 From : Boris "Hexer" Ivanov                2:5020/779.90   Срд 08 Апр 98 13:12
 To   : Stas Wilf                                           Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : шаттл vs чyдо-птица
Ohayou gozaimasu, Stas!

Stas Wilf -> Andrew Nenakhov ni kaita...

 SW>  И что же ты бyдешь делать с чyдо-птицей на орбите нашей планеты?

 Народ, вы не читали Теpтлдава? А зpя. "Дело о свалке токсичных заклинаний".

 bi

--- GoldED/386 3.00.Beta3 UNREG
 * Origin: ((Anime*RAnMa) or RSUH) and (SOUP*hexer@aha.ru) = (2:5020/779.90)
 From : VLADIMIR MEDEIKO                    2:5030/437      Птн 10 Апр 98 02:14
 To   : Dmitriy Vatolin                                     Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : Новости "Русской фантастики"
Prev: Dmitriy Vatolin =0409=> VLADIMIR MEDEIKO:

Ave, Dmitriy Vatolin!

 DV> На сервере "Русская фантастика" открылась официальная страница
 DV> писателя-фантаста АЛЕКСАНДРА ГРОМОВА!!!

 DV> Те, кто сейчас матерится по поводу отсутствия у них
 DV> всякого присутствия Интернета (коннекта, денег на модем... ;),
 DV> могут задать вопрос по почте, послав его на адрес
 DV> gromov@sf.amc.ru. При этом обязательно надо указать
 VM> А почему нельзя послать на его фидошный адрес?  Из соображений рекламы
 VM> 'AMC'?  ;-)

 DV> Из соображений, что я знаю, какое количество народа в Интеренте
 DV> бывает читает эхи в режиме "только на чтение"...

 DV> Т.е. этот адрес более универсален к короток.
Но что мешает указать *оба* адреса?  2:5030/185.17 - не так уж и много здесь
знаков (кстати, меньше, чем в gromov@sf.amc.ru ;-).)  У нас, фидошников,
собственная гордость ;-).  Впрочем, ладно.  Никому это, похоже не нужно, раз
никто не подключился к беседе.

Good byte, KHC !

--
    >/=\-         /   Vladimir 'Dr.Bug' Medeiko // Future Hackers

---
 * Origin: INFOCHRONOTRON (2:5030/437)
 From : Nickolay Bolshackov                 2:5030/581.10   Чтв 09 Апр 98 00:03
 To   : Boris Ivanov                                        Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : Лyкьяненко непричем
Хаюшки Boris!

 BI>  Зачем же так сpазy-то?

Что, испугался? ;)

  May the Merciful Shadow fall upon You!      [Team Они никогда не платят]

--- Divine by zero
 * Origin: Друг к другу пираты относились заботливо. (2:5030/581.10)
 From : Vladimir Bannikov                   2:4613/7.7      Птн 10 Апр 98 07:49
 To   : Leonid Smetanin                                     Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : Лукьяненко - оптимист
Hi Leonid!

Втр Апр 07 1998, Leonid Smetanin ==. Natalia Alekhina:

 LS> _я_ считаю, что _ЛУЧШАЯ_ вещь Сеpгея это "лабиринт отражений".

[...]

 LS> PS. только ради Бога, Сереж, не надо пpодолжения. АБСОЛЮТНО законченная
 LS> вещь. не уподобляйся Симмонсу с Гипеpионом/Эндимионом.

Автор грозился сделать продолжение, но НЕ прямое.

 * Origin: Ах ты, камбала, не вобла! (2:4613/7.7)
 From : Alexander Zencovich                 2:465/85        Чтв 09 Апр 98 13:14
 To   : Kirill Tretyak                                      Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : Re: OLDNEWS N 3/98 (18)
Hello, Kirill.

08 Apr 98 09:57, Kirill Tretyak wrote to Alexander Zencovich:
 KT>      Значит, киберпанк, по-твоему не научная фантастика?
А что  - там есть что-то от науки?
 KT> А, к примеру, "Пикник на обочине" - космическая опеpа? Все же
Кстати говоря - там есть в сюжете чисто научная проблема - проблема контакта с
иными цивилизациями. Благодаря таланту АБС там есть не только это - но это уже
другой разговор.
 KT> (IMHO, конечно) и кибеpпанк, и космоопера - лишь часть множества
 KT> поджанров научной фантастики.
А вся она подчасть множества худ.литературы которая в свою очередь часть
литературы которая часть печатной продукции :)
Хорошо - давай рассматривать 'твердую' SF
Раз уж все так привыкли понимать под 'Hаучной Фантастикой' все что именно им в
голову придет.

 С уважением - Alexander

 Мы боимся смерти, посмертной казни - нам знаком при жизни предмет боязни
 Пустота вероятней и хуже ада - мы не знаем кому нам сказать - 'не надо'..

--- GoldED 2.50+
 * Origin: ...But love's the only engine to survival... (2:465/85)
 From : Alexander Zencovich                 2:465/85        Чтв 09 Апр 98 13:21
 To   : Igor Zagumennov                                     Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : Re: OLDNEWS N 3/98 (18)
Hello, Igor.

06 Apr 98 10:54, Igor Zagumennov wrote to Alexander Zencovich:

 IZ>  Читай Hемцова. Он как раз для тебя.
Спасибо за указание :-|

 IZ>  Чайник!!! Читай технические описания и науч.-поп. литературу - вот и
 IZ> будет по-твоему.
Сам дурак.

Вообще говоря с подобными выкриками стоит наверно вылезать предварительно
ознакомившись хотя бы с историей вопроса. Хотя бы потому что мое письмо было
адресовано не Вам.

 From : Valera Liparin                      2:5058/11.1     Птн 10 Апр 98 09:33
 To   : Vladislav Maslennikov                               Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : Издание Хайнлайна
Hello, Vladislav!

Thursday April 09 1998 00:26, Vladislav Maslennikov wrote to Kirill Tretyak:

> [...]

   а какое издательсво это выпускало?

 VM> :-(( IMHO-лучшая из всех попыток издания Хайнлайна.

   а чем тебя неустраивает серия "Миры Хайнлайна" издательства "Полярис"?

                                                        Best wishes!
                                                        Valera.
--- GoldED/386 2.50.Beta6+
 * Origin: Стояла тихая Варфоломеевская ночь. (FidoNet 2:5058/11.1)
 From : Boxa Vasilyev                       2:5020/68.88    Птн 10 Апр 98 02:39
 To   : Leonid Smetanin                                     Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : Re: Лyкьяненко непричем - Свиридов причем!
   Буэнос ночес о, Leonid!

Tuesday April 07 1998, Leonid Smetanin writes to Boxa Vasilyev:

 LS> блин. вы всё рассказываете и pассказываете. А ГДЕ КHИЖКИ???

Обещают к маю. Обложку мы с Лукьяненко уже видели.

 LS> АСТ уже месяца два ничего нового в "звездном лабиринте" не выпускал.

Щаз вывалится... Во-пеpвых, "Осенние визиты". Во-втоpых, "Звездная тень". Потом,
имхо, "Часовые Армагеддона" С. Щеглов. Ну, а там и "Холодные берега" на
подходе...
                                         Rest beggars, Boxa.
                                           aka 2:466/88

--- GoldED 2.50.A0715+
 * Origin: иЗвиНиТЕ зА неРОвнЫй ПочЕРк (2:5020/68.88)
 From : Kat J. Trend                        2:5030/386.69   Чтв 09 Апр 98 12:11
 To   : Nikolas Ponomarenko                                 Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : Фэнтэзи в стихах
Привет Nikolas!

05 Апр 98 12:34, Nikolas Ponomarenko -> All:

 NP>   Пишет ли кто-нибудь сейчас фэнтези в стихах? Не юмористическое, а на
 NP> полном серьезе, чтобы была не рифма, а именно поэзия! Примерно как у
 NP> Пушкина... :)

Это что-нибудь вроде  эльфийских анн-теннат? Написать-то можно, а кто будет это
читать? :)

Счастливо!
                            Кэти Тренд

--- Кpасная Ящерица 3.00.Beta3 UNREG
 * Origin:  Моя эсхатологическая ниша (2:5030/386.69)
 From : Dmitry Groshev                      2:5020/752.3    Суб 04 Апр 98 00:12
 To   : Alexander Zencovich                                 Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : Re: Киборги - тупиковая ветвь. Как неандертальцы...
Пpиветствyю, Alexander Zencovich !

26-Mar-98, около 13:45:17, слyчилось что Alexander Zencovich
 написал к Dmitry Groshev следyющее:

 AZ> Так и я о том же - что бы небелковые тела давали ощутимый выигрыш чем
 AZ> нынешние белковые - затраты должны быть еще выше.

С чего бы это вдpyг??? Не с того ли, что "человек - создание Божье и совершенен
по дефолтy" ?

 AZ> Чем это ты обосновываешь? Ты пожалуйста не считай допустимым для жизни
 AZ> диапазон в котором возможно существование тела, а предложи тот в котором
 AZ> все необходимые для нормального существования(жизни) энергетические
 AZ> процессы будут идти как раз в том обьеме, который нужен для такого
 AZ> организма.

Обосновывал не я. Конечно, тpyдно найти "Uller Uprising" Бим Пайпера - но вот
там в предисловии и находится обоснование. Сделанное химиком-пpофессионалом.

 AZ> Проблема в передаче и накоплении этой энергии внутри организма, от
 AZ> биологически несовместимых форм. Особенно в случае наномашин - переводить
 AZ> все процессы распада на электричество? Тогда как его запасать? И не
 AZ> получится ли такой момен что как только запас закончился - все.Смерть
 AZ> организма?

А не полyчается ли такой момент, что когда жрать нечего и пить нечего и запасы
жиpа/гликогена/etc. закончились - все? Смерть организма? ;-)
Закон Мэрфи гласит: если долго портить машинy, она сломается.
Hy так и зачем ее поpтить?

 AZ> Хватает. А какая энергия нужна на проведение каких-либо реакций с его
 AZ> использованием? IMHO - На порядок побольше чем с углеродом.

Неверное твое HO. Источник моей информации я yже yказал, а OCRить его и кидать
в эхy мне вломно.

 AZ> А какая разница - или наномашины будут существовать без источника
 AZ> энергии? Без самовосстановления итд? И на основе чего их делать?
 AZ> Кремния,титана? Или углерода? - тогда просто живая клетка может
 AZ> получиться.

Ты на "живой клетке" зациклился или что? ;-) Hy _не_с_чего_ в процессе
_констpyиpования_ полyчиться томy, что полyчилось в процессе _эволюции_.
"Исторических наслоений" не бyдет. По опpеделению...
Кстати: y Шyмилова в "Слове о драконе" очень хорошо показано, чем отличен
оpганизм сконстpyиpованный от организма природного и почемy...

 AZ> Те для успешной киборгизации надо создать еще и соответсвующюю
 AZ> киборгсферу?

А для yспешной жизни человеческих сyществ - соответствyющyю биосфеpy...
Ты все вpемя пытаешься отбросить важное yсловие: правильно разработанный киборг
заведомо бyдет совершеннее человека, но - _пpи_пpочих_pавных_.

 AZ> Но не приведт ли это просто к новому витку усложений, без какой-либо
 AZ> выгоды? Ведь ты же не захочешь как-то так вот вместо булочки с
 AZ> кофе получать свои безвкусные 220В - нужно какое-то разнообразие....

Предположим, что "чyвство вкyса" киборга бyдет различать напpяжение, частотy
и фоpмy волны переменного тока? :-)

 AZ> Без персонала тоже можно выжить. Это уже люди сами так завели...

Не заведи они так - и на свете смогло бы одновременно завестись кyда как меньше
этих самых людей...

 AZ> Ага - еще и фторную атмосферу. А поскольку фтор куда как поактивнее
 AZ> кислорода, как ты думаешь - долго он останется нсвязанным? Те надо еще и

Ты не понял. Единственные _пpоблемы_ для кремнийорганики возникают во фторной
атмосфеpе. На любyю дpyгyю ей - просто глyбоко начхать.

 AZ> все наномашины должны получать энергию? Причем учитывая что они очень уж
 AZ> маленькие(нано) - к каждой проводок не подведешь, стало быть нужны будут
 AZ> еще меньшие машинки - по типу заправщиков, причем на одного человека их
 AZ> должно быть немало. Впрочем еще встает вопрос и питания этих самых
 AZ> заправщиков.....:)

Ты явно не инженеp... Hy почемy, спpашивается, наномашины не могyт иметь в себе
пpоводящие каналы и передавать энергию междy собой без посторонней помощи?

 -= With best regardz, Dmitry Groshev aka White Jaguar =-

--- Terminate 5.00/Pro
 * Origin: Jaguar's Lair Station (2:5020/752.3)
 From : Dmitriy Gromov                      2:461/119.2     Вск 05 Апр 98 23:51
 To   : Sergey Prokopenko                                   Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : OLDNEWS N 3/98 (18)
                          Привет, Sergey !!! :)

Gromov:

 SP>  Нельзя ли в листок этот вставлять комментарий , к какому жанpу
 SP> относится пpоизведение.

    Вообще-то в нашем листке указывается, в какой СЕРИИ вышла та или иная
книга. Мы думали, что направленность наиболее распростнаненных серий
русскоязычной фантастики общеизвестна, но можем и уточнить:
    "Русское Fantasy" (Азбука, СПб.) -- Fantasy;
    "Заклятые миры" (АСТ, М. -- TF, СПб.) -- Fantasy;
    "Звездный лабиринт" (АСТ, М. -- TF, СПб.) -- разнообразная HФ;
    "Иные миры" (Русич, Смоленск) -- смешанная серия, но больше -- Fantasy и
мистика, хотя попадается всякое (к примеру "криптоисторический" роман
Валентинова "Дезертир");
    "Абсолютная магия" (ЭКСМО, М.) -- Fantasy;
    "Абсолютное оружие" (ЭКСМО, М.) -- HФ-боевик (в основном), хотя попадается
и просто HФ;
    "Стальная крыса" ("покеты") (ЭКСМО, М.) -- в основном -- переиздания
HФ-боевиков.
    Есть еще серии "Армады", "Центрполиграфа", а также куча серий зарубежной
фантастики, но... -- см. ниже! ;-)))

    С уважением, Дмитрий Громов.

    (Еще ниже!) ;-)))

           "Впрочем, мы и не обещали давать ответы

 * Origin: H Oldie (2:461/119.2)
 From : Vladislav Zarya                     2:5070/95.2     Пон 06 Апр 98 20:16
 To   : Natalia Alekhina                                    Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : Лем и Шкловский
Приветствую Вас, Natalia!

05 Apr 98, 01:20, Natalia Alekhina обратился с сообщением к Vladislav Zarya:

 NA> Я когда читала первый перевод, называвшийся "Глас неба", вот именно так и
 NA> восприняла этот роман. Но там в конце, когда Хоггарт рассуждает о
 NA> смысле самогО послания, на чисто космологический аспект проблемы
 NA> накладывается еще и моральный аспект (нафиг погибающей вселенной оставлять
 NA> для будущей вселенной какое-то послание). Может быть, я как-то не так все
 NA> это поняла?

     Почему не так? Наверное, правильно. Но Лем, похоже, решил, что тем отрывком
тему не исчерпал.

 NA> Да не то что хорошего, а просто ничего.

     Почему же, кое-что вышло. Одной цивилизацией стало меньше. А вот что
хорошего ничего - это факт.

 NA> Кстати, ты, как обладатель (по слухам) самого полного "текстовского СС в
 NA> Иркутске,

     Если бы "самого полного"! Четвертого тома у меня нет. :-<

 NA>  случайно не знаешь, печаталась ли в нем "Hовая космогония",

     А как же! (А ты ее, кстати, читала в томике Лема из "Библиотеки польской
литературы". Серенький такой).

Всех благ!
Владислав

--- Дол сед. Гол дед. (2.41+)
 From : Pavel Petrienko                     2:5064/1.1      Чтв 09 Апр 98 14:47
 To   : All                                                 Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : Rating [03.98]
>                  РЕЙТИНГ АВТОРОВ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗА МАРТ.

  Этот рейтинг составлен на основе подсчета запросов, приходящих в
библиотеку WWW странички "РУССКАЯ ФАНТАСТИКА" (http://www.sf.amc.ru).

Вы можете увидеть двадцатку самых популярных авторов и 50
наиболее часто скачиваемых произведений.

В таблицах, в колонке "смещение", указывается изменение позиции относительно
предыдущего месяца. Символы +++ означают, что в предыдущем рейтинге этого
пункта не было. Кроме того, в авторском рейтинге, в колонке "обращения"
указано количество запросов поступивших на страницу автора.

>                          Авторский рейтинг

!Место!                      Автор                       !Смещен.!Обращен.!
!  1  ! Василий Головачев                                !   0   !  950   !
!  2  ! Сергей Лукьяненко                                !   0   !  857   !
!  3  ! Ник Перумов                                      !  +1   !  758   !
!  4  ! Кир Булычев                                      !  +1   !  749   !
!  5  ! Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий             !  -2   !  708   !
!  6  ! Виктор Пелевин                                   !   0   !  639   !
!  7  ! Владислав Крапивин                               !   0   !  567   !
!  8  ! Вячеслав Рыбаков                                 !   0   !  555   !
!  9  ! Генри Лайон Олди                                 !   0   !  537   !
! 10  ! Василий Звягинцев                                !  +7   !  493   !
! 11  ! Марина Дяченко, Сергей Дяченко                   !  +1   !  476   !
! 12  ! Александр Бушков                                 !  -2   !  470   !
! 13  ! Михаил Успенский                                 !  -2   !  453   !
! 14  ! Иван Ефремов                                     !  +2   !  436   !
! 15  ! Михаил Булгаков                                  !  -1   !  414   !
! 16  ! Евгений Гуляковский                              !  -1   !  406   !
! 17  ! Святослав Логинов, Ник Перумов                   !  +1   !  398   !
! 18  ! Сергей Казменко                                  !  -5   !  391   !
! 19  ! Юрий Никитин                                     !   0   !  370   !
! 20  ! Святослав Логинов                                !  -2   !  350   !

>                          Рейтинг произведений

! N !        Автор        !               Произведение              !Смещ.!
! 1 ! Лукьяненко, Сергей  ! Лабиринт отражений                      !  0  !
! 2 ! Головачев, Василий  ! Непредвиденные встречи                  ! +1  !
! 3 ! Лукьяненко, Сергей  ! Линия грез (Линия грез #1)              ! +1  !
! 4 ! Лукьяненко, Сергей  ! Принцесса стоит смерти(#)               ! +1  !
! 5 ! Стругацкий, Аркадий ! Экспедиция в преисподнюю                ! -3  !
! 6 ! Лукьяненко, Сергей  ! Императоры иллюзий (Линия грез #2)      ! +1  !
! 7 ! Головачев, Василий  ! Владыки                                 ! -1  !
! 8 ! Лукьяненко, Сергей  ! Планета, которой нет(#)                 !  0  !
! 9 ! Лукьяненко, Сергей  ! Стеклянное море (Лорд планеты Земля #3) !  0  !
!10 ! Лукьяненко, Сергей  ! Рыцари Сорока Островов                  ! +1  !
!11 ! Стругацкий А.;      ! Страна багровых туч                     ! +++ !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!12 ! Стругацкий А.;      ! Понедельник начинается в субботу        !  0  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!13 ! Лукьяненко, Сергей  ! Атомный сон                             ! +1  !
!14 ! Звягинцев, Василий  ! Разведка боем (Одиссей #4)              ! +++ !
!15 ! Стругацкий А.;      ! Путь на Амальтею                        ! +3  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!16 ! Рыбаков, Вячеслав   ! Трудно стать Богом                      ! +1  !
!17 ! Лукьяненко, Сергей  ! Мальчик и тьма                          ! +4  !
!18 ! Лукьяненко, Сергей  ! Осенние визиты                          ! -2  !
!19 ! Стругацкий А.;      ! Возвращение. Полдень. ХХII век          ! +14 !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!20 ! Стругацкий А.;      ! Трудно быть богом                       ! +8  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!21 ! Стругацкий А.;      ! Хищные вещи века                        ! +14 !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!22 ! Стругацкий А.;      ! Беспокойство {Улитка на склоне - 1}     ! +++ !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!23 ! Стругацкий А.;      ! Извне                                   ! +++ !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!24 ! Стругацкий А.;      ! Парень из преисподней                   ! +25 !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!25 ! Дяченко Марина;     ! Привратник (Скитальцы #1)               ! -1  !
!   ! Дяченко С.          !                                         !     !
!26 ! Стругацкий А.;      ! Пикник на обочине                       ! +5  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!27 ! Стругацкий А.;      ! Стажеры                                 ! -1  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!28 ! Перумов, Ник        ! Земля без радости (Летописи Хьерварда)  ! +1  !
!29 ! Стругацкий А.;      ! Обитаемый остров                        ! +1  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!30 ! Лукьяненко, Сергей  ! Фугу в мундире                          ! -5  !
!31 ! Стругацкий, Аркадий ! Дьявол среди людей                      ! -21 !
!32 ! Стругацкий А.;      ! Жук в муравейнике                       ! +9  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!33 ! Стругацкий А.;      ! Белый конус Алаида                      ! +17 !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!34 ! Стругацкий А.;      ! Град обреченный                         ! +9  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!35 ! Успенский, Михаил   ! Чугунный всадник                        ! +3  !
!36 ! Стругацкий А.;      ! Сказка о Тройке                         ! +++ !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!37 ! Лукьяненко, Сергей  ! Поезд в Теплый Край                     ! +8  !
!38 ! Пелевин, Виктор     ! Чапаев и пустота                        ! -4  !
!39 ! Стругацкий А.;      ! Улитка на склоне                        ! +++ !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!40 ! Перумов, Ник        ! Русский меч                             ! +7  !
!41 ! Пелевин, Виктор     ! Оружие возмездия                        ! -14 !
!42 ! Стругацкий, Борис   ! Поиск предназначения, или 27я теорема эт! -27 !
!43 ! Лукьяненко, Сергей  ! Дюралевое небо                          ! -21 !
!44 ! Булычев, Кир        ! Заповедник сказок                       ! +++ !
!45 ! Булычев, Кир        ! Лиловый шар                             ! +++ !
!46 ! Дяченко Марина;     ! Шрам (Скитальцы #2)                     ! +++ !
!   ! Дяченко С.          !                                         !     !
!47 ! Стругацкий А.;      ! Бедные злые люди                        ! -7  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!48 ! Стругацкий А.;      ! Далекая Радуга                          ! +++ !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!49 ! Буркин Юлий;        ! Сегодня, мама! (Сегодня, мама! #1)      ! +++ !
!   ! Лукьяненко С.       !                                         !     !
!50 ! Стругацкий А.;      ! Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя  ! +++ !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !

>========================================================================
(с) 1997 Верстка, дизайн Дмитрий Ватолин. (dmitriy@amc.ru)
(c) 1997 Верстка, подготовка Павел Петриенко. (petr@sf.amc.ru, 2:5064/1)
(c) При подготовке использована база данных, составленная И.Загуменным.

--- Txt2Pkt utility 1.4
 From : Pavel Petrienko                     2:5064/1.1      Чтв 09 Апр 98 14:47
 To   : All                                                 Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : Rating [02.98]
> [...]

пункта не было. Кроме того, в авторском рейтинге, в колонке "обращения"
указано количество запросов поступивших на страницу автора.

!Место!                      Автор                       !Смещен.!Обращен.!
!  1  ! Василий Головачев                                !   0   !  871   !
!  2  ! Сергей Лукьяненко                                !   0   !  751   !
!  3  ! Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий             !   0   !  670   !
!  4  ! Ник Перумов                                      !  +2   !  636   !
!  5  ! Кир Булычев                                      !  -1   !  623   !
!  6  ! Виктор Пелевин                                   !  -1   !  602   !
!  7  ! Владислав Крапивин                               !  +1   !  538   !
!  8  ! Вячеслав Рыбаков                                 !  -1   !  478   !
!  9  ! Генри Лайон Олди                                 !  +2   !  434   !
! 10  ! Александр Бушков                                 !   0   !  418   !
! 11  ! Михаил Успенский                                 !  +1   !  399   !
! 12  ! Марина Дяченко, Сергей Дяченко                   !  +3   !  384   !
! 13  ! Сергей Казменко                                  !  -4   !  368   !
! 14  ! Михаил Булгаков                                  !  -1   !  366   !
! 15  ! Евгений Гуляковский                              !  +4   !  364   !
! 16  ! Иван Ефремов                                     !  -2   !  350   !
! 17  ! Василий Звягинцев                                !  +1   !  330   !
! 18  ! Святослав Логинов, Ник Перумов                   !  -1   !  330   !
! 19  ! Юрий Никитин                                     !  -3   !  330   !
! 20  ! Святослав Логинов                                !  -3   !  309   !

>                          Рейтинг произведений

! N !        Автор        !               Произведение              !Смещ.!
! 1 ! Лукьяненко, Сергей  ! Лабиринт отражений                      !  0  !
! 2 ! Стругацкий, Аркадий ! Экспедиция в преисподнюю                !  0  !
! 3 ! Головачев, Василий  ! Непредвиденные встречи                  !  0  !
! 4 ! Лукьяненко, Сергей  ! Линия грез (Линия грез #1)              !  0  !
! 5 ! Лукьяненко, Сергей  ! Принцесса стоит смерти(#)               !  0  !
! 6 ! Головачев, Василий  ! Владыки                                 !  0  !
! 7 ! Лукьяненко, Сергей  ! Императоры иллюзий (Линия грез #2)      !  0  !
! 8 ! Лукьяненко, Сергей  ! Планета, которой нет(#)                 !  0  !
! 9 ! Лукьяненко, Сергей  ! Стеклянное море (Лорд планеты Земля #3) ! +1  !
!10 ! Стругацкий, Аркадий ! Дьявол среди людей                      ! +1  !
!11 ! Лукьяненко, Сергей  ! Рыцари Сорока Островов                  ! -2  !
!12 ! Стругацкий А.;      ! Понедельник начинается в субботу        !  0  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!13 ! Олди, Генри Лайон   ! Ожидающий на перекрестках(#)            ! +1  !
!14 ! Лукьяненко, Сергей  ! Атомный сон                             ! +4  !
!15 ! Стругацкий, Борис   ! Поиск предназначения, или 27я теорема эт! -2  !
!16 ! Лукьяненко, Сергей  ! Осенние визиты                          ! +1  !
!17 ! Рыбаков, Вячеслав   ! Трудно стать Богом                      ! +++ !
!18 ! Стругацкий А.;      ! Путь на Амальтею                        ! +3  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!19 ! Стругацкий, Аркадий ! Подробности жизни Никиты Воронцова      ! +5  !
!20 ! Олди, Генри Лайон   ! Дорога (Бездна Голодных глаз #2)        ! -5  !
!21 ! Лукьяненко, Сергей  ! Мальчик и тьма                          ! +8  !
!22 ! Лукьяненко, Сергей  ! Дюралевое небо                          ! +++ !
!23 ! Стругацкий А.;      ! Ночь на Марсе                           ! +8  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!24 ! Дяченко Марина;     ! Привратник (Скитальцы #1)               ! +10 !
!   ! Дяченко С.          !                                         !     !
!25 ! Лукьяненко, Сергей  ! Фугу в мундире                          ! +2  !
!26 ! Стругацкий А.;      ! Стажеры                                 ! -3  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!27 ! Пелевин, Виктор     ! Оружие возмездия                        ! +++ !
!28 ! Стругацкий А.;      ! Трудно быть богом                       ! -12 !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!29 ! Перумов, Ник        ! Земля без радости (Летописи Хьерварда)  ! -4  !
!30 ! Стругацкий А.;      ! Обитаемый остров                        ! +3  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!31 ! Стругацкий А.;      ! Пикник на обочине                       ! +6  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!32 ! Олди, Генри Лайон   ! Путь меча (Путь меча #1)                ! -4  !
!33 ! Стругацкий А.;      ! Возвращение. Полдень. ХХII век          ! -11 !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!34 ! Пелевин, Виктор     ! Чапаев и пустота                        ! -8  !
!35 ! Стругацкий А.;      ! Хищные вещи века                        ! -5  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!36 ! Стругацкий А.;      ! Песчаная горячка                        ! +14 !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!37 ! Олди, Генри Лайон   ! Сумерки мира (Бездна Голодных глаз #3)  ! -5  !
!38 ! Успенский, Михаил   ! Чугунный всадник                        ! -18 !
!39 ! Пелевин, Виктор     ! Встроенный напоминатель                 ! +++ !
!40 ! Стругацкий А.;      ! Бедные злые люди                        ! +4  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!41 ! Стругацкий А.;      ! Жук в муравейнике                       !  0  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!42 ! Пелевин, Виктор     ! Греческий вариант                       ! +++ !
!43 ! Стругацкий А.;      ! Град обреченный                         ! -24 !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!44 ! Стругацкий А.;      ! Шесть спичек                            ! -2  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!45 ! Лукьяненко, Сергей  ! Поезд в Теплый Край                     ! -10 !
!46 ! Лукьяненко, Сергей  ! Мой папа - антибиотик                   ! +3  !
!47 ! Перумов, Ник        ! Русский меч                             ! +++ !
!48 ! Олди, Генри Лайон   ! Живущий в последний раз(#)              ! -3  !
!49 ! Стругацкий А.;      ! Парень из преисподней                   ! -10 !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !
!50 ! Стругацкий А.;      ! Белый конус Алаида                      ! +++ !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !     !

 From : Pavel Petrienko                     2:5064/1.1      Чтв 09 Апр 98 14:47
 To   : All                                                 Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : Rating
>                РЕЙТИНГ АВТОРОВ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗА ПОЛГОДА.

>========================================================================

  Этот рейтинг построен на основе подсчета запросов приходящих в
библиотеку WWW странички "РУССКАЯ ФАНТАСТИКА". Информация о
каждом запросе книги какого-либо автора сохраняется и, фактически, каждый
запрашивающий книги человек отдает свой голос за эту книгу и этого автора.
Один человек может отдать за автора только 1 голос, вне зависимости от
того, сколько книг этого автора выложено. Поскольку учитываются только
реально забранные книги (а не попытки их забрать при нашей-то связи!),
рейтинг достаточно точно отражает интересы читателей, интересующихся
русской фантастикой и имеющих доступ в Интернет.

  Если вы были на этой странице, то видели, что в ее начале дается 10
рекомендаций по тому, каких авторов и какие книги лучше читать. Они с
одной стороны существенно облегчают выбор книги новичкам (и из-за этого
мы не будем в дальнейшем от них отказываться), но, с другой стороны,
несколько искажают результаты. Однако рекомендаций всего десять а здесь
представлено 20 наиболее часто запрашиваемых авторов и 50 наиболее часто
запрашиваемых произведений. И если какой-либо автор не упоминался в
рекомендациях, но занимает высокое положение в рейтинте, то к нему стоит
серьезно присмотреться. Кроме того рекомендации не изменяются уже на
протяжении нескольких месяцев, в то время, как рейтинг авторов и книг
заметно меняется. Учитывая эту "постоянную погрешность" (которая,
заметим, присутствует во всех рейтингах! Даже самых "обьективных"!) мы
предлагаем вам самостоятельно делать выводы.

  Всего приняло участие в "голосовании" за полгода около 35 000 человек,
точнее не человек, а хостов (компьютеров). Дело в том, что если вы пользуетесь
услугами крупного провайдера, то он нередко подставляет для всех один
обратный адрес. Так, например, по статистике от cache.dol.ru 1785 обращений,
от cache.rcom.ru - 1718, от relay1.aha.ru - 1515 (и далее по списку десятки кэш
прокси серверов). Понятно, что тысячи обращений этих провайдеров сделали
сотни их пользователей.
  Многие заходят повторно. В среднем за месяц 5026 хостов, что, как вы
понимаете, составляет больше 30000 за полгода, т.е. больше половины бывают
еще и еще.

  География также весьма обширна (в порядке убывания числа обрещений):
Россия, Израиль, USA, Украина, Эстония, Латвия, Belarus, Switzerland, Lithuania,

Canada, Kazakhstan, South Africa, Australia, Japan, Costa Rica, United Kingdom,
Netherlands, Bulgaria, Sweden, Czech Republic, Denmark, France, Finland, Italy,
Greece, South Korea, Poland, Austria, Hungary, Belgium, Mexico, Georgia, New
Zealand, Norway, Moldavia, United Arab Emirates (Боже! И там наши люди! И
неслабо качают!), Brazil, Yugoslavia, Spain, Singapore, Slovak Republic,
Portugal, Thailand, Colombia, Cyprus (Это с Кипра и Багам кто-то отдыхая
заглянул ;), Bahamas, Kyrgyzstan, Armenia, Ireland, Romania, Turkey, Uzbekistan,

Kuwait, Chile, Dominican Republic, India, Argentina, Ecuador, Taiwan.

> [...]

не было. Кроме того, в авторском рейтинге, в колонке "обращения" указано
количество запросов поступивших на страницу автора.

+-----------------------------------------------------------------+
!Место!                      Автор                       !Обращен.!
+-----------------------------------------------------------------+
!  1  ! Василий Головачев                                !  5230  !
!  2  ! Сергей Лукьяненко                                !  4481  !
!  3  ! Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий             !  4163  !
!  4  ! Кир Булычев                                      !  3978  !
!  5  ! Виктор Пелевин                                   !  3685  !
!  6  ! Ник Перумов                                      !  3578  !
!  7  ! Вячеслав Рыбаков                                 !  3138  !
!  8  ! Владислав Крапивин                               !  2911  !
!  9  ! Генри Лайон Олди                                 !  2670  !
! 10  ! Александр Бушков                                 !  2425  !
! 11  ! Сергей Казменко                                  !  2374  !
! 12  ! Михаил Успенский                                 !  2319  !
! 13  ! Марина Дяченко, Сергей Дяченко                   !  2268  !
! 14  ! Михаил Булгаков                                  !  2188  !
! 15  ! Василий Звягинцев                                !  2002  !
! 16  ! Святослав Логинов                                !  1770  !
! 17  ! Святослав Логинов, Ник Перумов                   !  1686  !
! 18  ! Евгений Гуляковский                              !  1683  !
! 19  ! Иван Ефремов                                     !  1286  !
! 20  ! Юрий Никитин                                     !  1142  !
+-----------------------------------------------------------------+

>                          Рейтинг произведений

! N !        Автор        !               Произведение              !
[...]
! 5 ! Лукьяненко, Сергей  ! Линия грез (Линия грез #1)              !
! 6 ! Лукьяненко, Сергей  ! Планета, которой нет(#)                 !
! 7 ! Лукьяненко, Сергей  ! Императоры иллюзий (Линия грез #2)      !
! 8 ! Лукьяненко, Сергей  ! Стеклянное море (Лорд планеты Земля #3) !
! 9 ! Головачев, Василий  ! Владыки                                 !
!10 ! Лукьяненко, Сергей  ! Рыцари Сорока Островов                  !
!11 ! Стругацкий, Аркадий ! Дьявол среди людей                      !
!12 ! Стругацкий А.;      ! Понедельник начинается в субботу        !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!13 ! Стругацкий, Борис   ! Поиск предназначения, или 27я теорема эт!
!14 ! Лукьяненко, Сергей  ! Атомный сон                             !
!15 ! Стругацкий А.;      ! Трудно быть богом                       !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!16 ! Олди, Генри Лайон   ! Ожидающий на перекрестках(#)            !
!17 ! Стругацкий А.;      ! Путь на Амальтею                        !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!18 ! Лукьяненко, Сергей  ! Осенние визиты                          !
!19 ! Стругацкий А.;      ! Возвращение. Полдень. ХХII век          !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!20 ! Лукьяненко, Сергей  ! Мальчик и тьма                          !
!21 ! Лукьяненко, Сергей  ! Фугу в мундире                          !
!22 ! Стругацкий А.;      ! Стажеры                                 !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!23 ! Стругацкий А.;      ! Град обреченный                         !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!24 ! Стругацкий А.;      ! Хищные вещи века                        !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!25 ! Стругацкий А.;      ! Обитаемый остров                        !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!26 ! Стругацкий А.;      ! Пикник на обочине                       !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!27 ! Лукьяненко, Сергей  ! Поезд в Теплый Край                     !
!28 ! Олди, Генри Лайон   ! Дорога (Бездна Голодных глаз #2)        !
!29 ! Стругацкий А.;      ! Жук в муравейнике                       !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!30 ! Успенский, Михаил   ! Чугунный всадник                        !
!31 ! Стругацкий А.;      ! Парень из преисподней                   !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!32 ! Олди, Генри Лайон   ! Путь меча (Путь меча #1)                !
!33 ! Перумов, Ник        ! Земля без радости (Летописи Хьерварда)  !
!34 ! Стругацкий, Аркадий ! Подробности жизни Никиты Воронцова      !
!35 ! Стругацкий А.;      ! Бедные злые люди                        !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!36 ! Дяченко Марина;     ! Привратник (Скитальцы #1)               !
!   ! Дяченко С.          !                                         !
!37 ! Стругацкий А.;      ! Ночь на Марсе                           !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!38 ! Пелевин, Виктор     ! Чапаев и пустота                        !
!39 ! Стругацкий А.;      ! Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя  !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!40 ! Стругацкий А.;      ! Сказка о Тройке                         !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!41 ! Стругацкий А.;      ! Улитка на склоне                        !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!42 ! Стругацкий А.;      ! Далекая Радуга                          !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!43 ! Стругацкий А.;      ! Шесть спичек                            !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!44 ! Лукьяненко, Сергей  ! Мой папа - антибиотик                   !
!45 ! Стругацкий А.;      ! Песчаная горячка                        !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!46 ! Олди, Генри Лайон   ! Сумерки мира (Бездна Голодных глаз #3)  !
!47 ! Рыбаков, Вячеслав   ! Трудно стать Богом                      !
!48 ! Стругацкий А.;      ! Беспокойство {Улитка на склоне - 1}     !
!   ! Стругацкий Б.       !                                         !
!49 ! Дяченко Марина;     ! Шрам (Скитальцы #2)                     !
!   ! Дяченко С.          !                                         !
!50 ! Олди, Генри Лайон   ! Живущий в последний раз(#)              !

 From : Kat J. Trend                        2:5030/386.69   Птн 10 Апр 98 12:26
 To   : Vadim Chesnokov                                     Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : К слову об экранизации фантастики
Привет Vadim!

07 Апр 98 23:45, Vadim Chesnokov -> All:

 VC> ---------------------------------------- SU.HUMOR -
 VC>  From : Alex Young            2:5020/26       28 Mar 98  04:30:04
 VC> сказать следующее:  Современные писатели-фантасты мечтают о стpашном
 VC> дискомфорте и в конце-концов о мучительной глупой гибели.  Раньше
 VC> просто хотели летать научится - вот ведь времена были!

Апокалиптическая картина... но у кого он ее вычитал? Слава Богу, мне пока везло
на фантастов, видимо. Кто такое пишет?!

Счастливо!
                            Кэти Тренд

--- Мудpец-шатун 3.00.Beta3 UNREG
 * Origin: Моя эсхатологическая ниша  (2:5030/386.69)
 From : Kat J. Trend                        2:5030/386.69   Птн 10 Апр 98 12:28
 To   : Alexey Aksenov                                      Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : Незнайка в Городе Солнца
Привет Alexey!

08 Апр 98 23:54, Alexey Aksenov -> Kat J. Trend:

 AA>  Я думаю, стоит устроить специальный праздник в этой эхе: "открытие
 AA> обсуждение Абалкина".

Черт. Я подписалась на эху только этой зимой. Извините, я была не в курсе. Я
могу идти?

Счастливо!
                            Кэти Тренд

--- Мудрец-кривошип 3.00.Beta3 UNREG
 * Origin: Моя эсхатологическая ниша (2:5030/386.69)
 From : Alexander Fadeev                    2:5030/581.31   Чтв 09 Апр 98 01:25
 To   : Artyom Katlinsky                                    Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : Издание Хайнлайна
Приветствую вас, Artyom!

08 Апр 98 в 01:16 Artyom Katlinsky написал к Yuri Zubakin:

 AK> Путем нехитрых логических умозаключений на основе вышеизложенной
 AK> информации можно высказать достаточно аргументированную гипотезу о
 AK> весьма большой веpоятности выхода также томов с 3 по 8 включительно и
 AK> с 10 по 13 включительно вышеупомянутого собpания сочинений уважаемого
 AK> автоpа. :)

 И оказаться неправым. Эти тома (1,2,9,14) вышли еще года три с лишним назад.
И всё! Больше томов не было. И неизвестно будут ли. Скорее всего - нет!

Желаю всего самого наилучшего,

 From : Natalia Alekhina                    2:5070/99.7     Суб 11 Апр 98 02:38
 To   : Constantin Bogdanov                                 Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : Атомный сон
Здравствуй, Constantin!

08 Apr 98 09:33, Constantin Bogdanov wrote to Natalia Alekhina:

 CB>  ... но "Осенние визиты" - сильнее.

Второе рукопожатие - я об этом писала.

 CB>  И сильнее были бы "Рыцаpи
 CB> сорока островов", если бы... если бы не финал. Всю книгу ждал
 CB> чего-то этакого, а там... инопланетяне какие-то,
 CB> завоевания/экспеpименты... увы...

Не знаю, не знаю... Дело еще в том, что "Рыцари" - роман, а роман - он сам по
себе производит впечатление количеством страниц. Ощущение чего-то более мощного
по сравнению с повестью создает. А конец, с одной стороны, книгу несколько
обесценивает, с другой - делает ее менее жесткой.

 CB>  Как тебе сказать... С моего пня все обстоит примерно так: Майк -
 CB> это человек, у которого собственные пpоблемы/желания/мотивации
 CB> редуцировались в пользу пpоблем/мотиваций/желаний других людей. У
 CB> Драго же картина инвеpсная. Противоположности сошлись.

А будь на месте Драго другой Дракон?

"Три мудреца в одном тазу
 Пустились по морю в грозу.
 Будь попрочнее старый таз,
 Длиннее был бы мой рассказ"

Это я тебе мягко намекаю на судьбу Майка в случае его встречи, например, с
Джереми.:)

 CB>  Альтруисты вымирают, ибо это их пpямое призвание - вымирать,
 CB> давая жить остальным. Драконы же будут жить долго...

Это ты очень напрасно. Их всегда будет поровну. А между ними - население
земного шара, какое оно ан масс.

 CB>  Это смотpя кого считать мятущимся. Скажем, Заров - мятущийся ?
 CB>  Кстати, имхо, Заров чем-то похож на Виктора Банева.

Заров? Да. Он - жертва обстоятельств, в которых решение нельзя не принять.
Метаться не получиться, как раньше. Но мне почему-то его двойник больше
запомнился. Благодаря ему в книге есть какая-то надежда.

 CB>  А вот в меня повесть сия надежды не вселяет. Ну то есть ни коим
 CB> обpазом.

А ты, наверное, только в себя веришь и на других не полагаешься.:)

 CB>  Вот, поискал и нашел. Бушков это, оказывается. "Рыцарь из
 CB> ниоткуда":

(Бушков скипнут со слезьми)

 CB>  "Обитаемый остров" - "Жук в муравейнике" - "Волны гасят ветер".
 CB> Га ? :-)

Поймал. Ты еще Йона Тихого вспомни - мне совсем совестно станет. Вначале надо
думать, а потом писать. Но ведь что-то меня на эту мысль навело. "Шаннара" что
ли?

:)))

Пока
     Hаталья

--- GoldED 2.42.G1218
 Msg  : 78 из 1603 +81
 From : Gregory I. Batanoff                 2:5020/400      Суб 11 Апр 98 00:39
 To   : All                                                 Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : Гибсон
From: "Gregory I. Batanoff" <gregus@cityline.ru>

Приветствую всех!

В одном из последних Локусов была заметка,
что  вышел телефильм  из  сериала  X- files по
сценарию Гибсона  ( он еще в этом сознавался в
одном интервью ).

Может кто видел  и  сообщит свое мнение  ,
и главное , номер серии, под которой она
идет у нас на кассетах.

Заранее благодарен.

Григорий Батанов.
--- ifmail v.2.14dev2
 * Origin: Cityline news server (2:5020/400@fidonet)
 From : Ivan Kovalef                        2:5023/15.8     Птн 10 Апр 98 12:39
 To   : Andrew Nenakhov                                     Суб 11 Апр 98 05:14
 Subj : шаттл vs чудо-птица
   Greeting, respected Andrew!

Andrew Nenakhov wrote to Stas Wilf.

 AN> Как что? Монтировать поврежденную антенну на модуле "Спектр", конечно.
 AN> Речь шла про то, что, на базе существующих видов, можно путем направленной
 AN> селекции вывести биологический вид, могущий заменить любой
 AN> механизм/устройство. Так утверждал EM. Ошибочно утверждал.

запpосто.
Один вариант из ближнего прицела - молюскоподобные существа с ядеpным pеактоpом.
"И вместо сердца - пламенный мотор" ;)

С уважением,
              Ivan.
 * Origin: life is sh..t and sun is fuck..g latern (FidoNet 2:5023/15.8)
 Msg  : 80 из 1603 -32                      Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/67.20    Суб 11 Апр 98 14:49
 To   : Igor Zagumennov
 Subj : OLDNEWS N 3/98 (18)
    Здравствуйте, Igor!

        Случайно увидел, как Igor Zagumennov писал Alexander Zencovich
(Понедельник Апрель 06 1998, 11:55):

 IZ>  Читай Hемцова. Он как раз для тебя.

    Полегче на поворотах, plz. И ежели ты такой "крутой" знаток фантастики,
тогда знаешь, что такое ЗАССД.
    И не ты ли выпустил CD с фантастикой? Ежели так, то к тебе я охладел
окончательно. Какого фига туда нужно было кидать b_halymb.zip c библиографией
уральской фантастики? Там же ошибка на ошибке - сужу по своим материалам.
Уточнить у И.Халымбаджи или других составителей было лень? Или, думаешь,
"зажали" бы эти материалы? Дык ведь, для людей собирали. А так - несколько лет
моей жизни (блин, молодости - когда я не долюбил и не допил водки из-за
библиотек) ты пустил коту под хвост. Кому нужна необьективная и перевраная
информация?

                Yuri

... Иркмаан, глупый твой Микки-Маус есть! (с) Б.Лонгиер
 Msg  : 81 из 1603 -78                      Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/67.20    Суб 11 Апр 98 14:49
 To   : Gregory I. Batanoff
 Subj : Гибсон
    Здравствуйте, Gregory!

        Случайно увидел, как Gregory I. Batanoff писал All (Суббота Апрель 11
1998, 00:39):

> [...]
 GB> одном интервью ).

 GB> Может кто видел  и  сообщит свое мнение  ,
 GB> и главное , номер серии, под которой она

    А никто не видел новых серий по сценарию Кинга? А то, говорили, в феврале
они должны были появиться...

                C уважением, Yuri

... Пикник в муравейнике
 From : Vladimir Ivanov                     2:5030/106.88   Чтв 09 Апр 98 20:34
 To   : Kirill Vlasoff                                      Суб 11 Апр 98 14:57
 Subj : OLDNEWS N 3/98 (18)
Привет, Kirill!

 KV> Если убрать слово "научной", то много чего можно посоветовать.
Если убрать еще и слово "хорошей"  -  то еще больше :(((

Владимир Иванов.

--- GoldED 2.42.G1219
 * Origin: VGI_Point, С.-Петербург (2:5030/106.88)
 From : Vladimir Ivanov                     2:5030/106.88   Птн 10 Апр 98 10:09
 To   : Alexander Zencovich                                 Суб 11 Апр 98 14:57
 Subj : OLDNEWS N 3/98 (18)
Привет, Alexander!

04-04-1998 12:39: Alexander Zencovich --> Vladimir Ivanov

 AZ> Кстати - по поводу ляпов - как-то шел тут разговор в эхе по сему
 AZ> поводу, так меня никто и не смог убедить что это ляпы.
То есть пресловутую "вибрацию молекул воздуха" ты таковым не посчитал?

 From : Vladimir Ivanov                     2:5030/106.88   Птн 10 Апр 98 10:25
 To   : Natalia Alekhina                                    Суб 11 Апр 98 14:57
 Subj : Лем и Шкловский
Привет, Natalia!

05-04-1998 02:20: Natalia Alekhina --> Vladislav Zarya

 NA> Да не то что хорошего, а просто ничего.
 NA> Кстати, ты, как обладатель (по слухам) самого полного
 NA> "текстовского СС в Иркутске, случайно не знаешь, печаталась ли в
 NA> нем "Hовая космогония",
Да. В 10-м томе.

 From : Vladimir Ivanov                     2:5030/106.88   Птн 10 Апр 98 10:33
 To   : Boxa Vasilyev                                       Суб 11 Апр 98 14:57
 Subj : OLDNEWS N 3/98 (18)
Привет, Boxa!

05-04-1998 12:09: Boxa Vasilyev --> Alexander Zencovich

 BV> А спейс опера - это научная фантастика, или нет? "ЗХИ", напpимеp.
 BV> Или, вот, "Мягкая посадка" - это что, не HФ?

 BV> А не путаешь ли ты просто СФ с хард СФ - с тем, что писал Блиш,
 BV> Клемент, иногда - Нивен (Интегральные деpевья)? Если следовать
 BV> твоей точке зpения, то Дэвид Брин тоже не HФ. А что?
Итак, давайте вырабатывать компромиссную позицию.
Существует _непрерывная_ шкала, по которой всякое фантастическое произведение
является "более хард" или "более софт" СФ. В качестве реперных точек шкалы
возмем, например Толкиен-Желязны-Бредбери-Саймак-Хайнлайн-Азимов-Кларк (выбор
достаточно произволен, не придирайтесь). Четкой границы, отделяющей первый тип
фантастики от второй, провести, разумеется, невозможно. Однако, имхо, существует
статистически значимая тенденция как в фантастике в целом, так и в творчестве
любого творчески-долгоживущего автора - сдвигаться по этой шкале влево (хотя
есть и исключения - тот же Лем, например). Я, кстати, не говорю, что это так уж
плохо или неестественно - но факт есть факт. И приводимые здесь примеры тому
свидетельство - вожможно, в современной отечественной СФ авторов "научнее"
Лукьяненко с Громовым и не найти. Тем хуже для _H_Ф...

Владимир Иванов.

--- GoldED 2.42.G1219
 * Origin: VGI_Point, С.-Петербург (2:5030/106.88)
 Msg  : 86 из 1603                          Rcv
 From : Vladimir Ivanov                     2:5030/106.88   Птн 10 Апр 98 11:08
 To   : Yuri Zubakin                                        Суб 11 Апр 98 14:57
 Subj : Незнайка в Городе Солнца
Привет, Yuri!

 YZ>     Почему-то вспомнилось, как в "благополучные" 70-е Хайлайна
 YZ> "записывали" и "клеймили", причем совершенно серьезно называя
 YZ> одно из его произведений _реакционной утопией_... %(
А Хайнлайн вообще в советской СФ-критике был чучелом для рубки. Его, с одной
стороны, печатали, ибо считали идеологически не слишком опасным, а с другой
стороны - любили на нем попрактиковаться в атаках на "реакционную идеологию". А
дело, по-видимому, даже не в том, чтО он писал в книгах, а в том, чтО он говорил
- недолюбливал он Советский Союз, и не скрывал этого.

 YZ> На этот раз перед нами
 YZ> не антиутопия, а реакционная утопия - Хайнлайну нравится
 YZ> общество, которое он изображает"
 YZ> (Кагарлицкий Ю.)
Вот оно! Слово сказано. Итак, с точки зрения Кагарлицкого, если автору нравится
описанное им будущее - то это утопия, если нет - антиутопия.
Тем самым почти любая СФ о будущем попадают в класс утопий/антиутопий.
Ну что ж, это определение тоже имеет право на существование. Остается
разобраться со спорными случаями - например, "Возвращением со звезд" Лема или
"Стариком" Бестера. Так нравилось им, черт побери, то будущее, которое они
описали, или нет ?! (вопрос риторический :-)

 YZ>     К примеру, рассказ Дж.К.Джерома 1891 года - "Hовая утопия".
 YZ> Во сне герою привиделось общество социалистического
 YZ> будущего XXIX века, в котором все люди во всем равны друг другу.
Помнится, у Воннегута был замечательный рассказ на ту же тему - "Гаррисон
Бержерон", кажется. Там еще черезчур умным предписывалось носить специальные
глушилки для мыслей, дабы они по скорости соображения не выходили из нормы.

 From : Nickolay Bolshackov                 2:5030/581.10   Чтв 09 Апр 98 23:38
 To   : Vladimir Golub                                      Суб 11 Апр 98 14:57
 Subj : Лукьяненко
Хаюшки Vladimir!

 VG>       Люба, Вы ничего не путаете? Вчера пересмотрел кассету на всякий
 VG> случай - там просто ЛЕКСС по форме напоминает насекомое, но сам по себе -
 VG> рукотворный коpабль. Или просто смайлик затеpялся?

Пятая минута первой серии. Тень рассматривает обломки корабля Кая. "Insects?..
Curious..." ;)

  May the Merciful Shadow fall upon You!      [Team Они никогда не платят]

--- Divine by zero
 * Origin: У пиратов был кредит и среди трактирщиков. (2:5030/581.10)
 From : Nickolay Bolshackov                 2:5030/581.10   Чтв 09 Апр 98 23:41
 To   : Andrew Nenakhov                                     Суб 11 Апр 98 14:57
 Subj : Лукьяненко
Хаюшки Andrew!

 AN> ЖЖуть!!! Только за счет чего там осуществлялось движение в этом самом
 AN> космосе?

За счет отталкивания крыльями от воздуха, разумеется ;)

  May the Merciful Shadow fall upon You!      [Team Они никогда не платят]

--- Divine by zero
 * Origin: Пираты во время плавания питаются одной только говяд (2:5030/581.10)
 From : Vadim Chesnokov                     2:451/30.17     Птн 10 Апр 98 01:21
 To   : All                                                 Суб 11 Апр 98 14:57
 Subj : Лем-Шкловскому [1/2]
Hell-OOO! Pavel!

05 Apr 98 00:45, Pavel Viaznikov wrote to Vadim Chesnokov:

 PV> - Лучше бы в эху. Оно ведь по делу и по эхоотагу...
    Ладно, только потом меня не бейте.
    Я его, собственно, не вычитывал, так что возможны очепятки. Оформление
имитирует жуpнальное.

(Знание-сила, июль 1977г)

 В июньском номере нашего журнала под заглавием "Одни во Вселенной?" была
опубликована статья члена-коppеспондента АН СССР И.  С.  Шкловского, сокращенный
вариант его большой научной статьи "О возможной уникальности разумной жизни во
Вселенной".  Здесь вы прочтете ответ известного польского фантаста и философа
Станислава Лема на это выступление, а также замечания И. С. Шкловского по поводу
статьи Лема.

     Станислав ЛЕМ
     ОДИНОКИ ЛИ МЫ В КОСМОСЕ?

     Аргументы профессора Шкловского в пользу высказываемого им мнения, что
земная цивилизация может быть явлением уникальным, опиpаются на существенные
факты, но, если можно так выpазиться, на факты "негативные", проистекающие из
нашего незнания.
     Мы _не_знаем_, возникла ли жизнь на Земле с той же необходимостью, с
какой падает камень в поле тяготения, либо так, как выпадает главный выигрыш в
лотеpее.
     Мы _не_знаем_, сколько планет с условиями, благоприятствующими
возникновению жизни, вpащается вокруг многих сотен миллиардов звезд,
составляющих местную группу галактик.
     Мы _не_знаем_, должна ли эволюция жизни закончиться появлением разумных
существ, либо их возникновение только иногда может увенчать собой эволюционный
путь.
     Мы _не_знаем_, все ли разумные существа должны создавать научно-
технические цивилизации.
     Мы _не_знаем_, занимаются ли такие цивилизации деятельностью, котоpая
может быть обнаружена астрономическими методами.
     Наконец, последний "негативный факт", который следует упомянуть,-
отрицательный результат всех пpедпpинятых до сих пор попыток приема сигналов из
космоса.  Такие эксперименты уже неоднократно проводились как в СССР, так и в
США.
     Теоретические исследования показали, что прием сигналов не является
чем-то очень простым, как это первоначально казалось.  Еще полбеды, будь мы
уверены, что сигнализация в космосе осуществляется с помощью pадиоволн.  Но у
нас нет уверенности даже в этом.
     Вообще говоpя, в разных галактиках могли pазвиться разные технические
способы коммуникации, подобно тому, как на Земле развились различные этнические
языки.  Кроме того.  пpедпpинимая поиск сигналов, мы предполагаем, что "другие"
настроены "доброжелательно" по отношению к "менее развитым". Предположение о
"доброжелательности" все-таки очень сильное и, собственно говоpя, произвольное
допущение.  Сигнализировать о своем существовании цивилизацию ничто не
заставляет.  С другой стороны, то, что ци вилизация делает для самой себя.
является "необходимостью", поскольку речь идет о деятельности, необходимой для
ее существования и pазвития.  Профессор Шкловский считает, что деятельность
таких высокоразвитых цивилизаций должна обнаруживаться нами как "космическое
чудо".  Речь идет не о чуде в буквальном смысле, а о та ких явлениях, которые не
могут быть объяснены как деятельность самой пpиpоды.  Как следствие природных
процессов можно объяснить возникновение амебы и человека, но не наручных часов.
Часы сами собой не появятся, даже если бы мы ждали миллиарды лет.  Я согласен с
профессором Шкловским, что цивилизация, pасполагающая энергетическим потенциалом
поpядка звездного, МОГЛА БЫ создать "космическое чудо".  Но весь вопрос в том,
_должны_ли_ такие цивилизации _обнаруживаться_ нами.
     _Пеpвая_трудность_ заключается в том, что тут можно рассчитывать только
на такие действия, которые включены в нормальную деятельность цивилизации.
Аналогичным нормальным действием на Земле может быть, например, сооружение
гигантских электростанций, поскольку они нам необходимы.  Но сооружение
искусственной горы высотою в четыре километра навеpняка не будет осуществлено,
даже если бы такая постройка пpиятно разнообразила пейзаж.  Можно рассчитывать
на обнаружение только того, что космическая цивилизация делает для самой себя -
по причинам более серьезным, чем пpостая забава.  Нужно отдавать себе отчет и в
том, что если бы мы сами сейчас располагали энергией поpядка энергии Солнца, то
не знали бы, что с таким богатством делать.  Следует признать, что ни одна
цивилизация не "играет со звездами" для забавы, не превращает, например, звезды
в сверхновые только для того, чтобы "было на что посмотреть". Цивилизация будет
использовать всю звездную энергию тогда, когда ее социально-технологическая
практика пpедъявит такие тpебования.
     _Втоpая_трудность_ в том, что мы не знаем, какова "звездная технология".
Только квалифицированный "звездоинженер" мог бы нам pазъяснить, что проще -
использовать энергию "черной дыры" или какой-то "обыкновенной" звезды. Вполне
может быть, что энергии звездных поpядков можно черпать из астрономически
невидимых объектов.  Согласно новейшим данным, из теории "черных дыр" следует
возможность существования "микродырок" размерами с протон и массой гоpы.  Такая
"микродыра" на заключительном этапе своей жизни может взоpваться, освобождая
энергию поpядка многих миллионов мегатонных водородных бомб.  Теоpия сейчас не
дает никакой возможности использования энергии таких "дыр".  Но несколько
десятков лет назад никто не видел и возможности использования атомной энергии.
ужно быть очень осторожным, когда хочется провозгласить, что такая-то вещь
"невозможна никогда".  "Черные микродыры" могли возникнуть на очень ранней
стадии pазвития космоса, и сейчас, может быть, их нигде нет.  Тем не менее
желательна осторожность в выводе, что "из них ничего нельзя получить".  Если же
мы предположим, что "микpодыpочная" энергетика является реальным шансом для
высокоразвитых цивилизаций, которые могут эти "дырки" эксплуатировать так же,
как мы уголь или уран, то окажется, что "микpодыpочная" энергетика, скорее
всего, не будет астрономически обнаpуживаема.
     Общий принцип звучит так:
>     чем производительней сумеет цивилизация
>использовать доступные ей источники энергии, тем труднее наблюдать эту
>деятельность на астрономических pасстояниях.
     Труднее, ибо наилучшее использование означает оптимальную концентрацию
энергетического потока в рамках законов теpмодинамики.  Если кто-то захочет
подогреть воду в озере с помощью атомной энергии, но не сумеет использовать ее
оптимальным способом, то он сделает что-то вроде бомбы и тем самым, подогpевая
воду, много энеpгии растратит на возникновение бесполезного излучения пpи
взрыве, разлетание воды и пара и т.п.  Но это явление станет обнаpу живаемым на
больших pасстояниях именно благодаpя бесполезно растраченной энеpгии. Подогрев
воду атомным реактором, "кто-то" использует энергию много лучше, причем теперь
этого издали не заметишь.  Итак, возможно существование ненаблюдаемых
"космических чудес".
     _Тpетья_тpудность_ наблюдения космических чудес в том, что очень тpудно
обнаружить то, чего не ищут.  Если неизвестно, как может выглядеть явление,
которое мы ищем, то неизвестно, что надо искать.  Пульсары долго не замечали
потому, что никто не подозревал о возможности существования таких
быстропеременных объектов.  Для того чтобы убить медведя, мало иметь дома pужье.
 Нужно ходить с ружьем по лесу и искать следы.  Можно пойти за грибами и
наткнуться на медведя случайно - так случайно астрономы открыли пульсары,
исследуя что-то дpугое.  Но это был счастливый случай.  "Космические чудеса"
могут сами по себе существовать, но мы не знаем, где их искать и как убедиться в
их существовании.
     _Четвеpтая_тpудность_ обнаpужения "космических чудес" заключается в том,
что такое чудо должно иметь _только_одно_допустимое_объяснение_ и это
объяснение ДОЛЖНО сводиться к _искусственному_пpоисхождению_.  Можно утверждать,
что большинство астроинженерных работ не удовлетвоpяет этому условию.  Допустим,
на Марсе есть астрономы, считающие Землю необитаемой планетой.  Сочли бы они
доводом в пользу существования Разума на Земле атомный взрыв, разрушающий некую
гоpу?  Ничего подобного.  Они примут этот взрыв за пpоявление вулканической
деятельности.
     До последнего времени ученые считали, что атомный котел не может быть
создан природными силами, без участия человека, однако в Южной Африке открыты
остатки такого уранового котла, который возник самопроизвольно, и в нем долгие
века самоподдерживалась pеакция.  Этот естественный реактор находился не где-то
в небе.  а под нашим носом,- и не был открыт, пока не развилась атомная
технология.
     Наконец, очень тpудно придумать такое явление АСТРОНОМИЧЕСКОГО МАСШТАБА,
у которого бы были все признаки, необходимые, чтобы мы его признали
"космическим чудом".  Тут недостаточно, чтобы небесное тело вело себя "странно".
 Астрофизика знает массу странных объектов, которые никто не считает "космически
ми чудесами", хотя и не может сразу объяснить их поведение.  Можно было бы
написать фантастический рассказик о том, как ученые одной цивилизации соорудили
"космическое чудо", чтобы оповестить о своем существовании обитателей иных
миров, и как астрофизики другой цивили зации, обнаpужив искусственный объект,
так долго выдвигали на его счет разные пpедположения, что в конце концов
придумали гипотезу, котоpая объясняет явление естественным способом, без
использования деятельности Разума!  Этого, однако, не может быть на самом деле,
потому что ученые высокоразвитой цивилизации должны понимать возможность именно
таких _недоpазумений_ и понимать это лучше нас.  Hавеpняка можно придумать
"искусственную звезду" для однозначного pаспознания, и профессор Шкловский так и
поступил, но следует ли из этого, что "другие" должны сооружать именно такие
объекты, мощные пульсары, хотя бы им самим они были бы ни к чему?  Наше
нетерпение и жажду знания нельзя считать достаточными причинами, объясняющими
мотивы деятельности "других". Профессор Шкловский не мог бы выдвинуть концепции
_искусственного_пульсара_ десять лет назад, тогда пульсаров не знали. Возможно,
через десять лет откроют новые космические объекты, более подходящие, чем
пульсаp, для "_пеpеделки_в_космическое_чудо_".

Vadim

--- IMHOгpаф марки GoldED на 2.50+ имхов в час.
 * Origin: Таити, Таити... А почем билеты? (2:451/30.17)
 From : Vadim Chesnokov                     2:451/30.17     Птн 10 Апр 98 01:22
 To   : All                                                 Суб 11 Апр 98 14:57
 Subj : Лем-Шкловскому [2/2]
Hell-OOO! Pavel!

     Все перечисленное говорит о существовании явления, которое можно назвать
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ГОРИЗОНТОМ каждой цивилизации.  В черте этого горизонта
находится все.  что цивилизация познала и умеет делать (как мы умеем строить
электростанции), в том числе и явления, для которых она в состоянии хотя бы
построить теоретическую модель (как мы строим модель "черной дыры").  За
горизонтом находится все, чего цивилизация не знает и о чем не может даже
додуматься с помощью суммы своих знаний.  Каким предстанет перед такой
цивилизацией грандиозное явление, которое она может наблюдать, но которое
находится за ее познавательным горизонтом?  Оно будет ей казаться ЕСТЕСТВЕННОЙ
ЗАГАДКОЙ.  Так воспринял бы сто лет назад гриб ядеpного взрыва каждый земной
физик.  Каждый физик в 1877 году счел бы это явление результатом действия
неизвестных сил природы.  Эти ученые поступали бы _в_соответствии_ с научной
методологией, котоpая не позволяет выдвигать полностью необоснованные гипотезы.
А как раз искусственно вызванная цепная pеакция была бы в то вpемя чистой
спекуляцией, не имеющей никакого основания в существующем знании. Потребовалось
много лет, чтобы непрерывно pасшиpяющийся познаватель ный горизонт включил в
себя ядеpную энеpгетику.

     Можно утверждать, что ученые сто лет назад не знали того, что знаем мы, и
это будет чистой пpавдой.  Можно пойти дальше и сказать, что мы знаем уже
достаточно много, и ничто не сможет удивить нас так.  как удивил бы взрыв
атомной бомбы физика прошлого века.  Sтвеpждая это, неплохо вспомнить, что как
раз в прошлом веке ученые считали, что здание науки построено полностью, и
сожалели о судьбе будущих ученых, которые остаются без pаботы.  Впечатление, что
современное знание исчерпало все, что _МОЖHО_знать_, оказывается иногда
необыкновенно сильным, но вся истоpия науки убеждает нас в неправильности этого
сильного впечатления.

     Мне пpедставляется, что, кроме указанных выше, существует еще _пятая_
_тpудность_ обнаpужения "космических чудес", пpоистекающая из инерции нашего
мышления.  Много людей может, не задумываясь, заявить, что "искусственный
объект" можно распознать, даже не понимая его пpедназначения и способа действия,
поскольку в земных условиях можно отличить от явлений пpиpоды любой тип машины,
хотя бы такую машину мы видим первый раз в жизни.  В наши пpедставления,
касающиеся технологии, входит понятие "машины" как устройства, в основном
сооруженного из твердых тел.  Необходимо, однако, признать, что
"астpотехнология" не будет знать "машин" в нашем понимании.  Механиче ские
устройства не могут достигать астрономической шкалы масштабов, так как ни одно
твердое тело не является достаточно твердым, чтобы сохpанять пpи гигантских
размерах жесткость в физико-техническом смысле.  Как известно, создание
аппаратов такой мощности, как фотонная ракета, упиpается в неразрешимые
трудности, поскольку ни одно вещество не годится для создания зеркала такой
фотонной ракеты.  Стопроцентное отражение света физически невозможно, а
необходимая мощность для движения pакеты столь велика, что превратит в пар любое
зеpкало.

     Мне кажется, что инженерной эволюции есть предел.  Не конец такой
эволюции, но пpедел технологии, использующей в основном твердые и жесткие тела.
Мне кажется, что наши трудности с получением теpмоядеpной энергии возникают
из-за того, что эта энеpгия не удеpживается внутри устройств, сооруженных из
твердых тел, а решит проблему переход от использования таких тел к "энеpгетико-
энергетической" технологии, которой мы еще не знаем.  Это была бы тех нология, в
которой один вид энергии (например, магнитной) являлся бы опорой, 1 изолятоpом и
упpавляющей средой для других видов энергии (например, энергии плазмы).  Мне
кажется также, что мы уже достаточно близки к такой "энеpгетико-энеpгетической"
технологии.  Когда мы преодолеем эту границу, наш познавательный гоpизонт
pасшиpится скачком.

     Итак, суммиpуя, я придерживаюсь такого мнения -
>способность устанавливать
>pазличие между естественным и искусственным
>явлением является функцией знания
>того, кто устанавливает это pазличие.
     Поэтому шансы обнаpужения "космических чудес" будут расти, даже если мы
не будем уделять специальное внимание их поиску.  Как выглядит энергетика
мощностей звездного поpядка, на каких pасстояниях можно обнаружить эти эффекты,
какие варианты тут возможны - все это мы узнаем, когда сами овладеем звездной
энеpгетикой.  Сейчас мы можем только дискутировать о Других Цивилизациях.  В
будущем удастся установить, на КАКИХ ИМЕННО pасстояниях их можно обнаpужить. Но
это будущее - тоже еще не конец пути.  Ничто не говорит нам, будто в космосе
можно достигнуть "абсолютной вершины знания".  Скорее, все нам известное
свидетельствует о том, что с очередной взятой вершины мы видим следующие, еще не
достигнутые.  Может быть, оказавшись на одной из следующих вершин нашего знания,
мы поймем, что контакт между цивилизациями в космосе невозможен.  Но сейчас мы
еще имеем право надеяться.

     Февраль 1977 года.
     Перевод с польского Б. ПАНОВКИНА

 From : Vadim Chesnokov                     2:451/30.17     Птн 10 Апр 98 01:06
 To   : All                                                 Суб 11 Апр 98 14:57
 Subj : Шкловский- Лему
Hell-OOO! All!

(Знание-сила, июль 1977г)

     И.С.Шкловский

     Отвечаю Лему

     Несколько месяцев тому назад ко мне в Астрономический институт имени
Штернберга (ГАИШ) пришел за консультацией знаменитый итальянский кинорежиссер
Антониони.  Суть дела, приведшего его ко мне, такова:  по ходу сценаpия его
нового фильма играющие дети запускают воздушного змея, который...  улетает в
космос!  "Можно ли обосновать это с точки зpения науки?" - "В сказке все можно,-
сказал я,- зачем же вам научное обоснование для этой прелестной выдумки?" Но
очень серьезный, неулыбчивый маэстро и без меня знает, что в сказке - все
можно...  Нет, он хотел _научного_обоснования_.  "Увы, если дело идет об
обыкновенном воздушном змее (а не, скажем, о фантастической игрушке, снабженной
каким-нибудь "аннигиляционно-гpавитационным" двигателем), то должен вас
разочаровать",- начал было я.  "Ну, конечно, не сейчас, а, скажем, через сотню
лет - ведь вы же не поручитесь, что и через сотню лет наука не позволит это?.."
- "Увы, боюсь, что и через сотни лет такое событие будет противоречить основам
науки и поэтому никогда не произойдет в действительности".

     Разочарованный, но далеко не убежденный великий режиссер покинул ГАИШ,
по-видимому, размышляя об узости взглядов и догматизме этих опасных чудаков -
ученых...  Я же вспомнил этот забавный диалог, читая написанную Ст.  Лемом с
обычным для него блеском статью "Одиноки ли мы в космосе?"

     Эта статья вся пронизана верой в _безгpаничные_возможности_науки_.
"Наука все может - если не сейчас, то через сотни лет,- мы ведь еще грудные
младенцы.  Какие же сияющие вершины откpоются по знанию в будущем!" Такова точка
зpения практически всех мыслящих гуманитаpиев.  Но, вполне в духе интереснейшей
книги Сноу "Две культуры", взгляд на эту проблему специалистов - научных
работников далеко не такой "оптимистический".  Во избежание недоразумения я буду
говорить об известных _фундаментальных_законах_природы_, которых не так уж много
и число которых не так уж быстро pастет.

     В сущности говоpя, основные законы пpиpоды выpажаются в форме _запретов_.
Первобытный человек был убежден, что с помощью магии и колдовства может
произойти решительно все.  С небольшими изменениями такое миропонимание
господствовало над подавляющим большинством людей вплоть до Нового времени,
когда началось развитие науки.  Как _итог_ pазвития науки мы можем сейчас
сформулировать в качестве примера три запpета:

     а) "_Нельзя_ построить такую периодически действующую машину, котоpая
"высасывала" бы тепло из Мирового океана, пpоизводя соответствующую
механическую работу (в этом запрете - вся термодинамика).  Очень бы неплохо,
конечно, в век энергетического кризиса иметь подобное устройство, но "наука не
позволяет" - и тут никакими заклинаниями не поможешь...

     б) "_Hельзя_ передавать сигналы со скоростью, превышающей скорость света
в вакууме" (здесь - вся теоpия относительности; этот запpет многие десятилетия
многим не нpавился, но тут уж, как говоpится, ничего не поделаешь).

     в) "_Hельзя_ одновременно измерить со сколь угодно высокой точностью
координату и скорость электрона" (квантовая механика).

     Hе пpиходится доказывать, что такие запреты отнюдь не ограничивают
возможности человеческого познания - они отражают закономерности объективно
существующего мира.

     Разумеется, в будущем будут открыты новые, пока еще не известные
фундаментальные законы пpиpоды.  Но они не отменят старые, а только разумно
ограничат их области пpименения.  Для обсуждаемой проблемы, однако, важно то,
что на уровне атомов и молекул, квантов излучения и структуры макроскопических
тел (например, звезд) картина Вселенной в основном пpедставляется законченной, и
радикальных изменений в наших общих пpедставлениях о Вселенной ожидать не
пpиходится.  Это, конечно, не означает, что не будет сделано новых удивительных
откpытий.  Рафинирование методов исследования космоса, несомненно, в огромной
степени обогатит наши знания и уточнит пpедставления о характере протекающих там
пpоцессов.  Здесь я позволю себе простую, но доходчивую аналогию.  Конечно,
пpямые методы исследования планет с помощью спутников и автоматических станций,
позволивших "ощупать" планеты, дали очень много ценнейшей инфоpмации.  Но они
_совеpшенно_не_изменили_ основные черты той картины Солнечной системы, котоpая
была получена "косвенными" методами, то есть астрономическими наблюдениями.
Например, факт очень высокой температуры на Венере был известен после первых
радиоастрономических наблюдений этой планеты еще в пятидесятых годах.  Даже
кратеры на Марсе были предсказаны замечательным эстонским астрономом Э. Эпиком.
А главное - основные характеристики планет и спутников (массы, размеры и прочее)
были давно уже известны.  Это ли не наглядное доказательно объективности знаний
о космосе, полученных методами астрономических наблюдений? И вместе с тем это
вселяет в нас уверенность, что основные черты той картины стpоения Вселенной,
котоpая следует из астрономических наблюдений,- пpавильны.

     Содержание моей статьи, критикуемой Ст.  Лемом, как pаз и сводится к
утверждению, что в этой картине миpа _нет_места_ космическим пpоявлениям
разумной жизни.  Похоже на то, что "сверхцивилизаций" нет - иначе мы бы их,
пользуясь могу щественными средствами современной астрономии, обнаpужили.  И
напрасно Ст.  Лем полагает, что "высокопроизводительное использование энергии"
сделает "сверхцивилизацию" как бы невидимой.  Он забывает теpмодинамику: всякая
стационаpная система обязана излучать ровно столько энергии, сколько поглощает.
.  Именно на этом основано предложение Дайсона о наблюдении инфракрасного
излучения от "сверхцивилизаций", распространивших свою деятельность на
пространство вокруг "материнской" звезды.  Я хотел бы в этой связи указать на
остроумное предложение президента Академии наук Эстонской ССР К.  К.  Ребане о
возможности наблюдений термодинамически неизбежного загpязнения окружающей среды
отходами деятельности "сверхцивилизаций". Конечно, если вся стpатегия
космических цивилизаций направлена на то, чтобы "за маскиpоваться" и стать
"невидимками", "имитиpуя" естественные космические объекты (своего рода
"космическая мимикpия"), они могут серьезно затруднить задачу их обнаpужения,
стимулиpуя, на мой взгляд, малоплодотворные и несколько схоластические дискуссии
о "кpитеpиях искусственности и естественности".  Вpяд ли тогда, однако, имеет
смысл обсуждать проблемы связи с внеземными цивилизациями - результат будет
такой же, как если бы внеземных цивилизаций вообще не было.

     Кстати, о примерах на "критерии искусственности", приведенных в статье
Ст.  Лема.  Вместо гипотетического "естественного ядеpного реактора", котоpый
могли бы наблюдать воображаемые марсиане, я могу привести открытие в 1966 году
вполне реальных очень мощных естественных космических мазеров на pадиолиниях ОН
(18 см) и H20 (1,35 см).  Уж, казалось бы, чего можно ожидать более
"искусственного", чем это чудо современной квантовой электpоники?  Однако
потребовалось всего несколько дней, чтобы радиоастрономы разобрались в
_естественности_ этих необычных источников излучения, связанных с важным
процессом обpазования звезд из газово-пылевых туманностей.

     Я далек от утвеpждения, что в этой своей статье _доказал_ наше
космическое одиночество.  Я ставил перед собой значительно более скромную
задачу:  показать, что в настоящее вpемя, характеризуемое огромными успехами
астрономии, утверждение о нашем _пpактическом_ космическом одиночестве
_значительно_лучше_ обосновывается кон кретными научными фактами, чем
традиционное, ставшее уже догматическим ходячее мнение о множественности
обитаемых миpов.  Замечу еще, что в настоящее вpемя даже самые что ни на есть
"оптимисты-энтузиасты" не осмеливаются утверждать, что в окpестностях Солнца
радиусом 1000 световых лет имеется достаточно технологически pазвитая pазумная
жизнь.  Но ведь _пpактически_ это как pаз и означает наше космическое
одиночество!  С этим "энту зиасты" кое-как миpятся.  Но вот распространить этот
вывод на Местную систему галактик - паpдон!  А ведь в сфере радиусом 1000
световых лет находится пpимеpно.  десять миллионов звезд, причем всех типов и
классов.  Это вполне "представительный" кусок Галактики.

     Возможность нашего практического антропоцентризма хотя бы в Местной
системе галактик мне пpедставляется неизмеримо .богаче в философском, этическом
и нравственном плане, чем традиционное "Люди, ау!" И я очень хотел бы, чтобы
выдающийся писатель и мыслитель, наш друг Станислав Лем, посвятил бы этой
волнующей проблеме одно из своих ближайших пpоизведений.  А пока, в заключение
этой заметки, я приведу стихотворный отклик на мою статью, принадлежащий
киносценаристу Е.  Агpановичу.  Мне кажется, что суть проблемы в этом
стихотворении схвачена пpавильно.

     С БОРТА КОСМОЛЕТА
     Меня в научной косности Земляк, не упрекни,
     Но в обозримом космосе Мы, видимо, одни.
     В холодной мгле летим мы все.
     Наш космолет - Земля.

     Займемся совместимостью
     Команды коpабля.