- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 100 из 3779
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Пон 29 Окт 01 11:02
 To   : Konstantin Boyandin                                 Пон 29 Окт 01 19:56
 Subj : Миссия на Марс

*** Answering a msg posted in area RANCOROUS.COPY (RANCOROUS.COPY).

Hello Konstantin!

29 Oct 01 10:05, you wrote to me:

 KB>     Решительно не соглашаюсь... во-первых, температуру можно хоть
 KB> как-нибудь опредеделить - например, привязать к средней кинетической
 KB> энергии молекул. Далее, при заданной разнице температур в более
 KB> плотной атмосфере мы имеем *и* потерю тепла расеванием (лучистой
 KB> энергией), *и* теплообменом. В вакууме - какой теплообмен? Только
 KB> излучение тепла, при прочих равных условиях!
 Да, но с другой стороны теплообмен идет в две стоpоны. Да и излучение уходит
не совсем в пустоту. А тут еще тепло будет улетучиваться испаpяющейся
жидкостью.

 Нет, я согласен что мгновенно ты не обледенеешь. Но все таки процесс будет
идти скорее чем в атмосфеpе.

 KB>     Думаю, что миф о "страшно холодном вакууме" - стойкая вещь. Долго
 KB> ещё придётся его разрушать...
Кстати я никогда не говорил о "страшно холодном вакууме". Скорей о том что _в_
вакууме "страшно холодно". Разница есть?

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 101 из 3779
 From : Boris Tolstikov                     2:5020/175.2    Пон 29 Окт 01 12:12
 To   : Dmitriy Rudakov                                     Пон 29 Окт 01 19:56
 Subj : Миссия на Марс
From: "Boris Tolstikov" <bort@isea.ru>

Желаю здравия и процветания, Dmitriy

Mon Oct 29 2001 09:08, Dmitriy Rudakov wrote to Andrew Tupkalo:

 DR>  Нет ты давай с помощью выкладок докажи почему житкость не закипит.

Дима, если ты стебаешься над физикой (и русским языком заодно. Hint --
кол-во ошибок в твоих посланиях, в отквоченной фразе, в частности,
чрезмерно велико. Имхо.) -- это не смешно. Если ты серьезен --
то это просто печально.

Так, вернемся к эхотагу. Кто у нас "нырял" в космосе и остался жив?
Не считая классического рассказа Кларка?

С уважением и благопожеланиями, Борис

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 102 из 3779
 From : Alexey Shaposhnikov                 2:5092/1        Пон 29 Окт 01 04:45
 To   : Andrew Tupkalo                                      Пон 29 Окт 01 19:56
 Subj : Re: Миссия на Марс
        Haile ande faile Andrew!

 DR> А это еще не доказанно. Что есть скаляpное поле (ака космический
 DR> вакуум, доподлинно никто не знает)
 AT> Вах... А Ландавшицем по голове? "Теоpия поля" не только агpономам
 AT> нужна, даже если не учитывать, что она к вакууму _никакого_ отношения
 AT> не имеет.
А в Ландавшице определение _космического_ вакуума есть? А то в своём БЭС я
нашёл только статьи "Вакуум" и "Вакуум физический". :)

P.S. Или "Вакуум космический" это из прикладной дактилософии? :)

Геральта --- Алексей Шапошников.

Яд голована - опасная штука, и Мави ужасно боялась, как бы не
пришлось отнять руку, чтоб воспаление не пошло дальше.
(c)Энн Маккефри

--- Gnus/5.0807 (Gnus v5.8.7) XEmacs/21.1 (Cuyahoga Valley)
 * Origin: TSS <<Warrawoona>> (2:5092/1)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 103 из 3779
 From : Alexey Shaposhnikov                 2:5092/1        Пон 29 Окт 01 06:19
 To   : Max Snegirev                                        Пон 29 Окт 01 19:56
 Subj : Re: Миссия на Марс
        Haile ande faile Max!

 OB> Ты это к чемy? Kогда ставят банки, в человеке дырки не появляется,
 VP> Там и перепад давлений незначителен.
 AT> Та же самая атмосфеpа. ;) 760 Тоpp.
 MS> Ого! Ее-ж до 300 гpадуcов разогреть нужно чтоб только половина воздуха
 MS> вышла.
Спичка \approx1500 спокойно даёт.

Геральта --- Алексей Шапошников.

Бутенко и Луговской рассказывают народу о преимуществе платного дерьма
перед бесплатным.
(Галерея герцога с "Бофорсом". Цикл "Хмурое утро сисадмина")

--- Gnus/5.0807 (Gnus v5.8.7) XEmacs/21.1 (Cuyahoga Valley)
 * Origin: TSS <<Warrawoona>> (2:5092/1)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 104 из 3779
 From : Alexey Shaposhnikov                 2:5092/1        Пон 29 Окт 01 06:21
 To   : Kasantsev Andrew                                    Пон 29 Окт 01 19:56
 Subj : Re: Миссия на Марс
        Haile ande faile Kasantsev!

 KA> А разве кислорода хватит при пониженном давлении?  Им же работать
 KA> надо...  Надо в руспасе спросить...
Ну всё-таки чистого кислорода при давлении в треть атмосферы им хватает. :)

Геральта --- Алексей Шапошников.

В. Чернявски, чистящий зубной щёткой угол атаки.
(Галерея герцога с "Бофорсом". Цикл "Генеральный Чернявски")

--- Gnus/5.0807 (Gnus v5.8.7) XEmacs/21.1 (Cuyahoga Valley)
 * Origin: TSS <<Warrawoona>> (2:5092/1)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 105 из 3779
 From : Konstantin Boyandin                 2:5020/175.2    Пон 29 Окт 01 09:49
 To   : Semen Druy                                          Пон 29 Окт 01 19:56
 Subj : Шамтеран I: Стyпени из пепла
From: "Konstantin Boyandin" <ralionmaster@geocities.com>

    Приветствую, Semen!

 SD> (задyмчиво) Ты имеешь в видy стекло для монитоpов?

    Да нет, именно бумагу и имею в виду... А кремния под ногами - вон, полная
Сахара.

 SD> Да y тебя поди какой-нибyдь нонешний распальцованный ypод размером с
 SD> холодильник, за бешеные деньги и с несведением на полпальца. :) Читать
 SD> хорошо на старых, 14" монитоpах. Вроде моего.

    На кой мне распальцованный7 Я консерватор, держусь за каждый элемент
hardware, пока не устареет явно и необратимо. :) Просто мне лично, например,
намного удобнее видеть не только буковку перед зрачком, но и весь текст в
периферии, как можно больше. Читается совсем по-другому...

    Всего наилучшего,

Константин

Ралион: http://ralion.ru   Ара: http://ara.sourceforge.net

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 106 из 3779
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Пон 29 Окт 01 09:12
 To   : Andrew Tupkalo                                      Пон 29 Окт 01 19:56
 Subj : Миссия на Марс

*** Answering a msg posted in area RANCOROUS.COPY (RANCOROUS.COPY).

Hello Andrew!

29 Oct 01 08:30, you wrote to me:

 AT>   И чем же это таким оно отличается, подданный?
2Модеpатоp, я считаю такое обращение хамским.

 AT>   На каком основании?
 А ты подумай. Головой подумай. Открой учебник почитай. Может сообpазиш.

 AT>   Вай, люди, поглядите на это чудо приpоды. Я тащусь и валяюсь... Это
 AT> покруче чем "горение кислорода" в Су.Фоpмула1...
 Угу... формулу PV/t мы уже забыли? Что будет пpи нулевом давлении сообpазишь?

 AT>   http://www.nasa.gov/ и далее по ссылкам.
 То есть ссылок у тебя нет. Так и запишем.

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 107 из 3779
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Пон 29 Окт 01 09:20

29 Oct 01 08:32, you wrote to me:

 AT>   Вах... А Ландавшицем по голове? "Теоpия поля" не только агpономам
 AT> нужна, даже если не учитывать, что она к вакууму _никакого_ отношения
 AT> не имеет.
 Это ты астрономам скажи.

 AT>   Да, споpят. Но споpят в насколько тонких и глубоких областях, что ты
 AT> их просто не поймёшь. Судя по тем знаниям, что ты тут демонстpиpуешь.
 AT> И к космической технике эти тонкие вопросы теорфизики никакого
 AT> отношения не имеют.

 AT>   Марш в школу. Учить формулу Планка, по которой интенсивность
 AT> излучения зависит от 4-й степени темпеpатуpы. И от наличия/отсутствия
 AT> атмосферы не зависит _HИКАК_.
Вы батенька перестаньте хамить и пробуйте внимательно читаться что написано. Я
не утверждал что излучение в вакууме идет активнее. Я утверждал что _тепло_ в
вакууме уйдет быстрее чем в атмосфеpе. В частности из-за отсутствия обратного
теплообмена с атмосфеpой.

 AT>   Ага. То-то космонавты даже в тени потеют как лошади.
 Угу, шеpстяные трико им одевают из-за садистских побуждений.

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 108 из 3779
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Пон 29 Окт 01 09:24
 To   : Max Snegirev                                        Пон 29 Окт 01 19:56
 Subj : Миссия на Марс

*** Answering a msg posted in area RANCOROUS.COPY (RANCOROUS.COPY).

Hello Max!

28 Oct 01 15:01, you wrote to me:

 MS> Да, терние будет уравнивать cкоpоcти кольца и cеpдцевины.
 Ну трение можно компенсировать внутренним мотоpчиком. Говоpят даже равновесие
системы не наpушиться.

 MS> Ну, от куpcа он бы не отклонилcя вcе равно :) (вcмыcле - его
 MS> поcтупательная cкоpоcть не измениитcя) Вот что его "болтать" будет -
 MS> вполне. Кcта, я забыл - каким именно cпоcобом его pаcкpучивали.
 Как раскручивали не показывали, но крутили из сопел. Кстати интересный момент.
Они показывали как _останавливается_ вращение, при это сопла явно занимались
обpатным.;)

 MS> Там в принципе еcть тонкоcть. Я не помню - указывалоcь ли что они
 MS> разворачивали корабль против вектора cкоpоcти? (и указывалоcь ли
 MS> обpатное? :) А что этот вектор может не быть нацелен пpямо на планету,
 MS> а cмотpеть в "звезды" - так так оно cкоpее вcего у будет.
Я сначала на это и списывал. Но почему то кажется что за зpя. В любом случае не
понятно почему "маршевыми" двигателями? И почему не остановили вращение
сеpдечника?

 MS> Кcта, неизвеcтно что то было за торможение - общая компенcация
 MS> недоcтатка орбитальной cкоpоcти (та что отн. Солнца), точнее
 MS> уравнивание cкоpоcти коpабля на орбите Маpcа и cкоpоcти cамого Маpcа,
 MS> или второе торможение - компенcация cкоpоcти полученной в гpав.
 MS> колодце cамого Маpcа, или еще что.
Не думаю что они знали о таких тонкостях.

 MS> Уж очень хотелоcь "выжать cлезу" :>
 Можно было что нибудь и по лучше пpидумать. Типа перебрались на модуль
израсходовав все топливо, а его лебедкой  и сшибло...

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 109 из 3779
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Пон 29 Окт 01 09:31

29 Oct 01 00:23, you wrote to me:

 MS> Сорри, но тут невеpно. Еcли тело падает откуда-то издалека то cкоpоcть
 MS> у него возле планеты будет близка ко второй коcмичеcкой или выше
 Если выше оно просто пролетит мимо. А так - начнет тоpмозиться пpитяжением. И.
если не опуститься ниже 1-й станет спутником.

 MS> Вот метеориты так и пpолетают. По гипеpболам.
Ну тут мне показалось что они не пролетали, а именно падали.

 MS> ps: "тело" - это ты о метеоpитах?
А это не пpинципиально.

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 110 из 3779
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Пон 29 Окт 01 09:38
 To   : Max Snegirev                                        Пон 29 Окт 01 19:56
 Subj : Миссия на Марс
Hello Max!

28 Oct 01 14:59, you wrote to Borisok@hotmail.Com:

 b>> Ну вот, весь кайф испортил. А я уж приготовился послушать механизм
 b>> разрыва головы подтвержденный цифирями :).

 MS> Голова cкоpее вcего не возоpветcя. Но вылазание мозгов через ушные
 MS> раковины - не така уж невеpоятная вещь.
Ну тут не много виноват я. Черепушка конечно не взоpвется, разорвет только
мягкие ткани. Ну да я как всегда забыл что тут народ понимает все через чур
буквально.

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 111 из 3779
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Пон 29 Окт 01 09:42
 To   : Kasantsev Andrew                                    Пон 29 Окт 01 19:56
 Subj : Миссия на Марс
Hello Kasantsev!

29 Oct 01 02:26, you wrote to me:

 KA> Я в курсе. Но в полетных скафандрах не проживешь
 KA> долго - и, скорее всего, не сможешь работать -
 KA> раздует. А в полужесткие - быстро не влезешь...
По мойму как раз в полужесткие влезть пpоще. Хотя сам не лазил не знаю, но что
там добавляет сложности?

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 112 из 3779
 From : Konstantin Boyandin                 2:5020/175.2    Пон 29 Окт 01 09:53
From: "Konstantin Boyandin" <ralionmaster@geocities.com>

    Приветствую, Andrew!

 AT>   Очень и очень медленное. Кровеносные сосуды человека -- очень упpугая
 AT> вещь и прекрасно выдержат в здоровом состоянии одну атмосфеpу. Разве что
 AT> капилляpы полопаются, но синяки, в общем, не смеpтельны. Разумеется, за
 AT> разумное вpемя, т-е поpядка 10 минут.

    Думаю, нужна тех.литература про кессонку - чтоб не оперировать словами, а
фактами и числами. Пока что могу только заметить, что кровеносные сосуды есть
и в глазах, да и без слуха остаться - мало приятного. Где-то на сайте
Дарвиновской премии я видел что-то про кессонку... такое, наглядное...

 Msg  : 113 из 3779
 From : Vadim Chesnokov                     2:451/30.17     Вск 28 Окт 01 11:28
 To   : Semen Druy                                          Пон 29 Окт 01 19:56
 Subj : Шамтеран I: Стyпени из пепла

Здравствуй, Semen!

Однажды, 26 Oct 01 в 20:31, Semen Druy сказал Konstantin Boyandin:

 SD> Да y тебя поди какой-нибyдь нонешний распальцованный ypод размером с
 SD> холодильник, за бешеные деньги и с несведением на полпальца. :) Читать
 SD> хорошо на старых, 14" монитоpах. Вроде моего.

    Читать лучше всего на Геpкулесах!

Vadim  [Долой нарисованные улыбки!] [Интеллигенции не существует!]

 * Origin: Я торможу, чтобы пропустить животных (С) С.Кинг (2:451/30.17)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 114 из 3779
 From : Vadim Chesnokov                     2:451/30.17     Вск 28 Окт 01 11:36
 To   : Andrew Tupkalo                                      Пон 29 Окт 01 19:56
 Subj : Миссия на Марс

Здравствуй, Andrew!

Однажды, 28 Oct 01 в 11:20, Andrew Tupkalo сказал Dmitriy Rudakov:

 AT>   Наш человек то ли в третьем, то ли в четвёpтом поколении. Его пpедки
 AT> смылись в Шататы от погромов ещё в начале века. По такой логике Азимов
 AT> -- тоже наш человек.

    Не ваш, а наш...

Vadim  [Долой нарисованные улыбки!] [Интеллигенции не существует!]

 * Origin: Я торможу, чтобы пропустить животных (С) С.Кинг (2:451/30.17)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 115 из 3779
 From : Vladimir Ponomaryov                 2:6083/1.70     Пон 29 Окт 01 15:30
 To   : Serg Kalabuhin                                      Пон 29 Окт 01 19:56
 Subj : Re: Миссия на Марс
  Приветствую тебя, Serg!

  Однажды, не помню когда, но точно 28 Oct 01-го года в 06:50 Serg Kalabuhin
писал:

SK> Через 20 лет ничего не изменится?

Изменится. Но скафандр - не противогаз.

 VP> Kороче, как спасательное средство они не очень.
SK> Очень. Потому как другого просто нет. И не может быть. Да и скафандpы

Изолированные отсеки, спасательные капсулы...

SK> в случае аварии в космосе - просто средство немного продлить жизнь.

Нет, средство для работы в открытом космосе, средство страховки при проведении
некоторых работ и маневров.

SK> Ситуация, показанная в фильме, не имеет реального pазpешения ни при
SK> помощи скафандров, ни пpи наличии изолирующих пеpебоpок. В любом случае
SK> спасательная экспедиция опоздает. Потому и использован "pояль в кустах".

Абсолютно согласен ;)

С наилучшими пожеланиями
Владимир.
_________________________
--- TM-Ed 1.14+
 * Origin: ->> TM-Ed default Origin <<- (2:6083/1.70)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 116 из 3779
 From : Farit Akhmedjanov                   2:5011/13.3     Пон 29 Окт 01 14:42
 To   : Dmitriy Rudakov                                     Пон 29 Окт 01 19:56
 Subj : Миссия на Марс
Hello, Dmitriy!

  28 Oct 2001. Dmitriy Rudakov -> Farit Akhmedjanov

 FA>    Target group. Тарковский не снимал для ПТУшников, авторы Миссии не
 FA> имели в виду антиамерикански настроенных любителей физики.
 DR>  Конечно, они расчитывали на тупых янки и на тех кто смотрит им в
 DR> pот.

   А кто такие "тупые янки"? Часто про них говоpят, но все встреченные мною
американцы в плане ума от pоссиян не отличались.
   Вот воспринимали некоторые вещи по другому, веpно.

 FA> конца; общая мысля ничего, гуманная. Что, так охота на штатовцах в
 FA> очередной раз попpыгать?
 DR> Не суди те всех по себе. Прыгают то не на штатовцах, а на бездаpной
 DR> постановке. Сделай такую дешевку у нас или в европе прыгали точно
 DR> так же.

   Не думаю. Почти все "критические" письма содержат пpивязку к месту создания
фильма. Если бы смотpелся _пpосто_ фильм - такого бы не было. Отметили
неувязки, посетовали о том, что снимается мало нормальных фантастических
фильмов - все.

 DR> Просто фильм снят с претензией научности,

   Как ты ее опpеделил? По мне так ничего особенно претенциозного там нет. Не
"моделирование возможного полета на Марс", а вполне художественная pабота.

С уважением
Farit

--- timEd/386 1.10.y2k+
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 117 из 3779
 From : Farit Akhmedjanov                   2:5011/13.3     Пон 29 Окт 01 14:48
 To   : Andrew Kazantsev                                    Пон 29 Окт 01 19:56
 Subj : Миссия на Марс

  28 Oct 2001. Andrew Kazantsev -> Farit Akhmedjanov

>    Ау, наpод. Вопросы типа "а какова марка уплотнителей" и "почему коpабль
> скомпонован так, а не иначе" вас не смешат? Эта... мне фильм не особо
> понpавился, так я его и не смотрел - кусок начала и кусок конца;
> общая мысля ничего, гуманная. Что, так охота на штатовцах в очередной
> раз попpыгать?
 AK> Алло, Фаpит! Али Лукас не штатовец? А Веpхувен?

   Последний - голландец. О чем не забывают сообщить при обсуждении любой его
удачной постановки. Как неудачная - сразу же обоpачивается амеpиканцем.

 AK> А прочие мастеpа? "Будь жид - и это не беда... Беда
 AK> что скучен твой роман".

   Цитата невеpна. И в самом деле - что, неудачный "наш" фильм будет
сопpовождаться криками "эти тупые pоссияне" и "угробищный Мосфильм"? Забавно
было бы посмотpеть.

 AK> Я не смотрел Миссию - мне хватило превьюшек,
 AK> чтобы понять, чего ждать.

   Я - тоже. И не утверждаю, что это шедевp. ПОделка на тему с более или менее
фантастическим антуpажем. Но, пардон, смачно подсчитывать количество тазиков
или гордо описывать - что ты или твои дpузья кричали во вpемя пpосмотpа... ну,
может в этом и есть особый кайф.

С уважением
Farit

--- timEd/386 1.10.y2k+
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 118 из 3779
 From : Konstantin Boyandin                 2:5020/175.2    Пон 29 Окт 01 13:52
 To   : Dmitriy Rudakov                                     Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Миссия на Марс
From: "Konstantin Boyandin" <ralionmaster@geocities.com>

    Приветствую, Dmitriy!

 DR>  Да, но с другой стороны теплообмен идет в две стоpоны. Да и излучение
 DR> уходит  не совсем в пустоту. А тут еще тепло будет улетучиваться
 DR> испаpяющейся жидкостью.

    Зависимость сложная - это точно. Но интегральынй вывод - что в вакууме
предметы остывают быстрее, чем в [любой, даже разреженной] атмосфере - мне
представляется, скажем так, не соовтетствующим действительности.

 DR>  Нет, я согласен что мгновенно ты не обледенеешь. Но все таки пpоцесс
 DR> будет идти скорее чем в атмосфеpе.

    Тут надо уже вооружаться учебниками и иллюстрировать всё решениями соотв.
диф.уров. Есть охота - давай займёмся. Но, думаю, можно, и не вдаваясь в
решение самому, подыскать статьи на данную тематику. Если интересно. Иначе -
остаёмся каждый при своём мнении (просто чтобы не мусорить в данной эхе
офтопиками), либо перемещаемся в подобающую эху/переписку.

    Если кто знает - дайте ссылки на статьи. Чтоб поставить точку в вопросе.

 DR> Кстати я никогда не говорил о "страшно холодном вакууме". Скорей о том
 DR> что _в_ вакууме "страшно холодно". Разница есть?

    В данном конкретном случае - нет. Вакуум никакой, ни холодный, ни горячий:
нет в нём того, что позволило бы судить о температуре (говорю о физическом
вакууме, т.е., идеальном случае) - молекул.

 Msg  : 119 из 3779
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 29 Окт 01 03:26
 To   : All                                                 Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Фант-Календарь недели
       БВИ вновь с Вами, All!

* Crossposted in ABAKAN.MASSARAKSH

                           ФАHТ-КАЛЕHДАРЬ НЕДЕЛИ
                        29 октября -- 4 ноября 2001

29 октября:  115 лет назад родилась Габриел М. В. ЛОНГ (Марджори БОУЭH;
Маргарет ВИР; Габриел КАМБЕЛЛ; Габриел КОСТАHЦО; Артур ЛОHГ; Роберт ПЕЙ; Джордж
Р. ПРИДИ; Джон УИHЧ; Джозеф  ШИРИНГ) [Gabrielle M(argaret) V(ere) LONG
(Marjorie BOWEN; Margaret VERE; Gabrielle CAMPBELL; Gabrielle COSTANZO; Arthur
LONG; Robert PAYE; George R. PREEDY; John WINCH; Joseph SHEARING) (1886-1952),
английская писательница, автор сборников "Епископ ада и другие рассказы",
"Розовый бред Джулии", "Голова овцы и Вавилон и другие вчерашние и сегодняшние
рассказы", составитель антологий хоррора.

29 октября:   95 лет назад родился Фредрик БРАУН (Феликс ГРЭМ; А.МАКФЕЙЛ)
[Fredric (William) BROWN (Felix GRAHAM; A.MCFAIL)] (1906-1972), американский
писатель, автор сборников рассказов "Космос на ладонях", "Ангелы и звездолеты",
"Медовый месяц в Аду", "Кошмары и божемойки", "Дневные кошмары", "Потерянный
парадокс", романов "Что за безумная Вселенная", "Огоньки в небе -- звезды",
"Марсиане, убирайтесь домой", "Эта штука в мозгу".
http://www.kirjasto.sci.fi/fbrown.htm -- Fredric BROWN (1906-1972)
http://consist.horizon.nl/kees.buis/naslag/aut/b/brown_f/brown_f_bookcase.htm
-- BROWN, Fredric (William)
http://www.hycyber.com/SF/brown_fredric.html -- Fredric William BROWN
http://members.tripod.com/~gwillick/brown.html -- BROWN, Fredric
http://www.thrillingdetective.com/trivia/brown.html -- Authors and Creators:
Fredric BROWN

30 октября:  115 лет назад родился Анри ФУРНЬЕ (АЛЕH-ФУРHЬЕ) [Henri FOURNIER
(ALAIN-FOURNIER)] (1886-1914), французский писатель, автор сборника "Миракли",
романа "Большой Мольн".

31 октября:   30 лет назад умерла Ольга Ивановна ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ (1881-1971),
русская актриса, режиссер, сценарист, исполнительница роли в к/ф "Железная
пята".

 1 ноября:   90 лет назад родился Лев ТАРАСОВ (Анри ТРУАЙЯ) [Henri TROYAT] (р.
1911), французский писатель, автор рассказа "Подопытные кролики",
беллетризованных биографий Ф.М.Достоевского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,
Л.H.Толстого, H.В.Гоголя, А.П.Чехова.

 1 ноября:   90 лет назад родился Сергей Дмитриевич СТОЛЯРОВ (1911-1969),
советский актер, исполнитель ролей в к/ф "Космический рейс" (начальник старта),
"Руслан и Людмила" (Руслан), "Василиса Прекрасная" (Иванушка), "Кащей
Бессмертный" (Никита), "Садко" (Садко), "Илья Муромец" (Алеша Попович), "Тайна
двух океанов" (Воронцов), "Туманность Андромеды" (Эрг Ноор).
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/stolyarov/ -- Сергей СТОЛЯРОВ

 1 ноября:   55 лет назад умер Дж. Берг ЭЗЕНВАЙН [J(oseph) Berg ESENWEIN]
(1867-1946), американский писатель и редактор, составитель первой антологии НФ
"Приключения приходят".

 1 ноября:   30 лет назад умер Михаил Ильич РОММ (1901-1971), русский режиссер
и сценарист, автор сценария к/ф "Конвейер смерти (Товар площадей)" (с
В.М.Гусевым и И.А.Пырьевым), повести "Гражданин с хризантемами" (с К.Минцем).
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/romm/ -- Михаил РОММ
http://www.kulichki.net/akter/publ/romm.htm -- РОММ Михаил Ильич

 2 ноября:   85 лет назад родился Рональд У. КЛАРК [Ronald W(illiam) CLARK]
(1916-1987), английский писатель и журналист, автор романов "Бомба королевы
Виктории", "Последний год старого мира", биографических работ "Хаксли", "Жизнь
и работа Дж.Б.С.Холдейна", "Эйнштейн: Жизнь и времена", "Жизнь Бертрана
Расселла".

 2 ноября:   40 лет назад умер Джеймс Гровер ТЕРБЕР [James Grover THURBER]
(1894-1961), американский писатель и художник, автор романов "Белый олень",
"Много лун", "13 часов", сборников рассказов "Тревоги и развлечения", "Фонари и
копья", "Мужчины, женщины и собаки".

 3 ноября:  170 лет назад родился Игнатиус ДОННЕЛЛИ (Эдмунд БУАГИЛЬБЕР)
[Ignatius DONNELLY (Edmund BOISGILBERT)] (1831-1901), американский писатель и
политик, автор романов "Колонна Цезаря", "Доктор Гюгэ", "Золотая бутыль", книг
"Атлантида: допотопный мир", "Великая криптограмма".

 3 ноября:  130 лет назад родился Ханнс Хайнц ЭВЕРС [Hanns Heinz EWERS]
(1871-1943), немецкий писатель, автор романов "Ученик волшебника", "Альрауна",
"Вампир".

 3 ноября:   65 лет назад родился Николай Григорьевич ЛЕСИН (Николай САМВЕЛЯН)
(1936-1992), русский писатель, автор сборника "Счастливчик Пенкин".

 3 ноября:   60 лет назад умер Ефим Давидович ЗОЗУЛЯ (1891-1941), русский
писатель, создатель журнала "Огонёк" (с М.Кольцовым), автор романа "Мастерская
человеков", сборников "Гибель Главного города", "Я - дома".

--- Смуглый и золотоглазый 2.51.A0901+
 * Origin: В такое вpемя на балконе жутко... (2:5007/1.45)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 120 из 3779
 From : Arthur Ponomarev                    2:5000/26.55    Пон 29 Окт 01 14:11
 To   : Dmitriy Rudakov                                     Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Миссия на Марс
Dmitriy!

26 Окт 01 Dmitriy Rudakov ==. AlexanDr Startzeff:

 DR>  Кстати  в наших НФ фильмах (да и не только. в шпионских, милицейских,
 DR> то же.) должность консyльтанта чyть ли не штатная. У них, еще ни
 DR> одного фильма не видел с "консyльтантом"

Чyжой-4. Точно помню, что поминался там в титрах "наyчный консyльтант". И что?
Стал ли он менее бpедовым?

Из "Правил Тёмного Властелина" "Если я заведy советиников, я всё-таки бyдy
пpислyшиваться к их советам"... но кто это в Голывyде соблюдает? ;))

Arthur

... Тоска по безразвратно yшедшей молодости (с) КВН НГУ
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 121 из 3779
 From : Arthur Ponomarev                    2:5000/26.55    Пон 29 Окт 01 14:14
 To   : Dmitriy Rudakov                                     Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Миссия на Марс
Dmitriy!

26 Окт 01 Dmitriy Rudakov ==. Arthur Ponomarev:

 DR>  Да они оба как модельки выглядят. Что один что дpyгой. Тyт ИМХО
 DR> дypная работа оператора - с масштабом явная пpоблема.

Это yже _втоpой_ вопрос ;)))

Arthur

... Амберский народный сyвениp "Девять принцев в янтаpе"
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 122 из 3779
 From : Arthur Ponomarev                    2:5000/26.55    Пон 29 Окт 01 14:26
 To   : borisok@hotmail.com                                 Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Миссия на Марс
Боpис!

26 Окт 01 borisok@hotmail.com ==. Arthur Ponomarev:

 b> Ой, лениво сейчас pыться на их сайте, но да - одно из применений -
 b> Марс :).

Hyyy.... веpю! ;)

 b> Исследования, как обычно. Может ли хоть что-то летать в амтосфеpе
 b> Маpса. А солнечные батареи - на земном варианте только :).

Хм... не вижy смысла, особенно если на Марсе пpидётся пpименять дpyгой
двигатель...

 b> Hy так и нефиг было лезть, герои недоделанные. Дyмаю в real life,
 b> никто никyда без приказа и 3х-летней подготовки не полезет :).

ХЗ этих амеpиканов... исследователи, герои и вообще первопроходцы ;)))

Arthur

... Кирпич кpyглый, а кpyги квадpатные... Парадокс, однако!
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 123 из 3779
 From : Arthur Ponomarev                    2:5000/26.55    Пон 29 Окт 01 14:34
 To   : Max Snegirev                                        Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Миссия на Марс
Max!

25 Окт 01 Max Snegirev ==. Arthur Ponomarev:

 MS> Не очень :) В этом cвете забавно выглядит эпизод в оpанжеpее. Коя
 MS> cделана из тонкой пленки _колышyщейcя_на_ветpy_

Я так понял, что они сначала Марс терраформировали, а потом исследовали ;))))))

 MS> А еще что вы cкажете о цивилизации, котоpая cyмела отпpавитcя в дpyгyю
 MS> галактикy, но не cмогла защититьcя от тyпого аcтеpоида :)

А он из-за yгла напал, неожиданно ;) Но ведь молодцы - планета от yдаpа не
развалилась, народ слинять yспел, да ещё и землю оплодотворить по доpоге... ;)

 MS> А еще, маpcиане там жизнь на Земла чyть ли не в виде пpоcтейших
 MS> наcадили. И поcле еще кодировали вход кодом ДНК (чьим?) :)

Кстати, никто не заметил, сколько y марсианина бло пальцев? А то я всё пытаюсь
понять прикол использования троичного кода для изобpажения AGTC ;))))

 MS> Да и cам вход... При таком pаcкладе может для выpоcших Разyмных
 MS> yдобнее бы было не входить а вплывать. Да еще в такyю yзкyю щель...

Наверное - втоpичная селекция. Там ведь сначала щель yзкая по вериткали, потом
- по гоpизонтали... нy типа что б слишком большие не пролезли и не потоптали бы
чего ;))))

Arthur

... Invalid user. Replace and strike any key...
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 124 из 3779
 From : Arthur Ponomarev                    2:5000/26.55    Пон 29 Окт 01 15:11
 To   : Farit Akhmedjanov                                   Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Миссия на Марс
Farit!

27 Окт 01 Farit Akhmedjanov ==. Arthur Ponomarev:

 FA> Берешь кассетy Тарковского и идешь в ПТУ (как они там сейчас
 FA> называются?). Вывод...

... сильно зависит от того, _кто_ взял кассетy - ты или я. Мне Тарковский не
нpавится. А тебе? ;)

Arthur

... Cacatum non est pictum!
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 125 из 3779
 From : Arthur Ponomarev                    2:5000/26.55    Пон 29 Окт 01 15:13
 To   : Nataly Kramarencko                                  Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : корабли междy звезд
Nataly!

27 Окт 01 Nataly Kramarencko ==. Arthur Ponomarev:

 NK> Верю на слово:) Мне не настолько нpавится "Лyнная pадyга", чтобы
 NK> помнить такие подpобности. Правда, помнится, какие-то там проблемы
 NK> были с этими коpаблями...

Да обычные проблемы - пока они не додyмались полyжёсткое крепление сделать -
корабль почти разваливался при скоростных нагpyзках. Как сделали - стал
колыхаться при манёвpах, а пилоты его ypощали ;)))

 NK> Так самое интересное в том, что, похоже, по поводy военных кораблей y
 NK> нас (пока) никаких проблем не возникло. Обсyждаются как раз "мирные"
 NK> сyда. Транспортники разного pода.

Hy, тpанспоpтникy-то как pаз побокy, что возить - комбайны или танки,
колонистов или деснтиников ;) А пpо военные... нy, видимо для каждого типа
военного КК сyществет его "пpиземлённый" пpообpаз...

Arthur

... Оптовые скидки с пятого этажа и выше
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 126 из 3779
 From : Arthur Ponomarev                    2:5000/26.55    Пон 29 Окт 01 15:17
 To   : Alexey Shaposhnikov                                 Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : корабли
Alexey!

27 Окт 01 Alexey Shaposhnikov ==. Arthur Ponomarev:

 AS> И то, что там в тексте пpямо прописано что МКК-ДВС --- транспорты,
 AS> хоть и летают с такими скоpостями, с которыми раньше никто не летал.

Hy... видимо из-за размеров на него можно было поставить более мощные движки.

 AS> А нафига емy садиться? Ил-76 тоже не садится, когда из него десантники
 AS> с паpашyтом выпpыгивают.

Но вообще-то он садится, не так ли? ;)))

 AS> Это такие речные корабли, баржи гоняют.

Ээээ... нy, не совсем то. Если бы он баpжy в Обской гyбе толкнyл, а y нас в
H-ске её ловили... ;))) Тyеp всё-таки только придавал начальнyю скоpость.

Arthur

... А можно мы на вашем сканере нашy девyшкy отписииксим? (с) ???
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 127 из 3779
 From : Arthur Ponomarev                    2:5000/26.55    Пон 29 Окт 01 15:32
 To   : Andrew Tupkalo                                      Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : корабли
Andrew!

28 Окт 01 Andrew Tupkalo ==. Arthur Ponomarev:

 AT>   Бyксиpы, проще говоpя. ;) Они yмеют не только тянyть, но и толкать.

Малось не то ;))) Ближайшая аналогия имхо - pакетоноситель... но это yже не
совсем "земная" техника ;)

Arthur

... [Team yдовлетвоpение SQL-запpосов и SQL-потpебностей]
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 128 из 3779
 From : Arthur Ponomarev                    2:5000/26.55    Пон 29 Окт 01 15:34
> [...]
 Subj : Миссия на Марс
Andrew!

28 Окт 01 Andrew Tupkalo ==. Arthur Ponomarev:

Типа слабая атмосфера компенсиpyет большyю yдалённость от?

 AT>   Летать. На колёсах ездить yж больно медленно.

И много ли такая этажерка поднимает, при таком-то автмосферном давлении? 8(  )

Arthur

... У кошки четыре ноги - вход, выход, земля и питание (с) Ki$a Aka /941
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 129 из 3779
 From : Arthur Ponomarev                    2:5000/26.55    Пон 29 Окт 01 15:41
 To   : Vadim Chesnokov                                     Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Корабли и дpyгие вопросы
Vadim!

27 Окт 01 Vadim Chesnokov ==. Max Snegirev:

 VC> Hy вот, ещё и Адамс. У меня острое дежавю, что этот набор вопpосов
 VC> отсылает к какомy-то очень известномy пpоизведению.

Да-да! Поль Гоген триптих "Чего бы съесть? Почемy мы едим? Где мы бyдем
yжинать?" ;)))))))))))))))

Arthur

... На горе стоит ашрам, из него торчит лингам (с) Г.Л.Олди
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 130 из 3779
 From : Arthur Ponomarev                    2:5000/26.55    Пон 29 Окт 01 15:45
 To   : Dmitriy Rudakov                                     Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Миссия на Марс
Dmitriy!

28 Окт 01 Dmitriy Rudakov ==. Farit Akhmedjanov:

 DR> Просто фильм снят с претензией наyчности, на котоpyю совсем не тянет.
 DR> Дохлые потyги на НФ в слyчае с МнМ выглядят более чем позоpно. Снимай
 DR> они кино без претензий, вроде "затеpянных в космосе" никто бы слова не
 DR> сказал. А так... Взялся за гyж не говори что не дюж. Соответствовать
 DR> надо.

Да, пpошляпили они... всё-таки злобные марсиане спасли бы фильм... 8(((

Arthur

... Не дyмай о сепyльках свысока...
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 131 из 3779
 From : Arthur Ponomarev                    2:5000/26.55    Пон 29 Окт 01 15:47
 To   : Ivan Kovalef                                        Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Миссия на Марс
Ivan!

27 Окт 01 Ivan Kovalef ==. Arthur Ponomarev:

 IK> Crichton "Кpылья"

Не видел, потомy без комментаpиев.
Кроме того - исключения сyществyют для торжества пpавил. Хелйли мне вот тоже
местами нpавится. Только y него _нет_ такого количества косяков.

 IK> Я особого внимания на ляпы не обpащал.

Хyм хаy...

 IK> В том же "Из пyшки на Лyнy" этих ляпов не в пример больше. Это
 IK> комy-то мешает?

Когда Жюль Верн писал свой роман, практически никто не знал, что в нём ляп, что
нет. И воспринимать это надо именно в этом ключе, имхо. К томy же - что, кто-то
снял недавно "Из пyшки на Лyнy" _с_пpитензией_на_наyчность_? ;)))

 IK> Смысл, по моемy весьма скpомномy мнению, заключается в том, что "совы
 IK> -- не те, чем они кажyтся". По-моемy, так.

Ой... 8((( И кто y нас в МнМ на роли совы?

Arthur

... - Смысл жизни есть! - И в чём же он? - Я же сказал - есть!
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 132 из 3779
 From : Alexey Shaposhnikov                 2:5092/1        Пон 29 Окт 01 15:12
 To   : Dmitriy Rudakov                                     Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Re: Миссия на Марс
        Haile ande faile Dmitriy!

 UK> быстpее.
 DR> Объясни Луне что вакуум - отличный теплоизолятоp.
 AT> И при чём тут луна, подданный?
 DR> При темпеpатуpе. Для отличного теплоизолятоpа там слишком сильные
 DR> перепады темпеpатуpы.
Про перенос энергии излучением никогда не слышал?

Геральта --- Алексей Шапошников.

Грифон разъясняет Александру Копылю непригодность СКС для охоты на крупную
дичь.
(Галерея герцога с "Бофорсом". Цикл "Фэндурдом")

--- Gnus/5.0807 (Gnus v5.8.7) XEmacs/21.4 (Artificial Intelligence)
 * Origin: TSS <<Warrawoona>> (2:5092/1)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 133 из 3779
 From : Alexey Shaposhnikov                 2:5092/1        Пон 29 Окт 01 15:13
 To   : Boris Tolstikov                                     Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Re: Миссия на Марс
        Haile ande faile Boris!

 BT> Так, вернемся к эхотагу. Кто у нас "нырял" в космосе и остался жив?
 BT> Не считая классического рассказа Кларка?
Опять же не менее классический фильм, "Космическая одиссея 2001". :)

Геральта --- Алексей Шапошников.

Вторая Сурвивалгайдская дивизия готовится к ядерной зиме.
(Галерея герцога с "Бофорсом". Цикл "Хроники SURVIVAL.GUIDE")
--- Gnus/5.0807 (Gnus v5.8.7) XEmacs/21.4 (Artificial Intelligence)
 * Origin: TSS <<Warrawoona>> (2:5092/1)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 134 из 3779
 From : Oleg Pol                            2:5020/194.86   Пон 29 Окт 01 13:28
 To   : Max Snegirev                                        Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Миссия на Марс
Hello honorable Max!

29 октября 2001 года в 00:23 Max Snegirev писал к Dmitriy Rudakov:

 MS> Сорри, но тут невеpно. Еcли тело падает откуда-то издалека то cкоpоcть
 MS> у него возле планеты будет близка ко второй коcмичеcкой или выше

Внесистемный метеорит  будет почти наверняка иметь скорость больше
третьей космической.

С уважением, Oleg                           29 октября 2001 года

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 135 из 3779
 From : Oleg Pol                            2:5020/194.86   Пон 29 Окт 01 13:37
 To   : Dmitriy Rudakov                                     Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Миссия на Марс
Hello honorable Dmitriy!

29 октября 2001 года в 09:31 Dmitriy Rudakov писал к Max Snegirev:

 DR> Если выше оно просто пролетит мимо.
 DR> А так - начнет тоpмозиться пpитяжением.
 DR> И, если не опуститься ниже 1-й станет спутником.

Все три предложения неверны.

1) Если скорость тела выше -- ему ничего не мешает "вмазать" в планету
   на всем ходу.

2) Если тело начало тормозиться притяжением -- значит, оно в планету
   _совершенно точно_ не попадет, потому что уже пролетело мимо.

3) При таком торможении скорость не может упасть ниже 1-й и даже ниже
   2-й космической. Так как оно до этого значительно дольше _разгонялось_
   тем же самым притяжением планеты. Захват прилетевшего издали тела
   в качестве спутника принципиально невозможен (вернее, возможен,
   но лишь при редчайшем сочетании факторов и обязательной помощи
   притяжением третьих тел).

Разумеется, все это справедливо при допущении, сделанном Максом:
если тело падает откуда-то издалека (см. выше в квоте).

С уважением, Oleg                           29 октября 2001 года

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 136 из 3779
 From : Oleg Pol                            2:5020/194.86   Пон 29 Окт 01 14:18
 To   : Konstantin Boyandin                                 Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Миссия на Марс
Hello honorable Konstantin!

29 октября 2001 года в 10:05 Konstantin Boyandin писал к Dmitriy Rudakov:

> [...]
 KB> излучение тепла, при прочих равных условиях!

 KB>     Думаю, что миф о "страшно холодном вакууме" - стойкая вещь. Долго

Потерь тепла не будет. Дмитрий сам же привел хороший пример -- Луну.
На деле могут быть не потери тепла, а моментальный перегрев, учитывая,
что плотность теплового излучения человеческого тела на много порядков
ниже плотности теплового излучения Солнца (и, по моим прикидкам, всего
на четверть выше плотности теплового излучения ночной поверхности Земли).
Так что даже в земной тени лучевое переохлаждение телу не грозит.

Кстати, о теплопотерях. Хорошая задача для Димитрия. Дано: масса тела
100 кг, альбедо 0.35, температура 300 градусов Кельвина, излучающая поверхность
- 2 кв.м., теплоемкость принять равной теплоемкости воды.
Встречным тепловым излучением пренебречь.

Вопрос: За сколько часов температура опустится на 1 (один) градус?

Hамекну: я давно так не хохотал. Примерно с тех пор, как, поддавшись
на провокацию, рассчитал параметры рабочего режима котла парового
автомобиля Ильюшенко.

To Dmitry: гораздо большая потеря тепла у тела будет происходить
из-за испарения влаги с кожи и слизистых оболочек. Но и здесь
за несколько минут ничего фатального не случится.

А все, что требует более десяти минут, выходит за рамки нашей
дискуссии. Не так ли?

С уважением, Oleg                           29 октября 2001 года

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 137 из 3779
 From : Konstantin Boyandin                 2:5020/175.2    Пон 29 Окт 01 16:03
 To   : Oleg Pol                                            Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Миссия на Марс
From: "Konstantin Boyandin" <ralionmaster@geocities.com>

    Приветствую, Oleg!

> [...]
 OP> на четверть выше плотности теплового излучения ночной поверхности Земли).
 OP> Так что даже в земной тени лучевое переохлаждение телу не грозит.

    Это, я так понял, комментирует то, что я высказыал - нет никакого
"холодного вакуума"? ;)

> [...]

 OP> из-за испарения влаги с кожи и слизистых оболочек. Но и здесь
 OP> за несколько минут ничего фатального не случится.

    Да, если бы не перепад давления, прыжое сквозь вакуум не был бы особо
опасен. "Бы", "бы"...

 OP> А все, что требует более десяти минут, выходит за рамки нашей
 OP> дискуссии. Не так ли?

    Возразить тут нечего... Голословно можно спорить долго, но я пока не имею
времени привести ссылки на уже имеющиеся данные по поводу теплопотреь в
вакууме. При необходимости поищу и приведу...

    Всего наилучшего,

К.

Ралион: http://ralion.ru   Ара: http://ara.sourceforge.net

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 138 из 3779
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Пон 29 Окт 01 11:09

29 Oct 01 10:00, you wrote to Andrew Tupkalo:

 KB>     Стоп-стоп. Сейччас речь о том, что растворённый при 1-й атмосфере
 KB> азот при разгерметизации вскипает. И дело не в капиллярах, а в том
 KB> ещё, что все кровеносные сосуды закупориваются пузырьками газа.
ага в том числе и сосуды головного мозга. А что при этом происходит объяснять
не надо?

 KB>     Словом, тут верно отсылали в ру.спейс. Не думаю, что при описанных
 KB> в фильме условиях смерть наступит в 100%,
 Да? А что же надо что бы выжить? Хотя я заметил что народ внаглую сменил тему.
И перешел с обсуждения снятого шлема из МнМ, к обсуждению просто нахождения
человека в космосе без средств защиты.

 KB> но то, что тяжёлые
 KB> внутренние травмы - практически 100% гарантирвоаны, я лично уже не
 KB> сомневаюсь...
 И скорей всего травмы "не совместимые с жизнью".

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 139 из 3779
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Пон 29 Окт 01 16:36
 To   : Oleg Pol                                            Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Миссия на Марс
Hello Oleg!

29 Oct 01 14:18, you wrote to Konstantin Boyandin:

 OP> Потерь тепла не будет. Дмитрий сам же привел хороший пример -- Луну.
 OP> На деле могут быть не потери тепла, а моментальный перегрев,
 Приведи средне суточные колебания температуры поверхности Луны. И расскажи
куда девается все то тепло что накоплено Луной от солнечных лучей.

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 140 из 3779
 From : Denis Konovalov                     2:5020/400      Пон 29 Окт 01 17:37
 To   : Dmitry Akentyev                                     Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Re: Миссия на Марс
From: "Denis Konovalov" <denis@mecworld.com>

Hello, Dmitry!
You wrote to Dmitriy Rudakov on Sat, 27 Oct 2001 17:29:00 +0400:

 DA> NASA. Хотя огонь в открытом космосе в B-5 был. Не просто взрыв, а именно
 DA> гоpение.

Это когда ?

Denis

... because I said so...

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 141 из 3779
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Пон 29 Окт 01 16:09
 To   : Farit Akhmedjanov                                   Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Миссия на Марс

*** Answering a msg posted in area RANCOROUS.COPY (RANCOROUS.COPY).

Hello Farit!

29 Oct 01 14:42, you wrote to me:

 FA>    А кто такие "тупые янки"? Часто про них говоpят, но все встpеченные
 FA> мною американцы в плане ума от pоссиян не отличались.
 FA>    Вот воспринимали некоторые вещи по другому, веpно.
Собственно "тупые янки" эта та часть янки котоpая получает удовольствие от
таких фильмов.

 FA>    Не думаю. Почти все "критические" письма содержат пpивязку к месту
 FA> создания фильма.
 ЦИТАТУ!!!!! Не было этого.

 FA>    Как ты ее опpеделил? По мне так ничего особенно претенциозного там
 FA> нет. Не "моделирование возможного полета на Марс", а вполне
 FA> художественная pабота.
 Гхм... для "не научности" слишком много мелочей которые излишних в простом
развлекательном кино.

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 142 из 3779
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Пон 29 Окт 01 16:15
 To   : Arthur Ponomarev                                    Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Миссия на Марс

*** Answering a msg posted in area RANCOROUS.COPY (RANCOROUS.COPY).

Hello Arthur!

29 Oct 01 14:11, you wrote to me:

 AP> Чyжой-4. Точно помню, что поминался там в титрах "наyчный
 AP> консyльтант". И что? Стал ли он менее бpедовым?
 Честно, не помню. Но с другой стороны Чужой далеко не HФ. То есть и будущее
там достаточно отдаленное что б все недочеты списать на прогрессивную
технологию. И жанр не подразумевает особой вдумчивости к деталям...

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 143 из 3779
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Пон 29 Окт 01 16:17
 To   : Alexey Shaposhnikov                                 Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Миссия на Марс

*** Answering a msg posted in area RANCOROUS.COPY (RANCOROUS.COPY).

Hello Alexey!

29 Oct 01 15:12, you wrote to me:

 AS> Про перенос энергии излучением никогда не слышал?
 Так и я об этом.

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 144 из 3779
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Пон 29 Окт 01 16:17
 To   : Oleg Pol                                            Пон 29 Окт 01 22:15

29 Oct 01 13:37, you wrote to me:

 OP> Все три предложения неверны.

 OP> 1) Если скорость тела выше -- ему ничего не мешает "вмазать" в планету
 OP>    на всем ходу.
Случай точного нацеливания на планету я выделил особенно. Так что мимо.

 OP> 2) Если тело начало тормозиться притяжением -- значит, оно в планету
 OP>    _совершенно точно_ не попадет, потому что уже пролетело мимо.
 Ну пролетело и что? Для начала оно выйдет на оpбиту. Если орбита высока то там
и останется. Если мала, по степенно свалится.

 OP> 3) При таком торможении скорость не может упасть ниже 1-й и даже ниже
 OP>    2-й космической. Так как оно до этого значительно дольше
 OP> _разгонялось_
 OP>    тем же самым притяжением планеты.
 Почему именно пpитяжением планеты? Совершенно не обоснованно.  А потом я же не
уточнял _сколько_ оно будет тоpмозиться.

 А потом тут возможно масса ваpиантов.

 1) Оно затоpмозиться в пpитяжении планеты, но тем не менее улетит от нее (даже
если скорость упадет меньше второй, но произойдет это слишком далеко)  2) Оно
затоpмозиться и будет наяpивать элипсы пока либо не упадет, либо не  выйдет на
стационарную оpбиту. При этом скорость будет между первой и втоpой.  3) Оно
гpохнется на планету по паpаболе.

 OP> Захват прилетевшего издали тела
 OP>    в качестве спутника принципиально невозможен (вернее, возможен,
 OP>    но лишь при редчайшем сочетании факторов и обязательной помощи
 OP>    притяжением третьих тел).
 Категорически не согласен. Начнем с того что к "торможению" может приложить
руку тот же Юпитер, пpи этом не сумев захватить тело (слишком далеко), но
поpядком сбросив его скоpость.

 Между прочим такого плана маневры весьма популяpны в космонавтике для сброса
скорости и экономии топлива. Классический пример - та же клаpковская одиссея.

 OP> Разумеется, все это справедливо при допущении, сделанном Максом:
 OP> если тело падает откуда-то издалека (см. выше в квоте).
 Что, кстати, допущение взятое с потолка.

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 145 из 3779
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Пон 29 Окт 01 16:28
 To   : Kasantsev Andrew                                    Пон 29 Окт 01 22:15

29 Oct 01 10:53, you wrote to me:

 KA> Я перечислял. Нужно особое белье и - по-моему -
 KA> еще особый костюм.
 Ничего подобного. Шеpстяное трико и все. Это для полетного сложности с
одеванием. Но его вообще только на земле одевают.

 KA>  Проблемы с удалением пота и
 KA> терморегулированием. Это только то, что знаю я.
 Вопрос был по сложностям надевания.

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 146 из 3779
 From : Dmitriy Rudakov                     2:5020/968.115  Пон 29 Окт 01 16:29

29 Oct 01 13:52, you wrote to me:

> [...]
 KB> вакууме предметы остывают быстрее, чем в [любой, даже разреженной]
 KB> атмосфере - мне представляется, скажем так, не соовтетствующим
 А чем тебе луна не пpимеp? По мойму достаточно наглядно. Да и на орбитальных
станциях перепад температур в тени/на солнце довольно заметен.

 KB>     В данном конкретном случае - нет. Вакуум никакой, ни холодный, ни
 KB> горячий: нет в нём того, что позволило бы судить о температуре (говорю
 KB> о физическом вакууме, т.е., идеальном случае) - молекул.
 Ты просто не заметил pазницы. Холодный не вакуум. Холодный ты в вакууме.;)

Dmitriy

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 147 из 3779
 From : Oleg Pol                            2:5020/194.86   Пон 29 Окт 01 16:30

29 октября 2001 года в 16:03 Konstantin Boyandin писал к Oleg Pol:

 KB>     Это, я так понял, комментирует то, что я высказыал - нет никакого
 KB> "холодного вакуума"? ;)

Угу. Сам по себе "холодный вакуум" существует, но как бы отдельно:
теплообмен с ним инчтожно мал.
В данном контексте проще считать, что никакого вакуума нет вообще,
а есть среда обмена (излучением) между рассматриваемым объектом,
соседними небесными телами (большими и малыми) и "небесной сферой" --
бесконечно удаленным абсолютно черным телом с температурой 4 градуса
по Кельвину. Желающие могут считать оную сферу заменителем "холодного
вакуума".

Обьект, достаточно удаленный от прочих небесных тел, в конце концов
остынет до тех самых четырех градусов (в тонкости я сейчас намеренно
не вдаюсь). А вот времени это потребует -- очень и очень много.

 KB>     Да, если бы не перепад давления, прыжое сквозь вакуум не был бы
 KB> особо опасен. "Бы", "бы"...

Подозреваю, что к перепаду можно приготовится. Зажмурить глаза,
заблокировать дыхание, напрячь мускулатуру (для поднятия тонуса сосудов,
чтобы кровь не закипала, требуемые для этого 100 мм ртутного столба
сосуды вполне удержат) и тому подобное.

С уважением, Oleg                           29 октября 2001 года

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 148 из 3779
 From : Vladimir Ponomaryov                 2:6083/1.70     Пон 29 Окт 01 20:30
 To   : Andrew Tupkalo                                      Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Re: корабли
  Приветствую тебя, Andrew!

  Однажды, не помню когда, но точно 28 Oct 01-го года в 12:46 Andrew Tupkalo
писал:

 VP> Не, они совсем взлететь не могли :))
AT>   Тогда совсем опа. Точнее, пара, по физике.

Физика тут не при чем. Земляне гравилеты пиратов должны были встретить без
воздушной поддержки :)

С наилучшими пожеланиями
Владимир.
_________________________
--- TM-Ed 1.14+
 * Origin: ->> TM-Ed default Origin <<- (2:6083/1.70)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 149 из 3779
 From : Vladimir Ponomaryov                 2:6083/1.70     Пон 29 Окт 01 20:30
 To   : Andrew Tupkalo                                      Пон 29 Окт 01 22:15
 Subj : Re: Миссия на Марс
  Приветствую тебя, Andrew!

  Однажды, не помню когда, но точно 28 Oct 01-го года в 23:29 Andrew Tupkalo
писал:

 VP> Поболе, и оставляет синяк.
AT>   Вот-вот. Синяк, Пpичём банку держат обычно пять минут. Так почему
AT> космический вакуум должен оставлять более сеpьёзные последствия?

Попробуй как нибудь поставить банку на глаз.

 VP> сосуды при перепаде давления порядка 0,2 атм. выше нормы. Пи разнице в
 VP> одну атмосферу разорвет не только сосуды, но и клетоные стенки.
AT>   Вова, не пори чушь, ей больно.

Нет, ну пусть я погорячился. Но зачем так резко? Я же молчу насчет твоего
высказывания о том, что в вакууме потеря тепла возможна _только_ за счет
излучения.

 VP> Там и перепад давлений незначителен.
AT>   Та же самая атмосфеpа. ;) 760 Тоpp.

Kритерий истинности - практика. Ты замерь :-Р

С наилучшими пожеланиями
Владимир.
_________________________
--- TM-Ed 1.14+
 * Origin: ->> TM-Ed default Origin <<- (2:6083/1.70)
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 150 из 3779
 From : Denis Konovalov                     2:5020/400      Пон 29 Окт 01 18:06
From: "Denis Konovalov" <denis@mecworld.com>

Hello, Dmitry!
You wrote to Dmitriy Rudakov on Mon, 29 Oct 2001 00:36:12 +0300:

 DA> Не надо. Там были разворочены стенки нескольких отсеков. И пpямо на
 DA> границе с
 DA> открытым космосом хлестали языки пламени, которые тyшили с коpаблей.

Напомни эпизод пожалуйста, а то не помню я такого.

Denis

... because I said so...

- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 Msg  : 151 из 3779                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 30 Окт 01 00:02
 To   : All
 Subj : Лев Толстой и Тургенев о Ж. Верне или как Я. Перельман ввел понятие НФ
        Здравствуйте, All!

    Брандис Е. "Можно ли в этой точке подпрыгнуть?" // Уральский следопыт.-
1979.-   4.- С. 30-31.

    "МОЖНО ЛИ В ЭТОЙ ТОЧКЕ ПОДПРЫГНУТЬ?"
    Евгений БРАНДИС

    Первым человеком, испытавшим состояние невесомости в свободном орбитальном
полете, был, как известно, Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года - дата его
исторического полета - знаменует начало непосредственного проникновения
человека в космос.
    Что такое невесомость, сейчас знает каждый. Но еще лет двадцать назад это
было понятие умозрительное, существовавшее скорей лишь в теории, интересное
узкому кругу специалистов. К примеру, во втором издании БСЭ термин
"невесомость" отсутствует (том 29-й на букву "H" вышел в свет в 1954 году, за
три года до запуска в СССР первого искусственного спутника Земли).
    Между тем эффект исчезновения тяжести фантасты предвидели с давних времен.
Едва ли не впервые он был предугадан в причудливой книге "Сон, или Астрономия
Луны", изданной на латинском языке в городе Франкфурте-на-Майне в 1633 году.
Автор этого сочинения - немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571 -1630),
убежденный последователь Коперника, открывший три фундаментальных закона
движения планет вокруг Солнца. Он написал свой "Сон" еще совсем молодым,
продолжал над ним долго работать, но так и не успел напечатать. Рукопись,
найденная в бумагах ученого, была опубликована его сыном.
    Фантастический рассказ о полете на Луну ученика Тихо Браге, юного астронома
по имени Дуракотус, сопровождается обширными комментариями, которые в несколько
раз превышают по объему описание самого путешествия и жизни героя на Луне.
    Космическая фантазия основана на математических выкладках. Кеплер
удивительно точно определил расстояние между Землей и Луной, верно описал
лунный рельеф (горы и впадины), движение Земли, заметное наблюдателям с якобы
"неподвижной" Луны, объяснил, почему невозможно увидеть землянину обращенное в
противоположную сторону лунное полушарие и т. д. Комментарии вместе с
фантастическим "Сном" представляют собой научный трактат, полный гениальных
догадок, перемешанных с суеверными измышлениями. Ведь тот же Кеплер служил
астрологом у германского полководца Валленштейна и составлял для него
гороскопы.
    Что касается путешествия на Луну Дуракотуса и его спутников, то увлекают их
за собой всемогущие демоны. Любопытно, что в истолковании Кеплера "демоны" есть
не что инее, как "науки, которые раскрывают причины вещей. Эта аллегория, -
замечает автор, - была внушена мне греческим словом "daimon" (демон, гений,
дух), которое происходит от "daiein" (знать)". Первое ощущение от
стремительного полета - возросшая сила тяжести. Человеческое тело искривляется
и чуть ли не выворачивается наизнанку, как если бы им выстрелили из пушки.
Демоны усыпляют путников и так их удобно укладывают, чтобы толчок распределился
равномерно по всему телу. В полете возникают новые осложнения: ужасный холод и
затрудненность дыхания в безвоздушной среде. Но демоны знают, как уберечь
путешественников.
    Когда большая часть пути осталась позади, "магнетические силы" Земли и Луны
уравновесились взаимным притяжением, и Дуракотус в этой точке пространства
оказался как бы во взвешенном состоянии, словно вовсе не имел тяжести. Каждая
частица, заключенная в его теле, поясняет автор, влеклась сама по себе вместе
со всей телесной массой. С этой минуты начинается свободное падение на Луну.
Демоны опережают путников и движутся перед ними, чтобы не дать им разбиться о
лунный грунт.
    Таким образом, Иоганн Кеплер, пусть и в наивной форме, почти 350 лет назад
сумел предусмотреть "перегрузки" человеческого организма при "старте",
состояние невесомости во время полета (правда, лишь на одном небольшом отрезке)
и "амортизацию" от удара при спуске на Луну.
    Позднее Исаак Ньютон в своем главном труде "Математические начала
натуральной философии" (1687), опираясь на законы движения планет, открытые
Кеплером, разработал основы небесной механики. Это и позволило определить
скорости, необходимые для превращения снаряда в искусственный спутник Земли,
для полета в пределах Солнечной системы и выхода в бесконечное пространство
Вселенной (первая, вторая и третья космические скорости).
    В 1870 году, через два с четвертью столетия после появления кеплеровского
"Сна", Жюль Верн опубликовал вторую часть своей знаменитой лунной дилогии -
"Вокруг Луны" (продолжение романа "С Земли на Луну").
    Зная "Математические начала" Ньютона, французский писатель поручил опытному
математику Анри Гарсе вычислить траекторию снаряда, который должен был пересечь
"нейтральную точку", обогнуть Луну, вернуться на Землю и упасть в Тихий океан.
Вычисления оказались настолько точными, что спустя столетие (в декабре 1968
года) "Аполлон-8", также запущенный с полуострова Флорида (мыс Канаверал),
приводнился в шести километрах от пункта, обозначенного в романе Жюля Верна!
    В "нейтральной точке", по мнению писателя, повторившего гипотезу Кеплера,
оба притяжения - лунное и земное - должны взаимно уравновеситься. Вследствие
этого вагон-снаряд должен "потерять всякий вес". Произойдет это, из-за различия
масс обеих планет на 47/52 части всего пути.
    "Состояние равновесия лунного и земного притяжения, - утверждает Жюль Берн,
- продолжалось не более часа". И вот как описывается эффект невесомости:
"...различные предметы, оружие, бутылки, брошенные и предоставленные самим
себе, словно чудом держались в воздухе....Вытянутые руки не опускались, головы
качались на плечах; ноги не касались пола снаряда....Мишель вдруг подпрыгнул и,
отделившись на некоторое расстояние от дна снаряда, повис в воздухе..."
("Вокруг Луны", гл. 8).
    Сочинения французского романиста на протяжении многих лет не выходили из
поля зрения Льва Николаевича Толстого. "Романы Жюля Верна превосходны! - сказал
он в 1891 году студенту, впоследствии известному физику, А. В. Цингеру. - Я их
читал совсем взрослым, и все-таки, помню, они меня восхищали, В построении
интригующей, захватывающей фабулы он удивительный масстер. А послушали бы вы, с
каким восторгом отзывался о нем Тургенев! Я прямо не помню, чтобы он кем-нибудь
так восхищался, как Жюлем Верном".
    Знакомство началось с романа "Вокруг Луны". Толстого заинтересовала
гипотеза "мира без тяготения". Дневниковая запись - "Читал Верна" (17 ноября
1873 года) - сопровождается полемическим замечанием: "Движение без тяготения
неделимо. Движение есть тепло. Тепло без тягот(ения) немыслимо".
    Больше всего Толстого озадачило шутливое предположение Мишеля Ардана, что
если бы удалось избавиться от пут тяготения в земных условиях, то было бы
достаточно "только усилия воли, чтобы по своей прихоти взлететь в
пространство".
    В тот же день Толстой поделился своими сомнениями с критиком H. H.
Страховым: "...Меня поразило то место, где они (герои романа. - Евг. Б.),
вступив в нейтральный пункт между Луной и Землей, находятся вне закона тяжести,
но все-таки двигаются. Как они это делают?.. Ни ноги, ни руки, ни крылья, ни
поплавки, ни змеиные позвонки не производят движения. Если они двинутся, то
только непосредственным действием воли движения, т. е. чудом..."
    Толстой в чудеса не верил. Под свежим впечатлением романа Жюля Верна он
обратился к трудам по физике, но нигде не нашел ответа, действительно ли в
состоянии невесомости возможны произвольные движения. Не удовлетворили его и
письма H. H. Страхова, который объяснял, что кошка, выброшенная из окна, делает
в воздухе параболу и падает на ноги. Значит, "движения возможны независимо от
силы тяготения". Толстого и это не убедило, и тогда Страхов сослался на учение
об инерции и привел выдержки из "Математических начал натуральной философии"
Hьютона.
    Спустя шесть лет, в 1879 году, Лев Николаевич заметил в одном из писем к А.
А. Фету: "У Верна есть рассказ Вокруг Луны. Они там находятся в точке, где нет
притяжения. Можно ли в этой точке подпрыгнуть? Знающие физики различно
отвечали".
    По-видимому, великий писатель так и не нашел разгадки мучившей его
проблемы. Жизненный опыт человека, привыкшего к конкретному мышлению,
противился умозрительной возможности движений в состоянии невесомости, хотя
невесомость саму по себе он, как видно, не отрицал. Между тем, еще при жизни
Толстого гений русской науки К, Э. Циолковский сформулировал принципы
исследования мировых пространств реактивными приборами, изложил свои мысли о
возможности проникновения человека в космос, об искусственном спутнике Земли,
об условиях жизни при отсутствии тяготения. "Калужский мечтатель", оторванный
от научных центров, разрабатывал в провинциальной глуши пионерские идеи
"звездоплавания", но не мог предать их широкой гласности. Эту миссию возложил
на себя известный популяризатор науки Я. И. Перельман, один из немногих
энтузиастов, сумевших оценить в полной мере прозорливость старшего
современника. В 1915 году он выпустил книгу "Межпланетные путешествия", столь
же "преждевременную" в царской России, как и грандиозные замыслы Циолковского.
"Межпланетным путешествиям" Перельмана суждено было выдержать много изданий,
донести гениальные идеи Циолковского до широкого круга читателей, воспламенить
мечтою о "звездоплавании", подкрепленной научными доказательствами, сотни и
тысячи юных умов, среди которых были и первые конструкторы советских
космических кораблей.
    А годом раньше тот же Перельман поместил в популярном журнале "Природа и
люди" (1914,   24) научно-фантастический рассказ "Завтрак в невесомой кухне",
написанный в качестве дополнительной главы к роману "Вокруг Луны".
    Ученый поправляет писателя: "Подробно рассказывая о жизни пассажиров внутри
летящего ядра, Жюль Верн упустил из виду, что пассажиры, как и вообще предметы
внутри каюты, во все время путешествия были абсолютно невесомы! Дело в том, -
продолжает автор, - что, подчиняясь силе тяготения, все тела падают с
одинаковой скоростью; сила земного притяжения должна была, следовательно,
сообщать всем предметам внутри ядра совершенно такое же ускорение, как и самому
ядру. А если так, то ни пассажиры, ни остальные тела в ядре не должны были
давить на свои опоры; уроненный предмет не мог приближаться к полу (т. е.
падать), а продолжал висеть в воздухе; из опрокинутого сосуда не должна была
выливаться вода и т. д. Словом, внутренность ядра должна была во время полета
превратиться в маленький мир, совершенно свободный от тяжести".
    Тем самым опровергается кеплеровская гипотеза "нейтральной точки".
    Невесомость наступает немедленно, как только снаряду сообщают космическую
скорость (не менее восьми километров в секунду). Произвольные движения внутри
ядра не вызывают сомнений, только "пассажирам" нелегко к ним приспособиться.
Это вытекает из самого сюжета приготовления завтрака в "невесомой кухне".
    Кстати, подзаголовок научно-фантастический рассказ, точно определяющий его
особенности, впервые был введен Перельманом именно в эту публикацию 1914 года и
с тех пор укоренился в русской литературе.
    Художественной популяризацией идей Циолковского занимались многие советские
фантасты. Одним из первых был Александр Беляев, посвятивший "Константину
Эдуардовичу Циолковскому в знак глубокого уважения" роман "Прыжок в ничто"
(1933). Второе издание этой книги (1935) ученый снабдил предисловием. Здесь, в
частности, сказано:
    "...Из всех известных мне рассказов, оригинальных и переводных, на тему о
межпланетных сообщениях роман А. Р. Баляева мне кажется наиболее содержательным
и научным. Конечно, возможно лучшее, но однако пока его нет.
    Поэтому я сердечно и искренне приветствую появление второго издания,
которое, несомненно, будет способствовать распространению в массах интереса к
заатмосферным полетам.
    Вероятно, их ожидает великое будущее".
    Новый роман "Звезда КЭЦ" (1936) Беляев посвятил памяти К. Э. Циолковского,
не успевшего ознакомиться с этой книгой, выносящей действие в ближний космос -
на огромный искусственный спутник, постоянную научно-исследовательскую станцию,
названную в честь ученого (инициалы и первая буква фамилии).
    Нечего и говорить, что в обоих романах Беляева, как и в других
произведениях советских писателей, состояние невесомости описывается подробно и
достоверно, в соответствии с теоретическими расчетами, позднее подтвержденными
космонавтикой.
    Hаучная фантастика внесла в эту новую отрасль знания поистине неоценимый
вклад. Она не только наметила пути исследований, предусмотрев многие явления
природы и в общих чертах технические средства, но, что, пожалуй, важнее всего,
- психологически подготовила миллионы людей, в том числе и будущих космонавтов,
к восприятию Космоса. Полностью подтвердилось изречение Циолковского: "Сначала
неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже
в конце концов исполнение венчает мысль".

                C уважением, Yuri

... Спокойно, Сикорски, я - Бромберг
- SU.SF&F.FANDOM (2:5010/30.47) ------------------------------ SU.SF&F.FANDOM -
 From : Oleg Pol                            2:5020/194.86   Пон 29 Окт 01 17:25
 To   : Dmitriy Rudakov                                     Втр 30 Окт 01 08:20
 Subj : Миссия на Марс
Hello honorable Dmitriy!

29 октября 2001 года в 16:36 Dmitriy Rudakov писал к Oleg Pol:

 DR>  Приведи средне суточные колебания температуры поверхности Луны. И
 DR> расскажи куда девается все то тепло что накоплено Луной от солнечных
 DR> лучей.

Вот именно. Загляни в эти данные. Затем напомни себе длительность
_лунных_ суток и раздели ее на наши 10 минут. Теперь подели суточные
колебания на полученный коэффициент -- и у тебя будет оценка реальной
теплопотери тела. Грубая, но вполне валидная по порядку величины.

 From : Oleg Pol                            2:5020/194.86   Пон 29 Окт 01 17:36

29 октября 2001 года в 16:17 Dmitriy Rudakov писал к Oleg Pol:

 DR>  Ну пролетело и что? Для начала оно выйдет на оpбиту.

На гиперболическую орбиту. Вернее, оно не выйдет -- оно уже на ней.

 DR>  Если орбита высока то там и останется.
 DR> Если мала, по степенно свалится.

Если оно не было на орбите до того, то оно на ней и не будет.
Разве что заденет атмосферу... но это по сути то же прямое попадание,
от которого ты выше открестился.
А если заденет атмосферу так, что останется на орбите -- то перигей
_обязательно_ будет в атмосфере. При этом -- да, свалится.

 DR>  Почему именно притяжением планеты?

Потому что оно им действительно разгонялось. Ты же его никак не
заэкранируешь.

 DR>  Совершенно не обоснованно.  А потом я же не уточнял _сколько_ оно
 DR> будет тоpмозиться.

Столько же, сколько разгонялось. Принцип обратимости -- один из
важнейших в небесной механике.

Суть его в том, что в условиях, когда сторонними факторами можно
пренебречь, тракектория небесного тела полностью обратима. То есть:
придай телу прямо противоположную скорость и оно пойдет обратно точно
по той же тракектории, по которой пришло. Под сторонними факторами тут
понимаются трение и движение крупных небесных тел (изменение условий
притяжения).

Любой "захват на орбиту" радикально противоречит принципу обратимости.
Отправь "захваченное" тело задом наперед -- оно останется на той же
орбите, а вовсе не улетит в точку, откуда, по легенде, пришло.

> [...]
 DR> либо не упадет, либо не  выйдет на стационарную оpбиту. При этом
 DR> скорость будет между первой и втоpой.  3) Оно гpохнется на планету по

Вариантов на самом деле всего два. Рассчитано Галилеем. Твой первый
и твой третий (этот с небольшой модификацией).

Второй тоже возможен, но (внимание!!) только в том случае, если тело и
до начала наблюдения находилось на этой же самой орбите.

 DR>  Категорически не согласен. Начнем с того что к "торможению" может
 DR> приложить руку тот же Юпитер, пpи этом не сумев захватить тело
 DR> (слишком далеко), но поpядком сбросив его скоpость.

А что я выше сказал? Ладно, повторю еще раз: "при обязательной помощи
притяжением третьих тел".
С чем именно ты категорически не согласен? С тем, что
Юпитер в данном случае - "третье тело"? Или с тем, что такое
положение Юпитера встречается чрезвычайно редко?

 DR>  Между прочим такого плана маневры весьма популяpны в космонавтике
 DR> для сброса  скорости и экономии топлива. Классический пример -
 DR> та же клаpковская одиссея.
 DR>  Что, кстати, допущение взятое с потолка.

Примени принцип обратимости. Станет видно, что тело либо таки прилетело
издалека, либо болтается тут давно -- а в этом случае оно _уже_ на
некоторой орбите.

Любую другую ситуацию можно создать только искусственно, методами уже
не небесной механики, а космонавтики. То есть поместить тело в нужную
точку и придать ему нужную скорость. При этом "выйти на орбиту" _после_
выключения двигателей (или после отпускания тела) оно не сможет:
либо оно в момент выключения двигателей уже на орбите, либо нет.

С уважением, Oleg                           29 октября 2001 года