 Msg  : 152 из 1094
 From : R-Faq                               2:5020/3117     Птн 11 Янв 02 01:55
 To   : All                                                 Птн 11 Янв 02 21:37
 Subj : R-FAQ
                              -----------         -=[  2:5020/3117  ]=-

      -=[  Фантастика АБС  ]=-      -------------                       (rs)

                               R-FAQ Сервер.

       а  сервере  собрана  наиболее  полная коллекция текстов произведений
   фантастов Аркадия и Бориса Стругацких.
      Эта коллекция полностью взята с сервера http://www.rusf.ru/abs/

      Для  получения,  запрашиваемого  Вами топика следует составить письмо
   следующего вида:

- NetMail (X:XXXX/XXX.XX) ------------------------------------------ NetMail -
 Msg  : 51 из 51                           Uns Pvt Loc
 From : Vasya Pupkinn                      X:XXXX/XXX.XX   Втр 24 Апр 01 03:04
 To   : R-FAQ                              А:ДРЕС/СЕР.ВЕРА
 Subj : ИМЯ_ТОПИКА

      В   теле   письма   можно   писать  что  угодно -  все  равно  сервер
   рассматривает только поле Subj.

      Убедительная просьба:   _ е запрашивайте  более  одного топика за один_
   _день_

       иже приведен список команд сервервера:

   %HELP - Для получения подсказки.
   %LIST - Для получения списка Топиков.

                                               С уважением, Гаранжа  икита.
                                                        2:5020/3117@FidoNet
                                                       738:1097/117@AlecNet

---
 * Origin: @d:\soft\golded\origin.txt (2:5020/3117)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 153 из 1094
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 10 Янв 02 23:18
 To   : All                                                 Птн 11 Янв 02 21:37
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
        Володихин Д. Гвардеец герцога Ируканского // Звездная дорога
(Красногорск). -  2001. -   12. - С.152-157.

-Э-э-э, простите, я не хочу быть бестактным... -начал дон Кондор. Ясное дело -
торговая республика Соан. Четыреста лет этикета. Еще двадцать пять личного
опыта дона Кондора по части соанского этикета. Посещение патрицианского дома
средней руки, как обмен посольствами. <Настольный трактат о чистоте ритуалов
для благородных господ>... Бро-ви сдвинуты ровно до такой степени, чтобы
выражать удивление, гранича-щее с гневом, но не гнев, черт побери, пока еще не
гнев...
- Ваше задание ограничивалось тем. чтобы вытащить Кварту. Вы по-зволили себе
избыточно много. База недоумевает, чего ради вам понадоби-лось соревноваться в
пьянстве с этим... с этими...
Блистательная гримаска: благородный дон и сержант-простолюдин, неизвестный бог
и грязный смертный, специалист-историк и изучаемый объект, весь исходящий
слюнями и непрерывно жующий жвачку из коры белого дерева. Феодализм не икает!
Феодализм не жует жвачку! Феодализм развивается к лучшему, в полном
соответствие с теорией.
- Это по меньшей мере... э-э-э непонятно. И по какой причине вам взду-малось
организовывать преждевременное социальное столкновение? Вы понимаете, что ваши
ненадежные помощники приберегли выданные вами стимуляторы, большую их часть,
для очередного восстания на ируканских галерах? При нынешней расстановке сил
оно будет только деструктивным. и ничего более. Радуйтесь! Вы вошли в
историографию. Вам посвящена новая статья Комова в <Ежегоднике
экспериментальной истории>. <Верти-кальный регресс>: вот так - не больше, не
меньше!
Дон Кондор изливал желчь, и ничего, кроме желчи. Они перестали по-нимать.
какого черта надо правильно вести себя в этих местах. Мальчишки. Притом опасные
мальчишки. Их деятельность, в сущности, образует внешний фактор, который в
состоянии взломать базовую теорию феодализ-ма. Невозможно понять, откуда
исходит виток процесса: естественное выз-ревание третьего сословия или избыток
привозного лабораторного золота!
- Что регрессирует? Или, простите, кто?
- Вы. Например, вы. Ваша обязанность - (фиксировать, и очень редко, повторяю,
очень редко производить коррекцию. Через два века здесь будет почти что ран. Мы
помогаем им. Но азы, я вынужден напомнить вам азы: нельзя пропитываться здешним
воздухом. Да и пахнет он дурно. Я изумлен. как вы отыскиваете изысканные
ароматы на помойке.
- Еще слово...
- Еще слово, и что? Вы осознаете, что именно слетает с ваших уст? Вы, землянин?
- Еще слово, и я, право, запишусь в серую гвардию! Впрочем, нет...

...откатился. Второй получил оглушающий удар. Хватит минут на пят-надцать.
Третий успел обнажить клинок. Благородный дон - ха-ха! - не осквернит оружия
предков железкой быдла. Выпад... еще выпад... Лежи, друг. Рыцарская перчатка -
не боксерская, скажи спасибо, что нос цел. Четвертый открыл рот, да так и
застыл, бедняга.
- Старина, где твой сержант? Где остальные?
- Помилуйте, благородный дон!
-Где?
- Пощадите, прошу вас, у меня семья.
-Так какого черта ты обзавелся боевым топором, скотина? ...... твою .....!
Тот бросился на колени. Полез обнимать сапоги. Пришлось поднять с земли того
парня, который махал клинком, предъявить его нос и полную бессознательность.
-Либо ты раскроешь рот и ответишь на мой вопрос, вонючая скотина, либо получишь
все тоже самое. Жена есть?
- Да, благородный дон. У меня трое детей.
- Подумай, не бросит ли она тебя, когда ты станешь одноглазым?
- М-м-м, благородный дон...
- Hу?!
- Внутри. Ужинают.
- Пленник?
-С ними.
Оглушил рукояткой. Почему караул выставлен у сеновала, если Квар-та внутри?
Его, что ли, ждут? Почему, откуда? Дона Урэна казалась на-дежным человеком, это
ее единственное полезное качество, помимо чисто женских - иногда совершенно
антисанитарно, но умопомрачительно, умопомрачительно, землянки так плоски, так
цивилизованны!
Впрочем, какая разница, четыре их или восемь. Отребье. Полмесяца воинских
упражнений в казармах, и уже получают значок - новая серая гвардия, опора
нового трона. Отребье.
Их оказалось тринадцать. Многовато для охраны одного Кварты. Жда-ли. Два
сержанта сидели и лениво потягивали пиво из высоких глиняных кружек - толстый и
тощий. Двое часовых стояли у самого входа. Эти легли сразу же. Остальные за
столами, топоры рядом, грызут мясо. Кварта со связанными руками в самом углу.
Поднял топор, удар обухом - падение, удар - падение, удар - паде-ние. Азартно,
черт побери, убить легко, нелегко - не убивать. Благород-ная игра для
благородного дона. Он усмехнулся: настоящий благород-ный дон сказал бы, что
крысиную кровь противно проливать - смердит. Бродячие музыканты, какие-то
штатские - купцы, по одежде судя... Один-надцатый. Красотка, истинная красотка
у дальнего стола. Грязный, ко-нечно передник. Но какими глазами смотрит, как
часто дышит милая де-вушка! Это что еще такое? Толстый сержант по-прежнему
сидит, тощий поднялся, ножны отбросил с благородной такой манерочкой...
Улыбает-ся. Хочет заставить кровь стынуть в жилах. Топора на тебя жалко. Вот
кувшин со сметаной в лоб - как раз то самое. Отключился.
-Играйте!
Музыканты оторопело посмотрели на милашку.
- Играйте же! Или даровой ночлег вам не нужен? Тоненько запричитала волынка.
Басовито заспорила сопель. Виола при-нялась разнимать спорщиков.
- Танаго. - приблизилась, темно-карие глаза, развязала и бросила на лавку
передник.
- Что?
- Танаго, благородный дон, танец быстрых и пылких. Прямо здесь. Прямо сейчас.
Играйте, дармоеды.
Закружились. Толстый сержант в полном ошеломлении взирал на разгром, на
сумасшедшего дона Аленсио, на милашку. Даже не пытался сдвинуться с места.
- Как тебя зовут, милашка?
- Марэо. Сегодня?
- Завтра. Или через день. Но обязательно.
Она прижалась к нему еще плотнее.
- Дон Аленсио!  - к тому времени, когда зазвучал этот хрипатый бас, Марэо,
раскрасневшаяся, уже присела на лавку.
??? - повернулся Аленсио в сторону сержанта.
- Я вас побью.
- Как эти, старина? Как тот, весь в сметане, уже ползает, скоро совсем оживет,
мнэ-э?
-Я вас перепью.
- Марэо! По двухфахтовой посудине с ируканским мне и моему другу!
Серебряная монетка покатилась по столу...
...Толстый сержант свалился под стол, Аленсио, мысленно поблагода-рив
создателей чудесных таблеток, развязал Кварту, - эти уже мычат, пытаются
подняться, шарят по полу в поисках топоров, кинжалов, прочей сбруи - и
направился к дверям.
В дверях стоял спокойный, уверенный в себе человек. Судя по принятой им позе.
Не боится. Но при всем том выучка - видна. Сделал шаг. Другой. Как двигается!
Трудно держать его после такой драки в стандартном темпе восприятия.
Ускользает, чертов умелец. Генерал новой серой гвардии дон Рипат. Два года. как
дон. Купил патент на дворянство.
-Дом окружен. Сотня гвардии и штандарт имперских латников. Как разумный человек
разумному человеку: мы можем себе позволить убить вас. Кроме того, не более,
чем переговоры. Вам нечего опасаться. Я даже уполно-мочен отдать вам еретика и
чернокнижника Кварту.
- Собственно, вы зря вошли первым и в гордом одиночестве, дон Ри-пат. От вас не
ожидал...
...Вышел из трактира на улицу, прикрываясь обмякшим генеральским телом.
Действительно - штандарт. В штукатурку над головой ударил ар-балетный болт.
Всадники и пешие щитоносцы опустили копья. Полная луна отражалась в начищенных
латах и брусчатке мостовой. Значит, охотились на него самого. Кварта -
приманка.
- Я баронет Ката, легат его величества. Это тело в ваших руках ниче-го не
меняет. Мы можем пожертвовать генералом.
И тогда с крыш домов прямо на всадников посыпалась его страховка: три десятка
молодцов из <Братства ярости> Араты Горбатого. Они двигались очень быстро.
Очень. Им нужно было оружие. Он менял их конвой на деньги, деньги давали мечи.
но когда мечи привезли себя сами, тут уж сам Господь велел заполучить их...
Это, конечно, не монахи и не гвардейцы, это профессионалы из четвертой бригады
его императорского величества, так что уходить Ален-сио придется без конвоя.
Сами о себе позаботятся, потом сочтемся.
Собственно, он опасался только арбалетов. Хотя бы и в темноте, на такой
дистанции...
В кои-то веки выдастся случай поговорить с настоящим. Умница, интел-лигент.
Придворный историк герцога Ируканского. Вылетел оттуда в один миг, когда
заявил, что <Хроника> Мины Достопочтенного на самом деле написана тремя
столетиями позже, чем жил этот святой человек. И, следова-тельно, родословная
его высочества лишилась древнейшего отрезка. До вто-рого пришествия Ордена в
Арканар услаждал барона Пампу чтением своих трактатов. Год назад решил
перевоспитать барона:  последний трактат был посвящен одной идее - любое
насилие, любым человеком совершенное, пре-ступно. Пампа не выбросил его на снег
одним пинком только потому, что родовой замок осаждали орденские монахи.
Осаждали в четвертый раз. Им как раз нужен был возмутитель спокойствия и
чернокнижник Кварта. Барон подождал, пока монахи уйдут несолоно хлебавши, и...
- Благородный дон! Ведь это низость характера - выбросить меня на снег одним
пинком.
- Надеюсь, он хотя бы дал вам еды в дорогу.
- О да. Слуги вывели коня с целым тюком. Но все-таки - низость. Мир должен
вывернуться наизнанку, чтобы понять: человек, кем бы он ни был, не должен так
поступать с другим человеком. - Кварта покосился на него с некоторым опасением:
не друг ли благородный дон другому благо-родному дону? Потом во взгляде у него
появилось больше смелости, слов-но бы книжник прогнал наваждение. Он продолжил:
- Я благодарен вам за спасение. Веселая башня - не самое уютное место для
уединенных размышлений. Но вы обнажили меч, вы наносили удары...
- Я не обнажал меч.
- Я... не очень сведущ в воинских делах. Вы били их, причиняли боль.
- Неужто их боль стоит дороже ваших мучений в Веселой башне?
-Да! Не знаю... Быть может.
На другой стороне узкой улочки, каких пол-Арканара, хозяйка прямо из окна
выплеснула помои в сточную канаву. Кварта сморщился. Им оста-валось минуты две
до ворот, там Аленсио передаст освобожденного плен-ника другим головорезам
Араты для отправки в Соан. Несладко придется книжнику в их компании - до самой
границы...
- Вы усмехаетесь, дон Аленсио. Ваше положение не позволяет вам спуститься с
заоблачных высот к низким словам простолюдина.
- Отчего же? Я улыбаюсь своим мыслям.
- Я знаю, как уходили остальные... Вы отдадите меня разбойникам, они обдерут
меня до нитки, а потом доведут до реки Ламэо у Норхавна, заставив на каждом
привале разводить огонь и мыть их посуду. Вы смее-тесь тому, что я мало ценю
общество благородного дона, у меня вскоре появится возможность сравнивать.
- Вы проницательны. Однако эти люди не будут вас грабить и оскорб-лять. Посуду
мыть, вероятно, придется, если у них она есть, костров они разводить не
рискнут. Все больше будут молчать, вы - чужак для них. услуга, которой оплачена
другая услуга, вы не должны услышать ничего лишнего, даже их имен. Всю дорогу -
почти полное молчание. Боюсь, и вам лучше молчать, эти люди устроены просто.
Молчать, как бы вы, Квар-та, ни любили беседы...
По улицам и площадям Арканара гулял вольный ветер, вмиг разгоняя нездоровые
городские запахи. Солнце светило вовсю. Любопытно, чем за-кончилась давешняя
ночная стычка. Здесь небесная голубизна немного тем-нее, чем на Земле. Очень
красиво. Они двигались уже более часа, никто не преследовал. Красные черепичные
крыши, в отдалении - шум осенней ярмарки.
- У ворот? Эти?
- Да. Прощайте, Кварта.
- Еще два слова, дон Аленсио. Hа прощание. Если благородный дон простит мне.
- Я обещаю не гневаться, что бы вы ни сказали.
- Попытайтесь понять, что я, вы и ваши разбойники сделаны из одного теста. Мы
все равны. Надо понять это.
Чужак из далекого мира смотрел на удаляющуюся фигуру спасенного мудреца. Ему не
очень хотелось равняться с разбойниками, то есть - мя-тежниками.

- ...Впрочем, нет, дон Кондор. Не в гвардию. В эскорт герцога Иру-канского. С
моей родословной - не может не принять!..

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------
Антон, обрати внимание...

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Великое отходит, малое приходит (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 154 из 1094
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 10 Янв 02 23:31
 To   : All                                                 Птн 11 Янв 02 21:37
 Subj : Koзлoвcки-117

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Странный и загадочный мир бюрократии зачастую показыва-ется Кафкой через
использование снов в повествовании. В несколь-ких случаях К. - герои обоих
романов - показываются на границе сна и бодрствования, либо засыпающими, либо
просыпающимися, и восприятие реальности, показанной глазами главных героев,
за-частую подобно сну или кошмару. Когда ближе к концу романа по-является еще
одна призрачная возможность установить контакт с Замком (эта возможность
предоставляется Бюргелем, одним из сек-ретарей Замка), К. забывает о ней,
потому что засыпает от устало-сти. Реальность повести <Сказка о Тройке>
зачастую обладает эле-ментами гротескного кошмара, но Константин, в полную
противо-положность кафковскому К., никогда не спит и, очевидно, даже не
представляет себе, что такое сон:
<Минут через десять мы объясняли ему, что такое "спать", по-сле чего он
признался, что это ему совсем не интересно и что он лучше не станет этим
заниматься.> (С.202).
Hесмотря на таинственную, похожую на сон атмосферу рома-нов Кафки, автор не
прибегает к фантастическим приемам и опи-сывает события четким языком реализма.
Пародируя <Процесс> и <Замок>, Стругацкие свободно вводят элемент
фантастического как часть гротескного преувеличения и искажения пародируемой
моде-ли: Константин - пришелец, с четырьмя глазами и четырьмя рука-ми. Один из
Тройки - Фарфуркис - фигурально выражаясь, превра-щается в грифа.
В соответствии со своей властью и влиянием, представители власти у Кафки
говорят очень красноречиво и снисходительно. Синтаксис их прямой речи очень
сложен и многоречив. И описания повествователем лабиринта властной деятельности
и мотивации тщательно разработаны и многословны. В результате язык стано-вится
украшенным и запутанным, но эффективно вызывающим и усиливающим неуловимую
атмосферу романа. Реальность кафкиан-ского языка - это реальность Суда и Замка,
отдаленная, жуткая и непостижимая, столь далекая от естественной, приземленной
реаль-ности. Высшие власти используют язык, чтобы запутать, внушить страх,
разочаровать и контролировать мир внизу.
Язык Тройки также обладает некоторыми кафкианскими чер-тами. Речи Хлебовводова
и Выбегалло мутны и запутанны. Этот эффект, впрочем, появляется по другим
причинам. Эти речи - про-сто невнятные, туманные и бессвязные порождения пустых
и незре-лых мыслей, в них есть грамматические ошибки, неправильное произношение
и неуместное употребление слов. Синтаксис прими-тивен, неспокоен и хаотичен.
Подобно властям у Кафки, они хотят запугать и контролировать подчиненных, но их
язык - не слишком подходящее орудие. Только когда включается реморализатор, их
язык становится ровнее и чище. Фактически, официальная речь Лавра, отрицающая
идею контакта, является выразительным, стра-стным ораторским выступлением,
чем-то похожим на восторжен-ные речи старосты или Бюргеля в <Замке>.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Великое счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 155 из 1094
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 10 Янв 02 23:36
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Птн 11 Янв 02 21:37
 Subj : Eщe oб "Oбитaeмoм ocтpoвe"

Здравствуй, Vladimir!

Вы, Vladimir Dyakonov, как-то писали, что...

 VD> Так... Честно говоря, не вижу критических аргументов ни в чью пользу.
 VD> Но, повторюсь, похоже, что гвардейское офицерство, видимо, часть
 VD> руководства спецслужб, наверно, часть бизнесменов - никакие не
 VD> выродки, а сотрудничают с властью Отцов (более того - собственно, ее
 VD> составляют) совершенно сознательно, хотя знают об излучении. Ну, мол,
 VD> народ надо держать в узде, а что на самих накатывает - издержки
 VD> производства. А те убеждения, которые внушают при постоянном поле, ими
 VD> и так разделяются.

Не уверена. что тут можно разделить убеждения "и так" и "убеждения наведенные"
- только у выродков, у которых "наведенные убеждения" отсутствуют... Излучение
тем и характерно, что подвеpгающийся воздействию уверен, что это его
собственные мысли... Что он сам увеpен в том, что надо верить тому, что говоpят
"авторитеты"...

 VD> Да нет, нет тут ничего странного. Лес на Юге - это же политическая
 VD> каторга, лагерь уничтожения, хотя, конечно, есть там и уголовники. Hо
 VD> ведь были, наверное, в Стране Отцов и обычные тюрьмы и лагеря. И
 VD> сидели там вовсе не выродки. Подкрепленная излучением пропаганда не
 VD> запрещает красть (только бы не у государства!), грабить и т.д.

А интересно, почему? Практически с теми же затратами можно было бы радикально
внедрить в сознание людей следование "десяти заповедям"...
А выpодки в силу своей поставленности вне закона, видимо, фактически просто
подталкивались к асоциальной деятельности...

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Чем шире рот, тем чеширей кот (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 156 из 1094
 From : Oleg N. Kotenko                     2:5020/194.97   Чтв 10 Янв 02 18:45
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 11 Янв 02 21:37
 Subj : Eщe oб "Oбитaeмoм ocтpoвe", Фopвapд oт C.Пpoxopeнкo
Take your own, Alla, sick with fever...

 Четверг Январь 10 2002 01:06, Alla Kuznetsova пишет Alex Mustakis:

 AK> Как было сказано, кажется в одной "фэнтезийной" эхе, проще всего
 AK> сказать "Ит'с мэджик". А вот найти разумное объяснение..."

Если бы всю фантастику можно было бы разумно и научно обосновать, то это была
бы не фантастика ;)

                                                 Hogaktningsfullt, Ardaris

np: Finntroll "Jaktens Tid"

... "real eyes realize real lies" (c)
--- UNREG UNREG
 * Origin: forever darkness in my soul (2:5020/194.97)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 157 из 1094
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Птн 11 Янв 02 11:36
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

Мир Вашему дому, уважаемая Alla!

 AK>         Володихин Д. Гвардеец герцога Ируканского // Звездная дорога
 AK> (Красногорск). -  2001. -   12. - С.152-157.

 AK> ------- Антон, обрати внимание...

Обратил. Спасибо.
Интересно, чем вызван "поток" "суетилок" в ф-журналах?
"Наша фантастика", "Звёздня дорога"... Чуть ли не каждый месяц?

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 158 из 1094
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Птн 11 Янв 02 13:58
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Приветствую, Alla!

Alla Kuznetsova to Vladimir Dyakonov (10.01.2002, 23:36):

> [...]

AK> А интересно, почему? Практически с теми же затратами можно было
AK> бы радикально внедрить в сознание людей следование "десяти

(Очень тяжелый вопрос, как бы не влипнуть в обсуждение Теории
Воспитания, да можно ли при этом применять такие штуки, как
излучение...)

Во-первых, зачем это Отцам? Что им за удовольствие - жить среди этаких
ангелов?

Во-вторых, экономика-то у них нормальная, полуразвалившаяся после
войны, что с ней будет? Как в "Фабрике Абсолюта" Чапека, вдохновленные
Абсолютом, все кинулись раздавать имущество ближним, в результате -
полная разруха. (А кто спас положение? Крестьянство, которое в разгар
этого помешательства ничего не раздавало, напротив, торговало
втридорога.)

Всего наилучшего.

Владимир.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 159 из 1094
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Птн 11 Янв 02 12:16
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Птн 11 Янв 02 21:37
 Subj : Eщe oб "Oбитaeмoм ocтpoвe"
Приветствyю, Vladimir!

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Fri Jan 11 2002, Vladimir Dyakonov => Alex Mustakis:

 VD> А, думаю, подпольщики просто не успели, не смогли организоваться, не
 VD> сообразили. Они и башню-то первую взорвали только с помощью Мака:

Речь идёт не о подпольщиках -- те как раз были изучены и "под колпаком". Речь о
путчистах с верхнего или почти верхнего этажей власти. Тот же Умник, к пpимеpу.

 VD> Так ведь расположение Центра - главная государственная тайна! Если ее
 VD> открыть, то уж _уничтожить_ центр - явно можно: десяток
 VD> боевиков-смертников, перебьют охрану, термическую бомбу в лифт...

Вопрос у путчистов никогда не будет поставлен: "уничтожить". Только захватить
отлаженную систему власти. Пpи относительно легкой доступности ядеpного оpужия
можно сильно и не опpеделять, где Центp: ясно, что в столице, бах по ней, и все
дела. (С ценностью жизней у революционеров всегда обстояли дела именно так.)

 VD> Во! Золотые слова! Так может и не надо как-то еще обзывать излучение
 VD> башен?

А это как pаз и будет it's magic. Нет уж, и Арагорн носил штаны, и излучение
имело опpеделённую физическую пpиpоду. Нужно только, чтобы объяснение с
минимальными пpотивоpечиями входило в систему.

 VD> В 1958 г. Авторам показалось, что на роль таинственного излучения,
 VD> стимулирующего парапсихические способности, годится поток нейтрино.
 VD> Что ж, про нейтрино в то время знали очень мало (сейчас, замечу, много
 VD> больше). Но и здесь ведь они нигде не "перефантазировали"!
 VD> Сфокусированный поток, "нейтринная акупунктура", все очень складно и
 VD> выглядит убедительно.

Ну что, сейчас и о Венере мы знаем много больше, однако подвиг Хиуса живёт в
веках ;)))

 VD> В ХВВ же речь идет, по-моему, просто о СВЧ ("волновая психотехника"),
 VD> и опять все выглядит очень убедительно без привлечения еще чего-то (а
 VD> в названии "инвариант-гетеродин", слово "инвариант" может означать
 VD> просто "высокостабильный", не меняющий своей частоты при изменении
 VD> внешних условий).

Авторы скорее всего так и думали.

 VD> Вопрос (не риторический): а зачем это надо, объединить "нейтринную
 VD> акупунктуру", "волновую психотехнику" и излучение башен?

Для того, чтобы увеличить "связность" системы и приблизить её к реальному миpу.

 VD> Оказалось: фонового черенковского излучения вполне достаточно для
 VD> того, чтоб некоторые морские гады _видели_ в его свете!
 VD> Вот такая чувствительность.

Человеческий глаз тоже видит отдельные фотоны. Почему бы ему не засекать
черенковское излучение от пролетающих сквозь стекловидное тело частиц?

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 160 из 1094
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Птн 11 Янв 02 18:25
 To   : Alex Mustakis                                       Суб 12 Янв 02 11:05
 Subj : Eщe oб "Oбитaeмoм ocтpoвe"
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Приветствую, Alex!

Alex Mustakis to Vladimir Dyakonov (11.01.2002, 12:16):

> [...]
AM> Человеческий глаз тоже видит отдельные фотоны. Почему бы ему не
AM> засекать черенковское излучение от пролетающих сквозь стекловидное

Так и засекает! Это довольно старая история: космонавты в длительных
полетах на орбитальных станциях начали жаловаться, что время от
времени видят какие-то вспышки, даже спать мешает. Долгое время их по
этому поводу мурыжили врачи, пока как-то не дошло до физиков, и стало
все ясно. Глаз фиксирует именно черенковское излучение от пролетающей
быстрой заряженной частицы.

Из той же серии: увидев карту рельефа дна океана, кто-то из
космонавтов сказал, что это все из космоса прекрасно видно. Подняли
его, конечно, на смех - 200 м воды с гарантией непрозрачны. Но
оказалось - правда видно, поверхность океана повторяет крупные детали
рельефа дна за счет гравитации, при определенном освещении вполне
прилично все различимо.

Всего наилучшего.

Владимир.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 161 из 1094
 From : Aleksey Kotov                       2:5020/1042.32  Суб 12 Янв 02 00:39
 To   : Oleg Bakiev                                         Суб 12 Янв 02 11:05
 Subj : Вопрос
Долгие лета, Oleg :

 OB> БНС, говорят, имеет.

А адрес?

--- -=*=-___________________________________________________Aleksey Kotov
 * Origin:  (2:5020/1042.32)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 162 из 1094 +171
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 11 Янв 02 09:09
 To   : All                                                 Суб 12 Янв 02 11:05
 Subj : Фантастика ближнего прицела
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : RU.SF.NEWS
* From : Yuri Zubakin, 2:5010/30.47@FIDOnet.org (07 Янв 02 04:09)
* To   : Андрей Мешавкин,
* Subj : Фантастика ближнего прицела
        Здравствуйте, Андрей!

         Случайно увидел, как Андрей Мешавкин писал Yuri Zubakin (Воскресенье
Январь 06 2002, 23:19):

 АМ> По-видимому, сама формулировка имеет полемическое происхождение,

    Скорее всего так и было. Тогда получается, что период 1940-х - 1956 для
появления этого выражения в печати - маловероятен.

 АМ> С другой стороны, еще в начале 60-х эта формула отсутствовала даже в
 АМ> тех случаях, когда буквально напрашивалась:

    Л. Лагин 11.02.61 упоминает, что _наметились_ противоборствующие
направления - "фантастика ближнего прицела" и "фантастика дальнего прицела"
(Литературная газета.- 1961.- 11 февр.- С. 1-2. Но, с другой стороны, в
материалах дискуссии "Советская научная фантастика в 1958-1959 годах"
(московский Дом литераторов, 14.03.60.) в формулировках нет ничего похожего на
"фантастику ближнего прицела" (О литературе для детей.- 1960.- Вып. 5.- С.
328-338).

 АМ> Поэтому я все же думаю, что выражение "фантастика ближнего прицела"
 АМ> появилось позже.

    Но не позднее февраля 1961. Как мне кажется, наиболее вероятное появление
этого выражения нужно искать в печати с марта 1960 по февраль 1961-го. Но и
появление его в период 1957-1960 тоже возможно.
    К тому же вполне может оказаться, что оно принадлежит совсем не тому, кто
его первым употребил в печати - это выражение могло долгое время употребляться
устно до первопубликации. Вообще же правильней всего будет спросить о появлении
выражения "фантастика ближнего прицела" у оставшихся в живых участников
дискуссий конца 1950х - начала 1960х: В. Журавлевой и Б. Стругацкого. Адреса же
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ А.
Казанцева я не знаю, да и, наверное, не имеет смысла его беспокоить этим
вопросом.

                C уважением, Yuri

... Хайнлайнщина, Саймакщина, Лемщина, Стругацкиещина...
-+-
 + Origin: Blocked Life & Забытый Поцелуй (2:5010/30.47)

О многоуважаемый (-ая) All!

БВИ, ква?
Заранее спасибо.
Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Alla - это All, только женского рода (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 163 из 1094
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 12 Янв 02 00:33
 To   : All                                                 Суб 12 Янв 02 11:05
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Степанова И. Планета средневековья // Время MN (М.). - 2002. - 11 янв. - С.12.

 Завершаются съемки одной из самых загадочных картин современного российского
кино. Алексей Герман работает над ней уже несколько лет.

 Горбатая старуха-карлица в чепце сидела на скамейке и исподлобья наблюдала за
тем, как высокий человек без бровей беседует с оборванцем диковинного вида.
Статисты новой картины Алексея Германа "Трудно быть богом", которых можно
увидеть в коридорах "Ленфильма", будто сошли с полотен Брейгеля или Босха.
Поэтому обычную дверь в съемочный павильон открываешь, как волшебную дверцу в
средневековье...
 Вообще-то действие одноименного романа братьев Стругацких, по которому
снимается фильм, происходит на далекой планете, где царит "нормальное
средневековое зверство". Но режиссер Алексей Герман с самого начала поставил
перед художником картины Сергеем Коковкиным непростую задачу: подлинность во
всем до мельчайших подробностей, чтобы все погрузились в этот страшный
средневековый мир, по-настоящему почувствовали его. "Всякие фантазийные
варианты были исключены, - говорит Сергей. - Жанр фэнтэзи - категорически не
наше. У нас документальность должна ощущаться во всем, все детали - исторически
подлинные. Кстати, потому и кино черно-белое: цвет вызывает аналогии с красивым
костюмным кино. А здесь другое".
 Если главному герою Румате (его играет Леонид Ярмольник) трудно быть богом на
средневековой планете "серых", то художнику Сергею Коковкину очень интересно,
хотя и трудно, создавать эту планету:
 - Мы начинали съемки в Чехословакии - снимали город Арканар. Натуру нашли не
сразу: многие замки там в более или менее цивильном виде, но нам нужны были не
вылизанные музейные дворики, а реальное средневековье. Наконец отыскали большой
замок в горах, который сгорел еще в XVI веке и с тех пор никогда не
реставрировался. Мы должны были его "достроить", то есть "вписать" нужные по
драматургии декорации в реальные стены и объемы. Эта задача потруднее, чем,
скажем, у наших коллег-американцев или французов, которые возводили свои
натурные объекты в Чехии посреди чистого поля из фанеры. Для нас важна была
подлинность этих исторических стен, мест. Впрочем, как-то случился курьез:
Алексей Юрьевич долго смотрел на кладку XIV века и, покачав головой, сказал:
"Фальшиво!". Пришлось прикрыть ее бутафорией... Мы привозили со всей округи
"культурный слой" - сантиметров сорок грязи и глины, потом расстилали на газоне
полиэтилен и создавали месиво из грязи, поливая ее водой. Причем условия были
довольно жесткие: зима, машина в гору не едет, все приходилось таскать на себе,
а затем убирать и пылесосить...
 Потом на натуре строили таверну "Серая радость" - черные "сгнившие" бревна,
птичьи гнезда на балках, низкие серые своды... Это происходило уже в Питере, на
кронштадтской дамбе - там, где снимался знаменитый клип "Иванушек" про тучи.
Теперь съемочная группа работает в большом павильоне "Ленфильма".
 ... Едва открываешь эту дверь, чувствуется запах земли и сырости. Пол здесь
земляной (специально натаскали), на потолке - темные балки, карнизы, а мрачные
стены дворцовых коридоров, хотя и сделаны из пенопласта, кажутся тяжелыми,
толстыми, каменными. Тут очень много кропотливой ручной работы: поверхность
несколько раз мажут разными составами, "фактурят", присыпают, кое-где вставляют
паклю. По стенам стекает вода - она капает из грелок, закрепленных под
потолком, из каких-то катетеров и трубочек. Никаких украшений, золота и рубинов
- везде подтеки, плесень, трещины и сырость. Низкие сводчатые двери, обитые
кованым железом; узкие, как бойницы, зарешеченные окна, большие факелы.
 Недавно в этом павильоне демонтировали "Покои короля", где стояла
фантастическая огромная кровать, о которой вся съемочная группа вспоминает до
сих пор. Алексей Герман предложил Коковкину соорудить королевское ложе, украсив
его эротической резьбой. Сергей упирался, как мог, но Алексей Юрьевич
настаивал: средневековье - время грубое и откровенное, поэтому тут должны быть
огромные фаллосы, всевозможные детали на эту тему, причем не в качестве намека,
стилизации, а как есть, впрямую, даже с некоторым педалированием.
 Сейчас "Покои короля" перестроены в "Покои принца", к ним добавляется
канцелярия средневекового КГБ, двор и дом Руматы. При входе в "Покои принца"
стоят две нравоучительные статуи - Воин и Философ, а во дворе Руматы - фонтан с
фигурой святого. Есть и другие статуи, которые ныне в немилости на планете:
герой-всадник сбит, осталась только нижняя половина гордо шагающего коня,
которую приспособили под клумбу...
 В спальне принца на стене - имитация фрески, сделанная в технике настоящей
фрески, по мокрой штукатурке. С трещинками, подтеками, вкраплениями. Тут много
предметов, которые выполнены с такой тщательностью и мастерством, что создается
впечатление, будто они действительно очень старые: кораблики, куклы-болванчики,
детские башмачки, плетенная из натуральной кожи чернильница, мальчишеские
доспехи, свистулька из огромной раковины, деревянный однорукий рыцарь...
Маленькая комната населена диковинными животными: столик с крокодильчиками и
ночная ваза на львиных лапах, подставка для ног возле кровати в виде огромной
черепахи, а сама кровать украшена бронзовыми головами пантеры. В центре комнаты
- игрушечная лошадка-качели на цепях...
 Кресла в декорациях Арканарского королевства покрыты патиной и плесенью -
художники специально трудились, чтобы его состарить. Алексей Герман требует,
чтобы все было, "как настоящее". Кстати, когда отправляли реквизит в Чехию,
таможенники запросили разрешение специальной комиссии - эксперты должны были
подтвердить, что за границу не вывозится антиквариат. Так вот на первый взгляд
даже специалисты ошибались: "Да что вы мне говорите?! Это же XIX век!". Только
при более тщательном рассмотрении убеждались, что вещи совершенно новые...
 "Все, что было в средневековой материальной культуре, мы стараемся воссоздать
в нашем фильме", - говорит Сергей Коковкин. Средневековое оружие с резьбой,
арбалеты, доспехи - все это не из фанеры, а настоящие тяжелые кованые вещи,
специально изготовленные по заказу. Кажется, здесь запросто можно найти даже
"боевое устройство в стиле маршала Тоца, короля Пица Первого", описанное
братьями Стругацкими: "окованное черной медью, с колесиком, на которое
наматывался шнур из воловьих жил".
 Бурдучки и седла искусно выполнены из натуральной кожи, глиняная посуда -
подлинная. Единственное, что невозможно было сделать по-настоящему, это
гобелены, поэтому их имитировали, разрисовав старые одеяла... В доме Руматы -
странные ширмы-зеркала, у которых есть ноги и руки, причудливая мебель, будто
источенная жучками, фехтовальный зал с деревянными лошадями и болванчиками для
борьбы, с канатами и оборудованием для тренировок. Во дворе - огромный
рукомойник и чайник на цепях, над фонтаном висит сухая рыба... Атмосфера
странная, притягательная и пугающая одновременно. Но художники и декораторы
признаются, что чувствуют себя здесь хорошо, потому что в тяжелом, грязном
средневековье огромный простор для фантазии. Им нравится, что вокруг не просто
чистые аккуратные вещи, а все со своей жизнью, с прошлым. Им интересно находить
решение именно тех конкретных задач, которые ставит режиссер, соблюдая при этом
тонкую вкусовую грань, чтобы, с одной стороны, не скатиться в красивость и
фэнтэзи, с другой - создать образ, с головой погружающий зрителя в жесткий
средневековый мир, из которого все мы, по сути, родом.

 Post scriptum
 Съемкам фильма не помешал даже жуткий инцидент в Репино, что под Петербургом,
в результате которого знаменитый режиссер был жестоко избит, а его сын едва не
стал инвалидом. Мелкая бытовая ссора могла обойтись слишком дорого
отечественному кинематографу. Впрочем, съемки продолжаются...
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Малому - свершение (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 164 из 1094
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 12 Янв 02 00:42
 To   : Anton A. Lapudev                                    Суб 12 Янв 02 11:05
 Subj : ТСН

Товарищ Lapudev, разрешите обратиться!?

Лакмусовая бумажка интуиции показала мне, что на письмо Anton A. Lapudev к Alla
Kuznetsova стоит отреагировать.

 AAL> Ну дык!
 AAL> И набивать быстрее и некий шарм есть...

"Способ языковой реакции на революцию - размножение аббpевиатуp" (наша
преподавательница лингвистики)...

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Без Anton жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятна в трудности стойкость (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 165 из 1094
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 12 Янв 02 00:49
 To   : Alex Mustakis                                       Суб 12 Янв 02 11:05
 Subj : Eщe oб "Oбитaeмoм ocтpoвe", Фopвapд oт C.Пpoxopeнкo

Простите за беспокойство, Alex, но...

Однажды (10 Янв 02) состоялся следующий диалог между Alex Mustakis и Alla
Kuznetsova:

> [...]
 AM> автономные излучатели. Кстати, с ними вообще стpанно: получить к ним
 AM> доступ достаточно легко, вон, на pядовое задержание выезжают.
 AM> Захватить, разобpаться в принципе действия, понастроить аналогичных
 AM> или же накрыть столицу несколькими мощными, но "альтернативными"...
 AM> Вполне реальное развитие переворота, более реальное, чем сидение и
 AM> ожидание Мака с гоp. С помощью "альтернативных" излучателей можно
 AM> попробовать и "перебить" канал тpансляции из Центра, фактически став
 AM> новым Центром, и организовать штурм Центpа: чёpный депpесняк на паpней

Так КТО же их захватит? Выродки - не могут, ибо выезжают они включенными. Даже
если захватят - как будут ими пользоваться?

 AM> Ну, так нужно соблюдать некий баланс между разумностью и it's magic.
 AM> Мне кажется, что нужно оpиентиpоватся на такой баланс в самой книге.

Ну да...

 AM> Не, Голконда не постоянный взpыв.

А как должен выглядеть постоянный взpыв - я и представить не могу...

 AM> Так вспомни первые опыты Герца по индукции. Тоже лишь влизи
 AM> pаботало...

И с помощью нейтринногог потока пеpедается - в случе Страны Отцов - только
самая общая установка: "верь тому, что говоpят тебе авторитеты"...

 AM> Да, если только действительно было изменение мощности. Вполне
 AM> возможно, что просто менялась программа модуляции -- от лёгкой, не
 AM> мешающей, повседневной, до тяжелых "пятиминуток ненависти".

Сказано, что "включался на полную мощность" - это об "пятиминутках". И ни,
скорее, не ненависти, а энтузиазма...

 AM> Не, у хищников просто выше чувствительность, а Мак видел в полной
 AM> темноте.

Вот и я об том...

 AM> Кстати, вопpос: если такие, как Мак, были тогда все, то зачем
 AM> Бромбергу в музее понадобился фонаpь?

Может быть, поколению Бромберга еще не делали фукамизацию?..

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: WinErr: 01F Зарезервировано для новых ошибок. (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 166 из 1094
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 12 Янв 02 00:53
 To   : Alex Mustakis                                       Суб 12 Янв 02 11:05
 Subj : Белый Ферзь

О многоуважаемый (-ая) Alex!

При реакции письма Alex Mustakis к Alla Kuznetsova с моим сознанием в
нерастворимый осадок выпало следующее:

 AM> Не помню ;)))

 AM> Просто я давал обещание не выбалтывать, кто.

А.
Где-то я читала, что название "Белый ферзь" будет использовано для текста,
никоим образом не связанного с мирами Стpугацких. Мы, случайно, не про одно и
то же?

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Жизнь такова, какова она есть. И больше никакова. (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 167 из 1094
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 12 Янв 02 00:55
 To   : Alek Kovrik                                         Суб 12 Янв 02 11:05
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Добрый день, веселая минутка!

По агентурным данным, Alek Kovrik писал 10 Янв 02 к Alla Kuznetsova:

 AK>                           .......... Это официальное название?
 AK> Уж больно приставка "фэн-" режет глаза:)

Тогда, может быть, и было официальным...
А что такого?

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Великому человеку - счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 168 из 1094
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 12 Янв 02 00:57
 To   : All                                                 Суб 12 Янв 02 11:05
 Subj : Koзлoвcки-118

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
КОД САТИРЫ
Рассматривая эпизод с Константином, я ранее сосредотачи-вался на коде комедии и
коде пародии. Тот же самый текст, впро-чем, располагает элементами, придающими
чтению еще одно изме-рение - измерение сатиры. Восприятие вышеупомянутого
измере-ния зависит от знаний читателя, которые дают ему возможность уз-нать эти
моменты и - по желанию - поискать более глубокие соот-ветствия в тексте. В
своем стремлении к поиску читатель подобен собаке, нашедшей мозговую кость:
<А случалось ли вам видеть собаку, нашедшую мозговую кость? (Платон во II кн.
De rep. утверждает, что собака - самое фи-лософское животное в мире). Если
видели, то могли заметить, с ка-ким благоговением она сторожит эту кость, как
ревниво ее охраня-ет, как крепко держит, как осторожно берет в рот, с каким
смаком разгрызает, как старательно высасывает. Что ее к этому понуждает? На что
она надеется? Каких благ себе ожидает? Решительно ника-ких, кроме капельки
мозгу. Правда, эта <капелька> слаще многого другого, ибо, как говорит Гален в
III кн. Facu. natural. и в XI De usu parti., мозг - это совершеннейший род
пищи, какою нас наделяет природа.
По примеру вышеупомянутой собаки вам надлежит быть мудрыми, дабы унюхать,
почуять и оценить эти превосходные, эти лакомые книги, быть стремительными в
гоне и бесстрашными в хватке. Затем, после прилежного чтения и долгих
размышлений, вам надлежит разгрызть кость и высосать оттуда мозговую
суб-станцию, то есть то, что я разумею под этим пифагорейским симво-лом.>25
В случае текста Стругацких кость может рассматриваться как эстетическая функция
пародии, а также нравственные и духовные установки сатиры; в общем -
множественные и сложные значения текста26. В коде сатиры несоответствие
заключено между внелите-ратурной, социальной и нравственной реальности и ее
отражением в литературе, всегда критическим, комическим и зачастую
карика-турным27. Поддерживая основной комический  механизм комиче-ских
эффектов, Стругацкие могут высоко поставить код сатиры - аккуратным
использованием семантических элементов, критически отражающих социальную и
нравственную реальность.
Одно из несоответствий, обеспечивающих, в частности, ди-намику появления
комических эффектов в сказке Стругацких, явля-ется восприятие несопоставимости
веры в совершенность человече-ского общества и бесплодности этой идеи. С 18
века было два тече-ния, стремившихся построить лучшее общество: эволюционное и
революционное. Сторонники эволюционного подхода полагали, что научный и
технический прогресс повлечет за собой нравственный прогресс человека, который
приведет к построению лучшего, гу-маннейшего общества. Сторонники
революционного подхода всту-пили на путь жестокого разрушения традиционного
общественного порядка и намеревались построить новое общество, основанное на
рациональных научных теориях28.
-+-
25.  Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / Пер. с фр. H.Любимова. - М.: Худож.
лит., 1973. - С.30-31.
26.  М.Гуревич (Morton Gurewitch) в Comedy: The Irrational Vision трактует
метафоры Рабле из пролога, а именно  ларчики и собак, грызущих кость, как
способ прочтения комического у Рабле - как <абсолютного комического> (комедия)
так и <значащего комического> (сатира).
27.  Hutcheon. P.49.
28.  Milosz Czeslaw. History is a Prankster // California Monthly. - 1990. -
February - P.9.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Выходу и входу не будет вреда (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 169 из 1094
 From : Timur Kopylov                       2:5020/1048.10  Птн 11 Янв 02 20:22
 To   : Alex Mustakis                                       Суб 12 Янв 02 11:05
 Subj : Boпpocы пo "Oбитaeмoмy ocтpoвy"
                        --   * Любезнейший Alex! *   --

   Пятница Январь 04 2002 07:57, Alex Mustakis писал к Dmitry S. Kuznetsov:

 AM> Да как сказать... можно и повесить. Веpтолёт во многом пpоще
 AM> самолёта.

 Ты это в RU.AVIATION не ляпни, заклюют.

---
 * Origin: Meine Ehre heisst Treue. (2:5020/1048.10)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 170 из 1094
 From : Timur Kopylov                       2:5020/1048.10  Птн 11 Янв 02 20:30
 To   : Alla Kuznetsova                                     Суб 12 Янв 02 11:05
 Subj : Boпpocы пo "Oбитaeмoмy ocтpoвy"
                        --   * Любезнейший Alla! *   --

   Вторник Январь 08 2002 00:48, Alla Kuznetsova писал к Dmitry S. Kuznetsov:

 AK >>> А в самолетах и в ракетах реактивные двигатели одинаковы? Или
 AK >>> pазличаются?

 AK> Я пыталась понять, автоматически ли реактивный двигатель для ракеты
 AK> означает наличие реактивных двигателей у самолетов...

Двигатели самолётов - _туpбореактивные_, для их работы необходим воздух.
Двигатели pакеты - pеактивные, никакой турбины не имеющие, и воздух не
засасывающие.
Твердотопливные ракетные двигатели появились гораздо раньше турбореактивных
самолётных. Жидкотопливные - примерно одновpеменно.

---
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 12 Янв 02 11:11
 To   : Alla Kuznetsova
 Subj : Фантастика ближнего прицела
        Здравствуйте, Alla!

         Случайно увидел, как Alla Kuznetsova писал All (Пятница Январь 11
2002, 09:09):

 AK> начала 1960х: В. Журавлевой и Б. Стругацкого. Адреса же
 AK> ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
 AK> БВИ, ква?
 AK> Заранее спасибо.

    Собственно, на днях я предполагаю отправить Валентине Николаевне список
вопросов о Г. Альтове и Г. Гуревиче, могу заодно спросить и о "фантастике
ближнего прицела". Или сама спроси об этом - e-mail могу выслать.

                C уважением, Yuri

... Трубно выть догом
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Суб 12 Янв 02 14:32
 To   : Aleksey Kotov                                       Пон 14 Янв 02 14:53
 Subj : Вопрос
Hello Aleksey!

Не разглашается.

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Суб 12 Янв 02 17:36
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Пон 14 Янв 02 14:53
 Subj : Eщe oб "Oбитaeмoм ocтpoвe"
Пpиветствyю, Vladimir!

> [...]

 VD> этому поводу мурыжили врачи, пока как-то не дошло до физиков, и стало
 VD> все ясно. Глаз фиксирует именно черенковское излучение от пролетающей

Эх, ничего нового на свете придумать нельзя...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Суб 12 Янв 02 17:43
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 14 Янв 02 14:53
 Subj : Eщe oб "Oбитaeмoм ocтpoвe", Фopвapд oт C.Пpoxopeнкo
Пpиветствyю, Alla!

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Sat Jan 12 2002, Alla Kuznetsova => Alex Mustakis:

 AK> Так КТО же их захватит? Выродки - не могут, ибо выезжают они включенными.
 AK> Даже если захватят - как будут ими пользоваться?

Откуда выезжают, то и захватывать. Странник не зpя под себя их заpядку подгpёб.

 AK> А как должен выглядеть постоянный взpыв - я и представить не могу...

Ну, что-то типа солнца, только на урановом топливе. Хотя такая вещь стабильной
быть не может в пpинципе.

 AK> И с помощью нейтринногог потока пеpедается - в случе Страны Отцов - только
 AK> самая общая установка: "верь тому, что говоpят тебе авторитеты"...

Это уже весьма точное воздействие -- на опpеделённые области, скорее всего, в
лобной части мозга.

 AK> Сказано, что "включался на полную мощность" - это об "пятиминутках".

Там сказано "пылесос запускался на полную мощность", а вот как -- то ли
посредством повышения мощности излучения, то ли изменением качества модуляции
-- не сказано. Первое более веpоятно, так как качественно менялась pеакция
людей. Фактический аналог -- FM pадиостанция, мощность которой не меняется от
того, что по ней передают, тишину или громкий звук.

 AK>  И ни, скорее, не ненависти, а энтузиазма...

Дык, это цитата. Из Оруэлла, где есть аналогичный по предназначению момент.

 AK> Может быть, поколению Бромберга еще не делали фукамизацию?..

Может быть -- надо смотреть хpонологию.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Суб 12 Янв 02 17:51
> [...]

 AK> Где-то я читала, что название "Белый ферзь" будет использовано для текста,
 AK> никоим образом не связанного с мирами Стpугацких. Мы, случайно, не про

Книжка под названием "Белый ферзь" какого-то левого автора выходила в какой-то
из "бешеных" серий и не имела никакого отношения к Стpугацким. Но я,
естественно, не пpо неё.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Суб 12 Янв 02 23:00
 To   : Timur Kopylov                                       Пон 14 Янв 02 14:53
 Subj : Boпpocы пo "Oбитaeмoмy ocтpoвy"
Пpиветствyю, Timur!

RU.LUDENY (RU.LUDENY), Fri Jan 11 2002, Timur Kopylov => Alla Kuznetsova:

 TK> Двигатели самолётов - _туpбореактивные_, для их работы необходим воздух.
 TK> Двигатели pакеты - pеактивные, никакой турбины не имеющие, и воздух не
 TK> засасывающие.

Это смотpя какой pакеты. У крылатых как раз туpбоpеактивные.

Но в том мире до турбореактивного двигателя техника не дошла, вообще она там
петляла странными зигзагами -- упоминается там ещё какой-то гиромат на улице...

 TK> Твердотопливные ракетные двигатели появились гораздо pаньше
 TK> турбореактивных самолётных. Жидкотопливные - примерно одновpеменно.

Это ж в нашем миpе...

Вообще, излучение башен, снижающее критическое воспpиятие реальности, должно
отpажаться и на процессе познания. Пpичём именно в области методологии
познания, так как там критичность мышления важнее всего. Мне кажется, что общая
методология там застыла на уровне раннего сpедневековья -- отсюда и теоpия
Мирового Света, и пpочее. Один из основных принципов такой эволюции технических
взглядов -- поиск "на ощуп", когда раз найденное решение не осмысляется, не
модеpнизиpуется, а начинает пpименяться как навсегда данное. Отсюда и
остутствие изоляции у проводов, и низкий кпд вообще всех механизмов... сумерки,
сумерки миpа...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Вск 13 Янв 02 15:16
 To   : All                                                 Пон 14 Янв 02 14:53
 Subj : Этика мира Полудня
Пpиветствyю, All!

- SU.SF&F.FANDOM (2:5020/194.125) ---------------------------- SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 135 of 163 -133 *147                Snt Loc
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Thu 27 Dec 01 14:20
 To   : Sergey Lukianenko                                   Thu 27 Dec 01 14:21
 Subj : Этика мира Полудня
Пpиветствyю, Sergey!

ALEX.INBOUND (SU.SF&F.FANDOM), Thu Dec 27 2001, Sergey Lukianenko => Alex
Mustakis:

 SL>     Алекс, я согласен, но представь себе сюжет, в котором Робеpт
 SL> сажает в
 SL> свой флаер пару pебятишек, целует на прощание любимую и улетает...
 SL>     Знаешь, единственное объяснение такой ситуации - вовсе он ее не
 SL> любил.
 SL> И никак иначе.

Не факт. Прости любимая, но паpтия доpоже... Две этики... Я уже говорил в
какой-то эхе, что любовь такое чувство, что способно продуцировать сволочные
поступки. (Ессно, в сволочной ситуации, но и не всегда.) Потому-то все
тоталитарные системы боролись с любовью всеми доступными методами.

И не только тоталитарные pежимы. Как тут не вспомнить Т.Бульбу -- ведь
ситуация, собственно, подобная.

Описанное же Стругацкими -- пример цугцванга (так, что ли, оно пишется?), любой
поступок приводит к преступлению, и даже отсутствие поступка. такие ситуации
бывают.

Но что с того? Да, есть "места", где разработанная человечеством система этики
"увисает" и человек вынужден идти напропалую. Но из этого нельзя делать выводы
такого типа:

1) не существует "общей" этики вообще, а потому всегда живи напpопалую

2) существует система этики, включающая в себя и "общую", и исключения такого
плана.

Взять тех же Стругацких: вся "Далёкая Радуга" -- проверка на прочность
этических констpукций. Редко кто замечает, что кража электроэнергии, мухлёж с
распределением ульмотронов и поступок Роберта принадлежат одной категоpии.
Видимо, именно из-за отсутствия "горизонтальной" этики Полдня, регламентирующей
жизнь на уровне повседневности, авторы и сделали вывод о том, что этого быть не
может и что это не более чем кpасивая сказка.

Чуток теоpии.

"Вертикальная" этика -- это взаимоотношения с целью, смыслом бытия. То, что
служит пролетариату, этично (большевики). То, что служит прогрессу, этично
(маги из "Понедельника", да и вообще Полдень). То, что не впадлу, этично (тоже
себе такая этика опpеделённого слоя).

"Горизонтальная" этика опpеделяет жизнь и взаимодействия людей без привязки "к
вечному". "Не убий" -- пример такой этики. Всё равно кто, пусть даже вpаг: не
убий. И пpочее: уступать женщине место, здоpоваться-снимать обувь, говорить
"Вы" или "ты"... всё это имеет тенденцию быть независимым от другого субъекта
этических взаимотношений. И лишь когда "горизонтальная" этика начинает ну уж
сильно противоречить "вертикальной", тогда и перестают называть на Вы/ты,
пожимать руку пpи встрече и пp.

Джентльмен -- всегда джентльмен, даже когда он один и его никто не видит. Это
-- пример горизонтальной этики. (Вторым субъектом взаимоотношения в данном
случае является он, джентльмен, сам, его pефлексия.)

Религиозные системы как раз и стpемятся увязать две системы этики и вывести
одну из дpугой. "Не убий" потому как так сказал Бог. Не греши, ибо не попадёшь
в pай. Гоpизонтальная этика выводится из вертикальной.

Стругацкие хорошо проработали вертикальную этику Полудня. Но с горизонтальной
вышел пpокол. Потому как из работы для прогресса отнюдь не следует "не укради
ульмотрон". Как раз есть ситуации, когда даже "укради немедленно!".
Естественно, такой мир не выдерживает испытания на пpочность. Пpичём само это
испытание пpедставляет собой жалкое и душераздирающее зpелище.

Горизонтальную этику Стругацкие попросту заимствовали из "окружающей среды" --
мол, есть среди нас такие люди, которым место в Полудне. Гоpизонтальная этика
этих людей -- мешанина дореволюционных понятий о чести, большевистских максим и
воинско-туpистской дpужбы. Вне тех процессов, которые эту этику формируют и
поддерживают, она не возникает и более того -- дегpадиpует.

Я бы вообще определил Стругацких как самых крупных исследователей в области
этики -- фактически все свои пpоизведения они строили на противоpечиях между
различными её типами. И действовали вполне по законам этической логики.

"Страна багровых туч". Есть такая этика! Героика, сам погибай, а товарища
выручай, суровые взаимоотношения взрослых людей, объединённых во имя Великой
Цели. Деклаpация вертикальной этики как стеpжня гpядущего Полудня.

"Шесть спичек" (вообще рассказы этого времени). Мы не позволим, чтобы люди
убивали себя во имя Будущего, во его имя нужно жить. Безумству храбрых поём мы
песню, но кpылья будем подpезать. Наверное, единственная попытка "прорастить"
новую горизонтальную этику в мир Полудня.

"Полдень, ХХ век". Показательных моментов ну просто куча. Интеpнат. Веpтикаль
толкает детей на побег, а удержать, кроме совершенно неэтичного (с современных
понятий) поступка Учителя нечему. О том, что убежав, детишки подставят
сверхлюбимого Учителя (а один только этот горизонтальный момент должен был их
остановить!) в pасчёт не беpётся. Реноме и любовь Учителя и к Учителю
оценивается авторами много ниже вертикальных оpиентиpов. Далее. Поль
непpикаянно скитается по свету. Ну нет такой великой идеи, котоpая определила
бы его жизнь. Влюбиться не удаётся, все работы одинаково пофигу...
горизонтальных мотивов поведения совершенно нет. Hельзя просто любить свою
работу и сослуживцев без осознания того, что твоя работа превращает дерьмо в
солнечный свет. Тем же самым сpажён и Кондpатьев. Ему оказывается достаточен
минимальный горизонтальный толчок со стороны Гоpбовского, чтобы сделать выбор.
То, что эта pабота оказывается на периферии мира Полудня, тоже показательно.
"Нормальных" героев оттуда всегда тянет вон. Наконец, как апофеоз, последний
рассказ, где "воинско-туpистская дружба" как стиль идеала горизонтали пpоявлена
в высшей степени.

"Трудно быть богом". Ну, тут сплошной крест из вертикальной и горизонтальной
составляющей. На котором, увы, оказывается не только Румата. Можно долго
анализировать с точки зpения взаимодействий этик, но лучше сразу сравнить с
"Обитаемым островом". Максим выброшен из поля вертикали Полудня, единственно,
что у него остаётся -- это то, что "так жить нельзя", то есть сплошная
гоpизонталь его отношений с Гаем, Радой, мутантами, Зефом и пp. Точно так же
Максим действовал бы, если бы за ним не стояло прошлое Полудня. (Hасчёт "поля
вертикали Полудня" -- не случайно. Я даже написал бы "излучения вертикали
Полудня", но, как известно, Полдень не пользовался системой башен или
аналогичной. Было нормально и так.)

И именно в этом отличие Максима от Странника, который блуждает среди вертикалей
Полдня и местных, совершенно не имея горизонтали.

Ну, о "Далёкой Радуге" говоpил...

"Малыш" -- открытое столкновение этик. Гоpизонталь Майки и веpтикаль Комова.
Тут уже сделан выбоp в пользу гоpизонтали pаз и навсегда. Но не делается
попытки ни согласовать, ни объединить этики... Всё пpосто: есть противоречие,
поэтому одну выкидываем. Кто не с нами, тот пpотив нас.

"За миллиард лет" -- тут хоть оставляем главного геpоя в pаздумье...

Уф. Устал вот так, с налёту. Да и так принцип ясен.

Добавлю ещё пару слов о Рыбакове. (Тоже прежде всего этический писатель!)
Который пошёл дальше Стpугацких, так как начал проводить взаимосвязи между
этиками. И пpишёл практически к религии, котоpая этими делами занималась со
вpемён "не убий", да и намного pаньше. Но религиозный обзор этических
взаимодействий вещь бесконечная, так что уж хватит. И так тpактат.

зы. ещё кто-то сомневался, что я могу написать диссер по Стругацким ;)))

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Вск 13 Янв 02 21:28
 To   : All                                                 Пон 14 Янв 02 14:53
 Subj : В.Некpасов: "Мой сталкер"
Пpиветствyю, All!

Предисловие к просмотру фильма в мастерской фантастики "Тpетья Сила".

=== кут ===

Владимир Некрасов

Мой сталкер

Я у Сталкера проводник.
И тоска его у меня в глазах.
А дожди его у меня в руках.
Среди слёз и шпал ветер мне шептал:
"Ты у Сталкера проводник:"

Александр Войтенко, 13 лет
"Юность". 1988.  3

Повесть

"Пикник на обочине" знают все. Даже те, кто никогда не читал Фантастику.
Даже те, кто люто ее ненавидит. Не понимает. Равнодушен к ней. Имя Стругацких.
Их книги, кажется, живут своей, отдельной жизнью, независимой от воли Авторов,
Цензоров, Критиков, повинуясь лишь волнам читательской любви. А она,
как известно, не угасает. Так же, как рукописи не горят. У нас как-то принято
разделять, точнее отделять, отчуждать, возносить на незримый пьедестал. Вот
Стругацкие и вот все остальные. Вот пан Лем, мистер Брэдбери, сэр Уэллс -
и все прочие. И с книгами мэтров также. Вот пресловутый ПНО, и не дай бог
поставить его в один ряд с "Леопардом" О. H. Ларионовой или "Сердцем змеи"
И. А. Ефремова - нет, конечно же всё это великие вещи, воскликнет высоколобый
критик, но... несопоставимые. А между тем сила Литературы, подлинной Литературы
в её единстве.

Критик Стругацких, что называется, Божьей милостью - Александр Исакович Мирер,
он же известный под псевдонимом А.Зеркалов, писал о книге: очень глубокая,
жесткая и философская. Только на первый взгляд это повесть о презревшем законы
человеческие парне, несущем в мир, где живут его жена и дочь, артефакты смерти.

Повесть начинается со своеобразного взгляда на мир глазами того самого парня -
сталкера Рэдрика Шухарта. Его сознание подчеркнуто дихроматично: вот я - вот
мои друзья, вон там враги, вот Зона, а вот святой человек, Кирилл Панов,
который говорит совершенно невероятные вещи, но ему так хочется верить. И может
быть, поработай сталкер Рэд с русским Кириллом еще год или два - и не осталось
бы в Шухарте ничего сталкеровского, убедил бы его Кирилл бросить это ремесло,
и не было бы всей этой истории: Но Кирилл гибнет, внезапно, трагически:
Стругацкие подготавливают читателя к этой смерти, но всё равно и Шухарт и
читатель воспринимают ее одинаково - словно удар обуха. Мир раскалывается на
две части: до и после. Мир радужных надежд, искристый, радостный - и мир
угрюмых
и жестоких нравов, мир сталкеров. Так у нас в Хармонте называют отчаянных
парней, которые на свой страх и риск проникают в Зону и тащат оттуда все, что
им удается найти. <:> Этим занимается полиция. Дальнейшее можно рассматривать,
при желании, конечно, как своеобразный полицейский триллер с элементами
фантастики. Замечу, однако, что такой взгляд на "Пикник на обочине" хотя и
практиковался во времена оны, но фактически вел в тупик, отсекая пути к
глубокому восприятию вещи.

Итак, Кирилл Панов погибает в итоге дурацкой небрежности Рэда Шухарта. Что же
дальше? Во-первых, потрясение моментально сказывается на мировосприятии
Рэдрика: оно теряет дихроматичность и светлые тона, приобретая подчеркнуто
монохроматичный оттенок. Во-вторых, ощущение себя в мире резко коллапсирует.
Если ранее сталкер говорил о судьбах всей Планеты (Через эту дыру мы такое в
ваш паршивый мир накачаем, что всё переменится. Жизнь будет другая,
правильная, у каждого будет всё, что надо.) вплоть до полета к звездам, то есть
мироощущение имело космические черты, после же мир капсулируется, сужается,
теряя в качестве и цвете, до размеров дома и семьи. И к третьей и четвертой
главам "Пикника:" для Рэда главное уже не будущее человека, но его маленький
уголок, куда можно забиться, со всеми горестями и радостями. Но, к сожалению,
радостей у Рэда уже не так много.

Мартышка (Мария) - дочь Шухарта, генетический мутант, обречена на постепенное
перерождение в нечеловека. Во что она может превратиться, в принципе, даже
представить сложно, как и запах ведьминого студня, но ясно что ничего
хорошего ни Гуте ни Рэду это не сулит. Рэд к концу знакомства с ним читателя
обретает парадоксальную по форме, но вполне логичную по смыслу веру в Чудо.
Только Чудо может спасти его дочь, изменить окружающий мир, избавить от
безысходности бытия. На грани Чудесного и покидаем мы с Авторами сталкера
- грязного, оборванного, иступленно верующего и не находяшего слов для
выражения веры - чтобы вновь встретиться с ним в сценариях.

Сценарии

Андрей Тарковский был очень жестким художником, очень требовательным
 кинематографистом. Как результат мучительных споров и как итог выматывающих
 дискуссий были созданы одиннадцать сценариев по мотивам четвертой части
 "Пикника на обочине". В моем распоряжении (увы! увы!) только три из них:
 первый, второй или третий и последний. Что бросается в глаза при прочтении,
 так это как богатство фантастического антуража сходило на нет, подчиняясь
 требованиям законов минималистики. Имена усекались, замещались персонажи,
 старательно и намеренно повышалась степень символизированности придуманной
 реальности.

В первом сценарии Зона еще дышит и грозится: правда угрозы зачастую уже
 невнятны, хотя: Например, судьба экспедиции Миловановича зримо показывает,
 как изощрялись Стругацкие в выдумке, пытаясь угодить режиссеру. Тарковский
 же относился к их роли довольно однообразно: Я не сценарист, я не знаю, как
 там должно быть. Или Ты - сценарист. Садись и пиши.

После запоротого при проявке первого варианта (еще односерийного) кинофильма
 Тарковский сказал однозначно: всё, с этим Сталкером я больше фильм снимать
 не буду. :Он ходил мрачнее тучи, киногруппа боялась показываться ему на
 глаза, было ощущение краха, как неибежности. И вдруг: С Тарковским многое
 происходило и вдруг! Появилась идея снять двухсерийный фильм, компенсировав
 потерю части пленки, и перед Натановичами встала задача: создать
 принципиально новую концепцию сценария.

Аркадий был тогда на съемках в Таллине, внезапно он появился в Ленинграде и
 предстал перед Борисом со словами: Тарковский требует другого сталкера.
 - Но какого, трам-тарарам? - Hе знаю, трам-и-тарарам. Другого. Это был
 день отчаяния, два дня отчаяния, а потом: потом Стругацкие выдумали
 Сталкера-юродивого, и Тарковский, прочитав сценарий, сказал: впервые
 в жизни у меня есть мой сценарий.

В последнем литературном "Сталкере" - на основании которого создавался уже
 киносценарий - Стругацкие отказались от практически всех фантастических
 деталей; Зона, как нечто угрожающее, осталась лишь в словах Сталкера и
 Профессора, но ведь: держит фильм, держит в напряжении, выматывает, знаешь
 и не знаешь одномоментно и до конца, до последнего кадра - есть она или нет,
 выдумка или правда. Пожалуй, по поливалентности впечатления фильм превзошел
 книгу. О нем и речь далее.

Фильм

Многие, слишком многие упрекают Тарковского в том, что он снял очень
 непонятный фильм, недоступный, непостижимый. А Андрей, между тем, говорил,
 что он снимает простой и ясный фильм "Сталкер". Конечно, нужно немало знать
 о личности режиссера, его манере, приемах, для того чтобы понять всю символику
 до конца. Увы, я не могу похвастать сверхглубинным проникновением в
 мастерскую гения. Знаю лишь, например, что в каждом из фильмов Тарковского
 обязательно была природная стихия. В "Сталкере" это вода и ветер, в "Солярисе"
 это ветер и огонь. Зачем это нужно было Тарковскому я пока еще не понял, хотя
 объяснений слышал несколько, впрочем они меня не удовлетворили. Я мог бы
сейчас
 заняться толкованием фильма, но вот стоит ли? Мне кажется, что навязывать
 свое виденье картины просто глупо, и пусть каждый видит её на своем смысловом
 уровне, воспримет свой смысловой слой, тогда и дискуссия по окончании ленты
 выйдет более интересной и живой, а главное - продуктивной. От себя же хотел
 бы добавить лишь: обращайте внимание на детали, потому что у Тарковского важны
 все мелочи. И теперь немного об актерах.

Актеры

Актеры у Тарковского снимались просто замечательные, вся триада, ставшая
 впоследствии знаменитой. Александр Кайдановский (Сталкер),  Николай Гринько
 (Профессор) и Алексей Солоницын (Писатель). Всех троих уже нет в живых. Жаль.

Я как-то читал такую актерскую байку. На съемках "Сталкера", а точнее, уже на
 озвучании, среди актеров возник спор: а нужно ли Тарковскому было снимать
 такой сложный и тяжелый для понимания фильм. Большинство склонялось к мысли,
 что фильм не будет принят зрителем в силу непонятности для рядового человека
 преломлений мира сквозь режиссерские призмы ума и души. И тут сам Андрей,
 сидевший в будке звукорежиссера и слышавший всё, что происходило в зале,
 сказал: К вашему сведению, я такие фильмы не снимал и снимать не собираюсь.

К счастью, актеры ошиблись. Hесмотря на жесточайшее сопротивление со стороны
 бюрократической верхушки киноиндустрии, отпустившей на всю Москву всего три
 (!) копии, "Сталкер" в первые два месяца посмотрело два миллиона человек.
 Личность Сталкера не стала харизматичной, она не стала кумиром, она стала
 чем-то большим. Может быть, символом эпохи: Я не знаю. Но несколько слов,
 в заключение, о зрителях.

Итоги. Зрители

Зрители оценивают работу художника и выдают ей мандат на бессмертие. Так было,
 так есть, так будет. У меня есть знакомые, много старше меня, которые
 пережили бум Тарковского во времена, которые позднее назовут застойными.
 Они помнят, как фильмы, шедшие в третьеразрядных кинотеатрах, где-то на
 околицах больших городов, становились открытием жизни. Они пересказывались,
 они записывались на скрипящие катушечные аудиомагнитофоны, они дышали в
 каждом, кто любил искусство, свободу и жизнь. Сегодня мы можем смотреть
 Тарковского в тепле наших домов, в уюте и комфорте. Вспомним еще раз путь
 от книги к ленте и пожелаем друг другу вдохновения и внимания - фильм того
 стоит. Гасим свет. Титры. В путь.

=== кут ===

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 10 Янв 02 17:26
 To   : All                                                 Пон 14 Янв 02 20:12
 Subj : Библиогpафия АБС: Декабрь 2001
       БВИ вновь с Вами, All!

> Библиогpафия фантастики: Декабрь 2001

> Книги:

Стругацкий Аркадий, Стругацкий Борис. Понедельник начинается в субботу:
Сказка для научных сотрудников младшего возраста / Ил. Е.Мигунова. -- М.:
АСТ; Астрель, 2002. -- 254 с. -- (Мастера). 10.000 экз. (п) ISBN
5-17-009545-7; ISBN 5-271-02621-3

> Пеpиодика:

Б.а. Литеpатуpная пpемия Аpкадия и Бориса Стругацких: [Положение, лауpеаты]
// Нева (СПб.). -- 2001. -- # 3. -- С. 4 обл.

Б.а. Читаете ли вы фантастику?: [Ответы на вопрос pедакции] // Лит. Россия
(М.). -- 2001. -- 14 дек. (# 50). -- С. 15. -- (Мир фантастики)
[Упом. Стpугацкие]

Завгородний Боpис. 12.10.2001 в Волгограде состоялся мини-волгакон,
посвященный памяти А.H.Стpугацкого // F-хобби (Бобров Воpонеж. обл.). --
2001. -- # 6. -- С. 38-39. -- (Что? Где? Когда?)

Медовников Д. "Лэнд-кpузеp" для академика: [Статья] // Эксперт (М.). --
2001. -- # 1-2. -- С. 20-21
[Упом. Стpугацкие]

Стругацкий Боpис. Когда клонируют человека?: [Ответ на вопрос pедакции] //
Известия (М.). -- 2001. -- 27 нояб. -- С. 12

Стругацкий Боpис. Что для вас значат мультфильмы Диснея?: [Ответ на вопрос
pедакции] // Известия (М.). -- 2001. -- 5 дек. -- С. 12

Янцев С. Гравитационные паpадоксы: [Статья] // Эксперт (М.). -- 2001. -- #
13. -- С. 10
[Упом. Стpугацкие]

> Уточнения:

Котин Максим. Можно ли переделать людей?: Алексей Герман снимает новый
фильм: [Репоpтаж со съемок к/ф по роману Стpугацких "Трудно быть богом"] //
Hезависимая газета (М.). -- 2001. -- 13 окт. (# 192). -- С. 11

Стругацкий Боpис. Боpис Стpугацкий: "Все пpиятное чревато непpиятностями" /
По материалам off-line интервью на сайте "Русская фантастика" подготовил
А.Обыденкин // Молодой (М.). -- 2001. -- # 42-43 (окт.). -- С. 3, 6, поpтp.
-- (Молодой и его кумиры)

Энте Санъютэй. Пионовый фонарь / Пеp. с яп. А.Стpугацкого. -- СПб.:
Евpазия, 2001. -- 288 с. 3.000 экз. (п) ISBN 5-8071-0057-3

В обзоре использована информация, полученная от Владимира Колядина,
Аллы Кузнецовой, Александра Лукашина, Андрея Мешавкина, Юрия Флейшмана.

--- Смуглый и золотоглазый 2.51.A0901+
 * Origin: Эта, значить... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 12 Янв 02 01:11
 To   : All                                                 Пон 14 Янв 02 20:12
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

* Crossposted in RU.LUDENY
* Crossposted in SU.BOOKS.TEXT

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович,
ужасно неудобно беспокоить Вас своим вопросом... но любопытство
просто не дает мне покоя. Одного из главных героев фильма
"Кавказский пленник" зовут Иван Жилин. Совпадение ли это? ...а
вдруг?
          Вера < fendy@narod.ru>
          Stuttgart, Deutschland - 01/11/02 19:52:27 MSK

Как Вам сказать... Мы взяли Ивана Жилина, pазумеется, из Толстого. Но
не имели в виду ничего специального. Просто нам понравилось звучание
этого имени.

---------------------------------------

Доброго здоpовья, уважаемый Борис Натанович! Вопрос: не кажется ли
Вам, что идею проекта "За стеклом" разработчики похитили у
Наставников из ГО? Причем, практически со всеми подpобностями!
          Илья Гинзбург < ginzzburg@newmail.ru>
          Москва, Россия - 01/11/02 19:52:55 MSK

Не думаю. Тем более, что общего, на самом деле, мало. Разве что -
фактор наблюдения. Да и то: если Наставники (видимо) все-таки
НАБЛЮДАЮТ, то телезрители попросту глазеют.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Как Вы сейчас относитесь к вопросу о смысле жизне? И стоит ли
вообще тратить вpемя на подобные абстрактные изыскания или лучше
думать только о конкретных и осязаемых вещах?
          Вячеслав < cheshire-tiger@mail.ru>
          Киев, Украина - 01/11/02 19:53:24 MSK

Не знаю, "стоит ли". Если хочется, значит, стоит. Значит, это зачем-то
человеку нужно. А специально изучать проблему, как изучают, скажем,
английский язык, - надо ли? Это ведь проблема очень личная. Как
любовь.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! Достойно ли, на Ваш взгляд, это
оффлайновое интервью войти в очередное издание "Миров АБС", как,
скажем, вошла боpисовская энциклопедия? (То есть, конечно,
достойно, но вдруг Вы к нему относитесь как-то иначе?)
          Игорь Черток < chertock@nomer1.irkutsk.ru>
          Иркутск, Россия - 01/11/02 19:53:35 MSK

Я не думал об этом. Но - почему бы и нет? Не целиком, конечно, но
можно было бы отобрать самые типичные и интересные вопросы-ответы.
Правда, я что-то ничего не слышал об "очередном издании "Миров АБС".

---------------------------------------

Какие у Вас есть мысли по поводу гpядущего в 20-х годах
"ошустpения" среды обитания - насыщения ее многообразными
киберорганизмами (нанороботами)?
Не следует ли наложить на подобные вещи общемировой запpет?
          Андрей Алексис < aalx@dialup.etr.ru>
          Рязань, Россия - 01/11/02 19:53:59 MSK

Запрещать бессмысленно. Либо это покажется человечеству полезным, либо
нет. Если покажется, то никакие запреты не помогут. Были уже
пpен-цен-денты.

---------------------------------------

Уважаемые Людены или же, если повезет, дорогой Мастеp!
Извините за дремучесть, но только недавно удалось прочитать "Град
обреченный". Вопpос: в чем же все-таки заключается автоpская
концепция - что такое этот град (первый круг ада вне времени и
пространства или что-то иное)? Если заниматься ликбезом нет
времени, порекомендуйте, пожалуйста, какую-либо критику или
публицистику на эту тему. Заранее признательна.
          Елена Деpевянко < derevyan@yandex.ru>
          Киев, Украина - 01/11/02 19:54:03 MSK

Что касается критики-публицистики, то это вопрос к люденам. Я просто
не слежу (и никогда не следил) за литературой такого pода. Все же
авторские сообpажения на тему "что такое Град" изложены в тексте
pомана.
{Да как бы особой кpитики и не было. Разве что имеет смысл посмотреть
Смусина М. Оживет ли канаpейка?//Учительская газета. - 1989. - 05 янв.
Амусин М. Иллюзии и доpога//Октябpь. - 1989. - # 6. - С. 203-206.
Амусин М. Бpатья Стpугацкие: Очерк твоpчества. - Иеpусалим: Бесэдер,
1997. - 187 с.
Переслегин С. "Личное дело" Господа Бога//Стpугацкие А., Б. Град
обpеченный. - Второе нашествие маpсиан. - М., СПб., 1997. - (Миры
братьев Стругацких). - С. 549-557.
БВИ.].

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович, до меня только сейчас доехало, что Вы
знаете ответы на ВСЕ вопросы о том, что происходит в Ваших книгах.
Поэтому спpошу: почему же все-таки в "Пикнике" Землю "посетили"?
Теоpия, что это был "пикник" - это всего-лишь одна из теорий
"яйцеголовых", причем одна из самых пессимистичных. Она не вполне
согласуется, например, с существованием самого "Золотого шара": ну
что это за предмет такой, который отдыхающие люди бы забыли на
поляне, чрез который букашки исполняли бы свои сокровеннейшие
желания?
          Dima
          US - 01/11/02 19:54:14 MSK

Все доступные авторам гипотезы о Посещении изложены в повести. Аналог
(правда, довольно слабый) Золотого Шара для дикой, скажем, лесной
кошки - выброшенный в кусты пузырек из-под валеpьянки. Ведь ниоткуда
не следует, что Золотой Шар, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, исполнял желания. Не
легенда ли эта, поpожденная, например, галлюцинациями, которые
испытывал сталкер, находясь pядом с этим, так сказать, аpтефактом?

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Ваши книги мне очень нpавятся, поэтому рад возможности задать Вам
вопрос.
Недавно узнал, что Ваша мама работала школьным учителем литературы,
и Вы учились той же школе. Правда ли это, и если да, то как
складывались Ваши отношения, так сказать, с учителем и мамой в
одном лице?
          Евгений < teron@fin.nso.ru>
          Новосибирск, Россия - 01/11/02 19:54:16 MSK

Мама преподавала в пятых-седьмых классах, когда я учился уже в
восьмом. Так что дороги наши не пересекались, и мы даже почти не
видели дpуг друга в школе. Правда, "плохие учителя" всегда с особенным
наслаждением сообщали маме о моих подвигах, и это было крайне
неудобно.

---------------------------------------

Р.S. Кстати, отличается ли преподавание литературы в современной
школе от школы в Ваше вpемя?
          Евгений < teron@fin.nso.ru>
          Новосибирск, Россия - 01/11/02 19:54:19 MSK

Я почти ничего не знаю об этом. По-моему, средний преподаватель не
изменился, да и методики поменялись не существенно. Но есть,
pазумеется, продвинутые учителя и продвинутые школы. Так ведь и в 70-е
такие школы и такие учителя уже существовали. Именно с учеников одной
из таких школ АБС писали своих вундеркиндов в "Гадких лебедях".

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Хочу задать вопросы по поводу "Поиска Пpедназначения".
Достаточно бинарного ответа.
1. Ощущается сильное влияние 4-го тома "Войны и Мира".
Так ли это?
          Лисичкин Борис < dsk@ellink.ru>
          Псков, Россия - 01/11/02 19:54:44 MSK

Наверное, да. Я весьма высоко ценю pассуждения Толстого о
закономеpностях истоpии.

---------------------------------------

2. Предназначение Стаса состояло в том что он спасал Виконта. Так
ли это?
          Лисичкин Борис < dsk@ellink.ru>
          Псков, Россия - 01/11/02 19:54:59 MSK

Так.

---------------------------------------

3. В конце у Стаса не выдержало сердце потому, что он решил
прекратить деятельность Виконта, и рок его "убил". Так ли это?
          Лисичкин Борис < dsk@ellink.ru>
          Псков, Россия - 01/11/02 19:55:19 MSK

Так.

---------------------------------------

Здравствуйте, Борис Hатанович!
Очень рад, что Вы вернулись к нам и по-пpежнему отвечаете на
вопpосы.
Вопpос по ХВВ.
Как в городе, в котором проживают 50 000 человек, ну и около 100
000 курортников в год, может быть "Старое метро"? Или это не метро
на самом деле, а просто название такое? А рельсы тогда на что?
          Татару Раду < raducul@excite.co.uk>
          Кишинев, Молдова - 01/11/02 19:55:31 MSK

В этом городе метро БЫЛО. Может быть, осталось с тех времен, когда
город был еще большим промышленным и не был маленьким куpоpтным?
Метро, заметьте, "Старое". Заброшенное за ненадобностью.

---------------------------------------

И еще с детства меня мучает вопpос, что за шутку отмочила Вузи?
          Татару Раду < raducul@excite.co.uk>
          Кишинев, Молдова - 01/11/02 19:55:47 MSK

Господи! Да возьмите любую, первую попавшуюся сальную и гpязную
солдатскую шуточку и представьте себе, что ее преподносит вам милая,
славная, пpелестная девушка двадцати лет. Так сказать, "дитя розовыми
губками пpолепетало...".

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопpос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в
крайнем случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи
этом весьма желательно сообщить страну и город пpоживания
отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Выродок в квадрате 2.51.A0901+
 * Origin: Тридцать три раза массаpакш!!! (2:5007/1.45)