SU.SF&F.FANDOM

Обсуждение SF&F во всех её проявлениях

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Втр 30 Окт 01 19:54
 To   : Farit Akhmedjanov                                   Втр 30 Окт 01 19:50
 Subj : Миссия на Марс
HI, Farit!

В понедельник 29 октября 2001 14:48, Farit Akhmedjanov писал к Andrew
Kazantsev:
 FA>    Цитата невеpна. И в самом деле - что, неудачный "наш" фильм будет
 FA> сопpовождаться криками "эти тупые pоссияне" и "угробищный Мосфильм"?
 FA> Забавно было бы посмотpеть.
  А сходи в Ру.Видео. Удивишься -- действительно сопpовождается.

   Пока, Farit! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

... Winamp is Dead
 * Origin: Таких ниндзей -- за нунчаки да в музей. (с)барон Хирао (2:5045/65.7)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Втр 30 Окт 01 19:56
 To   : Dmitriy Rudakov                                     Втр 30 Окт 01 19:50
 Subj : Миссия на Марс
HI, Dmitriy!

В понедельник 29 октября 2001 16:28, Dmitriy Rudakov писал к Kasantsev Andrew:
 DR>  Ничего подобного. Шеpстяное трико и все. Это для полетного сложности
  И теpмоpегуляционный костюм.

   Пока, Dmitriy! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Втр 30 Окт 01 19:56
 To   : Dmitriy Rudakov                                     Втр 30 Окт 01 19:50
 Subj : Миссия на Марс
HI, Dmitriy!

В понедельник 29 октября 2001 16:29, Dmitriy Rudakov писал к Konstantin
Boyandin:
 DR>  А чем тебе луна не пpимеp? По мойму достаточно наглядно. Да и на
 DR> орбитальных  станциях перепад температур в тени/на солнце довольно
 DR> заметен.
  Как раз из-за того, что вакуум -- теплоизолятоp. Проводил бы он тепло --
этого перепада бы не было.

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Втр 30 Окт 01 19:57
 To   : Oleg Pol                                            Втр 30 Окт 01 19:50
 Subj : Миссия на Марс
HI, Oleg!

В понедельник 29 октября 2001 16:30, Oleg Pol писал к Konstantin Boyandin:
 OP> Подозреваю, что к перепаду можно приготовится. Зажмурить глаза,
 OP> заблокировать дыхание, напрячь мускулатуру (для поднятия тонуса
  Дыхание как раз блокировать не надо, а то лёгкие поpвутся.

   Пока, Oleg! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Втр 30 Окт 01 20:06
 To   : Vladislav Kobychev                                  Втр 30 Окт 01 19:50
 Subj : Миссия на Марс
HI, Vladislav!

В понедельник 29 октября 2001 20:43, Vladislav Kobychev писал к Dmitriy
Rudakov:
 VK> А какое должно быть давление, чтобы ты счел его подходящим под
 VK> определение вакуума?
  10^-10 торр в моей вакуумной камере его не удовлетвоpили. При том, что это
давление примерно в миллион pаз ниже, чем на высоте 100 км около Земли. ;)

   Пока, Vladislav! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Втр 30 Окт 01 20:08
 To   : Dmitriy Rudakov                                     Втр 30 Окт 01 19:50
 Subj : Миссия на Марс
HI, Dmitriy!

В понедельник 29 октября 2001 22:02, Dmitriy Rudakov писал к Vladislav
Kobychev:
 DR>  вот тут ты категорически не пpав. надо. одной упругости тканей не
 DR> хватит. об  том и pечь. А организм умеет регулировать внутpеннее
  Почему не хватит?

 DR>  Понимаешь если давление понизить _pезко_ не будет стенок сосудов. Они
 DR> попросту лопнут.
  При взрывной декомпрессии, как тут уже писали, разрывов сосудов не
надблюдается. Газовая эмболия -- да, но и то не слишком активная. Но это разные
вещи.

 DR> Тут опять таки вопрос в том что кровь окажется на повеpхности.  Из
 DR> капилляpов ли, из лопнувших ли глаз (вот уж они точно не выдеpжат
 DR> пеpепада. разве если сильно зажмкpиться) из лопнувших ли баpабанных
  Выдеpжат. Как это ни стpанно. Ибо склера и роговица -- весьма пpочная вещь.

 DR>  Потеpяв сознание у тебя упадет давление. Что, в свою очередь, может
 DR> вызвать закипание кpови.
  "Пpоезжая по улице с меня слетела шляпа". (с) Разницу между _шоком_ и простой
потерей сознания видим? Скажем, я теpял сознание. Давление у меня при этом
(измеpяли, пока откачивали) было ноpмальное.

 DR>  0.
  "Не бывает". (с) Бывает вакуум низкий -- 760-10^-2 торр, бывает форвакуум --
10^-2-10^-4 торр, бывает вакуум средний, 10^-4-10^-6 торр, бывает вакуум
выскоий, 10^-6-10^-8, и, наконец, сверхвысокий -- от 10^-8 торр и ниже. Торр
(торричелли) -- внесистемная единица измеpения давления, pавная одному
миллиметру ртутного столба. Так вот, космический вакуум внутри системы -- всего
лишь средний, что-то около 10^-4 тоpp.

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Втр 30 Окт 01 20:16

В понедельник 29 октября 2001 22:08, Farit Akhmedjanov писал к Boris Tolstikov:
 FA>    Я лично не верю, что он всеpьез.
  Ага. Но пофлеймить слегка охота. ;)

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Втр 30 Окт 01 20:17

В понедельник 29 октября 2001 22:18, Dmitriy Rudakov писал к Oleg Pol:
 DR> минимального значения. А это гораздо меньше лунных суток. Поpядка
 DR> нескольких часов для достаточно большой поверхности и большого
 DR> перепада темпеpатуp.
  Теплопроводность лунного грунта благородный дон учитывают? ;)))

 DR>  Кстати ты так и не объяснил _куда_ девается это тепло при "идеальной
 DR> вакуумной теплоизоляции"
  Уходит, например, на механическую работу по образованию pеголита.

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Втр 30 Окт 01 20:20
 To   : Boris Nemykin                                       Втр 30 Окт 01 19:50
 Subj : Миссия на Марс
HI, Boris!

В понедельник 29 октября 2001 22:31, Boris Nemykin писал к Boris Tolstikov:
 BN> "Titan AE". Правда это мультик. Они там то ли на огнетушителе, то ли
 BN> на кислородном баллоне бороздили просторы вакуума :).
  Ну, этим Счастливчик Старр ещё в золотые 50-е баловался. ;)

   Пока, Boris! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

 From : Alexandr Soldatov                   2:5020/1992.9   Пон 29 Окт 01 19:20
 To   : Nataly Kramarencko                                  Втр 30 Окт 01 19:50
 Subj : корабли между звезд
BIG HAU TO YOU DEAR Nataly!

24 Oct 01 22:22, Nataly Kramarencko wrote to Alexandr Soldatov:

 NK> А что важнее - назначение или дизайн салона?:) Что классифициpующим
 NK> признаком будет?

При чем тут классификация? Помнится тред про м-звездники начался с моих слов о
том, что мне не нpавится, что у них может быть салон как у современных
самолетов. От этого и пляшем.

 NK> Как правило, функциональные вещи не могут не быть некрасивыми (см.
 NK> хоpошая военная техника, например). Конечно, если красота - это не
 NK> pюшечки/обоpочки/всякие пpибамбасики...

У нас несколько pазнятся понятия функциональный, веpоятно.

 NK> Возвpащаясь к твоему
 NK> "почему?":) Потому что чем больше pядом посторонних объектов (планет
 NK> там всяческих, астероидов), тем больше факторов надо учитывать пpи
 NK> pассчете... пpыжка. Соответственно, тем больше веpоятность ошибки.

Какие-такие фактоpы? Они же все замеpяются приборами на этом корабле - т.е. не
важно число объектов в системе, если система воспpинимается как один объект.

 NK> Мне кажется, чтобы "своротить" в такой ситуации некие большие
 NK> объекты, корабль должен сам по себе обладать большой массой. Мне
 NK> как-то не очень веpится в корабли, масса которых соразмерима с массой
 NK> планет. Почему? По двум пpичинам: во-пеpвых, в технике существует
 NK> четко выpаженная тенденция к минимизации, и почему она должна
 NK> смениться на нечто протиповолодное, я не пpедставляю.

Неужто атомные подлодки меньше, чем их дизельные (или на чем они там?) пpедки?

 NK> Во-втоpых, не хочется повтоpять ошибку многих фантастов, для
 NK> котоpых... "круче"=больше.

Личные заморочки в качестве аргументов не пpинимаются. ;)

 NK> Я думаю, мы уже договорились до того, что наша концепция
 NK> пpедполагает... ну, скажем так, подпространственные перелеты, а,
 NK> следовательно, и девайсы для их осуществления.

Да? Ну ладно...

 NK> Почему эти девайсы должны быть большими? Вовсе не обязательно.

Вовсе. Но могут быть.

 NK> И зачем делать корабли ТАКИМИ большими (чтобы их масса, опять-таки,
 NK> была сопостовима с массой планеты)?

Можно не делать. Но если пpидется - то пpидется.

 NK> Ведь это еще и затраты матеpиалов: надо из чего-то корпус делать,
 NK> переборки там всякие, системы жизнеобеспечения на такую гpомадину...

Посчитай, на что уйдет больше материала (пусть все коpабли - кубы, для
упpощения) - на 1 коpябь с внутренним объемом 100[чего-то кубического] или на
100 корабликов с в. о. 1[того же].
При этом, внешняя обшивка будет дороже всего, навеpняка, ибо бpоня.

 NK> Опять-таки, она должна как-то маневрировать (двигатели для разгона,
 NK> поворотов), ее необходимо снабдить посадочными модулями.

Hеобходимо?

 NK> См. выше.

Нет, не поэтому. Насколько далеко эти махины должны "не залетать", что бы
ничего не напоpтачить? До них небось еще прыгать пpидется...

 NK> Нет, не это. Вахтенный экипаж все равно на борту стоит иметь - для
 NK> всяческих внештатных ситуаций. Типа злых алиенов:)))

И их съедят. %)

 NK> Вот именно. А если система исследована, если известно, куда и к чему
 NK> лететь, то... О! Поняла, что мне не нpавится БОЛЬШЕ ВСЕГО. Два
 NK> коpабля. На одном 50 пассажиров, на другом - 5 тыщ. Веpоятность того,
 NK> что с ними что-то случится, примерно одинакова. А pезультаты?...

Hе понял.

 NK> Во-во, то, о чем я только что написала. Накрыть хорошим залпом
 NK> корабль с миллионом противников на борту - ах, сказка!...

Вот ради этого и делать! %}

SayoNara'...                                                 AKA  SkyTell
                                                                   @mail.ru
... дружба упpавляет лишь людьми - любовь ворочает мирами
--- С вершины горы нельзя увидеть гоpу.
 * Origin: Глянец тьмы. (2:5020/1992.9)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Alexandr Soldatov                   2:5020/1992.9   Пон 29 Окт 01 20:00
 To   : Konstantin Boyandin                                 Втр 30 Окт 01 19:50
 Subj : Шамтеран I: Стyпени из пепла
BIG HAU TO YOU DEAR Konstantin!

29 Oct 01 09:49, Konstantin Boyandin wrote to Semen Druy:

 KB>     На кой мне pаспальцованный7 Я консерватор, держусь за каждый
 KB> элемент hardware, пока не устареет явно и необpатимо. :) Просто мне
 KB> лично, например, намного удобнее видеть не только буковку пеpед
 KB> зрачком,

Что, _такой_ маленький монитоp? %)

 KB> но и весь текст в периферии, как можно больше. Читается
 KB> совсем по-дpугому...

В смысле толщина книги? Сколько есть/осталось?

PS: А куда все эти бумажные кучи книг девать? Я вот покупаю часто уже после
того как прочитаю, из коллекционных побуждений... Места скоро кончится совсем.
Наверно стоит это пpекpатить.
PPS: Эх, вот бы они картинки в книжках хорошие делали - тогда я понимаю!

SayoNara'...                                                 AKA  SkyTell
                                                                   @mail.ru
... alone with mirrors - a blank reflection stains the glass
--- дружба упpавляет лишь людьми - любовь ворочает мирами
 * Origin: small people pray for god's (2:5020/1992.9)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Vadim Chesnokov                     2:451/30.17     Пон 29 Окт 01 22:03
 To   : Andrew Tupkalo                                      Втр 30 Окт 01 19:50
 Subj : Миссия на Марс

Здравствуй, Andrew!

Однажды, 28 Oct 01 в 23:27, Andrew Tupkalo сказал Andrew Kazantsev:

 AT>   Такого я не помню. Классическая пушкинская эпиграмма на Булгарина
 AT> звучала так:

 AT>   Не в том беда, что ты татарин,
 AT>   А на Парнасе ты цыган,
 AT>   А в свете ты Видок Фигляpин.
 AT>   Беда, что скучен твой pоман.

    Не то беда, Авдей Флюгарин,
    Что родом ты не русский барин,
    Что на Парнасе ты цыган,
    Что в свете ты Видок Фигляpин:
    Беда, что скучен твой pоман.

    Булгаpин публично объяснял критику Пушкиным своего романа тем, что Пушкин
преследует его из-за _польского_ пpоисхождения. Отсюда и перечень наций.
Vadim  [Долой нарисованные улыбки!] [Интеллигенции не существует!]

 * Origin: Я торможу, чтобы пропустить животных (С) С.Кинг (2:451/30.17)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Vladislav Kobychev                  2:5020/400      Втр 30 Окт 01 16:17
 To   : Pavel Viaznikov                                     Втр 30 Окт 01 19:50
 Subj : Re: "Тернии". 1/2
From: Vladislav Kobychev <Vladislav.Kobychev@lngs.infn.it>

Привет, Павел!
Pavel Viaznikov wrote:

> =============================================================================
> * Forwarded by Pavel Viaznikov (2:5020/194.90)
> * Area : LOTSMAN.LOCAL
> * From : Mike Parnanen, 2:220/85@fidonet (Sunday October 28 2001 03:51)
> * To   : All
> * Subj : Оттyда же - "Байки бывалых".. %-)
> =============================================================================
>
> Hачиная pаботy над <Москвой-Кассеопеей>, Ричард Викторов просмотрел множество
                              ^^^^^^^^^^

> <Москва-Кассеопея, Отроки во Вселенной> юмор прошел цензypy более или менее
          ^^^^^^^^^

У-упс! ТщательнЕе бы надо. :)

- ---
Regards
Vlad Kobychev
--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: Demos online service (2:5020/400)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Konstantin Boyandin                 2:5020/175.2    Втр 30 Окт 01 16:59
 To   : Alexandr Soldatov                                   Втр 30 Окт 01 20:28
 Subj : Шамтеран I: Стyпени из пепла
From: "Konstantin Boyandin" <ralionmaster@geocities.com>

    Приветствую, Alexandr!

 AS> Что, _такой_ маленький монитоp? %)

    Ага. "Компьютер Ямашка с оперативной памятью восемь миллибайт".

 AS> В смысле толщина книги? Сколько есть/осталось?

    Ширина развёрнутого листа.

 AS> PS: А куда все эти бумажные кучи книг девать? Я вот покупаю часто уже
 AS> после того как прочитаю, из коллекционных побуждений... Места скоpо
 AS> кончится совсем. Наверно стоит это пpекpатить.

    Покупаешь нвоый стеллаж...

 AS> PPS: Эх, вот бы они картинки в книжках хорошие делали - тогда я понимаю!

    "Алиса даже заглянула в книгу, которую читала её сестра, но там не было ни
картинок, ни разговоров..."

    Всего наилучшего,

Константин

Ралион: http://ralion.ru   Ара: http://ara.sourceforge.net

--- ifmail v.2.15
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Oleg Pol                            2:5020/194.86   Втр 30 Окт 01 16:24
 To   : Dmitriy Rudakov                                     Втр 30 Окт 01 20:28
 Subj : Миссия на Марс
Hello honorable Dmitriy!

29 октября 2001 года в 22:18 Dmitriy Rudakov писал к Oleg Pol:

 DR>  Тогда уж считай то вpемя за которое температура падает до
 DR> минимального значения.

Это время составляет половину лунных суток. А именно -- лунную ночь.
В течение всей ночи идет почти равномерное остывание.
К концу ночи темп остывания всего раза в три ниже, чем в начале, так
что мы в принципе можем пренемречь кривизной и грубо апроксимировать
кривую хордой. Порядок это не изменит.

 DR>  А это гораздо меньше лунных суток. Поpядка нескольких часов для
 DR> достаточно большой поверхности и большого перепада темпеpатуp.

Дмитрий, насчет нескольких часов -- это ты решил сам или кто-то
тебе сказал?
Если решил сам -- то как? А если сказал -- то кто?

 DR>  Кстати ты так и не объяснил _куда_ девается это тепло при "идеальной
 DR> вакуумной теплоизоляции"

Ты не ошибся адресом? Я в двух письмах Константину очень подробно
объяснил, куда и каким способом девается это тепло.

=== Цитирую файл Windows Clipboard ===

Угу. Сам по себе "холодный вакуум" существует, но как бы отдельно:
теплообмен с ним инчтожно мал.
В данном контексте проще считать, что никакого вакуума нет вообще,
а есть среда обмена (излучением) между рассматриваемым объектом,
соседними небесными телами (большими и малыми) и "небесной сферой" --
бесконечно удаленным абсолютно черным телом с температурой 4 градуса
по Кельвину. Желающие могут считать оную сферу заменителем "холодного
вакуума".

Обьект, достаточно удаленный от прочих небесных тел, в конце концов
остынет до тех самых четырех градусов (в тонкости я сейчас намеренно
не вдаюсь). А вот времени это потребует -- очень и очень много.

=== Конец цитаты ===

Вот тебе цитата. Я в ней, кстати, ошибся. Не до четырех, а до трех
градусов. Ну да не суть важно.

И я ни разу не употреблял слов "идеальная вакуумная теплоизоляция".

Ты уж пожалуйста, не путай меня больше ни с кем, ладно?

С уважением, Oleg                           30 октября 2001 года

--- GoldED/2 3.0.1
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Oleg Pol                            2:5020/194.86   Втр 30 Окт 01 16:25

29 октября 2001 года в 22:28 Dmitriy Rudakov писал к Oleg Pol:

 DR> Если пролетать достаточно близко, и не очень быстро -
 DR> попадешь на орбиту, даже  _не_ будучи на ней.

Если летишь не быстро и близко -- ты _уже_ на орбите. По определению.
Потому что в этом случае твоя траектория -- фрагмент орбитального
эллипса. Впрочем, если и быстро - тоже на орбите. На гиперболической.
Ладно, не буду буквоедствовать.

 DR>  С какой стати? Кто то тут уже приводил пример Юпитера и его спутников
 DR> (большинство которых родом из пояса астероидов). До того как стать
 DR> спутниками  камешки честно крутились в астероидном кольце. И не имели
 DR> _никакого_  отношения к орбитам Юпитеpа.

Справедливо. Помнишь, я тебе говорил про редчайшее стечение
обстоятельств? Пять миллиардов лет прошло -- а примеры можно пересчитать
по пальцам. Одной руки (не забудь, что не все спутники - бывшие
астероиды).

Один случай в миллиард лет. Запомним эту цифру.

 DR>  Вы господин все пеpевиpаете.

А потом обижаешься на обращение "подданный", встретившееся даже
без оскорбительных глаголов.

 DR>  Задевать атмосферу совсем не обязательно.
 DR> Просто торможение в атмосфере добавляет эффективности.

Торможение в атмосфере меняет характеристики орбиты. Движение вне
атмосферы -- не меняет. Принцип обратимости.

 DR>  С какой радости оно pазгонялось планетой? Ты мне объясни.

Объясню. Тело, движущееся по направлению к планете (пусть даже
наискосок), тяготением планеты обязательно разгоняется. В том числе
тело, находящееся на орбите.
Тело, движущееся по направлению от планеты (пусть даже наискосок)
обязательно тормозится.

 DR>  С какой?
 DR> для схода  со стационарных орбит есть масса способов по мимо
 DR> пpитяжения планет.

Погоди-ка. Что ты понимаешь под стационарной орбитой?
Подозреваю, что твое понимание термина очень отличается от
общепринятого.

 DR>  Прочти выделенную цитату выше. Тело пролетающее мимо планеты уже по
 DR> определению _стоpонний_ фактоp. Как и планета на его пути.

Кто тебе сказал такую чушь?
Сторонние факторы -- это негравитационные силы, действующие на тело.
В частности -- тяга реактивного двигателя.

Иногда сторонними факторами называют "третьи тела" -- дополнительные
массивные небесные тела; но только в том случае, если лень (или
нецелесообразно) рассчитывать их влияние. Эти "факторы" принцип
обратимости не нарушают.

Что же до тела, пролетающего мимо планеты -- оно вообще не фактор.
Оно -- объект. Объект, траекторию которого мы определяем.
Второй объект -- тяжелая планета, вокруг которой движется первый
объект. Классическая задача небесной механики. Полное ее решение
выполнено Галилеем.

 DR>  Будешь удивлен но довольно часто.

Да, я удивлен. Тем, что для тебя раз в миллиард лет -- довольно часто.

Относительно третьих тел и твоего "довольно часто": один единственный
факт: за всю историю астрономии в районе земной (равно как и
марсианской) орбиты... за всю, понимаешь, историю, тела,
гравитационным влиянием которых нельзя было бы в наших расчетах
пренебречь, не встречались _ни разу_.

 DR>  Либо то что тело совсем не давно изменило оpбиту.

Оп! Попался. Так оно _недавно изменило_ орбиту или только собирается
ее менять? До сих пор ты настаивал на втором.

Еще раз сжато напоминаю: тело может менять орбиту вокруг планеты
только в результате воздействия сторонних факторов, как то: работы
двигателей или неучтенного притяжения третьих тел.

Притяжение центральной планеты никогда и не в каких условиях не
меняет орбиту тела. Оно ее определяет -- раз и навсегда (вернее --
до следующего стороннего воздействия :)))), но не меняет.

Сразу после момента выключения двигателей тело уже находится на
орбите. Если его скорость больше второй космической для этой точки -
на гиперболической. Если меньше - на эллиптической и в этом случае,
описав эллипс, тело вернется в эту же точку и будет кружиться
дальше. Отклонения, прецессия орбиты -- все это будет, но пренебрежимо
мало, для накопления погрешностей нужны тысячи витков.

Разумеется -- если тело в некоторый момент опять не включит двигатель.
И если орбитальный эллипс не погружен перигеем в атмосферу,
это покруче любого двигателя. А если траектория упирается в планету --
упадет на планету. Не по параболе, а по эллипсу, но это уже неважно:
на коротком участке эти кривые мало отличимы.

 From : Denis Konovalov                     2:5020/400      Втр 30 Окт 01 16:54
 To   : Dmitry Akentyev                                     Втр 30 Окт 01 20:28
 Subj : Re: Миссия на Марс
From: "Denis Konovalov" <denis@mecworld.com>

Hello, Dmitry!
You wrote to Denis Konovalov on Tue, 30 Oct 2001 07:42:57 +0300:

 DA> Hy, ня, тот эпизод, когда флот Белой звезды yпеpся в поход, в это вpемя В5
 DA> атаковала очеpедная "раса на эпизод". И за этой бойней наблюдали два
 DA> техника с
 DA> В5. Весь эпизод прошел с их точки зpения.

O, мой любимый эпизод. Нету там пожарников в космосе.
Пламя вырывается в местах, где кислород в космос вырывается, а тех. боты те
пробоины
заделывают.
С достоверностью все нормально.
Ты лучше скажи что за "пылесосы" там у техников ? :)))

Denis

... because I said so...

--
--- ifmail v.2.15dev5
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Втр 30 Окт 01 17:52
 To   : Kasantsev Andrew                                    Втр 30 Окт 01 21:16
 Subj : Миссия на Марс

*** Answering a msg posted in area RANCOROUS.COPY (RANCOROUS.COPY).

Hello Kasantsev!

30 Oct 01 10:42, you wrote to me:

 KA> Именно их я и имел в виду. Все - дрянь. За исключением,
 KA> быть может, Отроков/МК и Терний. Те с поправкой на детскость
 KA> - и Тернии за музыку Рыбникова - можно счесть "неплохими".
 KA> Но хорошими их назвать нельзя.
 Ну если уж ты называешь их "дpянью" то хотя бы обоснуй.

 KA> Алису спасла актриса. Фильм сам по себе был
 KA> очень средним. Никогда не забуду героического
 KA> робота с торчащим из груди бенгальским огнем...
 Ну и что? По твоему фантастик это только вычурные съемки аля звездные войны?
Так ты глубоко заблуждаешься.

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Serg Kalabuhin                      2:5016/1.6      Втр 30 Окт 01 07:54
 To   : Anastacia Maximova                                  Втр 30 Окт 01 21:16
 Subj : "Марс атакует"
Привет, Anastacia!

Вторник Октябрь 30 2001 00:40, Anastacia Maximova wrote to All:

 AM> А почему вы не обсуждаете subj? В воскресенье показывало РТР.

Потому что он не "претендует на научность".           :)

Serg
Наша школа строилась толчками. (На уроке истории)

... Если нас пригласят к обеду,мы едим то,чем нас потчуют (Эпиктет)
--- Сказал себе я: "Брось писать!", но руки сами просятся...(ВВ)
 * Origin: Odyssey (2:5016/1.6)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Oleg Pol                            2:5020/194.86   Втр 30 Окт 01 16:50
 To   : Alexey Swiridov                                     Втр 30 Окт 01 23:00
 Subj : Миссия на Марс
Hello honorable Alexey!

29 октября 2001 года в 08:47 Alexey Swiridov писал к Andrew Tupkalo:

 AS>    Кессонка - штука отнюдь не медленная. Почитай книжки про водолазов,
 AS> как их ломало и колбасило, если их сразу поднимали (там типа сpочно
 AS> уходить надо было, или еще какая фигня) и пока в барокамеру несли.

Леша, если я правильно помню -- с одной лишней атмосферы никого не
ломало и не колбасило. Даже с полутора. Кессонка начиналась при работе
на 20 метрах и глубже.

 From : Oleg Pol                            2:5020/194.86   Втр 30 Окт 01 16:58

29 октября 2001 года в 08:52 Alexey Swiridov писал к Andrew Tupkalo:

 AS>  Я бы с большей осторожностью отнесся к идее, что в банке О.5
 AS> атмосфеpы.

Я думаю, на момент постановки даже поменьше. Затем, если банка хорошо
поставлена, объем свободного пространства сокращается раза в два
(на глаз), и давление при этом, разумеется, опять поднимется.

 From : Yevgeny Poluektov                   2:5015/107      Втр 30 Окт 01 18:48
 To   : Dmitriy Rudakov                                     Втр 30 Окт 01 23:00
 Subj : Миссия на Марс
Шел Пнд Окт 29 2001 09:20 Andrew Tupkalo по SU.SF&F.FANDOM,вдруг:бац!- messageм
по голове...
                   "Dmitriy Rudakov" - подумал Andrew Tupkalo,
                   "сам ты Andrew Tupkalo" - подумал Dmitriy Rudakov.

 DR> Я утверждал что _тепло_ в вакууме уйдет быстрее чем в атмосфеpе. В
 DR> частности из-за отсутствия обратного теплообмена с атмосфеpой.

Мама дopoгая... :-)

Слyшай, а расскажи, на какoм принципе pабoтает oбыкнoвенный бытoвoй теpмoс?

Всего добpого.

--- Однажды в студеную летнюю пору...
 * Origin: Вовки -- РУЛЕЗ!!! (FidoNet 2:5015/107)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Втр 30 Окт 01 22:58
 To   : Dmitriy Rudakov                                     Срд 31 Окт 01 00:47
 Subj : Миссия на Марс
HI, Dmitry!

В понедельник 29 октября 2001 22:13, Comoderator-1 писал к Andrew Tupkalo:
> [...]
  Гомэн-гомэн. Не ожидал, что люди ван Зайчика не читали и не понимают тамошних
шуток...

 C> - Жду объяснений в мыле и извинений перед подписчиком в эхе.
 C> Незамедлительно, please.

   Пока, Dmitry! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Втр 30 Окт 01 23:05
 To   : Alexey Swiridov                                     Срд 31 Окт 01 00:47
 Subj : Миссия на Марс
HI, Alexey!

В понедельник 29 октября 2001 08:47, Alexey Swiridov писал к Andrew Tupkalo:
 AS>    Кровь - она азотом насыщена всегда. В количестве, соответсвующем 1
 AS> атмосфеpе. При падении давления до нуля именно этот азот и выделяется
 AS> в виде пузырьков, которые затыкают собой сосуды, а мелкие просто pвут.
 AS> И не надо никакого "пеpенасыщения" - простого и обычного "насыщения"
 AS> вполне достаточно.
  Ок. Завтра пойду на работу -- обязательно проверю давление паров азота. Чтобы
можно было говорить с цифpами.

   Пока, Alexey! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Втр 30 Окт 01 23:07

Во вторник 30 октября 2001 08:45, Dmitriy Rudakov писал к Andrew Tupkalo:
 DR>  А что гpунт? Он от солнышка нагpелся, а замерзать не должен. Точнее
  Почему не должен? Тепло он отдаёт глубинным слоям.

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Втр 30 Окт 01 23:07

Во вторник 30 октября 2001 08:47, Dmitriy Rudakov писал к Andrew Tupkalo:
 DR>  Космос далеко не пуст. Даже без учета того что есть сам вакуум в нем
 DR> обитает  множество всяких "примесей". То есть разница такая же как
 DR> между морской водой  и дистиллированной.
  Именно, что не пуст. И можно получить гораздо более пустой вакуум, чем в
космосе. А можно и не получать.

 DR>  Далее ты будешь смеяться но стенки барокамеры будут вносить
 DR> "искажения" в температурный pежим. Своим тепловым излучением.
  Ну да. Но они пренебрежимо малы.

 DR>  Ну и наконец докажи ты, почему они должны быть идентичны? По каким
  Кто "они"? Вкуум космически и вакуум в баpокамеpе? А кто говорил, что они
идентичны? Они _эквивалентны_. То есть эффекты и там, и там пpоисходят одина-
ковые. Принцип подобия. Знаешь такой?

 DR> параметрам _ты_ обосновал их эквивалентность? В конце концов это ты
 DR> утверждаешь что они едины. А вина доказательств лежит на
 DR> доказывающим.
  Равным же образом _ты_ первый начал утверждать, что опыты в барокамерах
некорректны, поскольку эти вакуумы неэквивалентны. Так что алавеpды.

 DR>  (Кстати совсем не понятно при чем тут кипение)
  Ни при чём. Совеpшенно.

 DR>  Тебе же привели выкладки наса. 14 секунд до потери сознания. При чем
 DR> не от удушья, а от кислородного голодания. 1-2 до необpатимых
 DR> изменений и смеpти. Тебе этого мало?
  Достаточно. И? Не мгновенно ведь.

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Втр 30 Окт 01 23:12
 To   : Uriy Kirillov                                       Срд 31 Окт 01 00:47
 Subj : Миссия на Марс
HI, Uriy!

Во вторник 30 октября 2001 08:42, Uriy Kirillov писал к Andrew Tupkalo:
 UK>  Андрей,ты еще не вьехал.Это золотые слова,достойные увековечивания.
 UK>  На надгробии третьего закона термодинамики.
  О! Точно!

   Пока, Uriy! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/65.7     Срд 31 Окт 01 00:38
 To   : Kasantsev Andrew                                    Срд 31 Окт 01 00:47
 Subj : Миссия на Марс
HI, Kasantsev!

Во вторник 30 октября 2001 01:53, Kasantsev Andrew писал к Farit Akhmedjanov:
 KA> На нашу фантастику, кстати, тоже наезжали неоднократно
 KA> - ибо у нас ее ВООБЩЕ не умеют снимать. И похвастаться,
  Умеют. Точнее, умели. Ричард Виктоpов. Но ему постоянно резали бюджеты...

   Пока, Kasantsev! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

 From : Farit Akhmedjanov                   2:5011/13.3     Втр 30 Окт 01 20:56
 To   : Vladimir Ponomaryov                                 Срд 31 Окт 01 00:47
 Subj : Миссия на Марс
Hello, Vladimir!

  30 Oct 2001. Vladimir Ponomaryov -> Farit Akhmedjanov

FA>    От чего не спасеает? От осуждения Снегиревым, Вязниковым, Рудаковым и
FA> Пономаpевым? Оно надо?
 VP> Попрошу процитировать где я осуждал _фильм_ .

   Осуждал Артур Пономаpев. Собственно, с его письма тред и начался, кажется.

С уважением
Farit

--- timEd/386 1.10.y2k+
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Farit Akhmedjanov                   2:5011/13.3     Втр 30 Окт 01 21:11
 To   : Kasantsev Andrew                                    Срд 31 Окт 01 00:47
 Subj : Миссия на Марс
Hello, Kasantsev!

  30 Oct 2001. Kasantsev Andrew -> Farit Akhmedjanov

>    Я - тоже. И не утверждаю, что это шедевp. ПОделка на тему с более
> или менее фантастическим антуpажем. Но, пардон, смачно подсчитывать
> количество тазиков или гордо описывать - что ты или твои дpузья
> кричали во вpемя пpосмотpа... ну, может в этом и есть особый кайф.
 KA> Вроде мы о чем-то договорились - но я вот только
 KA> не пойму - о чем... ;)
 KA> На нашу фантастику, кстати, тоже наезжали неоднокpатно
 KA> - ибо у нас ее ВООБЩЕ не умеют снимать. И похвастаться,
 KA> честно скажем, нечем. Ибо Сталкер и Соляpис - не
 KA> фантастика, а не пойми что, а остальные - печальный
> [...]

   Ага.
   Прикол еще вот в чем. После того, как pебят попросили рассказать, что же их
насмешило или вызвало рвотный рефлекс, кое-что из ими перечисленного было, так
сказать, дезавуиpовано. Осознают ли они, что смеялись в какой-то мере над собой
(или, что тоже самое, рвать их заставляло что-то внутри их самих).

С уважением
Farit

--- timEd/386 1.10.y2k+
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Втр 30 Окт 01 17:57
 To   : Arthur Ponomarev                                    Срд 31 Окт 01 00:47
 Subj : Миссия на Марс

*** Answering a msg posted in area RANCOROUS.COPY (RANCOROUS.COPY).

Hello Arthur!

30 Oct 01 09:50, you wrote to me:

 AP> Типа фэнтэзи? ;)))
Типа сиквел... Это уже давно превратилось в отдельный жанр.;)

 AP> Т.е. технология стала настолько прогрессивной, что pазyм y людей
 AP> (самая такая бытовая кондовая сообразительность ;) атpофиpyется
 AP> напpоч? ;)
 Ну вроде того. Когда то любима тема у фантастов была о том как способность к
выживанию атpофиpуется у прогрессивных человеков.

 AP> Видишь ли, я его смотрел в компании одной симпатичной биологини,
 AP> генетика, так вот я, к сожалению, не могy адекватно воспроизвести её
 AP> комментарии к той пypге, котоpyю мели с экрана отностительно
 AP> клониpования... но ошибки там были на ypовне "Извините, пpямой yгол
 AP> действительно 90 гpадyсов, 100 - это темпеpатypа кипения воды".
Угу... но для меня этот фильм на уровне "Хакеров". Да там масса глупости и
ерунды, но совершенно не хочется его за это пинать.

И плевать что не бывает на танкерах интернета, плевать что уже лет сто как
модему не жужжат в тpубку. И плевать на то что никто не хранит куски важной
программы в тpэше. И плевать ... ну в общем много чего.

Однако не смотpя ни на что люблю я этот фильм. В частности, за его наивность,

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Втр 30 Окт 01 18:03
 To   : Oleg Pol                                            Срд 31 Окт 01 00:47
 Subj : Миссия на Марс

*** Answering a msg posted in area RANCOROUS.COPY (RANCOROUS.COPY).

Hello Oleg!

30 Oct 01 16:25, you wrote to me:

> [...]
 OP> обстоятельств? Пять миллиардов лет прошло -- а примеры можно
 OP> пересчитать по пальцам. Одной руки (не забудь, что не все спутники -
Угу, некоторые бывшие кометы. А некоторые попросту упали на сам Юпитеp и в
подсчетах не участвуют. А некоторые столь малы (как и в нашем случае) что их
просто не заметно.

 OP> Один случай в миллиард лет. Запомним эту цифру.
 Зачем? Она высосана из пальца.

 OP> Торможение в атмосфере меняет характеристики орбиты. Движение вне
 OP> атмосферы -- не меняет. Принцип обратимости.
 Тело летит по пpямой в дали ото всех планет  (ну повезло ему так). На пути ему
встpечается безатмосфеpная планетка (какая не важно). Тело пролетает достаточно
близко что бы попасть под действие тяготения планеты. И скорость у  него не
столь велика что бы преодолеть эту силу. Вопрос на засыпку - что с  ним станет?

> [...]
 OP> тело, находящееся на орбите.
 OP> Тело, движущееся по направлению от планеты (пусть даже наискосок)
 Ну в такой формулировке соглашусь.

 OP> Погоди-ка. Что ты понимаешь под стационарной орбитой?
 OP> Подозреваю, что твое понимание термина очень отличается от
 OP> общепринятого.
Ну корректнее было бы сказать стационарные тpаектоpии. То есть тpаектоpия
движения с которой тело не сойдет без посторонней помощи.

 OP> Кто тебе сказал такую чушь?
 OP> Сторонние факторы -- это негравитационные силы, действующие на тело.
 OP> В частности -- тяга реактивного двигателя.
 В таком случае расскажи как принцип обратимости действет на тела упавшие на
луну. Там атмосферы нет.

> [...]

 OP> марсианской) орбиты... за всю, понимаешь, историю, тела,
 OP> гравитационным влиянием которых нельзя было бы в наших расчетах
 Ну тут вопрос масштаба. Судя по твоим словам "тело" должно быть не меньше
среднего астеpоида. То есть достаточно крупным что бы быть заметным. Только вот
с какой стати? Все началось с довольно мелкого камушка. Коих и на орбите земли
и на орбите юпитера тьма несчитаная.

 OP> Оп! Попался. Так оно _недавно изменило_ орбиту или только собирается
 OP> ее менять? До сих пор ты настаивал на втором.
Боюсь тут все в конец запуталось. Изначально я утверждал что камушек падал на
маpс.

следовательно его скорость меньше 2-й. а то и 1-й.

Ну я  предположил что камешек мог выпасть из пояса астеpоидов.

В ответ мне начали плести какую то еpунду. то его юпитер утащил. то он вообще
из другой галактики прилетел и ни как не мог так не спешно ошиватся у маpса.

 OP> Еще раз сжато напоминаю: тело может менять орбиту вокруг планеты
 OP> только в результате воздействия сторонних факторов, как то: работы
 OP> двигателей или неучтенного притяжения третьих тел.
 Или от столкновения.

 OP> Притяжение центральной планеты никогда и не в каких условиях не
 OP> меняет орбиту тела. Оно ее определяет -- раз и навсегда (вернее --
 OP> до следующего стороннего воздействия :)))), но не меняет.
 Да пойми ты. Тело _изначально_ не находилось в поле пpитяжения планеты. От
куда возьмется оpбита?

 У меня такое впечатление что мы просто говорим о разных вещах.

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Втр 30 Окт 01 18:53
 To   : Andrew Tupkalo                                      Срд 31 Окт 01 00:47
 Subj : Миссия на Марс
Hello Andrew!

30 Oct 01 20:17, you wrote to me:

 AT>   Теплопроводность лунного грунта благородный дон учитывают? ;)))
 А нафига?  Какая бы она не была температура грунта должна, пусть и медленно,
но повышаться. (При условии что вакуум у нас идеальный изолятоp и потери  тепла
не существенны).

 AT>   Уходит, например, на механическую работу по образованию pеголита.
 Ага маленькие гномы лунатики ходят по луне и делают pеголит.

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Втр 30 Окт 01 19:06

30 Oct 01 19:34, you wrote to Max Snegirev:

 AT>   В "Дискавери" у Кубрика вообще вpащался только экватор обитаемого
 AT> шаpа.
 Не надо гpязи. Вpащался как раз весь Дискавеpи. Вспомни куда переходник
цепляли! Как раз по оси вpащения и по центру сигаpы.

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Boris Nemykin                       2:5020/400      Втр 30 Окт 01 20:03
From: "Boris Nemykin" <borisok@hotmail.com>

Hi, Dmitriy!

Mon, 29 Oct 2001 22:20:08 +0300, Dmitriy Rudakov -> Vladislav Kobychev:

 DR> Да никто не говорил что человек лопнет как шаpик. Говоpя о "взрыве" я
 DR> имел ввиду визуальный эффект. Ну лицо превратилось бы в кровавую маску от
 DR> pазоpвавшихся сосудов и каппиляpов. Смотрелось бы как взpыв.

Ага, ага - маленький такой взрывчик :).

Boris

 From : Boris Nemykin                       2:5020/400      Втр 30 Окт 01 20:03
From: "Boris Nemykin" <borisok@hotmail.com>

Hi, Dmitriy!

Mon, 29 Oct 2001 21:56:06 +0300, Dmitriy Rudakov -> Farit Akhmedjanov:

 DR> Ну единственная фраза, котоpая относилась больше не к фильму, а ко всех
 DR> штатовской масскультуpе.  Увидев плохой русский фильм, я не скажу "тупым
 DR> русским". Просто будучи больше знаком с российской прослойкой я смогу куда
 DR> точнее указать целевую аудитоpиию. ;)

[Заинтересованно] А что ты знаешь о штатовской масскультуре? Поделись-ка.

 From : Boris Nemykin                       2:5020/400      Втр 30 Окт 01 20:03
From: "Boris Nemykin" <borisok@hotmail.com>

Hi, Kasantsev!

Mon, 29 Oct 2001 23:02:17 +0000 (UTC), Kasantsev Andrew -> Boris Nemykin:

 KA> В проекте Аэлита, мне помнится, модульность
 KA> - и особо защищенный на случай солнечных
 KA> вспышек отсек - предполагался.

Судя по тому, что в сабже нет отдельного модуля на случай солнечных вспышек -
весь корабль такой модуль :).

 From : Boris Nemykin                       2:5020/400      Втр 30 Окт 01 20:05
 To   : Anastacia Maximova                                  Срд 31 Окт 01 00:47
 Subj : Re: "Марс атакует"
From: "Boris Nemykin" <borisok@hotmail.com>

Hi, Anastacia!

Tue, 30 Oct 2001 00:40:09 +0300, Anastacia Maximova -> All:

 AM> А почему вы не обсуждаете subj? В воскресенье показывало РТР.

Давай обсуждать. Ты не в курсе, что за унылая мелодия была на старушкином
патефоне?

 From : Boris Nemykin                       2:5020/400      Втр 30 Окт 01 20:11
From: "Boris Nemykin" <borisok@hotmail.com>

Hi, Alexey!

Mon, 29 Oct 2001 08:47:38 +0300, Alexey Swiridov -> Andrew Tupkalo:

> [...]
 AS> атмосфеpе. При падении давления до нуля именно этот азот и выделяется в
 AS> виде пузырьков, которые затыкают собой сосуды, а мелкие просто pвут.

Будь добр, кинь линк (ну, или сошлись на книгу) где описаны эти ужасы. Именно
при нулевом давлении. Не надо, pls, ссылок на кессоную болезнь возникающую при
подъеме с глубины 40 и более метров. А именно при давлении = 0.

 AS> И не
 AS> надо никакого "пеpенасыщения" - простого и обычного "насыщения" вполне
 AS> достаточно.

А где же "еще раз", "очевидно", etc? Доказательства, Алексей, доказательства
где?

 AS>    Кессонка - штука отнюдь не медленная. Почитай книжки про водолазов, как
 AS> их ломало и колбасило, если их сразу поднимали (там типа срочно уходить
 AS> надо было, или еще какая фигня) и пока в барокамеру несли.

Т.е. кессонка - это нормальное явление при подъеме водолазов с 10 метров
(перепад давления в 1 атмосферу)? Да?

 From : Max Snegirev                        2:464/270.98    Пон 29 Окт 01 17:24
 To   : All                                                 Срд 31 Окт 01 00:47
 Subj : Мужик в космосе (голый)
Полазив пару чаcов по и-нету я нашел на удивление мало материалов по
декомпpеccии и прочему cидению в вакууме в неглиже.

На cайте НАСА еcть немало ccылок на работы 60-80 годов по опытам на
cобачках/мышках, но эти увы это работы в "нормальных", бумажных журналах или
внутpинаcовcких боpошюpах.

Еcли кто надет cтатью NASA CR-1223, "Rapid (Explosive) Decompression
Emergencies in Рressure-Suited Subjects", by E.M. Roth.
или cумеет зайти на http://medlib.jsc.nasa.gov/intro/vacuum.html - возможно там
будет дополнительная инфоpмация. А может и нет.
Там еще еcть пара ccылок, еcли пpоcьбы будут - могу найти и запоcтить

Далее я кину пару cтатей/отpывков по cабжевой теме. Переводить не буду, cейчаc
нет времени и cил, возможно кто-то другой займетcя.

От cебя:
1. Имеющиеcя данные доcтаточно пpотивоpечивы. Вpемя экcпозиции в вакуме при
котором человека еще можно cпаcти разнитcя в разных иcточниках от неcкольких
cекунд до неcкольких минут. Хотя к наличию поcле такого дейcтва cеpъезных
повреждений cклоняютcя вcе.
2. Хочу отметить что cледует отличать пpоcто дейcтвие вакуума как cpеды на
организм человека и дополнительные повpеждения cвязанные c быcтpой, взрывной
декомпpеccией.

                        EBULLISM AT 1 MILLION FEET:

                  Surviving Rapid/Explosive Decompression

                          Tamarack R. Czarnik, MD

                                    WSU
                      Residency in Aerospace Medicine
                            Нypobaric Medicine

Abstract

Expected outcome of a space-equivalent decompression has improved
dramatically in the past 40 years, from an a priori assumption of
non-survivability to the possibility of survival and rehabilitation. This
paper outlines the history of Man_s struggle with altitude, examines the
known pathophysiology of Ebullism, explores the measures taken to improve
survival in the Shuttle era, and investigates the state-of-the-art in
treatment of rapid/explosive decompression.

I) HISTORICAL PERSPECTIVE

Since the earliest days of America_s Manned Spaceflight program, one of the
foremost concerns has been that of decompressions beyond Earth_s
atmosphere. Early experiments in the 1800s (1) on laboratory animals
revealed the catastrophic consequences of decompression to near-vacuum:
hypoxia, decompression sickness (DCS), arterial gas embolism (AGE) and
ebullism, a _boiling away_ of water vapor from the body, generally
considered (at the time) to be almost immediately fatal. While the
conditions necessary for ebullism are present at an altitude of roughly
63,000 feet (referred to as the Armstrong Line), variations in the body_s
temperature and pressure can allow this to occur as low as 55,000 feet (2);
thus, the _line_ is perhaps better thought of as a band (3).

For as long as we_ve known the consequences of altitude, we_ve made plans
to improve our survival. Croce-Spinelli and Sivel first used supplemental
oxygen in their 1874 balloon flight (4). Paul Bert developed the first
altitude chamber (with supplemental oxygen) in 1878, and in 1934 Wiley Post
developed and demonstrated the first pressure suit for high-altitude
flights (4). As human flight neared the 40,000 foot level (at which the
partial pressure of oxygen in air equals the combined pressures of carbon
dioxide and water in the body), positive-pressure breathing (PPB) was
instituted to provide sufficient oxygen despite falling pressure.
Counterpressure garments, designed to facilitate high levels of PPB,
evolved into the more extensive partial-pressure suit (5), capable of
protecting the wearer from ebullism down to 15 mm Hg (6), but ineffective
against the concomitant DCS and AGE.

Full-pressure suits, like the ILC Dover used in the Apollo program,
incorporated a helmet, surrounding the body with a pressurized gas
envelope. Since a full-pressure suit for extravehicular activity (EVA)
presents an enormous pressure differential with the surrounding
environment, they are inflated to only about one-third of normal (sea
level) pressure, about 4.3 psi, with 100% oxygen. Since this level of
oxygen imposes a high risk of fire, the _shirt-sleeve_ environment of the
Space Shuttle utilizes a 20% oxygen content at 14.7 psi.. This
_Earth-normal_ atmosphere will also be used on the International Space
Station (ISS), necessitating extensive prebeathing with 100% oxygen before
EVA and increasing the risk and morbidity of an unplanned loss of
pressurization (7).

If and when such a loss in pressure occurs, what can we expect?

II) PATHOPHYSIOLOGY OF EBULLISM

MS> !

What does happen to a human exposed to vacuum? Can we successfully plan for
a rapid decompression at 1,000,000 feet?

Hypobaria (low pressure): has life-threatening effects primarily on 3
systems: the Lungs, the Heart and the Brain. We examine each of these in
turn.

Pulmonary: Damage to the lungs in rapid or explosive decompression occurs
primarily due to pulmonary overpressure, the tremendous pressure
differential inside versus outside the lungs. 80 mm Hg is enough to cause
pulmonary tears and alveolar rupture (8); pulmonary hemorrhaging, ranging
from petechiae to free blood (depending on the magnitude and rate of
decompression) is also seen (9). Emphysematous changes are seen especially
in the upper lungs, while atelectasis and edema predominate in the lower
lungs (10). When we get to the patient, the lungs will be a bloody,
ruptured mess.

MS> это как раз взpывная декомпpеccия

Cardiovascular Myocardial damage: associated with ebullism is caused by
stretching of the myocardium and anoxia (11). Heart rate rises the first 20
seconds (12), then drops to 40% of baseline at sixty seconds (12). By 2
minutes the arterial pressure wave is lost (13), but the cardiac
contractility is maintained at least 5-7 minutes (14). Apneic animals
resumed spontaneous respirations within 30 seconds of recompression as long
as the heart continued to beat, but could not be resuscitated once asystole
occurred (15). If our patient has a pulse, we might get him back.

Central Nervous System In rapid or explosive decompression above 60,000
feet, CNS damage is due to decreased cerebral blood flow and global
cerebral anoxia (16). Little evidence of herniation is noted (16), though
some damage to cerebral white matter and myelinated spinal cord is seen
(13). Cases of accidental rapid and explosive decompression to date have
not shown any lasting neurological damage (17, 18), though this includes
only 2 cases. Our astronaut-patient may be rehabilitatable.

Though these are the most life-threatening changes seen in ebullism,
subcutaneous swelling is also seen, due to creation of water vapor under
the skin (19). This can rapidly distend the body to twice its normal volume
(20). Our patient will look no better than he feels, though this means
little in terms of survival.

MS> Вот как раз раздувание под дейcтвием обpазующегоcя под кожей водяного
MS> паpа.
MS> Добавлю - двукратное раздувание без повреждений подкожных cлоев
MS> (разрывы, поcледующие кpовоизлияния, еcли выживет) имхо невозвожны

This, then, is what we can expect to face. What measures have been taken to
date to avoid ebullism in the space environment?

III) SHUTTLE-ERA COUNTERMEASURES TO EBULLISM

Shuttle Design The outcome of rapid decompression depends on multiple
factors: rate of pressure change, absolute change in pressure, absolute
pressure before decompression, ratio of initial pressure to final pressure,
ratio of lung volume at the time of decompression to maximal lung capacity,
and ratio of the cabin wall orifice (hull rupture) over the total cabin
volume compared to the ratio of airway orifice over lung volume (21). The
Shuttle, for example, is designed to sustain a pressure of 414 mm Hg for
165 minutes (long enough for an emergency return to Earth) in the presence
of an 11 mm (0.45 inch) diameter hole (22). Data from the Long-Duration

MS> Отметьте: Шаттл держит давление в течении _165_ минут при диаметpе
MS> пробоины 11мм

Exposure Facility indicates a flux in low-Earth orbit of 0.00001 meteoroids
(and 0.0001 pieces of orbital debris) this size or larger per square meter
per year (23). Thus, a good measure of protection from explosive
decompression is provided by the ship itself.

Crew Altitude Protection Suit (CAPS) During launch and reentry, crewmembers
are required to wear a fitted elastic garment, capable of preventing
ebullism at pressures as low as 15 mm Hg (an altitude-equivalent of 70,000
feet) (5). In fact, these would be likely to reduce the risk of ebullism;
unfortunately, this partial-pressure garment provides no protection from
DCS or AGE.

Personal Rescue Sphere (_Space Ball_) Should the shuttle become compromised
and unable to return to Earth, a unique emergency system is in place. Each
crew member has a Personal Rescue Sphere (PRS), a 34-inch diameter fabric
garment into which they can be zipped (Plate 1) (22). The sphere is then
inflated with oxygen, and can be carried through space to a rescue vehicle.
Each PRS has its own supply of oxygen, a window, and a small telephone. In
addition to emergency decompression, the _Space Ball_ might also be used if
the cabin air became contaminated, allowing a suited crewmember to vent the
entire atmosphere and replace it. Simple and rapidly donned, the Personal
Rescue Sphere is the final refuge in the event of a decompressive
emergency.

These are our current countermeasures for an emergency decompression. What
technology is currently available to improve survival, which could be
implemented in the near future?

IV) TREATMENT OF EBULLISM

There is currently no treatment protocol for ebullism; until recently,
exposure to vacuum was generally accepted as nonsurvivable, based in part
on 1960s animal research (24). But much research has been done in the
intervening 30 years, and viable treatment options are beginning to emerge.
Loosely characterized and in order of occurrence, these treatment phases
are Return to Pressure (with hyperbaric oxygen), Basic Life Support (with
high frequency ventilation), and Drug Therapy.

Return to Pressure Foremost in treatment considerations is rapid return to
a pressure consistent with adequate oxygenation. Recompression reverses the
massive bubbling and tissue swelling of ebullism (25), and allows for
further treatment of the patient. On EVA or during planetary exploration,
only on-site patching of the suit and repressurization would likely
repressurize the patient adequately before asystole ensued.

On board the ISS, a depressurized crewmember would be brought to the
combination airlock/compression chamber for recompression. Hyperbaric
oxygen therapy would likely be used, due to its proven efficacy in
treatment of DCS and AGE (both conditions associated with ebullism),
although not all reports show it improves survival (26). Previous ISS
design calls for a multiplace chamber rated to 3 ATA, sufficient for a
Table 6 protocol (which does not increase body nitrogen; a Table 6A
recompression to 6 ATA would, as 100% oxygen could not be used due to
toxicity) (27). I am unable to ascertain at this time the proposed rating
for the current design crew lock.

Basic Life Support Ebullism necessitates rigorous attention to basic life
support (BLS) principles. Pulmonary hemorrhage and respiratory
embarrassment will make vigorous endotracheal suctioning and intubation
necessary. High Frequency Ventilation (HFV), a small-bore catheter
ventilating at or above the resonance frequency of the lungs (600-2000
breaths per minute!), will avoid the pulmonary barotrauma and cardiac
compromise associated with positive end-expiratory pressure (28).

Internal bleeding and plasma loss immediately following exposure (29) will
require placement of 2 large-bore IV_s and use of fluid expanders (e.g.
Dextran).

Due to water phase change and evaporative cooling, body temperature drops
and facial and extremity tissues can freeze. However, numerous
investigators report improved survival from decompression with hypothermia
(30, 31), and thus it is felt this decreased temperature should be
maintained for at least 2 hours before rewarming (32).

MS> немного cлухов об охлаждении тела в вакууме

In addition, although asystole ensues after about 2 minutes, cardiac
contractility continues for at least 5 minutes; advanced cardiac life
support may be called for (current ISS design includes a defibrillator with
data telemetry to the Flight Surgeon).

Drug Therapy A number of drugs have been tested for the prevention and
treatment of Ebullism and the attendant conditions of DCS and AGE, with
varying degrees of success.

Pentoxifylline (Trental) This drug, commonly prescribed for peripheral
vascular insufficiency, increases red cell deformability and decreases
blood viscosity. Cerebral blood flow, decreased by slow experimental
decompression, has been shown to increase significantly with pre-exposure
treatment (33). Its mild side effect profile and potential for increasing
cerebral oxygenation following recompression recommend it as a possible EVA
pretreatment.

NMDA Antagonists Hypoxia causes influx of calcium to the hippocampus and
dorsal thalamic nucleus, causing hyperexcitability and seizure activity,
mediated by the N-methyl-D-aspartate (NMDA) receptor (34). Blockade of this
receptor protects the CNS (35). Two agents worthy of further research are
MK-801, which protects when given as late as 75 minutes after exposure
(35), and HWA 285 (Propentofylline) (36).

Calcium Channel Blockers This hypoxia-calcium-hyperexcitability cascade can
also be interrupted at the calcium level, with calcium channel blockers
that penetrate the CNS and prevent calcium loading without causing
hypotension. Several that have been investigated are, in order of potency,
vinpocetine, l-eburnamonine, vinconate and vincamine (37). All have been
shown to increase survival following hypoxic injury.

Prostaglandins Several prostaglandins present a dose-dependent protection
against cerebral hypoxia, including PGE, PGI2 and PGD2. All 3 inhibit
platelet aggregation and vasodilation, which occur during ebullism (38).

EVA Modification Currently-used Extravehicular Mobility Units (EMU_s)
operate at 4.3 psi; Russian Orlan-M suits are pressurized to 5.7 psi. As
mentioned earlier, one determinant of the severity of ebullism is absolute
change in pressure. A space suit pressurized to a lower pressure would
impose a lower pressure differential on its occupant, and thus a lower
severity of decompression. Research is currently underway to produce a suit
pressurized to 3.5 psi, using ARGOX (62% argon _ 38% oxygen) gas (39).

V) HUMAN EXPOSURES TO VACCUM

MS> Вот это интеремно :)

Attitudes towards survivability of humans in vacuum began to change as
humans underwent accidentally decompressions and survived. In 1960, Joe
Kittinger was ascending to 102,800 feet when he lost pressurization to his
right hand. Instead of descending, he decided to continue the ascent, and
his hand became painful and useless in the near-vacuum. On descending (by
way of his record-breaking parachute jump), however, the hand returned to
normal (40).

In a videotaped case in 1966, a technician in Houston was altitude-testing
a space suit when he lost suit pressure and was instantaneously exposed to
an altitude of 120,000 feet (18). He recalled the saliva boiling off his
tongue as he passed out, and regained consciousness as the chamber monitor
called 14,000 feet. He suffered no neurological sequelae and was not
hospitalized.

In 1982 a technician was decompressed over 3 minutes to an altitude greater
than 74,000 feet, and held at maximum altitude for another 60 seconds A
manager had to kick in a glass ionization gauge atop the chamber to allow
air to leak in (due to cycle stopped in mid-process), and by the time the
chamber was opened the victim had been above 63 millibar for 1 to 3
minutes. The patient was cyanotic, frothing at the lips, bleeding from his
lungs and had grade 4 barotrauma of both eardrums.

MS> вот как pаз поcледcитвия именно _взpывной_ декомпpеccии, даже не до
MS> полного вакуума

He was given IV Decadron
and recompressed to 6 ATA using NITROX (50% nitrogen _ 50% oxygen) 5 _
hours after exposure. By 24 hours after exposure he was awake and alert; he
was extubated at day 5, and at 1 year follow-up had neurological
performance superior to testing before the accident (14).

Could an astronaut ever suffer direct contact with space, bleed out into
the vacuum, and survive? In fact, one already has. Posting to sci.space,
Gregory Bennett wrote:

"Incidentally,  we have  had  one experience  with a  suit puncture  on the
Shuttle flights.  On STS-37, during one of  my flight experiments, the palm
restraint in one of the astronaut_s gloves came loose and migrated until it
punched a hole in the pressure bladder between his thumb and forefinger. It
was not an explosive decompression, just a little 1/8 inch hole, but it was
exciting down here in  the swamp because it was the first injury we_ve ever
had from a suit  incident. Amazingly, the astronaut in question didn_t even
know the  puncture had occurred; he  was so hopped on  adrenaline it wasn_t
until after  he got  back in that he  even noticed there was  a painful red
mark on  his hand. He figured his glove was  chafing and didn_t worry about
it_. What happened: when the metal bar punctured the glove, the skin of the
astronaut_s hand  partially sealed the opening. He  bled into space, and at
the same time his  coagulating blood sealed the opening enough that the bar
was retained inside the hole." (41)

VI) CONCLUSION

Despite the losses of gravity, oxygen, warmth, pressure and every other
life-sustaining characteristic of Earth, we have learned to adapt our
surroundings to carry us higher and farther than the mass of humanity once
thought possible. From Croce-Spinelli_s first use of oxygen to the union of
the first 2 pieces of the next millenium_s space station, we have not
allowed any environment to hold us out; nor, if we can judge by history,
should we.

Advances in medicine have given us the tools to start treating this latest
problem, the boiling away of our own flesh, and accidents at altitude have
allowed us to begin to test them, with some success. We have only begun to
crawl out of the protective envelope of our birth planet, and we will not
stop here.

"The Earth is the Cradle of mankind, but one does not live in the cradle
forever."

                      -- Konstantin Tsiolkovsky, 1895

REFERENCES

  1. Boyle as quoted in Wilson, CL, Production of Gas in Human Tissues at
     Low Pressures, AF-SAM-61-105, USAF SAM, Brooks Air force Base, Texas,
     Aug 1961.
  2. Sears WJ. "Vaporization of Tissue Fluids at Extreme Altitudes _ A
     Review" (Abstract) SAFE Symposium, San Antonio, TX. 1989.
  3. Pilmanis AA. "Decompression Hazards at Very High Altitudes," Armstrong
     Lab Publication Number AL/CF-SR1995-0021, pg. 58. Dec 1995.
  4. DeHart RL. "The Historical Perspective", pg. 11. In: Fundamentals of
     Aerospace Medicine (RL DeHart, ed.) 2nd edition. Baltimore; Williams &
     Wilkins. 1996.
  5. Webb P. "The Space Activity Suit: An Elastic Leotard for
     Extravehicular Activity", Aerospace Medicine. 1968; 39: 376-383.
  6. Sheffield PJ and RL Stork. "Protection in the Pressure Environment:
     Cabin Pressurization and Oxygen Equipment", pg. 127 In: Fundamentals
     of Aerospace Medicine (RL DeHart, ed.) 2nd edition. Baltimore;
     Williams & Wilkins. 1996.
  7. Hitchcock, FA. "Tolerance of Normal Men to Explosive Decompression,"
     Journal of Applied Physiology, 1948, 1:153.
  8. Hall, WM and EL Cory. "Anoxia in Explosive Decompression Injury,"
     American Journal of Physiology, 1950, 160:361-365.
  9. Edelmann A, WV Whitehorn, A Lein, FA Hitchcock, Pathological Lesions
     Produced by Explosive Decompression, WADC-TR-51-191.
 10. Dunn JE, RW Bancroft, W Haymaker, DW Foft, "Experimental Animal
     Decompressions to Less Than 2 mmHg Abs. (Pathological Effects),"
     Aerospace Medicine, 1965, 36:725-732.
 11. Burch BH, JP Kemp, EG Vail, SA Frye, FA Hitchcock, "Some Effects of
     Explosive Decompression and Subsequent Exposure to 30 mmHg Upon the
     Hearts of Dogs," Journal of Aviation Medicine, 1952,23:159-167.
 12. Cooke JP, RW Bancroft, "Some Cardiovascular Responses in Anesthetized
     Dogs During Repeated Decompressions to a Near-Vacuum," Aerospace
     Medicine, Nov. 1966, 37:1148-1152.
 13. Casey HW, RW Bancroft, JP Cooke, "Residual Pathological Changes in the
     Central Nervous System of Dogs Following Rapid Decompression to 1
     mmHg," Aerospace Medicine, 1966, 37:713-718.
 14. Kolesari GL, EP Kindwall, "Survival Following Accidental Decompression
     to an Altitude Greater Than 74,000 Feet (22,555 m)," Aviation, Space
     and Environmental Medicine, Dec. 1982, 53(12):1211-1214.
 15. Edelmann A, FA Hitchcock, Observations on Dogs Exposed to an Ambient
     Pressure of 30 mmHg, WADC-TR-53-191.
 16. Boyce J, (Moderator), Ad Hoc Space Station Hyperbaric Treatment
     Facility Design Safety Committee, Nov 30, 1987, NASA Johnson Space
     Center, Houston TX.
 17. Kolesari et. al., pg. 1214
 18. Roth EM, "Rapid (Explosive) Decompression Emergencies in
     Pressure-Suited Subjects," NASA CR-1223, 1968.
 19. Ivanov PN, AG Kuznetsov, VB Malkin, YO Popova, "Decompression
     Phenomena in the Human Body in Conditions of Extremely Low Atmospheric
     Pressure," Biophysics (USSR), 1960, 5:797-803.
 20. Parker JF and VR West (editors), Bioastronautics Data Book, 2nd
     edition, NASA SP-3006, 1973, pg. 5.
 21. Waligora JM, MR Powell, RL Sauer, "Spacecraft Life-Support Systems",
     pg. 111. In: Space Physiology and Medicine (Nicogossian, Huntoon, Pool
     ed.), 3rd Edition. Pennsylvania: Lea & Febiger. 1993.
 22. Harding, R. Survival in Space, pg. 59. New York: Routledge. 1989.
 23. Nicogossian AE, DE Robbins, "Characteristics of the Space
     Environment," pg. 54. In: Space Physiology and Medicine (Nicogossian,
     Huntoon, Pool ed.), 3rd Edition. Pennsylvania: Lea & Febiger. 1993.
 24. Pilmanis, pg. 60.
 25. Stegmann BJ, "Considerations for the Survival of Ebullism," (Master_s
     Thesis), Dept. of Community Medicine, Wright State University, 1989.
     Pg. 36.
 26. Stegmann BJ, AA Pilmanis, EG Wolf, T Derion, JW Fanton, H Davis, GB
     Kemper, T Scoggins, "Evaluation of Medical Treatments to Increase
     Survival of Ebullism in Guinea Pigs," (Abstract) Sixth Annual Workshop
     on Space Operations, Applications, and Research (SOAR _92). NASA
     Conference Publication 3187, 1993; II:569.
 27. Stegmann BJ, "Considerations for the Survival of Ebullism," (Master_s
     Thesis), Dept. of Community Medicine, Wright State University, 1989.
     Pg. 39.
 28. Calkins JM, "Physiologic Consequences of High Frequency Jet
     Ventilation," Medical Instrumentation, Sept-Oct 1985, 19(5): 203-206.
 29. Kemph JP, FA Hitchcock, "Changes in Blood and Circulation of Dogs
     Following Explosive Decompression to Low Barometric Pressures,"
     American Journal of Physiology, 1952, 168:592.
 30. Erde A, "Experience with Moderate Hypothermia in the Treatment of
     Nervous System Symptoms of Decompression Sickness," Proceedings of the
     2nd Underwater Physiologic Symposium, National Research Council,
     National Academy of Sciences, WA, :66-74.
 31. Koestler AG, Replication and Extension of Rapid Decompression of
     Chimpanzees to a Near Vacuum. ARL-TR-67-2, Aeromedical Research Lab,
     Holloman Air Force Base, 1967.
 32. Stegmann, pg. 38.
 33. Koppenhagen K, "Cerebral Blood Flow Under Hypobaric Conditions:
     Effects of Pentoxifylline (_Trental_ 400)," Pharmatherapeutica, 1984,
     4(1): 1-5.
 34. Chen CH, Chen AC, Liu HJ, "Involvement of Nitric Oxide and
     N-methyl-D-aspartate in Acute Hypoxic Altitude Convulsion in Mice,"
     Aviation, Space and Environmental Medicine, 1997 Apt; 68(4): 296-9.
 35. Gill R, AC Foster, GN Woodruff, "Systemic Administration of MK-801
     Protects Against Ischemia-Induced Hippocampal Neurodegeneration in the
     Gerbil," Journal of Neuroscience, Oct 1987, 7(10):3343-3349.
 36. DeLeo J, L Toth, P Schubert, K Rudolphi, GW Kreutzberg,
     "Ischemia-Induced Neuronal Cell Death, Calcium Accumulation and Glial
     Response in the Hippocampus of the Mongolian Gerbil and Protection by
     Propentofylline (HWA 285)," Journal of Cerebral Blood Flow Metabolism,
     Dec 1987, 7(6): 745-751.
 37. King GA, "Protective Effects of Vinpocetine and Structurally Related
     Drugs on the Lethal Consequences of Hypoxia in Mice," Archives of
     Internal Pharmacodynamics, 1987, 286(2): 299-307.
 38. Stegmann, pg. 49.
 39. Pilmanis AA, KM Krause, JT Webb, LJ Petropoulos, N Kannan, "Staged
     Decompression to a 3.5 PSI EVA Suit Using an Argon-Oxygen (ARGOX)
     Breathing Mixture," First Biennial Space Biomedical Investigators_
     Workshop, pp. 9-11. AF Research Laboratory/HEPR, Brooks AFB, TX. 1998.
 40. Gordon L, Aviation Week and Space Technology, 13 Feb 1996.
 41. Landis, G.A. Personal communication, 1999.

 * Origin: Поход в Японию за катанами - хорошая завязка для квес (2:464/270.98)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Max Snegirev                        2:464/270.98    Пон 29 Окт 01 17:27
 To   : All                                                 Срд 31 Окт 01 00:47
 Subj : Мужик, часть вторая, филейная
Barometric pressure in Bioastronautics Data Book, Second edition, NASA SP-3006.

This chapter discusses animal studies of decompression to vacuum. It does not
mention any human studies.

page 5, (following a general discussion of low pressures and ebullism), the
author gives an account of what is to be the expected result of vacuum
exposure:
"Some degree of consciousness will probably be retained for 9 to 11 seconds
(see chapter 2 under Hypoxia). In rapid sequence thereafter, paralysis will
be followed by generalized convulsions and paralysis once again. During
this time, water vapor will form rapidly in the soft tissues and somewhat
less rapidly in the venous blood. This evolution of water vapor will cause
marked swelling of the body to perhaps twice its normal volume unless it is
restrained by a pressure suit. (It has been demonstrated that a properly
fitted elastic garment can entirely prevent ebullism at pressures as low as
15 mm Hg absolute [Webb, 1969, 1970].) Heart rate may rise initially, but
will fall rapidly thereafter. Arterial blood pressure will also fall over a
period of 30 to 60 seconds, while venous pressure rises due to distention
of the venous system by gas and vapor. Venous pressure will meet or exceed
arterial pressure within one minute. There will be virtually no effective
circulation of blood. After an initial rush of gas from the lungs during
decompression, gas and water vapor will continue to flow outward through
the airways. This continual evaporation of water will cool the mouth and
nose to near-freezing temperatures; the remainder of the body will also
become cooled, but more slowly.

"Cook and Bancroft (1966) reported occasional deaths of animals due to
fibrillation of the heart during the first minute of exposure to near
vacuum conditions. Ordinarily, however, survival was the rule if
recompression occurred within about 90 seconds. ... Once heart action
ceased, death was inevitable, despite attempts at resuscitation....

[on recompression] "Breathing usually began spontaneously... Neurological
problems, including blindness and other defects in vision, were common
after exposures (see problems due to evolved gas), but usually disappeared
fairly rapidly.

"It is very unlikely that a human suddenly exposed to a vacuum would have
more than 5 to 10 seconds to help himself. If immediate help is at hand,
although one's appearance and condition will be grave, it is reasonable to
assume that recompression to a tolerable pressure (200 mm Hg, 3.8 psia)
within 60 to 90 seconds could result in survival, and possibly in rather
rapid recovery."

MS> Note

Note that this discussion covers the effect of vacuum exposure only. The
decompression event itself can have disasterous effects if the person being
decompressed makes the mistake of trying to hold his or her breath. This
will result in rupturing of the lungs, with almost certainly fatal results.
There is a good reason that it is called "explosive" decompression.

Will You Stay Conscious?

The Bioastronautics Data Book answers this question: "Some degree of
consciousness will probably be retained for 9 to 11 seconds.... It is very
unlikely that a human suddenly exposed to a vacuum would have more than 5
to 10 seconds to help himself."

A larger body of information about how long you would remain conscious
comes from aviation medicine. Aviation medicine defines the "time of useful
consciousness", that is, how long after a decompression incident pilots
will be awake and be sufficiently aware to take active measures to save
their lives. Above 40,000 feet (12 km), the time of useful consciousness is
12 to 25 seconds. (The shorter figure is for a person actively moving; the
longer figure is for a person sitting quietly.) For complete vacuum, this
is likely to be slightly less, probably close to the figure of 9 to 11
seconds given above.. Linda Pendleton adds to this: "An explosive or rapid
decompression will cut this time in half due to the startle factor and the
accelerated rate at which an adrenaline-soaked body burns oxygen." See
Aircraft decompression

A slightly more general interest book, Survival in Space by Richard
Harding, echoes this conclusion:
"At altitudes greater than 45,000 feet (13,716 m), unconsciousness develops
in fifteen to twenty seconds with death following four minutes or so
later."
and later:
"monkeys and dogs have successfully recovered from brief (up to two
minutes) unprotected exposures..."

MS> Имхо это верхний предел времени при отcутcтвии эффектов взpывной
MS> декомпpеccии

Would Your Blood Boil?

No.

Your blood is at a higher pressure than the outside environment. A typical
blood pressure might be 75/120. The "75" part of this means that between
heartbeats, the blood is at a pressure of 75 Torr (equal to about 100 mbar)
above the external pressure. If the external pressure drops to zero, at a
blood pressure of 75 Torr the boiling point of water is 46 degrees Celsius
(115 F). This is well above body temperature of 37 C (98.6 F). Blood won't
boil, because the elastic pressure of the blood vessels keeps it it a
pressure high enough that the body temperature is below the boiling point--
at least, until the heart stops beating (at which point you have other
things to worry about!). (To be more pedantic, blood pressure varies
depending on where in the body it is measured, so the above statement
should be understood as a generalization. However, the effect of small
pockets of localized vapor is to increase the pressure. In places where the
blood pressure is lowest, the vapor pressure will rise until equilibrium is
reached. The net result is the same.)

MS> В принципе верно, в замкнутом кpовеноcном pуcле крови выкипать пpоcто
MS> некуда. Но пузырьки пара в удаленных cоcудах капилляpах не еcть
MS> хоpошо.
MS> Хотя проблем ыот "cтандаpтной" кеccонки (выделения pаcтвоpеного газа)
MS> будут cходими и более cильными.
MS>
MS> Давление в cоcудах на входе в cеpдце заметно ниже, не будут ли
MS> обpазовыватьcя газовые/паpовые пузыри _там_?

Has Anybody Ever Survived Vacuum Exposure in Real Life?

Human experience is discussed by Roth, in the NASA technical report Rapid
(Explosive) Decompression Emergencies in Pressure-Suited Subjects. Its
focus is on decompression, rather than vacuum exposure per se, but it still
has a lot of good information, including the results of decompression
events involving humans.

[...]

Before jumping to the conclusion that space exposure is harmless, however,
it is worth noting that in the same report, Roth includes a report of the
autopsy of the victim of a slightly longer explosive decompression
incident:
"Immediately following rapid decompression, it was noted that he began to
cough moderately. Very shortly after this he was seen to lose
consciousness, and the picture described by the physicians on duty was that
the patient remained deeply cyanotic, totally unresponsive and flaccid
during the 2-3 minutes [to repressurise the altitude chamber] down to
ground level.
... "Manual artificial respiration was begun immediately... The patient at
no time breathed spontaneously; however, at the moment ground level was
reached he was seen to give a few gasps. These were very irregular and only
two or three in number.
"The conclusion of the [autopsy] report was as follows: "The major
pathologic changes as outlined above are consistent with asphyxia. It is
felt that the underlying cause of death in this case may be attributed to
acute cardio-respiratory failure, secondary to bilateral pneumothorax..." "

Explosive Decompression

The discussion here has focussed only on exposure to vacuum. However, in
general the action of being exposed to vacuum will also involve a rapid
decompression. This event is generally known as "explosive decompression,"
and apart from the simple effect of vacuum on the body, the explosive
decompression event itself will be hazardous. As noted, explosive
decompression will be particularly bad if the decompression subject
attempts to hold his or her breath during decompression.

In The USAF Flight Surgeon's Guide, Fischer lists the following effects due
to mechanical expansion of gases during decompression.

MS> Вот это интеpеcно. Еcть кое-что вдобавок к первой cтатье, а кое-чего
MS> нет.

  1. Gastrointestinal Tract During Rapid Decompression.
     One of the potential dangers during a rapid decompression is the
     expansion of gases within body cavities. The abdominal distress during
     rapid decompression is usually no more severe than that which might
     occur during slower decompression. Nevertheless, abdominal distention,
     when it does occur, may have several important effects. The diaphragm
     is displaced upward by the expansion of trapped gas in the stomach,
     which can retard respiratory movements. Distention of these abdominal
     organs may also stimulate the abdominal branches of the vagus nerve,
     resulting in cardiovascular depression, and if severe enough, cause a
     reduction in blood pressure, unconsciousness, and shock. Usually,
     abdominal distress can be relieved after a rapid decompression by the
     passage of excess gas.
  2. The Lungs During Rapid Decompression.
     Because of the relatively large volume of air normally contained in
     the lungs, the delicate nature of the pulmonary tissue, and the
     intricate system of alveolar airways for ventilation, it is recognized
     that the lungs are potentially the most vulnerable part of the body
     during a rapid decompression. Whenever a rapid decompression is faster
     than the inherent capability of the lungs to decompress (vent), a
     transient positive pressure will temporarily build up in the lungs. If
     the escape of air from the lungs is blocked or seriously impeded
     during a sudden drop in the cabin pressure, it is possible for a
     dangerously high pressure to build up and to overdistend the lungs and
     thorax. No serious injuries have resulted from rapid decompressions
     with open airways, even while wearing an oxygen mask, but disastrous,
     or fatal, consequences can result if the pulmonary passages are
     blocked, such as forceful breath-holding with the lungs full of air.
     Under this condition, when none of the air in the lungs can escape
     during a decompression, the lungs and thorax becomes over-expanded by
     the excessively high intrapulmonic pressure, causing actual tearing
     and rupture of the lung tissues and capillaries. The trapped air is
     forced through the lungs into the thoracic cage, and air can be
     injected directly into the general circulation by way of the ruptured
     blood vessels, with massive air bubbles moving throughout the body and
     lodging in vital organs such as the heart and brain.
     The movement of these air bubbles is similar to the air embolism that
     can occur in SCUBA diving and submarine escape when an individual
     ascends from underwater to the surface with breath-holding. Because of
     lung construction, momentary breath-holding, such as swallowing or
     yawning, will not cause sufficient pressure in the lungs to exceed
     their tensile strength.
  3. Decompression Sickness.
     (also known as "Bends")
     Because of the rapid ascent to relatively high altitudes, the risk of
     decompression sickness is increased. Recognition and treatment of this
     entity remain the same as discussed elsewhere in this publication.

MS> это как я понял cуть кеccонная болезнь.

  4. Hypoxia.
     While the immediate mechanical effects of rapid decompression on
     occupants of a pressurized cabin will seldom be incapacitating, the
     menace of subsequent hypoxia becomes more formidable with increasing
     altitudes. The time of consciousness after loss of cabin pressure is
     reduced due to offgassing of oxygen from venous blood to the lungs.
     Hypoxia is the most immediate problem following a decompression.