основу одного из
эпизодов повести "Записки динозавра".
    Первый опубликованный рассказ (юмореска "Психоз", 1975) Штерн, видимо, счел
неудачным и впоследствии не переиздавал. Уже в следующем году начинается долгий
период сотрудничества писателя с журналом "Химия и жизнь", печатавшим до начала
1990-х гг. большую часть его произведений. Штерн вспоминал, что обязан этим
известному прозаику Б. Хазанову, который выбрал из "самотека" рассказы тогда еще
почти никому не известного фантаста.
    Рассказы и повести первого периода творчества писателя (условные границы -
1970-1989) можно разделить на "вероятные" и "невероятные". Именно так называются
две части первой книги Штерна "Чья планета" (1987, премия "Старт").
Достоверность исходной посылки здесь ни при чем. Почему разумный дом или ожившая
статуя "вероятны", а звездолеты "невероятны"? Казалось бы, наоборот. На самом же
деле космос, от начала до конца созданный по иронически переосмысленным штампам
фантастики, оказывается откровенно сказочным, а смещенная реальность "вероятных"
рассказов - вполне обыденной. Такой же обыденной, как гоголевский Нос или
щедринский Органчик (хотя раннему Штерну еще не присущ явный гротеск).
    Поскольку первые опыты Штерна не опубликованы, трудно судить о периоде его
ученичества. Во всяком случае, уже рассказы 1970-х гг. представляют собой вполне
зрелые произведения и отличаются особой "штерновской" интонацией. Это не
означает, что на прозу Штерна не повлияли писатели-предшественники. Наиболее
очевидны переклички с Чеховым, любимым писателем (и впоследствии героем!)
Штерна. Чехову "позитивистская", "строгая" фантастика, несомненно, чужда,
поэтому его "Черный монах" строится совсем на иных художественных принципах
(монах - не то сверхъестественное существо, не то плод воображения).
"Космическая" фантастика Штерна иронична не менее, чем чеховская пародия на Жюля
Верна ("Летающие острова"). "Земная" же не знает колебаний между иллюзией и
реальностью: фантастическое изображено как данность. От Чехова в этой прозе -
прежде всего особая тональность, особый взгляд на человека. Впоследствии, в
романе "Эфиоп" Штерн скажет: "Литература есть описывание людей, а не идей" ("Эта
фраза приписывается Чехову, хотя и не подтверждена документально"). Не случайно
в "Эфиопе" именно Чехов - эталон таланта, вкуса и здравого смысла.
    Каких же людей описывал Штерн? Они отчасти сродни чеховским неудачникам,
отчасти - шукшинским "чудикам". Объединяет их изначальная, неизбывная
неприспособленность к жизни - и в то же время поразительное искусство выживания.
В мире Штерна обитают живые дома, деды морозы, роботы, драконы. Но и они - люди,
потому что, как определил Дикий Робот, "человек - это тот, кто понимает
искусство" ("Спасать человека". 1983). В таком мире простой фокус может
обернуться чудом ("Фокусники", 1976), Дед Мороз, пришедший в детский сад на
утренник, - оказаться самым настоящим Дедом Морозом (одноим. рассказ, 1983),
статуи - ожить ("Голая девка, или обнаженная с кувшином", др. - "Галатея",
1986), директор завода - начать торговлю с другим измерением ("Производственный
рассказ N 1", 1987, премия "Великое Кольцо"), дом, ыйдя на пенсию, - "спуститься
с небес на Землю" и поселиться в приморском городе Отрада ("Дом", 1980). Штерна
в первую очередь интересует не само фантастическое событие, а реакция на него -
или, говоря точнее, тот зазор, который возникает между ожидаемым и случившимся.
Необычное или невозможное заставляет героев по-новому взглянуть на мир и на
самих себя, разрушает принятые условности (Дед Мороз не знает, что он должен
делать на детском празднике). Чудо может изменить жизнь человека (в "Доме" и
"Голой девке...") или остаться незамеченным (в финале "Фокусников"). Неизменным
остается одно - потребность в тепле и сочувствии.
    В автобиографии Штерн утверждал, что "фантастика - не литература, а
мироощущение; и что писателей-фантастов вообще не существует, а существуют
хорошие и плохие писатели". "Вообще, пишу то, что в данный момент хочется писать
- сказки, фантастику, реалистику, сатиру, иногда стихи. Специализироваться в
каком-то одном жанре нет потребности". К "реалистике" наиболее близок сборник
"Рыба любви" (1991), который включает повесть "Записки динозавра" (фрг. 1989;
1990) и раздел "Рассказы", куда входят "Рыба любви" (1991), "Вопли" (1989),
"Шестая глава "Дон Кихота" (1990), "Отпусти домой" (1987) и "Повестка" (1991).
Фантастики в рассказах почти что нет. В финале "Шестой главы..." появляется
Герберт Уэллс и с любопытством спрашивает: "Какого черта вы тут делаете во мгле
семьдесят пять лет?" Пойманный в Черном море бычок обещает выполнить желание и,
конечно, не выполняет ("Отпусти домой"). Необычна сама реальность, в которой
пытаются с горем пополам обустроиться герои. Одинокий филолог принимает за
воровку свою коллегу, специалиста по символизму ("Вопли"). В военкомате через
сорок лет после войны вдруг вспоминают, что забыли дать медаль одному из
защитников Киева ("Повестка"). Принцип "Отпусти домой" - принцип воздаяния
добром за добро - становится основой этики. Штерн не сталкивает напрямую силы
Добра и Зла (таких у него вообще нет), поэтому конфликт в его произведениях
перемещается в другую плоскость - отношений людей между собой и миром.
    "Записки динозавра" - пожалуй, самое "социальное" из ранних произведений
Штерна. Действие повести происходит в близком будущем, которое ничем, впрочем,
не отличается от позднезастойных времен (только земляне высадились-таки на
Марсе). Главный герой - бессмертный или, во всяком случае, чрезвычайно долго
живущий ученый, директор "учреждения без вывески" и редактор журнала "Наука и
мысль" - по мере сил борется с дураками и шарлатанами, сохранившими влияние еще
со времен Лысенко. "Сегодня пришла пора не соединять, а спасать жизнь от науки".
В центре повести - острый взгляд и память академика Невеселова, ставшего
свидетелем и участником многих событий истории XX века. Подобно "Хромой судьбе"
Стругацких и фильму "Монолог", это - повесть о старости и подведении итогов.
Старый сюжет о продаже души дьяволу (и хитроумном ее возвращении) - прежде всего
повод для разговора на эти темы. "Надо избавляться от старых мифов и не
создавать новых", - говорит Невеселов, но писатель все-таки не удержался, чтобы
не создать собственный миф, миф-метафору: "Вы же знаете, что люди делятся на
марсиан и немарсиан. Первых очень и очень мало". "Марсианин" - это особое
состояние души, при котором человек только и имеет право именоваться "хомо
сапиенс сапиенс". "Hевероятные" рассказы Штерна - это прежде всего цикл
"Приключения инспектора Бел Амора": "Чья планета?" (1980), "Досмотр-1" (др. -
"Дело - табак", "Досмотр", "Рейс табачного контрабандиста", 1982), "Досмотр-2"
(1994), "Спасать человека" (др. - "Человек - это...", 1983), "Кто там?" (1990),
"Туман в десантном ботинке" (1993, др. - "Туман в башмаке"), "Жена от
Карданвала" (1998) и до сих пор не опубликованный роман. Как целое, с разной
степенью полноты, цикл издавался в сб. "Сказки Змея Горыныча" (1993, под загл.
"Приключения Бел Амора"), отдельной книгой (1994) и в сб. "Записки динозавра"
(1995).
    Ранние рассказы о Бел Аморе написаны в духе Р.Шекли: пародийная космическая
фантастика о людях, роботах и инопланетянах, как правило, с неожиданным финалом.
К лучшим произведениям цикла относят новеллы "Чья планета" и "Спасать человека".
Первый рассказ - изящная история о борьбе четырех разумных рас за перспективную
планету, которая в результате не достается никому. Второй, имеющий подзаголовок
"Необходимое дополнение к трем законам Азимова" - пародия на рассказы создателя
роботехники и в то же время - ироничный трактат о сущности человека. Рассказ
"Кто там?", написанный в усложненной форме, развивает те же мысли.
    К "невероятным" рассказам относятся также "Безумный король" (др. -
"Сумасшедший король", 1977), грустная история шахматиста, побеждавшего с помощью
Короля - искусственно созданного существа, наделенного разумом и чувствами, и
"Недостающее звено" (1985), парадоксальная новелла на тему эволюции.
    Повести и рассказы Штерна 1970-80-х гг. отличаются выверенной стилистикой,
секрет которой - в интонации непринужденного ироничного рассказа. Ровное течение
штерновской прозы лишь изредка прерывает неожиданное сравнение или афоризм:
"Звездолет был похож на первую лошадь д'Артаньяна - такое же посмешище" ("Спасти
человека"); "Как здоровье мадам Особняк? - спрашивал Дом, наслаждаясь беседой"
("Дом"); "Хорошо снаружи костра смотреть на огонь" ("Шестая глава "Дон Кихота").
Рассказы "Кто там?" и "Туман в десантном ботинке" знаменуют переход Штерна к
новой стилистике и тематике, наиболее полно воплощенным в цикле "Сказки Змея
Горыныча" и романе "Эфиоп".
    "Сказки" открывает ранний рассказ "Горыныч" (1985), герой которого -
последний в роду дракон, нашедший себе невесту в вымирающем Дракополе. "Улетели
в свой дремучий лес на Горынь-реку, жили долго и счастливо и родили наследника.
Но жены тому уже не нашлось". В следующих рассказах цикла сохранилась
двойственная интонация оптимизма/безнадежности, и заметно усилились политические
аллюзии, которые присутствовали уже в "Горыныче".
    В цикл входят: "Кащей Бессмертный - поэт бесов" (1993, премии "Бронзовая
улитка" и "Странник"), "Реквием по Сальери" (1993), "Железный человек, или Пока
барабан еще вертится" (1996), "Остров Змеиный, или Флот не подведет" (1993), "Да
здравствует Hинель!" (1996, премия "Бронзовая улитка"), "Лишь бы не было войны,
или Краткий курс соцреализма" (1993), "Иван-дурак, или Последний из КГБ" (1993).
Первая публикация цикла - в одноим. сб. (1993, премия "Еврокон" лучшему фантасту
года); доп. - в сб. "Остров Змеиный" (1996, под загл. "Лишь бы не было войны").
В первом изд. к "Сказкам" был причислен также рассказ "Туман в десантном
ботинке".
 * Origin: H Oldie (2:461/76.2)
 From : Dmitriy Gromov                      2:461/76.2      Вск 31 Дек 00 07:58
 To   : All                                                 Вск 31 Дек 00 15:04
 Subj : Справочник "Фантасты современной Украины": Штерн Борис (2/2).
* Crossposted in KНARKOV.AUTHORS
* Crossposted in RU.FANTASY
* Crossposted in RU.FANTASY.ALT
    "Новый" Штерн ядовит и саркастичен. Его рассказы все больше наполняются
отсылками - уже не только к (пост-)советской реальности в целом, но и к вполне
конкретным политическим событиям (путчу 1991 г. и т.п.). Еще важнее смена
тональности. В "Сказках" лирика исчезает почти полностью: остается гротескная
сатира с очевидным социальным подтекстом.
    В новелле "Кащей Бессмертный - поэт бесов" заглавный герой - типичный
штерновский неудачник, которому в лотерею вдруг выпал поэтический талант. Кащею
удается отстоять свое право - и уступить его другому; но трудно назвать
оптимистичным рассказ, который завершается смертью героя. Балет в двух действиях
"Реквием по Сальери" живописует разборки композиторов на фоне "Новых Времен" и
"Галопирующей Инфляции": Сальери губит Моцарта, уступив ему "Потертое Кресло
Главного Композитора Всея Страны"; финал - "зрители в ужасе бегут из театра".
"Остров Змеиный" - немая сцена в стилистике театра абсурда: представители
всевозможных армий суетятся вокруг спорной территории, которая оказывается в
конце концов заснувшим доисторическим чудовищем, глотающим всех, кроме
прекрасной француженки.
    Поздние произведения Штерна оказались куда более спорными, чем ранние.
Эксперименты в области формы, по мнению С.Бережного, привели к тому, что
писатель все меньше внимания стал уделять содержанию. Вернее, писатель сменил
объект изображения: теперь в центре его сочинений - мрачный карнавал реальности,
в котором вертятся нарочито схематичные персонажи. В "Иване-дураке..." и "Да
здравствует Hинель!" Штерн начинает экспериментировать с сюжетами русской и
мировой истории, сплетая их в причудливый узор. Неожиданностью для любителей
фантастики стала изданная Штерном под именем Сомерсета Моэма брошюра "Второе
июля четвертого года (Новейшие материалы к биографии Чехова). Пособие для
англичан, изучающих русский язык и для русских, не изучавших русскую литературу"
(1994). Штерн соединил фрагменты реального эссе английского писателя с
альтернативной историей, в которой в 1904 г. умирает Горький, а Чехов, напротив,
продолжает жить до 1944 г. Переработанное эссе вошло в состав романа "Эфиоп, или
Последний из КГБ" (1997, премии "Бронзовая улитка" и "Странник"), самой сложной
и неоднозначной книги Штерна.
    В основе замысла лежит броская фраза Шкловского, процитированная
Стругацкими: "...если бы некто захотел создать условия для появления на Руси
Пушкина, ему вряд ли пришло бы в голову выписывать дедушку из Африки". Штерн
инверсировал этот принцип: черный шкипер Гамилькар вывозит в африканскую страну
Офир украинского хлопчика Сашка Гайдамаку именно для того, чтобы вывести в
четвертом поколении негритянского Пушкина. Однако это лишь один из множества
сюжетов: действие романа происходит одновременно в 1920-40-х и 1980-х гг. в
Африке, Италии и степях Украины.
    Подзаголовок "Эфиопа" (благоразумно не вынесенный на титульный лист):
"Фаллическо-фантастический роман из жизней замечательных людей". Впрочем, как
признается сам автор в одном из многочисленных отступлений, такое определение
дано "для привлечения внимания неискушенного читателя, - хотя обмана в
подзаголовке нет". "Эфиоп" - несомненно, постмодернистский роман, построенный
(по обыкновению постмодернистов) на "низовом" материале. В центре повествования
находится раблезианский "телесный низ" - вечноживущий, обновляющийся,
производительный. Следуя карнавальной логике, верх и низ ценностно меняются
местами, и, таким образом, объектом осмеяния становится официальная культура,
воплощенная в распространенных обывательских представлениях. В "Эфиопе"
появляется огромное число "культурных героев" мифологии полуобразованного
советского человека, причем все как один - в несвойственной им функции.
Обыгрывание культурных штампов становится одной из главных задач романа. Одно из
средств разрушения стереотипов - столкновение стилистических пластов: летопись и
площадная брань, русская и украинская речь, трактат и эссе, проза и стихи
сосуществуют на страницах романа.
    Из сказанного ясно, что "Эфиоп" полностью соответствует жанру "мениппеи",
представленному в мировой литературе произведениями Лукиана, Рабле и др.
Процитируем классическое определение М.М.Бахтина. "Мениппея характеризуется
исключительной свободой сюжетного и философского вымысла. Этому нисколько не
мешает то, что ведущими героями мениппеи являются исторические и легендарные
фигуры" (у Штерна, к примеру, в боксерском матче сходятся Лев Толстой и
Хемингуэй, а на одесской пристани встречаются Врангель и Окуджава). "Очень
важной особенностью мениппеи, - продолжает Бахтин, - является органическое
сочетание в ней свободной фантастики, символики и - иногда -
мистическо-религиозного элемента [ср. Отлет на Луну в финале "Эфиопа"] с крайним
и грубым (с нашей точки зрения) трущобным натурализмом... Для мениппеи очень
характерны сцены скандалов, эксцентрического поведения, неуместных речей и
выступлений"; отсюда - пристрастие авторов мениппей к "неуместному слову" -
неуместному "или по своей цинической откровенности, или по профанирующему
разоблачению святого". Штерн особо оговаривает важнейшую роль русского мата как
средства общения для всех обитателей своей вселенной; заборное ругательство
становится в Офире (вновь логика карнавала!) высшим титулом.
    "Фантастика, - делает вывод Бахтин, - служит... не для положительного
воплощения правды, а для ее искания, провоцирования и, главное, для ее
испытания". "Правда" романа прямо сформулирована в его финале: "Автор не устает
повторять мысль Льва Толстого, что один и тот же человек в разных ситуациях, в
разные времена и в разных настроениях ведет себя по-разному - он бывает и умным
и глупым, и полным идиотом... способным совершить любые поступки: от убийства
или самоубийства до высокого самопожертвования ради ближнего или случайного для
него человека - пусть только он будет Добрым Человеком и пусть понимает, что
делает".
    Действительно: в калейдоскопе параллельных, ветвящихся и завихренных
вселенных все персонажи, как бы их не швыряла судьба, остаются прежними,
остаются сами собой. И Сашко Гайдамака, арап Петра Великого наоборот. И вечный
следователь Нуразбеков. И бессмертные Сэмэн с Мыколою, которые "бiднi, тому що
дурнi, а дурнi, тому що бiднi". Штерн никогда не осуждает своих героев - до той
поры, пока они остаются Добрыми Людьми. "Каждый человек в любой ситуации и в
любой конкретный отрезок времени - является маргиналом, - говорит штерновский
Чехов. - Значит, ВСЕ МЫ ВСЕГДА МАРГИНАЛЫ". Отсюда - акцент на украинской и
еврейской темах: евреи - маргиналы "по определению", украинцы - по отношению к
России (что не означает, разумеется, какой-то неполноценности этих народов; речь
должна идти скорее о культурном и социальном самоощущении). На страницах
"Эфиопа" несколько раз мелькает имя Сковороды. Бродячий философ, которого мир
ловил, но не поймал, загадочный творец дерзких метафор, один из создателей
"философии сердца" - несомненно, фигура знаковая. "Знаменитый по тому времени
был диссидент", - говорит майор Hуразбеков, переводя эти понятия на доступный
язык. Не случайно Сковорода в романе оказывается дальним родственником Сашка
Гайдамаки. Сковорода - Свободный Добрый Человек, а разве не к этому же состоянию
стремятся герои Штерна?
    Присутствует в "Эфиопе" и характерная для мениппеи тема утопии. Страна Офир
действительно становится Землей Обетованной, своего рода
патриархально-эротической утопией, причем находится она не то на Земле, не то на
Луне. Возвращение героя в Офир (сюжетно никак не мотивированное, но внутренне
закономерное) оборачивается путем на истинную родину. "Ему так хотелось домой! В
Офир, на Луну, в Гуляйград, в Эльдорадо! Домой! Домой! Домой!" Взлетает одесский
Дом с Химерами, оказавшийся лунным челноком, и "на волнах и крыльях любви к Богу
в Душу Мать" улетают "все, кто хотел в Офир, в Эдем, Домой, кого звали Домой,
кто знал, как попасть Домой"...
    Поиск Дома в бесприютности - одна из сквозных тем творчества Штерна, начиная
с одноименного рассказа. Это не указание истинного пути, тем более не проповедь.
Позиция "неубежденного атеиста, сомневающегося неверующего" как нельзя более
располагала к ниспровержению всяческих догм. Но Штерна нельзя назвать нигилистом
или циником. К нему скорее подходят слова, сказанные Вл.Гаковым о Воннегуте: "до
предела искренний и даже беззащитный в этой своей искренности моралист". Не
морализатор, но моралист.
    "Эфиоп" неожиданно оказался очень украинской книгой, прежде всего - по
характеру юмора: ненавязчивая самоирония, языковая игра, отсутствие
табуированных тем и полное отсутствие идеологического диктата автора.
Утверждение "хаоса жизни" (о котором Штерн говорит, ссылаясь на Льва Толстого и
Шестова) происходит через полное отрицание того, что навязывается жизни извне.
Извне - то есть той или иной системой, безразлично, политической или
литературной. Жизнь в "Эфиопе" существует сама по себе, без оглядки на кого бы
то ни было. Так же, сама по себе, существует и книга, не укладываясь в рамки и
каноны.
    "Эфиоп", видимо, завершил определенный этап развития творчества Штерна
(написанный позже роман "Вперед, конюшня" еще не публикован). Новому периоду
начаться было не суждено: Борис Штерн умер в 1998 г., не дожив до 52 лет. В 1999
г. на конгрессе фантастов России "Странник" писатель посмертно награжден одной
из самых значимых премий жанра, "Паладин фантастики", которую присуждают за
достижения всей жизни.
    Сочинения: Чья планета. - К.: Молодь, 1987; Дом. // Чарушников О. Пункт
проката. Штерн Б. Дом. - М.: Прометей, 1989; Рыба любви. - К.: Молодь, 1991;
Сказки Змея Гоpыныча. - Кировоград: Онул, 1993; Пpиключения инспектора Бел
Амоpа. - К.: Виан, 1994; Второе июля четвертого года. - К. - Одесса: Виан, 1994.
(под псевд. Сомерсет Моэм); Остров Змеиный. - Х.: Фолио - Донецк: Сталкер, 1996;
Эфиоп. - М.: АСТ - СПб.: Terra Fantastica, 1997.

    М. Назаренко
 * Origin: H Oldie (2:461/76.2)